Елена Лапшина. Всякое дыхание. Мой взгляд на мир

Лапшина Елена Геннадьевна -архитектор, профессор ПГУАС.

В 2003 году в Пензе проводился Международный смотр-конкурс дипломных проектов по архитектуре и дизайну. Одним из организаторов этого интеллектуального форума являлся Итальянский фонд Ромуальдо Дель Бианко. Секретарь фонда Симоне Джиометти, посмотрев работы конкурсантов из Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, предложил сотрудничество. Лучшие дипломные проекты наших студентов были отправлены в Италию.

ВО ФЛОРЕНЦИЮ!

В следующем году пригласили во Флоренцию двух выпускников-дипломников. В красивейшем старинном итальянском городе сохранились в первозданном виде здания XIV - XV веков. Закон об охране памятников архитектуры в Италии действует жестко: в старые стены нельзя гвоздя вбить. Увидеть великие творения вживе, потрогать их -это для молодого архитектора большая школа.

Но… где взять деньги?! На поездку требовалось не менее 800 евро. Елена Лапшина честно призналась: «Меня в первую поездку спонсировали родители. Это теперь я имею возможность подработать в своей мастерской». Выпускники на поездку сумели заработать сами. И Италия из мечты превратилась в реальность.

Многие воспитанники Елены Геннадьевны начинают серьезно работать и соответственно зарабатывать уже со второго курса.

ЕВРОПА МАНИТ

В университете третий год функционирует созданная Еленой Лапшиной творческая мастерская «Арка». Студенты, ко-
торые готовят дипломный проект под руководством Елены Геннадьевны, получают работу в этой мастерской. Осенью прошлого года она снова сопровождала своих студентов в Италию учиться в мастер-классе. Ее дипломница Людмила Киреева заработала на поездку сама. Наставница мечтает, чтобы эта талантливая девушка продолжила образование в аспирантуре. Но Людмиле хочется более высокого полета -Европа манит. Опыт у нее уже солидный. Архитектурный проект музея-заповедника «Золотаревское городище» - дело ее рук.

И Москва, и Санкт-Петербург покорены пензенскими выпускниками-архитекторами. Николай Сторожев еще в 90-е годы открыл в Москве фирму. Надежда Сверчкова вместе с мужем Олегом Петровым работает в Санкт-Петербурге. Наставнице трудно осуждать молодежь, покидающую сегодня родной город. Там, в столицах, - деньги, уникальные заказы, а здесь, в провинции, все скромнее. Хотя престижность пензенского архитектурного образования никто не оспаривает.

ВЕРЮ В АВАНГАРД

Вообще, в отечественном архитектурном образовании есть определенные «узкие места». Елене Лапшиной довелось как-то присутствовать на обсуждении дипломных проектов в МАРХИ (Московский архитектурный институт). Там профессора честно признают, что в России с архитекторами отнюдь не все благополучно. Уже несколько десятилетий мы не имеем мировых имен! Пусть это были бы авторы невоплощенных, «бумажных» проектов - таких, как памятник III Интернационалу, предложенный когда-то Владимиром Татлиным - одним из мировых лидеров русского авангарда, который, кстати, сто лет тому назад учился в Пензе. Есть надежда, что и в начале 21 века вырастет новый русский авангард.

Елена Геннадьевна верит в это и …проектирует храмы Божии. Ею и ее дипломницей Еленой Прудыус создан проект восстановления Спасского кафедрального собора Пензы. «В сердце города без него пусто», - философски заключает архитектор. А пока эта идея обсуждается, в селе Трескино Колышлейского района спроектированный ею храм строится.

СТРОЮ ХРАМЫ

Сегодня мечта заведующей кафедрой основ архитектурного проектирования - постройка часовни во имя Святой великомученицы Татианы для родного университета. Этот заказ ректора ПГУАС А.И. Еремкина выполняла под руководством преподавателя кафедры Александра Вирясова целая группа-студентов, втом числе Людмила Киреева. Такая вот дружная связка - «студент - наставник».

Пока проект часовни Святой великомученицы Татианы с ящиком для пожертвований помещен в главном корпусе университета. Средства на храмы всегда собирались по копейке народной.

Я смотрю в мастерской на ювелирно выполненные бумажные макеты зданий и просто абстрактные композиции, на огромные чертежи, сделанные карандашом, а не на компьютере. Колоссальный труд! «Балеринам ножки ставят, а мы своим студентам — руки», - шутит Елена Геннадьевна. Тяжело совмещать научную, педагогическую, проектную работу и семью. У Елены Лапшиной трое прекрасных детей. Старший сын скоро будет поступать в университет.

Пожелаем ей способных учеников и поменьше жизненных проблем. Как знать, может, и из плеяды питомцев ее кафедры выйдут архитекторы с мировыми именами.

Чтобы победить весь мир, нужно победить себя

Ф.Достоевский

О себе

Родилась 27 сентября в городе Сергиев-Посад, Московской области. Коренная краснозаводчанка, очень люблю свою малую родину, горжусь ею. В 1995 году поступил в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснозаводский химико-механический колледж по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», который окончила в 1998 году. С 1998 - 2002 год обучалась в Московском государственном университете сервиса по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», по сокращенной программе. В 2003 году пришла работать государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Краснозаводский химико-механический колледж», преподавателем экономических дисциплин. С 2007 года стала заместителем директора по безопасности. Параллельно с возложенной на меня должностью, продолжаю и свою педагогическую деятельность преподавателем экономических дисциплин. Общий стаж работы 12 лет, педагогический стаж 12 лет. Очень люблю свою работу, горжусь ею. Есть дочь. В свободное время люблю бывать на природе, люблю разводить цветы.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения классической литературы 19 века.

Мой взгляд на мир

Мир вокруг нас вызывает разные чувства, разные эмоции, но никогда не оставляет равнодушными. Мир наш прекрасен и жить в нем надо осознанно и вдохновенно, наполняя каждый день смыслом, радостью и непередаваемым ощущением счастья от того, что мы живем!

Мои достижения

О больших достижениях пока говорить рано.

Но первые шаги к успеху уже сделаны:

Награждена благодарственным письмом за вклад в развитие системы профессионального образования Сергиево-Посадского муниципального района (2012 год);

Награждена грамотой как руководитель проекта «Бизнес-планирование на промышленном предприятии Сергиево-Посадского муниципального района» в конкурсе проектных и исследовательских работ (2013 год);

Награждена грамотой Сергиево-Посадской районной организацияей профсоюза работников народного образования и науки за многолетний труд (2013 год);

Награждена почетной грамотой Главой городского поселения Краснозаводск за добросовестный труд, высокий профессионализм (2014 год);

Публикации:

Статья «Проблема развития человеческого потенциала в условиях современной России», издательство WORLD PRESS s.r.o., 2013. – 510 с. Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы VII международной научно-практической конференции. (2013 год).

Повышение квалификации:

- 2008 год ГОУ ВПО МГТУ им. Н.Э.Баумана по направлению "Организация безопасности жизнедеятельности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и противодействия терроризму в образовательных учреждениях";

2010 год ГОУ ВПО МГТУ им. Н.Э.Баумана по программе "Мобилизационная подготовка в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и в образовательных учреждениях Рособразования";

2011 год Государственный координационный центр информационных технологий Министерства образования и науки РФ по программе "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении";

2013 год Московский Финансово-юридический университет МФЮА по программе " Компетентностно-деятельностный подход в проектной работе педагога в образовательном учреждении"

Моё портфолио

Главной задачей преподавателя я считаю не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа, грамотного использования и оформления. Результаты работы преподавателя можно оценить лишь по прошествии времени. И, тем не менее, работа, наполненная энергией, высоким смыслом, приносит удовлетворение.

Я всегда готова сделать шаг навстречу студенту, завести разговор на интересующую его тему, стараюсь обойтись без нравоучений. Выступаю сторонником формирования у студентов доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни с учетом воспитания толерантности, индивидуальности, самодостаточности. Главное в моей деятельности: воспитать личность способную учиться и развиваться на протяжении всей своей жизни.

Елена Лапшина родилась в 1970 году в подмосковном Фрязине.

Окончила экономический факультет Московского лесотехнического института. В 2003 году вступила в Союз писателей Москвы.

Публиковалась в московских литературных журналах: «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Арион», «Кольцо А», «Литературная учёба», «Дети Ра»; и в зарубежных русскоязычных: «Интерпоэзия» (США), «Иерусалимский журнал» (Израиль), «Радуга» (Украина), «Крещатик» (Германия). Автор двух поэтических книг – «Вымани Ангела» (совместно с поэтессой Ольгой Ивановой) и «В невесомой воде». Обе книги вышли в издательстве «Летний сад» (Москва, С.-Пб.).

«Чуть ли не поговоркой стали строки Ахматовой: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи…», – кто станет спорить? Но, открыв для себя стихи Елены Лапшиной, я удивился. Какой еще «сор»? Ее стихи растут из музыки, вернее – из музыкальных сфер. Библейский мир, в первую очередь – ветхозаветный, с его небесной и земной твердью, с раем и адом – несомненная реальность, в которой живет поэзия Елены Лапшиной. Словно ненароком вернулся к нам звук серебряного века русской поэзии (одна из её 7 ипостасей – духовная). Поэт живёт, как все, реальной жизнью, но то, что любит, во что верит – для него высшая реальность.

Еще до Форума в сборнике Елены Лапшиной «В невесомой воде» я «споткнулся» об стихотворение «Я не помню – зачем-то просили плясать Саломею». Оно, я уверен, прямо просится в антологию. Если стихи Грибоедова легко разобрать на цитаты, то попробуйте вырывать строки Лапшиной из контекста! Это как раз тот случай, когда целое не имеет частей… Поэтический дар Лапшиной несомненен – ее стихи серьезны, ее мир многомерный, не каждому дано так органично совместить в себе живую жизнь с жизнью родной речи и вековой культуры человечества. Простота и сложность, вызов и смирение, откровенность и тайна. В современном хаотическом развитии русской поэзии Елена Лапшина счастливо незатронута никакой тусовочной модой, никакими внешними требованиями. Она себя не ищет, она уже нашла…»

Кирилл Ковальджи

Сборник Форума молодых писателей России

«Новые писатели» (2007)

«Лирика Лапшиной тихая, богобоязненная. Возвышенная, но не скатывающаяся до банальности. Поэт чаще вышептывает слова, чем говорит в полный голос. Таковой и должна быть духовная поэзия – тихая до робости, почти пугливая, обращенная с вопросами не столько к Небу, сколько внутрь себя, и, не приведи Бог, лишенная горделивого пафоса, торжественной фанфарности.»

Евгений В. Харитонов

«Дети Ра» (2006)

«Она «тихий» автор, если понимать под этим не отсутствие темперамента, а сдержанность и прозрачность слога. (…) Стихи Лапшиной, хотя и неровные, отличаются удивительным для современной поэзии целомудрием, смирением и внутренней силой. Причем во всем этом не поза – чувствуется реальное жизненное делание, живая «душа».

Дмитрий Полищук

«Новый мир» (№8/2005)

«Диапазон поэзии Лапшиной – от любовной до духовной лирики. Здесь нет формалистических изысков, фонтанирующих метафор – здесь есть предельная женская искренность, следующая лучшим традициям Серебряного века. (…) Книга Елены Лапшиной – это дневник, покаяние и молитва одновременно. Читать её можно, только если вы готовы сопереживать автору – искренне и от души. Тогда именно с вами автор будет откровенен.»

Андрей Коровин

«Современная поэзия» (№ 1/ 2007)

«Елена Лапшина – поэтесса хорошая, и её главный плюс – в чувственности. (…) Ей удаются религиозные стихи. Они тоже чувственны (как ни странно звучит это определение в отношении к поэзии ортодоксально-христианской, да еще и православной).»

