Доктор ричард бэндлер нейролингвистическое программирование. Ричард бендлер - вводный курс нлп-тренинга. История создания НЛП

Отсутствие каких-либо движений внутри профессии, наоборот, настораживающий знак, на который обязательно обращают внимание работодатели при найме.

Что же такое карьера, и какая она бывает? Карьера - это результат целенаправленного движения в своей профессии. Карьера определяет положение индивидуума в оргструктуре компании. В наше время достижения в карьере – признак успешности личности. Очень часто, к сожалению, «достижения» принято мерить в денежном эквиваленте и количестве затраченного времени. Поэтому ценится возможность быстрого и продуктивного роста. И мало кто знает, что существуют разные виды профессионального развития, также считающиеся карьерой.

Есть два основных вида карьерного роставертикальный и горизонтальный . Понять это будет проще, если вспомнить, что любая организационная структура компании содержит вертикальные и горизонтальные линии, по которым и осуществляются основные взаимодействия: движение приказов, распределение ответственности, схема подчинения. По этим линиям происходит и карьерный рост. Рассмотрим подробнее каждый вид.

Вертикальный вид карьерного роста

Вертикальная карьера – это движение вверх по структурным ступеням иерархии. Вертикальное движение происходит от низших должностей до руководящих постов с соответствующим повышением зарплаты и уровня ответственности. Это классический случай развития - от до .

Карьерный взлет наиболее заметен именно в случае вертикального роста, поэтому понятие карьеры чаще всего связывают именно с ним. Строить такую карьеру не обязательно в одной компании, но всегда в одной области. Иногда повышение позиций требует освоения новых навыков и областей, при этом основное направление сохраняется.

Пример классической вертикальной карьеры в, скажем, туристическом бизнесе: курьер одного из офисов, помощник менеджера по работе с клиентами, старший менеджер, директор офиса и т. д.

Горизонтальный вид карьерного роста

Горизонтальная карьера предполагает профессиональный рост сотрудника как специалиста. Это повышение уровня мастерства, увеличение знаний и навыков. А также получение специализированных и уникальных умений, которыми обладает маленькое число людей (или никто), что делает работника весьма ценным и порой незаменимым в своей компании.

С продвижением по горизонтали у сотрудника меняются обязанности, заработная плата, расширяется функционал, но положение в структуре, чаще всего, остается прежним. В данном случае понятие непосредственно карьерной лестницы не совсем применимо. Пример горизонтального движения – это повышение в разрядах, научных степенях и пр.

Вертикальный рост возможен в любой сфере. Горизонтальная карьера, чаще всего, - прерогатива творческих профессий (художники, программисты, журналисты, дизайнеры). Далеко не всем интересна административная и управленческая деятельность, многие люди хотят совершенствоваться в выбранной специальности без претензии на кресло начальника.

Я пришла в компанию работать руководителем направления контента. Через какое-то время руководитель проекта уволился, и исполняющим его обязанности временно назначили меня. Успешно справившись с возложенными на меня обязанностями, руководство решило повысить меня до генерального директора. Я отказалась, т. к. к этому времени поняла, что финансовые и административные дела мне не интересны, а в должности генерального директора я должна буду проститься со своей специальностью. Я человек творческий, и делать бесконечные финансовые отчеты для меня испытание. За время и.о. проекта я находилась в состоянии стагнации как специалист своего направления. На данный момент я достигла по горизонтальной лестнице наивысшего результата и сейчас остановилась на вертикальном развитии своей карьеры. Лично мне это интереснее, хотя руководство не поняло мое решение. Елена, руководитель направления

Второй критерий, по которому можно классифицировать карьерный рост, – это место, где эта карьера делается. Бывают межорганизационная и внутриорганизационная карьера.

Развитие в одной компании

Внутриорганизационная карьера предполагает, что человек работает и совершенствуется в одной компании практически всю свою жизнь: от окончания учебного заведения до пенсии. В этой компании он и обучается, расширяет навыки, углубляет специализацию, растет профессионально. Такой вариант был популярен в нашей стране в советское время, однако, сейчас такие случаи большая редкость. В современном мире такую практику можно встретить в японских и американский компаниях.

