Приключения эраста фандорина хронология. Борис Акунин «Приключения Эраста Фандорина. Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова

Книги про Фандорина получили заслуженную популярность у любителей исторических детективов. Цикл произведений Новый детективъ (Приключения Эраста Фандорина) написан талантливым писателем Григорием Шалвовичем Чхартишвили под псевдонимом Борис Акунин. Главный герой – Эраст Петрович Фандорин – образцовый российский аристократ, проявивший себя гениальным следователем, сначала на поприще государственного служащего, затем как частный детектив.

Установилось мнение, которое я не разделяю, что читать произведения про Эраста Петровича следует согласно хронологии происходящих событий. Тем, кто придерживается такого же мнения опубликую книги про Фандорина в хронологическом порядке:

Эраст Фандорин. Книги по порядку согласно хронологии событий

(год происходящих событий, название произведения, место действия)

  • 1876 – конспирологический детективный роман Азазель (Москва, Лондон, Санкт-Петербург)
  • 1877-1878 – шпионский детектив Турецкий гамбит (Болгария, Румыния, Турция)
  • 1878 — герметичный детектив Левиафан (борт океанского лайнера рейса Саутгемптон - Калькутта)
  • 1878 Между строк — второй том издания Алмазная колесница (Йокогама, Токио,японские горы)
  • 1881 — рассказ Сигумо , сборник Нефритовые чётки (Йокогама)
  • 1882 — рассказ Table-talk , там же, (Москва)
  • 1882 – детективный роман о наёмном убийце Смерть Ахиллеса (Москва)
  • 1882 — экспериментальная пьеса Инь и Ян (подмосковная усадьба Сигизмунда Борецкого)
  • 1883 — рассказ Из жизни щепок, Нефритовые четки (Москва)
  • 1884 — рассказ Нефритовые четки , одноименный сборник (Москва)
  • 1886 — повесть о мошенниках Пиковый валет , сборник Особые поручения (Москва)
  • 1888 — рассказ Скарпея Баскаковых , Нефритовые четки (Пахринский уезд Московской губернии; по мотивам Собаки Баскервилей Конан Дойла)
  • 1889 — повесть о маньяке Декоратор , Особые поручения (Москва)
  • 1890 — рассказ Одна десятая процента , Нефритовые чётки - (Москва, Санкт-Петербург; по мотивам романа Незнакомцы в поезде Патрисии Хайсмит)
  • 1891 — рассказ Чаепитие в Бристоле , там же (Бристоль)
  • 1891 — политический детектив Статский советник (Москва)
  • 1894 — повесть Долина мечты (штат Вайоминг)
  • 1896 — великосветский детектив Коронация, или Последний из Романов (Москва)
  • 1897 — повесть Перед концом света (Вологодчина)
  • 1899 — повесть (Нормандия, недалеко от Сен-Мало)
  • 1900 — декадентский детектив Любовница смерти (Москва)
  • 1900 — диккенсовский детектив Любовник смерти (Москва) — действие происходит параллельно Любовнице смерти
  • 1903 — технократический детектив Планета Вода , сборник Планета вода (Карибы)
  • 1905 Ловец стрекоз — первый том издания Алмазная колесница (Санкт-Петербург, Москва)
  • 1906 — ностальгический детектив Парус одинокий , сборник Планета вода (Заволжская губерния)
  • 1911 — театральный детективный роман Весь мир театр (Москва)
  • 1912 – идиотический детектив Куда ж нам плыть? , сборник Планета вода (Польша)
  • 1914 — авантюрный детектив Чёрный город (Баку)
  • 1918 — последний роман Не прощаюсь (Поезд Самара-Москва)

В первом детективе Азазель автор показывает главного героя как неуверенного, смышленого, романтического юношу, поступившего на государственную службу. Но, уже во втором романе Турецкий гамбит Эраст Петрович предстает перед читателем как детектив-супергерой: красавец, спортсмен, передовик во всех областях знаний. Он умен, неутомим, находчив, благороден, предан Царю и Отечеству. Мечта женщин. Идеал для мужчин. Помогает ему на поприще следователя редкий дар любимца фортуны – выигрывать любой спор или азартную игру.

Книги про Фандорина имеют экзотическую изюминку, которую автор ввел со знанием дела как ученый- японист. У Эраста Петровича после службы секретарём посольства Российской империи в Японии появляется обаятельный слуга-японец Маса, традиционные японские привычки, экзотично воспринимающиеся на российской земле. С Массой Эраст Петрович обучается восточным единоборствам. Но превосходит его, став членом древнего клана синоби где познаем навыки искусств ниндзя.

Читать книги про Фандорина увлекательно и познавательно. Они знакомят читателя с историей государства Российского, которой серьезно увлекается Григорий Шалвович Чхартишвили. Написаны произведения качественным, живым языком. Сюжеты небанальные, захватывающие. Есть неудачные, на мой взгляд, работы: не удалась экспериментальная пьеса Инь и Янь, откровенно слабой получился последний сборник Планета вода. Пересказывать содержание произведений не вижу смысла. Рекомендую полноценно читать, получая максимальное удовольствие.

Для благородного идеалиста Эраста Петровича по мнению Бориса Акунина нет места в новой Советской России, поэтому автор убивает полюбившегося миллионами почитателей Фандорина в романе Черный город. Новая книга Бориса Акунина Планета вода восполняет некоторые пробелы истории Эраста Петровича тремя эпизодическими расследованиями. Но, поклонники надеются, что как Конан Дойл оживил Шерлока Холмса, Борис Акунин сжалится над читателями и воскресит столь не вовремя и бездарно погибшего Эраста Фандорина новым произведением.

В 2017 году вышла новая книга Бориса Акунина Седмица Трехглазого. Убить змееныша – умело анонсированная издателями как новая книга про Фандорина. Дословно в аннотации читаем:

Исторический детективный роман в лучших традициях классических книг о Фандорине! Невероятные приключения старомосковского Шерлока Холмса!

Но, увы и ах. Новая книга 2017 года не о Фандорине. Борис Акунин в первом романе издания Седмица Трехглазого изобретает нового детектива — Маркела Трехглазого. Приключения его не менее увлекательны, но это не продолжение истории Эраста Фандорина.

В 2018 году, через обозначенный Акуниным трехгодовой интервал, опубликована новая книга о Фандорине — Не прощаюсь. Будем надеяться, что название символично и автор и дальше будет радовать читателей приключениями любимого героя.

Книги про Фандорина написаны в разных детективных стилях. Автор расширяет общепринятую классификацию детективного жанра, придумав новые стили: конспирологический, герметичный, великосветский, этнографический, декадентский, диккенсовский, театральный, ностальгический и даже идиотический.

Историю про Фандорина Борис Акунин рассказывал не в хронологическом порядке: то забегая вперед во времени, то возвращаясь. Это не мешает читателю воспринимать ход событий, потому как он следует за мыслью и замыслом автора.

Рекомендую к прочтению весь цикл произведений любителям детективных историй. Я читала книги про Фандорина не в хронологическом порядке, а порядке публикации. Такой порядок прочтения во многом соответствует осознанию автором своего героя, закладывает интригу и желание познакомиться с историей жизни Эраста Петровича поближе.

Эраст Фандорин. Книги по порядку публикации

(год издания, название, жанр, год и место действия)

  • 1998 - Азазель
  • 1998 - Турецкий гамбит
  • 1998 – Левиафан
  • 1998 - Смерть Ахиллеса
  • 1999 - Особые поручения - сборник повестей:
    • Пиковый валет
    • Декоратор
  • 1999 - Статский советник
  • 2000 - Коронация, или Последний из романов
  • 2001 - Любовница смерти
  • 2001 - Любовник смерти
  • 2003 - Алмазная колесница - этнографические детективные истории:
    • Ловец стрекоз - том первый
    • Между строк - том второй
  • 2006 - Инь и Ян
  • 2006 - Нефритовые чётки - сборник рассказов и небольших повестей:
    • Сигумо
    • Table-talk
    • Из жизни щепок
    • Нефритовые чётки
    • Скарпея Баскаковых
    • Одна десятая процента
    • Чаепитие в Бристоле
    • Долина мечты
    • Перед концом света
    • Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых
  • 2009 - Весь мир театр
  • 2012 - Чёрный город
  • 2015 - Планета Вода - сборник из трех повестей:
    • Планета Вода
    • Парус одинокий
    • Куда ж нам плыть?
  • 2018 — Не прощаюсь
  • 2021 ?

Книги про Фандорина продолжаются циклами произведений: Приключения магистра и Жанры . Читатель имеет возможность познакомится с внуком, правнуками Эраста Петровича, живущих в современном мире. Цикл Приключения магистра про внука Николаса Фандорина объединяет романы: Алтын-толобас (2000), Внеклассное чтение (2002). Правнук и правнучка становятся главными героями романов: Детская книга для мальчиков (2005), Детская книга для девочек (2012). Все романы за исключением последнего написаны Борисом Акуниным. Детская книга для девочек удачно написана писательницей Глорией Му по сценарию Бориса Акунина.

Автор Борис Акунин знаком каждому жителю нашей страны. Его захватывающие произведения будоражат умы не одного поколения и не теряют актуальности. Акунин - один из флагманов современной литературы. А герой детективов Эраст Петрович Фандорин приблизился по популярности к Шерлоку Холмсу.

История Фандорина притягательна своей переменчивостью. Читатель может следить за персонажем во времени. В первой книге Эраст Петрович юн и влюблен. В то время как в последней демонстрирует противоположный характер.

Еще одна деталь выделяет из общего числа книги про Эраста Петровича. Фандорин - персонаж достоверный. Легко заметить, что Борис Акунин писал свои книги, опираясь на факты реальной истории.

Книги про приключения знаменитого сыщика переведены более чем на 20 языков. Вскоре в свет выйдет еще один фильм об Эрасте Петровиче Фандорине по книге «Декоратор». Главную роль исполнит Данила Козловский. На сегодня известно, что Великобритания выкупила права на съемку сериала по мотивам книг.

Прототип

Образ Фандорина собирательный. По признанию автора, герой впитал в себя черты Холмса, Печорина, Болконского.

Характер

Фандорин меняется с каждым новым событием жизни: войной, расследованием, любовью, путешествием. Однако общие черты герою удается сохранить: благородство, прекрасное воспитание, эрудиция, верность, сдержанность, настойчивость, последовательность. После путешествия в Японию Эрасту добавляются черты, близкие к принципам Бусидо.

Биография Эраста Петровича

Жизнь Фандорина Борис Акунин намеренно описывает не в хронологическом порядке. Сюжет то переносит читателя в будущее, то углубляется в воспоминания Эраста Петровича о прошлом.

Детство и юность

Фандорин Эраст Петрович - герой серии детективов. Родился в далеком 1856 году. Потомственный дворянин. Воспитывался без матери.

После того как отец умер, молодой человек остается без средств к существованию и вынужден зарабатывать на жизнь самостоятельно. Юноша поступает на службу в полицейское управление и участвует в первом расследовании, в ходе которого сталкивается с преступной организацией. В результате чего теряет свою невесту - Елизавету.

После событий, описанных в первой книге, Эраст Петрович утрачивает романтичность и юношеский максимализм. Трагедия, произошедшая с его возлюбленной, приводит к тому, что Эраст начинает заикаться, а волосы на висках у него седеют.

Пытаясь забыть смерть возлюбленной, он отправляется на войну с Османской империей. Страдает в тяжелых сражениях, после чего попадает в плен. Ему удается уйти. По пути в ставку Российской армии он случайно встречает Варвару, которая влюбляется в него. Для того чтобы помочь Варваре и переломить ход войны, он должен вычислить шпиона.

После успешного выполнения задания Эрасту Петровичу Фандорину поступает предложение работы главы полицейского управления. Убегая от любви, Эраст просит назначение далеко от Москвы.

Япония

Он становится секретарем Российской империи в Японии. Но и тут Фандорину не светит спокойная жизнь. Будучи втянутым в политические интриги, он пытается разобраться в клубке обмана. В Йокогаме Эраст Петрович встречает свою возлюбленную О Юми. Девушка погибает, отдав жизнь ради Эраста.

В 1882 году Фандорин возвращается в Москву. Принимает чин советника. Его деятельность начинается с расследования убийства давнего друга - Соболева. Следствие приводит его в таинственную секту.

К 1891 году ситуация в Российской империи окончательно изменяется. Растут террористические группировки. В Москве совершается убийство генерала Храпова. Расследование поручено Эрасту Петровичу Фандорину. Ему предстоит нелегкая задача - вычислить среди своих осведомителя террористов. Сыщик блестяще справляется с задачей. Но узнает факты, бросающие тень на правящую верхушку России. Эраст покидает родину.

Заграничный период

Его путь лежит в Великобританию. Тут, будучи стесненным в средствах, он не оставляет ремесла сыщика.

В 1894 году слава о его способностях распространилась за пределы России. Он посещает Америку по приглашению русского эмигранта. Ему нужно разобраться с ковбоями, индейцами, бандитами и докопаться до правды.

В 1903 году Эраст начинает поиски клада под водой.

1905 год, русско-японская война. Фандорин, пытаясь вычислить японского шпиона, сталкивается со своей прошлой жизнью. В этой книге раскрывается личность сына Эраста Петровича Фандорина и О Юми. Молодой человек оставляет для отца послание с рассказом о том, что он его сын. Но Фандорин так и не прочтет письмо.

В 1906 году Фандорину удается найти подводный клад. Он в Париже и ведет светскую жизнь. Все идет своим чередом, но из газет Эраст Петрович узнает о смерти своей бывшей возлюбленной. Чтобы отомстить, Эраст вынужден вернуться в Россию.

В 1911 году Фандорин распутывает убийства в театре. Тут на него сваливается новая любовь - актриса Элиза Лаунтен. Фандорину уже за 50, и для того чтобы завоевать внимание Элизы, он сочиняет пьесу. Позже Элиза станет его гражданской женой. Их брак практически сразу становится проблемным.

Последнее дело

В 1914 году Эраст Петрович отправляется в Баку для поимки террориста. Преступники заманивают Фандорина в ловушку и предлагают отказаться от преследования. Эраст не может согласиться. Дальнейшая его судьба неизвестна. Роман заканчивается выстрелом человека, одетого в черное, в пленника. Но нет четкого упоминания о том, кто стреляет - преступник или Фандорин. После сыщик пропадает.

Книги про Э. П. Фандорина

Поклонники творчества Б. Акунина не перестают спорить о порядке книг про Эраста Петровича Фандорина. Кто-то говорит о том, что книги читать нужно в хронологической последовательности. Другие считают, что книги нужно читать в последовательности, написанной автором.

