Не есть ли единение с десятками эссе. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами» Л.Н Толстой (ЕГЭ обществознание). Комиссия по правам ребёнка

20 декабря – Международный день солидарности людей. Такую популярную во все века тему невозможно оставить без внимания. Тем более это именно то, чего не хватает всему миру, в том числе верующим представителям рода людей.

Согласно словарям, солидарность – это согласие во мнениях, готовность взаимной ответственности за единогласные решения и действия. А также активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям; общность интересов, единодушие.

Если говорить о солидарности всего мира, всех людей друг с другом, то, скорее всего, это просто-напросто невозможно до тех пор, пока у них нет общей основы, – в моём понимании до тех пор, пока все не стали покорными Воле Бога. Только в том случае, если люди во всём мире устремятся к достижению одних и тех же целей, возможно полное единство. Лев Николаевич Толстой считал: «Единение только тогда благо для человека, когда это – единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей. Не есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами? »

Мне представляется крайне сомнительной возможность международной солидарности, хотя отрадно, что человечество считает её настолько важной, что посвятило ей даже праздничный день. Моё недоверие к возможности полного единства народов основано, в частности, и на том, что его никогда не было. Однако я верю в существование солидарных друг с другом групп и сообществ, которые, как метко отметил писатель, объединяясь в своих единствах, разъединяются с остальным миром. И я знаю пример такого эффективного единства.

Поэтому единственное, во что мне верится, – в то, что религия могла бы стать основой, объединяющей всё человечество. Она могла бы стать, но… пока не стала. Хотя все предпосылки, необходимые для этого, вроде бы имеются в наличии.

Если говорить о нас, последователях Ислама, то пока, увы, полного единства меж нами нет. Хотя, казалось бы, одна цель – рай, один Единый и Единственный Бог, одно Священное писание – Коран, один и тот же Закон – Шариат и одно и то же ожидание Последнего Суда в послесмертии. Всевышний сотворил нас не просто как отдельные частички какого-то неведомого целого. Он связал нас не только кровными родственными узами, но и узами духовного братства.

Все верующие являются друг другу духовными родственниками, и в Коране и Сунне строго прописано, как должны быть выстроены взаимоотношения между мусульманами. Всего одна Книга – даёт совершенный рецепт, что нужно делать для того, чтобы стать совершенной уммой. И между тем нам заранее предсказано, что мы не сможем быть едины, и даже количество исламских течений, которые будут на земле, не скрыто от нас Творцом.

Создатель заранее предупредил нас, что мы не сможем стать полностью солидарны. И вместе с тем наказал стремиться к единству и вручил нам через Своего Пророка (мир ему и благословение) кодекс поведения, предписанного верующим. С одной стороны, наша невозможность быть полностью солидарными не должна нас угнетать, так как она нам была предсказана, Всевышний ведь полностью осведомлён о том, что мы сможем выполнить, а что нет. С другой стороны, Он же предписал нам стремиться быть едиными дал прочную основу для солидарности и объединяющую цель.

Однако у человечества есть враг, и он обещал сделать нас разрозненной уммой. Все его устремления направлены на то, чтобы ослабить нас, а «разделяй и властвуй» – это уже даже не теорема, а аксиома. Если вернуться к цитате Толстого, то на самом деле получается, что нет лучшего способа нарушить единство, как создать небольшие группы мелочной солидарности. К сожалению, так и происходит. Верующие братья и сёстры объединяются по похожести в малом, и чем больше они акцентируются на мелочах, тем дальше становятся в том, что по-настоящему важно.

Я помню ещё со времён начала своего пути в Исламе, как меня пытались объединить с другими по цвету одежды, форме бровей, религиозности моего мужа и по тому, поменяла ли я имя на мусульманское. В медресе наша группа только-только начавших соблюдать проходила первые жизненные уроки религиозной солидарности. Некоторые девушки первыми объединились по похожестям, назовём их «объединение первое». В итоге некоторые – те, кто мыслил по-другому или просто ещё не был готов, например, перестать красить губы, чувствуя себя отделёнными от объединения первого, создали объединение второе и последующие. Людям всегда проще объединяться – разъединяясь. Тут мне на ум приходит следующее высказывание: «Как это ни грустно, люди соглашаются лишь с тем, что их, по существу, не интересует ». (Б. Рассел)

На самом деле в чём-то неважном быть единомышленниками значительно проще, чем в глобальном. Быть глубокими и открытыми друг с другом и между тем, невзирая на разность взглядов, находить эту объединяющую основу и держаться за неё – это труд. А согласиться в чём-то поверхностном, не затрагивающем нашу личность, – элементарно. В конце концов, перестать щипать брови значительно проще, чем ежедневно работать над своим нафсом. И иметь рядом подругу, для которой выщипанные брови – достаточная причина, чтобы быть спокойной за свою духовную жизнь, – несоизмеримо комфортнее, чем терпеть вблизи присутствие постоянно растущей и развивающейся глубокой личности, стирающей до крови свои духовные мышцы в борьбе с нафсом. Но между тем настоящее, глубокое и крепкое духовное братство, это совместное совершение духовных подвигов и стремление к опережению друг друга в духовном росте.

Сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) соревновались в добрых делах и поддерживали единство ради Аллаха. Они были солидарны друг с другом в работе над распространением Ислама. Умма времён Пророка (мир ему и благословение) была молодая, и сподвижники были самыми разными людьми, недавно ставшими единым целым. При этом кто-то только что примкнул к Пророку (мир ему и благословение), а кто-то сделал это раньше. У кого-то было больше знаний, у кого-то меньше.

Они отличались по возрастам, национальностям, культурам. Среди них были даже те, кто некоторое время назад воевал на стороне противников Ислама. И всё это не мешало им стать единым организмом, и именно их полная солидарность с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и между собой положила начало стремительному распространению религии Ислам по земному шару. Быть маленькой группой объединившихся людей, может быть, даже приятнее, – когда ты часть маленького, тебя больше заметно и у тебя больше перспектив. Когда ты – часть большого, ты совсем маленькая часть… твоя значительность кажется меньше. Но на самом деле это не так. В умме важен каждый, и, когда верующие начинают разделяться на сообщества, они ослабляют самих себя.

Для того чтобы быть солидарными, нужно отказаться от групп мелочной солидарности и вспомнить о главном. На нас возложена миссия продолжить дело Мухаммада (мир ему и благословение) и тех, кто был с ним. Солидарность во имя Ислама на земле – отличная основа для того, чтобы быть вместе. Давайте держаться за неё крепче!!!

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… является проявлением и утверждением общественной жизни.
К. МАРКС

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.
К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

Разрозненные рабочие - ничто. Объединенные рабочие - все.

Новая этика должна начинаться с учения о коллективе.
А. С. МАКАРЕНКО

Логической осью нашего нравственного закона ни в какой мере не может быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и коллективности.
А. С. МАКАРЕНКО

Все, что усиливает или ослабляет связь между людьми, что, следовательно, объединяет или разрушает коллектив, в нашем обществе не может считаться безразличным по отношению к нравственной норме.
А. С. МАКАРЕНКО

Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.
А. С. МАКАРЕНКО

…Одной из необходимейших предпосылок возможности осуществления коллективизма является тесная связь между людьми… способность до конца понимать друг друга.
Н.К. КРУПСКАЯ

…Надо… познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими…
Н.К. КРУПСКАЯ

Радость и доброта - это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Там, где коллектив великодушен, где он проявляет душевную щедрость, нежность, чувствительность, где деятельность является прежде всего нежным прикосновением к слабому, беззащитному,- там личность чувствует себя неповторимым цветком, а не только прутиком в ве- нике
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Индивидуальность человеческая, по своей природе, не терпит отчуждения и одиночества, жаждет сочувствия и доверенности себе подобных.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Отрицая буржуазный зоологический индивидуализм, новый человек прекрасно понимает высокую цену индивидуальности, крепко соединенной с коллективом,- он сам именно такая индивидуальность, свободно черпающая энергию и вдохновение’свои в массе.
A.M. ГОРЬКИЙ

Коллектив создает человека совершенно новой индивидуальной психики, более активной, стойкой и черпающей волю к действию из воли коллектива.
A.M. ГОРЬКИЙ

Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек выше и красивее.
А. С. МАКАРЕНКО

Утверждая в человеке уважение к самому себе, мы воспитываем в нем коллективиста. Ибо только тот, кто, уважая себя, умеет ставить перед собой требования коллектива, способен активно относиться к поступкам других людей.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Любая публичная деятельность человека связана не только с фактами, реализованными в интересах коллектива, но и с созданием определенных нравственных убеждений, которые служат делу совершенствования коллектива.
А. ШВЕЙЦЕР

Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми.
И. ГЁТЕ

Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего.
Д. РЁСКИН (Л. Я. ТОЛСТОЙ)

Человек, не способный понимать всего социально- экономического значения взаимной солидарности, никогда не будет истинно свободным, истинно честным и истинно благородным человеком.
Я. В. ШЕЛГУНОВ

Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим.
Р. ТАГОР

Единение только тогда благо для человека, когда это - единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.
Л.Н. ТОЛСТОЙ

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами?
Л.Н. Толстой

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, непере- стающим духовным усилием… Собраться же вместе не поможет познанию истины.
Л. Н. Толстой

"Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами" Л. Н. Толстой

Для анализа я выбрал именно это высказывание по причине большей склонности к социологии. Сразу хочется сказать об актуальности проблемы поднятой автором. Л.Н Толстой поднимает проблему: вопрос соперничества больших и малых социальных групп. Данной проблеме особенно подвержено современное общество в эпоху глобализации стратификации общества. Автор считает, что человек имеющий взгляды, соответствующие взглядам меньшинства, отдаляется от общества в целом. Такая точка зрения имеет место быть, но я лишь частично поддерживаю такое мнение.

Я только частично могу согласиться с данным высказыванием автора. Я считаю, что взгляды малых социальных групп имеет право на жизнь, и они не обязательно противоречат взглядам общества.

Социальная группа - это совокупность людей по какому-либо признаку.

В зависимости от численности выделяют малые и большие социальные группы. Также различают формальные и неформальные социальные группы. Автор высказывания хотел донести до нас мысль о том, что, например, деятельность неформальных социальных групп, зачастую и являющихся малочисленными, противоречит общим принципам и взглядам общества. взгляды малых социальных групп могут противоречить даже законодательству страны. Очевидно, что их такие социальные группы будут противоречить взглядам основной массы общества. Приведу аргумент, доказывающий мою точку зрения.

В современном мире социальные группы очень разнообразны, среди них встречается такое понятие как субкультура. Субкультура – определенная совокупность людей, относящих себя к некоторой сфере, имеющей особые ценности. Люди разных субкультур имеют различные взгляды, субкультуры - это лишь часть общества, существуют такие общества, в которых взгляды людей абсолютно противоположны обыденным взглядам. Здесь мы и увидим «отдаление» от общества в целом.

В качестве второго аргумента приведу революционеров времен 1880х годов. Организация "Народная воля" совершила ряд покушений на Александра II. Данная социальная группа боролась с целым государственным аппаратом. Данный аргумент является ярким примером по данной теме, ведь здесь мы можем увидеть, как малая группа своими действиями отдаляется от целого общества.

Таким образом я высказал свое мнение по очень интересному высказыванию Л.Н Толстого. Я премного благодарен автору за подаренный шанс поразмышлять на данную тему.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

По мнению Платона (4 в. до н.э.) государство является выражением идеи справедливости, которую должны осуществлять философы (высшее сословие), второе сословие (сословие стражей) должно заботится о внутренней и внешней безопасности, и третье - сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне – сословие кормильцев). В государстве Платона вводится общность имущества, даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством для выбора лучших - точка зрения идеалиста.

Аристотель (4 в до н.э.) подверг критике теорию Платона о «совершенном государстве», считая, что общность имущества, жён и детей, предлагаемая Платоном, приведёт к разрушению государства. Он за моногамную семью, частную собственность и не исключал рабства.

Оставим рассуждения древних мудрецов, теологические выкладки Аквинского Фомы, идеи Конфуция, Г. Гроция, Дж. Локка, и прочих для специалистов и обратимся сразу к идеям Жан Жака Руссо (1712 – 1778гг.), которые легли в основу современного государства. В главном своём труде, в «Общественном договоре», он разработал «прямую форму правления народа государством,» - прямую демократию, (к примеру, как «Народное вече» в Древней Руси, «Апелла» в Спарте, ранняя Флорентийская республика, Венецианская республика), которая используется и по сей день, например, в Швейцарии. К слову сказать, Фидель Кастро революцию на Кубе тоже совершал с «Общественным договором» в кармане.
Руссо считал, что в естественном состоянии, «люди были также равны между собою, как равны были животные каждого вида», т.к. ничем не обладали, но когда «некто», огородил участок земли и сказал: «это моё» возникло и неравенство, «…наиболее сильные и ловкие захватывали участки земли и так продолжалось, пока земля вся не оказалась поделенной, другие – слабые или беспечные остались ни с чем» /Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении неравенства./ Осуждение частной собственности, породившей антагонизмы в обществе, и в то же время признание её – центральное противоречие в мировоззрении Руссо, которое он не мог преодолеть до конца жизни.
Однако именно диалектический характер этого «Рассуждения» Руссо привёл его к революционному выводу: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергнет»
Этот вывод является вершиной творчества Руссо.
Таким образом, поэт, музыкант-композитор, художник, публицист, дипломат
Жан Жак Руссо становится провозвестником революции во Франции, которую он жаждал также, как и боялся.

Главные принципы «Общественного договора»:
- каждый поступает в соответствии со своими личными интересами;
- безопасность и равные права;
- общественная польза;
Руссо видимо искренне верил в возможность создания государства, основанного на справедливости.
Вольтер (1694 – 1778гг.), например, считал, что «на нашей …планете невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса – один из угнетателей, другой из угнетённых»,
Талейран (1754 – 1838) по этому поводу высказался ещё откровенней:
«Общество разделено на два класса – стригущих и стриженных. Нужно всегда быть с первыми против вторых»

«Социальное равенство, по мнению Вольтера – это и наиболее естественная и наиболее химерическая идея…»
Руссо и сам не сторонник равенства-уравниловки: «Полная равномерность в распределении была бы противна даже тому строгому равенству, что присуще естественному состоянию, - говорит он, призывая к такому равенству, которое «вознаграждает и наказывает по заслугам». Вам это не напоминает "от каждого по способности, каждому по его труду" принцип социализма?

Идеи Руссо оказали громадное воздействие на революционеров, прежде всего якобинцев, и обрели реальность в годы Великой Французской буржуазной революции (1789 – 1794гг.), в частности: о праве народа на расторжение несправедливого договора, на ниспровержение монархии, на введение диктатуры, но главное - принципы народного суверенитета, общей воли:
«народы поставили над собой правителей, чтобы защитить свою свободу, а не для того, чтобы обратить се6я в рабов» утверждал Руссо.

В этой связи было бы не справедливо не упомянуть социалистов-утопистов
(Томаса Мора, Сен-Симона, Шарля Фурье, Кампанеллы), чьи идеи легли в основу теории научного коммунизма, разработанной классиками марксизма-ленинизма.

С точки зрения марксизма: государство – это аппарат насилия, аппарат принуждения, аппарат эксплуатации, порабощения одного класса другим.
«…машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы»/ Ленин В.И. Полн. собр.соч. т39.с.75/

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт следующее определение государства: «Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры».

Когда и почему возникло государство?

Исчерпывающий ответ на эти вопросы даёт Ф. Энгельс (1820 – 1895гг) в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ответ - уже в самом заглавии… именно в такой последовательности: семья – частная собственность, как следствие прогресса (рост производительности труда, избыток продуктов труда) и – государство, чтобы защитить эту собственность.
Но нужно ли для этой цели государство – эта громадная надстройка, нарост на теле общества с её институтами: армией, полицией, мощным идеологическим, юриспруденцией, управленческим аппаратами, с громадной массой чиновников, распределяющих общественные блага и т.д.? Нельзя ли содержать только ополчение от нападения из вне и только? Оказывается нельзя. Это уже понимали многие тысячелетия тому назад шумеры с аккадцами, вавилоняне, египтяне, греки и т.д.
Государство «это – сталь, скрепляющая общество», говорит Ф.Ницше (1844 – 1900гг.)
«Вне государства, при естественных условиях», - продолжает философ, цитируя Т.Гоббса (1588 – 1679гг), - «bellum omnium contra omnes» (война всех против всех), общество ограничилось бы семьёй и не могло бы широко пустить свои корни».

Человечество давно пришло к выводу о необходимости государства, поэтому нам остаётся лишь согласиться с этим постулатом. Все попытки анархистов снять этот «намордник» (выражение Шопенгауэра (1788 – 1860гг) привели бы лишь к хаосу и к кровопролитию.
«Людям необходимы даже самые дурные законы, - считает Эпикур (IV в. до н.э.), - ибо не будь их, люди бы пожрали друг друга.»
Не смотря на то, что человек «животное общественное», каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него. Вот что по этому поводу говорит Шопенгауэр: «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больше они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода и так - все ночи напролёт»
«Государство – это всего лишь средство, с помощью коего вооружённый разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращённых дурных последствий, причём каждый споспешествует благополучию всех, потому что видит в нём залог своего собственного благополучия»./он же / Это - в совершенном государстве, о каком мечтал Т.Кампанелла (1568 – 1639) «Город солнца», Ж.Ж.Руссо и коммунисты.

Отдавать обществу по способностям, а брать от него по потребностям - коммунистическая идея, осуществима лишь в том случае, если господствующей формой собственности является общественная собственность…т.е. всё общее, безусловно, кроме жён и зубных щёток.
Но, «природное неравенство людей делает невозможным и равенство их имуществ. Напрасны бы были все попытки сделать общей собственность существ, неравных по силе и уму, по предприимчивости и активности натуры» /П-М. Гольбах (1723 – 1789гг).

Можно спорить, браться за лом в поисках истины, у каждого она будет своя. Древние говорили, что истина находится посредине, другие считают, что она «спрятана» где-то на дне колодца.

На самом деле истина заключается в том, что миром правит ИНТЕРЕС.
Как-то один иностранный посол спросил Екатерину II: «Как Вы, Ваше Величество, добиваетесь того, что Ваши непослушные дворяне Вас всегда слушаются?» На что она ответила: «Я никогда не заставляю их делать то, что им не выгодно». О чём свидетельствует её указ о дворянских вольностях, которым дворянство освобождалось от обязательной не только военной но и гражданской службы. Давая свободу выбора, императрица тем самым возвышала дворян в собственных глазах, которые почитали за честь служить Отечеству не по обязанности, а по собственной воле.

«Чтобы создать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они жертвовали собственным благом во имя общественного благополучия» /А.Шопенгауэр/. Это – задача воспитания.
Ещё Тацит (I в.н.э.) говорил, что добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.
«Воспитание, по мнению Шамфора (1741- 1794), должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников, если только благоразумие – одних расчётливых эгоистов».

До сих пор мы говорили о государстве как таковом, как и почему оно возникает,не говоря о формах его, иначе видах, структуре государства. Это – определённая модель внутреннего устройства, включающая политическую, экономическую, правовую, территориальную организации.
Многообразие форм можно свести к трём основным:
- монархическая (включающая тиранию, монархию, абсолютную монархию и конституционную монархию)
- аристократическая, - когда управляет страной группа избранных, заслуженных учёных людей, («философов» по Платону) на основе «справедливых законов».
- демократическая (народовластие) – самая распространённая форма, имеющая множество разновидностей.
Остановимся на некоторых из них.
Для стран с обширной территорией, как например Россия, Китай, Индия, наиболее приемлемой формой правления, по мнению Ж..Ж..Руссо, является монархия;
тогда как для малых – более удобной будет демократия.

Однако при любой форме и размерах территории управление страной большое искусство, его должны осуществлять умные, способные и волевые люди.
Тирания, опирающаяся только на силу, как показывает исторический опыт, зачастую приводила к пролитию крови, к замене одного тирана другим, ничего не меняя по сути.
«На штык можно опереться, но сесть на него нельзя», говорил Талейран.
У тирана всегда есть возможность быть отравленным собственным поваром или быть зарезанным своим цирюльником. Поэтому тираны, хотя и жестокие, но зачастую и трусливые люди, вызывают к себе не уважение, а лишь жалость и презрение (Тиберий, Калигула, Нерон и т.д.).

«Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача, если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах»/ Сюнь-цзы.IV в.до н.э./
«Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно также, как и дурными»
/Н.Макиавелли.XVв.н.э./

Лев Толстой (1828 – 1910) говорил: «народом можно управлять, но нельзя помыкать им». Патриарх русской литературы разделял идеи Жан Жака Руссо о создании государства на основе справедливости, уважения личности, воспитания добродетели.
Л.Н. находился под обаянием личности Руссо настолько, что носил медальон с его портретом.
России, в силу многих объективных причин, её географического положения, климатических условий, характера народа, удалось избежать рабства в отличии от Европы и стран Востока, если конечно не считать таковым крепостную зависимость, при которой помещик именно помыкал крестьянами, о чём поведали нам А.Н.Радищев в своём знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву», А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов. М.Е.Салтыков- Щедрин и муза истории Клио.
Не от хорошей жизни бежали крестьяне от помещиков на Дон, за Днепровские пороги, на Волгу, в Сибирь и… куда глаза глядят. Не по собственной воле лучшие представители русской интеллигенции («декабристы», «петрашевцы», Н.Г.Чернышевский) отправлялись на виселицу, на каторгу, в эмиграцию в ту же самую Европу, ибо освобождение крестьян от ига крепостничества туда пришло раньше чем в Россию.
«Когда народ глуп, им легко управлять»/Шан Ян IV в. до н.э./ Привилегированные классы долгие годы держали народы России в темноте и невежестве.
«Стремление людей к богатству и знатности угасают лишь тогда, когда захлопывается крышка гроба» говорил китайский мудрец.
Исключить бы из человеческих отношений эту самую корысть, и можно было бы говорить о построении совершенного общества. Не потому ли древние мудрецы настаивали, чтобы государством управляли философы?

Коллегия избранных (ареопаг, конвент, дума, совет, сейм) - собрание мудрецов (философов) тоже не панацея от всех бед в обществе разделённом на классы.
«Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами» /Л.Н.Толстой/
Не всякий мудрец, способный правильно судить о вещах, способен управлять так, чтобы добиться благоденствия общества, вести страну к процветанию.

В обществе всё должно быть подчинено закону. Проблема лишь в том как научить людей соблюдать эти законы. И дело тут не только в воспитании. Необходимо человека поставить в такие условия, чтобы нарушать закон ему было не выгодно.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о нашей стране.
Н.М.Карамзин(1766-1826) в своих записках цитирует одного французского путешественника: «нигде не нарушают так законы как в России».
Два века прошло, но мало что изменилось.
«Законы подобны паутине: слабого они затягивают, а сильный их рвёт»/ Солон. VII в. до н.э./ На вопрос, как изжить преступления среди людей, Солон отвечал:
«Нужно, чтобы пострадавшим и не пострадавшим было одинаково тяжело»

Как замечает Розанов В.В.(1856-1919) « В России вся собственность выросла из
«выпросил» или «подарили», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало»… Воруют и сейчас, только в гораздо больших масштабах нежели воровали в прежние времена воеводы, губернаторы, чиновники от мала до велика.

«Никогда нельзя снимать узду с человеческих страстей» говорил Вольтер.

Один из авторов Декларации за независимость США Томас Джефферсон (1743- 1826) считал, что «всё искусство управления состоит в искусстве быть честным»
Ещё 2500 лет назад всем известный Пифагор говорил: «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть".

Практически же наиболее приемлемой формой является демократическая форма правления. Хотя, по мнению Кьеркегора (1813- 1855), «из всех тираний народоправие – самая мучительная, самая бездушная, неизбежный упадок всего великого и возвышенного… подлинное изображение зла».
Споры о «кухаркиных детях» до сей поры не утихают, хотя «вышли мы все из народа» по большому счёту. Ещё в Священном писании было сказано о том, что высокий падёт, а низкий возвысится. К примеру восстания рабов в Китае, зачастую успешные, заканчивались лишь сменой династий – рабы превращались в господ, господа в рабов, а по сути ничего не менялось. И так происходит повсеместно, пока существует частная собственность на средства производства, и кто это не хочет понять, тому бесполезно втолковывать что-либо. Великая Октябрьская социалистическая революция, коренным образом отличается от всех революций тем, что впервые в мире в обществе господствующей формой собственности стала социалистическая (общественная)собственность на средства производства.
Это – самое величайшее достижение Великого Октября, что бы там ни говорили противники. Как случилось так, что через многие десятилетия все эти достижения в стране были сведены на нет?
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться» неоднократно говорил Ленин. И наша революция успешно сдерживала натиск буржуазии всего мира, пытавшейся подавить усилия людей труда в построении государства нового типа. Развязывая войны, они не смогли ничего сделать. Ибо, «никогда не победить того народа, который полной грудью вдохнул и почувствовал воздух свободы» /он же/.
Люди отчаянно дрались и умирали за Власть Советов, за счастье будущих поколений, показывая чудеса героизма на войне и на трудовом фронте.
«Нам счастье досталось не с миру по нитке, оно от Кузбасса, но из Магнитки, целинных земель и космической трассы, оно – это подвиг рабочего класса»
Страна успешно развивалась, «семимильными» шагами проходя «за десятилетия путь равный столетиям». Однако, именно в тот момент, когда, по выражению лидера партии, «единство нашего народа, было прочно как никогда», всё рухнуло.
К сожалению рамки очерка не позволяют подробно остановиться на причинах крушения «Советской Империи», это отдельная тема. Назову лишь, на мой взгляд, главные. Следуя диалектике Гегеля, который утверждал, говоря упрощенно, на каком-то этапе всё разумное со временем становится неразумным, приходим к выводу (вслед за Энгельсом): «достойно гибели всё то, что существует».
Применительно к СССР:
1. - «народная» власть на деле оказалась оторванной от народа;
2. – партия коммунистов, открыв доступ в свои ряды карьеристам, превратилась в партию оппортунистов (приспособленцев). Пример небезызвестного Марка Захарова тому подтверждение. Три года обивал он пороги райкомов-горкомов, чтобы заполучить вожделенную красную книжицу, а в августе 1991г картинно швырнул её в огонь. Антикоммунист по иронии судьбы до сей поры руководит театром Ленинского комсомола. И это не единичный случай.
Деградация происходит тогда, когда человек, поддавшись лести окружения, верит в свою исключительность, отрывается от масс, оставаясь на деле попросту обывателем, как бы высоко не взлетел.
Личный интерес затронул и святая святых – ЦК партии. С уходом на «заслуженный отдых» партократии хотелось бы увековечить свои привилегии. Случайно ли, что пресловутая перестройка началась не снизу, а сверху, хотя нельзя не сказать о том, что в стране уже назревала ситуация, при которой «низы не хотели жить по старому, а верхи не могли по старому управлять».
3. Ввод «ограниченного контингента» в Афганистан был самой крупной ошибкой во внешней политике непогрешимого руководства Страны Советов после «осуждения культа личности товарища Сталина» Н.С.Хрущёвым.
4. Односторонняя же уступка советского правительства, в области сокращения ядерных вооружений подорвала престиж страны. А роспуск Варшавского Договора, надо расценивать не как ошибку, а как прямое предательство и собственной страны и стран Содружества. Прав философ, говоря: «когда за дело берётся чернь* – ничего хорошего ждать не приходиться». Такого позора и унижения Святая Русь не переживала с момента татаро-монгольского нашествия.
Страна, совершив гигантский скачок назад, продолжает зигзагообразное движение по капиталистическим рельсам.
Советских людей, воспитанных в духе высокой морали и нравственности, благодаря чему сумели разгромить фашизм, «отцы перестройки» в ускоренном темпе взялись делать из них миллионеров, перевоспитывать по волчьим законам и по программе А.Даллеса, постепенно превращая в алчных монстров, готовых на всё ради наживы. Как тут не вспомнить английского публициста XIX в Т.Дж. Даннинга, которого цитирует К.Маркс:

«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Мы пережили монархию, демократию Керенского, Советы, «тиранию», «волюнтаризм», «застой», «перестройку и ускорение», и вот теперь, наконец, получили нью-демократию. И можем собой гордиться вполне. Но «республика не может состоять из одних республиканцев, как роза из одних только лепестков» /мысль Маркса/ И право жить во дворце или под мостом, в подвале или в картонной коробке на теплотрассе – это Ваше святое право. Вы можете говорить или хранить молчание – это также Ваше право, буржуазное право.

Лучшие умы во все времена мечтали о создании общества социальной справедливости - свободном государстве.
Вполне понятно, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» - марксистская точка зрения. Потому словосочетание «свободное государство» вызывало у Энгельса скептическую улыбку, ибо если «есть государство – нет свободы, есть свобода – нет государства», а есть, как уже говорилось, «война всех против всех».
К сожалению, приходится сознавать, что народные массы не всегда понимают истинный смысл счастья и порою к нему их надо тащить силком /мысль В.Белинского/, и справедливость достигается большой кровью. И стоит ли она того?

* - чернь - не народ, а в том смысле, как понимал её А.Блок.
Как бы высоко не взлетел «простой советский комсомолец» из Ставрополья в сущности он остался «помощником комбайнёра недоучкой, предавшим интересы страны за Нобелевскую премию, как Иуда за 30 серебреников.

Тема «Право на свободное слово»

Человек - существо мыслящее. Все, что его так или иначе касается, воплощается у него в мысль, в слово. Слово, письменная и устная речь - главные инструменты проявления себя как человека. Свободно высказывая свои мысли, человек развивает свой ум, воображение, творческие способности. Свободное слово - поистине условие его творческого развития как личности. Поэтому для него важно иметь возможность говорить и писать то, что он считает нужным и важным. Без этой возможности он задыхается, как рыба, выброшенная на берег.

Но такую возможность ему далеко не всегда предоставляли. И вот века и века борется человек за возможность высказать то, что ему хочется, за свободное слово. Раньше эта борьба была практически безрезультатной. Жестокие правители, диктаторы, абсолютные монархи не были заинтересованы в том, чтобы их подданные «трепали языками». Они боялись свободного слова, потому что с его помощью легко раскрывались все их жестокости и преступления в борьбе за власть. Для контроля за печатным словом была введена цензура. Специально поставленные редакторы следили за тем, чтобы кто-нибудь из авторов не обхитрил цензора.

И лишь с установлением демократических республик стало в какой-то мере возможным осуществление права на свободу слова. Потому что в республике власть зависит от народа и в связи с этим пытается заигрывать с ним, допуская некоторые свободы. Допустили свободу слова - и сразу же бурно расцвела журналистика, появилось множество газет и журналов.

Если кто-то думает, что свобода слова, мнений нужна только взрослым, а дети могут обойтись без нее, то он глубоко заблуждается. Для нормального развития детям так же, как и взрослым, нужно быть хозяином своей мысли, высказанного слова. И Конвенция предоставляет им это право. В ней сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. А это значит, что он имеет право искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Еще лет двадцать назад об этом в России можно было только мечтать. Представляете: на ваше имя пришла посылка из... например, Канады. В ней - детский журнал с фото, картинками, статьями о проблемах подросткового возраста. Так вот двадцать лет назад вам бы эту посылку просто не выдали. А потом долго расспрашивали ваших родителей, почему она пришла на ваше имя. Сейчас никто бы и не обратил внимания на это.

Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно, культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Например, какой-нибудь бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовать свои права», то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов, споря с ней по поводу и без повода.

Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего скажет в этом случае учительница.

А Дима? Он может, конечно, в свое оправдание заявить:

А я имею такое право, вот и в Конвенции записано.

На что учительница, возможно, заметит:

Не сочти за труд, посмотри внимательно, что написано во второй части статьи 13 Конвенции.

И Дима, обратившись к тексту Конвенции, прочтет, что осуществление права свободно выражать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям. В каких случаях? Скажем, для уважения прав и репутации других лиц. Случай с учительницей как раз под это правило подходит.

А вот и другой эпизод. Кто-то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь. Очевидно неправильную. Допустим, упоминает, что композитор Моцарт умер глубоким стариком. Вы это сразу же отметили (на самом-то деле Моцарт умер молодым). Как в этом случае поступить? Можно, конечно, вскочить и «пригвоздить» выступающего к позорному столбу: «Э-э-э, тут ты ошибся, неправду говоришь!» Казалось бы, все правильно: вы воспользовались правом высказать свое мнение, в данном случае критическое. Но обидели при этом товарища. Поставили его в неловкое положение. Другими словами, воспользовались правом на свободное мнение нецивилизованно и даже безнравственно. В этом случае хорошая норма превращается в свою противоположность. И пользы от этого не бывает никому.

Проверим себя:

1. Какую роль в жизни человека играет свободное слово?

2. Что сказано в Конвенции о свободе слова?

3. Чем грозит неправильное (нецивилизованное) использование этого права?

Почитаем дополнительно

(и, если нужно, поспорим)

Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам.

Античная мудрость

Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости.

Вольтер, философ

Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы выражения.

С. Кьеркегор, философ

Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.

Б. Паскаль, философ

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Цицерон, писатель, оратор

Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Гегель, философ

1. В каких эпизодах реально воплощается свобода слова молодого человека?

а) Марина отправила заметку в районную газету;

б) Сергей написал на заборе нецензурное слово против соседа;

в) Галина высказала на собрании класса несогласие с решением старосты;

г) Виктор на уроке вступил в спор с учителем по вопросу дисциплины;

д) Павел в школе рассказывал о религиозной секте, в которой состояли он и его родители, и призывал ребят вступать в эту секту.

2. Какие качества необходимы человеку, чтобы он мог в полной мере пользоваться свободой слова и информации:

большие знания;

смелость;

любознательность;

способность вступать в конфликт с человеком противоположных взглядов;

умение вести спор с человеком противоположных взглядов;

убежденность в своей правоте;

вера в то, что прав только он и никто больше;

наличие политических взглядов;

членство в общественной организации.

Поиграем

Игра называется «Составление заявки на издание газеты». Задача - составить заявку на издание новой газеты по следующей схеме:

1. Название газеты.

2. Чьим органом она является (или она независимый орган печати).

3. Общее направление газеты (какие жизненные, политические ценности она будет отстаивать).

4. Примерный круг вопросов, которые она будет освещать (хозяйство, культура, образование, материнство и детство, рок-музыку или, наоборот, классическую музыку и т.д.).

Почему диктаторы так боятся свободного слова?

Издание газеты, журнала, содержание телестудии стоит громадных денег. Могут ли бедные люди воспользоваться правом на свободное слово?

Тема «Право на объединение»

Легкое дело человек делает один. А для трудного ищет себе помощников. «Артельный горшок гуще кипит» - свидетельствует русская пословица. Артельный - значит коллективный, рассчитанный на группу работников. Артелью раньше строили дома, клали рельсы на железной дороге, валили лес и вершили - причем споро, ловко, на совесть - другие добрые дела.

В общественной жизни тоже артельно, то есть коллективно, можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Недаром в таком немалом количестве организуются различные партии, движения. В них люди держатся друг за друга, помогают друг другу. Там даже слабый, никчемный человек словно бы обретает дополнительные силы: ведь он не просто Иванов, Петров или Сидоров, он - член, допустим, Конституционной партии. Звучит! А в некоторых странах вообще существует единственная (она же правящая) партия. Там вас и на работу приличную не возьмут, если вы не ухитритесь в нее, единственную партию, вступить всеми правдами и неправдами.

Конечно, у подростков все эти выгоды и интересы не так остро выражены, но стремление как-то организоваться, объединиться ради каких-то целей и у них имеется. К тому же и взрослые часто подталкивают их к объединению в те или иные организации.

Скажем, раньше у нас для детей и молодежи были пионерская и комсомольская организации. Их создали члены Коммунистической партии для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. В эти организации принимали в обязательном порядке и поголовно всех детей и юношей с девушками. Объективности ради надо отметить, что пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Нередко они совершали и добрые, полезные дела. Пионеры-тимуровцы, например, помогали семьям погибших красноармейцев: носили воду, кололи дрова, ходили за покупками в магазин. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в очень сложных условиях осваивали Дальний Восток, поднимали целину, тяжко трудились на комсомольских стройках и т.д. Тем не менее это были прежде всего политические организации, созданные для выполнения политических целей. Но несовершеннолетние могут пожелать объединиться и в неполитические организации (ассоциации): филателистов, любителей собаководства, борцов за сохранение природы и т.д. Имеют ли они на это право?

В Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники (то есть подписавшие Конвенцию) признают право ребенка на ассоциации и свободу мирных собраний. Хотите объединяться - объединяйтесь на здоровье. Создавайте свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации, объединения. Еще в Конвенции есть пояснение, что этим правом не следует злоупотреблять. Группа с безнравственными (а тем более преступными) целями, например, не может быть официальной ассоциацией. В такие группы никто не разрешит объединяться. А тот, кто их организует, должен понести наказание в соответствии с законом.

В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в группы для выполнения разных плохих дел. При этом группам дают привлекательные названия, допустим, «Горные орлы», «Шерифы прерий» и проч. Детей заставляют воровать, заниматься спекуляцией, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей понуждают заучивать как бы «священное писание» (на самом деле - тексты, придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующие одежды и т.д. Цель этих преступников - оторвать детей от семьи, превратить в своих рабов, заставить работать на себя.

Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию - «Дети электронного века», например. Чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в походы. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Да, понятно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»

Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию: готовить соответствующие бумаги, печатать их на машинке и т.д.? Витек из 7-го «Б»?

Пошли дальше. Работа любой организации, кроме всего прочего, требует денежных затрат. Где-то надо собираться? За зал или даже комнату (за их аренду) надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки хотя бы, фуражечки, майки)? Это все денег стоит. Поход? Очень дорогое удовольствие. Экскурсия? Тоже деньги подавай. Увы, сейчас за все приходится платить. Даже детям.

Так вот, лучше, если всеми этими вопросами оформления, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители. Не так ли?

И еще немаловажный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, почему бы и нет? В школе могут прекрасно существовать клубы интернациональной дружбы, ассоциации филателистов, болельщиков местной команды и др. Но организации с политической направленностью (коммунистической, демократической или иной не запрещенной законом) лучше создавать по месту жительства. Чтобы не превращать школу в арену политических баталий.

Хватит «непримиримой» политической борьбы.

Учиться надо.

Работать надо.

Надо спокойно и разумно жить.

Проверим себя:

1. Почему люди вообще, и дети в частности, создают общественные организации?

2. Что сказано в Конвенции о правах ребенка о детских ассоциациях?

3. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране?

4. Надо ли взрослым участвовать в детских организациях?

5. Где разумно создавать детские организации?

Почитаем дополнительно

(и, если нужно, поспорим)

Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми.

И. Гете, писатель, ученый

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами?

Л. Толстой

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, непрерывным духовным усилием... Собраться же вместе на значит познать истину.

Л. Толстой

Радость и доброта - это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие.

В. Сухомлинский,

Задачки на знание, сообразительность

1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую бы вы предпочли:

а) организацию скаутов;

б) пионерскую организацию;

в) клуб филателистов;

г) клуб фанатов местной спортивной команды;

д) клуб бальных танцев;

2. «Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий».

«Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю...»

Какое из этих двух высказываний представляется вам правильным? Поясните свое мнение.

Поиграем

Игра проходит в виде собрания по поводу организации нового детского общественного движения. Участники решают следующие вопросы:

Цель деятельности движения.

Его политическая направленность (демократическая, коммунистическая, монархическая и т.д.).

Название организации.

Будет ли включать в себя взрослых? Если будет, в каком количестве (пропорционально числу детей), и другие вопросы.

Тайные организации (религиозные, политические и др.): кто склонен их организовывать и в них участвовать?

Ежемесячное чтение

Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу.

Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно:

16 апреля 1852 года русский писатель Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. - А.Н.) за статью о Гоголе.

Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана с его высокомерием. Герцог велел своим лакеям прибить Вольтера. Что и было исполнено.

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук