Герой даниэля дефо робинзон крузо записывал все. Даниэль Дефо "Робинзон Крузо": описание, герои, анализ произведения. Даниэль Дефо и его герой Робинзон Крузо


Студент: Два.

Сегодня был диалог препода и одного студента после окончания семинара:

Препод: Так, ну что мне ставить, ты за весь семинар ответил всего раз или два...
Студент: Два.
Препод: Хорошо... Два, значит два...

Один студент РХТУ поделился фотографиями о жизни в общаге. Те, кто жил в общежитии во время учебы, поймут эту подборку и многое вспомнят. У всех примерно одинаково проходят студенческие годы и вспоминаются с удовольствием.

Диалог между двумя гопниками в троллейбусе:
...-Слышь, а где Васян, чо-то его не видно?
- Блин, да в больнице лежит
- А чё с ним?
- Сотрясение мозга, сломаны челюсть, 6 ребер, рука и нога.
- Оо???? , а он чо, с лестницы навернулся?
- Да не, нажрался, вышел на улицу, прикопался до какого-то студента и
порвал ему ватман.

xxx: а как ты завязал с играми?
yyy: в общем я спал себе спокойно на матане, и вдруг просыпаюсь в холодном поту от того, что у МЕНЯ нет замка, и мне осталось 7 дней, или иначе я прекращу свое существование...

случай на экзамене по трудовому праву.
Диалог преподавателя женщины (П) и студента парня (С).

П: какие отпуска по восстановлению трудовой функции Вы знаете?
С: эээ... по беременности и родам...
П: желаю Вам так отдохнуть...
Занавес.)))

Два студента пришли получать зачёт по физкультуре. Преподавателя нет,
немного подождали, пошли в магазин купить сигарет. Продавщица сдала
сдачу чупа-чупсами. Вернулись, сосут чупа-чупсы. Приходит преподаватель:
- Ну что, ребята, готовимся? Давайте, заходите по одному...

Из жизни преподавателя КСЕ (часть очередная)
1. Опять сессия, опять студенты отжигают.
Преподаватель (П): Ладно, задаю последний вопрос. Ответите - поставлю
три (про себя: и катись-ка ты отсель, а то домой очень хочется)Приведите
примеры веществ, являющихся проводниками электрического тока.
Студент (С): Например, дерево...
П. ::?((
С. : Ну, еще человек...(Торопливо) Если пальцы в розетку засунет,
конечно.
2. На шкафу стоят бюсты кроманьонца (с бородой) и неандертальца (с
лохматой шевелюрой). Пока я опрашиваю одного студента, остальные
переговариваются между собой:
С1: Это ученые, по-моему, биологи или там химики...
С2: Ты че, это же писатели- Толстой и... Тургенев (?)... Достоевский
(?)

До сих пор мучаюсь вопросом: а кто же из них Толстой?

"Задача студента - ублажать слух преподавателя..." Это ака преамбула..
Сижу, принимаю зачет у группы по праву.. группа тяжелая, в основном
девочки из серии старого анекдота "У НАС ВЕСЬ ХЛЕБ СВЕЖИЙ!!!"...
Практически уже не слушаю, ибо бред идет страшный, а себя любимую
жаль... Подходит одна из последних.. В глазах тоска и безбрежная
пустота... Тонет как крейсер "Варяг".. Даю ей последний шанс.. "Девушка,
расскажите о правоотношении, и я от Вас отстану"... Просит разрешения
рассказать на примере.. Киваю..

Слышу: "В правоотношении участие принимают двое: учитель и человек...".

Эта же группа (уже при сдаче философии): "Мифы - древнейшая форма
человеческой жизни"... "Как говорил великий древний китайский философ
Мао Дзе Дун...."

Прочитала в интернете статью Малофеева П.Н. "Студент и преподаватель правила диалога" . Интересные размышления и наблюдения приводит автор, а ведь оно так и есть. От того, как ты найдешь взаимопонимание не только с преподавателем, но и с самим студентом зависит твоя работа, твое взаимоотношение, взаимопомощь на занятии.