Книги в хронологическом порядке:

1. 1876 г. «Азазель». Сюжет начинается с убийства студента. Расследуя его, Эраст, которому 20 лет, выходит на след загадочной организации «Азазель». Теперь ему нужно остановить международный синдикат и спасти любимую.

2. 1877 г. «Турецкий гамбит». Действие книги происходит во время войны с Османской империей. Избежав плена, Эраст Петрович направляется в армию. В пути он спасает барышню - Варвару, которая едет к своему возлюбленному. Девушка становится помощницей Фандорина в розыске таинственного турецкого шпиона. Скоро состоится решающее сражение за Плевну.

3. 1878 г. «Левиафан». Эраст Петрович, получив назначение в Японии, плывет на корабле. Тут он встречается с полицейским, преследующим преступника, совершившего дерзкое убийство семьи в Париже. Тем временем на корабле совершается новое убийство. Эраст Петрович чуть сам не становится жертвой.

4. 1878-1905 гг. «Алмазная колесница» (состоит из 3 частей):

  • 1878 г. «Между строк». В этой повести рассказывается о любовной истории Фандорина и О Юми.
  • 1882 г. «Инь и ян». Рассказ повествует о розыске загадочного веера, который по легенде он обладает сверхъестественной силой.
  • 1905 г. «Ловец стрекоз». Дело происходит во времена Русско-японской войны. Япония пытается выиграть, запуская в Россию своих шпионов, которые успешно действуют. К делу подключается Фандорин, которому предстоит поймать капитана Рыбникова. В этой части читатель узнает о сыне Фандорина.

5. 1881-99 гг. «Нефритовые четки» (состоит из 10 частей):

  • 1881 г. «Сигумо». Эраст Петрович расследует мистическое дело оборотня. Но оборотень ли это?
  • 1882 г. «Тайбл-талк». Фандорин расследует исчезновение богатой наследницы Каракиной.
  • 1883 г. «Из жизни щепок». Фандорин берется за дело обеспеченного предпринимателя. Ниточки приводят его в институт путей сообщения, где он перевоплощается в инженера.
  • 1884 г. «Нефритовые четки». В Москве убит известный торговец антикварными вещами. В ходе следствия Фандорин находит нефритовые четки, ранее принадлежавшие знаменитому философу.
  • 1888 г. «Скарпея Баскаковых». Речь идет о смерти последней из Баскаковых. Как это связано с легендой о Скарпее Баскаковых?
  • 1890 г. «Одна десятая процента». В этой повести Эраст Петрович расследует два, казалось бы, не связанных между собой убийства.
  • 1891 г. «Чаепитие в Бристоле». Дело происходит в Великобритании. Беглый Фандорин остался практически нищим. Но не бросает расследовать преступления, ведь это именно то, что любит Эраст Петрович. Фандорин ютится в маленькой квартирке и расследует исчезновение лорда Беркли.
  • 1894 г. «Долина мечты». Действие происходит в местечке под названием «Долина мечты», Америка. Фандорин получает приглашение расследовать дело банды Черных платков.
  • 1897 г. «Перед концом света». Фандорин пребывает в Россию для того, чтобы увидеть перепись старообрядческого населения. Но радость от торжества прогресса омрачают таинственные самоубийства среди населения.
  • 1899 г. «Узница башни». Франция. Фандорин встречает своего знаменитого коллегу - Шерлока Холмса. Вместе они пытаются разоблачить знаменитое мошенничество. Близится 20 век.

6. 1882 г. «Смерть Ахиллеса». Эраст Петрович возвращается в Российскую империю для того, чтобы расследовать убийство своего старого друга, и сталкивается с наемным убийцей.

7. 1886-89 гг. «Особые поручения» (состоит из 2 частей):

  • Действие рассказа «Пиковый валет» происходит в Москве. Мошенники проворачивают сложные аферы, всякий раз оставаясь непойманными. За дело берется Фандорин.
  • В основе «Декоратора» лежит история Джека Потрошителя. На улицах столицы находят девушек, убитых в стиле знаменитого маньяка. Неужели теперь он в России?

8. 1891 г. «Статский советник». Эраст Петрович гоняется за террористической группировкой, которая совершает нападения на крупных чиновников. Это организованная группа со своим лидером - Грином. Как поймать преступников, когда они сами охотятся на Фандорина?

9. 1897 г. «Коронация, или Последний из романов». Фандорина вызывают в Москву для расследования похищения члена императорской семьи - Михаила. В процессе он смог помешать похищению княжны Ксении Георгиевны. У них вспыхивает бурный роман. Не сумев спасти мальчика, Эраст Петрович покидает Российскую империю.

10. 1900 г. «Любовница смерти», «Любовник смерти». В 1900 году Фандорин должен вернуться на родину, для того чтобы раскрыть преступную ячейку, подталкивающую людей к суициду. Дело принимает неожиданный оборот, когда Эраст Петрович встречает милую девушку, которая связана с преступлениями.

11. 1903-1912 гг. «Планета Вода» (включает в себя 3 рассказа):

  • 1903 г. «Планета Вода». Это история убийств девушек, тела которых находят обескровленными в воде в окружении лилий.
  • 1906 г. «Парус одинокий». Тут Фандорин расследует убийство своей возлюбленной, ныне игуменьи.
  • 1912 г. «Куда ж нам плыть?» Фандорин проводит расследование дерзкого ограбления поезда.

12. 1911 г. «Весь мир - театр». Фандорин расследует убийство в театре «Ноев ковчег». Для того чтобы внедриться и все понять, он пишет пьесу.

13. 1914 г. «Черный город». Канун Первой мировой. Баку. Фандорин расследуется дела террористической группы. Сможет ли он на этот раз избежать смерти?

Фильмы про Эраста Петровича Фандорина

Приключения знаменитого сыщика не могли пройти мимо кинематографистов. По сюжетам книг Акунина снят не один фильм. Кассовые сборы и рейтинги зрительского ожидания всегда зашкаливают. В съемках участвуют только популярные и известные актеры. Эраста Петровича Фандорина играли Егор Бероев, Илья Носков, Данила Козловский и, конечно, Олег Меньшиков. На сцене театра образ Фандорина воплотили Пётр Красилов и

Самый масштабный цикл Акунина, на мой взгляд, является и самым удачным. С одной стороны, нельзя не отметить блестящее литературное мастерство автора, который с легкостью играет детективными приемами. Каждое новое расследование не похоже на предыдущее. Масштабная эпопея «Турецкого гамбита» сменяется «Левиафаном», где в центре внимания узкий круг подозреваемых. Ироничный «Пиковый валет» соседствует с мрачным «Декоратором». В «Коронации» злодеи угрожают самой верхушке общества - семье Романовых, а в «Любовнице смерти» расследование ведется в мрачных кварталах Хитровки. И при этом каждый роман по-своему увлекателен. Кроме того, при всем разнообразии, произведения цикла составляют своеобразную мозаику, объединенную главным героем - Эрастом Фандориным. И каждая новая история вносит свои штрихи в характер главного героя, показывает нам его с новой стороны.

При всей кажущейся легковесности романов, чувствуется серьезная работа автора над историческими источниками и хорошее знание Акуниным реалий российской жизни конца 19 - начала 20 веков. Так что этот цикл несет еще и определенное просветительское знание. Ну и конечно, детективные сюжеты этих историй весьма оригинальны и запутанны. Хоть я прочел и немало детективов, Акунину частенько удавалось меня перехитрить, подсовывая совершенно неожиданные решения своих загадок. Зато как я радовался, когда мои догадки оказывались верны!

Так что перед нами очень качественная развлекательная литература, а в некоторых случаях: в «Статском советнике», в «Алмазной колеснице», автор даже выходит за эти рамки, и мы видим нелегкий жизненный выбор, который стоит перед героями.

От чтения этих романов я получил немало удовольствия. Рекомендую даже тем, кто не является страстным поклонником детективов.

Оценка: 9

Прочел около половины цикла. В целом я не в восторге. Книги читаются легко, краски «исторического» колорита играют на солнце, однако же «чем дальше в лес...»

Если первые два-три романа еще воспринимаются как более-менее легкое детективное чтиво, то в последующих изданиях начинается форменный лубок. Большей частью лубок японский, с нинзями и прочей нелепой мутью, но и русского лубка хватает за глаза. Известно, что Акунин неравнодушен к Японии, однако в свои книги он это пристрастие протаскивает ну самыми нелепыми и неприглядными путями. Фарс один, ей Зевсу. Хотя, наверное, сренестатистический обыватель не заметит подвоха.

Персонаж же Фандорина после многих романов так и остается нераскрытым. Совершенно неясно что же у него в голове, и какое отношение он имеет к миру в котором обитает. Кроме того, с течением времени он становится всё более пассивен. Например в «Статском Советнике» я лично не могу припомнить ни одного совершенного им значимого действия, персонажи не принимают решений сами а лишь реагируют на обстоятельства, возникает ощущение вязкой трясины.

Оценка: 5

Оказывается уже 17 лет минуло. Минуло с той поры, что, случайно не задумываясь, купил непонятно что, неизвестного мне автора. То была книга «Азазель». И это был шок и потрясение. И это стало началом любви. Любви к данном циклу. Жгучая и страстная в начале, и несколько отстраненная через столько времени. Ах, с каким нетерпением я ждал продолжений. Как торопливо бежал покупать новую книгу. И какая прохладца сейчас. Перед покупкой сто раз подумаю, а стоит ли выкладывать такие деньги? Может подождать и у кого ить выпросить почитать? Что этому виной? Охлаждение любовных отношений, или падающий уровень цикла? А может просто исчезло ощущение новизны и праздника?

Наверное, всё в купе. Цикл всё же неровный. Что-то явно лучше, что-то похуже будет. И боюсь чем дальше от «Азазель», тем всё похуже будет. («Азазель» для меня вообще как первая любовь). И, на мой вкус, оценка великолепно можно ставить от первой книги цикла до «Коронации». Дальше уже от нормально до прочитал.

А почему так? Я для себя вычленил один фактор (не обязательно, что он единственный или главный). Это время. Время действия. Само время преподанное нам авторам является ещё одним действующим героем цикла. Не буду судить, насколько достоверно Акунин передал вторую половину 19 века, не специалист. Но, как, же вкусно он это сделал! Может, выдумал, но просто дышится тем временем. И веришь автору, что так и было всё во второй половине 19 века. Что было такая обстановка, такая жизнь. А вот в описываемых событиях после 1896 года уже этого нет. Не даётся автору век следующий. И умер герой цикла – время. И пропадает воздушность и…, даже не знаю что. Ощущения? Вкус? Не знаю. Но без ощущения, вкуса времени книги начинают здорово проигрывать. Акунин прекрасный стилизатор, подражатель, мистификатор. И если пропадает стилизация, то пропадает многое.

К минусам можно отнести и «встраивание» приключений Фандорина во временные промежутки первых 7 книг. Не получилось большинство этих рассказов и повестей. Не получились. И думается мне, что не зря седьмой роман называется «Коронация, или Последний из романов». Хотел, наверное, автор закончить (и моя оценка цикла была бы однозначно 10), но продолжил. И сказалась, скорее всего, коммерция. Покупают хорошо, стоимость высокая. Но, уже не то. И посему скрепя сердце ставлю 9. В честь прошлых заслуг, и все же в надежде не будущие.

Хочется пару слов о ГГ сказать. Я ведь его в первой книге в серьез принял. За будущего сыщика. И зря. Что есть Фандорин? Удача и везение. С постоянным роялем в кустах (на крайний случай с Зуровым с пистолетом). Если говорить о приключениях, то в мировой современной культуре есть его почти двойник. Бонд. Джеймс Бонд. А что? Сперва ГГ всё бьют. Поймают и бьют. Всё планы рушатся, всё висит на волоске. Но! Опа! И ГГ всех побеждает, на лопатки кладет. Благодаря чему? Да просто везению. Удача его второе имя.

Как сыщик Фандорин…так себе (об удаче ни слова). Большая часть его расследований и разоблачений злоумышленников заканчивается тем, что многих подозреваемых перебили, и Фандорин сказав это раз, это два, это три, гордо арестовывает последнего. И лично для меня ГГ персона скорее комическая, чем серьёзная. С Бондом (Джеймс Бондом) Фандорина роднят и любовные похождения. И ведь надо же, чопорный, застегнутый на всё пуговицы англоман, а как на него девушки реагируют (широко улыбаюсь). В общем, сплошная удача. Во всем.

Я считаю последние книги в некоторой степени неудачами автора. Это может быть и связанно и с тем, автор изменил Фандорина. Ибо после трагедии в «Азазель», в последующих книгах развился замкнутый бесчувственный педант. Англоман, довольно брезгливо смотрящий на Родину. В последних же книгах мы встречаем, чуть ли не ура-патриота. Причем он зачастую подвержен различным рефлексиям. Право, прошлый Фандорин мне нравился гораздо больше. И мне нравилось, как автор подтрунивает, а порой высмеивает своего героя. В этом была своя изюминка. Теперь же ГГ стал.. человечней что ли. И исчез легкий юмор. Герой стал серьёзней. И тут я против этого.

Однозначно рекомендую к прочтению. Всем. Хорошее времяпрепровождение с хорошей легкой книгой Вам гарантированно. Единственно хочу сказать, читать строго по мере написания романов. И ни в коем случае не по внутренней хронологии.

Приятного чтения Вам.

Оценка: 9

Belle Époque... Эти два французских слова прекрасно характеризует весь цикл романов об Эрасте Фандорине. Формула Прекрасной эпохи родилась и укоренилась после Первой мировой войны и по контрасту с её травматическим опытом. Поэтому она указывает на десятилетия технического прогресса, экономических успехов, мира в политических отношениях, расцвета культуры во Франции, Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, Италии, Бельгии, России и др. после упадка 1870-1880-х годов, вместе с тем ностальгически отмечая их как безвозвратно ушедшие времена.

Это золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и морских купаний, время расцвета фотографии, рождения кино и появления метро, успехов естественных наук, новейших технологий и медицины, становления социологии и этнографии, археологических открытий, модерна и модернизма в искусствах и литературе, спора вокруг «женского вопроса» и начала суфражистского движения, зарождения большевизма. Это мир, в который хочется вернуться... Каждая из этих тем так или иначе описана в книгах. Ну а Фандорин - это вообще соединительный образ многих главных героев книг других авторов позапрошлого столетия.

Оценка: 10

Признаться, в подростковом возрасте я очень любил детективы - гораздо больше чем фантастику, - и не было в жизни счастья большего, чем улечься с томиком Агаты Кристи, Рекса Стаута, Эрла Стенли Гарднера или Чейза. Появление отечественных детективов (сначала Незнанского и Тополя, позже - Абдуллаева) я сначала приветствовал обеими руками, читал запоем а после... После перестал, все чаще перечитывая западную классику. Уж очень скучны были потуги русских детективщиков, уж очень бледно смотрелись их работы рядом с романами мастеров.

Так продолжалось вплоть до того момента, как мне попал в руки «Левиафан» Акунина. Идеально прописанный герметичный детектив, великолепная стилизация, запоминающийся герой - что еще надо для счастья? Разве что найти еще парочку книг из цикла о «Фандорине». А потом еще несколько, и еще...

Вот что меня радует - благодаря своеобразного подходу Акунина (каждый роман цикла представлен в несколько ином поджанре - авантюрный детектив, герметичный детектив, политический детектив, шпионский и т.д.) Фандорин никогда не надоедает. Да, есть более удачные романы, есть менее удачные - как и у любого автора. Все равно средний уровень книг, мастерство воплощения идеи, высочайший уровень стилизации достойны самой высокой оценки.

Оценка: 9

Вся «Фандоринская серия» - взгляд современного российского либерального интеллигента на Российскую Империю 19-нач. 20 вв. Этот взгляд, как говорится «имеет место быть», это право автора и любого свободного человека. Не нужно только принимать «акунинско-фандоринские» интерпретации жизни Российской Империи за историческую истину. Уж сколько писано-переписано о поверхностности акунинский произведений, вольности его интерпретаций, мелких и крупных исторических несоответствиях... Но нужно ли это обычному читателю? По-видимому, нет. Оценка за «идею», за весь цикл. Разбираться с литературными достоинствами (сюжет, композиция, язык, достоверность, персонажи) нужно по каждой отдельной книге. Но что объединяет все «фандоринские» произведения? На мой взгляд, это легкаяя скоропись, свидетельствующая о принадлежности автора к т.наз. «pulp-fiction». В этом нет ничего обидного ни для самого автора, ни для его поклонников. Это просто констатация факта.

Оценка: 6

На правах, осилившего все книги серии, скажу следующее. Не нравится мне центральный персонаж серии, г-н Фандорин.

Слащавый он какой-то.©

Эта его прогрессирующая, на протяжении серии, японо-мания. Надменная величавость. Я бы даже обвинил его в нарциссизме.

Понятно конечно же, что это наш, отечественный, Шерлок, понимаешь, Бонд, со всеми вытекающими. Как то - немыслимая острота ума, поразительная внимательность и дедукция, сказочная везучесть, необычайная сила, меткость и т.д. и т.п. Вот если бы, в конце концов оказалось, что это киборг-андроид из будущего, то это многое бы объяснило.

При всём при этом, детективная составляющая интересна и многообразна, за счёт постоянного изменения, от произведения к

произведению, самого вида детектива. С развлекательной частью данная серия справляется отлично, но чего-то нового в жанр не привносит.

Оценка: 7

Появление Фандорина в конце 90-х годов прошлого века,не побоюсь этого слова,явилось эпохальным событием в литературной жизни нашей страны. Не верите? Займемся дедукцией.Наконец то у нас есть свой герой,по своей яркости,узнаваемости и популярности, сравнимый с английскими Шерлок Холмсом, миссис Марпл,французским комиссаром Мегрэ- ЭТО Р..РАЗ. Акунин,по большому счету, впервые после наших дореволюционных классиков, раскрыл и раскрасил свежими красками,незаслуженно забытое полотно русской жизни конца ХIХ,начала ХХ века. Поднял целый,интереснейший пласт нашей истории!- ЭТО Д..ДВА. Наконец-то появился эталон хорошей детективной литературы, безупречной по стилю и языку-ЭТО Т..ТРИ, а есть еще и четыре и пять....

Что еще с гордостью следует отметить,Эраст Петрович,как равно и его литературный отец Акунин, известны и популярны не только в пределах нашей Родины. Например в Лондоне,наиболее запрашиваемыми авторами последних лет-,являются Достоевский и...Борис Акунин. Весьма приятно,черт возьми!

Оценка: 10

Первую книгу о приключениях Эраста Фандорина прочитала совершенно случайно - было нечего читать и я, в поисках хоть чего-нибудь, бродила по квартире. Ничего не нашла и решила прочитать то, что я вообще не собиралась читать - Детектив! Детективы вообще не люблю, но из-за отсутствия другой литературы я принялась за чтение.

Читать начала без всякого энтузиазма, однако действия начали развиваться так стремительно, что я невольно увлеклась. Буквально за пару дней была проглочена книга «Азазель». После прочтения этой части я была полностью уверена, что автор жил в те времена (ну как еще объяснить такой ровный, литературный язык и правдоподобность описания 19 века). Дальше цикл стал развиваться и из молодого неловкого юноши вырос гениальный сыщик, который способен изящно раскрыть любое преступление.

К сожалению прочитала еще не все книги этого цикла, но пока моей самой любимой остается все же первая часть: Фандорин в ней еще не побит жизнью, молод, и как-то живей.

В общем детективы не люблю до сих пор, но цикл Акунина является исключением, т.к. он очень отличается от остальных современных произведений тем, что написан с душой.

Оценка: 10

Долго не бралась за цикл, не особенно люблю детективы да и разочароваться в восхитительных отзывах, боялась. И совершенно зря. Главный герой чудесный, интриги яркие, злодеи умные и совсем «не картонные», а уж атмосфера царской России - просто невозможно оторваться. Язык, стиль у Акунина - вологодские кружева, петелька за петелькой плетется гармоничная красивая канва. Читается легко и захватывает целиком.

Оценка: 9

На мой взгляд Акунин - детективщик номер один в СНГ, эдакий Ян Флеминг и Агата Кристи в одном флаконе, плюс владение языком и хороший литературный стиль. «Приключения Эраста Фандорина» похоже лучшее из написанного автором. Время действия сериала накладывае отпечаток эдакого нуара, что хорошо сказывается на читабельности произведений, т.е. в отличае от тех же похождений «внука фандорина» где сюжетные повороты и события кажутся слишком уж фантастическими, автор не иначе как на место Дэна Брауна метил на постсоветском пространстве. А в конце 19 века мы не жили), написанное воспринимается за «чистую монету» - поэтому вердикт - читать всем!

Когда-то мечтала сто мой муж будет похож на Ераста Петровича,когда обзавелась семьей поняла,что не для семьи он.

Не одна женщина,как бьі не любила,не сможет жить постоянно в страхе за свого мужчина.

Так что пора мне понять что єтот герой может жить только на страницах книг.

Когда я читаю,я вроде бьі переживаю с ним все приключения.

Спасибо Вам,Григорий Шалвович,за єти книги и за главного героя, єто мой Герой и єталон для мужчин в плане вьідержки,чуства дорога и ответственности перед собой и страной.

Конец жизни Фандорина совпал с концом жизни Русской империи,єто не случайно.

Уже не встретищь таких мужчин и женщин как тогда.

Хотя умом понимаю,что дворянство єто тормоз.

Для меня Фандорин всегда будет жив,как бьі не закончилась єпопея,не даром же он верит в переселение душ,может как раз и переселилися в своего внука.

Оценка: нет

Цикл всем хорош, да только вот главный герой вызывает у меня острое неприятие. Красивый, умный, воспитанный, в определенном смысле добрый... везучий. Пожалуй, слишком везучий, чтобы это не начало раздражать. Везет в любых азартных играх, всегда и везде - разве такое возможно? Явно перебор. В «Пиковом валете» герой даже умудряется на основе своей везучести делать выводы типа - если мне не повезло, лотерея фальшивая. В Фандорине всего «слишком», всех положительных качеств, но в то же время кажется, что он на самом деле не чувствует, а только делает вид, что чувствует, что чем-то интересуется, что кому-то сострадает. Где-то глубоко внутри него - вечная холодность, а может, даже и гнильца (кстати, точно такое же ощущение вызвал и его потомок Николас Фандорин). Русский Шерлок Холмс? Да, но у Холмса была куча недостатков, а где они у Фандорина? Джеймс Бонд 19го столетия? Бонд при всей его «мэрисьюшности» кажется человеком из плоти и крови. А Фандорин - красивая фарфоровая кукла во вселенной живых людей, коими вышли все второстепенные персонажи.

Если Вы большой поклонник детективов, но еще не читали серии романов про знаменитого Фандорина, то полноценным знатоком детективного жанра Вас считать нельзя. Если Вы собираетесь познакомиться и оценить по достоинству детективную литературу, то после книг прародителя этого жанра Эдгара По и книг классиков Артура Конан Дойла, Агаты Кристи и т.д., безусловно, свой взор следует обратить на такое громкое имя, как Фандорин!

Эраст Петрович Фандорин - герой серии исторических детективов Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив и т. д.

Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.

Поскольку образ Фандорина наделал много шума среди читательской аудитории, то к этой теме обратил свой взор кинематограф.

Теме Фандорина посвящено много сайтов, журнальных статей, открыты клубы, изданы комиксы.

Список книг Бориса Акунина об Эрасте Фандорине (13 книг):

1. Азазель ~ первый роман из серии о необыкновенном сыщике Эрасте Фандорине. Ему всего двадцать лет, но он удачлив, бесстрашен, благороден и привлекателен. Юный Эраст Петрович служит в полицейском управлении, по долгу службы и по велению сердца расследует крайне запутанное дело. Книги об Эрасте Фандорине насыщены информацией из истории Отечества и одновременно являются увлекательнейшим детективным чтением.

2. Турецкий гамбит ~ Действие романа разворачивается в далеком 1877 году, в самый разгар русско-турецкой войны. Девушки, путешествующие в это неспокойное время в одиночестве, очень рискуют, особенно если они делают это, переодевшись в мужской костюм, как главная героиня романа - Варвара Суворова.

Начавшееся как веселое приключение, путешествие грозит превратиться в нелегкое испытание, ведь Варя оказывается совсем одна в придорожной корчме, где случайные знакомые играют на нее в карты. И вот когда кажется, что беды не миновать и сейчас случится что-то ужасное и непоправимое, на сцене появляется настоящий джентльмен, молчаливый и отважный титулярный советник Эраст Фандорин.

3. Левиафан ~ В фешенебельном квартале Парижа с особой жестокостью убиты британский коллекционер лорд Литтлби и весь обслуживающий персонал особняка. Из прославленной коллекции восточных редкостей украдены уникальная золотая статуэтка индийского бога Шивы и один из расписных индийских платков. Дело начинает расследовать сыщик парижской префектуры Гюстав Гош. В руке убитого он обнаруживает эмблему золотого кита. Как выясняется это эмблема чудо-корабля "Левиафана", который отправляется в свое первое плавание в Индию. И всем пассажирам первого класса вручали такого золотого кита вместе с билетом. Но кто из них мог совершить такое страшное преступление? Подозрение падает на пять человек, у которых отсутствует золотой кит. Среди них оказывается и Эраст Фандорин…

4. Смерть Ахиллеса ~ Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом, посвящается... В этой книге описывается расследование обстоятельств смерти всенародного любимца, генерала Соболева, сыщиком Эрастом Фандориным, а также приводится развернутая биография генеральского киллера.Действие романа происходит в конце XIX века, а основные события разворачиваются летом 1882 года, в период с 25 по 29 июня.

5. Особые поручения. Пиковый валет ~ В Москве орудует шайка мошенников "Пиковый Валет". Они нахальны, изобретательны и уверены в своей безнаказанности. Они проворачивают чрезвычайно дерзкие аферы и бесследно исчезают с места преступления. Но за дело берется разоблачитель заговоров, мастер по тайным расследованиям, кавалер Орденов Хризантем, специалист по ведению деликатных и тайных дел Эраст Петрович Фандорин.

6. Особые поручения. Декоратор ~ Эраст Фандорин раскрывает ряд жестоких преступлений, которые происходят в Москве... Кто-то кромсает женские тела, аккуратно складывая из внутренностей хитроумные композиции. Эти убийства похожи на те, которые происходили в Лондоне. Только Фандорину суждено увидеть связь между событиями в Лондоне и Москве.

7. Статский советник ~ 1891 год. Брожение в умах, революционные идеи популярны среди молодежи, повсюду возникают революционные кружки. Но не для всех это только мода.Группа, называющая себя «Б. Г.», работает точно и дерзко. Убит сибирский генерал-губернатор, убийца – человек, предъявивший документы на имя Эраста Фандорина. Эраст Петрович принимает вызов и берется за расследование. Кто стоит за буквами «Б. Г.»? Что сделало их террористами? Ради чего они совершают свои кровавые преступления?

8. Коронация или Последний из Романовых ~ Действие этого романа происходит в 1896 году, накануне коронации императора Николая II. Похищен Михаил, четырёхлетний сын великого князя Георгия Александровича. Похититель, называющий себя «доктор Линд», требует бриллиант «граф Орлов», которым украшен императорский скипетр, в обмен на принца. Если сделка не состоится, ребёнок будет возвращён родителям по частям. Но без скипетра не может состояться коронация. Эраст Петрович Фандорин берётся спасти честь монархии.Повествование ведется в виде дневника от имени Афанасия Зюкина, дворецкого великого князя Георгия Александровича. Книга воссоздаёт трагическую атмосферу России конца XIX века и описывает Ходынскую катастрофу.

9. Любовница смерти ~ В Москве открывается клуб «Любовников Смерти» — сообщество, члены которого один за другим добровольно сводят счеты с жизнью. Участники клуба уверены, что земная жизнь — посланное им наказание. Но хотя мучение это временное, его нельзя прерывать самовольно, не увидев знак, поданный Смертью. Каждый из них с нетерпением ожижает этого знамения, а, встретив его, немедленно кончает с собой, оставив предсмертную стихотворную записку.

Провинциалка Маша Миронова, приехавшая в Москву к возлюбленному Пете, принимает его приглашение присоединиться к тайному сообществу. Вскоре члены клуба берут в свою компанию и Эраста Фандорина, который твердо намерен положить конец череде самоубийств.

10. Любовник смерти ~ Смерть - одна из героинь романа, получившая свое прозвище по двум причинам. Во-первых, она несколько раз была на волоске от гибели, но каждый раз оставалась жива и невредима. А во-вторых, все ее кавалеры погибали вскоре после того, как начинали за ней ухаживать. Девушка со страшным прозвищем Смерть так понравилась жителю Хитровки Сеньке Скорикову, что он решается на самые отчаянные поступки, чтобы завладеть ее вниманием. В итоге парень становится свидетелем и даже соучастником череды убийств, находит старинный клад, сам чуть не прощается с жизнью, и, наконец, знакомится с Эрастом Фандориным, который помогает ему выбраться из всех передряг.

11. Алмазная колесница Действие романа 1878. Место действия Иокогаме, Токио. Из за расследования таинственного дела на корабле Эраст Фандорин приезжает в Японию с опазданием. Где сразу же сталкивается с таинственным убийством капитана не большого судна. Дабы успокоить дочь убитого он обещает найти убийц, но всё оказывается гораздо сложнее чем он ожидал. След приводит Фндорина к политическому заговору, секте убийц(ниндзя), и большой любви. Сыщика ждут огромные неприятности, лююбовные терзания, но во всём этом ему поможет разобраться новый и верный друг Маса.

12. Нефритовые четки Сборник рассказов и повестей о приключениях Эраста Фандорина в XIX веке.

* "Сигумо". Рассказ. 1881 год. Коллежский ассесор Фандорин (25 лет), российский вице-консул в Иокогаме, пытается понять причину гибели своего бывшего сослуживца и… неожиданно проигрывает пари.


* "Table-Talk 1882 года". Рассказ. 1882 год. Коллежский ассесор Фандорин (26 лет), с недавних пор состоящий чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, приглашен в великосветское общество. Он слушает салонные разговоры и разгадывает тайну дочери помещика, исчезнувшей шесть лет назад.

* "Из жизни щепок". Рассказ. 1883 год. Коллежский ассесор Фандорин (27 лет) появляется в канцелярии крупной российской железнодорожной компании под видом студента-практиканта из Императорского института инженеров путей сообщения. Чиновнику особых поручений предстоит выяснить, кто отравил главноуправляющего и вместе с ним еще двух человек.

* "Нефритовые четки". Рассказ. 1884 год. "Средь шумного бала, случайно" надворный советник Фандорин (28 лет) узнает о недавнем убийстве антиквара, торговавшего, кроме всего прочего, сувенирами, привезенными с Востока. Чиновник особых поручений отправляется на Сухаревку, чтобы увидеть место преступления собственными глазами.

* "Скарпея Баскаковых". Рассказ. 1888 год. Коллежский советник Фандорин (32 года) получает письмо из отдаленного Пахринского уезда: в тамошних болотах якобы видели змею невообразимых размеров. По легенде, появление мифической скарпеи предвещает конец роду местных помещиков Баскаковых. Чиновник особых поручений посылает в Баскаковку своего персонального помощника губернского секретаря Тюльпанова, чтобы тот оценил ситуацию и помог удержать ее под контролем.

* "Одна десятая процента". Рассказ. 1890 год. Статский советник Фандорин (34 года) слушает рассказ о странном происшествии на охоте. Кажется, совершено убийство, замаскированное под несчастный случай, но в то же время у человека, сделавшего роковой выстрел, не могло быть преступного мотива. Что поможет чиновнику особых поручений восстановить истину?

* "Чаепитие в Бристоле". Рассказ. 1891 год. Статский советник в отставке Фандорин (35 лет), вынужденный после конфликта с новым московским генерал-губернатором уехать за границу, живет в Великобритании - обдумывает планы на будущее, найдя приют во флигеле пожилой мисс Палмер. Подружившись с незаурядной старушкой, русский джентльмен вместе с нею разгадывает несколько тайн семьи лорда Беркли.

* "Долина Мечты". Повесть. 1894 год. Фандорин (38 лет), вольнослушатель механико-инженерного факультета Массачусетского технологического института, обретает в Америке репутацию выдающегося частного детектива. Его талант признают даже наследники прославленного Алана Пинкертона. По поручению одного из них Эраст Петрович отправляется на Дикий Запад, чтобы помочь местному промышленному магнату сделать выбор в непростой ситуации: мистер Морис Стар может потерять значительную часть своего состояния или наоборот - за короткий срок увеличить его во много раз.

* "Перед концом света". Повесть. 1897 год. Инженер Фандорин в день своего 41-летия возвращается в Россию под видом зажиточного купца Кузнецова. Любовь к родине и прогрессу зовет его на русский Север - участвовать в первой общероссийской переписи населения. Однако местные старообрядцы встречают инициативу властей буквально в штыки. Неизвестный злоумышленник - фанатичный, но в то же время расчетливый и изобретательный - постоянно опережает официальных лиц на один шаг. Чтобы не допустить большой беды, Эраст Петрович использует проверенный дедуктивный метод и свое умение импровизировать.

* "Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых". Повесть. 31 декабря 1899 года. Великий сыщик Шерлок Холмс и его друг доктор Дж.Х.Уотсон прибывают во Францию. Владелец замка Во-Гарни обратился к знаменитой паре с просьбой избавить его от нападок не менее известного авантюриста и шантажиста Арсена Люпена. На месте англичан ждет неприятный сюрприз: оказывается, делом будут заниматься не только они, но и конкурент - русско-американский частный детектив Эраст Фандорин (43 года), волею случая оказавшийся в Париже. Условия задачи небывалые: предотвратить трагедию нужно в течение всего лишь 10 часов…

13.Весь мир театр Действие романа происходит в 1911 году. Эраст Фандорин расследует преступления, совершенные в одном из московских театров.

Все перечисленные книги Вы можете получить для прочтения в библиотеке МГУ.

Увлекательного Вам чтения!

Звание

Пристрастие его отца, Петра Исаакиевича Фандорина, к азартным играм , а также различным экономическим «прожэктам», привело в итоге к разорению семьи. Пётр Исаакиевич не выдержал удара судьбы и умер от сердечного приступа, не оставив сыну никаких средств к существованию. Как следствие, Эраст Фандорин был лишён возможности поступить в университет и получить высшее образование , и был вынужден сам себя содержать, для чего и поступил на службу. Интерес ко всему, что связано с расследованием преступлений, привёл его в московское полицейское управление, где его первым начальником и наставником стал следственный пристав Ксаверий Феофилактович Грушин.

В ходе расследования Эраст Петрович выясняет, что фортуна, столь немилостивая к его родителю, наделила его способностью выигрывать всегда и во все игры, связанные с азартом и риском (карты , кости , лотереи и т. д.).

Также Эраст Петрович приобретает привычку нумеровать все факты («это раз», «это два», «это три» и т. д.).

Кроме того, он знакомится с 17-летней Елизаветой (Лизанькой) Александровной фон Эверт-Колокольцевой, которая становится его женой. Однако в результате покушения на Эраста Петровича, совершённого в день свадьбы, Лизанька трагически погибает сразу после венчания . Это событие приводит к тому, что Фандорин приобретает две характерные черты - седые виски и лёгкое заикание (следствие эмоционального потрясения; заикание полностью исчезает, когда Фандорин изображает другого человека). К тому же, потрясение от смерти жены оказывается столь велико, что Фандорин утрачивает большую часть присущей ему эмоциональности (по выражению автора - «становится эмоциональным инвалидом »). Описано в романе «Азазель ».

После успешного завершения дела «Турецкий гамбит» Фандорин, несмотря на головокружительные предложения шефа жандармского управления, просит назначить его служить «куда подальше» и получает назначение секретарём посольства Российской империи в Японии.

1878 год. По пути к месту службы Фандорин раскрывает серию таинственных убийств, имевших место в Париже и на пассажирском корабле «Левиафан», имеет мимолётный роман в Индии с одной из пассажирок, Клариссой Стамп, послуживший причиной задержки его прибытия в Японию, и получает подарок, от которого не может отказаться - огромные и неудобные напольные часы - «Биг-Бен » в миниатюре. Они спасли ему жизнь, свалившись во время качки на море на голову покушавшейся на него особы. Описано в романе «Левиафан» .

1878 год. Иокогама, Япония. В Японии Фандорин опять оказывается вовлечён в политико-криминальную интригу, участниками которой становятся и виднейшие японские политики, и бандиты из притонов Иокогамы, а также таинственные ниндзя -синоби. Фандорин обретает дружбу и преданность бывшего разбойника Масахиро Сибаты, чью жизнь и честь (которая ценилась Масой больше жизни) спасла фандоринская удача в азартных играх. Масахиро (Маса) становится отныне камердинером Фандорина и его верным спутником во всех приключениях.

Кроме того, Эраст Петрович встречает прекрасную куртизанку О-Юми (настоящее имя Мидори). Между Мидори и Фандориным вспыхивает страсть. Мидори оказывается дочерью последнего главы древнего клана синоби Момоти Тамбы. Благодаря Момоти, Фандорин знакомится с навыками искусств ниндзя . С помощью Мидори, Масы и Тамбы Фандорин распутывает клубок интриг и карает главного акунина (злодея). Но, по роковому стечению обстоятельств, Мидори приходится пожертвовать своей жизнью ради спасения Эраста (в итоге выясняется, что О-Юми осталась жива, и даже родила ему внебрачного сына, но всё это останется навсегда тайной для Фандорина). После «гибели» Мидори Фандорин окончательно закрывает своё сердце и отдаёт всего себя изучению искусства «крадущихся» - синоби . Его наставником становится Момоти Тамба. Этот период жизни Эраста Петровича освещается во втором томе романа «Алмазная колесница ».

1882 год. Москва. Фандорин раскрывает исчезновение одной из сестёр Каракиных, наследниц громадного состояния. Описано в рассказе «Table-talk» (сборник «Нефритовые чётки»).

1882 год. Москва. Фандорин расследует обстоятельства пропажи старинного китайского веера с иероглифами «инь» и «ян» , обладающего, по преданию, волшебными свойствами. Описано в пьесе «Инь и Ян» .

В это же время Эраст Фандорин неожиданно для себя сталкивается с ещё одним сообществом любовников Смерти - на «Хитровке », в квартале московских преступников. «Смерть» - это прозвище необыкновенно красивой молодой женщины, известной тем, что всем, с кем она вступит в любовную связь, жить остаётся совсем немного. Столкнувшись со Смертью, Фандорин сначала не может понять, почему чистая, верующая девушка принимает любовь негодяев. Разгадка проста: зная о таинственном своем проклятии - обрекать на погибель своих возлюбленных - Смерть, топя своё тело в грязи, пытается очистить мир от подлецов и злодеев, погибающих вскоре после начала романа с ней. Кроме того, Фандорин приобретает нового знакомого - им становится московский беспризорник-подросток Сенька Скорик. Скорик также имеет свою тайну: он нашёл старинный клад серебра, с помощью которого хочет разбогатеть и этим привлечь внимание Смерти, очаровавшей его. Смерть же не хочет погубить ни Сеньку, ни Фандорина, поэтому отталкивает обоих. Дело осложняется тем, что именно в это время на «Хитровке» начинают происходить страшные по своей жестокости убийства. Фандорин начинает подозревать, что кровавые преступления каким-то образом связаны как со Смертью, так и с Сенькой, а точнее - с найденным им кладом. Описано в романе «Любовник смерти ».

Роман завершает сцена: в Баку Фандорина обманом завлекает в покинутое старое здание предатель Гасым, пособник большевиков, и оглушает его. Эраст Петрович приходит в себя связанный. Перед ним предстаёт «Одиссей»/«Дятел», который вскоре уходит. Гасым, зная, что Фандорин человек чести и не будет идти наперекор своей клятве, предлагает Эрасту Петровичу дать честное слово, что тот уедет и не будет мешать делам «Дятла». Фандорин отказывается.

Так как в концовке произведения, к которому относятся данные события, отсутствует чёткое описание того, кем именно и по отношению к кому были совершены определённые действия, можно предположить, что Гасым, одетый в чёрное, стреляет Фандорину в голову. Цитата: «Человек в чёрном поднял револьвер и выстрелил связанному в голову…»

Вне зависимости от сущности произошедшего в финале Фандорин лишается возможности направиться на выполнение важнейшего задания императора Николая - расследования Сараевского убийства , в результате чего могла быть предотвращена Первая мировая война, а за ней и Октябрьская революция . Описано в романе «Чёрный город ».

Во время отлучки Фандорина из Москвы, 5 июня 1914 года, с ним пытается встретиться его правнук Ластик (Эраст Николаевич Фандорин), однако ему удаётся лишь коротко пообщаться с Масой. Описано в «Детской книге» и упоминается в романе «Чёрный город».

Семья

  • Отец - Пётр Фандорин (? - 1876).
  • Мать - Елизавета Фандорина (? - 1856).
  • Супруги:
    • Елизавета Александровна фон Эверт-Колокольцева (1859 - 1876), в браке с 1876 по 1876 гг.
    • Елизавета Альтаирская-Луантэн, она же Клара Лунная (1882 - ?), в неофициальном браке с 1911 по (предположительно) 1912 гг.
  • Дети:
    • Тамба - «штабс-капитан Василий Рыбников» (1879-1905);
    • Сэр Александер Фандорин (1921-1994).

Род Фандориных

Основная статья: Фандорины

Эраст Петрович Фандорин связан родством с героями других произведений Бориса Акунина. Историю семьи Фандориных мы узнаём из серии романов «Приключения магистра», главный герой которых, внук Эраста Петровича Николас, занимается изучением своих корней. Уже в начале книги «Алтын-толобас » сообщается, что сын Фандорина - Александр Эрастович - стал знаменитым эндокринологом и одним из претендентов на получение Нобелевской премии , но, направляясь со своей супругой в Стокгольм , погиб во время крушения парома «Христиания». Его сын Николас посещает Россию, после серии приключений решает остаться здесь и женится на журналистке Алтын Мамаевой.

Фандорины - это русская ветвь рода фон Дорнов, восходящего к крестоносцам. В XVII веке обедневший дворянин Корнелиус фон Дорн приехал в Россию на поиски счастья, остался и принял православие, став Корнеем Фондориным. Данила Ларионович и Самсон Данилович Фондорины принимали участие в драматических событиях, происходивших во времена Екатерины II, о чём упоминается в романах «Внеклассное чтение » и «Квест ».

Награды

  • Орден Святого Владимира 4 степени (роман «Азазель»)
  • Орден Святого Станислава 3 степени (за участие в переговорах с Турцией («Турецкий гамбит »))
  • Орден Святой Анны 4 степени («Алмазная колесница », есть упоминание в «Смерти Ахиллеса»)
  • Орден Святого Владимира 3 степени (о награждении пишется в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»), есть упоминание в книге «Коронация, или Последний из романов»)
  • Ордена Большой и малой хризантем (упоминается в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»))

Книги об Эрасте Фандорине

  • «Азазель » - конспирологический детектив (действие происходит в 1876 году в Москве, Лондоне и Санкт-Петербурге)