Понятие ци. Что такое понятие. Понятие и слово. Определение понятия у Гегеля

Словарь Ушакова

Понятие

поня тие , понятия, ср.

1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн. ). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия.

2. только ед. Представление о чем-нибудь, осведомленность в чем-нибудь (разг. ). Иметь понятия о чем-нибудь. Не имею ни малейшего понятия об этом. - Когда он приезжает? - Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам. ). У него очень смутное понятие о математике.

| Умение разобраться в чем-нибудь, разум, толк (прост. ). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь!

3. чаще мн. То или иное представление о чем-нибудь, способ понимания чего-нибудь. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. «Гончаров. Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней.» Чернышевский .

4. Способность понимания, интеллект (устар. ). «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения.» Пушкин .

Дать понятие о чем - познакомить с чем-нибудь, сообщить некоторые сведения о чем-нибудь. Он дал мне понятие о поэзии.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Понятие

одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, состоящих из понятий; понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения» (немецкий философ Христов Зигварт); мысль, фиксирующая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Педагогический терминологический словарь

Понятие

форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. закрепляются в слове. В П. отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. В П. различают содержание и объём. Содержание П. - это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объём П. - множество (класс) обобщаемых в П. предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объёма П. классифицируются на единичные, собирательные и общие.

В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя чёткой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое П. Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между П. осуществляется в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.

В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т.н. житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребёнка, опосредованной общением с другими людьми. Научные П. систематичны, имеют чёткие признаки, но они более чем житейские П. абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения. Иначе П. будут "книжными", формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных П., а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 207)

Словарь лингвистических терминов

Понятие

1) Единица логического мышления, непосредственней всего связанная со словом. Понятие указывает на существенные признаки предметов и явлений объективного мира. Признаки понятия включают его в ту или иную систему знаний, устанавливают между понятиями определенную иерархию. Например, мебель включает, будучи родовым и общим понятием, все видовые понятия: шкаф, стол, стул, диван и т.п.

2) Форма абстрактного мышления, отражающая общие и существенные признаки класса однородных предметов и имеющая вербальную форму выражения.

Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология

Понятие

Отражение в сознании человека класса каких-либо однородных предметов в виде совокупности существенных признаков этих предметов.

Фразеологический словарь (Волкова)

Понятие

Дать понятие о чем - познакомить с чем- н., сообщить нек-рые сведения о чем- н.

Он дал мне понятие о поэзии .

Понятное дело или понятная вещь (в знач. вводного слова; разг. ) - конечно, разумеется (разг. ).

Я, понятное дело, согласился. Понятная вещь, человек молодой, умный, живет в деревне, в глуши . Чехов.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Понятие

Понятие

♦ Notion

Абстрактная или обобщенная идея, чаще всего рассматриваемая как данность языка или мышления.

Этим понятие (которое даже этимологически не требует труда для познания или распознания, т. е. понимания) отличается от концепта (который вначале нужно осмыслить). Концепт есть результат умственных усилий; понятие – скорее условие этих усилий. Концепт может служить инструментом, но вначале он должен быть создан. Понятие – скорее материал или отправная точка размышления. Концепт принадлежит сфере науки, в частности философии; понятие – всеобщее достояние.

У Канта понятием называется чистый концепт, «поскольку оно имеет свое начало исключительно в рассудке (а не в чистом образе чувственности)». Однако подобное толкование термина не прижилось. Причина этого в том, что концепт слишком узок и слишком зависим от конкретной философской доктрины, чтобы заменить собой понятие.

Расхожими понятиями, согласно Спинозе, называют идеи или принципы, свойственные «всем людям», те, без которых было бы невозможно ни размышление, ни взаимопонимание между людьми. Эмпирики утверждают, что понятия суть результат опыта; рационалисты настаивают на врожденном характере понятий, благодаря чему только и возможен опыт. Вот почему эмпиризм всегда казался мне более рациональным (в широком смысле слова), чем сам рационализм (в узком смысле), – он не отказывается от объяснения тех понятий, которыми пользуется.