Диалог между студентом и преподавателем, инициируемый студентом, это партнерское взаимодействие, взаимопонимание, обмен взглядами, идеями, позициями и пр. Он возникает при определенных условиях, не сразу, постепенно. Появлению диалога предшествует ориентация студента в преподавателе, его личностных и профессиональных качествах, проявлениях. В результате студенты формируют (с той или иной степенью осознания) модели взаимодействия. В них преподавателю предлагаются разные роли, разная активность, различные механизмы взаимодействия, отражающие и меру понимания, и меру доверия, и меру интереса, ценности, необходимости, проявляемые к нему со стороны студентов.

Студент и преподаватель. Правила диалога.

Основные правила и ошибки диалога «студент - преподаватель».

Как хорошо было в возрасте, который Корней Чуковский определил как «от двух до пяти»! Говорим, что думаем, без всякой мысли о том, что себе же можем сделать хуже. К незнакомым – сразу на «ты» , у родителей играем на нервах. Все эмоции – и слезы, и радость, - рядом. И так – до яслей, до детского сада.

А дальше – начальная школа, потом она же – средняя, и, наконец, вуз . Вот тут-то и формируется у нас «шкурная» психология, основанная на непрекращающемся все годы учебы диалоге «учитель – школьник» и затем «студент – преподаватель» . Как же его строить и где не ошибиться?

Студент должен усвоить несколько неписаных правил. Одно из них дублируется и в других сферах жизни (например, в маркетинге, в журналистике, во время прохождения армейской службы) – «преподаватель всегда прав» . Даже когда это не так. Отсюда вытекает сразу несколько следствий:

  • не спорить с преподавателем публично , на занятии – может оказаться чревато впоследствии, особенно если нарветесь на человека обидчивого и злопамятного,
  • все вопросы решать в приватном порядке , наедине – и тоже без излишних эмоций. Остаться после занятий, пригласить к диалогу, взять верный тон.

Многие из нас, идя по жизни, поступают по принципу: соглашаться, а делать по-своему. Стоит ли так поступать, общаясь с преподавателем? В отдельных случаях. Когда он дает «отмашку» на выражение личного мнения. А вот если открытым текстом скажет: «Ваше мнение никого не интересует – читаем критику и усваиваем устоявшийся материал» - значит, придется перетерпеть. Не тот это случай, когда следует показывать зубы – можно и получить по ним, пусть не в буквальном смысле. Ведь некоторых, как говорится, хлебом не корми, только дай власть показать…

С незапамятных времен известна ситуация, когда студент, плохо подготовившийся к устному экзамену по предмету, начинает «давить на жалость», говоря при этом нечто типа «поставьте себя на моё место – как бы вы поступили?» Прием, конечно, действенный, что и говорить. Однако запрещенный, навроде удара ниже пояса. В конце концов, они в разных возрастных категориях – студент и преподаватель. И, может статься, уже никогда не бывать одному на месте другого. Во-вторых, экзамен взыскует к выставлению итогового балла, и здесь эмоции уже неуместны – дело серьезное.

Среди преподавателей, к счастью, еще встречаются истинные подвижники своего дела – даже несмотря на катастрофически низкую зарплату и возросшие формальные требования. Вот только и они иной раз норовят – вольно или невольно – совершить ошибку поведенческого характера, становясь «в позу» и говоря или давая понять, что, дескать, мой предмет – самый-самый, и во взрослой жизни без него – просто никуда. А к чему весь этот мелодраматизм и излишний пафос? Любишь предмет? Так докажи это всем строем своего отношения к нему, «зарази» питомцев положительной энергетикой. Слова ведь имеют обыкновение, как деньги, девальвироваться, обесцениваться на корню.

Да, еще, конечно, бывает другая «поза» - дескать, я умнее вас! Встав в нее, «обжечься» еще легче – когда однажды, с виду обычный студент без труда уличит своего чванливого преподавателя в элементарном незнании материала. И попробуй потом выстрой заново репутацию… Кстати, часто не умеют верно поставить себя начинающие стажерки – то срываются на откровенную истерику, то важничают там, где вопрос яйца выеденного не стоит. А ведь еще вчера такая особа была не Марией Ивановной, а Машкой, которая пару месяцев назад окончила вуз, да еще и далеко не с «красным» дипломом, и примерным поведением отнюдь не блистала. Откуда что берется?!

