Эмпатия определение. Эмпатия в психологии. Когда проявляется эмпатия

в разделе:

Современный мир диктует свои правила и мы просто вынуждены подстраиваться под них. А правила таковы, что с каждым годом времени становится почему-то все меньше. Нет, речь не идет о надвигающейся старости. Мы говорим о том, что даже на мелочи нам не хватает времени: с самого утра мы носимся по квартире в поисках ключей, мобильника и докрашиваем глаза на ходу, ругаемся на внезапно возникающие пробки. И всё равно опаздываем.

Как это ни печально, но наши дети вырастут точно такими же. Почему-то привычка опаздывать «передается по наследству». Во многих семьях утро начинается с фраз типа «давай быстрее», «поторопись», «мы опаздываем». При этом положительного результата всё равно не будет, даже спустя годы. Ребенок вырастет таким же копушей, не способным уложиться во временные рамки, как и его родители и будет везде опаздывать.

Чтобы этого избежать, придется не только научить ребенка следить за временем, но и изменить свой собственный . Научиться везде успевать, ничего при этом не забывая. Ведь, такое умение вырабатывается со временем, а не возникает при рождении.

Дети лет до пяти, а некоторые и до самой школы, лишены понятия времени. Они заигрываются, отвлекаются и забывают о запланированных делах. Ложась ближе к полуночи, с трудом просыпаются утром, и как следствие, медленно собираются и опаздывают. Чтобы выработать привычку везде успевать, придется следовать некоторым правилам.

Соблюдайте режим

Да-да, ребенок, а особенно , должен ложиться и вставать в одно и то же время, как было принято у наших бабушек. Со временем его организм привыкает к графику и вы получите возможность не будить криками по утрам ваше чадо – он будет просыпаться сам. Это же касается и других жизненно необходимых дел – приема пищи, отдыха, выполнения домашнего задания. На отдых и сон у ребенка должно быть четко отведенное время, тогда утром он встанет бодрым и не будет спать на ходу в течение дня.

Правильно организуйте пространство

Окружающие нас вещи значительно влияют на нашу жизнь, в том числе на пунктуальность. В комнате ребенка должно быть четко организовано пространство: игрушки в зоне отдыха, учебники и канцелярия - в рабочей зоне, и конечно же, все вещи должны быть в гардеробе, а не на стульях. Правильно организованное пространство способствует экономии времени и быстрым сборам.

Делайте подсказки

Тайм-менеджеры советуют даже взрослым составлять план действий на предстоящий день. Режим дня должен быть четко расписан не только для вас самих, но и для ребенка. Должно быть выделено время для отдыха, учебы, игр и выполнения домашнего задания. Развесьте цветные стикеры по комнате с указанием времени или порядка действий. Такая игровая форма поможет ребенку собраться и не потеряться в море важных дел.

Еще поможет специальный будильник, приобретенный для таких целей. Например, вы разрешаете ребенку поиграть на компьютере полчаса. Конечно, по истечение этого времени никто игру не выключит, если вы не заставите. Заведите будильник на это время, а лучше два - на 20 минут и на 30. Такие напоминания помогут ребенку сориентироваться.

Сколько раз вы сами опаздывали на встречи, пропускали важные моменты или обижали своих близких из-за привычки опаздывать? А ведь, правильно говорят: "Точность - вежливость королей". Иногда из-за опоздания на важную встречу можно упустить ту или иную возможность. А для многих работодателей частые опоздания говорят о безответственности сотрудника. И чтобы не создавать проблемы ребенку в будущем, надо научить его беречь время сейчас.

Материал подготовила: воспитатель Л.Т. Агафонова, г. Санкт-Петербург, Приморский район, ГБДОУ № 75.

Как не опаздывать в школу и детский сад: 11 советов родителям

Ответственность за опоздания ребенка полностью лежит на плечах родителей. Если опоздание разовое, возможно, виноват механизм будильника, внезапно вышедший из строя, или соседи, которые не давали вам и малышу спать всю ночь. Но если опоздания стали систематическими или, хуже того, ежедневными, если вы каждый день даете себе обещание встать пораньше и собраться побыстрее, хорошо покушать с утра, но малыш бойкотирует сборы, остается без завтрака и одевается на бегу, значит проблема куда серьезнее. Если вы хотите вырваться из «утреннего форс-мажора»: череды лихорадочных сборов, спешки и стыда от опозданий на первый урок или на зарядку в садике, вам пригодятся советы психологов.

Опоздание – это нарушение дисциплины

Развивайте в себе и своем ребенке самодисциплину. Самодисциплина состоит в способности действовать независимо от желаний и эмоций. Чтобы это качество окрепло, придерживайтесь нескольких правил:

  • соблюдайте порядок в доме,
  • следите за собой,
  • старайтесь сдерживать обещания,
  • выполняйте план, который себе наметили на день, неделю, месяц,
  • найдите себе пример для подражания (близкого человека или известную личность, которые, по вашему мнению, демонстрируют железный контроль над собой),
  • убеждайте себя в том, что вы дисциплинированный человек, находите этому многочисленные подтверждения в своих поступках.

Если вам удается следовать этому плану, ваш малыш обязательно переймет ваши способности к самодисциплине и вскоре приятно удивит вас.

Соблюдайте режим дня всей семьей

Ребенок и взрослые должны трудиться и отдыхать в едином ритме, ложиться спать и есть в одно и то же время каждый день. Нарушение распорядка дня более чем на час чревато тем, что наши внутренние часы сбиваются, мы начинаем испытывать стресс и теряем работоспособность. Для начала составьте график на будние дни и выходные, который считаете для себя и малыша оптимальным. В нем необходимо учесть физиологические потребности: 9-10 часов сна для ребенка, 7-8 часов сна для себя, 3-4 разовое питание, гигиенические процедуры, учебу или игры. Обсудите график с ребенком, учитывайте его пожелания: выделите время для игр, творчества и занятий, прогулок, кружков и секций.

Настроение с утра программируется с вечера

Ранним утром настраивайте себя и ребенка на позитивный лад. Ласка, объятия и нежность – лучшее, что вы можете использовать, когда будите ребенка. Уделите внимание общению с малышом, а не включайте телевизор. Старайтесь как можно меньше конфликтовать и избегайте напряжения. Стресс с утра может стать причиной рассеянного внимания и раздражительности в течение всего дня. Чтобы с утра не суетиться, а посвятить время более приятным вещам, заранее просыпайтесь, по максимуму собирайтесь с вечера.

Обязательные утренние ритуалы

До 7-10 лет ребенок еще не может себя организовать, а отказ от утренних ритуалов (умывание, уборка кровати и так далее) может сформировать у ребенка нездоровые привычки. С утра родителям нужно не только собраться самим, но и собрать и скоординировать действия малыша, который может в любой момент замечтаться, заиграться и забыть обо всем. Не забывайте, что ребенок тогда будет все делать по порядку и с охотой, когда вы сами вместе с ним каждый день проделываете одни и те же процедуры: делаете зарядку, чистите зубы, принимаете душ, завтракаете здоровой пищей, тщательно причесываетесь, одеваете опрятную одежду, ухаживаете за обувью и так далее.

Ребенок нуждается во внимании и помощи

Отличный способ ничего не перепутать и не забыть с утра – табличка с утренними рутинами. Если ребенок еще не читает, можно все действия нарисовать в виде понятных картинок или символов (зубная щетка, расческа). Не стоит рассчитывать, что малыш будет все это проделывать самостоятельно, без вашей помощи и контроля. На момент пробуждения ребенка большую часть своих дел вы уже должны завершить, за счет этого появится возможность уделить ему внимание. За успешное и быстрое утреннее приготовление обязательно похвалите ребенка и поощрите его.

Вставайте раньше, раньше ложитесь

Даже самая тщательная организация процесса не поможет, если вы или ваш ребенок не выспались. С утра рассеянное внимание и плохое самочувствие могут сыграть с вами злую шутку. Да и сам будильник после 3-4 часов сна может быть вами невольно проигнорирован. Доказано, что хронический недосып оказывает губительное влияние на организм человека, и особенно он вреден для растущего организма. Ребенок нуждается в 1-3 дополнительных часах сна, поэтому не может лечь одновременно со взрослыми и встать вместе с ними. Будильник заводите так рано, как необходимо, чтобы без спешки сделать все дела. Обычно 30-60 минут достаточно, чтобы собраться в школу или сад, если большая часть дел переделана, а вещи собраны уже с вечера.

Будильник можно использовать как таймер

Будильник может быть полезен и при планировании. Ставьте его, например, на время выхода из дома (или минут за 5 до этого), заводите будильник, чтобы точно знать, когда необходимо перейти к завтраку. Для этих целей можно использовать кухонный механический или электронный таймер.

