Библия ночь. «Библионочь» – обуза или магнит для читателей? Нужна ли «Библионочь» библиотеке

Ежегодный всероссийский фестиваль «Библионочь» пройдет во всех городах страны 21-22 апреля. Как сообщает официальный сайт акции , в этом году она пройдет в шестой раз подряд, а ее участниками станут 84 региона. Гостей фестиваля «Библионочь 2017» ждут многочисленные ярмарки и литературные встречи, поэтические чтения, лекции от известных писателей и многое другое.

Настоящий книжный праздник порадует любителей чтения и тех, кто нечасто бывает в библиотеках. Организаторы акции, в числе которых Министерство культуры РФ, обещают массу интересных мероприятий и сюрпризов.

«Библионочь 2017» , Москва: программа и участники

В Москве в рамках традиционной акции «Библионочь 2017» запланировано коло 600 мероприятий. Основной темой столичных библиотек в этом году станет творчество поэта Евгения Евтушенко.

Главной площадкой праздника станет Триумфальная площадь, где с 22-23 апреля будут идти поэтические чтения и откроется арт-зона, где запланированы мастер-классы по каллиграфии и комиксам.

Семь центральных библиотек столицы будут работать всю ночь с 22-23 апреля, до 6 утра. В их числе – библиотеки имени Тургенева, Достоевского, Боголюбова, Дом Гоголя. В районных библиотеках вечером 22 апреля пройдут «Библиосумерки», ориентированные на самых юных гостей.

https://kircbs.ru

«Библионочь 2017»: тема – экология, программа Санкт-Петербурга

Главной темой “Библионочи 2017” в Санкт-Петербурге станет экология. Как сообщает “Петербургский дневник” , мероприятия охватят более 100 городских площадок. Программа библиотек Северной столицы получила название “Ночные разночтения”.

В Центральной библиотеке Петродворцового района пройдут семейный квест и соревнования “Живая природа”. Библиотека имени Некрасова обещает в «Библионочь» серию лекций и мастер-классов. В рамках акции свои фонды откроет Российская национальная библио­тека, а в Публичной библиотеке пройдет игра “Попасть в переплет”.

За акцией «Библионочь 2017» можно будет следить и в социальных сетях. Все фотографии будут появляться под хэштегами #Библионочь и #КультураРФ.

П оэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Всероссийская акция «Библионочь» 2016. Библиотека им. Горького (Рязань)

Всероссийская акция «Библионочь» 2016. Библиотека им. К.А. Тимирязева (Санкт-Петербург).

Всероссийская акция «Библионочь» 2016. Государственная национальная библиотека КБР.

«Библионочь» пройдет в России уже в шестой раз: в рамках акции библиотеки, книжные магазины, литературные музеи и культурные центры будут работать в ночное время и представят специальную программу.

Сотни мероприятий пройдут на площадках всей страны 22 апреля, а торжественное открытие акции состоится в Москве на Триумфальной площади. Она станет основной сценой «Библионочи» 2017 года в России. Здесь пройдут поэтические чтения, встречи с писателями, мастер-классы, будет работать литературное кафе и ярмарка книжных новинок.

В ночь с 22 на 23 апреля семь крупных библиотек столицы будут ждать гостей до 6 часов утра. Ночные программы в этом году подготовили Библиотека имени Ф.М. Достоевского, Библиотека искусств имени А.П. Боголюбова, Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева, Дом Н.В. Гоголя, Центральная библиотека имени Н.А. Некрасова , библиотека на Аргуновской (детская библиотека №47) и библиотека №76 имени М.Ю. Лермонтова .

Во многих библиотеках праздничные мероприятия будут проводиться 22 апреля с 16:00 до 22:00. Официальной темой «Библионочи-2017» станет «Новое прочтение». Гостям покажут театрализованные постановки и перформансы по мотивам известных произведений, а на полках для буккроссинга в читальных залах появятся новые книги.

Единым информационным пространством акции в 2017 году выбран портал «Культура.РФ». В спецпроекте собраны мероприятия и культурные программы «Библионочи» по всей стране. Культурные учреждения могут присоединиться к акции, зарегистрировавшись на портале с тегом «библионочь».

