Существует ли связь между цеховыми правилами. Взаимосвязь производственных цехов с другими группами помещений. Помещения для потребителей

1. Заполните пропуски в логической схеме "Развитие предпринимательства в Новое время", вписав в прямоугольники соответсвующий цифры

1) Рост рынков и развитие мировой торговли

2) Возникновение нового типа промышленного предприятия - мануфактуры

3) Развитие бирж и банков

4) Великие географические открытия

5) Необходимость большого количества разных товаров

2. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Письменно ответьте на вопрос

Существует ли связь между цеховыми правилами и формами развития мануфактурного производства?

Отдельные элементы конечного продукта изготовляли ремесленники с узкой специальностью, а сборку осуществляли в мастерской предпринимателя

3.Заполните пропуски в таблице. Озаглавьте ее графы, сформулируйте и напишите ее название

Отличие мануфактуры от ремесленной мастерской

4. Сравните рассеянную и централизованную мануфактуры. Запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия

1) Имеет место раздача предпринимателем сырья надомникам-ремесленникам и получение от них готового товара

2) Существует разделение труда

3) Осуществляются под одной крышей все операции по производству конечного продукта силами разорившися ремесленников

4) Является одной из ранних форм организации производства

5. Прочитайте определения и запишите понятия

1) Исключительное право на производство или продажу чего-либо - монополия

2) Место, где заключаются сделки купли-продажи - биржа

3) Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли - капитал

4) Промышленное предприятие, основанное на ручном труде и разделении труда - мануфактура

5) Общественный строй, основанный на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наемного труда - капитализм

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объеденившая под властью пол-континента и имевшая большую поддержку папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап

2) Рассмотрите рисунок (с. 49 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера - купца и банкира вы можете сделать? Запишите их

Фуггеры могли беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших городах

7. Прочитайте текст документа и письменно ответье на вопросы

1) Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой "низменной" проблемой, как учреждение мануфактур?

"Когда работаешь для государства - работаешь для себя. Благо одного составляет славу другого" (Людовик XIV )

2) Какой вывод о характере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста?

При Людовике XIV во Франции абсолютизм достиг своего пика, а в экономике господствовал меркантилизм

3) Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?

"Прав у подданных нет, есть одни обязанности" (Людовик XIV )

На каждом предприятии в соответствии с технологическим процессом выпуска продукции организуются производственные подразделения, формирующие его произ­водственную инфраструктуру, под которой понимается состав его производственных подразделений (участков, отделений, цехов), формы их построения, размещения, произ­водственных связей.

Сущность организации производства заключается в создании условий, обеспечивающих правильное ведение технологического процесса приготовления пищи.

Различают предприятия с цеховой структурой и бес­цеховой.

Цеховая структура организуется в предприятиях, работающих на сырье, с большим объемом производ­ства. Цехи подразделяются на: заготовочные (мясной, рыбный, овощной), доготовочные (горячий, холодный) и специализированные (мучной, кондитерский, кулинарный). Бесцеховая структура производства организуется на предприятиях с небольшим объемом производственной программы, имеющих ограниченный ассортимент вы­пускаемой продукции на специализированных предпри­ятиях (закусочных, шашлычных, пельменных, варенич­ных и др.).

В каждом цехе организуются технологические ли­нии. Технологической линией называется участок производства, оснащенный необходимым оборудованием для определенного технологического процесса.

На каждом предприятии выделяют две наиболее важные составные части: ос­новное производство, охватывающее все процессы, непосредственно связанные с вы­пуском готовой продукции, и вспомогательное производство, включающее процессы материального и технического обслуживания основного производства.

Производственная инфраструктура детского кафе «Лёвушка»:

1. Основное производство:

· Горячий цех

· Холодный цех

· Мясо-рыбный цех

· Овощной цех

· Мучной и кондитерский цех

2. Вспомогательное производство:

Моечная кухонной посуды

Моечная столовой посуды

Вспомогательное помещение для официантов

Прачечная

3. Помещения для потребителей:

Торговый зал

Вестибюль

Комната для родителей

Игровой зал

Гардероб

Туалетные комнаты

4. Складские помещения:

Помещение для приемки сырья и п\ф

Склад материально-технического оснащения и тары

Разгрузочная площадка

5. Административно-бытовые помещения:

Кабинет директора

Бухгалтерия

Кабинет зав. производством

Гардероб для работников

Душевая и туалетная комната

Комната для персонала

6. Технические помещения:

Электрощитовая

Производственная инфраструктура кафе также отражена на схеме 3.

Схема 3. Производственная инфраструктура кафе.

А) Помещения для потребителей:

1 – Вестибюль

2 – Гардероб для посетителей

3 – Туалетные комнаты

4 –Торговый зал

5– Комната для родителей

6 – Игровой зал

Б) Производственные помещения:

7 – Горячий цех

8 – Мясо-рыбный цех

9 – Овощной цех

10 – Холодный цех

11 –Кондитерский цех

В) Вспомогательные помещения:

12 – Моечная кухонной посуды

13 – Моечная столовой посуды

14 – Прачечная

15 – Вспомогательное помещение

Г) Складские помещения:

16 – Помещение для приемки

17 – Разгрузочная площадка

18 – Склад материально-технического оснащения и тары

Д) Административно-бытовые помещения:

19 – Кабинет директора

20 – Кабинет зав. производством

21 – Бухгалтерия

22 – Комната персонала

23 – Гардероб для персонала

24 – Туалетная и душевая комнаты

Все группы помещений взаимосвязаны между собой:

o взаимное расположение основных групп помещений обеспечивает крат­чайшие связи между ними без пересечения потоков посетителей и обслуживающего пер­сонала, чистой и использованной посуды, полуфабрикатов, сырья и отходов;

o следует стремиться к компактной структуре здания, предусматривая возмож­ность перепланировки помещений в связи с изменением технологии производства;

o компоновка всех групп помещений удовлетворяет требованиям СниПов, санитарным и противопожарным правилам;

o размещение производственных помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил.

o все производственные и складские помещения непроходные, входы в производственные и бытовые помещения – со стороны хозяйственного двора, а в торговые помещения - с улицы; они изолированы от входов в жилые помещения;

o компоновка торговых помещений производится по ходу движения посетителей: предусматривается возможность сокращения их передвижения и обеспечение эвакуа­ции людей в случае пожара.

Производственные помещения располагаются в наземных этажах здания и ори­ентируются на север и северо-запад. Холодильные камеры также размещены с ориентировкой на север. Состав и площадь производственных помещений определены Строительными нормами и правилами проектирования (СниП 2.08.02-89).

Горячий цех имеет удобную связь с заготовочными цехами, со складскими помещениями и удобную взаимосвязь с холодным цехом торговым залом, моечной кухонной посуды. Овощной цех располагается рядом со складом овощей, что облегчает доставку овощей и улучшает санитарное состояние производства. Кондитерский, мясной, холодный цеха размещены рядом со складскими помещениями и холодильной камерой.

- 28.48 Кб

Введение ……………………………………………………………

Возникновение цехов …………………………………………….

Цеховая иерархия…………………………………………………

Регламентация производства и ее цели………………………..

«Замыкание цеха» и разложение цехового строя…………….

Борьба цехов ……………………………………………………..

Роль цехов в развитии производительных сил и в жизни

ремесленников…………………………………………… ……….

Используемая литература……………………………………….

Введение

Цехи (нем. единственное число Zunft, Zeche), в городах феодального общества организации по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями.

Цехи в странах Западной Европы. Наиболее развитые формы организаций городских ремесленников сложились в странах Западной Европы, где население средневековых городов добилось широких прав самоуправления. Завоёванные горожанами права облегчили, как объединение ремесленников в цеха, так и развитие уже сложившихся цехов. Появились цехи во Франции, Германии, Англии в 11-12 вв. (в Италии, возможно, ещё раньше) и достигли полного развития в 13-14 вв. В это время в большей части городов Западной Европы ремесленники разных специальностей объединились в цеха. Возникли цеха ткачей, сукноделов, красильщиков сукон, сапожников, кожевников, ремесленников, изготовлявших различные изделия из металла, плотников, пекарей, мясников и т.д. Образование цехов было связано с характерной для западноевропейского феодального общества тенденцией к корпоративной обособленности отдельных социальных групп. В цехах организовывались не только ремесленники, но и другие слои городского населения: розничные торговцы различных специальностей, рыбаки, садовники, врачи, музыканты и т.д.; в особые корпорации, близкие цеха, объединялось и купечество.

Возникновение цехов

Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,- а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое...» 1 являлось целью труда ремесленника.

Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).

Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества.

Цеховая иерархия.

В цехи входили мастера, владевшие мастерскими и торговыми лавками, подмастерья (наемные рабочие) и ученики. В делах гильдии подмастерья имели ограниченное право голоса, ученики вообще не имели права голоса. В период расцвета цехов мастера придавали большое значение воспитанию смены, поэтому способный и трудолюбивый ученик мог рассчитывать на то, чтобы со временем стать мастером.

Любой желающий мог поступить в ученики, чтобы овладеть определенным ремеслом. Но по установившимся правилам в цех принимали только того, кто прошел этап ученичества. Даже сын мастера, имевший право унаследовать дело своего отца, был обязан пройти через этап ученичества, обучаясь ремеслу у своего отца либо другого мастера. Позже сын мастера стал пользоваться преимуществом при вступлении в цех. Ученик жил и работал вместе с мастером на условиях контракта, подписанного родителями или опекунами мальчика. Обычно ученик обязывался быть трудолюбивым и преданным, беспрекословно подчиняться мастеру, хранить его добро и секреты ремесла и во всем соблюдать его интересы. Он также обещал не жениться, пока не окончит обучения, не становиться завсегдатаем таверн и прочих увеселительных заведений и не совершать неблаговидных поступков, способных бросить тень на репутацию мастера. Со своей стороны мастер обязывался обучить мальчика ремеслу, предоставляя ему пропитание, жилище, одежду и карманные деньги, а также осуществлять руководство его нравственностью, прибегая в случае необходимости к наказаниям. Иногда родители ученика платили мастеру за эти услуги. Если случалось, что подросток ударялся в бега, его возвращали в мастерскую и строго наказывали. С другой стороны, сам мастер подлежал наказанию за злоупотребление властью или пренебрежение своими обязанностями.

Как цехи, так и городские власти были заинтересованы в том, чтобы ученики, которые нередко отличались буйством и иными пороками, со временем стали мастерами и добропорядочными обывателями, и поэтому совместно устанавливали правила приема в ученики. Внимание при этом обращалось на факторы различного рода – моральный облик, возраст, срок обучения, количество учеников у одного мастера и т.д. Обычно учениками становились юноши в возрасте от 14 до 19 лет, а срок обучения сильно разнился от места к месту и от эпохи к эпохе. В Англии и в некоторых других странах юноша обычно поступал в ученики на 7 лет. Позже цехи стали намеренно затягивать сроки обучения, чтобы ограничить количество претендентов на место мастера. По тем же причинам мастерам запрещалось держать одновременно больше определенного числа учеников. Делалось это также и для того, чтобы за счет дешевого труда подростков одни мастера не получили преимущества перед другими.

Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй 2 . Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями.

Достойный кандидат не встречал особых препятствий при вступлении в цех. Таковым считался ремесленник в возрасте 23–24 лет, прошедший полный курс обучения, готовый открыть свою мастерскую и отчислять взносы в казну цеха. Позже от претендента требовалось создать нечто выдающееся (т.н. «шедевр», франц. «произведение мастера»). Если претендент проходил обучение в другом городе, он должен был найти себе поручителей в том цехе, куда собирался вступить. Подмастерье, женившийся на дочери своего наставника, часто становился полноправным партнером своего тестя, а иногда с его помощью заводил собственное дело. Не имея таких преимуществ, подмастерье, чтобы скопить капитал, необходимый для обзаведения собственной мастерской, должен был работать по найму, скитаясь по городам и весям в поисках лучшего заработка. По мере развития производства требовался все больший начальный капитал, и этап подмастерья стал неизбежным, а со временем и обязательным. В Англии, чтобы стать мастером, было необходимо 2–3 года отработать подмастерьем.

