Общественное движение 1860 1870. Причины распространения радикальных идей. Хождение в народ

Консерваторы(Победоносцев, Катков, Толстой)
Журнал «Московские ведомости»
В идеологических рамках теории
«официальной народности»
Требования: сохранение самодержавия,
помещичьего землевладение,
свертывание реформ,
за патриархальный образ жизни.
идеи панславизма во внешней политике

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) -редактор «Московских ведомостей»

Михаил
Никифорович
Катков (18181887)
-редактор
«Московских
ведомостей»

В 1860-е годы Михаил Катков - известный публицист и
политик. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в
частности, нацеленных на утверждение так называемого
«классического» образования (с преподаванием древних
языков и главным образом гуманитарных предметов).
С 1868 года Катков - основатель и попечитель Лицея
Цесаревича Николая при Московском университете
(«катковский лицей»). По замыслу основателей лицей
должен был стать образцом русского национального учебновоспитательного дела для классических гимназий и
университетов.
Именно он ввел в обиход термин «нигилизм» как
обозначение позиции жесткого отрицания, проповеди
разрушения ради разрушения, высмеивания всего, что
дорого каждому образованному и культурному человеку.
Видя в классическом образовании своеобразную прививку от
увлечения нигилизмом, Катков с негодованием отмечал, что
в результате падения образовательного уровня аудитории
вузов оказались забитыми «толпами полуграмотных
мальчишек, не способных ни к чему отнестись критически,
неспособных продержать две минуты одну и ту же мысль в
своей голове…»

С точки зрения Каткова, свобода в государстве невозможна
без «власти», поскольку только власть способна защитить
личную свободу людей. Люди обретают в лице государства
высшую свободу. Монархия вовсе не синоним несвободы, и
«только по недоразумению думают, что монархия и
самодержавие исключают “народную свободу”, на самом же
деле она обеспечивает ее более, чем всякий
конституционализм».
Катков полагал, что гуманное отношение к людям требует не
потворства их порокам и недостаткам, а решительного
противодействия тому, что их губит. Ослабление власти,
отмечал он, порождает смуту, и вместо явного правительства
появляются тайные.
В качестве силы, удерживающей государство и народ от
падения в хаос, выступает самодержавие: «В России есть
только одна воля, которая имеет право сказать “я – закон”.
Перед нею 70 миллионов преклоняются, как один человек.
Она есть источник всякого права, всякой власти и всякого
движения в государственной жизни.

ЛИБЕРАЛЫ
Журналы «Русская мысль»,
«Вестник Европы»
Борис Николаевич Чичерин
Константин Дмитриевич Кавелин

либералы

Журналы «Русская мысль», «Вестник Европы»
Требования: продолжение реформ
Демократические свободы
За конституционную монархию
За свободу предпринимательства
За реформы, против революции
Основной вид деятельности – подача адресов
на имя царя

Радикалы
Журналы «Колокол»
«Современник»
Александр Иванович Герцен
Николай Гаврилович Чернышевский
1812 -1870
1828-1889

Радикалы (революционеры)

Вели активную антиправительственную
деятельность
Создавали тайные организации,
действовали в России и за пределами
России
Издавали и распространяли прокламации
За насильственные методы преобразований
в России

Причины распространения радикальных идей

Реформы 1860 -1870-х гг., хотя и внесли существенные изменения в
жизнь России, все же имели незавершенный и во многом
непоследовательный характер, сохраняя многое из пережитков
прошлого.
Самая главная из реформ - крестьянская, дав крестьянам личную
свободу, еще больше усилила их экономическую зависимость и от
помещика, и от государства.
Ощущение разочарования, обманутых надежд привело к росту
радикальных настроений в среде интеллигенции и учащейся
молодежи, среди которой увеличилась доля разночинцев - выходцев
из средних и низших сословий, получивших образование. Ряды
разночинцев пополнялись и за счет разорившихся, обедневших дворян.
Именно этот слой людей, лишенных определенного места в сословной
структуре общества, стал питательной почвой для революционного
движения, которое набрало значительную силу в период правления
Александра II.
Так возникло народничество.
Это идеология, распространенная в Российской империи в 1860-1910х годах.
Основные идеи: «сближение» интеллигенции с народом в поиске своих
корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с
ощущением интеллигенции потери своей связи с «народной
мудростью», «народной правдой».

Основные идеи народничества

Сторонники идей утопического социализма А.И.
Герцена и Н.Г. Чернышевского
Основа социализма в России – община.
Путь к социализму лежит через революцию
Организатор и вдохновитель революции –
интеллигенция.
Капитализм в России - привнесенное из вне
явление, считали капитализм регрессом в
общественном развитии. Россия минует
капитализм благодаря общине.
Боролись против самодержавия и остатков
крепостничества.

Идеологи народничества

П.Л. Лавров (1823-1900) М.А. Бакунин (1814-1876)
П.Н. Ткачев (1844-1886)

Организации революционеров

В 1861г. возникает первая революционная организация «Земля и
воля». В названии организации были заключены ее главные
идеи - передача крестьянам без выкупа всей помещичьей
земли и ликвидация самодержавия, замена его
демократической республикой.
Лидеры «Земли и воли»:
братья А.А. Серно-Соловьевич и Н.А. Серно-Соловьевич
Н.Н. Обручев
А.А.Слепцов
Думали, что весной 1863 г. в России вспыхнут крестьянские
волнения, которые возглавит «Земля и воля». Волнения
перерастут в революцию.
Но надежды не сбылись.
Руководители были арестованы, не успев развернуть активную
деятельность. В 1864 г. организация прекратила существование.

Революционные кружки 1860-х гг.

Организация Н.А. Ишутина (18631866)
Вели революционную пропаганду среди
студентов, организовали небольшую коммуну,
имевшую свою кассу взаимопомощи,
переплётную и швейную мастерскую,
бесплатную библиотеку и школу. В своей
деятельности Ишутин сочетал пропаганду в
народе идей утопического социализма с
заговорщической и террористической
тактикой.
Группа «Ад» (Д.Каракозов)
4 апреля 1866 г. у решетки Зимнего сада в
Петербурге Д. В. Каракозов открыл счет
покушениям революционеров на
Александра II

Реакция правительства

После покушения Каракозова военный министр Д.А.Милютин
пытался убедить царя, что лишь последовательные реформы
способны предотвратить рост революционного движения. Но
возобладала иная политическая линия.
Были закрыты «Современник» и «Русское слово». Значительно
сузились права земств. Решения земских собраний подлежали
теперь утверждению губернатора или министра внутренних дел.
Губернаторы получили право отстранять от должности земских
деятелей, признанных «неблагонадежными». Земствам разных
губерний запретили даже сноситься друг с другом и публиковать
без разрешения властей свои отчеты. Была задержана подготовка
городской реформы.
Либерального министра просвещения А.В.Головнина сменил граф
Д.А.Толстой. При Толстом школьные программы были сверх меры
перегружены древними языками, что должно было, по странному
замыслу, отвлечь молодежь от участия в современной
общественной жизни.
Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в
университеты. Толстой настаивал даже на призыве студентов в
армию, но против этого выступил военный министр Д.А.Милютин.

Реакция правительства

Ключевой фигурой в правительстве стал шеф жандармов и глава III
отделения Его Императорского Величества канцелярии П.А.Шувалов.
Стращая монарха ростом оппозиционных настроений и новыми
покушениями, Шувалов добился огромной власти; современники
именовали его «Петром IV». Он даже требовал предоставить ему
право увольнять чиновников любых ведомств.
По свидетельству современника, «ни один генерал-губернатор,
являясь в Петербург, не решался представиться к государю, не
побывав предварительно у Шувалова и не выслушав его наставлений».
Над Россией распростертой
Встал внезапною грозой
Петр по прозвищу четвертый,
Аракчеев же второй
(Ф.И. Тютчев)

«Народная расправа» С.Г. Нечаев
Дело мирной пропаганды, по его мнению, было кончено; приближается
страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским
способом; дисциплина должна быть полная.
«Революционер, - говорилось в принятом Нечаевым уставе („Катехизис
революционера“), - человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни
дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от
мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку
разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он
презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю
общественную нравственность».
Стал прототипом Петра
Верховенского – героя романа
Ф.М. Достоевского «Бесы»

Александр II находился под большим давлением своего консервативного окружения, его колебания обнаруживались и в разгар реформ. Уже в апреле 1861 г. Н.А.Милютин был снят с поста товарища министра внутренних дел . Новый министр внутренних дел П.Н.Валуев вел более осторожную политику, чем его предшественник С.С.Ланской.

В России продолжался общественный подъем: либеральные дворяне подняли вопрос о народном представительстве. Об этом говорилось в постановлениях губернского дворянского собрания (Тверь) и совещании мировых посредников Тверской губернии (февраль 1862г.). Ответ правительства был суровым: 13 мировых посредников были посажены в Петропавловскую крепость и после пятимесячного заключения приговорены к лишению свободы на срок от 2 до 2,5 лет (правда, их вскоре помиловали).

В разгар восстания в Польше (1863 г.), вызвавшего угрозу иностранного вмешательства во внутренние дела России, еще не оправившейся от поражения в Крымской войне, П.А.Валуев предложил подобное представительство. В его проекте, обсуждавшемся на совещании, созванном Александром II в апреле 1863 г., предполагалось ввести в государственный совет выборных представителей от земств, но в ноябре 1863 г. документ был отправлен в архив.

Вопрос о «парламенте» вновь появился в адресе (официальном обращении) московских дворян (январь 1863 г.), предложивших учредить выборное представительство; о том же просило и Петербургское губернское земство (декабрь 1863 г.). Но Александр II был непреклонен: Петербургское земство было распущено и не действовало более года, а председателя земской управы Н.Ф.Крузе выслали из столицы. Правда, в беседе с одним из московских дворян царь заметил, что охотно дал бы «какую угодно конституцию, если бы не боялся, что Россия на другой день после этого распадется на куски».

Определенное влияние на внутриполитическую ситуацию в России оказало восстание в Польше 1863 г. Вначале некоторые известные общественные деятели с пониманием отнеслись к борьбе польского народа за независимость. Но когда некоторые вожди восстания выступили за отторжение от России белорусских и украинских земель, а также призвали европейские страны к дипломатическому и военному нажиму на правительство, мнение многих либералов изменилось. Репутация радикалов, поддерживавших связи с повстанцами, была подорвана. Лишился популярности и «Колокол» А.И.Герцена, также поддержавшего восстание (с 1867 г. издание газеты прекратилось).

Но самым серьезным фактором, повлиявшим на деятельность радикалов, оказалась именно реформа 1861 г. Они считали, что недовольных малоземельем крестьян легко удастся поднять на революцию. В 1861 г. распространялась листовка «Великорусс» с призывом передачи крестьянам всей земли, которой они владели до манифеста «19 февраля». Есть сведения, что в ее подготовке принимал участие Н.А.Серно-Соловьевич, новый сотрудник и единомышленник Н.Г.Чернышевского. Летом 1861 г. за пропаганду среди крестьян в имении собственного отца арестовали студента П.Г.Заичневского. В тюрьме он написал прокламацию «Молодая Россия», где автор призывал к «кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка». Кроме того, П.Г.Заичневский предлагал обобществление имущества, ликвидацию брака и семьи, общественное воспитание детей. Появление прокламации совпало по времени со страшными пожарами в Санкт-Петербурге летом 1862г. Ходили слухи, что они – дело рук нигилистов (так в народе называли революционеров). Аресту подверглись Н.Г.Чернышевский и Н.А.Серно-Соловьевич, журнал «Современник» на несколько месяцев закрыли. Н.Г.Чернышевский после двух лет, проведенных в Петропавловской крепости, получил семь лет каторги, а Н.А.Серно-Соловьевич – ссылку в Сибирь. Тайная организация единомышленников Н.А.Серно-Соловьевича «Земля и воля» (1861–1864гг.), сделавшая ставку на восстание крестьян, не дождавшись народного выступления, самораспустилась.



Такое решение поддержали не все участники организации: Московское отделение «Земли и воли», руководителями которого были студенты Н. Ишутин и Д.Каракозов, создали группу «Ад» для ведения террористической деятельности. Они пытались вызвать революцию, совершив убийство Александра II. 4 апреля 1866г. Д. Каракозов стрелял в царя, гулявшего по Летнему саду в Санкт-Петербурге. Обстановка накалялась: появлялись новые подпольные кружки. В 1869г. студент Сергей Нечаев организовал в Москве группу «Народная расправа». Авантюрист и фанатик, С.Нечаев проповедовал «науку истребления и разрушения». По его мнению, подлинный революционер мог использовать любые методы: шантаж, подлог, провокации. Лишь скованная жесткой дисциплиной, организация может достичь успеха. Чтобы «связать кровью» своих сторонников, С.Нечаев приказал группе студентов убить собственного товарища – И.Иванова, заподозренного в отступничестве. Убийство было совершено, но исполнителей вскоре поймали, а сам С.Нечаев бежал из России, но был выдан Швейцарией и умер в Петропавловской крепости. Судебный процесс был громким, обвинялось 87 человек. Четверо убийц получили каторгу, 27 соучастников – различные тюремные сроки, остальные были оправданы. Нечаевщина стала символом бессмысленного революционного террора и фанатизма, она ужаснула многих молодых радикалов, решивших избрать иной путь к социализму – через пропаганду новых идей. Подобной деятельностью занимался кружок Н.В.Чайковского, включавший таких разных в будущем деятелей, как П.А.Кропоткин и С.Перовская, А.Желябов и С.Кравчинский.

В 1870 г. сформировалось новое движение – революционное народничество , по-прежнему считавшее крестьянскую революцию главным средством установления в России социализма. Народники видели основу социализма в общине и верили, что капитализм не является неизбежным явлением. Среди них была популярна теория «героев и толпы», толкавшая к индивидуальному террору.

В народничестве появились три течения. Теоретиком пропагандистского стал Петр Лаврович Лавров (1823–1900гг.), полковник, профессор математики Артиллерийской академии. Являясь сторонником революции, он, тем не менее, сурово критиковал попытки ускорить её методами террора и «революционный авантюризм». Задачей интеллигенции П.Л.Лавров считал неустанную работу по пропаганде идей социализма, а сам исторический процесс понимал как результат деятельности «критически мыслящих личностей».

Иначе рассуждал Петр Никитич Ткачёв (1844–1885гг.), осужденный по делу С.Нечаева. Он возглавил заговорщицкое течение. По мнению П.Ткачёва, лишь хорошо законспирированная и дисциплинированная организация имеет шансы на успех. Она должна организовать заговор с целью захвата власти: самодержавие не имеет опоры в обществе, и его свержение произойдет легко. Придя к власти, заговорщики уничтожат консервативные и реакционные элементы общества и установят социализм. Для пропаганды своих идей П.Ткачёв в эмиграции издавал газету «Набат», но в 1882 г. заболел душевным расстройством и умер в психиатрической лечебнице.

Совершенно иначе социалистическое будущее России видел Михаил Александрович Бакунин (1814–1876гг.), идейный вдохновитель анархизма – бунтарского направления в народничестве. Считая, что все современные государства построены на подавлении личности, он предлагал заменить их свободными автономными общинами с внутренним самоуправлением. М.Бакунин требовал передачи всей земли крестьянам, фабрик и капиталов – рабочим, упразднения семьи и введения общественного воспитания детей, замены армий народным ополчением. Несмотря на то, что он считал русского мужика природным социалистом и бунтарем (его лишь стоило подтолкнуть к восстанию), реализацию своих идей он начал в Европе, где главной силой революции М.Бакунин считал люмпен-пролетариат (чернорабочих, бродяг и безземельных батраков). Он попытался организовать восстание в Северной Италии, но авантюра кончилась крахом. М.Бакунин умер в швейцарской больнице для бедняков.

Другим теоретикам анархизма в России стал князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921гг.), прежде – ученый-географ, ставший членом кружка Н.В.Чайковского.

«Чайковцы», «бакунинцы» и сторонники П.Л.Лаврова стали инициаторами «Хождения в народ» (1874г.). Сотни молодых интеллигентов – студентов, чиновников, отставных офицеров – двинулись в деревни, переодеваясь плотниками, грузчиками, кузнецами и коробейниками. Основного размаха хождение достигло в Поволжье. Одни пытались подбить крестьян на бунт, другие – перевоспитать народ в революционном духе, третьи – просто «отдать долг», накопившийся у дворянского сословия за годы крепостничества. Но затея кончилась крахом: восстания не вспыхнули, а рассуждения «барина» о социализме вызывали у крестьян в лучшем случае усмешку, в худшем – агитатора принимали за сумасшедшего или «шпиона», нередко крестьяне сами тащили его в полицию. Власти отлавливали всех подозрительных: в 37 губерниях к дознанию было привлечено 770 человек, уцелевшие пропагандисты бежали в города.

Вновь возникла идея о необходимости создания новой организации – в 1876г. в Санкт-Петербурге оформилась вторая «Земля и воля», которую возглавили М.А.Натансон, Г.В.Плеханов, С.М.Кравчинский, А.Д.Михайлов, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов. Насчитывая около 150 человек, «Земля и воля» имела разветвленную сеть филиалов, свой печатный орган. Постепенно в ней обнаружились и разногласия: группа деревенщиков по-прежнему считала главной целью пропаганду революционных идей в крестьянской среде, дезорганизаторская группа делала ставку на «агитацию делом» (террор).

6 декабря 1876г. землевольцы организовали демонстрацию перед Казанским собором в Петербурге, но вместо нескольких тысяч революционеров собралось 300–400 человек, которые вскоре были избиты горожанами и разогнаны как возмутители спокойствия. Полиция сумела арестовать только 20 человек. Но этим дело не кончилось: летом 1877г. петербургский градоначальник Ф.Ф.Трепов приказал высечь розгами участника демонстрации студента А.С.Боголюбова, не вставшего при его появлении. В ответ на это народница Вера Засулич явилась к Ф.Ф.Трепову на прием и ранила его выстрелом из револьвера (24 января 1878 г.). Суд присяжных оправдал девушку, и у народников сложилось мнение, будто общество на их стороне.

Через несколько месяцев террорист С.М.Кравчинский прямо на улице заколол шефа жандармов Н.В.Мезенцева, мстя за казнь революционера, оказавшего при аресте сопротивление полиции. Были убиты несколько других сановников и жандармов. Продолжались покушения на Александра II. Еще в 1867 г. во Франции в него стрелял поляк А.Березовский, мстя за подавление восстания в Польше. Но в 1879 г. на царя покушался землеволец Александр Соловьев: во время прогулки по Дворцовой площади Александр II был вынужден спасаться бегством от террориста, выпустившего в него пять пуль, но ни разу не попавшего (Соловьёв ранил лишь подоспевшего полицейского).

В «Земле и воле» произошел раскол: организация все больше превращалась в террористическую, а это не устраивало деревенщиков и их лидера Г.В.Плеханова. Разногласия, отчетливо проявившиеся на Воронежском съезде (июнь 1879 г.), привели к полной ликвидации организации на Петербургском съезде (август 1879 г.). Деревенщики создали организацию «Черный передел» и пытались продолжить агитационную деятельность в деревне, но успехов не достигли. Постепенно среди руководителей рос интерес к рабочему движению, и в 188-е гг. они перешли на марксистские позиции. В январе 1880 г. Г.В.Плеханов и В.И.Засулич перебрались в Швейцарию.

