Жизнь и драматургический конфликт. Драматический конфликт как категория. Что будем делать с полученным материалом
Обладающие свойствами местоимений и образуемые от местоимений, - прежде всего, это местоимённые наречия, а некоторые учёные выделяют и местоимённые глаголы, - но обычно их не объединяют с «именными» местоимениями.
Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я , ты , мы , вы ). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающих участия в речи (он , она , оно , они ).
Возвратное местоимение
Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале ).
Склоняется по падежам:
- себя (рд. , вн. падежи ), себе (дт. , пр. ), собой, собою (тв. ).
Притяжательные местоимения
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) тому или иному лицу.
Вопросительные местоимения
Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных , отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам , а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:
Относительные местоимения
Те же, что и вопросительные. Используются для присоединения придаточного предложения к главному. При этом они становятся союзными словами и выполняют роль союза, являясь при этом членом предложения. Например: Спроси, какая у него оценка. Схема: СПП (Сложноподчиненное предложение); [=], (какая -) (слово «какая» будет подчеркнуто волнистой линией, так как будет являться определением)
Указательные местоимения
Определительные местоимения
Отрицательные местоимения
Замечание . В отрицательных местоимениях ни всегда является безударным, а не стоит под ударением.
Неопределённые местоимения
- не́кто
- не́что
- не́кий
- не́который
- вопросительные местоимения с приставкой кое- или суффиксами -то , -либо , -нибудь : кое-кто, где-то, кому-либо, что-нибудь…
Замечание . Неопределённые местоимения содержат ударную частицу не .
Разряды местоимений в русском языке
1. местоимения, соотносимые с существительными (обобщённо-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, оне, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие; В академической грамматике часть местоимений иногда выделяют в особую часть речи - местоименное существительное , в которую включаются местоимения разных указанных выше классов по признаку общих с именем существительным синтаксических и морфологических характеристик (например: все личные, возвратные, часть вопросительных - кто, что , отрицательных - никто, ничто , неопределённо-личных - некто, нечто и др.)
2. местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщённо-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие;
3. местоимения, соотносимые с числительными (обобщённо-количественные): столько, сколько.
4. местоимения, соотносимые с наречиями : Выстрелы доносились справа: там разгорелся бой.
Взгляды разных школ и ученых
Позиция местоимения в составе частей речи исторически была не так уж сильной. Включение его в ряды частей речи относится к европейской грамматической традиции, восходящей к античности. Но в ряде грамматических теорий XX века появились достаточно сильные возражения против такого подхода. В них подчеркивалась грамматическая неоднородность местоимений, которые квалифицировались как:
- «указательные слова» (К. Бругман , К. Бюлер , У. Вайнрайх) ;
- «индексы» или «индикаторы» (Ч. С. Пирс , В. Коллинсон) ;
- «слова с непостоянной сигнификацией» (А. Нурен) ;
- «подвижные определители» или «шифтеры» (О. Есперсен , Р. О. Якобсон) ;
- «актуализаторы» или «средства перехода от языка к речи» (Ш. Балли , Э. Бенвенист) ;
- слова с «субъективно-объективным» лексическим значением (А. М. Пешковский) ;
- «заместители слов» или «субституты» (Л. В. Щерба , Л. Блумфилд , З. З. Хэррис) ;
- «репрезенты» (Ф. Брюно) ;
- «пережитки особой части речи» (В. В. Виноградов) ; и т. п.
У М. В. Ломоносова и Ф. И. Буслаева они рассматриваются как служебные части речи ; у А. А. Потебня - отдельно; у А. М. Пешковского , А. А. Шахматова и у М. В. Панова они не выделяются в самостоятельные
Местоимение - это особый класс знаменательных слов, которые указывают на предмет, не называя его. Чтобы избежать тавтологии в речи, говорящий может использовать местоимение. Примеры: я, твой, кто, этот, всякий, самый, весь, себя, мой, иной, другой, что, сколько-нибудь, некто, нечто и т. д.
Как видно из примеров, местоимения чаще всего употребляются вместо имени существительного, а также вместо прилагательного, числительного или наречия.
Для местоимений свойственно разделение на разряды по значению. Эта часть речи ориентирована на имена. Другими словами, местоимения заменяют имена существительные, прилагательные, числительные. Однако особенность местоимений заключается в том, что, замещая имена, они не приобретают их значение. По сложившейся традиции, к местоимениям относятся только изменяемые слова. Все неизменяемые слова рассматриваются как местоименные наречия.
В данной статье будут представлены по значению и грамматическим особенностям, а также примеры предложений, в которых употреблены те или иные местоимения.
Таблица местоимений по разрядам
Личные местоимения | я, ты, мы, вы, он, она, оно, они |
Возвратное местоимение | |
Притяжательные местоимения | мой, твой, наш, ваш, свой |
Указательные местоимения | этот, тот, такой, столько |
Определительные местоимения | сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой |
Вопросительные местоимения | кто, что, каков, который, чей, сколько, какой |
Относительные местоимения | кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой |
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
|
Неопределенные местоимения | некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь |
По местоимения делятся на три разряда:
- Местоименные существительные.
