Большой мир маленьких детей о сквернословии. Сквернословие и влияние его на здоровье. Что говорят дети о сквернословии в своих сочинениях


Берегите здоровье друг друга.
У Природы мы - малая часть.
Вы кому-то ответили грубо -
Чью-то жизнь сократили сейчас.
А. Дементьев

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть “лингвистической прерогативой” пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати.



На вопрос “Что такое сквернословие?” отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее человека свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение.

Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, - порок. Но незаметно и сквернословие становится болезнью.

Человек уже не может построить элементарного предложения, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Так ли опасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз.

А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня?

Все, наверное, знают, что если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание.

Несколько фактов о сквернословии:

История возникновения матерных слов уходит в глубину тысячелетий. Только вот значение их изменилось, как и употребление. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову даже мысленно произнести такое слово, не то что вслух. Тогда люди знали, какой мощной, поистине космической энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, будучи употреблены без надобности.

И в древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что “черт матюгов боится”, мог для “обереги” использовать нецензурную лексику. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
На Руси до середины XIX века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличным поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Д октор биологии академик медико-технических наук Петр Горяев опытным путем установил, что ДНК реагирует на нашу речь! Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Другой ученый – доктор биологии Иван Борисович Белявский, 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.


Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека,– это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.


А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу.

И всегда помните:


Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить,

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить!

А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»

Э. Асадов



О скверном и святом


Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать -
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идёт от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Эдуард Асадов


***
...................................

Войны любой ужасней

народа разложенье.

Кому ещё не ясно:

мы гибнем без сраженья!

И головы на плахи

врагам мы подставляем;

язык свой, как неряхи,

мы матом оскорбляем.

Мат разлагает всех:

ходячий смертный грех;

он ходит по Руси,

иконы выноси!

Завёл в болото он,

с ним бесов легион.

Народ мой в мате тонет

и корчится, и стонет.

Неизвестный автор

Происхождение сквернословия

Гнилые слова сегодня стали нормой в языке народа. Сквернословие можно услышать даже в семьях, и не только в общении между взрослыми, но подчас и в разговоре родителей с маленькими детьми. Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке.

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием — от слова скверна. Так, в словаре Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Матерный язык есть, согласно мнению ряда исследователей, наследие языческих времен, когда славянские племена еще не соединились в единый русский народ, создавший великую культуру, сформированную православным воспитанием. В определенный период древней языческой Руси матерные ругательства, скорее всего, являлись своего рода заклинаниями, с которыми непросвещенные христианством люди обращались к идолам, вступали в контакт с инфернальным миром.

В древности у многих народов существовал культ плодородия, олицетворением которого нередко являлись женские и мужские половые органы. Он был развит в различных фаллических культах Древнего Востока, начиная с «глубин сатанинских» (Отк. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих. Проявлялся он и в суеверных обычаях древних греков и римлян. Чтобы оградить себя от враждебных демонов и дурного глаза, они навешивали на себя изображение божества fascinus (фаллический амулет), культ которого был возложен на девственниц и состоял в непристойных словах, движениях, в изображении фаллоса (символ — кукиш). Рекомендовалось также «сплюнуть на сторону» или три раза себе в пазуху, или выразиться крепко с упоминанием срамного божества.

У праславян источник фаллических обрядов — это культ Рода и рожениц, зарождение которого относят к периоду возникновения культурного земледелия. Часто срамоту (фал) изображали в виде каменных или деревянных идолов, перед которыми совершались магические ритуалы с жертвоприношениями и чтением заклинаний в виде матерных ругательств. Постепенно данный культ исчез, ритуалы упразднились, но в народной памяти матерные ругательства остались, хотя их истинный смысл и предназначение было забыто.

Известный филолог Б.А. Успенский указывает: «Поскольку те или иные представители нечистой силы генетически восходят к языческим богам, можно предположить, что матерная ругань восходит к языческим молитвам или заговорам, заклинаниям...»

Аргументом, свидетельствующим о происхождении мата от ритуальных заклинаний, является и суеверный народный обычай ругаться матом при возникновении различного рода бесовских страхований. Так, согласно народному поверью, отделаться от лешего и кикиморы можно не только молитвой, но и матерною руганью.

Последствия сквернословия

Оскорбление «трех матерей»

Народное сознание всегда полагало, что матерная брань оскорбляет «трех матерей человека — Богородицу, Мать — сыру землю и родную мать. До сих пор в деревнях помнят наставления стариков не ругаться матом, так как от этого «Богородица падает лицом в грязь». В фольклорных текстах звучит мотив страдания Богородицы от каждого прозвучавшего матерного слова:

«Матерно не бранится;
Мать Пресвятая Богородица
На престоле встрепенулася,
Уста кровью запекаются».

Кроме того, на Руси существовало убеждение «что матерная брань оскверняет землю и земля раскрывается, размыкается, разверзается, разваливается от матерного ругательства», что и приводит к землетрясениям и другим мировым катаклизмам.

Самоуничтожение

Сквернословие является нарушением заповеди Божьей. А заповеди Божии являются принципами творения — духовными законами бытия. Они есть предупреждение Бога, адресованное человеку — не делай того или иного, иначе тебе будет плохо. Если человек не внимает словам Творца и продолжает грешить, то включается механизм саморазрушения. Человек начинает уничтожать себя, но не только себя...

Проклятие рода

Раньше считалось, что матерщина задевает покоящихся в земле предков и приводит к оскорблению рода. Действительно, любое бесообщение приводит к проклятию грядущего рода грешника до третьего-четвертого колена, что, естественно, вызывает скорбь и возмущение всего прошлого рода.

Современные исследования доказывают, что слово может влиять на здоровье человека и воздействовать на его генетический аппарат. Из этого можно сделать важный вывод о том, что усвоенная и закрепленная страсть сквернословия пагубно отражается и на всем грядущем роде грешника. Приобретенная греховная поврежденность человеческой природы, которая передается из поколения в поколение, духовно ослабляет грядущее потомство и способствует вырождению всего рода. Таким образом, сквернослов или вообще бесплоден, или рожденные им дети несут в себе печать неполноценности, ослаблены родовым грехом, сильно подвержены процессу дегенерации.

Осквернение себя

Матерясь или чертыхаясь, человек невольно выполняет определенный магический обряд по вызову инфернальных сущностей из потустороннего мира. И вне зависимости от его желания, нечистые духи буквально облепляют матерщинника, приносящего им противоестественную словесную жертву. Это создает определенную духовную атмосферу вокруг него, негативно влияет на всю окружающую среду. Не случайно русское православное сознание определило матерщину как скверну, мерзость, нечистоту. Святые отцы говорят о наличии специальных блудных бесов: инкубов и суккубов, разжигающих в людях срамную похоть и наслаждающихся и питающихся подобной атмосферой. Фаллические культы и есть поклонение и общение с подобной категорией блудных бесов.

Влияние на детей

Особенно страшно, когда в среде матерщины и сквернословия воспитываются дети, когда сами родители закладывают в их души нравственную грязь. Такие дети обычно вырастают черствыми и, прежде всего, равнодушными к собственным родителям. Таким детям, как правило, бывает трудно создать свой семейный очаг, где царила бы позитивная духовная атмосфера. Если весь детский период своей жизни человек формировался под влиянием грязных слов, он вырастает духовно и морально ущербным, с гнилью в душе и в характере.

Влияние на женщин

Известный психофизиолог, врач, член всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык вот уже 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Согласно его данным, мат стимулирует выработку мужских половых гормонов — андрогенов, поэтому при частом употреблении матерных ругательств происходят сильные гормональные нарушения в среде организма. Особенно это касается женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос.

Влияние на культуру

Сила народа выражается и передается как через веру, так и через культуру, главным орудием которой является народный язык. Общий культурный уровень народа при распространении сквернословия безусловно понижается.

Сквернословие приводит к разрушению личности, ее оригинальности, своеобразности. Возникает некая серая, заурядная во всех отношениях, безымянная, безликая человеческая масса. Снижается коммуникативность людей, разрастается пошлость, хамство, грубость. Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения человека. Тот, кто легко позволяет себе нечистую гнилую речь, часто, как показала практика, легко решается и на нечистые дела.

Предаваясь матерщине, люди невольно способствуют разрушению своего общества. Когда человек говорит скверные, матерные слова, он не только оскверняет, марает свою душу и свои уста, вступая в той или иной мере в общение с нечистой слой, но и льет грязь в уши окружающих — развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли — сеет зло, пусть даже не осознавая этого.

Церковное предание о сквернословии

Сквернословие является нарушением девятой заповеди закона Божьего: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, т.е. Не произноси на другого ложного свидетельства. Этой заповедью Спаситель заповедует всегда обуздывать свой язык, говорить только правду и удерживать себя от лукавых речей и празднословия. Апостол Павел в послании Ефесянам пишет: «... сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам;... никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших;... отложите... злоречие, сквернословие — уст ваших» (Еф.5,4; 4,29; Кол.3,8;).

Свт. Климент Александрийский еще в конце второго века писал: «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщанием носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи». Еще более жестко обличал сквернословие свт. Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло — говорить срамное и постыдное? Всмотрись как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?.. Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил во уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

«Не давайте места диаволу» (Еф. 4, 27), — говорит апостол Павел в послании к Ефесянам. Между тем, очень многие люди дают ему место в каждом разговоре, так что даже создается впечатление, что речь их не полна, если черт или какое матерное ругательство здесь не будет упомянуто. Каждый христианин еще при крещении отрекался от «диавола и всех ангелов его». Отрекался, а, матерясь и чертыхаясь, опять призывает его в свою жизнь. Кто с благоговением призывает Бога, тот Бога и имеет. Кто матерится и призывает лукавого, тот получает его в верные спутники своей жизни. Поэтому чертыханье и матерщина есть не просто вредная и греховная привычка, а (пусть хоть часто и бессознательный) выбор нечистого в свои союзники.

Вслед за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божью. Устами христианин принимает Тело и Кровь Христову. Оскверняя срамословием уста, освящаемые прикосновением к ним пречистого Тела и Крови Христовой, сквернословы оскорбляют и Христа Спасителя.

Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь. Срамной речью оскорбляется и весь невидимый мир, т.о. матерщинник предает себя в руки падших духов.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44), — говорит заповедь Божия. Проклинающий своих ближних нарушает заповедь Божью и вместо дел Божьих творит дела сатанинские. Проклятья и ругань — это область падших духов, и поступающие так являются проводниками этой злой воли. Кроме того, данное греховное действо свидетельствует о крайней распущенности, самолюбии и несдержанности человека, который, не терпя препятствий и противодействий со стороны ближнего, готов был бы его уничтожить за нанесенную обиду, но если в силу обстоятельств не может это сделать физически, то обрушивается словесно градом всяких мерзостных и злобных пожеланий.

Спаситель сказал: «Кто же скажет брату своему: «рака» (пустой, негодный человек) — подлежит синедриону» (Мф. 5, 22). Брань отличается от клеветы и сплетен тем, что не просто приписывает ближнему какой-то постыдный поступок, а оскорбляет его личность, присваивая ему как человеческому существу какую-нибудь крайне негативную черту. Брань часто выражается в злословии, оскорбительных жестах и действиях. Например, говоря о человеке «подлый», мы приписываем ему целый ряд бесчестных поступков.Говоря «бессовестный», отрицаем наличие в нем всякой чести и добродетелей. Ругательство «скот, осел» и подобные лишает человека разума и смысла, уравнивая его с бессловесными животными. Подобная брань является личным оскорблением и тогда, когда она касается личности жены, родителей или детей. Ничем незаслуженная личная брань вроде «бессовестного» (мы уже не говорим о матерных ругательствах) показывает полное отсутствие любви к ближнему. А с прекращением братской любви прекращаются и все добрые отношения к человеку подобно тому, как и во вражде заключается весь спектр грехов по отношению к ближним. Святым апостолом предсказано, что пред кончиной мира ругательства, как признак оскудения любви и форма общения в человеческом обществе, усилятся так же, как и другие пороки (2 Пет. 3, 3).

Часто люди легкомысленно оскорбляют себе подобных ругательными словами даже по ничтожному поводу и, нередко, в семейном быту. Многие ругаются просто по привычке, не придавая брани свойственного ей смыслового значения, другие — в порыве минутного гнева и нашедшей ярости. Такие побудительные мотивы брани менее греховны, чем осознанные целенаправленные ругательства. Но грех все равно остается грехом.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько гнусно и гибельно сквернословие, и за него строго наказывали. Уже в «Повести временных лет» неодобрительно поминается языческое «срамословие». В увещевании преп. Кирилла Белозерского сыну Дмитрия Донского князю Андрею Дмитриевичу сказано: «Тако же, господине, уймай под собою люди от скверных слов и от лаяния, понеже то все прогневляет Бога». Бесовские песни, «буе слово, срамословие, бесстудная словеса и плясание» были осуждены Стоглавым собором. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за матерщину полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами. В поучениях святителей и пастырей того времени говорится, что с человеком, который матерится, не следует «ни ясти, ни пити, ни молиться аще не останется такового злаго слова».

Как противостоять сквернословию

1. Исключить бранные слова из своего лексикона. Дело даже не только в матерной брани. В современном обиходе присутствует масса слов, замещающих матерные («блин», «хрень» т.д.). Все они выполняют функцию «словесной смазки» и замещения полноценных слов языка, то есть способствуют разрушению языковой фактуры. Такое «замещение» может быть катализатором мата и провокацией для человека, желающего «заострить проблему».

2. Проявлять нетерпимость к мату. Делать замечания на улице не всегда сподручно (для этого надо быть очень уверенным человеком с некоторыми педагогическими задатками). Но многие из нас сталкиваются с матом в устах хорошо знакомых и близких людей. И вот тут необходимо не допускать общения с помощью матерных слов, показывать, что подобное построение речи нам неприятно.

3. Тем, кто склонен анализировать, можно объяснять смысл мата (богоборчество, социальный бунт, разрушение языковой ткани). Многие ещё не понимают, что представляет собою мат.

4. Поскольку теперь у нас есть закон, позволяющий штрафовать за матерщину (КоАП РФ), то по факту появления мата в публичном пространстве можно подавать в суд.

Добро дерзновенно. Благое слово несущее Божественную энергию в сходных душах вызывает свет, укрепляет и ориентирует на добро, а в темных — выявляет и обличает, таящееся в них зло. Доброе слово несет нам с собой благость и радость в этой жизни, приготовляет светлые обители в Царстве Небесном. Противостоять распространению гнилых нецензурных слов — задача не только православия, а и всей нашей культуры.

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

"ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 2

СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ «ТАЙНА ЗЛЮКИ И КОЛЮКИ» 2

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ 2

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели:

· Формирование навыков здорового образа жизни

· Формирование культуру речи , эстетического вкуса, культуры поведения

· Развить умение работать в группах

Задачи:

· Расширить знания учащихся о вредных привычках(сквернословии)

· Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества

· Побуждать к нравственному самосовершенствованию

Речь - это показатель ума.

Сенека.

Здравствуйте, ребята!

Мы сегодня проведем для вас занятие «Вирус сквернословия».

Проводя это занятие, мы поднимем самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины.

“Мат” доносится с экранов телевизоров.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Эту тему мы выбрали не случайно, потому что в последнее время многие девушки и юноши часто стали использовать в речи бранные слова, то ли не зная значение этих слов, то ли из-за недостаточности словарного запаса.

А теперь, начнем наше занятие «Вирус сквернословия», я хочу вкратце ознакомить вас со значением слова «сквернословие», т. е. поговорим с вами о вреде сквернословия, какую отрицательную роль причиняют слова высказанные матом.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, дети старшего возраста стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь"

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В 20-м веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Выводы по теоретическому материалу:

· Вред от зломыслия.

От злых мыслей и чувств у человека душа и энергия не только загрязняются, но и теряют и растрачивают внутреннюю силу (душа перестает расти). Потерю энергии и отравление злыми мыслями легко почувствовать – это тоска (подавленность и нервозность), плохое настроение и самочувствие, недомогание и даже заболевания...

· Человеку вредит его собственное сквернословие. Тот, в ком часто возникают злые мысли, очень вредит себе. Но еще больше вредят себе и отравляют свою душу те, кто любит ругаться и обзываться. В злых словах и ругательствах собирается много плохой силы, которая не только загрязняет но и понемногу разрушает энергию того, кто сквернословит. Этот вред бывает виден не сразу, а проявляется постепенно.

Сценарий сказки

«ТАЙНА ЗЛЮКИ И КОЛЮКИ»

Летали среди людей два плохих и прожорливых приятеля: Злюка и Колюка. Нельзя было их увидеть добрым людям. Но стоило человеку чуточку рассердиться, как два приятеля тут как тут. Злюка умел быстро внушать людям разные злые и нехорошие мысли. А Колюка думать совсем не любил и не умел. Но зато он знал, как вовремя подсказать всякие колкие, гадкие и грубые слова, чтобы человек тут же их вспомнил.

Злюка- Плохие мысли это хорошо, они помогают жить прекрасно, думать об ужасном (потирает руки, пританцовывая)

Колюка - Ты плохой, ужасный, дрянной. Вот слова, какие я знаю, всем девчонкам и мальчишкам расскажу, и все будут употреблять в речи их, и все их будут хвалить (ехидно смеется) хи-хи-хи.

Много было вредной работы у этих нехороших приятелей. Ко всем сердитым и разозлившимся взрослым и детям нужно было успеть прилететь, мысли злые подсказать, да плохие, грубые слова напомнить. А уж что потом будет с людьми, их совсем не интересовало.

Нравилась Злюке и Колюке их ужасная работа. Где они ни появятся, всюду ругань и ссоры между людьми начинаются, да плохое настроение у всех делается. А приятелям только этого и надо. Даже весело им было смотреть, как люди с их помощью ссориться начинают, а потом подолгу злятся, и простить друг друга не могут. (На фоне этих слов, двое детей ругаются, деруться и, обидевшись друг на друга отворачиваться в разные стороны.)

У злых приятелей была одна особо важная тайна, которая держалась под строжайшим секретом. Больше всего на свете Злюка и Колюка боялись только одного: что когда-нибудь люди узнают их тайну.

Один раз Злюка с Колюкой услышали, что две девочки в одной школе никак не могут поделить между собой кусочек парты. Каждая расставляет свои локти пошире и норовит, чтобы у соседки меньше места оста­лось.

(Стоит парта, за ней сидят дети и пытаются друг друга спихнуть с парты)

Принялись тут же Злюка с Колюкой за свою привычную работу. Сначала Злюка подсказал обеим девочкам злые мысли, а потом Колюка помог им придумать всякие ругательства и обидные колкие слова. Так здорово поработали Злюка с Колюкой, что после урока на перемене аж целых десять минут, забыв об играх и веселье, девочки изо всех сил лупили друг друга кулаками и портфелями. Под конец перемены обе громко плакали. Им обоим было больно, они перепачкались и порвали свою одежду, учитель вызвал, их родителей в школу и вдобавок ко всему у каждого после этой драки еще очень долго оставалось плохое настроение.

– Вот здорово мы с тобой поработали и покушали, – сказал Колюка Злюке. – А все из-за какого-то маленького и ненужного никому кусочка парты.

Но с некоторых пор работы и еды у Злюки с Колюкой стало намного меньше. А всему виной был один очень умный ученый, который раскрыл их страшную, тщательно скрываемую от людей тайну.

(Выходит ученый в очках):

Я много лет работал в лаборатории, изучал людей, производил разные опыты. И, в конце концов мне удалось раскрыть секреты злых слов и плохих мыслей. Я открою людям эту тайну. Каждая плохая мысль и колкое грубое слово невидимо забирают силу и здоровье у злобного и сердитого человека. Даже когда человек вроде бы незаметно сердится и не сильно злится, то знайте, –– он приносит себе большой вред и кормит в этот момент своими силами разных невидимых Злюк и Колюк, которые этому только рады.

Многие из людей поверили словам ученого и постарались свои мысли и слова сделать добрее и лучше. Но были и те немногие, которые до сих пор не верят словам ученого и, сердясь, отдают много своего настроения, здоровья и сил на корм вечно голодному Злюке и прожорливому Колюке. И вы тоже подумайте, может, совсем не стоит их кормить, и если им нечего будет есть, они исчезнуть из нашей жизни навсегда!

Вопросы к сказке:

– Как вы считаете, могут ли быть на самом деле невидимые существа, питающиеся силами и энергией человека?

– Вам хорошо живется со злыми мыслями, а плохие, грубые слова приносят чистую добрую радость?

– Почему некоторые не послушались совета ученого? (Не могут и не хотят верить, потому что боятся трудной работы, чтобы изменить себя и свои мысли).

– Чаще дети ссорятся и ругаются из-за ерунды и какого-нибудь пустяка или из-за чего-то важного и необходимого?

– Вы знали раньше, что добрые мысли приносят вам пользу, а злые вредны и немного ядовиты?

– Кто из вас уже давно знал, что от плохих мыслей надолго портится настроение и уменьшается желание чем-то заниматься?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия? Каким образом?

1) Развивать устную, литературную речь.

3) Я думаю, что обязательно надо развивать культуру речи. Особенно нашу родную, русскую литературу .

4) Я думаю, вести здоровой образ жизни, беречь здоровье и присоединиться авторам этих пословиц.

Спасибо Вам за Ваше участие в нашем диалоге по наболевшему в сегодняшнее время вопросу – вопросу о сквернословии.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Давайте будем надеяться, что проведенное сегодня нами, занятие принесет положительный результат и привыкшая к сквернословию молодежь задумается.

Спасибо.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лекция о сквернословии. http://*****/article/art. php? id_article=206

2. Масару Э. Любовь и вода. – М.: София, 2008

3. Сквернословие // Centre Magik. http://www. *****/s68.asp

4. Философия для детей (в сказках и рассказах). Пособие по воспитанию в семье и школе. – Минск, 2003

5. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008. №20

Поле брани

Существует несколько слов и выражений , общеизвестных, хотя и не общепринятых, которые занимают особое положение в языке . Издавна считается неприличным и недопустимым вслух называть некоторые предметы и явления, связанные со строением человеческого тела и половой функцией. В рамках европейской культуры закрепилось отношение к сексу как чему-то постыдному, поэтому при освещении этого вопроса пишущая братия по сей день разрывается между сухой научной лексикой и так называемыми непечатными словами . Впрочем, в последние годы эти слова перестали быть непечатными в буквальном смысле: уже никого не удивляет, когда герои современных литературных произведений и кинофильмов не стесняют себя в выражениях . Российское законодательство предусматривает ответственность за сквернословие в общественных местах и оскорбление словом . Однако даже опытные юристы затрудняются припомнить, чтобы кто-либо был ощутимо наказан за словесную невоздержанность. Сквернословие стало, увы, чрезвычайно распространенным, будничным. Одни считают это нормальным, другие, как говорится, притерпелись.

Взрослые люди как в делах, так и в словах проявляют себя по-разному. У одних сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться . Впрочем, ругательство при этом даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи . Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще, увы, и «чисто женского») разговора считают соленое словцо , с помощью которого стремятся подчеркнуть доверительный и раскованный характер беседы . Люди достаточно воспитанные относятся к брани брезгливо; для них выругаться столь же немыслимо, как, скажем, высморкаться в занавеску.

Однако и те, и другие, и третьи сходятся в едином мнении: нецензурные слова - это «взрослая» лексика и ребенку употреблять их непозволительно ни в коем случае. Если же из детских уст вылетает запретное слово , немедленно следует резкая, отрицательная реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать подобную распущенность.

Попытаемся разобраться, насколько справедлив и эффективен этот подход.

В первые годы жизни ребенок - существо поначалу бессловесное - стремительно овладевает родным языком . Все слова для него - новые. Он активно, как губка, впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая свой словарный запас . Уже трехлетний малыш в состоянии внятно выразить достаточно сложную мысль, пользуясь большим набором слов . Конечно, понадобится еще долгое время, чтобы он овладел богатством языка во всем многообразии и сложности. И ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова , как бы пробует их на вкус и пытается включить в свой словарь . Причем ребенок слышит не только те слова , с которыми обращаются к нему родители и которыми они обмениваются между собой, но и те, что на улице бормочет неопрятный красноносый дядя с нетвердой походкой. Маленький ребенок еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания.

Можно, конечно, поставить перед собой задачу оградить ребенка от нежелательного словесного фона. Однако едва ли эта задача выполнима на практике. Конечно, плохо, если малыш находит себе развлечения, крутясь возле пивного ларька и ловя многоэтажные тирады его завсегдатаев. Там ему не место, и это большинство родителей , к счастью, понимает и без дополнительных разъяснений. Однако невозможно посадить ребенка под стеклянный колпак, непроницаемый для бацилл сквернословия . Так или иначе, ребенок столкнется с дурными словами , которые, увы, нынче просто витают в воздухе.

Вне всякого сомнения, надо стремиться ограждать малыша от чужой грубости . Но необходимо трезво отдавать себе отчет, что не все здесь в нашей власти. Никто не станет в здравом уме валяться в луже, но никто и не застрахован от того, что его не обдаст грязью проносящаяся мимо машина. Образно говоря, постараемся просто обходить лужи.

Если же ребенок узнал нежелательное выражение , наивно надеяться, что он его враз забудет. Человеческая память устроена очень хитро. Можно волевым усилием заставить себя что-то запомнить (это, говоря языком психологов, произвольное запоминание). Но невозможно заставить себя забывать. Поставив перед собой такую цель, скорее всего, получишь обратный результат. Пытаясь заставить ребенка выкинуть слово из памяти, мы тем самым лишь сконцентрируем его внимание и глубже забьем ржавый гвоздь в формирующееся сознание.

Добиться того, чтобы ребенок не узнал, а тем более, узнав, забыл неприличное выражение , - задача невыполнимая. Впрочем, признаемся: каждому из нас нецензурные слова знакомы. Суть в том, чтобы их не употреблять , не произносить вслух. Этого, и только, этого можно требовать от ребенка . Как этого добиться?

Когда малыш в первый раз произносит нецензурное слово , оно, как эти ни покажется странным, в его устах вполне невинно. Для него это еще одно усвоенное слово , почти ничем не отличающееся от прочих. «Почти» касается того, что смысл практически любого слова ребенку ясен, а вот смысл ругательства он еще постичь не в состоянии. Он лишь смутно ощущает, что такими словами в речь вносится сильный эмоциональный акцент.

Родительский гнев возникшей проблемы не решит, а только усугубит ее. В сознании ребенка непечатное слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Не в силах понять причину строгого запрета, малыш может попытаться использовать запретный плод как символ своей независимости. «Если кому-то можно так говорить, значит, можно и мне. Не надо только нарочно сердить родителей !» И запретное словцо начинает мелькать в его речи, становясь от многократного повторения привычным.

Если вы услышали из детских уст неприличное слово или узнали о таком его проступке от заслуживающих доверия людей, не надо впадать в гнев. Ситуация неприятная, что и говорить! Но постарайтесь, чтобы она не приобрела для ребенка сильной эмоциональной окраски. Нельзя оставлять словесный сор без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно негативной , но не бурной. Надо ясно дать понять ребенку , что услышанное вам неприятно. Следует объяснить почему. Объяснение, доступное пониманию дошкольника, примерно таково. Слово , которое случайно (!) произнес ребенок , придумали грубые, невоспитанные люди, и они обычно так говорят, когда хотят кого-то обидеть. Ни один воспитанный человек таких слов не произносит. Ни мама , ни папа так никогда не говорят, ведь правда?

Порядочный человек , слыша такие слова, очень огорчается и обижается. Поэтому так говорить не надо, чтобы тебя не считали грубияном.

Чтобы проверить достоверность ваших слов , ребенок может нарочно повторить злополучное слово. В той мере, которая принята в семье , надо недвусмысленно продемонстрировать ему, что вы действительно недовольны и огорчены. Каждый ребенок дорожит добрым отношением родителей . Гневный окрик, конечно, неприятен, но куда сильнее задевает его явно демонстрируемое родительское огорчение. Если в семье действительно добрые отношения, малыш постарается не ставить себя в положение всеми осуждаемого грубияна. Однако там, где младший член семьи постоянно испытывает неудовлетворенность и огорчение от взаимоотношений со старшими, не приходится удивляться, что он может использовать такое сильное средство, как ругательство , просто для того, чтобы привлечь к себе внимание (когда его явно недостает) или чтобы «дать сдачи» старшим за многочисленные обиды. Здесь сквернословие выступает лишь как средство, и в этом случае приходится решать проблему не словесной невоздержанности, а нормализации отношений.

Овладевая языком, ребенок усваивает разные слова . Рано или поздно он услышит и эти. Важно, чтобы ребенок знал: повторяя бранные слова , он поступает плохо. Редкий ребенок будет намеренно ставить себя в положение провинившегося. Зная, что за грубость его обязательно осудят близкие любящие люди, он по крайней мере не станет упражняться в сквернословии .

Однако по мере взросления проблема становится все более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль символа зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат - лексика старших, запретная для ребенка , то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. Тем более что дело-то нехитрое! Срабатывает механизм, аналогичный тому, который порождает подростковое курение: с привлекательного образца «слизывается» самый доступный, поверхностный слой.

В такой ситуации жесткий запрет крайне неэффективен, он только утверждает подростка в сознании правильности своего поведения. Приемлемая психологическая рекомендация в данном случае, к сожалению, может быть лишь самой общей. Стремление подростка к независимости приобретает уродливые формы, когда у него создается впечатление, что родители блокируют путь его взросления. Желание во что бы то ни стало доказать свой возросший статус («Я уже не ребенок !») особенно обостряется тогда, когда родители отказывают подростку в признании этого статуса.

Поэтому борьба со сквернословием , равно как и борьба с курением, приобретает характер лечения симптомов, а не болезни. Подобно тому как туберкулез не излечивается таблетками от кашля, искажения в мироощущении подростка нельзя устранить попытками «вычистить» его язык . Если растущий человек с удовольствием ощущает свой рост и встречает со стороны близких одобрение и поддержку, ему нет нужды самоутверждаться с помощью уродливых символов.

Негативное отношение родителей к сквернословию в таком случае не воспринимается как консерватизм занудливых «стариков». Если во взаимоотношениях с взрослеющим сыном или дочерью удалось избежать подросткового бунта, то родителям проще объяснить свое отношение к брани как неприличному словоблудию никчемных людей. Подросток , дорожащий мнением матери и отца , прислушается к такому отношению. С его языка может порой сорваться «соленое» словцо (по крайней мере, чтобы не ударить в грязь лицом в компании сверстников ), но в привычку это не войдет. Если же добрых отношений с родителями в раннем детстве сформировать не удалось, то в подростковом возрасте сквернословие накатывается вместе с валом других проблем. Как себя вести, чтобы подобного не произошло? Об этом, собственно, и написана вся книга, а не только эта глава.

Плохо ли когда ребенок ругается? Конечно плохо, ответит вам любой родитель. Сегодня мы разберемся в причинах этого явления и расскажем о многих других интересных вещах, связанных проблемой

Сквернословие, или ругательство, — это оскорбительное, неуважительное выражение по отношению к любому человеку. Кстати, это может быть не только слово, это могут быть и жесты, всем нам известные.

Почему наши дети ругаются?

Есть исследования, утверждающие, что ругань является техникой управления гневом. Думаю, вы понимаете, о чем речь. Сколько раз мы срывались на близких или друзьях, когда причина была совсем в другом? Да, много таких примеров, но нужно научиться переносить свой гнев в правильное русло. Женщинам в этом плане проще – шопинг и уборка помогают забыть об обидах и гневе на время. Мужчины «выражаются» чаще, ведь и возможностей вылить в положительное русло свой гнев у них меньше.

Причины сквернословия совсем отличаются от взрослых. Таким способом ребенок пытается либо обратить на себя внимание либо показать свою взрослость и самостоятельность. Они имитируют то, что слышат от нас, взрослых. Но родители всегда возмущаются, когда слышат от своих детей такое. Не забывайте, что ребенок первые годы жизни всегда подражает одному из родителей, он запоминает и впитывает как губка все ваши ругательства, произнесенные при нем. Поэтому будьте аккуратнее при выборе выражений, станьте примером для своего ребенка.

Откуда он берет их?

1. В первую очередь это многочисленные сериалы, телевидение и СМИ. Огромное количество каналов, видео и DVD открывают ребенку любого возраста доступ к различным фильмам, не самого высокого качества. Обратите внимание на то, каким фильмам и каналам он уделяет внимание. При необходимости, существует возможность внести ограничение на некоторые каналы, а можно приобрести пакет Детское ТВ» (возможно какое-то другое название). Так вы сможете быть уверенны, что ваше чадо защищено от нецензурный выражений.

2. Музыка. Это не значит, что нужно категорически запретить слушать рэп, рок и т. п. направления. Постарайтесь разнообразить досуг ребенка. Следите за тем чтобы он чаще играл с друзьями, занимался спортом и читал. Можно научить его играть на каком – либо музыкальном инструменте.

3. Если дома имеется няня или другой обслуживающий персонал, предупредите их, что при ребенке выражаться ни в коем случае нельзя.

4. Школа, одноклассники и друзья старшего возраста. Не запрещайте ребенку общаться с ними, просто держите руку на пульсе и будете в курсе.

5. А напоследок еще раз напомню, что вы, родители, так же можете быть источником появления ругательств в речи ребенка.

Что же делать?

Как объяснить детям какое слово плохое, а какое хорошее? Надо ли вообще это делать? Конечно нужно, но грубые наказания здесь вам не помогут. Таким образом, вы лишь усилите агрессию ребенка, и он будет еще чаще использовать ненормативную лексику в общении с вами.

  1. исключите нецензурные слова из своей речи и убедитесь, что ваши друзья и знакомые также же в курсе, что ругаться в вашем доме не допустимо;
  2. ограничьте допуск ребенка к сомнительным фильмам и каналам;
  3. выразительный взгляд или напоминание, как правило, напоминают, что вы не употребляете нецензурную лексику в своей речи;
  4. объясните ребенку значение сказанного слова, ваш ребенок, возможно, смутится, и больше не будет употреблять такое слово;
  5. не самый лучший вариант, но тоже иногда работает: за каждое нецензурное слово и выражение забирайте из денег на карманные расходы определенную сумму. Когда вы заметите, что ребенок стал избавляться от сквернословия, поощрите его небольшим бонусом. Это будет дальнейшим стимулом для избавления от ругательств;
  6. поставьте ребенка на свое место, спросите было бы ему приятно услышать такое? В следующий раз ребенок сто раз подумает, прежде чем оскорбить;
  7. читайте хорошие книги вместе с ребенком;
  8. современные фильмы и телепередачи пестрят нецензурной лексикой. В ответ на такие выражения скажите ребенку: «Он сделал неправильно, сказав что-то вроде этого».

В основном употребление нецензурных слов – это всего лишь одна из фаз развития ребенка. Будьте терпеливее, больше общайтесь с ребенком и уважайте его, ведь может понадобиться много времени, чтобы очистить речь ребёнка от сквернословий. Вовлеките ребенка в этот процесс: продумайте вместе с ребенком способы избавления от дурных слов и наказание за их использование.