Первым в процессе развития человека появляется мышление. Формирование мышления. Мышление и другие психические процессы

Отравляющий газ – это токсическое химическое вещество, которое вызывает интоксикацию организма и поражение внутренних органов и систем . Попадает через дыхательную систему, кожу, желудочно-кишечный тракт.

Список отравляющих газов в зависимости от их токсикологического воздействия:

  1. Нервно-паралитические – угарный газ, зарин.
  2. Кожно-нарывные – люизит, иприт.
  3. Удушающие – фосген, дифосген, хлор.
  4. Слезоточивые – бромбензилцианид, хлорацетофенон.
  5. Общего воздействия – синильная кислота, хлорциан.
  6. Раздражающие – адамсит, CR, CS.
  7. Психотомиметические – BZ, LSD-25.

Рассмотрим наиболее опасные газы, механизм их поражения, признаки отравления у человека.

Зарин

Зарин – ядовитое жидкое вещество, которое при температуре 20 °C быстро испаряется и оказывает нервно-паралитическое действие на организм человека . В состоянии газа он бесцветен и без запаха, наиболее опасен при вдыхании.

Симптомы проявляются сразу при попадании в дыхательные пути. Первые признаки отравления – затрудненное дыхание, сужение зрачка.

Клинические проявления:

  • раздражение слизистой носа, жидкие выделения;
  • слюнотечение, рвота;
  • сдавливание в груди;
  • одышка, посинение кожи;
  • спазм бронхов и усиленное образование в них слизи;
  • отек легких;
  • сильные спазмы и боли в животе.

При попадании в организм паров зарина высокой концентрации происходит сильное поражение головного мозга через 1-2 минуты . Человек не может контролировать физиологические функции организма – непроизвольные дефекация и мочеиспускание. Появляются конвульсии, судороги. Развивается кома с последующей остановкой сердца.

Иприт

Иприт – горчичный газ. Это химическое соединение кожно-нарывного действия. В жидком виде вещество имеет запах горчицы. В организм попадает двумя путями – воздушно-капельным и при контакте жидкости с кожей. Имеет свойство накапливаться. Признаки отравления ядом проявляются через 2-8 часов .

Симптомы интоксикации газом при вдыхании:

  • поражение слизистой глаз;
  • слезотечение, светобоязнь, ощущение песка в глазах;
  • сухость и жжение в носу, затем отек носоглотки с гнойным выделением;
  • ларингит, трахеит;
  • бронхит.

Если жидкость попадет в глаза, это вызовет слепоту. При тяжелой степени отравления ипритом развивается пневмония, смерть наступает на 3-4-й день от удушья.

Симптомы отравления газом при попадании на кожу – покраснение с последующим образованием пузырьков, содержащих серозную жидкость, кожные поражения, язвы, некрозы. Газ разрушает клеточные оболочки, нарушает углеводный обмен, частично разрушает ДНК и РНК .

Истории наших читателей

Владимир
61 год

Чищу сосуды стабильно каждый год. Начал этим заниматься когда мне стукнуло 30, т. к. давление было ни к черту. Врачи руками только разводили. Пришлось самому браться за свое здоровье. Разные способы испробовал, но один мне помогает особенно хорошо...
Подбронее >>>

Люизит

Люизит – сильнейшее ядовитое вещество, пары которого способны проникать через костюм химической защиты и противогаз. Представляет собой жидкость коричневого цвета, имеет резкий запах. Газ относится к кожно-нарывным отравляющим средствам. Действует на организм мгновенно и не имеет латентного периода .

Симптомы отравления газом при поражении кожных покровов развиваются в течение 5 минут:

  • боль и жжение в месте контакта;
  • воспалительные изменения;
  • болезненное покраснение;
  • образование пузырей, они быстро вскрываются;
  • появление эрозий, заживают несколько недель;
  • в тяжелых случаях при попадании больших концентраций люизита образуются глубокие язвы.

Симптомы при вдыхании газа:

  • поражение слизистой носоглотка, трахеи, бронхов;
  • жидкость из носа;
  • чихание, кашель;
  • головная боль;
  • тошнота, рвота;
  • потеря голоса;
  • чувство давления в груди, одышка.

Сильно чувствительна к ядовитому газу слизистая глаз . Она становится красной, отекают веки, усиливается слезотечение. Человек испытывает чувство жжения в глазах. При попадании жидкого люизита в ЖКТ у пострадавшего начинается обильное слюнотечение и рвота. Присоединяются резкие боли в брюшной полости. Поражаются внутренние органы, резко падает артериальное давление.

Сероводород

Сероводород – это бесцветный газ с резким запахом тухлых яиц. В больших концентрациях вещество очень токсично. Попадая в организм при вдыхании, развиваются симптомы общей интоксикации – головная боль, головокружение, слабость . Сероводород быстро всасывается в кровь и воздействует на центральную нервную систему.

Признаки отравления газом:

  • во рту металлический вкус;
  • паралич нерва, отвечающего за обоняние, поэтому пострадавший сразу же перестает ощущать любые запахи;
  • поражение дыхательных путей, отек легких;
  • сильные судороги;
  • кома.

