Что такое дисперсия и кто ее открыл. Школьная энциклопедия. Что такое дисперсия света

Чтобы стать высококвалифицированным юристом, необходимо знать не одну отрасль права, в т.ч. необходимо знать и основные понятия административного права. Чтобы помочь начинающим юристам и студентам юридического факультета, мы скомпоновали всю необходимую информацию об (всё об) административном праве, рассмотрим: понятия, виды, нормы, особенности, признаки, субъекты, источники, функции, принципы и многое другое об административном праве, что называется "От и До".

Содержание статьи (навигация):

Рассматриваемые основные понятия административного права

Понятие Административного права и его признаки

Понятие Административного права, как отрасли права

Сначала раскроем понятие административного права с точки зрения отрасли права. Термин "Административное право " коротко и простыми словами - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Рассмотрим полное определение административного права в РФ. Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Понятие Административного права, как науки

А теперь раскроем понятие административного права с точки зрения науки (административно-правовая доктрина). Термин "Административное право " как наука коротко и простыми словами - это часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

Рассмотрим полное определение административного права в РФ как науки. Наука "Административное право" - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Признаки административного права

Правоведами относительно давно расписаны признаки административного права. Существуют следующие признаки отрасли административное право:

  • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
  • представляет собой совокупность юридических норм;
  • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
  • имеет свой метод правового регулирования;
  • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
  • имеет внешнее выражение, т.е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Понятие норм, виды норм административного права, особенности и структура норм

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин нормы административного права и подробно опишем виды административного права, а точнее виды норм административного права. Также, детально распишем структуру норм административного права и особенности норм административного права.

Понятие нормы административного права

Часто задают вопрос про понятие нормы административного права, поэтому мы решили его здесь изложить. Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Структура норм административного права

Итак, Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза , диспозиция и санкция . Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Выделяемые элементы структуры норм административного права :

  • Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
  • Диспозиция - это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
  • Санкция - это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

Особенности норм административного права

Выделяют следующие особенности норм административного права :

  • являются разновидностью юридических норм;
  • объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
  • административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  • устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  • содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  • имеют представительно-обязывающий характер;
  • обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  • преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  • во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Виды административного права (виды норм)

Виды административного права, а точнее виды административно-правовых норм хорошо исследованы в юридической литературе и изучена многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды административно-правовых норм.

По целевому назначению:

  • Регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
  • Охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
  • Материальные . Юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус.
    Например , ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
  • Процессуальные . По своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
    В частности , они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

По методу воздействия:

  • Обязывающие , т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом.
    Например , для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.
  • Запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.
    Например , общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.
  • Уполномочивающие (дозволительные) , т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой.
    Например , гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой. Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения.
  • Стимулирующие (поощрительные) , т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений.
    Например , налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.
  • Рекомендательные , т.е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.
    Например , рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства.

По предметам действия:

  • По действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт;
  • По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц).

По юридической силе:

  • законодательные акты;
  • подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

По сроку действия:

  • Временные . Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата;
  • Постоянные . Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

По адресу, регулирующие:

  • административно-правовой статус гражданина;
  • административно-правовой статус коммерческих организаций;
  • административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

По масштабу действия:

  • федеральные нормы;
  • нормы субъектов РФ;
  • нормы местного самоуправления.

По объекту регулирования:

  • Общие , регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
  • Межотраслевые , регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
  • Отраслевые , регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

По действию во времени:

  • срочные , для которых определен срок действия;
  • бессрочные , т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Понятие Субъекта административного права и их виды

Понятие Субъекта административного права

Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин "Субъект Административного права " коротко и простыми словами - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Рассмотрим полное определение субъектов административного права в РФ. Субъект административного права - это конкретный участник отношений, которые отвечают особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм, в каковые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Например , гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Виды субъектов административного права

  • индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);
  • коллективный субъект (физическое лицо: участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п.; юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);
  • специальный субъект .

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

В качестве коллективных субъектов административного права выступают различные организации и объединения. При этом в административном праве коллективный субъект совсем не обязательно должен обладать статусом юридического лица. Так в качестве коллективного субъекта в административном праве признаются участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п. В качестве субъектов административного права выступают органы исполнительной власти государства и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.п.

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта , чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права. Выделяют следующие специальные субъекты административного права: члены административных коллективов; субъекты административной опеки; субъекты разрешительной системы; жители территорий с особым административно-правовым режимом; субъектов административного надзора и др.

Предмет административного права

В этом параграфе раскроем понятие предмет административного право. Термин "Предмет отрасли административного права " коротко и простыми словами - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

Рассмотрим полное определение предмета отрасли административного права в РФ. Предмет административного право - совокупность общественных правоотношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, иных государственных органов и должностных лиц, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В предмет административного права входят три области правоотношений, а именно:

  1. управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
  2. организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
  3. контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Понятие Источников административного права их Виды и её Система

Возможно Вас интересует, что же такое источники административного права? Поэтому мы решили в данном разделе рассмотреть трактовку термина источника административного права, виды источников и систему источников.

Понятие Источников административного права

Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники административного права - это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Виды источников административного права

Также, часто люди интересуются о том какие бывают виды источников административного права, далее подробнее о них поговорим.

Правовые источники административного права подразделяются на следующие виды :

  • федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны);
  • источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

К числу федеральных правовых источников административного права относятся:

  • конституция РФ;
  • международно-правовые договора и соглашения;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик - субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Система источников административного права и её особенности

Выделяют шесть особенностей системы источников административного права (СИАП):

  1. Административное законодательство образует его ядро (в отличие от системы источников уголовного права);
  2. административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (в соответствии со );
  3. многообразие источников;
  4. состоит в огромном числе входящих в СИАП источников;
  5. мобильность и изменчивость СИАП;
  6. сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации.

Методы административного права и их суть

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода :

  1. Предписание : установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет : запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение : предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
    Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей - публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

  1. Императивный метод правового регулирования - это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления;
  2. Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

Система административного права и её части

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин система административного права и подробно опишем части системы административного права.

Понятие системы административного права

Раскроем понятие "система административного права" и распишем её части. Итак, Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Части системы административного права

Как и обещали рассмотрим части административного права. Изначально система административного права подразделяется на две части :

  1. В общую часть входят нормы, содержащие принципы, методы управления (предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс);
  2. В особенную часть – конкретные нормы, регулирующие отдельные сферы деятельности с участием исполнительной власти (экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера, межотраслевая).

В свою очередь, общая часть системы административного права состоит из:

  1. Общие положения и общие принципы административного права (предмет АП, метод АП, система административного права, административные правоотношения, источники, нормы АП, субъекты АП-отношений);
  2. Основные вопросы организации деятельности органов исполнительной власти (вопросы системы федеральных ОИВ и ОИВ субъектов федерации; правовое положение отдельных федеральных ОИВ и ОИВ субъектов);
  3. Подотрасль – служебное право (институт государственных должностей, институт правового статуса государственных служащих, институт прохождения государственной службы);
  4. Институт специальных административно-правовых статусов (беженцев, безработных, индивидуальных предпринимателей и т.д.);
  5. Институт административных процедур (регулирует порядок исполнения государственных функций);
  6. Институт административно-правового принуждения;
  7. Административно-деликтное право;
  8. Административное судопроизводство.

По сравнению с общей частью, особенная часть системы административного права, не имеет законченной системы и структуры отрасли законодательства, но есть два подхода к особенной части системы административного права:

  • По сферам управления , в рамках которого выделяются три сферы:
    • 1) управление в сфере административно-политической деятельности (гос. управление в области обороны, безопасности);
    • 2) управление в экономической сфере государства (управление публичной собственностью);
    • 3) управление в социально-культурной сфере деятельности гос-ва (в обл. науки, культуры и т.д.).
  • Подотрасль основной элемент Особенной части, которая группируется по специфическому предмету регулирования, доминирования административно-правового метода и наличию относительно обособленной нормативной базы: таможенное право, образовательное право, градостроительное право, антимонопольное, медицинское, транспортное, право общественной, государственной безопасности и т.д.

Структура административного права

В этом параграфе раскроем один из существенных параметров, понятие структуры административного права. Определение (термин) "Структура административного права " - совокупность составляющих административное право норм, объединенных в институты, подотрасли и части административного права.

Однако освещение структуры возможно также и нетрадиционными способами. Доктор юридических наук Ю.Н. Старилов , например, предлагает рассмотреть административное право, как совокупность сегментов права, объединяющих нормы по функциональному признаку. Так, общее административное право представляется профессору системой общих норм, определяющих сущность административно-правового регулирования во всем его объеме и по отношению ко всем субъектам права и регулирующих четыре крупнейших блока отношений:

  • организационно-управленческое право , регламентирующее отношения в сфере общей организации управления и его осуществления в различных отраслях и сферах;
  • управленческий процесс, т.е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), административный договор;
  • административный процесс (административное судопроизводство), т.е. судебная защита граждан от действий и peшений органов публичной власти, нарушающих их права и свободы (рассмотрение судом жалобы гражданина на действия и решения органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих); российская наука административного права определяет судебную защиту прав и свобод граждан от действий и административных актов, нарушающих права свободы граждан, термином "административная юстиция";
  • административно-деликтное право , устанавливающее так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикционные) отношения, т.е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения; административно-деликтное право, по мнению Ю.Н. Старилова, состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право и процессуальное административно-деликтное право.

Понятие управления в административном праве и их виды

В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин управления в административном праве и подробно опишем виды управления в административном праве.

Понятие управления в административном праве

Часто задают вопрос про понятие управления в административном праве, поэтому мы решили его здесь изложить. "Управление в административном праве " - это исполнительно-распорядительная действия, осуществляемые с использованием метода власти и подчинения, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Виды управления в административном праве

Виды управления в отрасли административное право исследованы многими правоведами. Поэтому можно несложно перечислить существующие виды управления в отрасли административное право.

Существуют следующие виды управления в административном праве :

  • государственное;
  • коллективное – регулирование на уровне коллектива;
  • семейное.

По методам воздействия различают следующие виды :

  • механическую;
  • технологическую;
  • социальную;
  • биологическую.

Функции административного права понятие и виды

В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин функции административного права и подробно опишем виды Функций административного права.

Понятие функции административного права

Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Виды функций административного права

Виды функций административного права расписаны многими правоведами. С учетом структуры общей части административного права выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную . В свою очередь регулятивная функция состоит из пяти подвидов. Итак, перечислим виды и подвиды функций административного права:

  • Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта. Подвиды регулятивной функции:
    • 1) Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
    • 2) Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
    • 3) Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
    • 4) Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.
    • 5) Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
  • Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.

Принципы административного права

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин принципы административного права и подробно перечислим основные принципы.

К числу основных принципов относятся:

  1. Принцип равенства перед законом . Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
  2. Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП , согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
  3. Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.
  4. Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный , гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
  5. Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.
  6. Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.
  7. Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.
  8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Видео про административное право

Также можете посмотреть короткие видео об административном праве.




Источники информации

ООО "ПравоДействие" искренне благодарит следующие источники за предоставление информации об административном праве: ru.wikipedia.org ; страницы www.grandars.ru: , №3 ; be5.biz .

(или длины волны) света (частотная дисперсия), или, то же самое, зависимость фазовой скорости света в веществе от длины волны (или частоты). Экспериментально открыта Ньютоном около 1672 года , хотя теоретически достаточно хорошо объяснена значительно позднее.

  • Пространственной дисперсией называется зависимость тензора диэлектрической проницаемости среды от волнового вектора . Такая зависимость вызывает ряд явлений, называемых эффектами пространственной поляризации.

Один из самых наглядных примеров дисперсии - разложение белого света при прохождении его через призму (опыт Ньютона). Сущностью явления дисперсии является неодинаковая скорость распространения лучей света c различной длиной волны в прозрачном веществе - оптической среде (тогда как в вакууме скорость света всегда одинакова, независимо от длины волны и следовательно цвета). Обычно чем больше частота волны, тем больше показатель преломления среды и меньше ее скорость света в ней:

Однако в некоторых веществах (например в парах йода) наблюдается эффект аномальной дисперсии , при котором синие лучи преломляются меньше, чем красные, а другие лучи поглощаются веществом и от наблюдения ускользают. Говоря строже, аномальная дисперсия широко распространена, например, она наблюдается практически у всех газов на частотах вблизи линий поглощения, однако у паров йода она достаточно удобна для наблюдения в оптическом диапазоне, где они очень сильно поглощают свет.

Дисперсия света позволила впервые вполне убедительно показать составную природу белого света.

  • Белый свет разлагается на спектр и в результате прохождения через дифракционную решётку или отражения от нее (это не связано с явлением дисперсии, а объясняется природой дифракции). Дифракционный и призматический спектры несколько отличаются: призматический спектр сжат в красной части и растянут в фиолетовой и располагается в порядке убывания длины волны: от красного к фиолетовому; нормальный (дифракционный) спектр - равномерный во всех областях и располагается в порядке возрастания длин волн: от фиолетового к красному.

По аналогии с дисперсией света, также дисперсией называются и сходные явления зависимости распространения волн любой другой природы от длины волны (или частоты). По этой причине, например, термин закон дисперсии , применяемый как название количественного соотношения, связывающего частоту и волновое число , применяется не только к электромагнитной волне , но к любому волновому процессу.

Дисперсией объясняется факт появления радуги после дождя (точнее тот факт, что радуга разноцветная, а не белая).

Дисперсия является причиной хроматических аберраций - одних из аберраций оптических систем , в том числе фотографических и видео-объективов .

Коши пришел к формуле, выражающей зависимость показателя преломления среды от длины волны:

…,

Дисперсия света в природе и искусстве

Из-за дисперсии можно наблюдать разные цвета.

  • Радуга , чьи цвета обусловлены дисперсией, - один из ключевых образов культуры и искусства.
  • Благодаря дисперсии света, можно наблюдать цветную «игру света» на гранях бриллианта и других прозрачных гранёных предметах или материалах.
  • В той или иной степени радужные эффекты обнаруживаются достаточно часто при прохождении света через почти любые прозрачные предметы. В искусстве они могут специально усиливаться, подчеркиваться.
  • Разложение света в спектр (вследствие дисперсии) при преломлении в призме - довольно распространенная тема в изобразительном искусстве. Например, на обложке альбома Dark Side Of The Moon группы Pink Floyd изображено преломление света в призме с разложением в спектр.

См. также

Литература

  • Яштолд-Говорко В. А. Фотосъёмка и обработка. Съёмка, формулы, термины, рецепты. - Изд. 4-е, сокр. - М .: Искусство, 1977.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дисперсия света" в других словарях:

    Зависимость преломления показателя n в ва от частоты n (длины волны l) света или зависимость фазовой скорости световых волн от их частоты. Следствие Д. с. разложение в спектр пучка белого света при прохождении его сквозь призму (см. СПЕКТРЫ… … Физическая энциклопедия

    дисперсия света - Явления, обусловленные зависимостью скорости распространения света от частоты световых колебаний. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 79. Физическая оптика. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1970 г.] Тематики… … Справочник технического переводчика

    дисперсия света - šviesos skaida statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. dispersion of light vok. Lichtdispersion, f; Zerteilung des Lichtes, f rus. дисперсия света, f pranc. dispersion de la lumière, f … Radioelektronikos terminų žodynas

    дисперсия света - šviesos dispersija statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. dispersion of light vok. Lichtdispersion, f; Zerlegung des Lichtes, f rus. дисперсия света, f pranc. dispersion de la lumière, f … Fizikos terminų žodynas

    Зависимость показателя преломления n вещества от частоты ν (длины волны λ) света или зависимость фазовой скорости (См. Фазовая скорость) световых волн от частоты. Следствие Д. с. разложение в спектр пучка белого света при прохождении… … Большая советская энциклопедия

    Зависимость показателя преломления п в ва от частоты света v. В обл. частот света, для к рых в во прозрачно, п возрастает с увеличением v нормальная Д. с. В обл. частот, соответствующих полосам интенсивного поглощения света в вом, п убывает с… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Зависимость абсолютного показателя преломления вещества от длины волны света … Астрономический словарь

    Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставить шаблон карточку, который существ … Википедия

    Зависимость фазовой скорости гармонических волн в среде от частоты их колебаний. дисперсия волн наблюдается для волн любой природы. Наличие дисперсии волн приводит к искажению формы сигнала (напр., звукового импульса) при распространении в среде … Большой Энциклопедический словарь

  • 3.Свободные колебания в lc-контуре. Свободные затухающие колебания. Дифференциальное уравнение затухающих колебаний и его решение.
  • 4. Вынужденные электрические колебания. Дифференциальное уравнение вынужденных колебаний и его решение.
  • 5. Резонанс напряжений и резонанс токов.
  • Основы теории максвелла для электромагнитного поля.
  • 6.Общая характеристика теории Максвелла. Вихревое магнитное поле. Ток смещения.
  • 7.Уравнения Максвелла в интегральном виде.
  • Электромагнитные волны
  • 8.Экспериментальное получение электромагнитных волн. Плоская электромагнитная волна. Волновое уравнение для электромагнитного поля. Энергия электромагнитных волн. Давление электромагнитных волн.
  • Геометрическая оптика
  • 9. Основные законы геометрической оптики. Фотометрические величины и их единицы.
  • 10. Преломление света на сферических поверхностях. Тонкие линзы. Формула тонкой линзы и построение изображений предметов с помощью тонкой линзы.
  • 11.Световые волны
  • 12.Интерференция света при отражении от тонких пластинок. Полосы равной толщины и равного наклона.
  • 13. Кольца Ньютона. Применение явления интерференции. Интерферометры. Просветление оптики.
  • 14.Дифракция света
  • 15. Дифракция света на круглом экране и круглом отверстии.
  • 16.Дифракция света на одной щели. Дифракционная решетка.
  • 17. 18. Взаимодействие света с веществом. Дисперсия и поглощение света. Нормальная и аномальная дисперсия. Закон Бугера-Ламберта.
  • 19.Поляризация света. Естественный и поляризованный свет. Степень поляризации. Закон малюса.
  • 20.Поляризация света при отражении и преломлении. Закон брюстера. Двойное лучепреломление. Анизотропия кристаллов.
  • 21. Эффект доплера для световых волн.
  • 22.Тепловое излучение. Свойства равновесного теплового излучения. Абсолютно черное тело. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела. Законы Кирхгофа, Стефана- Больцмана, Вина.
  • 23. Элементы специальной теории относительности Постулаты специальной теории относительности. Преобразования Лоренца.
  • 2. Длительность событий в разных системах отсчета.
  • 24. Основные законы релятивистской динамики. Закон взаимосвязи массы и энергии.
  • 17. 18. Взаимодействие света с веществом. Дисперсия и поглощение света. Нормальная и аномальная дисперсия. Закон Бугера-Ламберта.

    Дисперсией света называют явление зависимости абсолютного показателя преломления вещества n от частоты света ω (или длины волны λ):

    Следствием дисперсии света является разложение в спектр пучка белого света при прохождении его через призму. Первое экспериментальное исследование дисперсии света в стеклянной призме было выполнено И. Ньютоном в 1672 г.

    Дисперсия света называется нормальной в случае, если показатель преломления монотонно возрастает с увеличением частоты (убывает с увеличением длины волны); в противном случае дисперсия называется аномальной , рис.1.

    Величина

    называется дисперсией вещества и характеризует скорость изменения показателя преломления при изменении длины волны.

    Нормальная дисперсия света наблюдается вдали от полос или линий поглощения света веществом, аномальная – в пределах полос или линий поглощения.

    Рассмотрим дисперсию света в призме, рис.2.

    Пусть монохроматический пучок света падает на прозрачную призму с преломляющим углом θ и показателем преломления n под углом α 1 . После двукратного отклонения (на левой и правой гранях призмы) луч оказывается отклоненным от первоначального направления на угол φ. Из геометрических преобразований следует, что

    т.е. угол отклонения лучей призмой тем больше, чем больше преломляющий угол и показатель преломления вещества призмы. Поскольку n = f(λ), то лучи разных длин волн после прохождения призмы окажутся отклоненными на разные углы, т.е. пучок белого света, падающий на призму, за призмой разлагается в спектр, что и наблюдалось впервые Ньютоном. Значит, с помощью призмы, так же как и с помощью дифракционной решетки, разлагая свет в спектр, можно определить его спектральный состав.

    Следует помнить, что составные цвета в дифракционном и призматическом спектрах располагаются различно. В дифракционном спектре синус угла отклонения пропорционален длине волны, следовательно, красные лучи, имеющие большую длину волны, чем фиолетовые, отклоняются дифракционной решеткой сильнее. В призме же для всех прозрачных веществ с нормальной дисперсией показатель преломления n с увеличением длины волны уменьшается, поэтому красные лучи отклоняются призмой слабее, чем фиолетовые.

    На явлении нормальной дисперсии основано действие призменных спектрометров , широко используемых в спектральном анализе. Это объясняется тем, что изготовить призму значительно проще, чем дифракционную решетку. Призменные спектрометры имеют также большую светосилу.

    Электронная теория дисперсии света. Из макроскопической электромагнитной теории Максвелла следует, что

    но в оптической области спектра для всех веществ μ ≈ 1, поэтому

    n = ε. (1)

    Формула (1) противоречит опыту, т.к. величина n, являясь переменной n = f(λ), равняется в то же время определенной постоянной ε (постоянной в теории Максвелла). Кроме того, полученные из этого выражения значения n не согласуются с экспериментальными данными.

    Для объяснения дисперсии света была предложена электронная теория Лоренца, в которой дисперсия света рассматривается как результат взаимодействия электромагнитных волн с заряженными частицами, входящими в состав вещества и совершающими вынужденные колебания в переменном электромагнитном поле волны.

    Ознакомимся с этой теорией на примере однородного изотропного диэлектрика, предположив формально, что дисперсия света является следствием зависимости ε от частоты ω световых волн. Диэлектрическая проницаемость вещества равна

    ε = 1 + χ = 1 + Р/(ε 0 Е),

    где χ – диэлектрическая восприимчивость среды, ε 0 – электрическая постоянная, Р – мгновенное значение поляризованности (наведенный дипольный момент единицы объема диэлектрика в поле волны напряженностью Е). Тогда

    n 2 = 1 + Р/(ε 0 Е), (2)

    т.е. зависит от Р. Для видимого света частота ω~10 15 Гц столь велика, что существенны лишь вынужденные колебания внешних (наиболее слабо связанных) электронов атомов, молекул или ионов под действием электрической составляющей поля волны, а ориентационной поляризации молекул при такой частоте не будет. Эти электроны наз. оптическими электронами.

    Для простоты рассмотрим колебания одного оптического электрона в молекуле. Наведенный дипольный момент электрона, совершающего вынужденные колебания, равен р = ех, где е – заряд электрона, х – смещение электрона из положения равновесия под действием электрического поля световой волны. Пусть n 0 – концентрация атомов в диэлектрике, тогда

    Р = р n 0 = n 0 е х. (3)

    Подставив (3) в (2) получим

    n 2 = 1 + n 0 е х /(ε 0 Е), (4)

    т.е. задача сводится к определению смещения х электрона под действием внешнего электрического поля Е = Е 0 cos ωt.

    Уравнение вынужденных колебаний электрона для простейшего случая

    d 2 x/dt 2 +ω 0 2 x = (F 0 /m)cos ωt = (e/ m) E 0 cos ωt, (5)

    где F 0 = еE 0 –амплитудное значение силы, действующей на электрон со стороны поля волны, ω 0 = √k/m – собственная частота колебаний электрона, m – масса электрона. Решив уравнение (5), найдем ε = n 2 в зависимости от констант атома (е, m, ω 0) и частоты внешнего поля ω, т.е. решим задачу дисперсии.

    Решением (5) является

    Х = А cos ωt, (6)

    А = еЕ 0 /m(ω 0 2 – ω 2). (7)

    Подставим (6) и (7) в (4) и получим

    n 2 = 1 + n 0 e 2 /ε 0 m(ω 0 2 – ω 2). (8)

    Из (8) видно, что показатель преломления вещества зависит от частоты ω внешнего поля, и что в области частот от ω = 0 до ω = ω 0 значение n 2 больше 1 и возрастает с увеличением частоты ω (нормальная дисперсия ). При ω = ω 0 значение n 2 = ± ∞; в области частот от ω = ω 0 до ω = ∞ значение n 2 меньше 1 и возрастает от - ∞ до 1 (нормальная дисперсия). Перейдя от n 2 к n, получим график зависимости n = n(ω), рис.1. Область АВ – область аномальная дисперсии . Изучение аномальной дисперсии – Д.С. Рождественский.

    Поглощением света – называется уменьшение энергии световой волны при ее распространении в веществе вследствие преобразования энергии волны в другие виды энергии.

    С точки зрения электронной теории, взаимодействие света и вещества сводится к взаимодействию электромагнитного поля световой волны с атомами и молекулами вещества. Электроны, входящие в состав атомов, могут колебаться под действием переменного электрического поля световой волны. Часть энергии световой волны затрачивается на возбуждение колебаний электронов. Частично энергия колебаний электронов вновь переходит в энергию светового излучения, а также переходит в другие формы энергии, например, в энергию теплового излучения.

    Поглощение светового излучения можно в общих чертах описать с энергетической точки зрения, не входя в детали механизма взаимодействия световых волн с атомами и молекулами поглощающего вещества.

    Формальное описание поглощения света веществом было дано Бугером, который установил связь между интенсивностью света, прошедшего через конечный слой поглощающего вещества, и интенсивностью падающего на него света

    I = I e -K l (1)

    где I 0 λ – интенсивность светового излучения с длиной волны λ, падающего на поглощающий слой; I - интенсивность светового излучения, прошедшего поглощающий слой вещества толщиной l ; К λ – коэффициент поглощения, зависящий от λ, т.е. К λ = f(λ).

    Если поглотителем является вещество в растворе, то поглощение света тем больше, чем больше молекул растворенного вещества свет встречает на своем пути. Поэтому коэффициент поглощения зависит от концентрации С. В случае слабых растворов, когда взаимодействием молекул растворенного вещества можно пренебречь, коэффициент поглощения пропорционален С:

    К λ = c λ С (2)

    где c λ – коэффициент пропорциональности, который также зависит от λ. Учитывая (2), можно закон Бугера (1) переписать в виде:

    I λ = I 0λ e - c C l (3)

    c λ – показатель поглощения света на единицу концентрации вещества. Если концентрация растворенного вещества выражается в [моль/литр], то c λ называют молярным коэффициентом поглощения .

    Соотношение (3) носит название закона Бугера-Ламберта-Бера. Отношение величины светового потока, вышедшего из слоя I , к во­шедшему I 0λ носит название коэффициента оптического (или свето-) пропускания слоя Т :

    Т = I /I 0 λ = e - c C l (4)

    или в процентах

    Т = I /I 0λ 100%. (5)

    Поглощение слоя равно отношению

    Л
    огарифм величины 1/Т называетсяоптической плотностью слоя D

    D = lg 1/T = lg I 0 λ /I l λ = 0,43c λ Сl (6)

    т.е. оптическая плотность характеризует поглоще­ние света средой. Соотношение (6) может быть использовано как для определения концен- трации растворов, так и для характеристики спек­тров поглощения веществ.

    Зависимость оптической плотности от длины волны D = f(λ) является спектральной характеристикой поглощения данного вещества, а кривая, выражающая эту зависимость, называется спектром поглощения. Спектры поглощения, как и спектры испускания, бывают линейчатые, полосатые и сплошные, рис. 3. Cогласно модели атома Бора кванты света испускаются и поглощаются при переходе системы (атома) из одного энергетического состояния в другое. Если при этом в оптических переходах меняется только электронная энергия системы, как это имеет место в атомах, то в спектре линия поглощения будет резкой.

    Рис.3.а)линейчатый спектр поглощения, б)полосатый спектр поглощения, в) сплошной спектр поглощения.

    Однако для сложных молекул, энергия которых слагается из электронной Е эл, колебательной Е кол и вращательной Е вр энергии (Е =Е эл + Е кол + Е вр) при поглощении света изменяется не только электронная энергия, но обязательно колебательная и вращательная. Причем поскольку ∆Е эл >>∆E кол >>∆Е вр, то в результате этого набор линий, соответствующих электронному переходу, в спектре поглощения растворов выглядит как полоса поглощения.

    Коэффициент поглощения для диэлектриков невелик (примерно 10 -3 – 10 -5 см -1), для них наблюдаются широкие полосы поглощения, т.е. диэлектрики имеют сплошной спектр поглощения . Это связано с тем, что в диэлектриках нет свободных электронов и поглощение света обусловлено явлением резонанса вынужденных колебаниях электронов в атомах и атомов в молекулах диэлектрика.

    Коэффициент поглощения для металлов имеет большие значения (примерно 10 3 - 10 5 см -1) и поэтому металлы являются непрозрачными для света. В металлах из-за наличия свободных электронов, движущихся под действием электрического поля световой волны, возникают быстропеременные токи, сопровождающиеся выделением джоулевой теплоты. Поэтому энергия световой волны быстро уменьшается, превращаясь во внутреннюю энергию металла. Чем выше проводимость металла, тем сильнее в нем поглощается свет. На рис. 1 показана типичная зависимость коэффициента поглощения света от частоты в области полосы поглощения. Видно, что внутри полосы поглощения наблюдается аномальная дисперсия. Однако поглощение света веществом должно быть значительным, чтобы повлиять на ход показателя преломления.

    Зависимостью коэффициента поглощения от длины волны (частоты) объясняется окрашенность поглощающих тел. Например, стекло, слабо поглощающее красные и оранжевые лучи и сильно поглощающее зеленые и синие, при освещении белым светом будет казаться красным. Если на такое стекло направить зеленый и синий свет, то из-за сильного поглощения этих длин волн стекло будет казаться черным. Это явление используется при изготовлении светофильтров , которые в зависимости от хим. состава стекол пропускают свет только определенных длин волн, поглощая остальные.

    Пучок света, проходя через треугольную призму, отклоняется к грани, лежащей напротив преломляющегося угла призмы. Однако если это будет пучок именно белого света, то он, после того как пройдет через призму, не только отклонится, но и разложится на цветные пучки. Такое явление называется дисперсия света. Оно было впервые изучено в в серии замечательных опытов.

    Источником света в опытах Ньютона служило небольшое круглое отверстие, расположенное в ставне окна, освещаемого лучами Солнца. Когда перед отверстием устанавливалась призма, то на стене вместо круглого пятна появлялась окрашенная полоска, названная Ньютоном спектром. Такой спектор состоит из семи главных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, которые постепенно переходили один в другой. Каждый из них занимает в спектре пространство различного размера. Наибольшую длину имеет фиолетовая полоса, наименьшую - красная.

    Следующий опыт состоял в том, что из широкого пучка цветных лучей, полученных с помощью призмы, экраном с небольшим отверстием выделились узкие пучки определенной цветности и направлялись на вторую призму.

    Призма отклоняя их, не изменяет цвета этих лучей. Такие лучи называются простые или монохроматическими (одноцветными).

    Опыт показывает, что красные лучи ощущают меньшее отклонение по сравнению с фиолетовыми, т.е. лучи различной цветности неодинаково преломляются призмой.

    Собирая пучки лучей, вышедшие из призмы, Ньютон получил на белом экране вместо окрашенной полосы белое изображение отверстия.

    Из всех проведенных опытов Ньютон сделал такие выводы:

    • белый свет по своей природе является сложным светом, который состоит из цветных лучей;
    • у лучей света различной цветности различны и показатели преломления вещества; в результате этого, когда пучок белого света отклоняется призмой, он разлагается в спектр;
    • если соединенить цветные лучи спектра, то вновь получится белый свет.

    Таким образом, дисперсия света - это явление, которое обусловлено зависимостью вещества от длины волны (или частоты).

    Дисперсия света отмечается не только, когда свет проходит через призму, но и в различных других случаях преломления света. Так, в частности, преломление в каплях воды солнечного света сопровождается его разложением на разноцветные лучи, этим поясняется образование радуги.

    Ньютон для получения спектра направлял на призму довольно широкий цилиндрический пучок солнечного света через круглое отверстие, сделанное в ставне.

    Полученный таким способом спектр представляет собой ряд разноцветных изображений круглого отверстия, частично налагающихся друг на друга. Для получения более чистого спектра, при изучении такого явления как дисперсия света, Ньютон предложил пользоваться не круглым отверстием, а узкой щелью, параллельной преломляющему ребру призмы. При помощи линзы на экране получают четкое изображение щели, после чего за линзой устанавливается призма, которая дает спектр.

    Наиболее чистые и яркие спектры получают при помощи специальных приборов - спектроскопов и спектрографов.

    Поглощение света - это явление, при котором энергия световой волны уменьшается при еѐ прохождении через вещество. Это происходит вследствие превращения энергии волны света в энергию вторичного излучения или, другими словами, вещества, которое имеет другой спектральный состав и другие направления распространения.

    Поглощение света сможет вызывать нагревание вещества, ионизацию или возбуждение молекул либо атомов, фотохимические реакции, а также другие процессы в веществе.

    Иногда, когда после сильного ливня вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу. Это происходит потому, что воздух насыщен мельчайшей водяной пылью. Каждая капля воды в воздухе выполняет роль крохотной призмы, дробящей свет на разные цвета.

    Около 300 лет назад И.Ньютон пропустил солнечные лучи через призму. Он открыл, что белый свет – это «чудесная смесь цветов».

    Это интересно… Почему в спектре белого света выделяют только 7 цветов?

    Так, например, Аристотель указывал всего три цвета радуги: красный, зеленый, фиолетовый. Ньютон вначале выделил в радуге пять цветов, а позднее – десять. Однако, впоследствии, он остановился на семи цветах. Выбор объясняется, скорее всего, тем, что число семь считалось «магическим» (семь чудес света, семь недель и т.д.).

    Дисперсия света впервые была экспериментально обнаружена Ньютоном в 1666 г., при пропускании узкого пучка солнечного света через стеклянную призму. В полученном им спектре белого света он выделил семь цветов: Из этого опыта Ньютон сделал вывод, что «световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются по степени преломления». Наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, меньше всех – красные.

    Белый свет является сложным светом, состоящим из волн различной длины (частоты). Каждой цветности соответствует своя длина и частота волны: красного, оранжевого, зеленого, голубого, синего, фиолетового – такое разложение света называется спектром.

    Волны различной цветности по-разному преломляются в призме: меньше красного, больше – фиолетового. Призма отклоняет волны разной цветности на разные углы . Такое их поведение объясняется тем, что при переходе световых волн из воздуха в стеклянную призму скорость волн «красного цвета» изменяется меньше, чем «фиолетового цвета». Таким образом, чем меньше длина волны (больше частота), тем показатель преломления среды для таких волн больше.

    Дисперсией называется зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны).

    Для волн различной цветности показатели преломления данного вещества различны; вследствие этого при отклонении призмой белый свет разлагается в спектр .

    При переходе монохроматической световой волны из воздуха в вещество длина световой волны уменьшается, частота колебаний остается неизменной . Неизменным остается цвет.

    При наложении всех цветов спектра образуется белый свет.

    Почему же мы видим предметы окрашенными? Краска не создает цвета , она избирательно поглощает или отражает свет.

    Опорный конспект:

    Вопросы для самоконтроля по теме «Дисперсия света»

    1. Что называют дисперсией света?
    2. Нарисуйте схемы получения спектра белого света с помощью стеклянной призмы.
    3. Почему белый свет, проходя через призму, дает спектр?
    4. Сравните показатели преломления для красного и фиолетового света.
    5. Какой свет распространяется в призме с большей скоростью – красный или фиолетовый?
    6. Как объяснить многообразие цветов в природе с точки зрения волновой оптики?
    7. Какого цвета будут видны через красный светофильтр окружающие предметы? Почему?