Развитие эмоций у детей. Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте. Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение

Инъекции гиалуроновой кислоты для омолаживающего эффекта часто сопровождают синяки под глазами и отеки. Это временное осложнение, которое исчезает при правильном уходе.

Нежелательный эффект: синяки и отеки после инъекций гиалуроновой кислоты

Синяки и отечность под глазами после уколов гиалуроновой кислоты – довольно частое явление, с которым сталкиваются практически все пациенты. Не стоит паниковать и тем более предъявлять претензии по этому поводу своему косметологу.

Материалы, использующиеся для инъекций при контурной пластике, производятся исключительно фармацевтическими предприятиями, и гарантированно безопасны для человека. Препараты с содержанием гиалуроновой кислоты очень хорошо переносятся.

Тем не менее, порой пациенты, не ознакомленные с особенностями процедуры, могут быть первоначально разочарованы из-за неоправданных ожиданий. Процедура введения филеров гиалуроновой кислоты не является совершенно безболезненной и быстрой. Любое малейшее вмешательство приводит к естественной реакции организма, провоцирующей отек под глазами и в других травмированных областях лица.

Синяки под глазами и отеки являются наиболее часто встречающимися доброкачественными эффектами после инъекций. Возможно проявление среднесрочных эффектов, но очень редко.

Поэтому, перед тем как приступить к курсу омолаживающих процедур, следует внимательно ознакомиться с механизмом проведения процедуры и быть готовым к возможным краткосрочным побочным эффектам. Важно заранее предусмотреть необходимость ухаживающих процедур для избавления от краткосрочных осложнений и достижения максимального эффекта омоложения.

Возможные побочные эффекты

К выбору препаратов для подкожных инъекций следует подходить с учетом их особенностей. Качество филеров с гиалуроновой кислотой зависит от степени ее очистки. Известно, что гиалуроновая кислота, имеющая животное происхождение, отличается наиболее выраженным аллергическим эффектом, одним из проявлений которого является отек в месте инъекции.

Все побочные явления, возникающие после уколов гиалуроновой кислоты, различаются по длительности и степени осложнения.

Среди краткосрочных побочных эффектов после уколов наиболее часто встречаются:

  • Чувство дискомфорта после инъекции;
  • Болевые ощущения в месте введения филера;
  • Отеки, краснота, синюшность кожных покровов;
  • Возможные гематомы;

Краткосрочные осложнения, носящие нежелательный характер, различаются по следующим признакам:

  • Введенное вещество различимо в подкожном слое – оно проявляется как бледное или белое уплотнение.
  • Формирование подкожных узлов и отек в месте инъекции;
  • Аллергическая реакция, вызванная индивидуальной гиперчувствительностью к составляющим компонентам препарата.

Очень редко наблюдаются более серьезные нежелательные явления, связь которых с процедурой условна.
Дело в том, что исходя из абсолютной безопасности инъекционных препаратов, применяемых контурной пластике, очень трудно связать редкие проявления отрицательных эффектов с применением дермальных филеров.

Каждый филер сопровождается подробной инструкцией по правильному введению его под кожу. Неукоснительное соблюдение этих правил позволит уменьшить возможный риск неприятных осложнений.

К наиболее распространенным нежелательным явлениям, сопровождающим курс пластики с использованием инъекций гиалуроновой кислоты, относятся:

  • Головные боли;
  • Аллергический синусит;
  • Признаки респираторного заболевания.

Сами по себе эти проявления могут быть симптомами легко протекающего респираторного или инфекционного заболевания.

У особо чувствительных к боли пациентов появление головных болей характерно как ответная реакция на уколы.

Наиболее серьезным, хотя и редким, осложнением после введения филеров является некротическая реакция в точке укола и парализация лицевого нерва. Установить причину возникновения паралича, учитывая единичные случаи его возникновения, невозможно. Некроз точек после уколов также возникает крайне редко и легко лечится.

Кроме того, крайне нежелательный эффект, который все же иногда имеет место – смена подкожного положения введенного филера, и неизбежный отек, или его разрушение под воздействием внешних факторовсолнечного света, лазера, источника энергии.

Самым незначительным и наиболее часто проявляющимся после инъекций препаратов гиалуроновой кислоты явлений является легкий отек тканей лица в месте укола.