Победителем стала команда №13 (Шмытов Дмитрий, Шмытова Ангелина,
Нагаев Александр, Гордонова Ольга), а второе и третье место заняли, соответственно, команды №10 (Багдасарян) и №14 (Неронова). Победители (присутствующие на мероприятии) получили сертификаты на пиццу от спонсора. Юные участники квеста, активно проявившие себя, получили грамоты. Книги также получали все пришедшие на мероприятие дети, и дополнительно они разыгрывались среди гостей мероприятия.

Далее девушки из женской команды КВН «Челентано» (студентки Московского государственного технического университета) рассказали об истории Клуба весёлых и находчивых, о конкурсах, которые проводятся в настоящее время и объяснили, как придумываются шутки.

Также команда «Челентано» совместно с командой, собранной из школьников провели конкурс «Разминка».

Для детей с 19.00 проводилась познавательная литературно-творческая шоу-программа «Как стать звездой». Также, согласно программе был привезен телескоп, однако пасмурная погода не позволила посмотреть на звёзды.

В завершении мероприятия состоялось выступление ребят из группы «Mental Sickness» Ивана Красильникова и Кирилла Деменева, которые исполнили несколько композиций в стиле блюз и студентов Института Современного искусства - Кристины Скорик, Ангелины Кяримовой и Ксении Очкасовой. Девушки сольно исполняли различные известные песни.

ФОТОЛЕНТА:

В 2017 году Всероссийская акция «Библионочь» пройдет уже в 6‑й раз. Изначально задуманная для привлечения новых читателей в библиотеку, «Библионочь» может превратиться в ежегодный «праздник у елки» – отметили и забыли.

Как организовать взаимодействие разных участников культурного поля и книжной индустрии, какие мероприятия будут по‑настоящему интересны и полезны для читателей, каковы критерии успешности мероприятий в библиотеках – на эти вопросы отвечали библиотеки, издатели, книжные магазины и писатели в ходе круглого стола, организованного журналом «Книжная Индустрия» и Центральной универсальной научной библиотекой им. Н.А. Некрасова.

Нужна ли «Библионочь» библиотеке?

– Мария Привалова, генеральный директор Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова: По данным исследований Московского института социально-культурных программ лишь 15 % москвичей были в библиотеке хотя бы один раз за последние полгода. Важно отметить, что библиотеки по‑прежнему воспринимаются как необходимый социальный институт – 80 % жителей нашего города не сомневаются в том, что библиотеки нужны. Более того, они полагают, что от закрытия районной библиотеки пострадают лично они и их семья. Вместе с тем горожане не предъявляют спрос на услуги библиотек. По сути, «Библионочь» является единственной библиотечной акцией, заметной на уровне города (наряду с празднованием Дня города, 9 Мая и культурным проектом «Ночь в музее»). И здесь интересно отметить три момента. Во-первых, абсолютное большинство участников акции уже являются постоянными посетителями библиотек (хотя, конечно, «Библионочь» приводит в библиотеки и новых читателей). Во-вторых, мероприятия «Библионочи» посещают люди, которые читают книги чаще, чем среднестатистические граждане. И, в‑третьих, аудитория «Библионочи» старше, чем аудитория других городских акций. Хотя на мероприятия приходят люди разных возрастов, нужно отметить, в основном это семейный праздник, праздник для взрослых. К подросткам акция апеллирует в меньшей степени. Все эти особенности нужно учитывать при анонсировании.

Медийное освещение акции, по нашим наблюдениям, проходит слишком поздно – обычно за несколько дней до начала «Библионочи». Для многих людей этого времени недостаточно, чтобы принять решение, пойдут ли они на мероприятие. В 2016 году СМИ не только менее активно участвовали в анонсировании акции, но и послужили источником хаоса: на разных сайтах были указаны разные даты проведения акции (напомню, она шла два дня), и люди путались. Надо отметить, что основными каналами информирования о «Библионочи» в 2016 году были вовсе не СМИ, а сарафанное радио и внутренние ресурсы библиотек (42 % опрошенных упомянули, что, выбирая мероприятия, ориентировались только на анонсы, размещенные на сайтах известных им библиотек). Так что библиотечному сообществу стоит подумать о рекламе своих мероприятий, например при помощи рекомендательных сервисов, поскольку нам удалось выяснить, что люди охотно рекомендуют и саму акцию, и учреждения, которые они посетили.

