Что такое парадигма простыми словами. Парадигма это простыми словами. Некоторые классификационные единицы

В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое парадигма?». Здесь будет затронуто определение термина в общем виде и в специализированных отраслях человеческих достижений науки. В частности, будет раскрыто значение лингвистической, научной, социологической и образовательной парадигмы и явление смены.

Общее определение

Что такое парадигма? Данным термином обозначают совокупность целого ряда фундаментальных умозаключений, что представлены в виде научной установки и представления о чем-либо значимом. Парадигма - это форма преемственности для научного развития и творчества.

Т. Кун описывал парадигму как труд, признанный всеми членами научного сообщества в течение определенного срока. При этом он должен давать обществу модель поставленной проблемы и ее решение.

Другие существующие виды

Что такое парадигма и какие бывают ее значения?

Рассматривая сущность и концепцию парадигмы, человечество создало некую классификацию парадигм, среди которых выделяют:

  • лингвистическую;
  • философскую;
  • парадигму программирования;
  • образовательную;
  • риторическую - исторический или морфологический пример для сравнения (басня, парабола и т. д.);
  • парадигма для научной методологии - набор ценностей, технических возможностей и навыков, различные виды подходов и методов, что приняли в сообществе ученых для создания устоявшейся традиции на конкретный промежуток времени;
  • политологическая парадигма - познавательные принципы и приемы для отображения политических реалий, которые задают логику организациям знания; это форма теоретической трактовки явлений социального характера.

Понятие «личного» и «общепринятого»

Отвечая на вопрос о том, что такое парадигма, важно также будет ознакомиться с видовым разнообразием изучаемого термина. Данное понятие имеет общее определение для всех сфер деятельности человека, но может обладать определенными особенностями, что обуславливается принадлежностью к той или иной дисциплине. Парадигма бывает общепринятой или индивидуальной (личной и субъективной). Также выделяют государственную и абсолютную парадигму. К тому же, данный термин применяется в социологии и образовании, где представляет собой крайне значимое и развитое определение.

Основная парадигма определяется правильностью и сходством мнения людей, что в первую очередь связано с объективностью реальности. Личные парадигмы базируются на индивида и его точки зрения. Данное понятие определяет не «все знание», а сущность знания. Это необходимо для обеспечения эволюционного развития личностной деятельности в действительности окружающего социума.

Парадигма в социологии

Социальная парадигма - понятие, применяемое в общественном ряде наук. Под ней подразумевают исходную концептуальную схему, модель проблемы, а также изучают способы ее постановки и пути решения. Изменение содержания парадигмы расценивают как научную революцию. Другими словами, данный термин является общим углом зрения определенного количества субъектов, изучающих конкретный феномен.

С. А. Кравченко говорит о том, что появление соц. теорий реальным становится только тогда, когда общество приходит к конкретному уровню сложности динамического характера. Это выражается в возникновении критических взглядов людей, которыми анализируются изменения в соц. институтах и самих себя. Социологические науки выделяют несколько отчетливых и крайне важных парадигм, которые разделяются по принадлежности к конкретной школе или направлению исследования и динамики развития.

Некоторые классификационные единицы

Чтобы лучше понять ответ на вопрос о том, чем является парадигма в социологии, мы рассмотрим некоторые их разновидности:

  • Парадигма социального фактора - понятие, базирующееся на устоях школы функционализма и связанное с Э. Дюркгеймом. В данном случае термин описывает социальную реальность, как самостоятельную структуру, независящую от волеизъявления и действия отдельного индивида. Она состоит из соц. институтов и структурных компонентов, изучающих и/или выступающих предметом исследования и анализа в социологии. Понятие парадигмы соц. факторов, напрямую связано с функционализмом, под которым подразумевают конкретные социальные феномены. Их в свою очередь рассматривать необходимо с точки зрения выполняемой функции.
  • Парадигма понимания - термин, связанный с трудами М. Вебера и В. Парето. В данном случае соц. реальность рассматривают с точки зрения субъективного понимания реальности каждым индивидом. Вебер утверждал, что всякое действие имеет обоснование, которое необходимо понять, определить и постигнуть рациональные мотивы.
  • Парадигма соц. поведения - понятие, основанное на социальном бихевиоризме Б. Скиннера и теории социального обмена П. Блау и Дж. Хоманса. Главный принцип - утверждение о том, что человеческое поведение обладает реактивной природой. Другими словами, поведение детерминировано набором простых биологических реакций, которые являются ответом на внешний раздражитель или стимул.