Толковый переводоведческий словарь

Понятие

1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений.

2. Представления, сведения о чем-либо.

3. Способ, уровень понимания чего-либо.

4. Оформленное в мысли обобщение класса объектов по совокупности их специфических признаков. Осознанное обобщение по существенным признакам объекта становится научным понятием. Обозначение понятия с помощью языкового знака называется значением слова.

Тезаурус русской деловой лексики

Понятие

Syn: мнение, суждение, соображение, взгляд, воззрение, представление, концепция, идея

Энциклопедический словарь

Понятие

  1. в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
  2. В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Словарь Ожегова

ПОНЯ ТИЕ, я, ср.

1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чегон. П. времени. П. качества. Понятия науки.

2. Представление, сведения о чёмн. Иметь, получить п. о чёмн.

3. обычно мн. Способ, уровень понимания чегон. У детей свои понятия.

Понятия не имею (разг.) не знаю, не имею представления о ком-чёмн. Когда уходит поезд? Понятия не имею.

С понятием кто (прост.) об умном человеке.

С понятием делается что (прост.) делается чтон. умно, разумно.

Без понятия кто (прост.) ничего не понимает.

| прил. понятийный, ая, ое (к 1 знач.; спец.). Понятийные категории.

Словарь Ефремовой

Понятие

  1. ср.
    1. Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.
    2. Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.; знание, понимание чего-л.
    3. :
      1. разг. Мнение о ком-л., чем-л.
      2. Оценка кого-л., чего-л.
    4. перен. разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Понятие

Логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее представление, которое обозначается словом. Номиналистическое направление в логике не отличает общего представления от П., заменяя главу о П. главой об именах; но если наше познание касается самих вещей, а не наших идей о вещах, то следует различать П. от слова, причем П. является научным термином для обозначения результата методичного исследования предмета - исследования, в котором выражается сама природа его. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильное определение того П., которое составляет предмет ее (напр., П. жизни - в биологии). От общего представления, обозначаемого словом, П., в этом смысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы, существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение. От категории в аристотелевском и кантовском смысле П. отличается тем, что в категориях (этих высших, определяющих П. - предикабилиях) мыслится лишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условие возможности бытия самого предмета, между тем как в П. предмета определяется само содержание его с существенной стороны. Общее представление возникает путем отвлечения и ограничения, П. возникает путем определения и разделения. С термином П. связана жаркая борьба направлений (номиналистического и реалистического), которая, в различных видоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направление вполне разобщает П. с предметом, низводя П. до минимума значения, второе, напротив, отождествляет П. с самим предметом и видит в развитии П. развитие предметного миpa. - Формальная логика в главе о П. трактует об определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логика отличает объем П. от его содержания, причем не совсем точно утверждает, что объем П. находится в обратном отношении к содержанию. Под содержанием П. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., чем больше при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов, имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию П. будет охватывать собой наибольшее количество предметов. Дробиш ("Logik", 2 изд., стр. 196 - 200) показывает неточность обычной формулировки отношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в более точных математических терминах. По степени общности, П. могут быть разделены на общие и единичные, родовые и видовые; это разделение поддается в значительной мере специализации, определяемой характером тех объектов, к которым относятся П. От общих П. отличают собирательные, приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе. Отвлеченное П. противополагается конкретному в том смысле, что отвлеченное обозначает собой признак, конкретное - предмет. Это деление П. в известном отношении совпадает с делением их на соозначающие и несоозначающие : первые указывают прямо на предмет и косвенно на признак его, вторые - только на предмет или только на признак. Далее П. могут быть разделены на положительные и отрицательные, относительные и абсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить о высших и низших, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких П., подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить о тождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д. Ежели говорят о П. взаимнопересекающихся, то при этом имеют в виду как объем, так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаются графически. См. Милль, "Система логики", V кн. (об именах и предложениях); Ueberweg, "Logik".

Логика. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич

1.1. Что такое понятие?