Угарный газ

Угарный газ – бесцветное отравляющее вещество, легче воздуха. Попадая в организм через дыхательные пути, быстро всасывается в кровь и связывается с гемоглобином. Так блокируется транспортировка кислорода во все клетки, наступает кислородное голодание, останавливается клеточное дыхание .

Симптомы отравления угарным газом:

  • головокружение и головная боль;
  • учащенное дыхание и сердцебиение, одышка;
  • шум в ушах;
  • нарушение остроты зрения, мерцание в глазах;
  • покраснение кожи;
  • тошнота, рвота.

При тяжелом отравлении наблюдаются судороги. Нарастают симптомы, предшествующие коме – падение АД, резкая слабость, потеря сознания. При отсутствии медицинской помощи смерть наступает через 1 час .

Фосген

Фосген – бесцветный газ, отличается запахом прелого сена. Вещество опасно при вдыхании, первые признаки интоксикации проявляются через 4-8 часов . При высоких концентрациях смерть наступает через 3 секунды. Газ, попадая в легкие, разрушает их, вызывая моментальный отек.

Симптомы на разных стадиях отравления:

  1. Отек легких начинает развиваться в латентном периоде, когда пострадавший не подозревает об отравлении. Первые сигналы со стороны организма – сладкий, приторный привкус во рту, тошнота. Иногда бывает рвота. Человек чувствует першение в горле, зуд и жжение в носоглотке. Возникает кашлевой рефлекс, нарушаются дыхание и пульс.
  2. После скрытого периода состояние пострадавшего резко ухудшается. Появляется сильный кашель, человек начинает задыхаться. Синеют кожные покровы и губы.
  3. Стадия прогрессирующего ухудшения – сильное давление в грудной клетке, приводящее к удушью, частота дыхания увеличивается 70 в минуту (норма 18). В легких образуется много жидкости и слизи из-за разложения альвеол. Человек отхаркивает мокроту с кровью. Дыхание становится невозможным. 50% ОЦК (объем циркулирующей крови) переходит в легкие, и увеличивает их. Масса одного легкого может составлять 2,5 кг (норма 500-600 г).

В тяжелых случаях смерть через 10-15 минут . При отравлении газом средней тяжести летальный исход наступает через 2-3 суток. Выздоровление может произойти через 2-3 недели после отравления, но такое бывает редко из-за присоединения инфекции.

Синильная кислота

Синильная кислота бесцветная, легкая и подвижная жидкость с выраженным запахом. Она блокирует цепь продвижения кислорода по тканям, вызывая тканевую гипоксию. Газ влияет на нервную систему, нарушая иннервацию органов .

Симптомы отравления со стороны дыхания:

  • одышка;
  • в начале развития клинической картины частое дыхание;
  • при сильной интоксикации – угнетение дыхания и его остановка.

Признаки со стороны сердца:

  • замедление ударов сердца;
  • повышение АД;
  • спазм сосудов;
  • по мере нарастания симптомов – падение давления, учащение пульса, острая сердечно-сосудистая недостаточность, остановка сердца.

Отравляющие газы – это сильные быстродействующие вещества. Чтобы спасти человека, необходимы экстренные реанимационные мероприятия . При благоприятном исходе пострадавший нуждается в длительном реабилитационном лечении.

Современные ОВ условно делятся: по характеру поражающего дейст­вия на нервно - паралитические, общеядовитые удушающие, кожно-на­рывные, раздрожающие и психогенные; в зависимости от температуры кипения и лету­чести на стойкие и нестойкие.

Отравляющие вещества нервно - паралитического дейст­вия группа летальных ОВ, представляющая собой высокотоксичные фосфорсодер­жащие ОВ (зарин, зоман, Ви-Икс). Все фосфорсодержащие вещества хорошо растворяются в органиче­ских растворителях и жирах, легко проникают через неповрежден­ную кожу. Действуют в капельножидком и аэрозольном (пары, ту­ман) состоянии. Попадая в организм, фосфорсодержащие ОВ инги­бируют (угнетают) ферменты, регулирующие передачу нервных им­пульсов в системах ды­хательного центра, кровообращения, сердеч­ной деятельности и др.

От­равление разви­вается быстро. При малых токсических дозах (легкие поражения) происходит сужение зрачков глаз (миоз), слюнотечение, боли за грудиной, затрудненное дыхание. При тяже­лых поражениях сразу же наступает затрудненное дыхание, обильное потоотделение, спазмы в желудке, непроизвольное отделе­ние мочи, иногда рвота, появ­ление судорог и паралич дыхания.

Отравляющие вещества общеядовитого действия - группа быст­ро­действующих лету­чих ОВ (синильная кислота, хлорциан, окись угле­рода, мышьяковистый и фосфористый водород), поражающих кровь и нервную систему. Наиболее токсичные синильная ки­слота и хлорциан.

При тяжелом отравлении ОВ общеядовитого действия наблюдается ме­таллический прив­кус во рту, стеснение в груди, чувство сильного страха, тяжелая одышка, судороги, пара­лич дыхательного центра. Отравляющие вещества удушающего действия, при вдыхании ко­то­рых поражаются верхние дыхательные пути и легочные ткани. Основ­ные представители: фосген и дифос­ген. При вдыхании фосгена чувству­ется запах прелого сена и неприятный сладковатый привкус во рту, ощущается жжение в горле, кашель, стеснение в груди.

