Вы считаете затрагивает ли проблема. Затрагивает. Вопросы и задания к документу

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году основного государственного экзамена
по ГЕОГРАФИИ

1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

В каждый вариант КИМ 2017 г. включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за основную школу и выполнение основных требований к уровню подготовки выпускников.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ.

В отличие от ЕГЭ, в КИМ для ОГЭ большее внимание уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них: 17 заданий с ответом в виде одной цифры, 3 задания с ответом в виде слова или словосочетания, 7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр; 3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

6. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности.

Ответами к заданиям 1–27 являются цифра, число, последовательность цифр или слово (словосочетание). Запишите ответ в соответствующее поле. Каждый символ пишите без пробелов.

1

Город Арлит имеет географические координаты 18º 44′ с.ш. 7º 23′ в.д. Определите, на территории какого государства находится этот город.

2

В пунктах, обозначенных на рисунке цифрами, одновременно проводятся измерения атмосферного давления. Расположите эти пункты в порядке повышения в них атмосферного давления (от наиболее низкого к наиболее высокому).

3

Какие из следующих высказываний верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Распашка склонов препятствует развитию водной эрозии почв.

2) На долю сельского хозяйства приходится значительная часть выбросов в атмосферу парниковых газов.

3) Осушение болот в верховьях рек приводит к их обмелению.

4) Создание крупных водохранилищ приводит к изменению климата соседних территорий.

5) Сжигание попутного нефтяного газа в факелах в районах нефтедобычи способствует сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

4

Прочитайте текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из пронумерованного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков, обозначенных буквами А-В. Вставьте на места пропусков слова из списка (в нужной форме).

В рельефе этой части материка почти нет резких колебаний высот, редки землетрясения, отсутствуют действующие вулканы. Здесь много миллионов лет назад вертикальные __________ (А) земной коры привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий. При этом в земной коре образовались__________ (Б), в которые внедрялась __________ (В).

Рельеф плоскогорий разнообразен: столовые горы чередуются с холмистыми пространствами, их сменяют невысокие массивы, изрезанные ущельями.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетания) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список слов:

2) движение

4) горная порода

5

Расположите приведённые ниже города в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха.

1) Ростов-на-Дону

Запишите получившуюся последовательность цифр.

6

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

Запишите получившуюся последовательность цифр.

7

Расположите перечисленные части Мирового океана с запада на восток в том порядке в котором они располагаются на карте мира, начиная с самого западного.

1) Аравийское море

2) Бенгальский залив

3) Гвинейский залив

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

8

Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя средней ожидаемой продолжительности жизни населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

1) Республика Конго

2) Великобритания

3) Бразилия

Запишите получившуюся последовательность цифр.

9

Какие три из обозначенных на карте России территории имеют наибольшую среднюю плотность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти территории.

10

Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Промышленность, - сельское хозяйство, - сфера услуг

Б) Афганистан

В) Парагвай

Распределение экономически активного населения

11

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.

Географические особенности Испании

Испания, обладая всеми характерными чертами экономически развитых европейских стран, имеет ряд географических особенностей. По форме правления она является _______________(А). Испания имеет развитую промышленность, представленную практически всеми современными производствами и высокоинтенсивное сельское хозяйство. Испания является мировым лидером по производству _______________(Б) Доля продукции АПК в общем объёме экспорта страны _______________(В) чем в большинстве других западно-европейских стран. Очень большую роль в экономике страны играет международный туризм.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетание) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список слов (словосочетание):

3) монархия

4) республика

6) семена подсолнечника

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетание). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

12

Какие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города.

1) Новосибирск

3) Петрозаводск

4) Ставрополь

6) Ростов-на-Дону

13

В каких трёх из перечисленных регионов России ведётся добыча природного газа? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Карелия

2) Астраханская область

3) Ямало-Ненецкий автономный округ

4) Мурманская область

5) Смоленская область

6) Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

14

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Географические особенности природы Западной Сибири

Западная Сибирь как крупный географический район России имеет ряд особенностей природы. Всю северную часть территории района занимает _______________(А). Климат более континентальный, по сравнению с Восточно-Европейской равниной, что проявляется в меньшем количестве атмосферных осадков и большей годовой амплитуде температур. Район располагается в нескольких природных зонах: от тундры на севере до _______________(Б) на юге. Для территории района характерна _______________(В) степень заболоченности.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Список слов:

1) пустыня

3) низменность

4) плоскогорье

5) высокая

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

15

В каких из высказываний содержится информация о миграциях населения? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Образование на территории бывшей Британской Индии двух независимых государств привело к переселению в общей сложности 18 млн человек.

2) В настоящее время большинство населения мира проживает в развивающихся странах, причём его доля в мировом населении постоянно растёт.

3) С начала XXI в. число прибывающих на постоянное жительство в Россию ежегодно превышает число выбывающих.