1.1. Что такое понятие?

Первая и наиболее простая форма мышления – это понятие . В качестве составной части оно входит в другие, более сложные формы мышления – суждение и умозаключение . Понятием называется форма мышления, которая обозначает собой какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий. Так, например, мы называем один предмет горой , другой – небесным телом , третий – растением ; одно свойство или признак мы называем мужеством , другой – хитростью и т. д. и т. п. Поэтому можно сказать, что понятия – это мысленные названия объектов или, говоря условно, «имена вещей».

Любое понятие выражается в слове или словосочетании, например: дом, осенний лист, первый президент Америки и т. п. Каждое понятие имеет содержание и объем . Содержание понятия – это наиболее важный признак (или признаки) того объекта, который обозначен (выражен) этим понятием. Например, чтобы установить содержание понятия человек надо указать такой признак, который является наиболее важным, главным, основным для человека, признак, который отличает его от всех других существ, объектов, предметов и вещей. Таким признаком является наличие у человека разума. Следовательно, в содержание понятия человек входит только один важный признак – наличие разума. А в содержание понятия мужчина входит уже два важных признака:

1. наличие разума (этот признак мы автоматически повторяем, потому что любой мужчина – это человек),

2. принадлежность к определенному полу или – к одному из полов (к одной из половин человечества, слово «пол» происходит как раз от слова «половина»).

А если надо установить содержание понятия русский мужчина , то следует указать три важных признака:

1. наличие разума,

3. принадлежность к определенной национальности.

Таким образом, содержание понятия может включать в себя как один признак какого-либо объекта (или объектов), так и два, и множество признаков, причем их количество, как мы увидели, зависит от того объекта, который выражается или обозначается данным понятием. Но почему в одном случае содержание понятия состоит из единственного признака, а в другом – из множества признаков? На этот вопрос ответить несложно, если знать, что такое объем понятия.

Объем понятия – это количество объектов, охватываемых этим понятием. Например, объем понятия человек гораздо шире, чем объем понятия мужчина , потому что людей существует больше, чем мужчин. А объем понятия русский мужчина гораздо меньше, чем объем понятия мужчина , потому что русских мужчин на свете намного меньше, чем вообще всех мужчин . И, наконец, объем понятия первый президент России равен единице, потому что включает в себя только одного человека. Точно так же объем понятия город является очень широким, в силу того, что это понятие охватывает собой все множество городов, какие только существуют на свете, а объем понятия столица меньше объема понятия город , так как это понятие охватывает собой только столицы (которых намного меньше, чем городов). Объем же понятия столица России равен единице, потому что включает в себя один единственный город.

Давайте еще раз вернемся к содержанию и объему понятия и вспомним приведенные выше примеры. Какое понятие – человек или мужчина – больше или шире (будьте внимательны!) по содержанию? Конечно же, понятие мужчина , потому что его содержание включает в себя два признака:

1. наличие разума,

2. принадлежность к определенному полу,

а в содержание понятия человек входит только один признак (наличие разума). А теперь ответим на вопрос: какое понятие – человек или мужчина – больше или шире по объему? Конечно же, понятие человек , потому что оно охватывает собой гораздо больше объектов, чем понятие мужчина . Таким образом, между объемом и содержанием понятия существует обратное отношение : чем больше содержание понятия, тем меньше его объем и наоборот. Например, содержание понятия небесное тело является узким, так как включает в себя только один признак – находиться вне пределов Земли, однако по объему это понятие очень широкое, потому что оно охватывает собой огромное количество объектов (любая звезда, планета, метеорит, комета, галактика – это небесное тело). А понятие Солнце , наоборот, очень маленькое, узкое по объему, так как включает в себя только один объект, но очень широкое, богатое по содержанию, которое складывается из множества признаков (размер Солнца, его масса, плотность, химический состав, температура, возраст т. д.).

Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

1. ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ? ЧТО ТАКОЕ ОПЫТ? С первым из этих вопросов постоянно пристают идеалисты, агностики, и в том числе махисты, к материалистам; со вторым - материалисты к махистам. Попытаемся разобраться, в чем тут дело.Авенариус говорит по вопросу о материи:«Внутри

Из книги Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить автора Уемов Авенир

2. Понятие Понятие - это такая логическая форма, в которой признаки, существенные для тех или иных предметов или явлений, мыслятся как существующие вместе. В разобранных выше примерах понятиями будут мысли о млекопитающем, о дельфине, об имени собственном, о словах,

Из книги Теория структуры жизни: ознакомительная версия автора Платонов Иван

Что такое ТСЖ Теория структуры жизни – это не рисунок души, это не фантазии по представлению загробного мира.1. Это метод познания мира, основанный на интуиции.2. Это способ абстрактно-логического мышления, основанный на принципе «называть вещи и события своими именами и

Из книги Путь к очевидности автора Ильин Иван Александрович

21. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИОЗНОСТЬ Из частного письмаДорогой друг!Ответить на вопрос, который ты мне ставишь с такой неумолимой строгостью, совсем не так легко и просто. Ведь это один из самых тонких и глубоких вопросов, касающихся человеческого существа. Здесь дело идет о самой

Из книги Рыцарь и Буржуа [Исследования по истории морали] автора Оссовская Мария

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ОБРАЗЦА И ПОНЯТИЕ ПОДРАЖАНИЯ Следует выбрать кого-нибудь из людей добра и всегда иметь его перед глазами, - чтобы жить так, словно он смотрит на нас, и так поступать, словно он видит нас. Сенека. Нравственные письма к Луцилию, XI, 8 Возьми себе, наконец, за

Из книги Что такое философия автора Делёз Жиль

I Что такое концепт?

Из книги Философская пропедевтика автора

I. Понятие § 2Понятие – это всеобщее, которое вместе с тем определено и остается в своем определении тем же самым целым и тем же самым всеобщим, т.е. такая определенность, в которой различные определения вещи содержатся как единство.§ 3Моменты понятия суть всеобщность,

Из книги Введение в философию религии автора Мюррей Майкл

I. Понятие § 54Понятие есть целое определений, сведенное в их простое единство.§ 55Понятие имеет моменты всеобщности, особенности и единичности.§ 56Всеобщность есть его внутри себя существующее единство в определении. Особенность есть негативное как простое определение,

Из книги Избранное. Логика мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

1.1. Понятие «Бог» Богословы западной традиции давали понятию «Бог» самые разные толкования. Для одних понятие «Бог» - это просто понятие высшей реальности, первобытия, источника и основы всего прочего; для других - это понятие максимально совершенного существа. Есть и

Из книги Огненный Подвиг. часть II автора Уранов Николай Александрович

2. Понятие о микрообъекте как понятие о транссубъективной реальности или о транссубъективном предмете, именуемом «объект науки», которое приложимо к эстетикеЭто не предмет моих внешних чувств, сущий вне меня и моего сознания: не нечто объективно-реальное.Это не предмет

Из книги Учение о бытии автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

ЧТО ТАКОЕ ДУХ? Что такое дух? Для большинства, даже считающих себя идущими по духовному пути, дух представляется чем-то неясно высшим, противопоставляемым чему-то неясно низшему или материи. Учение говорит: "Дух есть ОГОНЬ". Но для многих последователей даже такое

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

а. Ее понятие Определенное количество изменяется и становится другим определенным количеством; дальнейшее определение этого изменения, а именно, что оно продолжается в бесконечность, заключается в том, что определенное количество поставляется, как противоречие в нем

Из книги Не Евангелие автора Унрау Виктор Андреевич

Что такое Возрождение? Эпоха Возрождения датируется приблизительно XV–XVI вв. Одной из главных особенностей было то, что человек, в короткий срок совершив грандиозный научно-технический рывок, увеличил свою мощь, стал менее зависим от условий внешнего мира, почувствовал

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

5.4 Что такое честь Забота о чести и собственном достоинстве, это тоже забота об иерархическом ранге, хотя немало людей думают, что человек чести заботится о благосклонности общественного мнения.Тот, кто боится прослыть трусом, отказавшись от дуэли, не знает, в чем состоит

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги автора

Что такое Дао? «Дао, выраженное словами, – не есть истинное дао», – в начале своего трактата пишет Лао цзы – легендарный мастер даосизма. В языке Минделла дао – это процесс. В Китае даосизм есть не только название какой-то школы. Дао – это дух вообще всей китайской

    ПОНЯ́ТИЕ , -я, ср.

    1. Филос. Форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность --- - таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Ленин, План диалектики (логики) Гегеля.

    2. Лог. Мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения. Понятие стоимости. Понятие о предмете. Понятие треугольника. У якутов нет слова плод, потому что не существует понятия. Под здешним небом не родится ни одного плода, даже дикого яблока: нечего было и назвать этим именем. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». --- общее марксистское понятие: «буржуазная революция» содержит известные положения, обязательно применимые ко всякой крестьянской революции в стране развивающегося капитализма ---. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова, оформлены в понятия. М. Горький, О литературной технике.

    3. Представление о чем-л., осведомленность в чем-л. Я питал особенное пристрастие к театральным сочинениям и по рассказам составил себе кое-какое понятие об их сценическом исполнении. С. Аксаков, Воспоминания. Молодой врач вел себя как человек, знающий что-то очень важное, о чем остальные понятия не имеют. Павленко, Счастье. || обычно мн. ч. (поня́тия , -ий ). Уровень понимания чего-л.; совокупность взглядов на что-л. Применяться к понятиям слушателей. Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. Тургенев, Два помещика. Понятия и предрассудки того мира, из которого я вышел, еще были свежи во мне. Л. Толстой, Казаки. || Разг. Мнение о ком-, чем-л., оценка кого-, чего-л. Хотя, по рассказу штабс-капитана , 291 я составил себе о нем [Печорине] не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными. Лермонтов, Максим Максимыч. Публика Александринского театра не очень высокого понятия о драматическом таланте Гоголя - и это преимущественно по причине резких выражений, которыми преисполнены комедии Гоголя. Белинский, Александринский театр. || Прост. Способность разобраться в чем-л. Девчонка она была малая, без всякого понятия, дороги не знала и бежала так, куда глаза глядят. Чехов, Происшествие.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Логика: Учебное пособие для юридических вузов Демидов И. В.

§ 4. Виды понятий

§ 4. Виды понятий

В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему.

Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1908)», «Орга­низация Объединенных Наций», «столица Российской Федерации» и другие.

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Реги­стрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например, «народный депу­тат России», «ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в горо­де Москве» и другие. Так известно, что объем второго понятия составляют 188 тысяч ветеранов.

Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопре­деленному числу предметов. Например, «человек», «прокурор», «преступле­ние» и другие. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представля­ют собой классы реально не существующих предметов и существование ко­торых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямо­угольный треугольник», «домовой» и другие. От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существует в настоя­щее время, но существовали в прошлом или существование которых воз­можно в будущем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.

Рассмотрим виды понятий по содержанию.

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держа­ва», «реформа», «международный договор», «норма права», «юрист» и другие.

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «белизна», «несправедливость», «честность». В действи­тельности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные лю­ди. Но белизна, несправедливость, честность как отдельные, чувственно вос­принимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами. Например, «не­равенство», «подобие», «тождество», «сходство» и другие. Абстрактные поня­тия, выраженные на русском языке, не имеют множественного числа.

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, су­ществование одного из которых предполагает существование другого. Например, «родители» - «дети», «ученик» - «учитель», «начальник» - «подчи­ненный», «истец» - «ответчик» и другие.

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. На­пример, «инвестиция», «правило», «сепаратизм» и другие.

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойст­ва, присущие предмету. Например, «проницательность», «грамотный чело­век», «живущий по средствам», «говорящий по-английски» и другие.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывает­ся на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, «не живущий по средствам», «не говорящий по-английски», «несправедливость» и другие. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отри­цательными приставками «не» и «без» («бес»). Например, «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок», а в словах иностранного проис­хождения - чаще всего с отрицательной приставкой «а». Например, «агности­цизм», «аноним», «аморальный».

