Кто совершал набеги на поселения. Великие битвы. Братья Лейфа: Торвальд и Торстейн

… В 2007 году в рамках празднования Дня Победы и областного автопробега, посвященного 70-летию Тамбовщины, в селе Григорьевка Жердевского района состоялся митинг у памятника экипажу бомбардировщика ЛИ-2, возвращавшегося в октябре 1942 года с боевого задания из Сталинграда и упавшего на жердевской земле. В середине 2000-х годов поступило предложение о перезахоронении летчиков, но вмешался бывший в ту пору председателем областной Думы В. Н. Карев, который поддержал инициативу местных жителей, администрации района - воздвигнуть памятник именно на месте захоронения экипажа. И с тех пор младшего лейтенанта В. Ковалева, капитана Е. Федорова, старшего сержанта Н. Ваганова, старшину А. Курепина, лейтенанта А. Кочнева и старшего сержанта Г. Андреева (о нем сказано, что он захоронен в Воронежской области) григорьевцы считают своими земляками, потому что умерли-то они на их малой родине.
Открытие памятника на месте гибели летчиков стало одним из первых решений по увековечиванию памяти погибших в годы Великой Отечественной войны нынешнего первого заместителя председателя областной Думы В. Н. Карева, который в течение ряда лет занимается этим благороднейшим делом. А рассказал он об этом эпизоде с летчиками во время своего выступления на Общественных слушаниях, прошедших в рамках историко-краеведческой акции «Вспомним всех поименно» и презентации новых проектов мемориалов, которые будут открыты в этом году.
Прошли они накануне Дня памяти и скорби в Музейно-выставочном центре области, а принимали в них участие депутаты областной Думы, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, руководители тех районов, где активно занимаются увековечиванием памяти погибших земляков, и где нынче еще откроют реконструированные мемориалы, а также представители Общественной палаты и молодежных организаций.
А началом этого своеобразного форума памяти послужил набатный звон колокола, который занимает свое достойное место среди уникальных реликвий Музейно-выставочного центра, рассказывающих об истории Великой Отечественной войны. Вот его руководитель, военный историк И. А. Николаев показывает священную реликвию - флаг города-героя Севастополя, флаг Военно-воздушных сил с дарственной надписью легендарного М. П. Маресьева.
…Под звуки набатного колокола поднимаемся на второй этаж Музейно-выставочного центра. Именно здесь, буквально рядом с историей, Общественные слушания приобрели особый колорит, особое звучание. И неудивительно, что с таким вниманием собравшиеся слушали инициатора увековечивания памяти земляков В. Н. Карева - это место заставляло помолчать, задуматься.
Владимир Николаевич поведал о том, что лет 15 тому назад в составе парламентской делегации Совета Федерации он побывал в Польше и Германии, чтобы проконтролировать, как выполняются условия договоренности об уходе за захоронениями советских воинов, погибших в годы войны. Вот эта поездка, поделился своим мыслями В. Н. Карев, буквально перевернула все его убеждения, заставила думать над тем, как начать работу по увековечиванию памяти земляков, погибших на фронтах, в концлагерях, на оккупированной территории.
Его буквально поразили те места, где были концлагеря для первых пленных 1941 года, - даже не бараки, а едва заметные следы от нор, которые люди сами себе выкапывали, чтобы спрятаться от дождя, холода… Разутые, раздетые, питавшиеся одной баландой пленные, конечно же, не выживали. Такие лагеря были, рассказывает Владимир Николаевич, в Литве, Белоруссии, Латвии… В Берлине его потрясла фигура Солдата-освободителя с девочкой на руках, вся проржавевшая изнутри. Рядом с Бранденбургскими воротами не были даже обозначены захоронения советских солдат, немцы объясняли это отсутствием определенного пункта в договоренности.
Зато в Западной Германии по решению канцлера Аденауэра солдатские захоронения были ухоженными…. Все это потрясло, как рассказывает В. Н. Карев, его до глубины души - в ту пору в России памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны приходили в запустение, особенно в глубинке. И вот с приходом к власти президента В. В. Путина было принято решение привести в порядок все символы Великой Победы. И при таком государственном подходе, при поддержке губернатора области О. И. Бетина, владыки, а главное - самих тамбовчан, началась беспримерная акция по увековечиванию памяти всех погибших земляков.
Это - дальновидный исторический шаг. Именно с молоком матери старшее поколение впитало истину о том, что Победу над фашизмом одержал Советский Союз и советский солдат освободил человечество от коричневой чумы. И то, что на Тамбовщине скрупулезно занимаются огромнейшей работой по увековечиванию памяти каждого земляка, сделало наш регион уникальным, что получило высокую оценку на государственном уровне.
Как подчеркнул инициатор беспримерной акции В. Н. Карев, так же, как тогда война объединила наш народ, теперь сплотила его работа по возведению в городах и районах области мемориальных комплексов с указанием имен погибших, в которую каждый стремится внести свой вклад. За прошедшие годы возведено более пятидесяти мемориалов, уточнил В. Н. Карев, проведена капитальная реконструкция десятков памятников, построенных в советские годы. В данный момент ведется строительство десяти мемориалов, большую часть которых планируется открыть в августе-сентябре.
И первым среди них будет мемориал в Чикаревке Жердевского района, чей председатель районного Совета народных депутатов А. Ф. Бабаев, принимавший участие в Общественных слушаниях, сказал, что в муниципальном образовании возводится уже десятый мемориал. В результате увековечены имена более пяти тысяч погибших жердевцев.
Нынче же должны открыть мемориалы еще в Токаревском, Первомайском, Знаменском, Ржаксинском, Гавриловском, Уваровском, Инжавинском районах, презентацию проектов которых сделал В. Н. Карев, приводя интереснейшие исторические данные практически по каждому мемориалу.
Эта работа, как не раз подчеркивалось во время Общественных слушаний, объединила тамбовчан, которые трепетно относятся к истории государства, к ратным подвигам своих соотечественников, причем в самые разные времена. И неудивительно, что такой большой резонанс на Тамбовщине получило в прошлом году празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Кстати, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, отмечая важную роль в популяризации славных страниц отечественной истории руководителя Музейно-выставочного центра области И. А. Николаева, передал ему грамоту, подписанную Патриархом Кириллом, и юбилейную медаль Русской православной церкви «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года»…
Безусловно, в тот день одной из главных целей Общественных слушаний было патриотическое воспитание молодого поколения, представители которого также активно включились в работу по увековечиванию памяти погибших в годы Второй мировой войны. Об этом рассказала руководитель поискового отряда «Альтаир» Е. Валатина. А завершая форум памяти, руководитель Музейно-выставочного центра И. А. Николаев попросил всех руководителей муниципальных образований сделать все необходимое, чтобы в летние каникулы сюда привозили детей. Им будет что посмотреть, что услышать. И таким образом не прервется историческая память поколений.
Как прав был великий поэт Г. Державин, который в свое время написал такие строки: «И слава тех не умирает, кто за Отечество умрет!», приведенные И. А. Николаевым и являющиеся исторической сутью происходящего на Тамбовщине, где делается все, чтобы всех погибших в годы Великой Отечественной войны помнили поименно.

Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий называет себя деревенским епископом, после богослужения в кафедральном соборе пьет чай с народом Божиим в простенькой трапезной, и единственная привилегия архиерея заключается в том, что у всех пластиковые стаканчики, а у него - все-таки керамическая чашка. Потом он сядет в УАЗ-«Патриот» и поедет по своей епархии, у которой куда более древняя история, чем может показаться.

Сибирский город Тара был основан раньше Омска и воевал, охраняя наши границы, так отважно и рьяно, что первые шесть лет после его основания тут не пахали и не сеяли, - только отбивались от врагов. И строили храмы - большие, каменные, - которые никогда не стояли пустыми.

