Сравнение тюркских языков. Тюркские языки. Северные тюркские языки

Объяснить неграмотному человеку, что такое образование, это то же самое, что объяснять слепому, что такое радуга. Иными словами, это дело безнадёжное.

Образование — это совсем не то же самое, что приобретение практических навыков или конкретных знаний. Образование — это не когда «учат быть врачом или инженером, химиком или журналистом».

Образование — это когда учат думать. Вообще думать! Мыслить!

Конечно, встречаются на свете люди, чей ум от природы развит настолько, что они интуитивно угадывают суть вещей, законы развития природы и человеческого общества.

Но такие люди — «штучный товар». Это исключения из общего правила, которое гласит:

Если вы необразованы — вы раб и жертва обстоятельств, и ваше мнение о происходящем не стоит ломаного гроша, поскольку оно не имеет ничего общего с реальностью.

Образование — это вовсе не обязательно «диплом ВУЗа», хотя он говорит об очень многом, если он честно заслужен, а не куплен в подземном переходе за бутылку.

Образование — это полученные навыки самостоятельного мышления, умение критически оценивать происходящее, способность находить причинно-следственные связи и двигаться по цепочке «вчера-сегодня-завтра», определяя при этом собственное место в изменяющемся социальном пространстве.

Подчеркнём здесь самое главное:

Образование — это НЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ! Каким бы оно ни было! Даже золотым или хрустальным!

Образование — это ВСЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА! Она включает в себя всё: и школы, и училища, и ВУЗы, и театры, и кинотеатры, и произведения литературы и искусства, и государственную идеологию, и патриотическое воспитание. Это — такая СИСТЕМА организации общества, когда представления, полученные за партой или в аудитории, автоматически развиваются и закрепляются в ходе последующей жизни.

Когда тебя учат не только тому, что 2х2=4, а F=ma, a ещё и тому, что врать, завидовать, кляузничать, воровать — отвратительно! А помогать, сочувствовать, сопереживать — прекрасно.

И ты сначала получаешь эти базовые знания и представления в юности, а затем подкрепляешь их своей ежедневной практикой во взрослой жизни.

То есть, образование в самом истинном смысле — это совокупность профессиональных и общечеловеческих знаний, практического опыта и морали, когда школа и общество дополняют друг друга, вместе осуществляя образовательный процесс..

Если вы закончили университет и знаете, что такое математическая статистика или системный анализ, если вы «проходили» Толстого и Достоевского, но при этом не возражаете против существования проституции или браков по расчёту, если вы, будучи программистом, не видите проблемы во взломе чужого банковского счёта, если вы врач на службе, но считате возможным брать деньги за лечение — вы необразованы. Какими бы хорошими ни были ваши профессиональные знания и умения, каким бы престижным ни был ваш диплом.

Принято считать, что советское образование было одним из лучших в мире. И это действительно так, потому что оно было системным. Советский специалист отличался от многих своих зарубежных коллег не только уровнем фундаментальных знаний, но и своими человеческими качествами, своей моралью, если угодно.

Конечно, исключения бывали и тогда, но и эти исключения лишь подтверждали общее правило.

Причина такого успеха советской образовательной системы была в том, что она была глобальной! На образовании снизу и доверху покоилась вся советская общественная конструкция. В школе вас учили тому, что «пионер — всем ребятам пример», что «партия сказала надо — комсомол ответил «есть!», что врать — плохо, а помогать и защищать слабых — хорошо, что бескорыстие — благо, а корысть — порок.

Во взрослые годы вы смотрели «Кавказскую пленницу» или «Бриллиантовую руку», «На войне, как на войне» или «Баллада о солдате» и полностью принимали эти фильмы, поскольку они продолжали, начатую в школе или в ВУЗе тему. Эти же принципы вы несли с собой в семью, на производство, в компанию друзей.

Всё это было образованием.

Понятия «хорошо» и «плохо» были законодательно закреплены. Им учили, их насильно вдалбливали в головы, как краеугольные, без которых никакое профессиональное умение не считалось достаточным. Всю эту сложнейшую систему советское общество выстраивало на протяжении десятилетий, вплоть до самого конца.

И если СССР достиг в свои лучшие времена оглушительных успехов и выдающихся достижений, то именно благодаря этой образовательно-воспитательной системе.

Именно благодаря ей ещё 25 лет назад было немыслимым слышать то, что мы часто слышим сегодня:

«Кругом Ротшильды и Рокфеллеры!», «Кругом сионисты!», Руси — «125 000 лет!», «Илья Муромец — еврей!», «Чингисхан — русский!» «Верните Исаакиевский Собор верующим!», «Николай Второй — святой!», «пиндосы», «жиды», «чурки», «черножопые», «узкоглазые», «пшеки», «урюки», «татарва», «кагал», «русичи», велесы, пересветы, святоборы, радомиры и пр., и др., и т.п.

70 лет, не прерываясь ни на день, в годы мира и войны Советское государство методично ОБРАЗОВЫВАЛО: учило, объясняло, внушало, вколачивало в неокреопшие мозги азбучные истины, без которых немыслимо никакое полноценное социальное существование! Истины, впервые озвученные ещё Иисусом Христом более 2000 лет назад!

И всего за 25 лет народ бегом (!!) вернулся к изначальному состоянию! Как-будто и не было этих 70 лет, этих побед и достижений, этой страны и даже этого Христа!

Потрясающая скорость оскотинивания!

Кажется, теперь ясно, кто мог сказать знаменитую фразу, вложенную М.А. Булгаковым в уста своего героя:

«Черт меня возьми… Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал — уму непостижимо. И вот теперь, спрашивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают.»

Да и сам В. Бортко, давным давно ушедший в КПРФ, не лучшее ли подтверждение всего сказанного?

Неверной дорогой идёте, господа!

Придёте туда же, куда ваши идейные кумиры уже завели однажды Россию: в 1917 год.

Но не понимаете вы этого, потому что НЕОБРАЗОВАНЫ!

Эта статья - об образовании как о процессе обучения и воспитания. Другие значения термина «образование» см. на странице Образование (значения) .

Образова́ние - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. Поскольку, у человека опыт одной особи не исчезает после её смерти, а накапливается в обществе благодаря развитому уму, и умению общаться, такое накопление опыта позволило образоваться такому явлению как культура. Культура- это опыт не одной особи, а опыт общества в целом. Образование это и есть процесс передачи этих знаний, накопленных в культуре, новым поколениям. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие заведения, что однако не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью интернета .

В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением и воспитанием учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму , математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, например таким, как астрофизика , право , география или зоология , могут обучать только данным предметам. Специализация образования увеличивается по мере взросления обучающихся. Существует также преподавание профессиональных навыков , например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование , за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Подходы к образованию

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Эта статья - об образовании как о процессе обучения и воспитания. Другие значения термина «образование» см. на странице Образование (значения) .

Образова́ние - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. Поскольку, у человека опыт одной особи не исчезает после её смерти, а накапливается в обществе благодаря развитому уму, и умению общаться, такое накопление опыта позволило образоваться такому явлению как культура. Культура- это опыт не одной особи, а опыт общества в целом. Образование это и есть процесс передачи этих знаний, накопленных в культуре, новым поколениям. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие заведения, что однако не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью интернета .

В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением и воспитанием учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму , математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, например таким, как астрофизика , право , география или зоология , могут обучать только данным предметам. Специализация образования увеличивается по мере взросления обучающихся. Существует также преподавание профессиональных навыков , например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование , за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Подходы к образованию

Уже в античности сложились два основных подхода к обучению: культуросообразность и природосообразность.

Одним из классических изложений этих подходов является статья знаменитого немецкого педагога А. Дистервега (1790-1866) «О природосообразности и культуросообразности в обучении» .

Культуросообразный подход

Сторонники культуросообразности придерживаются мнения, что итоги обучения зависят исключительно от старательности (прилежности) обучающегося и от той культурной среды, в которую он «погружён» (от наличия достаточного числа школьных зданий, преподавателей, столовых, библиотек с книгами, ныне - компьютеров в классах и дома и т. п.). Существенным разнообразием природных способностей обучаемых, по сути, пренебрегают. Многие представители данного подхода (к примеру, Т. Д. Лысенко и их последователи в советской педагогике) отрицали сам факт наличия природных способностей к обучению. Характерной особенностью этого подхода является обучение всех по единой программе, в одном темпе и т. п.

Для успешной работы такого подхода, однако, совершенно необходим постоянный контроль успехов учащихся и отсев неуспевающих. При нарушении этого требования (что, конечно, прикрывается «самыми добрыми намерениями») за счёт явного и скрытого противодействия не желающих и/или неспособных учиться (уточним, что именно по данной программе и предложенным способом) успешность обучения такой группы начинает падать и при определённых обстоятельствах отрицательные плоды такого обучения далеко превосходят его положительные составляющие. Хрестоматийные примеры подобных накладок были приведены ещё Я. А. Коменским в его «Великой дидактике» (откуда о человеке, пытающимся заниматься делом, к которому Природа его явно не предназначала, пошло столь же известное выражение «Осёл с лирой»). Упомянутые явления на примерах из жизни советской школы подробно рассмотрены, к примеру, в произведениях проф., д.п.н. В. В. Кумарина . Так, в частности, прослеживается цепочка, когда систематические огорчения от учебных неудач приводят многих школьников сначала к огорчениям, потом к депрессиям и психосоматическим заболеваниям. Принудиловка и выводиловка в постановке оценок - к огромным моральным издержкам в воспитании молодёжи и т. д.

Любопытный факт из вышеупомянутой книги: в Царской России (вторая половина XIX века) доля учащихся, оканчивающих полный курс гимназии, едва превышала 10 % от числа поступивших в 1-й класс - и это притом, что школа не была обязательной для всех! Исследования норвежских и американских педагогов тех лет показали, что (при отсутствии выводиловки и отчислении неуспевающих) этот показатель был обычным и для североамериканской , и для европейской школы, то есть российские дети были не лучше и не хуже в этом отношении своих заграничных сверстников. Другими словами, при жёсткой (одинаковой для всех) программе в общеобразовательной школе при десятилетней длительности обучения доля неподходящих для такой школы более-менее здоровых детей оказывается около 90 %. А при распространённости различных заболеваний, ухудшении экологической обстановки этот процент, разумеется, только увеличивается.

Поэтому в обязательной общеобразовательной школе, по мнению ряда специалистов с её огромным разнообразием целей и природных способностей учащихся, и, в то же время, отсутствием планового отсева, больше подходит принцип природосообразности.

Известные представители

  • Гербарт, Иоганн Фридрих (1776-1841).
  • Выготский, Лев Семёнович (1896-1934) и его многочисленные последователи в советской педагогике.

Природосообразный подход

Уровни универсального (политехнического) образования

Или интегрально междисциплинарное всезнание базового уровня:

  • Общее образование

Дошкольное образование

Дошкольное образование - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен - перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты.

Дошкольное образование в России

Дошкольное образование в России - воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет . Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования , учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.

Общее образование

О́бщее образование - первый уровень образования - не профессиональное и не специальное образование . В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное , начальное общее , основное общее , среднее (полное) общее и дополнительное образование детей . Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня - начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах .

Начальное общее образование

Начальное общее образование - это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире , навыки в общении и решении прикладных задач . На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка .

Основное общее образование

Основное общее образование - вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования . В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях . В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России - ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование , либо среднее профессиональное образование .

Среднее (полное) общее образование

Среднее (полное) общее образование - третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования . Основное назначение старших классов - подготовка к поступлению в ВУЗ . В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных ВУЗов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.

Уровни специализированного образования

  • Профессиональное образование
    • Высшее профессиональное образование
  • Сверхвысшее профессиональное образование

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования , сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ . Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ « ».

Профессиональное образование

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах , а также путём обучения на производстве .

Начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование (НПО) - начальный уровень профессионального образования . В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название - среднее городское профессионально-техническое училище, СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9 и 11 классов.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование (СПО) - средний уровень профессионального образования . Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования .

В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (среднее специальное учебное заведение).

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование или высшее образование - верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю . В отличие от общего, в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным .

Сверхвысшее профессиональное образование

Сверхвысшее профессиональное образование - система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование . Хотя по названию эта система - часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу , по результатам которой присуждается ученая степень . В Западной Европе и Северной Америке , а также в некоторых странах СНГ термины послевузовское образование или последипломное образование (англ. graduate education, postgraduate education ), относятся к академическим степеням магистра и доктора философии . В настоящее время делаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса .

Аспирантура

Аспирантура - форма повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёной степени кандидат наук ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации - кандидатов наук.

Докторантура

Докторантура - формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней доктора наук ; специализированное подразделение ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации - докторов наук .

Уровни управления образовательным процессом

Отрасли образования

  • Архитектурное образование - подготавливает квалифицированных специалистов, которые на профессиональной основе осуществляют архитектурное проектирование, включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений.
  • Психологическое образование - процесс обучения специалистов, которые занимаются изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
  • Горное образование - целью обучения является, повышение эффективности деятельности организаций недропользователей на основе изучения научных достижений, прогрессивных технологий в области горного дела и геологии, методов управления, изменений в законодательной и нормативно-правовой базе, а также передового опыта организации геологических, маркшейдерско-геодезических и иных видов горных работ.
  • Естественнонаучное образование - включает в себя очень широкие направления и области естественно-научного знания физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения.
  • Химико технологическое образование - система овладения в учебных заведениях знаниями по химии и химической технологии, способами применения их к решению инженерно-технологических и исследовательских задач.
  • Радиотехническое образование - имеет целью подготовку инженеров и техников по радиотехнике, электронике и электрической связи для промышленности, транспорта и связи, научных учреждений, организаций и учреждений культуры.
  • Транспортное образование - система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного, промышленного и городского).
  • Строительное образование - отрасль технического образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии производства, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов, оборудования и др.
  • Математическое образование - система подготовки специалистов высшей квалификации для научно-исследовательской и преподавательской работы в области математики и смежных с ней отраслей науки, техники, экономики, промышленности и сельского хозяйства.
  • Энергетическое образование - система подготовки специалистов по энергетике - тепло-, гидро-, электроэнергетике и энергомашиностроению для различных отраслей народного хозяйства, а также по электротехнике и другим видам техники, занимающимся производством, преобразованием, передачей, распределением и потреблением энергии в различных её формах.
  • Сельскохозяйственное образование - система подготовки специалистов высшей и средней квалификации и квалифицированных рабочих, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства.
  • Медицинское образование - система подготовки и усовершенствования врачей и провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров.
  • Музыкальное образование - система подготовки профессионалов в области музыкального искусства - композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов.
  • Художественное образование - система подготовки профессионалов в области изобразительного искусства - живописцев, графиков, скульпторов и реставраторов.
  • Историческое образование - система подготовки педагогических и научных кадров в области истории.
  • Педагогическое образование - система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле - подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессионально-технические, средние специальные и высшие.
  • Военное образование - подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск.
  • Юридическое образование - совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью, а также, система подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.
  • Экономическое образование - подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности.
  • Духовное образование - готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование.
  • Бизнес-образование - получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса.
  • Журналистское образование - система подготовки литературных сотрудников газет, журналов, радиовещания и телевидения, а также редакторов массовой литературы.

Научные направления в сфере образования

  • Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
  • Андрагогика - научная дисциплина, предметом которой является теория и технология обучения взрослых.
  • Дефектология - раздел педагогической науки, изучающий вопросы воспитания, обучения, адаптации и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.
  • Дидактика - раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
  • Дидактическая эвристика - теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики - науки об открытии нового.
  • История педагогики - это отрасль педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.
  • Коррекционная педагогика - область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
  • Методология педагогики - обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а также месте и роли в нём тех педагогических феноменов, которые она изучает.
  • Методика обучения - некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
  • Неформальное образование - любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования.
  • Педагогика - наука о воспитании и обучении человека.
  • Педагогическая инноватика - раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
  • Педагогическая психология - раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.
  • Педология - направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребёнка.
  • Психология - гуманитарная наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.
  • Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учётом конкретных условий социальной среды.
  • Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
  • Специальная психология - область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
  • Сравнительная педагогика - это наука о сопоставлении особенностей общих и отдельных тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, региональном, национальном и федеративном масштабах.
  • Сурдопедагогика - раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами.
  • Управление образованием - регулирование общественных отношений в области воспитания, обучения, профессиональной и научной подготовки.
  • Философия образования - область философского знания, имеющего своим предметом образование.

Практика образования

  • Организация учебного процесса - способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования.
  • Педагогические технологии - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
  • Семейное образование - форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы с ежегодной аттестацией.
  • Частное (негосударственное) обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.
  • Электронное обучение - система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
  • Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
  • Экстерн универсального (политехнического) образования
  • Самообразование творческое специализированное исследовательское и изобретательское в процессе инструментальных специальных экспериментальных исследований и наблюдений
  • Самообразование творческое универсальное исследовательское и изобретательское (политехническое) в процессе проведения интегральных междисциплинарных теоретических научных исследований и изобретательства

Роль Википедии в образовании

Британский еженедельник The Economist указывает на позитивную роль Википедии как источника объективных знаний в условиях государственного контроля над образованием и политической индоктринации учащихся:

Википедия, может быть, и не решает проблему пробелов в образовании полностью, но вносит свой вклад [в этот процесс]

Оригинальный текст (англ.)

A trip to Wikipedia by way of a smartphone will not necessarily let children work their way out of such dichotomies. But it will help.

- "Textbooks round the world", The Economist , Oct 13th 2012

В российском законодательстве присутствует достаточно четкое определение, поясняющее, что такое образование. Под ним следует понимать целенаправленный процесс обучения и воспитания в человеческих, общественных и государственных интересах. Примечательно, что в Законе на первом месте стоит развитие личности.

Понятие обучающего процесса

В "Российской педагогической энциклопедии" также объясняется, что такое образование. Здесь понятие несколько шире. Образование - это процесс социализации, педагогически организованный и осуществляемый в личностных и общественных интересах.

Виды обучения

В первую очередь разделяют профессиональное и общее образование. В последнем случае предполагается получение единых знаний, вне зависимости от будущей специализации человека. Что такое профессиональное образование в таком случае? Под ним понимают процесс обучения, ориентированный по своему содержанию на потребности и условия той или иной специализации. Безусловно, в состав этого процесса входит и общеобразовательный элемент. Учащийся в специализированном учреждении наряду с профессиональным получает и базовое общее образование. Даже в учебных планах ВУЗа присутствуют некоторые основные, общие дисциплины. К ним, например, относят философию, психологию, педагогику, право, экономику и прочие. В Законе дается понятие о специализированных и общих программах обучения. Они, наряду с образовательными стандартами, системой учреждений, реализующих их, органами управления конституируют всю образовательную сеть в России.

Уровни обучающего процесса

Что такое образование в современной России? Следует сказать, что система обучения претерпела существенные изменения в течение всего времени своего существования. Сегодня в России общее образование разделено на дошкольное, начальное, общее основное, полное среднее. Вместе с этим параллельно существуют и специализированные Понять разницу между уровнями обучения можно, рассмотрев некоторые определения. Например, что такое дошкольное образование? Это деятельность, которой считается развитие, обучение, воспитание детей раннего возраста. А что такое Это процесс получения общих знаний, направленных на всестороннее развитие детей. Эта ступень находится между начальным и высшим уровнем знаний. Получившие среднее общее или профессиональное образование имеют доступ к следующей ступени. После окончания школы, техникума или колледжа человек поступает в ВУЗ. Далее может следовать послевузовское обучение (докторантура или аспирантура). Существуют также и факультативные формы получения знаний. Что такое дополнительное образование, понять несложно. К факультативным формам относят различные необязательные предметы, кружки по интересам, курсы для взрослых, обеспечивающие повышение квалификации. Возвращаясь к вопросу о том, что такое среднее образование, следует отметить, что именно эта ступень считается многими педагогами фундаментом, позволяющим ученику развить свои способности в соответствии с интересами, получив при этом базовые знания.

Виды педагогических учреждений в России

Многие специалисты считают, что такое образование, которое получают граждане в нашей стране, способствует наиболее всестороннему развитию личности. Для обеспечения наиболее качественного обучающего процесса существуют различные учреждения. Начальное образование дети раннего возраста получают в ДОУ. К ним относят ясли, детские сады. Однако следует отметить, что, в связи с тем что они не в состоянии охватить сегодня всех детей, главная ответственность по обеспечению начального воспитания ребенка ложится на семью. Следующим этапом является школа. Это учреждение обеспечивает или полное образование детей. Под названием "школа" следует понимать и прогимназии, гимназии, лицеи и прочие. Некоторые учреждения практикуют углубленное изучение отдельных предметов. В России существуют и учреждения для обучения детей, возможности которых ограничены.

Специализированные, высшие учебные заведения

В России существуют профессионально-технические учреждения, училища. Обучающий процесс в учреждениях направлен на получение учеником начальных общих знаний по определенным специальностям. образование граждане получают в колледжах и других аналогичных заведениях. ВУЗы предлагают дневное и вечернее обучение. В этих учреждениях студенты получают высшее образование в соответствии с выбранной специализацией. Существуют также и учебные заведения по дополнительному обучению детей и взрослых.

Формы педагогического процесса

Граждане получают образование, и высшее, и среднее, в основном на дневных занятиях. Вместе с этим существует и вечерняя форма обучения. Относительно новым считается экстернат. Эта форма обучения предполагает самостоятельное изучение тех или других предметов с последующей сдачей экзаменов. На сегодняшний день, в отличие от прошлых лет, доступ к экстернату существенно расширен. Большой популярностью пользуется заочная форма обучения. Примечательно, что с каждым годом количество студентов-заочников возрастает. Это указывает на заинтересованность граждан в получении высшего образования. Интерес проявляют не только выпускники школ, но и работающая часть молодежи. При этом многие стремятся получить второе высшее образование. Набирает популярность и Для получения знаний таким образом применяются компьютерные технологии, спутниковое телевидение, сеть Интернет. Распространение дистанционного обучения главным образом обусловлено компьютеризацией педагогических учреждений.

Обязательность, вариативность процесса обучения

Под вариативностью образования следует понимать способность обучающего процесса соответствовать возможностям и способностям разных групп учащихся и личностным особенностям каждого. Для российской эта тенденция считается одной из основных. Другое направление, являясь противоположным, но вместе с этим неразрывно связанным с первым, - педагогического процесса. В рамках этой темы рассматривается обучающий процесс в государственных и негосударственных учебных заведениях. Говоря об этом, следует определить, что такое муниципальное образование. Под этим определением следует понимать бесплатную форму обучения в государственных учебных заведениях.

Проблемы педагогики

Существует единый государственный стандарт - уровень необходимых знаний, которые должен получить ученик в процессе. В последнее время часто говорится о том, что система российского образования испытывает серьезные проблемы. Объясняется это влиянием демографических реформ, проведенных в стране. Однако данные утверждения не имеют почвы под собой. Согласно статистике, в последнее время уровень образованности не только не снизился, но, напротив, вырос. Это говорит о том, что такое муниципальное образование, которое существует в России, является четко организованной педагогической системой. Разумеется, одни учебные заведения приходили на смену другим, и этот процесс продолжается и сейчас. Например, с развитием промышленности требуется больше квалифицированных работников. В связи с этим, все более популярным сегодня становится среднее и высшее специальное образование.

Возможность для человека приобретения той необходимой информации в жизни, которая определяет путь и поможет в нахождении себя в себе и в мире;

Процесс, способствующий приобщению личности к сокровищам человеческой культуры, в результате которого осуществляется развитие потенциала личности и общества;

Система взаимодействий;

Комплекс знаний, необходимых человеку в жизни;

Непрерывный процесс познания человеком социально-культурного опыта человечества, закономерностей развития природы, общества и т.д.;

Усвоенная информация, соответствующая определенному уровню развития прогресса общества в области науки, техники, культуры, обычаев, традиций, религии, философии и т.п.

Освоенная система ценностей, накопленных человечеством;

Это интеллект,кругозор, высокий уровень культуры и нравственности:

Высокий интеллект, широкий кругозор, личностная ориентация на человека, нравственность;

Гора, на которую чем выше поднимаешься, тем меньше видна перспектива добраться до конца:

Результат (процесс) обучения, в котором главную роль играют ценностные ориентации педагога, его профессионализм в развитии личности ученика;

Совокупность знаний, умений, навыков, накопленных человечеством и дающих человеку возможность стать человеком;

Способ "очеловечивания" человека, способ укрощения животности в нем; одновременно это определенный результат овладения человеком культурой и способность к ее продвижению;

Процесс и результат приобщения человека к культуре, накопленной всем человечеством;

- "Образование - это то, что остается, когда все выученное забывается" (Макс Фон Лауэ);

Процесс и результат развития личности под воздействием обучения, воспитания, самообразования, самовоспитания;

Необходимое условие подготовки к жизни. труду;

Неразрывная связь и параллельное действие, воспитывающее иобучающее;

Достояние личности, обретенная ею во взаимодействии скультурой система представлений о мире;

Процесс освоения ребенком социокультурного наследия цивилизации;

- "образовывание", создание, формирование личности через накопление определенных систем ценностей;

Создание системы, в которой передают знания, умения (в определенной области), повышают общий культурный уровень человека;

Результат обучения в учебно-воспитательных учреждениях (напр., высшее образование, среднее и т.п.);

Процесс, включающий в себяорганизацию обучения, воспитания и развития детей в учебно-воспитательныхучреждениях;

Создание образа человека, своего Я, развитие ума (система знаний, умений, способов деятельности, творческого компонента мышления и др.) и души (система нравственных. эстетических... ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций), своеобразное кредо личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Учебные дебаты являются одной из популярных интерактивных форм организации семинаров вузе. В основе дебатов – свободные высказывания, обмен мнениями по предложенному студентам тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.п. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом плане дебаты приучают студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей.

Например, при обсуждении педагогических тем можно дебатировать следующие тезисы: «Ненужные эксперименты в российском образовании», «Студенты стремятся получить диплом, а не образование», «Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном внешнем поведении» и т.п.

Процедура проведения учебных дебатов

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

    справа от председателя – защитники тезиса (4 человека);

    слева от председателя – противники тезиса (4 человека);

    в конце аудитории, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссии «Уважаемый Председатель…»

Участники дискуссии обращаются друг к другу «Уважаемый коллега …»

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Далее роли распределяются следующим образом.

1) вторые номера обеих сторон приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

3) четвёртые номера подытоживают все, что было высказано обеими сторонам во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Выступающий подходит к соответствующей стороне кафедры. Дебаты продолжаются до тех пор, пока все желающие не выскажутся или до соответствующей команды председателя.

Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

Выступающий и председатель могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Регламент: для первых номеров – 5 минут, вторых-четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. За соблюдением процедуры регламента следит секретарь.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании оцениваются аргументы, представленные сторонами. Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противника тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Задачи: - формировать понятия «индивидуализация обучения» и «дифференциация

обучения»;

Обозначить возможные формы дифференциации и принципы объединения их в

Раскрыть технологию уровневой дифференциации;

Раскрыть сущность профильного обучения и профильной школы

Опорные теоретические понятия: индивидуализация обучения

дифференциация обучения

внешняя дифференциация

внутренняя дифференциация

уровневая дифференциация

профильное обучение

профильная школа

Вопросы для обсуждения

    Понятие индивидуализации и дифференциации обучения.

    Система форм дифференциации обучения в школе.

    Уровневая дифференциация в современной школе: теория и практика.

    Профильное обучение и профильная школа как педагогические понятия и явления современного образования.

Практическое задание

    Составить перечень статей по проблемам теории и практики профильного обучения, опубликованных в журналах «Народное образование», «Школа», «Школьные технологии», «Профильная школа», «Завуч», «Директор школы» в период 2000-2009 гг. Изучить содержание 2-3 статей и сделать краткие выписки.

    Подготовьтесь к проведению учебных дебатов по теме «Профильное обучение – это эффективный способ повышения качества современного школьного образования».

    Проанализируйте содержание школьных учебников по профилю будущей специальности с точки зрения его направленности на обеспечение всех уровней усвоения учебного материала, выделенных И.Я.Лернером.

    Разработайте варианты уровневых заданий с учетом специфики преподаваемого предмета (базовых и повышенных уровней подготовки, планируемых учителем).

Литература

    Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

    Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе

// Дидактика средней школы. М., 1982. Гл.8.

3. Монахов В.Н., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе //Сов.

Педагогика. – 1990. - № 8.

4. Поштаник М.М. Школа разноуровнего и разнонаправленного обучения // Педагогика. – 1995. - №6.

    Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2003. (выдается на кафедре под документ)

    Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. - №6.

    Петрова Е.С. Дифференцированное обучение // Первое сентября. - 2001, № 16. - С.7-12.

    Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. - № 6.

    Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах // Школа. – 2002. - № 2.

    Кузнецов А. Профиль и углублёнка // Школьное обозрение. - 2002. - № 6.