Сбор и использование персональной информации. Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Культура XX века

Двадцатое столетие вошло в историю как самое трагическое и кровопролитное. Его главная отличительная черта - мощный взлет науки и техники на фоне гигантских столкновений, революций и войн, краха могущественных империй и коалиций государств. Все это не могло не отразиться на развитии культуры, которое в XX веке характеризовалось чрезмерной противоречивостью. С одной стороны, на роль духовного властителя человеческих дум претендовал (и не без основания, ведь всем были очевидны громадные достижения техники) техницизм, с другой стороны (с не меньшим основанием), на ту же роль заявлял свои права гуманизм, ставящий превыше всего ценность человека как свободной личности и утверждающий благо человека в качестве критерия оценки существующего общественного строя. Все это побудило известного английского писателя и общественного деятеля Чарлза Сноу выдвинуть концепцию двух культур - естественнонаучной и гуманитарной, которые настолько различны, что представители одной из них не всегда понимают, что говорят приверженцы другой.

Наука в культуре ХХ века

Дискуссии о сущности и роли различных типов культур неизбежно выходили на проблемы, связанные с выяснением места науки в современном обществе. Тем более, что в 20 в. наука как особый социокультурный феномен претерпела существенные изменения - и содержательного и формально-структурного плана. Этот факт не вызывает принципиальных разногласий у представителей разных школ и течений, существующих в современной науковедческой литературе, отечественной и зарубежной философии и социологии науки. Подобная точка зрения характерна как для тех исследователей, которые не смогли полностью отказаться (по разным причинам) от кумулятивистских представлений о развитии науки, занимавших ведущее место в науковедении вплоть до середины ХХ века, так и тех, кто допускает возможность коренных качественных преобразований науки.

Позицию первых можно обобщить тезисом П.Фейерабенда - «все традиции, теории, идеи одинаково истинны или одинаково ложны», поэтому с одинаковыми правами они входят в историю науки и составляют научный потенциал человечества.

Позиция вторых наиболее отчетливо прослеживается в утверждениях К.Поппера, считающего, что «наука представляет собой один из немногих видов человеческой деятельности, - возможно единственный, - в котором ошибки подвергаются систематической критике и со временем довольно часто исправляются. Это дает нам основание говорить, что в науке мы часто учимся на своих ошибках, и что прогресс в данной области возможен».

Можно стоять на позициях эволюционного развития научного познания или придерживаться мнения о его скачкообразном, революционном характере, можно по-разному интерпретировать факторы, обусловливающие рост и изменение научного знания, но нельзя игнорировать различия, которые существуют между современной наукой и. К примеру, только зародившейся наукой Нового времени.

В развитии научного познания, связанного со становлением и функционированием техногенной цивилизации, сформировавшейся на рубеже 17-18 вв. В европейском регионе, можно выделить несколько основных этапов. Их границы определяются по времени свершения глобальных научных революций.

Хронологически первый этап развития науки - классический - (17- конец 19 в.) - охватывает наиболее длительный промежуток времени. В его рамках свершились две глобальные научные революции. Следующий этап - неклассический (конец 19 - первая половина 20 в.) - охватывает уже меньший промежуток времени, третий же - постнеклассический (с середины 20 в.) - по историческим меркам длится всего лишь мгновение. Временные сдвиги вполне понятны и объяснимы, так как прирост научных знаний идет по экспоненте. Так, в настоящее время объем научной информации удваивается за 1,5 - 2 года, а еще в середине 20 в. Это удвоение происходило за 10 лет.