Точно рассчитывайте время

Рассчитывайте время без преувеличений. Время на зарядку, завтрак, дорогу до школы должно соответствовать истине. Не надейтесь, что успеете добежать за 3 минуты, если обычно тратите около 10. Кроме того, к общему времени всегда лучше прибавить минут 10-15 на форс-мажор (разлитое на школьную форму молоко, исчезнувшие куда-то очки и так далее).

Сначала собраться, а потом уже развлекаться

Выпить теплый какао и посмотреть любимый мультфильм – отличный план на утро, но только после того, как вы и малыш будете полностью готовы к выходу (останется только одеться, обуться и взять портфель или любимую игрушку). Если вдруг вы забудетесь и опомнитесь за пять минут до выхода, вы, скорее всего, не опоздаете. Одевайтесь до завтрака и приучайте к этому ребенка.

Готовьтесь с вечера

Максимум дел нужно завершить еще с вечера и приготовить себе все необходимое для утренних сборов. Одежда должна быть подобрана и аккуратно вывешена на стул или вешалку, аксессуары, заколки и все необходимые вещи должны лежать на виду, меню завтрака также продумывайте с вечера и готовьте продукты, которые для этого необходимы. Портфель собирайте с вечера, школьную форму отглаживайте заранее. С вечера готовьте ребенку ланч-бокс с полезными и вкусными продуктами для дневного перекуса.

Упрямству – бой

Утреннее упрямство детей – бич многих родителей. Почему-то именно в спешке и после пробуждения малышу больше всего нравится капризничать и лениться. Наказывать и ссориться с утра – не самый лучший выход. Лучше всего переводить капризы в шутку. Постарайтесь отвлечь малыша, шутите, вовлекайте его в соревнования и удивляйте малыша нестандартными предложениями («Твоя кофта будет скучать по тебе, если ты ее не оденешь, может, она сможет поехать в школу в твоем портфеле?»).Если упрямство никак не удается победить, уверенно и спокойно, даже если и против его воли, умойте, оденьте и обуйте ребенка и посадите его за завтрак. Предупредите, малыша, что завтра он сможет проделать все это самостоятельно, если у него будет хорошее настроение, а вы будете рады поощрить его помощь и хорошее поведение, например, посещением зоопарка в выходные (но обещание нужно обязательно выполнить, если малыш станет покладистым).


По каким причинам ребёнок может постоянно опаздывать в школу…

Многих раздражает привычка знакомых опаздывать. И в самом деле, куда приятнее иметь дела с пунктуальными людьми. Но к пунктуальности нужно приучать еще с детства.

Однако, на отмечают, если школьник уже систематически опаздывает в школу, то здесь может быть несколько причин, среди которых:

  1. У детей нет чувства времени. Они очень легко отвлекаются, засматриваются мультиками или передачами, заигрываются в процессе сборов, могут даже проспать уроки. Лишь небольшое количество детей хорошо ориентируются во времени и не нуждаются в присмотре взрослых.
  2. Привычка. Если в раннем детстве ребенок опаздывал с мамой или папой в дет.сад на завтрак, то будучи школьником ему сложно отучиться от этого.
  3. Психологические проблемы. В случае, когда школьник опаздывает на конкретный предмет к одному и тому же учителю, то стоит поговорить с ребеноком, узнать, как складываются его отношения с педагогом, есть ли какие-то проблемы. Бывают ситуации, когда и явного конфликта нет, но обстановка на уроке для ребенка является некомфортной и он всячески отодвигает момент встречи.
  4. Сложно добраться до пункта назначения. Если дорога в школу или спортивную секцию предполагает пересадки на автобусе или другом транспорте, то школьник может отодвигать момент выхода из дома.
  5. Пример родителей. Если в семье кто-то из родителей имеет привычку опаздывать, то этот стиль поведения может перейти и ребенку, и если в первое время ребенок может волноваться по поводу своих опозданий, то через время он к этому привыкает и не видит в этом никакой проблемы.
  6. Внутренний дискомфорт из-за пунктуальности. Это больше всего свойственно подросткам ввиду возрастного чувства одиночества. Они чувствуют себя уверенней, когда им звонят, спрашивают, где они. Тем самым они компенсируют дефицит внимания, которое недополучили в детстве.