К основным факторам, которые в совокупности вызывают отеки, относятся:

  • Природная реакция кожных покровов на микротравмы, причиненные уколами;
  • Способность межклеточных связей к накоплению, удерживанию влаги – гидрофильность;
  • Чрезмерное количество введенного препарата гиалуроновой кислоты, особенно при введении в губы. Отек при этом сходит очень медленно;
  • Введение филера с высокой плотностью в поверхностные слои кожи, преимущественно в области под глазами;
  • Внесенная из-за нарушения техники введения инфекция, вызвавшая отек мягких тканей;
  • Нарушение пациентом рекомендаций, обязательных в постпроцедурный период до 10 дней. Под строгий запрет в этот время подпадают употребление алкоголя, некоторых продуктов, способных удерживать жидкости в организме, посещение соляриев и бань, прямое воздействие солнечных лучей.

Косметолог обязан предупредить пациента о возможных осложнениях до назначения даты проведения процедуры и обсудить способы их убрать в случае возникновения. Также, перед процедурой, пациент подписывает информированное согласие, где перечислены все противопоказания и возможные побочные реакции. Если пациент отказывается подписать такой документ, врач обязан отказать в процедуре.

Помимо перечисленных причин, существуют индивидуальные факторы, свойственные склонному к отечности организму. В этом случае побочный эффект гарантирован даже при идеально подобранном препарате, введенном с соблюдением всех требований по технике инъекций. В данном случае пациенту следует спланировать время проведения инъекций таким образом, чтоб после проведенного курса иметь возможность пройти реабилитацию в течение одной – двух недель, ограничив выходы в свет.

Способы предотвращения побочных эффектов

Для того, чтоб максимально предотвратить появление нежелательных эффектов, следует соблюдать ряд рекомендаций в период проведения процедуры, а также в дальнейшем после нее:

  • Для избегания излишнего травматизма кожи, вызывающего отек и синяки,

применяются «осторожные» инъекции: при введении препарата игла не вытаскивается из под кожи совсем; инъекция делается в необходимой области с изменением движения иглы под кожей в нужном направлении.

  • Предупредить отек после уколов или уменьшить его

размеры можно прикладыванием холодных компрессов со льдом к корректируемой поверхности лица. Длительность воздействия льда не должна превышать 10 минут, во избежание излишнего травмирования кожи. Повторять процедуру со льдом можно несколько раз с перерывом в несколько часов.

  • Возникновение отечности пропорционально зависит от частоты проводимых коррекций – чем чаще вводятся филеры с гиалуроновой кислотой, тем ярче выражена отечность и длительнее ее период.

Если после уколов отек и синяки, ощущение дискомфорта, тревоги за результат не проходят, необходимо как можно раньше посетить косметолога, проводившего процедуру.

Квалифицированный косметолог легко обнаружит причину нежелательных осложнений и сможет вовремя ее устранить. Если в компетенции специалиста у вас возникли сомнения, то найдите клинику с авторитетными специалистами, имеющими положительные отзывы.

Наличие противопоказаний для уколов красоты

Инъекции препаратов с гиалуроновой кислотой для коррекции овала лица и поддержания необходимого тонуса кожи называют еще «уколами красоты». Однако, как и большинства подобных процедур, для их применения существует ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать, чтоб избежать непоправимых последствий.

Наиболее известными, носящими сугубо индивидуальный характер противопоказаниями, являются:

  • Индивидуальная непереносимость действующего вещества препарата;
  • Наличие хронических заболеваний, особенно в стадии обострения;
  • Пониженная свертываемость крови;
  • Прием разжижающих кровь препаратов, нарушение свертываемости крови;
  • Наличие аутоиммунных заболеваний;
  • Нарушение сердечно-сосудистой деятельности;
  • Неврозы, эпилепсия;
  • Беременность, период лактации;
  • Вирусные заболевания на коже (герпес);
  • Угревая болезнь в стадии обострения;
  • Возрастные ограничения: запрещены инъекции гиалуроновой кислоты несовершеннолетним; лицам пожилого возраста при наличии глубоких морщин.

После курса проведенных инъекций не рекомендуется в течение первых суток:

  • трогать руками места введения;
  • ограничить мимику лица, физические нагрузки;
  • избегайте наклоны туловища вперед;
  • не спите, уткнувшись лицом в подушку;
  • принимайте два дня после процедуры назначенные косметологом бактерицидные, противовоспалительные лекарственные средства.

Можно ли снять отек после укола в домашних условиях

  1. При необходимости ускорения процесса избавления от отечности можно воспользоваться некоторыми медицинскими препаратами или домашними средствами.
  2. Хорошо действует в таких случаях «Троксевазин» — гель, предназначенный для профилактики и лечения варикоза. Его действие направлено на укрепление стенок сосудов и снижение их проницаемости.
  3. Отечность губ можно уменьшить с помощью гомеопатического крема «Арника». Применять его можно лишь после консультации с проводившим процедуру косметологом.
  4. Из народных средств, которые помогут усилить тонус сосудистых стенок и таким образом снимут отек, можно использовать отвар плодов конского каштана, или его экстракт. Кроме плодов, укрепляющими свойствами обладают его цветы и листва.

Избавляет от сильных болевых ощущений, повышая порог чувствительности, снимает отек и является природным поставщиком витаминов свежеотжатый калиновый сок. Однако его следует осторожно использовать людям, у которых проявляются симптомы подагры.

Введение лекарств в организм при помощи инъекций уже давно и успешно используется в современной медицине. Но что делать, если после укола возникли осложнения?

Врачи любят шутить о том, что в человеческом теле предусмотрено столько отверстий, сколько необходимо. А укол, как ни крути, это еще одна дырочка в нашем теле. Естественно, что организм реагирует на подобное вмешательство.

Чаще всего реакцией является во время самой инъекции. Но иногда случается так, что после укола на теле появляются синяки, гематомы, уплотнения, нагноения и прочие осложнения. Почему так происходит и как с этим бороться? Рассмотрим различные виды осложнений после уколов.

Уплотнение после укола

Причиной уплотнений или шишек после инъекции может быть слишком быстрый ввод препарата. Также имеет значение и состав самого лекарства и его температура.

Что делать? На место уплотнения необходимо нанести сеточку из йода. Процедуру повторяйте до полного исчезновения уплотнения. Также помочь может опытный физиотерапевт. Легкий массаж наверняка поможет скорейшему рассасыванию уплотнения.

Синяк после укола

Синяки и гематомы после уколов чаще всего появляются в результате внутривенных инъекций. Так бывает, если по неосторожности во время укола проткнули вену насквозь и ввели лекарство в ткани организма. В скором времени шприц заменят на , и уколы станут более точными. Ну а пока иглой запросто можно просто повредить кровеносный сосуд, и тогда на месте укола также образуется синяк.

Что делать? Отличным средством избавиться от синяков является спиртовой компресс. Наложите на синяк смоченную в спиртовом растворе вату, и зафиксируйте на ночь бинтовой повязкой. Можно также воспользоваться проверенным народным средством – компрессом из капустного листа.

Аллергическая реакция

Представляет собой своеобразный ответ иммунной системы организма на «чуждые» элементы. У многих людей возникает аллергия на определенные виды антибиотиков. В большинстве случаев аллергия на антибиотики не вызывает патологических явлений и выражается в форме непродолжительного зуда. Но все же есть небольшая вероятность тяжелых побочных реакций на компоненты препарата.

Что делать? Во избежание нежелательных реакций перед началом лечения проводится пробная, подкожная инъекция. При возникновении аллергии назначается ее лечение которое заключается в снижении чувствительности организма человека к аллергену.

Онемение конечности после укола

К такому осложнению обычно приводит внутримышечная инъекция. Например, если во время укола у пациента резко сократились мышцы и иглой был задет нерв.

Что делать? Обратиться к врачу, который направит вас на физиотерапевтические процедуры. Для решения данной проблемы широко используется ультразвуковое, магнитное лечение и УВЧ.

Абсцесс или флегмона после инъекции

Нарыв после укола развивается, если во время инъекции в организм попали гноеродные микробы. Основным фактором такого осложнения является отсутствие стерильности. Реже причиной абсцессов служат отдельные компоненты лекарственных препаратов.

Проявление абсцесса после укола характеризуется болезненным уплотнением, которое не исчезает в течение нескольких часов. Следует знать, что начинающийся абсцесс всегда провоцирует заметное повышение температуры тела человека. Дальнейшими проявлениями считаются воспаление тканей и формирование гнойника. Организм инкапсулирует такое воспаление, ограждая от него здоровые ткани.

Флегмона также является острым гнойным воспалением подкожных тканей. В отличие от абсцесса она не имеет капсулы и без врачебного вмешательства может переносить воспалительные процессы на большие площади.

Что делать? При первых же признаках абсцесса необходимо показаться врачу. Самостоятельное лечение крайне нежелательно.

Лечение абсцесса может быть как оперативным (вскрытие абсцесса и удаление гноя, дренаж и т.д.), так и консервативное (мази, компрессы и пр).

Тактику лечения выбирает хирург в зависимости от стадии воспалительного процесса, поэтому чем раньше показать врачу начинающийся абсцесс, тем больше шансов на консервативное его лечение.

Дмитрий Белов

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция – крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2-2,5 месяца – «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчивы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удивление, отвращение, радость и т. п.

В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой – причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка в качестве их обидчиков. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.

Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимые им брат, сестра) пользуются, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им и на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов: он сочувствует несчастью Красной Шапочки не многим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но чувства, вызываемые ею, от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Наиболее яркое чувство дошкольников при слушании рассказов и сказок – это сочувствие всем, кто попал в беду.

Чувства дошкольника трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще н может служить более или менее постоянным источником поступков которые бы радовали мать, приносили ей удовлетворение. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, не проявить страха и т. п. Во-вторых, он усваивает «язык чувств» - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства более тонких выразительных средств, которыми пользуются люди для выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно формируются высшие чувства.

Младшие школьники еще недостаточно хорошо владеют своими эмоциями, но подростки на фоне роста моральных чувств достаточно хорошо осознают свои эмоциональные переживания. Существуют самые разнообразные пути воспитания эмоций. Музыка, живопись, экскурсии на природу, художественная литература – всем хорошо известные способы развития эмоциональной сферы детей.

Полезно учить детей распознавать и передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики, это позволит им в дальнейшем лучше понимать других людей. Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции.

Эмоциональную сферу детей можно развивать через игру. Игры служат той средой, где малыш проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться.

Важно, чтобы у ребенка была такая игрушка (лучше мягкая), которой он пожалуется, поругает, пожалеет ее и т.п. Она же защитит и от одиночества, если в силу обстоятельств малыш должен остаться один.

В развитии детской эмоциональности значительна роль сказок. Чтение сказок – это никак не просто интересное времяпрепровождения, а один из способов развития внутреннего мира самого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.

Итак, в развитии эмоционального мира детей можно использовать самые разнообразные способы и приемы.


Похожая информация.


Эмоции ребенка – это одно из самых важных направлений его развития, которому, к сожалению, уделяется мало времени. Бывает, что малыш неплохо читает и пишет, владеет навыками в области рисования или лепки, удивляет своей артистичностью, рассказывая стихотворения или танцуя, однако рассказать о своих чувствах не может. Он не умеет подобрать те слова, которые полностью отразят все его внутренние переживания и чувства, не знает, как правильно рассказать об этом.

Эмоции новорожденного видны на лице

Первые эмоции ребенка

Ребенок с рождения испытывает эмоции, вначале – это самые элементарные переживания, затем, по мере развития, их внутренний мир обогащается, а эмоциональное развитие становится разнообразнее.

Переступая порог школы, ребенок ощущает множество различных вариаций чувств, однако не всегда может понять, что именно с ним происходит. В этом и состоит миссия родителей – рассказать и показать, что означает та или иная эмоция у детей любого возраста, как она проявляется в мимике и жестах, как ее распознать у себя, каким становится голос или позиция тела. Искренний диалог с ребенком поможет установить доверительные отношения, и он никогда не будет скрывать своих истинных чувств.


Что такое эмоции - определение

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста потребует огромного внимания, однако все попытки объяснить и показать должны быть ненавязчивыми. Все должно происходить естественно и непринужденно.

И, конечно, все сказанное должно подтверждаться наглядными примерами. При совместном просмотре мультфильмов, следует комментировать эмоции героев такими словами: «вот собачка плачет, она скучает», «девочка смеется, ей весело, она рада, что играет со своими лучшими друзьями». Гуляя по улице или находясь дома, также лучше отыскивать любое эмоциональное проявление: «мальчик улыбается, он рад, что увидел маму и бежит к ней», «папа устал, он не разговаривает, лег отдохнуть». Очень важно показывать сравнения: веселый гномик или грустный гномик, злой волшебник или добрый волшебник, признаки, по которым можно определить данные эмоции, выражение лица, жесты, голос. Со временем ребенок сам научится определять и классифицировать эмоции, а родители будут лучше понимать свое чадо.


Развитие малыша в 1 год

Отличными помощниками в развитии внутреннего мира малыша дошкольного возраста являются игрушки.


Музыкальные игрушки для творческого развития

Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?

  • Игрушки, отражающие специфику реальной жизни. К этой категории относятся куклы или всевозможные семейства зверушек, все бытовые кукольные принадлежности – посуда, мебель, кукольный домик, медицинские игрушечные приборы, все виды транспортных средств – машинки, паровозики, лодки.
  • Игрушки, позволяющие выплеснуть негативные эмоции или накопленную агрессию. Это, в первую очередь, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, боксерские груши и другие приспособления, дикие животные или другие негативные персонажи из мультфильмов.
  • Не нужно забывать и о творческой составляющей развития эмоций и чувств у детей младшего возраста, поэтому лучше позаботиться о наличии в арсенале красок, пластилина, карандашей и цветной бумаги. Фантазию, изобретательские наклонности и стратегическое мышление помогут развить конструкторы, настольные игры, пирамидки или кубики. Ну, а азбука подогреет интерес к изучению и познанию мира букв и звуков.

Азбука эмоций - отличная книга для детей

Нужно отметить, что те игрушки, которые очень нравятся взрослым – это автоматические средства передвижения или какие-либо роботы, не представляют особой ценности для развития малыша. Они не способствуют развитию эмоций у детей дошкольного возраста, необходимых навыков, не удовлетворяют его потребности развиваться творчески. Игрушка – это отражение внутреннего мира ребенка и по любимым игрушкам можно судить о его наклонностях, основных качествах характера и способностях.

Игрушки для совсем маленьких детишек дошкольного возраста направлены на развитие органов слуха, зрения и осязания. Естественно, они должны быть приятными на ощупь, теплыми и красочными, с сопутствующей приятной мелодией, если это уместно.


Самодельные игрушки приносят много радости

Немало восторга вызывают у ребенка игрушки, выполненные своими руками. Особую радость чувствуют дети дошкольного возраста, когда они дарят изготовленные поделки дорогим и близким людям. Осознание творения добра всегда поощряется взрослыми, поэтому реакция на такой должна быть радостной, без критичных замечаний или безразличного отношения. Большое разочарование у детей может вызвать вид любимой сломанной игрушки в мусорном ведре. Игрушка для малыша – это символ его развития, каждая из них впитывает какие-либо определенные эмоции, заставляет вспомнить о счастливых моментах, вызывает чувства надежности, любви, сострадания.

Выкидывать игрушки – означает расстаться с верными друзьями, перечеркнуть все важное, что живет в детской душе.


Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то

Наилучший выход из создавшейся ситуации может быть найден. В таком случае, лучше отремонтировать ее и подарить нуждающимся детям или отнести в детский сад. Психологическое состояние ребенка улучшится от осознания того, что игрушке подарена вторая жизнь и именно он преподнес ее другим деткам.

Чтобы разнообразить игрушечное окружение ребенка, нет необходимости слишком часто посещать дорогие магазины. Соблазн получить понравившуюся вещицу довольно велик, а если приобрести ее нет возможности, то тогда не избежать горьких слез и тяжелых страданий. Целесообразнее изготавливать игрушки из подручных средств, так довольно часто можно пополнять детскую коллекцию новыми интересными поделками. Сейчас можно отыскать множество оригинальных идей и сделать игрушку своими руками. Такая игрушка будет невероятно цениться малышом, так как она имеет немаловажное эмоциональное значение для него.


Не нужно много игрушек - важнее сама игра с ребенком

Многие родители не оказывают должного внимания своим чадам, предпочитая откупиться очередной дорогостоящей игрушкой. Да, отвлечь на некоторое время внимание соблазнительным и ярким предметом можно, но ребенок – существо живое и нуждается в общении и совместном времяпрепровождении.

Другие методы развития эмоциональности

Обговаривать детские психологические проблемы можно, играя или рисуя. Дети дошкольного возраста в непринужденной обстановке легко «раскрываются» и повествуют обо всех внутренних переживаниях. Совместное сочинение сказки – также отличный способ понять, о чем думает ребенок, что его тревожит. Если ребенок агрессивный, капризный или замкнутый – это свидетельство того, что существует некая психологическая проблема, требующая разрешения.


Положительные и отрицательные эмоции - как развиваются

Сказочные герои, их подвиги помогут малышу поверить в себя и победить страх, смятение или неуверенность.

Придумывая персонаж сказки, можно его наделить качествами, присущими ребенку, также можно подчеркнуть и внешнее сходство, цвет глаз или волос. Характер героя сказки выражается такими определениями, как смелый, робкий, задира, драчун и другие. Перед ребенком раскрывается масса возможностей решения проблемы, и он обязательно выберет правильный выход из пугающей его ситуации. Сказку обязательно следует закончить положительно, чтобы ребенок почувствовал радость и облегчение.


Рисование - отличный способ эмоционального развития

Еще одним способом проникнуть во внутренний мир ребенка является рисование. Для начала лучше предложить ему произвольную тему, затем можно попросить его нарисовать сюжет рассказа или повести. Обсуждая рисунок с малышом, можно поинтересоваться, что он чувствовал, изображая тот или иной предмет.

Дети дошкольного возраста не умеют сознательно скрывать свои чувства, поэтому слушая его рассказ, нужно уделить внимание изменениям в его мимике, лице и поведении.


Театральные постановки очень нравятся детям

Эмоции ребенка нестабильны. Он может плакать, а через минуту заливаться смехом. Такие проявления являются нормой для малыша и это не повод для беспокойства. Во многом реакция ребенка на внешние раздражители зависит от модели поведения родителей. Если мама по любому поводу паникует и плачет, несомненно, малыш будет беспокойным и плаксивым. Дети дошкольного возраста копируют реакции взрослых, ведь они еще не осознают, что правильно, а что нет. Средством выражения эмоций у детей дошкольного возраста может быть плач или крик, спокойная просьба или принудительные действия. Домашняя атмосфера и взаимоотношения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребенка. Родители своим поведением способствуют эмоциональному развитию детей и эмоциям, становлению их как личностей.


Игры вызывают положительные эмоции у детей

Роль окружения в формировании эмоций

Формирование чувств и эмоций у дошкольников во многом зависит и от общения со сверстниками. Острое соперничество и сравнение достижений малыша с успехами других детей способствует возрастанию количества негативных экспрессий. Неудачи и препятствия, в этом случае, расцениваются детьми остро и могут спровоцировать конфликт с ровесником. Коллективные соревнования сглаживают негативное эмоциональное проявление, так как удача или поражение делятся на всех участников группы, сила и интенсивность эмоций снижается.

Очень важно грамотно подойти к первым неудачам малыша, поддержать его и успокоить, настроить на дальнейший труд и самоусовершенствование.


Занятие в садике - игра об эмоциях

Коллективная трудовая деятельность, полезная для окружающих и направленная на общее благосостояние, разнообразит эмоциональное состояние малыша. Он получает радость от достижения цели или огорчается, если что-нибудь не получается, учится сочувствовать чужим неудачам и получает истинное удовлетворение, осознавая свой вклад в общее дело.

Развитие эмоций и чувств у детей происходит совместно с другими психическими процессами, одним из которых является речь. Также чувства малышей сопровождаются яркими и выразительными мимическими реакциями и голосовыми интонациями, которые представляют собой средство выражения эмоций и чувств.


Физическая активность - источник положительных эмоций

Коммуникабельность дошкольника во многом предопределяет его эмоциональное развитие. Дети – оптимистичные создания, они, в целом, бодры и жизнерадостны.

События, затрагивающие окружающих, направленные на эмоциональное состояние другого человека, находящие отклик в душе ребенка, называется эмпатией. Это один из компонентов развития чувств и эмоций детей. Учась сопереживать, сочувствовать, понимать внутренний субъективный мир собеседника, дети дошкольного возраста развиваются нравственно, что крайне необходимо в современном социальном обществе. Гуманные чувства – показатель наивысшего развития человечества. Причины поведения ребенка кроются в скрытых переживаниях, изучение его эмоций крайне важно, так как позволяет понять его состояние и определить истинное отношение к внешнему миру, определить дальнейший путь развития ребенка как личности.