Изменение лица науки происходит. Конечно. И за счет возрастания объемов научной информации, но все-таки главным моментом, определяющим различия между классической, неклассической и постнеклассической наукой, являются факторы содержательного плана, отражающие характер внутренней организации научного познания, его соответствие определенным идеалам, образцам научной деятельности. Их анализ позволяет сделать вывод, что для науки на разных исторических этапах характерны различия в установлении соотношений между объектом и субъектом познания, а также средствами, которые используются в познании. Идеалом классической науки полагалось знание, строго подтверждаемое опытным путем, исключающее все субъективные привнесения, «человекосоотнесенные» компоненты. Всё, что не соответствовало опытным данным или имело гипотетический характер, считалось недостойным науки. Отсюда известное кредо Ньютона: «Гипотез не измышляю». «Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою; гипотезам же метафизическим, физическим, механическим, скрытым свойствам не место в экспериментальной философии», - писал он в «Общем поучении» второго издания своего труда «Начала».

Признавая существование объекта познания, независимого от познающего субъекта, классическая наука накладывала ряд ограничений на познавательную деятельность, требуя исключить возможные искажающие воздействия субъекта, использующего различные познавательные средства и методы.

Неклассическая наука, утвердившая принцип релятивизма в познании, внесла коррективы в познавательные нормы. Оказалось, что даже природная реальность зависит от познавательных действий и тех средств, которые человек использует, познавая её. Эту мысль один из родоначальников неклассической науки - В. Гейзенберг - выразил следующим образом: «Траектория возникает только вследствие того, что мы её наблюдаем». Отечественный же физик-теоретик М.Марков, специалист по релятивистской теории элементарных частиц. Известный своими публикациями философско-методологического плана. Утверждал, что «под физической реальностью понимается та форма реальности, в которой реальность проявляется в макроприборе».Таким образом. согласно Маркову, «наше представление реальности субъективно потому, что оно выражается макроскопическим языком и «подготавливается» в акте измерения, но оно объективно в том смысле, что физическая реальность в квантовой механике есть макроскопическая форма реальности микромира. Измеряющий прибор играет роль «переводчика» микроявлений на доступный человеку макроязык. Когда мы говорим о знании микромира, которое мы получаем с помощью приборов, то мы говорим о знании, происходящем из трех источников: природы, прибора и человека ».

Неклассическая наука. Образцом которой можно считать релятивистскую физику, допустила субъективные параметры в познание природных явлений. Субъект, который в классической науке выступал в роли достаточно пассивного, стороннего наблюдателя. В неклассической познавательной парадигме допускался в сам процесс добывания истины.

Постнеклассический этап развития современного научного познания выдвинул на повестку дня еще более глубокие проблемы соотношения объекта и субъекта познания, а также используемых познавательных средств.» Человекоразмерные » объекты, которые становятся объектами современного научного познания - это сложные, самоорганизующиеся, открытые системы, в которых связаны воедино объективные параметры (характеризующие природные явления и процессы) и субъективные характеристики (присущие субъектам, действующим в рамках познаваемой системы). И если первые параметры задают границы развитию и функционированию сложной системы, то вторые - дают чрезвычайно большой разброс возможностей реализации её объективных свойств и функций. Этот разброс в принципе не может быть полностью описан и просчитан как субъектом, действующим в рамках сложной системы, так и субъектом, познающим эту систему извне.

К разряду описанных выше объектов научного познания относятся локальные экосистемы (биогеоценозы), которые представляют среду обитания человека; такими объектами являются и сложные социотехнические системы - современные научно-технические комплексы; это, возможно, и космогонические процессы, интерес к которым уже выходит за рамки довольно узкого круга ученых-исследователей.

Что же касается среды обитания, технического и технологического развития, то человечество давно перешагнуло границы строго научного интереса к ним. Экологический кризис и техногенные катастрофы, которые с усиливающейся периодичностью потрясают нашу планету, актуализируют, - увы, - задним числом проблемы познания сложных самоорганизующихся систем и их регулирования в целях предотвращения катастрофических последствий.

Постнеклассический этап развития науки определяет новые ориентиры научного познания. В этом познавательном контексте уже недостаточно учета объективных параметров познаваемого объекта и влияния средств познания, объективирующих установки субъекта познания. Требуется осмысление собственно субъектных характеристик познающего субъекта - ценностно-целевых параметров его познавательной деятельности, то есть, тех целей, которые он ставит перед собой, и ценностей, которыми он руководствуется.