Режим дня. Ребенку важно знать, в котором часу ему ложиться спать, а в какое время просыпаться. При этом, ребенку нужно спать порядка девяти часов. Если он выспался, то и проснуться сможет без будильника. Он будет энергичен и активен весь день. Чтобы школьник ложился спать в одно и тоже время, можно ввести определенные ритуалыперед сном (или скорее распорядок): перед ужином он наводит в комнате порядок и собирает рюкзак в школу, потом ужин со всей семьей, после — время общения с родителями, а затем ребенок принимает душ, желает родителям спокойной ночи и ложится спать. При регулярном повторении этой традиции проблем с засыпанием в определенное время не будет.

Приучение ориентироваться во времени. Если школьник, заигрывается в компьютерные игры и пересиживает дозволенное время, то можно пойти ему на уступку и дать дополнительные 10 минут. Не помешает, если на столе у ребенка будут стоять часы, и он сам будет отслеживать время. Если время вышло, а ребенок опять забылся, то можно ему тактично напомнить, что пора выключать компьютер и заняться другими делами. Тем самым ребенок научится чувствовать время, а также будет ответственным и собранным.

Планирование дел на завтра. Хорошо поддерживает дисциплину понимание того, что нужно сделать за день. При этом важно отводить отдельное время на дорогу. К примеру, выход в школу 7.45, а время в школе с 8.00-14.00. Благодаря такой простой процедуре ребенок будет спокоен и уверен в себе.

Если родители смогут в течение 40 дней выполнять все рекомендации, то школьник начнет привыкать к пунктуальности. А если и год выдержат, то их ребенок станет воплощением пунктуальности.

Денис Разумовский

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодняшняя статья будет посвящена проблеме, которая может затрагивать многие семьи, а именно, как себя вести, если ребенок опаздывает, что делать в подобной ситуации.

Причины

Сложности с утренним пробуждением часто становятся причинами опаздывания в школу

Очень важно вовремя выявить причины, по которым малыш систематически или периодически опаздывает, и начать бороться с ними еще в детском возрасте.

Родители должны понимать, что по мере взросления постоянные опоздания не будут приводить ни к чему хорошему. У молодого человека возникнут проблемы не только в школе, но и в университете, на работе, у него могут появиться сложности даже в устроении личной жизни.

На самом деле причин, по которым ребенок не вовремя приходит на первый урок может быть много, давайте рассмотрим основные из них.

  1. Если ваш ребенок опаздывает в школу, возможно причина не только в нем. Некоторые родители и сами могут постоянно злоупотреблять своим временем. Задумайтесь, может и вы опаздываете на работу и уже давно пришло время это изменить в своей жизни, тем более вы видите, как ваше поведение влияет на поведение чада.
  2. Важно соблюдать режим дня . Чем раньше вы приучите малыша ложиться спать в одно и то же время, кушать, бодрствовать, тем легче ему будет приучить себя к пунктуальности, и вовремя отправляться в школу.
  3. Готовьте ребенка с вечера, собирайте портфель, проверяйте наличие чистой выглаженной одежды, почищенной обуви. Убедитесь в том, что он сделал все свои утренние дела с вечера.

Мой сын по утрам ухаживает за своими питомцами: кормит кота, улитку, муравьев. Эти действия он не может совершить с вечера. Именно поэтому просыпается заранее, чтобы вовремя выйти в школу.

  1. Попробуйте вместе с малышом выяснить, по какой причине он опаздывает. Объясните ребенку, что своими действиями он сможет добиться того, что:
  • его не впустят в класс;
  • он не успеет написать контрольную, начавшуюся со звонком;
  • он расстроит учителя;
  • своим поздним заходом в кабинет и раскладыванием вещей помешает другим детям;
  • на него обидятся друзья, которые хотели пообщаться перед началом занятий.

Как видите причин, по которым дети могут опаздывать несколько. Чтобы определиться с методом решения сложившейся ситуации, желательно вовремя их выявлять. Не забывайте о том, что ребенка нужно приучать к пунктуальности, начиная еще с ранних лет, а также к соблюдению дневного распорядка.

Хорошие привычки, в том числе и пунктуальность, стоит формировать с самого детства. Если ваш ребенок регулярно опаздывает в школу и на дополнительные занятия и не умеет распоряжаться своим временем, эта проблема не решится сама по себе. Почему так происходит и как «подружить» ребенка с часами, для «О!» рассказывает психолог Светлана Пятницкая.

Почему ребенок привык опаздывать

У детской непунктуальности много причин, некоторые из них не зависят от самого ребенка. Например, темперамент: есть дети, медлительные от природы. У ребенка также может быть синдром нарушения внимания, который также характеризуется медлительностью, неспособностью быстро переключаться, и в этом случае нужно не торопить его, а обратиться за помощью к неврологу. Среди других причин — привычка все делать в последний момент, неразвитое чувство времени, плохой пример родителей, которые сами опаздывают, но не переживают по этому поводу, не будят ребенка вовремя. Опоздания в школу или на секцию могут быть также проявлением скрытого и нежелания ходить на занятия.