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, являются положи­тельными. Например, «ненастье», «беспечность», «ненависть», «неряха». В рус­ском языке нет понятия «нависть», «настье» и т.д. Частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а потому понятия «ненависть», «ненастье» и другие являются положительными, так как выражают наличие у предмета определенного качества может даже и плохого, отрицательного - не­ряшливость, беспечность, алчность. Поэтому подобная логическая характери­стика понятия иногда не совпадает, к примеру, с моральной оценкой предме­та или явления, отраженного в понятии. К примеру, понятия «преступление» и «война» в логике квалифицируются как положительные, хотя в жизни рас­сматриваются как отрицательные, нежелательные явления.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «лес», «созвездие», «кол­лектив» и другие. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Собирательные понятия бывают общими («роща», «хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «военный блок НАТО»).

Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно от­нести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «звезда», «человек» и другие.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Так, понятие «ракета» по объему является общим (в нем мыслится более одного предмета: ракета космическая, боевая, сигнальная, управляемая, неуправляемая, одно- и многоступенчатая и т.д.), нерегистрирующим (относится к неопределенному числу предметов, так как мы не можем точно сказать, сколько предметов мыслится в данном поня­тии); по содержанию - конкретным (мыслится совокупность предметов как не­что самостоятельно существующее), положительным (характеризует присущее предметам свойство двигаться под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива), безотносительным (мыс­лятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов), несобирательным (содержание данного понятия можно отнести к каждому предмету, мыслимому в понятии).

Аналогичным образом подходим к логическому анализу, например, поня­тия «рассеянная невнимательность», которое является общим, нерегистрирую­щим, абстрактным, отрицательным, безотносительным, несобирательным.

Если понятие имеет несколько значений, то логическая характеристика ему дается в соответствии с каждым значением. Так, понятие «музей» имеет два значения: а) здание и б) собрание интересных предметов.

В первом значении это понятие общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.

Во втором значении - общее, нерегистрирующее, конкретное, положи­тельное, безотносительное, собирательное.

Таким образом, осуществленная логическая характеристика предложен­ных понятий помогла уточнить их содержание и объем, что дает возмож­ность более точного употребления данных понятий в процессе рассуждения.

Из книги Логика автора Шадрин Д А

11. Виды понятий В современной логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные.Четкость отражения значительно выше у

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

§ 4. Виды понятий В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему.Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако

Из книги Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов. автора Рузавин Георгий Иванович

Из книги Критика чистого разума автора Кант Иммануил

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

Аналитики понятий глава вторая О дедукции чистых рассудочных

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Виды понятий Исходя из объема и содержания рассматривают следующие виды понятий:1) общие, единичные и нулевые;2) конкретные и абстрактные;3) собирательные и несобирательные;4) регистрирующие и нерегестрирующие;5) положительные и отрицательные;6) безотносительные и

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

Глава II. Виды понятий До сих пор речь шла о понятии вообще. Но в практике мышления функционирует великое множество вполне определенных, и притом самых разнообразных, понятий. Как же разделить их на виды? Это можно сделать в соответствии с двумя фундаментальными

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

1. Виды понятий по их содержанию Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.Конкретные и абстрактные понятия.

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

2. Виды понятий по их объему Различия между предметами мысли находят свое отражение также в различиях между понятиями по их объему. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия этих предметов, то виды понятий по их объему - количественные

Из книги автора

Глава II. Виды понятий 1. Виды понятий по их содержанию Конкретные и абстрактные понятия1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие - абстрактными: «гражданин», «ответственность», «равенство», «законность», «ответственный человек», «вина»,

Из книги автора

1. Виды понятий по их содержанию Конкретные и абстрактные понятия1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие - абстрактными: «гражданин», «ответственность», «равенство», «законность», «ответственный человек», «вина», «неприкосновенность

Из книги автора

2. Виды понятий по их объему Пустые и непустые понятия1. Укажите, какие понятия относятся к пустым, а какие к непустым: «Вселенная», «марсианин», «ангел», «гомункулюс», «ихтиандр», «дед Мороз», «любящая свекровь», «государство, свободное от преступлений», «права без

Из книги автора

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия делятся на виды по: (1) количественным характеристикам объемов понятий; (2) типу обобщаемых предметов; (3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям

Из книги автора

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия (классы) делятся на пустые и непустые. О них шла речь в предыдущем параграфе. Рассмотрим виды непустых понятий. По объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние - на регистрирующие и нерегистрирующие); по типу обобщаемых предметов - на 2)

Из книги автора

1.2. Виды понятий Все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными (в объем понятия входит только один объект, например: Солнце, город Москва, первый президент России, писатель Лев Толстой), общими (в объем понятия входит много

понятие

понятия, ср.

    Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия.

    только ед. представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь понятия о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. - Когда он приезжает? - Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное понятие о математике.

    Умение разобраться в чем-н., разум, толк (простореч.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь!

    чаще мн. То или иное представление о чем-н., способ понимания чего-н. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. Гончаров Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней. Чернышевский.

    Способность понимания, интеллект (устар.). Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Пушкин. Дать понятие о чем - познакомить с чем-н., сообщить нек-рые сведения о чем-н. Он дал мне понятие о поэзии.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

понятие

    Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-н, П. времени. П. качества. Понятия науки.

    Представление, сведения е чем-н. Иметь, получить п. о чем-н.

    обычно мн. Способ, уровень понимания чего-н. У детей свои понятия. * Понятия не имею (разг.) - не знаю, не имею представления о ком-чем-н. Когда уходит поезд? - Понятия не имею. С понятием кто (прост.) - об умном человеке. С понятием делается что (прост.) - делается что-н. умно, разумно. Без понятия кто (прост.) - ничего не понимает.

    прил. понятийный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Понятийные категории.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

понятие

    Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.

    Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.; знание, понимание чего-л.

    1. разг. Мнение о ком-л., чем-л.

      Оценка кого-л., чего-л.

  1. перен. разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

понятие

    в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

    В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие

форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. П. суть «... не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). П. не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, П. «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого. Различают П, в широком смысле и научные П. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные П. отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В П. выделяют его содержание и объём. Совокупность обобщённых, отражённых, в П. предметов называется объёмом П., а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в П., ≈ его содержанием. Так, например, содержанием П. «параллелограмм» является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом ≈ множество всех возможных параллелограммов. Развитие П. предполагает изменение его объёма и содержания. Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме П. По своему происхождению П. является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование П. ≈ сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. П. ≈ это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории. В П. выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное . На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное П. является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в П. относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания П., выражающего нечто существенное в предмете. В подходе к П. в истории философии выявились две противоположные линии ≈ материалистическая, считающая, что П. объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой П. есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля П. первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает П. как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают П. как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя П. к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания. Диалектический материализм исходит из того, что П. адекватно отражают действительность. «Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 190). Будучи отражением объективной реальности, П. столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «... должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 13

    Научные П. не есть нечто законченное и завершенное; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание П. изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения П. являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в П. предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся П.

    А. Г. Спиркин.

    П. в формальной логикеэлементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. П. ≈ это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то ≈ членом предложения. Для трактовки проблемы П. (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры,

    логической семантики,

    математической логики.

    1) Процесс образования П. естественно описывается в терминах гомоморфизма; разбивая интересующее нас множество объектов на классы «эквивалентных» в каком-либо отношении элементов (т. е. игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактормножество), по выделенному нами отношению эквивалентности. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате «склеивания» всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один «комок». Эти «комки» отождествленных между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем П., полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним «родовым» П.

    2) При рассмотрении семантического аспекта проблемы П. необходимо различать П. как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом П. называется та самая совокупность «склеиваемых» в это П. элементов, о которой сказано выше, а содержанием П. ≈ перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это «склеивание». Т. о., объём П. ≈ это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание ≈ концепт (смысл), который это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем уже содержание П., тем шире его объём; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.

    3) Формальнологическую проблематику, связанную с теорией П., можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, т. е. подлежащее, ≈ то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, т. е. сказуемое, ≈ то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения ≈ «объекты»; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в т. ч. выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, «мобилизуемого» на выражение П., показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа «всякий», «любой», «некоторый», «существует» и т.п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена П.: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, «пробегают» некоторые «предметные области», служащие объёмами П., и если они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты ≈ это содержания П., а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, ≈ объёмы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных «представителей» некоторых П., либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией П., оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В É ù A (здесь & ≈ знак конъюнкции, É ≈ знак импликации) или её обобщения из логики предикатов "xC (x) É С (х)(" ≈ квантор всеобщности).

    Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Курсанов Г. А., Диалектический материализм о понятии, М., 1963; Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М., Анализ развивающегося понятия, М., 1967; Войшвилло Е. К., Понятие, М., 1967; Копнин П. В., Диалектика как логика и теория познания, М., 1973.

Википедия

Понятие

Поня́тие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия.

Примеры употребления слова понятие в литературе.

Миссионер понятия не имел, куда подевался Абдулла после того, как взял у него расчет.

Мадам Роза понятия не имела, кем был Банания, которого еще звали Туре: малийцем, сенегальцем, гвинейцем или кем-нибудь еще, - его мать, перед тем как уехать в дом терпеливости в Абиджан, боролась за жизнь на улице Сен-Дени, а при таком ремесле поди-ка разберись.

Снова подняв пистолет, Абрахам вдруг сообразил, что понятия не имеет, где у халиан находятся жизненно важные органы.

Ваши понятия о Добре и Зле, родившиеся из церковных догматов и из абсолютистских учений отцов церкви, несколько расширились за время существования христианства.

Главными орудиями исследования были средства наблюдения фактов и логические средства - сравнение, отбор, обобщение, абстрагирование, классификация, определения понятий , умозаключения, гипотезы и т.

Брентано исследует понятия бытия в трудах Аристотеля, чтобы показать: Бог, в Которого верят, не является тем Богом, Которого мы хотим обрести на пути абстрагирования, вывести из полноты сущего.

Соединение эмпатии и абстракции дает именно ту функцию, которая лежит в основе понятия концептуализма.

Его абстракции и служат совершенно определенно той цели, чтобы уловить при помощи общего понятия все беспорядочное и сменяющееся и уложить в пределы закономерности.

Если признать, что все могущество понятия абсурда коренится в его способности разбивать наши изначальные надежды, если мы чувствуем, что для своего сохранения абсурд требует несогласия, то ясно, что в данном случае абсурд потерял свое настоящее лицо, свой по-человечески относительный характер, чтобы слиться с непостижимой, но в то же время приносящей покой вечностью.

Быть может, понятие абсурда станет яснее, если я решусь на такую чрезмерность: абсурд -- это грех без Бога.

И сколько бы лет ни прошло с тех пор, как погиб или умер близкий человек, абхазец, узнав место его захоронения, даже если оно за тысячу километров, даже если ему для этого придется продать все свое имущество, должен перевезти останки своего родственника, ибо по абхазским понятиям кости абхазца в чужой земле ждут, их надо предать родной земле, только в ней они успокоятся и отпустят душу близких.

Но я ведь понятия не имел, что получится не только автобиография, но и дневник.

Дао, Кундалини - понятия восточной мистики Аграмант - персонаж поэмы Л.

Что за унылое занятье - От скуки письма сочинять, Чтоб кто-то мог по ним создать Себе наглядное понятье О том, где был, куда глядел Их адресант, и что он ел Тому дней десть на обед?

Становилось очевидным, что Азбукин не только не имел понятия в навигационном ориентировании, но попросту не различал сторон горизонта.