Академик зинченко. Владимир Петрович Зинченко: биография. Ночной эфир А. Гордона с Зинченко В. П. "Душа"

6 февраля 2014 года на 83-м году жизни скончался ординарный профессор ВШЭ, действительный член Российской Академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук Владимир Зинченко.

«Наш род весь состоит из психологов, так что мы могли бы создать свой психологический колледж», - заметил однажды Владимир Зинченко. Сын известного ученого, одного из ведущих представителей харьковской школы психологии Петра Зинченко, он сам в 1953 году окончил отделение психологии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1956-м - аспирантуру Института психологии Академии педагогических наук РСФСР, а в 1966-м защитил докторскую диссертацию на тему «Восприятие и действие».

В своих первых научных работах Владимир Зинченко изучал онтогенез восприятия. Проводил эксперименты, исследуя процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа. В дальнейшем сфокусировался на изучении форм перцепции, движения и действия. Проводил исследования в области когнитивной психологии, в частности по визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов.

Владимир Зинченко - один из создателей отечественной инженерной психологии. В 1961 году он впервые в стране организовал в НИИ автоматической аппаратуры лабораторию инженерной психологии. Около 15 лет заведовал отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, став автором первого в СССР учебника по эргономике. В нескольких вузах создал кафедры психологии, много преподавал, читая лекции не только в российских, но и в западных университетах. Многие его труды переведены на английский, немецкий, японский и другие языки.

В начале двухтысячных годов Владимир Петрович, по его собственным словам, «наконец, остепенился и приобрел постоянное пристанище» - на факультете психологии ВШЭ, который он помогал создавать «с нуля». «Сначала читал здесь «Введение в психологию», - вспоминал он, - а, когда студенты подросли, стал читать «Методологические проблемы психологии».

Три раза подряд он был назван студентами одним из лучших преподавателей ВШЭ. А за особый вклад в развитие образовательной и исследовательской деятельности университета Владимир Зинченко был награжден II степени.

В последние годы несколько публикаций он посвятил проблемам психологии творчества, доверия и… души. Большинству его коллег разговор о душе мог казаться эпатажным, но Владимир Петрович все же был уверен, что «для самой психологии быть между душой и телом значительно лучше, чем быть наукой об отсутствии души».

Высшая школа экономики выражает искренние соболезнования родным и близким профессора Зинченко.

Светлая память о Владимире Петровиче останется в сердцах всех его коллег.

Профессиональные интересы

Общая и экспериментальная психология

Инженерная психология и эргономика, когнитивная психология

Теория и методология психологической науки

Проблемы психического и духовного развития

Психологическая педагогика и развивающее обучение

Российские психологические и философские традиции

Доклады на конференциях

  • Зинченко В.П. Нужно ли преодолевать постулат непосредственности? Доклад на конференции «Культурно-историческая психология и конструирование миров» 26-27 февраля 2009 г., Москва, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Зинченко В.П. О начале научной работы М.И. Лисиной. Доклад на международной конференции «Общение и развитие в детском возрасте» 21-22 апреля 2009 г., Москва, Психологический институт РАО.
  • Зинченко В.П. Поведение в свете (темноте) аффекта и интеллекта. Доклад на X конференции ГУ-ВШЭ. 7-9 апреля 2009 г. Москва, ГУ-ВШЭ.
  • Zinchenko V.P.From Stream of Consciousness to its Structure (After M. Bakhtin, G. Shpet and L. Vygotsky). Referat on “The Second International Interdisciplinary Conference on Perspectives and Limits of Dialogism in Mikhail Bakhtin”. Stokholm, 3.06 – 5.06. 2009.

Публикации 140

    Статья Зинченко В. П. // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія. 2013. № 45. С. 5-35.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Поколения ВШЭ. Учителя об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 51-59.

    Глава книги Осокина Е. С. , , , Зинченко В. П. // В кн.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко , ; науч. ред.: Н. В. Антонова , , , , А. Карпов, А. Н. Лебедева , , , , , , , , , , , . М. : Логос, 2012. С. 339-339.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 5. С. 109-120.

    Статья Белостоцкая Д. И. , Зинченко В. П. // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 49-59.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Хрестоматия по исследованиям времени в психологии. В трех томах / Под общ. ред.: А. Мелёхин . Т. 1: Методологические проблемы исследования времени в психологии. М. : Lennex Corp, 2012. С. 137-162.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 3. С. 72-96.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Хрестоматия по исследованиям времени в психологии. В трех томах / Под общ. ред.: А. Мелёхин . Т. 1: Методологические проблемы исследования времени в психологии. М. : Lennex Corp, 2012. С. 163-197.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 1. С. 29-50.