Наконец, нужна податная аккуратность в оформлении письменных работ и своевременная их сдача на проверку. Преподаватели любят прилежных студентов, берут их на заметку, начинают подходить индивидуально. Не исключено, что помогут по окончании учебы остаться на преподавании. И если это ваше призвание – то учебник в руки, а опыт – дело наживное! Чем раньше в голове сложится система знаний хотя бы по одной из областей знаний – тем легче сложится практика.

Павел Николаевич Малофеев ©

4. Класификацията на икономическите дейности (КИД) 2008

5. www.expertchoice.com

6. Тоцева Я. Подготовката на учителите в българия за работа в мултикултурнасреда - минало, настояще и нови предизвикателства. учителят: призвание, компетентност, признание. Есенен научно-образователен форум, 18-20 ноември 2011. СУ „св. Климент охридски". ДИУУ, С. 2011: 363-377

7. В: Цачева Н. Рискови фактори в българското училище, влияещи върху здравето на учителите - оценка, анализ и препоръки. Национална конференция „условията на труд - фактор за заболеваемостта на учителите в средното образование". С,9 април 2011 г.

www.sbubg.info/files/uchiteliiuslovianatrud2011.ppt

8. http://www.ekipnews.com/news/bulgaria/obrazovanie_i_ kultura/nad_1_3_ot_bylgarskite_uchiteli_imat_nqkakvo_zabolqvane/1 05481/

9. Стресът на работното място в условията на преход (пилотен проект за българия в три сектора от Бюджетната сфера), Институт за социални и синдикални изследвания на конфедерацията на независимите синдикати в България, МОТ. 2002

10. Ценова Б., Христов Ж., Стоев Т. Насилие и агресия в горна училищна възраст и възможности за решение на проблема. В: Сб. „Децата, семейството, училището и обществото в началото на ХХ1 век", "Камея дизайн" ООД, С., 2007 г., 289-302.

© Н.Цачева, К.Любомирова, М.Табанска, 2013 - -

ДИАЛОГ СО СТУДЕНТАМИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ЛЕКЦИЯХ И МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ДАННОМ ПРОЦЕССЕ

Т.Попов, Д.Сиджимова (Болгария, София)

Резюме. Рассматривается вопрос взаимоотношений в

системе «преподаватель - студент». Рассмотрена важность

для обучения студентов такой формы организации преподавания как лекция, и, в частности, технологии диалога в процессе лекции. Рассуждения по технологии лекционного диалога подтверждаются результатами анкетирования студентов.

Ключевые слова: лекция, диалог, анкетирование.

Одним из основных условий успешной педагогической деятельности является установление педагогического взаимодействия между преподавателем и обучающимися. К этому стремится каждый обучающий, так как на основании данных взаимоотношений и взаимодействия намного эффективнее достигаются цели и задачи обучения. Два аспекта учебного процесса - преподаватель и студент - объединяют и координируют свою деятельность (преподавание и учение); взаимно активируют, индуцируют и мотивируют, объединенные общей учебной целью.

Центральной и ведущей фигурой в данном процессе является и должен быть преподаватель. При обучении учащихся из разных возрастных групп его роль отличается специфическими особенностями и нюансами, но значение преподавателя всегда является решающим.

Данная характеристика относится и к обучению студентов, несмотря на их более зрелый возраст, осознанная мотивация и наличие навыков обучения.

Современные педагогические технологии уделяют студентам более активную роль в педагогическом процессе. Наблюдаются более разнообразные и новые методы и формы обучения.

Несмотря на это, лекционная учебная форма не утратила своего значения и отличается рядом преимуществ. Особенно в начале курса обучения и в случаях некоторых теоретических учебных дисциплин.

Но лекции должны соответствовать современным требованиям науки и высокой степени информированности и потребностям молодого поколения. Это предполагает использование некоторых нововведений и совершенствование способа преподавания учебного материала во время лекционного курса.

