Во времена правления княгини ольги. Святая княгиня ольга. Происхождение Ольги: вымысел и реальность

Что мы знаем о княгине Ольге?

Для ответа на этот вопрос достаточно открыть любой энциклопедический словарь, где прочтем:

«Ольга – (христианское имя – Елена) (около 890-969, Киев), великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами (945) жестоко подавила их восстание. В 945-947 установила размеры даней для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты.

Значительно расширила земские владения Киевского великокняжеского дома. В 955 (или 957) посетила Константинополь; приняла христианство. Правила государством в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью».

В более развернутом литературном изложении ее биография выглядит так:

В далеком 945 году жил-был князь Игорь. И была у него жена. Князь был дюже жадный и как-то решил дважды налоги собрать с одного юридического лица. Лицо обиделось и коварно убило сборщика налогов. Ольга узнала об этом, и история мести ее была зафиксирована в «Повести временных лет» талантливым летописцем.

Поскольку нехорошие древляне пожелали взять вдову в жены своему собственному князю, то послали к ней делегацию со свадебным предложением. Первую делегацию Ольга похоронила заживо, вторую сожгла аналогичным способом, третью коварно напоила и велела воинам поубивать.

Прямо мороз по коже от простого изложения фактов… А если еще и вспомнить заключительный акт драмы, когда княгиня сожгла дотла столицу древлян, то и вовсе не самая приятная личность встает перед нашими глазами.

И, тем не менее, Ольга была канонизирована святой церковью. Разумеется, не за свое ревностное соблюдение языческих обрядов мести, а за то, что она стала первой правительницей страны, принявшей христианство.

Художник Игорь Машков — Святая княгиня Ольга вступает в храм св.Софии. Константинополь

Официальная версия гласит, что вышеописанная месть оказалась не по силам женщине, что убиенные являлись ей в ночных кошмарах, пока один мудрый священник не посоветовал ей принять христианство, описав все плюсы обряда покаяния.

Ольга послушалась, съездила в центр тогдашнего христианства – Константинополь, что в Византии (ныне Стамбул), обрела крестного отца в лице императора Константина Багрянородного, прониклась идеями веры и стала ее явной поборницей, что успешно приблизило всеобщую христианизацию Руси в 1000 году. Очень «причесанный» персонаж получился…

Что же на самом деле известно об этой удивительной женщине?

В первую очередь – кто она по происхождению?

История противоречит сама себе, выдавая разные версии, самая распространенная из которых – что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга и что она была воспитанницей Олега («Вещий Олег», тот самый, что погиб от укуса змеи).

В Летописях говорится, что именно Олег «привел» Ольгу в жены Игорю, своему воспитаннику, в 903 году. Доказательством этой теории можно считать тот факт, что Ольгу весьма уважали варяжские дружины, ведь не было отмечено ни одного заговора против нее внутри государства.

Возможно, она была славянкой из Пскова по имени Прекраса. Переименовалась благодаря Олегу, который (перекликаясь с предыдущей версией) привел ее к Игорю. В пользу Пскова (как и Изборска) говорит тот факт, что из всех городов русских именно они были одарены Ольгой средствами более всех других.

Историк Карамзин считает ее женщиной из простого (незнатного) русского рода. Описывает он и знакомство Ольги с Игорем:

«…В 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу.

Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению.

Однако целомудренная девица, уразу-мев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться…»

Красивая сказка, но очень сомнительная. Первые Рюрики были настолько полны желания создать знатный род Рюриковичей, что неравный брак был не в их интересах.

Однако все легенды сходятся на одном: Ольга была «пришлой», не киевлянкой. Возможно, именно поэтому ей удалось так лихо прибрать власть к рукам – в нашей стране издавна наблюдается гораздо большее уважение к «пришлым», нежели к «своим». Вспомним хотя бы Екатерину II.

Ничего не знаем мы и о возрасте Ольги.

Когда она могла родиться? Во сколько лет могла она быть выдана за Игоря? В каком возрасте родила она своего единственного (?) сына Святослава? Одни историки считают датой ее рождения 925 год. Приятно, конечно, считать ее молодой и красивой вдовой 20-ти лет, когда в 945 году она столь жестоко мстила за погибшего мужа.

В пользу этой версии говорит и дата рождения Святослава – 942 год. Правда, тогда разница в возрасте супругов получается в районе 40 лет (дата рождения князя Игоря тоже неизвестна, но мы знаем, что он принял престол от князя Олега в 882 году, и явно уже был способен управлять государством).

Однако «Повесть Временных Лет» говорит, что князь Олег привел своему воспитаннику Игорю жену в 903 году, что автоматически увеличивает возраст Ольги на 25 лет, как минимум. Могла ли родить ребенка женщина, которой под пятьдесят? В принципе, все возможно…

В 903 году стареющий Олег, женив молодого княжича на Ольге, стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.

Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.

И вот на двадцать четвертом году совместной жизни родился у князя Игоря наследник — Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии — для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили, в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…

Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

Также ничего не известно о личной жизни княгини Ольги после смерти мужа.

Или почти ничего. Если ссылаться на единственный источник «Повесть временных лет», то становится ясно, что древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала.

Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет». Известны 4 ее расправы. Так, например, древляне приехали к Ольге на встречу – пока они мылись, княгиня приказала сжечь их в бане. В другой раз к ним она приехала сама – напоив древлян, Ольга приказала их рубить. В Летописи указано, что тогда было убито 5 тысяч древлян.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Историки отмечают успешные дипломатические отношения Ольги во внешней политике, укрепившей международные связи с Германией и Византией. А отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.

Правда, рассуждать на тему, что выше — христианская вера или язычество, что лучше, а что хуже — по меньшей мере невежественно. Для каждого человека выбор его собственной веры и религии индивидуален. Но вернемся к Ольге и «Повести временных лет».

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь), где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

(!) И только после двух лет ознакомления, Ольга принимает обряд Таинства крещения. А по возвращению в Киев, встречает неповиновение сына в выборе матери новой веры.

По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы, распространяя или буквально навязывая язычникам на Руси новую веру — христианство. Однако Крещение Руси произошло аж через 31 год.

Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.

Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.

Великая Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость.

Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость.

Если подытожить, получается, что о первой знаменитой русской женщине нам известно только то, что рассказал нам киевский монах-летописец Нестор, создавший «Повесть временных лет» значительно позже описываемых им событий. Не потому ли образ княгини Ольги из года в год столь притягателен

История руссов. Держава Владимира Великого Парамонов Сергей Яковлевич

7. Когда и где крестилась княгиня Ольга?

На вопрос, где крестилась княгиня Ольга, мы можем дать совершенно определенный ответ, - в Царьграде. О том, что княгиня Ольга крестилась в Царьграде, говорят все русские летописи, византийский историк Скилиций, а также западноевропейские хроники.

Титмар Мерзебургский говорит: «Helena Regina quae Constantinopoli baptizata erat» (Елена - христианское имя Ольги при крещении). Кроме Титмара, о посольстве Ольги к Оттону I и приезде в Киев епископа Адальберта говорит целый ряд хроник: так называемый «Continuator Reginonis», «Annales Lamperti», а также «Анналы» Гильдесгейма, Магдебурга и Кведлинбурга. В грамоте Оттона (Monum. Germ. Dipl. I. 502) княгиня Ольга названа «Regina Rugorum», что дало повод некоторым, например Карамзину, сомневаться, относится ли это к Ольге, а не к королеве жителей острова Рюгена. В. Васильевский в статье своей «Древняя торговля Киева с Регенсбургом» (Журнал Министерства Народного Просвещения. 1888. № 258. С. 127) выяснил этот вопрос окончательно.

Нет ни одного исторического источника, который утверждал бы, что княгиня Ольга крестилась не в Царьграде, или подвергал бы в какой-то степени сомнению вышесказанное. Более того, Иоакимовская летопись ясно указывает, что Ольга и не могла креститься у себя дома: «Ольга владея со сыном, и научена бывши от пресвитер, сущих в Киеве, вере Христове, но крещения, народа ради, прияти не можаше; сего ради иде с верными вельможи ко Царюграду, и прияв крещение, со многими дары и честию от царя и патриарха возвратися в Киев, идеже первее святый Андрей веру Христову проповеда; приведе же с собою иереи мудри и церковь святыя Софии древяную устрои, а иконы ей присла патриарх, и прилежаху к научению».

Таким образом, Ольга была обращена в христианство еще в Киеве бывшими там христианскими священниками, но формального крещения не приняла, боясь недовольства народа («народа ради»). В ее решении принять крещение в Царьграде сыграло, вероятно, известную роль и желание увидать Царьград и совершить церемонию в условиях, соответствующих ее высокому положению (из дальнейшего мы увидим, что церемония была совершена при царском дворе). Своим крещением Ольга поставила свой народ перед свершившимся фактом, протестовать, в сущности, не было перед чем. Принятие Ольгой иной веры было ее личным делом, но в Киеве это могло вызвать сопротивление и волнения, крещение же в Царьграде произошло, так сказать, «под сурдинку».

Некоторые исследователи, не получив точного решения вопроса, когда крестилась Ольга, искали его в предположении, что Ольга явилась в Царьград, уже будучи христианкой, и формально. Это предположение совершенно не согласуется со всеми историческими источниками и должно быть окончательно отброшено.

На вопрос, когда княгиня Ольга крестилась, русские летописи отвечают - в 955 г. Как мы увидим, цифра эта довольно точна, но следует иметь в виду, что сообщение летописи об обстоятельствах крещения Ольги и дата ее крещения происходят из разных источников. Рассказ летописи об обстоятельствах крещения - не более как народная легенда, внесенная летописцем в летопись потому, что, кроме этой легенды, летописцу о крещении ничего не было известно.

Мы знаем, далее, что протограф летописи был без дат и только последующий летописец внес даты задним числом. Данная дата, т. е. 955 г., оказывается довольно верной и, надо полагать, выведена из указания Якова Мниха в «Памяти и похвале князю Владимиру», что Ольга умерла в 969 г., прожив 15 лет христианкой. Отсюда получается простой отсчет, что крестилась она в 954 г. или 955 г., если мы берем летосчисление с началом года 1 сентября.

Поскольку рассказ о крещении Ольги совершенно легендарен и содержит явные ошибки, например, в Лаврентьевской летописи сказано - «бе тогда царь имянемь Цемьский» (Иоанн же Цимисхий вступил на престол только 11 декабря 969 г., т. е. когда Ольги уже, по-видимому, не было в живых). Дата, указываемая русскими летописями, не является вполне надежной и нуждается в проверке иностранными источниками.

«Продолжатель Регинона» сообщает, что в 958 г. к императору Оттону I пришли послы королевы русских Елены, которая незадолго до этого была крещена в Константинополе при дворе имератора Романа (сына Константина Багрянородного). Таким образом, в 958 г. на Западе Ольгу уже знали как христианку и называли ее христианским именем Елена. Указание, что она была крещена при дворе императора Романа, однако, не означает, что это случилось в 959 г., когда император Роман вступил на престол. Дело в том, что и зять Константина Багрянородного (Роман Лекапен, умер в 945 г.), и дети его уже давно были возведены в императорское звание. Поэтому указание хроники говорит не столько о времени, сколько о месте крещения, т. е. о дворе императора Романа, что вполне правдоподобно, если принять во внимание знатность Ольги.

Следующим источником является труд Константина Багрянородного «О церемониях двора», в котором он, между прочим, описывает два приема Ольги им самим в среду 9 сентября и в воскресенье 18 ноября (эти дни соответствовали 957 г.). Багрянородный не называет Ольгу Еленой, а Хельгой, т. е. употребляет ее языческое имя. Однако в этом нельзя усмотреть того, что Ольга в 957 г. еще не была христианкой, - светские имена господствовали. Даже Владимир Мономах, уже значительно позже, в своем завещании детям говорит, - я, получивший при крещении имя Василий, а известный всем под именем Владимира и т. д. Не лишено значения и то, что и Ольга, и Владимир при канонизациях их Русской церковью вошли в список святых не с их христианскими, а их языческими именами. Отсюда ясно, что Багрянородный мог называть Ольгу, бывшую уже христианкой, ее языческим именем.

Из описания церемонии нельзя никак заключить, имел ли дело Багрянородный с христианкой или язычницей. Есть, однако, косвенные обстоятельства, говорящие в пользу того, что в 957 г. Ольга уже была христианкой. Если бы ее крещение состоялось в 957 г., то Багрянородный, во-первых, не мог умолчать о таком заметном событии, упоминая вместе с тем мельчайшие мелочи приема Ольги. Далее, из описания ее свиты видно, что в ее составе был священник Григорий, что вполне понятно, если Ольга уже была христианкой.

Наконец, имеется очень интересная деталь, - Ольга получила от императора во время обеда золотое блюдо, украшенное драгоценными камнями с 500 милиарисиями на нем.

Архиепископ Новгородский Антоний видел впоследствии в ризнице Св. Софии в Царьграде это блюдо - «блюдо велико злато Ольги русской, когда взяла дань ходивши Царюгороду». Оказывается, гордая и оскорбленная задержкой в ее приеме, Ольга подарила императорское блюдо (храму) Святой Софии, т. е. деликатно вернула подарок, но в учтивой форме. То, что она подарила блюдо церкви, говорит о том, что она была христианкой.

Наконец, самое блюдо имело в середине изображение Иисуса Христа, - вряд ли Багрянородный мог преподнести подобное блюдо язычнице, да и не мог он быть уверен, как отнесется к этому княгиня-язычница.

Даже если мы допустим, что речь идет здесь о двух разных блюдах (а не верить архиепископу Антонию у нас нет оснований), дар блюда в храм Святой Софии показывает, что дарящая уже была христианкой.

Есть еще одно обстоятельство, показывающее, что Ольга в это время интересовалась христианством, - в 958 г. она посылала к Оттону I специальное посольство с просьбой о присылке на Русь епископа для распространения христианской веры. Так как она вернулась в Киев самое раннее в конце 957 г., то это посольство следовало непосредственно за ее посещением Царьграда. Из ее недовольства, отмеченного летописью, можно предположить, что в Царьграде она не добилась в делах церкви того, чего хотела, а потому обратилась к Оттону, т. е. к Риму.

Однако самым точным является указание византийского историка Скилиция, что Ольга крестилась при патриархе Феофилакте, который занимал эту должность с февраля 933 по 27 февраля 956 г. Так как в зимние месяцы путешествие Ольги было исключено, то крещение ее могло состояться до 956 г., скорее всего, в 954 или 955 г., как это дано русскими летописями. В этом случае и указание «Продолжателя Регинона», что она в 958 г. считалась незадолго до этого крестившейся, вполне подходит.

Таким образом, мы должны принять, что Ольга крестилась в Царьграде, скорее всего, осенью 954–955 сентябрьского года. Это заставляет нас принять двойную поездку Ольги в Царьград: в 955 г. с целью крещения и в 957 г. с какой-то дипломатической целью. Некоторым эта двойная поездка кажется маловероятной. Нам думается, что это ошибка перспективы: мы все время стремимся рассматривать наших предков как каких-то примитивов, сидевших дома, боявшихся всего чужого и т. д.

Поездка Ольги в Царьград - исторический факт, и совершенно понятно, что она, властительница огромного государства, имела все возможности исполнить свое желание: вторично побывать в Царьграде. Не напиши Багрянородный книгу о церемониях византийского двора, мы ничего не знали бы о второй поездке Ольги, ибо это был сравнительно мелкий факт. О первой ее поездке сохранил следы Скилиций, именно самое главное - что она крестилась.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Княгиня Ольга Неожиданная гибель Игоря привела к тому, что его жена княгиня Ольга (Хельга, или Елга) взяла власть в Киеве в свои руки. Ей помогали (или делили с ней власть) конунги – сподвижники Игоря Асмуд и Свенельд. Сама Ольга была скандинавкой и до брака с Игорем жила во

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Княгиня Ольга Жена Игоря, которая осталась вдовой с 3-летним сыном. Правила как регент с 945 до примерно 960 года.«Повесть временных лет» повествует, что будущая княгиня была родом из Пскова, а Житие святой великой княгини Ольги уточняет даже название деревни: Выбуты, в 12 км

автора

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Из книги Киевской Руси не было, или Что скрывают историки автора Кунгуров Алексей Анатольевич

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Киевской Руси не было. О чём молчат историки автора Кунгуров Алексей Анатольевич

Когда крестилась Русь? Я не исключаю того, что Киев действительно древнее поселение. Вполне возможно, что к моменту установления над ним власти русских царей ему было несколько веков, но он был маленьким пограничным городком, а скорее всего, монастырским поселением.

Из книги Сила слабых - Женщины в истории России (XI-XIX вв.) автора Кайдаш-Лакшина Светлана Николаевна

Княгиня Ольга Решительность, смелость и мудрость русской женщины в полной мере были воплощены в сказаниях о «вещей» княгине Ольге, которая стояла у истоков русской государственности, была первым державным правителем Древней Руси. И хотя ее месть древлянам за гибель мужа

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Стратегии гениальных женщин автора Бадрак Валентин Владимирович

Княгиня Ольга (Святая Ольга) Телом жена сущи, мужеску мудрость имеющи, просвещена Святым Духом, разумевши Бога… Иаков Мних, инок Киево-Печерского монастыря, XI век Около 913 года – 11 (23) июля 969 года Великая княгиня Киевской Руси (945–969)Одна из основоположниц русской

автора Мордовцев Даниил Лукич

I. Княгиня Ольга Первой исторической женщиной в русской истории является Ольга, жена киевского князя Игоря.Деятельность этой женщины, сколько известно из летописных сказаний, начинается тотчас после смерти мужа, которого зверски умертвили соседи киевлян – древляне за

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

III. Княжна Сбыслава. – Княжна Измарагд. – Княгиня Верхуслава. – Гертруда, княгиня Галицкая. – Ольга, княгиня Волынская и ея приемыш Изяслав. – Княгиня Кончака-татарка. – Елена Омулич, служанка Анны, княгини Литовской. – Александра, княгиня Нижегородская. – Ульяна,

Из книги Когда крестилась Киевская Русь? автора Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

КНЯГИНЯ ОЛЬГА (г. р. неизв. - ум. 969)Киевская княгиня (945–969). Стояла во главе Древнерусского государства в годы малолетства ее сына Святослава Игоревича.После гибели Игоря и многих его воинов создалась сложная обстановка. Власть Киева ослабла и вновь нависла угроза

) с 945 года, после смерти князя Игоря , до 962 года.

Приняла христианство еще до крещения Руси - под именем Елена, так как Ольга - скандинавское имя, не христианское. Согласно «Повести временных лет » родом она была из Пскова, из небогатой семьи, и с Игорем ее свел Олег .

После смерти Игоря ее решительность склонила дружину мужа в ее пользу - благодаря этому она и стала правительницей, что было не типично для Руси тех времен. За смерть мужа древлянам (убившим его) Ольга отомстила четырежды:

  1. Когда 20 сватов древлянского князя Мала прибыли к Ольге на ладье свататься, она заживо закопала их вместе с ладьей.
  2. После этого она попросила прислать к ней новое посольство древлян из лучших мужей (мол первые двадцать были не бог весть что). Новых послов она заживо сожгла в бане, где они купались перед встречей с княгиней.
  3. Ольга прибыла в земли древлян с официальной версией справить тризну по погибшему мужу на его могиле. Древляне снова повелись, - Ольга их опоила и вырезала подчистую (летописи говорят о 5 тысячах погибших).
  4. Поход 946 года на земли древлян. Княгиня Ольга окружила столицу Коростень (Искоростень) и после долгой безуспешной осады сожгла город с помощью птиц (привязав к их лапам подожженную паклю с серой). В живых отставила только простых крестьян.

Отомстив за смерть мужа, Ольга вернулась в Киев и правила там до совершеннолетия Святослава , а фактически и после этого - потому как Святослав постоянно находился в походах и мало занимался управлением княжеством.

Основные достижения Ольги в правлении Русью:

  1. Укрепила централизацию власти на Руси, отправившись в Новгород и Псков в 947 году, и назначив там дань (уроки).
  2. Сформировала систему центров торговли и обмена (так называемых «погостов »), которые позже превратились в административно-территориальные единицы. Изначально это были небольшие поселения с храмом и рынком, а также постоялым двором.
  3. Покорила древлянские земли и Волынь, открыв торговые пути на запад, а также контроль над ними.
  4. Первой начала строить дома в Киеве из камня, а не дерева.
  5. Еще в 945 году разработала новую систему налогообложения (полюдья ) с различными сроками, периодичностью и размерами выплат - подати, оброки, уставы.
  6. Поделила подвластные Киеву земли на административные единицы с княжескими администраторами (тиунами ) во главе.
  7. Крестилась в 955 году в Константинополе , затем продвигала христианские идеи среди киевской знати.

Интересный факт из «Повести…»: византийский император Константин VII хотел взять Ольгу в жены, но та ответила, что негоже язычнице выходить за христианина. Тогда патриарх и Константин крестили ее, и последний повторил свою просьбу. Ольга ответила ему, что теперь он ее крестный отец, и провела его таким образом. Император рассмеялся, одарил Ольгу дарами и отпустил домой.

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие "невесты" и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что "невеста" отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.


О том, когда родилась и какого происхождения была великая княгиня Ольга Александровна, ученые спорят до сих пор. Одни прослеживают ее род от правившего в Болгарии князя Бориса, другие считают ее дочерью . А монах Нестор, автор , утверждает, что киевская княгиня Ольга была простого рода, и говорит о деревеньке под Псковом как о месте ее рождения. Достоверно подтвержденные факты составляют лишь очень краткую биографию княгини Ольги.

По наиболее известной легенде, Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой во время охоты на переправе через реку. Князь принял ее за юношу и попросил перевезти на другой берег. Ольга отличалась не только красотой и чистыми помыслами, но и умом. Она покорила князя настолько, что он через некоторое время вернулся и женился на ней.

Когда князь Игорь покидал Киев, уводя дружину в очередной поход, именно Ольга занималась всеми политическими делами, принимала послов, говорила с наместниками. Основываясь на этом, можно сказать, что правление Ольги, которая при Игоре занималась проблемами внутренней жизни страны, фактически началось еще до гибели мужа.

После убийства князя Игоря в 945 г. древляне отправили к княгине посольство с предложением стать женой их князя Мала. Посольство встретили по приказу Ольги с честью, однако позже гостей сбросили в специально вырытую яму и живьем закопали. Затем Ольга отправила Малу требование прислать самых достойных послов, чтобы прийти с великой честью в земли древлян. На этот раз для гостей истопили жаркую баню, где их и сожгли. Но на этом месть Ольги не была окончена. Послы княгини сообщили древлянам, что княгиня хочет справить на могиле Игоря тризну и просит приготовить мед, а после этого выйдет за Мала. Древляне согласились. Ольга прибыла в их земли с малой дружиной. Древляне во время тризны опьянели от собственного меда и были убиты дружинниками княгини.

Через год древляне были разбиты, а Коростень, их главный город, - сожжен. Взятие хорошо укрепленного Коростеня не обошлось без хитрости. Ольга потребовала с каждого двора дань - трех голубей и трех воробьев. Жители выполнили это желание княгини, а она приказала дружинникам привязать к лапкам птиц легко воспламеняющийся трут и выпустить на волю. Люди, которым удалось бежать из горящего города, были убиты. На уцелевших была наложена тяжкая дань.

Следующим важным решением после усмирения древлян стала замена полюдья на погосты (области). Для каждого погоста княгиня установила урок, размер которого был фиксированным. Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева. Пока сын княгини Ольги и Игоря, Святослав , был ребенком, она пользовалась всей полнотой власти. Но правление Ольги на Руси не закончилось, когда Святослав повзрослел, поскольку князь большую часть времени проводил в военных походах.

Заслуживает внимания и внешняя политика княгини Ольги, которая осуществлялась посредством дипломатии. Княгиня смогла укрепить связи с Византийской империей и Германией. В 957 г. она отправилась в Константинополь. По одной из версий, поездка Ольги в Царьград имела своей целью брак Святослава. Благодаря тесным контактам с греками княгиня прониклась христианской верой и приняла крещение из рук императора Константина 7-го и патриарха Феофилакта. При крещении ей было дано имя Елена. Византийский император не остался равнодушен к красоте и уму русской княгини и предложил ей руку и сердце. Ольга смогла отклонить его предложение, не нанеся обиды. В отличие от матери Святослав остался язычником, хоть и не препятствовал обращению в христианскую веру других. Ольга оказала сильное влияние на сына Святослава -