Буква ё после шипящих в окончании. Гласные после шипящих и ц. Буквы о, е на месте безударных гласных

Л.И.НОВИКОВА,
г. Троицк, Московская обл.

Правописание корней -гар- и -гор-

Тема урока: «Правописание гласных о и а в корнях -гар- и -гор- ».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока :

– научить школьников различать написание корней с чередующимися гласными;
– выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;
– способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

ХОД УРОКА

1. Комплексная работа с текстом.

Знаешь ли ты, юный читатель, что давным-давно сказки рассказывали устно, передавая их от одного поколения к другому. Создавал сказки народ, мечтавший о справедливости. Вот почему в народных сказках добро побеждает зло.

У народа учились писатели-рассказчики, которые подарили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную королеву, стойкого оловянного солдатика.

Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    Прочитайте текст выразительно вслух.

    О чем говорится в тексте?

    Чему учат нас сказки, которые мы читаем?

    Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и объясните свой выбор написания.

    Составьте схему последнего предложения текста.

2. Проверка текста, работа с орфограммами.

Учащиеся читают текст по предложениям, объясняют орфограммы.

    В каких частях слов встретились орфограммы? (В приставках (рассказывали) , в окончаниях (знаешь) и в корнях слов.)

    Посмотрите на схему орфограмм в корнях слов, которая дана на доске, и приведите примеры на каждый случай.

    Примеры на какие правила не встретились в тексте? (Правописание чередующихся гласных в корнях слов.)

    Какие корни с чередующейся гласной вы уже знаете? (Корни -лаг-//-лож-, -раст-, -ращ-//-рос- .)

    Вспомните правило и запишите по пять примеров на каждый корень самостоятельно.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

    Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).

    Какие примеры вы подобрали на правописание корня -раст-, -ращ-//-рос- ? (Расти, растение, выросли, выращенный, отраслевой.)

    Итак, мы с вами уже знаем о том, что в слове могут быть не только непроверяемые гласные, но и гласные чередующиеся, которые ни в коем случае нельзя проверять ударением.

Мы познакомились с вами с правописанием двух корней, в которых выбор гласного зависит от последующего согласного в корне слова.

Сегодня мы познакомились с вами еще с одним корнем с чередованием.

4. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

    Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь найти закономерность в написании корней. Запись на доске:

(В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а , без ударения о .)

    Откройте учебник, посмотрите правило, которое там дано, сравните, правильно ли вы нашли закономерность в написании корней. (Закономерность определена правильно.) Что нового к тому, что мы уже узнали, добавляет учебник? Есть ли исключения из рассмотренного правила?

5. Первичное закрепление изученного материала (словарный объяснительный диктант).

Возгораемость, возгораться, возгореться, выгореть, горелка, горючий, догорать, загореть, загорелый, загореться, нагорать, погорелец, пригореть, разгар, угар, угореть.

6. Углубленное изучение материала.

    Сложное ли правило правописания корней -гар- //-гор- , которое мы узнали на уроке? (Несложное.)

    Действительно, для наблюдательного человека это совсем не трудно. Но иногда корни -гар- и -гор- попадают в затруднительное положение.

Мы с вами в начале урока говорили о сказках. В тексте, с которым мы работали, рассказывалось о сказках народных и литературных. Но бывают и другие сказки, которые называются лингвистическими. С помощью одной такой сказки мы окажемся в стране Русского языка и посмотрим, что там происходит...

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
Помогите корню -гор- !

    Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

    Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, гора ?

    Запомните предлагаемую рифмовку и постарайтесь различать омонимичные корни в словах.

Одинаковы мы внешне,
Схожи очень, хороши,
Но, определяя корень, прежде
Ты подумай, не спеши.
Размышляй над нашим смыслом,
В содержание вникай,
Лишь тогда нас различишь ты,
Лишь тогда не будет тайн.

7. Выполнение тренировочных упражнений.

Задание 1 (распределительный диктант): запишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

Задание 2 (диктант-путаница): даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

8. Подведение итогов урока. Организация домашнего задания.

    Составьте словарный диктант со словами, в которых есть корни -гар- и -гор- .

    Продолжите сказку, услышанную на уроке, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

Гласные в русском языке немногочисленны, однако орфографических правил, касающихся их, достаточно много. Эти буквы встречаются в различных частях слова и в сочетании с различными согласными. Особые затруднение вызывают гласные после шипящих. Правил здесь достаточно много, постараемся их систематизировать и привести конкретные примеры. Также много споров вызывает йотированная гласная. После гласной такого рода, как правило, пишется разделительный Обычно орфограммой считается та буква, которая стоит в слабой позиции (т.е. под ударением), однако в сочетании с шипящими и сильная позиция может вызвать много вопросов. Поэтому разбирать правила будем для гласных как в сильной, так и в слабой позиции.

Йотированные гласные

Для начала разберем, что такое йотированная гласная. После гласной, в начале слова или перед твердым либо мягким знаком подобные буквы произносятся со звуком [й] в начале: [йо]ж (еж), вран’[йо] (вранье), пле[йа]да (плеяда).

Это е, ё, ю, я , а также и . Последняя гласная после гласной имеет йотированное оформление, а также в начале слова, а вот или после мягкого и твердого знаков - нет. Например, Зина[йи]да (Зинаида), но [и]горь.

Е после гласной дает также йотированный звук: по[йэ]хал, во[йэ]нный.

Буквы а, у после шипящих

Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц .

Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]).

Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.

Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.

Правописание и, ы после шипящих

Следует помнить, что после всех шипящих, кроме ц , пишется только буква и . После гласной может идти любой согласный или другой

Например: жирный, животное, жизнь, широкий, фашист, малыши, щит, плащи, лещи, чистка, мечи, читать.

Есть в правиле и исключения, они касаются имен собственных, в них может писаться ы . Например, вьетнамское имя Чыонг.

И или ы в сочетании с ц

Разберем, какие следует писать гласные после ц . Буква ы пишется в следующих случаях:

  1. Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
  2. В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
  3. В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.

В фамилиях и либо ы после ц не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется ы , а Ельцин или Вицин необходимо писать через и .

Теперь разберем случаи, когда после ц требуется употреблять и . Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.

  • Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
  • Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
  • В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и : ВЦИК, специнтервью, блицинформ.

Ударное положение о, е в сочетании с шипящим

В сильной позиции для передачи звука [э] после шипящих следует писать е . Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.

Гласные о/е после шипящих подчиняются своим правилам.

Для начала разберем, когда следует писать о .

  1. Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
  2. Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а : поножовщина.
  3. Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
  4. Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
  5. Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок - родительный падеж).
  6. Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).

Когда под ударением следует писать е?

Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е :

О и е в безударном положении

Что касается правописания о или е в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка - жесть; шерстянка - шерсть; желтеть - желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.

Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о : мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.

О и е в сочетании с ц

После буквы ц стоящие в слабой позиции о и е проверяются сильной позицией: цедить - цедит, цензура - цензор, цеховой - цех. Также: перцовый, бойцовый, пыльцовый.

Слова иноязычного происхождения могут содержать безударную о после ц : меццо, скерцо, герцог.

Цокотать пишется через о (цокот).

Гласные после -ц- и шипящих - непростая тема для тех, кто изучает русский язык. В большинстве случаев такие слова пишутся не так, как произносятся. Правописание определяет часть речи и позиция гласного.

Употребление -а-, -у- после шипящих и -ц-

После -ч-, -щ-, -ж-, -ш-, -ц- пишется только -а-, -у- (хотя может слышаться -я-, -ю- ).

Например: чудо, щука, чаща, целое .

Исключениями являются слова жюри, парашют, брошюра. Некоторые лингвисты хотят подстроить правописание этих слов под правило, «влить» их в русский язык. Возможно, в будущем это и произойдет, но пока следует употреблять -ю- .

Также под правило не подпадают иноязычные имена собственные. Их мы пишем согласно произношению: Жюль Верн .

Употребление -и-, -ы- после шипящих и -ц-

Какие следует употреблять гласные после -ц- и шипящих? Правило звучит так: после -ч-, -щ-, -ж-, -ш- пишется только -и- (однако часто произносится [ы]).

Например: жить, машина, чинить, щит.

После -ц- возможны два варианта - -и- или --ы-- . Правописание зависит от того, в какой морфеме находится гласная.

Пишите -ы- :

  • в окончаниях (танцы, отцы, купцы, скворцы );
  • в суффиксах -ын- (курицын, сестрицын, синицын ).

Пишите -и- :

  • в корнях слов (цитата, циркуль, циновка, медицина );
  • в существительных на -ция, -ций (станция, провокация, авиация, квитанция, стронций ).

Запомните исключения из правила с помощью простого предложения: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

Теперь рассмотрим, когда нужно писать гласные -о-, -е- после шипящих и -ц- .

Употребление -о-, -е- после -ц-

В ударной позиции:

  • [о] передаем как -о- (танцор, цокать, лицо);
  • [э] передаем как -е- (цена, цеце, ценный).

В безударной позиции пишется буква -е- : танцевать, цедить, ситцевый. Исключения: цокотать и производные от него.

Ряд иноязычных слов, в которых пишется -о- : герцог, палаццо, интермеццо, скерцо, цоизит.

Упражнения на -и-/-ы-

Мы рассмотрели первую часть темы «Гласные после шипящих и -ц- ». Слова, приведенные ниже, помогут закрепить пройденный материал. Найдите «непрошеного гостя» с ошибкой.

  1. Цекотуха, герцогиня, цеце, лицо.
  2. Цыган, цыкнуть, революцыя, сестрицын.
  3. Жизнь, цикл, шина, ципленок.
  4. Щюка, чушь, Жюль Верн, жульен.
  5. Чаще, гуще, чащя, шустрый.

Ответ: 1) цокотуха, 2) революция, 3) цыпленок, 4) щука, 5) чаща.

Гласные -о-, -е- в суффиксах и флексиях

Продолжаем исследовать правописание гласных после шипящих и -ц- . Употребление -о-, -е- зависит от части речи и морфемы.

В суффиксах и флексиях существительных и прилагательных:

  • под ударением нужно употреблять -о- (девчонка, парчовый, крючок, ключом, бойцом);
  • в безударной позиции мы пишем -е- (замочек, плюшевый, товарищем, пальцем).

Исключение составляют существительные с суффиксом -ёр : монтёр, стажёр.

  • под ударением употребляем -о- (горячо );
  • в безударном слоге ставим -е- (жгуче ).

Помните, что причастие не имеет флексии, поскольку это неизменяемая часть речи. Здесь -о- и -е- выступают суффиксами.

Гласные -о-, -е- в корне слова

Углубляемся в тему «Гласные после -ц- и шипящих». После -ч-, -щ-, -ж-, -ш- в корне под ударением пишется -ё- , если мы можем подобрать однокоренное слово с -е-.

Например: шёпот - шепчет, дешёвый - дешевле, зачёт - зачесть, шёл - шедший.

Если такое слово нельзя найти, употребляем -о- .

Например: шорох, чокаться, чопорный.

Но на практике это правило использовать сложно. Мы не всегда можем быть уверены, что проверили все родственные слова. Так что нужно просто запоминать правописание.

Гласные в глаголах и отглагольных словах

В окончаниях глаголов возможно употребление -ё- или -е- .

  • В ударной позиции пишется буква -ё- (печёт, течёт, бережёт ).
  • В безударной позиции следует писать -е- (машет , скачет ).

Правило распространяется на отглагольные существительные и причастия.