    Глава книги , , , Зинченко В. П. // В кн.: Московский международный конгресс, посвященный 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщений. М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. С. 144-144.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 6. С. 121-134.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 8. С. 159-190.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Человек в мире знания: К 80-летию Владислава Александровича Лекторского / Отв. ред.: Н. Автономова , ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2012. С. 360-387.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Харьковская школа психологии: наследие и современная наука / Под общ. ред.: Т. Хомуленко . Х. : ХНПУ, 2012. С. 22-39.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 4. С. 97-108.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 10. С. 207-230.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Хрестоматия по теории Петра Яковлевича Гальперина / Под общ. ред.: А. Мелёхин . М. : PubMix.com, 2012. С. 153-175.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 7. С. 135-158.

  • Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 9. С. 191-206.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: История психологии. Течения, школы, пути развития. М., Штутгарт: Научный мир, 2012.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Современная реальность и жизненный путь человека. Психологические аспекты. Материалы Международной научно практической конференции (19-20 апреля 2012 г.) / Под общ. ред.: Е. Сапогова . Тула: Тульский государственный университет, 2012. С. 11-47.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 2. С. 52-71.

    Статья , Безсонова В. , , Осокина Е. С. , Трунова М. С. , Зинченко В. П. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна. 2012. № 3. С. 1-7.

  • Глава книги , Трунова М. С. , , , Зинченко В. П. Успешность прохождения альфа-тренинга в зависимости от показателей Пятифакторного личностного опросника // В кн.: Психофизиологические и висцеральные функции в норме и патологии: Тезисы докл. VI Междунар. науч. конф., посвященной 170-летию кафедры физиологии человека и животных и 100-летию школы электрофизиологии Киевского университета / Отв. ред.: Л. Остапченко . К. : Издательско-полиграфический центр "Киевский университет", 2012. С. 96-96.

    Глава книги , , Безсонова В. Е. , Зинченко В. П. // В кн.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко , ; науч. ред.: Н. В. Антонова , , , , А. Карпов, А. Н. Лебедева , , , , , , , , , , , . М. : Логос, 2012. С. 344-344.

    Статья Zinchenko V. P. // . 2011. Vol. 49. No. 6. P. 18-44.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 363-382.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 231-271.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 341-352.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 437-464.

    Глава книги Трунова М. С. , Рамендик Д. М. , , Шитов А. В. , Безсонова В. Е. , Зинченко В. П. // В кн.: Нейронаука для медицины и психологии: 7-й международный междисциплинарный конгресс, Судак, Крым, Украина, 3-13 июня 2011 г. / Под общ. ред.: Е. Лосева , Н. Логинова . М. : МАКС Пресс, 2011. С. 419-420.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 492-508.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 272-284.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 465-491.

    Глава книги Зинченко В. П. , Щедрина Т. Г. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 595-614.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 413-436.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 523-564.

    Статья Хухорева А. В. , Зинченко В. П. // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 2. С. 33-44.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 294-299.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 513-522.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. Гл. Раздел III. С. 281-582.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 300-319.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 383-386.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 387-411.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 509-512.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 320-340.

    Глава книги Осокина Е. С. , Зинченко В. П. , , // В кн.: Всероссийский научный форум с международным участием "Современные тенденции психологической науки и практики", 14-17 апреля 2011 и Международная заочная online конференция "Психология и психотерапия аддиктивной личности", 17-21 октября 2011: сборник материалов. Отечество, 2011. С. 48-48.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 285-293.

    Глава книги , , Рамендик Д. М. , Осокина Е. С. , Безносова, В., Зинченко В. П. // В кн.: Нейронаука для медицины и психологии: 7-й международный междисциплинарный конгресс, Судак, Крым, Украина, 3-13 июня 2011 г. / Под общ. ред.: Е. Лосева , Н. Логинова . М. : МАКС Пресс, 2011. С. 451-452.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 565-584.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 353-362.

  • Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3 кн. / Отв. ред.: . Кн. 3. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 182-189.

  • Глава книги Zinchenko V. P. , Wertsch J. V. , in: Gustav Shpet`s Contribution to Philosophy and Cultural Theory . West Lafayette: Purdue University Pre, 2009. P. 43-53.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Творческое наследие Г.Г. Шпета в контексте современного гуманитарного знания. Пятые Шпетовские чтения. Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 102-112.

    Статья Зинченко В. П. // Методология и история психологии. 2009. № 1. С. 90-117.

    Статья Zinchenko V. P. // Journal of Russian and East European Psychology . 2008. Vol. 46. No. 6. P. 80-91.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Современный когнитивный подход: философия и когнитивные науки. М. : Канон, 2008. С. 375-434.

    Статья Зинченко В. П. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 1(75). С. 10-13.

    Глава книги Зинченко В. П. , Мамардашвили М. К. // В кн.: Философия. Наука. Культура. «Вопросам философии» 60 лет. М. : Вече, 2008. С. 275-287.

    Статья Зинченко В. П. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна. 2008. № 1

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Разумное поведение и язык Вып. 1: Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка. М. : Языки славянских культур, 2008. С. 33-66.

    Глава книги Zinchenko V. P. , in: The Cambridge Companion To Vygotsky . Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 212-245.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Выдающиеся психологи Москвы: 95-летию Психологического института им.Л.Г.Щукиной и 10-летию Московского городского психолого-педагогического университета посвящается / Издание 2-е, переработанное и дополненное. М. : Психологический институт РАО, 2007. С. 273-281.

Отечественный психолог.

Зинченко В.П., Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили: К началам органической психологии, М., «Новая школа», 1997 г., с. 42.

«В своё время П.А. Флоренский говорил, что сам человек - не факт, а акт. Мне казалось этого недостаточно, и я добавлял, что человек - это артефакт, поскольку не природа делает людей, а люди делают себя сами. И делают (строят) из очень плохо известного им материала. […]
Трудно отрицать, что по мере взросления мы утрачиваем значительную долю детской непосредственности. Те, кто не доиграли в детстве, например чиновники, и вовсе её утрачивают. Кроме того, мы усваиваем культурные запреты и табу, подавляем душевные порывы, нередко потом сожалеем об этом. Не слишком многим удаётся сохранять детскую непосредственность надолго.
П.А. Флоренский говорил, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности. Анна Ахматова говорила о Борисе Пастернаке , что он награждён каким-то вечным детством.
Утешает то, что есть не только исходная (пока гипотетическая) детская непосредственность, но и другая - непосредственность - новообразование , которой мы в значительной степени обязаны нашей способности к забыванию источников опыта и наличию у нас способности к творчеству».

Зинченко В.П., Создание и творческий акт, М., «Языки славянских культур», 2010 г., с. 533.

«… диссертаций по творчеству много больше, чем творцов, по мышлению - больше, чем мыслителей, по личности - гораздо больше, чем личностей, их написавших и защитивших. Но если пренебречь такими издержками (хотя нужно быть строже, в том числе и мне грешному), то человеческое любопытство неистребимо. Многие действительно хотят сказать своё слово (и говорят!) в науке, в искусстве.
В психологии немало проблем и ещё больше - тайн.
Кто бы что ни говорил, но тайнами являются деятельность, личность, сознание, творчество, творческое озарение или интуиция, мышление; чудом является человеческая память, образ мира...
У И. Канта есть очень здравая мысль (кстати, и М.К. Мамардашвили любил эту мысль), что претендовать на решение тайны, её раскрытие - самонадеянность. Другое дело прикоснуться к ней, сделать тайну более осязаемой. И вот если нам удаётся эти тайны сделать более осязаемыми, то это уже не так мало».

К 75-летию В.П. Зинченко (интервью), журнал «Вопросы психологии», 2006 г., N 4, с. 174.

Окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды

  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
  • Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem )
  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
  • Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).

Работы по истории психологии

  • Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 151-169.
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
  • Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem ). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
  • Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
  • Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc /zip
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
  • Зинченко В. П. (1993).

  • (Россия, г. Москва) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО, автор более 300 работ.

Родился 10 августа 1931 года в семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.); Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.); Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии // Вопр. философии, 1977. №7 (соавт. М.К.Мамардашвили); Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.); Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов". М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".
К учебникам и учебным пособиям относится большая словарно-понятийная работа. В.П. Зинченко публиковал статьи в ВСЭ, в Философской и Педагогической энциклопедиях В настоящее время он заканчивает работу над 3-м изданием Психологического словаря

Зинченко Владимир Петрович (10 августа 1931, Харьков — 6 февраля 2014, Москва) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Книги (9)

В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время.

Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры.