Индия время возникновения. Индия. история. Время мелких княжеств

Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизациикрупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.


Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.


Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.


Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

Религиозные верования индийцев

Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.


Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

Территория Индии обитаема уже почти 75 000 лет, еще со времен ранней Индской цивилизации. Примерно с 1500 г. до н.э. по 500 г. до н.э. на территории Северной Индии существовала Ведийская цивилизация, известная изобретением Веды, священных писаний Индуизма. В поздний период Ведийской цивилизации, примерно с 1000 г. до н.э. по 500 г. до н.э., возникли страны Махаджанапады, и было создано шестнадцать республик: Каши, Косала, Анга, Магадха, Вадджи (Вриджи), Малла, Чеди, Ватса (Вамса), Куру, Панчала, Маччха (Матсья), Шурасена, Ассака (Ашмака), Аванти, Гандхара, и Камбоджа.

В 520 г. до н.э. персидская Держава Ахеменидов, под предводительством Дария I, захватила северо-запад Индийского субконтинента. Империя просуществовала два века, пока Александр Великий не взял ее под свой контроль. После Державы Ахемендиов последовала могущественная Империя Маурьев, просуществовавшая с 322 г. до н.э. до 185 г. до н.э.

В 1526 году, Бабур основал Империю Великих Моголов, державу, которая впоследствии выросла и включила в себя территории современной Индии, Пакистана, Афганистана, и Бангладеш. Бабуру на смену пришел его сын, Хумаюн, и династия Моголов просуществовала до 1857 года, хотя еще задолго до этого она уменьшилась в размерах и ослабла. Империя Великих Моголов была одной из крупнейших и богатейших империй в индийской истории.

В период Империи Великих Моголов, европейские исследователи начали прибывать в Индию. Первыми прибыли португальцы в 1498 году, и вскоре после них последовали голландцы, британцы, и французы. Европейские торговцы начали создавать в Индии поселения и торговые посты, как было условлено с лидерами Моголов. Примерно в 1600 году в Индии приобрела влияние Британская Ост-Индская компания. В период дестабилизации в Индии во время карнатских войн, начавшихся в 1746 году, Британия начала приобретать индийские территории, и вскоре стала контролировать большую часть региона. В 1857 году Индия восстала против Британской Ост-Индской компании, но британское правительство взяло компанию под свое управление, и Индия стала коронным владением Британии.

Во время периода британского правления, известного как Британская Индия, страна прошла через серию конфликтов, а также несколько раз сталкивалась с массовым голодом, включая Великий голод 1876-1878 годов. Недовольство британским правлением сплотило Индию, и новым единым фронтом индийцы начали движение к независимости, во главе с индийскими лидерами, борцами за свободу. Когда Британия ослабла из-за участия в мировых войнах, движение за освобождение Индии привело к успеху.

Вместе с независимостью августа 1947 года пришло и разделение нации на Индию и Пакистан. Разделение привело к религиозному конфликту, и увеличенной миграции между Индией и Пакистаном, по религиозным причинам. Индия установила новую конституцию в 1950 году, по которой страна провозглашалась светской и демократической.

Археологические свидетельства позволяют отнести древнейший период истории Индии к VII тыс. до н. э., когда в долинах рек Инд и Сарасвати появляются первые общины неолитических земледельцев и скотоводов.

В III тыс. до н. э. дравидские аборигены создали свою первую цивилизацию, которая в наше время получила название Хараппской (Индской), по крупнейшему поселению, раскопанному в начале ХХ в. на территории современного пакистанского Пенджаба. Несмотря на высочайший для того времени уровень развития материальной культуры (монументальное строительство, металлургия, международная торговля), к XVIII-XVII века до н. э. Хараппская цивилизация пришла в явный упадок. Главные города (Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхал) были заброшены, а население массово переселилось на юг и восток субконтинента.

Индия фото - Мохенджо-Даро (реконструкция) Индия фото - письменность Хараппы

Ведический период истории Индии

Падение Хараппской цивилизации ускорило вторжение в регион кочевых племен ариев, которые находились ниже по уровню материальной культуры, но были весьма воинственны и без труда покорили Северную Индию. С вторжением ариев в истории Индии начался ведический период, названный так по системе священных гимнов - Вед, составлявших основу духовной культуры захватчиков и заложивших основу современного индуизма. Язык ариев (родственный языку иранцев и древних славян) со временем дал жизнь санскриту - языку классической индийской культуры, из которого появился современный государственный язык Индии - хинди.

К VI веку до н. э. арийские кочевники окончательно перешли на оседлый образ жизни, образовав на покоренных территориях 16 мелких царств - Махаджанападов, наиболее могущественным из которых стала Магадха. В этот же период с разницей в 36 лет появились на свет Сиддхартха Гаутама (Будда) и Вардхамана (Махавир), ставшие основателями 2-х крупнейших религиозных учений Востока - буддизма и джайнизма. К концу VI в. до н. э. часть земель на Северо-Западе Индии вошла в состав империи иранских царей из империи Ахеменидов.

Древнее время

В 327-325 гг до н. э. Александр Македонский совершил завоевательный поход в Северо-Западную Индию и присоединил часть территорий к своей разрастающейся империи. На волне борьбы с греческими захватчиками в 317 до н.э. Чандрагупта из рода Маурьев возглавил освободительное восстание племен Пенджаба и изгнал остатки греко-македонских войск из их индийских сатрапий.

В 321 до н.э. Чандрагупта основал первую в истории Индии империю Маурья , в которую вошли земли долин Инда и Ганга, а позже захваченные территории государствах Камбоджа, Гандхара и часть земель в Восточном Иране. При императоре Ашоке, захватившем в 268 г до н. э. власть и наследников Чандрагупты, государство Маурьев достигло вершины своего могущества, став одним из крупнейших в Азии. Ашока проводил уникальную политику религиозной терпимости. Особым его покровительством пользовалась буддистская община, что вызвало недовольство его ближайшего окружения и отстранение его от власти.

Приемникам Ашоки не удалось удержать империю от распада, и в 180 г. до н. э. последний из Маурьев был свергнут своим военачальником, основавшим новую династию Шунгов.

Индия фото - войны Кушан (реконструкция) Индия фото - искусство Гуптов

В середине II в. до н. э. начинается период вторжения в Северную Индию войск из Греко-бактрийского царства (территория современного Афганистана), ранее отколовшегося от эллинистического государства Селевкидов. После похода 180 г. до н. э. правитель греко-бактрийцев Деметрий смог вырвать значительную часть территорий из слабеющих рук Шунгов и основать там Индо-греческое царство. Официальный религией Индо-греческого царства стал буддизм. В I веке до н. э. в результате вторжения в Северную Индию различных кочевых племен там поочередно возникли Индо-скифское и Индо-парфянское царсва.

Начиная со II в. до н. э., в соседней с Индией Бактрии к власти приходят кушанские племена, правители которых начинают постепенное завоевание индийских земель. В 68 г. н.э. царь Куджула Кадфиз основывает Кушанскую империю , которая вскоре захватывает значительные территории в Северной и Восточной Индии. Зенита своего могущества Кушанская империя достигла при царе Канишке, расширившем ее границы до земель Центральной Индии. При Канишке Кушанское государство встало в один ряд с крупнейшими империями древнего мира - Римской, Китайской и Парфянской. В III веке империя Кушанов распалась под воздействием внутренних противоречий и внешним натиском войск персидского царства Сасанидов.

Последней могучей державой в древней истории Индии стала империя Гуптов , основанная царем Шри-Гуптой в 240 г. н.э.. При царе Чандрагупте II Викрамадитье, который начал править в 320 г. н. э., государство Гуптов достигает своего наивысшего могущества. Это время, названное «золотым веком Гуптов», стало периодом невиданного расцвета индийской культуры и науки. В IV веке империя Гуптов была сокрушена вторжением кочевников из племени гуннов-эфталнтов, которые создали на ее обломков несколько мелких княжеств.

Средние века в Индии

Средневековая история Индии началась со вторжения в середине VIII в. н.э. мусульманских завоевателей тюркского происхождения из Средней Азии. На захваченных землях Северной и Центральной Индии мусульмане основали могущественный Делийский султанат, который существовал с X по XII века н.э..


Индия фото - Бабур ведет войско в бой

Новая мощная волна завоевателей хлынула на земли Индии также из Средней Азии. Потомок легендарного монгольского полководца Тамерлана Бабур занял сначала Кабул, а оттуда в 1518-1524 совершил ряд успешных набегов на Индию. В 1526 г. Бабур наголову разгромил войска Делийского султаната, а год спустя победил объединенное войско раджпутов, создав на завоеванных землях государство, позже вошедшее в историю под именем империи Великих Моголов . Завоевания Бабура продолжили его великие приемники - Акбар и Джахан, которые расширили и укрепили власть Великих Моголов над большей территорией Индии.

Колониальный период истории Индии

Начиная с XVI века, в Индии начинают активно действовать торговые представители Португалии, Нидерландов, Франции и Великобритании, заинтересованных в установлении контроля над торговлей с Европой. Это соперничество в итоге выигрывает Британская империя, создавшая в 1600 г. могущественную Ост-Индскую компанию. Компания надежно закрепилась в Бенгалии и вскоре вытеснила конкурентов с территории Индии.

С середины XVIII в. в империи Великих Моголов начинаются процессы распада. Наследники Великих Моголов ведут опустошительные междоусобные войны, а наместники провинций начинают отделять от единого государства крупные области. К этим обстоятельствам добавилась военная агрессия со стороны соседней Персии и южноиндийского государства Маратхов.

Англичане умело воспользовались внутренними противоречиями индийских государств. К 1856 году они низложили последнего Великого Могола Бахадур-шаха и установили практически полный контроль Британской Ост-Индской компании над Индостаном.

Индия фото - казнь восставших сипаев Индия фото - Мохатма Ганди

В 1857-59 гг. по стране прокатилось восстание сипаев (наемных солдат, набранных из индусов) - первая попытка народно-освободительной войны жителей Индии против английских колонизаторов. Восстание было жестоко подавлено, но послужило причиной ликвидации Ост-Индской компании и введения прямого королевского правления в Индии.

Первая половина ХХ в. стала временем начала национально-освободительного движения в Индии. Деятельность партии Индийский национальный конгресс и Махатмы Ганди привела к тому, что Индия смогла получить независимость от Великобритании ненасильственным путем 15 августа 1947 года. Уходя, коварные англичане разделили «жемчужину Британской империи» на 2 государства - Индию и Пакистан, населенные преимущественно индусами и мусульманами. Это сразу же привело к кровавым столкновениям на религиозно-этнической почве, которые продолжались весь остаток ХХ в..

Современный период истории Индии

Современная история Индии началась 26 января 1950 г. с принятия новой конституции и установления республиканского правления. Став независимой Индия приняла курс на становление демократического государства и экономических реформ.

История Индии в качестве независимого государства была омрачена четырьмя пакистано-индийскими войнами (1947-49, 1965, 1971, 1999), в ходе которых большая часть спорного Кашмира осталась за Индией, а от Пакистана отделилось независимое государство Бангладеш. В 1962 г. имел место вооруженный пограничный конфликт Индии и Китая из-за спорных территорий между Тибетом и Кашмиром. В 1974 г. Индия произвела первое испытание ядерного оружия, присоединившись к сильнейшим державам на планете.

