Интегральное мышление. Мва с интегральным подходом. Практиковать интегральные решения

Представление о лидерстве, так же как и об управлении в целом, меняется. Само понимание неформального авторитета и способности вести за собой людей старо как мир. Впервые же о лидерстве, как о некой парадигме руководства, заговорили после второй мировой войны. Были проведены масштабные исследования на предмет выявления ключевых факторов, определяющих феномен лидерства. Тогда сфокусировались на чертах лидера и особенностях его личности. Позже ставились различные фокусы: сам лидер и его способности, процесс взаимодействия лидера и последователей, влияние ситуационных факторов, системный подход. Появлялись и уходили в тень различные концепции лидерства, кристаллизируя современное научное понимание этого феномена:

  1. Лидерство - это сфера взаимодействия ведущего и ведомых для достижения определенных целей, видения.
  2. Лидеры пользуются влиянием, выходящим за пределы формальной власти.
  3. Лидерство - это добровольное следование людей за человеком или группой, устремленных в будущее и проводящих изменения существующего порядка.

В отношении организационного развития также произошла эволюция взглядов на лидерство: сдвиг от харизматичного к командному. Харизматичное лидерство подразумевает наличие яркой сильной личности, способной создать Ви дение компании, увлечь и повести за собой других. При этом, подразумевается концентрация лидерства на высшем уровне управления, формирующем стратегию и транслирующем её вниз по иерархии. Харизматичное лидерство ставит лидера в эпицентр изменений и фокусирует внимание организации на индивидуальности руководителя.

Командный подход делает упор на распределение лидерства внутри команды, акцентирует сотрудничество, взаимодействие и взаимодополнение сильных сторон каждого лидера в рамках совместной работы.

Интегральное лидерство подразумевает соединение, интеграцию командного и харизматичного подходов, их взаимопроникновение друг в друга.

Если харизматичное лидерство наиболее актуально на ранних этапах развития организации, то командное востребовано в зрелых организациях. При этом, застой или критическая ситуация, даже в зрелых организациях, снова активизируют потребность в харизматическом лидерстве. Однако вся ирония корпоративного развития заключается в том, что придерживаясь какой-либо парадигмы сегодня, мы фактически формируем систему на завтра и послезавтра. Но то, что приносит нам успех сегодня, может отчаянно мешать в будущем. И где же выход?

С одной стороны, логика жизненных циклов развития организации подсказывает нам, что это совершенно нормально, когда, то, что мы строим сегодня, завра уже неактуально, а послезавтра начинает мешать. С другой стороны, возникает вопрос: «Если все это уже давно известно, можно ли встраивать в систему управления программы, которые позволят быстро и безболезненно переходить на новый этап?» Например, опираясь на индивидуализм звездных сотрудников, развивать командное взаимодействие?

Еще в прошлом веке блестящий американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд сказал: «Признаком первоклассного интеллекта является способность мысленно оперировать одновременно двумя противоположными идеями, оставаясь, при этом, способным действовать». Эта фраза часто приходит мне на ум, когда я сталкиваюсь со сложными нетривиальными управленческими ситуациями. Развивая данную мысль, можно сказать, что именно умение видеть разнополярную вариативность возможных решений и способность интегрировать крайности определяют зрелость лидерства.

Возвратимся к вопросу о совмещении индивидуальной и командной природы лидерства. С одной стороны, действительно, именно глубинный эгоизм лежит в основе лидерства как такового. Ведь, что движет потенциальным лидером - внутреннее, порой неосознаваемое, желание достижения и доминирования. И именно этот огонь страсти становится внутренним драйвером движения самого руководителя и организации. Погаси этот огонь и энергия пойдет на убыль. С другой стороны, идеальный руководитель, способный везде и всегда единолично принимать правильные решения вряд ли существует. И будущее именно за командой взаимодополняющих управленцев, каждый из которых обладает уникальными компетенциями и способен повести за собой сотрудников.

Но как же соединять внутренний драйв индивидуальности с умением делиться властью, настроем на сотрудничество? как скрестить харизматическое лидерство с командным? Для решения этой задачи потребуется перенастраивать корпоративную идентичность: начиная от подбора и развития правильных людей до формирования соответствующей идеологии.

Итак, суть интегрального лидерства в объединении индивидуальной и командной природы лидерства. Для реализации этой концепции руководителю необходимо:

  1. Осознать две природы лидерства и развивать в себе индивидуальное и коллективное начала, соединяя их.
  2. Формировать команду единомышленников.
  3. Практиковать интегральные решения.
  4. Развивать интегральное мышление и поведение сотрудников.
  5. Создавать стандартные управленческие процедуры и правила интегрального характера.
  6. Формировать интегральную организационную структуру компании.
  7. Поставить интегральное лидерство как ценность в идеологию компании.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных пунктов.

1. Осознать две природы лидерства и развивать в себе индивидуальное и коллективное начала, соединяя их.

С одной стороны, это потребует внутренней цельности и аутентичности, с другой - внимания к окружающим и фокус на своей полезности для компании. Быть самим собой и, одновременно, полезным для других. И только на первый взгляд может показаться, что это полярности. На поверхностном уровне - возможно, но глубинно - это едино. Именно на пересечении этих подходов и лежит настоящий Свой Путь. Это путь скорее сбалансированной эффективности, чем оголтелой результативности. Когда индивидуальность приветствуется и самореализуется, не заслоняя общую цель; когда смирение и укрощение своих страстей - не самобичевание, а движение к пониманию и развитию; когда удовольствие от работы не мешает результативности, а целеустремленность не заслоняет красоты. Найти такой путь и двигаться по нему для руководителя, порой, не так-то просто. Однако, когда есть такое намерение и терпеливое внимательное изучение себя, других, бизнеса - все происходит само собой. Сам процесс движения по этому пути увлекает и вдохновляет, наполняет верой в лучшее и энергией свершения.