Познание объектов современной науки выдвигает на повестку дня вопросы так называемой «диалогики» или даже «полилогики» в отличие от «монологики», определяющей решение познавательных задач только с одной концептуальной позиции. «Диалогика» и «полилогика» требуют анализа соотношений между разными концептуальными подходами в познании одного и того же объекта. Итогом диалогического или полилогического познания является множественное знание, включающее результаты познавательной деятельности, осуществленной с различных позиций. Объект познания один (к примеру - человек и его поведение), а теорий, объясняющих его сущность - множество.

В современной науке, в отличие от классической, такая ситуация вполне допустима. Она объясняется тем, что одно и то же явление или процесс можно исследовать с помощью разнообразных методов, в разных аспектах, с различных позиций - а это естественным образом скажется на итогах познания. Оценить их истинность и значимость можно лишь в соотнесении результатов познавательной деятельности с её теоретико-методологическими и социокультурными основаниями. Первое относится к внутринаучным параметрам, второе - выходит за рамки узко понимаемых научных ограничений и представляет собой именно тот пласт современной науки, в котором воспроизводятся её социокультурные основания.

Говоря иначе, современная наука не может игнорировать зависимость используемых форм и методов, а также содержания исходных исследовательских установок от социальной структуры общества, от социальной позиции субъектов познания, от социальных стереотипов, целей и задач, которые ставятся перед познающим субъектом (обществом и им самим), ценностей, которыми он руководствуется и которые приняты в обществе (их культуры), т.е. всех тех факторов, которые всегда составляли специфику социологического анализа. Тем самым социологический аспект становится важным элементом современной научно-познавательной деятельности и современной науки в целом.

Справедливости ради следует отметить, что человекосоотнесенными параметрами сложных саморазвивающихся систем, которые исследуются в современной науке, являются не только их социологические характеристики. К ним относятся и психологические, и физиологические, и прочие антропологические показатели. Тем не менее следует выделить в ряду всех человекоразмерных параметров собственно социологические характеристики. Потому что само появление человекоразмерных объектов в современном виде - результат сложной социальной эволюции, в которой социум повлиял не только на их естественно- природные параметры, но и в значительной степени преобразовал их антропологические характеристики.

Так, локальные экосистемы - биогеоценозы (однородные участки земной поверхности с определенным составом взаимодействующих живых и косных компонентов - животных, микроорганизмов, природно-климатических условий и т. п.) - существовали, разумеется, до возникновения человека, но с появлением и включением его активности в процессы геологической и биологической эволюции эти системы приобрели именно тот вид, который мы сейчас наблюдаем. Кроме этого, человек тоже изменился в результате включения в конкретные экосистемы., а его природные способности и задатки сформировались в соответствии с теми необходимыми функциональными обязанностями, которые он выполнял в конкретной жизнеобеспечивающей системе.

В этом смысле не только глаз человека видит больше (но не дальше), чем глаз орла. Но и глаза людей разных культурно-исторических формаций, относящихся к разным историческим эпохам и типам цивилизаций, видят тоже по-разному. Поэтому строгое соотнесение объектов и субъектов познания в современной науке приобретает статус важного методологического принципа. Он выражается в установлении взаимно-однозначного соответствия между объектом познания, познавательными средствами и ценностно-мировоззренческими ориентациями субъекта познания.

Этот принцип может быть выражен как принцип моделирования, осуществляющегося в ходе познания. Модель же в этом случае должна расцениваться как воспроизведение познаваемого оригинала, но уже с включенными в это «воспроизведение» характеристиками познавательных средств и социокультурными особенностями тех, кто осуществляет исследование. Таким образом модель в современной интерпретации выступает как познавательная конструкция, которая обладает максимальной степенью конкретности, воспроизводя объект познания в его социокультурной определенности, задаваемой как субъектами, действующими в его рамках, так и субъектами, познающими его извне.