  • Под ударением употребляем -ё- (ночёвка, тушёнка, вооружённый ).
  • Без ударения - -е- (взвешенный, построенный).

По поводу е/ё мнения лингвистов расходятся. Часто букву ё заменяют в письменной речи на е. Поэтому в данном случае гласные в отглагольных словах - это скорее вопрос правильного произношения.

Обратите внимание! Речовка - неотглагольное существительное с ударной -о- . Ночёвка - отглагольное существительное с ударной -ё- .

Следует отличать слова ожёг (глагол) и ожог (существительное), поджёг (глагол) и поджог (существительное).

Упражнения

В приведенных словах правильно вставлены гласные после -ц- и шипящих. Найдите «чужака» из другого правила.

  1. Ожёг, тушёнка, течёт, шёпот.
  2. Плащовка, девчонка, горячо, сапожок.
  3. Возведенный, плачет, месяцем, шепчет.
  4. Огурцы, Синицын, молодцы, цыц.
  1. Шёпот - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  2. Горячо - наречие с суффиксом -о-, остальные слова - существительные.
  3. Месяцем - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  4. Цыц - исключение из правила.

Правильно употребите гласные после -ц- и шипящих.

Ож_г, трущ-_ба, реч_вка, голубц_, взбеш_нный, ш_колад, ш_оссе, теч_т, ц_када, ж_лтый, скач_т, хоч_ет, горош_ек, пальц_ем, солнц_м, огурц_м, сгущ_нка, на ц_почках, дириж_р, ноч-_вка .

Ответ: ожог, трущоба, речовка, голубцы, взбешённый, шоколад, шоссе, течет, цикада, жёлтый, скачет, хочет, горошек, пальцем, солнцем, огурцом, сгущёнка, на цыпочках, дирижёр, ночёвка.

Подберите примеры под орфограммы.

  1. Ударный гласный в суффиксе существительных.
  2. Гласный после шипящих в корне слова.
  3. Безударный гласный в суффиксе наречия.
  4. Гласный после шипящих в причастии.
  5. Безударный гласный после шипящих в глаголе.
  6. И/ы после -ц- - исключение из правила.

Шепчет, реже, больше, цыган, монтажёр, шоссе, встревоженный, шёлк, кольцом, жгуче, на цыпочках, машет, взъерошенный, жёлтый.

  • монтажёр, кольцом;
  • шоссе, шёлк, жёлтый;
  • реже, больше, жгуче;
  • встревоженный, взъерошенный;
  • шепчет, машет;
  • цыган, на цыпочках.

Мы изучили правописание гласных после шипящих и -ц- . В целом, правила не сложные, однако написание требует осмысленного подхода. Два похожих слова часто могут писаться по-разному только из-за ударения или разного происхождения слов.

Для многих иностранцев, изучающих русский язык, серьезным «камнем преткновения» являются шипящие звуки. Например, в испанском языке полностью отсутствуют звуки «ж» и «ш», поэтому имя Наташа, столь популярное в Латинской Америке, местные жители произносят как «Натача». Но написание букв после шипящих представляет трудности и для носителей русского языка, в особенности для школьников. В школьном курсе русского языка рассматриваются многочисленные примеры на это правило.

Обычно детям предлагаются упражнения на тему: «Вставить пропущенные буквы и обосновать свой выбор». Но многие школьники не могут вставить правильную букву и теряются. Почему же так происходит? Специфика шипящих «ж» и «ш» такова, что любой звук, обозначающий гласную букву и идущий после них, звучит твердо. Например, «ё» после «ж» и «ш» звучит как «о», другого варианта произношения просто нет.

Согласно устоявшимся орфоэпическим нормам , люди произносят [жолтый], а не [ж’олтый], то же самое в словах - «пшенка», «пошел», «шепот». Поэтому для того, чтобы правильно написать гласную после твердых шипящих «ш», «ж», нельзя полагаться на слух. Нужно учить правила.