Кирилл Анкудинов

«Три рецензии» (2008)

«Принцип Лапшиной: обозначить детали, назвать то, что вокруг, описать обстановку и спектр – по описанию мы догадаемся: это – любовь. (…) Поиск осмысленности переходит в новую фазу, духовные искания определены восстановленной иерархией мира: искомый адресат лирики – Бог. Адресат земной выступает в качестве проводника, резонатора смыслов и слов, обращенных к небесному; вехи восхождения из мира дольнего в горние сферы совпадают с вехами, узловыми точками развития любовной интриги. (…) Лапшина фиксирует здесь момент, точку, когда на подступах гибель всерьёз. Ощущение конечности мира заостряется всё сильнее, любовь уже не спасает. Человек остается один на один с разломом в собственной душе…»

Елена Погорелая

«Новый мир» (№ 11/2007)

«Поэзия Лапшиной, конкретная, плотная, реалистическая, соотносящаяся возможно с техникой Нонны Слепаковой или Кудимовой, отличается от них мощной энергией неманифистируемой веры. Христианская культура и традиция освещает слишком кон- 9 кретный ландшафт ее поэзии согревающим светом переставляющего акценты чуда, в котором, на самом деле, оказывается плотность мира.

Писать на «христиансткую тему» занятие довольно-таки рискованное, потому что для него мало только веры и мастерства, нужна еще необычность взгляда, какое-то нарушение перспективы и спонтанность изложения. У Лапшиной эта спонтанность присутствует – в широком дыхании, в захваченности природой, в распеве. А что касается нарушения геометрии – вместо него заявлены сила, прямота и та самая чистота, которую в Китае еще называли «чэнь» – искренностью, наполняющей деревья, реки, горы, и, если повезет, самого поэта. Вне ее поэзия – духовная, а какая еще? – не совершается. Поэзия Лапшиной – совершается и в этом, и в чисто изобразительном смыслах. Она полна энергии и чувства дистанции, без которой сама энергия делается бесформенной.

Андрей Тавров

«Через целую жизнь – отгордившись грехами отцов…»

Через целую жизнь – отгордившись грехами отцов

и наделав своих, – наконец принимаю сиротство.

Чёрно-белые карточки милых моих мертвецов

в неопрятном альбоме теряют портретное сходство.

…Как происходит открытие поэта - когда в один прекрасный день чьи-то стихи словно бы «упадают» в твое читательское сознание и становятся частью личной судьбы? Почти всегда это неожиданность, озарение, подарок. Иосиф Бродский вспоминал, как ему открылись стихи Анны Ахматовой. Он был уже знаком и с ней самой, и с ее поэзией, но целокупно, по-настоящему, услышал ее своим внутренним слухом - возвращаясь однажды из Комарово в переполненной пригородной электричке. «Знаете, там все сдавлено, трясется темное окно, в котором отражаются пассажиры, - и тут я… услышал ее стихи. И я все понял. Как пелена с глаз упала».

Нечто похожее - по ощущению - было у меня с поэзий Елены Лапшиной, уроженки подмосковного Фрязино. Ее стихи время от времени оказывались перед глазами (она и пишет всерьез всего-то лет десять), пока однажды я не раскрыл, готовясь к обзору, киевский журнал «Радуга» - как раз на ее подборке. Было это в 2007 году. И вдруг меня всего словно бы осветила ее миниатюра про улитку: «Стреляет день из солнечных баллист / над тишью монастырского придела. / Улитка мерит виноградный лист / прикосновеньем маленького тела. // В янтарной капле на ее спине / таится свет для долгих летних странствий. / И кажется, что раковины нет - / сплошное неэвклидово пространство».

Это было одним из самых необычных благодарений за красоту и мудрость Божьего мира. О религиозности стихотворения, казалось, напоминали только два слова. С тех пор я и стал постоянным и преданным читателем Елены Лапшиной, и мне радостно думать, что рядом с нательным крестом ношу подаренный именно ею образ Ангела-Хранителя…

Мы назвали подборку по заглавию ее недавнего сборника - на мой вкус, одной из самых значимых поэтических книг минувшего десятилетия. Название это, как видите, пришло из шестой строки 150-го псалма. Среди подобранных в сборнике отзывов напечатаны и проникновенные слова поэта Дмитрия Полищука - о целомудрии, смирении и внутренней силе «тихих» стихов Елены Лапшиной. Давайте услышим их вместе.

Павел КРЮЧКОВ, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир»

Через целую жизнь - отгордившись грехами отцов

и наделав своих, - наконец принимаю сиротство.

Чёрно-белые карточки милых моих мертвецов

в неопрятном альбоме теряют портретное сходство.

Я вас помню не так… Я за вами иду по пятам.

Вы такие, как есть, - это мой коленкор изменился.

Призакроешь глаза - и как будто проснулся не там.

И как будто не жил, а кому-то навязчиво снился.

В подмосковье весна - захолустному снегу каюк,

мать-и-мачеха прёт, и на Пасху такая отрада!..

Улетевшие птицы, ну как там обещанный юг?

А у нас тут земля проседает, корёжа ограды.

За любой недогляд плотяное пуская на слом,

землеройствует жизнь… Но порою привидится снизу,

будто небо меня задевает своим подолом -

я тихонько лечу, ухватившись за синюю ризу.

От земли поднимутся холода,

незаметно к ночи повалит снег.

Ты увидишь небо из-подо льда,

ты проснёшься рыбою, человек.

Неусыпным оком гляди во тьму,

серебристым телом - плыви, плыви…

И не думай: Это зачем Ему? -

всё, что Он ни делает - от любви.

Не ропщи, что речь твоя отнята,

не по небу ходишь, не по земли.

Если рыбе дадена - немота, -

то самим дыханьем Его хвали.

Кукареки-кукареки-курике,

в небе голуби, пескарики в реке.

Едут сани,

едут сами,

едут задом-наперёд.

Никто замуж не берёт.

Кукарекать-кукарекать-куковать.

У соседушки скрипучая кровать.

А синица -

ей не спится,

ей не спится, хоть убей -

сразу снится воробей.

Как пошла синица в гости к воробью…

А у Боженьки журавлики в раю.

В небе птицы -

голубицы,

а пескарики - в реке.

Всё у Боженьки в руке.

На даче - лепота: пионы и люпин

толкутся у стола, заглядывая в чашки.

Теплынь, а ты с утра ворчишь, и ты - любим

до каждой клеточки на клетчатой рубашке.

Смородиновый чай, кузнечики у ног,

сомлел соседский кот на плиточной дорожке.

Ты отгоняешь прочь цветочный табунок,

встаёшь из-за стола, отряхивая крошки.

И всё ещё - оса над чашкой голубой;

и всё уже - как есть, и не в чем сомневаться.

И фотку бы в альбом: «Вот это - мы с тобой…»

Но это - я и ты - в свои невосемнадцать.

И надобно опять - в прозябшее жильё -

отважиться на жизнь с повадкой постояльца -

в болезни и нужду, в безлюбие твоё, -

чтоб не пускать корней и смерти не бояться.

Всяко хищного хитрого зверя во мне излови,

облегчи не ручную поклажу - сердечную кладь.

Научи меня, Господи, той нетелесной любви:

не лицо дорогое - любить, не объятья - желать.

Зверь и впроголодь жив - не кормлю, не давала бы пить,

да сама угасаю - близнец не по крови родной.

Научи меня, Господи, так незлобиво любить,

чтобы алчущий зверь не метался по клетке грудной.

Научи меня, Господи, видеть очами любви

не своё отражение в муже - подобье Твоё,

чтоб не выло, не корчилось, изнемогая в крови,

то дитя, одичавшее с голоду, яко зверьё.

Как речная рыба по стуже мрёт -

по любую сторону правоты

изгибайся, бейся об этот лёд,

умоляя: воздуха и воды…

Золотою сукровицей кропи

эти льды и воды угрюм-реки,

проходи насквозь, выживай, терпи,

раздирая жабры и плавники.

Чтобы после - в долгий июльский зной -

в наступившей неге и немоте

прикоснуться выструпленной спиной

ко ступне Идущего по воде.

Рисунок Марии Заикиной