Индия фото - мирный договор в войне с Пакистаном Индия фото - парад в честь Дня Независимости

История Индии в XXI в. характеризуется бурным ростом экономики, к чему привели успешные реформы 1991-1996 гг.. Сегодня Индия входит в группу так называемых стран БРИКС (куда помимо нее входят Бразилия, Россия, Китай и ЮАР), где ее специализацией являются интеллектуальные ресурсы. Хотя такие проблемы, как неконтролируемый рост численности населения, загрязнение окружающей среды, межрелигиозные распри и угроза терроризма тормозят развитие страны, Индия неуклонно стремится занять достойное место в числе ведущих мировых держав.

Древняя Индия

Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.

Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира – Индской Цивилизации, возникшей в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух-в Месопотамии и Египте, - было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н.э., они были сделаны в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом - первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.

И
сконным божеством у коренных жителей Древней Индии – дравидов, был Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну - его хранителем, Шива - его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, образцом, достигшим духовной самореализации.

Долина Инда лежит на северо-западе субконтинента в соседстве с древнейшей мировой культурой - Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным путем вторжения новых идей оставался северо-запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов.

Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры (в том числе письменности), религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния.

За весь этот долгий период не сохранилось никаких письменных памятников, поэтому нельзя с точностью сказать, в какой мере арии переняли культуру и традиции презираемых ими дравидийских подданных, но роль самих ариев не вызывает сомнений, их язык, религия и социальная структура в значительной мере сформировали общество Индии. Арийские завоеватели принесли с собой поклонение богам Варуне и Индре, олицетворявшим силы природы, касту жрецов (брахманов) и ритуальные жертвоприношения животных. Их священные гимны позднее были собраны в четырех книгах, известных как «Веды» («ведать», «знать»), из-за чего религия получила название ведической. Претерпев немало изменений за тысячи лет, она обрела форму современного индуизма, который по-прежнему является религией многих индийцев и почитает «Веды» своим священным писанием.

Арийское общество делилось на четыре главных класса или касты: брахманов, военной знати, крестьян и (позднее) купцов, а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал ни к одной касте - их позднее назвали «неприкасаемыми» - были почти бесправны по сравнению с высшими кастами. Эта система служила формой расового контроля, удерживая дравидийские племена в покорности арийским господам. С течением времени она все более ужесточалась и усложнялась, разделяя людей на все более мелкие группы и подгруппы. В результате каждому человеку отводились по праву рождения определенное положение в обществе и род занятий, разрешалось есть только предписанную его касте пищу и вступать в брак только с представителями своей касты. Эта жестокая и несправедливая система основывалась на индуистском учении о карме. Согласно ему, каждое живое существо получало в этой жизни награду и кару за поступки, совершенные в одной из прежних жизней, поэтому социальная приниженность была явным знаком греховности. Кастовая система прочно укоренилась в индийском обществе и, несмотря на все попытки правительства сломать древние классовые барьеры, жива до наших дней.

Тем не менее, в VI в. до н. э. жесткая кастовая система, всесилие жрецов и ритуальные жертвенные аспекты индуизма пробудили к жизни два могучих реформистских религиозных лечения: джайнизм и буддизм. Они нашли многочисленных приверженцев, но не сумев заменить собой индуизм, превратились в самостоятельные религии, хотя и разделяли индуистскую веру в жизнь как бесконечное круговращение рождений, смертей и реинкарнации, предопределенное кармой каждого живого существа.

Основными постулатами джайнизма были ненасилие, отрицание кастового деления общества и почитание жизни во всех ее формах. Последний принцип соблюдался столь неукоснительно, что джайны старались сделать все возможное, чтобы ненароком не раздавить даже насекомое. Джайнизм пустил глубокие корни в самой Индии, но не нашел особого распространения за пределами субконтинента.

Зато буддизму было суждено стать одной из величайших мировых религий. Его основатель Сидхартха Гаутама стал известен под именем Будда («просветленный»). Рассказывают, что он родился в семье владетельного князя и вырос в роскоши и довольстве, но испытал глубокое потрясение, впервые столкнувшись со смертью и страданиями. Достигнув просветления после долгих поисков истины, он провел остаток жизни, проповедуя «Срединный Путь», названный так потому, что идущий по нему человек не стремится ни к роскоши, ни к аскетизму (отказу от элементарных житейских благ). Будда проповедовал умеренность, сострадание и равенство всех людей. Но главным в его учении было то, что жизнь есть страдание, порожденное желаниями. Поэтому отказ от желаний позволяет душе вырваться из вечного круга перерождений и достигнуть состояния блаженства (нирваны). С буддизмом связано и развитие культуры, искусства, архитектуры и строительства из кирпича и камня в Древней Индии.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации - феодальной.

До сих пор цивилизация Древней Индии, этот таинственный субконтинент со своей бурной историей, религией и великой культурой задает много трудных и неразрешимых вопросов исследователям.

Литература.

1.Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2000.

2.Вестник древней истории, М., 2008, №№4, 7.

3.Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.

4.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия, М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.

Доклад по истории

На данную тематику можно говорить очень долго, ведь цивилизация, зародившаяся в долине Инда, имеет богатую историю. Но в данной статье мы рассмотрим историю Древней Индии кратко.
Зарождение организованного общества в долине Инда, следует датировать с возникновением Хараппской цивилизации, которая берет свое начало еще на III тыс. до н. э., и на этот период приходит ее рассвет.

Хараппская цивилизация

Датируется примерно 3000 – 1300 гг. до н. э. Для нее характерно монументальное строительство из камня, уже существовало ирригационное земледелие. Существуют сведения, что именно в этом периоде появились первые туалеты, а также канализации.
На данном этапе развития индусы в основном выплавляли изделия из бронзы, но использовали и медь. Очень сильно была развита торговля, цивилизация вела торговлю с государствами Средней Азии, Месопотамии.
Письменность этой цивилизации до данного времени так и не дешифровали. Но писали они справа налево, что весьма интересно.
Когда начались ухудшаться погодные условия, главное занятие, которое приносило цивилизации рассвет – земледелие, стало приходить в упадок. Приблизительно в средине II тыс. население начало мигрировать на запад и утратило свой уровень развития.

Ведийская цивилизация

Самым интересным периодом древней истории Индии является несомненно ведийский, так как после него осталась масса археологических и документальных источников, давшим возможность изучить данный период максимально подробно.
Ведийскую цивилизацию датируют со II тыс. до н. э. до приблизительно VII-V в. до н. э.
Наиболее известный памятник данного периода – это священная книга под названием Веды. В ней были записано все о социальной структуре общества, о законах, обычаям и т. д.
Анализируя ее, мы приходим к выводу, что все общество было разделено на варны – большие касты. Всего их существовало четыре:
– шудры – самая низкая каста, к которой входили наемные рабочие;
– вайшья – сюда относят торговцев, ремесленников и земледельцев;
– кшатрии – это почетный класс воинов;
– брахманы – сюда следует относить правящую верхушку: жрецов, ученых и т. д.;
Однако всего каст существовало несколько сотен. Касту нельзя было покинуть, но и з нее могли изгнать за проступки, например, за связи с членами другой касты.
В эту эпоху была развита письменность – санскрит, который был полностью дешифрован, а поэтому данных о данном периоде предостаточно. Также была заложена основа религии мирового уровня и влияния – индуизма, установлен пантеон богов.
Народ, создавший ведийскую цивилизацию называют ариями, покорившими территории Азии и Европы.

Время мелких княжеств

Примерно в VI веке до н. э. на территории Индии было создано несколько сотен мелких городов-государств, которые просуществовали три столетия. В четвертом веке в Индию пришел царь Александр Македонский, подчинивший себе значительную территорию Индии, но после его смерти индусы вскоре освободились.
После этого на их месте создалась Империя Маурьев, но это уже совсем иная тема.