4) В Канаде 2/3 населения концентрируется в 150-километровой зоне, протянувшейся вдоль границы с США.

5) Количество городов-миллионеров в России к 2016 г. достигло 15.

16

На основе анализа данных приведённой ниже таблицы укажите регионы, в которых в период с 2011 по 2013 г. ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Динамика объёмов промышленного производства (в процентах к предыдущему году)

17

С помощью карты сравните значения средних многолетних максимумов температуры воздуха в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3. Расположите точки в порядке повышения этих значений.

Средние многолетние максимумы температуры воздуха (в °С)

Запишите получившуюся последовательность цифр.

18

Установите соответствие между субъектом РФ и его административным центром: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

19

В каких трёх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти страны.

3) Бразилия

4) Норвегия

5) Франция

6) Саудовская Аравия

20

В соответствии с Законом о возврате к «зимнему» времени с 26 октября 2014 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту). Исходным при исчислении местного времени часовых зон служит московское время – время II часовой зоны.

Самолёт вылетел из Сургута (IV часовая зона) в Ростов-на-Дону (II часовая зона) в 5 часов по местному времени Сургута. Расчётное время полёта составляет 4 часа. Сколько времени будет в Ростове-на-Дону, когда самолёт приземлится? Ответ запишите в виде числа.

Ответ: ______ ч.

21

Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения Республики Северная Осетия – Алания в 2011 г. Ответ запишите в виде числа (по образцу, указанному в инструкции по выполнению работы).

Распределение числа мигрантов по основным потокам передвижения, 2011 г. (тыс. человек)

Ответ: ______ тыс. человек.

22

Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

Запишите получившуюся последовательность цифр.

23

Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

1) меловой

2) четвертичный

3) силурийский

Запишите получившуюся последовательность цифр.

24

Определите страну по её краткому описанию.

Эта страна полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам. На материке, где расположена страна, она является первой по площади территории и третьей по численности населения. В стране хорошо развиты отрасли как добывающей, так и обрабатывающей промышленности. В международном географическом разделении труда она является поставщиком продукции горнодобывающей промышленности, машиностроения, металлургии, топливной, химической и лесной промышленности, а также сельского хозяйства.

25

Определите регион России по его краткому описанию.

Эта область расположена в Европейской части России. Она имеет выход к Государственной границе РФ. Одна из основных отраслей промышленности – добыча железных руд и производство железорудных окатышей. Машиностроение специализируется на производстве кузнечно-прессового оборудования, электротехнических изделий, оборудования для животноводства и кормопроизводства. Электроэнергией область обеспечивает расположенная на её территории крупная АЭС. В пищевой промышленности используется местное сельскохозяйственное сырьё: на чернозёмных почвах выращивают зерновые культуры, картофель, сахарную свёклу, подсолнечник.

Ответ: _____ область.

Задания 26, 27, 28 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.

26

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: _______ м.

27

Определите по карте азимут от родника на дом лесника. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: _______ град.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.

Показать ответ

1) На рисунке в ответе длина горизонтальной линии основы

профиля равна 80 ± 2 мм и расстояние от левой вертикальной оси

до родника – 29 ± 2 мм;

2) форма профиля в основном совпадает с эталоном;

3) на участке 1 склон круче, чем на участке 2.

Используя данные таблицы, объясните, почему в период с 1985 по 2010 г. доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения Мексики значительно увеличилась. Укажите две причины. Если Вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.

Демографические показатели Мексики

    ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ - отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ἡ… … Православная энциклопедия

    Т. е. применение закона к действиям, совершенным до обнародования закона, по принципу не допускается законодательствами. Закон не имеет обратной силы и не может нарушать приобретенных прав это положение многими юристами считается повелением права … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - ’ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ’ (‘Philosophische Untersuchungen’) главное произведение позднего периода творчества Витгенштейна. Несмотря на то что книга была издана лишь в 1953, через два года после смерти Витгенштейна, работа над ней велась с 1930 х …

    Эмиль (1889) венгерский пролетарский писатель. Первая его книга (сб. стихов «Город») вышла в издании венгерской соц. дем. партии в 1906. Примкнувший к соц. движению под влиянием русской революции 1905 молодой М. насыщает свою первую книгу… … Литературная энциклопедия

    Сила закона, т. е. применение закона к действиям,совершенным до обнародования закона, по принципу не допускаетсязаконодательствами. закон не имеет обратной силы и не может нарушатьприобретенных прав это положение многими юристами считается… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Somebody Blew Up America Башни Всемирного торгового центра в момент террористической атаки … Википедия

    - (Philosophische Untersuchungen) главное произведение позднего периода творчества Витгенштейна. Несмотря на то что книга была издана лишь в 1953, через два года после смерти Витгенштейна, работа над ней велась с 1930 х до последних лет жизни… … История Философии: Энциклопедия

    Закон - (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия. . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

    Законодательство - (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

    Мировая экономика - (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I - [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

Книги

  • , Добрович Анатолий Борисович. Подавленное настроение знакомо каждому. В этой небольшой книжке-памятке А. Добрович, известный ученый, автор многих книг и психиатр с многолетним практическим опытом, знакомит читателя с…
  • Выбраться из депрессии. Психиатрическая памятка для всех, кого эта тема затрагивает , Добрович А.Б.. Подавленное настроение знакомо каждому. В этой небольшой книжке-памятке А. Добрович, известный ученый, автор многих книг и психиатр с многолетним практическим опытом, знакомит читателя с…

Проблема межнациональных отношений в нашем государстве стоит на особом счету, что естественно делает ее очень актуальной для нашего региона с его спецификой и особенностями в виде проживания различных народов исповедующих различные религии. В последнее время в средствах массовой информации и сетях интернет публикуются различные материалы по данной тематике. Недавно вышел в свет сборник научных работ по результатам работы конференции в одном Высшем учебном заведении Ставропольского края. В одной из работ автором которой является Туфанов, рассмотрены вопросы: веротерпимости, национализма и межнациональных отношений на Кавказе.

Так по мнению автора проблема толерантности и веротерпимости - самая острая, сложная и подвергаемая огласке особенно во многонациональных регионах, каким и является Северный Кавказ (здесь проживает более 50 этнических групп). На данную тему повсеместно ведутся споры, высказывается множество мнений на всех социальных уровнях: как на высшем, государственном, так и среди простых граждан.

Людей всех возрастов увлекают беседы, касающиеся толерантности и веротерпимости, национализма и межнациональных отношений на Кавказе, а как известно, сколько людей – столько и мнений. Одни придерживаются мирных позиций и выступают за братские отношения и дружбу народов, живущих на данной территории. Другие же поддерживают крайне националистские позиции, которые порой доходят до нацизма и ксенофобии.

К последним относятся лидеры различных движений, как исламских, так и славянских. Межэтнические и межнациональные конфликты - это очень серьёзная задача, которой сегодня занимаются и спецслужбы очень многих западных стран, и просто провокаторы. А основная масса их сторонников – молодежь. Это и является самым страшным в подобных течениях, ведь молодые люди – это надежда народа, а юноши и девушки с «затуманенным» разумом и неправильным отношением к другим нациям вряд ли смогут сохранить мир и единство в нашем регионе в будущем.

Многие из крайне настроенных людей попросту не знают истории России, Кавказа, истинного смысла текстов Корана и Библии, что безусловно на руку тем, кто стоит за подобными движениями. Поэтому, по моему мнению, первое, чем нужно заняться – это просвещение молодежи именно в этническом направлении с ранних лет. Люди, знающие традиции, их смысл и историю возникновения будут ценить как свою, так и чужую культуры. А значит, и друг друга. Ведь нигде мы не найдем такого разнообразия обычаев, поверий и прочего культурного достояния, как здесь - во многонациональном Северном Кавказе.

Зачастую межнациональная рознь базируется на религии. На этот счет все религиозные деятели Кавказа, как православные, так и мусульмане, имеют единое мнение: «Миллионы людей по всему миру хотят свободы и процветания для себя и для всего человечества… религия и политика должны служить прочным основанием для мира и диалога между цивилизациями, а не использоваться причиной разногласий и конфликтов. Все мы созданы Единым Создателем, и это обуславливает нашу взаимную ответственность за сохранение священного дара жизни».

Люди должны объединиться не смотря на разную национальную принадлежность, бороться против террористических актов и прочих братоубийственных столкновений в мире и на Кавказе.

Подобными идеи должно проникнуться и руководство нашего региона и Российской Федерации в целом, проводя здесь национальную политику с учетом этнических, культурных и исторических особенностей населения. Так как условия жизни формируют национальное сознание населения – сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских религиозных и прочих взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Понятие «национальное сознание» включает в себя такие элементы, как осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации национальных интересов; понимание необходимости добрососедских отношений с другими социально-этническими общностями; осознанное отношение нации к своим материальным и духовным ценностям.

Как мне кажется, главная задача национальной политики – не притеснить ни один из народов Кавказа, обеспечить население возможностью самовыражаться и следовать обычаям своих предков, не доставляя при этом неудобства представителям других народностей. Тема отношений в регионе, как уже было сказано ранее, поднимается на государственном уровне, где почти у каждого руководителя существует свое мнение практически полностью противоположное друг другу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждый житель Кавказа должен быть заинтересован решением национальной проблемы. Необходимо обеспечить достойные условия жизни в каждом субъекте нашего региона для всех народов на государственном уровне. А так же подтолкнуть молодежь Кавказа к взаимодействию и ведению конструктивного диалога. Люди должны понять необходимость братских отношений и всячески противодействовать конфликтам. Мы должны сохранить Кавказ для следующих поколений.