Владыка, многие говорят, да и мы сами можем видеть, что сегодня жители нашей страны, которую когда-то называли Святая Русь, стали менее набожны, чем их благочестивые предки. Почему так?

Решимости нет. Спрашивают: почему нет святых? Потому что нет решимости. Рождается ребенок, и первым делом возникает вопрос: «Когда кормить: когда он плачет или по расписанию?»

Спрашивают: почему нет святых? Потому что нет решимости

Сейчас говорят: «Ну конечно, когда захочет». А раньше святые учили кормить по расписанию.

Потому что и в том, и в другом случае ребенок получит одинаковое количество молока. Но если кормить его, когда он заплачет, ребенок поймет, что для того, чтобы накормили, нужно заплакать. Вырастет и так и будет всю жизнь плакать.

А если он знает, что мама его любит и обязательно накормит, только надо маленько подождать и потерпеть, он всю жизнь будет терпелив. В терпении будет стяжать душу свою, в терпении созидать дом, семью.

Воспитание начиналось с детства. Никто в прежние времена не жил для удовольствия, в том числе и сам ребенок. Дети знали, что будут воинами.

Ребенок рождался - его готовили к битве. Его благополучие заключалось не в том, чтобы он научится развлекаться, удовлетворять свои потребности, расширять потребительскую корзину и повышать достаток, а в том, насколько он был способен выстоять в битве, выстроить стены, создать семью… У него с самого рождения была цель.

Вот я сам закончил военное училище. Когда поступал, возник вопрос: ну хорошо, может, обеспечение мне это какое-то даст, честь опять же и так далее, ну а если война начнется? Если меня пошлют на войну, готов ли я за Отечество умереть?

И хотя я был еще не воцерковлен и даже не знаком с верой православной, но я для себя решил, что да, я готов умереть… Я уже начинал мыслить по-другому, не так, как те, кто живет для себя, для благополучия земного.

Ребенок с детства должен понимать, что человек должен собирать не во временных категориях - количество нулей на счетах, - а в вечности. Как Президент наш недавно высказался: наша сборная по дзюдо великих результатов достигла, но почему, мотивация какая? Потому что они шли умирать за Россию. Понимаете?

К слову о Президенте. Приходилось слышать, что трудное экономическое положение, в которое поставлена Россия, является свидетельством и следствием того, что мы как страна выходим из египетского плена еврожизни, кредитов и «потребительских корзин», о которых вы сказали. Что мы должны сделать, чтобы этот выход действительно произошел, но при этом и не затянулся на 40 лет?

Русский человек - добрый и доверчивый. Как советские люди рассуждали: дескать, вот, «холодная война» была потому, что мы были сильными, самостоятельными, а если мы сдадимся в плен, то нас и не тронут.

Так и в Смутное время было, в 1612 году: решили, что наши цари плохие - Борис Годунов плохой, - поэтому отдадим себя польскому королевичу, а раз он будет «свой» королевич, то и перестанет нас воевать.

Такое русское чудо-размышление. Святая простота. Глупость, если хотите, святая.

Так и в 1990-е: вот мы сейчас сдадимся Америке с потрохами, и они перестанут нас воевать.

Русскому ведь мало быть сытым и богатым - ему нужно быть или героем, или святым

Но проходит год, проходит десять, двенадцать лет, а они по-прежнему нас грабят. И к 2000 году план нанесения ядерных ударов оказался реализован мирным способом: промышленные объекты были разрушены без единого ядерного удара…

Самое главное, милость Божия, что мы увидели когти того зверя, который до этого облекался в овечьи одежды. Самое главное - мы проснулись. Насколько вовремя?

Проснулись, но даже не то беда, что план разрушения промышленных объектов выполнен (при В.В. Путине, слава Богу, это было приостановлено, и многое восстановлено и возвращено).

Самое главное разрушение произошло в наших сердцах. У нас разрушилась воля. Разрушилось стремление к святости.

Русскому ведь мало быть сытым и богатым - ему нужно быть или героем, или святым.

Но у нас притупилось чувство справедливости, притупилось чувство сострадания.

Конечно, много послужили этому средства массовой информации: когда человек все время смотрит на пиф-паф или плач рабыни Изауры, он истощается сердцем, чувства уходят, и он становится менее чувствительным ко всему в настоящей жизни.

Нам нужно оживить боль. Все изменится, когда человек будет любить с болью - свою жену, свое Отечество…

Помните евангельского разбойника? Он хотя и был разбойником, но его грешная жизнь причиняла ему такую боль, что страдания, вызываемые болью телесною, не угашали сердечной боли. Страдания на кресте облегчали страдания совести, и он не хотел освобождаться от них - или, по крайней мере, не жаждал этого прежде всего. Сказал: «Достойное по делам моим приемлю, а Он без греха осужден, без греха страдает».

Важно, чтобы и у нас пробудилась любовь с болью, молитва с болью, не стахановская жажда и желание труда, а любовь к созиданию.

Нам с вами нужно пробудиться духом.

Суворов говорил, что не руки, не ноги, не голова, но бессмертная душа совершает подвиги.

Нам с вами нужно пробудиться духом

Представляете, в человеке такая любовь, что он только и ищет, где бы ему умереть за Родину! И к супруге такая же любовь, и к семье: что бы мне еще для них сделать? Готов хоть всего себя отдать - а на меньшее не согласен!

Чем такого человека можно расстроить? Какими скорбями, бедами?

Да, он будет переживать, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, но его не вышибешь из седла, не выбьешь из колеи.

Человек, имея любовь к Родине, будет плакать с ее печалями, но ему будет тепло в ее пределах, а если он окажется за границей государства Российского, то и там будет делать дело на пользу дорогого Отечества. И ему будет сладко и радостно.

И чтобы нам с вами иметь такую радость, нужно возвысить потребности, возвысить ценности.

А если человек приобрел то, что ценно в вечности, то, что от него не зависит, он будет спокоен, мирен и готов к любым испытаниям.

Конечно, таких людей даже в благополучные времена, даже в монастырях всегда было меньшинство - а может, даже и единицы.

Так и Господь говорил: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил вам дать Царство Небесное» (Лк. 12: 32).

А большинство всегда было немощных, ропщущих. Всегда большинство нуждалось в помощи. Но, благодаря народному духу и пониманию, брало пример для подражания с этих единиц.

В пословице народной сказано: «Не стоит село без праведника, город без святого». Поэтому так важны подвиги святости, героические подвиги. Нам нужно иметь их в поле своего зрения, чтобы не заблудиться.

Потому что если человек заблудился, то куда бы он ни ходил, нигде он не будет дома. В какой бы чужой теплый дом ни пришел, это будет чужое тепло и чужой уют.

А если человек знает, что он, может быть, и не скоро обретет свой дом и встретится со своей семьей (но все равно это рано или поздно будет), но знает цель, знает путь, то каждый шаг его радует, потому что приближает к дому.

Когда вы начинали свое служение, кто из архиереев - может быть, прославленных в лике святых, или нет, или наш современник - был для вас внутренним ориентиром? На кого вам хотелось быть похожим?

Я тогда не знал никаких архиереев, кроме своего. Ни усопших, ни живых, ни святых, ни грешных. У меня был один архиерей - мой. Но я не к нему обращался, а обращался к Богу, чтобы Бог через него мной руководил. Мне было достаточно одного архиерея, чтобы иметь образец святости, иметь благословение святое, небесное.

Кем должен быть архиерей для своих прихожан? У нас архиерей часто воспринимается как менеджер высшего звена, топ-руководитель.

Архиерей должен быть слугой. Менеджер - это лжепастырь, для которого стадо не свое. Конечно, если у менеджера просыпается совесть, то он будет, как Богу, служить всем и вся и говорить спасибо за покупку не потому, что ему денежка в карман упадет, а потому, что он рад был видеть человека.