Наука и модель

Научная парадигма - это универсальная методология, средство, посредством которого принимают эволюционное решение и создают гносеологические модели деятельности таких решений. Такой свод установок и правил чаще всего является общепринятым. Это методы принятия решений, создание и описание мировой модели (в частности, отдельных фрагментов мироздания), которые приняли большинство людей в силу доказуемости и обоснованности самой парадигмы.

Понятие научной парадигмы является общепринятым для различных сфер деятельности человека. Это понятие трактуется в зависимости от области применения. Научные парадигмы включают в себя образцовые методологии, позволяющие принять определенную форму решения проблемы, способ создания модели мира или его отдельного фрагментов. Примером может служить парадигма благотворности, возникшая в конституционном курсе России в 1993 году, или парадигма программирования в общем виде.

Образование

Парадигма образования - общий набор идей и утверждений, которые признаны педагогическим обществом в определенный период времени. Такие идеи создают основу научному исследованию. Данных разновидностей парадигм существует в настоящее время довольно много. Самый общий уровень позволяет различать прогрессивный (устремленный в будущее) и классический (обращенный в прошлое) ряд парадигм.

Парадигма образования в классической форме представляет собой устоявшееся, традиционное понятие, используемое в образовательной сфере. Прогрессивные парадигмы обладают содержанием и подходами, отличными от стандартных и укорененных временем, а также здесь иначе рассматривается понятие права, отношения и педагогического менталитета.

Явление смены

Смена парадигмы - явление, введенное в научный оборот историком, изучающим науку, Томасом Куном. Этот термин был упомянут в книге «Структура научных революций», которая вышла в 1962 году. Она описывала эволюцию базовых посылов в рамках некоторых научных теорий (парадигм). В дальнейшем этот термин стали использовать и в других сферах человеческого опыта.

Т. Кун определял научную революцию как эпистемологическую смену парадигмы. Также он полагал, что революция начинается в том случае, когда учеными обнаруживается аномалия, которую нельзя объяснить с применением универсальных положений принятой парадигмы, применимой к конкретной сфере деятельности, в которой возникло изучаемое явление.

Под конфликтом парадигм подразумевают процесс установления новых постулатов и утверждений, в ходе которого происходит научная революция. Прежде всего, это спор между определенными системами ценностей, различие в способе решения головоломок, на которые необходимо дать ответ, а также разница в способах измерений, наблюдений и практических методов, которыми представлены противоборствующие парадигмы.

Слово «парадигма» используется научным сообществом во всем мире и является крайне важным понятием, позволяющим человеку создавать ориентиры при оценке объективной реальности.

Парадигма (от греческого paradeigma) - образец, модель, образец, пример.
Совокупность научных достижений, признанных научным миром в определенный период времени и служащих основой и образцом для новых научных исследований. Парадигма с одной стороны исключает все не относящиеся и не согласующиеся с ней концепции, теории, с другой ориентирует научное сообщество на использование теории для поиска нового, что в свою очередь ведет к усовершенствованию самой парадигмы.

«Парадигма - это наш способ воспринимать мир, она для нас - как вода для рыбы. Парадигма объясняет нам мир и помогает предсказывать его поведение» (экономист и философ Адам Смит «Сила ума» (Powers of the Mind)

Примеры парадигм

  • В физике:
    невозможно превысить скорость света в вакууме.
    перемещение электромагнитного излучения в вакууме - данность.
  • В космологии:
    развитие и эволюцию Вселенной начинается с момента Большого взрыва.
  • В космогонии:
    планеты и их спутники возникли в результате уплотнения газопылевого облака.
  • В искусстве:
    сочетание гармонии, текстуры, формы и содержания.
  • В политике
    преобладание прав личности над правами государства, равенство всех перед законом
  • В экономике
    основа - рыночные отношения
  • Игра
    чёткие правила, способность решать проблемы, критерий успеха

«Парадигма - основной способ восприятия, осмысления реальности. Парадигма редко формулируется в явном виде, она подразумевается и передается следующим поколениям через культуру и непосредственный опыт, а не за счет обучения» (специалист Стэнфордского исследовательского института У. Хармон )

Научная революция - смена парадигмы

С течением определенного времени наука начинает переживать кризис. Кризис начинается с сомнения в парадигме. Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых парадигм.

Примеры научной революции

- Аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от античности до позднего Средневековья. Физические и математические открытия ХVI, XVII веков Галилея, Декарта и Ньютона произвели научную революцию и в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале затем сменила релятивистская физика с теорией относительности и
- Децентрализация. Старые правила требовали централизации, сложной иерархии. В итоге появивлись серьезные проблемы. И тогда выяснилось, что есть иной способ справляться с проблемами - децентрализовать организацию и упростить ее структуру.

