Лингвистическая сказка безличные глаголы. Сочинение на тему: лингвистические сказки. Утром друзья - приятели отправились дальше и все - таки встретили словосочетание «Употреблять пищу», и оно, конечно же, сказало, что им не о чем спорить, потому что кажды

Пушкин - поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия - искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению После событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий Пушкин жил в Михайловском, как будто “в пустыне мрачной”. Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. Он готов был не только разделить участь “друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом. Однако заявить об этом открыто было нельзя, и Пушкин создает аллегорическое стихотворение “Пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”. Авторская мысль в том, что поэзия - трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт - это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. А назначение поэта - “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь. Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества - мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.

Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором - до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, Ломоносов, Державин. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве - не случайно первым опубликованным стихотворением было “К другу стихотворцу” (1814 г.), одним из последних - “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836 г.).

И все-таки необходимо отметить, что в лицейской лирике эта тема всего лишь намечается - поэт с ней играет; достаточно полно она была отражена в стихотворениях петербургского периода “Вольность” и “Деревня”. В это время тема поэта и поэзии тесно переплетается с вольнолюбивыми мотивами - особенно ярко это проявляется в “Вольности”; здесь автор декларирует свои цели:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

То есть в данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. Не менее полно эта мысль развивается в более позднем произведении того же периода - стихотворении “Деревня”. Здесь автор осознает силу поэтического творчества.

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Необходимо отметить, что, употребляя слово “дар”, Пушкин тем самым подчеркивает избранность стихотворца Богом, его неземное начало, что будет развито в более позднем творчестве.

Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии - стихотворение 1825 года “19 октября”, где, в отличие от бунтарского романтизма лирики 10-х годов, появляются элегические начала, происходят размышления на уровне души; начинают преобладать личные интонации.

Результатом этого ухода в себя можно считать самое яркое, общепризнанное стихотворение данной темы - “Пророк”. Именно чтобы подчеркнуть божественное начало настоящего поэта, Пушкин использует в этом произведении возвышенную лексику, библейские образы.

Первым двустишием автор нагнетает мрачную атмосферу, одновременно подчеркивая избранность поэта не от рождения, а за реальные дела; необходимость пройти процесс самоочищения до встречи с ангелом. Серафима же отделяет от будущего пророка то, что засело слишком глубоко, - накипь мирской суеты, предрассудки окружающей жизни - и наделяет его поистине божественной силой “глаголом жечь сердца людей”.

Отныне стихотворец становится носителем воли всевышнего - он познал истину и должен проповедовать ее другим...

Дальнейшее развитие темы можно проследить, рассмотрев такие произведения, как “Поэт” и “Поэту”. Первое, на мой взгляд, является органичным продолжением “Пророка” - здесь звучит призыв поэту не растрачивать свои силы попусту; он не должен преклонять свой дар ни перед кем: будь то или власть, или общественное мнение - ведь действует он по указанию свыше. Главное - быть творцом и бескомпромиссным в своих оценках, быть уверенным в правильности своего пути и идти по жизни не оборачиваясь ни на кого; ведь народ - не судилище его творчества, высочайшая оценка для поэта - его собственная, он должен испытывать чувство гордости за свое ремесло.

Как будет сказано в стихотворении “Элегия”, счастье для Пушкина - “мыслить и страдать”; даже не результаты кропотливого труда, а сам процесс создания произведения:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь.

Реакция окружающих не должна останавливать глашатая “истин вековых” - даже если вокруг никого в настоящий момент не будет, как в стихотворении “Эхо”, - ведь слава и внешнее одобрение столь же призрачны, сколь мираж или эхо... Поэт должен проповедовать идеи бога, “жечь сердца людей” своим словом, пусть даже вокруг останется лишь мрачная пустыня.

Эта отрешенность стихотворца исчезает в полном жизненной энергии стихотворении “Осень” - здесь поэтическое творчество является неотъемлемой частью жизни, жить для

А. С. Пушкина - значит создавать, а создавать - жить. Именно на этой оптимистической волне появляется корабль с парусами, полными ветра; эта “Громада” и символизирует неутихающую, постоянно бурлящую, полную надежд и разочарований человеческую жизнь, да, пожалуй, и всю Россию. Тут же у поэта появляется вопрос:

Куда ж нам плыть?

То есть он пока не видит будущего и, полный светлых чувств, силится что-либо разглядеть на горизонте, но ничего не видит...

Позже, в стихотворении 1836 года “(Из Пиндемонти)”, Пушкин подтверждает свою верность прежним идеалам юности, сужая все-таки круг адресатов этого произведения: уже не широкой массе, лишь узкому кругу избранных, и в первую очередь самому себе. В этих призывах уже слышен голос опытного, перенесшего многое, но тем не менее не отступившего с прежних позиций человека. Теперь не только поэт, но и любой человек, по мнению Пушкина, должен

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать.

Своеобразный итог жизни Пушкин, вослед Державину, подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836 г.). Здесь автор перечисляет то, что он смог сделать, будучи поэтом:

Чувства добрые я лирой пробуждал

В наш жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

То есть отдался не просто поэтическому творчеству, а стал тем самым пророком, о котором сам говорил в середине 20-х годов.

Пушкин, на мой взгляд, является первым поэтом, к которому можно применить высказывание “поэт в России больше, чем поэт”.

Да, именно он первым вышел из границ области литературной, не забывая о своем призвании. Во многом именно по стопам Пушкина пойдут и Некрасов, и Лермонтов, который напишет продолжение “Пророку”, и многие другие русские литераторы. Пушкин стал тем светом в конце туннеля, на который впоследствии ориентировалась практически вся прогрессивная интеллигенция.

«Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в самых разных качествах и проявлениях, в падении и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться - никогда», - пишет В. Непомнящий в 1994 году в книге «Лирика Пушкина». Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лирических произведениях поэта проявляется духовное богатство его внутреннего мира. Его лирика настолько многогранна и многожанрова, что, кажется, она охватывает весь творческий потенциал поэта. Все жанры представлены в творчестве поэта: оды, элегии, песни, романсы, эпиграммы, послания, сонеты и т. д. В то же время лирика Пушкина объединяет общечеловеческие ценности, является воплощением гуманности и красоты. Еще одной особенностью пушкинской лирики является ее тематическое многообразие. Но преобладающими в ней стали темы свободы, поэта и поэзии, любви и дружбы, патриотизма, философская проблематика.
Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).
В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книгопродавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:

Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать...

И если путник опустошен и лишен определенной цели (он "на перепутье"), он бессилен ("влачился"), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен ("явился"). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он...
……………………………………………
Моих ушей коснулся он...

Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения "глаголом жги сердца людей" можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.
Стихотворение "Эхо" написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.
В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.
Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом…
……………………………………………………
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских петухов...

Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.
Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.
В сонете "Поэт" (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел...

Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает "берега пустынных волн" - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.
В стихотворении "Поэт, и толпа" А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. "Толпа" в стихотворении названа поэтом "чернью". Но это не "простонародье", не "черный народ", это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить "петь" под их диктовку. "Чернь" ждет от поэта "смелых уроков":

Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки...

Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:

Не для житейского волненья
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

"Свободный ум" - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.
В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", который принято называть "Памятником".
В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его "Памятник" в некоторой степени продолжает традиции Горация "Exigi monumentum" (то есть "Я воздвиг памятник"), Ломоносова и Державина.
Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является "непокорной" чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:

Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет "заветная лира", придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным становится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре "…чувства добрые я лирой пробуждал". Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: "восславил я свободу". И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.
Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной "веленью Божию", научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.
Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что "чувства добрые" возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, "встрепенется, как пробудившийся орел".

Сказка о суффиксах чик, щик

"Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".


О Мягком знаке

"Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).

Не могли бы вы сейчас поработать?

Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...

В начале слова не работаю.

А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит...

Простите, в таких местах не бываю.

Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

Какие это буквы, будьте добры?..

Первая - Н, а за ней -Ч.

Нет, туда не пойду.

А после Ч? Перед Т?

Если в глаголе - тогда с удовольствием.

Нет, в существительном.

Ничем не могу вам помочь.

Дверь захлопнулась.

Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?"

При повторении в начале 5 класса темы "Имя существительное" сказка, посвященная склонениям существительных, помогает актуализировать знания о правописании падежных окончаний. Учитель рассказывает о том, что существительные живут в домиках на полянке. Домиков всего три. Для того чтобы попасть в домик, нужно ответить на вопрос (кто? что?). (Следует спросить, почему). Вход в каждый из домиков охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), степь (3 скл.) (Данные слова имеют ударные окончания, что помогает проверке правописания окончаний существительных при подстановке в предложение или словосочетание; однако не следует избегать и традиционной проверки правописания окончаний: учащиеся должны уметь объяснить их через склонение и падеж. Таблица "трех трудных падежей" (родительного, дательного и предложного) помещается непосредственно после изображения полянки существительных, причем заполняется она при помощи "волшебных" слов. Необходимо также и обращение к материалу учебника (22, стр.38). Можно спросить у учащихся, на крыше которого из домиков склонений живет мягкий знак. (На крыше домика третьего склонения.) Таким образом, с помощью сказки на лингвистическую тему учащиеся актуализируют знания сразу о двух орфографических правилах, при этом учитель воспитывает у учащихся интерес к русскому языку, используя не только занимательную форму сказки, но и рисование, помогающее осмыслению языка.

Как было сказано выше, подобная работа должна вестись в системе. В конце 5 класса к уже изученному материалу добавляется новая информация об имени существительном. Сказка о трех домиках склонения пополняется информацией о существительных на -ий, - ия, -ие (особое склонение). По сказке, существительные особого склонения не успели добежать ни в один из трех домиков: пошел дождик. Они спрятались под зонтиком "И" (буква перед окончанием), поэтому в трудных падежах работает правило "двух букв "И": надо писать в окончании "И", а не "Е". В 6 классе следует рассказать про домик разносклоняемых существительных. На крыше этого домика живет суффикс "ЕН", на двери висит табличка "И", которая помогает не сделать ошибку в окончании.

О разносклоняемых существительных

Однажды ночью в тетради Мариночкиной Марины ожили буквы, слова и знаки препинания. Марина училась не очень хорошо, и поэтому все стали возмущаться:

Меня Марина не выучила! – возникал суффикс «ЕН».

А про меня совсем забыла! – кричала малютка «И».

Тихо, тихо успокойтесь! – сказал восклицательный знак. – Нам надо утром разбудить Марину и научить ее изменять разносклоняемы существительные по падежам и числам.

Да, правильно, правильно! – воскликнули все и легли на тетрадные листочки.

Рано утром Марину разбудили жители ее тетради и стали причитать:

Ты не должна про меня забывать! – кричал суффикс «ЕН».

И про меня тоже! – обиженно сказала «И».

Тихо, почему вы все возникаете? – спросил вопросительный знак

Мы должны учить, а не кричать! – басом проговорил восклицательный знак.

Так давайте начнем, - пропищала точка

Итак, Мариночка! Открой свое домашнее упражнение и найди в нем ошибки! – проговорил восклицательный знак.

Марина полезла в портфель и через несколько мгновений достала тетрадь по русскому языку и начала читать текст, в котором сделала много ошибок:

« В лесу около ПламИни костра сидели три девочки. Одна из них встала и начала сажать свежие семИна, другая пыталась посчитать, сколько времИни они пробыли в лесу, а третья девочка, по имИни Лаура, уже успела уйти в лес на поиски какого-либо племИни».