Конечно, у каждого из нас есть свои предпочтения, привычные стратегии и излюбленные подходы. И это отражение нашей индивидуальности, как ни крути. Однако давайте признаем, не все привычки нам помогают, а некоторые очень даже мешают по жизни. Если вспомнить любую типологию личности, то понятно, что многие поведенческие и ментальные шаблоны заложены в нас где-то очень глубоко и, по сути, являются неотъемлемой частью нашей личности. А что если наши уникальные особенности мешают нам видеть и понимать других? Ведь не зря же говорят, что чем более творческий человек, тем сложнее с ним взаимодействовать? Думаю, это справедливые вопросы. Однако для лидерства и для такой профессии как руководитель (а это профессия) навыки управления собой и другими обязательны и, следовательно, умение интегрировать индивидуальное и коллективное начала - требование непреложное. И во многом, это требование определяет индивидуальность того, кто занимается управлением или лидер по натуре. Другой вопрос, что далеко не все руководители становятся лидерами. Бывает, часто, как раз наоборот, став неформальным лидером человек входит в профессию управленца и развивается в ней. Более того, как правило, те, кто стремится развиваться как лидер, в итоге становятся руководителями. В общем, так или иначе, необходимо развивать в себе индивидуальное и коллективное начала, интегрируя их вместе. И тогда, со временем это может стать частью нашей индивидуальности, естественным состоянием нашего мышления и поведения.

Один из способов интегральной практики - это чередование ролей в команде. Исполнение и руководство постоянно идут рука об руку, одно без другого невозможно. Важно уметь и то, и другое. Чтобы искусно руководить, надо уметь подчиняться. Это не только дисциплинирует и повышает иммунитет к власти, но и помогает лучше понять других, прочувствовать на себе всё изнутри. Попробуйте иногда вставать на место ваших подчиненных в буквальном смысле: поработать продавцом, посидеть вместе с дизайнером или бухгалтером, выполняя их поручения. Интересный опыт.


2. Формировать команду единомышленников.

Для эффективной и результативной работы компании важно набирать, обучать и продвигать правильных сотрудников. Что значит правильных? - это значит, тех, чьи личностные характеристики (психологическая конституция человека, устремления, ценности и убеждения) и профессиональные компетенции (знания, умения, навыки, мотивированность) будут адекватны корпоративной идеологии и поставленным задачам.

Если посмотреть на это через призму развития интегрального лидерства, то стоит обратить внимание на следующее: кандидат в команду любит свое дело? стремится быть лучшим? способен брать на себя ответственность за свое поведение и поведение других? хорошо понимает себя, видит свои сильные и слабые стороны? настроен на развитие? умеет ладить с людьми? готов к сотрудничеству? В чем его (её) уникальность и какой вклад в команду сможет привнести?

Развитие интегрального лидерства в компании потребует отбора людей, способных на самостоятельные действия и, при этом, желающих взаимодействовать и добиваться результатов совместно с другими. Это люди, сочетающие в себе независимость мышления и позитивный настрой. Такими людьми невозможно командовать - их надо убеждать, мотивировать, вдохновлять. Они не всегда уверены в себе, но предпочитают демонстрировать самостоятельность в принятии решений. Они работают только там, где присутствует уважение и профессионализм. Для таких людей деньги - важная составляющая успеха, но не единственная. При этом им необходима справедливость и их интересуют карьерные перспективы.

Такие люди - редкость, но собранные вместе и «сыгранные как команда», способны показывать выдающиеся результаты. Таких людей не просто собрать, но еще сложнее удержать. На это способен только интегральный лидер - тот, кто ценит индивидуальность и коллектив, и способен вести за собой не за страх, а на совесть.


3. Практиковать интегральные решения.

Например, при управлении конфликтами не вставать однозначно на позицию одной стороны, а помочь участникам конфликта выйти из зоны эмоциональной турбулентности и договорится, посмотреть шире и увидеть новые творческие решения, при котором выиграют все. При этом важно оставаться способным действовать решительно и смело, и в случае затягивания или усугубления сложностей принимать необходимое решение самостоятельно. А далее уже проводить разбор полетов и делать выводы по участникам. Такая постановка вопроса, с одной стороны, направляет индивидуализм сотрудников в интегральное русло, с другой - не допускает застаивания проблем.

Интегральные решения невозможны без уверенности в себе и веры в других. Раз за разом задавайте себе вопросы типа: " Что я чувствую, принимая решение: радость или ярость, или что-то еще? Почему? Я наступил на горло собственной песне ради общего блага или нашел вариант, от которого выигрывает команда и я чувствую радость победы?" Если вариант всех устраивает, но на душе скребутся кошки, то возможно это не лучший вариант, также как и если вы торжествуете, а у других опускаются руки. При всём желании быть интегральным лидером, у большинства из нас есть предпочитаемый управленческий стиль, который тяготеет, в той или иной мере, к одному из полюсов: харизматическое лидерство или командное. Взгляните правде в глаза, чего в вас больше? Чего вам хочется добавить, каким вы хотите быть? В любом из нас есть и индивидуализм, и коллективизм. В каких пропорциях? И если вы понимаете, чего больше, а чего меньше, - значит вы уже на интегральном пути. То, чего больше - развито хорошо - это ваш локомотив сейчас, то чего меньше - еще требует развития - это ваш потенциал роста, это вагончик, который можно разогнать и он станет локомотивом. Пусть каждый вагончик будет локомотивом, а каждый локомотив сможет быть вагончиком, если это понадобится. Если провести аналогию с автомобилем, то можно сказать, что интегральные решения требуют полноприводности.

Конечно, все это возможно делать только с единомышленниками - теми, кто уже верит нам и кому интересны, продвигаемые идеи. Иначе мы потонем в бесконечных спорах и обсуждениях.