С 14 в. цехи стали избегать переизбытка конкурирующих мастеров на ограниченном рынке. А поскольку и подмастерья не были в состоянии откладывать из своего нищенского жалованья сколько-нибудь значительную сумму, многие из них так никогда и не переходили в разряд мастеров. В то же время самые предприимчивые мастера начали обходиться без длительного взращивания учеников, предпочитая нанимать подмастерьев, которым поручались особые операции, не требовавшие усиленной подготовки. В результате возник класс постоянных наемных работников и одновременно с ним – наследственная промышленная аристократия, основанная на владении имуществом, возникшим вследствие вложения в производство значительных капиталов. У последней обнаруживается немало сходства с наследственной аристократией, уже возникшей в среде старинных купеческих гильдий. Этот слой ремесленников-капиталистов поначалу заявил о себе в экспортных отраслях, а затем, по мере развития торговли, выделился во всех сферах производства.

Регламентация производства и ее цели

Процесс производства, от первичной обработки сырья до получения конечного продукта, был строго регламентирован: все детали оговаривались, на все устанавливались стандарты, ограничен был и объем выпуска продукции. В целях соблюдения равенства и единообразия запрещались любого рода новшества (кроме тех, которые пошли бы на пользу всем членам) – касались ли они инструментов, сырья или технологии. Всякий имел возможность подняться до определенного уровня благосостояния, но не выше того. Такая установка отвечала средневековой концепции общественного устройства, согласно которой каждый должен был удовлетворяться своим положением в социальной иерархии. Эта установка поддерживалась также понятием «справедливой цены» и религиозными догматами. Огромные усилия предпринимались для того, чтобы сохранить в неприкосновенности эту сложившуюся жесткую экономическую структуру. Всякого нарушившего правила ожидало строгое наказание – штраф, тюремное заключение и даже запрет на занятие ремеслом. Само по себе обилие разного рода правил и ограничений свидетельствует о том, к каким хитроумным приемам прибегали некоторые ремесленники, чтобы выйти за рамки регламента.

«Замыкание цеха» и разложение цехового строя

Широкое распространение цехов в их наиболее развитых формах было одним из главных условий быстрого экономического подъёма стран Западной Европы в 12-14 вв. Однако в 16-18 вв., в условиях генезиса капитализма, цеха становились тормозом на пути экономического развития: поддерживая и охраняя мелкое ремесленное производство, они препятствовали развитию новых капиталистических форм хозяйства. Ведущая роль в техническом и экономическом развитии перешла к новым формам производства - домашней капиталистической промышленности и мануфактуре. В этот период существенно менялись организация цехов и их функции. Резче обозначилась социальная грань между мастерами и подмастерьями. В условиях конкуренции с более передовыми формами промышленности мастера стремились сохранить своё положение путём превращения в замкнутое привилегированное сословие и всё более затрудняли вступление подмастерьев в члены цеха увеличивая размер вступительных взносов, предъявляя строгие требования к изделиям, которые должен был сделать ремесленник при вступлении в цех (т. н. шедевр) и т.д.; происходил процесс «закрытия» или «замыкания» цеха. Усилилась эксплуатация подмастерьев. Всё это привело к обострению борьбы мастеров и подмастерьев, к превращению союзов подмастерьев в организации борьбы против мастеров (франц. компаньонажи). Подмастерья и ученики фактически становились наёмными рабочими, которые имели всё меньше реальных шансов стать мастерами, разбогатевшие цеховые мастера - предпринимателями раннекапиталистического типа. Цеха в значительной степени утратили права самоуправления и подвергались постоянному и мелочному контролю и фискальной эксплуатации со стороны государства и городских властей.

С установлением развитых капиталистических отношений, повлекшим за собой признание принципов свободного капиталистического предпринимательства и конкуренции, цеховая система разрушалась даже в тех отраслях промышленности, где ещё сохранялось мелкое ремесленное производство.

Борьба цехов

Во второй половине 14 в. по многим областям Европы прокатилась волна городских революций. Во Флоренции низшие цехи производителей, которых в тот момент поддержали массы неорганизованных рабочих, подняли восстание против купеческих гильдий, обладавших властью в городе. В ряде случае эти восстания привели к власти тиранов (в античном значении этого слова), бравших на себя роль поборников народного дела, вроде флорентийских Медичи. Во фламандских городах восстания горожан 1323–1328 привели к власти графов Фландрии, а в конечном итоге – французского короля.

Роль цехов в развитии производительных сил и в жизни ремесленников

Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «...Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию.), феодальная организация ремесла» 3 . Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся.

Описание работы

Цехи (нем. единственное число Zunft, Zeche), в городах феодального общества организации по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями.
Цехи в странах Западной Европы. Наиболее развитые формы организаций городских ремесленников сложились в странах Западной Европы, где население средневековых городов добилось широких прав самоуправления. Завоёванные горожанами права облегчили, как объединение ремесленников в цеха, так и развитие уже сложившихся цехов. Появились цехи во Франции, Германии, Англии в 11-12 вв. (в Италии, возможно, ещё раньше) и достигли полного развития в 13-14 вв.

Содержание

Введение ……………………………………………………………
Возникновение цехов …………………………………………….
Цеховая иерархия…………………………………………………
Регламентация производства и ее цели………………………..
«Замыкание цеха» и разложение цехового строя…………….
Борьба цехов ……………………………………………………..
Роль цехов в развитии производительных сил и в жизни
ремесленников…………………………………………………….
Используемая литература……………………………………….

Задание 1 . Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.

Порох; шелк; каравелла ; фарфор; винт; новые источники энергии - ветряные мельницы, каменный уголь; компас ; огнестрельное оружие ; бумага; книгопечатание ; ворот.

Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и в то же время была вместительным судном.
Компас был необходим для определения местонахождения и прокладки курса.
Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг, карт.

Задание 2 . Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

1. Хронометр (часы) для определения времени; 2. Арбалет - холодное оружие дальнего боя; 3. Шпага - холодное оружие ближнего боя; 4. Астролябия и компас - астрономические приборы для ориентирования и определения точного времени; 5. Географическая карта - изображение земной поверхности.

Нажми, чтобы увеличить

Задание 3 . Выберите правильный ответ.

Впервые мушкет был применен: а) в XV в. англичанами; б) в XVI в. испанцами; в) в XVII в. французами; г) в XVIII в. швейцарцами.

Задание 4 . Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?

Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан.
Для осуществления планов нужны были деньги,и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции.
Началось тяжелое плавание. В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан- Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити .
В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки . До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка . В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии...»

Этот рассказ о великом мореплавателе Христофоре Колумбе.

Задание 5 . Объясните выражения. В каких случаях они применялись?

Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем.
«Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка.
«Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом.
Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан.

Задание 6. Выберите правильный ответ.

Революция цен - это:
а) резкое вздорожание золота и падение цен на все другие товары; б) падение цен на золото и вздорожа ние всех других товаров ; в) замена золотых и серебряных монет бумажными деньгами.

Задание 7. Заполните таблицу «Великие географические открытия».

Причины Великих географических открытий * истощение ресурсов драгоценных металлов в Европе
* перенаселение районов Средиземноморья
* с падением Константинополя турки-османы перекрыли прежние торговые пути европейцев с Востоком
* научно-технический прогресс в Европе (мореплавание, вооружение, астрономия, книгопечатание, картография и др.)
* стремление к обогащению и славе
Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель * монархи
* духовенство
* дворянство
* купцы
* военное дворянство (оставшееся не у дел и без денег после завершения реконкисты).
Цели, которые они преследовали * завоевание новых земель и расширение территорий
* открытие новых торговых путей
* личное обогащение и слава
* обращение в христианство новых народов
Последствия Великих географических открытий * изменение представлений о мире и людях
* толчок развитию наук
* расширение торговли и формирование единого мирового рынка
* начало создания колониальных империй
* появление новых видов растений, в том числе пищевых
* развитие работорговли
* уничтожение европейцами древнейших цивилизаций и народов, их культуры и знаний.

Задание 8. На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.

Нажми, чтобы увеличить

Задание 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

БОГ, СЛАВА И ЗОЛОТО! - Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» - за свои открытия конкистадоры получали титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

Задание 10. Напишите эссе, в котором выскажите свое мнение о том, как принцип «один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте. Для ответа используйте текст учебника, произведения художественной литературы, видео- и кинофильмы.