Я всю жизнь был деревенским священником. Сейчас деревенский епископ. Мы жили в с. Вятка, где было два дома местных жителей. Откуда там прихожане? 500 километров от областного центра, 50 километров до районного центра, бездорожье. Ни благодетелей, никого. Жили не богато, кое-как перебивались.

Находились люди, которые нуждались и обращались к нам: «Помоги». Я не мог сказать, что у меня ничего нет, - если хлеба горбушка, и ту пополам, пожалуйста! Помогали.

Одна семья у нас прижилась. Муж, жена и ребенок. Делились с ними, чем Бог послал. Маслом, мукой, предметами первой необходимости. Ну а потом слышу, что муж рассказывает: «Это здесь батюшка ходит в рясе, а приезжает в Омск, снимает ее, надевает джинсы, садится в иномарку и ездит по магазинам - у него их три, - собирает прибыль. А иначе из каких средств он мог бы все это строить и еще и нас кормить?»

Очень часто встречается такое отношение.

Через Иртыш от нас - деревня, переплывал на лодке, мне потом рассказали - подслушали разговор двух рыбаков: «С батюшки надо дороже взять, они больше денег платят».

Может, это еще с советских времен осталось, а может, лукавый смущает народ, а может, Бог испытывает того же батюшку: если все будут хвалить, как тогда смиряться будем?

Так что если деревенский полуголодный батюшка воспринимается как некий топ-менеджер, который ездит по магазинам, собирает деньги, а потом их тратит, то умолчу о последующем…

Или вот один батюшка рассказывал: строил церковь, она прямоугольная, а местные говорят: «Гараж себе строит». Начали второй этаж возводить - новое объяснение: «Во у батюшки сколько машин, двухэтажный гараж строить приходится!» Пока купол не поставил, так и говорили, что гараж.

Архимандритом стал, еду в метро с другим архимандритом. Слышу, бабушки говорят: «Раньше архимандрит на машине ездил, а теперь архимандритов развелось, даже машин не хватает».

В трудные времена наша Церковь рождала святых, и мы еще застали людей, глубоко всеми уважаемых, называемых старцами, - таких, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), старец Николай Гурьянов. А сейчас при наличии огромного количества информации, медийных возможностей, издательских…

- …развлекательских возможностей…

- …вот при наличии всех этих возможностей мы не знаем людей следующего, скажем так, за ними поколения, которые были бы так же уважаемы и почитаемы. Почему?

Что они такими были, стало видно, когда они уже померли, а пока жили, никто их не замечал. Не знаю почему.

Вот у нас был отец Александр (Тыртышный) из Колосовки, убиенный. Он жил, как мы все, обычные священники, никто не видел в нем ничего особенного.

Пошел исповедовать своего убийцу, и тот его убил. А до этого про него тоже разное думали. Теперь смотришь его жизнь, а она - святая, чистая, без сучка, без задоринки.

В последние времена Бог по милости Своей скрывает святых людей. И святые люди скрывают свою святость. Не считают ее святостью, и соответственно, и не выпячивают.

Сейчас, когда одним кликом можно найти цитату из любого святого, создается иллюзия ненужности каких-то советов. Создается ощущение, что я сам все знаю.

Да, эта проблема есть, но это не потому, что нет святых, которых можно послушать, а потому, что нет послушников, которые желали бы их послушаться.

Бог же «вчера, и днесь вовеки той же». Предположим, что мы такие никудышные, разгильдяи, - но там, где умножится грех, изобилует благодать - значит, для разгильдяев, для больных еще более серьезными болезнями есть нужда во врачах более искусных, ангелоподобных.

Господь не лишает Церковь этого, хотя их всегда было мало, их всегда был дефицит. Господь сказал: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9: 37), но, тем не менее, Он посылает их нам, просто мы не принимаем. Мы горды, потому и не способны увидеть святого.

Возлюбили больше тьму, чем свет, свое мнение, чем совет, возлюбили тяжелый путь оправдывать самих себя и оставили путь святых отцов осуждать самих себя.

Поэтому мы их и не видим, но это не значит, что их нет. Есть. Как только я к Богу обращусь, сразу и Бог ко мне. Что ж, мне Бог будет посылать архангела Гавриила что ли? Нет. Он пошлет мне простого священника - или вот статью на «Православие.ру».

Почему нет старцев, это вопрос человека, колеблющегося в вере. Можно говорить: «Верую, Господи. Помоги моему неверию». И Бог вам даст старца.

Что такое старец в древних монашеских уставах? Каждый вновь приходящий монах отдавался в послушание монахам, более опытным. Вся задача старца - чтобы послушник не поступал по своей воле.

Если вы закончили третий класс, то какой смысл посылать вас в высшую школу?

Был у нас преподобный Серафим Саровский, жил в Сарове. Много ли монахов из Сарова обращались к нему с вопросами? А снаружи, из-за пределов Саровского монастыря, приходило до трех тысяч человек в день.

Почему я для себя не могу найти старца? Потому что я - как монах Саровский: старец вот он, рядом, вижу его, а не обращаюсь. Преподобному Амвросию Оптинскому помойное ведро надевали на голову…

Как полторы тысячи лет назад, так и сегодня на этот вопрос один ответ: старцев нет, потому что нет послушников. Других причин нет.

Если вам сказал я, грешный епископ деревенский, и вы меня вроде выслушали с уважением, а сами думаете: «Мне бы какого-нибудь помудрее», то вам греха не много. А если бы я был как святитель Иоанн Тобольский, то это ж смертный грех был бы - такого не послушать. Это все равно что Евангелие не послушать.

На Афоне говорят: если некого спросить, спроси у пня - и будет спасительнее, чем верить своему помыслу!

Начинать нужно с послушания родителям, учителям, руководителям, мужьям, притом не только кротким, но и строптивым, ибо это угодно Богу и будет благо.

«Наш добрый Бог не таков, чтобы зависеть от священника».

Но если вы хотите, чтобы я начал ругать нынешнее время, давайте я поругаю. Раньше послушник не позволял себе начинать читать духовную книгу без благословения своего старца. А мы сейчас не только читаем церковную литературу всю подряд, но даже и светскую. Сказано, что того, кто читает газеты, Бог накажет голодом духовным.

Вот мы и имеем при полном изобилии всего голод духовный.

Мы и умом своим все знаем, и любого спроси, нам все расскажут, и в интернете написано, когда венчаться, когда креститься и как жить духовно. Все кругом усеяно пищей духовной, а мы не хотим ни того, ни сего, ни третьего. Потому что мы ищем в ответах старческих некое услаждение, удовлетворение своим желаниям. А иной раз не надо и самих старцев. Нам бы как-нибудь раздражиться на нынешний век и оправдать свое маловерие тому пастырю, которого нам Бог послал на сегодняшний день.

- Мы знаем, что у вас в епархиальном доме живут нуждающиеся люди. Их очень много. Откуда они берутся?

У нас есть два скита. Прежде чем отправить человека в скит, надо, чтобы он прошел медкомиссию. И это время он находится у нас. Или, допустим, он уже живет в скиту, в лесу, а ему нужна частая медицинская помощь. Каждый день в город ездить на процедуры медицинские и деньги на это тратить - у монаха столько денег нет. Такие тоже живут у нас.

Всего - человек пятнадцать. Господь их привел, они молятся, трудятся, звезд с неба не срывают, но как-то живут.

60-70% - это социально нуждающиеся, но есть и такие, что имеют дом, но в доме им не живется. Кто-то ищет духовной жизни. Душа там не лежит, а тут лежит.

Господь, когда хочет душу спасти, призывает ее по-разному.

Бог хочет, чтобы все спаслись, и Промысл Божий состоит не в том, чтобы подстилать соломку везде, где мы можем упасть, а чтобы постоянно нас поставлять в выборе между добром и злом.

И так Бог нас ведет. Одного взял, допустим, за ум: человек прочитал книжку, захотелось в монастырь - привел к Себе через ум. Другого - за живот: нечего есть, а тут кормят. У третьего крыши нет над головой.

Еще у одного с нервами не все в порядке. Или пьянка, или социальные проблемы - человек не может социализироваться в обществе, его терпеть не могут жена, мама, папа, дети собственные, кто-то еще… А тут смотришь - все живут, и, может, не великая любовь, но какая-то есть.

Люди живут друг для друга.

- Под крышей вашего архиерейского дома.

- (Смеется.) Я такой же, поэтому живу вместе с ними.

- И едите с ними за одним столом.

Мне тоже есть хочется постоянно. (Смеется.) Три раза в день, ну два хотя бы, но не меньше.

Это же не самоцель - чтобы с ними жить под одной крышей. Но если приходят и говорят, что им негде жить, я же не скажу, что негде. Если человек хочет есть, я же не скажу, что нечего: если на 15-20 человек хватает, то найдется и на 21-го. Плохо это или хорошо, не знаю.

- Не прогоняете же.

Если получается у нас жить, то не прогоняю, и не важно, какая жизнь у него была до сегодняшнего дня. А если у него не получается и он начинает еще и стадо Христово уводить влево-вправо, портить, тогда снисхождение к одному не должно превращаться в бессердечие ко многим, как говорил, если память не изменяет, Афанасий Александрийский.

Если из-за одного другим становится плохо, то предлагаем нас покинуть. Недавно один такой покинул, ушел в реабилитационный центр. Нас участковый ругает, что мы плохо работаем. Мы согласны, совесть мучает, действительно, что-то мы не доработали. Такое бывает, поэтому здесь не идеальная картина, как везде - как в семье, как в братстве, как в воинстве.

- Вы же еще очень много людей из Донбасса приняли.

Мы с православными добровольцами отремонтировали брошенный детский дом, в селе Екатерининское - два трехэтажных здания. А через месяц в Омск привезли 1000 беженцев, и нам предложили принять 100 беженцев.

Мы их разместили, государство что-то компенсировало, что-то - нет, а с 31 декабря 2015 года все финансирование закончилось.

Те, кто трудоспособен, давно уже устроились на работу - месяца через три после того, как приехали. А к нам со всей области собрали многодетных, пенсионеров, инвалидов. Они попросили их поддержать, деваться им некуда, сейчас ищем средства. Человек 20-30 с детьми.

Пытаемся сделать Центр социальной адаптации для нуждающихся россиян, приют для беременных сделать.

Создали центр добровольческой помощи и социальной поддержки.

Вещи собираем, раздаем, ищем. Если какие-то вопросы трудоустройства, справочные вопросы, стараемся решать.

Это все было сначала больше для украинцев - они жили в пунктах временного размещения. Пожили два-три месяца, а потом по логике закона должны выходить в мир. Мы сделали структуру, которая им помогает после выхода из пункта временного размещения.

- Владыка, последний вопрос: что такое - Святая Русь? Почему она святая?

Святая Русь - это смысл жизни, национальная идея, которая была у нас до Петра I, когда форточки из Европы или в Европу еще не были открыты. Это было время Святой Руси.

И потом возрождалось это понятие, востребовалось, когда был спор славянофилов и западников. Их не надо, по большому счету, противопоставлять - и те, и те были патриоты.

Славянофилы идеалы Святой Руси восставляли на подсвечники - для того, чтобы ориентироваться, но Россия пошла все-таки по западному пути: протестантизм, капитализм, коммунизм…

И в наши времена понятие Святой Руси возрождается. Применяются выражения «русский мир», «традиционные ценности» - и похоже, что хранить эти ценности, и правда, в мире больше некому.

Если на Западе в средствах массовой информации пишут, что Путин и Русская Православная Церковь развращают Европу традиционными ценностями, то что тут скажешь?

Самая большая проблема нашего времени - человек живет для себя. Не для ближнего, не для Бога. А Святая Русь - это когда человек жил для Бога, и первая ценность для него - Бог.

Кто хулит Святую Троицу - тому смертная казнь: это хоть и было отражено в «Русской правде», на деле не применялось, но выстраивало систему ценностей.

На первом месте Бог, потом - благо общества.

Общество как высшая ценность - тоже неплохо. А сейчас высшая ценность - это личность. Хорошо, если бы имелась в виду та личность, которая рядом со мной. А сейчас понимается так: я личность, что мне нравится, то и свято. Эгоизм сегодня главная ценность.

Кто-то сказал, не знаю, правда или нет, что 50% больничных койко-мест в Америке - для психически больных. Половина жителей употребляют антидепрессанты. Если ребенок у них достигает 18 лет, они выставляют чемоданы за дверь: дальше давай сам.

А у нас говорят: что за родители, если своих детей до пенсии не доведут?! Это тоже, конечно, излишество, но мне оно симпатичнее: мама все-таки любовь имеет. Она кормит свое дитя и сама насыщается. Ей сладко. Традиционные семейные ценности - это и есть Святая Русь. В том числе и глупость святая, когда верили, что все люди добрые и что не может же быть, чтобы нас обманывали.

Дай Бог, конечно, чтобы была не глупость святая, а святая мудрость.

А для этого нужно иметь систему ценностей, образование, основы православной культуры, основы русской духовности. Важно не просто в церковь ходить, а Бога искать, и искать с болью и любовью. Тогда Святая Русь будет в нашем сердце.

Это ведь не мы говорили, люди из-за рубежа приезжали и говорили, что все государства граничат с другими странами, а Россия - граничит с небом.

У Платонова в одном рассказе есть фраза: «Однако эта музыка, теряя всякую мелодию и переходя в скрежещущий вопль наступления, все же имела ритм обыкновенного человеческого сердца и была проста и понятна тем, кто ее слушал».

Потеря мелодии, скрежещущий вопль наступления, ритм обыкновенного сердца и, наконец, почти принудительная понятность — это большей частью и есть «ДДТ». Один из основных приемов этой группы запечатлен в старом фильме Сергея Сельянова «Духов день», где герой Шевчука впадает в транс и начинает оглушительно верещать, что в итоге приводит к запуску каких-то потревоженных вибраций и дополнительных механизмов на всем свете.

Каждый может как угодно оценивать художественные достоинства этой музыки, но механизм определенно запущен и работает до сих пор, причем на макроуровне, игнорировать его нелепо (да и вообще сетовать сегодня на известную провинциальность русского рока — это давно уже занятие еще более провинциальное, чем сам русский рок).

Основной эмоциональный ресурс «ДДТ» — это надсада, причем природа ее всегда более или менее одинакова. «А я вчера похоронил корешка, а он, подлец, да помирать не захотел» — это, собственно, и есть формула Шевчука, по которой рассчитываются крутые маршруты между миром живых и миром мертвых. О смерти он поет чаще, чем кто бы то ни было здесь, однако из-за общего заздравного строя его музыки это не очень заметно.

В песне «Мертвый город. Рождество» прямо сказано: «Этот снег убил меня». В другой песне он называет смерть бабкой-повитухой, то есть привязывает ее к рождению. В «Осенней» поется о странных «живых могилах». «Черный пес Петербург» — реквием мертвым парадным, гробовой тишине и стаканам с пеплом. Песня «Хоронили русский рок» — просто трансляция мнимых похорон. Альбом «Время» начинается со смерти советского управляющего трестом Ивана Ивановича и его гротескного отпевания. Даже выдержанная в жанре массового народного гулянья песня про Родину, если вслушаться, вообще-то написана с точки зрения отрубленной головы. Про «Последнюю осень» и говорить нечего. Тем более про песню «На небе вороны».