Это может быть модель технологического процесса в конкретной производственной организации и модель социально-экономического развития конкретного региона, другого территориального, национального или прочего образования. Это может быть модель экологической ситуации в конкретном регионе, в определенном районе земного шара или модель политической активности отдельных социальных групп.

Главное, что объединяет такие модели - то, что они, включая все возможные компоненты, не возводят их в ранг всеобщих, придавая силу закона. Особенные характеристики таким моделей не теряют своей единичной конкретности, и потому не позволяют на основе одной модели делать выводы обобщающего характера. Эти выводы возможны лишь при сопоставлении ряда моделей, отображающих разброс, поле возможных модификаций познаваемого объекта и учитывающих также разнообразные исследовательские установки.

Недопустима однозначная экстраполяция выводов, полученных при изучении функционирования конкретной экосистемы где-нибудь в среднеевропейском регионе, на функционирование такой же по объёму, но отличающейся качественно экосистемы на африканском континенте. Показательны в этом плане события чернобыльской катастрофы. Известно, что рекомендации японских специалистов, занимающихся ликвидацией последствий ядерной катастрофы в Хиросиме и Нагасаки, не в полной мере могут быть использованы в условиях нашей Беларуси.

Для науки любая, даже самая сложна модель существует как единичный факт. Хотя в ходе её построения и анализа выявляются некоторые эмпирические связи и зависимости, они не обладают силой закона, потому что на примере одной модели не могут получить статус существенных и необходимых. Выводы и практические рекомендации в этом случае делаются по принципу «проб и ошибок».

Обобщающие выводы эмпирического, а тем более теоретического характера возможны лишь при научном анализе моделей реальных ситуаций, происшедших в разных условиях и построенных с разными познавательными ориентациями. К несчастью, в приведенном выше примере такие возможности все более и более расширяются. Это наводит на мысль, что таков удел созданной человечеством техногенной цивилизации и обслуживающей её науки.

Вот почему в современной науке идет поиск новых научных технологий, в которых человек, познающий субъект уже не просто противостоит изучаемому объекту как чему-то внешнему, а превращается в часть исследуемой системы, которую он же и изменяет, в том числе и своими познавательными действиями. Включаясь во взаимодействие, он каждый раз имеет дело со своеобразными «созвездиями возможностей». «Перед человеком каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан. Поэтому для саморазвивающихся систем особую роль начинают играть знания запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия».

Отсюда - модифицируются некоторые фундаментальные функции и принципы научного познания. Так, функция предвидения в современном научном контексте должна выражаться не только в развертывании возможностей познаваемого объекта, но и в определении (что ещё важнее) тех границ, за которыми возможны нежелательные, если не катастрофические последствия для объекта исследования и его окружения. Таким образом, современная наука пришла к новому, постнеклассическому образу научно-познавательной деятельности. Для него характерно усиление междисциплинарных связей, во-первых; во-вторых - органичное включение в исследовательский процесс гуманитарных, человекосоотнесенных параметров; а в-третьих - современная наука как особый социальный институт столкнулась с настоятельной необходимостью проведения гуманитарной экспертизы всех своих исследовательских проектов и, желательно, на стадии их разработки, а не реализации, когда вмешательство в проведение эксперимента иногда уже невозможно. Мощным фактором развития культуры в XX веке стала наука. Создание квантовой механики, теории относительности, кибернетики, ядерной энергетики, генной инженерии, компьютерной и лазерной техники, множества других научно-технических новшеств в корне изменило научную картину мира и ее воплощение не только в научных теориях, но и в разнообразных творениях культуры. В полной мере проявилась двойственная роль технического прогресса, который дал человечеству не неисчислимые материальные блага и удобства, но, с другой стороны, принес столь же неисчисляемые бедствия, что особенно проявилось в двух мировых войнах с применением оружия массового уничтожения, а затем уже в конце столетия в варварских бомбардировках вооруженными силами НАТО городов и коммуникаций Югославии. Таким образом, научно-технический прогресс в XX веке стал слугой двух господ - добра и зла, жизни и смерти.

1. Общая характеристика культуры ХХ века…………………….3 стр.

2. Технические достижения ХХ века……………………………..8 стр.

3. Литература, искусство и архитектура ХХ века……………….12 стр.

Использованная литература……………………………………….19 стр.

1. Общая характеристика культуры ХХ века
XX столетие - самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры
Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.
В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
1) начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
2) 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),
3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура - это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений.
В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература - декадентские. Главное свойство и особенность декаданса - растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, - вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения.
В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания.
Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIX в. - романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности.
Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В своих крайних проявлениях и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов.
Модернизм - характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых средств.
Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего - как неореализм. Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес.
В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:
политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,
усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,
отрицание литературных традиций,
интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,
слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,
стремление к жанру эссе.
Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений - реализма и модернизма. Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм.
Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и ломке традиций. Для характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.
В целом для литературы XX в. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях.
В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
в заметном увеличении стремления к обобщенности образа,
исчезновении детализации,


Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в.
Абстракционизм - крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая суть художественного творчества.
Реализм в культуре XX в - это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с традицией, выдвигаются два новых течения в реализме. Одной из разновидностей реализма является неореализм, представителями которого были П Пикассо, Ф Леже, А Фу-жерон, А Цицинато.
Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века и того, чего достигло человечество к концу XX века.
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие. Ренессанский гуманизм, например, утверждающий мощь и свободу творческого человеческого духа, был элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой для немногих избранных.
Гуманистическая ориентация культуры XX века проявляет себя в различных «мирах» современного общества - экономическом, нравственном, политическом, художественном и т. д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50 процентов трудоспособного населения. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры XX века.

2. Технические достижения ХХ века
Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти восемьдесят процентов новой техники и технологий.
О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.
Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
Открытия и научные концепции (теории), в наибольшей степени повлиявшие на развитие цивилизации в ХХ веке:
1. Специальная теория относительности;
2. Общая теория относительности;
3. Квантовая механика;
4. Транзисторный эффект;
5. Теория электрослабого взаимодействия;
6. Ноосферная концепция;
7. Теория диссипативных систем;
8. Разветвленные цепные реакции;
9. Лазерный эффект;
10. Двойная спираль ДНК;
11. Ядерный магнитный резонанс;
12. Теория иммунитета;
13. Открытие функции хромосом как носителей наследственности;
14. Экспериментальное подтверждение явления квантовой телепортации;
15. Соотношение неопределенностей Гейзенберга;
16. Антропный принцип;
17. Концепция "Большого Взрыва";
18. Кварковая теория строения вещества;
19. Высокотемпературная сверхпроводимость;
20. Концепция устойчивого развития;
21. Концепция "ядерной зимы";
22. Открытие эмбриональных стволовых клеток;
23. Концепция дрейфа материков;
24. Синтез трансурановых элементов;
25. Выделение фермента теламеразы, останавливающего процесс старения клеток;
26. Закон гомологических рядов Вавилова;
27. Открытие реликтового озера Восток под трехкилометровым панцирем льда в центральной части Антарктиды;
28. Открытие групп крови;
29. Планетарная модель атома;
30. Эффект Вавилова-Черенкова (излучение света движущимся в воде электроном);
31. Дифракция рентгеновских лучей в кристаллах;
32. Космологическая теория суперструн.
Наиболее значимые технологии и изобретения:
1. Генная инженерия;
2. Интернет;
3. Клонирование млекопитающих;
4. Атомная энергетика;
5. Лазеры;
6. Компьютерные виртуальные реальности;
7. Кремниевые микрочипы;
8. Волоконно-оптическая связь;
9. Факс;
10. Мобильная телефонная связь;
11. Нанотехнологии;
12. Томография;
13. Синтез фуллеренов;
14. Телевидение;
15. Запись информации на CD и DVD-дисках;
16. Радиолокация;
17. Термоядерный синтез;
18. Молекулярные микрочипы для расшифровки геномов;
19. Реактивная авиация;
20. Синтез пластмасс;
21. Шариковая авторучка;
22. Застежка "молния";
23. Ксерокс;
24. Акваланг;
25. Перфторан (голубая кровь) – кровезаменитель на основе перфторуглеродных эмульсий;
26. Технология "чистых комнат";
27. Пузырьковая камера;
28. Ускорители элементарных частиц.
29. Роторные автоматизированные линии.
Реализованные инженерные проекты:
1. "Саркофаг" (объект "Укрытие" над 4-м блоком Чернобыльской АЭС);
2. Высадка человека на Луну;
3. Проект "Вега" (исследование вещества кометы Галлея);
4. Автомат Калашникова;
5. Экспедиция марсохода "Соджойнер" (марсианская станция "Марс Пэсфайндер");
6. Создание и испытание в СССР самой мощной водородной бомбы (50 мегатонн);
7. Космическая орбитальная станция "Мир";
8. Плотина Рогунской ГЭС (высота - 355 м);
9. Пересадка человеческого сердца;
10. Первый искусственный спутник Земли;
11. Кольская сверхглубокая скважина (достигнутая глубина - более 12 тыс. метров);
12. Ледокол-атомоход "Ленин";
13. Экраноплан "Монстр Каспия" (длина - 100 м, размах крыльев - 40 м, 10 реактивных двигателей, скорость передвижения - 800 км/час в нескольких метрах над поверхностью воды);
14. Беспилотный полет советского космического челнока "Буран";
15. Туннель под Ла-Маншем;
16. Телескоп Хаббла;
17. Программа "Геном человека";
18. Сибирский горно-химический комбинат (Красноярск-26);
19. Проект "Союз-Аполлон";
20. Здание делового центра в столице Малайзии Куала Лумпур "Петронас Твин Тауэрс", высота - 452 м;
21. Останкинская телебашня - 537 м;
22. Радиовещание, начало регулярных радиопередач;
23. Первая посадка на Венеру советского космического аппарата "Венера-з";
24. Юпитерианский зонд "Галилео";
25. Система "Спэйс Шаттл";
26. Ускоритель элементарных частиц - Большой Адронный Коллайдер в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН);