Очень интересный пример представляет юность английской королевы Елизаветы I. Рожденная от второго брака Генриха VIII и Анны Болейн, она еще с младенчества пережила смерть матери, казненной по прихоти Генриха VIII. Не смотря на то, что она была английской принцессой, ее удалили от двора в провинцию, где она росла и воспитывалась. Так как она была не единственной претенденткой на английский престол, на протяжении всех этих лет ее жизнь подвергалась угрозе. Елизавета, как и ее предшественники, Генрих VIII и Эдуард VI (ее сводный брат), была протестанткой, но после смерти Эдуарда, к власти в Англии приходит ее старшая сестра Мария (от первого брака Генриха VIII ), которая была яростной католичкой. Мария жестко преследовала протестантов, за что получила прозвище Кровавая Мери. В ее правление Елизавета была заключена в Тауэр и чудом избежала казни. От нее требовали отречения от протестантизма и принятия католицизма. После смерти своей сестры она с помощью приближенных к ней членов Тайного совета стала королевой Англии. В Европе она была первой, кто в своем государстве проводила политику веротерпимости, не смотря на то, что была протестанткой и государственной религией был протестантизм.

Задание 11. Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?

1. Формирование наций и национальных государств;
2. Создание государственной церкви или подчинение существующей;
3. Создание постоянных профессиональных армий;
4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.).

Задание 12. Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.

При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства, формированию единой нации, деспотизм - нет (Персия, Османская империя). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство, неограниченная власть монарха, приобретало разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

Задание 13. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу.

Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.

Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

Задание 14. Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?

В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи в свою очередь способствовали дальнейшему росту международной и оптовой торговли.

Задание 15. Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура
Каковы размеры предприятий? Малый размер предприятия Большой размер предприятия
Кто работал на предприятии? Мастер (владелец мастерской) и подмастерья Наемные рабочие
Какие орудия труда применялись? Старые ручные станки Широкое использование новых источников энергии, усовершенствованных станков.
Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция? Мастеру Владельцу мануфактуры
Существовало ли разделение труда? Нет Да

Задание 16. Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др).

Рано утром наш купец открыл свою лавку на городском рынке. Торговал он тканями Лавка занимала весь первый этаж дома. Сам он не стоял за прилавком, а только приглядывал за своими продавцами, рассыльными и поденными работниками, которых с утра был полон рынок и которые только и искали возможность заработать лишний пенни и брались за любую работу. Людской поток шумно наполнял городскую площадь. Купец заприметил своего знакомого дворянина, пробовавшего на своих землях разводить овец. Поприветствовав друг друга, знакомые перешли к делу. Оказалось, что дворянину нужно было много ткани для праздника, который он устраивал. Но, к сожалению, в данный момент он испытывал трудности с деньгами и не мог расплатиться за ткань сразу. Выслушав дворянина, наш купец сказал: «Хорошо, я отпущу тебе ткань в долг.» Довольный дворянин промолвил: «И вправду говорят, лучше иметь друзей на рынке, чем золото в сундуке!»

Задание 17. В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование - станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность - наборщик, печатник, корректор и др. К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.

Типография представляет собой централизованную мануфактуру по следующим признакам: весь производственный процесс происходит в одном помещении, используется узкая специализация труда, широко использовался наемный труд, большое число работников, использование дорогого оборудования.

Задание 18. Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.

На биржах часто вели торговлю контрактами на поставку товаров в будущем, когда самого товара нет в наличии. Причем оплата производилась не только «живыми» деньгами, но и расписками (вексель).
Продавец: «Продаю партию перца!»
Покупатель: «Когда будет товар?»
Продавец: «Через полгода пятьсот фунтов отборного перца.»
Покупатель: «Согласен купить всю партию.»
Продавец: «Как будете расплачиваться?»
Покупатель: «Векселем.»

Задание 19. Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:

а) развитие мануфактур; б) крестовые походы; в) увеличение числа наемных работников; г) натуральное хозяйство; д) рост числа предпринимателей ?

Задание 20. Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:

а) купцы ; б) банкиры ; в) наемные рабочие на мануфактурах; г) владельцы мануфактур .