По выходе из за­раженной атмосферы эти признаки пропадают. Через 46 ч состояние пораженного резко ухудшается. Появляется кашель с обильным выде­лением пенистой жидкости, дыхание становится за­труднительным.

Отравляющие вещества кожно-нарывного действия иприт и азо­ти­стый иприт. Ип­рит легко проникает через кожу и слизистые обо­лочки; попадая в кровь и лимфу, разно­сится по всему организму, вызывая об­щее отравление человека или животного. При попа­дании капель иприта на кожные покровы признаки поражения обнаружи­ваются через 48 ч. В легких случаях появляется покраснение кожи с последующим развитием отека и ощущением зуда. При более тяже­лых поражениях кожи образу­ются пузыри, которые че­рез 23 дня ло­паются и образуют язвы. При от­сутствии инфекции пораженный участок за­живает через 10 20 суток.

Возможно поражение кожных покровов парами иприта, но бо­лее слабое, чем каплями. Пары иприта вызывают поражение глаз и органов дыхания. При по­ра­жении глаз отмеча­ется ощущение засоренности глаз, зуд, воспале­ние конъюнктивы, омертвение роговой оболочки, образование язв. Через 46 ч после вдыхания паров иприта ощущается сухость и пер­шение в горле, резкий болезненный кашель, затем появляются охри­плость и потеря голоса, воспаление бронхов и легких.

Отравляющие вещества раздражающего действия - группа ОВ, воз­действующих на слизистые оболочки глаз (лакриматоры, пример хлор­ацетофенон) и верхние дыхательные пути (стерниты, например адам­сит). Наибольшей эффективностью обладают ОВ комби­ниро­ванного раздражающего действия типа Си-Эс и Си-Эр.

Отравляющие вещества психогенного действия - группа ОВ, вы­зы­вающих временные психозы за счет нарушения химической регу­ляции в центральной нервной системе. Пред­ставителями таких яв­ляются веще­ства типа «ЛСД» (этиламид лезергиновой кислоты), Би-Зет. Это бес­цветные кристаллические вещества, плохо растворимы воде, применя­ются в аэрозольном стоянии. При попадании в орга­низм они способны вызвать расстройство движений, нарушения зре­ния и слуха, галлюцина­ции, психические расстройства или пол­но­стью изменить нормальную картину поведения человека; (стояние психоза, аналогич­ное наблюдае­мым у больных шизофренией).

Стойкие ОВ - группа высококипящих ОВ, сохраняющих свое по­ра­жающее действие от нескольких часов до нескольких дней и даже не­дель после применения. Стойкие отрав­ляющие вещества (СОВ) мед­ленно испаряются, устойчивы к действию воздуха и влаги. Ос­новные представители Ви-Икс (Ви-газы), зоман, иприт.

Нестойкие ОВ - группа низкокипящих ОВ, заражающих воздух на от­носительно непро­должительный период (от нескольких минут до 12 ч). Типичные представители НОВ фос­ген, синильная кислота, хлорциан.

Отравляющие вещества - химические соединения, которые при попадании на кожу, слизистые оболочки, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт вызывают отравления различной степени тяжести. Отравляющие вещества могут попасть в организм при вдыхании зараженного воздуха, при употреблении зараженной пищи и воды, при контакте с кожей.

В зависимости от эффекта, который они производят, вещества делятся на:

Отравляющие вещества нервно-паралитического действия; . отравляющие вещества кожно-нарывного действия; . отравляющие вещества общеядовитого действия; . отравляющие вещества удушающего действия; . отравляющие вещества, раздражающего действия; . отравляющие вещества психотомиметического действия.

В зависимости от степени тяжести отравляющие вещества подразделяют на оказывающие легкое, среднее, тяжелое и смертельное отравления.

К отравляющим веществам нервно-паралитического действия относятся зарин, зоман, табун. Все они являются производными кислот фосфора. Вещества могут попасть в организм различными путями, хорошо растворяются в жирах и органических кислотах. Попав в организм, вызывают глубокие нарушения работы многих систем и органов. Эти вещества являются химическим оружием, в быту не встречаются.

К отравляющим веществам кожно-нарывного действия относятся сернистый иприт, азотистый иприт, люизит. Отравляющие вещества кожно-нарывного действия вызывают местные воспалительно-некротические реакции кожи (клетки кожных покровов отмирают) и слизистых оболочек. Различные виды ипритов используются при промышленном производстве платины и некоторых цветных металлов, в быту не встречаются.

Удушающие вещества (фосген, дифосген) вызывают поражение органов дыхания. Эти вещества могут попасть в организм только при вдыхании зараженного воздуха. Человек чувствует стеснение в груди, появляется кашель, тошнота, учащается дыхание, затем развивается отек легких. Фосген используется при органических синтезах, для получения красителей, полиуретанов, производной мочевины, для разложения минералов, содержащих платину, в алюминиевой промышленности. В быту эти вещества не встречаются.

