Соединение сознательного и бессознательного в человеке. Научная электронная библиотека. Общая характеристика сознания и самосознания

Осязание – ощущение, возникающее в результате воздействия на поверхность кожи или слизистых импульсов в виде прикасания, нажатия или трения. Такие ощущения ещё называют тактильными . Позволяют определить консистенцию, температуру, структуру и многие другие физические свойства продукта.

Различают ощущения глубокого осязания мышц (ощущение давления) и поверхностное осязание.

Осязательные рецепторы расположены неравномерно. В большей степени они сконцентрированы на кончиках пальцев, языка и дёснах.

С помощью осязания руками определяют степень помола муки, например, ровность поверхности, зернистость какой-либо массы (напр., помола кофе).

Это необходимо при оценке качества сырья для приготовления консервов, например, овощей, фруктов, сахара, различных круп – всё определяется осязанием.

Ощущение в полости рта определяет: сочность, плавкость, нежность консистенции, степень сухости (напр., печенье, вафли), вязкость. В ротовой полости рецепторы позволяют обнаружить самые мелкие чужеродные тела, не являющиеся нормальной составляющей пищи.

Способность человека к осязанию зависит от внешних факторов и индивидуальных особенностей (поскольку у каждого человека свой порог чувствительности). Обычно ощущения воспринимаются в нормальных условиях, т.е. где не особо влажно и температура среды равна Однако с понижением температуры осязательные ощущения снижаются. С возрастом также осязательные ощущения притупляются.

Одним из главных свойств качества является консистенция. Этот термин характеризует сумму свойств продукта, воспринимаемых глазами и органами осязания.

Терминология консистенции наиболее обширна, по сравнению с другими сенсорными свойствами. Однако до сих пор нет утверждённого словаря.

Визуально можно определить жидкую и твёрдую, гранулированную и порошкообразную, мазеобразную консистенцию и другие. Также с помощью глубокого осязания определяют эластичность (напр., сыра), плотность, крошливость и тому подобное.

Осязание в полости рта определяет липкость, густоту, зернистость и тому подобное.

Консистенция связана не только с вкусовыми свойствами продукта. Она характеризует свежесть продукта. Оценка консистенции может проводиться как физико-химическими методами анализа, так и органолептическими методами.

Слуховыеощущения.

Слуховые ощущения необходимы при экспертизе газированных напитков, фруктов (напр., арбуз, яблоко), солений (напр., квашенная капуста); крошливости (напр., вафель, печенья); также позволяют определить нарушения технологии производства.

Слуховые ощущения обостряют остальные органолептические ощущения!

Все воспринимаемые ощущения откладываются в памяти человека, если они были хотя бы единожды восприняты. Также из памяти можно вызвать ассоциативные ощущения.



Условияпроведениясенсорногоанализа.

Помещение должно размещать 10-12 кабинок для индивидуальной работы. Каждая кабинка должна быть такой площади, чтобы там могли разместиться испытатель, образцы, вспомогательное оборудование. Также должно присутствовать индивидуальное освещение.

Должен быть большой стол для работы фокус-групп, должен быть хороший доступ дневного света, должны присутствовать лампы дневного света.

Помещение должно быть звукоизолированно; должен быть кондиционер, поддерживающий постоянными влажность, температуру и свежесть.

Должно быть отделано помещение материалами, которые не источают свои запахи и не впитывают посторонние. Все поверхности должны быть гладкими и легкообрабатываемыми. Средства обработки и чистки не должны быть химически агрессивными.

Цвет стен должен быть нейтральным (серый, белый, бежевый).

Не допускается украшений, плакатов, таблиц и, тем более, никаких упоминаний о пищевых продуктах.

Должно быть второе помещение, где готовятся образцы. Называется оно препараторская . Должно находится оно рядом с дегустационным залом, но иметь разные входы. Запахи их препараторской не должны проникать в дегустационный зал. Площадь препараторской должна позволять разместить оборудование, например, термостат, холодильник, микроволновую печь, водяные бани, оборудование для кулинарной обработки, дистиллятор, фильтры, мойку, препараторские столы и шкафы для лабораторной посуды или реактивов (ароматизаторов, красителей). Она также должна размещаться так, чтобы испытатели не могли случайно зайти в неё.

Требованиякобразцам.

Посуда для сенсорной оценки не должна быть из дерева, олова, алюминия; не должна быть жестяной, картонной.

Посуда должна быть стеклянная, серебряная, фарфоровая, керамическая, из нержавейки, пищевого пластика, устойчивого к высокой температуре.

Размерыпосуды:

· Стаканчики: 1 проба = 1 глоток. Должны быть с высокими краями, небольшими.

· Тарелочки (называются десертные ): должны быть маленькими.

· Куски пищи: 1 проба = 1 укус.

Посуда в одну сессию должна быть одинаковой, не иметь орнаментов. Должна быть подписана (коды образцов).

Кодированиеобразцов.

Можно осуществлять цифровыми и буквенными значениями. Обычно применяют трёхзначные коды, выбранные в случайном порядке, чтобы исключить психологические ошибки (т.е. чтобы исключить логику, связь между качеством).

Нельзя позволять кодировать 111, 222, 333 и т.д. Нельзя располагать по порядку, например, 611, 612, 613 и т.п.

Температура образцов должна быть такой же, как и при обычном потреблении (напр., мороженое должно быть холодным, в вино – охлаждённым).

При ароматическом определении образцов их подогревают, также увеличивают влажность помещения.

Образцы готовятся единовременно, т.е. ничего нельзя сохранять на следующий раз. Подготовка происходит только в день испытания.

Объём ложки равен 10 мл (она также называются десертной ).

Вспомогательныематериалы.

Для оценки образцов пищевых продуктов важно использовать вспомогательные продукты, например, дистиллированную воду, т.к. ополаскивание рта дистиллированной водой после принятия образца позволяет смыть послевкусие и более точно оценить следующий образец.

Используются сухие крекеры (обязательно пресные, не солёные, не ароматизированные и пр.), хлебцы рисовые, отварной рис и белый хлебный мякиш – эти продукты позволяют сорбировать остальные продукты при испытании.

Рабочееместо.

§ Стакан для воды (напр., 200 мл). Вода должна быть такой, какой пользовались при приготовлении образцов (т.е., напр., образец готовился подсоленной водой, значит и вода в стаканчике должна быть подсоленной);

§ Тарелочки;

§ Салфетки (бумажные);

§ Тарелочки с образцами.