Как ему помочь

Начните с себя

Если в вашей семье опаздывают не только дети, следует и подавать младшим хороший пример. Кроме того, вы можете сформулировать сами для себя, почему вы хотите вырастить пунктуального человека. Например, так: «Я хочу, чтобы к 2030 году мой ребенок приходил в университет или на работу вовремя, чтобы он ценил свое и чужое время, чтобы у него была репутация ответственного человека. Что я делаю для этого уже сейчас? Что будет, если я пущу все на самотек? ». Ответы на эти вопросы помогут вам понять, как решать проблему с опозданиями. Многое вы можете сделать уже сейчас.

Живите по плану

Соблюдайте режим дня. Привычка ложиться спать и просыпаться в одно и то же время хорошо формирует так называемые внутренние часы.

Готовьтесь к новому дню. Соберите вместе с вечера все необходимое к школе или саду: положите в сумку книги и тетради, проверьте, сделаны ли уроки и другие задания, выглажена ли форма.

Планируйте всю неделю. В выходные решите, чем будете заниматься на неделе: например, после занятий во вторник пойдете в музей, а в субботу — в гости. Накануне каждого дня детализируйте эти планы: что нужно купить перед походом в гости, как удобнее идти с занятий в музей. Будьте последовательны: планируйте каждый день.

Ищите причину опоздания вместе с ребенком

Выпишите в два столбца последствия опозданий. В левый — что можно потерять, если быть непунктуальным: «Друзья обижаются», «Учитель не пустил в класс», «Плохо написал контрольную». Сюда же выписать более конкретные минусы этого: «Теперь не с кем гулять», «Стал хуже учиться», «Быстро бежал и сильно устал». В правом столбце запишите плюсы опозданий: «Поспал подольше», «Не пришлось идти на нелюбимый урок». Дополните этот столбец уже сами, с позиции взрослого человека: «За лишние 5 минут выспаться нельзя», «На занятия все равно надо ходить». Обсудите все записанное с ребенком. Этот анализ поможет установить скрытые причины поведения малыша, разобраться с тем, что ему дают опоздания, а чего лишают, и как с этим бороться. Выход всегда есть.

Развивайте чувство времени

Это процесс небыстрый, такая работа должна вестись поэтапно с самых ранних лет. К 3 годам дети уже отличают утро от ночи, а день от вечера, и знают, в какое время суток спят, а когда играют. К 4−5 годам ребенку известны времена года и их признаки. В 5−6 лет — месяцы и дни недели. К первому классу детей надо знакомить с часами, минутами, секундами. Делать это можно так: «Когда я говорю „один“, проходит секунда, „два“ — уже две. Когда досчитаю до 60, пройдет целая минута!». Научите ребенка определять время по часам: «Часовая стрелка толстая и короткая, она показывает, который час. Минутная тоньше и длиннее, а самая тонкая и быстрая — секундная, смотри, как она бежит!». Эти знания нужно использовать на практике: «Ты хочешь поиграть? Хорошо, у тебя есть 15 минут. Когда маленькая стрелка будет на этой цифре, а большая — на этой, я напомню тебе об окончании игры», «Твой мультфильм покажут в 12 часов: когда две большие стрелки будут вместе на 12».

Купите несколько песочных часов: на минуту, три и пять. Покажите ребенку, как они работают, и предложите за минуту помыть свою тарелку и чашку, за три — умыться и почистить зубы, за пять — нарисовать картинку. Засекайте вместе время на привычные действия: сколько занимает дорога до школы, как быстро можно собрать форму для плавания.

Используйте визуализацию

Нарисуйте круг, поделите его на сектора по 5 минут и отметьте, за какое время можно проснуться и встать, одеться с утра, умыться, позавтракать, дойти до школы. Эта диаграмма красноречиво продемонстрирует ребенку, что он попросту не успеет в школу, если проспит или будет долго собираться.

Перед какой-либо деятельностью полезно строить предположения, сколько времени она займет: «Как думаешь, за сколько мы успеем решить этот пример?», а также сколько его потребовалось в реальности: «Сколько ты качался на качелях?». Так вы поможете ребенку лучше чувствовать время, а в результате и ценить его.