Фокус, однако, в том, что Шевчук умеет мгновенно переключать регистры — как на поминках. Как поется в его старинной песне: «…и запою сизым голосом, что кончил сегодня с утратами». «ДДТ» действительно работает в жанре перманентных поминок, где самая понятная скорбь стремительно превращается в дикий и столь же понятный разгул: еще минуту назад утраты, и вот уже сизый голос — и поедем-помчимся в иные края. Шевчук — главнокомандующий этим разгулом: раз смерть в принципе существует, тогда я присяду вам на уши и лично вас уработаю, а как еще-то? Встали и пошли — танатография превращается в походный строй, в том же «Духовом дне» в финале Шевчук запевает строевую песню и топает куда-то в составе мистической колонны.

Впоследствии этот мотив аукнется в песне «Марширует кладбище», написанной буквально от лица живых мертвецов, нечеловечески ликующих. Одно из самых тяжелых и неуживчивых его сочинений «Капитан Колесников» аранжировано бравурно, почти празднично. «Песня о людях героических профессий», которая вообще являет собой настоящий мартиролог, но при этом настойчиво отталкивается от темы «Крутится, вертится шар голубой» и в итоге превращается почти в плясовую.

«ДДТ» заряжается в этих жертвенных обстоятельствах мощной императивной энергией. Зазор между страдательным залогом и повелительным наклонением в этих песнях бывает крайне мал, и он густо заполняется бравадой и раскидистой, с башкирской хитринкой свойскостью. Легендарный окрик «Эй, начальник!» звучит почти угрожающе, типа «Отскочем-побормочем?» Тебя как будто похлопывают по плечу (а могут и настучать по голове — «мы искусству прорубим русло», как сказано в старой песне): это полувоенное эхма-утешение похоже на разгон облаков или приход колдуна на сельскую свадьбу. Наполним небо добротой — так чтоб оно треснуло. Каждая песенка — это испытательный срок с характерной для «ДДТ» дидактикой: смерть неизбежна, Россия — наше Отечество, Юра — музыкант. «ДДТ» в этом смысле очень давящая («поднапри веселей» — кто б еще пропел такой глагол?) и бесспорная команда, склонная все обобщать и решать за тебя: сыграй как можешь, поклонись колее, не пропади, но растай, дай-ка, брат, тебя обнять. Потому что «рок — это я», «мне выпал счастливый билет», «ты будешь вечно со мной» и «Господь нас уважает», если что.

Ровно тогда, когда от этого опекунства неизбежно начинает воротить с души, вступает в права третий элемент стиля «ДДТ» — особый едкий ХОХОТОК. Подобно тому, как бравада уберегает от гробовой тоски, этот хохоток предохраняет «ДДТ» от риторического резонерства с объятиями. Припомним все эти полосатые пижамные штаны, танцы вприсядку, постукивание микрофоном себе по голове, обилие совершенно беспардонных увеселительных номеров, в которых иной раз проскальзывало даже и слово «жиды», радийные экспромты в духе «я б четвертую власть оттрахал бы всласть» и прочего змея Петрова.

В этом смысле показательна «Белая река». Собственно, о чем она? Встречаются два человека и на ПУСТОМ месте начинается дикий раздрай, где искомая белая река — это уже сразу и судьба, и жизнь, и смерть, ну и, естественно, водка. На грани кульминации, когда поется вроде бы про смерть и счет до семи, музыканты вдруг начинают ухать и ухохатываться самым непотребным образом — это и есть «ДДТ», тут ровно так все и устроено.

С хохотком связано и эротическое отделение программы: у Шевчука, кстати, больше густой рок-н-ролльной похабщины, чем у кого бы то ни было здесь (достаточно вспомнить, с какой свирепостью он выпевает слово «внутриматочно»), но, как и в случае со смертью, это не очень заметно. «Ах, почему ты сделала аборт?» — «юность, долой штаны» — «мещанин, я хочу тебя» — «плюющее спермой видео» — «милые девочки режутся в первый раз» — «московская барыня, этот секс не для меня» и многое другое.

В «ДДТ» за 37 лет много чего скопилось: большие откровения, бытовая чертовщина, пробивные истины, почетный чин чудить и фордыбачить, цеховой пафос, эстрадные войны, общественные нагрузки, поток свидетельств огромного сочинительского мастерства, благородство и занудство, одушевленная предметность, животное простодушие, обостренное чувство несправедливости, слегка федеральное чувство прекрасного, тосты, молитвы и потешные идиомы вроде «трон лжи не устоял».

Но суть остается прежней: три буквы «ДДТ» — это как старорежимная татуировка, самопровозглашенный знак избранности, который в разные времена можно расшифровывать на разные лады, но сам ее носитель всегда остается в совершенно отдельном и непрошенном, несмотря на всю популярность, авторитете.

У него в старой вещи спето:

Поедем-помчимся в иные края,
К чертям эти сытые рожи!
Мы просто не влазим в их рамки, друзья,
Мы, к счастью, на них не похожи»!

Непохож, факт.

Максим Семеляк, специально для «Новой»


В течение нескольких столетий, до и после 1000 года, Западная Европа постоянно подвергалась нападениям «викингов» - воинов, приплывавших на кораблях из Скандинавии. Поэтому период примерно с 800 по 1100 гг. н.э. в истории Северной Европы носит название «эпохи викингов». Те, на кого нападали викинги, воспринимали их походы как чисто грабительские, но они преследовали и другие цели.

Во главе отрядов викингов обычно стояли представители правящей верхушки скандинавского общества - короли и хёвдинги. Путем грабежа они приобретали богатства, которые затем делили между собой и со своими людьми. Победы в чужеземных странах приносили им славу и положение. Уже на ранних этапах вожди начали также преследовать политические цели и брать под свое управление территории в завоеванных странах. В хрониках мало говорится о том, что в течение эпохи викингов значительно выросла торговля, но об этом свидетельствуют археологические находки. В Западной Европе происходил расцвет городов, первые городские образования появились и в Скандинавии. Первым городом в Швеции была Бирка, расположенная на острове на озере Меларен, примерно в 30 километрах к западу от Стокгольма. Этот город существовал с конца VIII до конца X века; его преемником в районе Меларена стал город Сигтуна, который в наши дни представляет собой идиллический маленький городок примерно в 40 километрах к северо-западу от Стокгольма.


Для эпохи викингов также является характерным то обстоятельство, что многие жители Скандинавии навсегда оставляли свои родные места и оседали в чужих странах, в основном как земледельцы. Многие скандинавы, прежде всего выходцы из Дании, поселились в восточной части Англии, несомненно, при поддержке правивших там скандинавских королей и хёвдингов. На шотландских островах происходила широкомасштабная норвежская колонизация; норвежцы также плавали по Атлантическому океану в ранее неизвестные, незаселенные места: Фарерские острова, Исландию и Гренландию (ред- принимались даже попытки поселения в Северной Америке). В течение XII – XIII веков в Исландии были записаны яркие рассказы об эпохе викингов, не вполне достоверные, но все же незаменимые как исторические источники, дающие представление о языческой вере и образе мыслей людей того времени.


Контакты, осуществлявшиеся в эпоху викингов с окружающим миром, в корне изменили скандинавское общество. Миссионеры из Западной Европы прибыли в Скандинавию уже в первое столетие эпохи викингов. Наиболее известным среди них является Ансгарий, «скандинавский апостол», который был послан франкским королем Людовиком Благочестивым в Бирку около 830 г. и вернулся туда еще раз около 850 г. В поздний период эпохи викингов начался интенсивный процесс христианизации. Датские, норвежские и шведские короли осознали, какую мощь может придать их государствам христианская цивилизация и организация, и осуществили смену религий. Трудней всего проходил процесс христианизации в Швеции, где еще в конце XI века шла ожесточенная борьба между христианами и язычниками.


Эпоха викингов на Востоке.