Интегральный подход в лидерстве - это умение быстро перемещаться из роли лидера в роль командного игрока. Необходимо научиться чувствовать, когда важно взять лидерство на себя, а когда раствориться в команде. Что будет критерием этих переходов? Думаю, интересы дела. Ведь лидерство - это умение видеть, стремиться и брать на себя ответственность, выходя за границы личного интереса. Лидерство - это когда нас интересует что-то большее, чем личная выгода. Поэтому умение подчинить свое поведение интересам дела и готовность брать на себя ту роль, которая наиболее сейчас актуальна, даже вопреки амбициям - это уже арсенал интегрального лидера.


4. Развивать интегральное мышление и поведение сотрудников. Демонстрировать собственным примером интегральный подход необходимо, но недостаточно. Важно при этом оказывать трансформационное воздействие на команду: объяснять, убеждать, требовать, обучать, заряжать и поддерживать на этом пути сотрудников. И здесь понадобится собственная харизма и разжигание её в каждом и в команде в целом.

С одной стороны, необходимо понять конкретного человека, его сильные и слабые стороны, его возможности и ограничения. Услышать его Правду. Найти к нему подход, завоевать его доверие и увлечь его интегральным подходом: показать ему как это поможет ему в достижении личных устремлений и получении рабочих результатов. С другой стороны, важно сплотить команду и обеспечить эффективное взаимодействие внутри нее. Добиться результативности через сотрудничество. Придется объяснять, показывать, корректировать, если необходимо. Для этого необходимы личные разговоры «один на один», рабочие встречи и собрания.

Личные разговоры . Если на этапе формирования команды мы проясняем особенности личности кандидата, то теперь нам важно уже отталкиваясь от этого, выстраивать диалог (если надо обучающий) для продвижения к целям компании. Разговор с глазу на глаз позволяет достичь глубинной доверительности общения, лучше понять друг друга. На таких встречах можно разговорить того, кто предпочитает отмалчиваться на общих собраниях или более подробно прояснить позиции по спорным вопросам. Здесь нужно отталкиваться от конкретного человека. Такие разговоры могут быть необходимы для прояснения рабочих вопросов, при этом, это всегда отличная возможность понять друг друга на личностном уровне.

К чему человек стремится? О чем мечтает? Как проводит свободное время? Что или кто его вдохновляет? Есть ли у него семья? Сколько лет детям / внукам? Домашние животные? Что любит читать? Какие фильмы смотрит? Ищите темы, о которых человеку будет приятно говорить, ищите общие интересы. Искренний интерес к собеседнику позволит ему раскрыться. Зная сильные стороны человека и что его вдохновляет на движение вперед можно разбудить или активизировать внутренний огонь Личности, сподвигнуть человека на амбициозные поступки, зажечь его. При этом важно акцентировать важность осознанности и развития, включить не только эмоциональный и интеллектуальный, но и духовный уровень личностного роста. Такой подход будет способствовать постепенному и неизбежному развитию интегральности сотрудника.

Собрания. Когда необходимо донести определенную информацию до всего коллектива, быстро собрать ее воедино, выявив ключевые проблемы взаимодействия, или принять общее решение необходимо провести собрание. Собрания хороши, когда они проводятся не часто, регулярно и динамично. Конечно, бывают ситуации, когда необходимо быстро всех собрать, но все же это не должно становится нормой. Если после собрания участникам хочется работать больше чем до него и понятно как это сделать - значит, собрание правильное.

Рабочие встречи. Основная цель таких встреч, это, как правило, решение конкретных вопросов кругом заинтересованных лиц. Рабочие встречи носят неофициальный неформальный характер, инициировать их может любой сотрудник, более того, участники такой встречи имеют право выбора времени и места. Формы рабочих встреч могут быть разнообразны: от простого разговора до мозгового штурма. Такие встречи позволяют нам задействовать как индивидуальный, так и коллективный потенциал сотрудников, здесь реализуются механизмы самоорганизации индивидуальностей - ключевой ресурс интегрального лидерства. Поэтому наша задача - способствовать развитию данного формата в организационной практике. Как? Сведите к минимуму собрания; поощряйте межфункциональное диагональное неформальное взаимодействие сотрудников по рабочим вопросам; прежде чем включаться в разбор проблемы подчиненного, спросите с кем из коллег он встречался и пытался решить эту задачу; добивайтесь реализации решений, принятых на рабочих встречах.

Однако, как говорится, разговорами сыт не будешь. Сотрудники должны нарабатывать компетенции интегрального лидерства через обучение - тренинги, семинары с дальнейшим внедрением полученных навыков в бизнес практику.


5. Создавать страндартные управленческие процедуры и правила интегрального характера.

Лучший способ внедрить передовой опыт - это превратить его в стандартные рабочие процедуры или правила, а затем использовать их как шпаргалки для того, чтобы каждый раз не изобретать велосипед. Стандартных управленческих процедур не должно быть много, главное, чтобы люди понимали зачем они нужны, внутренне принимали их полезность и действительно придерживались их в работе. По сути это прописанные управленческие бизнес процессы в виде правил. Например, алгоритм принятия ключевых решений в компании или правила проведения собраний - если их знают не только руководители, но и все заинтересованные сотрудники, а еще лучше если они участвовали в их формировании, то не надо каждый раз объяснять как мы работаем по этому вопросу, тем самым мы добиваемся прозрачности в работе. Раз. Обеспечиваем преемственность при заступлении в должность нового руководителя. Два. Вовлекаем людей в обсуждение и участие в управлении организацией. Три.

Я сторонник того, чтобы такие процедуры писались теми, кто должен их выполнять. Далее они обсуждаются в коллективе и принимаются за основу с возможностью дальнейшего совершенствования. Задача руководителя добиться вдумчивого, четкого отношения к написанию такого рода документов и неукоснительного (можно не сразу, постепенно к этому прийти) исполнения. Применение такого подхода автоматически обеспечивает внедрение интегрального лидерства, т.к. активирует личную инициативу и ответственность сотрудников и расширяет возможности командного межфункционального взаимодействия.


6. Формировать интегральную организационную структуру компании. Организационная структура - это существующий в организации порядок движения информации, принятия решений и их осуществления. Интегральный подход предусматривает следующее:

  • организационная структура должна отражать максимально эффективный способ управления текущими бизнес-процессами и, одновременно, стратегию развития бизнеса. Учитываться должен и человеческий фактор, т.е. наличие или отсутствие подходящих кандидатур на управленческие позиции.
  • количество уровней иерархии (то есть насколько структура плоская или наоборот вертикальная) должно быть столько, сколько необходимо для принятия максимально быстрого и продуманного решения. То есть их должно быть минимальное количество, чтобы быстрее и без искажений проходила информация, одновременно их должно быть максимальное количество, чтобы были учтены интересы всех, кто будет реализовывать это решение. Найти золотую середину раз и навсегда не получится. Поэтому организационная структура должна быть гибкой и адаптивной.
  • Лидерство должно быть распределено по всем уровням органзационной вообще-то название «уровни иерархии» было бы правильно назвать «уровни принятия решения». Тогда это уровни ответственности и полномочий. Я бы даже назвал их осями лидерства. В общем, не так важно как их назвать, главное что под этим иметь в виду: руководители должны быть лидерами для своих подчиненных, иметь необходимые полномочия для принятия решения и соответственно нести ответственность (не только внутреннюю, но и материальную) за принятые решения. При этом в процесс принятия решения должны быть включены лидеры, чьи команды будут вовлечены в процесс реализации принятого решения (за исключением чрезвычайных ситуаций).

7. Поставить интегральное лидерство как ценность в идеологию компании . Идеологию упрощенно можно определить как систему взглядов и идей, формирующую культуру компании, её стратегию, структуру, коллектив. Идеология закладывает мировоззренческие основы системы управления компании и если среди ключевых ценностей присутствует интегральное лидерство, то можно говорить о том, что оно будет «вплавляться» в организационную жизнь через правила, нормы, процедуры.

Когда идея сплетения харизматического и командного лидерства интересна, понятна, взращивается в умах ключевых людей компании, привносится в решение важнейших каждодневных дел, то постепенно она проникает в культуру организации, становится все более осязаемой управленческой доминантой и притягивает в компанию людей, сознательно стремящихся или неосознанно тяготеющих к интегральному лидерству.

Закрепленная в идеологии, управленческая интегральность намагничивает мышление и поведение сотрудников вести дела особым образом: взвешенно и решительно, эмоционально и продуманно, последовательно и результативно. Так работает идеология, если мы готовы уделять этому время и силы.


Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художники» и «мыслители». Что это значит? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое . Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начало личности напрямую зависит от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают, что то, какое полушарие работает лучше, напрямую отражается в способностях человека, его характере. Некоторые учёные утверждают, что гораздо большей ценностью обладает развитое правополушарное мышление. Почему? Ответ вы найдёте в нашем материале.

О работе двух полушарий

Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления:

  • левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе
  • правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут эмоции, и образы
  • смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент
  • интегрированное мышление – когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.

Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки. Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.

Как узнать, какое полушарие преобладает?

Узнать, какое полушарие у вас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к и управлению человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента – сильные эмоции, — у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести , вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, — у вас левополушарный тип мышления.

Характеристики правополушарного мышления

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.

Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.

Зачем развивать правополушарное мышление?

Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь Иоганн Фридрих Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейропедагог Наталия Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях». Профессор Т. П. Хризман сетовал, что «исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: надо спасать нацию».

«Эксперимент в области педагогики и психологии, проведённый американскими, швейцарскими и австрийскими учёными показал, что школьники начали значительно преуспевать во всех дисциплинах, когда обычную школьную программу уменьшили за счёт увеличения часов уроков музыки».

В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Упражнения для активизации правого полушария

«Рекомендация. Интуицию, внутреннее образное видение, комплексный подход – все эти проявления правополушарного мышления можно развивать. Делать это можно как самостоятельно (с помощью известных методик , Майкла Микалко, Джулии Камерон, Мерили Зденек и других), а можно, заняться интенсивной тренировкой креативности в группе на специальном тренинге».

Начните тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений, которые выполняются в паре.

  1. Упражнение «Образы». Удобно сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Так вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь ваш партнёр будет медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.

Вначале зрительные образы : банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.

Телесные образы : поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.

И в конце – обонятельные и осязательные образы : аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.

  1. Упражнение «Пословицы». Ваш партнёр по упражнению загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Вы угадываете. Потом – меняетесь ролями.

Удачи в развитии правополушарного мышления! Ваше мнение: каким образом правополушарное, интуитивно-образное мышление связано с лидерством?

На самом деле введение категории «интегрированное мышление» в качестве квинтэссенции наиболее продвинутых современных методов управления и отчетности не означает, что именно теории менеджмента принадлежит пальма первенства в открытии и практическом приложении типа мышления, которое можно было бы назвать «интегрированным». Хотя стандартизация, признание «интегрированного мышления» в качестве эталона, идеальной модели ведения бизнеса – достижение именно новейшей управленческой мысли. Но было бы интеллектуальным зазнайством забыть тех великих мыслителей, которые ввели в научный оборот высшую идею интегрированности – ноосферу – В.И. Вернадского и Т. Де Шардена. Теория ноосферы хорошо разработана и в философской, и в естественно-научных школах. Развитие управленческой мысли в ХХ веке шло от “научного менеджмента” через теории “человеческих отношений” до системного подхода. В этом смысле, выход к интегрированности и в науке, и в управленческой мысли, к пониманию интегрированности и ее операционализации для целей бизнеса и заинтересованных сторон – это серьезная новация последнего времени. По сути, сегодня интегрированное мышление становится атрибутом моделей делового совершенства. Некоторые понятия стоит пояснить отдельно.

В первую очередь, что такое «мышление», как и с чем оно может быть интегрировано, или каким образом может содержать в себе свойство интегрированности?

В общественных науках «мышление» понимается как высший познавательный психический процесс, основанный на бесконечном процессе отражения и преобразования человеком действительности в некие новые знания. Без мышления невозможно установление связей между явлениями, невозможна осознанная деятельность человека, особенно в условиях турбулентности.

В обиходе мы интуитивно, но довольно четко характеризуем людей по уровню развития их мышления, оценивая качество некоего сочетания информированности и способности эффективно обрабатывать информацию с выходом на решения, действия, приводящие к наиболее позитивному результату. Пользуясь устоявшимися вербальными выражениями, содержащими такие оценки, мы причисляем того или иного человека к категории «умных», «смекалистых», «посредственных», «недалеких», «глупых» и т.д. Этими характеристиками мы награждаем, даже порой подсознательно, практически каждого, с кем сводит нас судьба – это необходимое для нас действие по выбору партнера, анализу потенциальных рисков или выгод общения, совместной деятельности.

Но есть высший уровень такой оценки, который мы присваиваем очень редкой категории людей, обладающих неким сверхзнанием и предвидением. Таких людей мы называем мудрецами, пророками, оракулами. В чем же их ключевые особенности? Во-первых, их суждения и решения основаны на анализе широкой палитры факторов. Во-вторых, их решения, как правило, направлены на достижение максимально возможного общего блага, то есть они масштабны в своих границах, ориентированы на гармонию природы, людей и мира вещей, мирное развитие и сохранение жизни. В-третьих, их решения ориентированы на достижение стратегических, долгосрочных целей, скрывающихся за достижимым для рядового человека горизонтом планирования. Важен и психологический портрет обладателя таких характеристик. Он спокоен, т.к. для него не существует тревожащих душу тайн. Он нетороплив, т.к. знает, какое единственно верное действие нужно совершить. Он великодушен и добросердечен, т.к. его ум обеспечивает ему предсказуемость потенциального врага, а значит – безопасность. Он непоколебим и тверд, т.к. служит истине, которая в определенной степени константна. Он авторитетен даже для врагов, т.к. каждый понимает редкость этого типа людей в природе и силу синтеза их интеллектуальных и душевных способностей.

К чему эти рассуждения? К тому, что применяя к мышлению эпитет «интегрированное», мы подразумеваем качественное состояние гармоничного синтеза неких разрозненных частей в едином целом. Поэтому, может быть, немного смело, но мы предполагаем, что именно словом «мудрость» можно было бы отразить глубокий смысл, заложенный в словосочетании «интегрированное мышление».

Растущие в геометрической прогрессии риски, возрастающая конкуренция за ресурсы, гонка технологий, обязывают нас быть уже не просто «умными». Сейчас будет выигрывать тот, кто своей победой способен принести максимальное благо человечеству и природе в максимально возможном масштабе в долгосрочной перспективе. Эта мысль была воспринята и деловым сообществом, разочаровавшимся в узости капиталистического, направленного на служение «золотому тельцу», подхода к ведению бизнеса. Растет количество инвесторов, не желающих вкладывать средства в проекты, несущие в себе только смыслы обогащения. Уменьшаются шансы выживания компаний, стремящихся только к наращиванию собственного финансового капитала. И компаниям, и инвесторам жизнь диктует новое правило – мыслить интегрированно, становиться мудрее, то есть достигать в деловой активности высшей степени гармонии рационального и духовного. А это возможно только тогда, когда в стратегии развития компании и в оценке компании инвесторами вне зависимости от масштаба компании главный акцент ставится на том, насколько сплетены в единый вектор роста экономическая эффективность бизнеса, общественное благополучие, ощущение для счастья членами общества (фирмы, города, страны, мира) и сохранение среды обитания в долгосрочной перспективе.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
(Учение о Гармонии Мира)

1. ВВОДНАЯ.

Данный материал является: по значимости - в высшей степени эксклюзивным, по содержанию - суперуникальным, а по значению в учении - фундаментальным.
Дело в том, что никто ранее меня за все время существования Человеческой расы не занимался интегральным мышлением на таком системной уровне. Именно я первый сформулировал идею об интегральном мышлении как составном элементе разумности вообще и определил его ключевую роль в эволюции разумной расы.

Длительное время, мои представления об интегральном мышлении носили общий характер, что для глобального теоретизирования было вполне достаточно. Но когда вопрос встал о практическом воплощении идей учения, этих общий сведений стало недостаточно. Возникла задача сформировать теоретическую основу представлений об интегральном мышлении в такой ее детализации, которая могла бы лечь в основании учебной методики по освоению этого способа мышления.

Именно этой задаче посвящена эта статья.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕГРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Мыслительная деятельность разумного организма слагается из двух компонентов: рационального и интегрального мышлений. В единстве этих двух форм мыслительной деятельности и проявляется Разум как таковой.

А. Функции.
Каждый вид мышления имеет свою эволюционную функцию.
Функция рационального мышления - формировать плоть ментального восприятия, творить сам ментальный дискретный материал, из которого складывается понимание Мира в его частных проявлениях.
Функция интегрального мышления - формировать целостность видения Мира, соотносимость создаваемой ментальной картины самой Гармонии Мира.

С помощью рационального мышления Мир исследуется в своем дискретном содержании, с помощью интегрального мышления Мир обретает живую полноту целостности и единства.

Б. Конечный продукт.
Рациональное мышление создает дискретные знания. Интегральное мышление - целостную ментальную интерпретацию Мира. Оба вида мышления взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Взаимопроникаясь они создают основу для преобразующей деятельности разумного организма.

В. Инструментарий.
Каждый вид мышления используют свой инструментарий. Рациональное мышление оперирует широким спектром категорий, понятий и следует логике как совокупности зависимостей, определяющих истинность линейных умозаключений. Интегральное мышление оперирует мыслечувственными переживаниями, определяющими образы, связанные с фундаментальными свойствами Мира: его единства, целостности, атрибутивности и взаимосвязи всего со всем.

Различие инструментария состоит в том, что категории и понятия рационального мышления представляют собой компиляцию различных аспектов чувственных образов, формируемым благодаря органам чувств, а мыслечувственные переживания интегрального мышления - это ментальные ощущения, когда органом чувств выступает сам аппарат мышления (мозг) как целостный функционирующий продукт Мира.

Ментальные ощущения - это ментальная информация, возникающая в процессе функционирования мозга как целостного объекта при самоидентификации (выявления самотождественности). Будучи объектом Мира, мозг является носителем фундаментальных его свойств и в процессе самоотождествления эти фундаментальные свойства естественным образом выделяются мозгом как ощущения.

Г. Форма процесса.
Рациональное мышление линейно, тоннельно и дискретно. Мир в рациональном мышлении представляет собой сумму линейных связей как на элементарном, так и на синтетическом уровне. Рациональная линейность неисчерпаема и непрерывно изменяется, что делает само рациональное мышление непродуктивным для целостного восприятия.

Интегральное мышление напротив - нелинейно, оно всеобъемлюще и целокупно одновременно. Оно одновременно сопровождает все бесконечное множество линейных процессов как целостность, при чем целостность иерархически структурированную.

Один единственный интегральный образ тысячекратно информативнее, чем вся совокупность всех рациональных знаний, созданных человечеством. Все бесконечное множество рациональных описаний всех процессов одной живой клетки не заменит ее живое фактическое проявление. Так и интегральное видение.

Мыслечувственное интегральное ощущение способно динамически трансформироваться сообразно отображаемой реальности, делая себя равным «живому» проявлению. Вот почему создаваемая интегральным мышлением интерпретация реальности называется «живой» - она порой существует внутри реальности, предоставляя возможность мыслящему организму перемещаться во времени в будущее и прошлое, в любую точку пространства.

3. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Как продукт сложной эволюции интегральное мышление проявляется в широком диапазоне качеств от минимального развития до совершенного.

Степень развития интегрального мышления определяется потенциалом эффективности мыслительного процесса, который характеризуется критериями скорости переработки информации, масштаба и глубины интегральности восприятия.
Чем менее развит интегральный интеллект, тем меньше скорость обработки информации, уже возможности по сотворения интегральных образов, а также не глубока и не широка масштабность восприятия.

Можно выделить три эволюционных уровня развития интегрального мышления: базовый (минимальный), функциональный (средний) и целостный(высокий).

А. Базовое интегральное мышление.
Базовое интегральное мышление характеризуется узколокальной интегральностью. Целостность Мира ограничивается миром самого субъекта, его потребностей и интересов, он становится в центр мироздания, а сам Мир превращается в приложение к его существованию.

Интегральное мышление базового уровня развития определяет лишь направленность усилий субъекта на самого себя, и этим ограничивается. Начальный уровень обуславливает формирование культуры, поскольку оно выводит человеческое существо как объект и субъект развития, накопления. Попытка системного оформления интегрального мышления базового уровня приводит к мистификации восприятия Мира, что в конечном счете выливается в сотворение мифологии и религии. Главный продукт базового интегрального мышления - культура разумной формы жизни.

Б. Функциональное интегральное мышление.
Функциональный уровень развития интегрального мышления характеризуется функциональной локальностью восприятия целостности Мира. Это означает, что Мир воспринимается единым в границах некоторой дискретной функции, рационально оформленной линейной аргументацией. Главный продукт этого уровня - сложные социальные структуры и формы взаимодействия, составляющие ядро культуры разумной расы.

Данный уровень развития не в состоянии воспринять Мир целостно вне рациональной аргументации, потому она крепко связана с уровнем технической освоенности реальности.

Системное оформление этого уровня мышления приводит к сложным рациональным конструкциям синтетического вида, именуемые «мировоззрениями» - систем дискретных знаний, опирающихся на некоторую единую методу. Это охватывает не только рациональные, но и иррациональные подходы (теология).

Линейно-фрагментарный характер мировоззрений приводит к тому, что человек демонстрирует непрерывную противоречивость, что в свою очередь обуславливает противоречивость и кризисонаполненность жизнедеятельности человека.

В. Целостное интегральное мышление.
Целостный уровень развития интегрального мышления характеризуется потенциалом наблюдения всей полноты Гармонии Мира.
Но следует указать, что наличие потенциала еще не значит, что человек видит эту единоцелостность. Ее следует создать. При чем создать, следуя некоторым рационально оформленным направляющим - интегральным знаниям. До того, как возникло Учение о Гармонии Мира, человечество не имело этих знаний.

В ранних стадиях эволюции разумной формы жизни в популяции разумных организмов доминирует базовый интегральный интеллект. Это обуславливает все специфические черты ранней цивилизации, как-то: кровавый характер исторического процесса, доминанту хозяйственной деятельности над прочими видами деятельности, потребительская направленность жизнедеятельности разумных организмов. По мере развития культуры разумная раса рано или поздно осознает значение интегрального восприятия и организует переход на иные формы организации своей жизнедеятельности.

4. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Развитие предполагает реализацию фактического потенциала интегрального мышления. Эта задача носит двоякий характер: с одной стороны, она предполагает развитие интегральных навыков и приемов мышления, с другой стороны, обуславливает формирование собственно интегрального видения -интепретации.

Развитие интегрального мышления представлено в технологии нообилдинга, которая подробно изложена в книге «Гармония Мира. Учение». Повторяться не буду. Отмечу лишь следующие важные моменты.

Интегральное видение (ноовидение) характеризуется:
одновременной многолинейностью интерпретируемых процессов (внимание отслеживает поток процессов как единоцелостность, человек чувствует каждый процесс в отдельности и одновременно все их вместе как целый поток, при чем оба уровня взаимодействуют в том же интерпретационном акте - как наблюдатель, как наблюдаемое и как оба ракурса в единстве);
иерархичности мировых процессов (эти процессы имеют различный масштаб циклов, есть процессы большого цикла, внутри его -поменьше, а внутри тем - еще меньше);
целозамкнутости всех процессов (весь мир рассматривается как целое и полное во всем диапазоне осмысливаемых процессов);
неразрывностью взаимодействия с реальностью, полной погруженностью создаваемой интерпретации в Мир (интегральное видение не существует как виртуальная реальность или мыслимая реальность, она есть текущая и одновременная интерпретация реальности).

Аналогом того, что создает интегральное мышление является ментальные образы, являющиеся целями медитаций восточных практик. Нирвана - есть грубая вариация интегрального восприятия.

Но есть существенное и принципиальное отличие интегрального видения от нирваны. Восточные практики определяют нирвану как результат титанических усилий, как цель, недосягаемую для непосвященных и неизбранных, как вершина усилий по самосовершенствованию. Интегральное же видение, превосходя нирваническое состояние в разы, является рабочим состоянием человеческого восприятия Мира. Можно сказать, что нирвана - это одно из начальных состояний гармонического интегрального ума.

5. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Интегральное восприятие является базовым, фундаментальным основанием взаимодействия Человека с Миром с другими людьми.
Однако, следует признать, что постоянная актуализация интегрального видения требует громадных энергетических затрат и напряжения. Человек физически как живой организм не готов к такой работе.
Это означает, что актуализация интегрального видения может носить «пунктирный» характер, то есть проявляться по мере необходимости и на этапах решения стратегических задач. На уровне оперативных задач интегральное видение не столь востребовано. Для того, чтобы, например, приготовить себе еду, нет необходимости воспринимать мир во всей его масштабной целостности.

Систематизация и связи

Философская антропология

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
(Учение о Гармонии Мира)

1. ВВОДНАЯ.

Данный материал является по значению в учении о Гармонии Мира фундаментальным.
Дело в том, что никто ранее меня за все время существования Человеческой расы не занимался интегральным мышлением на таком системной уровне. Именно я первый сформулировал идею об интегральном мышлении как составном элементе разумности вообще и определил его ключевую роль в эволюции разумной расы.

Длительное время, мои представления об интегральном мышлении носили общий характер, что для глобального теоретизирования было вполне достаточно. Но когда вопрос встал о практическом воплощении идей учения, этих общий сведений стало недостаточно. Возникла задача сформировать теоретическую основу представлений об интегральном мышлении в такой ее детализации, которая могла бы лечь в основании учебной методики по освоению этого способа мышления.

Именно этой задаче посвящена эта статья.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕГРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Мыслительная деятельность разумного организма слагается из двух компонентов: рационального и интегрального мышлений. В единстве этих двух форм мыслительной деятельности и проявляется Разум как таковой.

А. Функции.
Каждый вид мышления имеет свою эволюционную функцию.
Функция рационального мышления - формировать плоть ментального восприятия, творить сам ментальный дискретный материал, из которого складывается понимание Мира в его частных проявлениях.
Функция интегрального мышления - формировать целостность видения Мира, соотносимость создаваемой ментальной картины самой Гармонии Мира.

С помощью рационального мышления Мир исследуется в своем дискретном содержании, с помощью интегрального мышления Мир обретает живую полноту целостности и единства.

Б. Конечный продукт.
Рациональное мышление создает дискретные знания. Интегральное мышление - целостную ментальную интерпретацию Мира. Оба вида мышления взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Взаимопроникаясь они создают основу для преобразующей деятельности разумного организма.

В. Инструментарий.
Каждый вид мышления используют свой инструментарий. Рациональное мышление оперирует широким спектром категорий, понятий и следует логике как совокупности зависимостей, определяющих истинность линейных умозаключений. Интегральное мышление оперирует мыслечувственными переживаниями, определяющими образы, связанные с фундаментальными свойствами Мира: его единства, целостности, атрибутивности и взаимосвязи всего со всем.

Различие инструментария состоит в том, что категории и понятия рационального мышления представляют собой компиляцию различных аспектов чувственных образов, формируемым благодаря органам чувств, а мыслечувственные переживания интегрального мышления - это ментальные ощущения, когда органом чувств выступает сам аппарат мышления (мозг) как целостный функционирующий продукт Мира.

Ментальные ощущения - это ментальная информация, возникающая в процессе функционирования мозга как целостного объекта при самоидентификации (выявления самотождественности). Будучи объектом Мира, мозг является носителем фундаментальных его свойств и в процессе самоотождествления эти фундаментальные свойства естественным образом выделяются мозгом как ощущения.

Г. Форма процесса.
Рациональное мышление линейно, тоннельно и дискретно. Мир в рациональном мышлении представляет собой сумму линейных связей как на элементарном, так и на синтетическом уровне. Рациональная линейность неисчерпаема и непрерывно изменяется, что делает само рациональное мышление непродуктивным для целостного восприятия.

Интегральное мышление напротив - нелинейно, оно всеобъемлюще и целокупно одновременно. Оно одновременно сопровождает все бесконечное множество линейных процессов как целостность, при чем целостность иерархически структурированную.

Один единственный интегральный образ тысячекратно информативнее, чем вся совокупность всех рациональных знаний, созданных человечеством. Все бесконечное множество рациональных описаний всех процессов одной живой клетки не заменит ее живое фактическое проявление. Так и интегральное видение.

Мыслечувственное интегральное ощущение способно динамически трансформироваться сообразно отображаемой реальности, делая себя равным «живому» проявлению. Вот почему создаваемая интегральным мышлением интерпретация реальности называется «живой» - она порой существует внутри реальности, предоставляя возможность мыслящему организму перемещаться во времени в будущее и прошлое, в любую точку пространства.

3. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Как продукт сложной эволюции интегральное мышление проявляется в широком диапазоне качеств от минимального развития до совершенного.

Степень развития интегрального мышления определяется потенциалом эффективности мыслительного процесса, который характеризуется критериями скорости переработки информации, масштаба и глубины интегральности восприятия.
Чем менее развит интегральный интеллект, тем меньше скорость обработки информации, уже возможности по сотворения интегральных образов, а также не глубока и не широка масштабность восприятия.

Можно выделить три эволюционных уровня развития интегрального мышления: базовый (минимальный), функциональный (средний) и целостный(высокий).

А. Базовое интегральное мышление.
Базовое интегральное мышление характеризуется узколокальной интегральностью. Целостность Мира ограничивается миром самого субъекта, его потребностей и интересов, он становится в центр мироздания, а сам Мир превращается в приложение к его существованию.

Интегральное мышление базового уровня развития определяет лишь направленность усилий субъекта на самого себя, и этим ограничивается. Начальный уровень обуславливает формирование культуры, поскольку оно выводит человеческое существо как объект и субъект развития, накопления. Попытка системного оформления интегрального мышления базового уровня приводит к мистификации восприятия Мира, что в конечном счете выливается в сотворение мифологии и религии. Главный продукт базового интегрального мышления - культура разумной формы жизни.

Б. Функциональное интегральное мышление.
Функциональный уровень развития интегрального мышления характеризуется функциональной локальностью восприятия целостности Мира. Это означает, что Мир воспринимается единым в границах некоторой дискретной функции, рационально оформленной линейной аргументацией. Главный продукт этого уровня - сложные социальные структуры и формы взаимодействия, составляющие ядро культуры разумной расы.

Данный уровень развития не в состоянии воспринять Мир целостно вне рациональной аргументации, потому она крепко связана с уровнем технической освоенности реальности.

Системное оформление этого уровня мышления приводит к сложным рациональным конструкциям синтетического вида, именуемые «мировоззрениями» - систем дискретных знаний, опирающихся на некоторую единую методу. Это охватывает не только рациональные, но и иррациональные подходы (теология).

Линейно-фрагментарный характер мировоззрений приводит к тому, что человек демонстрирует непрерывную противоречивость, что в свою очередь обуславливает противоречивость и кризисонаполненность жизнедеятельности человека.

В. Целостное интегральное мышление.
Целостный уровень развития интегрального мышления характеризуется потенциалом наблюдения всей полноты Гармонии Мира.
Но следует указать, что наличие потенциала еще не значит, что человек видит эту единоцелостность. Ее следует создать. При чем создать, следуя некоторым рационально оформленным направляющим - интегральным знаниям. До того, как возникло Учение о Гармонии Мира, человечество не имело этих знаний.

В ранних стадиях эволюции разумной формы жизни в популяции разумных организмов доминирует базовый интегральный интеллект. Это обуславливает все специфические черты ранней цивилизации, как-то: кровавый характер исторического процесса, доминанту хозяйственной деятельности над прочими видами деятельности, потребительская направленность жизнедеятельности разумных организмов. По мере развития культуры разумная раса рано или поздно осознает значение интегрального восприятия и организует переход на иные формы организации своей жизнедеятельности.

4. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Развитие предполагает реализацию фактического потенциала интегрального мышления. Эта задача носит двоякий характер: с одной стороны, она предполагает развитие интегральных навыков и приемов мышления, с другой стороны, обуславливает формирование собственно интегрального видения -интепретации.

Развитие интегрального мышления представлено в технологии нообилдинга, которая подробно изложена в книге «Гармония Мира. Учение». Повторяться не буду. Отмечу лишь следующие важные моменты.

Интегральное видение (ноовидение) характеризуется:
одновременной многолинейностью интерпретируемых процессов (внимание отслеживает поток процессов как единоцелостность, человек чувствует каждый процесс в отдельности и одновременно все их вместе как целый поток, при чем оба уровня взаимодействуют в том же интерпретационном акте - как наблюдатель, как наблюдаемое и как оба ракурса в единстве);
иерархичности мировых процессов (эти процессы имеют различный масштаб циклов, есть процессы большого цикла, внутри его -поменьше, а внутри тем - еще меньше);
целозамкнутости всех процессов (весь мир рассматривается как целое и полное во всем диапазоне осмысливаемых процессов);
неразрывностью взаимодействия с реальностью, полной погруженностью создаваемой интерпретации в Мир (интегральное видение не существует как виртуальная реальность или мыслимая реальность, она есть текущая и одновременная интерпретация реальности).

Аналогом того, что создает интегральное мышление является ментальные образы, являющиеся целями медитаций восточных практик. Нирвана - есть грубая вариация интегрального восприятия.

Но есть существенное и принципиальное отличие интегрального видения от нирваны. Восточные практики определяют нирвану как результат титанических усилий, как цель, недосягаемую для непосвященных и неизбранных, как вершина усилий по самосовершенствованию. Интегральное же видение, превосходя нирваническое состояние в разы, является рабочим состоянием человеческого восприятия Мира. Можно сказать, что нирвана - это одно из начальных состояний гармонического интегрального ума.

5. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Интегральное восприятие является базовым, фундаментальным основанием взаимодействия Человека с Миром с другими людьми.
Однако, следует признать, что постоянная актуализация интегрального видения требует громадных энергетических затрат и напряжения. Человек физически как живой организм не готов к такой работе.
Это означает, что актуализация интегрального видения может носить «пунктирный» характер, то есть проявляться по мере необходимости и на этапах решения стратегических задач. На уровне оперативных задач интегральное видение не столь востребовано. Для того, чтобы, например, приготовить себе еду, нет необходимости воспринимать мир во всей его масштабной целостности.