История приморья. День образования Приморского края. Даты и события Приморья. Золотая империя чжурчжэней

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии. Весной 1920 Красная Армия подошла к границе Приморского края. Во избежание военного столкновения России с Японией здесь была создана Дальневосточная республика, находившаяся под контролем большевиков. В 1922 эта республика вошла в состав Советской России. В 1938 был образован Приморский край с центром во Владивостоке.

Район Владивостока был исследован Российскими мореплавателями в 50-х гг. 19 в. В 1860 на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой Российского парусника "Маньчжур" был основан военный пост, получивший название "Владивосток". В 1871 во Владивосток была переведена из Николаевска-на-Амуре главная база Сибирской военной флотилии. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось укреплением Владивостока как административного центра. Постоянная пароходная линия связала Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой в 1879. В 1880 Владивосток (с полуостровом Муравьёв-Амурский) был выделен в особое "военное губернаторство" и признан городом. С 1888 центр Приморской области. В 1897 построена железная дорога Хабаровск - Владивосток, в 1903 открылось прямое железно-дорожное сообщение с Москвой по Великой Сибирской железнодорожной магистрали. В 80-90-х гг. 19 в. Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был организационным центром экспедиций российских путешественников и учёных Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова (впоследствии президента Академии наук СССР) и др. В 1899 во Владивостоке открыт Восточный институт. После установления советской власти в 1917 в городе неоднократно менялись правительства, высаживались военные десанты японских, американских и английских войск. В 1920-22 Владивосток - центр Дальневосточной республики. С 1922 в составе РСФСР. С 1938 центр Приморского края.


(1816-1887)
В ряду первооснователей - славное имя Петра Васильевича Казакевича.
В истории Владивостока первый военный губернатор Приморской области П.В.Казакевич сыграл особую роль. Он был одним из основателей Владивостока, куда неоднократно приезжал в первые годы становления поста.
После окончания Морского корпуса служил на Балтике, в 1848-49 гг. под началом Г.И. Невельского. Будучи старшим офицером на транспорте "Байкал" первым вошел на шлюпке в устье Амура и открыл знаменитый фарватер, впоследствии получивший имя его патрона. С 1851 г. состоял в должности офицера для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1854 г. он подготовил первый сплав войск по Амуру и фактически руководил им. С образованием в 1856 г. Приморской области стал ее первым военным губернатором, одновременно исполняя обязанности командующего Сибирской флотилией и командира портов Восточного океана. Один из инициаторов основания постов Новгородский и Владивосток. В 1865 переведен на Балтику. В 1883 г. - член Военного Совета и Адмиралтейств - совета. Полный адмирал, кавалер многих российских и иностранных орденов.
Родился он в дворянской семье в Новгородской области в 1814 году. В 1835-м в чине мичмана закончил Морской кадетский корпус. В начале службы ходил на балтийских фрегатах "Беллона", "Аврора", а затем (в 1844-1845 годах) на корабле "Ингерман-ланд", совершая, ухе лейтенантом, переходы из Кронштадта в Архангельск и обратно. В феврале 1848 года Казакевич, ставший опытным судоводителем, назначается старшим офицером на строящийся в Хельсинки транспорт "Байкал", который должен был под командованием Г. И. Невельского доставить грузы в Петропавловск-Камчатский и обратно.
Стройка под наблюдением Петра Васильевича шла быстро. Уже 21 августа 1848 года транспорт вышел в плавание и ровно девять месяцев спустя отшвартовался в Петропавловской гавани. Осуществляя замысел Г. И. Невельского, 27 июля 1849 года он переправился в северную часть Амурского лимана. Отсюда начались исторические работы по исследованию устья Амура. Именно Казакевич открыл прибрежный фарватер в эту реку.
По окончании работ он в 1850 году через Сибирь возвратился в Петербург, осуществив таким образом кругосветное путешествие. 14 марта 1851 года, приняв предложение Н. Н. Муравьева, капитан II ранга Г. И. Невельской и лейтенант П. В. Казакевич были назначены офицерами для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири с производством в капитаны первого и второго ранга соответственно. Одновременно был утвержден штаб управления Петропавловска-Камчатского и флотского экипажа. В течение двух лет Казакевич производил опись и промер рек Ингода, Онон и Шилка, определяя места, пригодные для строительства судоверфей. Весной 1852 года он прибыл на Шилку для строительства 50-сильного буксира "Аргунь", определив местом для этого площадку бывшего серебряно-цинкового завода.
После спуска "Аргуни" на воду в 1853 году началось строительство баркасов, барж и плотов, что оказалось вполне ко времени в связи с утверждением проекта Амурского пароходства.
14 мая 1854 года прошел первый сплав по Амуру войск, снаряжения, боеприпаса и продовольствия для усиления Камчатской флотилии и порта Петропавловска. Всем сплавом командовал сам Н. Н. Муравьев, а флотилией из 77 плавсредств - П. В. Казакевич, доставив к месту назначения до девятисот рядовых, офицеров, мастеровых, четыре орудия с боеприпасами, двухмесячный запас продовольствия и так далее. В конце того же года Петр Васильевич отправился в Америку с поручением заготовить там вещи и припасы для эскадры генерал-адъютанта графа Е. В. Путятина, а также заказать три парохода для Сибирской флотилии и механические станки для пароходного завода в Николаевске.
Отлично справившись с заданием, в марте 1856 года Казакевич вернулся в Россию и был утвержден исполняющим обязанности Камчатского военного губернатора и командира портов Восточного океана. Создание новой Приморской области привело к новому витку в биографии Петра Васильевича: 6 декабря 1856 года его производят в контр-адмиралы и назначают военным губернатором этой области с одновременным исполнением обязанностей командующего Сибирской флотилией и сохранением поста начальника портов Восточного океана. Фактически пустынная область, расположенная на огромном пространстве, требовала невероятных усилий, чтобы как-то вдохнуть в нее жизнь: ведь здесь почти не было населенных пунктов и, естественно, никаких дорог и средств связи, никакого транс -порта," и даже береговая черта побережья в Японском море была проведена на карте пунктиром.
И все же П. В. Казакевичу удалось сделать многое. Его работами основаны военные порты в заливе Ольги и Посьета, бухте Золотой Рог и некоторых других, проведены гидрографические работы вдоль побережья, осуществлено строительство Амурского телеграфа, связавшего Николаевск с Хабаровском и Владивостоком, установлена почтовая связь, заказаны и получены все пять секций плавучего деревянного дока для флотилии; наконец, он руководил русской частью комиссии по демаркации границы с Китаем, строи -тельством дорог и населенных пунктов.
За успехи, достигнутые в строительстве области, П. В. Казакевич зачислен в свиту царя, а в 1862 году ему объявлено особое благоволение "за успешное и скорое исполне -ние возложенного на него поручения по разграничению Приамурского края с китайскими владениями". Плодотворная деятельность первого военного губернатора Приморья продолжалась до апреля 1865 года, когда по состоянию здоровья его перевели на Балтийский флот. 27 марта 1866 года, и снова за отличия по службе, Казакевич быдпроиэ -веден в очередной чин вице-адмирала, а спу -стя пять лет назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта вместо вице-адмирала Досовского, ставшего товарищем (заместителем) управляющего Морским министерством. В 1883 году, уже в пенсионном возрасте, Казакевич сделался членом Военного и Адмиралтейского советов.
Скончался он 11 (23) декабря 1887 года и похоронен на кладбище при Новодевичьем монастыре - там же, где его командир и друг Г. И. Невельской.
На Дальнем Востоке работал и сын Казакевича - Дмитрий. Он родился 16 декабря 1869 г. в Санкт-Петербурге, окончил Санкт-Петербургское реальное училище Гуревича и Санкт-Петербургский институт путей сообщения. Казакевич-младший участвовал в строительстве Уссурийской железной дороги, исполнял обязанности управляющего КВжд в1920 – 21гг. По многим воспоминаниям коллег Казакевича он блестяще справлялся со своей должностью. 3 февраля 1924 г. Д.П.Казакевич погиб на лесопилке в Сиэтле.

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии. Весной 1920 Красная Армия подошла к границе Приморского края. Во избежание военного столкновения России с Японией здесь была создана Дальневосточная республика, находившаяся под контролем большевиков. В 1922 эта республика вошла в состав Советской России. В 1938 был образован Приморский край с центром во Владивостоке.

Район Владивостока был исследован Российскими мореплавателями в 50-х гг. 19 в. В 1860 на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой Российского парусника "Маньчжур" был основан военный пост, получивший название "Владивосток". В 1871 во Владивосток была переведена из Николаевска-на-Амуре главная база Сибирской военной флотилии. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось укреплением Владивостока как административного центра. Постоянная пароходная линия связала Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой в 1879. В 1880 Владивосток (с полуостровом Муравьёв-Амурский) был выделен в особое "военное губернаторство" и признан городом. С 1888 центр Приморской области. В 1897 построена железная дорога Хабаровск - Владивосток, в 1903 открылось прямое железно-дорожное сообщение с Москвой по Великой Сибирской железнодорожной магистрали. В 80-90-х гг. 19 в. Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был организационным центром экспедиций российских путешественников и учёных Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова (впоследствии президента Академии наук СССР) и др. В 1899 во Владивостоке открыт Восточный институт. После установления советской власти в 1917 в городе неоднократно менялись правительства, высаживались военные десанты японских, американских и английских войск. В 1920-22 Владивосток - центр Дальневосточной республики. С 1922 в составе РСФСР. С 1938 центр Приморского края.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

История Приморского края

Более 30000 лет назад человек впервые появился на территории Приморья, это были охотники на мамонтов. Гораздо позднее появились рыбаки и мореходы, они совершали дальние плавания; занимались ловлей тунца и других рыб, собирали моллюсков и растения, охотились на оленей и кабанов, разводили свиней и собак. По древним китайским источникам, побережье будущего Приморского края в старину было густо населено.

Многочисленные памятники, найденные здесь, служат подтверждением. Наиболее известны существовавшие на территории Приморья средневековое тунгусское государство-королевство Бохай (698-926 гг.) и Государства чжурчженей (1115-1234 гг.).

Целый ряд крупных и средних городов -- административных и ремесленных центров этих государств -- обнаружены и исследуются учеными, каждый год принося поразительные свидетельства высокого уровня экономики и культуры чжурчженей.

Монгольское нашествие разрушило древние цивилизации, опустошило и разорило Приморье, уцелевшее население ушло в тайгу, отгородилось от внешнего мира перевалами Сихотэ-Алиня и законсервировалось в своем развитии на столетия. Вплоть до появления здесь русских край оставался диким и забытым, словно нетронутым человеком.

Первые русские землепроходцы побывали в Приморье в середине XVII века. Это были промысловые и военные экспедиции. Поход по реке Уссури и ее притокам русских казаков во главе с Онуфрием Степановым состоялся в 1655 году. В это время закладывались первые посты, остроги, города Амурского и Уссурийского краев. К сожалению, закрепить за собой открытие земли в то время Россия не смогла, и по Нерчинскому договору, подписанному между Россией и Китаем в 1689 г., была вынуждена перевести русских из Приамурья в Забайкальск.

В начале XIX в. началось продвижение русских торговых людей, казаков, крестьян в районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Корабли российского флота обследуют восточное побережье Японского, Охотского и Берингового морей, проводят описание берегов, заливов, бухт и других географических объектов. Путешественники-первопроходцы исследуют земли, расположенные вдоль русла реки Амур.

Залив Петра Великого стал известен Европе только в 1852 году, благодаря французскому судну-китолову, случайно прозимовавшему в бухте Посьет. Этот же китолов годом раньше посетил бухту Золотой Рог и дал о ней первые сведения миру. Посещали в те годы бухту и англичане, именно они назвали Золотой Рог портом Мэй. Название это бухта сохраняла долгое время.

В 1856 г. была образована Приморская область с центром в Николаевске-на-Амуре. 15 ноября 1859 г. Н.Н. Муравьев - генерал-губернатор Восточной Сибири предписал военному губернатору Приморской области контр-адмиралу П.В. Казакевичу основать посты в гаванях Владивосток и Новгородской.

Заключение в 1858-1860 гг. Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем о взаимоотношениях между соседними государствами, о торговле и границе на Дальнем Востоке, определило Амуро-Уссурийский край как составную часть России и положило начало освоения южной части русского Дальнего Востока. Началось интенсивное заселение переселенцами из России правого берега р. Уссури, Приханкайской долины, морского побережья и других удобных для ведения сельского хозяйства мест «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет».

20 июня 1860 г. третья рота 4-го линейного батальона под начальством прапорщика Н.В. Комарова высадилась с транспорта «Маньчжур» в бухте Золотой Рог и основали пост Владивосток, как опорный морской пункт в южной части края. 7 июня 1880 г. Владивосток был возведен в степень города.

Первыми российскими колонистами края стали солдаты 3-го Сибирского батальона, расселявшиеся в постах Раздольное, Посьет, Турий Рог, Камень-Рыболов. Вслед за ними прибыли казаки, которые к 1862 г. основали 23 станицы с населением 5 тыс. человек. Казачество сыграло в освоении края огромную роль, т.к. наряду с хозяйственным освоением новых земель казаки охраняли государственную границу России. Правда, относились они к новым местам без особых симпатий, т.к. направлялись сюда с родных мест по жребию. При этом зажиточная часть казаков имела право откупиться от обязательного переселения или направить вместо себя кого-то другого. Прибывшие в глухие и необжитые места люди могли по праву считать себя ссыльными. Так же часть первопоселенцев состояла из штрафных солдат, каторжан.

В среднем в год сухопутным путем в Приморье прибывало по 230-240 человек (всего за все этапы переселения сухопутным путем прибыло около 11 тыс. человек). Это конечно не могло решить поставленной задачи по освоению новых российских земель. Поэтому сразу стал вопрос о возможности доставки поселенцев морским путем от Одессы до Владивостока. Первый рейс был осуществлен пароходом «Россия» в марте 1883 г. и занял 40 дней. В дальнейшем до 1903 г. осуществлялось по 2 рейса в год, доставляя до 2600 человек.

С 1903 г. открылось сквозное железнодорожное сообщение через Сибирь, по которому в «теплушках» за 14-18 суток переселенцы добирались во Владивосток. Этим путем в Приморье добрались около 199 тыс. человек.

Заселение Приморья происходило следующим образом. К месту будущего поселения из Владивостока сперва отправлялась группа ходоков - доверенные лица от группы переселенцев. Ходоки сами осматривали предложенное Переселенческим комитетом место под основание нового населенного пункта. После этого они возвращались во Владивосток, советовались со своими родными и принимали решение. После этого, вместе со скарбом и домашней скотиной они опять отправлялись в путь обживать свою новую судьбу.

Чрезвычайно разнообразен был национальный и религиозный состав первых жителей Приморья ввиду того, что переселение в край шло из различных уголков России, Украины, Молдавии, Прибалтики, Польши, Финляндии. В освоении новых земель активно принимали участие граждане соседствующих государств. В числе первых началась корейская иммиграция в Приморье, что было вызвано покровительством администрации области и тяжелым, бесправным положением корейских крестьян у себя на родине. Определенную часть переселенцев составили китайцы, создававшие в Приморье так называемые временные поселения «китайских отходников», общины.

Однако в 1917 г. с Октябрьской революцией переселение было остановлено. После установления Советской власти в Приморье неоднократно менялась власть, высаживались военные десанты японских, американских и английский войск.

приморье землепроходец монгольский промысловый

Тестовое задание

1. Древние поселения в Приморском крае, относящиеся к эпохе палеолита, были обнаружены на территории?

а. Хасанского района

б. Находкинский район

в. Шкотовский район

2. Раннегосударственным образованием на территории Дальнего Востока России включало в себя территории Маньчурии, Приморья и Северной Кореи (698-926г.г) называлось?

б. Месопотамия

в. Финикия

3. Первые землепроходцы - отряда О. Степанова - побывали в Приморском крае?

4. В каком году было разрешено заселение Приморского края крестьянам и «предприимчивым людям всех сословий»?

Предметом договора было:

6. Как назывался договор подписанный 2 ноября 1860г между Россией и Китаем (договор устанавливал границу между двумя сторонами)?

а. Тяньцзинский

б. Айгунский

в. Пекинский

7. Какой из цесаревичей принял официальное участие 19 мая 1891г при закладке камня в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали вблизи Владивостока (Куперовская падь)?

а. цесаревич Александр Николаевич (Александр II)

б. цесаревич Алексей Николаевич

в. цесаревич Николай Александрович (Николай II)

8. Президиумом Совета СССР «О разделении края на Хабаровский и Приморский край» состоялась?

9. Сколько городов входит в состав Приморского края?

10. Кто является коренными жителями Приморского края?

а. Удегейцы

б. Молдоване

в. Чжурчжени

11. Первый губернатор Приморского края являлся?

а. В. К. Арсеньев

б. Н. Н. Муравьёв - Амурский

в. А. К. Шефнер

12. Первый гражданский житель Владивостока был?

а. Я. Л. Семёнов

б. Н. М. Преживальский

в. Е. С. Бурочёв

13. Первая улица Владивостока появилась в 1859г. Впервые её переименовали в 1873г. Затем в годы революции улица получила новое название. И в 1992 году улице вернули её историческое название (второе по счету).

Расставте название в правильной последовательности:

а. ул. Светланская

б. ул. Ленинская

в. ул. Американская

14. По улице Светланской расположен 1- ый памятник города Владивостока открытый в 1897 году. Смысловое значение памятника имеет двойную нагрузку - с одной стороны, это памятник выдающемуся исследователю Дальнего Востока, с другой стороны - это памятник - символ величия России.

В честь кого установлен памятник?

а. Г. И. Невельской

б. Н. М. Чичав

в. В. С. Звойко

15. Как называется субмарина принимавшая участие в ВОВ была увековечена в качестве музея на набережной бухты Золотой рог?

16. Какие музеи расположены на улицах города Владивостока?

17. Какие из перечисленных Монастырей находятся на территории Приморском края?

а. Александровский монастырь

б. Троицкий монастырь

в. Казанский монастырь

г. Свято - Троицкий монастырь

18. Какие острова входят в состав Приморского края?

а. о. Оскольд

б. о. Монерон

в. о. Русский

г. о. Путятин

д. о. Шикатан

19. В Приморье насчитывается более 300 озёр. В бассейне реки Уссури расположено 2,8 тыс. мелких озёр и озеро Ханка, которая является крупнейшим естественным водоёмом края. В Хасанском районе расположено солёное озеро. Какое его название?

а. о. Тальми

б. о. Качеги

в. о. Хасан

20. Крупнейшей рекой края является Уссури. Где находятся истоки реки?

а. гора Обычная

б. гора Лопатина

в. гора Снежная

21. Один из самых высоких водопадов Приморья (33м) находится в Тернейском районе в верховье реки Амгу и называется?

а. в. Черный шаман

б. в. Ворошиловский

в. в. Беневский

22. Перечислите заповедники Приморского края.

23. На территория Приморского края обитают животные занесенные в «Красную Книгу». Какие?

а. Амурский Тигр

б. Жёлтая Пеструшка

г. Пятнистый Олень

е. Гималайский Медведь

ж. Речной Бобр

з. Перевязка

24. Какие из этих птиц обитают в Приморском крае и занесены в «Красную Книгу»?

а. Черный Аист

б. Орлан белохвост

в. Розовый Пеликан

г. Горный Гусь

д. Шилоклювка

е. Лопатень

ж. Чешуйчатый Крохоль

з. Утка мандаринка

25. Какие виды растений Приморского края занесены в «Красную Книгу»?

а. Тис остроконечный

б. Белоцветик летний

в. Дуб зубчатый

г. Полынь топяная

д. Можжевельник Твёрдый

е. Незабудка Чекановского

ж. Женьшень настоящий

з. Сердечник пурпуровый

Список литературы

1. Приморский край. Владивосток, Дальневосточное книжное из-во, 1979, 981

2. Александровская Л. В. Одиссея Фридольфа Гека. Владивосток, 1999г

3. Берснев Ю. И. Особо охраняемые природные территории Приморского края. Владивосток, 1997

4. История Дольнего Востока. С древнейших времён до XVII в. Т. 1. М., 1989

5. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма /XVII в - февраль 1917г./ Т. 2. М., 1991

6. Старый Владивосток. Владивосток, 1997.

7. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток, 1992

8. Шавкунов Э. В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л., 1968.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение возникновения государства у восточных славян, их занятий, общественного строя, соседей. Описания принятия христианства при князе Владимире, монгольского нашествия, причин феодальной войны. Анализ внешней политики и царствования Ивана Грозного.

    шпаргалка , добавлен 16.12.2011

    Куликовская битва как закономерный результат и яркое проявление социально-экономического развития русских земель в XIV веке. Особенности влияния татаро-монгольского ига на развитие русской культуры. Анализ последствий нашествия татаро-монгольского ига.

    реферат , добавлен 13.05.2014

    Туризм как сравнительно молодая, но быстро развивающаяся отрасль экономики Приморского края. Русский как самый крупный и близлежащий к Владивостоку остров: общая характеристика географических особенностей, рассмотрение основных экологических проблем.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2013

    Изучение внешней политики монголо-татар и причин их вторжения на Русь. Анализ взаимоотношений между кочевниками и русским народом. Исследование хода борьбы русских земель с захватчиками. Влияние татаро-монгольского нашествия на развитие русских земель.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Понятие и историческое значение крестовых походов как серии военных походов в XI-XV вв. из Западной Европы против мусульман. Предпосылки и этапы двух первых походов, роль в данном процессе католической церкви. Причины поражения христианских войск.

    презентация , добавлен 22.04.2015

    Изучение религиозных верований древних греков, особенностей отражения в религии неравенства среди греков. Анализ основных мифических произведений Греции. История возникновения первых греческих государств. Поход греков на Трою. Вторжение дорийцев в Грецию.

    реферат , добавлен 30.04.2010

    История освоения края, образование поселений немцев-колонистов. Соляные промыслы, рыбный промысел и торговля, помещичья колонизация, сельское хозяйство, становление промышленности, культура края. Образование, становление и развитие Саратовской губернии.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2010

    Причины крестовых походов. Понятие "крестоносцы" с точки зрения религиозных убеждений Средневековья. Итоги серии военных экспедиций. Феномен детского крестового похода. Распад Византийской империи и инновации, приобретенные в результате военных действий.

    презентация , добавлен 18.11.2015

    Поход русских полков в апреле 1223 года к Днепру. Битва между основными силами татаро-монголов и русскими полками 31 мая 1223 года на реке Калке. Потери русских в битве. Вход Монгольского войска в Черниговскую землю. Монголо-татарское иго на Руси.

    презентация , добавлен 27.11.2015

    Малые исторические города как центры хранения традиций, запечатлевшие образ жизни народа, его культуру. Роль исторической традиции и религиозного влияния на жителей мордовских городов. Особенности традиционного уклада на каждом историческом этапе.


Ольга Журман
собственный корреспондент (г. Владивосток)


Первый выход русских людей к Амуру произошёл в середине XVII века благодаря походам Василия Пояркова и Ерофея Хабарова. Позже отряды казаков прошли к Охотскому морю. Важный этап в освоении региона связан с Амурской экспедиций Геннадия Невельского – она прошла по Амуру и доказала, что он впадает в море, именно по данным этой экспедиции Сахалин получил статус острова.

Цикл очерков об освоении Дальнего Востока

В середине XIX века центральным поселением на восточных землях был Николаевск-на-Амуре. Оттуда в году и вышел корабль генерал-губернатор а Восточной Сибири Николая Муравьёва-Амурского . Оглядывая берега залива Петра Великого, генерал-губернатор заметил хорошо укрытую бухту Золотой Рог . Через год на берегах Золотого Рога по его приказу был основан военный пост - впоследствии город Владивосток, которому в 2011 году исполняется 151 год.

1860-1917 годы

Заселение южной части Приамурского (современного Приморского края) началось с казаков Уссурийского пешего батальона Амурского казачьего войска. Они были переселены сюда в период 1858-1862 годов из Забайкалья, где выбирались по жребию, волей или неволей должны были бросить свою родину и идти в новый, неведомый для них край. «Таким образом, казаки с первого раза стали смотреть враждебно на новый край, а на себя как на ссыльных», - считает историк Юрий Филатов.

В Петербурге тоже планировали заселение далёкой окраины. 26 мая 1861 года вступили в силу «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». В соответствии с ними Амурская и Приморская области были объявлены правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счёт». Естественно, переселенцам предоставлялись определённые льготы.

Наступил первый этап организованного переселения. Группами, а иногда целыми деревнями, пешком (телеги везли нехитрый скарб, больных и самых маленьких) два, а то и три года добирались выходцы из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний до Амура. И здесь оседали насовсем.

Вторым этапом заселения Южно-Уссурийского края занималась переселенческое управление. С установлением в 1882 году регулярных рейсов Одесса - Владивосток пароходами Добровольного флота основная масса переселенцев стала прибывать в Приморье морским путём. На дорогу уходило уже от 40 до 50 дней, в зависимости от погоды.

«Каждый переселенец получал бесплатно в вечное и постоянное пользование 40 десятин (43,6 га) земли, пожизненное освобождение от подушной подати, а от других налогов на 20 лет, - рассказывает Юрий Филатов. - Кроме того, каждой семье выдавалась ссуда сроком на 28 лет, причём её погашение можно было начинать через пять лет, так как на эти годы процентов не начисляли. Притом, у переселенцев оставалось и некоторая сумма от денег, полученных перед выездом с прежнего места жительства. Через два дня главы семейств, вместе с чиновниками переселенческого управления, отправлялись в край - выбирать места для поселения. Примерно через пару недель покидали бараки и остальные временные обитатели. А вскоре прибывал другой «доброволец» с новой партией переселенцев».

Всего с 1883 по 1901 годы в край переселилось (в основном морским путём) 55 208 человек.

Начало третьему этапу положило завершение в 1901 году строительства Великого Сибирского рельсового пути (Транссиба), связавшего Москву с Владивостоком. Теперь на дорогу переселенцы тратили всего 18 суток. Главными руководителями этого этапа стали С. Ю. Витте, министр финансов, возглавивший правительство России в 1903 году, и сменивший его на посту Председателя Совета Министров П. А. Столыпин.

Первый период переселения по Транссибу проходил с 1901 по 1904 год. Вначале вагоны с переселенцами цепляли к товарным поездам, затем стали формировать специальные составы. Дальнейшее заселение области прервала русско-японская война 1904-1905 годов. В 1906 году снова началось переселение из Забайкалья в Приморскую область.

Третий этап переселения прервали Первая мировая война и революция. К тому времени Транссиб перевёз в Приморье 198 953 переселенца. Всего с 1861 по 1917 год в край переселились 268 820 крестьян и казаков, которыми было основано 503 села и 16 посёлков.

1922-1940 годы

Приморье воссоединилось с РСФСР в 1922 году. Это дало право историкам «хвастаться» тем, что при советской власти население далёкого края прожило на пять лет меньше.

Эти пять лет ушли на согласование политического устройства губернии с социалистической федерацией. После этого новая власть принялась за сельское хозяйство. В результате отмены деления населения на сословия, в распоряжении Владивостокского окружного исполкома оказались тысячи десятин пашни и лесных угодий бывшего Уссурийского казачьего войска. Тем более что большая часть его землевладельцев либо погибла в боях, либо бежала за кордон.

В 1926 году Москва настоятельно рекомендовала окрисполкому подготовиться к принятию переселенцев из пережившего неурожай Поволжья. С 1928 года началось освоение переселенцами пустующих земель Ханкайской равнины. Они должны были стать опорой партии и власти при проведении коллективизации.

Частью это были прибывшие из центральных губерний, частью - оставшиеся в крае демобилизованные военнослужащие 5-ой армии. Их бытовые проблемы местные власти решили просто. Созданный демобилизованными мужской колхоз «Красный артиллерист Тихоокеанской дивизии» объединили с колхозами «Труд и знание» и «Новый быт» в трудовую коммуну, состоявшую через год (по переписи окркомзема) из 700 семей.

В январе 1930 года большая часть сельского населения южных районов края состояла из переселенцев. Это позволило взять курс на сплошную коллективизацию.

Но борьба старожилов с колхозниками-переселенцами не затихала. В 1930 году были убиты первые председатели сельсоветов в Новоникольске и Дмитриевке. На это власть ответила максимальным использованием закона от 7 августа 1932 года об охране социалистической собственности. Из 2000 осуждённых по нему 200 человек приговорили к высшей мере наказания и расстреляли. Дальнейшее заселение округа (с 1932 г. - области) проходило более спокойно.

Следующий этап заселения Приморья имел некоторую особенность. В 1932 году в СССР были введены паспорта, но только для горожан. Сельским жителям паспорт выдавался только с разрешения сельсовета. Но демобилизованные после прохождения военной службы имели права получить паспорт по месту демобилизации. Как тогда и полагалось, вначале годичный, а затем на 5 лет. И в Приморье начало накапливаться значительное количество молодых мужчин.

В феврале 1932 года к девушкам Советского Союза обратилась с призывом приехать на Дальний Восток, вложить свои силы и энергию в его развитие жена майора ОКДВА Валентина Хетагурова, прибывшая на Дальний восток в 1932 году по комсомольской путёвке. Вслед за этим обращением последовали призывы от личного (мужского) состава гарнизонов и застав, экипажей кораблей и эскадрилий. И они были услышаны.

Из письма работниц фабрики «Москвошвей»: «Да, мы согласны приехать к вам, чтобы соединить свою жизнь с вашей на пользу и благо нашей цветущей Родины».

В ответ на призыв в августе 1937 года в край прибыло 5000 девушек, получивших название - хетагуровки. Они были распределены по гарнизонным посёлкам и береговым рыбкомбинатам.

Стоит упомянуть ещё о двух попытках переселения жителей из европейской России в образованный в 1934 году Приморский край. В первом случае это были выходцы из Финляндии, во втором - казаки Всевеликого войска Донского. Обе попытки завершились неудачно и, по причине малочисленности переселенцев, большого значения для края не имели.

Соседи

В отдельную категорию можно выделить переселенцев из Кореи. Вероятность их появления в южном Приморье администрация Восточной Сибири предвидела, и потому уже в 1861 году губернатору Приморской области было предложено руководствоваться «Временными правилами пребывания выходцев из Китая и Кореи в Приамурье и Зауссурийском крае». В частности предписывалось «...ввиду особой важности оказывать таковым переселенцам, срочно желающим поселиться в наших пределах, покровительство и пособие продуктами на первое время». И если в 1864 году в Приморье проживало 14 корейских семей, то к 1869-му на территории Южно-Уссурийской округи появились три корейские деревни.

В 1884 году правительствами Кореи и России было подписано «Соглашение о проживании корейцев на российском Дальнем Востоке». В 1896 году первая большая группа корейцев была официально принята в российское подданство.

По данным Всероссийской переписи 1897 года на территории Приморья насчитывалось 24 306 корейцев, что составляло 11 % всего населения. Резко возрос приток иммигрантов из Кореи после её оккупации Японией в 1905 году.

После 1922 года отношение новой власти к корейцам было самым благожелательным. В сельских школах изучали корейский язык, в Ворошилове (Уссурийск) было открыто корейское педучилище, а во Владивостоке - корейский пединститут. В 1937 году, на основании ничем не подкреплённых подозрений, по распоряжению из Москвы корейское население края было выслано в незаселённые районы Казахстана.

Вопреки бытующему мнению, в Приморье никогда не переселялись китайцы. Они здесь жили, конечно. Во Владивостоке до 1922 года и в послереволюционное время работали китайские рестораны, мастерские, парикмахерские, но массового заселения китайцами региона не было. Они приходили сюда охотиться и рыбачить, но не селились в современном Приморье, считая территорию неудобной для жизни. И пресловутое опасение китайской угрозы - заблуждение девяностых годов, довольно быстро у дальневосточников прошедшее.

Убеждение в том, что весь Дальний Восток скоро станет китайским осталось только, видимо, у части жителей средней полосы России. Но это совсем другая тема.

P.S. В ближайшее время мы познакомим нашего читателя с подробностями заселения Приморского края в более поздние советские времена и в постсоветский период, расскажем о миграционной политике, которая проводится в крае сегодня, по результатам последней переписи населения.

При подготовке материала были использованы фото РИА «Новости».