В чем разница между монологом и диалогом. Основные различия и сходства между монологической и диалогической речью. Композиционная форма монолога

Препараты, содержащие Омепразол (Omeprazole, код АТХ (ATC) A02BC01):

Часто встречающиеся формы выпуска (более 100 предложений в аптеках Москвы)
Название Форма выпуска Упаковка, шт Страна, производитель Цена в Москве, р Предлож. в Москве
Лосек (Losec) - оригинал порошок для инъекций 40мг 5 Швеция, Астра Зенека 995- (средняя 1725↘) -1989 199↗
таблетки с замедленным высвобожд. 10мг 14 Швеция, Астра Зенека 205- (средняя 673↘) -713 481↗
Лосек МАПС (Losec MUPS) - оригинал таблетки с замедленным высвобождением 20мг 14 Швеция, Астра Зенека 174- (средняя 1091↗) -1309 617↗
Гастрозол (Gastrozol) капсулы 20мг 14 и 28 Россия, Фармстандарт за 14шт:47- (средняя 60) -120;
за 28шт: 65- (средняя 101) -125
334↗
Омез (Omez) капсулы 10мг 30 Индия, Доктор Редди`с 87- (средняя 99) -114 167↗
Омез (Omez) капсулы 20мг 30 Индия, Д-р Реддис 51- (средняя 179) -206 782↗
Омез (Omez) капсулы 40мг 28 Индия, Доктор Редди`с 170- (средняя 270) -310 229↗
Омез Д (Omez D) капсулы: омепразол 10мг + домперидон (мотилиум) 10мг 30 Индия, Торрент 92- (средняя 254) -398 807↗
Омез Инста (Omez Insta) порошок 20мг 5 Индия, Д-р Реддис 61- (средняя 77) -98 486↗
Омепразол (Omeprazole) капсулы 20мг 7,10, 14,20,28 и 30 Разные 13- (средняя 23) -260 799↗
Омепразол- Акри капсулы 20мг 30 Россия, Акрихин 19- (средняя 51) -60 129↗
Омепразол- Рихтер капсулы 20мг 14 и 28 Венгрия, Гедеон Рихтер за 14шт: 61- (средняя 83) -153;
за 28шт: 77- (средняя 152) -178
276↗
Омитокс (Omitox) капсулы 20мг 30 Индия, Шрея 92- (средняя 130) -169 156↗
Ортанол (Ortanol) капсулы 10мг 14 и 28 Словения, Лек за 14шт: 82- (средняя 100) -188;
за 28шт: 103- (средняя 17981) -241
1272↗
Ортанол (Ortanol) капсулы 20мг 14 и 28 Словения, Лек за 14шт: 82- (средняя 97) -140;
за 28шт: 98- (средняя 138) -185
1123↗
Ортанол (Ortanol) капсулы 40мг 7 и 28 Словения, Лек за 7шт: 63- (средняя 102) -134;
за 14шт: 98- (средняя 125↗) -320;
за 28шт: 180- (средняя 383↗) -394
647↗
Ультоп (Ultop) капсулы 10мг 14 и 28 Россия, КРКА-Рус за 14шт: 62- (средняя 103) -185;
за 28шт: 100- (средняя 186) -229
700↗
Ультоп (Ultop) капсулы 20мг 14 и 28 Россия, КРКА-Рус за 14шт: 133- (средняя 166) -333;
за 28шт: 152- (средняя 296↘) -344
1161↗
Ультоп (Ultop) капсулы 40мг 14 и 28 Россия и Словения, КРКА за 14шт: 200- (средняя 242) -468;
за 28шт: 229- (средняя 434) -497
635↗
Редко встречающиеся и снятые с продаж формы выпуска (менее 100 предложений в аптеках Москвы)
Название Форма выпуска Упаковка, шт Страна, фирма Цена в Москве, р Предлож. в Москве
Веро- Омепразол капсулы 20мг 30 Россия, Верофарм 21-34 13↗
Омез (Omez) порошок для инъекций 40мг 1 Португалия, Софаримекс 106- (средняя 142) -160 95↗
Омепразол- Акос капсулы 20мг 30 Россия, Синтез нет нет
Омепразол- Олайне капсулы 20мг 30 Латвия, Олайнфарм нет нет
капсулы 20мг 14 и 28 Словения, Лек за 14шт: 45- (средняя 98) -100;
за 28шт: 121- (средняя 136) -140
37↗
Омепразол Сандоз (Omeprazole Sandoz) капсулы 40мг 7, 14 и 28 Словения, Лек 139-166 2↘
Омепразол-Тева капсулы 10мг 28 Испания, Тева 54- (средняя 71) -80 82
Омепразол-Тева капсулы 20мг 14 и 28 Испания, Тева за 14 шт: 45- (средняя 47) -48;
за 28 шт: 65 - (средняя 71) -75
42
Омепразол-Тева капсулы 40мг 28 Испания, Тева 46- (средняя 107) -148 67
Омепразол- ФПО капсулы 20мг 10 и 30 Россия, Оболенское нет нет
Омепразол Штада капсулы 20мг 30 Россия, Скопинский фарм. завод 20- (средняя 21) -63 5
Оцид (Ocid) капсулы 20мг 10 Индия, Кадила нет нет
Промез (Promes) капсулы 20мг 30 Индия, Протекх 40- (средняя 74↘) -189 5↘
Ромесек (Romesec) капсулы 20мг 30 Индия, Ранбакси нет нет
Улкозол (Ulcozol) порошок для инъекций 40мг 1 Аргентина, Баго 198- (средняя 325) -340 46↗
Ультоп (Ultop) порошок для инъекций 40мг 1 Португалия, Софаримекс 146- (средняя 246) -516 84↗
Цисагаст (Cisagast) капсулы 20мг 14 и 28 Чехия, ПроМед за 14шт: 115-186;
за 28шт: 128-224
50↗
Омизак (Omizac) капсулы 20мг 50 Разные нет нет
Хелицид (Helicid) порошок для инъекций 40мг 1 Чехия, Зентива 214 2↘

Лосек (оригинальный Омепразол) - официальная инструкция по применению. Препарат рецептурный, информация предназначена только для специалистов здравоохранения!

Клинико-фармакологическая группа:

Ингибитор Н+-К+-АТФ-азы. Противоязвенный препарат

Показания к применению препарата ЛОСЕК®

  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, в т.ч. язвы и эрозии желудка и двенадцатиперстной кишки, ассоциированные с приемом НПВС;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, а также эрозивные поражения гастродуоденального отдела ЖКТ у ВИЧ-инфицированных больных;
  • язвенная болезнь желудка, ассоциированная с Helicobacter pylori;
  • гастроэзофагеальный рефлюкс (в т.ч. симптоматический);
  • кислотозависимая диспепсия;
  • синдром Золлингера-Эллисона.

Режим дозирования таблетированной формы препарата:

Таблетки Лосек рекомендуется принимать утром, таблетку следует глотать целиком, запивая жидкостью, не разжевывая. Таблетки можно растворять в воде или слегка подкисленной жидкости, например, во фруктовом соке. Этот раствор должен быть использован в течение 30 мин.

При язвенной болезни двенадцатиперстной кишки в фазе обострения рекомендуется принимать препарат по 20 мг в сутки. Курс лечения в среднем составляет 2 недели. В тех случаях, когда после первого курса приема препарата полное рубцевание не наступает, обычно назначают повторный двухнедельный курс терапии.

При язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, резистентной к терапии, препарат назначают по 40 мг в сутки; рубцевание происходит в течение 4 недель.

Для профилактики обострений язвенной болезни двенадцатиперстной кишки следует принимать препарат в дозе 10 мг в сутки. При необходимости дозу можно увеличить до 20-40 мг.

При язвенной болезни желудка в фазе обострения Лосек назначают по 20 мг в сутки. Курс лечения в среднем составляет 4 недели. В тех случаях, когда после первого курса приема препарата язва полностью не зарубцевалась, обычно назначают повторный 4-недельный курс лечения, в течение которого достигается излечение.

При язвенной болезни желудка, резистентной к терапии, препарат назначают по 40 мг в сутки; излечение обычно наступает в течение 8 недель.

Для профилактики обострений язвенной болезни желудка рекомендуют принимать препарат по 20 мг в сутки. В случае необходимости дозу можно увеличить до 40 мг.

При эрозивно-язвенных поражениях гастродуоденального отдела ЖКТ у ВИЧ-инфицированных больных Лосек назначают по 20 мг в сутки. Лечение может проводиться на фоне лечения ВИЧ-инфекции. Курс лечения в среднем составляет 4 недели. В тех случаях, когда после первого курса приема препарата полное излечение не наступает, обычно назначают повторный 4-недельный курс лечения, в течение которого достигается излечение.

Для профилактики обострений язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, возникновения эрозивных поражений гастродуоденального отдела, а также диспептических симптомов при язвенной болезни желудка рекомендуют принимать Лосек по 20 мг в сутки.

При язвенной болезни желудка, ассоциированной с Helicobacter pylori, возможно использование различных схем лечения.

При проведении "тройной терапии" возможно применение Лосека в разовой дозе 20 мг, амоксициллина 1 г и кларитромицина 500 мг или Лосека МАПС 20 мг, метронидазола 400 мг (или тинидазола 500 мг) и кларитромицина 250 мг. Все препараты принимать 2 раза в сутки в течение недели. Возможно также применение Лосека по 40 мг в сутки, в сочетании с амоксициллином по 500 мг и метронидазолом по 400 мг 3 раза в сутки в течение недели. При проведении "двойной терапии" Лосек назначают по 40-80 мг в сутки, амоксициллин 1.5 г в сутки (дозу следует делить на части) в течение 2 недель. Во время клинических испытаний применяли Лосек по 40 мг в сутки и кларитромицин 500 мг 3 раза в сутки в течение 2 недель.

После проведения эрадикации Helicobacter pylori дальнейшее лечение язвенной болезни желудка в фазе обострения следует проводить по стандартной схеме лечения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и язвенной болезни желудка. В тех случаях, когда после проведения терапии проба на Helicobacter pylori остается положительной, курс лечения может быть повторен.

При эзофагеальном рефлюксе препарат назначают по 20 мг в сутки. Курс терапии составляет в среднем 4 недели. В тех случаях, когда после первого курса полное излечение не наступает, обычно назначают повторный 4-недельный курс лечения, в течение которого достигается излечение.

Пациентам с тяжелой формой эзофагеального рефлюкса назначают Лосек по 40 мг в сутки; курс лечения составляет в среднем 8 недель.

Пациентам с эзофагеальным рефлюксом в фазе ремиссии назначают Лосек по 10 мг в сутки в виде длительных курсов поддерживающей терапии. В случае необходимости дозу можно увеличить до 20-40 мг.

При симптоматическом гастроэзофагеальном рефлюксе режим дозирования устанавливают индивидуально. Препарат назначают по 10-20 мг в сутки. Курс лечения составляет 4 недели. Если по окончания терапии симптомы не исчезают, рекомендуется изменить схему лечения.

При болях, изжоге или дискомфорте в эпигастральной области, связанных с кислотозависимой диспепсией, начальная доза составляет 10 мг в сутки, при необходимости возможно повышение суточной дозы до 20 мг. Если после 4 недель применения Лосек по 20 мг в сутки симптомы не исчезают, рекомендуется изменить схему лечения.

При синдроме Золлингера-Эллисона режим дозирования устанавливают индивидуально. Рекомендуемая начальная доза - 60 мг в сутки. У всех пациентов с тяжелой формой заболевания, а также в тех случаях, когда другие терапевтические методы не привели к желаемому результату, применение Лосека было эффективным. Более 90% пациентов получали Лосек по 20-120 мг ежедневно. В тех случаях, когда суточная доза препарата превышает 80 мг, дозу следует делить на 2 части и принимать 2 раза в сутки.

При нарушении функции почек коррекции режима дозирования не требуется.

При нарушении функции печени биодоступность и клиренс омепразола увеличиваются. В связи с этим терапевтическая доза обычно не превышает 10-20 мг в сутки.

Коррекции схемы лечения для пациентов пожилого возраста не требуется.

Режим дозирования инъекционной формы препарата:

При невозможности проведения пероральной терапии пациентам с язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки или рефлюкс-эзофагитом назначают Лосек в виде в/в инфузии в дозе 40 мг 1 раз в сутки.

При синдроме Золлингера-Эллисона препарат назначают в начальной дозе 60 мг в сутки.

При необходимости возможно увеличение дозы. Если суточная доза превышает 60 мг, ее следует разделить на 2 введения.

При нарушениях функции печени суточная доза 10-20 мг может быть достаточной, поскольку у больных данной группы увеличивается период полувыведения омепразола.

При нарушениях функции почек и у пациентов пожилого возраста коррекции дозы не требуется.

Препарат вводят в/в в течение 20-30 мин.

Правила приготовления раствора для в/в инфузий

Порошок растворяют в 100 мл инфузионного раствора (физиологический раствор или 5% раствор декстрозы).

Приготовление раствора для инфузий:

  1. Набрать шприцем 5 мл инфузионного раствора из флакона или инфузионного мешка.
  2. Ввести инфузионный раствор во флакон с лиофилизированным порошком омепразола, встряхнуть флакон до полного растворения препарата.
  3. Набрать в шприц полученный раствор омепразола.
  4. Перенести раствор омепразола во флакон или инфузионный мешок.
  5. Повторить операции 1-4 для того, чтобы перенести весь препарат из флакона.

Приготовление раствора для инфузий в мягком контейнере:

  1. Для приготовления раствора следует использовать двустороннюю иглу (переходник). Одним концом иглы необходимо проколоть мембрану инфузионного мешка, другой конец иглы соединить с флаконом, содержащим лиофилизированный порошок омепразола.
  2. Растворить препарат, прокачивая инфузионный раствор из мешка во флакон и обратно.
  3. Убедиться, что порошок полностью растворился, после чего отсоединить пустой флакон и удалить иглу из инфузионного мешка.

Побочное действие

Со стороны ЦНС и периферической нервной системы: головная боль; редко - головокружение, парестезия, сонливость, бессонница, неясность зрения, нарушение вкусовых ощущений; в отдельных случаях - обратимая спутанность сознания, возбуждение, депрессия, галлюцинации (преимущественно у пациентов с тяжелой формой заболевания).

Со стороны пищеварительной системы: диарея, запор, боли в животе, тошнота, рвота, метеоризм; редко - повышение активности трансаминаз печени; в отдельных случаях - сухость во рту, стоматит, кандидоз ЖКТ, энцефалопатия на фоне тяжелого заболевания печени, гепатит, желтуха, нарушения функции печени.

Со стороны эндокринной системы: в отдельных случаях - гинекомастия.

Со стороны системы кроветворения: в отдельных случаях - лейкопения, тромбоцитопения, агранулоцитоз, панцитопения.

Со стороны костно-мышечной системы: в отдельных случаях - боль в суставах, мышечная слабость, боль в мышцах.

Дерматологические реакции: редко - сыпь и/или зуд; в отдельных случаях - фотосенсибилизация, мультиформная эритема, алопеция.

Аллергические реакции: редко - крапивница; в отдельных случаях - отек Квинке, лихорадка, бронхоспазм, интерстициальный нефрит, анафилактический шок.

Прочие: редко - недомогание; в отдельных случаях - усиление потоотделения, периферические отеки, понижение концентрации натрия в крови.

Побочные эффекты, наблюдаемые при применении препарата Лосек, обычно слабо выражены и носят преходящий характер. Приведенные побочные эффекты были отмечены при проведении клинических испытаний, а также при повседневном использовании, хотя в большинстве случаев связь этих явлений с проводимым лечением не была установлена.

Противопоказания к применению препарата ЛОСЕК®

  • повышенная чувствительность к препарату.

Применение препарата ЛОСЕК® при беременности и кормлении грудью

Препарат Лосек МАПС следует применять при беременности и в период лактации (грудного вскармливания) только в том случае, если потенциальная польза для матери превышает возможный риск для плода.

При введении препарата Лосек в дозах до 80 мг в сутки роженицам не были отмечены какие-либо отрицательные побочные эффекты у новорожденных.

В экспериментальных исследованиях на животных не было выявлено какой-либо опасности при применении препарата при беременности и в период лактации. Токсичность для плода или тератогенный эффект также не были обнаружены.

Условия отпуска из аптек

Препарат отпускается по рецепту.

Условия и сроки хранения

Препарат следует хранить при температуре не выше 25°С.

После вскрытия упаковки таблетки следует хранить в плотно закрытом флаконе.

Диалог это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Обратите внимание на последовательную связь реплик, образующих диалогическое единство в следующем примере, где вопросно-ответная форма предполагает логическое следование от одной темы, затрагиваемой в диалоге, к другой. (Отрывок из книги «Домашняя лаборатория»):

Мысль об оборудовании домашней химической лаборатории Род и постарался высказать самым решительным образом.

- Только этого нам в квартире не хватало,- строго сказала мама. После небольшой паузы пояснила: - Химия - это вонючие газы, взрывы, пожары и ядохимикаты.

Рут, младшая сестренка, смекнув, что «химия» - вещь интересная, радостно захлопала в ладоши.

Папа, как всегда, занял нейтральную позицию и уткнулся в газету. Правда, через минуту он выглянул из-за листа и изрек;

- Твое предложение, Род, надо хорошенько продумать и обсудить.

Рода поддержал Пал, студент химико-биологического факультета педагогического университета:

- Настоящую химическую лабораторию оборудовать дома довольно сложно. Для этого необходимы отдельная комната, сложное оборудование, посуда, химические реактивы и многое другое. Однако устроить небольшой уголок юного химика несложно.

- Если мама разрешит,- продолжал Пал,- мы сделаем рабочее место на балконе. На стене повесим старый кухонный шкафчик для реактивов и посуды. Вместо химического стола можно поставить тумбочку.

В этом примере мы можем выделить несколько диалогических единиц, объединенных общей темой. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие).

Выделяются три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Покажем это на примерах.

Первый пример– диалог учителя и ученика во время проверки домашнего задания:

Учитель вызывает ученика (как выясняется потом, невыучившего урок) к доске:

- Коля, иди к доске, запиши уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты.

- Я сегодня не выучил уроки.

- Когда уже ты, Сидоров, возьмешься за ум? Садись два!

Второй пример–разговор двух педагогов – пример диалога по типу сотрудничества (оба учителя обеспокоены слабыми результатами в учебе ученика Сидорова и стремятся разрешить проблему совместными усилиями):

- Сидоров сегодня опять отказался отвечать у доски. Как заставить его учиться нормально?

- Можно поговорить с его родителями.

- А, мне кажется, надо его заинтересовать небольшим творческим проектом. Потом после завершения проекта похвалить при всех и настроить на дальнейшую учебу в нужном русле.

Третий пример диалога представляет диалог-равенство, когда участники диалога ведут беседу, не направленную на достижение какого-то конкретного результата (как, например, в предыдущем диалоге):

- Какие опыты лучше всего использовать при изучении скорости химической реакции?

- Здесь можно показать, какие факторы влияют на скорость.

- Да, но у меня нет всех реактивов, которые рекомендованы в методической литературе.

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также в школьной, научной, публицистической, художественной и официально-деловой речи.

В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения – интонации, мимики, телодвижений, жестов. Однако для развития речи учащихся в школе следует все же учителю использовать полные предложения, а от учеников требовать по возможности полные ответы на поставленные вопросы.

Основными формами диалога в школе являются различного вида беседы.

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен, прежде всего, учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.

К разновидностям информационной речи относят объяснение учителя, лекции, сообщения, доклады.

Приведем пример информационной речи учителя при изучении темы «Аммиак». Учитель : И водный раствор аммиака, и соли аммония содержат сложный ион - катион аммония N Н 4 + , играющий роль катиона металла. Он получается вследствие того, что атом азота, имея свободную (неподеленную) электронную пару, может образовывать еще одну дополнительную ковалентную связь с катионом водорода, переходящего к аммиаку от молекул кислот или воды. Такая связь называется донорно-акцепторной связи.

Запишите схему образования донорно-акцепторной связи на примере иона аммония (слайд) :

Убеждающая речь обращена, прежде всего, к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. В качестве примера приведу вступительное слово учителя при изучении темы «Аммиак».

Учитель: Ребята, вы, вероятно, знаете, что стратегические запасы продовольствия государства на случай чрезвычайных ситуаций хранятся на огромных складах-холодильниках. В качестве хладагента там применяется аммиак. Аммиак – важнейшее соединение азота, имеющее широкое практическое применение и в других отраслях производства, в медицине и даже в быту. Поэтому знать свойства этого вещества, уметь применять его на практике должен каждый грамотный человек. Запишите тему урока: "Аммиак. Соли аммония".

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. В школе этот вид речи имеет особое значение, так как педагоги практически на всех этапах учебно-воспитательного процесса побуждают учащихся к определенным действиям.

В качестве примера привожу фразы учителя при подведении итогов объяснения и закрепления знанийна уроке.

Учитель: -Запишите формулы следующих веществ: сульфат аммония, фосфат аммония, гидрофосфат аммония, дигидрофосфат аммония.

- Запишите уравнения реакций следующих превращений: Азот аммиак → монооксид азота диоксид азота азотная кислота нитрат аммония.

Монолог учителя на уроке – это форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т. е. все то, что может повысить коммуникативную активность учащихся, вызвать их ответную реакцию, активизировать мышление и внимание.

Рассмотрим особенности построения монологической речи учителя химии при объяснении нового материала на конкретном примере (предполагаемые ответы учащихся даны в скобках, подчеркнуты).

Учитель: Прежде всего, изучим строение молекулы аммиака NH 3 , которая состоит из атомов азота и водорода.

Еще раз рассмотрите схемы строения атома и молекулы азота (в тетради зарисовали на прошлом уроке).

- Какое число электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома азота? (Пять ).

- Назовите число валентных электронов, принимающих участие в образовании химической связи в молекуле азота. (Три электрона ).

Рассмотрим электронное строение молекулы аммиака (слайд ).

Запишите схему в тетради:

- Каков вид химической связи в молекуле аммиака? (Ковалентная полярная связь ).

- К какому атому в молекуле аммиака будет смещена электронная плотность и почему? (Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, в результате смещения электронных пар возникает полярная ковалентная связь ).

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.

Важнейшая функция языка – служить средством общения. Люди обмениваются приветствиями, спорят и соглашаются, звонят по телефону, произносят речи перед публикой, не подозревая, что вступают в диалоги или используют принцип монологического построения речи. Монолог и диалог – способы речевого обмена информацией, отличающиеся по структуре и содержанию.

Определение

Монолог – способ построения речи, при котором говорящий в форме размышления, призыва или оценки чьих-либо действий передает свое душевное состояние. Монолог является структурным элементом многих литературных произведений, прежде всего – драматических.

Диалог речевое общение двух или нескольких лиц, структура которого состоит из последовательного чередования реплик, воспринимаемых на слух или записанных в форме прямой речи. Такой способ речевой организации служит для обмена мнениями или полезной информацией.

Сравнение

Монолог – это произнесенная вслух и обращенная к реальному или воображаемому собеседнику речь, в которой передаются сокровенные мысли и выражаются эмоции говорящего. Речевая ситуация с использованием монолога строится по принципу оратор – слушатель .

Монолог произносится одним лицом и непосредственно в процессе речи не предполагает ответа со стороны других участников речевого общения.

В диалоге участвуют двое: это беседа, спор, обсуждение, в котором высказываются разные мнения относительно темы общения или содержатся дополнения и подтверждения высказанных мыслей. Диалог состоит из отдельных фраз – реплик, каждая из которых представляет собой структурно завершенное смысловое целое.

Диалог – основной речевой компонент межличностного общения. Он четко структурирован, логичен и последователен. Монолог – это всегда самовыражение, в котором не обязательно присутствует смысловая и синтаксическая упорядоченность.

Выводы сайт

  1. Монолог – речь говорящего, в которой не предполагается ответа со стороны собеседника. В диалоге участвуют два человека.
  2. Монолог обращен к слушателям или предполагаемому собеседнику. Участники диалога адресуют фразы друг другу.
  3. Монолог – способ речевого самовыражения. Диалог – важный коммуникативный элемент речи.
  4. Диалог структурно разделен на реплики. Монолог – единый в смысловом и структурном плане речевой фрагмент.

Данная статья дает ответ на вопрос: "Что такое диалог и монолог?". В ней представлена характеристика двух этих форм речи, определения, даются разновидности каждой из них, пунктуационные и другие особенности. Надеемся, что наша статья поможет вам максимально подробно уяснить различия между ними, узнать для себя что-то новое.

Диалог: определение

Диалог - это форма речи, представляющая собой разговор между двумя или более лицами, который состоит из обмена репликами между ними. Главная единица диалога называется диалогическим единством - это тематическое (смысловое) объединение в одну нескольких отдельных реплик, являющееся обменом высказываниями, мнениями, каждая следующая из которых связана с предыдущей и зависит от нее.

Существование диалогического единства объясняется связью разнородных реплик (добавление, распространение, повествование, согласие-несогласие, вопрос-ответ, формулы этикета речи).

Иногда оно может существовать и благодаря высказываниям, которые являются реакцией не на предыдущую реплику собеседника, а в целом на ситуацию речи, при которой участник разговора задает встречный вопрос:

Что такое диалог и монолог по вашему мнению?

А как вы сами думаете?

Характер высказываний может зависеть от самых разных факторов: прежде всего от личностей участников диалога с их речевой тактикой и стратегией, от их речевой культуры, фактора наличия "потенциального слушателя" (который не принимает участие в разговоре, хотя присутствует при нем), степени официальности той обстановки, в которой происходит общение.

Типы взаимодействия

На особенности реплик влияет и кодекс взаимоотношений участников разговора, т.е. их тип взаимодействия. Таких основных типов выделяют три: сотрудничество, зависимость и равенство. От степени официальности окружающей обстановки зависит контроль беседующих за своей речью и соблюдением языковых требований и норм.

Структура диалога

Диалог по русскому языку всегда имеет определенную структуру, в большинстве типов остающуюся одинаковой: сначала идет зачин, затем - основная часть, и в заключение - концовка. Зачином может являться одна из многочисленных формул речевого этикета (Здравствуйте, Василий Владимирович!) или первая вопросительная реплика (Который час?), а также реплика-суждение (Замечательная погода сегодня!).

Необходимо заметить, что длина диалога теоретически может быть бесконечной, потому что открытой может оставаться его нижняя граница. Практически каждый диалог по русскому языку можно продолжить за счет увеличения диалогических единств, из которых он состоит. Однако на практике речь диалогическая имеет концовку (фразу речевого этикета (До свидания!), реплику-согласие (Несомненно!) или же реплику-ответ).

Особенности диалога

Диалог - это естественная форма коммуникации, являющаяся первичной. Поэтому в разговорной речи эта форма получила наибольшее распространение. Но диалог (определение которого было дано выше) присутствует также в публицистической, научной и официально-деловой речи.

Условия возникновения диалога

Для возникновения диалога, с одной стороны, нужна исходная общая база информации, которой будут делиться участники, а с другой, необходимо, чтобы существовала минимальная разница в знаниях участников данного речевого взаимодействия. Иначе они не смогут передать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть неинформативность негативно отражается на продуктивности данной формы речи. Подобный фактор может появляться не только при низкой речевой компетентности участников беседы, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его.

Диалог, в котором присутствует лишь одна из форм этикета речи, называемых этикетными формами, обладает формальным смыслом, другими словами, он неинформативен. При этом у участников отсутствует потребность или желание получить информацию, однако сам диалог является формально общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в местах общественного пользования):

Здравствуй!

Как твои дела?

Хорошо, спасибо. А у тебя?

Все нормально, работаю потихоньку.

Ну пока, счастливо!

Непременным условием возникновения диалога, направленного на то, чтобы получить новую информацию, является потребность в общении. Этот фактор возникает в результате потенциального разрыва в обладании информацией и знаниях между его участниками.

Типы диалогов

По задачам и целям, ролям собеседников и ситуации общения выделяются следующие типы диалогов: деловая беседа, бытовой диалог и интервью.

Отличительные черты бытового диалога - возможное отклонение от темы, незапланированность, отсутствие целей и необходимости в каком-либо решении, разнообразие тем обсуждения, личностное выражение, широкое применение невербальных (несловесных) средств и приемов общения, разговорный стиль.

Деловая беседа - это общение в основном между двумя участниками разговора, носящее поэтому во многом межличностный характер. При этом применяются различные приемы и способы вербального и невербального воздействия участников друг на друга. Деловая беседа, хотя и имеет всегда определенный предмет, более личностно ориентирована (в отличие, например, от деловых переговоров) и происходит в основном между представителями одной и той же фирмы.

Интервью - общение представителя прессы с кем-то, чья личность имеет общественный интерес. Его отличительная черта - двуадресность, то есть интервьюер (тот, кто проводит интервью) при непосредственном обращении к адресату выстраивает особую драматургию беседы, рассчитывая прежде всего на особенности ее восприятия будущими читателями.

Знаки препинания при диалоге

Правописание диалогов в русском языке - совсем несложная тема. Если реплики говорящих начинаются с нового абзаца, перед каждой из них пишется тире, например:

Что такое диалог и монолог?

Это две формы речи.

А чем они отличаются друг от друга?

Количеством участников.

Если же реплики идут подбором без указания на принадлежность тому или иному лицу, каждая из них оформляется в кавычки и отделяется от следующей с помощью тире. Например: "Что такое диалог и монолог?" - "Формы речи". - "Спасибо за подсказку!".

В случае если после высказывания следуют слова автора, перед следующим из них тире опускается: "Как живете?" - спросила Мария Петровна. "Ничего, потихоньку", - ответил Игорь Олегович.

Зная эти нехитрые правила и применяя их на практике, можно всегда грамотно составить диалог.

Монолог: определение

Монолог имеет относительную протяженность во времени (он состоит из разных по объему частей, представляющих собой связанные по смыслу и структуре высказывания), а также отличается разнообразием и богатством словарного состава. Весьма различны темы монолога, которые могут спонтанно меняться во время его развития.

Виды монолога

Принято выделять два основных вида монолога.

1. Монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи: научная устная (пример - доклад или учебная лекция), устная публичная и судебная речь. Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.

2. Монолог как речь наедине с собой, то есть направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется "внутренним монологом". Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица.

Монолог, примеры которого многочисленны, может являться как спонтанным, неподготовленным (чаще всего он используется в разговорной речи), так и заранее спланированным, подготовленным.

Виды монолога по целям

По цели, которую преследует высказывание, выделяют три основных вида: информационная речь, убеждающая и побуждающая.

Главная цель информационной - передача знаний. Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и познавательные способности восприятия текста слушателями.

Разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения.

Убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

Побуждающий монолог (примеры которого - весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям. К нему относятся: речь-протест, политическая речь, речь-призыв к действиям.

Композиционная форма монолога

Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально-смысловой либо от жанрово-стилистической принадлежности. Разновидности жанрово-стилистического монолога выделяют следующие: ораторская речь, официально-деловой и художественный монолог по русскому языку, а также другие типы. К функционально-смысловому относят повествование, описание, рассуждение.

Монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Так, например, ораторская речь - это всегда заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет собой искусственную форму речи, стремящуюся всегда стать диалогом. Поэтому любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся, например, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма речи и др. Другими словами, это все, что говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата-собеседника, вызвать его реакцию.

В монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

Заключение

Таким образом, можно отметить, что монолог и диалог - это две главные формы речи, отличающиеся между собой по числу участвующих в общении субъектов. Диалог является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, а монолог - это развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо. Как монологическая, так и диалогическая речь существуют и в устной, и в письменной форме, хотя в основе последней всегда лежит речь монологическая, а диалогическая - в основе устной формы.

Урок 3. Как отличить диалог от монолога ?

Цели: познакомить с терминами диалог и монолог", формиро­вать умение оформлять диалог.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диа­лог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать по-ступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопас­ного», «красивого», «правильного» поведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.) Волки рыщут, пищу ищут.

Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)

Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в пред­ложении.

Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ"пиши с буквой У.)

Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.)

Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запи­шите три слова. Подчеркните орфограмму.

III . Самоопределение к деятельности

Сравните два вида речи.

1) -Ты чего такой хмурый?

Кафтан прожег.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался.

Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том лее. Отличаются тем, что в пер­вом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)

IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику

Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.

На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как

отличить диалог от монолога?) Упр. 6 (с. 10-11).

Прочитайте задание.

Как называется сказка? («Терем-теремок»^)

Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.)

Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.)

Кто отвечает? (Муха-горюха.) (Чтение в парах.)

Кто догадался, для чего используется знак «-»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.)

Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.

В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.) Упр. 7 (с. 11).

(Работа в парах: вариант I - Колобок, вариант II - Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».)

Прочитайте информацию на «Страничке для любознатель­ных» самостоятельно.

Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»?

Из каких частей они состоят и что обозначают? Упр. 8 (с. 12).

Прочитайте отрывок из сказки.

Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.)

К кому обращен монолог? (Кптичке.)

Спишите первое предложение с проговариванием.

2. Словарная работа

Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.)

Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук-вуО.)

Какое близкое по значению слово мы говорим при проща­нии? («До свидания».)

Запишите это слово.

Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.)

V . Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

(Помахать руками на себя.)

Закачалось деревцо.

(Покачаться вправо и влево.)

Ветер тише, тише, тише,

(Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носочки, потянуться вверх.)

VI . Закрепление изученного материала

Упр. 9 (с. 12).

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж­нении.

Прочитайте текст.

(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

Что это - диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.)

Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.)

Спишите ее. ---- .

VII . Рефлексия Упр. 10 (с. 13).

По какому рисунку можно составить монолог? (По второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают.)

По какому рисунку можно составить диалог? (По первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк.)

(Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких - монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.)

VIII . Подведение итогов урока

Как отличить диалог от монолога? устной речи: если гово­рят два или больше действующих лиц - это диалог. В письмен -ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 11 (с. 14).