Сторонники террора объединились в группу «Народная воля», которую возглавили Андрей Иванович Желябов (1851–1881гг.) и Софья Львовна Перовская (1853–1881гг.). Это была хорошо законспирированная, разветвленная и дисциплинированная организация (исполнительному комитету подчинялись местные кружки и группы). Народовольцы планировали захват власти, начало которому должно было положить убийство Александра II. Затем предполагалось созвать Учредительное собрание, которое должно было передать землю крестьянам, заводы – рабочим. Членам организации удалось наладить связи в среде армейских офицеров: народовольческие кружки появились в Кронштадте, в некоторых военных академиях Санкт-Петербурга, в Поволжье и на Кавказе.

С осени 1879г. народовольцы начали настоящую охоту на императора. Попытка взорвать царский поезд под г.Александровск (ноябрь 1879г.) не удалась – мина не сработала. Вторая попытка (под Москвой, ноябрь 1879 г.) также окончилась неудачей: по ошибке взрыв произошел под вагоном с провизией (фруктами), но не царского поезда, а состава свиты. Самое громкое покушение произошло в феврале 1880 г. в Зимнем дворце. Рухнул потолок в императорской столовой – народоволец С.Н.Халтурин, устроившись столяром-краснодеревщиком во дворец, сумел перетащить для взрыва 2,5 пуда взрывчатки (1 пуд – 16 кг). Императора спасло ожидание гостя, принца Александра Гессенского, опоздавшего на полчаса. Александра II попросту не было в зале. Погибли невинные люди: 10 человек убито и около 80 ранено (лакеи и солдаты Лейб-гвардии Финляндского полка).

Обстановка в стране серьезно изменилась: оживилось либеральное движение, русско-турецкая война 1877–1878 гг. вызвала рост патриотических настроений в обществе.

Вновь возник вопрос о конституции – ее получила освобожденная от турецкого ига Болгария. Возник нелегальный «Земский союз» (1878г.), руководители которого пытались, хотя и безуспешно, договориться с революционерами о совместных действиях на основе отказа от террора. С требованием введения конституции выступили представители Черниговского (гласный И.И.Петрункевич), Тверского, Полтавского и Самарского губернских земских собраний. В 1879 г. в Москве состоялся нелегальный земский съезд (30 делегатов от 16 земств), решивший начать широкую пропаганду в земствах и выпуск литературы за границей. Программа Земского союза включала 3 основных пункта: свобода слова и печати, гарантии неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания. По мнению некоторых историков, в конце 1870-х гг. в России сложилась революционная ситуация.

В этой обстановке в 1880 г. П.А.Валуев (МВД), которого поддержал великий князь Константин Николаевич, вновь заговорил о проекте общегосударственного земского собрания. Решительно против выступил наследник престола, сын императора Александр Александрович (будущий Александр III). Александр II одобрил идею сына по учреждению Верховной распорядительной комиссии (1880г.). Ее председателем, наделённым диктаторскими полномочиями, назначили Михаила Тариеловича Лорис-Меликова (1825–1888гг.), героя русско-турецкой войны 1877–1878 гг., боевого генерала, бывшего харьковского генерал-губернатора. М.Т.Лорис-Меликов на своем прежнем посту вел беспощадную борьбу с революционерами и пытался наладить отношения с мирной оппозицией. Именно поэтому либералы назвали его политику «диктатурой сердца», а революционеры – «политикой лисьего хвоста и волчьей пасти».

Жесткость нового курса проявилась почти сразу: стрелявший в диктатора террорист был повешен через два дня (февраль 1880г.) М.Т.Лорис-Меликов пытался доказать, что правительство ведет беспощадную борьбу лишь с кучкой террористов-фанатиков, а к чаяниям либералов относится со вниманием. Третье отделение было ликвидировано и заменено Департаментом полиции в составе Министерства внутренних дел.

Некоторых консерваторов, в том числе и Д.А.Толстого, министра народного просвещения и обер-прокурора Синода, сняли с высоких постов и заменили либерально настроенными деятелями. Цензура была ослаблена, М.Т.Лорис-Меликов приглашал редакторов столичных газет и земских деятелей на совещания. Кроме того, он подготовил проект прообраза представительного совещания, похожего на Редакционные комиссии, с участием делегатов от земств. Это был решительный шаг к будущей конституции, и Александр II одобрил доклад М.Т.Лорис-Меликова утром 1 марта 1881 года. 4 марта 1881г. должно было состояться его обсуждение на заседании Совета Министра, но в этот день Александра II уже не было в живых.

Последние годы царя-«освободителя» были отягощены семейными проблемами. Александр II всегда отличался исключительным «вниманием» к противоположному полу – один роман сменялся другим. Самым серьезным его увлечением оказалась княгиня Е.М.Долгорукая-Юрьевская, которая была моложе Александра II на 29 лет. Женатый император появлялся с любовницей в общественных местах: на балах, великосветских приемах, в театре. У них появились дети – Георгий и Ольга. Родственники царя отнеслись к этим отношениям с крайним возмущением, особенно протестовали наследник престола Александр Александрович и его супруга. Едва прошло 40 дней после кончины императрицы, тяжело болевшей Марии Павловны (22 мая 1880 г.), как Александр II вступил в брак с княгиней и есть свидетельства, что он собирался короновать Екатерину Долгорукую.

Этому плану не суждено было осуществиться: хотя полиция сумела нанести серьезный удар Народной воле (27 февраля 1881 г. был арестован А.Желябов), С.Перовская и ряд ее сподвижников остались на свободе. Убийство царя планировалось на 1 марта 1881 года. Террористы решили действовать наверняка: у главного метателя бомбы Н.И.Рысакова было два дублера.

1 марта в 15 часов на Екатерининском канале прогремел первый взрыв – Н.И.Рысаков кинул бомбу в царскую карету. Александр II был лишь слегка оглушен взрывом, но тяжело ранены два казака конвоя и случайный прохожий, двенадцатилетний мальчик. Когда император рассматривал место преступления, раздался второй взрыв – дублер И.Гриневицкий швырнул бомбу между собой и царем. Ноги Александра II были буквально оторваны взрывом, через час император скончался в Зимнем дворце (его убийца умер примерно в то же время). К этому списку следует добавить и случайные жертвы: всего было ранено 20 человек, двое из которых умерли.

Самой главной «пострадавшей» стала Россия – 1 марта 1881 г. положило начало эпохе Контрреформ : будучи консерватором, новый император пришел к мысли о пагубности реформ в империи – пример убитого отца постоянно был у него перед глазами. Естественно, собравшийся 8 марта 1881 г. Совет Министров отверг реформаторский проект М.Т.Лорис-Меликова – лишь спустя 25 лет в России появится парламент.

3 апреля 1881 г. были повешены пятеро народовольцев: А.И.Желябов, С.Л.Перовская, Н.И.Рысаков, Т.М.Михайлов и Н.И.Кибальчич (талантливый конструктор, специалист по взрывным устройствам). Народная воля распалась на ряд мелких кружков и групп.

На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает российская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные варианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную ломку существующего строя.

Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации радикальных сил в стране, создания революционной организации. Инициатива создания такой организации принадлежала Н. Г. Чернышевскому, а равно и А. И. Герцену и Н. П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге Центрального русского народного комитета (1862), а также местных отделений тайного общества разночинцев, названного «Земля и воля». В его состав входили несколько сотен членов, а отделения существовали кроме столицы в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

По мнению членов общества, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А. И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение.

Однако крестьянское восстание в России не произошло, а «Земля и воля» оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже летом 1862 г. правительство перешло в наступление. Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Н. А. Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет). В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

Хотя поражение России в Крымской войне и привело к некоторому смягчению режима, установленного в Царстве Польском после восстания 1830–1831 гг., к началу 1860-х гг. внутриполитическая обстановка здесь была весьма напряженной.

Национальные силы в Польше по-прежнему стремились к восстановлению независимого государства, при этом значительная часть поместной шляхты хотела добиться этого, используя неблагоприятную для России международную обстановку и поддержку ведущих европейских держав. Радикально настроенная молодежь, поддерживаемая рядом русских демократов, создавала подпольные кружки, деятельность которых вылилась в ряд манифестаций в Варшаве и других польских городах.

Репрессии против манифестантов привели к дальнейшему обострению ситуации, которая в январе 1863 г. вылилась в вооруженное нападение на русские гарнизоны.

Начавшееся без достаточной подготовки Польское восстание, руководимое Национальным правительством, постепенно распространилось на ряд литовских и белорусских губерний.

Однако охвачено им было преимущественно городское население (определенные слои польской буржуазии, учащаяся молодежь, ремесленники и рабочие), попытки же развернуть массовое крестьянское движение успеха не имели.

Среди восставших не было единства, руководство, разделившееся на радикалов и умеренных, фактически не имело единого плана действий. Не оправдались и надежды умеренного крыла на эффективную поддержку со стороны европейских стран. Опытные русские дипломаты сумели предотвратить вооруженное вмешательство извне в польские события. К лету 1864 г. русская армия сумела разбить основные силы восставших.

Однако, несмотря на поражение, Польское восстание имело важное внутриполитическое значение. Так, при подготовке аграрных реформ в Польше правительство было вынуждено пойти на весьма существенные уступки местным крестьянам, передав им в собственность земли, находившиеся в их пользовании к началу восстания, и наделив участками безземельных.

Революционное движение в России, однако, не прекратилось. Еще в 1863 г. в Москве начал складываться нелегальный кружок во главе с Н. А. Ишутиным. Члены кружка считали себя последователями Н. Г. Чернышевского. Вместе с тем в их среде постепенно нарастали заговорщическо-террористические настроения. 4 апреля 1866 г. член кружка Д. А. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Неприятие радикально настроенной интеллигенции 1860-х гг. российских реалий сплошь и рядом приобретало форму так называемого нигилизма. Существующие порядки осуждались нигилистами с позиций предельного просветительского рационализма. «Русские нигилисты 60-х годов… - отмечал Н. А. Бердяев, - были русскими просветителями, они объявили борьбу всем историческим традициям, они противополагали «разум», существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого… Материализм превратился (у нигилистов. - Авт.) в своеобразную догматику и теологию… Наука, под которой понимались главным образом естественные науки… стала предметом веры, она была превращена в идол». Тип нигилиста был запечатлен И. С. Тургеневым на страницах романа «Отцы и дети» в образе Базарова.

Среди радикально настроенной молодежи 1860-х гг. широкой популярностью пользовались произведения Д. И. Писарева. Талантливый критик и публицист, проведший более четырех лет в заключении в Петропавловской крепости по политическому обвинению, Писарев ратовал за освобождение личности от груза традиций, предрассудков, общественных условностей, за воспитание «нового человека» - «мыслящего реалиста». Писарев искренне сочувствовал «униженным и оскорбленным», утверждая, что вне вопроса «о голодных и раздетых людях» нет «решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать». Вместе с тем народ, по его мнению, нуждался в поводыре, роль которого должна была играть интеллигенция. Сами же массы являли собой, как полагал Писарев, лишь «пассивный материал», подлежащий «переработке». В своих суждениях о литературе и искусстве Писарев зачастую исходил из весьма упрощенного понимания общественной пользы, выступая в роли «разрушителя эстетики».

В развитии революционного движения в 1860-е гг. отчетливо обозначилась тенденция, свидетельствовавшая о том, что в среде радикальной интеллигенции, боровшейся как будто бы за освобождение индивида, очень легко могут вызревать силы, стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими, еще более жесткими и всеобъемлющими, и готовые действовать вопреки всем моральным запретам. Самым ярким воплощением этой тенденции стала «нечаевщина», связанная с именем С. Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации «Народная расправа». Нечаевский «Катехизис революционера» призывал применять любые средства для торжества революции, которая должна была увенчаться построением тоталитарной государственности, созданием общества, организованного по казарменному образцу. Убийство одного из членов кружка, отказавшегося подчиняться руководителю, явилось реализацией на практике принципов «нечаевщины». Бежавший затем в Швейцарию и как уголовный преступник выданный царским властям, Нечаев после судебного процесса был заключен в Петропавловскую крепость. Теория и практика «нечаевщины» вдохновила Ф. М. Достоевского на написание его поистине провидческого романа «Бесы»,

Большинство российских революционеров отмежевалось от Нечаева. Однако его идеи оказались весьма живучими. В разных обличьях «нечаевщина» заявляла о себе на всех последующих этапах революционного движения, получив, в частности, широчайшее воплощение в теории и практике большевизма. В тоталитарном, подчинявшем единой цели все человеческие помыслы и поступки сознании радикальной интеллигенции уже просматривались черты тоталитарного строя, утвердившегося в конечном счете на развалинах Российской империи.

    Теоретические основы народничества

    Кружки начала 70-х гг.

    «Хождение в народ».

    «Земля и воля» (1876-79 гг.)

    «Народная воля» (1879-81 гг.)

    Либеральное народничество.

Теоретические основы народничества были образованы в середине 19 века. Герцен и Чернышевский в «Колоколе» и «Современнике» внесли сюда свой вклад. Народничеству были присущи общие теоретические черты. Общие взгляды для всех народников:

    Ставили своей задачей свергнуть монархию

    Ликвидировать бюрократический аппарат

    Передать всю землю крестьянам (бесплатно)

    Методы – насильственными средствами, это индивидуальный террор, а также агитация среди крестьян и других слоёв населения.