Скандинавы отправлялись не только на запад, но предпринимали и длинные путешествия на восток в течение тех же столетий. По естественным причинам в этом направлении устремлялись прежде всего жители мест, теперь относящихся к Швеции. Походы на восток и влияние восточных стран наложили особый отпечаток на эпоху викингов в Швеции. Путешествия на восток также по возможности предпринимались на кораблях - через Балтийское море, по рекам Восточной Европы до Черного и Каспийского морей, и, по ним, до великих держав к югу от этих морей: христианской Византии на территории современных Греции и Турции и исламского Халифата в восточных землях. Сюда, как и на запад, корабли ходили на веслах и под парусом, но эти корабли были меньше тех, что использовались для походов в западном направлении. Их обычная длина составляла около 10 метров, а команда состояла приблизительно из 10 человек. Более крупные суда не были нужны для плавания по Балтийскому морю, к тому же на них нельзя было передвигаться по рекам.


Художник В. Васнецов "Призвание варягов". 862 г. - приглашение варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора.

Этот факт, что походы на восток менее известны, чем походы на запад, частично объясняется тем, что существует не так много письменных источников о них. Письмо стало использоваться в Восточной Европе только в поздний период эпохи викингов. Однако из Византии и Халифата, которые были настоящими великими державами эпохи викингов с экономической и культурной точки зрения, известны современные данной эпохе описания путешествий, а также исторические и географические работы, рассказывающие о народах Восточной Европы и описывающие торговые путешествия и военные походы из Восточной Европы в страны к югу от Черного и Каспийского морей. Иногда среди действующих лиц в этих изображениях мы можем заметить скандинавов. В качестве исторических источников данные изображения часто более достоверны и более полны, чем западноевропейские хроники, написанные монахами и носящие сильный отпечаток их христианского усердия и ненависти к язычникам. От XI века известно также большое количество шведских рунических камней, практически все - из окрестностей озера Меларен; они установлены в память о родичах, которые часто путешествовали на восток. Что касается Восточной Европы, то здесь имеется замечательная Повесть временных лет, относящаяся к началу XII в. и рассказывающая о древнейшей истории Русского государства - не всегда достоверно, но всегда живо и с обилием деталей, что сильно отличает ее от западноевропейских хроник и придает ей очарование, сравнимое с очарованием исландских саг.

Рос - Рус - Руотси (Rhos - Rus - Ruotsi).

В 839 году к франкскому королю Людовику Благочестивому, находившемуся в тот момент в Ингельхейме на Рейне, прибыл посол от императора Феофила из Константинополя (современный Стамбул). С послом прибыли также несколько человек из народа «рос», которые добирались в Константинополь столь опасными путями, что теперь хотели возвратиться домой через королевство Людовика. Когда король подробнее расспросил об этих людях, выяснилось, что они свеи. Людовик хорошо знал свеев-язычников, поскольку он сам ранее направил Ансгария миссионером в их торговый город Бирку. Король стал подозревать, что люди, называвшие себя «рос», на самом деле шпионы, и решил задержать их до тех пор, пока не выяснит их намерений. Такой рассказ содержится в одной франкской хронике. К сожалению неизвестно, что потом случилось с этими людьми.


Этот рассказ важен для изучения эпохи викингов в Скандинавии. Он и некоторые другие рукописи из Византии и Халифата более или менее очевидно показывают, что на востоке в VIII–IX веках скандинавов называли «рос»/«рус» (rhos/rus). Одновременно данное название использовалось для обозначения Древнерусского государства, или, как его еще часто называют, Киевской Руси (см. карту). Государство выросло в течение этих столетий, и от него ведут свое происхождение современные Россия, Беларусь и Украина.


О древнейшей истории этого государства рассказывается в Повести временных лет, которая была записана в его столице, Киеве, вскоре после окончания эпохи викингов. В записи о 862 годе можно прочесть, что в стране царила смута, и было принято решение искать правителя по другую сторону Балтийского моря. Были снаряжены послы к варягам (то есть скандинавам), а именно к тем, кто назывались «рус»; править страной пригласили Рюрика и двух его братьев. Они пришли «со всей русью», и Рюрик осел в Новгороде. «И от этих варягов получила свое название земля русская». После смерти Рюрика правление перешло к его родичу Олегу, который завоевал Киев и сделал этот город столицей своего государства, а после смерти Олега князем стал сын Рюрика Игорь.


Сказание о призвании варягов, содержащееся в Повести временных лет, является рассказом о происхождении древнерусского княжеского рода, и как исторический источник весьма спорно. Наименование «рус» пытались объяснить многими путями, но сейчас наиболее распространено мнение о том, что это название должно быть сопоставлено с названиями из финского и эстонского языков - Ruotsi/Rootsi, которые сегодня означают «Швеция», а ранее указывали на народы из Швеции или Скандинавии. Это название, в свою очередь, происходит от древнескандинавского слова, означающего «гребля», «гребная экспедиция», «члены гребной экспедиции». Очевидно, что люди, жившие на западном побережье Балтийского моря, были известны своими морскими походами на веслах. Надежных источников о Рюрике не существует, и неизвестно, как он и его «русь» пришли в Восточную Европу - однако едва ли это произошло столь просто и мирно, как говорится в сказании. Когда род утвердился в качестве одного из правящих в Восточной Европе, вскоре само государство и его жители стали называться «Русь». На то, что род был скандинавского происхождения, указывают имена древних князей: Рюрик - это скандинавский Рёрек, обычное имя в Швеции еще и в позднее средневековье, Олег - Хельге, Игорь - Ингвар, Ольга (жена Игоря) - Хельга.


Чтобы более определенно высказываться о роли скандинавов в ранней истории Восточной Европы, недостаточно лишь изучить немногочисленные письменные источники, нужно также принимать во внимание археологические находки. Они демонстрируют значительное количество предметов скандинавского происхождения, датируемых IX–X вв., в древней части Новгорода (Рюриково городище за пределами современного Новгорода), в Киеве и во многих других местах. Речь идет об , оружии, конской сбруе, а также о предметах быта, и магических и религиозных амулетах, например, о молоточках Тора, найденных на местах поселений, в погребениях и кладах.


Очевидно, что в рассматриваемом регионе находилось много скандинавов, занимавшихся не только войной и политикой, но также торговлей, ремеслом и сельским хозяйством - ведь сами скандинавы приходили из сельскохозяйственных обществ, где городская культура, точно так же, как и в Восточной Европе, начала развиваться только в течение этих столетий. Во многих местах северяне оставили ясные отпечатки скандинавских элементов в культуре - в одежде и искусстве изготовления украшений, в вооружении и религии. Но также очевидно и то, что скандинавы жили в обществах, в основе структуры которых лежала восточноевропейская культура. Центральная часть ранних городов обычно представляла собой густо населенную крепость - детинец или кремль. Подобные укрепленные ядра городских образований не встречаются в Скандинавии, но долгое время были характерны для Восточной Европы. Способ строительства в тех местах, где селились скандинавы, был в основном восточноевропейским, и большинство предметов быта, например, бытовая керамика, также носило местный отпечаток. Иностранное влияние на культуру приходило не только из Скандинавии, но также и из стран на востоке, юге и юго-западе.


Когда в 988 г. в Древнерусском государстве официально было принято христианство, скандинавские черты вскоре практически исчезли из его культуры. Славянская и христианская византийская культуры стали основными компонентами в культуре государства, а языком государства и церкви стал славянский.

Халифат - Серкланд.