Прежде всего, преподавателю следует воспринимать студентов как равноправных участников в учебном процессе, как аудиторию знающих и сформированных личностей, которые ожидают узнать что-то новое, интересное и полезное, а также и подготовиться к будущей профессиональной реализации. Данная тенденция подтверждается рядом данных, полученных в результате собственных исследований и анализов. Новости, которые молодежь ожидает узнать, требуют соответствующего подхода при обучении. Производит впечатление интерес к знаниям, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной реализацией.

Вот почему учебное содержание следует преподавать дозировано, с акцентами, без лишних подробностей и множества деталей. Учебный материал необходимо преподавать интригующе, атрактивно (в хорошем смысле данного понятия). Следует избегать повторений с информацией в учебниках или с классическими постановками, изучаемыми в близкородственных дисциплинах.

Самое главное - это то, что преподаватель не должен читать свои записи, а говорить, объяснять, обобщать и акцентировать на главном, что поддерживает интерес аудитории. В связи с этим лекция должна осуществляться в форме диалога.

Диалог - это форма общения, а также и механизм педагогического взаимодействия. В этом и проявляется его значение и смысл для педагогики.

Что включает в себя диалог во время лекции? Он содержит обсуждение со студентами некоторых ключевых аспектов лекционного материала; обратную связь с обучающимися, посредством которой преподаватель получает впечатление об их мнении и возможные рекомендации. Это создает творческую атмосферу, активизирует студентов к дискуссии, повышает их самооценку и создает положительную установку на обучение. Диалог порождает интерес к дисциплине и провоцирует вопросы.

Проведение диалога во время лекции требует серьезной подготовки со стороны преподавателя. Ему обязательно следует быть информированным о появлении новой литературы по

обсуждаемой тематике, предлагать данные из научных исследований, иллюстрировать теоретический материал посредством актуальных примеров из теории и практики. Данный прием способствует формированию казусов для решения и дискуссионных вопросов. Для формирования авторитета преподавателя среди студентов имеет значение и опыт в собственных исследованиях обучающего.

В связи с вышеуказанным, умелые преподаватели предварительно намечают некоторые моменты в лекции, где возможно проведение диалога со студентами, а это может осуществиться как во введении, так и в изложении и заключении.

Возможен и другой подход: задание задач для самостоятельной работы на предыдущей лекции (прочтение статей, определение казусов, приведение примеров и т.д.), которые обсуждаются совместно на лекции.

Успешное проведение диалога в учебной деятельности зависит в значительной степени от педагогического мастерства преподавателя, а также и от его личностных качеств.

Приведем пример из предыдущих наших исследований для подтверждения сказанного до сих пор. Был проведен анализ среди 307 студентов, обучающихся на первом и втором курсах по специальностям «Управление медицинской деятельностью» и «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» в Медицинских университетах в г. София и г. Пловдив. 127 респондентов обучаются на стационаре, а 180 - на заочном отделении . В целях исследования использована анкета «Студенческий портрет преподавателя» в модификации Хр. Милчевой .

Анализ результатов указывает на то, что выше всего студенты ценят эрудированность и широкую научную культуру преподавателей (88,3%). На втором месте находится требование к этичному поведению преподавателей со студентами и коллегами (85,7%). Высоко ценится студентами умение преподавателя устанавливать контакт с аудиторией (85,3%).

Производят впечатление некоторые различия в оценке

студентов стационара и заочников, которые они дают преподавателям. Например, студенты, обучающиеся на стационаре, проявляют более завышенные требования к преподавателю и его отношению к ним, к его умению вести диалог с аудиторией, а также и к качеству предлагаемой информации, к эрудированности и личным качествам обучающего.

На основании проведенного обзора в очередной раз утверждается тезис, что в педагогической деятельности не существует маловажных аспектов. А также выявляется и тот факт, что успех педагогического процесса в значительной степени зависит от общения преподавателя со студентами и от его умения вести диалог.

Литература:

1. Милчева, Хр., Етико-деонтологични аспекти на обучението, Стара Загора, 2007, изд. „Кота принт";

2. Попов, Т., Студенты като субект на обучението, София, 2006 г., изд. „Везни";

3. Попов, Т., Преподавателят през погледа на студентите, сп. „Здравен мениджмънт", 2006 г., № 3, стр. 42-48;

4. Попов, Т., Специфика на педагогическото общуване и педагогическото взаимодействие при обучението на студентите. Преподавателят във висшите учебни заведения, сб. Гражданска идея в действие - Контакт, 2005, София, 2005 г., изд. „Темто", стр. 134-139.

© Т.Попов, Д.Сиджимова, 2013. - -

УДК 331.101:612.017

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ (Burnout syndrome)

Е.Н.Радев (София, Болгария)

Резюме. Статья представляет собой теоретическое

основываясь на концепции стресса, определяя, что

Написанное в жанре авантюрного романа, самое известное произведение талантливого английского журналиста Даниэля Дефо имело оглушительный успех и послужило толчком к развитию такого направления в литературе, как заметки путешественника. Правдоподобие сюжета и достоверность изложения - именно этого эффекта пытался достичь автор, излагая события скупым, будничным языком, по стилю больше напоминающим публицистику.

История создания

Реальный прототип главного героя, шотландский моряк, в результате серьезной ссоры был высажен командой на необитаемый остров, где и провел свыше четырех лет. Изменив время и место действия, писатель создал удивительное жизнеописание молодого англичанина, попавшего в экстремальные обстоятельства.

Опубликованная в 1719 году книга произвела фурор и требовала продолжения. Спустя четыре месяца увидела свет вторая часть эпопеи, а позже - и третья. В России сокращенный перевод издания появился почти полвека спустя.

Описание произведения. Главные герои

Юный Робинзон, влекомый мечтой о море, вопреки воле родителей, покидает отчий дом. После серии приключений, потерпев катастрофу, юноша попадает на необитаемый остров, расположенный вдали от морских торговых путей. Его переживания, шаги по поиску выхода из сложившейся ситуации, описание предпринимаемых действий для создания комфортной и безопасной обстановки на затерянном кусочке суши, нравственное взросление, переосмысление ценностей - всё это легло в основу завораживающего рассказа, сочетающего в себе черты мемуарной литературы и философской притчи.

Главный герой истории - молодой обыватель, буржуа с традиционными взглядами и меркантильными целями. Изменение его характера, трансформацию сознания читатель наблюдает по ходу повествования.

Ещё одним ярким персонажем выступает дикарь Пятница, спасенный Крузо от расправы людоедов. Верность, храбрость, искренность и здравый смысл индейца покоряют Робинзона, Пятница становится хорошим помощником и другом.

Анализ произведения

Рассказ ведется от первого лица, простым, точным языком, позволяющим раскрыть внутренний мир героя, его моральные качества, оценку происходящих событий. Отсутствие специфических художественных приёмов и пафоса в изложении, лаконичность и конкретика добавляют достоверности произведению. События передаются в хронологическом порядке, но порой рассказчик обращается к прошлому.

Сюжетная линия разделяет текст на две составляющие: жизнь центрального персонажа дома и период выживания в дикой обстановке.

Помещая Робинзона на долгие 28 лет в критические условия, Дефо показывает, как благодаря энергии, духовной силе, трудолюбию, наблюдательности, смекалке, оптимизму человек находит пути для решения насущных проблем: добывает еду, обустраивает жилище, изготавливает одежду. Изоляция от общества и привычных стереотипов раскрывают в путешественнике лучшие качества его личности. Анализируя не только окружающую среду, но и изменения, происходящие в собственной душе, автор устами Робинзона, с помощью немудреных слов, даёт понять, что, по его мнению, на самом деле важно и первостепенно, а без чего можно с легкостью обойтись. Оставаясь человеком в сложных условиях, Крузо своим примером подтверждает, что для счастья и гармонии достаточно простых вещей.

Также одной из центральных тем повествования является описание экзотики безлюдного острова и влияние природы на человеческий разум.

Созданный на волне интереса к географическим открытиям, роман «Робинзон Крузо» предназначался для взрослой аудитории, но в наши дни он стал занимательным и поучительным шедевром детской прозы.

