Как живется узбекам в Казахстане? Вместе тесно, а врозь - скучно

Welcome to the Uzbek-Kazakh dictionary. Please write word or phrase you want to check in the text box on the left.

Glosbe is home for thousands of dictionaries. We provide not only dictionary Uzbek-Kazakh, but dictionaries for every existing pairs of languages - online and free. Go to our home page to choose from available languages.

Translation Memory

Glosbe dictionaries are unique. On Glosbe you can check not only translations into language Uzbek or Kazakh: we also provide examples of usage, by showing dozens of examples of translated sentences containing translated phrase. This is called "translation memory" and is very useful for translators. One can see not only translation of the word, but also how it behaves in the sentence. Our Translation Memory come mostly from parallel corpuses that were made by humans. Such translated sentences are very useful addition to dictionaries.

Statistics

Currently we have 8,604 phrases translated. Currently we have 20,299 sentences translated

Collaboration

Help us in creating the largest Uzbek-Kazakh dictionary online. Simply log in and add new translation. Glosbe is a collaborative project and every one can add (and remove) translations. It makes our dictionary Uzbek Kazakh real, as it is created by native speakers people, that uses language for every day. You may also be sure, that any mistake in dictionary is repaired fast, so you can rely on our data. If you find any mistake or you are able add new data: please do it. Thousands of people will be grateful for doing so.

You should know, that Glosbe does not store word but rather the idea of what the word means. Thanks to this, by adding one new translation, dozens of new translations are created! Help us develope Glosbe dictionaries and see how yours knowledge helps people around the globe.

3811 0

На сегодняшний день узбекская диаспора относится к одному из 7-ми крупных этносов, проживающих в нашей Республике.

С давних времен и до образования Казахского ханства казахи и узбеки, находясь в составе тюркоязычных народов, имели одну судьбу, одну историю. В средние века единый тюркский народ, населявший Среднюю Азию, стал делиться на различные улусы, а в конце концов и вовсе образовались отдельные государства.

Казахи и узбеки, имеющие одинаковый менталитет, религию, язык, во второй половине XV века окончательно отделились друг от друга и основали собственные государства.

История показывает, что имя Узбек-хана (1312–1342) – одного из правителей Золотой Орды, было причиной появления слова «узбек». Есть сведения, что «Когда распалась Золотая Орда, то из-за того что кочевые племена в составе левого крыла улуса Джучи в свое время были улусом Узбек-хана, они называли себя «өзбекпіз» («мы узбеки»).

А в 1428 году на этой необъятной территории появился улус Абылхайыр хана, который вошел в историю как «Государство кочевых узбеков». Позже, в конце правления Абылхаир хана (1469 г.) из государства кочевых узбеков отделились узбекский, казахский, ногайский улусы, которые превратились либо в отдельные государства, либо в отдельные национальности».

Но, несмотря на это разделение, узбеки и казахи продолжали тесно общаться, вели совместную кочевку. На это повлияли и различные исторические периоды, политические события.

Опираясь на сведения известного социолога М.Ертаева, можно отметить, что на сегодня в Узбекистане проживает 1,5 миллиона казахов, а в Казахстане по официальным источникам – 375 тысячи узбеков. Есть предположение, что в будущем число узбеков, проживающих в Казахстане, может достигнуть 2–2,5 миллионов.

Марат Шибутов, Председатель «Ассоциации приграничного сотрудничества», политолог в одном из своих интервью, говоря о результатах проведенной в 2009 году переписи населения, отметил: «Численность официально зарегистрированных в Казахстане узбеков составляет около 500 тысяч человек. Вместе с тем, здесь находится и около 500 тысяч незарегистрированных узбеков. Если мы учтем, что горизонт единого экономического пространства расширяется, то они имеют полноценную возможность уже завтра стать гражданами Казахстана. Если данная тенденция будет продолжаться, то численность узбеков может превысить численность русских. Подытоживая, нужно отметить, что узбекский этнос, численность которого составляет 2–2,5 миллионов человек, к 2020 году может выйти на второе место после казахов», - сказал политолог в одном из своих интервью.

На этой неделе появилась информация о том, что в Юкарычирчикском районе Ташкентской области снесли поселок Китай тепа, который считается местом массового проживания лиц казахской национальности.

В городской администрации Ташкента объясняют снос домов плановыми мероприятиями. С учетом генерального плана расширения автомобильных дорог; жильцам будут выделяться денежная компенсация и альтернативное жилье.Однако, как рассказали на условиях анонимности некоторые очевидцы сноса домов, предлагаемое жителям альтернативное жилье их не устраивает, а компенсации слишком малы и не могут покрыть стоимости снесенных домов. К тому же, появилась информация, что территорию снесенного поселка заселяют жителями титульной нации из Андижана, Маргилана и других населенных пунктов. Эта история в очередной раз дает повод задаться вопросом: как сегодня живут казахи в , стране, где сегодня проживает самая многочисленная и вторая по численности казахская диаспора в мире.

Узбекский политолог Баходир Сафоев отмечает, что в Узбекистане осталось значительное число этнических казахов, которые живут в тех же сложных условиях, что и все население, бытовой национализм имеет место, но в незначительных масштабах.

"Между казахами и узбеками исторически существует определенная напряженность, еще в советские времена имела место быть определенная конкуренция за лидерство в Средней Азии, к примеру, было известно противостояние между Динмухамеддом Кунаевым и Шарафом Рашидовым, это иногда переходило и на бытовой уровень. После краха СССР, казавшийся более экономически развитым и успешным Узбекистан начал быстро сдавать свои позиции. Начался затяжной экономический кризис, сегодня узбеки массово работают в и есть ощущение некоей исторической несправедливости, поэтому определенное напряжение имеет место быть. Другое дело, что нельзя говорить о наличии в Узбекистане масштабного национализма против казахского этнического меньшинства, так как в целом в стране подобные проблемы в основном решены, люди слишком загружены текущими проблемами и элементарным выживанием, поэтому иное их редко тревожит", - говорит Сафоев.

Об определенном порохе, существующем в отношениях этнических казахов и узбеков в соседнем государстве, явственно стало понятно в начале 2012 года, когда в городе Чирчике, неподалеку от столицы страны - города Ташкента произошел конфликт на национальной почве, который мог иметь самые печальные последствия.

Один из местных информационных ресурсов тогда описал его причину так: в городе Чирчике в Ташкентской области органам правопорядка удалось предотвратить крупные межнациональные столкновения между узбеками и казахами в возрасте до тридцати лет. Одной из причин конфликта представителей двух народов, традиционно соседствующих друг с другом, стала оскорбительная для казахов песня, распространенная в Интернете и записанная на мобильные телефоны. Тогда остудить межнациональные страсти удалось только путем введения в Чирчик специальных войск.

Общие проблемы и низкий уровень жизни, а также сложности межнационального характера часто становятся поводом для казахов Узбекистана о принятии решения о возвращении на историческую Родину.

В частности, в программе для оралманов доля казахов, приехавших из Узбекистана, остается самой большой. К примеру, за период с 1999 по 2009 год в РК из соседнего государства переехало 288 839 казахов, это - 74% всех казахов, прибывших на постоянное место жительство из всех стран СНГ, и 48% - от доли всех казахов, переселившихся за эти годы в Казахстан из-за границы. Вместе с тем, эта статистика не охватила то число переехавших в РК из Узбекистана, кто умер в промежутке между 1999 и 2009 годом, таким образом, можно отметить, что лишь за этот период в среднем в Казахстан перебралось свыше 300-350 тыс. этнических казахов из Узбекистана.Цифры свидетельствуют, что данный процесс обретает массовый характер, но, в силу того, что в последние годы программа для оралманов в значительной степени претерпела изменения и была сокращена, возвращение казахов на историческую Родину было в основном свернуто.К тому же, многие из приехавших в РК отмечали, что условия жизни в Казахстане для них оказались не столь благостными, как они предполагали. Значительную часть не устраивает предоставляемое жилье и невозможность трудоустройства. Поэтому, пока "узбекские" казахи все еще достаточно широко представлены в Узбекистане.Также значительной проблемой, по мнению депутата мажилиса парламента РК Уалихана Калижанова, является то, что им чинят при выезде административные препятствия."Для наших соотечественников, проживающих в Узбекистане, возникает немало препятствий. И хотя президент Узбекистана Ислам Каримов говорит, что у них все и для всех общее, тем не менее, чиновники узбекской стороны создают препятствия, а именно: усложнили процедуру выхода из гражданства Республики Узбекистан для наших этнических соотечественников. Например, необходимы заявления родственников, остающихся в этой стране, в том числе детей, достигших 14-летнего возраста, заверенные нотариусом, о том, что они не возражают о вашем выходе из гражданства Узбекистана", - отмечал депутат.

Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии, Алишер Хамидов, говорит, что казахи в Узбекистане достаточно хорошо адаптировались к местным реалиям, но они так же, как и представители других национальностей, в том числе и титульной, страдают от коррупции и низкого уровня жизни.

"Когда в 2011 и 2012 году в Ташкенте, Ургенче и Хорезме массово сносили дома, то люди также получали маленькие денежные компенсации, которые не могли покрыть стоимости их жилья, тогда под горячую руку городских властей попадались и русские, и корейцы, и узбеки. То есть говорить о каком-то избирательном подходе по отношению к казахам не стоит, другое дело, что общеизвестно, что даже на самом высоком уровне между лидерами обеих стран существует некая холодность в отношениях, тут надо учитывать и историческую специфику. Узбеки в силу своей великой истории и средневековым завоеваниям Тамерлана всегда чувствовали определенное превосходство над региональными соседями, не имевшими такого исторического бекграунда. Сегодня же, в силу как объективных обстоятельств, так и субъективных, Узбекистан уступил лидерство в регионе Казахстану и узбеки считают, что это - исторически неоправданно, это может вызывать некую антипатию, но не думаю, что она переходит в какие-то ощутимые масштабы. Все-таки исторически оба народа были вместе и боролись за свою идентичность и порой даже за выживание, поэтому, помимо противостояния, есть и много объединяющих факторов", - говорит Хамидов.Казахи в Узбекистане населяют, прежде всего, регионы, которые граничат с РК. Значительную часть населения казахи составляют в областях: в Ташкентской -13,7%, в Навоийской -10,2% и в Джизакской - 6,6%. Больше всего их, конечно же, проживает в Республике Каракалпакстан - 24,8%. В Ташкенте же казахи составляют примерно 2% от всего населения узбекской столицы, занимая 4-е место среди представленных в городе этносов. В целом казахская диаспора в Узбекистане насчитывает от 1,5 до 2 млн человек.

