Логопедическое занятие по теме инструменты звук ш. Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш. Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы к нам на семинар,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар , который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта , чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Актуальность проблемы:

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.

Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, в России резко ухудшился такой существенный показатель как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%-возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Зачитывается справка о здоровье воспитанников в детском саду.

По результатам углублённого медицинского осмотра за 2014-2015 учебный год у детей наблюдаются проблемы со здоровьем:

Нарушение опорно-двигательного аппарата;

Нарушение зрения;

Заболевания органов дыхания;

Заболевания органов пищеварения;

Кожные заболевания;

Нарушение речи (ФНР, ОНР, задержка речевого развития);

Нарушения психического развития (ЗПР, умственная отсталость, аутизм).

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

(Всемирная организация здравоохранения)

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья воспитанников. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений.

Рефлексивно-ролевая игра.

Мы предлагаем вам поработать в мини группах. Постарайтесь ответить на вопрос: «Что мешает ребёнку быть здоровым?». Найдите причины, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ребёнка дошкольного возраста.

Не затрагивая глобальные причины: наследственная предрасположенность, экология… найдите те причины, на последствия которых мы можем повлиять.

Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему детский сад, быть здоровым.

Каким образом мы можем на это повлиять? (работа в группах. Презентация ответов-один представитель от группы).

На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- использовать разные формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Невозможно решить проблему здоровья, применяя только традиционные педагогические технологии. Вот почему мы сегодня и поговорим о здоровьесберегающих технологиях.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его бучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности , направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время обще название «здоровьесберегающие технологии»

«Здоровьесберегающие технологии» - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия («ребёнка и педагога», «ребёнка и родителей», «педагога и родителей»).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии-регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало и конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья.

Основные задачи:

q создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;

q охрана и укрепление психофизического здоровья детей;

q совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами здоровьесберегающих технологий;

q воспитание потребности в здоровом образе жизни;

q формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

    медико-профилактические;
    физкультурно-оздоровительные;
    технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
    здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
    технологии просвещения родителей;
    здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

    Мониторинг здоровья
    Организация профилактических
    мероприятий
    Рациональный режим дня
    Здоровьесберегающая среда
    Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

Физкультурно-оздоровительные технологии-

Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

· Двигательный режим

· Динамические паузы

· Закаливание

· Гимнастика

· Подвижные и спортивные игры

· Дни здоровья

· Спортивные развлечения, праздники

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка:

Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие.

    Тренинги
    Релаксация
    Музыкотерапия
    Психогимнастика
    Сказкотерапия

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов:

Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: Семинары-тренинги, Консультации для педагогов, Практикум для педагогов ДОУ, Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ;

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

· Динамические паузы;

· Подвижные и спортивные игры;

· Релаксация;

· Пальчиковая гимнастика;

· Гимнастика для глаз;

· Дыхательная гимнастика;

· Гимнастика после сна

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

— Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

— Технологии обучения здоровому образу жизни;

— Коррекционные технологии

Динамические паузы.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

· Утренняя гимнастика;

· Самомассаж;

· Активный отдых

Коррекционные технологии:

· Артикуляционная гимнастика;

· Арт-терапия;

· Сказкотерапия;

· Психогимнастика;

· Технология музыкального воздействия;

· Цветотерапия

Работа с родителями:

Педагогические беседы, общие и групповые родительские собрания, консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов, совместное создание предметно развивающей среды.

Выводы:

Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложнённое развитие.

· Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используют в работе наши воспитатели?

Об этом расскажут наши воспитатели:

· «Гимнастика пробуждения»

· «Пальчиковая гимнастика»

· «Цветотерапия»

· «Сказкотерапия»

Аукцион педагогических идей. Распределение здоровьесберегающих технологий среди воспитателей для использования в своей работе в течение года. В феврале предоставить фотоотчёт, презентацию плюсы и минусы данной технологии.

Раздача материалов «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Подведение итогов.

Что такое здоровье? Здоровье это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Здоровье это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Здоровье-это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.


Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на сохранение, поддержание и укрепление здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Медико- профилактические Физкультурно- оздоровительные Образовательные Социально- психологические Валеологическое просвещение родителей


Здоровьесберегающие технологии ПРИНЦИПЫСРЕДСТВА Возрастной адекватности Сознательности и активности Систематичности и последовательности Доступности и индивидуальности Системного чередования нагрузок и отдыха Постепенного наращивания оздоровительных воздействий Оздоровительные силы природы Средства двигательной направленности(основные движения, ОРУ, физические упражнения, подвижные игры и др) Гигиенические факторы






Модель двигательного режима 1.Физкультурно-оздоровительные занятия: 1.1 Утренняя гимнастика Формы проведения: oТрадиционная- классическая с предметами и без, с нестандартным оборудованием oИгровая – 2-3 подвижные игры oСюжетная oС использованием полосы препятствий и коррегирующей дорожки oС использованием танцевальных упражнений, танцевально-ритмических и аэробики oС включением оздоровительного бега, комплекса упражнений на дыхание


1.2 Двигательная разминка 1.3 Физкультурные минутки 1.4 Подвижные игры, физические упражнения на прогулке 1.5 Оздоровительный бег 1.6 Прогулки-походы 1.7 Малый туризм. Эколого- оздоровительная тропа на территории ДОУ и за её пределами 1,8 Гимнастика пробуждения в сочетании с воздушными ваннами и ходьбой босиком по корригирующей дорожке: малоподвижные и хороводные игрымалоподвижные и хороводные игры Комплекс профилактической гимнастикиКомплекс профилактической гимнастики Спортивный ералаш с имеющимся оборудованиемСпортивный ералаш с имеющимся оборудованием Комплекс ритмической гимнастикиКомплекс ритмической гимнастики Комплекс упражнений на кровати с использованием схем и малых форм фальклораКомплекс упражнений на кровати с использованием схем и малых форм фальклора


Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке и в помещении Самостоятельные занятия самостоятельная двигательная деятельность на прогулке и в помещении Неделя здоровьяНеделя здоровья КаникулыКаникулы Физкультурные досугиФизкультурные досуги Физкультурно- оздоровительные праздники на открытом воздухеФизкультурно- оздоровительные праздники на открытом воздухе Физкультурно-массовые занятия Ярмарка подвижных игрЯрмарка подвижных игр Тематические праздникиТематические праздники Игры-соревнованияИгры-соревнования Посещение городского спорткомплекса и спортивной школыПосещение городского спорткомплекса и спортивной школы








Учебные занятия Традиционные -классические Игровые Сюжетно-игровые По принципу круговой тренировки Полуролевые Цикл «Забочусь о своём здороье»- с элементами валеологии Комплексные Посещение городского бассейна и спортзала Прогулки-походы Тематические Тренировочные На спортивных комплексах и тренажерах На танцевальном и акробатическом материале По интересам Контрольно-итоговые.





Альбина Ковшова
Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми »

Цель : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя

Задачи :

Дать определение понятию «здоровье » ;

Познакомить участников семинара -практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ ;

Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара .

Форма проведения : педагогическая мастерская

План проведения программы :

1. Вступительное слово старшего воспитателя Игра «Доброе слово от солнышка!»

2. Телепередача «Жить здорово » рубрика «Про здоровье »

Ход семинара-практикума

Ст. воспитатель : Добрый день, уважаемые педагоги! В этот октябрьский день всем очень хочется услышать добрые слова и комплименты.

Давайте начнём наш семинар с игры-разминки , которая называется «Доброе слово от солнышка» . Я предлагаю вам встать в круг. Это солнышко пробежит сейчас по кругу, а мы скажем друг другу комплименты.

Мы с вами провели психодинамическое упражнение разминочного типа. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение .

Итак, у вас всех поднялось настроение, вы сейчас очень внимательны и настроены на работу . Мы можем начать работу нашего семинара-практикума . (Трек № 1 Мелодия жить здорово )

Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме телевизионной передачи «Жить здорово » (Слайд 1-3) Ст. воспитатель : Итак, переходим к рубрике «Про здоровье »

Расскажу я вам старую легенду : “Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали решать…. Каким должен быть человек.

Один из богов сказал : “Человек должен быть сильным”, другой сказал :

“Человек должен быть здоровым” , третий сказал : “Человек должен быть умным”.

Но один из богов сказал так :

“Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать

главное, что есть у человека – его здоровье . Стали думать, решать – куда бы

его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –

за высокие горы. А один из богов сказал : "Здоровье надо спрятать в самого

человека. " Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье .

Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Ст. воспитатель : Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению , а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья . Образование и здоровье неразделимы . (Слайд 3)

Когда впервые детям задаешь вопрос : «Что же самое дорогое и ценное, в жизни человека?» , то чаще всего слышишь в ответ : «деньги» , «машина» , «золото» и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье » , «жизнь» , а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь : «Вы болеете, дети?» . Все дружно говорят : «Да» - «А чем вас лечат?» - «Таблетками» . «А можно быть здоровым без таблеток - «Нет!» . Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми . Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Ст. воспитатель : Сохранение и укрепления здоровья воспитанников - основная задача дошкольных образовательных учреждений.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья , сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни. ЗСТ применяются в различных видах деятельности и представлены как :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья (Слайд 5)

Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика ортопедическая.

Технологии обучения ЗОЖ (Слайд 6)

Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье » , точечный самомассаж, спецзакаливающие методики

Коррекционные технологии (Слайд 7)

Арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом , технологии коррекции поведения , психогимнастика, логоритмика, биоэнегропластика.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное и неосложненное развитие.

Итак, переходим к следующей рубрике :

В ней мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. К сожалению, эфирное время ограничено, поэтому мы расскажем и покажем лишь малую толику большой работы наших замечательных мастеров-педагогов. Это настоящие мастера своего дела, люди творческие и не равнодушные к своей профессии.

Сейчас я предлагаю посмотреть занятие с использованием ЗСТ «Путешествие в осенний лес»

Показ видеоролика «Путешествие в осенний лес» в средней группе (гиперссылка на видео)

Игровой массаж (интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей) А. Уманской и К. Динейки (Слайд 9)

Ст. воспитатель : Закаливающее дыхание – этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом «Поиграем носиком» . Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми во время занятий . Проводиться 2-3 раза в день.

(Практическая часть)

Одним из перспективным направлений в работе с детьми является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки создаёт положительный эмоциональный фон, повышает иммунитет детей, снимает напряжение, раздражительность, головную и мышечную боль. И сегодня у нас в студии присутствуют замечательный специалист в области музыкотерапии музыкальный руководитель Саленкова Алла Николаевна, она познакомит вас с ритмопластикой.

- Музыкальный руководитель : Ритмопластика (Слайд 10)

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью , основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку, оформленные танцевальными движениями.

Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи.

Общие задачи – оздоровительные , учебные, воспитательные .

К частным задачам можно отнести :

Повышение эмоционального настроя детей;

Формирование двигательной культуры;

Совершенствование чувства ритма и музыкальности.

Ещё одним из инновационных направлений в области ЗСТ является Суджок-терапия с ней вас познакомит учитель-дефектолог Волкова Алёна Евгеньевна.

- Учитель-дефектолог : Суджок-терапия, пальчиковая гимнастика. (Слайд 11)

(Выступление учителя-дефектолога)

- Учитель логопед : (Слайд 12) Дыхательная гимнастика (выступление)

Ст. воспитатель : Очень важно обращать внимание на психологическое здоровье детей . Элементы психологических тренингов, психогимнастик вы можете использовать в своей деятельности.

Ст. воспитатель : Мы подошли к следующей рубрике. «Помоги себе сам» (Слайд 13)

Практическая часть с участниками семинара флэшмоб «Топ-хлоп-кап!» (Трек № 2)

Ну вот, мы с вами взбодрились, жить стало веселей.

Для того, чтобы поблагодарить всех участников за работу , давайте поиграем в игру «Аплодисменты друг другу» .

Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем . То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Ст. воспитатель : Наша передача «Жить здорово » подошла к концу. Желаю вам хорошего настроения на весь оставшийся день. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово ! (Трек № 1) (Слайд 14) .

Используемая литература :

1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.

4. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми . – М.: Просвещение, 2004.- 112 с.

5. Бушнева И. М. и др. Педагогические советы /авт. -сост. И. М. Бушнева [др. ].-Волгоград : Учитель, 2010.-250 с.

6. Сергиенко, Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С. 63-68.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Барабинского района Новосибирской области « Детский сад комбинированного вида №7 « РАДУГА»

Семинар – практикум

для родителей на тему:

«Здоровьесберегающие

технологии»

Выполнила воспитатель:

Игнатова

Татьяна Олеговна

Цель:

    Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения.

    Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

    Формирование навыков сотрудничества детей и родителей;

Следовать их эмоциональному сближению

Форма провидения:

Семинар – практикум на тему «Здоровьесберегающие технологии»

Оборудование :

Ход мероприятия :

Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

«Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его,

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз!»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые и физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

Занятия физкультурой укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе.

Арсенал видов физической культуры очень широк:

    Утренняя зарядка;

    Физкультминутка;

    Дыхательная гимнастика;

    Гимнастика для глаз;

    Простые приемы массажа тела;

    Подвижные игры;

    Пальчиковая гимнастика и др.

Главное, чтобы это нравилось ребенку.

В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит, основной успех является личный пример родителей.

Занятия физическими упражнениями с мамой и папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Дует ветер нам в лицо: - Дети машут руками к себе

Закачало деревцо - Руки вверх – наклоны

Ветерок все тише, тише - Постепенно приседают

Деревцо все выше, выше…

Ветер тихо клен качает,

Вправо – влево наклоняет

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен. - Выполняют движения в соответствии с текстом

    Самомассаж «Грибной дождик»

Дождевые капли, - Хлопают правой ладонью по левой

Прыгайте в ладошке! - Также хлопают по правой ладони

Дождевые капли, - Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжке вверх

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли, - Стучат правой рукой по левому плечу сзади

Бейте по спине! - Левой рукой стучат по правому плечу

Дождь грибной,

Подрасти и мне! - Вытягивают обе руки вверх,

выпрямляя спину.

    Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, улучшает работу мозга и развивает мелкую моторику.

А сейчас мы предлагаем вам изготовить тренажер для пальчиковой гимнастики.

(Родители берут подносы и заполняют воздушные шары перловой крупой).

Эти шарики берем,

Ими ручки разомнем.

Меж ладошками кладем

И ладошки разомнем.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем!

(Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями вверх, вниз).

    Гимнастика для глаз

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Упражнения для глаз улучшает кровоснабжение глазных яблок, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

    Посмотрите далеко,

Вытягивают руки вперед, смотрят на ладони

Посмотрите близко,

Подносят ладони близко к глазам

Посмотрите высоко,

Поднимают руки вверх

Посмотрите вниз.

Опускают руки вниз.

    Пролетает самолет,

Посмотреть вверх

С ним собрался в полет,

Отвести руки, проследить взглядом

Правое крыло отвел – посмотрел,

Левое крыло отвел – поглядел.

Я мотор завожу

Встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;

И внимательно гляжу.

Поморгать и прикрыть глаза.

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу!

    Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательные упражнения просто не обходимы детям, страдающие простудными заболеваниями, бронхитами. Хорошо развивает несовершенную дыхательную систему, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение «Пузырики».

Сделать глубокий вдох через нос, надуть «щеки – пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Летят мячи».

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости. Бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Таким образом, чтобы наши дети были здоровы и научились осознанному отношению к своему здоровью, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни.

А сейчас, хотелось бы поблагодарить всех родителей, которые присутствовали и принимали участие.

Методический кабинет МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка»

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ГОС ДО "

Семинар - практикум « Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ГОС ДО »

Подготовила:

воспитатель-методист

Дегтярёва Ю.В

дата проведения

Краткая аннотация

Семинар-практикум разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области «Физическое развитие» с учетом ФГОС. Мастер класс рассчитан на педагогов ДОУ с целью заинтересованности в работе по- новому.

Пояснительная записка

Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий которые мы проводим обычно, т.е физкультурные минутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. Предлагаемые Здоровьесберегающие технологии, надеюсь, знакомы всем специалистам. Я предлагаю новый взгляд на традиционные средства оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.

Мастер класс рассчитан на педагогов с целью заинтересованности в работе по- новому. Моя позиция в воспитании такова: «Если мы будем учить детей так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». (Джон Дьюи)

Тема: «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ГОС ДО»

Цель: Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы.

Задачи: Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.

Условия реализации : Обязательное использование ИКТ.

Выразительные средства : ИКТ (презентация), музыкальное сопровождение.

Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.

Вступительное слово: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов.

Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии.

Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.

В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапию, дыхательную гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

I часть: «Теоретическая»

Задания для педагогов

Педагогам предлагается «Цветик – семицветик». Необходимо оторвать лепесток, и выполнить предложенное задание.

    Красный лепесток –

    Гранатовый сок полезен при анемии? В нем нет железа, это миф.

    Правда ли, что при плоскостопии противопоказан массаж стопы? Массаж полезен.

    Узкие джинсы могут вызвать боли в ногах? Могут, так как они пережимают подкожные нервы, они могут нарушать кровообращение.

2.Оранжевый лепесток

1) Дыхательная гимнастика улучшит иммунитет? Помогает, так как улучшает ток крови и лимфы.

2) Физическими упражнениями лучше заниматься вечером? Лучше заниматься физкультурой утром.

3) Черная смородина улучшает состояние суставов? Улучшает, в смородине много витамина С.

3. Желтый лепесток

Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье

Будет здоровье – будет - все

Здоровье за деньги не купишь

В здоровом теле – здоровый дух

Здоровье – это движение

Здоровому и врач не надобен

Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т.д.

4. Зеленый лепесток

1) Телевизор можно смотреть в темноте? Не следует смотреть телевизор в темноте, глаза устают.

2) Препараты черники влияют на зрение ? Польза черники - это вымысел.

3) Подушка из синтепона может вызвать головную боль? Может. Синтепон не держит форму и мышцы шеи оказываются напряженными всю ночь.

5.Голубой лепесток

1) Болгарский перец полезен для суставов? Полезен, в нем много витамина С, а этот витамин стимулирует выработку коллагена.

2) Многие полагают, что спать на животе не полезно. Это действительно так. Лучшей является для сна поза на боку. Если вы спите на животе, то часто пережимаются сосуды шеи, будет давление внутри брюшной полости, желудочный сок будет забрасываться в пищевод.

3) Молоко полезно пить на ночь? Полезно, оно улучшит сон.

6.Синий лепесток

1) Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)

2) Детский зимний транспорт? (санки)

3) Коньки на лето? (ролики)

7.Розовый лепесток

Продолжи фразу:

Холода не бойся, сам по пояс… (мойся).

Курить – здоровью (вредить).

Кто спортом занимается, тот силы … (набирается).

Здоровье дороже … (богатства).

Солнце, воздух и вода … (наши верные друзья).

Презентация

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду в рамках реализации ГОС ДО»

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»

Януш Корчак

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Задачи здоровьесбережения

    сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности

    создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей

    создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования:

    Динамические паузы.

    Подвижные и спортивные игры.

    Релаксация.

    Гимнастика пальчиковая.

    Гимнастика для глаз.

    Гимнастика дыхательная.

    Бодрящая гимнастика.

Технологии обучения здоровому образу жизни

    Утренняя гимнастика

    Физкультурные занятия

    Точечный массаж

    Занятия в бассейне

    Проблемно – игровые и коммуникативные игры

Коррекционные технологии

    Артикуляционная гимнастика

    Сказкотерапия

    Цветотерапия

    Арт –терапия

    Су-Джок терапия

    Музыкотерапия

Гимнастика пальчиковая

    Способствует овладению навыкам мелкой моторики

    Помогает развивать речь

    Повышает работоспособность коры головного мозга

    Развивает психические способности: мышление, память, воображение

    Снимает тревожность

Дыхательная гимнастика

    Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани

    Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание

    Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения

    Повышает общую сопротивляемость организма

Су-Джок терапия

    Воздействует на биологически активные точки организма

    Стимулирует речевые зоны коры головного мозга

    Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом

    Развивает мелкую моторику рук

    Развивает память, внимание, связную речь
    13 слайд.

Точечный массаж и самомассаж

    Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье

    Является профилактикой простудных заболеваний

    Повышает жизненный тонуса у детей

    Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Гимнастика для глаз

    Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз

    Укрепляет мышцы глаз

    Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Релаксация

    Учит детей расслабляться

    Способствует концентрации внимания

    Помогает снять напряжение

    Снимает возбуждение

Музыкотерапия

    Повышает иммунитет детей

    Снимает напряжение и раздражительность

    Снимает головную боль

    Восстанавливает спокойное дыхание

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!

II часть: «Практическая»

1. Гимнастика для глаз.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем

И опять их открываем. Смело можем показать,

Как умеем мы моргать. Головою не верти,

Влево посмотри, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо - упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо, а глаза закрой руками.

Вот стоит осенний лес! (выполняют круговые движения глазами)

В нем много сказок и чудес.

Слева – сосны, справа – дуб. (влево, вправо)

Дятел сверху тук да тук. (вверх, вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой.

2. Пальчиковая гимнастика

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

    Способствует овладению навыками мелкой моторики.

    Помогает развивать речь.

    Повышает работоспособность коры головного мозга.

    Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

    Снимает тревожность

Педагоги, выполняют пальчиковую гимнастику:

Будем мы варить компот , (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному ,

Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок .

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному )

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. ( Имитировать лепку комков )

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки )

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

3 Дорожка здоровья.

Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование, изготовленное родителями и педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют. И сейчас предлагаю вам пройти по дорожке здоровья, по которой наши дети ходят босиком.

Гости 2-3 раза проходят по выложенным на полу массажным дорожкам.

4 Физкультминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали и на месте побежали.

5 Фиточай

Фиточай - это чай, приготовленный из листьев, цветков и плодов лесных, луговых и садовых растений.

Это одно из древнейших лечебных средств.

Фиточай помогает восстановить силы, повышает иммунитет и жизненный тонус. Фиточаи широко применяются в фитотерапии при лечении многих болезней. Кроме лечебных свойств, фиточаи обладают тонким и изысканным ароматом, приятным вкусом.

Чай с шиповником – это не просто напиток, но также и уникальная кладезь витаминов, дарящая организму жизненные силы!

В первую очередь, плоды шиповника славятся своими бактерицидными и фитонцидными свойствами. Это означает, что чай, настой и отвар из шиповника замедляют рост или полностью убивают патогенную микрофлору: бактерий, вирусы, грибки. Именно поэтому так важно пить шиповниковый чай в разгар эпидемий.

Отдельного внимания заслуживает высокое содержание витаминов в шиповнике. Это настоящий поливитаминный комплекс: А, Е, Р, К, В2 и просто огромное количество витамина С. В шиповнике содержится много железа, фосфора, эфирных масел и дубильных веществ. Благодаря этому чай и настой шиповника могут использоваться как общеукрепляющее средство при общей слабости, малокровии, в период выздоровления после болезни.

Настой из шиповника для детей

Этот прекрасный напиток полезен и детям, особенно тем, кто страдает частыми простудами и болезнями горла, он поможет быстрее восстановиться после болезни, улучшит аппетит, восстановит силы и способность к обучению.

Также полезен шиповник детям с дисбактериозом и хроническими заболеваниями кишечника, он улучшает пищеварение, уменьшает болезненные спазмы.

Как правило, дети, даже самые маленькие, с удовольствием пьют настой шиповника, а чтобы улучшить его вкус, можно добавить апельсиновый сок или положить дольку лимона.

Мята имеет набор полезных свойств и используется в лечении и профилактике множества заболеваний. Содержание в ней эфирного масла составляет 3%, мята содержит пинен, пиперитон, дубильные вещества. Существует больше 25 видов растения. Кроме ментола, в мяте содержится аскорбиновая кислота и каротин.

К полезным свойствам мяты относятся:

    болеутоляющее;

    сосудорасширяющее;

    успокаивающее;

    тонизирующее и т. д.

Чай с мятой хорошо помогает при лечении простудных и вирусных заболеваний. Свежий чай избавит от головной боли и мигрени, устранит первые симптомы простуды.

На взрослый организм, чай с мятой влияет успокаивающе. Но вот влияние на организм ребенка до конца не известно. Мята, содержание в ней ментола, может спровоцировать у ребенка аллергию, кожный зуд, сыпь. Чай с мятой следует давать ребенку старше 3 лет, и желательно после консультации с педиатром, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

6. «Релаксация»

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие.

Включается звуки лесного водопада

Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц…

И вот вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом - пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас…

Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.

Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. А главное – всё это доставляет огромное удовольствие.

Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.