Таким образом, «Библионочь» – это повод развивать новые ресурсы и партнерские отношения, активировать творческие процессы внутри библиотеки. Кроме того, это повод привлечь новую аудиторию, показать, где находится районная библиотека, потому что люди не всегда об этом знают. И главное – нужно помнить, что успешные акции поднимают рейтинг библиотечной системы в целом.

– Александра Вахрушева, автор проекта «Библионочь», лауреат премии правительства Москвы: Отвечая на вопрос, нужна ли «Библионочь» библиотеке, хочется сказать: вообще не нужна. Потому что это тяжело. Многие мои коллеги относятся к этой идее со вполне понятным скепсисом: вот мы ее провели, а что дальше? Рассказать, что рядом есть библиотека, привлечь новую аудиторию, прозвучать в СМИ – вполне понятные цели, но, к сожалению, у библиотек просто не хватает ни денег, ни ресурсов, чтобы провести яркие, интересные мероприятия. В итоге акция воспринимается как обуза, как поручение «сверху», которое надо выполнить, отчитаться, а затем, вздохнув с облегчением, забыть о нем до следующего года.

Один из факторов, который гарантирует высокую посещаемость, – встреча с известным писателем: библиотека, организующая у себя автограф-сессию с Людмилой Улицкой или Татьяной Толстой, автоматически выигрывает джекпот. Однако устроить такое мероприятие своими силами, без грантовой поддержки, большинство библиотек, особенно региональных, просто не в состоянии.

Понятно, что посещаемость акции зависит не только от качества проведения мероприятий предыдущего года, но и от качества анонсирования следующего. Самой успешной, по общему мнению, была «Библионочь» 2014 года. И это не удивительно, потому что 2014‑й стал примером образцового слияния библиотек, книжного сообщества и СМИ. Сейчас ситуация заметно ухудшилась: не хватает рук, ног и голов, чтобы реализовать большие проекты в сотрудничестве, например, с электронными библиотеками, телевидением, специализированными интернет-ресурсами. Даже сайт «Библионочи», на мой взгляд, должен выглядеть совершенно по‑другому, ведь изначально предполагалось, что контент будет обновляться постоянно, а не только в апреле, когда проходит акция.

«Библионочь» – не праздник у елки один раз в год. Это повод пообщаться друг с другом, провести время за чтением. Встречи, общение, чтение – вот смысл работы библиотеки.

Конечно, «Библионочь» нужна стране. Эта акция – исключительно наш отечественный библиотечный «продукт», который все книжное сообщество объединяет в единую сеть. И в то же время «Библионочь» – не праздник у елки один раз в год. Это повод пообщаться друг с другом, провести время за чтением. Встречи, общение, чтение – вот смысл работы библиотеки. Читатели могут приходить туда ночью, а могут приходить и днем, и не один раз в год, а гораздо чаще. В конце концов, нам удалось добиться главного – «Библионочь» стала семейным мероприятием, на которое люди приходят с детьми. Это значит, что завтра эти дети приведут туда своих детей, потому что нет лучшего способа продвижения чтения, чем личный пример родителей. В этом случае можно надеяться, что библиотеки будут нужны всегда.

Издательства, книжные магазины, библиотеки – точки пересечения

– Владимир Чернец, менеджер по спецпроектам ИГ «АСТ»: В 2012 году наше издательство было одним из самых активных участников проекта. Но затем, должен признаться, наш интерес снизился. Издатели не понимают, какую пользу они получают от «Библионочи». Нужно связаться с писателем, пригласить его, предоставить книги для автограф-сессии – все это мы готовы делать. Однако всякий раз трудно убедить маркетологов в том, что затраты оправданы и что в дальнейшем нас ждет позитивный результат. Мы тратим много времени и сил на организацию мероприятий с авторами, но посещают их не более 30–50 читателей – и на этом все заканчивается.

Издательства заинтересованы в том, чтобы «Библионочь» стала всероссийским днем запуска или подведения итогов мощной сетевой библиотечной кампании – полезной и результативной для всей книжной отрасли. Нам нужен библиотечный проект, который бы объединял работу библиотекарей в разных городах и способствовал формированию читательского спроса. Мы хотим, чтобы за библиотекарями закрепилось звание главных литературных экспертов, способных влиять на книжный рынок. Например, они могли бы вместе со своими читателями анализировать и отбирать новинки в течение года, затем выбирать победителей и тем самым создавать новые авторские бренды.

Если издатели заметят читательский интерес, они сами будут присылать книги и рекламные материалы, предлагать задействовать своих авторов в мероприятиях библиотечной кампании, помогать организовывать интернет-конференции. В качестве примера сетевого библиотечно-издательского проекта могу назвать «Библиолист литературной премии», когда библиотеки организовывают читательское голосование за лучшие книги, достойные престижных литературных премий.

Издательства заинтересованы в том, чтобы «Библионочь» стала всероссийским днем запуска или подведения итогов мощной сетевой библиотечной кампании – полезной и результативной для всей книжной отрасли.

Предлагаю вынести на обсуждение концепцию новых библиотечно-издательских отношений на книжном рынке – «БИМ: библиотека, издательство, магазин». Она основана на взаимовыгодном партнерстве, при котором каждый участник заинтересован в том, чтобы стимулировать читательский спрос на книги, расширять аудиторию и развивать систему распространения книг. В рамках «БИМ» библиотекам предлагается формировать новый образ эксперта по книжным новинкам и зарабатывать на комплектовании фондов этими новинками. При этом они могут получать бесплатные экземпляры книг для публичных мероприятий. Интерес магазинов-партнеров в этом проекте заключается в том, что они, развивая отношения с библиотечными сетями в регионе, расширяют географию продаж. Издательства, в свою очередь, могут рассчитывать на масштабную поддержку в стимулировании покупательского спроса на изданные новинки. Первый шаг по реализации этой концепции – библиотека заключает партнерский договор с любым из интернет-магазинов, обеспечивающих поставки книг в регион. Библиотеки могут также открывать на своей территории пункты выдачи заказов, тем самым привлекая новых посетителей. Таким образом библиотеки смогут зарабатывать на продажах и росте книжного рынка, развивать связи с населением, укреплять свой статус социально-важного объекта культуры в органах местной власти.

– Анна Яковец, event-ме­не­джер книжного магазина «Республика»: Между задачами, реализуемыми библиотеками и книжными магазинами, существует большое противоречие. Библиотека традиционно накапливает книги и предоставляет их бесплатно. Книжный магазин, напротив, ориентирован на скорейший сбыт новинок и получение прибыли. Вместе с этим у нас есть одна общая задача – наладить коммуникацию с читателем и потребителем, чтобы каждая книга была востребована, а книги, изданные давно, получали новую жизнь.

С этой целью магазин «Республика» совместно с ЦУНБ им. Н. А. Некрасова и Greenpeace реализует акцию «Книжный trade-in ». Посетители могут принести в наш магазин ненужные книги и обменять их на 20 %-ную скидку при покупке абсолютно любых новых. В акции участвует весь ассортимент книжного магазина. Все принесенные книги мы передаем в Некрасовку, где они находят свое место в фондах библиотеки или оказываются востребованы посетителями – участниками буккроссинга. Таким образом, все хорошие, интересные книги обретают вторую жизнь (и только самые безнадежные образцы отправляются на переработку).

Кроме того, у нас есть молодежный образовательный проект «Летняя школа», который объединяет в себе ученых, изу­чающих естественные и гуманитарные науки, работников медиасферы, журналистов. На мероприятиях, которые мы там проводим, книга присутствует незримо – как некий транслятор знаний. У людей есть потребность говорить не только о конкретных книгах, но и о книжной культуре в целом. Подобная практика может быть реализована и на базе библиотек, поскольку эти мероприятия не рассчитаны на широко известные имена – сюда приходит более узкая, но зато и более заинтересованная аудитория. И здесь мы так же, как и библиотеки, работаем на будущее всей книжной индустрии – в нашу «Летнюю школу» приходят молодые мамы с детьми, то есть будущее поколение с самых ранних лет понимает, что такое книжное пространство.

– Михаил Зенченко, генеральный директор книжного магазина «Гиперион»: В нашем магазине в день «Библионочи» мы попробовали создать новый формат литературно-игрового мероприятия для разной возрастной аудитории. Участники приносили с собой книги или брали книги с полок «Гипериона» и зачитывали отрывки из выбранного литературного произведения, а театр импровизаций «Playback » после двухминутного совещания разыгрывал представление по прочитанным строкам. Во время мини-спектаклей шла запись, все происходящее в режиме реального времени транслировалось в интернете.