Как и почему скандинавы участвовали в развитии событий, которые в конце концов привели к образованию русского государства? Вероятно, это была не только война и жажда приключений, но также и в большой степени торговля. Ведущей цивилизацией мира в этот период был Халифат - исламское государство, простиравшееся на восток до Афганистана и Узбекистана в Средней Азии; там, далеко на востоке, находились наиболее крупные серебряные рудники того времени. Огромное количество исламского серебра в форме монет с арабскими надписями распространялось по Восточной Европе вплоть до Балтийского моря и Скандинавии. Наибольшее количество находок серебряных предметов сделано на Готланде. С территории русского государства и материковой части Швеции, прежде всего из области вокруг озера Меларен, известен также ряд предметов роскоши, которые указывают на связи с Востоком, носившие более социальный характер - например, детали одежды или пиршественные предметы.

Когда исламские письменные источники упоминают «рус» - под чем, вообще говоря, можно подразумевать как скандинавов, так и другие народы из Древнерусского государства, интерес проявляется прежде всего к их торговой активности, хотя существуют также и рассказы о военных походах, например, против города Берда в Азербайджане в 943 или 944 г. В мировой географии Ибн Хордадбеха рассказывается о том, что русские купцы продавали шкуры бобров и чернобурых лисиц, а также мечи. Они приходили на кораблях в земли хазар, и, заплатив десятину их князю, отправлялись далее по Каспийскому морю. Часто они везли свои товары на верблюдах вплоть до самого Багдада – столицы Халифата. «Они выдают себя за христиан и уплачивают установленную для христиан подать». Ибн Хордадбех был министром безопасности в одной из провинций вдоль караванного пути в Багдад, и прекрасно понимал, что эти люди - не христиане. Причина того, что они называли себя христианами, была чисто экономической - христиане платили более низкий налог, чем язычники, поклонявшиеся многим богам.

Кроме меха, пожалуй, наиболее важным товаром, поступавшим с севера, были рабы. В Халифате рабы использовались как рабочая сила в большинстве общественных секторов, и скандинавы, как и другие народы, могли добыть рабов во время своих военных и грабительских походов. Ибн Хордадбех рассказывает, что рабы из страны «Саклаба» (примерно означает «Восточная Европа») служили как переводчики для русов в Багдаде.


Поток серебра из Халифата иссяк в конце X века. Возможно, причиной явилось то обстоятельство, что добыча серебра в рудниках на востоке сократилась, возможно, повлияли война и смута, царившие в степях между Восточной Европой и Халифатом. Но вероятно и другое - что в Халифате начали проводить эксперименты по уменьшению содержания серебра в монете, и в связи с этим интерес к монетам в Восточной и Северной Европе был потерян. Эономика на этих территориях не была денежной, стоимость монеты считалась по ее чистоте и весу. Серебряные монеты и слитки рубили на куски и взвешивали на весах, чтобы получить ту цену, которую человек готов был заплатить за товар. Серебро разной чистоты затруднило или сделало практически невозможным такой тип платежных транзакций. Поэтому взгляды Северной и Восточной Европы обратились в сторону Германии и Англии, где в поздний период эпохи викингов чеканилось большое количество полновесной серебряной монеты, которая распространялась в Скандинавии, а также в некоторых районах Русского государства.

Однако еще в XI веке случалось, что скандинавы доходили до Халифата, или Серкланда, как они называли это государство. Наиболее известный поход шведских викингов в этом столетии возглавлял Ингвар, которого исландцы называли Ингвар Путешественник. О нем написана исландская сага, весьма, однако, недостоверная, но около 25 восточно-шведских рунических камней рассказывают о людях, которые сопровождали Ингвара. Все эти камни свидетельствуют о том, что поход закончился катастрофой. На одном из камней неподалеку от Грипсхольма в Сёдерманланде можно прочесть (по И. Мельниковой):

«Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара.

Они отважно уехали
далеко за золотом
и на востоке
кормили орлов.
Умерли на юге
в Серкланде».


Так и на многих других рунических камнях, эти гордые строки о походе написаны в стихах. «Кормить орлов» - поэтическое сравнение, означающее «убивать врагов в бою». Используемый здесь стихотворный размер является старым эпическим размером и характеризуется двумя ударными слогами в каждой стихотворной строке, а также тем, что стихотворные строки попарно связаны аллитерацией, то есть повторяющимися начальными согласными и меняющимися гласными.

Хазары и волжские булгары.

В эпоху викингов в Восточной Европе существовали два важных государства, в которых доминировали тюркские народы: государство хазар в степях к северу от Каспийского и Черного морей, и государство волжских булгар на Средней Волге. Хазарский каганат прекратил свое существование уже в конце Х века, но потомки волжских булгар живут сегодня в Татарстане - республике в составе Российской Федерации. Оба эти государства играли важную роль в передаче восточных влияний в Древнерусское государство и страны Балтийского региона. Подробный анализ исламских монет показал, что приблизительно 1/10 их часть является имитацией и отчеканена у хазар или, еще чаще, у волжских булгар.

Хазарский каганат рано принял иудаизм в качестве государственной религии, а государство волжских булгар официально приняло ислам в 922 году. В связи с этим страну посетил Ибн Фадлан, написавший рассказ о своем посещении и о встрече с купцами из Руси. Наиболее известно его описание погребения хёвдинга русов в корабле - погребального обычая, характерного для Скандинавии и встречавшегося также в Древнерусском государстве. В погребальную церемонию входило жертвоприношение рабыни, которую насиловали воины из отряда, прежде чем убить ее и сжечь вместе со своим хёвдингом. Это рассказ, полный жестоких подробностей, о которых едва ли можно догадаться по археологическим раскопкам погребений эпохи викингов.


Варяги у греков в Миклагарде.

Bизантийская империя,которая в Восточной и Северной Европе называлась Грецией или греками, согласно скандинавской традиции воспринималась как основная цель походов на восток. В русской традиции связи между Скандинавией и Византийской империей также занимают видное место. В Повести временных лет содержится подробное описание пути: "Был путь из Варяг в Греки, и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладога), и устье того озера впадает в море Варяжское (Балтийское море)".

Упор на роль Византии является упрощением действительности. Скандинавы приходили прежде всего в Древнерусское государство и оседали там. А торговля с Халифатом через государства волжских булгар и хазар должна была иметь самое важное значение с экономической точки зрения для Восточной Европы и Скандинавии в течение IX-X веков.


Однако в течение эпохи викингов, и в особенности после христианизации Древнерусского государства, значение связей с Византийской империей возросло. Об этом свидетельствуют прежде всего письменные источники. По неизвестным причинам число находок монет и других предметов из Византии относительно невелико как в Восточной, так и в Северной Европе.

Примерно в конце Х века константинопольский император учредил при своем дворе особый скандинавский отряд - варяжскую гвардию. Многие полагают, что начало этой гвардии было положено теми варягами, которых прислал императору киевский князь Владимир в связи с принятием им христианства в 988 г. и его женитьбой на дочери императора.

Слово вэринги (vringar) означало первоначально люди, связанные клятвой, но в поздний период эпохи викингов оно стало обычным наименованием скандинавов на востоке. Вэринг в славянском языке стал называться варяг, в греческом - варангос (varangos), в арабском - варанк (warank).

Константинополь, или Миклагард, великий город, как называли его скандинавы, был для них невероятно привлекательным. Исландские саги рассказывают о многих норвежцах и исландцах, служивших в варяжской гвардии. Один из них, Харальд Суровый, стал по возвращении домой королем Норвегии (1045-1066). Шведские рунические камни XI века чаще говорят о пребывании в Греции, чем в Древнерусском государстве.

На старой тропинке, ведущей к церкви в Эде в Уппланде, есть большой камень с руническими надписями на двух сторонах. В них Рагнвальд рассказывает о том, что эти руны высечены в память о его матери Фастви, но прежде всего он заинтересован в том, чтобы рассказать о самом себе:

«Эти руны велел
высечь Рагнвальд.
Он был в Греции,
был предводителем отряда воинов.»

Солдаты из варяжской гвардии охраняли дворец в Константинополе и принимали участие в военных походах в Малую Азию, на Балканский полуостров и в Италию. Страна лангобардов, упоминающаяся на нескольких рунических камнях, подразумевает Италию, южные области которой входили в состав Византийской империи. В портовом пригороде Афин, Пирее, раньше стоял огромный роскошный мраморный лев, который в XVII веке был перевезен в Венецию. На этом льве один из варягов во время отдыха в Пирее вырезал руническую надпись змеевидной формы, которая была типичной для шведских рунических камней XI века. К сожалению, уже при обнаружении надпись была столь сильно повреждена, что прочесть можно только отдельные слова.


Скандинавы в Гардарике в поздний период эпохи викингов.

В конце Х века, как уже было сказано, поток исламского серебра иссяк, а вместо него на восток, в русское государство, хлынул поток немецких и английских монет. В 988 г. киевский князь и его народ принял количествах на Готланде, где они также копировались, и в материковой части Швеции и в Дании. Несколько поясов было обнаружено даже в Исландии. Возможно, они принадлежали людям, которые служили у русских князей.


Связи между правителями Скандинавии и Древнерусского государства в течение XI-XII веков были весьма оживленными. Двое из великих князей Киевских взяли себе жен в Швеции: Ярослав Мудрый (1019-1054, ранее княжил в Новгороде с 1010 по 1019 г.) женился на Ингегерд, дочери Олава Шётконунга, а Мстислав (1125-1132, ранее княжил в Новгороде с 1095 по 1125 г.) - на Кристине, дочери короля Инге Старого.


Новгород - Хольмгард и торговля с саамами и готландцами.

Восточное, русское влияние достигло в XI-XII веках также саамов в северной Скандинавии. Во многих местах в шведской Лапландии и Норрботтене имеются места жертвоприношений на берегах озер и рек и у скал, имеющих причудливую форму; там сложены оленьи рога, кости животных, наконечники стрел, а также и олова. Многие из этих металлических предметов происходят из Древнерусского государства, скорее всего, из Новгорода - например, и оковка русских поясов того же рода, что были найдены в южной части Швеции.


Новгород, который скандинавы называли Хольмгард, приобрел за эти столетия огромное значение как торговая метрополия. Готландцы, продолжавшие в XI-XII веках играть важную роль в балтийской торговле, создали торговую факторию в Новгороде. В конце XII века на Балтике появились немцы, и постепенно главная роль в балтийской торговле перешла к немецкой Ганзе.

Конец эпохи викингов.

На простой литейной форме для дешевых украшений, сделанной из бруска и найденной в Тимансе в Руме на Готланде, два готландца в конце XI века высекли свои имена, Урмига и Ульват, и, кроме того, названия четырех дальних стран. Они дают нам понять, что мир для скандинавов в эпоху викингов имел широкие границы: Греция, Иерусалим, Исландия, Серкланд.


Назвать точную дату, когда этот мир сжался, и эпоха викингов закончилась, невозможно. Постепенно в течение XI и XII веков пути и связи меняли свой характер, и в XII веке путешествия вглубь Древнерусского государства и в Константинополь и Иерусалим прекратились. Когда число письменных источников в Швеции в XIII веке увеличилось, походы на восток стали лишь воспоминаниями.

В Старшей редакции Вестгёталага, записанной в первой половине XIII века, в Главе о наследовании есть, среди прочего, следующее установление, касающееся того, кто обретается за границей: Он никому не наследует, пока он сидит в Греции. Действительно ли по-прежнему в варяжской гвардии служили вестгёты, или же этот параграф остался с давно минувших времен?

В Гутасаге, рассказе об истории Готланда, записанном в XIII или на- чале XIV века, сказано, что первые церкви на острове освящались епископами по пути в Святую Землю или обратно. В то время шел путь на восток через Русь и Грецию в Иерусалим. Когда записывалась сага, пилигримы шли в обход через Центральную или даже Западную Европу.


Перевод: Анна Фоменкова.

Знаете ли вы что...

Скандинавы, служившие в варяжской гвардии, были, вероятно, христианами — или же принимали христианство во время пребывания в Константинополе. Некоторые из них совершали паломничество в Святую землю и Иерусалим, называвшийся на языке скандинавов Йорсалир. Рунический камень из Брубю в Тэбю в Уппланде поставлен в память об Эйстейне, который отправился в Иерусалим и скончался в Греции.

Другая руническая надпись из Уппланда, из Стэкета в Кунгсэнгене, рассказывает о решительной и бесстрашной женщине: Ингерун, дочь Хорда, велела высечь руны в память о самой себе. Она отправляется на восток и в Иерусалим.

На Готланде был в 1999 году найден самый крупный клад серебряных предметов, относящийся к эпохе викингов. Его общий вес - около 65 килограммов, из которых 17 килограммов составляют исламские серебряные монеты (приблизительно 14 300).

В материале использованы рисунки из статьи .
игры для девочек

На протяжении трех веков (с 9 по 11) берега Европы опустошали вселявшие ужас скандинавские воины-мореплаватели - викинги. В Европе их называли норманнами (люди севера), в Англии - данами (отсюда название страны «Дания»), на Руси - варягами. Слово «викинг» толкуется как «витязь», «воин», «тот, кто в походе».

Викинги нападали на попадавшиеся им на пути корабли, на прибрежные селения, грабили монастыри, деревни и целые города, захватывали земли для поселения, как на Британских островах и на севере Франции, или занимали пустующие земли - например, острова Исландию, Гренландию. Некоторые отряды викингов служили наемниками или были членами дружин русских князей и гвардии византийских императоров.

В 10 веке руководство набегами взяли в свои руки конунги (короли, вожди) скандинавских стран, и отряды викингов теперь входили в состав войска конунга. В начале 11 века датский конунг Кнут Могучий создал державу, включавшую Данию, Норвегию и Англию и распавшуюся после его смерти.

Викингами обычно становились младшие сыновья в семье. Походы мог организовывать глава семьи, часто в походы отправлялись «морские конунги», не имевшие земли на родине и всю жизнь проводившие в походах в море. Участники викингской дружины представляли особое «товарищество» для торговли и военных походов.

Главным средством передвижения викингов был корабль. Парусное быстроходное и вместительное судно позволяло совершать плавания в открытом море, подниматься вверх по рекам, быстро исчезать с места нападения. Викинга нередко даже хоронили в корабле. После корабля важным видом транспорта были лошади. Для передвижения скандинавы использовали также повозки летом и сани зимой, лыжи и коньки. Викинг был вооружен копьем, мечом или боевым топором, луком со стрелами, защищен круглым щитом, кольчугой или чешуйчатым доспехом.

Викинги очень долгое время были язычниками, что особенно ужасало европейцев-христиан. Они чтили верховного бога Одина, бога грома Тора, которым даже приносили человеческие жертвы. Герои, павшие в походе, по представлениям викингов, после смерти оказывались в небесном дворце Вальхалле (Валгалла), где они и по сей день пируют с богами. Подвиги воинов воспевали особые поэты - скальды. Главной задачей скальда было описать битву и сравнить вождя с великими воинами, поставить его в один ряд с героями, обессмертить его имя, ибо слава была главной ценностью для скандинавов.

Процветало у викингов и искусство. Оружие, поминальные камни, украшения, столбы в доме, скамьи, сани украшались витиеватым орнаментом, изображениями сплетающихся фантастических зверей, сценками борьбы человека с ними.

Уже к 12 веку походы викингов прекратились. Они окончательно осели на землях Скандинавии и основали свои королевства - Данию, Норвегию и Швецию. Их короли построили столичные города, они стали возводить крепости, издавать законы и стремились упорядочить и сделать мирной жизнь своих подданных, подобно другим странам Европы. Часть викингов осела в Нормандии, где они стали говорить по-французски. Норманны из Нормандии завоевали Англию в 1066 году.