Задание 21. Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства:

а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников ;
б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией воды;
в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла ;
г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-предпринимателям необходимые денежные средства для организации мануфактур ;
д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских ;
е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

Задание 22. Как вы думаете, почему авторы учебника рассказ о купцах Фуггерах назвали «Век Фуггеров»? Предложите свое название.

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?

Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Недаром крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке первенство в торговле переходит к англичанам и голландцам.

Задание 23. О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:

а) Париж; б) Кельн; в) Антверпен ; г) Лондон?

Задание 24. Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1 2 3 4
В Г Б А

Задание 25. Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.

а) мода эпохи Возрождения характеризовалась свободными нарядами, богато украшенными вышивкой и драгоценностями, появлением берета (рисунки 5, 7);
б) испанская мода - это дань чопорности и строгости, отказ от декольте, открытых рукавов (рисунки 6, 9);
в) венецианская мода - отдушина и бунт против испанской строгости, предвестница барокко (рисунок 3);
г) французская мода (рококо) - пышность, камзолы, жилеты, парики, фантастические прически дам, кринолины, открытое декольте, обилие кружев, воланов и узоров (рисунки 1, 2, 4).


Нажми, чтобы увеличить

Задание 26. Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?

XVI-XVII века.
а) меню крестьянина: хлеб из ржи или овса, чечевичная похлебка или каша, лук, вода;
б) меню бедного горожанина: чечевичная похлебка или каша (или овсяная), хлеб ржаной или овсяный, рыба, лук, вода;
в) меню буржуа или аристократа: овощи, мясо, фрукты, рыба, вино, пряности.
XVIII век.
а) и б) не изменились значительно, может только картофель входил в обиход;
в) меню зажиточных слоев населения пополнили чай, кофе, шоколад, белый хлеб, сахар.

Задание 27. Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города (выделено в тексте красным) и черты, присущие городам Нового времени (выделено в тексте зеленым). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами ; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами ... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями . Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотой архитектуры своей . Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цвету-щими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили ... ...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной площади возвышается статуя Людовика XV, окруженная белым мраморным балюстрадом . Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу : вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так назы-ваемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю . Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы - красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавки ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов , - зажмете нос и закроете глаза.
...Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет .

Задание 28. Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.
Питание европейцев зависело от имущественного положения.


а) ужин в семье буржуа

б) ужин в бедняцкой семье

в) ужин в знатной аристократической семье

Производственную основу средневековых городов составляло ремесло. Ремесленник был мелкотоварным производителем, имел собственные орудия труда, собственным трудом создавал продукцию, обеспечивая себе средства к существованию. В связи с этим почти одновременно с появлением городов начинают возникать цеха (гильдии, братства, братчины) - специфическая форма организации городского ремесла: в Италии в X в., во Франции в конце XI - начале XII в., в Англии и Германии в XIII в.

Цеховые корпорации ремесленников являлись важным элементом социальной структуры города. В профессиональные союзы объединялись не только ремесленники. Существовали цеха городских врачей, учителей, нотариусов, садоводов и т. д. Своя корпорация была даже у нищих. Постепенно развивались и купеческие объединения - гильдии. Поэтому социальный строй средневековых городов часто называют корпоративным.

Цеха возникали как объединения городских ремесленников одной или нескольких близких отраслей. Основной целью объединения ремесленников была защита их от конкуренции, защита экономического положения и интересов каждого члена цеха. Объединение ремесленников в цеха фактически означало ликвидацию конкуренции на внутреннем рынке. Во многих городах принадлежность к какому-либо цеху была обязательным условием для занятия ремеслом.

Цеховая организация ремесла была необходимой формой организации товарного производства в средневековом городе. Она создавала благоприятные условия для развития производительных сил, охраняла ремесленников от эксплуатации феодалов, устраняла опасную конкуренцию в условиях узости внутреннего рынка и относительно невысокого спроса. Ремесленники, не входящие в состав цеха, не допускались к городской торговле. В Германии существовало правило "заповедной мили", в соответствии с которым нельзя было заниматься некоторыми видами деятельности на определенном расстоянии от городских стен.