Веществами общеядовитого действия являются синильная кислота, хлорциан, бромциан. Общеядовитые вещества вызывают общее отравление организма, поражают жизненно важные системы и органы. Наибольший вред они причиняют тем органам, через которые попали в организм (желудочно-кишечному тракту, органам дыхания). При попадании веществ общеядовитого действия в организм человек теряет сознание, дыхание и пульс учащаются, появляются судороги.

Синильная кислота в небольшом количестве содержится в ядрах косточек персика, абрикоса, вишни, сливы, горького миндаля, а также в табачном дыме, коксовом газе, в малых дозах используется в медицине как сильное успокаивающее средство, во время первой мировой войны применялась как химическое оружие. Синильная кислота в соединении с другими химическими веществами образует цианистый калий, цианистый натрий, цианистую ртуть, хлорциан и бромциан, которые являются сильными ядами. В быту не встречаются.

Раздражающие химические вещества действуют на нервные окончания слизистых оболочек глаз и дыхательных путей. К ним относятся хлорацетофенон, адамсит, CS и CR. В организм они попадают при вдыхании зараженного воздуха или дыма. Хлорацетофенон, CS и CR содержатся в дымовых шашках и гранатах, которые используют военные и представители органов правопорядка, а также в газовых баллончиках, которыми пользуются гражданские лица в целях самообороны. Адамсит - химическое оружие.

Психотомиметическими отравляющими веществами являются диэтиламид лизергиновой кислоты (ДЛК, LSD-25), амфетамин, экстази, BZ (би - зет). Химические соединения, входящие в группу психотомиметических отравляющих веществ даже в очень маленьких дозах воздействуют на центральную нервную систему. Зараженный человек теряет координацию движений, перестает ориентироваться во времени и пространстве, у него наблюдаются умственные расстройства. Почти все психотомиметические отравляющие вещества являются наркотиками, за их употребление и хранение предусмотрена уголовная ответственность. В быту не встречаются.

Кожные покровы и пищеварительный тракт. Боевые свойства (боевая эффективность) ОВ определяются их токсичностью (обусловленной способностью ингибировать ферменты или взаимодействовать с рецепторами), физико-химическими свойствами (летучесть, растворимость, устойчивость к гидролизу и т. д.), способностью проникать через биобарьеры теплокровных и преодолевать средства защиты.

Боевые отравляющие вещества являются основным поражающим элементом химического оружия .

Классификация

Защита от ОВ

В комплекс мероприятий по защите от ОВ входят их индикация или обнаружение, дегазация, дезинфекция, а также использование средств индивидуальной защиты (противогазы , изолирующие дыхательные аппараты , плащи, костюмы из прорезиненной ткани, совместно с средствами защиты кожи фильтрующего типа антидоты , защитные кремы противохимические препараты) и коллективной химической защиты.

Историческая справка

Первое боевое применение ОВ состоялось в ходе Первой мировой войны . Первыми их в августе 1914 года применили французы: это были 26-мм гранаты, наполненные слезоточивым газом (этилбромацетат). Но запасы этилбромацетата у союзников быстро подошли к концу, и французская администрация заменила его другим агентом - хлорацетоном . В октябре 1914 года немецкие войска открыли огонь снарядами, частично наполненными химическим раздражителем, против британцев в Битве при Нев-Шапель , однако достигнутая концентрация газа была едва заметна. В феврале 1915 года французские войска стали использовать винтовочные гранаты с хлором. Однако данный способ боевого применения отравляющих газов был весьма неэффективен и не создавал значительной их концентрации на позициях противника. Гораздо более удачным был опыт кайзеровских войск в боях в районе города Ипр 22 апреля : 4-я германская армия нанесла контрудар на Ипрский выступ, упредив готовившееся наступление англо-французских войск, и заняла большую часть выступа. В первый день боев германские войска применили распыление хлора из установленных на своих передовых позициях баллонов, когда ветер подул в направлении на англо-французские окопы, и нанесли противнику тяжёлые потери в живой силе, добившись эффекта массового поражения, благодаря чему этот случай боевого применение ОВ стал широко известен. (Собственно это первый опыт достаточно эффективного боевого применения ОВ.)

В июне 1916 г. химическое оружие широко применялось и русскими войсками в ходе Брусиловского прорыва . 76-мм снаряды с зарядами ОВ удушающего (хлорпикрин) и общеядовитого (фосген , венсинит) действия показали свою высокую эффективность при подавлении артиллерийских батарей противника (а данном случае австро-венгров) .

Первым международным правовым актом, запрещающим военное применение ОВ, стал Женевский протокол 1925 года .

Историческая справка взята из Deyne V. de, Ypres…, Liége, 1925.

Под впечатлением от боевого применения ОВ в Первой мировой войне многие государства начали лихорадочную подготовку к массовому применению ОВ в будущих войнах. Подготовка включала как оснащение войск средствами противохимической защиты, так и меры по защите гражданского населения. В 1920-х годах в ряде стран проводились регулярные учения гражданского населения по действиям в условиях химической атаки. К началу 2-й мировой войны большинство передовых государств подошло с развитой системой химической защиты. Например, в СССР была создана полувоенная организация ОСОАВИАХИМ .