Мне представляется, что сотрудничество книжных магазинов, издательств и библиотек сделает акцию «Библионочь» более осмысленной и гармоничной. Московская «Библионочь» может стать привлекательным информационным поводом для внутреннего и внешнего туристических рынков (как Венецианский фестиваль или Международный кинофестиваль в Каннах). Возможна интеграция мероприятий библиотечной акции с другими культурными сферами. Например, музыканты играют знаменитые произведения на станциях метро, где находятся крупнейшие столичные библиотеки: «Тургеневской», «Чеховской», «Маяковской» и других. Библиотеки приглашают в свои залы не только писателей, но и выдающихся деятелей культуры. Чем больше русскоязычных книг переводят, тем больше нашей литературы читают за рубежом, поэтому почему бы нам не наращивать взаимодействие с международными сообществами и центрами? Можно привлечь к акции такие организации, как Институт Сервантеса и Немецкий культурный центр им. Гёте и др. Подняв «Библионочь» на международный уровень, книжное сообщество сможет заниматься просвещением, распространять и укреплять роль русского языка, популяризировать достижения национальной культуры и историческое наследие нашей страны в мире.

Организация и административная поддержка

– Андрей Лисицкий, директор библиотеки им. Ф. М. Достоевского: Изначально «Библионочь» задумывалась как сетевая акция, которая охватывает все регионы нашей страны. У нее была общая, пусть и гибкая, тема, которой придерживались библиотеки по всей России. Однако до сих пор можно видеть, что «Библионочь» в Москве и «Библионочь» в регионах – это две совершенно разные истории. В связи с этим, я считаю, нам нужно задуматься, во‑первых, о том, как организовать нашу совместную работу, и во‑вторых, как нам добиться административной поддержки.

Я призываю коллег к тому, чтобы синхронизировать акцию с другими библиотеками в России, в том числе и с федеральными. Ситуация, когда в Москве акция проходит в один день, а в регионах страны – в другой, совершенно неприемлема. С одной стороны, есть библиотечное сообщество, которое инициирует проведение мероприятий, а с другой стороны, должна быть административная поддержка, которая помогает библиотекам, а не оказывает на них давление. Если мы сумеем обеспечить эти условия, то вскоре у акции будет совершенно другое лицо.

Ситуация, когда в Москве акция проходит в один день, а в регионах страны – в другой, совершенно неприемлема.

Несколько соображений относительно того, чего сегодня не хватает акции. Библиотеки долгое время жаловались на нехватку внимания. Издательства и книжные магазины, в свою очередь, были недовольны сокращением пространства чтения. «Библионочь» решает обе эти проблемы, но в то же время из этой схемы выпадает еще один очень важный субъект – интернет. Мы знаем, что сегодня чтение существует и в интернет-пространстве, пространстве электронных библиотек, которые тоже должны участвовать в общей работе. Также чрезвычайно важно продвижение акции как брендового продукта. Отмечу, что здесь библиотечное сообщество недооценивает свой потенциал. Нам нужна мощная пиар-компания, в частности социальная реклама.

Какие мероприятия притягивают читателей?

– Анна Гончарова, детский писатель и психолог: Я выступала во многих зарубежных библиотеках, например в Минске и Риге. В Астрахани сотрудники библиотеки переодеваются в сказочных персонажей, показывают детям настоящие спектакли, погружая их в волшебный мир. Причем подобные мероприятия там выходят за пределы библиотек на улицы города. Белгородская библиотека им. А. А. Лиханова общается с читателями из регионов по скайпу. В Губкине дети читали по радио отрывки из сказок, а потом говорили: «Если вам интересно узнать, что будет дальше, прочитайте книгу!» Я считаю, что между библиотеками очень важен обмен опытом и неформальное душевное отношение к тому, что они делают.

– Елена Пахомова, директор библиотеки им. А.П. Чехова: Библиотеки притягивают не только читателей, но и писателей, поскольку это единственное социальное пространство, где авторы могут пообщаться со своими читателями, обменяться мнениями, понять, что сегодня интересно аудитории. У библиотеки им. А. П. Чехова сложилась традиция работать с молодыми писателями. Один из наших проектов называется «Классики XXI века» (реализуется с 1993 года). Именно он позволил многим начинающим авторам к настоящему времени стать большими писателями. Конечно, знаменитые писатели привлекают в библиотеку большую аудиторию, но и молодые авторы могут быть не менее интересны.