Народники – это социалисты. Это был «крестьянский социализм». Для всех народников были присущи три основные позиции:

    Народники считали, что Россия минует стадию капитализма. Они не видели преимуществ капитализма перед феодальным строем, считали его упадком и регрессом. Критиковали пороки капитализма. Отмечали, что при нём резко снизился моральный уровень населения. Критиковали дух наживы, индивидуализм. Многие народники были знакомы с работами К. Маркса, но считали, что его труды для России негодны, т.к. написаны они для Западной Европы. Видели, что в России появляются фабрики и заводы, капитализм наступает, но идёт оно искусственным путём, промышленность насаждается государством, начиная с Петра 1. Поэтому надо было быстрее провести революцию, а то крестьянство вообще исчезнет.

    Идеализация крестьянской общины и крестьянина. Говорили, что община – будущая ячейка социалистического общества. Они идеализировали даже круговую поруку. На самом деле она была пережитком глубокого прошлого, она осталась от первобытного строя! Круговая порука была инструментом эксплуатации крестьян. Идеализировали и самого крестьянина, говорили, что русский крестьянин прирождённый социалист.

    Преувеличение роли народников в историческом процессе. Народники выдвинули теорию «критически мыслящей личности». Крестьяне – не критически мыслящая личность. Из-за неграмотности он не понимает своего бедственного положения, только в крайних случаях он бунтует. Считали, что один интеллигент может повести за собой тысячи крестьян.

Первое направление народничества – бунтарское или анархическое. Теоретиком был Бакунин. Бакунин начал свою революционную деятельность в кружке Станкевича. После распада кружка, Бакунин переехал в Европу и втянулся в революционную деятельность. В революции 48-49 в Германии и Австро-Венгрии принимал активные действия. Его выдали России, там посадили, сумел сбежать с каторги. Через Восток, через Тихий океан, через Америку он вернулся опять в Европу. Вступил в партию рабочих «Первый интернационал». Там вёл подрывную работу против Маркса и Энгельса. По настоянию Маркса его исключает из интернационала. Тогда Бакунин создал свой собственный анархический интернационал. Цвета анархии – чёрный и красный. Лозунг – «Хлеба и воли». Анархически интернационал имел сильные позиции в Италии, Испании, Франции и Швейцарии. Ещё одним теоретиком анархизма является Кропоткин.

Теоретические взгляды Бакунина:

    Главным злом является государство, в любом его проявлении и форме, потому что оно насилует свободную волю человека.

    Бакунин предлагал вместо государства свободную федерацию крестьянских общин и рабочих артелей. Никаких органов управления над ними не стоит.

    Действительность всё сама собой утрясёт. «Анархия – мать порядка».

    Движущие силы будущей революции Бакунин считал народные массы. Инициаторами революциями станут городские низы. В свою очередь они поднимут крестьянство. Начнётся Всероссийский бунт. Народ всегда готов к бунту. Говорил: «Ничего не стоит поднять любую деревню». Сравнивал народ со стогом сена, к которому стоит только поднести спичку и оно вспыхнет. «Всякий бунт полезен», - говорил Бакунин.

Главная его работа – «Государственность и анархия».

Второе направление – пропагандистское. Пётр Лаврович Лавров возглавлял пропагандистское направление. После выстрела Каракозова был сослан в Вологодскую губернию. В ссылке написал «Исторические письма». В 1870 г. бежал в Европу. Там он опубликовал эти «Письма» и стал, почитаем в среде революционеров. Стал издавать журнал «Вперёд». В письмах изложена критически мыслящая личность, долг интеллигенции перед народом: говорится, что интеллигенция получила образование и воспитание, пока остальной народ работал и терпел, задача интеллигенции отдать этот долг – освободить народ от эксплуатации. Лавров верил также в крестьянскую революцию. Считал, что крестьяне пока не готовы к революции. Нужно вести пропаганду среди народу, нужно не бунтовать, а учить народ, когда он будет готов, тогда уже и взывать к революции. Сторонники Лаврова и Бакунина по-разному относились к государству. Лавров считал, что некоторые элементы государства должны сохраниться и преобразоваться, чтобы можно было управлять.

Третье направление – заговорческое. Называют его ещё русский бланкизм. Теоретиком этого направления был Пётр Никитович Ткачёв. В отличии от Бакунина и Лаврова, считал, что крестьяне не готовы к революции, считал, что крестьян практически не возможно поднять на восстание. Инициативу должно взять в руки узкое общество заговорщиков. Оно и будет заниматься террором. Тем самым государство начнёт ломаться и в конце-концов рухнет. «Государство наше ни на что не опирается и висит в воздухе». Энгельс в споре с Ткачёвым говорил, что не русское государство, а сам Ткачёв висит в воздухе.

В революционном народном движении можно выделить 4 этапа:

1. Революционные кружки 70-х гг. В России тогда не существовало единой организации, а были кружки, состоящие из разночинцев. Заслуги их в том, что они подготовили более крупное движение середины 70-х – «Хождение в народ».

Чайковцы (Софья Перовская, Кропоткин, Степняк-Кравчинский, Н.В. Чайковский). Название кружка случайно. Главным человеком был не Чайковский, он осуществлял лишь связи с другими обществами. Это была структурированная организация, с центром в Питере, филиалы были в университетских городах. Численность – около ста человек. Главная задача: подготовить более широкие кадры революционеров для хождения в народ. Устава или программы он не имел. Имел подпольную типографию. Там выпускались подпольные работы Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Ч. Дарвина. Чайковцы сделали первую попытку хождения в народ. Осенью 1873 г. Степняк-Кравчинский и Рогачёв пошли в Тверскую губернию. Они в течение зимы общались с крестьянами, вошли к их артелью пильщиков. В начале 74 года приехали к своим соратникам и доложили им, что народ готов к бунту, но это было не так. Кружок это воспринял на ура и начал готовиться к действию.

Следующий кружок – долгушинцы (Питер и Москва), коммуна Питерская.

2. «Хождение в народ». Это движение продолжалось в 74-76 годах. Весной 74 года огромные массы революционеров (2-3 тыс. человек) направились в деревни, чтобы работать с крестьянами. В хождении присутствовали люди разных направлений, но больше всего было сторонников Бакунина. Применялась тактика – летучая пропаганда. Они призывали народ к бунту. Шли и в национальные окраины. В пропаганде использовался национальный язык. Это движение не было централизованным. Была попытка его объединить, Ипполит Мышкин предпринял её. Он руководил подпольной типографией в Москве. Туда к нему приезжали революционеры со своими работами. Типография был разгромлена полицией, Мышкину удалось избежать ареста. После этого он попытался Чернышевского, и поставить его во главе движения. Поехал в Сибирь, переодевшись жандармом. Доехал до Якутии и там прокололся. После этого был схвачен и посажен в Шлиссейбургскую крепость. Власти сначала были захвачены врасплох и даже испугались такого движения. Но затем опомнились и обрушились на «хожденцев». Летом 74 года было арестовано несколько человек. Сами крестьяне, причём, выдавали их властям.

В 1875 году народники попытались пойти в народ с другой стороны. Начали работу среди пролетариата. Народники не считали рабочих отдельным классом. Они считали их теми же крестьянами, попавшими в город, в дальнейшем их можно использовать в пропаганде крестьян.

«Хождение в народ» познакомило народников с жизнью населения, не привело к волнениям крестьян. Из этих неудач народники извлекли некоторые уроки:

    Нужно изменить содержание пропаганды и не беседовать с крестьянами об абстрактных вещах.

    Нужно изменить тактику пропаганды. Необходимо оседать, надолго поселяться в сёлах, постараться установить с крестьянами тесные контакты.

    Нужно иметь организацию, которая бы координировала действие народников.

«Земля и воля» (1876-79 гг.). Осенью 1876 г. она была создана в Питере. Руководителями её были Софья Перовская, Георгий Плеханов, Александр Михайлов и Степняк Кравчинский. Численность – 150 человек. Из них 30 человек входили в центральный кружок. Остальные находились либо тоже в Питере, либо в других городах. Внутри организации существовала чёткая специализация по отдельным социальным слоям. Самая большая группа – «деревенщики». Существовала «рабочая» группа, в частности на заводе СПб. Существовала интеллигентская группа, вела пропаганду среди студентов, офицеров и чиновников.

Чиновник Клеточников работал в 3-м отделении. Он обладал очень красивым почерком. Это очень ценилось в среде чиновников. Среди документов были очень важные бумаги (документы об арестах и т.п.). Эту информацию он сливал организации.

«Небесная канцелярия». Она изготовляла бланки фальшивых документов, печати поддельные. Также была и подпольная типография, которая создавала листовки. В ней же изготовлялась газета «Земля и воля».

В 76 году принимается программа общества. Путь – революционный для установления социализма. Тактика – глубокая пропаганда в среде крестьян, дополнительно – террористические акты. Также они хотели объединить все революционные силы воедино, объединить крестьян, рабочих, студентов, старообрядцев и сектантов.

Создание «Земли и воли» представляло собой значительный шаг вперёд в развитии революционных организаций.

Народники попытались объединить все революционные силы

Изменилось содержание пропаганды

На этом этапе господствовала идеология Лаврова. Весной 1877 г. они двинули огромные силы пропагандистов в деревни. Народники стали поселяться в деревнях надолго. Они приобретали профессии, становились учителями в земских и приходских школах, врачами, кузнецами, плотниками, заводили с крестьянами близкие знакомства. Народники стали для крестьян своими.

Однако эта деятельность была безрезультатной. Самым крупным мероприятием был «Чигиринский заговор» (Дейч и Стефанович). Это произошло на Украине. Суть его: народники объявили крестьянам, что царь дал им волю, а помещики это скрыли. Народники являются «посланниками» царя. Предъявили крестьянам поддельную грамоту. Стали вербовать крестьян в «тайную дружину». Удалось навербовать 1000 человек. Крестьяне свято верили народникам, что когда они восстанут против помещиков, то всё будет хорошо. Но нашёлся стукач. Крестьян арестовали. Сами народники убежали. Об этом стало известно в среде народников. Вызвало всё это ожесточённые споры: можно ли использовать имя царя для прикрытия революционных действий.

Из-за нулевого результата народники стали считать, что крестьян вообще невозможно поднять крестьян на восстание. Тогда многие из них стали прибегать к революционному террору. Террористические акты появились с весны 1877 года. Первый такой: покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Трепова. Она ранила его. После этого покушения её отдали под суд, судили с помощью суда присяжных. Председатель суда был А.Ф. Кони. Её оправдали. С триумфом её освободили. Народники восприняли этот приговор как поощрение. Думали, что народ этот террор поощряет.

В 78 г. народник Соловьёв совершил покушение на Александра 2. Проделал он это на дворцовой площади. Охрана находилась не возле царя. Народник приблизился к царю на 20 м. и начал палить. Сумел прострелить лишь шинель, был схвачен и через некоторое время повешен. Началась волна народнического террора. Степняк Кравчинский заколол кинжалом на улице Мезенцева – чиновника жандармов. После покушения Соловьёва, полиция обрушила жестокие репрессии на народников. Были арестованы сотни пропагандистов. Это вызвало ожесточённые споры между «деревенщиками» и террористами. Каждый теракт нарушает правильность пропаганды. Террористы ему отвечали, что агитация пропаганды никаких результатов не даёт, в отличие от террора. Эти споры привели к расколу «Земли и воли». Ход его:

в июне 1879 г. произошёл съезд «Земли и Воли» в Воронеже. На окраине, в небольшом лесу, на поляне произошёл съезд. Произошла ссора, Плеханов «ушёл в кусты». В августе 79 г. ещё один съезд. «Земля и Воля» окончательно распадается – «Народная воля» - террористы и «Чёрные передел» - «деревенщики».

«Народная воля» (1879 – 81 гг.). Это террористическая организация, в которой преобладала идеология заговорческая Ткачёва. Руководитель – Желябов, также Николай Морозов, Вера Фигнер. Морозов написал в тюрьме «Повести моей жизни» в двух томах. Вера Фигнер написала «Запечатлённый труд». Во главе стоял исполнительный комитет. Существовали филиалы, было всего около 2000 человек. Называла себя «Народная воля» партией. После своего образования, в августе исполком вынес смертный приговор Александру 2. Все силы народной воли были направлены на охоту за царём. Действовали по идеологии Ткачёва. В ноябре было первое покушение на железной дороге. Под полотном начали рыть подкоп. Землю они тайно вывозили ночью под видом товара. Работали где-то месяца два. В нужный момент народники взорвали, поезд сошёл с рельс, это был не тот поезд, это был поезд со свитой царя.

Началась подготовка к взрыву царя в Зимнем дворце. Нанялся на это Степан Халтурин – краснодеревщик. У него была мастерская в подвале Зимнего дворца. Постепенно начал туда носить взрывчатку. Халтурин начал изучать расписание жизни царя. Узнал, что у царя будет приём гостя и обед с ним. Халтурин зажёг взрывчатку и выбежал из дворца. Провалились насквозь перекрытия двух этажей. Погибло множество караульных. Царь опять не пострадал.

После этого покушения Александр создал "Верховную распорядительную комиссию". Во главе её Александр Лорис-Меликов. Он отличился в турецкой войне, на Кавказском фронте, боролся с чумой в Астрахани. Был Харьковским губернатором, боролся там против революционных движений. Впоследствии он стал министром внутренних дел. Его называли диктатором. Он стал проводить двойственную политику – «Кнута и пряника». Он усилил репрессии против революционеров. Были схвачены несколько членов исполкома «народной воли». В феврале 80 г. взяли Желябова. С др. стороны Лорис пытался привлечь на сторону государства широкие круги общественности. Ослабил цензуру, расформировал третье отделение. Вместо него политическим сыском начал заниматься департамент полиции в Питере. Лорис впервые стал проводить пресс конференции для журналистов и редакторов журналов. Им он объяснял политику власти. Журналисты были очень довольны этим. Либеральная общественность, поэтому стала переходить на сторону власти, отказавши в поддержке революционеров. Михайловский назвал это: «политика пушистого лисьего хвоста и волчьей пасти».

Покушений на царя не было более года. Лорис решил и дальше продолжать такую политику. Он составил проект преобразований для царя. Предложил царю в этом проекте созвать представителей земств и городских дум для обсуждения законов. По сути дела, это могло стать первым шагом к Земскому собору и созданию нечто вроде парламента. А это изменение строя. Обсуждение и принятие было назначено на 4 марта 81 года. Народники опередили Лориса на три дня. Исполком «народной воли» готовил целый год покушение на царя. Первого марта 1881 года народники организовали покушение на царя на набережной Екатерининского канала. Царь ехал с развода караула. Первым бросил бомбу в карету царя народник Рысаков, сам он остался жив. Бомба повредила карету царя. Было убито несколько человек из охраны царя и несколько случайных прохожих. Царь вышел из кареты, чтобы посочувствовать раненым. В это время подбежал второй террорист Граневицкий и бросил бомбу в царя, царь и террорист погибли. Цель народников была достигнута. Народовольцы считали, что после этого начнётся неконтролируемый распад государственного аппарата.

К власти пришёл его сын, Александр 3. Почти все члены исполкома были схвачены, в дальнейшем повешены или приговорены пожизненно. На свободе осталась только Вера Н. Фигнер, которая два года пыталась восстановить «Народную волю», потом её схватили и отправили в тюрьму.

Последняя попытка покушения была несколькими годами позже, в 1887 году «народной волей». Организаторами были Александр Ульянов, Генералов и Андреюшкин. Они решили бросить бомбу в царя на Невском проспекте. Но ничего не получилось, они были взяты с поличным и повешены.

Своеобразным памятником Александру 2 есть храм Воскресения на крови в Петербурге.

Наряду с народной волей существовал «Чёрный передел». Она проявила себя не так ярко, как народная воля. После 1 марта 81 года многие были арестованы. Большинство руководителей уехали за границу, в том числе и Плеханов. Там они отошли от народнических позиций и увлеклись теорией марксизма. В 1883 году Плеханов организовал первую русскую марксистскую группу – «Освобождение труда» в Женеве.

Либеральное народничество. После разгрома революционных народников, в 80-х г. продолжали действовать либеральные народники. Руководители – Михайловский, Воронцов и Кривенко. Орган либеральных народников – журнал «Русское богатство». На его страницах публиковали свои работы Короленко, а также М. Горький.

Они имели сходства с революционными народниками: они признавали конечной своей целью социализм. Они признавали также долга интеллигенции перед народом. Считали, что Россия прямо из феодализма перепрыгнет в социализм.

Отличия: хотели бороться за идеи не борьбой, а мирными методами – «теория малых дел». Считали, что нужно открывать для народа школы, больницы. Улучшать агрономическую помощь крестьянам. Всё это дела небольшие. Но всё это, объединившись вместе, улучшит жизнь крестьян. Большинство либералов работали в земствах.

Период царствования русского императора Александра II был ознаменован существенным подъемом освободительных движений. В дореформенный период, в конце 50-х годов, русское общество стремилось к кардинальным преобразованиям экономики страны, кадровой системы, военной структуры и естественно, отмене крепостнических отношений.

Однако, когда в начале 60-х годов стало очевидным, что реформы не за горами, общественная мысль раскололась на две противостоящие позиции.

Социально демократические движения

В этот период в государстве оформилась левая первая радикальная группировка во главе с Н.Г. Чернышевским. Социалисты яростно защищали права крестьянства на личную свободу и частного владения земельными наделами.

Сторонники Чернышевского продолжали свою общественную деятельность и после крестьянской реформы, которая, как оказалось, не предоставляла крестьянскому сословию значительных экономических гарантий.

В отличие от предшествующего декабристского движения, среди членов которого было преимущественно дворянство, социально - демократичные организации 60-70-х годов имели более разношерстный состав: сюда входили и дворяне, и интеллигенция, и мелкие госслужащие.

Следует отметить, что сторонники Чернышевского не преследовали революционных идей во многих вопросах они активно сотрудничали с императорской властью и были привлечены Александром II в разработку крестьянской реформы.

«Земля и воля»

Некоторые социал демократы, которые были категорически несогласные с некоторыми аспектами крестьянской реформы, создали в 1861 году революционную организацию «Земля и воля». В отличие от либералов члены этой организации прибегали к более агрессивным методам борьбы против бюрократии и ущемления прав, уже свободного крестьянства.

Уже в начале 1862 года, активисты «Земли и воли» организовали несколько масштабных пожаров в Петербурге и ряд крестьянских восстаний на территории империи.

Правительство прибегло к массовым репрессиям не только лидеров «Земли и воли» - Н.Утину и Г. Благосветлову, но и основоположникам движения Писареву и Чернышевскому, которые в то время фактически ушли в тень.

Народничество в 70-х

В начале 70- х годов значительно возросли революционные настроения среди представителей молодежи, которая начала активно учувствовать в социально- политической жизни страны.

До 1875 года группы радикально настроенных студентов осуществляли так называемые «хождения в народ», осуществляя антиправительственную пропаганду среди недовольного реформами крестьянского населения.

В 1976 году народники, под руководством одного из активистов движения А.Д. Михайлова, восстановили уничтоженную в 1864 году императорской властью, революционную организацию «Земля и воля». Со временем, народники начали заменять пропаганду откровенно террористическими методами борьбы с самодержавием.

В конце 70- х годов, на основе организации была создана еще более радикальная группа «Народная воля», лидеры которой выработали собственную социальную революционную политику, и в этом же году начали воплощать ее в жизнь, организовывая масштабные теракты и убийства должностных лиц.