Также должно быть место для заполнения анкеты.

Оборудованиевкабинке (в лучшем случае):

· Раковина (пригодится, чтобы выплюнуть образец);

· Лампа дневного света.

Размер кабинки, приблизительно, 1x1 метр.

Для специальных продуктов, таких как вино, кофе, чай используется собственная посуда. Например, для вина – тюльпанообразные бокалы (стеклянные, градуированные, прозрачные). Бокал должен выдерживать температуру от Внутреннее строение дна сконструировано таким образом, чтобы оценить осевшие пузырьки.

o Посуда для чая: керамическая (нормальная, т.е. не обожжённая и пр.), с крышками. Представляет собой подобие заварного чайника. Размеры указаны в соответствующем стандарте.

o Посуда для кофе: керамическая, только меньшего объёма, с маленькими крышками.

При обработке посуды не допускается использовать химически агрессивные и ароматизированные средства.

Требованиякиспытателям.

1. Здоровье на день испытания (хорошо себя, в общем, чувствовать);

2. Отсутствие парфюмерных средств;

3. За 2 часа до испытания необходимо покушать (!);

4. Нельзя пить кофе, чай, алкогольные напитки, поскольку они угнетают сенсорные рецепторы.

5. Умение индивидуально работать (не болтать во время испытания и не отвлекаться по пустякам);

6. Мотивация исследователя к испытанию.

Проводить испытание нужно с утра. Длительность не более 90 минут.

В процессе органолептических испытаний всегда существует вероятность появления психологических ошибок.

Ошибки.

1) Ошибкаожидания – любая информация, которая не должна быть доступна для испытателей. Например, исследуемый образец.

2) Ошибкастимула :

· Появляется из желания дать правильный ответ;

· Может повлиять цветность образцов (напр., у зелёного цвета не обязательно будет кислый вкус).

3) Логическаяошибка – испытатель ассоциирует какое-либо свойство с другими характеристиками; также возникает, когда была проведена неправильная кодировка образцов (напр., 1-ца предпочтительней 2-ки). Чтобы избежать этого, нужно давать образцы в нескольких повторностях, с правильной кодировкой.

4) Погрешностьснисходительности – такая ошибка возникает, когда оценивают продукт, опираясь на абстрактные и игнорируя действительные эмоции. Причина : отсутствие мотивации.

5) Эффектореола :

· Возникает при опробовании серии образцов (мешает послевкусие). Решение : использовать вспомогательные методы и средства (напр., полоскание).

· Продукт несёт в себе несколько сильных характеристик. Решение : выделить одну главную характеристику.

6) Эффектвнушения – при излишней болтовне (напр., сосед навязывает своё мнение). Решение : индивидуализация работы.

7) Эффект порядка – ошибка, возникающая при неправильной кодировке. Решение :

· Давать образцы в нескольких повторностях;

· Наладить порядок подачи образцов.

8) Ошибкаконвергенции – с этого начнётся следующая лекция =)


Понятия "сознательное" и "психическое" неравнозначны. Нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня: сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний); подсознательный (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень) и бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное - неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций).

В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением.

Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Большинство физиологических процессов (например, процессы обмена веществ) вообще не осознаются, другие (сердцебиение, дыхание) могут быть частично осознаны, если направить на них свое внимание. Сознание не участвует и в таких безусловно рефлекторных реакциях, как моргание или отдергивание руки при уколе, хотя можно сознательно тормозить, задерживать эти реакции. Сознание практически не участвует и в таких автоматизированных действиях, как ходьба или езда на велосипеде. Здесь речь идет не о выборе направления, а о самих двигательных актах, хотя иногда, задумавшись, человек может автоматически (бессознательно) обходить препятствия.

На неосознаваемом уровне могут протекать и некоторые психические процессы. Мы можем частично воспринимать и запоминать предметы и звуки, на которые наше внимание не было сознательно обращено. При мышлении человек не всегда может дать себе ясный отчет, каким именно образом он пришел к определенному заключению. В таких случаях мы говорим об интуиции, т.к. начало мышления и его завершение (вывод) осознанны, но вся промежуточная часть цепочки мыслительных операций человеком не осознается. Особенно велика роль неосознаваемых психических процессов в возникновении и проявлениях эмоций и чувств. Во многих случаях человек не может дать обоснование на уровне сознания причинам антипатии или симпатии к кому-либо в своем окружении или чувству страха каких-то предметов и явлений.

Взаимоотношения между осознаваемыми и неосознаваемыми психическими процессами очень сложны. Многие наблюдения психологов показали, что в каждый данный момент в зону ясного сознания попадают преимущественно те моменты, которые создают затруднения для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Происходит как бы непрерывная передача управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.

Отсюда допускают, что сознательное управление - пошаговое (поэтапное, дискретное), и сознание привлекается к данному объекту только на относительно короткий интервал времени. Если сознание принудительно сосредотачивается на одном и том же монотонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрствования, возникновению сонливости и сна. Очень многие техники медитации и гипноза используют эти эффекты сосредоточенности на монотонных раздражителях с целью получения измененных состояний сознания.

Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и переживания, составляющие внутренний мир человека, могут им не осознаваться, но определенным образом влиять на его поведение. 3. Фрейд (1922) показал, что бессознательные побуждения часто лежат в основе очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания. Длительные наблюдения за своими больными позволили 3. Фрейду в начале XX в. выдвинуть психологическую концепцию влияния подсознательных влечений на человеческое поведение (психоанализ), которая значительно повлияла на становление современной психологии.

Логика и философия

Фромм- социум как основной фильтр при формировании сознательного и бессознательного в человеке. Взаимодействие сознания и бессознательного. Как возникает это скрытое знание И как определить значение сознания и бессознательного в жизни человека Ведь сознание не всегда может контролировать поступки мысли чувства человека.

PAGE \* MERGEFORMAT 18

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра « Философия »

Сознательное и бессознательное

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель Разработал

Доктор наук студент гр._______

Быстрова А.Н. __________Басалаев А.В.

_____________ ________________

2012 год

ПЛАН

1.Введение .

Структура сознания и психоанализ З.Фрейда.

Архетипы К.Г.Юнга

Э.Фромм - социум, как основной фильтр при формировании сознательного и бессознательного в человеке.