Последние два года мы реализуем прекрасный проект «Книжный ход», в котором участвуют писатели, критики и читатели. Все наши гости должны прочитать произведение, которому посвящена встреча. Они задают вопросы, возникает дискуссия.

Кроме этого, мы стараемся произведения известных и молодых писателей довести до совершенно других сфер, где книги обычно не обсуждаются. Так, более 3‑х лет мы проводим конкурс студенческой иллюстрации. В рамках конкурса, посвященного Андрею Платонову, который мы проводили в Год литературы при поддержке Российского книжного союза, трем нашим вузам: академии им. С.Г. Строганова, институту им. В.И. Сурикова и МГУП им. Ивана Фёдорова – было предложено нарисовать иллюстрации к произведениям современных российских авторов. Библиотека подготовила рекомендательный список, куда вошло более 100 наименований книг. В конце года мы получили 150 работ и организовали шикарную выставку на ММКВЯ-2015, а затем и на других площадках.

Хочется подчеркнуть, что сегодня библиотека должна не просто приглашать к себе писателей, художников и иллюстраторов, но и создавать собственный контент. Например, совместно с Bookmate мы создали три электронные книги по результатам наших конкурсов иллюстраций. Мы не останавливаемся на достигнутом – в этом году попытаемся подключить к нашему конкурсу школы.

Библиотека должна не просто приглашать к себе писателей, художников и иллюстраторов, но и создавать собственный контент.

Обидно, что библиотеки не включены сейчас в литературный процесс, то есть не участвуют в нем как эксперты. В 2016 году Библиотека им. А.П. Чехова номинировала на премию «Русский Букер» 2 книги, одна из которых – книга Ирины Богатыревой – получила студенческий приз. В этом направлении библиотекам тоже надо работать. Понятно, что встречи с читателями – наиболее распространенный и понятный для аудитории формат. В то же время библиотеки могут проводить мероприятия разного плана: встречи с художниками, мастер-классы, лекции по самым разным тематикам и так далее. Главное, чтобы эти мероприятия воспринимались читателями как часть «Библионочи». Протяните «ниточку» текста, а дальше двигайтесь в совершенно любом направлении.

В 2017 году сразу 4 библиотеки Централизованной библиотечной системы города Челябинска стали участницами всероссийской акции «Библионочь».

Для Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина – это уже 6-ая по счету Библионочь! Коллектив библиотеки поддерживает акцию с самого первого ее появления. «Новое прочтение» – так звучит тема Библионочи в этом году.


Тема «Новое ПРОчтение» захватила гостей акции с первых минут. Все началось на ярком театрализованном прологе-открытии, где зрителей ждали встречи с известными поэтами и их произведениями. Причем, в весьма непривычной интерпретации. Может ли рэп считаться поэзией? Именно такой вопрос поднял режиссер пролога, студент четвертого курса Челябинского государственного института культуры – Максим Першуков.

На 50 минут зрители погрузились в работу издательского агентства «Новое ПРОчтение», в котором решили создать принципиально новую форму литературного творчества. Были проведены опросы, где молодым людям предлагалось прочесть сначала текст любимой рэп-композиции, а затем – любимое стихотворение. Большинство справились с задачей. Гости Пушкинки стали свидетелями театрализованного баттла между классической поэзией и современным рэпом.

«Зрителям предлагали отличить произведения известных поэтов от композиций рэп-исполнителей. Ошибки были. Была и битва двух поэтов – Маякова и Есенинова, которые спорили о предназначении поэта, разумеется, под музыкальный бит. Стихотворение Иосифа Бродского было прочитано под барабаны, а в конце представления появился и сам Александр Сергеевич Пушкин. Великий поэт тоже был вписан в современные условия и прекрасно справился со своей задачей», - рассказала зав.сектором Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Мария Пышминцева. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что рэп – это новая форма поэзии, но всегда есть исключения. Кроме того, классические стихи, исполненные в современных формах, не только остаются достоянием литературы, но и повышают популярность чтения.

Разные виды искусства объединились, чтобы показать главную героиню праздника – Книгу – в совершенно разных образах.
На сцену Пушкинского зала вышли актеры Камерного театра Виктор и Надежда Нагдасевы. Публика встретила театральные постановки по мотивам литературных произведений Пушкина, Есенина, Маяковского, Шукшина, Ахматовой громкими аплодисментами.


Интересно было побывать в творческой мастерской Натальи Рубинской, которая рассказала, как можно объединить музыку и поэзию. Украсили праздник творческие номера ее воспитанников из ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского.