Каждый ремесленник работал в собственной мастерской, используя свои орудия труда и передавая навыки мастерства по наследству. Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда, но оно имело место в виде специализации между различными цехами. В ремесленной мастерской обычно работал ее владелец - мастер, несколько подмастерьев и учеников, взаимоотношения между ними регулировались уставом цеха.

Система мастеров, подмастерьев и учеников создавала в цехах определенную иерархию. Полноправным членом цеха мог быть только цеховой мастер - владелец мастерской. Цеховой мастер работал обычно вместе с несколькими подмастерьями и учениками, которые по истечении ряда лет могли стать сначала подмастерьями, а потом самостоятельными мастерами. Предварительное прохождение низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать полноправным членом цеха. Более высокое положение цехового мастера основывалось не только на его праве собственности на средства производства, но и на его профессиональном мастерстве, умении, совершенном владении инструментами.

Цеха как объединения (корпорации) мелкотоварных производителей регулировали все стороны производственной деятельности своих членов. Мастер фактически единолично управлял производством, обеспечивал защиту интересов цеха от феодалов, от конкуренции сельских ремесленников и мастеров из других городов. Он определял объем производства продукции, конкретный вид продукции, ее качество, объем продаж и уровень цен, технологию производства, систему отношений мастеров с подмастерьями и учениками, условия труда и его оплату.

Нередко цех брал на себя снабжение мастеров сырьем и материалами, организовывал общие склады для готовой продукции. Цех внимательно следил за равенством своих членов, не допускал обогащения одних за счет других. Поэтому устав и цеховые правила устанавливали для всех мастеров единые условия производства и сбыта, объем производимой продукции, определяли количество приспособлений и ограничивали число учеников и подмастерьев. Ни один работник цеха не имел права производить больше продукции лучшего качества и дешевле ее продавать, ограничивалось количество станков, регулировались запасы сырья и т. д. Цеха не давали возможности своим членам самостоятельно улучшать технологию производства или производить новые виды продукции, самостоятельно закупать необходимое сырье.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленников. Каждая цеховая корпорация имела свой герб и свое знамя. Часто ремесленники строили здание, где проходили заседания старейшин. Цеха имели своего святого, часто свою церковь и часовню, собственные праздники. Каждый цех вырабатывал свой кодекс поведения и суд, осуществлял взаимопомощь семьям ремесленника в случае его увечья, болезни или смерти. Специальный фонд взаимопомощи формировался за счет вступительных взносов, штрафов и других платежей. Цеха участвовали в охране города и формировали собственные отряды ополчения.

В первый период своего существования цеховой строй имел прогрессивное значение, способствовал росту производительных сил в рамках мелкотоварного производства, развитию и унификации ремесла, распространению профессиональных навыков, повышению качества работы и расширению ассортимента. Цеховой корпоративный строй сыграл большую роль в борьбе городов против власти феодалов за демократизацию городского самоуправления.

Однако с конца XIV в. цеховая организация ремесла, направленная на сохранение мелкого производства, уже начинала сдерживать технический прогресс, распространение новых орудий труда и методов производства. Устав цеха не позволял укрупнять мастерские, вводить пооперационное разделение труда, фактически запрещал рационализацию производства, сдерживал развитие индивидуального мастерства, внедрение более совершенных технологий и орудий труда.

Начинается процесс затяжного кризиса цеховой системы, усилилось "замыкание" цехов - ограничение и запрещение доступа в них учеников и подмастерьев. Появляются "вечные подмастерья", которые уже не могли стать полноправными членами цеха. Несмотря на уравнительные запреты, внутри цехов развивалась конкуренция, отдельные мастера меняли технологию, увеличивали число наемных рабочих, а также росла имущественная дифференциация.

В XIV-XV столетиях в средневековых городах усилилось социальное расслоение и как особое сословие формируется бюргерство. Этот термин означал полноправных "граждан города", т. е. тех, кто имел или приобрел городское гражданство, был лично свободен и заплатил значительный вступительный взнос, мог нести тягло городу и государству, участвовать в городских платежах, иметь имущество не ниже определенной величины. Бюргерство дало начало первым элементам буржуазии.