Тем не менее, за всю историю войн и локальных конфликтов после Первой Мировой войны применение боевых ОВ носило эпизодический характер и притом не массовый. Главной причиной этого явилась относительно низкая эффективность боевого применения ОВ как средства массового поражения. Эффективность применения ОВ в Первой мировой войне была во многом преувеличена психологическим шоком от их применения как нового, ранее неизвестного оружия. Сильно сказалось и первоначальное отсутствие средств защиты от ОВ. В 1920-е годы расчёты военных показали [ ] , что эффект от боевого применения боеприпасов с ОВ намного ниже эффекта от применения обычных боеприпасов (принималось в расчёт количество солдат противника, выводимых из строя, например, после часового обстрела позиций химическими снарядами и фугасными). Также эффект ОВ во многом зависит от таких факторов, как погода (направление и сила ветра, влажность и температура воздуха, атмосферное давление и так далее). Это делает эффект боевого применения ОВ почти непредсказуемым. Хранение боеприпасов с ОВ технически намного сложнее хранения обычных боеприпасов. Утилизация повреждённых химических боеприпасов в полевых условиях невозможна. Все эти факторы, плюс ставшая нормой массовая распространённость эффективных средства защиты, сделали военное применение ОВ затруднительным и, за редким исключением, бессмысленным.

Но само наличие на вооружении химического оружия является мощным психологическим фактором воздействия на противника и сдерживания его от применения своего химического оружия, заставляя армии проводить масштабные мероприятия по противохимической защите. Эффективность воздействия, при всей его непредсказуемости, на неподготовленного противника (и тем более неподготовленное гражданское население) остаётся высокой. Причём психологический эффект превышает собственно боевой.

Помимо невысокой боевой эффективности, основным фактором сдерживания является резко негативное отношение общества к самому факту боевого применению любого ОМП, в том числе и химического.

Обозначение

Вещество Шифр армии США Шифр советской армии Шифр Эджвудского арсенала
Иприт H (неочищенный)
HD (дистиллированный)
VV (загущенный)
Р-5 (иприт Зайкова)
ВР-16 (загущенный)
EA 1033
Фосген CG Р-10
Люизит L Р-43 ЕА 1034
Адамсит DM Р-15 ЕА 1277
Зарин GB Р-35 ЕА 1208
ЕА 5823 (бинарный)
Зоман GD Р-55 ЕА 1210
Табун GA Р-18 ЕА 1205
Хинуклидил-3-бензилат BZ Р-78 ЕА 2277

Стадии развития мышления характеризуют последовательность становления индивидуальной умственной деятельности (Немов, 1990). Различают четыре стадии развития мышления. Провести чёткие границы между ними достаточно трудно. В схематическом изложении они представляются следующим образом.

1.Наглядно-действенное мышление или сенсомоторное мышление - мышление в виде сложных координированных движений (сидение, стояние, ходьба, произношение звуков речи и др.), а также посредством неких простейших действий с предметами, оказавшимися в поле зрения. Такие движения и действия осуществляются в рамках исследовательской активности, с их помощью изучаются собственное тело и внешняя среда. Ребёнок может, например, дотянуться до предмета, потрогать его, схватить, зажать в руке, оттолкнуть или отбросить от себя, потрясти его, поднести ко рту и т. д. Это, по Л.С.Выготскому, доречевое мышление, поскольку оно осуществляется до включения речи в мышление у детей в возрасте до 2–2,5 лет.

Аналогичным, как считают, является мышление у высших приматов. Сам термин «мышление» кажется здесь несколько неудачным, поскольку собственно мыслей у ребёнка ещё нет. В сенсомоторных актах можно усмотреть, правда, прототипы некоторых будущих мысленных операций. Если, например, ребёнок ломает игрушку, это может быть прообраз анализа; когда он тащит разные предметы в рот, а некоторые потом выплёвывает или предпочитает одни игрушки другим, - обобщения, абстрагирования. Согласно Bruner (1956), ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через чувства и особенно через двигательную активность, направленную на внешний мир. Развитие сенсомоторного мышления не останавливается, однако, в детском возрасте, оно продолжается и далее.

Благодаря сенсомоторному мышлению развивается способность координировать разные двигательные акты и формировать сложные двигательные навыки. Такие, к примеру, как приседание, бег, прыжки, лазание, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках и лыжах, бросание и ловля предметов и т. д. Высот своего развития сенсомоторное мышление достигает у выдающихся спортсменов и эквилибристов.

Наряду с сенсомоторным на ранней стадии развития мышления формируются и первые операции предметного мышления, то есть способность адекватно манипулировать предметами. Ребёнок научается, в частности, самостоятельно есть с помощью ложки, пить из кружки, он может щёлкать выключателем, брать в руки и класть обратно книжку, катать игрушечный автомобиль, чиркать о коробок спичкой, держать карандаш, он может пробовать достать палкой закатившуюся под диван игрушку или веником мести пол и др.

Наглядно-действенное мышление, свойственное ребёнку, при определённых обстоятельствах активируется и у взрослого человека, даже если у него развито словесно-логическое мышление. Например, когда он изучает совершенно незнакомый ему предмет. Он трогает его, поглаживает, поворачивает в разные стороны, пытается разделить на части и т. п. В историческом плане это мышление человека, пассивно приспосабливающегося к определённым условиям существования. Например, он живёт в пещере, так как строить жилище ещё не научился, или питается тем, что найдёт, поскольку не умеет делать орудия труда. Существует, вероятно, возможность регрессии мышления на сенсомоторный уровень, нечто подобное наблюдается, по-видимому, у пациентов с кататонией и мутизмом (торможением внешней и внутренней речи), при истерической астазии - абазии. Остановка развития умственной активности на сенсомоторной стадии равносильна идиотии.

2.Наглядно-образное мышление , конкретное мышление, предметное, ручное мышление (по И.П.Павлову), или, согласно Ж.Пиаже, предоперационная стадия мышления, - мышление посредством операций с наглядными образами или, точнее, в виде целесообразных действий с различными предметами. Этот вид мышления формируется у детей в возрасте от 2–2,5 до 4–5,5 лет и представляет собой, как полагают, первый этап интериоризации действий. Иными словами, действия с предметами основаны на определённых когнитивных схемах, ребёнок как бы знает назначение предметов и что с их помощью он может делать. Это уже речевое или символическое мышление, так как наглядные образы и действия с предметами имеют названия, а это начало понятия, мысли. Тем не менее ребёнок не отделяет ещё мысль об объекте и сам этот объект, для него они слиты воедино.

Ребёнок думает на этой стадии преимущественно вслух, его внутренняя речь в достаточной степени не развита. Отчётливо выражена познавательная потребность, ребёнок, в отличие от взрослого, хочет знать всё. На этой стадии развития мышления становится очевидно, что ребёнок определённо способен совершать умственные действия с предметами, которые он воспринимает, например операцию сравнения. Если ребёнка просто спросить: «Петя выше Васи, но ниже Коли. Кто из них самый высокий?», то с таким заданием самостоятельно он не справится. Но если он видит этих мальчиков хотя бы на картинке, то решает такую задачу без особого труда. Ребёнок способен обобщать, то есть составлять группы из предметов или их изображений, руководствуясь при этом их внешними признаками, такими как цвет, величина. Он может справиться с заданием на исключение лишнего, иначе говоря, на абстрагирование, но и здесь он пока что предпочитает опираться на свой сенсорный опыт и т. д.

Возникают первые суждения о наглядных свойствах предметов, но говорить о собственно логике пока, видимо, нет оснований, свои суждения ребёнок связывает по правилам смежности и подобия. Основными принципами предметного мышления являются эгоцентризм, синкретизм и очевидность, так как умственные процессы тесно привязаны к восприятию. Ребёнок, видимо, уже осознаёт, что он умеет думать, он понимает также, что думают и другие люди, но считает при этом, что окружающие думают, как и он сам, видеть и оценивать себя со стороны он пока не может.

Наблюдения показывают, однако, что с ребёнком 3–4 лет можно потолковать не только о том, что он воспринимает в данный момент. Это значит, что он способен продуцировать не одни только наглядные, но и мысленные образы, каких у него к этому возрасту становится множество, а стало быть, и фантазировать, хотя произвольно контролировать течение своих представлений он ещё не научился. Мысленные образы возникают при этом как по ассоциации друг с другом, так и по ассоциации с наглядными образами. Увидев, например, лошадь, ребёнок вспоминает что-то другое, что ранее сочеталось с восприятием лошади, либо вспоминает о ней, наблюдая что-то связанное с нею. Его мысленные образы возникают как бы спонтанно, они сами собой всплывают из памяти в его сознании. Яркость представлений нередко достигает при этом степени эйдетизма.

Представления обладают столь отчётливыми свойствами наглядности, объективности, что дети не всегда различают свои фантазии с реальностью. Другими словами, именно на данной стадии развития мышления оно может быть и аутистическим. Именно в этом возрасте возникают интерес к сказкам, первые сновидения, фантазии, а у пациентов - и . При этом преобладают фантазии в виде необычных форм игровой деятельности.

Наглядно-образное мышление достаточно часто актуализируется и у взрослых людей, особенно если они оказываются в совершенно незнакомой им ситуации. Им не остаётся порой ничего иного, как сравнивать между собой текущие впечатления и пытаться понять, что они означают. Поскольку этот вид мышления продолжает развиваться и после окончания детства, он нередко принимает зрелую форму, определяемую термином практическое мышление. Некоторые профессии тесно связаны именно с таким мышлением - это профессии, когда индивиду приходится в основном «думать руками». Встречаются люди с поистине «золотыми руками», умеющие делать едва ли не всё, и при этом они отнюдь не склонны к общим размышлениям.

Благодаря ручному мышлению индивид приобретает возможность контролировать ту или иную конкретную ситуацию, представленную определённой конфигурацией объектов. Он в состоянии, к примеру, починить машину, провести ремонт дома, развести сад и мн. др. Считается, что оно свойственно также представителям операторных профессий - руководителям, менеджерам, которым приходится принимать решения в ходе непосредственного наблюдения за чем-либо в ситуации «здесь и теперь». В историческом плане ручное мышление - это дологическое мышление кроманьонца. Человек уже не пассивно приспосабливается к какой-то ситуации, как это делали его предшественники, в какой-то степени он становится способным изменять её в своих интересах.

Например, он не сидит у реки, чтобы голыми руками поймать рыбу, он уже делает рыболовные снасти. Он мастерит другие несложные орудия труда, простые виды оружия, из подручного материала строит себе жилище. Великие открытия первобытного человека подняты им как бы с земли, буквально из-под его ног, так как сделаны им как бы в подражание природным процессам. Конечно, совершенно не располагая фантазией, человек не смог бы их совершить, однако в своём мышлении он в значительной степени остаётся скованным наглядными впечатлениями. Следует, вероятно, предполагать возможность задержки развития на данной стадии мышления, что может быть равносильно имбецильности, а также его регрессии на этот уровень под влиянием болезни, что наблюдается при кататонии и .

3.Образное мышление , или, по Ж.Пиаже, стадия конкретных операций, - мышление посредством операций с мысленными образами или, что примерно одно и то же, с конкретными и собирательными понятиями, общие и особенно отвлечённые понятия представлены в нём в расплывчатом виде. Тем не менее это мышление неразрывно связано с речью, в этом смысле оно является словесно-образным. Данный вид мышления доминирует у детей от 4–5 до 8–11 лет. Выражение «доминирует», заметим попутно, не передаёт всего значения того, что на самом деле происходит. Оно означает только то, что перед ребёнком существенно расширяются познавательные горизонты, его ум решительно вторгается в те области действительности, которые до этого были ему недоступны. Обобщающие и в особенности абстрактные понятия в умственной деятельности представлены на этой стадии развития недостаточно, вернее, они слишком расплывчаты, границы их подвижны и неопределённы. Все операции мышления с доступными понятиями выполняются, впрочем, достаточно успешно.

Не скованное наглядными образами мышление позволяет разделять разные признаки предметов и оперировать такими признаками вне зависимости их друг от друга. Так, ребёнок способен понять, что форма и количество вещества не связаны одно с другим, а масса объекта не зависит от материала, из которого он состоит. Например, дети могут справиться с заданием: «Что тяжелее, 2 кг пуха или 2 кг свинца?» У детей 8–11 лет возникают представления о времени, пространстве и скорости, о том, что эти явления могут быть измерены с помощью эталона, а предметы - располагаться в зависимости от того, каковы их пространственные и временные характеристики. Появляется потребность самостоятельно читать, смотреть и слушать познавательные теле- и радиопередачи, обсуждать с другими людьми различные проблемы, включая собственные. Отрыв мышления от наглядности делает возможным развитие чувства юмора: смешным кажется всё то неожиданное, что связано со свободным комбинированием представлений отдельных признаков объектов и ситуаций.

Тем не менее ребёнок предпочитает устанавливать преимущественно ситуационные связи между объектами и явлениями, ещё только догадываясь о причинно-следственных отношениях и жёстких требованиях логики. Кроме того, он не всегда точно может определить грань, разделяющую реальное и воображаемое, желаемое и действительное. Другими словами, это мышление в значительной степени является эмоциональным, поскольку оно находится в сильной зависимости от аффектов и установок индивида. Стоит заметить, что понятия «эмоциональное мышление» и «аутистическое мышление» не тождественны один другому. Эмоциональное мышление, в отличие от аутистического, не выходит за пределы реально возможного. Ребёнок, кроме того, уже способен чётко различать наглядные и мысленные образы, он может также отличить некоторые свои мечты, фантазии от представлений действительности. Эмоциональное образное мышление является в этом смысле как бы мягкой формой аутистического мышления.

В реальной умственной практике ребёнок прочно опирается на предыдущие структуры мышления и является в этом смысле прирождённым реалистом. Но в своём воображении он может иногда покидать пределы действительности и порой с трудом возвращаться обратно в реальность. Когда дошкольник видит, например, собаку, он ни секунды не сомневается в том, что она существует и в её образе ни при каких обстоятельствах не может быть представлено какое-то другое живое существо. Но, слушая сказку, он на время может вполне в это поверить, так как мысленные образы при определённых обстоятельствах может как бы отождествлять с наглядными, по ощущению реальности некоторые из них всё ещё могут быть для него идентичными восприятию. Иными словами, возникающие у больных патологические фантазии приобретают визуализированный, а по мере приближения к отрочеству - и вербальный характер, при этом в своих фантазиях пациенты могут вполне вживаться в воображаемые ими роли.

Образное мышление весьма часто может быть обнаружено у взрослых людей, у большинства из них, вероятно, именно оно и является преобладающим. Благодаря ему взрослые индивиды оказываются способными решать множество проблем. Например, могут составить более или менее ясное представление о разных объектах и явлениях, которых не наблюдали воочию. Они способны неплохо ориентироваться в явлениях и ситуациях, о которых непосредственный чувственный опыт мало что говорит. В частности, о том, что такое выборы, партии, культура, традиции, экономика, наука и мн. др.; другими словами, люди располагают уже вполне определёнными и достаточно отвлечёнными понятиями о разных вещах. Они могут сравнивать воспоминания о прошлом, делать из этого какие то выводы, накапливать осмысленный опыт. В состоянии вспоминать, к примеру, собственные переживания, мысли, чувства, желания, подвергать их анализу, сопоставлению и др. Тем самым они впервые получают широкие возможности самопознания.