Мои слова сильно разгневали мою матушку. Она сказала, что бесполезно и заговаривать с отцом на эту тему, так как он слишком хорошо понимает, в чем моя польза, и не согласится на мою просьбу. Она удивлялась, как я еще могу думать о подобных вещах после моего разговора с отцом, который убеждал меня так мягко и с такой добротой. Конечно, если я хочу себя погубить, этой беде не пособить, но я могу быть уверен, что ни она, ни отец никогда не дадут своего согласия на мою затею; сама же она нисколько не желает содействовать моей гибели, и я никогда не вправе буду сказать, что моя мать потакала мне, когда отец был против.

Впоследствии я узнал, что хотя матушка и отказалась ходатайствовать за меня перед отцом, однако передала ему наш разговор от слова до слова. Очень озабоченный таким оборотом дела, отец сказал ей со вздохом: «Мальчик мог бы быть счастлив, оставшись на родине, но, если он пустится в чужие края, он будет самым жалким, самым несчастным существом, какое когда либо рождалось на земле. Нет, я не могу на это согласиться».

Только без малого через год после описанного я вырвался на волю. В течение всего этого времени я упорно оставался глух ко всем предложениям пристроиться к какому нибудь делу и часто укорял отца и мать за их решительное предубеждение против того рода жизни, к которому меня влекли мои природные наклонности. Но как то раз, во время пребывания моего в Гулле, куда я заехал случайно, на этот раз без всякой мысли о побеге, один мой приятель, отправлявшийся в Лондон на корабле своего отца, стал уговаривать меня уехать с ним, пуская в ход обычную у моряков приманку, а именно, что мне ничего не будет стоить проезд. И вот, не спросившись ни у отца, ни у матери, даже не уведомив их ни одним словом, а предоставив им узнать об этом как придется, – не испросив ни родительского, ни Божьего благословения, не приняв в расчет ни обстоятельств данной минуты, ни последствий, в недобрый – видит Бог! – час, 1-го сентября 1651 года, я сел на корабль моего приятеля, отправлявшийся в Лондон. Никогда, я думаю, злоключения молодых искателей приключений не начинались так рано и не продолжались так долго, как мои. Не успел наш корабль выйти из устья Гумбера, как подул ветер, и началось страшное волнение. До тех пор я никогда не бывал в море и не могу выразить, до чего мне стало плохо и как была потрясена моя душа. Только теперь я серьезно задумался над тем, что я натворил и как справедливо постигла меня небесная кара за то, что я так бессовестно покинул отчий дом и нарушил сыновний долг. Все добрые советы моих родителей, слезы отца, мольбы матери воскресли в моей памяти, и совесть, которая в то время еще не успела у меня окончательно очерстветь, сурово упрекала меня за пренебрежение к родительским увещеваниям и за нарушение моих обязанностей к Богу и отцу.

Между тем ветер крепчал, и по морю ходили высокие волны, хотя эта буря не имела и подобия того, что я много раз видел потом, ни даже того, что мне пришлось увидеть спустя несколько дней. Но и этого было довольно, чтобы ошеломить такого новичка в морском деле, ничего в нем не смыслившего, каким я был тогда. С каждой новой накатывавшейся на нас волной я ожидал, что она нас поглотит, и всякий раз, когда корабль падал вниз, как мне казалось, в пучину или хлябь морскую, я был уверен, что он уже не поднимется кверху. И в этой муке душевной я твердо решался и неоднократно клялся, что, если Господу будет угодно пощадить на этот раз мою жизнь, если нога моя снова ступит на твердую землю, я сейчас же ворочусь домой к отцу и никогда, покуда жив, не сяду больше на корабль; я клялся послушаться отцовского совета и никогда более не подвергать себя таким невзгодам, какие тогда переживал. Теперь только я понял всю верность рассуждений отца насчет золотой середины; для меня ясно стало, как мирно и приятно прожил он свою жизнь, никогда не подвергаясь бурям на море и не страдая от передряг на берегу, и я решил вернуться в родительский дом с покаянием, как истинный блудный сын.

Этих трезвых и благоразумных мыслей хватило у меня на все время, покуда продолжалась буря, и даже еще на некоторое время; но на другое утро ветер стал стихать, волнение поулеглось, и я начал понемногу осваиваться с морем. Как бы то ни было, весь этот день я был настроен очень серьезно (впрочем, я еще не совсем оправился от морской болезни); но к концу дня погода прояснилась, ветер прекратился, и наступил тихий, очаровательный вечер; солнце зашло без туч и такое же ясное встало на другой день, и гладь морская при полном или почти полном безветрии, вся облитая сиянием солнца, представляла восхитительную картину, какой я никогда еще не видывал.

Ночью я отлично выспался, и от моей морской болезни не осталось и следа. Я был очень весел и с удивлением смотрел на море, которое еще вчера бушевало и грохотало и могло в такое короткое время затихнуть и принять столь привлекательный вид. И тут то, словно для того, чтобы разрушить мои благие намерения, ко мне подошел мой приятель, сманивший меня ехать с ним, и, хлопнув меня по плечу, сказал: «Ну что, Боб, как ты себя чувствуешь после вчерашнего? Пари держу, что ты испугался, – признайся: ведь испугался вчера, когда задул ветерок?» – «Ветерок? Хорош ветерок! Я и представить себе не мог такой ужасной бури!» – «Бури! Ах ты чудак! Так, по твоему, это буря? Что ты! Пустяки! Дай нам хорошее судно да побольше простору, так мы такого шквалика и не заметим. Ну, да ты еще неопытный моряк, Боб. Пойдем ка лучше сварим себе пуншу и забудем обо всем. Взгляни, какой чудесный нынче день!» Чтоб сократить эту грустную часть моей повести, скажу прямо, что дальше пошло как обыкновенно у моряков: сварили пунш, я напился пьян и потопил в грязи этой ночи все мое раскаяние, все похвальные размышления о прошлом моем поведении и все мои благие решения относительно будущего. Словом, как только поверхность моря разгладилась, как только после бури восстановилась тишина, а вместе с бурей улеглись мои взбудораженные чувства, и страх быть поглощенным волнами прошел, так мысли мои потекли по старому руслу, и все мои клятвы, все обещания, которые я давал себе в минуты бедствия, были позабыты. Правда, на меня находило порой просветление, серьезные мысли еще пытались, так сказать, воротиться, но я гнал их прочь, боролся с ними, словно с приступами болезни, и при помощи пьянства и веселой компании скоро восторжествовал над этими припадками, как я их называл; в какие нибудь пять-шесть дней я одержал такую полную победу над своей совестью, какой только может пожелать себе юнец, решившийся не обращать на нее внимания. Но мне предстояло еще одно испытание: Провидение, как всегда в таких случаях, хотело отнять у меня последнее оправдание; в самом деле, если на этот раз я не понял, что был спасен им, то следующее испытание было такого рода, что тут уж и самый последний, самый отпетый негодяй из нашего экипажа не мог бы не признать как опасности, так и чудесного избавления от нее.

На шестой день по выходе в море мы пришли на ярмутский рейд. Ветер после шторма был все время противный и слабый, так что мы подвигались тихо. В Ярмуте мы были вынуждены бросить якорь и простояли при противном, а именно юго-западном, ветре семь или восемь дней. В течение этого времени на рейд пришло из Ньюкасла очень много судов. Ярмутский рейд служит обычным местом стоянки для судов, которые дожидаются здесь попутного ветра, чтобы войти в Темзу.

Мы, впрочем, не простояли бы так долго и вошли бы в реку с приливом, если бы ветер не был так свеж, а дней через пять не задул еще сильнее. Однако, ярмутский рейд считается такой же хорошей стоянкой, как и гавань, а якоря и якорные канаты были у нас крепкие; поэтому наши люди нисколько не тревожились, не ожидая опасности, и делили свой досуг между отдыхом и развлечениями, по обычаю моряков. Но на восьмой день утром ветер еще посвежел, и понадобились все рабочие руки, чтоб убрать стеньги и плотно закрепить все, что нужно, чтобы судно могло безопасно держаться на рейде. К полудню развело большое волнение; корабль стало сильно раскачивать; он несколько раз черпнул бортом, и раза два нам показалось, что нас сорвало с якоря. Тогда капитан скомандовал отдать шварт. Таким образом мы держались на двух якорях против ветра, вытравив канаты до конца.