Отвлечение внимания. Усиливать чувство собственной вины

Для пропаганды, как и любого другого вида манипуляции, важной задачей является подавление психологического сопротивления человека внушению. Поэтому, по мнению большинства специалистов, любая пропаганда должна быть комбинацией развлекательного, информационного и убеждающего компонентов. Под развлечением понимается любое средство, которое возбуждает интерес к сообщению и в то же время маскирует его истинный смысл, блокирует критичность восприятия.

В 1960-е годы было обнаружено, что сообщения, направленные против какого-либо мнения или установки, оказываются более эффективными, если в момент их передачи отвлечь внимание получателя от содержания сообщения (например, проигрывая популярную музыкальную мелодию). В этом случае затрудняется осмысление информации получателем и выработка им контрдоводов - основа сопротивления внушению. Исследования 60-х годов повысили эффективность манипуляции в прессе и на телевидении. Газеты стали применять «калейдоскопическое» расположение материала, разбавление важных сообщений сплетнями, противоречивыми слухами, сенсациями, красочными фотографиями и рекламой. Телевидение стало по новому компоновать видеоряд, точно подбирая отвлекающие внимание образы. Сегодня практически все новостные телепередачи представляют собой калейдоскопический набор привлекательных визуальных образов и информационных сообщений о никак не связанных между собой событиях. В этом есть своя логика. Так, И. Калинаускас считает, что когда разнообразной информации слишком много, человек оказывается не в состоянии ее осмысленно обработать. Поэтому приходится вписывать ее себе в сознание как единое целое, т.е. воспринимать ее некритично.

«…Иногда, наоборот, жестко запрограммированные (традиционные) события могут быть использованы для отвлечения внимания от политической акции, которая в другое время вызвала бы повышенную общественную активность. Так, очень умело был выведен в отставку Ельцин - 31 декабря 1999 года, когда все люди готовились встретить новый год, а потом пребывали в похмелье до 4 января» (По материалам книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»). Исключительно сильным отвлекающим действием обладают беспрецедентные и непривычные события (убийства, катастрофы, террористические акты, громкие скандалы). Под их прикрытием политики обычно торопятся провернуть все темные дела. К технике отвлечения внимания относятся также предвыборные концерты и всевозможные народные гуляния, во время которых эстрадные звезды кричат нам со сцены: «Голосуй или проиграешь!», «Родина в опасности!», «Защитим российскую культуру!», - получая за это американские доллары.

Отвлекаемость (отвлечение)внимания - это непроизвольное перемещение" внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее

отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.

Физиологической основой внешней отвлекаемое - внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может контролировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

Рассеянность

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности:мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения. «При сосредоточенном думании,- пишет И.П.Павлов, - при увлечении каким-нибудь интересным делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит, - явная отрицательная индукция».

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность . Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше Волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знание необходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время года часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в несколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом, коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не

занимаются. Подобная неупорядоченность увлечений лишь укрепляет рассеянность, мешает учиться. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.

Каждому с раннего возраста известно: лучший способ что-либо выучить - уединиться в тихой комнате, где никто не будет мешать и полностью сосредоточиться на задании. Это верно, но не для всех ситуаций. В некоторых случаях отвлечься можно и с пользой. Например, если вы знаете, что во время экзамена будут отвлекающие факторы, то и готовиться к нему лучше в похожих условиях, когда нужно отвлекаться на подобные вещи. Давайте посмотрим, что же говорят об этом ученые.

Голос науки

Исследование на эту тему началось довольно давно. В 1999 году состоялся эксперимент, в котором приняли участие 40 студентов. Их просили прочитать определенный текст и затем выполнить письменный тест. Половина группы читала текст в тихой комнате, другая половина - в шумной. Затем обе группы прошли два теста. Один тест писался в тишине, второй - с различными отвлекающими факторами. Результат оказался следующим: студенты, которые изучали текст в тишине, лучше написали тест тоже в тишине. Студенты, читавшие статью в шумной комнате, показали более высокий результат с тестом в таких же шумных условиях.

Другой интересный эксперимент был проведен среди аквалангистов. Их просили учить слова во время ныряния, после чего они прошли два теста - под водой и на суше. Несложно догадаться, что подводный тест был выполнен ими лучше.

И наиболее недавний эксперимент был проведен в 2015 году с использованием компьютеров. Группа студентов проходила тренировочное задание на компьютере. Затем им давали тест. Некоторым студентам во время тренировочного и тестового заданий давали еще одно дополнительное: им требовалось считать числа, появлявшиеся на мониторе. В результате студенты, которым давалось дополнительное задание только во время теста, выполнили его значительно хуже тех, у кого дополнительное задание было и на тренировочном, и на тестовом этапе.

С 1930 года было проведено множество похожих экспериментов, ученых явно заинтересовала эта тема. И все результаты доказывают, что окружающая обстановка и состояние человека значительным образом влияют на то, как запоминается информация.

Роль контекста и состояния

Все приведенные эксперименты показали, что задействуется контекстуальная память. Это означает, что информация вспоминается лучше, если контекст, в котором была получена информация, повторяется (это может окружающая обстановка, комната, круг людей и т.п.).

Второй значимый фактор, влияющий на концентрацию внимания студентов, - это их личное состояние в процессе обучения и тестирования. Считается, что память зависит от физического и психического состояния. Если человек во время обучения здоров и чувствует себя хорошо, но заболел перед экзаменом (равно как и наоборот), то его результат будет не самым высоким. Состояния могут быть самыми разными: депрессия, сильное волнение, похмелье, грусть, нервное возбуждение и т.д. Все это - отвлекающие внимание факторы, которые влияют на обучение.

Отвлечение внимания или откладывание дел на потом?

Идея позитивного влияния отвлекающих факторов может быть, тем не менее, понята превратно. За ее неправильным пониманием могут последовать такие выводы как: «я могу спокойно отвлекаться на общение в своем социальном профиле и во время обучения, и во время теста, и это не скажется на результатах».

На самом деле, тех, кто успел подумать, что можно не стараться или ничего не делать вообще, и у него даже есть научное обоснование своему поведению, ждет большое разочарование: нельзя откладывать работу на потом и называть это отвлечением. В том, что студент вместо выполнения задания будет играть в Angry Birds, не может быть никакого положительного влияния. Необходимо активно бороться со своими вредными привычками, мешающими обучению.

Речь идет только о положительных факторах отвлечения внимания: тех, которые могут помочь во время экзамена. Видеоигры или фильмы совершенно не относятся к таким факторам.

Выводы

Итак, универсальная истина не изменилась в ходе исследований - в целом, отвлечение внимания сказывается на учебном процессе отрицательно. Поэтому для улучшения внимания и концентрации лучше найти спокойное место, убрать смартфон или другие соблазняющие устройства подальше и целиком сконцентрироваться на учебе. Ученые доказали еще раз лишь то, что контекст и состояние очень влияют на выполнения заданий и их результативность.

Рекомендации, таким образом, складываются такие: если вы знаете, что ваши товарищи, скорее всего, будут отвлекать вас во время теста, то учиться и готовиться к нему действительно лучше среди друзей. Постарайтесь создать условия похожие на те, в которых вы окажетесь на тестировании и вы с ним хорошо справитесь. Помочь может и схожее эмоциональное состояние во время подготовки и прохождения теста. Но обязательно помните о том, что это всего-навсего контекст, а важно в действительности лишь одно - знания. Учиться следует усердно, стараться не только и не столько запоминать информацию, но стремиться ее понять. Это поможет сохранить ее в памяти на годы, а не только до конца сессии.

Немало усилий требуется иногда, чтобы направить внимание в желательном нам направлении. Но ещё больше нужно усилий, чтобы в течение длительного времени поддерживать достаточную сосредоточенность внимания и не давать ему отвлекаться в сторону. Борьба с отвлекающими раздражениями - самая трудная из задач, стоящих перед произвольным вниманием. Несомненно, что произвольное внимание, т. е. действие сигналов второй сигнальной системы - слов видимых, слышимых и, главное, произносимых про себя,- может пересиливать действие очень сильных непосредственных раздражителей.

Чтобы изучить действие сильных отвлекающих раздражителей, производились опыты, в которых надо было выполнять более или менее сложную умственную работу при наличии очень резких мешающих звуков: свистков, звонков, звука трубы, скрежета работающей поблизости циркулярной пилы, патефона, играющего весёлую музыку. Результаты показали, что у людей с хорошо организованным вниманием (в особенности у молодых людей) работа в подобных условиях может выполняться так же быстро и так же хорошо, как и при спокойной обстановке. Те раздражители, которые не соответствуют сознательно направляемому вниманию, полностью тормозятся, задерживаются. Однако вредное действие отвлекающих раздражителей сказывается в том, что на борьбу с ними приходится тратить много сил, и поэтому работа в подобных условиях утомляет больше, чем обычно. Стремясь сосредоточиться на работе, невзирая на помехи, человек прибегает к сильному мышечному напряжению, сжимает кулаки, иногда сжимает голову руками, время от времени резко встряхивает головой; большинство начинает в таких условиях думать, рассуждать, вычислять не про себя, а шопотом или вслух.

Больше всего отвлекает то, что сильно интересует или действует на чувства. Грохот машин не так мешает, как весёлый разговор соседей, хотя бы этот разговор происходил шопотом. Для людей, любящих и понимающих музыку, последняя является одним из самых сильных отвлекающих раздражителей, тогда как люди, равнодушные к музыке, легко могут не замечать её.

Большое значение имеет отношение человека к отвлекающим раздражениям. Шум в соседней комнате раздражает, сердит, и сплошь да рядом досада и гнев, возникающие при этом, отвлекают от работы гораздо сильнее, чем самый шум. Если нельзя устранить помеху, нужно относиться к ней спокойно; это единственный способ бороться с её отвлекающим действием.

У большинства людей наилучшее сосредоточение внимания достигается в спокойной обстановке, в уединении и тишине, когда отсутствуют всякие сильные отвлекающие раздражения. Пушкин, например, лучше всего работал в деревне, осенью и притом в дождливую погоду, когда нельзя было ни самому куда либо отправиться, ни ждать к себе гостей. «Ты не можешь вообразить,- писал он жене,- как живо работает воображение, когда сидим одни между четырёх стен, или ходим по лесам, когда никто не мешает нам думать, думать до того, что голова закружится». Он не любил даже картин в своём кабинете, так как они могли развлекать внимание. Чайковский также стремился работать в полном уединении, избегая всяких помех и отвлечений.

Есть, однако, немало людей, которые могут особенно хорошо сосредоточиться в шумной обстановке, среди множества, казалось бы, мешающих и отвлекающих впечатлений. Чехов в молодые годы многие свои рассказы писал под аккомпанемент шумных разговоров и смеха многолюдного общества. Знаменитые русские композиторы Мусоргский (автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина») и Бородин (автор оперы «Князь Игорь») охотно писали свои сочинения «на людях», например сидя в гостях.

Такие различия в манере работать отчасти зависят от выработавшейся привычки, главным же образом от индивидуальных особенностей внимания. Но каковы бы ни были эти особенности, внимание должно быть воспитано так, чтобы уметь, когда это нужно, справляться со всякими помехами.

Тот же Чайковский, которому легче всего было сочинять в условиях полного уединения и тишины, умел, однако, работать при любой обстановке, если нельзя было создать желательных условий.

Одной из причин малой продуктивности некоторых незаурядных по своим способностям людей является изнеженное, избалованное внимание, не умеющее справляться с действием отвлекающих раздражений. Вся жизнь таких людей проходит в тщетном ожидании момента, когда ничто не будет отвлекать их от работы.

Основные свойства внимания

1) Устойчивость внимания

Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивому вниманию будет внимание колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

От чего же зависят такие колебания внимания и как с ними бороться?

Попробуйте в течение некоторого времени упорно смотреть с полным вниманием на какой-нибудь неподвижный предмет, например на географическую карту. Вам это не удастся.

В течение первой же минуты вы заметите, что ваш взгляд невольно отклоняется в сторону или что вы смотрите на карту машинально, без всякого внимания, а думаете о другом. В подобном положении колебания внимания неизбежно наступают у всякого человека. Специальные опыты показывают, что при бесцельном и пассивном смотрении на неподвижный предмет невозможно сохранить полное напряжение внимания больше 5 секунд.

Совсем иначе обстоит дело, когда вы смотрите не на неподвижную карту, а на киноэкран, на котором развёртывается действие фильма. В этом случае вы можете долгое время следить за ходом действия без всяких колебаний внимания.

Вернёмся снова к географической карте. Предположим теперь, что вы не просто задались целью внимательно смотреть на неё, а что перед вами стоит задача сравнить между собой отдельные районы СССР с точки зрения обеспеченности их разными видами транспорта. Всякий знает, что в таком случае он может более или менее долгое время работать с картой без всяких колебаний внимания.

Итак, частые колебания неизбежно наступают при наличии двух условий: если внимание направлено на совершенно неизменный, неподвижный объект, с которым ничего не происходит, и если мы сами при этом пассивны, не выполняем никакой работы.

Опыты показывают, что, когда человек выполняет активную работу, не позволяющую вниманию ослабнуть или отвлечься даже на несколько секунд, полная устойчивость внимания может сохраняться в течение 10, 15 и даже 20 минут. Практически этого вполне достаточно. Отвлечься на несколько секунд после 10 или 20 минут непрерывной сосредоточенности позволяет организация всякой работы. Если же допустимы такие короткие отдыхи вниманию, оно может сохранять устойчивость и в течение нескольких часов.

Во многих видах деятельности к устойчивости внимания предъявляются очень строгие требования. Такова, например, работа стенографистки: если внимание отвлечётся хотя бы на несколько секунд, получится невосстановимый пробел в стенограмме. Такова же работа корректора: каждое колебание внимания может повлечь за собой пропуск опечатки. К этой же категории относится работа браковщика, телефонистки и т. п.

2) Объём внимания

Очень давно уже люди начали ставить перед собой вопрос: на сколько предметов может быть одновременно направлено внимание? сколько объектов оно может охватить сразу одним актом? Это вопрос об объёме внимания, под которым понимается количество объектов, охватываемых вниманием одновременно.

Ответить на этот вопрос нелегко. Когда я в театре смотрю на сцену, моё внимание как будто бы занято одновременно многими объектами, в особенности в сценах с большим количеством действующих лиц. Но если присмотреться к себе, легко заметить, что на самом деле внимание непрерывно переходит от одного действующего лица к другому, так что остаётся неизвестным, может ли оно в каждый данный момент схватывать больше однбго предмета. Чтобы ответить на этот вопрос, надо, очевидно, показать человеку несколько разных объектов на такой короткий промежуток времени, чтобы внимание не успело перейти с одного объекта на другой. (Этот промежуток должен быть не больше одной десятой части секунды.) Если при таком кратком показе человек сумеет заметить, узнать, воспринять несколько объектов, значит, его внимание действительно может охватить их одновременно.

Для таких опытов, как мы уже знаем, пользуются специальными приборами, тахистоскопами (см. § 17). Результаты тахистоскопических опытов обнаружили, что взрослый человек может одновременно охватить вниманием четыре-пять, максимум шесть независимых друг от друга объектов. Если на карточке тахистоскопа напечатаны буквы, не связанные друг с другом и не образующие слов, то больше шести букв воспринять сразу нельзя. Таким образом, можно сказать, что объём внимания обычно колеблется в пределах от четырёх до шести объектов.

При этом, однако, надо отдать себе отчёт в том, что разумеется под «объектом». Для неграмотного человека, не знающего букв, далеко не всякая буква является одним объектом. Букву О он, пожалуй, воспримет как один объект («кружок»), но уже буква Р будет для него скорее двумя объектами: «палочка» и «кружок». В результате он никогда не сможет воспринять сразу не только шесть, но даже и четыре буквы.

С другой стороны, если мы будем показывать вполне грамотному человеку не отдельные буквы, а целые слова, то окажется, что он может сразу воспринимать не шесть, а гораздо больше букв. Короткое слово в три-четыре буквы является для него одним объектом, и поэтому он может воспринять в тахистоскопе три-четыре таких слова (т. е. до 14-16 букв). Хорошо грамотные люди читают не по буквам, а сразу целыми словами.

Важнейшим средством для увеличения объёма внимания является выработка уменья воспринимать большими комплексами, т. е. видеть целую группу предметов как одно целое, как «один объект». Увеличение объёма внимания есть не что иное, как расширение участка с оптимальной возбудимостью. Это расширение происходит благодаря слиянию, объединению в одну систему процессов возбуждения, вызываемых одновременно действующими раздражителями.

Некоторые виды деятельности требуют возможно большего объёма внимания. Например, производительность работы наборщика в значительной мере зависит от того, какое количество знаков он может схватить сразу при взгляде на текст, с которого производится набор. Ещё важнее широта объёма внимания при наблюдении в боевой обстановке, где нередко исключена возможность длительно рассматривать объекты, а необходимо мгновенно заметить, узнать, сосчитать их. Большой объём внимания безусловно необходим лётчику.

Объём внимания должен учитываться при решении многих практических задач. Если нужно, чтобы надпись на плакате или объявлении могла быть понята даже при беглом взгляде, чтобы смысл её мог быть уловлен на лету, то она должна состоять не больше чем из четырёх-пяти слов (и то не очень длинных). Если надпись должна быть длиннее, из неё надо выделить (шрифтом, цветом и т. д.) три-четыре главных слова, достаточных для того, чтобы человек мог понять, о чём идёт речь.

3) Распределение внимания

Может ли внимание распределяться одновременно между двумя разными деятельностями? Может ли оно одновременно направляться в разные стороны? Может ли человек, выполняя какую-нибудь работу, следить в то же время внимательно за другими объектами или обдумывать вопрос, не относящийся к этой работе?

Практика показывает, что распределение внимания возможно. Мало того, жизнь на каждом шагу требует от вас распределения внимания. Нельзя, например, записывать объяснения учителя в классе, если не уметь распределить внимание. Учитель не прерывает своего изложения на то время, пока я запишу сказанную им мысль. Он продолжает говорить дальше, и я должен, записывая одну мысль, в то же время внимательно слушать дальнейшее изложение. Записывание всегда несколько отстаёт от речи учителя, и внимание записывающего должно распределяться между тем, что он записывает, и тем, что говорится в данный момент.

Наблюдения показывают, что уменье распределять своё внимание у разных людей чрезвычайно различно. Одни легко могут делать два дела сразу, другим это очень трудно: погрузившись в одно дело, они решительно не в состоянии замечать ничего другого, В известной степени это зависит от индивидуальных особенностей человека: у одних людей внимание распределённое, у других - концентрированное, т. е. склонное целиком сосредоточиваться в одном направлении. Но поскольку речь идёт об обычных задачах, требующихся в большинстве деятельностей, распределение внимания является главным образом делом уменья, навыка.

Никакой человек не сможет одновременно делать два дела, если он ни одного из них не умеет делать хорошо, если каждое требует от него обдумывания всякого шага, внимания ко всем деталям выполнения. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, надо по крайней мере одной из них владеть настолько, чтобы она выполнялась в значительной мере автоматически, «сама собой», чтобы требовалось лишь время от времени сознательно контролировать и регулировать её.

Неумелый человек в то время, пока он записывает одну мысль лектора, ничего больше не слышит и не замечает. Процесс записывания настолько труден и непривычен для него, что требует полного и непрерывного напряжения внимания. Напротив, опытный человек очень мало занят самим процессом записывания. В центре его сознания находится главным образом содержание того, что говорит лектор, а записыванию он уделяет лишь незначительную часть своего внимания.

На этом и основана возможность распределения внимания. Уметь распределять внимание - значит уметь, имея в центре сознания одну деятельность, некоторое внимание уделять и другой деятельности, т. е. держать её поблизости от центра сознания.

Распределение внимания объясняется тем, что привычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться участками коры, находящимися в известной степени торможения. «Разве это не обычная вещь,- писал И. П. Павлов,- что мы, занятые, главным образом, одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбуждённым?»

Во всех водительских профессиях (паровозный машинист, шофёр, вагоновожатый) уменье распределять внимание является необходимым условием. Чрезвычайно высокие требования к распределению внимания предъявляет работа лётчика, дирижёра, учителя.

Внимание лектора, докладчика, оратора обычно должно быть сосредоточено на содержании тех мыслей, которые он излагает. Без этого невозможно говорить, не имея перед собой написанного текста. Но хороший лектор известную долю внимания должен уделять и другим предметам. Он должен следить за аудиторией, чутко улавливать все признаки понимания или непонимания, заинтересованности или скуки; лектор, думающий только о содержании своей речи и не обращающий внимания на аудиторию, никогда не сумеет эту аудиторию заинтересовать и увлечь. Иногда он должен взглядывать на часы и мысленно сопоставлять оставшееся время с тем количеством материала, которое он должен успеть сообщить; без этого он никогда не уложится в срок. Все эти объекты у опытного лектора находятся поблизости от центра сознания. Он не теряет их из виду, но в то же время не отвлекается от предмета своей речи.

Недостаточное уменье распределять внимание часто является причиной неудач в шахматной игре. Человек, склонный настолько погружаться в собственные планы и комбинации, что всё остальное, происходящее на доске, остаётся вне поля его внимания, неизбежно допускает «зевки» и не реагирует своевременно на ходы и комбинации противника. Хороший шахматист должен уметь, как бы он ни был занят развитием своей идеи, следить за всей доской, уделяя некоторую часть внимания даже самым неинтересным для него участкам её.

4) Переключение внимания

Из ежедневного опыта мы знаем, что всякое начало трудно. Когда пишешь сочинение или письмо, самое трудное - написать первую фразу. При публичном выступлении, особенно у неопытных ораторов, начало речи идёт гораздо менее гладко, чем продолжение. Одна из причин этого - в трудности сразу сосредоточиться на новой работе, целиком переключить на неё своё внимание. Многие люди нуждаются в некотором промежутке времени, для того чтобы успеть сосредоточить, собрать своё внимание на той деятельности, к которой они приступают.

Переключением внимания и называется сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Переключение внимания представляет собой перемещение по коре участка с оптимальной возбудимостью, регулируемое главным образом сигналами второй сигнальной системы. Способность к быстрому переключению внимания в сильной мере зависит от подвижности нервных процессов.