3. .

4. Вывод.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь любого человека зависит от его поведения в окружающем мире: умения приспособиться к действительности, правильного взаимодействия с людьми, оценки ситуаций, принятия определённых решений и умения нести ответственность за последствия этих решений. Эти свои действия человек осознаёт, то есть они являются осознанными. Но очень часто человек поступает необдуманно, а иногда и сам не может понять- почему он так поступил- по какому-то внутреннему побуждению, без всякого анализа ситуации и без понимания возможных последствий, то есть, вне логики. Обычно это происходит в минуты опасности, настоящей или возможной, а так же в моменты вдохновения. Например, у художников, музыкантов, других творческих личностей. Бывает, учёные совершают какое-либо открытие по наитию или во сне, как Менделеев.

Когда человек обдумывает свои действия, то, обычно сопоставляет происходящее с какими-то схожими событиями, произошедшими с ним или с другими людьми в прошлом, с известными ему фактами, законами. Он оценивает ситуацию, упорядочивает свои знания и опыт,который имеет. Когда же он поступает неосознанно, то сам не понимает, откуда к нему приходит скрытое знание, как оно возникает. О бессознательном можно услышать в обыденной жизни. Часто можно услышать о мыслях, которые «всплыли в голове», инстинктивном поведении, ощущении, интуиции, невменяемости, озарении, идее, предчувствии, внутреннем голосе. Как возникает это скрытое знание? И как определить значение сознания и бессознательного в жизни человека? Ведь сознание не всегда может контролировать поступки, мысли, чувства человека. Часто поведение человека, его решения формируются неосознанно.Ознакомившись с трудами выдающихся исследователей в этой области, а именно: австрийского психолога Зигмунда Фрейда, швейцарского психолога и психиатра Карла Густава Юнга и немецкого социолога, философа и социального психолога Эриха Фромма, которые практически всю свою жизнь посвятили изучению процессов, происходящих в сознании и душе человека, вывели теории и каждый по-своему обосновали их, я увидел, какой огромный интерес вызывала и вызывает эта тема и как мало известно на самом деле о душевной жизни человека, его внутреннем мире.

Проблема сознания и особенно бессознательного актуальна и сейчас, поскольку много споров, гипотез и предположений о сути и происхождении

бессознательного и того, как оно взаимодействует с сознанием, возникает в современном мире. А вопрос – как извлечь наибольшее количество полезной информации для выживаемости из сферы бессознательного, а затем использовать её на практике, важен для всех людей.

Для этого необходимо определить само понятие этих терминов и особенности, основные функции сознания и бессознательного в жизни человека, их взаимодействие, связь, степень важности в личной жизни и жизни коллектива, а так же проанализировать работы выдающихся учёных в этой области.

2.Понятия « сознание» и « бессознательное» в философии.

В своей книге «Кредо» американский психоаналитик Эрих Фромм сказал: «Я убеждён, что человек-продукт естественной эволюции, он - часть природы, но, наделённый разумом и самосознанием, он превосходит её» («Кредо» с.1).Сознание- это то, что отличает человека от животного. Платон определял сознание как «..совокупность сигналов, поступающих из органов чувств..». ? По его мнению, задачей сознания является их сравнение, установление сходства и различия между ними, а так же противопоставление индивидуального и отслеживание общего, для того, чтобы можно было привести их к одной форме.

И.Кант ? понимал сознание, как взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Человек, наблюдая внешний мир и, получая из него массу чувственных явлений, усваивает их, вносит в них определённый порядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются время, пространство, причины, все, с помощью чего накапливается опыт, основа, по мнению Канта, присущая всем людям. Её он называет сознанием.

В современном словаре сознание определяется как « высший уровень развития психики и форма отражения действительности, свойственные только человеку. Как уровень психики сознание есть результат общественноисторического развития человека и прежде всего общественно-производственной деятельности и речевого общения. Как форма психического отражения сознание проявляется в осознании человеком окружающего мира и самого себя. Активность сознания выражается в познавательной и практической, преобразующей объективный мир деятельности человека». (Краткий психологический словарь.Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М.: Политиздат, 1985.)

Из этого определения можно понять, что сознание- это совокупность знаний об окружающем нас мире, и что человек постоянно изучает этот мир и узнаёт о нём всё больше и больше, накапливает знания и опыт.

Так же человек может выделить себя в этом мире, осознать своё «я» и понять своё отличие от других живых существ, то есть он может исследовать самого себя, оценивать свои поступки, иметь самосознание. Человек может ставить перед собой цели и осуществлять определённую деятельность для их достижения. Он обдумывает свои действия, координирует и вносит необходимые изменения, применяет волю и сообразительность.Сознанием

управляется всё поведение человека, требующее внимания и контроля. Это решение сложных интеллектуальных проблем и задач, физическое преодоление каких-либо препятствий, разрешение конфликтов с помощью волевых усилий и выход из угрожающих жизни ситуаций, требующий немедленного выполнения правильных действий.

Сознание так же связано с речью. Речь необходима для названия предметов, осмысленности разговора, общения с окружающими людьми, передачи другим своих знаний. При помощи языка выражаются эмоции, внутренние состояния, люди могут рассказать, что они видят, слышат, понимают, то есть сообщить информацию об окружающем мире.Сознание помогает переработать и логически привести эту информацию в определённый порядок, сохранить её, выделить главное и классифицировать, выработать правила отбора. Речь – это средство общения и мышления, поэтому сознание без неё невозможно.Таким образом, сознание- это результат общения, обучения и трудовой деятельности.

Но не только словами человек мыслит, у него есть представления, воображение, образы. Например, искусство, литература, музыка отражают окружающий мир образно.

Одновременно с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Им никто точного определения дать не может, именно потому,что это неосознаваемые процессы, которые не связаны с объектами или явлениями окружающего мира, к ним нельзя применить логику, трудно объяснить, то есть осознать.

Впервые о бессознательном заговорили в XVII в. в связи с признанием необходимости по-разному объяснять поведение человека и животных. Тогда никто не сомневался в том, что только человек наделен сознанием, а у животных его нет. Хотя животное рассматривали как сложно устроенный биологический автомат и объясняли его поведение с точки зрения механических действий, в отношении человека вопрос об исключительно сознательном объяснении его поведения тоже уже не стоял. Ученые уже признавали, что у человека одновременно с сознательными могут существовать и бессознательные проявления. Немецкий философ Готфрид Лейбниц ? отвергал равенство сознания и психики и ввёл понятие о бессознательной психике. Свои предположения он изложил в книге «Монадология» (1720г.), в которой говорил о том, что в сознании каждого

человека идёт непрерывная, скрытая от него самого работа психических сил в виде развития неосознаваемых восприятий, которые он назвал «малыми перцепциями». Он утверждал и доказывал, что человек может бессознательно воспринимать окружающий мир, что внутренняя психическая активность человека может протекать не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Так же Лейбниц считал, что даже то, что находится в сознании человека, может подвергаться воздействию бессознательных сил.(Блинников Л.В. Великие философы. Учебный словарь-справочник,изд.2 М.,1997.с.7-8)

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, одновременно поступающие из внешней среды и от внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они тоже используются для регулирования поведения, но на подсознательном уровне. Всене осознаваемые психические явления, называются «бессознательным». Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, но психика продолжает функционировать. Человек не может связать свои ощущения с каким-либо конкретным объектом или явлением внешнего мира и выразить логически. Он автоматически совершает знакомые действия на уровне рефлексов, непроизвольно - в то время как причина их ещё не успела дойти до сознания или когда он спит, находится под гипнозом, сильно пугается.Например, отдёргивание руки от горячего, чувство равновесия, зажмуривание глаз и вздрагивание при очень громком звуке, умение говорить, ходить, читать.Над всеми этими действиями человек не задумывается, но они появились у него раньше, под контролем сознания, а затем перешли на бессознательный уровень.

События, происходящие в сновидениях, человеком воспринимаются как реальность, и его не удивляет несовпадение пространства, времени и событий, происходящих с ним.Например, во сне можно увидеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые вещи. Когда перед человеком стоит какая-то сложная задача, решение которой он не может найти, то бессознательное может прийти на помощь сознанию во сне, как это было с великим химиком И. Менделеевым, которому приснилась периодическая таблица химических элементов.

Находясь под гипнозом, человек тоже делает то, что никогда бы не сделал в ясном сознании, а если гипнотизёр даёт ему указание сделать что-то после того как его выведут из состояния гипноза, то он делает, хотя не понимает

зачем. Значит бессознательное влияет на принятие решения о совершении каких-либо действий и связано с сознанием.

Особое место среди психологов ХХ века принадлежит австрийскому доктору Зигмунду Фрейду. Этот великий психолог, крупнейший мыслитель века стал основателем учения, теории о бессознательном, которая показала, что «за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний»(«Психология бессознательного» с.3).Фрейд создал направление в психологии, которое получило название «психоанализ».Подход со стороны психологии к этой огромной философской проблеме позволил Фрейду внести ясность в понятие и сущностьсознания. Основной его предпосылкой явилось деление психики на сознательное и бессознательное. По его теории сознание – это не сутьпсихики, а только её качество. « Быть сознательным-это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надёжное восприятие. …состояние осознанности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестаёт быть таковым, однако может вновь стать сознательным…»(«Психология бессознательного» с.426).

Сознательным Фрейд называет « то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный». («Психология бессознательного» с.427) Но бессознательное он считал более главным компонентом человеческой психики, и говорил в своих лекциях о том, что всё, что осознается человеком, вначале было неосознанным, а затем перешло в осознание.

Его учение об устройстве внутреннего мира личности, её переживаний и основного конфликта между тем, чего очень хочется и чувством долга, совести, и сегодня вызывает огромный интерес. Фрейд открыл, что за сознанием человека, в его глубине скрываются многочисленные стремления, влечения и желания, которые человеком не осознаются. «Мы…вынуждены были признать, что существуют весьма сильные душевные процессы или представления,….которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, хотя сами в действительности не являются сознательными.» («Психология бессознательного».С.426.)Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами, чем сознание.

Первое свойство заключается в том, что содержание этой области, не осознаётся, но оказывает очень сильное влияние на наше поведение.

Второе свойство заключается в том, что информация, которая находится в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления . Так как он был лечащим врачом, то, практикуя, столкнулся с тем, что эти переживания могут очень сильно тяготить человека и даже довести его до нервно- психических заболеваний. Пытаясь помочь своим пациентам избавиться от этих мук, Фрейд и создал свой метод исцеления души,который назвал психоанализом. По мере упорной работы по восстановлению психического здоровья своих больных, он создал теорию, которая помогла объяснить переживания и поведение здоровых людей. Эта теория стала очень популярной, особенно в странах Запада, и получила название «фрейдизм».

Конечно, не Фрейд первым обнаружил, что в нас глубоко таятся мысли и стремления, которые мы не осознаем, т. е. бессознательное, что наша психика живет своей скрытой жизнью. Но Фрейд был первым, кто сделал это открытие основой своей психологической системы и стал изучать бессознательные явления очень вдумчиво и получил результаты. Фрейд исследовал несоответствия между мышлением и существованием. Человек думает, например, что его поведение обусловлено любовью, привязанностью, чувством долга, но он не осознает, что вместо этого мотивом может быть желаниевластвоватьили неспособность быть самостоятельным. Фрейд открыл, что наше представление о себе может не соответствовать реальности. То, что человек думает о себе, может отличаться и обычно отличается от того, что он есть, и даже полностью противоречит тому, чем он является на самом деле, что большинство людей живут в мире самообмана, и нам только кажется, что наши мысли соответствуют действительности.

В своей книге «Я и Оно» Фрейд высказывает своё предположение о том, что сознание состоит из трёх компонентов.

В основе лежит психическая энергия желаний, которым требуется немедленное удовлетворение. Она может быть как творческой, так и разрушительной. Фрейд назвал этот компонент «Оно». По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем располагаются различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и

вытесненные из сознания идеи.Суть вытеснения в том, чтобы не допустить до осознания какое-либо нежелательное представление, которое должно остаться бессознательным и быть его частью. « Состояние, в котором представления находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению…..сопротивление» («Психология бессознательного» с.426)«Вытеснение мы рассматриваем, как типичный пример бессознательного…есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным.»(«Психология бессознательного» с.427)Большую часть бессознательного составляет то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю моральную цензуру. Сознание стремится к добруи старается подавить в себе все зло - в своем субъективном понимании. Это и составляет суть сопротивления.

К латентному(скрытому, т.е. знаниям, которыми человек располагает, но, которые в данный момент отсутствуют в сознании и проявляются, когда появляется стимул) бессознательному, являющемуся бессознательным только в описательном, но не в активном смысле, Фрейд применяет термин "предсознательное". Термин "бессознательное" закрепляется за вытесненным динамическим бессознательным. Однако Фрейд считал, что структурирование психики на бессознательное, предсознательное и сознательное является недостаточным и должно быть дополнено введением представлений о структуре личности. "Связную организацию душевных процессов в одной личности" Фрейд обозначает как "Я" этой личности. "Я" связано с сознанием и выполняет функции контроля и цензуры над психическими процессами. «Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т.е. к разрядке возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и всё же руководит цензурой сновидений.»(«Психология бессознательного»с.427)В то же время в "Я" присутствуют бессознательные составляющие.

Я – это второй компонент. Он является отпечатком реальностей внешнего мира на уровне влечений и неосознанных эмоций. Он играет роль посредника между внешним миром и «Оно». Только управляет им уже не желание, а долг. Фрейд назвал ещё этот компонент «Эго». "Я" стремится заменить принцип удовольствия, действующий в "Оно", принципом

реальности и согласовать влечения "Оно" с требованиями внешнего мира, позволяет адаптироваться к среде.Его функция - самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов. "Я" олицетворяет разум и рассудительность, а "Оно" содержит страсти. Они постоянно находятся в конфликте, в борьбе друг с другом.

Последний компонент сознания Фрейд вывел, как «Я- идеал»,«сверх-Я» или «супер-эго». Ему Фрейд придавал особое значение. По мнению учёного, оно служит источником моральных и религиозных чувств в человеке, контролирующим и наказывающим агентом, это продукт влияний, исходящих от других людей. Это система правил, запретов – всего того, с чем человек вынужден считаться и то, что им усваивается с детства, «..оно отражает важнейшие черты как индивидуального, так и родового развития и даже больше: оно увековечивает существование факторов, которым обязано своим происхождением….Я-идеал соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке.»(«Психология бессознательного» с.438-439).В сознании этот компонент проявляет себя как совесть, которая вызывает чувство страха, стыда, вины, депрессии.

Вся эта структура по Фрейду начинается от бессознательного и возвращается к нему. Настоящее сознание находится между этими крайними компонентами.Тогда возникает вопрос: из чего состоит сознательное, каково его содержание? Основнаямысль Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании.По мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой силы. Возможно, это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине ушли из сознания, «забылись».

Сновидения это еще одна сторона поведения, которую Фрейд считает выражением бессознательных желаний. Он полагает, что в сновидениях выражаются бессознательные желания, от осознания которых нас удерживает внутренний контроль, когда мы находимся в состоянии бодрствования. Эти подавленные мысли и чувства проявляются во время сна. «Итак, формула этих сновидений такова: они суть замаскированные исполнения вытесненных желаний»(«Психология бессознательного»с.338).

Фрейд считал, что во сне оживают побуждения, существование которых мы не хотим или не осмеливаемся признавать, когда бодрствуем. Во сне находят выход такие чувства, как ненависть, честолюбие, ревность, зависть и в особенности кровосмесительные или извращенные сексуальные желания, которые человек старается исключить из сознания. Так же, он считал, что такие бессознательные желания есть у всех, но люди подавляют их, подчиняясь требованиям общества, но совсем от них избавиться не могут. Во время сна контроль сознания ослабевает, и эти желания выходят наружу и становятся явными в сновидениях.

Он связывает свою теорию сновидений так же самой с функцией сна. Так как сон -это физиологическая потребность, то организм старается как можно лучше его оберегать. Если бы мы испытывали во сне сильные бессознательные желания, они бы беспокоили нас, и мы, в конце концов, проснулись бы. Эти желания, очевидно, мешают осуществлению биологической потребности оставаться спящим. Что же мы тогда делаем, чтобы сохранить сон? Мы воображаем, что желания исполнились, и они не мешают сну. « В действительности в сновидении проявляется не то будущее, которое наступит, а то, наступление которого мы желали бы…»(с.338«О сновидении").

Важное значение для понимания бессознательного так же имеют работы К. Г. Юнга (1875 — 1961) — швейцарского психолога и психиатра, ученика и последователя Фрейда. Он достаточно долго разделял взгляды своего учителя на устройство человеческой психики. Но со временем их мнения разошлись. Юнг был согласен с Фрейдом, что бессознательное содержит вытесненные из сознания переживания, но считал, что помимо этого в нем содержится что-то еще, что попало туда не в процессе индивидуальной жизнедеятельности, а по наследству от всего человечества. То, что объединяет всех людей на земле, независимо от их места рождения, языка и воспитания. Юнг привел множество примеров тому, как в некоторых случаях люди из совершенно разных культур демонстрируют одинаковые психические реакции. Он объехал весь мир и нашел массу подтверждений тому, что всех людей на психическом уровне объединяет какая-то наследственность, и назвал ее коллективным бессознательным — в отличие от личного бессознательного.Так же как физический организм и его генетическая наследственность содержат в себе опыт многих тысяч лет выживания, коллективное бессознательное содержит в себе опыт выживания

психологического за те же тысячи лет. Менялись условия обитания, менялись культуры, менялся уровень сознания, но проблемы, стоящие перед человеком всегда оставались одними и теми - отношения с людьми, отношения с окружающим миром, отношения с собой. Ребенок, рождаясь на свет, уже содержит в себе мудрость всего человечества, как биологического вида. От его поведения и правильного отношения к событиям окружающего мира выживание зависит так же, как от его физиологического устройства.К.Г.Юнг впервые сделал попытку структурировать бессознательное. Он предположил, что его можно разделить на личное и коллективное(архетипы).В личное человек вытесняет опыт своего существования, что оно «включает все психические содержания, которые забываются в течение жизни». (К.Юнг Аналитическая психология. История зарубежной психологии (30-60гг.ХХв.):тексты-Москва.1986,с.153.) К личному бессознательному он относил все недостаточно сильные подсознательные впечатления и восприятия, которые не смогли достигнуть сознания, а так же то, что осознаётся, но не может постоянно находится в памяти и до нужного момента хранится в бессознательном. И вторая форма бессознательного – коллективное, она принадлежит не одному человеку, а группе лиц. Народу и даже всему человечеству. Это тоже вытесненный опыт, но уже существования всего человечества за всю его историю. По мнению Юнга, вколлективном бессознательном находится вся информация об эволюции. Это врождённые инстинкты и первобытные формы познания мира- архетипы. «Архетип…представляет, по существу, бессознательное содержание, которое заменяется в процессе всего становления сознательным и чувственным, и притом в духе того индивидуального сознания, в котором он появляется. Наше бессознательное – это действующий и страдающий субъект, чью драму примитивный человек находил по аналогии во всех больших и малых процессах природы». (К.Юнг Аналитическая психология. История зарубежной психологии (30-60гг.ХХв.):тексты-Москва.1986,с.160). «Страдающий» субъект – потому что вытесненный. Это смутные ощущения, неосознанные провидения, которые доходят иногда до сознания человека, как опыт всех поколений, которые жили до него. Коллективное и личное бессознательное очень тесно связаны. Человек рождается, уже имея коллективное бессознательное и в, процессе жизни, в него вытесняется то, что временно не требуется сознанию. Но у каждой личности свои особые вытеснения, а так как личное бессознательное - это часть коллективного, то они принадлежат так же ещё огромной массе индивидов.

У З.Фрейда всё вытесненное связано с индивидуальной жизньючеловека, а архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода ипередаются по наследству из поколения в поколение. К. Г. Юнг отмечал: «В отличие от личного бессознательного, которое является, в известной степени, относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное в обычных условиях неосознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе коллективное бессознательное вообще не существует; на самом деле оно является не чем иным, как возможностью, той самой возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы мнемических образов или, выражаясь анатомически, через структуры мозга.» (Юнг К.Г.«Проблемы души нашего времени». М., 1994. С. 57). Элементы этого коллективного бессознательного — архетипы — «являются в определенной степени обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений. Они представляют собой, так сказать, психические осадки бесчисленных переживаний подобного типа» («Проблемы души нашего времени», с. 57-58). «Бессознательное как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь» («Проблемы души нашего времени»с.131).

Известный американский психоаналитик, философ Эрих Фромм (1900-1980) переосмыслил и творчески развил учение Фрейда. Он ввёл понятие социального бессознательного для описания вытесненных элементов, которые свойственны большинству членов общества. По убеждению Фромма, психоанализ Фрейда способствовал обогащению знаний о человеке, но в нем преувеличено значение биологического аспекта человеческой жизни. Фромм считал, что нельзя понять человека, если не рассматривать его, прежде всего, как социальное существо. Представления Э. Фромма о социальном бессознательном содержались в его работе «Из плена иллюзий» (1962). Он исходил из того, что З. Фрейд очень хорошо рассмотрел природу индивидуального бессознательного и раскрыл то содержание, которое человек вытесняет в соответствии с индивидуальными обстоятельствами личной жизни, но не уделял внимания тому, что можно назвать социальным бессознательным. Но, как считал Э. Фромм, человеку в реальной жизни

приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, которые общественные законы не позволяют осознать, и они вытесняются. Эти законы направлены на сохранение и укрепления данного общества.У каждого общества они свои. Например, если в воинствующем племени убийство считается нормой, то, наоборот – в миролюбивом оно неприемлемо. То есть социальное бессознательное – это часть общего социального опыта, которая вытесняется в сферу бессознательного в связи стем, что не соответствует изменившейся социальной реальности. Эрих Фромм впервые указал на самый важный фактор вытеснения, так как считал, что любое общество с помощью специальных средств может регулировать и определять степень осознания человеком окружающей его реальности. «Бессознательное представляет в действительности некоторую мистификацию. Нет такой вещи, как бессознательное; есть только те чувства, которые мы осознаём, и те, которые не осознаём»(«Из плена иллюзий» с.95) Хочет человек того, или нет, но он вынужден очень часто в своей жизни подавлять осознание многих чувств и эмоций. Содержание бессознательного и сознания находятся в непрерывном конфликте, и как только бессознательное осознаётся- конфликт исчезает. Фромм считал, что содержание бессознательного составляет вытесненное, которое является не индивидуальным, а «..общим для большинства членов данного общества…» и само общество препятствует осознанию с помощью «социально обусловленного фильтра». «Чувственно переживаемый опыт не может быть осознан, если он не смог пройти через этот фильтр» («Из плена иллюзий» с.125). Важно понять, как работает социальный фильтр и почему одни переживания его проходят, а другие нет.Разрешённые обществом нормы и правила, которые разделяет подавляющее большинство его членов, определяет, по мнению Э. Фромма, содержание социальной деятельности человека, «То, что человек часто принимает за истинное, реальное, разумное, — считает Э. Фромм, — есть не что иное, как клише, принятые в обществе, и все то, что не подходит под это клише, исключается из сознания, является бессознательным» («Из плена иллюзий» с.137).

Фильтры-это язык, логика, социальные табу. Последнее – самое важное, так как «не позволяет определённым чувствам достигнуть сознания и стремится вытолкнуть их из этой сферы, если они достигли её. Она состоит из социальных табу, которые объявляют её некоторые идеи и чувства неправильными, запрещёнными, опасными и которые всячески мешают им достигнуть порога сознания» (« Из плена иллюзий» с. 131). Это такие вещи, которые не только нельзя делать, но не позволительно даже думать, которые

несовместимы с требованиями данного общества и угрожают его стабильности. Общество не может контролировать или уничтожить скрытые переживания человека. Но может вытеснить их из сознания. И этот процесс вытеснения постоянно сопровождается наполнением сознания человека различными идеологическими заменителями, для того чтобы интересы человека и социума совпадали.

Таким образом, Фромм полагал, что личность развивается в соответствии с требованиями, которые предъявляет ему общество. А общество выдвигает только те требования, которые необходимы ему для сохранения своей экономической, политической и социальной системы. В процессе воспитания человек как бы «встраивает» общественные запросы в структуру своего характера, превращая их в мотивы своего поведения. Иначе, если он не сумеет приспособиться, общество сочтёт его ненормальным.В каждый период исторического развития общество вырабатывает свои требования, а значит и качества социального характера. Фромм отмечал, что один тип общества может привести к созданию аскетических наклонностей, другой - к доминированию бережливости и накопительства, третий - к жажде потребления. В качестве примера можно привести Спарту. Все жители её должны были быть в хорошей физической форме и быть обученными искусству боя. Это было вопросом выживания. Поэтому физически слабых младенцев там просто сбрасывали со скалы. Спартанцы- единственный народ, который не оставил после себя произведений искусства, оно им было не нужно, этому обществу требовались сильные воины. Поэтому каждый житель Спарты подчинялся и соответствовал этому требованию, потому что боялся оказаться в изолированном положении. Ещё одним примером могут служить различия в требованиях к своим гражданам в капиталистическом и социалистическом обществе.

3. Взаимодействие сознания и бессознательного .

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом.Сознание и бессознательное в человеке находятся в постоянном взаимодействии и непрерывном конфликте. Сознание – это результат развития человека, а бессознательное – низшее начало, его страсти и желания. Сознание постоянно контролирует эти желания и, если по каким-то причинам не приемлет их, то они вытесняются в сферу бессознательного, туда же вытесняются опыт и переживания не нужные в данный момент. Но

когда нужно, этот опыт проявляется в определённых осознаваемых действиях.

Так же их взаимосвязь очень хорошо видна во время сна человека. Во снесохраняется память, так как сон можно пересказать, приходит решения сложных проблем, человек может пробудиться, если ему это очень нужно, может обучаться, например, иностранному языку, может разговаривать. Это не обособленные области человеческой личности, а постоянно обменивающиеся информацией друг с другом.

Выводы.

Ознакомившись со взглядами З. Фрейда, К. Юнга и Э. Фромма на значение сознания и бессознательного, их роль в развитии личности человека, взаимодействие и проявления в жизни, я увидел, что благодаря работам Фрейда, бессознательной стала считаться большая частьпсихики человека, которая охватывает такие явления как: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь, черты характера, способности, потребности, мотивы поведения и межличностные отношения.А так же,чтона «сознание», его суть, они смотрят одинаково – это осознанный опыт взаимодействия человека с окружающим миром. А относительно бессознательного их взгляды совпадают в том, что его содержание – это всё вытесненное из сознания вследствие неприемлемости этого содержания. Общее в их трудах – это теория подчинения требованиям морали, общества и вытеснение нежелательного или временно ненужного представления,недопущение его до осознания. Но Фрейд видел источник вытеснения в бессознательном страхе, основанном на сексуальности, у него речь шла об индивидуальном бессознательном, у Юнга - о коллективном бессознательном. В отличие от них, Фромм исходит в своем учении из социальн ого бессознательного, которое не является уровнем или элементом человеческой психики. По его мнению, социальное бессознательное - это идеи, настроения, переживания людей, нормы и правила поведения, которые не осознаются человеком и сформированы под влиянием общества, а источник вытеснения - угроза изоляции, которая висит над всяким инакомыслящим. Люди ведут себя так, как того требует общество, что сознательное и бессознательное являются по своей природе социально обусловленными. Человек способен осознавать лишь те чувства и мысли, которые прошли сквозь тройной фильтр: специальный, т. е. язык, фильтр логики и фильтр запретов социального характера. На уровне же

неосознанных остаются все побуждения, не прошедшие сквозь данный фильтр.

Так же они едины во мнении, что между сознанием и бессознательным часты противоречия и конфликты , что сознание контролирует бессознательное, и определяет общее поведение человека, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и могут достигать гармоничного единства. В бессознательном содержатся огромные возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно творчестве.

5.Список используемой литературы.

1. Блинников Л.В. Великие философы. Учебный словарь-справочник,изд.2 М.,1997.

2. Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М.: Политиздат, 1985.

3.Фрейд.З.Психология бессознательного: Сб. произведений. сост.М.Г.Ярошевский.-М.:Просвещение,1990г.

4.Фромм Э. «Кредо», Большая электронная библиотека, Интернет

5.Фромм Э. «Из плена иллюзий», Душа человека. М.: Республика, 1992

6.К.Юнг «Аналитическая психология. История зарубежной психологии (30-60гг.ХХв.):тексты»-Москва.1986

7.Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени», М., 1994.

8.Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени», М., 1994г.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59361. Сценарій. Загадки про тварин і пори року 220 KB
Вгадайте хто вона Бабуся чепурна Зима 8. Хто наткав полотна аж від лісудо вікна І сміється задається: От така ширина Зима 10. Відгадали хто вона Ця красуня чарівна Весна 13. Всі його люблять всі його чекають А кожен хто подивиться той одразу скривиться.
59362. CЦЕНАРІЙ «СВЯТО СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА» 76.5 KB
Святково прибрана зала. На сцені – слова “У чарах кохання”. На великому плакаті зображено розкішне дерево, але без листя. В залі на стелі розвішені зорі та сердечка. Лунає музика. На сцену виходять ведучі.
59363. З чого починається Батьківщина 44.5 KB
Що таке Батьківщини Під віконцем калина Тиха казка бабусі Ніжна пісня матусі Дужі руки у тата. Під вікнами мальви в саду материнка Оспівані щедро в піснях. Тут мамина пісня лунає і нині Й підхопили поля і гаї її вечорами по всій Україні...
59364. Квіткове королівство 51 KB
Жив він з єдиною дочкоюпринцесою яка бавилась зі своїми друзямиквіточками й слухала поради доброї Феї. У глибині сцени трон на якому спить король і принцеса. Принцеса. Король із принцесою йдуть на авансцену.
59365. Сценарій. Вечір зустрічі з випускниками 59 KB
Ми сьогодні вас зібрали Працьовитих знатних славних Щоб згадати юність свою Щоб зустріти друзів давніх Прийміть вітання наші щирі Хай доля ваша розквіта Нехай в здоровї щасті мирі Рясні красуються літа. Нехай любов незгасно світить Хай сонце радісно сія Нині...
59366. Сценарій. Мужність і біль Чорнобиля 44.5 KB
Не залишили пости Мужньо стояли на герці Памятник їм вознести Треба у кожному серці. Вічна память їм низький уклін усім покійним від усього людства. Лейтенанти хлопці непохитні Молоде вогняне покоління Ви як память у тривожнім світі...
59367. Сценарій: “Математична зоряна година” 37.5 KB
Скільки кг має 1 ц Площа квадрата дорівнює. Скільки це людей На уроці фізкультури учні стали в один ряд на відстані 1 м один від одного. скільки було учнів Підземна частина рослини і розвязок рівняння. Скільки років машиністові Як правильно сказати 75 буде 13 чи дорівнює 13 Мотоцикліст їхав у селище.
59368. Сценарій позакласного заходу “У пошуках Синього Птаха” 103.5 KB
Лежіть Мати Сира Земля оповита темрявою, подолана чарами богині зла Мари Всюдисущої та безгосподарністю людини недбалої. Засмічено Матір-Землю хімікатами, радіонуклідами, завис над нею Домоклів Меч Чорнобиля.
59369. Казочка про яйце, Лисичку та хороброго Бровка 30 KB
Ой яке ж воно гарненьке Накриває Яйце сіном Я до подруг побіжу Новину їм розкажу. Яйце в гнізді ворушиться і піднімає голову потім виходить на середину зали. Яйце співає пісню Яйця Я Яєчко невеличке Маю кругле біле личко Я сьогодні народилось У гніздечку опинилось каже...

— один из самых сложных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения то, что сознание существует и можно говорить, что оно обладает особым, психическим или духовным бытием. Понятие сознания объединяет разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека; это высшая из способностей личности. На настоящий момент сущность этих форм трактуется с двух позиций — материалистической и идеалистической.

В материалистической трактовке сознание объявляется вторичным по отношению к материальному миру и понимается как особое свойство материи — «инструмент» мозга, его функция. В этом отношении сознание есть свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир.

В идеалистической трактовке сознание понимается как единственно достоверная реальность. Понятие материи ставится под сомнение, а воспринимаемые нами вещи объявляются существующими только в нашем сознании (поскольку они могут быть лишь иллюзией, сном и доказать их реальность и объективность не представляется возможным).

Выделяют три основных свойства сознания:

  • идеальность (сознание невозможно измерить, исследовать при помощи приборов);
  • направленность (сознание всегда направлено на предмет или на самого себя);
  • активность (сознание не только отображает мир, но и вырабатывает различные идеи).

Сознание делят на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное (духовный мир общества — наука, религия, мораль, политика, право и т.д.), а также на обыденное (опирающееся на здравый смысл и житейский опыт) и научное (системное, теоретическое сознание, основанное на объективных данных).

Можно представить структуру сознания состоящей из четырех секторов (рис. 2.4)

  • сектор I — ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств;
  • сектор II — мышление, логические операции;
  • сектор III — эмоции, чувства, переживания;
  • сектор IV — высшие мотивы — ценности, воображение, творчество.

Рис. 2.4 Структура сознания

Внешнепознавательная активность (секторы I и II) и эмоционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент (секторы II и IV) отвечает за сверхсознательное (правила поведения, общественные нормы), нижний (секторы I и III) — за бессознательное (психические процессы, не представленные в сознании субъекта).

Бессознательное

Понятие бессознательное ввел в науку австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В наиболее общем виде, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:

  • сверхсознательное - запреты, нормы, традиции, мораль, законы, общественное мнение;
  • сознание — ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.;
  • бессознательное — тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы, автоматизмы.

По мнению Фрейда, каждый испытывает антиобщественные желания. В детстве человек учится их подавлять из страха перед наказанием (воплощенном в сверхсознательном). Однако даже подавленные и забытые, желания не исчезают, а концентрируются в бессознательном, где ожидают своего часа. Вытесненные переживания могут соединяться в устойчивые группы — комплексы. Например, комплекс неполноценности — это совокупность переживаний по поводу своих недостатков и желание компенсировать их. Бессознательные желания и комплексы, по Фрейду, имеют, как правило, сексуальный или агрессивный характер. Хотя человек не осознает их, они часто заявляют о себе в сновидениях, юморе, оговорках.

Сознание для Фрейда является полем борьбы между бессознательным и запретами сверхсознательного. Антиобщественные желания и комплексы периодически «всплывают» в сознание, запреты и нормы подавляют их, вытесняя обратно в бессознательное. Однако постоянное подавление желаний может привести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предохранительный клапан) — неврозам, истерии и т.д. Поэтому все желания должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в действиях), или сублимированы, т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество.

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное, содержащее общие для всех людей бессознательные образы — архетипы. Они проявляются в «грезах» всего человечества — мифах, легендах, сказках, притчах, где задаются основные образцы поведения в разных ситуациях. Эти образцы усваиваются с детства, а затем автоматически, бессознательно воспроизводятся в социальной деятельности.

Помимо желаний, комплексов и архетипов к бессознательному относят и простые автоматические действия, при исполнении которых сознание не задействуется (например, основные навыки вождения автомобиля).

Сознание и бессознательное

Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.

В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.

Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые , но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Различие между бессознательным и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное — это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения - это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Бессознательное и предсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.

Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами , под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие иол влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.

Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечалось выше, австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом.

Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.

Коллективное бессознательное , в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.

Взаимодействие сознания и бессознательного

В зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Как отмечает Р.М. Грановская, сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений.

Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Так, сознание включается в действие в случаях, когда перед человеком встают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда необходимо преодолеть физическое или психическое сопротивление на пути реализации целенаправленного действия или мысли; в процессе поиска решений и возможностей выхода из конфликтных ситуаций; в случае необходимости принятия экстренных действий по собственному спасению. Вся жизнь человека состоит из ряда ситуаций, без участия сознания в которых ставится под сомнение не только возможность адекватного существования личности в обществе, но и физическое выживание. Итак, сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и контроля. Следовательно, активное состояние сознания связано с таким психическим процессом и, одновременно, свойством, как внимание. Следует отметить, что неправомерно отождествлять сознание с какой-либо психической функцией, например, вниманием или мышлением.

Однако все психологические явления представлены в сознании человека лишь в той мере, в которой осознаны. Относительно бессознательных процессов можно говорить о специальных процедурах адаптации внешних и внутренних процессов в сознании человека, например, о «доведении до сознания». По мнению современных ученых, сознание не обладает собственной психологической спецификой, а лишь отражает с разной степенью ясности психические процессы и явления.

Большинство рутинных, привычных действий осуществляется человеком неосознанно. Несмотря на то, что каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать. Выделяют: 1) подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые сейчас ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2) собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры. Итак, по его мнению, сознание представляет собой сферу борьбы сознательного и бессознательного.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность. Для того чтобы снять напряженность, нужно, прежде всего, осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг напряженности и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики психоанализа.

Психоанализ включает поиск скрытых, бессознательных причин напряженности, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага напряженности (его припоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, нормализацию психического состояния человека.