Для многих казахов в Узбекистане становится проблемой и обучение на родном языке. По данным министерства народного образования Узбекистана, если, к примеру, в 2002-2003 годах в Узбекистане была 581 смешанная школа с казахским и узбекским языком обучения, то уже в 2006-2007 годах количество таких смешанных школ составило 521.

Из них в 234 обучение ведется только на казахском языке, в остальных – смешанное обучение. В последние годы доля школ, где преподается казахский язык, резко сократилась - как в силу отъезда казахов из Узбекистана, так и из-за отсутствия специалистов. Стоит отметить, что к моменту распада СССР в Узбекистане было свыше 700 школ с казахским языком обучения.Сегодня многие юноши и девушки казахской национальности, обучавшиеся в Узбекистане в средней школе и колледжах и лицеях, решают продолжить свое образование в Казахстане – в основном, в Южно-Казахстанкой области, в силу географического расположения и более схожих условий проживания. Молодежь считает, что, получив казахстанское образование, она имеет больше перспектив для обустройства в жизни, нежели с узбекистанским. Казахи из Узбекистана, помимо Шымкента, сегодня, как правило, переезжают в Жамбылскую, Алматинскую области и город Алматы, так как чувствуют ментальную близость с казахами, населяющими эти территории.Любопытно и то, что многие казахи приезжают из Узбекистана на сезонные заработки в РК, но возвращаются обратно домой и предпочитают работать в Казахстане, но жить в Узбекистане, так как стоимость продуктов питания и коммунальные услуги в соседнем государстве в разы ниже, чем в РК.Еще один интересный парадокс жизни этнических казахов в Узбекистане.

Многие люди пожилого возраста намеренно берут казахстанское гражданство, при этом, не желая покидать Узбекистан, но хотят получать именно казахстанскую пенсию, которая в 3-4 раза превышает местную.

Несмотря на то, что в Узбекистане запрещено двойное гражданство, местные власти не особо препятствуют старикам, так как это снимает с них дополнительную социальную нагрузку.При этом сегодня в Казахстане проживают около 450 тыс. узбеков, примерно 3% от всего населения. Количество трудовых мигрантов из Узбекистана оценивается в пределах от 500 тыс. до миллиона человек."Конечно, экономические, трудовые, а зачастую - родственные связи настолько переплетены между казахами и узбеками, что говорить о какой-то целенаправленной политике узбекских властей против казахского этнического меньшинства не приходится. С другой стороны, официальные власти в Ташкенте часто использовали те или иные поводы, чтобы продемонстрировать Астане свое недовольство политикой Казахстана. В частности, все помнят историю закрытия со скандалом казахстанского культурного центра в Ташкенте, когда часть его сотрудников была обвинена в ряде преступлений.

{also_read_block}

Часто казахстанским бизнесменам чинят разные препятствия, особый статус Каракалпакстана и преобладание в нем казахов тоже имеет потенциал для определенных сложностей у казахского меньшинства в Узбекистане, но пока можно констатировать, что казахи сталкиваются в Узбекистане с тем значительным набором проблем, как и все остальные местные граждане. Поэтому, снос домов в казахском поселке вряд ли стоит воспринимать как целенаправленную политику местной власти против казахов Узбекистана", - говорит Баходир Сафоев.

Благо, если бы все эти усилия направлялись учеными на восстановление исторической справедливости на основе дотошного изучения реальных фактов и событий прошлого. Так нет ведь, стезя исторической науки отдается в руки кучки дилетантов, занимающихся измышлением и стряпанием умозаключений.
Последствия такой политики могут оказаться губительными для будущего любой страны, в том числе и Казахстана. В последнее время в казахстанских СМИ мы все чаще встречаем новые "открытия" в изучении истории и этногенеза казахского народа. Притом, с каждым разом известные и безызвестные нам авторы статей все больше удивляют аудиторию новым "казахским фэнтези". Создается впечатление, что к историческим проблемам они относятся как школьники к темам для вольного сочинения.

В чем же причина такого безответственного подхода к истории своего народа? Или это, все-таки, политический заказ властей, стремящихся пустить пыль в глаза народу и отвлечь его внимание от накопившихся в стране насущных проблем?
Возьмем лишь один пример - тезис о том, что нынешние казахи это вовсе не казахи, а узбеки. Соответственно, узбеки - это не те, за кого мы их принимаем. Об этом вполне серьезно начинают рассуждать новоиспеченные "историки" вроде Торегали Ташенова, а их идеи принимают на вооружение журналисты вроде Серика Малеева ("Когда казахи были узбеками". - Мегаполис, № 23 (338) от 18.06.2007, "Казахи как объект подражания и обожания… узбекских и мировых СМИ". - Мегаполис, №10 (325) от 19.03.2007). Представляется, что господину Малееву было бы более полезно сначала изучить серьезную историографическую литературу, в том числе и казахских авторов.

А в случае с Малеевым и вовсе далеко ходить не надо. Его старший коллега по газете "Мегаполис" Ахас Тажутов в статье "Казахский батыр Ер-Таргын был племянником Ивана Грозного" пишет по вопросу этноисторического родства следующее: "А теперь о казахах. Поначалу все население Белой Орды называлось "узбеками". Понятие о казахах и Казахском ханстве появилось тогда, когда часть кочевых племен Восточного Дешт-и-Кипчака не пожелала подчиняться Абулхайр-хану и под началом внука Урус-хана Джаныбека и его родственника Гирея ушла в долину рек Чу и Талас.

Вот что пишет об этом Махмуд ибн Валид: "Некоторые из потомков Тука-Тимур-хана, сына Джучи-хана, например, Кирай-хан и Джаныбек-хан... вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину, отказавшись от унаследованной страны...".

Как должны были назвать этих ханов и поддержавших их кочевников население близлежащих удельных владений и государств и их правители? Ведь с точки зрения последних это были бунтари, люди, ищущие независимости? Правильно - казахами (казаками). Что, собственно, и произошло. Мне думается, что авторство тут принадлежит шайбанидам. Потому что ушедшее с Мухаммадом Шайбани в Среднюю Азию объединение племен сохранило название "узбек". Отколовшиеся от них племена некоторое время именовались "узбек-казахами" (то есть "узбеками, отделившимися от своих"), а потом - просто "казахами". В этом вопросе, как ни крути, ну никак не получается, что Мухаммад Шайбани-хан ушел в Среднюю Азию только со своими телохранителями. Все средневековые историки (Ибн Халдун, Абулгази Хан и другие) едины во мнении, что вместе с султанами Джанибеком и Гиреем от Абулхайр-хана в начале XV века ушла только малая часть населения Дешт-и-Кипчака. Точных сведений нет, но где-то от 25% до 1/3 населения, в лучшем случае. А после поражения Мухаммада Шайбани-хана в борьбе за отцовское наследство, большая часть его войска (и кочевавшего с ним населения) ушла в Мавераннахр, а часть - мангиты - основали Ногайскую Орду и не вошли в Казахское ханство, созданное в 1456 году.
В исторической литературе государство, которое создал Абулхайр-хан, известно под названием Государство кочевых узбеков (или Узбекское ханство), и это никто не оспаривает. Оно появилось в 20-х гг. XV века на степных пространствах современного Казахстана в результате распада Ак-Орды и междоусобиц Джучидов.

Абулхайр-хану удалось удерживать самостоятельное ханство и власть в течение сорока лет. Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили, в основном, те же племена, что и в это политическое объединение. В конце XIV - первой половине XV веков эти племена были известны под общим собирательным этнополитическим именем "узбеки". После смерти Абулхайр-хана, его внуку Мухаммаду Шайбани пришлось вести долгую и упорную борьбу за власть в степи именно с казахскими ханами, которые, вернувшись из Могулистана, создали Казахское ханство. Таким образом, часть входивших ранее в состав кочевых узбеков племена стала называться казахами - вольными людьми или отшельниками (отколовшимися). Также было и с появлением казаков в истории России, и с их тюркоязычным определением. Кстати, эту же теорию выдвигает и Ахас Тажутов.

На этом мы пока и остановимся, поскольку чтобы внести ясность в обсуждаемый вопрос, прежде всего, потребуется уяснить для себя суть понятия "этногенез", т.е. происхождение народа. Этногенез является одним из разделов этнологии. В его задачи входит определение происхождения того или иного народа путем выявления его этнических и исторических корней. Для этого исследователю необходимо руководствоваться не популярными социологическими теориями, а принципом историзма, причем определяющее значение должны иметь данные исторических первоисточников.

Однако утверждение о том, что нынешние казахи были теми узбеками, которые впоследствии якобы "подарили" свое название так называемым "сартам", населявшим территорию современного Узбекистана, не имеет необходимого научного обоснования и подтверждения. Это и выдает авторов, которые целенаправленно пытаются навязать нам свою точку зрения, выдавая желаемое за действительность. Анализ их аргументации дает основание говорить о преднамеренной фальсификации истории.

Этногенез узбекского народа действительно в его поздний период связан с этнической историей даштикипчакских кочевых узбеков. Но этот компонент является самым поздним в этнической истории узбеков. Он не внес ничего нового в процесс сложения этого народа, так как уже присутствовал в нем. Известно, что некоторые тюрко-монгольские племена, еще задолго до появления узбеков Шайбани-хана в Мавераннахре и Хорасане, жили как в степях Дашт-и-Кипчака, так и в Мавераннахре.

Например, уйгуры составляли часть населения и во владениях Абулхайр-хана, и в государстве Тимуридов. Кроме них в Мавераннахре, задолго до появления кочевых узбеков и монголов, также жили ктаи, между тем ктаи были также среди племен Абулхайра и Шайбани-хана. Такая же ситуация наблюдалась среди карлуков. А сартами назывались именно те, которые вели оседлый образ жизни в городах. Более того, казахи, т.е. бывшие кочевые узбеки, называли также сартами своих соплеменников, которые оседали в поселениях и городах, теряли с ними родственную связь и связь с их образом жизни. Вместе с оседлым тюркоязычным населением к сартам относили и персоязычное население (таджики, иранцы и т.д.).

Известный ученый и единственный в Казахстане профессиональный этнолог Н. Э. Масанов в одном из своих интервью об этногенезе казахского народа говорил: "Если вы родились хоть за три девять земель, но кочуете среди казахов - вы кочевник, вы казах. Но если ваши родители казахи, а вы живете в городе, вы - сарт. Вы не казах".

То есть, название они получили по образу жизни и хозяйствования. Таким образом, использование "сарт" в качестве этнонима (хотя и бывшего) одного народа само по себе показывает, что новые "исследователи" далеки от исторической науки. И, наконец, анализы на основе использования казахских преданий и легенд, которые имеют хоть что-либо общее с некоторыми историческими датами и событиями, как правило, приводят к такому результату, когда исследователи ищут и находят в устных источниках только то, что они изначально определили для себя как "правду". А то, что противоречит их "правде", они пытаются не замечать, и уходят от интерпретации, дабы не разрушить свои же изначально ложные тезисы.

Если подойти к нашему вопросу объективно то, можно с большой долей уверенности сказать, что кочевые узбеки влились в состав древнего оседло-земледельческого тюркского населения Междуречья и, приняв его язык, стали его частью. По сути, по такому пути развивается вся история народов и этносов.
Историческим памятником и одним из доказательств сказанному является "Книга о бухарском госте", составленная Рузбеханом Исфаганским. Историческими памятниками того времени являются "Книга родословия его величества, наместника всемилостивого, Шайбани-хана", "Книга о Шайбани-хане" Муллы Бенаи, "Абулхайр-ханская история", написанная Масуд бен Осман-и-Кухистани по распоряжению шайбанида Абдуллатиф-хана. В этих исторических трудах вы можете найти истину, которую хотят исказить новоявленные "эксперты" по этногенезу узбекского и казахского народов.

Вероятно, концептуальные ошибки в современной историографии Казахстана и дальше будут возникать, поскольку в настоящее время эта наука испытывает глубочайший кризис. Как считают сами казахские ученые, парадокс в том, что в современном Казахстане нет ни одного профессионального специалиста по истории и культуре номадного общества. В советское время такими считались всего три специалиста - доктора наук Х.Аргынбаев, М. Муканов и Н. Масанов.
По этому поводу Н. Масанов говорит следующее: "Сами казахи не понимают и не хотят ценить свою историю и культуру. Они все время хотят примазаться к чужой славе, к чужой истории, к чужой культуре. Вы посмотрите, что пишут в наших школьных учебниках истории: у нас были города. Да какие города? Не было в Казахстане никогда городов. Начинают выдумывать сказки про Отрар, библиотеки и прочую чепуху. Не научно все это. Надо четко понять - мы были кочевниками. Наши предки были кочевниками. Наша история и культура - кочевые. И мы должны уметь понимать и ценить нашу кочевую историю и культуру, а не придумывать себе города, библиотеки, земледельческие поля, ирригационные сооружения и тому подобную чепуху. Номады никогда не признавали территориально-административных границ, поскольку они препятствовали системе рационального выпаса скота".

Но в прошлом году среди нас не стало и доктора Н. Масанова. А между тем, в Казахстане продолжается нарастающая мифологизация казахской истории. Об этом в своей статье "800 миллионов тенге за статью" написал заместитель главного редактора газеты "Свобода слова" Ербол Курманбаев. Как он отмечает, "глупая и поверхностная фальсификация истории приведет к тому, что скоро весь мир будет смеяться над казахами".

Хотелось бы спросить, какие цели преследуют "одноразовые" авторы по этнической истории народов Центральной Азии и их заказчики, пытаясь создавать новые лже-науки и ища "голубую кровь" среди своих родичей. Известно ведь, что история каждого народа по-своему уникальна и заслуживает глубокого уважения. Обратное могут утверждать лишь невежды или люди, которые готовы выполнить чей-то заказ "любой ценой", даже ценой потери уважения среди коллег по цеху журналистики или науки.

25943 20-02-2015, 01:00

Как живется узбекам в Казахстане?

ENG RUS KZ


В рубрике "Честно о диаспорах" разговор сегодня пойдет о казахстанских узбеках - представителях одного из самых быстрорастущих этносов страны. Как отмечают наши эксперты, увеличение их численности в Казахстане - естественный процесс, связанный как с традиционно высокими для узбеков темпами рождаемости, так и с миграцией. Правда, до статуса второго по численности этноса в Казахстане им пока еще далеко. Впрочем, когда бы это ни произошло, на общественную жизнь страны данное обстоятельство, скорее всего, мало повлияет, ведь казахстанские узбеки в целом неконфликтны.

Еркин БАЙДАРОВ,
ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова:
"Узбеки не заинтересованы в том, чтобы портить здесь с кем-либо отношения"
- Еркин Уланович, расскажите, где живут узбеки в Казахстане? Чем занимаются? Какое влияние на общественную жизнь в стране они оказывают?
- Узбеки Казахстана занимают достойное место в общественной жизни республики. Среди известных представителей узбекской общины Казахстана можно назвать Розакула Халмурадова - депутата мажилиса парламента РК от Ассамблеи народа Казахстана; Атхамбека Юлдашева - популярного казахстанского певца, заслуженного деятеля РК; Абдуазима Рустамбаева - одного из самых авторитетных и широко известных в республике руководителей, президента АО "Евроазиатская энергетическая корпорация", крупнейшего поставщика угля и электроэнергии на территории Северного Казахстана, и других.
Казахов и узбеков объединяют многовековые связи. Из истории известно, что когда-то мы являлись единым супер-этносом на просторах Дешт-и-Кыпчака. Недаром казахи говорят "Узбек - оз агам". Отсюда и доброжелательное отношение титульного этноса к узбекам.
Вполне вероятно, что в будущем узбеки могут стать вторым по численности этносом в Казахстане. Но это произойдет еще не скоро. Сегодня, согласно официальным данным, они являются самой крупной этноконфессиональной группой мусульман страны после казахов и третьим по численности (после казахов и русских) этносов в республике. Причем динамика роста их численности впечатляет. Если в 1999-м узбеков насчитывалось 370 тысяч (2,5 % населения Казахстана), то на начало нынешнего года - уже 520 тысяч (более трех процентов).
Узбекская диаспора населяет в основном пограничные территории Южно-Казахстанской области, где она составляет 17 процентов всех жителей. Наибольшее количество ее представителей сосредоточено в Сайрамском, Толебийском, Сарыагашском, Махта¬аральском районах, а также в городах Шымкенте, Туркестане и Кентау.
Сайрамский и Туркестанский районы ЮКО представляют собой традиционные регионы оседлого расселения узбеков. Сегодня на этой территории расположены такие крупные села, как Сайрам, Карабулак, Карамурт, Манкент, Икан и другие с населением до нескольких десятков тысяч человек, состоящим на 95% из узбеков. Естественно, что в них сложилась определенная социально-культурная среда, основанная на традиционных формах узбекского бытового уклада и имеющая заметные отличия от окружающих регионов.
Кроме ЮКО, крупные кластерно-дисперсные группы узбеков живут сегодня в городах и пригородах Жамбылской области (около 30 тысяч, или 2,5% населения). В связи с широким распространением трудовой миграции, заметные сообщества узбеков появились и в других городах и регионах Казахстана - в Астане и Алматы, а также в Алматинской, Карагандинской, Мангистауской, Кызылординской областях. Достаточно посмотреть статистические данные о населении РК, чтоб представить, как происходит расселение узбекской диаспоры по стране.
Большая часть узбекского этноса в ЮКО, как и прежде, занимается сельским хозяйством и животноводством. В сельской местности и в местах компактного расселения узбеков в городах сохранились традиционные формы организации общественного быта в виде сообществ соседей и родственников (махалля). Как и раньше, они ориентированы на решение задач, значимых для всех членов данного сообщества. Причем они не являются закрытыми общинами, а встроены в систему местного самоуправления.
- Как ощущают себя представители узбекского этноса в современном Казахстане? Каково отношение к ним со стороны титульной нации?
- Представители узбекской диаспоры вполне интегрированы в общеказахстанскую социально-экономическую и культурную среду и ощущают себя полноправными гражданами страны. Определенные вопросы возникают по поводу малой доли узбеков в местных и центральных органах власти и практики решения повседневных проблем в сельских регионах, представленных разными этническими группами.
Кстати, узбеки призывают не называть их общину диаспорой (что, на мой взгляд, вполне справедливо), так как на протяжении многих веков они живут с казахами бок о бок.
Об относительном благополучии представителей этого этноса в Казахстане говорит тот факт, что не наблюдается их репатриация в Узбекистан. При этом все они сохраняют тесные связи с исторической родиной, имея там многочисленных родственников. Естественно, данный аргумент не может являться единственным или ведущим, особенно если учесть сложную социально-экономическую и политическую ситуацию в Узбекистане. Тем не менее, это достаточно показательный момент.
Следует отметить, что благодаря своей приверженности торговле и земледелию узбеки являются в целом экономически самодостаточными. В то же время они не вполне удовлетворены сложившейся ситуацией в сфере образования и СМИ на узбекском языке. Местные телеканалы в ЮКО вещают на узбекском языке только несколько часов в неделю, а в вузах Южного Казахстана нет ни одной учебной группы с преподаванием на узбекском языке с бюджетным финансированием. Поэтому большинство узбекской молодежи получают образование на русском или на казахском языке. С другой стороны, низкий уровень образования в школах с узбекским языком обучения вынуждает родителей отдавать своих детей в школы с русским или же с казахским языком обучения. Причина - невозможность получения профессионального образования и найти работу.
Позицию узбекской этнической группы республики по отношению к государству, власти и другим этносам (прежде всего казахскому) можно охарактеризовать как достаточно лояльную и бесконфликтную. И нет никаких оснований говорить о том, что в ближайшее время ситуация может резко измениться. Узбеки не заинтересованы в том, чтобы портить здесь с кем-либо отношения. В отличие от Кыргызстана, где узбекского населения в процентном отношении намного больше, казахстанские узбеки понимают, что ввиду своей малочисленности им нужно избегать любых конфликтов с властями. Большинство из них искренне считают Казахстан своей родиной и не собираются его покидать.

Ирина ЧЕРНЫХ,
главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК:
" Конфликтный потенциал среди казахстанских узбеков равен нулю"
- В конце прошлого года нашим институтом было проведено массовое социологическое исследование "Идентификационные модели основных этносов Казахстана в контексте социетальной безопасности", в ходе которого обследовались в том числе и узбеки. Результаты опроса показали существенные противоречия в их настроениях. Так, с одной стороны, более 90% утвердительно ответили на вопрос "Комфортно ли вы чувствуете себя в Казахстане?". 65,3% узбеков позитивно характеризируют межэтнические отношения. С другой стороны, более 60% узбеков с определенной долей пессимизма смотрят на свое будущее и будущее своих детей в Казахстане. Немалая часть опрошенных узбеков считает, что этнический фактор учитывается при назначении на руководящие и престижные должности (53,1%), а также при трудоустройстве (18,4%). Представители данного этноса достаточно скептически относятся и к получению работы в государственных органах власти: 73,5% полагают, что шансы на это низкие или скорее низкие.
При личной идентификации представители узбекского этноса определяющей для себя называют общность со своей этнической и религиозной группой (соответственно по 34,7%), а затем - общегражданскую принадлежность (казахстанец) (30,6%). При этом 95% считают, что нациестроительство в Казахстане должно развиваться по гражданской модели, а не по "этнической".
При этом "языковой фактор" не является болезненным для казахстанских узбеков. Среди них фиксируется достаточно значимая доля респондентов, указывающих на то, что они владеют государственным языком в совершенстве или на достаточном уровне (20,3%), либо могут говорить и понимать разговорную речь на казахском (42,4%).
Большинство опрошенных не фиксируют фактов ущемления их прав по языковому признаку. Оценивая развитие языковой ситуации в стране, подавляющее число представителей узбекской этнической группы считает, что значение казахского языка возрастает без ущерба для русского языка (63,3%). В качестве наиболее предпочтительной модели языковой политики казахстанские узбеки поддерживают модель "двуязычия", в рамках которой наряду с казахским языком как государственным сохраняется роль русского языка как языка официального и межнационального общения (67,3%), на втором месте по популярности - идея трехъязычия (28,6%).
В качестве ключевых проблем сферы межэтнических отношений представители узбекской этнической группы чаще всего выделяют наличие скрытой напряженности (49%) и вопрос перевода делопроизводства на казахский язык (67,3%).
Доминирующее число казахстанских узбеков считает, что между казахами и другими этническими группами, проживающими в Казахстане, нет никакой напряженности, носящей системный характер. Только 5% узбеков и 8% казахов указывают на наличие напряженности в отношениях между казахами и узбеками.
Уровень ожидания межэтнического конфликта среди узбеков составляет 3% (то есть только 3% узбеков ожидают конфликта в стране). При этом конфликтный потенциал среди казахстанских узбеков равен нулю: ни один респондент из данной этнической группы не выразил желания принимать участие в межэтническом конфликте, если таковой вдруг произойдет.
В целом практически невозможно выделить некую "узбекскую модель поведения" в Казахстане, однако исследование зафиксировало две характерные особенности, свойственные данному этносу: нулевой конфликтный потенциал и высокий показатель открытости к межэтническому взаимодействию: 79,6% узбеков выразили готовность вступать в семейно-брачные отношения с представителями других этносов.
Еще раз хочу обратить внимание на то, что проводимые исследования не фиксируют существенной идентификационной стратификации в Казахстане в разрезе этнических групп. Бесспорно, такое положение дел не может рассматриваться как статическое. В случае тех или иных изменений (резкое ухудшение экономической ситуации, массовый приток мигрантов и некоторые другие) могут усиливаться этнические идентификации. В такой ситуации ключевым вопросом будет то, насколько эффективно выстроены в Казахстане механизмы социализации и ограничения переноса конфликтного потенциала из экономической сферы в социальную.
В этом плане крайне важным является отказ от акцентирования этнической составляющей. Представители любого этноса, проживающие в Казахстане и являющиеся его гражданами, - прежде всего граждане Казахстана, а не узбеки, уйгуры и так далее. Вопрос должен касаться не того, что тот или иной этнос станет по численности вторым или третьим, а того, как меняется социальные и экономические качества населения Казахстана: уровень благосостояния, образования и т.д.

Вместе тесно, а врозь - скучно?

Не будем отнимать хлеб у историков, пускаясь в длительные и запутанные рассуждения на тему "Когда-то узбеки были казахами, а казахи узбеками". Неблагодарное это дело, а в свете периодически вспыхивающих межэтнических конфликтов (мирового и местного масштабов) к тому же далеко не безопасное.

Бесспорным остается одно: в отличие от многих других этносов Казахстана, узбеки вышли из той же родовой колыбели, что и казахи, они имеют общие исторические корни. Одним словом - родственники. Возможно, поэтому между ними сложились колоритные и в то же время неоднозначные отношения, обычно характерные только для людей, связанных кровными узами. Историческое родство подтверждают и сложившиеся территориальные границы. Как уверяют историки, в связи с тем, что и казахские, и узбекские ханы принадлежали к одной династии, часть земель периодически переходила от одного ханства к другому. Например, Ташкент когда-то был столицей Казахского ханства, а земли Южного Казахстана входили в Бухарский эмират и Кокандское ханство.
Казахстанские узбеки, несмотря на объективные трудности переходного периода, коснувшиеся всех жителей страны, все же относительно безболезненно пережили наиболее тяжелые годы. И сегодня успешно заняли свою нишу на формирующемся региональном рынке труда. Объясняется данный факт традиционной занятостью узбеков в сфере торговли, услуг, а также в сельскохозяйственной сфере (выращивание и реализация овощебахчевых культур, хлопководство и т. д.). Проще говоря, в то время, когда останавливались сотни предприятий, население страдало от безработицы и безденежья, местные узбеки занимались постоянно востребованным делом, что позволяло им иметь небольшой, но стабильный доход. Более того, в последние годы узбеки заметно продвинулись и в традиционных для казахов сферах, например, в животноводстве. И уже составляют последним серьезную конкуренцию.
Бедных узбеков в ЮКО практически нет. Доказательство тому - без малого нулевой процент репатриации в Узбекистан.
Государство поддерживает образование на узбекском языке в 57 школах. За государственный счет издаются несколько газет, транслируются передачи на узбекском языке на государственных теле- и радиоканалах. В селе Сайрам работает государственный профессиональный Узбекский драматический театр.
Как-то в приватной беседе я поинтересовалась у заслуженного деятеля РК, популярного певца Атхамбека Юлдашева, не возникает ли у него желания перебраться поближе к соотечественникам, в Узбекистан.
- Мое Отечество - Казахстан, - с обидой возразил он. - Здесь родились мои предки, я состоялся как личность, как певец. С глубоким уважением отношусь к нашему президенту Нурсултану Назарбаеву.
Однако надо признать, что без межэтнических конфликтов, которые местные власти, пряча голову в песок, застенчиво и упорно именуют "конфликтами на бытовой почве", не обходится. Один из последних произошел в конце минувшего лета в узбекском кишлаке Карамурт. 27 августа там произошла крупная межнациональная драка. Казахи и узбеки выясняли отношения, причем привлекли криминальных авторитетов. Власти, а вкупе с ними местные жители, естественно, повторяли, что "причиной массовой драки стало недоразумение".
Сайт оппозиционного "Народного движения Узбекистана" (НДУ) со ссылкой на собственные источники в те дни сообщил, что конфликт был массовым: "Погромщики численностью 150 человек разбивали витрины магазинов, ломали автомобили и такси, избивали таксистов-узбеков". Источники НДУ сообщали о большом количестве избитых, среди которых оказался даже восьмилетний ребенок. По их данным, полиция собрала на месте 150 гильз и заставила местных жителей стереть фото на мобильных телефонах и камерах видеонаблюдения.
Журналист Улугбек Ашур, родственники которого живут в Сайрамском районе, рассказывал, что "к установлению порядка готовы были привлечь армию, а официальных пострадавших оказалось меньше, чем могло бы быть, потому что таксисты их сразу вывезли в Узбекистан через Черняевский пропускной пункт. Возможно, и в этот раз не обошлось без криминальных авторитетов. Это не первый межнациональный конфликт между узбеками и казахами в данном регионе".
Информация о случившемся вызвала бурю возмущения в соцсетях с припоминанием старых обид и обвинениями в том, что "ваши узбеки в Казахстане оскорбляли титульную нацию и получили по заслугам", а также с ответами типа "казахи… пасут баранов у узбеков".
Оппозиционный политик Мухаммад Салих, лидер "Народного движения Узбекистана", отмечал, что напряженные отношения между двумя народами - продолжение политики властей двух стран. "Подобные стычки проходят не первый раз - раньше власти гасили конфликт и закрывали информацию. Милиция на стороне казахского населения. Вопрос надо решать на высшем уровне. Когда лидеры двух стран ведут необъявленную холодную войну, то это отражается и на атмосфере приграничных районов".
Однако даже несмотря на периодически вспыхивающие конфликты, большинство казахстанских узбеков искренне считают Казахстан своей родиной и не собираются его покидать.