Некоторые люди могут легко и быстро переходить от одной деятельности к другой и сразу же начинают выполнять её с полным вниманием. Это люди, у которых внимание подвижное, гибкое. Для других переход от одного дела к другому связан с некоторым усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Это люди с мало подвижным вниманием.

Способность быстрого переключения внимания особенно остро нужна в тех случаях, когда требуется тотчас реагировать на кратковременное и неожиданное раздражение. Такие задачи постоянно встают перед лётчиком, шофёром, паровозным машинистом.

Если нужно, чтобы в некоторый момент внимание было приготовлено к восприятию какого-нибудь раздражения, следует предварительно дать сигнал. Так поступают, например, при подаче команды: «предварительная команда» служит сигналом для «исполнительной команды».

Важно, чтобы сигнал был выдан своевременно. Если дать его слишком поздно, внимание не успеет приготовиться; если дать слишком рано, внимание утомится от пассивного ожидания и может наступить «колебание внимания». Лучше всего давать предварительный сигнал за 2 секунды.

Рассеянность

Слово "рассеянность" употребляется в двух смыслах. Этим словом обозначают два вида невнимательности, происходящие от разных причин. Рассеянность в первом смысле - это слабость произвольного внимания; следствием ее является чрезвычайно лёгкая отвлекаемость и полная неустойчивость внимания.

Слабость очага возбуждения, вызываемого сигналами второй сигнальной системы, обусловливает состояние, когда слабые внешние раздражители отвлекают внимание. Человек ни на чём не сосредоточивается на долгое время, внимание его непрерывно перескакивает с одного на другое. Эти черты наблюдаются очень часто у детей младшего возраста. Всякий взрослый человек способен иногда впадать в такого рода рассеянность, например, в состоянии сильного утомления. Если же такая рассеянность является постоянной чертой человека, это говорит о дезорганизованности и невоспитанности его внимания.

Яркий пример рассеянности в этом смысле представляет собой Хлестаков («Ревизор» Гоголя). Это одна из самых характерных его черт. «Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли»,- говорит о нём Гоголь. А сам Хлестаков очень наивно, но и очень верно говорит о себе: «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях». Внимание его в каждый момент направлено на то, что оказалось перед его глазами или случайно пришло ему на память, и с лёгкостью, действительно необыкновенной, перескакивает с одного предмета на другой.

Совершенно иной характер имеет рассеянность во втором смысле. Она выражается в том, что человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, что не способен замечать ничего другого, настолько погружён в свои мысли, что временами перестаёт отдавать себе отчёт в самых элементарных вещах. При такой рассеянности, конечно, нельзя говорить о слабости внимания; наоборот, сила сосредоточения здесь очень велика. Но всё же недостаток внимания имеется: это - неуменье распределять внимание и плохая способность к переключению. У таких людей внимание сильное, но узкое и мало подвижное.

Основными причинами этого вида рассеянности являются: во-первых, чрезмерно сильная заторможенность всей коры, кроме участка с оптимальной возбудимостью, и, во-вторых, малая подвижность нервных процессов.

Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» является законченной иллюстрацией рассеянности в этом втором смысле. Все его помыслы и интересы сосредоточены на одном предмете: переписывании бумаг, и от этого предмета внимание его никогда не может оторваться. «Ни один раз в жизни,- пишет Гоголь,- не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице... Но Акакий Акакиевич, если он и глядел на что, то видел на всём свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на середине улицы».

Воспитание внимания

Мы знаем, что внимание проявляется во всей нашей психической жизни. Поэтому хорошая работа внимания является обязательным условием, без которого невозможен успех ни в какой деятельности.

Первое условие хорошего внимания - это наличие достаточно широких и устойчивых интересов. Ведь, как мы знаем, всякое внимание зависит от интереса: непроизвольное - от непосредственного интереса к самой деятельности, произвольное - от интереса к результатам этой деятельности. Человек, ничем серьёзно не интересующийся, едва ли может иметь внимание более высокого уровня, чем у Хлестакова.

Второе, что нужно для развития внимания,- это выработать в себе уменье заставлять себя произвольно сосредоточивать внимание в любой момент и на любом предмете. Нужно сделать внимание своим послушным орудием. Не внимание должно быть хозяином человека, а человек должен быть хозяином своего внимания.

Третье средство воспитания внимания - приучить себя работать в неблагоприятных условиях. Привыкая бороться с отвлекающими раздражениями, человек закаляет своё внимание, делает его сильным и выносливым.

Четвёртое условие - никогда не работать невнимательно. Нужно помнить, что всякая невнимательная работа приучает человека быть невнимательным.

Наконец, последнее условие - возможно лучше знать особенности своего внимания, его сильные и слабые стороны. Для полного исправления недостатков своего внимания нужна большая работа над собой. Но нельзя приступить к этой работе, не поняв сначала, в чём эти недостатки заключаются.

Вопросы для повторения

1. Что называется вниманием?

2. В чём заключается закон индукции нервных процессов и какова его связь с явлениями внимания?

3. При каких условиях какой-нибудь объект становится «интересным» для данного человека?

4. Какова роль непроизвольного и произвольного внимания в процессе трудовой деятельности?

5. Как бороться с отвлечением внимания?

6. При каких условиях может сохраняться длительная устойчивость внимания?

7. Какая разница между понятиями «объём внимания» и «распределение внимания»?

8. Какова величина объёма внимания?

9. При каких условиях возможно распределение внимания?

10. Чем отличается переключение внимания от колебаний неустойчивого внимания?

11. Перечислите важнейшие средства воспитания внимания.

Глава VI. ПАМЯТЬ

Общее понятие о памяти

Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.

В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на протяжении всей жизни.

Возможность сохранения и последующего оживления временных связей представляет собой необходимую основу психической деятельности. Память проявляется в узнавании и воспроизведении.

Узнавание - это то проявление памяти, которое обычно связано с восприятием. Воспроизведение же может происходить и вне процесса восприятия.

Я закрываю глаза и воспроизвожу вид своей комнаты, улицы, на которой я живу, или какого-нибудь знакомого лица. Я могу сказать наизусть стихотворение. Пианист может сыграть наизусть знакомую ему пьесу. Я могу кратко рассказать содержание предшествующей главы этого учебника. Всё это разные случаи воспроизведения, т. е. восстановления, обнаружения ранее образованных временных связей.

Необходимым условием узнавания и воспроизведения является запоминание и последующее сохранение того, что я воспринял, думал, чувствовал или делал.

Запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание - это основные процессы памяти. Запоминание является условием или предпосылкой сохранения в памяти, а воспроизведение и узнавание - результатом или обнаружением того, что данный объект сохранился в памяти.

Итак, памятью называется отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Отвлечение внимания

Иногда различные способы отвлечения внимания становятся лучшими друзьями менталиста. Я, конечно, имею в виду нечто более изящное, чем «А что это у тебя на носу?» или «Смотри-ка, у тебя ботинки грязные». Хотя на деле разница не очень большая.

Для чего нам может пригодиться способность отвлечь внимание другого человека?

Все просто. Если собеседник не сосредоточен на вас и том, что вы делаете, то, скорее всего, не заметит маленькие трюки из арсенала менталиста, допустит ошибку и раскроется.

Как фокусники используют отвлечение внимания? Простой пример - на сцену просят подняться кого-то из зала, желательно привлекательную девушку, чтобы ассистировать в следующем номере. Основная хитрость заключается в том, что фокусник делает это как раз в тот момент, когда ему требуется чуть-чуть смухлевать. С уверенностью можно сказать, пока девушка будет подниматься на сцену, внимание всех присутствующих в зале будет приковано именно к ней, а у фокусника появится время, чтобы сделать все, что нужно, например, незаметно переложить что-то в карман или перемешать колоду карт.

Итак, с фокусниками понятно, а чем отвлечение внимания может быть полезно для менталиста?

Что ж, это не так сложно, как кажется. Отвлечение внимания на самом деле лишь способ слегка сбить человека столку или подтолкнуть его сконцентрироваться на себе самом, а не на том, что происходит вокруг. Не уверены, что до конца поняли?

Что ж, обычно, когда мы встречаем кого-то в первый раз, то определенным образом приветствуем его, например кивком или рукопожатием. Новый знакомый со своей стороны повторяет приветственный жест, одновременно с этим рассматривая вас и приходя к определенным выводам относительно вашей личности.

Но что, если вместо традиционного рукопожатия вы пожмете его руку слишком сильно или не будете разрывать контакт несколько дольше, чем это принято, или, наоборот, ваше рукопожатие окажется слишком слабым? В общем, что, если вы сделаете что-то не совсем обычное?

Тогда неожиданно ваш новый знакомый начнет обдумывать, что бы могло обозначать ваше рукопожатие. Он смещает фокус своего внимания внутрь. Сторонний наблюдатель, скорее всего, подумает, что этот человек вовлечен в разговор/встречу также, как и остальные, но на самом деле все его внимание занимает лишь один вопрос: почему вы пожали ему руку именно так? Таким образом, вы отвлекли его внимание от себя и взяли ситуацию под свой контроль.

Кажется, все довольно просто, правда?

Отвлечь внимание человека можно не только физическими действиями. Ваши слова, а также то, когда и как вы говорите, - это потенциальные отвлекающие факторы.

Сложные предложения с несколькими длинными словами подряд могут отвлечь и совершенно сбить с мысли вашего собеседника или даже помешают ему сформулировать контраргумент в споре. Еще можно отвечать вопросом на вопрос.

Например, продавец спрашивает: «Вы хотите приобрести расширенную гарантию для этого телевизора?», а вы отвечаете: «Какое, вы говорите, у него разрешение?»

Простой, безобидный вопрос. Но это совсем не то, что ожидал услышать продавец, поэтому у вас появляется возможность перехватить контроль над ситуацией и получить нужную информацию: «Действительно ли мне нужна эта расширенная гарантия?»

До сих пор наше обсуждение вербальных отвлекающих факторов было несколько гипотетическим и по большей части основывалось на идее о том, что наша цель - вытолкнуть человека из его зоны комфорта.

Но есть способ вести диалог таким образом, чтобы внимание собеседника было направленно на него самого постоянно и ни в коей мере не касалось вас. Я говорю о сократическом диалоге. Его суть заключается в ответе на вопросы новыми вопросами.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

НАРКОТИЗАЦИЯ, ИЛИ ОТВЛЕЧЕНИЕ Наркотизация, или отвлечение, является активной фрагментацией внимания, рассеиванием энергий и отвлечением от чего-либо неприемлемого. Для наших практических целей (не учитывая эффектов тренировки) мы обычно располагаем относительно

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Депотенциализация, или Отвлечение А вы пока посмотрите, какие тут трубы… Брюс Уиллис в фильме «Армагеддон», обращаясь к японцам, слегка удивленным стрельбой на буровой вышке. Если вы работаете прямым путем, то прибегаете к требованиям и уговорам. «Купи шубу. Ну,

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Переключение внимания Вы задаете мне вопрос: «Почему вы нам рассказываете про психолингвистику?» На это я отвечаю: «Психолингвистика очень важная вещь! Но система психологической подготовки включает в себя целый ряд параметров. Один из них, например, – комплексная

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ Здоровый ребенок. У ребенка постоянные проблемы с концентрацией внимания. Если циклотимик имеет эти проблемы в силу своего неуемного интереса к миру, то ис–тероидному ребенку трудно концентрироваться на чем–либо, кроме своей особы. Однако он

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Женщина. Подчинись или властвуй автора Виталис Вис

2.44. Отвлечение внимания Из пособия для стервы. Если мужчина во время беседы спрашивает вас о чем-то, что вы желали бы скрыть, используйте манипулятивную технику «отвлечение внимания»:– рассмейтесь (скорее всего, он спросит, чему вы смеетесь, и вы сможете легко перевести

Из книги Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше автора Салливан Боб

Элемент 6. Отвлечение Нет ничего сложного в том, чтобы пасть жертвой иллюзии многозадачности и отвлечься. Отвлечение – это враг адаптации, способный привести вас прямо к плато. Каким образом мы узнаем, когда и что нужно менять в мире безжалостных отвлечений?Решение:

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Отвлечение внимания Иногда различные способы отвлечения внимания становятся лучшими друзьями менталиста. Я, конечно, имею в виду нечто более изящное, чем «А что это у тебя на носу?» или «Смотри-ка, у тебя ботинки грязные». Хотя на деле разница не очень большая.Для чего нам

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Вынужденное отвлечение Главная проблема с отвлекающими факторами, внутренними или внешними, заключается в том, что они… ну, отвлекают. Дело не только в том, что, как я уже говорил, сосредоточение требует усилий. Для мозга отвлечение на новую информацию, которая появляется

Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай

Краткий обзор лечения: отвлечение Показания к применению: составьте список отвлекающих факторов, которые доказали свою эффективность, и прибегайте к их помощи каждый раз, когда навязчивые мысли начнут стучаться в дверь вашего сознания.Действие: минимизирует вред от

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Из книги Книга Государя [Антология политической мысли] автора Светлов Роман Викторович

Глава XIV Следует ли государю помышлять только о войне. Отвлечение, связанное с рассуждением об охоте Всем людям, состоящим на военной службе, свойственна педантичность, имеющая основание в избыточном рвении. Каждый солдат становится педантом, если он почти все внимание

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Периоды внимания Существуют своеобразные периоды внимания (приблизительно по 10–15 минут). По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов