Краткий пересказ о мертвой царевне. "сказка о мертвой царевне". Герои сказки Мертвая царевна и семь богатырей

Основные черты

Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

Поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

Культ техники, индустриальных городов;

Пафос эпатажа.

Возникновение

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта в его объем произвольными и производными словами (Слово - новшество).

2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900–1910-х и впервые

тублично заявил о себе в 1910 году, когда вышел в свет первый футуристический сборник

Именно эти поэты, вместе с В. Маяковским и А. Крученых, вскоре составили наиболее

крупную и влиятельную футуристическую группировку - кубофутуристов, или поэтов

«Гилеи» (Гилея - древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец

Д. Бурлюка был управляющим имения и куда в 1911 году приезжала группа кубофуту-

ристов). Помимо «Гилеи» футуризм был представлен тремя другими группировками -

эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой

«Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.), объединением «Центри-

фуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). Подобно другим модер-

нистским течениям футуризм был неоднороден. Наибольшей последовательностью и бес-

компромиссностью в футуристическом движении отличались кубофутуристы. Социально-

психологическую опору нового течения составили настроения новых для России социаль-

ных слоев - радикального студенчества, люмпен-пролетариата, вообще людей городской

улицы. Из всех течений модернизма футуризм выделяется именно определенностью сво-

его социального лица.

Литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными


художественными группировками 1910-х годов - прежде всего с художниками групп

«Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В той или иной мере поэты-

футуристы совмещали свою литературную практику с занятиями живописью: живопис-

цами были и братья Бурлюки, и Е. Гуро, и А. Крученых, и В. Маяковский. И наоборот,

добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах

участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». Теснейшая связь

поэтической стилистики футуристов с технологическими навыками живописи проявилась

с первых шагов литературного футуризма: вслед за авангардистами-живописцами поэты

«Гилеи» обращаются к формам художественного примитива, стремятся к утилитарной

«полезности» своего искусства.

Футуризм претендует никак не меньше чем на вселенскую миссию; по глобализму

притязаний он несопоставим ни с одним из художественных течений прошлого и будуще-

го. Характерный штрих: после Февральской революции 1917 года футуристы и близкие

к ним художники авангарда образуют воображаемое «Правительство Земного Шара»;

от имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылaeт письма и телеграммы

Временному правительству с требованиями отставки. И это вовсе не проявление склон-

ности к юмору, как, впрочем, и не психопатологическая мания величия: это следствие

убежденности в том, что весь мир пронизан искусством. Из этого же убеждения - тяга

футуристов к массовым театрализованным акциям, раскраска лба и ладоней, культивиро-

вание эстетического «безумства». Футуризм как явление выходил за рамки собственно

литературы: он воплощался с максимальной силой в самом поведении участников тече-

Программой жизненного поведения футуристов становится сознательный эпатаж

обывателя. Футуризм, как любое авангардное художественное явление, более всего стра-

шится равнодушия. Поэтому необходимым условием его существования становится атмо-

сфера литературного скандала. Подобно тому, как роль короля разыгрывается в жизни

и на сцене его окружением, футуризм не может состояться вне своеобразного социального

обряда освистывания и осмеяния. Важнейшая для футуристов реакция на их искусство -

даже не осмысление литературного текста, а подчеркнуто агрессивное неприятие, протест

в как можно более резких формах. Такая реакция со стороны публики и провоцируется

нарочитым юродством в поведении футуристов. Складывается своего рода репертуар

эпатирования: хлесткие названия («Чукурюк» - для картины; «Дохлая луна» - для

сборника произведений; «Идите к черту!» - для литературного манифеста); уничижи-

тельные отзывы о предшествующей культурной традиции и о современном искусстве.

В литературных текстах широко практикуются лексические, синтаксические и смыс-

ловые смещения. Лексическое обновление связано с депоэтизацией поэтического языка,

введением грубых образов, вульгаризмов. Причем дело не просто в преодолении лекси-

ческих запретов и использовании табуированной лексики: ощущение сознательного

смещения возникает потому, что снижающие образы или вульгаризмы используются там,

где традиция диктует возвышенно-романтическую стилистику. Читательское ожидание

резко нарушается, исчезает граница между «низким» и «высоким». Поток снижающих

образов - обычная примета стихотворения Д. Бурлюка, для которого «звезды - черви,

пьяные туманом», «поэзия - истрепанная девка, а красота - кощунственная дрянь».

Слово лишается ореола сакраментальности, опредмечивается, его можно дробить, пере-

иначивать, создавать новые комбинации лексических элементов. Отсюда широко распро-

страненные в футуризме эксперименты по созданию «заумного языка», состоящего из

звуков, каждый из которых обладает собственной семантикой: например, самый ради-

кальный «заумник» Крученых предлагает взамен якобы затасканного слова «лилия» слово

«еуы», сияющее, как ему кажется, первоначальной чистотой. Новое отношение к слову

как к конструктивному материалу приводит к активному созданию неологизмов и непри-

вычных словосочетаний (это свойственно Хлебникову, Маяковскому).

Синтаксические смещения проявляются в отказе от знаков препинания, введения

«телеграфного» синтаксиса (без предлогов), использования математических и музыкаль-

ных знаков. Гораздо большее, чем прежде, значение придается визуальному воздействию

текста. Отсюда разнообразные эксперименты с тем или иным расположением слов, стихо-

творных строчек, использование разноцветных шрифтов (частные проявления «визуали-

зации» стиха - «лесенка» Маяковского, использование Бурлюком особых шрифтов для

выделения отдельных эпитетов, внутренних рифм, важнейших слов).

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Задача футуризма заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей.

«Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент - кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

Период расцвета авангарда, 1912-1916 годы - это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов.

Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.

Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. «Всечество» стало одним из важнейших футуристических художественных принципов.

Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками <...> и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма - Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга! <...>

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературы

Преподаватель

Асташенко С. Н.

Бреды

2015 г

Тема – Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века.

Урок способствует формированию компетенций:

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цель урока -

Сформировать основные понятия об особенностях направления «футуризм».

- Сделать обзор творчества поэтов-футуристов.

Задачи:

- образовательные

познакомить с понятием «футуризм» и характерными особенностями этого направления;

Закрепить знания о направлениях символизм и акмеизм;

Совершенствовать умение обучающихся работать со стихотворным текстом.

- развивающие – развивать умение анализировать, обобщать, выражать свои мысли, выразительно читать стихотворения.

- воспитывающие – воспитывать любовь к искусству, формировать эстетический вкус, познавательную активность, умение работать в группе, стремление применять теоретические знания на практике.

Методические приёмы:

лекция с элементами беседы, анализ стихотворений, выразительное чтение, прослушивание песен, словесное рисование, самостоятельная работа.

Оборудование урока:

Папка с текстами стихотворений, репродукции картин, запись песен.

Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

Продолжая разговор о Серебряном веке, нужно вспомнить, что он, прежде всего, связан с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

Перечислите наиболее значительные из них.

Выделите особенности символизма.

Назовите особенности акмеизма.

Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

    Постановка целей и задач урока.

Задача сегодняшнего урока: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.

Задание классу : законспектировать основные положения лекции, связанные с формированием и теоретическим самоопределением футуризма.

План лекции:

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делал ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии направления заключено стремление к будущему (от лат. – будущее)

1. Происхождение футуризма. (в приложении)

2.Определение футуризма.

3.Работа над отрывком из манифеста «Пощёчина общественному вкусу» по вопросам:

Кого и на каком основании отвергали футуристы?

В чём проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?

Кому была дана эта «пощёчина»?

4.Программа футуристов:

1.Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания.

2.Новые ритмы, рифмы, размеры стиха.

3.Новые слова и новые темы.

4.Презрение славе, отсутствие запретных тем.

5.Группировки футуристов:

Кубофутуристы (Хлебников, Бурлюк, Каменский, Маяковский)

Эгофутуристы (Северянин)

- «Мезонин поэзии» (Шершеневич)

- «Центрифуга» (Пастернак, Асеев)

6. Работа над отрывком из манифеста «Слово как таковое» по вопросам:

Обобщение преподавателя:

В манифесте есть рациональное зерно – авторы призывают быть внимательными к материи слова, звуку, плоти стиха. Этим достигается выразительность, язык приобретает энергетику. Но футуристы больше внимания уделяли не содержанию, а форме. Это одновременно и достоинство, и недостаток. Однако самый большой порок манифеста- разрыв с классической поэзией, утверждение своей самобытности на уровне скандала, эпатажа, литературного хулиганства.

7. Чтение и анализ стихотворений.

В. Хлебников « Заклятие смехом»

Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм.

Чтение стихотворения.

1.Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)

2.Назовите новые слова и скажите, какую роль они играют в создании конкретного образа (и возможен ли образ при таком наборе малопонятных слов?)

В. Хлебников « Бобэоби пелись губы…»

В. Хлебников « Свобода приходит нагая…»

Слово учителя:

В поэзии начала века эгофутурист Игорь Северянин – фигура своеобразная и противоречивая. Его называли «жеманным», отмечали пристрастие к «безвкусному» содержанию, увлечение иностранными словами и именами, ложную, балаганную красивость, декоративность, вычурность.

8.Сообщение учащегося о биографии И. Северянина.

9.Чтение и анализ стихотворений.

И. Северянин « В блёсткой тьме»

1.Выделите новые слова.

2.Какой смысл вкладывал поэт в эпитет «блёсткий»?

3.В какой манере противопоставляет себя лирический герой другим людям? Приведите примеры.

И. Северянин « Я, гений Игорь Северянин…»

1. Приведите примеры новых слов.

2.Как создан образ «поэтической славы»?

10.Самостоятельная работа над стихотворением «Кензель»

1.Понравились ли стихи? О чём они?

2.Запишите в тетрадь новые слова.

3.Выпишите из стих. художественные сравнения.

Слово учителя:

Поэзия Северянина очень музыкальна. Повтор звуков, напевность, игра цвета были характерны и для песен начала 20 века А. Вертинского.

11 . Сообщение учащегося о биографии А. Вертинского.

Прослушивание песен А.. Вертинского («Танго «Магнолия», «Маленькая балерина», «В синем и далёком океане…»)

Перекликаются ли песни Вертинского со стихами Северянина?

Слово учителя:

Чаще всего русский футуризм связывают с именем В. Маяковского. Новизна созданных им ритмов говорила о том, что в поэзию пришёл художник с принципиально новым отношением к поэтическому творчеству.

12.Чтение и анализ стихотворений.

В. Маяковский стих. «Ночь»

1. Какую роль играет в нём цвет?

2. Как в нём переданы движение, динамика, стремительность?

3.Докажите, что Маяковский был футуристом. Приведите примеры созданных им новых слов и образов.

- рассмотрите репродукции картин П. Пикассо «Герника» и Т. Мунка «Крик»

В. Маяковский стих. «Утро»

1.Какие строчки из этих стих. Маяковского можно «спроецировать» на эти картины?

2.Какие картины нарисовали бы вы к стихотворениям?

3.Как вы думаете, чем это стихотворение возмущало публику?

Слово учителя:

Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по –разному проявился в искусстве. Такие яркие индивидуальности, как Хлебников, Маяковский, Каменский, Северянин нашли свой способ самовыражения с помощью системы приёмов, названных ими «футуризмом». Но их творчество – шире манифестов и деклараций, хотя новаторские приёмы футуристов навсегда остались в их поэзии. Своими творческими открытиями они обогатили русскую поэзию 20 столетия.

Бунтарство эстетики футуристов было реакцией на стремительно меняющийся мир.

Читающая публика отстранилась от образов этого направления, но нельзя не увидеть и

положительный момент. Футуризм раздвинул границы поэзии и окружающего мира, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой сотворчества читателя, а смелые эксперименты со словом получили в дальнейшем развитие в русской литературе.

13. Подведение итогов урока:

Что нового вы узнали на уроке?

Что интересного для себя открыли?

Какое направление модернизма кажется более понятным?

Какое направление больше всего понравилось?

Выставление оценок.

14.Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов-футуристов. Письменный вопрос –« Футуризм – пощёчина общественному вкусу. Так ли это?»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Происхождение футуризма.

Наибольшее развитие течение получило в Италии и России. Для итальянских футуристов характерны эстетическая агрессия и вообще культ силы и войны. Война ими воспринималась как «гигиена» мира, что в последствии некоторых привело в лагерь итальянского диктатора Муссолини.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. Эстетической предпосылкой его стал символизм. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. В центре был человек, а не тайна. Художественная картина мира, создаваемая футуристами, базировалась на системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних образ города выступает как выражение сущности жизни и современной культуры. Другие относились к городу резко отрицательно. Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Искусство было для них важнейшим средством в преобразовании человека и мира. Они объявляли предшествующую литературу и искусство как нечто отжившее и не соответствующее современности, выдвинули идею искусства способную реальным словом преобразовать мир. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. Их бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности, хотя они считали себя противниками буржуазного общества.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел 1- й сборник «Садок судей». Первая декларация «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты заявляли: «Только мы лицо нашего времени», «Прошлое тесно», «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов». Именно эти тезисы, выражавшие ненависть ко всему существовавшему до них принесли им скандальную славу и известность. 1913 год манифест из сборника «Садок судей – 2». Программа футуристов была конкретизирована: отрицали грамматику, синтаксис, правописание; говорили о новых рифмах, ритмах, размерах стиха, новых словах и темах. В качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Футуризм был неоднороден как течение. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. Горький указывал на то, что русского футуризма как единого течения нет, а есть отдельные талантливые писатели.

«Гилея» - кубофутуристы: Хлебников, Маяковский – это самое агрессивное крыло в русском футуризме. Многие их творческие решения определялись искусством авангардной живописи.

    «Ассоциация эгофутуристов»: эта группа была ответвлением акмеизма. Основным принципом был принцип самоутверждения личности, органическое соединение новаторства и традиций. Для представителей этого течения были характерны песенность и музыкальность стиха.

    «Мезонин в поэзии»: Хрисанф, Шершневич.

    «Центрифуга»: Бобров, Пастернак.

Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья». Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии.

- Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.

    МОГАТЫРЬ

    ЛГАВДА.

    БУДРЕЦЫ.

    БУДЕТЛЯНЕ.

    ТВОРЯНИН.

«Пощечина общественному вкусу»

Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин - непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова?
Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанные этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузьминым, Буниным и проч., и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. Hа увеличение словаря поэта в его объеме произвольными и производными словами (слово - новшество).
2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошевой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «Здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Hовой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва. 1912 г. декабрь.
Д. Бурлюк, Александр Крученых,
В. Маяковский, Виктор Хлебников.

А. Е. Кручёных, В. В. Хлебников «Слово как таковое» (1913 г.)

«Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок, петель и заплат, занозистая поверхность, сильно шероховатая)…У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел…

Как картины, писанные киселём и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы даём образец иного звуко- словосочетания:

Дыр, булл, щыл,

Убешур

скум

ы со бу

р л эз.

(Кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина.) Живописцы – будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне – речетворцы – разрубленными словами, полусловами и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудится бездарности и ученики(трудолюбивый медведь Брюсов, пять раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…). Речетворцы должны бы писать на своих книгах:

ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!»

    Всё ли вам понятно в манифесте? Принимаете ли вы его или отвергаете?

    Данный манифест - не розыгрыш, не «шутка», а серьёзный факт литературы. Что даёт основание назвать этот документ серьёзным?

    Какие идеи положены в его основу? Что в нём положительного?

    Найдите в манифесте слова, которые могут разъярить человека, любящего классическую литературу.

Игорь Северянин

ЭПИЛОГ

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

От Баязета к Порт-Артуру

Черту упорную провел.

Я покорил литературу!

Взорлил, гремящий, на престол!

Я - год назад - сказал: "Я буду!"

Год отсверкал, и вот - я есть!

Среди друзей я зрил Иуду,

Но не его отверг, а - месть.

"Я одинок в своей задаче!"-

Прозренно я провозгласил.

Они пришли ко мне, кто зрячи,

И, дав восторг, не дали сил.

Нас стало четверо, но сила

Моя, единая, росла.

Она поддержки не просила

И не мужала от числа.

Она росла в своем единстве,

Самодержавна и горда,-

И, в чаровом самоубийстве,

Шатнулась в мой шатер орда...

От снегоскалого гипноза

Бежали двое в тлен болот;

У каждого в плече заноза,-

Зане болезнен беглых взлет.

Я их приветил: я умею

Приветить все,- божи, Привет!

Лети, голубка, смело к змию!

Змея, обвей орла в ответ!

Я выполнил свою задачу,

Литературу покорив.

Бросаю сильным наудачу

Завоевателя порыв.

Но, даровав толпе холопов

Значенье собственного "я",

От пыли отряхаю обувь,

И вновь в простор - стезя моя.

Схожу насмешливо с престола

И, ныне светлый пилигрим,

Иду в застенчивые долы,

Презрев ошеломленный Рим.

Я изнемог от льстивой свиты,

И по природе я взалкал.

Мечты с цветами перевиты,

Росой накаплен мой бокал.

Мой мозг прояснили дурманы,

Душа влечется в примитив.

Я вижу росные туманы!

Я слышу липовый мотив!

Не ученик и не учитель,

Великих друг, ничтожных брат,

Иду туда, где вдохновитель

Моих исканий - говор хат.

До долгой встречи! В беззаконце

Веротерпимость хороша.

В ненастный день взойдет, как солнце,

Моя вселенская душа!

КЕНЗЕЛИ

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево...

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена -

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...

Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -

Вы такая эстетная, Вы такая изящная...

Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,

И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,

Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,

И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым -

Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

В блесткой тьме

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:

Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.

Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

1913

И. Северянин.

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

    Он тем хорош, что он совсем не то,
    Что думает о нём толпа пустая,
    Стихов принципиально не читая,
    Раз нет в них ананасов и авто.
    Фокстрот, кинематограф и лото –
    Вот, вот куда людская мчится стая!
    А между тем душа его простая,
    Как день весны. Но это знает кто?
    Благословляя мир, проклятье войнам
    Он шлёт в стихе, признания достойном,
    Слегка скорбя, подчас слегка шутя
    Над нею первенствующей планетой…
    Он в каждой песне, им от сердца спетой,
    Иронизирующее дитя.

Для обобщения знаний по направлениям:

Символизм

    Музыкальность

    Поиск новых стихотворных размеров

    Возвышенность тематики

    Многозначность, расплывчатость образов

    Недосказанность

Акмеизм

    Освобождение от символа

    Возвращение слову первоначальный смысл

    Равное отношение к форме и смыслу, предметность, четкость, простота

    Поэзия = ремесло

Футуризм

    Отказ от традиционной культуры.

    Анархическое бунтарство.

    Абсолютная свобода творчества.

    Отказ от литературных и языковых норм.

    Устремлённость в будущее.

    Эпатаж как средство воздействия на публику.

ФУТУРИЗМ - одно из основных авангардистских направлений (авангардизм - крайнее прояв­ление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные поло­жения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшеству­ющей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных эле­ментов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Кру­ченых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провоз­глашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

1) «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых и другие);

2) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);

3) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);

4) «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она опреде­лила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «не­избежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Худо­жественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продол­жением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами - контраст комического и трагического, фантас­тики и лирики.

Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

Какие художественные системы существовали в русской литературе начала XX века?

Существовали две художественные системы – реализм и мо­дернизм, в которых были свои стилевые течения.

Какие течения модернизма существовали в русской поэзии начала XX века?

В модернистской поэзии начала XX века наиболее яркими были символизм, акмеизм и футуризм.

Какие слова и образы были ключевыми в творчестве сим­волистов?

В поэзии символистов ключевыми были образы Прекрасной Дамы, Вечной женственности, Души Мира, а ключевыми сло­вами – “тайна”, “душа”, “вечность”, “музыка”, “туманность”.

Кто входил в литературную группу акмеистов “Цех поэтов”?

В акмеистическую группу “Цех поэтов” входили Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, С. Городецкий, М. Зенкевич.

Каковы основные положения эстетической программы фу­туристов?

Футуристы отказывались от классического наследия, отрицали принятые формы стиха, экспериментировали с языком, разру­шали привычные ритмы и рифмы. Они стремились к эпатажу публики в поведении, одежде, названиях манифестов, книг и стихов (“Дохлая луна”, “Доители изнуренных жаб”). Они испове­довали идею антиэстетизма. Творчество футуристов агрессивно, направлено на разрушение. Именно поэтому им оказалась близка идея революции и многие футуристы стали ее певцами.

Глоссарий:

  • основные положения программы футуристов
  • назовите основные положения программы футуристов
  • основные положения футуризма
  • программа футуристов
  • основные положения программы Футуризма

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Почему такое бурное развитие в 1970-е годы получила авторская песня? Назовите ее представителей. Авторская песня возникла как внелитературная, неопублико­ванная поэзия, передаваемая в магнитофонных записях или...
  2. Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравствен­но-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно...
  3. Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы (И. Северянин, К. Фофанов); кубофутуристы (будетляне, гилейцы) –...