Кроссворд по литературе 4. Кроссворд «Литературные персонажи и их создатели». Цель создания данного кроссворда

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

«Литературные персонажи и их создатели». Кроссворд для урока внеклассного чтения в 4 классе

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Описание: Предлагаемый мной материал создан для урока внеклассного чтения в 4 классе по серии книг «Золотая библиотека». Не секрет, что подрастающее поколение не любит читать, неохотно дружат с книгой. Я стараюсь всеми возможными приемами и способами вернуть книгу детям, привлечь внимание ребят к литературе. Созданный кроссворд позволяет выявить уровень читательской активности учащихся, разнообразить проведение уроков внеклассного чтения.
Назначение: материал рассчитан на учащихся 4-6 классов.
Цель: привитие любви и интереса к книге.
Задачи:
предметные:
формировать умения выбирать книгу для самостоятельного чтения; оценивать результаты своей читательской деятельности; пользоваться справочными источниками для получения необходимой информации;
метапредметные:
регулятивные - развивать умение формировать учебную задачу урока(целеполагание), планировать с учителем деятельности по изучению темы, раздела; умения объективно оценивать свою работу на уроке;
познавательные - совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, выделять в нём главную мысль;
коммуникативные - учить отвечать на вопросы на основе литературного текста, обсуждать и отстаивать свою точку зрения в группе, уметь доказать её правильность, допуская возможность иного мнения членов группы; воспитывать терпимое отношение к мнению членов группы, класса;
личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки литературных героев и сравнивать их со своими поступками.

Оборудование:
выставка книг по теме урока; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация « Литературные персонажи и их создатели»
Предварительная подготовка:
Учитель заранее доводит до учащихся список книг, которые они должны прочитать к уроку или уже прочитали и принести их в класс.
Список книг для самостоятельного чтения:
П. Трэверс «Мэри Поппинс», В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», Ю.Олеша «Три толстяка»


Предисловие:
Урок внеклассного чтения проходит по традиционному сценарию:
1. Беседа по выставке книг.
2. Путешествие по прочитанным книгам, выявление знаний детей, их оценка поступков героев.
Эти этапы учитель строит в зависимости от своих педагогических фантазий и желаний. На данных этапах применяются и викторины, и беседы, и творческие задания.
Я предлагаю кроссворд «Литературные персонажи и их создатели», который можно считать итогом работы, подводящим черту под всеми этапами урока, обобщающим знания детей по представленной теме.
К кроссворду составлена презентация, слайды которой демонстрируются в процессе разгадывания кроссворда.
Презентация "Литературные персонажи и их создатели"

Кроссворд «Литературные персонажи и их создатели»


По вертикали:
1. Шакал, враг Маугли (Табаки).
2. Добрая волшебница Розовой страны из сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (Стелла)
4. Автор повести «Тим Талер, или Проданный смех» (Крюс).
6. Персонаж сказки Джанни Родари, с которым Чиполлино познакомился в тёмной камере. (Крот)
7. Персонаж повести – сказки К.Коллоди, который догадался, что у Пиноккио ослиная лихорадка. (Сурок)
9. Владелец магазина разнокалиберных товаров из романа – сказки Н.Носова «Незнайка на луне». (Жулио)
11. Двойник Оли из повести – сказки «Королевство кривых зеркал». (Яло)
12. Маленький герой сказки В.Гауфа. (Мук)
14. Собака Доктора Айболита. (Авва).
16. Автор сказочной повести «Муфта, Полботинка и Моховая борода». (Рауд)
17. Владелец балаганчика их книги Ю.Олеши «Три толстяка», в котором выступал гимнаст Тибул. (Бризак).
18. Пантера, друг Маугли. (Багира).


По горизонтали:
3. Автор стихотворений «Игрушка», «Верёвочка». (Барто).
4. Утка Доктора Айболита (Кика).
5. Хозяйка пёсика Эдуарда из сказочной повести П.Трэверс «Мери Поппинс» (Ларк)
8. Маленькая героиня сказки Г.Х.Андерсена (Ида).
10. Малышка, совершившая полет на Луну вместе со Знайкой. (Фуксия).
12. Герой повестей-сказок Я.Корчака. (Матиуш)
13. Король, отец «семи подземных королей». (Бофаро).
15. Коротышка из книги Н. Носова «Незнайка в солнечном городе», в квартиру которого по ошибке забрёл милиционер. (Коржик).
17. Товарищ соломинки и уголька из сказки братьев Гримм. (Боб).
19. Имя дочери хозяйки кондитерской в сказочной повести «Мери Поппинс». (Анни).
20. Зеркальщик из повести – сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал», которого Оля и Яло спасли из Башни смерти. (Гурд).
21. Автор книги «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Ларри)

Презентация на тему: «Литературные персонажи и их создатели». Кроссворд для урока внеклассного чтения в 4 классе

Номинация: «Тематический кроссворд по литературе 4 класс»

Учитель начальных классов МОУ «СОШ№1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

Разгадывание кроссвордов помогает решить ряд достаточно актуальных задач:

1.Закрепление и уточнение знания по пройденным темам;

2.Расширение и активизация словарного запаса;

3.Активизация и развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, речь, мышление.

4.Развитие познавательного интереса, любознательности.

Также при разгадывании кроссвордов развиваются следующие УУД:

Познавательные:

1. Логические умения:

а) Анализ (умение анализировать полученную информацию, устанавливать связи между элементами ребусов);

б) Синтез (умение составлять, собирать образ из отдельных элементов)

2. Умения применять информацию (узнать, манипулировать полученными знаниями, получить планируемый ранее результат)

Коммуникативные:

а) Постановка вопросов.

б) Разрешение конфликтов.

в) Воспитание толерантности.

Регулятивные:

а) Постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно ребёнку и того, что ещё ему неизвестно

б) Планирование (умение определить последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата).

в) Волевая саморегуляция (умение довести начатое до конца).

Личностные:

а) Мотивация (ребёнок интересным способом получает информацию).

б) Нравственно-этическое оценивание

Главное условие при составление кроссвордов - это соблюдение возрастных особенностей.

Данные кроссворды составлены для учеников 4 класса после прохождения темы: литературные сказки народов мира.

Цель создания данного кроссворда:

1. Создать условия для формирования активной читательской позиции

2. Повторить имена женских сказочных героев.

3. Развитие коммуникативных навыков (работа в группе, в паре, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться с мнением одноклассников)

1. Маленькой девочке не повезло:

Здесь жаба - Абаж, а … - Яло! (Оля)

2. Эта девочка с цветочком в руке может чудо совершить

И маленькому мальчику здоровье подарить. (Женя)

3. Королева Снежная

Сердце заморозила,

Но девчурка нежная

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу? (Герда)

4. Даже ложки ушли и стаканы,

И остались одни тараканы.

Все ушли от неё без разбора.

Имя этой хозяйки - …(Федора)

5. После бала короля девочка домой бежала

Туфельку из хрусталя на ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи девчушка эта? (Золушка)

6. Она Буратино учила писать

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка – кукла с большими глазами

Как неба лазурного высь – волосами. (Мальвина)

7. Жила в синем море, в подводном дворце

весёлая очень девчонка.

При строгом, серьёзном и грозном отце

росла очень добрым ребёнком.

Смотрела из волн, как плывут корабли.

Играла с дельфинами в салочки.

Мечтала о принце своём и любви.

Была очень юной … (Русалочка)

8. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

9. Эту милую особу

Угадать скорей попробуй.

Она очень необычна.

Красота её отлична,

Тем, что волосы хозяйки,

Расскажу вам без утайки,

Вниз струятся золотою,

Ослепительной волною.

Про неё у чехов сказка.

Её емя - ..... (ЗЛАТОВЛАСКА)

Также можно создавать кроссворды по ключевому слову. Данный кроссворд составлен по ключевому слову литература.

1. Как звали девочку из произведения В. Губарева «Королевство кривых зеркал»?

2. Главная героиня произведения Льюиса Керролла « …. в стране чудес»

3. Что писал Буратино, когда попал в гости к девочке с голубыми волосами.

4. Нелюбимая дочка в сказках.

5. Что собирал Балда у чертей?

6. Что купила девочка Женя из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

7. На какой остров попал герой произведения Д. Дефо Робинзон Крузо

8. Летательный аппарат Бабы Яги.

9. Что неправильно ел Дядя Фёдор из произведения Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

10. Куда очень хотела попасть Золушка из сказки Ш. Перро?

Используемые материалы:

ljubimyj-detskij.ru›zagadki/1722-detyam-zagadki-o…

stihi.ru›2010/09/25/6851

zagadochki.ru›zagadka-na-snezhnyh-sanyah…

Назначение: материал рассчитан на учащихся 4-6 классов.

Цель: привитие любви и интереса к книге.
Задачи:
предметные:
формировать умения выбирать книгу для самостоятельного чтения; оценивать результаты своей читательской деятельности; пользоваться справочными источниками для получения необходимой информации;
метапредметные:
регулятивные - развивать умение формировать учебную задачу урока(целеполагание), планировать с учителем деятельности по изучению темы, раздела; умения объективно оценивать свою работу на уроке;
познавательные - совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, выделять в нём главную мысль;
коммуникативные - учить отвечать на вопросы на основе литературного текста, обсуждать и отстаивать свою точку зрения в группе, уметь доказать её правильность, допуская возможность иного мнения членов группы; воспитывать терпимое отношение к мнению членов группы, класса;
личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки литературных героев и сравнивать их со своими поступками.

Оборудование: выставка книг по теме урока; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация « Литературные персонажи и их создатели»
Предварительная подготовка:
Учитель заранее доводит до учащихся список книг, которые они должны прочитать к уроку или уже прочитали и принести их в класс.
Список книг для самостоятельного чтения:
П. Трэверс «Мэри Поппинс», В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», Ю.Олеша «Три толстяка»

Предисловие:
Урок внеклассного чтения проходит по традиционному сценарию:
1. Беседа по выставке книг.
2. Путешествие по прочитанным книгам, выявление знаний детей, их оценка поступков героев.
Эти этапы учитель строит в зависимости от своих педагогических фантазий и желаний. На данных этапах применяются и викторины, и беседы, и творческие задания.
Я предлагаю кроссворд «Литературные персонажи и их создатели», который можно считать итогом работы, подводящим черту под всеми этапами урока, обобщающим знания детей по представленной теме.
К кроссворду составлена презентация, слайды которой демонстрируются в процессе разгадывания кроссворда.
Презентация "Литературные персонажи и их создатели" /data/files/a1487062051.ppt (Презентация-кроссворд к уроку "Литературные персонажи...")

Кроссворд «Литературные персонажи и их создатели»

По вертикали:
1. Шакал, враг Маугли (Табаки).
2. Добрая волшебница Розовой страны из сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (Стелла)
4. Автор повести «Тим Талер, или Проданный смех» (Крюс).
6. Персонаж сказки Джанни Родари, с которым Чиполлино познакомился в тёмной камере. (Крот)
7. Персонаж повести - сказки К.Коллоди, который догадался, что у Пиноккио ослиная лихорадка. (Сурок)
9. Владелец магазина разнокалиберных товаров из романа - сказки Н.Носова «Незнайка на луне». (Жулио)
11. Двойник Оли из повести - сказки «Королевство кривых зеркал». (Яло)
12. Маленький герой сказки В.Гауфа. (Мук)
14. Собака Доктора Айболита. (Авва).
16. Автор сказочной повести «Муфта, Полботинка и Моховая борода». (Рауд)
17. Владелец балаганчика их книги Ю.Олеши «Три толстяка», в котором выступал гимнаст Тибул. (Бризак).
18. Пантера, друг Маугли. (Багира).

По горизонтали:
3. Автор стихотворений «Игрушка», «Верёвочка». (Барто).
4. Утка Доктора Айболита (Кика).
5. Хозяйка пёсика Эдуарда из сказочной повести П.Трэверс «Мери Поппинс» (Ларк)
8. Маленькая героиня сказки Г.Х.Андерсена (Ида).
10. Малышка, совершившая полет на Луну вместе со Знайкой. (Фуксия).
12. Герой повестей-сказок Я.Корчака. (Матиуш)
13. Король, отец «семи подземных королей». (Бофаро).
15. Коротышка из книги Н. Носова «Незнайка в солнечном городе», в квартиру которого по ошибке забрёл милиционер. (Коржик).
17. Товарищ соломинки и уголька из сказки братьев Гримм. (Боб).
19. Имя дочери хозяйки кондитерской в сказочной повести «Мери Поппинс». (Анни).
20. Зеркальщик из повести - сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал», которого Оля и Яло спасли из Башни смерти. (Гурд).
21. Автор книги «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Ларри)