Чем проявляется инфантильность. Инфантильный человек - это личность, не желающая взрослеть. Причины психического инфантилизма

Нередко мужчины и женщины старше тридцати вдруг ловят себя на мысли: «Ставишь перед собой цели, карабкаешься, стремишься, добиваешься, и вот, у тебя есть практически все, о чем только можно было … Но отчего-то пусто. И нерадостно».

Часто думают, что достижения в области социальной (карьерной, финансовой) часто противоречат достижениям в области личной, семейной. Может, и так, особенно для женщин, но самым интересным было бы рассмотреть вариант, где, на первый взгляд, есть все — и карьера, и муж, и дети, и достаток. А все равно пусто и неопределенно в душе.

Когда я спрашивал у таких людей, что они думают о прошедшем отрезке времени, в течении которого они добивались поставленных целей, то они редко вообще что-то вспоминают. Точнее, память хранит формальную цепочку событий, человек утешает себя, что многое сделано, мысленно поздравляет себя с достигнутым, но сами по себе воспоминания «не греют». И в этом кроется суть проблемы — жизнь была не прожита, а пробегана, пережита в спешке и суете, во многом себе было отказано, на многом поставлен крест. А от достижений так и нет удовольствия. И даже дети и семья быстро превращаются в рутину — еще бы, человек «достиг» свадьбы, произвел на свет ребенка, но дальнейшая жизнь-то состоит из процесса! А ему уже «скучно жить », ему нужны новые цели, новые «завоевания».

Условно назовем одну категорию людей процессуалами, а другую — результативщиками. Формируются они по-разному. Психология результативщика зарождается в постоянных требованиях со стороны социума, близких: ты должен достичь того-то и того-то, а иначе тебя будут считать неудачником. Результативщик не умеет довольствоваться тем, что есть, он вечно недоволен собой, своим уровнем жизни, он постоянно сравнивает себя с другими (как, скорее всего, сравнивали его родители). И потому всегда находится кто-то или что-то, что не позволяет ему спокойно жить, заставляя ставить все более высокие цели и рваться к ним со всей силой.

Уязвимость этой позиции в том, что у такого человека не всегда хватает времени и желания обдумать: а его ли это цели? И действительно ли ему нужно иметь то, к чему он так упорно стремится? Ведь у всех действительно разные.

И не успев подумать о том, нужно ли конкретно ему означенное богатство или статус или даже семья, результативщик оказывается заложником идей, которые могут на самом деле противоречить его подсознательным стремлениям. Ведь у любого человека в подсознании есть какой-то уголок истинных желаний, если угодно — его миссии в этом мире. Но задумываться об этом тоже нет времени.

Лилиана, успешная бизнес-леди. Муж ее — солидный делец, она — владелица сети салонов красоты. Оба они стремились к достатку, спешили «взять свое», что включало в себя и деньги, и создание семьи, и рождение ребенка. И вдруг в тридцать с лишним лет Лилиана понимает, что совсем не знает свою дочь-подростка, которая «почему-то» начала употреблять наркотики! И «почему-то» совсем не понимает, отчего муж стал к ней равнодушен. Она может легко перечислить все, чего она добилась, но толком не может ответить на вопрос, какие вкусы у мужа, какой он на самом деле, о чем он мечтает, равно как и она для него — несколько абстрактная женщина. И на день рождения он дарит ей все те же розы, хотя она их не любит. Их альбом полон фото из экзотических стран, но когда я прошу описать какой-то романтический миг, миг настоящего единства — она вдруг начинает плакать. Потому что память молчит. И не спасает ни двухэтажная квартира в Сокольниках, ни три норковые шубы, ни даже свое дело — ведь и оно выбрано не по душе. А потому что «престижно, выгодно, стабильно».

Беда всех результативщиков — скука, усталость от того , что их окружает, постоянная тяга к смене партнеров (ведь тот/та уже завоеваны, надо еще!) и установка, что внешний мир должен постоянно давать им стимулы — новые «приманки», развлечения, встряски.

Когда-то Милан Кундера писал, что скорость прямо пропорциональна силе забвения. Это означает то, что чем быстрее мы идем по жизни, тем меньше мы помним и тем беднее наш внутренний мир, меж тем как человек, желающий по-настоящему наполнить его, невольно замедляет шаги, смакуя каждый шаг, каждое воспоминание или душевное движение, каждый свой вздох.

Процесс

Процессуал же вырастает из интереса к собственному «я». Для него принцип «познай себя» — не пустой звук. Помимо интереса к себе у него есть и не меньший интерес к миру. Он не торопится, а потому познает все куда глубже, чем его оппонент. Именно процессуал может годами наслаждаться одним партнером и ему не знакомо слово «скука», именно он может, посидев пару часов на диване, придумать гениальное решение в области бизнеса и назавтра проснуться богатым. Это он — «баловень судьбы», которому , хотя на самом деле секрет прост: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится» — отвечает профессор Преображенский на вопрос Борменталя. И ведь не скажешь, что герой Булгакова ничего не достиг в жизни! Просто в силу отсутствия спешки процессуал успевает выделить главное и правильно использовать как свои способности, так и возможности мира. Философия процессуала сконцентрирована вокруг того, что каждым мигом жизни стоит насладиться, ведь следующего может и не быть.

Максим — ныне востребованный дизайнер. Поначалу путь его был непрост: он долго искал себя, отказывался работать там, где ему не нравилось, довольствовался малым. Однако, с душой делая ту работу, в которую был фактически влюблен, через какое-то время смог заявить о себе. И стал вкладывать деньги в рекламу своих идей и решений. Еще через пару лет нашелся партнер, готовый вложить деньги в общий бизнес. Дело пошло нормально, образовался достаток. Удалось купить жилье, обзавестись машиной. А через какое-то время встретилась и «женщина мечты». Что интересно — Максим ведет довольно замкнутый образ жизни, часами просиживает за рисунками, выстраивает компьютерные решения для них. Много занимается домом, недавно родившимся ребенком. И никуда не торопится. На него приятно смотреть — он счастлив.

Гонку за результатом, который не был должным образом осмыслен, можно уподобить невротическому реагированию: люди словно убегают от себя, прячутся за достижениями, как будто желая сказать «посмотрите на меня, у вас не может быть ко мне претензий, я вас всех обставил, у меня все есть, уважайте меня!» И звучит это как крик о помощи.

Потому что за этим часто стоит — страх пустоты внутри, страх недооценки окружающих, и выходит, что такой человек редко уверен в себе — иначе он жил бы так, как хочет. И ему было бы все равно, что думают окружающие. Но если нет внутреннего знания себя, нет чувства внутренней правоты — то заслонить себя от правды можно лишь гонкой за результатами. Где главное — не остаться наедине с самим собой.

Образование представляет собой неравновесную
систему 1 ,
внутри которой в зависимости от различ-
ных факторов: уровня образования, возраста обучае-
мых, отношения к церкви и государству, социокуль-
турной направленности - можно выделить разные
подсистемы.

Системообразующим фактором образования яв-
ляется его цель - развитие человека как личности в
процессе его обучения. Образование как процесс
осуществляется в течение всей сознательной жизни
человека, изменяясь по целям, содержанию и техно-
логии обучения.

" Неравновесность образовательной системы обусловлена бес-
конечным разнообразием, уникальностью обучаемых и педа-


Образование как систему можно анализировать в
трех измерениях, в качестве которых выступают:

Социальный масштаб рассмотрения: образование
в мире, определенной стране, регионе, а также система
государственного, частного, общественного, светского,
клерикального и других форм образования;

Ступень образования; дошкольное, школьное,
профессиональное (начальное, среднее специаль-
ное, высшее), послевузовское (аспирантура, докто-
рантура) образование, повышение квалификации и
переквалификация;

Профиль образования: общее, специальное (гу-
манитарное, техническое, естественно-научное, ме-
дицинское и т. п.)".

Все эти три измерения представлены в различного
рода учреждениях: международных организациях, ми-
нистерствах, департаментах образования, вузах, кол-
леджах, лицеях, гимназиях, школах, детских садах.

Образование как процесс осуществляется в обуче-
нии и учении, которые образуют единство. Обуче-
ние - это целенаправленная, последовательная
трансляция социокультурного опыта другому челове-
ку в специально организованных условиях семьи,
школы (общеобразовательной, средней специальной
и высшей), учреждений повышения квалификации и
др. Реализуется обучение в педагогической деятель-
ности учителя, преподавателя, мастера производст-
венного обучения, инструктора.

Способность обучаемого к присвоению социо-
культурного опыта называется обучаемостью, а ре-
зультат процесса обучения - обученностью.

Характеризуя развивающее обучение, В. В. Давыдов
сформулировал следующие его основные положения:

Обучение осуществляется на основе усвоения
содержания системы учебных предметов;

" См.: Розов Н. С. Указ. соч. - С. 19.
186


Каждый учебный предмет представляет собой
своеобразную проекцию той или иной формы обще-
ственного сознания: науки, искусства, нравственно-
сти, права;

Стержнем учебного предмета является его про-
грамма: систематическое и иерархическое описание
знаний и умений, которые подлежат усвоению;

Программа определяет технологию обучения,
характер учебных (дидактических) пособий, а также
проектирует тот тип мышления, который формиру-
ется у обучаемых при усвоении учебного материала 1 .

Учение - это целенаправленное присвоение обу-
чаемым транслируемого ему социокультурного опы-
та и формируемого на этой основе индивидуального
опыта: знаний, умений, навыков, обобщенных спо-
собов выполнения действий, социальных, учебных и
профессиональных качеств и способностей.

Анализ концепций учения, проведенный
И. И. Ильясовым, показывает, что одни авторы трак-
товали учение как усвоение знаний, умений и навы-
ков (Я. А. Коменский, А. Дистервег, Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев),
другие рассматри-
вали учение как усвоение знаний, умений и развитие
познавательных процессов (И. Гербарт, К. Д. Ушин-
скии),
третьи - как приобретение опыта и перестрой-
ку прежних структур опыта {Ж. Пиаже, К. Коффка) 2 .

И. Лингарт рассматривает учение как вид деятель-
ности, в которой субъект в данной ситуации изменя-
ется под влиянием внешних условий в зависимости
от результатов собственной деятельности, строит

" См.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.,

1986.-С. 163.
2 См.: Ильясов И. И. Структура процесса учения. - М., 1986. -


свое поведение и свои психические процессы, т. е.
учение трактуется как фактор психического разви-
тия".

В. В. Давыдовым учение рассматривается как спе-
цифический вид учебной деятельности, в содержа-
ние которого входит не только процессуальность и
результативность, но и структурная организация.
При этом большое внимание уделяется формирова-
нию учебной деятельности и ее субъекта 2 .

Все рассмотренные выше определения учения по-
зволяют констатировать многоаспектность этого фено-
мена. Результатами учения являются изменения в со-
знании, приобретение умений и навыков в форме опы-
та и многоплановых видов деятельности и поведения, а
также развитие способностей и качеств личности.

Образование как результат представлено в двух
ипостасях. Прежде всего результат образования фик-
сируется в форме стандарта. Современные стандарты
образования определяют содержание и объем знаний
и умений, включают требования к качествам челове-
ка, которые должны быть сформированы при изуче-
нии данного учебного предмета. В целом стандарт об-
разования отражает оптимальный уровень социокуль-
турного опыта, который должен приобрести обучае-
мый по окончании учебного заведения.

Сегодня мы поговорим о простом рецепте счастья, который некоторые мудрые люди открыли для себя уже давно, а потом пришла наука психология и всё это подтвердила официально.

Начнём с того, что...

Психология различает два вида деятельности: 1) деятельность, направленную на результат и 2) деятельность, в которой важнее - процесс, а результат как бы отсутствует, размыт.

Поговорим об этих двух видах деятельности.

Действия, направленные на результат, на цель или Целенаправленные действия

Как различить эти действия из моря многообразных действий, совершаемых нами?

Целенаправленные действия:

  1. Изначально очень чётко ориентированы на некий конкретный результат (пойти в лес и повалить топором дерево для обогрева дома).
  2. Имеют очень точные и чёткие критерии своей успешности или не успешности (Вовочка: Я стихотворение уч-и-и-и-л! Учительница Марь Иванна: Вовочка, я не спрашиваю: учил или не учил. Я спрашиваю - «Ты его выучил ?»)
  3. Чаще всего имеют вполне определённую структуру, пошаговый алгоритм, план действий (Чтобы испечь пирог, нужна серия последовательных и чётких действий).
  4. Через эти действия мы обычно успешно (или не успешно, если не получилось) адаптируемся и выделяемся в социуме, в обществе). Нарисовал чертёж. Победил в конкурсе архитекторов - тут тебе и слава и первое место от жюри, и денежная премия.
  5. С помощью этих действий мы можем довольно предсказуемо менять свою жизнь. (Если я буду пять лет сдавать в срок экзамены и зачёты, по по истечении пяти лет мне вручат диплом о высшем образовании).

Целенаправленные действия - они очень полезные, не так ли?

Но с ними есть одна беда. Даже две беды.

Во-первых , они стараются заполонить собой ВСЮ деятельность человека (а ведь есть ещё и второй тип деятельности, Вы помните?).

Во-вторых, ПРОЦЕСС их выполнения как правило лишается: и романтики, и удовольствия и осознанности-мотивированности. Всё это вынесено в РЕЗУЛЬТАТ.

В чём же проблема? А в том, что результат - это всего лишь - миг. А процесс может занимать годы. Лишать себя годами удовольствия, чтобы наполнить радостью... миг? Но «миг» в последствии может не выдержать такого наполнения и... порваться.

Именно поэтому люди, которые в момент своего триумфа должны вроде бы радоваться, на самом деле грустят и даже паникуют. Вот он, миг, пришёл...Чего ж я не радуюсь?

Ну а теперь рассмотрим второй вид деятельности человека, оставшийся. Его наполняют

Процессуальные действия

Как отличить их от других, в море разнообразных действий, которые мы совершаем?

Процессуальные действия:

  1. Никогда не ориентированы чётко и конкретно на некий чёткий и конкретный результат . (Когда я тяну бокал лёгкого французского вина, на какой я нацелена результат? Чтоб сосуды стали здоровыми? Или чтоб захотелось запеть «Ой, калина»?)
  2. Чаще всего процессуальные действия не обладают точными критериями некоего «правильного» или «неправильного» протекания . (Когда я играю в песочнице в пасочки и строю замки на пляже, я не сверяюсь с инструкцией)
  3. Такие действия лишены очевидного и прямолинейного практического смысла и пользы (болтовня с подругой).
  4. Если таким действиям искусственно придать направленность, подталкивая их к одному определённому исходу... то они сразу же теряют привлекательность и смысл. «Погибают», обессмысливаются.
  5. Это события, о которых можно сказать: они имеют смысл сами по себе .

Что мы отнесём к процессуальным действиям?

Дружеское общение,

Любование природой и людьми,

Философские (только непрофессиональные философские) рассуждения,

Секс (если только он не направлен на какую-то конкретику),

Вообще любование прекрасным, контакт с прекрасным и созидание чего-либо ПРЕКРАСНОГО.

Внимание!

Знаете, что говорит психология о процессуальных действиях? Она говорит, что именно и только эти действия позволяют нам быть... самими собой!

А нехватка процессуальных действий заставляет человека задыхаться и ощущать себя несчастным.

В самом деле. Сравним дружескую вечеринку «просто так» и дружескую вечеринку «со смыслом» (Например, когда в гости приглашается начальник с супругой, и для них печётся фирменный торт).

Не поэтому ли некоторые дети ненавидят, когда к их родителям в дом собираются гости? Не поэтому ли эти дети устраивают гостям саботаж?

Скорее всего они чувствуют, что гостей созвали не просто так, а со смыслом.

Будьте как дети...

В чём же заключается рецепт счастья, выдуманный мудрыми людьми и подтверждённый психологией?

А вот в чём. Нужно взять целенаправленное действие и превратить его в... процессуальное.

И чем меньше останется в Вашей жизни действий первого типа, а чем больше будет действий второго типа (процессуальных действий) - тем Вы будете счастливее.

Приведу пример из спорта.

Вы слышали такую фразу: «Важна не победа, важно - участие»?

То есть, мы приехали не «чтобы победить»... победить ценой сорванных связок и поломанных костей, а чтобы... по тусоваться в приятном нам обществе единомышленников, провести с пользой время.

А теперь маленькое задание-тест

Возьмите лист, расчертите его пополам. В первую колонку напишите все ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Во вторую колонку напишите все ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Сравните обе колонки.

Первый вопрос

Каким действиями из обоих списков Вам действительно хотелось бы заниматься преимущественно всю жизнь?

Первый вопрос «прим»

Так отчего ж не занимаетесь?

Второй вопрос

Какие «целенаправленные действия» (из первой колонки) Вы можете перенести во вторую колонку, то есть: изменить своё отношение к ним и сделать их процессуальными?

Например, можете ли Вы сделать мытьё посуды или полов действием на целенаправленным, а процессуальным?

Путь на работу сделать не целенаправленным действием, а процессуальным?

Иными словами, «действие-каторгу » превратить в«действие-прикольный досуг» ?

Не можете? А что, какое действие можете? Запишите.

Психология говорит, что выполнение целенаправленных действий помогает нам адаптироваться и выделяться в социуме.

А я задаю вопрос: может быть хватит уже адаптироваться в социуме? Не пора заняться собственным счастьем?

Многие учат ставить конкретные цели, привязанные к определенной дате, которые можно измерять и так далее (всем известный SMART). Я и сам долго ставил подобные цели. При таком подходе человек ориентируется на результат выполнения поставленной цели, а сам процесс достижения цели упускается. Да и не совсем ясно, что делать с этой целью потом, после ее достижения. Ограничивая цель конкретным результатом, привязанным ко времени, мы тем самым ограничиваем длительность радости, которое мы испытаем при достижении цели.

Что будет если ставить цель, ориентируясь на больше процесс достижения, чем на результат?

Попробую продемонстрировать разницу между постановкой «цели-результата» и «цели-процесса».

Пару примеров различной постановки целей:

Пример первый:

Цель - заработать 10 000 долларов. А что после этого? Можно ли снова зарабатывать меньше, либо нужно ставить цель заработать больше? Допустим, 15 000 долларов. Во втором случае мы снова попадаем в ловушку «что же дальше» и снова оказываемся на карусели в погоне за новым значением одной и той же цели.

Как можно сформулировать эту цель по-другому? Хочу жить в достатке, хочу ни в чем себе не отказывать, хочу, чтобы доход увеличивался на 15% в месяц. Вопросов нет, эта цель не конкретна и вряд ли пройдет проверку СМАРТом, но зато становиться ясно - что с этим делать потом. Быть богатым - не значит заработать определенную сумму денег. Это значит иметь достаток и сбережения, которые постоянно растут и множатся.

Люди, ставя цель заработать какое-то количество денег или купить квартиру или машину, думают, что они станут богатыми. Но это вовсе не так. Люди после достижения таких целей не становятся богатыми, а те кто все же зарабатывают сумму своей мечты не могут понять, почему они не получили ожидаемого счастья и что им делать дальше.

Образование как воспроизведение культуры не могло не сфор­мироваться как определенная система, внутри которой дифферен­цируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обуче­ния, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. Поэтому, образование как социаль­ный институт, является сложной системой, включающей разные эле­менты и связи между ними: подсистемы, управление, организа­цию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержа­нием, структурированными учебными программами и плана­ми, в которых учитываются предыдущие уровни образования и про­гнозируются последующие.

Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования , т.е. ответ на вопрос, какого человека требу­ет и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризова­ли каждый конкретный временной период ее развития.

Образование как система включает в себя понятие педагоги­ческой системы (по Н.В. Кузьминой). Педагогическая система мо­жет рассматриваться как соотносимая с образовательным процес­сом подсистема в общей системе образования. Она, в свою оче­редь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью струк­турными элементами: цель, учебная информация, средства ком­муникации, учащиеся, педагоги.

Образование как система может рассматриваться в трех из­мерениях, в качестве которых выступают:

· социальный масштаб рассмотрения - т.е. образование в ми­ре, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, об­щественного, светского, клерикального и т.д. образования;

· ступень образования (дошкольное, школьное с его внут­ренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);

· профиль образования: общее, специальное (математичес­кое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональ­ное, дополнительное.

С этих позиций образование как систему в целом, можно ха­рактеризовать следующим образом:

· образование как система может быть светским или кле­рикальным, государственным, частным, муниципальным или фе­деральным;

· образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возраст­ной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тре­мя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, уни­верситеты, академии. Каждая ступень имеет свои организаци­онные формы обучения - урок, лекция, семинар и т.д. и спе­цифические формы контроля - опрос, зачет, экзамен и т.д.;


· образование как система может характеризоваться преем­ственностью уровней, управляемостью, эффективностью, на­правленностью;

· образовательная система имеет качественную и количест­венную характеристику, специфическую для своих подсистем;

· образование как система определяется одновременно функ­ционированием и развитием согласно принципу дуальности (в терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой).

Образовательная система функционирует и развивается в об­разовательном процессе обучения и воспитания человека, кон­кретнее, - в учебно-воспитательном процессе. Еще в конце XIX века П.Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в ви­де трубки, по которой культура переливается от одного по­коления к другому, неудобно». «...Сущность обра­зовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его. По сути, в этом определении обра­зовательного процесса подчеркивается, что на всем его протя­жении основной задачей образования является развитие и са­моразвитие человека как личности в процессе его обучения. Об­разование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, со­держанию, формам. Непрерывность образования в настоящее вре­мя, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в ка­честве основной черты.

Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-пер­вых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (уче­ния), где сами термины трактуются неод­нозначно. Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обу­чения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обу­чения включает с позиции обучающегося освоение знаний, прак­тические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и ком­муникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Развитие человека в процессе образования в значительной ме­ре обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлек­тирующее - подготовка к исследованию субъективного мира (че­ловеческого духа), объективное - подготовка к исследованию объективного мира (природы), систематизирующее - подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки, второго - естественные науки, третьего - математика. Эти три вида раз­вития часто бесполезны один для другого. «Поэтому и соответ­ствующие трем видам формального развития таланты: гума­нитарно-научные, естественнонаучные и математические - в высшей степени своего развития взаимно исключают друг дру­га и тем самым обнаруживают свою различную природу».

Все последующее образование, предполагающее фуркацию (раз­деление), осознанно или интуитивно основывается на природной разнице этих видов образования. Соответственно складываются две культуры - гуманитарная и естественно-научная (технокра­тическая).

Образование как результат может рассматриваться в двух пла­нах. Первый - образ того результата, который должен быть по­лучен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта . Современные образователь­ные стандарты включают требования к качествам человека, за­вершающего определенный курс обучения, к его знаниям и уме­ниям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально до­стижимое представление социокультурного опыта, сохраняю­щееся в идеальной форме.

Второй план существования результата образования - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интел­лектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и уме­ний позволяет ему адекватно действовать на этой основе в лю­бой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоиналь-но-содержательной. Так, общеобразовательная школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным об­разованием. В результате, широкое и системное образование, делающее чело­века образованным, закладывает основу чувства собственного до­стоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.