Когда уместно писать О

Это вопрос, которому посвящен отдельный раздел в курсе русского языка средней школы. Прежде всего, для правильного написания нужно выделить корень. Правило говорит о том, что «о» пишется в так называемых словарных словах , к которым нельзя подобрать проверочные с буквой «ё» в корне.

Большинство из них - иностранные, но есть среди них и исконно русские. Вот типичные примеры:

  • Мажор (слово латинского происхождения, обозначающее «главный», «большой»).
  • Крыжовник (русское слово, которое, возможно, произошло от польского слова «крж» - «крест», из-за крестообразных листьев этого ягодного растения).
  • Обжора (исконно русское) и однокоренное к нему слово «жор» - «усиленный аппетит». Обычно слово «жор» употребляется по отношению к рыбе, которая активно клюет, и очень редко - по отношению к человеку, с иронией.
  • Имена иностранного происхождения: Жора (уменьшительное от имени Георгий, французский вариант - Жорж, английский - Джордж).

Написание Ё в корне слова

Гласная «ё» пишется в том случае, если к слову можно подобрать проверочное слово, в котором четко слышится «е». Вот хрестоматийные примеры , знакомые всем младшим школьника 3−4 классов:

  • Шепот - шепчет, шептать.
  • Шел, пришел - шедший, пришедший.
  • Желтый - желтеть.
  • Пшенка - пшено.

При этом следует иметь в виду, что до 1917 года правила орфографии были немного другие , поэтому в книгах, изданных до революции, и, спустя некоторое время после нее, можно встретить совершенно другое написание: «шопот», «пришол». Если фрагменты из старых книг используются в качестве учебного материала для школьников, такие слова следует помечать сноской и писать в сноске: «в соответствии со старой орфографией».

А также «ошибочное» написание гласных иногда встречается у поэтов. Например, Александр Блок в своем стихотворении «Фабрика» пишет: «В соседнем доме окна жолты». Поэт сознательно допускает ошибку , потому что слово «желтый», написанное через букву «о», помогает наиболее точно передать неприятную обстановку в «спальном районе», где находится фабрика. Это поэтическая вольность, намеренная орфографическая ошибка используется как средство художественной выразительности. Данную деталь необходимо учитывать при анализе стихотворения на уроках литературы.

Определение правильности написания

Существует еще одно важное правило написания «о» или «ё» после шипящих. Если существительное и глагол звучат одинаково, то в имени существительном пишется «о», а в глаголе «ё». Например:

  • Я получил ожог. Но: я ожёг руку кипятком.
  • Иван был арестован за поджог. Он из ревности поджег дом соседа.
  • Углежог (устаревшее название профессии).
  • Пережогин (фамилия). Но: Во время войны дедушка пережег в печке всю мебель.
  • Изжога.

Для того, чтобы ученики хорошо усвоили это правило, эффективным будет такое упражнение: составить собственные предложения с парами слов («поджог» - «поджег», «ожог» - «ожег»).

В суффиксах

И также «камнем преткновения» для школьников часто являются гласные «о» и «ё» после шипящих в суффиксах. Здесь действует простое правило: если существительное образовано от причастия, то в суффиксе пишется «ё». Примеры: сгущенка («сгущенное молоко»), тушенка («тушеная говядина»), жженка («жженый сахар»). В остальных случаях пишется «о»: «душонка», «старушонка», «клячонка». Однако, по правилам старой орфографии, в старых книгах можно встретить написание «тушонка», «жжонка». Это нужно учитывать при работе с книгами старого образца .

Современные правила написания «о» и «ё» после шипящих в корне слова были официально введены относительно недавно. Для того чтобы их освоить, учащимся необходима практика. Навыки, полученные на практических занятиях, должны закрепляться с помощью диктантов, самостоятельных и проверочных работ, сочинений и изложений.

Для того, чтобы правильно написать «о» и «ё» после шипящих, следует вспомнить правило и соотнести его с конкретным словом. После этого необходимо сделать вывод, в соответствии с правилом, о том, какая буква подходит в данном случае. Не стоит полагаться на слух, потому что коварные «шипящие» могут ввести в заблуждение своим твердым произношением. Кроме того, не следует забывать об особенностях старой орфографии. Слова «шопот» и «шол» в книгах говорят не о том, что автор был неграмотный, а о том, что произведение было написано очень давно.

Я каждый раз когда хочу сундук свой отп…реть впадаю в жар и трепет. 4. Озеро замкнутое поясом непроходимых зар…слей поблескивало внизу. 5. Окончив ужин все распол…жились вокруг костра. 6. Он ск…кал во весь дух оглядываясь и пригибая голову к шее коня. 7. И молвил он сверкнув очами Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой как наши братья ум…рали. И ум…реть мы обещали и клятву верности сдержали мы в бородинский бой. 8. Она одной ногой к…саясь пола другою медленно кружит. 9. Работай! Незримо чудесно работа как сев прор…стет. 10. Снег лежал еще кое-где на этом выр…вненном поле аэродрома. 11. Цветы были похожи на колокольчики но у колокольчиков чашечка всегда скл…няется к земле а у этих чашечки стояли вытянувшись вверх словно они раскрылись навстречу з…ре.

2.3. Правописание гласных после шипящих и Ц

Таблица 2.3.

Исключения и

примечания

Ча й, чу до, жи знь,

Некоторые

слова иноязыч-

ши ло, щу риться,

ного происхождения: бро-

ща вель

шю ра, жю ри, парашю т,

фиш ю и др., в том числе

имена собственные (Ж ю ли,

Мкртчя н, Лонжю мои пр.),

сложносокращенные слова и

буквенные

аббревиатуры

(Меж ю рбюро и т. П.).

После Ц в иноязыч-

Цю рих, Цю рюпа,

Ця вловский

венных (фамилиях,

географических

званиях и т.д.)

В корне слова после

Ци фра,

ци ркуль,

Цы ган, цы пленок, на цы поч-

Ц и в словах на –ция

ци кл,

ци новка;

ках, ц ы ц и однокоренные с

наци я, акаци я

ними слова.

В окончаниях и суф-

Пальцы , красно-

Написание некоторых фами-

фиксах после Ц

лицы й,

лий: Вици н, Цици ни др.

цы н

После Ц в окончани-

Сùтце вый, тор-

суффиксах

гòвце в, пàльце м

ударения

В предложном

О чё м, на чё м

же местоимения что ;

в словах причём ,ни-

Исключения и

примечания

В корне под ударени-

Пчё лка (пчела),

При отсутствии таких соот-

ем, если в родствен-

расчё ска (чесать),

ношений пишется О :изж о-

чё рный (чернеть),

га, обжо ра, трущо ба, чо-

другой форме

печё нка (печень),

порный, крыжо вник, шо рох,

же слова пишется Е

учё ба (учебный)

крюшо н, шо в, шо к, мажо р.

Написание с О сохраняется,

если при изменении формы

или в производном

ударение переходит

на другой слог (ш ò мпол-

шомполà).

суффиксе

Стажё р,

вительных -ёр

жё р, ретушё р

глагольном

Размежё вывать,

Ножовка (образовано от

фиксе -ёвыва- и в

выкорчё вывать;

прилагательного ножовый ).

суффиксе

отглаголь-

корчё вка, разме-

существитель-

жё вка

ных -ёвк-

суффиксе

Сражё нный, пре-

причастий

кращё нный; сра-

-ённ- (-ён-) и в суф-

жё н, прекращё н;

отглагольных

жжё ный, копчё-

прилагательных -ён- ,

ный; копчё ности,

а также в производ-

тушё нка,

ных от них словах

щё нность

окончаниях

Печё т, бережё т,

Различается написание су-

лжё т, зажжё т

ществительных ожог, под-

жог, прожог и глаголов

прошедшего времени ожёг,

пережёг, поджёг, прожёг.

В безударных окон-

Пейзàже м,

чаниях существитель-

òвоще м,

ных и прилагательных

рòше го, бòльше го

В ударном слоге по-

Цò кать,

цò коль,

Написание с О сохраняется в

сле Ц , если произно-

цò кот

производных словах и в без-

сится звук О

ударном слоге: ц о котáть,

ц о котýха. В иноязычных

словах О послеЦ может пи-

саться и в безударном слоге:

гèрцо г, палàццо , скèрцо .

Исключения и

примечания

После Ц в окончани-

Кольцò м, купцò в,

ях и суффиксах под

берцò вый,

ударением

цò вывать

безударном

Жо кèй, жо нглёр,

иноязычных слов

шо винùзм, шо ссè,

шо фёр, шо колàд

В суффиксах сущест-

Крючо к,

Следует помнить, что в

вительных

жо нок, книжо нка

фамилиях

гласные после

шипящих и Ц пишутся не-

суффиксах

Ежо вый, грошо-

зависимо

от приведённых

гательных -ов, -он (с

вый, смешо н

выше правил, в соответст-

беглым О )

вии с написаниями в офици-

обозначении

альных документах, напри-

гласного

княжò н, ножны -

мер: Пугачев – Ткачов, Ши-

звука под ударением

ножò н

шов – Чернышев, Щорс, Пе-

после шипящих

чорин, Шопен, Шостакович

В ударных окончани-

Мячò м, плющò м,

существительных

чужò го, большò го

и прилагательных

На конце (в суффик-

Свежо , горячо ,

сах) наречий

общо

Упражнение 5. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Ж…лудь, печ…льный, тяж…лый, нарц…сс, золоч…ный, ш…рты, пощ…чина, деш…вый, ц…вилизац…я, кош…лка, трущ…бы, ч…довище, с багаж…м, ноч…вка, печ…шь, платьиц…, с Андреем Кузьмич…м, ц…ганский, орош…нный, вещ…вой, мальч…нка, печ…нка, ц…клон, нипоч…м, Герц…говина, ш…ссе, ноч…вка, ж…нглер, облиц…вать, Ц…рих, изж…га, харч…, Ш…тландия, куц…й, рыж…й, ш…лк, распаш…нка, лж…шь, щ…голь, вооруж…нный, ч…лка, цариц…н, пч…лы, много колодц…в, ц…коль, понч…, тяж…лый, щ…лочь, ц…рюльник, прож…вывать, трущ…бы, творож…к, жж…ный, наш…птывать, монтаж…р, запрещ…н, хорош…, сорванц…, щ…плый, танц…р, нач…с, пальтец…, Наталья Танц…ра, скач…к, камыш…вый, молодц…ватый, ш…карный, быть молодц…м, протяж…нность, внуч….нок, Верхние Печ…ры, Ш…лохов, экипаж…м, борж…ми, защ…лка, щ…чка, плащ…м.

Упражнение 6. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Приятные воспоминания Старый князь Голиц…н любил рассказывать о лете провед…нном на вилле

под Ницц…й на юге Франц…и. Он подробно описывал великолепный сад с ц…трусовыми деревьями и пышными кустами роз старинный палацц… в котором музицировали вечерами его друзья. Здесь собирались певц… и орк…странты в их кругу можно было столкнуться с выдающимся дириж…ром в…олончелистом скрипач…м. А какие были ночи! Ш…рохи тенистых аллей ш…пот глянц…витых листьев магнолии аромат к…париса!

Князь с герц…гом были приглашены на симфонический концерт. В первом отделении слушали «Итальянское каприччио» Ч…йковского а во втором «Балладу» Ш…пена.

После Ницц…путешествие по Франц…и потом Швейцария Ц…рих. На водах старался поправить здоровье лечился. В Польше гостил у Ц…вловских. Там тоже музиц…ровали. Но молодежь предпочитала оперной музыке ц…рк. Это не импонировало старому князю-эстету даже ш…кировало его.

Возвращение в Россию было ознаменовано турне по Крымскому побережью Ч…рного моря, к ц…лебным источникам. Целое лето смена впеч…тлений!

Но вскоре произошла революц…я пришлось задуматься об эмиграц…и. Все это не раз вспоминал князь Голиц…н объясняя как затем оказался за

рубеж…м вдали от России и почему больше не отдыхает на вилле под Ницц…й.

Упражнение 7. Придумайте небольшой текст, насыщенный словами с изучаемой орфограммой. Устно объясните правописание гласных после шипящих в этих словах.

2.4. Правописание согласных

Таблица 2.4.

Исключения и

примечания

Необходимо

Ре з ьба (реза ть),

Свад ьба(хотя сват , сва-

молот ьба(мо-

т ать), лес тница(хотя ле-

или подобрать родст-

лоти ть),гри б ки

з у), отверс тие(хотя от-

(грибн ой)

верз ать).

за сомнитель-

Правило не распространя-

ной согласной стояла

ется на иноязычные слова:

гласная или соглас-

абстрак ция(хотя абстра-

ные Л, М, Н, Р

г ироваться), транскрип ция

(хотя транскриб ировать).

Написание слов с не-

Ас бест, бас-

проверяемыми

кетбол, вет чи-

гласными

определя-

вок зал,

орфографи-

мунд штук,

ческому словарю

фут бол

Исключения и

примечания

сложносокращен-

Главв рач,

род-

Если первая часть сложно-

ных словах, если од-

д ом,

замм ини-

сокращенного слова окан-

на часть кончается, а

Мосс о-

чивается

двойной соглас-

начинается

ной, то в самом этом слове

одной и той же со-

пишется только одна со-

гласная: конармеец, групорг

Если основа слова

Балл

Кристалл – кристал ьный,

оканчивается на две

балл ьный,

финн – фин ский, колонн а –

одинаковые

промисс –

колон ка, тонн а – пяти-

ные, то перед суф-

промисс ный,

тон ка, оперетт а – опе-

фиксом они сохра-

программ а

рет ка, манн ая(крупа) –

программ ка

ман ка, Алл а – Ал ка.

Двойное Ж пишется

в корнях слов

наличии чередования

вожжи, дрожжи, жжение, жуж-

зг – зж, зд – зж пишется не

жать, можжевельник и однокорен-

двойное Ж , азж :ви зж ать

ных с ними

(визг ),прие зж ать (приезд ).

приставки

Возз вание,

Следует различать написа-

приставка

расс вет,

типа податься

кончается, а корень на-

расс тилать,

(приставка по- ) иподдать-

чинается с одной и той

подд елать

ся (приставка под- ).

же согласной

Написание двойных со-

Абб ревиату-

Запомнить суффиксы: -есс-

гласных в иноязычных

ра, акк лима-

(поэтесс а) , –ис- (актрис а),

словах определяется по

тизация, оп-

(оперетт а),

п озиция

Иссимус (генералисс имус)

проверки

Гигант ский

Блесн уть(хотя блест еть),

ния слов, имеющих в

(гиганты ),

лест ница(хотя лесе нка),

паст бище

ск лянка(хотя ст екло)

согласных вств, здн,

(паст ух),

ндск, нтск, стл, стн и

позд но(опо-

др., необходимо изме-

зда ть),сер д-

нить форму

слова или

це (серд еч-

подобрать

однокорен-

вкус-

ное слово, чтобы после

н ый (вкус о-

первого или второго со-

вой), уча ст-

гласного

стоял гласный

ст ие)

Упражнение 8. Перепишите слова, вставив, где это необходимо, пропущенные согласные.

Ак…орд, ак…уратный, ал…юминий, ап…етит, антен…а, ан…улировать, ап…ел…яция, ап…арат, ас…истент, ас…оциация, ат…ракцион, бал…он,