Как научиться четко говорить упражнения. Советы театральной студии: как научиться говорить четко и внятно. Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Действие происходит в середине 40-х гг. XIX в. в уездном городе Зн-ске.
Смотритель училища Петр Михайлович Годнев увольняется с пенсионом, а на его местоопределен некто Калинович, молодой человек, окончивший юридический факультет Московскогоуниверситета кандидатом.Годнев - добрый, общительный старик, вдовец, живет вместес экономкой Палагеей Евграфовной, которую подобрал когда-то больную и нищую, и дочерью Настенькой - хорошенькой, умной и чувствительной девушкой за двадцать лет.
После единственной и неудачной попытки выйти в маленький уездный свет (на вечерегенеральши Шеваловой, самой богатой помещицы губернии) чтение сделалось её единственнымразвлечением: «она начала жить в каком-то особенном мире, наполненном Гомерами, Орасами, Онегиными, героями французской революции». Каждый вечер к Годневым приходитмладший брат Петра Михайловича, отставной капитан, со своей собакою.Представляя учителейновому смотрителю, Годнев неприятно поражен его надменностью; между прочим, Калинович делает вид, что не узнает своего однокурсника - учителя истории.Калинович решает нанести визитыместному дворянству и высшему чиновничеству, но оказывается, что в провинции такогообыкновения нет - его не принимают вовсе или, как в доме Шеваловой, принимают холодно;
только Годнев увидел в Калиновиче юношу, одинокого в чужом городе, и позвал на обед.
Калинович пробыл у Годневых допоздна, говорил с Настенькой о литературе и не скучал.
После его ухода Настенька долго не спала и писала новое стихотворение, которое начиналосьтак: «Кто б ни был ты, о гордый человек!..» С тех пор Калинович ходит к Годневымкаждый день.В училище новый смотритель старается навести порядок; жертвой его строгостистановится, между прочим, способный и честный, но пьющий учитель истории.ОднаждыКалинович получает письмо, которое сильно поражает его: «Это был один из тех жизненныхщелчков, которые отнимают веру в самого себя и делают человека тряпкою, дрянью, который видитвпереди только необходимость жить, а зачем и для чего, сам того не знает». В этот деньКалинович рассказывает у Годневых историю своей жизни, «постоянного нравственногоунижения»: рано осиротевший, он рос на хлебах у человека, некогда разорившего его отца, и был пестуном и игрушкой для его глупых детей; после смерти «благодетеля», студентом, он жил уже в полной нищете и голодал; после успешного окончания курса ему дали это местов провинции, где он «должен погрязнуть и задохнуться». Последний удар - повестьКалиновича, его первый литературный опыт, не приняли в толстом журнале. Мир кажется молодомучеловеку несправедливым, и он отстаивает свое право на жестокость перед благодушнымГодневым, упрекающим его за чрезмерную строгость: «Я хочу и буду вымещатьна порочных людях то, что сам несу безвинно». Затем происходит разговор Калиновичаи Настеньки наедине: Настенька упрекает Калиновича за то, что он называет себянесчастливым, хотя и знает, что она его любит; Калинович же признается, что «одна любовьне может наполнить сердца мужчины, а тем более моего сердца, потому что я […] страшночестолюбив». Через несколько дней Калинович читает у Годневых свою повесть; Петр Михайловичвспоминает о своем старом знакомом, влиятельном человеке, и посылает ему сочинениеКалиновича.Капитан (дядя Настеньки), очень её любящий, догадывается, что молодые людинаходятся в непозволительно близких отношениях; однажды ночью, пытаясь подкараулитьКалиновича, он ловит у ворот Годневых чиновника Медиокритского, который пытается вымазатьих дегтем: Медиокритский когда-то безуспешно сватался к Настеньке и приревновал еёк Калиновичу. По настоянию Калиновича поступок Медиокритского доводится до сведениявластей; того исключают из службы, но с тех пор о Настеньке в городе пошлисплетни.Через некоторое время в столичном журнале появляется повесть Калиновича; Годневыгорды и счастливы чуть ли не больше самого автора. Родных Настеньки беспокоит толькото, что Калинович не только не спешит свататься, но и заявляет вслух, что «женитьсяна расчете подло, а жениться бедняку на бедной девушке глупо».В действии романаначинают участвовать новые лица: генеральша Шевалова, вдова, больная и раздражительнаястаруха, её дочь Полина и князь Иван, красавец пятидесяти лет, аферист и, как можнодогадаться, любовник Полины. Полина измучена скупостью матери и двусмысленностью своегоположения; князь Иван советует ей выйти замуж; подходящим женихом, единственным приличнымчеловеком в городе ему кажется Калинович (о его литературных занятиях князь слышалот Годнева). Настенька, узнав, что Калиновича приглашают посетить Шеваловых, тот самый дом, гдееё когда-то унизили, просит Калиновича отказаться от приглашения, говорит о дурныхпредчувствиях; Калинович обвиняет её в эгоизме. У Шеваловых Калинович более всего пораженкомфортом: «для детей нынешнего века, слава… любовь… мировые идеи… бессмертие - ничто пред комфортом». Вскоре Калинович на вечере у Шеваловых читает свою повесть;
позвали и Настеньку, любопытствуя видеть любовницу Калиновича; присутствие Настеньки дляКалиновича неожиданно, он даже стыдится её несветского вида и «неприличной»
влюбленности. На вечере Калинович видел дочь князя Ивана, блестящую красавицу, и, не разлюбив Настеньку, влюбился и в княжну: «в душе героя жили две любви, чего, как известно, никаким образом не допускается в романах, но в жизни […] встречаетсяна каждом шагу».Князь приглашает Калиновича пожить летом немного в его имении;
Шеваловы - его соседи. Однажды князь откровенно предлагает Калиновичу женитьсяна богатой невесте Полине и убеждает его, что ранняя женитьба на бедной погубит карьеру.
Цинизм князя поражает героя, он отказывается от Полины. Разговор, однако, произвел своедействие: Калинович решает бросить Настеньку и уезжает в Петербург; чтобы избежать тяжелыхсцен, он, обманывая Годневых, объявляет о помолвке с Настенькой.Принятое решениемучает Калиновича до такой степени, что ему хочется умереть. В дороге, глядяна попутчика-купца, герой думает с возмущением: «За десять целковых он готов, вероятно, бросить десять любовниц, и уж конечно скорей осине, чем ему, можно растолковать, чтов этом случае человек должен страдать». Несмотря на душевные муки, Калинович, однако, ужев поезде, идущем из Москвы в Петербург, знакомится с хорошенькой женщиной свободногоповедения, причем автор пишет: «Здесь мне опять приходится объяснять истину, совершенноне принимаемую в романах, истину, что никогда мы […] не способны так изменить любимойнами женщине, как в первое время разлуки с ней, хотя и любим еще с прежнейстрастью».Петербург - «могильный город» - еще усиливает тоску героя: в редакции журнала его встречают более чем равнодушно, после свидания с Амальхенон чувствует себя опозоренным, директор департамента, к которому Калинович имеетрекомендательное письмо от князя Ивана, не дает ему места; наконец, старый друг Калиновича, ведущий критик журнала, где была напечатана его повесть «Странные отношения», умирающийот чахотки Зыков (Белинский), не признает в герое литературного таланта: Калинович слишкомрассудочен.Калинович познакомился, а потом и подружился с неким Белавиным, интеллектуалом и джентльменом, который «всю жизнь честно думал и хорошо ел». Вспорах с Калиновичем Белавин обличает новое поколение, окончательно утратившее«романтизм», поколение бессильное и не умеющее любить; автор замечает, однако, чтов жизни романтика Белавина, казалось, не было сильных страстей и страданий, между тем какКалиновича, «при всех свойственных ему практических стремлениях, мы уже около трех летнаходим в истинно романтическом положении […] романтики, как люди […] с более строгим идеалом