Музыкальные прочтения прозвучали на песенном марафоне клуба авторской песни «Струны души». Гости подпевали бардам и получали взамен хорошее настроение.

Библионочь сделала подарок и любителям фэнтези – состоялась встреча с молодой уральской писательницей Ульяной Бисеровой, автором волшебного фэнтези – «Верхом на Сером» и повести «Камень в моей руке».


«Верхом на Сером» - удивительно добрая, волшебная книга для подростков и их родителей. История о самой обычной девочке Сашке и её путешествии по волшебной стране, куда она попадает, последовав за превращенным в коня баронетом. Сашка хочет спасти умирающую мать, и единственная возможность сделать это - найти заколдованный лабиринт и заглянуть в Зеркало Судеб. Путь девочки опасен и труден, но рядом верные друзья, которые всегда готовы прийти на помощь.



На встрече гости смогли лично познакомиться с автором, задать интересующие вопросы, узнать, легко ли писать книги в стиле фэнтези и, конечно же, получить автограф на память!

И, конечно, атмосферу волшебного фэнтези все присутствующие ощутили, оказавшись зрителями рыцарского боя.




«Пикник на обочине»

«Для любителей романа «Пикник на обочине» и серии известных книг «S.T.A.L.K.E.R», Абонемент художественной литературы подготовил мрачную, но антуражную фотозону в стиле данной тематики.


Многие гости приняли участие в литературной игре «Курс молодого бойца, или Кто спасет мир». Они учились ориентироваться на местности, маскироваться, почувствовали себя дешифровщиками и узнали, как победить врага одними только знаниями, не применяя силы», - раскрыла секрет игры библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Дарья Насонова.

Всех желающих знакомили с выставкой книг серии «S.T.A.L.K.E.R». Загадочная провидица гадала по Книге судеб, рассказывала, что ждет в ближайшем будущем или, на что стоит срочно обратить внимание в настоящем. Так как 2017 - это Год экологии, то для любителей викторин были подготовлены литературные и научные вопросы по этой теме.



По следам Сталкера
Более 50 человек прошли посвящение в ряды Сталкеров и стали героями увлекательного квеста по мотивам книги, а также современным трактовкам этой темы.

Чтобы стать участниками игры «По следам Сталкера», нужно было вспомнить, в каком произведении впервые появляется образ Сталкера. Порадовало, что многие с ходу называли знаменитую повесть «Пикник на обочине» российских фантастов братьев Стругацких. В контексте книги сталкер – это человек, который, нарушая запреты, проникает в аномальную Зону и выносит из неё различные артефакты. Вот и героям квеста предстояло найти спрятанные по всей библиотеке артефакты. Подсказками служили записки из дневника челябинского Сталкера, которые должны были привести к самому мощному артефакту – Золотому шару. По книге Золотой шар, или Машина желаний – был самой заветной мечтой для всех сталкеров, потому что мог исполнить самое желание, но не любое, а только самое сокровенное. Все участники квеста благополучно справились с заданиями, нашли артефакт, загадали желание и сфотографировались на память у выставки-инсталляции.


Читаем графический роман

Одной из площадок, продиктованных темой «Новое ПРОчтение», стала комикс-студия «Читаем графический роман». По сравнению с общепризнанным пластом литературы можно сказать, что графический роман – жанр еще новый и только набирающий популярность в нашей стране. В этот день в Центральной библиотеке им. Пушкина комикс побывал впервые. Гостей комикс-студии ждали три интерактивные лекции от настоящих экспертов. Они узнали про историческую и культурную основу сюжетов некоторых графических романов, о создании некоторых героев и о работе художников, которые воплощают это все в жизнь. Была и возможность сразу пополнить свою домашнюю библиотеку, которую предоставил магазин комиксов GeekON . Ребята проводили розыгрыши среди зрителей и занимались продажей своей продукции. Площадка длилась не так долго – всего два часа, но за это время там собралась группа в основном молодых людей, которые с интересом слушали лекции, принимали участие в розыгрыше и безусловно, весело проводили время.


Говорят и показывают книги

На площадке «Говорят и показывают книги» весь вечер гостей ждали неожиданные интерпретации привычных сюжетов и новые формы чтения. Самым маленьким гостям в начале Библионочи Кино-театральное объединение «Кировец» подарило песочно-теневой спектакль по мотивам произведения Виталия Бианки «Невероятное путешествие мышонка Пика». После интереснейшего представления все желающие смогли попробовать себя в роли художника-постановщика песочно-теневого спектакля, - делится впечатлениями зав.сектором Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Юлия Новикова.



Следующей стали «говорить и показывать» сказку Василия Кузнецова «Базар». Эта сказка имеет свою историю и очень дорога челябинцам. Сказка написана в 1937 году Василием Кузнецовым для своего сынишки. Её напечатали в Челябинске и стала она известна по всему Советскому Союзу. В годы Великой Отечественной войны челябинский артист Петр Кулешов в составе фронтовой бригады артистов читал бойцам подаренную ему автором книгу в перерывах между боями. Сказка так нравилась, что солдаты её переписывали и отправляли с фронта своим детям. Много поколений детей слушали эту сказку, и хочется, чтобы этот процесс продолжался. Сказка очень хорошо воспринимается детьми. Вкусный рифмованный язык, яркие образы (петух, гусак, индюк, кукушка), да и семейные ценности (кошачья семья идет на базар) – всё создает атмосферу праздника, радости, как будто на ярмарку попал. Сначала была воспроизведена историческая запись - сказка в исполнении народного артиста России Петра Кулешова, а затем эту сказку вслух прочитали студенты ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского. Детки были в восторге от сказки и от такого необычного прочтения!

Атмосферу праздника поддержали студенты ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, которые предложили всем гостям поиграть в народные игры и забавы, поотгадывать загадки, вспомнить пословицы и поговорки, а также поупражняться в произношении скороговорок. В поддержку игровой программы экспонировалась книжная выставка «Преданья старины глубокой: в прочтении Арины Родионовны». Удивительно, что 21 апреля день памяти няни маленького Саши Пушкина.



«Научное – не значит скучное»

Но говорили в этот вечер в коралловом зале не только о сказках и играх, но и представили новый взгляд на науку! «Научное – не значит скучное» под таким девизом состоялось шоу от самого необычного музея фантастической науки в Челябинске «Экспериментус».



«Сотрудниками отдела научно-популярной литературы в партнерстве с Информационным центром по атомной энергии г. Челябинска (ИЦАЭ) была организована уникальная площадка «Научное АНТИказино». Здесь между участниками разгорелись нешуточные научные баталии. Волонтерами ИЦАЭ были проведены викторина «Физика для чайников», «Атомное мэмори». Значительное количество участников собрала настольная игра «Я –Росатом». В игре «Атомные гипотезы» участники учились развивать логику, нестандартность мышления, умение обоснованно доказывать свою научную точку зрения», - рассказала сотрудник Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Елена Коркина.


Гостей приглашали познакомиться с книжными выставками «Физика и лирика», «Преданья старины глубокой в прочтении Арины Родионовны», «Древо знаний (серия книг «О чем умолчали учебники»), «ПреКРАСНАЯ книга: книги-юбиляры 2017 года» и принять участие в видеовикторинах «ПреКРАСНАЯ книга» и «Удивительные открытия». Видеовикторина «Удивительные открытия» состояла из шести блоков по естественным наукам: физика, химия, биология, география, экология, астрономия. Вторая викторина «ПреКРАСНАЯ книга» знакомила участников с книгами-юбилярами 2017 года. Например, читатели узнали, что произведение Корнея Чуковского «Крокодил» отражало в себе события революции 1905-1907 гг., а слово ШКИД, фигурирующее в названии повести Л. Пантелеева «Республика ШКИД» означает «Школа социально-трудового воспитания имени Достоевского».


«Эко-мозаика»

В течение вечера продолжались шахматные турниры – столы были в буквально смысле оккупированы находчивыми стратегами. Игротека от партнеров библиотеки «Знаем Играем» привлекала желающих проверить свою ловкость, эрудированность смекалку и начитанность!

На Библионочи можно было принять участие в различных мастер-классах .
Например, представители школы скорочтения IQ007 учили, как можно прочитать «Войну и мир» всего за несколько дней.



Мастерица Белла Абдуллина на мастер-классе «Сказка оживает» демонстрировала, как можно своими руками изготовить кукольный теневой театр «Сказка оживает» с героями сказки «Буратино», а также с А. С. Пушкиным, Н. Гончаровой, П. Вяземским и др.