Термин «парадигма» был впервые введён позитивистом Г.Бергманом, который получил всеобщее признание, а также известность после того как данная публикация была выпущена в свет. В научно-философских работах Т.Куна это слово довольно часто употреблялось. Автор решил представить даже на суд общественности и публики свой собственный взгляд о том, как научные революции постепенно приходят на смену привычным парадигмам, выступая при этом своего рода первичными и в какой-то мере даже концептуально-теоретическими схемами. Они могут доминировать в науке, в какой-то из периодов исторических. Какое же значение несёт под собой это слово? Особое понятие, которое в большинстве своём характеризует совокупность ряда научных убеждений, а также нескольких методик и ценностей, которые были приняты в качестве нормы в обществе.

Парадигма в психологии

Очень важно определить несколько подходов, которыми характеризуется понятие психологического взгляда и собственно «парадигма». Обычно применяют к науке этот термин о психологии, а также о ряде закономерностей, которые характеризуют в целом её проявление и на её основе сформировались относительно три общих подхода, которые выступили ответом на вопрос, «как же в психологии объясняют значение данного ремина?». Начнём с первого подхода, в котором парадигму называют естественной наукой, то есть допарадигмальной областью знаний. Проблема тут будет заключаться лишь в том, что с точки зрения научности парадигма пока ещё не сумела сложиться должным образом. Второй подход включает в себя термин мультипарадигмальная наука и это произошло потому, что в ней сформировались одновременно несколько ключевых парадигм, начиная с психоаналитической и заканчивая гуманистической. Согласно третьего подхода в психологии парадигму называют внепрадигмальной наукой и это происходит потому, что определение очень редко применяется в данной сфере деятельности.

О естественно-научных и гуманитарных парадигмах

Учёный Дильтей говорил о том, что психологию обязательно стоит разделить на несколько отдельных разделов, начиная с объяснительного, который больше всего характеризуется и склоняется к различным методам точных наук, также на описательную и понимающую. Данный взгляд на вещи можно смело назвать и сегодня актуальным и ряд многочисленных методов и способов, которые позволяют познать психику человека продолжают очень активно обсуждаться. Выдвигаются новые теории и гипотезы, одни из которых уверенно и непоколебимо подтверждаются благодаря которым аргументам, а другие так и остаются на стадии разработки. Как только психологи увлекаются математическими методами и процессами описания психических аспектов, они стремятся к чётким формулировкам и претензии уже возникают у гуманитариев. Дело в том, что психика человека очень сложна и невозможно сформулировать всё это словами. Эта ситуация наблюдается и в самой психологии.

Термин в социологии

Многочисленные противники сциентистского подхода часто приводят в качестве общего доказательства психоанализ. Так, знаменитые Кижи были построены каким-то волшебным образом без единого гвоздя, так и это психологическое направление не имеет ни одного математического знака и точного определения. Дискуссии каждой из сторон продолжаются по сей день и они не устают приводить различные аргументы и факты, которые выступают прямыми доказательствами правоты, что на самом деле всё именно так и есть. Если рассматривать данный термин с точки зрения социологии, то обязательно стоит знать, что в отношении данного понятия «парадигма» в науке складывается весьма неоднозначная ситуация, которая была походе с той, описанной выше.

В социологии имеется ряд особых фундаментальных теорий, благодаря которым её можно смело рассматривать так же как и психологию, и в дальнейшем смело соотносить с мультипарадигмальной наукой, то есть относить её к научной дисциплине, которая имеет несколько парадигм. Оценивая её нынешнее состояние, социолог Осипов отметил ряд очень важных схем, которые базируются на основе популярных теорий Маркса, Вебера и Дюркгейма.

Характеристики

В зарубежной литературе можно отыскать ответ на вопрос, что же такое парадигма? На рассмотрение и суд общественности представлена социологическая литература со своими терминами. Разные авторы по-разному трактуют слово «парадигма». К примеру. Э.Гидденс рассматривает его исключительно в качестве парадигмальных научных теорий, которые были ранее выдвинуты Вебером, Марксом, Контом и Дюркгеймом. На ряду с этим можно смело рассматривать и продолжать вести активный диалог о том, что в социологии данный термин также рассматривается с точки зрения классического понятия и в точки зрения современного. Большинство зарубежных социологов говорят о том, что эпохи меняются и каждая из них имеет свои особенности и невозможно объяснить эти социальные процессы с помощью, так называемого теоретического построения суждений учёных прошлого века.

Можно смело говорить о том, что картина социальной действительности, которая была им создана составляет особое представление о социуме, и она выступает так называемой социологической парадигмой. Можно долго спорить и выдвигать ряд теорий, которые позволят разобраться в том, что же можно именовать парадигмой. Ясно лишь одно, что в разных науках значение этого слова будет видоизменяться по-разному и слово вряд ли когда-то выйдет из общего обихода. Учёные будут спорить и доказывать, но самое главное – останется слово, которое уже укрепилось не только в психологии, но и в социологии. Неизвестно, какие ещё теории будут выдвинуты современными учёными, но продолжают вестись активные дискуссии и выяснения, что же стоит вкладывать в это понятие, а что не стоит. Время стремительно летит, а «парадигма» остаётся в качестве основной характеристики и основополагающего термина.

Другие значения:

  • Парадигма в риторике - пример, взятый из истории или мифологии и приведенный с целью сравнения; парабола , басня .
  • Парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
  • Парадигма в политологии - совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений.

Также, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой:

  • К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: благотворная парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования .
  • Личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека. Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта, а также не является полной - никто не может знать все обо всем». Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не «знание всего», а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Парадигма (значения)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма (значения). Парадигма (от др. греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι «сравниваю») в философии науки означает совокупность явных и неявных (и часто не… … Википедия

    Научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… … Философская энциклопедия

    парадигма - (от греч. paradeigma пример, образец) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие… … Большая психологическая энциклопедия

    Парадигма, словоизменительная парадигма в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Слово παράδειγμα по гречески значит «пример, модель, образец»;… … Википедия

    ПАРАДИГМА - (от греч. paradeigma – пример, образец). 1. Система форм одного слова (морфологическая П.). 2. Совокупность лингвистических единиц, связанных парадигматическими отношениями, т. е. класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Парадигма - (Paradigm) Определение парадигмы, история возникновения парадигмы Информация об определении парадигмы, история возникновения парадигмы Содержание Содержание История возникновения Частные случаи (лингвистика) Управленческая парадигма Парадигма… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма. Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») словоизменительная парадигма в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные… … Википедия

    - (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность… … Википедия

    парадигма тематическая - Тематический ряд, объединяющий слова, имеющие в своем значении интегральную эксплицитную или имплицитную гиперсему. Может существовать большое количество тематических парадигм: 1) глаголы движения; 2) ментальные глаголы; 3) названия… … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

В большинстве книг и статей понятие «парадигма» имеет весьма туманное объяснение. Если говорить простым языком, то данный термин означает какую-то истину или аксиому, которая принимается за основу. На базе этой теории ведутся исследования ученых в определенной области знаний.

В более сложном понимании парадигма – это система средств, методов и суждений. Она устанавливает рамки, в пределах которых ведутся исследования, происходит понимание и дальнейшее изучение информации.

Появилась данная концепция благодаря приверженцу постпозитивизма – Томасу Куну. Он выделяет несколько этапов развития своей теории:

  • Допарадигмальный этап (проявление различных аномалий, которые трудно доказать).
  • Формирование какого-то знания (появление книг и учебников, которые последовательно, поэтапно раскрывают нюансы определенной теории).
  • Нормальная наука (поиск новых доказательств парадигмы, уточнение предыдущих знаний).
  • Экстраординарная наука (разочарование в старой парадигме и предъявление новых истин).

Разумеется, полный отказ от каких-то систем и суждений невозможен. Обычно образуются группы ученых: те, которые поддерживают традиционные, «старые» взгляды, и те, которые стремятся от них отказаться в пользу новых. Первая команда продолжает старые исследования, а вторая категория выдвигает что-то новое.

Основные группы в психологии

1. Естественнонаучная парадигма. Отражает все существующие знания о мире и человеке. С ее точки зрения люди являются объектами, которые подвергаются анализу и изучению.

Ученые разделяют эту парадигму на два блока. Первый включает старые теории о происхождении природы и давно имеющихся форм, а второй ориентируется на новый подход.

Естественнонаучный взгляд на мир требует не догадок и предположений, а неопровержимых доказательств. Здесь господствуют эмпирические факты, которые выявляют все нестыковки и предыдущие заблуждения.

Незаменимая экспериментальная форма проверяет определенные гипотезы и закономерности, которые характеризуют начальную истину.

2. Гуманитарная. В данном случае основой является духовный мир человека. Изучается его личное мировоззрение, ценности и жизненный смысл. Здесь неприменимы научные методы, которые требуют доказательств. Данная парадигма основывается на ощущениях и чувствах объекта.