Марина остановилась, чтобы сделать передышку, и хотела дальше читать, но восклицательный знак ее прервал:

Итак, ты прочитала первую часть рассказа, а теперь назови разносклоняемые существительные, которые встретились тебе в этом тексте!

Пламя, семя, время, имя, племя.

Молодец, а теперь скажи, почему ты во всех этих словах в суффиксе «ЕН» написала букву «И»?

Так вот, Марина, слушай теперь правило: «В Р.п., Д.п., П.п. в словах СЕМЯ, ИМЯ, ЗНАМЯ, ПЛАМЯ и других словах на -МЯ в окончании пишется «И», а перед окончанием стоит суффикс «ЕН». Поняла?

И Марина продолжила:

Через несколько дней девочки нашли лошадей, поставили ноги в стремЕНа и поскакали вперед. Проехав несколько часов, они увидели уголок знамЕНИ своего города и очень обрадовались. Девочки разъехались по домам и рассказали о длинном пути.

Молодец, но я забыл сказать о разносклоняемом существительном ПУТЬ! – прокричал восклицательный знак.

Можешь не говорить, я уже все знаю и все поняла. Спасибо вам, буквы и знаки, теперь я буду учиться хорошо! – воскликнула Марина.

Ура-а-а-а! – закричали все, потому что добились улучшения в Марининой тетради.

Вот и сказке конец, а кто выучил разносклоняемые существительные, тот молодец!

Сказка с приколами про Стремя, Бремя, Время, Знамя, Имя, Пламя, Семя, Племя, Темя и ма-а-аленький Путь

Как Семя в гости ходил.

Жили-были Стремя, Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Семя, Племя, Темя и ма-а-аленький Путь. Они жили в домике из перевернутой фасолинки и кленового листа. Они были-жили вместе потому, что носили фамилию Разносклоняемые.

Сидел однажды Семя на листочке да дул в соломинку, как вдруг подумал: «Не пойти ли мне в гости к нашим соседям Несклоняемым?» Соскочил Семя с листочка, прибежал в домик. А там Знамя с Временем сидели, чаек с конфетами пили и телевизор смотрели.

Сколько время? – спросил у Времени Семя.

Не время, а времени, поправил его Время, - два часа.

Хорошо! Я еще успею! – Семя надел кофточку, повязал шарфик и отправился в путь.

Шел он долго к домику Несклоняемых. Шел, шел и, наконец, пришел. Ноги вытер, постучался в домик. Дверь открыл Пальто.

Сколько время? – сразу поинтересовался Семя.

Не время, а времени, - поправил, догоняя Семя, Время, - что же ты тут стоишь? Там Имя плачет!

Извините, - сказал Семя и пустился вслед за Временем.

Некультурные существительные! – пробурчал Пальто и скрылся за дверью.

Как Имя плакал

Добежали быстро. И …действительно! Имя сидел на палочке и рыдал.

Ты чего ревешь? – спросил у Имени Семя.

У-у-у! – еще громче завыл Имя. – Люди меня с-с-склоняют непра-а-авильно!

Нужно склонять: у имЕНИ, об имЕНИ, в имЕНИ! А они-и-и пи-и-шут имИНЕ!!!

Ну, не плачь, мы что-нибудь придумаем! – утешил его Темя.

Ай-ай-ай! – покачал головой Бремя.

Ка-а-акой ужас, - ойкнул Время и упал в обморок.

Имя в беле, и мы должны ему помочь! – сказал Семя, поднимая с пола Время.

Да! Да! – закивали головами Разносклоняемые.

Идем! – крикнул Семя и повел всех за собой.

Они вошли в маленький класс. Семя повернулся и увидел доску.

Ага! Вот ты где! – взвизгнул он и гневно посмотрел на доску.

Держи ее, хватай! От нас не убежишь! – заорал путь и прыгнул на доску.

Все существительные кинулись за ним. На доске было написано: «о времени, о стремени, об имИНЕ». Увидев это, Имя снова всхлипнул.

Сейчас ка-ак врежу! – замахнулся маленьким кулачком Путь на огромную доску.

Доска не двинулась с места. Конечно, она же не живая! Но, увы, маленький Путь этого не понимал. Он ударился о тяжелую доску кулачком и ойкнул.

Так ты еще драться! – потирая кулачок, неуверенно сказал он.

Прекратить беспорядок! – скомандовал Семя, - Стремя, возьми тряпку и намочи ее.

А я ей все-таки врежу! – не унимался ма-а-аленький Путь, отбивая кулачки.

Бремя, Время, Стремя, Темя, Вымя, Знамя, Племя, Семя, Имя, Пламя стерли с доски «ИМИНЕ» и написали «ИМЕНИ».

Ну вот! А ты ревел! – потер темя Темя, обращаясь к Имени.

Как ма-а-аленький Путь тонул.

Сидели как-то раз Разносклоняемые на диванчике. Книжку рассматривали, чаек пили. Тихо, спокойно. Путь с Пламененм сачки взяли, бабочек ловить побежали на полянку к речке.

Сидели, сидели существительные, уже почти всю книжку пролистали, как вдруг вбегает Пламя с сачком в руках и орет на весь домик:

Быстрее! Быстрее! Там маленький Путь тонет!

Повскакивали Семя, Бремя, Знамя, Стремя, Время, Племя, Имя с диванчика, книжку с картинками бросили, на речку побежали. Прибежали. Смотрят, а там Путь по колено в воде стоит.

Я тону, - жалобно признался он.

Вытащили Разносклоняемые Путь из воды, сели на камушки и стали сохнуть.

Волшебная корова

Жила-была волшебная корова с волшебным выменем. Звали ее именем хозяйки – Анютой. Но однажды ей захотелось погулять по свету, и она с тяжелым бременем покинула свой дом. Прошло много времени в пути. И вдруг издалека корова увидела яркое пламя костра. Когда Анюта подошла поближе, то увидела знамя племени, жившего в долине. В этом племени Анюта заметила одного юношу, который очень грустил. Тогда она спросила, в чем дело. Юноша, которого звали Иван, рассказал свою историю: «Была у меня невеста, да унес ее Змей Горыныч в свое королевство» А корова говорит: «Садись на меня, довезу я тебя до царства Змея Горыныча.» Сел Иван на корову, сунул ноги в стремена, и помчались они. Ехали долго и наконец доехали. И тогда корова говорит: «Иди, Иван, убей Змея Горыныча, его самое слабое место – темя, тогда исчезнут его чары и найдешь ты свою невесту.» Пошел Иван, сразился со Змеем и победил его. Вышла к Ивану его невеста. Приехали они обратно и сыграли свадьбу, какую мир еще не видел. Но вот корова собралась домой. Иван дал ей в дорогу семян и пожелал счастливого пути. Дошла корова до дому и жила долго и счастливо.

Поднимайте выше знамя,

Разжигайте в сердце пламя.

Строит будущее время

Молодое наше племя.

И бегут пути, дороги,

И сомненья, и тревоги…

Держим крепче ноги в стремени,

Одолеем тяжесть бремени.

А грядущие времена

Вспомнят наши имена.

Сказка о частицах

Эта история произошла с частицами в стране Языковии. Когда наступают тёплые летние дни, и распускаются цветы, частицы отводят свои стада в горы, на пастбища. Там они живут в дачных домиках всё лето.

Их хижины располагаются в достаточно глухом месте, около большого озера. (Всем известно, что государство частиц славится чудесными пейзажами и богатой природой). Это место очень красиво! Те, кто побывал там хоть раз, возвращаются сюда снова и снова. Вот и получилось, что

на берегу прекрасного озера появилось целое поселение.

Давным-давно предки рассказывали частицам необыкновенную историю, что в глубинах большого озера обитает страшное чудище - Водяной Бык, который рыщет по окрестным горам. Никто не знал, какое оно, это чудище, а те, кому удавалось увидеть его, умерли от страха.

Ещё рассказывали, что когда Бык рыскал по горам, он принимал облик то человека, то птицы, то животного. Боялось чудище только частиц ограничения, которые жили на самой окраине государства.

Этой легенде было столько лет! Она переходила из уст в уста, из поколения в поколение. Современные частицы её позабыли, а кто помнит, тот совсем ей не верит.

Несколько лет назад и произошла эта история. Частицы, как обычно, пасли свои стада около озера. Ничего не предвещало беды. На землю опустились сумерки. От озера повеяло прохладой. Некоторые частицы пошли в дома, а некоторые остались погулять ещё чуть-чуть на свежем воздухе. Так прошла ночь. На утро гулявшие не вернулись. Никто не знал, куда они пропали? Их искали везде, но не нашли. Тогда по дачникам прошла волна беспокойства. Кто-то предположил, что это чудище, но никто не хотел в это верить. Частицы прекратили гуляния по вечерам, но и это их не спасло. Бык являлся даже днём в образе частицы. Он нападал на рыбаков, охотников, на молодёжь и даже стал заходить в открытые дома.

Частиц становилось всё меньше и меньше. Наконец они поверили, что легенда правдива. Оставшиеся три группы частиц решили создать разряды:

формообразующий - боролся в самой глуши около озера, отрицательный - взял на себя северную и западную части, модальный - занялся югом и востоком.

Эти отряды стали бороться с чудовищем. Они отправили гонца к частицам ограничения. Когда те прибыли, и силы объединились, победа оказалась на стороне частиц. Бык был навсегда уничтожен, а может быть и нет...

Вот так и появились в русском языке разряды формообразующих, отрицательных и модальных частиц. Эти группы и по сей день защищают своё государство от разных напастей.

Эту историю мне рассказал мой знакомый учебник русского языка. Если не верите, то откройте любую тему, и сказка сразу появится в вашей голове.

Деепричастие.

Есть на свете такая страна – Языковия. В ней живут различные части речи, которые имеют свои республики. Рядом с республикой причастий находились республики глаголов и наречий.

Глаголам давно нравился один из городов причастий – городок «Освещённый». Он был культурным центром республики. Глаголы в одиночку не могли захватить город, так как причастия были очень сильными и смелыми. Тогда захватчики пошли на хитрость. Они послали Великое посольство с важным предложением в соседнюю республику наречий. Заслышав о войне, наречия решили принять это предложение, но с условием, что половина города достанется им. На том и порешили.

На следующий день ровно в шесть часов утра наши захватчики уже стояли близ города. Собрав все войска, распределив их по местам, глаголы и наречия начали штурм. Осада города длилась неделю, затем наступила передышка. Во время этого перерыва причастия разработали план защиты и выстроились перед городом в две шеренги. Их войско состояло из пехоты, конницы и артиллерии.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки,

Глаголы тут как тут.

Войско глаголов наступало прямо в лоб. Они очень хорошо начали битву, и это не зря, потому, что глаголы обозначают действие предмета. С левого и с правого боку стали наступать наречия. Несмотря на это, причастия стали биться до последнего.

Вдруг слева, справа, сзади, в лоб,

Идут все войска чужаков.

Причастий быстро окружили,

Но те сдаваться не решили

И смело продолжали бой!

Захватчики действовали быстро и оперативно, да по количеству их было больше. Причастия очень отчаянно сражались, но победа была на стороне глаголов и наречий. В итоге победили захватчики.

По уговору город был разделён на две части. Половину забрали наречия, половину – глаголы. Жителей города они решили улучшить и назвать деепричастиями, что означало, причастие для дела. Какое же дело выполняли деепричастия? Деепричастия стали обозначать незаконченное и законченное действие. С тех пор появилось в Языковии ещё одно новое правило:

Деепричастие – особая форма глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Война, окончившаяся союзом.

Однажды, в непроходимой чаще густого дремучего леса, разразилась длинная война. А дело было так.

Решили грибы главенствовать над всем лесом. И стали они думать, с подчинения какого народа им начать завоевания? И решили они начать с ягод, потому что они были самые смирные в лесу и казались беззащитными.

Во главе всего грибного войска встал самый больший и смелый Белый гриб. Поднялся он на самый высокий холм и оттуда, как с трибуны, стал говорить свою пылкую речь: «Братья мои! Кто хочет главенствовать над всем лесом и не боится возможных сражений и опасностей, пусть идёт со мной. А кто из вас трусит, пусть растёт себе никому не известный под деревом в тени! Вперёд! В бой! И пусть боится нас весь лес!» Тотчас стало собираться огромное войско. Остались только волнушки, которые были друзьями ягод. Они предупредили росшую неподалёку чернику, и она рассказала всем об опасности. Тогда ягоды построили крепостную стену. Три дня штурмовали грибы крепость (а ведь для грибов и ягод три дня всё равно, что для нас три месяца) и решили сделать привал. А в это время в своей крепости ягоды вели военный совет. Земляника предложила сходить во вражеский лагерь и провести переговоры. Она просила грибов не продолжать войны, а лучше заключить союз и оставаться друзьями. Согласились тогда грибы и помирились с ягодами. И стали они самыми лучшими друзьями в лесу.

Теперь в предложениях, где упоминаются наши герои, всегда пишут: « В лесу растут грибы и ягоды». И - обозначает союз между друзьями и поэтому его назвали СОЮЗОМ!

Сказка о том, как ноль стал королём.

На страницах учебника русского языка для шестого класса есть страна Имя Числительное. В этой стране живут числа. У них все равны. В стране Имя числительное нет короля, но они нисколько не огорчаются, потому что когда нет главных, жизнь гораздо легче и веселее, а числа как раз любят повеселиться. Вот такие законы составила вся страна: 1) Имя числительное- часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы СКОЛЬКО? и КАКОЙ? 2) Имя числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам. 3) Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Но все же правитель нужен в любой стране, и это оправдал такой случай.

Однажды прогуливались по парку числительное восемь, две пятых, трое. Вдруг трое говорит: «Ребята, мы ведь с вами разные, а относимся к одной группе - числительные, что это такое?" Узнала об этих словах вся страна и согласилась с ними. Решили они наградить званием короля того, кто разделит числительные на три группы. Первым справился ноль, вот что он сделал: количественные числительные могут обозначать: а) целые числа (восемь конфет, пятнадцать человек), б) дробные числа (две пятых пути, семь восьмых всей массы) в) несколько предметов как одно целое (трое щенят, семеро учеников)- это собирательные.

Правило всем жителям понравилось, вот так ноль стал королем.

О полных именах прилагательных

Самым красивым городом в стране Частей Речи считался город Прилагателенск. Жили в нем имена прилагательные. Были они очень недовольны своей фигурой: считали себя слишком полными и всячески хотели избавиться от лишнего веса. Какие только диеты не перепробовали, чтобы только похудеть и обрести фигуру своей мечты.

Наконец главный диетолог СШЛ (Соединенных Штатов Лексики) посоветовал им сесть на суперэффективную синтаксическую диету.

Процесс похудания полных имен прилагательных взял под свой личный контроль самый известный инструктор по фитнесу - атлет имя существительное. Под его руководством изголодавшиеся имена прилагательные усиленно занимались на тренажерах, практически не слезали с беговой дорожки. «Спорт, спорт и еще раз спорт и никакого ужина», - повторяли они каждый день.

После изнурительной синтаксической диеты и многочасовых тренировок полные имена прилагательные худели на глазах. Их окончания становились на несколько букв короче. Например, прилагательное «хороший», потеряв несколько букв в окончании, превращалось в «хорош».

У суперэффективной синтаксической диеты был один побочный эффект. Когда имена прилагательные были полными, они отвечали на вопросы: какой? какая? какое? какие? Похудев, они стали откликаться только на вопросы: каков? какова? каково? каковы? Краткие прилагательные в предложении могли быть только сказуемыми. Эти слова не склонялись, но изменялись по числам, а в единственном числе - по родам.

Однако не все полные прилагательные смогли выдержать изнурительную диету и колоссальные физические нагрузки: им не хватило силы воли, для того чтобы похудеть. Поэтому не все полные имена прилагательные в наши дни имеют краткую форму. Например, прилагательные «серебряный», «деревянный» и многие другие, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

Те же полные имена прилагательные, которым удалось похудеть, обрели нового друга в лице персонального тренера по фитнесу. Теперь имя прилагательное и имя существительное всегда вместе.

Об омонимах, синонимах, антонимах

В славном городе Омонимске проживали жители-близнецы омонимы. Были они похожи друг на друга как две капли воды. Даже песню об этом сочинили и любили распевать ее перед туристами:

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат,

Но важна не только

внешность,

Потому не торопись,

Ты до смысла доберись.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Были омонимы бестолковыми и всегда все путали. Один из них говорит другому: «Помоги мне, пожалуйста. Я потерял свой ключ. Теперь не могу попасть домой». А тот ему в ответ: «Не может быть. Я только что его видел и пил из него воду». Так омонимы постоянно путали друг друга.

Жители лексического города Синонимска были гостеприимным и дружелюбным народом. На улицах этого города было всегда многолюдно. Здесь гуляли толпы родственников. Они ходили небольшими группами и зазывали к себе в компанию новых друзей, близких по лексическому значению.

Самой многочисленной синонимической семьей была семья дедушки СКАЗАТЬ. Она включала в себя 11 глаголов: сказать, произнести, проговорить, промолвить, изречь, заметить, буркнуть, ляпнуть, обронить, отмочить, выдать. Все родственники дедушки СКАЗАТЬ одинаково думали и были похожи друг на друга, отличались лишь характером производимых действий. Так, глагол ПРОМОЛВИТЬ обычно указывал на краткость, односложность того, что произносится вслух, а его племянник ИЗРЕЧЬ шутливо употреблялся по отношению к многословной речи, но пустой по содержанию.

Население города Антонимска было суровым и недружелюбным. Антонимы хороших людей называли плохими, тонких - толстыми, зрячих - слепыми. Жители этого города постоянно спорили друг с другом. Антоним черный спорил с белым, высокий - с низким, далеко - с близко. Однако вечно спорящие и ворчащие друг на друга антонимы в душе очень любили свои вторые половинки.

Однажды Главный Библиотекарь мира слов решил пригласить всех жителей названных городов в один большой лингвистический дом-словарь для того, чтобы те лучше могли узнать друг друга и перестали ссориться. Антонимы, синонимы, омонимы подружились.

Тогда и наступило время мирного сосуществования разных слов, противоречивых и не похожих друг на друга. Местом их дружеских встреч стал дом-словарь.

А теперь, всезнающий читатель, скажи, как называется такой словарь и для чего он предназначен?

Лингвистическая сказка о путешествии братьев Синонимов, Антонимов и Омонимов во дворец к королеве Лексике

В некотором царстве, в некотором государстве в сказочном дворце жили два брата-принца. Хотя они и были братьями, но родились абсолютно разными. Каждый из них любил все делать по-своему, однако братья никогда не ссорились.

Когда один из принцев был весел, другой в это время грустил. Если первый брат болел, второй был здоров. Одному из принцев нравился солнечный день, а другому - лунная ночь.

Утром братья умывались разной водой. Один из принцев теплой, другой - холодной. Повар готовил им разные обеды. Кушанья первого брата были сплошь солеными, а второго - слишком сладкими.

Жили братья - не тужили в мире и согласии.

Недалеко от их дворца располагалась картинная галерея. Здесь жили и работали два брата-художника. И были они очень дружные. Все делали вместе. Но больше всего любили рисовать. После завтрака братья решали, что они сегодня будут рисовать. После этого брали краски, карандаши, бумагу и до самого вечера писали свои картины.

Когда картины были готовы, братья-художники звали в гости своих знакомых, друзей и интересовались у них, чье же живописное полотно лучше. Но никто из собравшихся не мог ответить с полной уверенностью на их вопрос, потому что на картинах с одним и тем же названием художниками были изображены абсолютно разные предметы. Например, если братья рисовали ключ, то у одного получался родничок, а у другого приспособление для открывания входной двери. Если каждый из них писал картину со звучным названием «Бор», то один из братьев изображал на своем полотне хвойный лес, а другой - прибор, которым стоматолог сверлит зубы пациента.

Братья-художники часто ходили в гости к братьям-принцам. Они все вместе интересно и весело проводили свое свободное время. Были очень дружны.

И вот однажды все они получили приглашение на бал к королеве. Королеву звали Лексикой. Она ежегодно приглашала к себе во дворец многих знатных и известных жителей своей страны, чтобы ближе познакомиться с ними и узнать все последние новости.

Братья - принцы и художники - решили поехать на бал все вместе. Снарядили карету, взяли необходимый запас еды и тронулись в путь.

Резиденция королевы Лексики располагалась в столице. До ее дворца надо было добираться целые сутки.

И вот на следующий день они оказались во дворце королевы. Здесь было много приглашенных, но ее величество Лексика наших путешественников подозвала к себе первыми. Увидев их, она воскликнула: «Здравствуйте, мои дорогие гости! Здравствуйте, братья Омонимы! Приветствую вас, братья Синонимы! Рада вас видеть, братья Антонимы!»

Братья не поняли, к кому обращается королева Лексика. Но мудрая правительница тут же объяснила, почему каждому из них она дала такие титулы.

Внимательный читатель, знаток русского языка, ответь, кто из братьев получил какой титул и почему.

Лингвистическая сказка о спряжениях

В некотором царстве, в некотором государстве, в уезде N, у города Без Названия -- словом, имелся там один лес. С наименованием у него, как и у прочих местных объектов географии, были некоторые проблемы: кто-то называл его Чёрным, кто-то -- Шервудским, а кто-то -- Тамбовским.

Забегая вперёд -- ближе всех к истине оказались последние.

А всё потому, что поселились в нём оборотни.

Ходить с тех пор через лес рисковал не каждый. В основном -- из-за того, что хором говорили все окрестные грибники. А говорили они, что тамошние обитатели подвергали путешественников стр-рашной пытке: усаживали на пенёк, давали свиток берестяной да стило острое, ну и заставляли, изверги, под диктовку имена свои волкодлачьи записывать. А покамест не напишешь -- с места своего сходить не моги.

Находились, находились такие, кто пытался на жалость оборотничью давить: смилуйся, мол, товарищ! А ему и в ответ: тамбовский волк тебе товарищ!

Так и выяснили, как лес прозывался...

Да мал бы был тот прибыток, и обходили бы лес десятой дорогой, если бы не нашёлся-таки один герой.

Точнее -- героиня. Имени её история не сохранила; известно лишь, будто начиналось оно как раз на букву "М". А может, и не на "М", кто ж его теперь разберёт?

В общем, то ли сильно смелая она уродилась, а то ли просто на голову ушибленная слегка -- что, в принципе, есть одно и то же -- а пошла она напрямки через этот лес. Хоть и удерживали её, кто поумнее -- упёрлась, и всё. Хочу мол. Что ж тут скажешь?

Идёт себе, значит. Рюкзачком помахивает, на солнышко любуется. Набежала тут на светлое тучка тёмная, ветер подул -- обернулась героиня, да поздно уже, далеко отошла!

И тут -- бамс! -- аккурат над героининой макушкой в берёзе стрела торчит, опереньем дразнится.

Остановилась героиня, оглядывается -- что-то дальше будет?

А в руке сжимает, собака, свиток берестяной.

Ну что, -- вопрошает, -- девица? Готова ли к этому... как его там... испытанию великому? К свершениям героическим и победам громким?

К каким таким свершениям? -- подозрительно героиня спрашивает. -- К ЕГЭ, что ли? Так ты, злобный молодец, сперва стрелять научись, а там и экзаменовать будешь...

Это предупредительный был! -- скрежещет зубами молодец. -- А чем про ЕГЭ глупости молвить, сперва за девятый класс экзамены сдай!

Вот сейчас и проверим, -- другой поддерживает, на тропинку из кустов идучи, -- что ты в школе творила -- дело пытала аль от дела лытала!

И за ним ещё одиннадцать таких же идут, шкурами встряхивают. Ан нет, не одиннадцать, десять: один по земле волком стелется, стрелу оперённую в зубах сжимаючи.

Пошли с нами, девица! -- рыкает, а из-за стрелы шепеляво выходит, неразборчиво. -- И пшекрашшай пшеператься, вшё едино альшернативы у шебя никакой...

Ой, да никакой! -- героиня соглашается. -- Пошли уж, серый волк, к пеньку-то заветному, к символу свершений героических! Перестану, так и быть, стоя препираться, начну сидючи...

Пришли, стало быть, к пеньку. Стали оборотни окрест, стрелы на тетивы наложили. Только младший, что в зубах свою держал, в травку её положил, сел незаметненько под ёлку и ну давай блох выкусывать!

Вопрос, значит, первый! -- молвит старший, недовольно на брата нахального глядючи. -- А запиши-ка ты нам, девица, все двенадцать глаголов-исключений, каковы вроде к одному спряжению относятся, а на деле выходит, что к другому!

А што, можешш? -- от ёлки со скепсисом доносится. -- Много вашей шештры, чародейки, шдешша побыло, на пеньке посидело, да ни ш чем и ушшло! Когда отпустили, шжалившись!

Только, -- брат его старший поддерживает, -- зря людей обижать вы и горазды! Как до дела дойдёт, и лягуху в кипятке заварить не умеете!

Ну-ну, -- ободряюще героиня молвит, по плечу оборотня его же стрелой похлопывая, -- мы, чай, не в Париже, чего животину безголосую зазря мучати? И без зелий обойдёмся, расколдуем в два приёма...

А голошиштую, -- из-за братней спины волк досказывает, -- а голошиштую, выходит, што можно?!

Ударил его легонько старшой волк промеж ушей:

Цыть, мелкота! Открыл мне тут филиал Гринписа, сейчас эта... госпожу ведьму спугнёшь!

Села героиня обратно на пенёк, ножку на ножку закинула, плечиком недовольно шевельнула:

Ну что, али мне тут до вечера сидеть? Сами вы не злые, забавные даже, а вот комары у вас в лесу звери!

Поднесли ей стило, поднесли свиток. Взяла героиня свиток, глядит -- зубы волчьи на нём веночком пропечатались. Тряхнула его брезгливо, пальчиками за уголок взявши -- кивнул старшой волк, тотчас новехонький принесли, ажно светится! Расстарались для специалистки профильной, даже стило импортное приволокли, Штабилом прозывается!

Перекинула тут героиня с правой ножку на левую, щёлкнула стилом заморским. Подвесила свиток в воздухе -- обомлели волкодлаки, а меньшой даже когтём потрогал, не мерещится ли. Дёрнул старший его за ухо; а чародейка знай наколдовывает, словеса тайные плетёт!

Глядь -- и побежало орудие чародейское под диктовку её по бересте слова выписывать. И почерк, главное, ровнёхонький, як в прописях для мальцов вырисовывают!

Долго ли коротко, а дочитала героиня заклинание. Смотрит -- а стоят перед нею всё те же молодцы, только комарами искусаны поизрядно. Почёсываются и меж собой переговариваются, как бы ведьму-обманщицу к ответу призвать.

Ошибочка вышла, -- озабоченно героиня молвила, заклинание наскоро глазами пробегивая.

Да нет, всё в порядке, одиннадцать словес тайных, ей волхвом-наставником переданных...

А братьев-то двенадцать!

Хлопнула героиня себя по лбу белому, комара попутно пришибивши, да и выкрикнула слово заветное, чтобы стило его записать сумело.

Шум пошёл по лесу, ветер загудел, земля задрожала! Слетела героиня с пенька фейсом вниз, только и увидела, как травка перед глазами растёт...

Просыпается -- батюшки-светы! Лежит она на кровати узорчатой, под покрывалом шелковистым, а рядом Прынц заморский за руку её поглаживает.

Тут и сказочке конец, а кто слушал, тот платит деньги в кассу Фонда по защите заколдованных существ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Многие, многие волхвы пытались опосля найти заклинание дивное, каковым героиня народная волкодлаков расколдовать сподобилась. Но хранила тайну она свою свято; и лишь на седьмой год выдать её согласилась.

Вот оно. Если хотите, можете выписать себе на бумажку: вдруг да и вам попадётся зачарованный волкодлак!

Гнать, Держать, Дышать и Слышать, Смотреть, Видеть, Ненавидеть, и Обидеть, и Терпеть, и Зависеть, и Вертеть.

И ещё одно.

Зиждиться.

Глагол и его дети

Жил-был Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина: весь в делах, он постоянно что-то делал. Никакой личной жизни! Всю свою деятельность он согласовывал с Существительным, управлял и командовал другими существительными или Местоимениями. А около Существительного очень часто находилось Прилагательное. Эта была такая чудесная часть речи, что не обратить внимание на её качества просто было невозможно. И Глагол обратил! Это был прекрасный союз! Красивый! Что с качественной, что с действенной стороны. И от этого союза родилась новая форма глагола: Причастие! Это было прелестное создание, похожее как на папу – Глагол, так и на маму – Прилагательное.

Как Глагол, Причастие обозначало действие предмета, только через признак: несгибаемая, несомая, придумавшая, проверенная. Как Глагол, Причастие имело вид: совершенный и несовершенный, изменялось по временам (настоящее и прошедшее время), но только формы будущего времени у него не было, а почему – узнаете позже. Как Глагол, Причастие могло быть возвратным и невозвратным.

А как Прилагательное, Причастие изменялось по родам, числам и падежам, в предложении согласовывалось с существительным, в полной форме чаще всего было определением, а в краткой – сказуемым.

А почему у Причастия не было формы будущего времени? А потому что в будущем Глагол покинул эту семью.

По долгу службы Глаголу всё чаще всего приходилось общаться с Наречием. Наречие верой и правдой служило Глаголу и обозначало его признак. В своих привязанностях Наречие было неизменяемым и постоянным, оно просто примыкало к Глаголу. И Глагол это в конце концов заметил и оценил: Прилагательное – то какое? Всё около Существительного, да около Существительного. А Наречие-то вот, здесь, около.

Так и зародился новый союз: Глагол + Наречие. Ну и сынок у них родился, всем на зависть! Как Глагол, обозначал действие, правда добавочное при основном, выраженным Глаголом. На то он и сын.

Но действие того же лица, что и Глагол. Отвечал на вопросы: что делая? Что сделав?, имел вид: совершенный и несовершенный. Возвратность. Но как Наречие, не изменялся, примыкая к Глаголу. И даже как член предложения отвечал на вопросы обстоятельств, как Наречие.

Вот так и появились у Глагола его производные особые формы. А в нашей лингвистической терминологии появились новые термины: Причастие и Деепричастие. Иногда их даже называют самостоятельными частями речи.

Сказка «Суффикс ик»

Жил был на свете суффикс Ик. Однажды Ик решил навестить своих друзей: столика, гвоздика и карандашика. Но вдруг началась сильная буря, и ветер унёс суффикс Ик. Друзья, ничего не подозревая, легли спать.

Утром, проснувшись, они были в ужасе. Не было с ними их верного друга, а они превратились в большой стол, гвоздь и карандаш. Тогда друзья решили: «Раз мы подросли, мы найдём наш любимый суффикс Ик.


Тем временем буря закончилась, Ик оказался в дремучем лесу. Ик хотел выбраться, но путь ему преградил ежевичный куст. И тут Ик вспомнил, что стоит ему присоединиться к какому-нибудь слову, предмет станет маленьким. И в тот же миг суффикс прошёл через ежевичный кустик и вернулся домой, где его ждали обеспокоенные

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве части речи.
У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу
в гости, песни пели, танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил
грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости.
Собрали части речи совет старейшин. Послали к дяденьке Глаголу
Существительное, чтобы узнать, в чём же дело. Но печальный Глагол не стал
рассказывать о своей беде. Кого-кого ни посылали: Прилагательное, Числительное,
Местоимение, Наречие, даже маленькие коротышки Частица, Союз и Предлог бегали
к Глаголу, но так ничего и не узнали.
Наконец пошло Междометие. Всю дорогу оно спотыкалось и вздыхало:
- Ох, ах, ух, эх...
Когда же Глагол открыл дверь, то оно громко застонало:
- Ой-ой-ой... Как нам жалко тебя, дорогой Глагол!
И так долго Междометие охало и ойкало, что Глагол решился рассказать
о своей беде.
- Как же мне не печалиться, - грустно начал он, а из его глаз в эту
минуту закапали слёзы. - Не любят меня ребята, как только начинают спрягать
меня, путают мои окончания: в первом спряжении ведь надо писать в
безударном положении букву Е, а во втором - букву И... Ребята забывают,
сердятся на меня... Даже дразнилку сочинили:
Вредный дядюшка Глагол,
Для чего ты к нам пришёл?
Двойки, единицы -
Вот твои сестрицы...
Междометие сначала сказало "ха-ха-ха", а потом опомнилось и сморщилось:
- Фи, как им не стыдно!
- Что же мне делать? - громко всхлипнул Глагол. - Я люблю ребят, ведь
они такие деятельные: прыгают, бегают, рисуют, дерутся, кричат... Я жить
без них не могу... О, я должен, должен что-то делать, ведь я же Глагол!
Междометие заохало и побежало к частям речи. Долго совещались они и
решили, что тут без мудрого волшебника Грамматикуса не обойтись. Послали
делегацию к Грамматикусу.
А волшебник-мудрец как раз цветы поливал и песни распевал. Когда
части речи рассказали о беде Глагола, Грамматикус почесал затылок
(так принято, чтобы мысли становились мудрее), а потом сказал:
- Вот запомните песенку и передайте её Глаголу, пусть и ребят научит.
Вместе споют - никогда ошибаться не будут...
У спряжений есть закон,
И ничуть не сложен он:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дыщать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть,
И глаголы, что на -ить,
Кроме двух: стелить и брить, -
Их спрягаем с буквой И...
Чтоб запомнить, повтори....
Грамматикус столько раз повторял песенку, что части речи
её запомнили и побежали обрадовать несчастного страдальца.
Глагол теперь ходит весёлый, целыми днями распевает песенку.
Забыл прежние беды, с ребятами дружит. Они его полюбили. А что?
Глагол тоже человек!

Рецензии

Новоиспечённой коллеге-пенсионерке наше троекратное "Ура!" Будет больше времени на творческую работу, в которой Вы - дока (вот какое редкое слово специально для Вас подыскала).
А с 1 сентября - началом нового учебного года - всё равно поздравляю!
С улыбкой - Э.П.

Валентина, а Вы слышали о редакторе Мурманского книжного издательства Александре Борисовиче Тимофееве - А.Б.Т.? Он тоже начинал учителем; 1 сентября у него день рождения (о нём у меня в главе "Двоеточие"). Его памяти я посвятила свою книгу и слово Учитель написала с большой буквы.
Э.П.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.