Развитие в одной области

Межорганизационная карьера – это карьера в рамках одной области, но в разных компаниях. Еще такую карьеру называют диагональной . Со сменой должности сотрудник меняет и компанию. Такая форма карьерного роста очень популярно и любима, в первую очередь, за быстроту и эффективность. Ведь в рамках одной организации ждать освобождения желаемой позиции можно очень долго, тогда как переход в другую компанию, даже с некоторым понижением, дает более ощутимый результат. Во многих европейских странах считается, что место работы необходимо менять в среднем раз в три года, не засиживаясь в одной компании.

Очевидный минус диагонального роста – необходимость адаптироваться каждый раз к новому коллективу, корпоративной политике компании, иным ценностям. Только-только сотрудник окончательно вливается в коллектив, привыкает к коллегам, уже знает все подводные камни и хитросплетения взаимоотношений, как приходится снова уходить.

Диагональная карьера наиболее применима в случае вертикального роста, т. е. должностного повышения. В случае с профессиональным ростом ее эффективность значительно ниже и может помочь лишь обогатить опыт, расширить функционал. Да и говорить о быстроте здесь не приходится в принципе – горизонтальная карьера не предполагает быстрого роста, часто это даже может быть негативным показателем (если быстрота идет в ущерб качеству).

Вне зависимости от того, какого карьерного пути придерживается сотрудник, руководству необходимо предоставить ему перспективы для роста, дабы не потерять ценные кадры. В случае горизонтальной карьеры важно, чтобы эффективность и качество работы как-то оценивались, хорошо, если развитие прописано по ступеням. Это довольно сложно в творческих профессиях, и ступени весьма условны, однако, это позволяет человеку, опираясь на них, чувствовать, что он движется, а не стоит на месте. В случае вертикальной карьеры необходимо предоставлять перспективы к должностному повышению, особенно самым низшим по иерархии сотрудникам, ведь вряд ли они планируют оставаться дворниками или курьерами надолго. Если нет возможности продвинуть сотрудника вперед, то необходимо стимулировать его деятельность, давая понять, насколько он важен и ценен для компании.

Итак, подытожив, можно увидеть, что видов карьеры несколько и расти можно в любых интересующих направлениях. В наше время распространенной стала ценность достижения, успешности. Почти любой психологический обучающий тренинг содержит блок о тренировке лидерских качеств, развитии целеустремленности и способах достижении успеха. Человек иного склада в таких условиях чувствует свою неполноценность. И не потому, что у него не получается быть лидером, а потому, что ему это просто неинтересно. Не всем нравится управлять людьми, кто-то просто любит делать то, что делает. И необходимо понять, что и в таком случае термин карьеры применим и работает.

Я работаю чайным мастером – веду китайскую чайную церемонию. Работа творческая. Я занимаюсь этим уже 5 лет и недавно задумалась над тем, что прошло уже немало времени, а я как будто никуда не двигаюсь. Осознавать такое грустно, особенно если работа нравится. Какова же была моя радость, когда я прочитала, что есть не только классический вертикальный способ карьерного роста, но и горизонтальный – вглубь профессии. Ведь это именно то, что происходит у меня! Думаю, наша профессия и не имеет особых вертикальных перспектив. А куда двигаться? Становиться управляющим? Но зачем, если это не интересно! Интересно заваривать чай, вести беседы с гостями, а не заниматься административной работой. И все эти пять лет я, естественно, совершенствовалась в профессии, набирала опыт, расширяла границы. Теперь я уверена, что время не потрачено даром, и я двигаюсь, но не вверх, а вглубь. Елизавета,

04.11.2009г.

Термин «карьера» происходит от латинского carrus - телега, повозка и итальянского carriera - бег, жизненный путь, поприще. Наиболее распространенноеопределение «карьеры» - продвижение вперед в определенной сфере деятельности, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, денег. Под словосочетанием «сделать карьеру» понимается также достижение престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. Однако «делать карьеру» не всегда означает постоянное восхождение по служебной лестнице –– часто, достигнув определенных высот, человек рискует стремительно «скатиться» вниз и потерять все, чего добивался долгое время.

Жизнь как карьера

Ошибочно полагать, что термин «карьера» относится сугубо к служебным видам деятельности. Иногда на вопрос работодателя «Сколько времени Вы планируете уделять личной карьере?» , соискатель затрудняется вразумительно ответить и начинает путаться. Он воспринимает определение «личная карьера» как синоним «личной жизни» и начинает рассказывать о своих планах, не касающихся вопросов профессиональной деятельности. С другой стороны, «личная карьера» воспринимается как возможность для развития индивидуальных качеств, например, коммуникабельности, внимательности, доброжелательности, гибкости и др. В этом случае Вы будете частично правы, когда ответите, что «при любой удобной возможности, не в ущерб прямым обязанностям, построите работу так, чтобы Ваши личностные позитивные качества отразились на положительных результатах деятельности компании». Но даже при таком ответе есть риск, что потенциальный работодатель сделает вывод о том, что для Вас возможность самореализации в коллективе важней, чем Ваши непосредственные обязанности. Поэтому, уважаемый соискатель, не стоит путать личную карьеру с вашей личной жизнью или вашими личностными качествами. Личной карьерой может быть как карьера менеджера (то есть, как именно Вы видите свою работу на этой должности), так и спортивная, военная, артистическая карьера, карьера учащихся и т.д.

Вопрос о личной карьере потенциальный работодатель задает неспроста, ведь жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является ее частью. Поэтому лучше всего сказать о том, что Вы готовы при необходимости пожертвовать частью личной карьеры в интересах компании. Конечно, не стоит перегибать палку и бравировать: мол «если надо, день и ночь буду на работе» . Рекрутер засомневается в том, что у вас все в порядке с личной карьерой (или даже в личной жизни), или придет к выводу, что чрезвычайное усердие вполне может быть вызвано тем, что Вы не можете уже долгое время найти работу.

Вертикаль и горизонталь

Часто соискатели на вопрос рекрутера«Почему Вы хотите работать именно в нашей компании?» отвечают: «У Вас есть перспектива карьерного роста». Кроме того, аналогичный ответ можно услышать и на вопрос, касающийся причин ухода кандидата с предыдущего места работы: «отсутствие карьерных перспектив». Далее потенциальный работодатель задет вполне логичный вопрос: «Каким образом Вы планируете карьерный рост?» . И вот тут многие претенденты на вакансию теряются, не могут дать четкого ответа. Некоторые все же отвечают, прибегая к помощи таких шаблонов как «хочу руководить отделом», «хочу быть директором». И уж совсем плохо дело, когда рекрутер спрашивает о том, какую карьеру предпочитает потенциальный кандидат: горизонтальную или вертикальную? Поэтому, уважаемый соискатель, чтобы избежать подобных недоразумений на собеседовании, не стоит забывать, что «карьера» подразумевает самые разнообразные варианты профессионального роста и продвижения по службе. Вообще же, существует два вида карьеры – горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная карьера

Горизонтальная карьера (карьера вширь) - это определение более широкого круга обязанностей и полномочий на своем месте работы. Умение делать то, чего другие не умеют. Именно поэтому обязанности работника при горизонтальном перемещении чаще всего меняются, а занимаемая должность остается на прежнем уровне. Кроме того это еще и возможность по совместительству руководить проектом или преподавать, в первую очередь в собственной фирме; вхождение в круг собственников фирмы. Горизонтальная карьера подразумевает и расширение полномочий, ответственности, повышение статуса, увеличение бонусов и прямой оплаты труда.

Чаще всего карьера вширь характерна для экспертов, научных сотрудников, консультантов, профильных специалистов, которые являются лучшими в своей области. Нередко они совмещают такую свою деятельность с работой в другой компании или в последующем открывают свои собственные фирмы.

«Активно зарекомендовали себя» в горизонтальной карьере и дизайнеры, программисты, журналисты, копирайтеры и др. Эти специалисты профессионально совершенствуется в рамках своей должности, но кресло начальника в ближайшем будущем они, как правило, занимать не собираются.

Вертикальная карьера

Вертикальная карьера - движение вверх по служебной лестнице. Иными словами, это повышение в должности с повышением уровня оплаты труда. В этом случае карьерный рост настолько очевиден, что порой его отожествляют с самим понятием «карьера».
Схема подобного вида карьеры внешне проста, но в то же время таит для особо рвущихся к самых верхам много опасностей. Среди них самые распространенные: готовность «идти по головам», пренебрежение к личной жизни, явное и тайное подхалимство перед вышестоящим руководителем и т.д. Лозунг таких людей обычно звучит как «Цель оправдывает средства». Но часто многие забывают пословицу «Из грязи в князи», сделав всего лишь полшага по служебной лестнице. Такие калифы на час обычно любят использовать малейшую возможность продемонстрировать свою власть в коллективе, за что в скором времени мгновенно падают с первых же взятых ими высот.

Итак, вот как может выглядеть вертикальная карьера финансиста. Выпускник финансового института работает некоторое время помощником бухгалтера, потом становится бухгалтером, затем заместителем главного бухгалтера, главным бухгалтером, финансовым директором заместителем генерального директора, генеральным директором. Но в то же время молодой человек может на определенной ступени своего карьерного роста «выйти из игры» исоздать собственную компанию. Может, наоборот, остаться в должности бухгалтера, финансиста.

Уважаемый соискатель! Еще раз хотим обратить внимание, чтобы не быть застигнутыми врасплох на собеседовании вопросами о карьере и видах карьеры, Вы должны четко представлять соотношение сил: «Ваши профессиональные способности, личностные качества и амбиции и возможности карьерного роста на предлагаемой должности». При этом очень важно определиться, в какую сторону Вам лучше развиваться: «вширь» или «в высоту»?И еще: иногда быстрое продвижение вверх приводит к быстрому падению. Поэтому не стоит забывать, что горизонтальная карьера на определенном этапе Вашей профессиональной деятельности может послужить отличным «трамплином» к восхождению по вертикале. Ведь опыт, умения, знания приобретаются и совершенствуются не количеством «повышений», а качеством работы по данной специальности.

Gospav

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Существуют два варианта карьерного роста. Специалисты Международного кадрового портала hh.ua рассказали об основных чертах вертикального и горизонтального типов карьеры.

При вертикальном типе происходит движение по карьерной лестнице снизу вверх. Обычно сотрудник продвигается по службе внутри одной компании или одной отрасли. В результате повышаются мера ответственности и зарплата работника.

Положительные моменты:

·Карьерное продвижение означает для окружающих вашу успешность.

·Вы реализуете свои амбициозные планы.

·Вы являетесь лицом отдела (компании, департамента).

·Наряду с вашим личностным ростом происходит и развитие бизнеса.

·Оплата труда повышается.

·Вертикальный рост допускается в любой сфере деятельности.

Негативные стороны:

·Из-за огромного уровня ответственности возможно переутомление.

·Напряженный график, есть ответственность за подчиненных и результаты их труда.

·Интенсивная работа часто становится помехой для личной жизни.

·С ростом вашей должности растет и внимание к вам со стороны подчиненных.

·Каждая следующая ступень карьерной лестницы преодолевается все труднее и труднее.

При горизонтальном типе карьеры происходит профессиональный рост работника в пределах одного отдела. С приобретением навыков и опыта соответственно растут обязанности сотрудника и оплата его труда. Повышение его квалификации отражается в присвоении категорий, разрядов, научных званий.

Плюсы горизонтального типа карьеры:

·Совершенствуя свои навыки, вы становитесь уникальным специалистом в определенной области, поэтому ваш профессионализм приобретает высокую цену.

·Ваши редкие знания и опыт становятся важным источником профессионального роста для других.

·Оплата вашего труда пропорциональна вашей квалификации.

·Вам не надо заниматься вопросами, которые не относятся к вашей специализации.

·Ваша ответственность распространяется только на ваши действия.

·При горизонтальном типе карьеры не существует пределов роста.

·Конкуренция среди узких специалистов касается результата, а не должности.

·Вы обладаете большей свободой действий, чем руководители.

Минусы горизонтального типа карьеры:

·Оплата вашего труда повышается не так заметно, как при вертикальном росте.

·Не во всех профессиональных сферах существуют возможности для горизонтального роста.

В реальной жизни оба указанных типа карьеры часто сосуществуют и дополняют друг друга. Так, хороший руководитель обязательно должен обладать достаточными профессиональными знаниями. Работник, делающий горизонтальную карьеру, с ростом своей квалификации становится лидером среди коллег. Независимо от принципов карьерного роста человек успешен, если он достиг совершенства в своей области.

ФОТО Getty Images

Многим из нас хотелось бы думать о себе как о неповторимой личности. Однако наше сугубо индивидуальное развитие во взрослом возрасте (если оно вообще происходит) подчиняется общим закономерностям: мы можем двигаться только в строго определенном направлении - в сторону все большего осознавания, все большей целостности и свободы, проходя на этом пути определенные стадии. Впрочем, подавляющее большинство - 55% - находятся на одной из начальных четырех стадий развития. Означает ли все это, что, переходя от одной стадии к другой, мы идем от худшего к лучшему? Нет, это не история про «плохо» и «хорошо» или про то, что мы обязательно должны расти. Один из авторов модели вертикального развития, лингвист и психолог Сюзанна Кук-Гройтер считает, что гораздо лучше быть счастливым на той стадии, на которой находишься, проживать ее максимально целостно и наполненно. Однако нам стоит иметь в виду эту возможную перспективу, видеть эти ступеньки, отделяющие нас от самих себя - таких, какими мы могли бы быть.

Что такое вертикальное развитие?

«Все мы в ходе жизни накапливаем те или иные знания, умения, навыки, овладеваем новыми методами, но само по себе это накопление не приводит к качественным изменениям нашей личности, - рассказывает психолог Анастасия Гостева, прошедшая обучение у Сюзанны Кук-Гройтер. - Модель мира как операционная система, через которую мы воспринимаем реальность, остается прежней. Это развитие можно назвать горизонтальным». Вертикальное развитие описывает процесс, при котором ваша операционная система меняется на новую - более целостную, гибкую и в каком-то смысле мощную. У человека появляются новые способы целеполагания, бытия и мышления. Переход на следующую стадию определяется тем, какие аспекты внутренней и внешней реальности человек способен удерживать в своем внимании. Для того чтобы произошли глубокие, качественные изменения, то есть переход на новую стадию развития, у нас должно измениться восприятие себя и мира по трем ключевым параметрам:

  • Действие - уровень физического тела. Как я ставлю цели? Как я их достигаю? Где фокус моего внимания в процессе постановки цели - на себе или я замечаю других людей и большие системы?
  • Самоощущение - уровень эмоций. Насколько я осознаю свои эмоции и управляю ими, в покое и в стрессе? Насколько я способен считывать эмоции других людей и их влияние на общий контекст отношений?
  • Когнитивные модели - уровень мышления. Как я наделяю смыслом окружающую реальность и мое место в ней? Считаю ли я свое «Я» реально существующим или скорее конструктом, который изменчив и в каждый момент является результатом взаимодействия множества факторов?

Модель вертикального развития, включающая 10 стадий, - плод коллективной работы лингвиста и психолога Сюзанны Кук-Гройтер (Susanne Cook-Greuter) и психолога Роберта Кигана (Robert Kegan) из Гарвардского университета (США), а также специалиста по развитию организаций Билла Торберта (William R. Torbert).

Любой из нас наблюдал это на примере детей: ребенок пережил возрастной кризис - и перешел на качественно новую ступень. Он не просто приобрел новые знания и навыки, но его психика обрела способность воспринимать реальность через более сложные модели. Но как можно измерить эти изменения, есть ли для них объективный показатель? В свое время возрастной психолог Джейн Левинжер (Jane Loevinger) выдвинула гипотезу, что таким маркером для подростков является язык, точнее, языковые модели, которые они используют. Это предположение подтвердили результаты тестов, в которых девочки-подростки должны были продолжить незаконченные предложения.

Ученица Левинджер Сюзанна Кук-Гройтер решила опробовать такие же тесты со взрослыми людьми, добавив к ним к ним новые вопросы (например, про секс). Каждая группа вопросов была направлена на тестирование определенной зоны: как я действую, как себя ощущаю и как я думаю про себя и про мир.

За 30 лет были проведены десятки тысяч таких тестов. Поразительно, что при всем разнообразии индивидуальностей ответы оказывались достаточно стандартными и соответствовали одной из стадий в модели вертикального развития.

При этом стадии не являются жесткими уровнями, подобными ступенькам лестницы. Скорее, они похожи на волны зрелости, которые накрывают нас и протекают сквозь нас с течением времени, и каждая из них глубоко меняет наше существо. Каждый из нас тяготеет к какой-то одной стадии, которая является «центром притяжения» в данный момент жизни, но в стрессе мы можем регрессировать на ранние стадии, а в какие-то моменты нам доступен опыт более поздней стадии - как пиковое и новое переживание.

Десять стадий роста

Оппортунист (5% взрослых)

Сфокусирован на собственных сиюминутных потребностях (в основном телесных) и самозащите. Оперирует понятиями «я хочу» и «мое», подчиняется своим импульсам. Живет по закону джунглей: кто сильный, тот и прав, выживает сильнейший. Обратную связь воспринимает как нападение. Не задумывается о последствиях, не испытывает вины. Незаменим на войне и в экстренных ситуациях. Первая стадия, на которой «Я» впервые осознает себя как отдельное, - и поэтому импульсивность и агрессивность часто связана с тем, что человек еще не очень понимает, как выстраивать здоровые границы.

Примеры: члены банд, мафии, солдаты удачи, военные.

Дипломат (12%)

Конформист, стремится к социально одобряемому поведению и поощрению. Он понял, что выживать в одиночку труднее, чем в коллективе. Ищет поддержки семьи, группы, церкви, корпорации, ожидая, что там его жизнь наделят смыслом. Ищет для себя авторитетную фигуру: уважаемого духовного лидера, хорошего начальника. Обратную связь воспринимает как неодобрение или напоминание о правилах, регламенте. Но именно Дипломаты - клей любой группы: они стремятся сохранять единство всегда, когда это возможно.

Примеры: последователи ортодоксальных религий, представители бюрократии, «вертикаль власти» и те, кто ее поддерживает.

Эксперт (38%)

В отличие от двух предыдущих, способен впервые посмотреть на себя со стороны. Уважает интересы группы, однако хочет выяснить, в чем его уникальность. И решает, что в уникальных навыках и знаниях. Стремится к лучшей жизни, опираясь на знания, экспертизу и упорный труд. Перфекционист. Плохой командный игрок. Аргументирует свою позицию и отбрасывает соображения других. У него есть ответы на все вопросы. Считает себя добродетельным, а остальных неправыми. Обратная связь воспринимается лично, и, если ее не дал эксперт, выбрасывается из головы.

Примеры: менеджеры-технократы, микроменеджеры, которые так фокусируются на деталях, что забывают о целом.

Достиженец (30%)

Сфокусирован на достижении результата, эффективности, реализации личных целей. Ключевые интересы - успех и независимость. Модель поведения: «Действуй в своих интересах и выигрывай!» Рационален и очень интересуется наукой - ему важно узнать, как устроен мир и он сам, чтобы лучше контролировать реальность. Обратная связь приветствуется, если это поможет достичь цели. Способен видеть множественность перспектив, разрабатывает стратегии, ставит задачи и готов рисковать. Начинает понимать собственную психологию. На этом этапе человек может впервые пойти к психологу или начать медитировать - потому что это сделает его более эффективным.

Примеры: финансисты с Уолл-стрит, топ-менеджеры крупных корпораций, предприниматели, ученые-новаторы.

Индивидуалист (10%)

На этой стадии внимание впервые разворачивается внутрь, и человек задается вопросами, которые раньше могли его вообще не волновать: кто я? счастлив ли я? является ли моя жизнь моей в полном смысле этого слова? Индивидуалист вдруг обнаруживает, что в каждый момент времени он является частью большего контекста. Он погружается в изучение своего внутреннего мира в поисках уникальных даров или ответов на актуальные для себя вопросы. Получает удовольствие от жизни «здесь и сейчас». Учится принимать себя и, как следствие, начинает принимать других. Процесс для него нередко важнее цели. Личные свершения важнее социально одобряемых ролей. Ищет обратную связь, считая ее необходимой для своего развития. Ищет консенсус, стремится к диалогу. Считает, что все точки зрения имеют право на существование. Что нередко вызывает раздражение у тех, кто находится на более ранних стадиях развития.

Примеры: консультанты, специалисты помогающих профессий, «зеленые», постмодернисты, представители креативного класса, основатели интернет-стартапов.

Стратег (4%)

Очень хорошо осознает свои реакции, эмоциональные и телесные, и то, как они влияют на него самого, на его окружение и команду. Стремится жить полной и ответственной жизнью, реализуя весь свой потенциал на благо больших систем и своего высшего «Я». Интегрирует высшие ценности в повседневность. Планирует на срок от 1 года до 25, предвидя и более отдаленное будущее. Обратную связь считает необходимой для развития и постоянного переосмысления реальности. Уделяет огромное внимание личному развитию и помогает в развитии другим. Запускает серьезные системные изменения в мире. Обращает больше внимание на нерациональные источники информации - интуицию, вещие сны.

Примеры: Стив Джобс, создатели эко-индустриальных парков.

Алхимик (1%)

Обладает созерцательным, гармонизирующим мышлением. Способен осознать, что эго не имеет независимую природу - это продукт культурной и социальной жизнедеятельности. Смыслы порождаются людьми и не существуют сами по себе. И поэтому все, что он свидетельствует в своем ежедневном опыте, он не видит существующим отдельно от себя - и берет на себя полную ответственность за этот вроде бы «внешний» мир. Чрезвычайно чувствителен к состояниям других людей и систем, обладает огромной интуицией. Способствует глобальной социальной трансформации. Алхимик чувствует себя неразрывно связанным со всей планетой и всеми живыми существами и способен удерживать в своем внимании несколько временных линий одновременно.

Примеры: Махатма Ганди, Нельсон Мандела.

Объединяющий (0,1%)

Последняя из стадий, которые на данный момент удается выявить лингвистическими методами. Но многие исследователи, включая Кук-Гройтер, соглашаются, что это не последняя стадия развития. Объединяющий ощущает, что он является всем, он является ничем, и он все еще является кем-то - этим телом, этими эмоциями, этими мыслями, которые возникают и исчезают в потоке его восприятия. Способен видеть скрытые связи там, где они не видны другим. Они присутствуют сразу на многих уровнях реальности - личном, системном, планетарном - и впервые способны полностью выдержать парадоксальность мира, не пытаясь его изменить из эгоистических побуждений и - меняя самим фактом своего присутствия в нем.

Примеры: Шри Ауробиндо, Далай-Лама IV.

результат осознанной позиции и поведения человека в , связанный с должностным или профессиональным ростом.

Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.

  • Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем ).
  • Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.

В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.

Виды деловой карьеры

Виды и типы карьеры

предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной . Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

  • Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.
  • Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции . Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года . Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местамис руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением .

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Скрытая (центростремительная) карьера — вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для , так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на , характерна для совместных компаний.

Карьера и особенности ее формирования

Конфигурация карьеры по Драйверу

Как видно из предыдущего раздела в процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.

Целевая карьера

Целевая карьера — сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.

Монотонная карьера

Монотонная карьера — работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения.

Спиральная карьера

Спиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

Мимолетная карьера

Мимолетная карьера — перемещение с одного вида деятельности в другой происходит стихийно, без видимой логики.

Стабилизационная карьера

Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.

Затухающая карьера

Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.

Типы и этапы карьеры

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках или , которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Этапы карьеры

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

Потребности человека на этапе карьеры

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу)

Предварительный

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное признание

Становление

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание, независимость

Продвижение

Профессиональное развитие

Социальное признание, самореализация

Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание

социального признания

Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Предварительный этап

Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет . За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его и отвечающего его возможностям .Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.

Этап становления

Далее наступаетэтап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30 . В этот период работник осваивает профессию , приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация , происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой .

Этап продвижения

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет . В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе . Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет . Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

Этап завершения

Этап завершения длится от 60 до 65 лет . Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.