Исследование предполагает анализ возможностей человека и его психики. Однако доказательства всегда будут оставаться довольно смутными, ведь человеческая душа не является чем-то материальным.

3. Практическая. Эта парадигма рассматривает не эмоциональные установки, а практику, основанную на них. Она изучает когнитивные способности, которые включают в себя мышление, ориентацию в пространстве, принятие решений и т.п.

Также исследуются личностные характеристики объекта, которые он формирует сам. Что индивид представляет о мире, о себе, об окружающих? Данные выводы имеют большое значение для ученых, анализирующих практическую парадигму.

Второстепенные виды

1. Психотехническая парадигма. Психотехника рассматривает роль психологических аспектов в культуре. Для этого проводятся эксперименты, которые выявляют зависимость мозга и конкретных движений или эмоций. К примеру, какая-то работа больше подходит определенному человеку и меньше утомляет его, и наоборот.

Также в сфере внимания данного подхода находятся последствия воздействия на человека рекламной информации. Исследуется влияние на людей различных публикаций и пропаганды определенных продуктов. Данная парадигма подразумевает выявление закономерностей и разработку и развитие техник, которые могут помочь в повседневной жизни и в трудовой деятельности.

2. Деятельная. Изучает соотношение чувств и мыслей, которые возникают по поводу каких-то действий, явлений. То есть человек опирается не только на практику в какой-то сфере, но и на свои ощущения, то есть на сферу психического.

Субъект не может быть полностью открытым и беззащитным, ведь в своих действиях он руководствуется не только чужими советами, но и своим опытом, и даже интуицией. Именно поэтому очень важна связь общества и человека, причем активная с обеих сторон. Это касается не только взрослых людей, но и детей, характеры и привычки которых еще только формируются.

3. Педагогическая. Комплекс определенных установок, методов и планов обучения, которые являются образцом в различных образовательных учреждениях. Педагогическая парадигма не основывается на индивидуальных особенностях человека, а предусматривает усвоение одинаковых знаний всеми обучаемыми.

В данном случае ученик становится полностью подвластен преподавателю, так как только тот может дать ему что-то новое. Такая схема вызывает негативные эмоции у воспитанника, ведь он чувствует себя подчиненным. К сожалению, сегодняшняя педагогическая парадигма уже устарела, поэтому поиск нового подхода невероятно актуален.

Сейчас рассматривается вопрос об ориентации образования на культуру личности. Будущая педагогическая парадигма планирует позиционировать учителя как друга, а не как что-то пугающее и строгое.

4. Эзотерическая. Считается самой древней из известных парадигм. Ее главная суть заключается в существовании неизменной истины, которую не каждый может познать.

К тому же большое значение имеет учитель, который не преподает, а дарит данное учение как откровение. Можно назвать данный подход религиозным, ведь не все верят в Бога и загробную жизнь. Эзотерика же близка со всеми подобными суждениями и установками к религии.

В этой парадигме не существует никаких оценок и эмоциональных заключений. Данные понятия применимы лишь к личности, а в этой системе координат ее не существует. Основной идеей является то, что все в мире едино и цельно.

5. Прагматическая. Это полная противоположность предыдущему подходу. Главная цель этой парадигмы заключается в поиске способов урегулирования задач, которые возникают во всех сферах жизни человека. В данном случае все знания и истины являются инструментами для решения проблем.

Это касается не только умения зарабатывать деньги, но и способности выживать в нашем мире. Долгое время значение данного подхода сводили к финансам, которые рассматривались как основа существования. Лишь в последние годы можно заметить, что большинство людей перестало игнорировать собственные желания, таланты и предпочтения, что резко поменяло классический прагматизм.

Перспективы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современной психологии существует множество теорий и предположений. Оценка ее перспектив зависит от огромного количества факторов. Они включают в себя личностные суждения разных типов людей, взаимосвязь разных парадигм, веру, пол, социальное положение в обществе и даже такие понятия, как искренность, зависть и правильная мотивация.

Парадигмы в психологии настолько противоречивы, что не все психологи верят в них. Большая часть ученых забывает о первоначальных целях, посвящая все больше времени духовным вещам. Однако такая конкретика в направленности позволяет открывать настоящие эмоции и таланты человека, а не только его навыки для пользы обществу.

Стоит сказать, что мир и технологии не стоят на месте, а значит, появляются и новые парадигмы. В любом случае специалистов в данной профессии огромное количество, поэтому развития и новых подходов не избежать. Автор: Елена Мелисса