Образное мышление часто выручает в ситуациях необходимости вносить серьёзные изменения в свою жизнь. Посредством воображения создавать, например, новые модели поведения с тем, чтобы выйти из затруднительного положения. В сложных ситуациях, где можно разобраться лишь с помощью словесно-логического мышления, образное мышление оказывается недостаточно эффективным и нередко, увы, оказывает плохую услугу. Например, некий социальный строй в пылу эмоций объявляется преступным, а естественные закономерности общества объясняются прихотями отдельных людей. Тут хорошо видно, как юридические понятия подменяют социологическими, а научные - бытовыми. Тем не менее образное мышление как бы готовит индивида к восприятию отвлечённых понятий и теорий, оно играет тем самым весьма существенную роль в формировании абстрактного мышления.

В историческом плане образное мышление дало человеку возможность приручать животных, развивать сельское хозяйство и промышленное производство, строить дома, писать книги и музыку, создать письменность и изобразительное искусство и в итоге создать совершенно новую, отличную от природной среду обитания. По-видимому, образное мышление стало основной опорой человеку сравнительно недавно. Так, он научился приручать животных всего 7–9 тыс. лет тому назад. Сербские археологи установили, например, что первый дом был построен 6 тыс. лет до н. э., а по другим сведениям, письменность и счёт были изобретены в 5–7-м тысячелетии до н. э.

Вершиной развития образного мышления является художественное мышление. Какие-либо ценности бытия человек искусства представляет в том или ином свете не в виде математических формул или научных теорий, а в виде эмоционально насыщенных образов, аллегорий, метафор. Художник не воплощает в образы готовую идею, он мыслит образами, само же понимание этой идеи приходит к нему позднее. В своём мышлении художник руководствуется силой творческого воображения, он, по словам Л.С.Выготского, следует «логике художественного образа», причём принимает такую логику за нечто реальное, существующее в действительности.

Л.С.Выготский приводит в пример А.С.Пушкина, который во время написания поэмы «Евгений Онегин» однажды сказал своему приятелю: «Представь, какую штуку, удрала со мной Татьяна, она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от неё». Именно следуя художественной логике, писатель или художник может совершить открытие, по своей прозорливости превосходящее порой научное. По общему признанию, описания внутреннего мира своих героев Ф.М.Достоевским по глубине и реалистичности намного превосходят всё то, на что оказались способными самые известные психологи и спустя десятилетия после него. Р.Декарту принадлежат такие слова: «Многим может показаться удивительным, что великие мысли чаще встречаются в произведениях поэтов, чем в трудах философов… зародыши знания… философы культивируют… с помощью разума, поэты же разжигают… посредством воображения». Осознанную попытку объединить научное и художественное мышления впервые предпринял выдающийся логик и философ современности А.А.Зиновьев, создав в итоге серию глубоких социологических романов о природе западного и коммунистического обществ.

4.Концептуальное мышление (словесно-логическое, абстрактное, теоретическое, понятийное, отвлечённое), по Ж.Пиаже, стадия формальных операций - мышление посредством логических операций с идеями и понятиями разного типа, включая общие и отвлечённые. Формируется в возрасте от 11–12 до 14–15 лет. Мыслительные операции могут на этой стадии совершаться без какой-либо конкретной опоры и с минимальным участием субъективных факторов. В логическом плане приоритет отдаётся причинно-следственным отношениям. Этот вид мышления продолжает развиваться далее на протяжении всей жизни индивида. Отвлечённое мышление не гарантирует безошибочности его результатов. Более того, вероятность ошибок ещё более возрастает в силу возможного отрыва от почвы реальности. Благодаря концептуальному мышлению человек создал науку и получил возможность целенаправленно, осознанно влиять на природную и социальную действительность. Кроме того, он сумел существенно преобразовать и предшествующие виды мышления.

По ходу развития мышления на каждой предыдущей стадии формируются основы следующей. Эти стадии не сменяются так, будто во вторник мышление было образным, а наутро в среду оно превратилось в понятийное. Указанные виды мышления, кроме того, не вытесняют друг друга, они существуют как бы бок о бок, включаясь попеременно в зависимости от характера стоящих умственных задач. Другими словами, если индивид в данной ситуации предпочитает использовать ручное или практическое мышление, это не означает, что у него не сформированы более зрелые когнитивные структуры. Следует заметить, что указанные виды мышления обладают известной самостоятельностью, независимостью друг от друга. Например, теоретическое мышление индивида может быть развито в значительно большей степени, нежели образное или практическое. Встречаются выдающиеся учёные, которые в быту кажутся совершенно беспомощными, не умеющими, к примеру, починить кран или пользоваться сотовым телефоном. Вместе с тем мышление каждой предшествующей стадии с появлением более зрелой последующей преображается и совершенствуется.