- Местоименные прилагательные.
- Местоименные числительные.
Личные местоимения
Слова, указывающие на лица и предметы, которые являются участниками речевого акта, носят название "личные местоимения". Примеры: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Я, ты, мы, вы обозначают участников речевого общения. Местоимения он, она, они не участвуют в речевом акте, о них сообщается говорящим как о неучастниках в акте речи.
- Я знаю о том, что вы хотите мне сказать. (Участник речевого акта, объект.)
- Ты должен прочитать всю художественную литературу из списка. (Субъект, на который направлено действие.)
- Мы провели замечательные каникулы в этом году! (Участники речевого акта, субъекты.)
- Вы прекрасно сыграли свою роль! (Адресат, объект, к которому направлено обращение в речевом акте.)
- Он предпочитает спокойное времяпрепровождение. (Неучастник речевого акта.)
- Она точно поедет в Америку этим летом? (Неучастник речевого акта.)
- Они впервые в жизни прыгнули с парашютом и остались очень довольны. (Неучастник речевого акта.)
Внимание! Местоимения его, ее, их в зависимости от контекста могут употребляться как в разряде притяжательных, так и в разряде личных местоимений.
Сравните:
- Его не было сегодня в школе ни на первом, ни на последнем уроке. - Его успеваемость в школе зависит от того, насколько часто он будет посещать занятия. (В первом предложении его - личное местоимение в родительном падеже, во втором предложении его - притяжательное местоимение.)
- Я попросил ее, чтобы этот разговор остался между нами. - Она бежала, ее волосы развивались по ветру, а силуэт терялся и терялся с каждой секундой, отдаляясь и растворяясь в свете дня.
- Их всегда нужно просить, чтобы они делали музыку тише. - Их собака очень часто воет по ночам, будто тоскует о каком-то своем невыносимом горе.
Возвратное местоимение
К этому разряду относится местоимение себя - указывает на лицо объекта или адресата, которые отождествляются с действующим лицом. Такую функцию выполняют возвратные местоимения. Примеры предложений:
- Я всегда считал себя самым счастливым на всем белом свете.
- Она постоянно любуется собой.
- Он не любит совершать ошибки и доверяет только себе.
Можно, я оставлю этого котенка у себя?
Притяжательные местоимения
Слово, указывающее на принадлежность лица или предмета другому лицу или предмету, носит название "притяжательное местоимение". Пример: мой, твой, наш, ваш, свой. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность к говорящему лицу, собеседнику или неучастнику акта речи.
- Мое решение всегда оказывается самым верным.
- Ваши пожелания обязательно будут исполнены.
- Наша собака ведет себя очень агрессивно по отношению к прохожим.
- Твой выбор останется за тобой.
- Наконец-то я получил свой подарок!
- Свои мысли оставьте при себе.
- Мой город скучает по мне, и я чувствую, как мне его не хватает.
Такие слова, как ее, его, их могут выступать как личное местоимение в или как притяжательное местоимение. Примеры предложений:
- Их машина стоит у подъезда. - Их не было в городе 20 лет.
- Его сумка лежит на стуле. - Его попросили принести чай.
- Ее дом находится в центре города. - Ее сделали королевой вечера.
Принадлежность того или иного лица (предмета) группе объектов также указывает притяжательное местоимение. Пример:
- Наши совместные поездки запомнятся мне еще надолго!
Указательные местоимения
Демонстратив - это второе название, которое носит указательное местоимение. Примеры: этот, тот, такой, столько. Эти слова выделяют тот или иной предмет (лицо) из ряда других, подобных ему предметов, лиц или признаков. Такую функцию выполняет указательное местоимение. Примеры:
- Этот роман намного интереснее и познавательнее всех тех, что я читал раньше. (Местоимение этот выделяет один предмет из ряда ему подобных, указывает на особенность этого предмета.)
Местоимение это также выполняет данную функцию.
- Это море, эти горы, это солнце навсегда останутся в моей памяти самым светлым воспоминанием.
Однако следует быть внимательными с определением части речи и не перепутать указательное местоимение с частицей!
Сравните примеры указательных местоимений:
- Это было превосходно! - Это ты играл роль лисицы в школьном спектакле? (В первом случае, это является местоимением и выполняет сказуемого. Во втором случае это - частица и синтаксической роли в предложении не имеет.)
- Тот дом намного старше и красивее, чем этот. (Местоимение тот выделяет предмет, указывает на него.)
- Ни такой , ни другой вариант ему не подходили. (Местоимение такой помогает сконцентрировать внимание на одном из многих предметов.)
- Столько раз он наступал на одни и те же грабли, и опять все повторяет заново. (Местоимение столько подчеркивает неоднократность действия.)
Определительные местоимения
Примеры местоимений: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой . Этот разряд делится на подразряды, каждый из которых включает в себя следующие местоимения:
1. Сам, самый - местоимения, которые имеют выделительную функцию. Они возвышают объект, о котором идет речь, индивидуализируют его.
- Сам директор - Александр Ярославович - присутствовал на званом вечере.
- Ему предложили самую высокооплачиваемую и престижную работу в нашем городе.
- Самое большое счастье в жизни - любить и быть любимым.
- Само Ее Величество снизошло до похвалы в мой адрес.
2. Весь - местоимение, имеющее значение широты охвата характеристики лица, предмета или признака.
- Весь город пришел, чтобы посмотреть на его выступление.
- Вся дорога прошла в угрызениях совести и желании вернуться домой.
- Всё небо было покрыто тучами, и не было видно ни единого просвета.
3. Всякий, каждый, любой - местоимения, обозначающие свободу выбора из нескольких предметов, лиц или признаков (при условии, если они вообще существуют).
- Семен Семенович Лаптев - мастер своего дела - это вам всякий скажет.
- Любой человек способен достичь того, чего он хочет, главное - приложить усилия и не лениться.
- Каждая травинка, каждый лепесток дышали жизнью, и это стремление к счастью передавалось и мне все больше и больше.
- Всякое слово, сказанное им, оборачивалось против него, но он не стремился это исправить.
4. Иной, другой - местоимения, которые имеют значения нетождественности тому, о чем было сказано ранее.
- Я выбрал иной путь, который был более доступен для меня.
- Представь, другой на моем месте поступил бы так же?
- В иной раз он придет домой, молча, поест и ляжет спать, сегодня же все было иначе…
- У медали две стороны - другой я не заметил.
Вопросительные местоимения
Примеры местоимений: кто, что, каков, который, чей, сколько, какой.
Вопросительные местоимения заключают в себе вопрос о лицах, предметах или явлениях, количествах. В конце предложения, в котором содержится вопросительное местоимение, обычно ставится знак вопроса.
- Кто был тот мужчина, что заходил к нам сегодня утром?
- Что ты будешь делать, когда закончатся летние экзамены?
- Каков должен быть портрет идеального человека, и как ты себе его представляешь?
- Который из этих трех человек мог знать, что случилось на самом деле?
- Чей это портфель?
- Сколько стоит красное платье, в котором ты пришла вчера в школу?
- Какое твое любимое время года?
- Чьего ребенка я видел вчера во дворе?
- Как ты думаешь, нужно ли мне поступать на факультет международных отношений?
Относительные местоимения
Примеры местоимений: кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой .
Внимание! Эти местоимения могут выступать как в роли относительных, так и в роли вопросительных местоимений, в зависимости от того, в том или ином контексте они употребляются. В сложноподчиненном предложении (СПП) употребляется исключительно относительное местоимение. Примеры:
- Как ты готовишь бисквитный пирог с вишневой начинкой? - Она рассказала, как она готовит пирог с вишневой начинкой.
В первом случае как - местоимение,имеет вопросительную функцию, т. е. субъект заключает вопрос о неком предмете и о способе его получения. Во втором случае местоимение как употребляется в роли относительного местоимения и выступает в роли связующего слова между первым и вторым простыми предложениями.
- Кто знает, в какое море впадает река Волга? - Он не знал, кем приходился ему этот человек, и чего можно было ждать от него.
- Что нужно сделать для того, чтобы устроиться на хорошую работу? - Он знал, что нужно делать для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу.
Чего - местоимение - употребляется и как относительное, и как вопросительное местоимение, в зависимости от контекста.
- Что мы будем делать сегодня вечером? - Ты говорил, что сегодня мы должны проведать бабушку.
Чтобы точно определить разряд местоимений, выбирая между относительным и вопросительным, нужно помнить, что вопросительное местоимение в предложении можно заменить на глагол, имя существительное, имя числительное в зависимости от контекста. Относительное местоимение заменить нельзя.
- Что вы хотите сегодня на ужин? - Вермишель я бы хотел на ужин.
- Какой цвет тебе нравится? - Фиолетовый цвет тебе нравится?
- Чей это дом? - Это мамин дом?
- Который по счету ты в очереди? - Ты одиннадцатый по счету в очереди?
- Сколько у тебя конфет? - У тебя шесть конфет?
Аналогичная ситуация с местоимением чем. Сравните примеры относительных местоимений:
- Чем бы заняться на выходные? - Он совершенно забыл, чем хотел заняться на выходные. (Как мы видим, во втором варианте местоимение чем входит в разряд относительных и выполняет связующую функцию между двумя частями сложноподчиненного предложения.)
- Как вы попали вчера в мой дом? - Анна Сергеевна вопросительно смотрела на мальчика и не понимала, как он попал в ее дом.
- Каково осознавать, что ты в беде? - Я знаю по себе, каково осознавать, что твои планы рушатся стремительно и безвозвратно.
- Который раз я прошу тебя больше так не делать? - Она уже потеряла счет, который раз ее сын доводил до слез свою классную руководительницу.
- Чья машина припаркована у ворот моего дома? - Он был в растерянности, поэтому не мог сообразить, чьей идеей было спровоцировать драку.
- Сколько стоит этот персидский котенок? - Ему сообщили, сколько стоит рыжий персидский котенок.
- Кто знает, в каком году произошло Бородинское сражение? - Три ученика подняли руки: они знали, в каком году произошло Бородинское сражение.
Некоторые ученые предлагают объединить относительные и вопросительные местоимения в один разряд и назвать их "вопросительно-относительные местоимения". Примеры:
- Кто здесь? - Он не видел, кто был здесь.
Однако в настоящее время прийти к общему согласию пока не удалось, и разряды вопросительных и относительных местоимений продолжают существовать отдельно друг от друга.
Отрицательные местоимения
Примеры местоимений: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Отрицательные местоимения имеют значение отсутствия лиц, предметов, а также для обозначения их отрицательных характеристик.
- Никто не знал, чего от него можно ожидать.
- Ничто его не интересовало настолько, чтобы он мог посвятить этому делу всю свою жизнь.
- Никакой долг и никакие деньги не могли удержать его от побега.
- Одинокая собака бежала по дороге, и казалось, что у нее никогда не было хозяина, дома и вкусного корма по утрам; она была ничья .
- Он пытался найти себе оправдания, но оказалось, что все произошло именно по его инициативе, и некого было винить в этом.
- Ему было совершенно нечего делать, поэтому он медленно шел под дождем мимо светящихся витрин магазинов и наблюдал за встречными проезжающими машинами.
Неопределенные местоимения
От вопросительных или относительных местоимений образуется неопределенное местоимение. Примеры: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь. Неопределенные местоимения содержат в себе значение неизвестного, неопределенного лица или предмета. Также неопределенные местоимения имеют значение намеренно скрываемой информации, которую говорящий специально не хочет сообщать.
Такие свойства имеет Примеры для сравнения:
- Чей-то голос раздался в темноте, и я не совсем понял, кому он принадлежал: человеку или зверю. (Отсутствие информации у говорящего.) - Это письмо было от моего некого знакомого, который долгое время отсутствовал в нашем городе и теперь собирался приехать. (Намеренно скрываемая информация от слушателей.)
- Нечто невероятное происходило этой ночью: ветер рвал и метал листву с деревьев, молния сверкала и пронзала небо насквозь. (Вместо нечто можно подставить аналогичные по смыслу неопределенные местоимения: что-то, кое-что. )
- Некоторые из моих друзей считают меня странным и чудным человеком: я не стремлюсь зарабатывать много денег и живу в маленьком старом доме на краю деревни. (Местоимение некоторые можно заменить следующими местоимениями: кое-кто, несколько. )
- Несколько пар обуви, рюкзак и палатка уже были уложены и ждали, пока мы соберемся и уедем далеко-далеко из города. (Субъект не уточняет количество предметов, обобщает их число.)
- Кое-кто сообщил мне, что вы получили письмо, но не хотите признать в этом. (Говорящий специально скрывает всякую информацию о лице.)
- Если кто-либо видел этого человека, просьба сообщить об этом в полицию!
- Кто-нибудь знает, о чем разговаривали Наташа Ростова и Андрей Болконский на балу?
- Когда вы увидите что-либо интересное, не забудьте записать свои наблюдения в блокнот.
- Кое-какие моменты в изучении английского языка оставались для меня непонятными, тогда я возвращался к прошлому уроку и пытался пройти его снова. (Намеренное сокрытие говорящим информации.)
- Сколько-то денег еще оставалось у меня в кошельке, но я не помнил, сколько. (Отсутствие информации о предмете у говорящего.)
Грамматические разряды местоимений
Грамматически местоимения делятся на три разряда:
- Местоименное существительное.
- Местоименное прилагательное.
- Местоименное числительное.
К местоименным существительным относятся такие разряды местоимений, как: личные, возвратные, вопросительные, отрицательные, неопределенные. Все эти разряды по своим грамматическим свойствам уподобляются именам существительным. Однако местоименные существительные обладают определенными особенностями, которых не имеет местоимение. Примеры:
- Я пришел к тебе. (В данном случае это мужской род, которые мы определили по глаголу прошедшего времени с нулевым окончанием). - Ты пришла ко мне. (Род определяется по окончанию глагола "пришла" - женский род,
Как можно заметить из примера, некоторые местоимения лишены категории рода. В этом случае восстановить род можно логически, исходя из ситуации.
Другие местоимения перечисленных разрядов имеют категорию рода, но он не отражает реальных отношений лиц и предметов. Например, местоимение кто всегда сочетается с глаголом в мужском роде прошедшего времени.
- Кто из женщин впервые побывал в космосе?
- Кто не спрятался, я не виноват.
- Она знала, кто будет следующим претендентом на ее руку и сердце.
Местоимение что употребляет с существительными среднего рода прошедшего времени.
- Что вам позволило совершить этот поступок?
- Он не подозревал, что где-то могло происходить что-то, похожее на его историю.
Местоимение он имеет родовые формы, однако род здесь выступает как классификационная форма, а не как именительная.
К местоименным прилагательным относятся указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные местоимения. Все они отвечают на вопрос какой? и уподоблены прилагательным по своим свойствам. Они обладают зависимыми формами числа и падежа.
- Этот тигренок самый резвый в зоопарке.
К местоименным числительным относятся местоимения столько, сколько, несколько. Они уподоблены именам числительным по своему значению в сочетании с существительными.
- Сколько книг ты прочитал за это лето?
- Столько возможностей теперь было у меня!
- Несколько горячих пирожков бабушка оставила для меня.
Внимание! Однако в сочетании с глаголами местоимения сколько, столько, несколько используются как наречия.
- Сколько стоит эта оранжевая кофточка?
- Столько потратить можно только на отдыхе.
- Я несколько задумался над тем, как жить и что делать дальше.
По своему значению и грамматическим признакам местоимения в русском языке делятся на несколько разрядов : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, определительные и указательные.
Таблица «Разряды местоимений»
Чтобы правильно определить разряд местоимений, узнаем, какие значения они имеют в речи, и выделим их основные грамматические признаки.
Разряд | Примеры | Синтаксическая функция |
---|---|---|
Личные | я, ты, мы, вы, он, она, оно, они | Я подошла к окну. У меня зазвонил телефон. |
Возвратное | себя | Посмотри на себя в зеркало. Кошки способны жить сами по себе. |
Притяжательные | мой, твой, наш, ваш, свой | Твое мнение мне известно. Его лицо стало грустным. |
Вопросительные | кто? что? какой? каков? который? чей? сколько? | Кто стучится в дверь? У чьего окна сидят голуби? Сколько яблок на столе? |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько | Не могу понять, что могло их так задержать. Вот дом, в стенах которого прошло мое детство. |
Отрицательные | никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько | Никто не ответил мне. Некого теперь спросить об этом. Никакой ошибки тут нет. |
Неопределенные | некто, нечто, некоторый, кто-то, сколько-то, что-либо, кое-кто, какой-то, какой-либо, кое-какой, чей-то, чей-нибудь | Кто-то пел песню. Чей-то голос послышался во дворе. Пометь чем-нибудь саженец. |
Определительные | сам, самый, каждый, любой, всякий, целый, иной, весь, другой | Другой путь предстоит нам. Завтра все покажется иным. |
Указательные | этот, тот, такой, таков, тот-то, такой-то, столько, столько-то | За тем домом кафе. Столько радости было в ее глазах! Суть вопроса такова, что лучше решить его вместе. |
В таблице мы познакомились с разрядами местоимений с примерами их использования в русском языке. Ранее мы узнали, .
Личные местоимения «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» указывают на лицо или предмет.
Местоимения «я» , «мы» относятся к первому лицу; «ты» , «вы» - ко второму; «он» , «она» , «оно» - к третьему.
Я влез на высокую сосну и стал кричать (К.Паустовский).
Мы шли по лосиному следу (К. Паустовский).
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины? (К. Симонов)
Видали ли вы , как под хвойной крышей гуляет в сапожках сафьяновых рыжик..? (А.Коваленко)
У местоимений «он» , «она» , «оно» определяется мужской, женский и средний род.
Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо-широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль (И.С. Тургенев).
После того как Маша перерыла сочинения, она остановилась на романах (А. Пушкин).
Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука (А. Чехов).
Личные местоимения имеют категорию единственного и множественного числа.
Сравним:
- я, ты - мы, вы;
- он, она, оно - они.
Тем не менее имеем в виду, что местоимения «я» и «мы» , «ты» и «вы» не являются формами единственного и множественного числа одного и того же слова. Местоимения «мы « и «вы» не обозначают «много я» или «много ты» . Они указывают на говорящего или собеседника вместе с другими лицами, участвующими в разговоре или в определенном действии.
Все личные местоимения изменяются по падежам. При их склонении в косвенных падежах появляются совсем другие слова:
- я - меня;
- ты - тебя;
- она - её;
- они - их.
Стоит только мне коснуться математики, я опять забуду все на свете (С.Ковалевская).
Возвратное местоимение «себя» указывает на то лицо, о котором говорят.
В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа (М. Лермонтов).
Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А.Пушкин).
У этого местоимения нет формы именительного падежа, грамматических категорий лица, рода, числа. Оно изменяется только по падежам:
- и.п. -
- р.п. себя
- д.п. себе
- в.п. себя
- т.п. собой
- п.п. о себе
лошадка (им.п.) (чья?) его (р.п.).
Случилось соловью на шум их прилететь (И.А. Крылов).
Шум (чей?) их - несогласованное определение.
Притяжательные местоимения «его» , «её» , «их» не изменяются.
Слова, на которые отвечают существительные (кто? что? ), прилагательные (какой? чей? каков? который? ) и числительные (сколько? ) являются вопросительными местоимениями .
Кто там стучится у ворот? (С.Маршак).
Что сделаю я для людей? - сильнее грома крикнул Данко (М.Горький).
Вдруг он обратился к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?» (А. Пушкин).
«Ты чего не понимаешь?» - спрашивает Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).
Какое известие ты вчера получил?
Каков ответ на мой вопрос?
Который по счету будет урок математики?
Те же местоимения только без вопроса служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного и называются относительными :
Смотри, сколько плоскодонных шаланд лежит на моем берегу (А.Катаев).
В ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел (А.Чехов).
Он был совсем не таким, каким воображал его Константин (Л.Толстой).
Уже смеркалось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).
Часто я угадать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А.Пушкин).
Неопределенные местоимения
Указывают на неизвестные предметы, признаки и количества:
«некто», «нечто», «некоторый», «несколько», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».
Кто-то играл на скрипке…девушка пела мягким контральто, слышался смех (М.Горький).
Становилось страшно, как будто в этой тишине его молчаливо подстерегала какая-то опасность (В.Катаев).
В гостиной что-то небольшое упало со стола и разбилось (А. Чехов).
Ты не способен действовать из каких-либо побуждений (К.Федин).
А ведь, пожалуй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).
Отрицательные местоимения
Отрицательные местоимения «никто», «ничто», «некого», «нечего», «никакой», «ничей», «нисколько» служат для отрицания наличия какого-то предмета, признака или количества или для усиления отрицательного смысла всего предложения.
Я не хочу печалить вас ничем (А.Пушкин).
Толком никто ничего не знал (К. Симонов).
Владик стоял молча, никого не задирая и не отвечая ни на чьи вопросы (А. Гайдар).
Они образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- или ударной приставки не- .
Местоимения «некого» , «нечего» не имеют именительного падежа.
Молчали, потому что нечего было сообщить друг другу (И.А. Гончаров).
Не с кого спрашивать, когда сам виноват (пословица).
Местоимения «никто» , «никакой» , «ничей» , «некого» , «нечего» могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки:
не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.
Ни в чем так свободно не проявляется народный характер, как в песне и пляске (А. Фадеев).
Не хочу ни о чем думать, ни во что вмешиваться (М. Пришвин).
Попытка перехватить Машу по дороге не привела ни к чему (А. Фадеев).
«тот», «этот», «такой», «таков», «столько» служат для выделения среди других какого-то определённого предмета, признака, количества.
Строжайше запретил бы я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (А.Грибоедов).
Всё это было бы смешно, когда б не было так грустно (М.Лермонтов).
Сколько голов, столько и умов (пословица).
В темноте я залез в такой бурелом, из которого и днём-то не скоро выберешься. Однако я ухитрился выбраться из этого лабиринта (В. Арсеньев).
Определительные местоимения - «весь», «всякий», «сам», «самый», «каждый», «любой», «иной», «другой», «целый».
Каждый , кто молод, дайте нам руки - в наши ряды, друзья! (Л.Ошанин).
Всякая работа мастера хвалит (пословица).
Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведёт (А.Пушкин).
Направо было видно всё село, длинная улица тянулась далеко верст пять (А.Чехов).
Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.
Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»
Указа́тельные местоиме́ния или демонстрати́вы (лат. pronomina demonstrativa ) - местоимения , указывающие на то, какой объект имеет в виду говорящий, а также на расположение объекта относительно говорящего (либо адресата) . Во многих языках мира указательные местоимения выполняют не только дейктическую , но и анафорическую функцию.
Указательное местоимение способно также выражать дополнительную информацию об обозначаемом объекте: его одушевлённость , пол и др.
Иногда указательные местоимения не выделяются в отдельный класс, так как соответствующее значение выражается не самостоятельными словами, а при помощи указательных частиц, присоединяемых к существительному.
Указательными местоимениями в русском языке являются слова: этот , эти , тот , те , такой , таков , столько , а также устарелое сей .
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
Указательные местоимения
Указательные местоимения в английском языке: this-that-these-those #9
42 This, that, these, those - английские указательные местоимения
6-урок. Указательные местоимения в русском языке. Грамматика русского языка с нуля. РКИ
Указательные местоимения (6 класс, видеоурок-презентация)
Субтитры
Типы указательных местоимений
Приименные и прономинальные указательные местоимения
Указательное местоимение, которое употребляется как прилагательное, называют приименным (или атрибутивным) указательным местоимением: например, англ. this - this chair - этот стул. Если же указательное местоимение замещает существительное, его называют прономинальным (или субстантивным) указательным местоимением: например, англ. I don’t like that - Я не люблю это .
В ряде языков Европы и Азии для приименных и прономинальных указательных местоимений используются различные лексемы: например, во французском, celui ("тот, этот") и celle ("та, эта") замещают существительное, а ce ("тот, этот") и cette ("та, эта") употребляются как определения существительных.
Адвербиальные и идентификационные указательные местоимения
Помимо указательных местоимений, употребляющихся в позиции прилагательного и существительного, имеются и адвербиальные указательные местоимения с наречной функцией (так ).
В некоторых языках среди указательных местоимений выделяется и отдельный класс так называемых идентификационных (или предикативных) указательных местоимений, которые употребляются только в клаузах без глагола либо в клаузах с глаголом-связкой .
Система указательных местоимений в языке понапе .
Пример употребления:
Нейтральные указательные местоимения
В большинстве языков указательные местоимения способны употребляться также в тех контекстах, в которых не требуется выражение дейктических противопоставлений. Например, в современном иврите ze (‘этот’ - ближний) употребляется также в ситуациях, где расположение объекта относительно говорящего (либо адресата) нерелевантно. Остальные языки в таких случаях используют так называемое нейтральное указательное местоимение .
Такая система указательных местоимений представлена в литовском языке :
Морфология указательных местоимений
С морфосинтаксической точки зрения дейктические оппозиции в языках мира выражаются существительными (лат. ille и iste ‘он’), прилагательными (русск. этот , тот ), наречиями (русск. там , здесь , сюда ), числительными (бурятск. edii ‘<вот> столько’ и tedii ‘<вон> столько’), а также глаголами (бурятск. iige- ‘делать так <как это, как здесь>’ и tiige- ‘делать так <как то, как там>’) .
Обычно указательные местоимения выражаются отдельными словами, однако имеются языки, в которых приименные указательные местоимения - проклитики либо энклитики , которые присоединяются к существительному либо к какому-либо другому слову в предложении (например, в языке Ланго в Уганде).
В большинстве языков указательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам, однако часто это зависит от их синтаксической позиции . В языках с существительным, изменяющимся по родам, числам и падежам, прономинальное указательное местоимение также склоняется, хотя приименные и нейтральные местоимения могут быть несклоняемыми .
Типы дейктических систем
Дейктические показатели - в частности, указательные местоимения - образуют дейктическую систему. В зависимости от числа противопоставлений различают минимальную и расширенную дейктические системы .
Необходимо отметить, что прономинальные указательные местоимения имеют тенденцию выражать большее количество дейктических оппозиций, нежели приименные .
Ср. систему указательных местоимений в тонганском языке :
Минимальная дейктическая система
Минимальная дейктическая система включает в себя две единицы: одна из них выражает значение ‘близко от говорящего" , другая - ‘не близко от говорящего’ . Например, в русском языке этот - ‘близко от говорящего", тот - ‘не близко от говорящего’. Такая система является самой распространённой, она представлена, в частности, в английском, бурятском и нидерландском языках.
Расширенная дейктическая система
Расширенная дейктическая система включает в себя более трёх единиц, выражающих различную степень близости обозначаемого объекта к говорящему (адресату). Самой распространённой расширенной дейктической системой является трёхчленная дейктическая система, но в языках мира встречаются также четырёхчленные и пятичленные.
Трёхчленная дейктическая система
Трёхчленные дейктические системы подразделяются на два вида: личностно-ориентированные и пространственно-ориентированные . Личностно-ориентированная дейктическая система содержит в себе следующие противопоставления: ‘близко от говорящего’ /‘близко от адресата’ /‘не близко ни от говорящего, ни от адресата’ = "далеко" . Таким образом, члены данной оппозиции ориентированы как на говорящего, так и на адресата.
Пример личностно-ориентированной дейктической системы: указательные местоимения в японском языке :
В пространственно-ориентированной дейктической системе все указательные местоимения выражают степень отдаленности объекта от дейктического центра (говорящего) .
Пример пространственно-ориентированной дейктической системы: указательные местоимения в языке курух .
Трёхчленная дейктическая система функционирует в испанском, португальском, армянском, баскском, финском, грузинском и других языках. Из них 2/3 языков имеют пространственно-ориентированную систему, и только 1/3 - личностно-ориентированную.
Четырёхчленная дейктическая система
В ряде языков (например, в куи и куви) представлена четырёхчленная дейктическая система, в которой имеется более дробное членение степеней близости объекта, нежели в трёхчленной. В большинстве случаев четырёхчленные дейктические системы являются личностно-ориентированными , то есть содержат специальную форму для обозначения объекта, близкого к адресату.
Указательные местоимения в языке хауса (личностно-ориентированная четырехчленная дейктическая система):
Четырёхчленные и пятичленные системы распространены в Африке, Северной Америке и Тихоокеанском регионе.
Многочленная дейктическая система
В составе дейктических показателей могут выражаться также не-дейктические противопоставления: например, характеристики обозначаемого объекта (живой/неживой, видимый/невидимый и др.). Кроме того, систем дейктических показателей может быть расширена за счёт различения более тонких особенностей локализации объекта (например, выше/ниже говорящего; вверх/вниз по течению реки по сравнению с говорящим и пр.). Многочленная дейктическая система часто встречается в дагестанских
Как можно догадаться из названия, такие слова на что-то указывают.
А указывать они могут на определённое лицо, предмет, признак или количество. «Этот мяч мой!» - говорите вы, указывая на свой мяч, который при этом держите в руках. «Твой - вон тот!» - продолжаете вы, указывая на мяч, находящийся чуть дальше от вас. Слова этот и тот являются указательными местоимениями.
К разряду указательных местоимений относятся следующие слова: тот, такой, этот, таков, столько ; а также устаревшие местоимения сей , оный , таковой , этакий .
Некоторые из них мы используем в устойчивых сочетаниях, например, местоимение сей : до сих пор, на сей раз . В целом же перечисленные устаревшие местоимения являются малоупотребительными, и сегодня мы уделим внимание указательным местоимениям этот, тот, такой, таков и столько.
2. Роль указательных местоимений
Перечисленные слова служат не только для непосредственного указания на предмет, признак или количество, как в случае с мячом (Этот мяч мой, а тот - твой. ), но и для построения связной речи. В таких случаях местоимения указывают на то, о чём в предложении или тексте говорилось ранее или о чём будет сказано позже.
Рассмотрите примеры. Спросите Ваню Королёва. Этот мальчик всегда всё знает. Указательное местоимение этот указывает на лицо, о котором было сказано ранее, и служит для связи двух предложений.
Аналогичная ситуация в следующем предложении: Нужно оставить часть игрушек дома. Столько вещей в сумку не поместится. столько указывает на количество вещей, упомянутых в предыдущем предложении, и помогает построить связный текст.
Следующий пример. У меня такие хорошие друзья, каких не отыскать на всём белом свете! Местоимение такие (н. ф. - такой ) в первой части предложения указывает на признак, о котором говорится во второй, и помогает связать эти две части в одно целое.
…подарю букет той девушке, которую люблю (Н. Рубцов). Здесь указательное местоимение той (н. ф. - тот ) указывает на признак, который назван далее: подарю букет какой «той» девушке? - любимой, или, иначе, «которую люблю».
3. Грамматические свойства указательных местоимений
Грамматические свойства указательных местоимений этот, тот, такой, таков напоминают грамматические свойства прилагательных. Все они изменяются по родам и числам. На примере слова этот рассмотрим все возможные формы родов и чисел этого местоимения. Прочитайте отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета.
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…
В данном отрывке 8 раз используется указательное местоимение этот . В зависимости от числа и рода существительного, к которому оно относится, местоимение имеет разные формы: ед. ч. ср. р. это , ед. ч. ж. р. эта , ед. ч. м. р. этот и форма мн. ч. эти .
Аналогично изменяются указательные местоимения тот, такой, таков.
Помимо изменения по числам и родам, указательные местоимения этот, тот и такой изменяются по падежам, подобно прилагательным. Небольшую особенность употребления в предложном падеже имеет слово этот . С ним употребляется предлог об , а не о , как с другими указательными местоимениями, например:
Я ничего не знаю об этом писателе. Сравните это предложение со следующим:
Я ничего не знаю о таком писателе. Здесь употреблён предлог о .
Секрет заключается в том, что местоимение этот начинается с гласной, а в таких случаях на смену предлогу о всегда приходит его помощник - предлог об .
Указательное местоимение таков в современном русском языке употребляется нечасто и имеет форму именительного падежа. Приведём примеры.
Каков вопрос, таков ответ.
Такова жизнь.
Существует также устойчивое выражение и был таков в значении исчез, скрылся. Перед этим выражением обычно ставится тире:
Воришка мигом сунул яблоки в сумку, спрыгнул с забора - и был таков.
Теперь рассмотрим особенности склонения указательного местоимения столько , указывающего на количество. По своим морфологическим признакам оно похоже на количественное числительное. Данное местоимение не имеет форм рода и числа и изменяется только по падежам. Склонение его немного необычно, поэтому мы рассмотрим местоимение столько во всех возможных падежных формах.
И. п.: стόлько книг
Р. п.: стόльких книг
Д. п:. стόльким книгам
В. п.: стόлько книг
Т. п.: стόлькими книгами
П. п.: о стόльких книгах
4. Синтаксические функции указательных местоимений
Чаще всего указательные местоимения этот, тот, такой являются в предложении определениями, например: Вы знакомы с этим человеком? На таких людей, как он, можно положиться. В этих предложениях местоимения этот и такой в разных формах выполняют функцию определения.
Однако местоимения этот и тот могут выступать в роли подлежащего и дополнения.
Главный приз получит тот, кто ответит на все вопросы. Подумай об этом!
Местоимения такой и таков могут играть синтаксическую роль сказуемого, а именно части сказуемого. Для малоупотребительного слова таков функция сказуемого является единственной.
Да, я такая!
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Местоимение столько обычно имеет ту же синтаксическую функцию, что и существительное, с которым оно употребляется, например, функцию дополнения:
Я никогда не видел столько книг.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
- Из истории указательных местоимений ().
- Об указательных местоимениях ().
Домашнее задание
Задание №1
Прочитайте устойчивые выражения с указательными местоимениями. Включите некоторые из них в предложения.
То да сё (разное); ни с того ни с сего (неизвестно почему, без каких-либо явных оснований, видимых причин); вставать не с той ноги (быть в мрачном, дурном настроении); не из той оперы (то, что не относится к делу, к теме данного разговора). Задание №2
Вставьте необходимые по смыслу указательные местоимения. Каким жестом можно сопроводить высказывания с указательными местоимениями? Всегда ли эти жесты уместны?
1. Вот... дом. 2. Вот... Даша. 3. ... улица будет справа. 4. ... книга лежит слева на полке. 5. ... вокзал будет через две остановки. 6. ... троллейбус едет в сторону центра города. 7. ... девочка — Катя, а... — Лариса (Н.Ф. Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык. 5 класс).