[…], как будто бы меньше живут и меньше оступаются».Несчастный, больной и сидящийбез денег Калинович пишет к Настеньке, открывая, между прочим, и прошлое намерение броситьеё. Вскоре она приезжает к нему - все простившая, с деньгами, взятыми взаймы. Отец еёв параличе; сама Настенька, после того как Калинович полгода не писал к ней, думала, чтоон умер, хотела покончить с собой, и только христианская вера спасла её. После рассказаНастеньки Калинович в задумчивости и со слезами на глазах говорит: «Нет, так любитьневозможно!»Некоторое время пара живет тихо и счастливо; их навешает Бела-вин, подружившийся с Настенькой. Но вскоре Калиновича начинает терзать честолюбие, жаждакомфорта и презрение к себе самому за свое тунеядство. Однажды Калинович встречаетна улице князя Ивана; князь опять начинает соблазнять героя: везет его обедать у Дюссои на роскошную дачу к Полине. Мать Полины умерла, и Полина теперь очень богата, Калинович решается: спрашивает у князя, может ли он еще посвататься к Полине; князьберется обеспечить ему согласие девушки и требует за посредничество пятьдесят тысяч. Авторзащищает героя от читателя: «если уж винить кого-нибудь, так лучше век…»Отугрызений совести Калинович особенно грубо держит себя с Настенькой перед тем, как броситьее; в это же время она получает известие, что её отец скончался.Немолодаяи некрасивая, Полина страстно влюбляется в своего жениха, чем вызывает у негонепреодолимое отвращение. Перед свадьбой Калинович узнает от повара Шеваловых, что и Полина, и мать её были любовницами князя, а тот тянул из них деньги.Приобретя женитьбойсостояние и связи, Калинович получает наконец то, к чему всегда стремился: хорошее место, возможность проявить свои способности. Из него вышел блестящий следователь; через нескольколет он становится вице-губернатором той самой губернии, где он был когда-то училищнымсмотрителем.Калинович «чувствовал всегда большую симпатию к проведению бесстрастнойидеи государства, с возможным отпором всех домогательств сословных и частных»;
в губернии же царил чиновничий грабеж и беззаконие, и руководил всем губернатор. Вжестокой борьбе с чиновничеством и губернатором Калинович одерживает временную победу.
Последнее крупное преступление, открытое Калиновичем, - подлог, совершенный князем Иваном, которого Калинович смертельно ненавидит; арест князя восстанавливает против Калиновича всеместное дворянство.Калинович неожиданно получает письмо от Настеньки: она стала актрисой, публика ценит её талант; их труппа будет играть в Энске; она сообщает свой адрес и ждетвстречи: «через десять лет […] снова откликнулась эта женщина, питавшая к немукакую-то собачью привязанность». Калинович в радости благодарит Бога: «Я теперьне один: она спасет меня от окружающих меня врагов и злодеев!»Между тем Полина, давно ненавидящая мужа, тайно посетив арестованного князя Ивана, едет в Петербург; она намеренаиспользовать те же самые связи, которые некогда дали её мужу место на службе, чтобы теперьуничтожить мужа и спасти князя Ивана.Калинович видит Годневу в мелодраме Коцебу«Ненависть к людям и раскаяние», в роли Эйлалии; при Калиновиче она играет особенносильно и потрясает публику. В этот вечер узнают, что губернатор смещен и Калиновичназначен исполняющим обязанности начальника губернии. У себя дома Годнева встречаетКалиновича просто, дружески и с прежней любовью; рассказывает, как жила без него, каквлюбилась в Белавина: «Все мы имеем не ту способность, что вот любить именно односущество, а просто способны любить или нет». Белавин испугался возможного романа, не желаяпринять на себя ответственность за другого человека: «Ты тоже эгоист, но ты живойчеловек, ты век свой стремишься к чему-нибудь, страдаешь ты, наконец, чувствуешь к людями их известным убеждениям либо симпатию, либо отвращение, и сейчас это выразишь в жизни;
а Белавин никогда…»В эпилоге сообщается, что интриги Полины удались: Калинович«за противозаконные действия» уволен; князь оправдан. Вскоре князь окончательно разоряетПолину; не выдержав этого последнего удара, она умерла. Калинович выходит в отставку, женитсяна Настеньке и поселяется с нею и с её дядей-капитаном в Москве, «примкнувк партии недовольных». Свадьбу главных героев автор отказывается считать счастливым концомромана: Калинович, «сломанный нравственно, больной физически, решился на новый бракединственно потому только, что ни на что более не надеялся и ничего уж болеене ожидал от жизни», да и Настенька любила его уже «болеепо воспоминаниям».

На самом же деле ситуация не на столько плоха, как это может показаться на первый взгляд. Любую проблему всегда можно решить, проявив определенную долю упорства. Точно так же и с умением быстро говорить - если вы сможете заставить себя постоянно тренировать свою речь при помощи специальных упражнений, то результат не заставит себя долго ждать.

Для того, кто задумывается о том, как научиться быстро разговаривать, необходимо освоить два основных способа тренировок.

Первый из этих способов - так называемая артикуляционная гимнастика. С ее помощью вы сможете развить мышцы языка и губ , так как выполняя упражнения вы будете давать им большую нагрузку.

Упражнение 1.

Высуньте язык и покажите его своему двойнику в зеркале. Попробуйте достать кончиком сначала кончика носа. После этого попробуйте дотянуться до подбородка. На первый порах не стоит ожидать, что данное упражнение будет у вас получаться. Но выполняя его регулярно, вы обязательно сможете достичь своей цели.

Упражнение 2.

Второе упражнение заключается в улыбке. Постарайтесь улыбнуться как можно шире, буквально "от уха до уха", или "на все тридцать два". Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что ваши губы устали.

Упражнение 3.

Попробуйте свернуть ваш язык в тонкую "трубочку". Даже если у вас это не будет получаться - не прекращайте попыток. Рано или поздно "трубочка" у вас обязательно получится, а язык получит необходимую ему тренировку.

Упражнение 4.

В этом упражнении "трубочку" необходимо изобразить при помощи губ. Если вы не знаете, какой она должна быть на вид - вспомните, как вы складываете губы, делая обычные поцелуи. Именно так же сложите губы, попытайтесь их максимально вытянуть вперед и попробуйте, не ломая "трубочки", поводить ей сначала просто в разные стороны, а когда это будет получаться легко - начинайте делать вашей трубочкой круговые движения по часовой стрелке и против нее.

Упражнение 5.

Пятое упражнение, пожалуй, является самым интересным, ведь оно заключается в том, чтобы вы строили себе перед зеркалом смешные рожицы. Мало того, что вы поднимете себе настроение, вы еще и дадите нагрузку мышцам вашего рта.

Вторым способом того, как научиться быстро разговаривать, являются занятия по проговариванию скороговорок .

Приступая к занятиям со скороговорками - проговаривайте их медленно. Сначала необходимо делать упор не на скорости их произнесения, а на качестве. Только после того, как вы сможете проговаривать выбранные скороговорки четко и без ошибок, можно постепенно увеличивать темп их проговаривания. Чем с большей скоростью вы сможете произносить скороговорки - тем лучше.

В ЛЕГКИХ СКОГОВОРКАХ И ЧИСТОГОВОРКАХ ОТРАБАТЫВАЕТСЯ ВСЕГО ПО ПАРЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ. Это, в основном, детские скороговорки. Если вы их легко произносите, то можете переходить К СЛОЖНЫМ СКОРОГОВОРКАМ.

ПРОСТЫЕ СКОРОГОВОРКИ

В сложных скороговорках отрабатываются по три и более звука. Либо по два, но их сочетание очень непростое.

СЛОЖНЫЕ СКОРОГОВОРКИ

Если вы вдруг заметите, что уже довольно долго пытаетесь освоить какую-либо скороговорку, но у вас ничего не получается, это является сигнализатором того, что вам необходимо уделить больше внимания артикуляционной гимнастике.

Отдельно стоит сказать о том, что если вы задумываетесь о том, как научиться быстро разговаривать, вам также будет необходимо заняться пополнением своего словарного запаса. Это поможет вам правильно и быстро подбирать правильные слова в каждой конкретной ситуации и чувствовать себя при этом комфортно и уверенно.

Когда вы знакомитесь с человеком, на что вы обращаете внимание в первую очередь? На то, как он выглядит и говорит. Здорово, когда приятная внешность гармонично сочетается с умением внятно и чётко излагать свои мысли.

А что делать, если вы сами так разговариваете? Надо исправлять ситуацию, ведь красивая речь – это не врождённый дар, а кропотливая работа над собой.

Как же научиться говорить чётко?

Прежде всего, для того, чтобы услышать и понять, КАК вы разговариваете, запишите свою речь на видео. Неважно о чём вы будете рассказывать, делая эту запись – это может быть анекдот, пересказ отрывка из книги, которую вы читаете или же просто описание ваших личных переживаний. Главное – записывая свой монолог, разговаривайте так, как вы обычно это делаете, общаясь с другими людьми.

Затем прослушайте свою запись. Со стороны на себя всегда полезно взглянуть.

Если вы, прослушав свой монолог, не в восторге от собственной речи, не стоит впадать в уныние. Ситуацию, а вернее речь, можно исправить, нужно лишь поработать над собой. Итак, учимся говорить чётко!

Скороговорки

Одним из самых эффективных способов улучшения дикции является проговаривание скороговорок.

Например:

  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскоговоришь.
  • Грозди рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.
  • Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  • В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами.

Суть здесь не в том, чтобы «строчить» скороговорки как можно быстрее, а в том, чтобы научиться проговаривать в них правильно все звуки. Для этого скороговорку сначала проговаривают медленно несколько раз, следя за тем, чтобы тщательно выговаривать каждый звук. Затем темп можно немного ускорить. Если видите, что и здесь начинаете справляться, ещё больше ускорьте темп.

Для того, чтобы усложнить задачу, можно взять в рот несколько орехов и попытаться произнести скороговорку так же чётко, как если бы у вас во рту орехов не было.

Порою мы не можем говорить слова чётко по причине «зажимов» в челюсти. Чтобы избавиться от таких «зажимов», регулярно произносите те же скороговорки, но зажав при этом между зубами пробку от шампанского.

Стихи

Также весьма полезно декламировать наизусть стихи – это не только улучшает дикцию, но и развивает память. Начать можно с небольших четверостиший. Разумеется, рассказывать стихотворения необходимо с чётом пауз, интонаций, эмоциональной окраски и т.п.

Читать вслух

Очень полезно читать вслух. Не важно, что именно – статьи из газеты или журнала или художественную литературу. Главное – читая вслух, старайтесь произносить звуки максимально чётко. И не торопитесь, словно вас сзади кто-то кнутом подгоняет.

Зеркало

Очень хороший приём тренировки речи – это выступление перед зеркалом. Рассказывая самому себе о чём-либо, внимательно наблюдайте в зеркале, как двигается ваш рот. А также обратите внимание на ваше выражение лица, жесты, осанку.

И, разумеется, для того, чтобы уметь грамотно излагать свои мысли, необходимо как можно больше читать. Желательно, хорошую литературу, а не дешёвые детективы.

Работайте над собой – и результат не заставит себя ждать.

Ораторами не рождаются, ими становятся. Как научиться говорить красиво? На этот вопрос ответил еще древнегреческий оратор Демосфен. Демосфен не имел никаких данных для красноречивой речи: он не выговаривал половину букв, легкие его были очень слабыми, в добавку его плечо нервно подергивалось.

Демосфен поставил себе цель стать оратором: набирал морских камушков в рот и произносил речи, развивал навыки громкой речи на берегу моря. Морской воздух входил в его легкие, благодаря чему они становились мощнее и мощнее. Над плечом он фиксировал острый меч, и при каждом подергивании плеча меч вонзался в него, причиняя дикую боль. Вскоре нервные подергивания прошли.

То, что его имя дошло до нас сквозь века, доказывает, что его старания по становлению оратором не прошли зря. И вы можете повторить его опыт. Чтобы научиться красиво говорить, важны постоянные тренировки и знание теории.

Для того чтобы грамотно разговаривать, человек должен владеть следующими навыками:

  1. Навыки отбора литературы;
  2. Навык изучения выбранной для написания речи литературы;
  3. Навыки составления плана выступления;
  4. Навыки написания речи. На этом пункте стоит остановиться подробней. При составлении текста важно адаптировать его под устную речь. Исключаются слова, об которые вы можете запнуться, длинные и заумные предложения преобразуются в краткие и передающие основной смысл предложения;
  5. Навыки самообладания. Прежде чем думать, как научиться говорить ярко, красиво и грамотно, нужно поработать над своим психическим состоянием. Один из известных ораторов, к примеру, учился правильно говорить перед статуями. Так он готовился к заведомому безразличию публики, и при выходе на публику его волнение уходило;
  6. Навык ориентации по времени. Для защиты, к примеру, диссертаций, отводиться определенное время. Для того чтобы закончить говорить вовремя, важно написать текст для выступления, который будет длиться на минуту меньше, чем положено. К примеру, если на речь отводится 7 минут, текст должен уложиться в 6 минут;
  7. Применение технических средств. Чтобы красиво выступить перед аудиторией, лучше дополнить свои слова визуальными образами: презентациями, графиками и пр;
  8. Навыки контакта с аудиторией. Какой бы замечательной ни была ваша речь, правильно говорить вы не научитесь до тех пор, пока не будете уметь строить контакт со слушателями. Вовремя подшутить, сделать паузу, подчеркнуть мысль мимикой и артикуляцией – все это имеет значение в ораторском искусстве;
  9. Навыки отвечать на вопросы слушателей. К ним лучше тоже подготовиться, так как в живом режиме сложно отвечать интересно и непринужденно.

6 характеристик хорошей речи

Чтобы правильно и красиво разговаривать на публике, важно помнить следующие ключевые моменты:

  1. Громкость голоса. Должна быть оптимальной. Не нужно говорить громко. Это может оказать действительно нервирующее действие на аудиторию. Чтобы при средней громкости вас было нормально слышно, важно выполнять одно простое правило: не боятся шире раскрывать рот. При произнесении ударных звуков между зубами должно проходить 2 пальца, при безударных – один;
  2. Интонация. Чтобы научиться красиво говорить, помните о том, что тема разговора или выступления должна цеплять слушателя, не давать ему отвлечься. И информационное наполнение здесь – это еще не все. Важно правильно, уместно менять интонацию, выделять голосом основные моменты, вопросительные места;
  3. Темп и ритм речи. Для того чтобы грамотно разговаривать, выполняйте упражнения на развитие темпа речи. Никаких специальных техник тут нет. Можете поэкспериментировать с темпом, размеренностью речи, записывая ее на диктофон. Ищите оптимальный темп речи, чтобы она не была слишком быстрой или слишком медленной;
  4. Жесты. Артикулировать правильно – важнейший шаг к тому, чтобы научиться говорить красиво. Отточить жесты поможет только одно упражнение – тренировки перед зеркалом;
  5. Мимика. И здесь опять же важна уместность и соответствие моменту разговора или выступления;
  6. Имидж. Внешний вид – это важно. Сколько бы вы не учились красиво излагать свои мысли, если вы явитесь на серьезное мероприятие в джинсах, к вам и отнесутся соответствующе.

Как быстро научиться говорить красиво, четко и правильно? Даже если вы знаете всю теорию наизусть, без тренировок у вас вряд ли получиться грамотно разговаривать. Упражнения очень важны и лучше, если они будут регулярными.

Упражнения для того, чтобы правильно выступать перед публикой

Классика

Основное упражнение, позволяющее постичь, как научиться красиво говорить, не изменилось со времен Демосфена. Оно общее и для студентов театральных училищ, и для будущих управленцев. В рот следует набрать орешки и произносить скороговорки, пытаясь сделать это правильно и внятно.

Но не спешите набирать в рот орешки. Это упражнение очень важно, но не менее важным является коррекция индивидуальных проблем с речью. Грамотно в наше время, к сожалению, не говорят даже дикторы на центральных каналах. Будет хорошо, если вы все-таки попробуете поискать записи советских дикторов (которые, как раз, говорили правильно) и возьмете их речь за образец.

Проверка ошибок

Чтобы ваше публичное выступление было грамотно, нужно сначала определить, где вы допускаете ошибки в разговоре. В каждой области существуют свои нарушения речи. К примеру, москвичи акают, а в Пермском крае «съедают» слова. Хорошо, если о ваших ошибках вам скажет посторонний человек, желательно иногородний, так как вы можете не чувствовать нарушений речи, которые повсеместны в вашем кругу. Как научиться грамотно и красиво строить разговор или произносить публичную речь? Необходимо помнить о своих ошибках, и корректировать их в соответствии с принятыми нормами.

33 Егорки

Во время произнесения речи нужно держать дыхание, особенно если говорить вам придется долго. Для тренировки дыхания существует интересное упражнение «33 Егорки». Для его выполнения нужно произнести текст: на дворе, на пригорке стоят 33 Егорки. Затем приступаем к пересчету Егорок: раз Егорка, два Егорка и так далее. Егорок должно быть столько, насколько у вас хватит воздуха. Нужно стремиться добраться до 33-х Егорок. Упражнение позволит вам не выдохнуться и после получасовой речи оставаться в форме.

Для того чтобы научиться грамотной речи, нужно знать нормы русского языка. Словарь с ударениями – лучший друг оратора. Выполняйте упражнения с произнесением слов, в которых вы допускаете ошибки, для выработки автоматизма. Поищите распространенные речевые ошибки. Обязательно разберитесь с ударением в словах, ведь слово «квартал» с ударением на 1-ом слоге испортит впечатление и от мастерской речи.

Вспомогательная литература

Для того чтобы научиться говорить, вы можете поискать следующие книги, в которых есть упражнения, рекомендации, правила:

«Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн».

«Выступление в стиле TED».

Книга с материалами по особенностям построения речи, правилам подачи материала;

Книга по убеждающей речи, которая поможет и управленцам, и менеджерам;

Книга, в которой вы, может быть, и не отыщите рекомендаций именно для ораторов, но стоит почитать в качестве вспомогательной литературы.

Книг по развитию речи много. Чтобы не затеряться в них, помните о том, что есть не так уж и много основных упражнений, и вряд ли современные авторы изобрели нечто принципиально новое. Выберите несколько упражнений, которые подходят именно вам (к примеру, правильная постановка ударений, развитие дыхания, скороговорки), и начните их выполнять регулярно. Тренировки позволят вам достичь не только высот в ораторском искусстве, но и успехов в бытовом общении, ведь красивая и завораживающая речь – большая редкость, и это жирный плюс и для личной жизни, и для любых социальных взаимодействий.