3. Литература, искусство и архитектура ХХ века
Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867-1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875-1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917-1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844-1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866-1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.
В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895-1952) и Л. Арагон (1897-1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза - романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием - использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859-1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще.
Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины XX века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием. Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871-1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах).
Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, - писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста - изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» - имел большое значение для многих писателей XX века.
Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882-1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века.
Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.
Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875-1926), создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий XX века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.
В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
заметном увеличении стремления к обобщенности образа,
исчезновении детализации,
возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей,
перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа,
сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника
Живописное искусство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в художественной среде, с другой - с трудностями для понимания инноваций широкой публикой, не сумевшей отойти от привычных академических идеалов. Неудивительно, что любая художественная выставка сопровождалась бурными обсуждениями и критикой.
Говоря об основных характеристиках архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и интенсивными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался.
Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов.
Модерн как стиль появился в конце XIX в. Его суть - в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной и по-своему логичной архитектурной формы. Архитекторы модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли на применение ассиметричных решений в группировке объемов и архитектурных деталей. Применялись манерные, абстрактные и растительные мотивы, среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В то же время проявляется тенденция к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к логичным, простым конструкциям.
Главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре.
Патент на выработку железобетонных изделий был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы гигантских пролетов при минимальных сечениях, делать летящие навесы и уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов - стен и столбов. Провозвестником нового этапа в архитектуре стала Эйфелева башня (высота 312м.), построенная их стальных сборных конструкций инженером Г. Эйфелем. Первый жилой дом, в котором были применены новые строительные принципы и материалы, был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной архитектуры довоенного времени стали огромные сводчатые ангары парижского аэропорта Орли: тонкостенный «гофрированный» железобетон, придавший сооружению выразительность и прочность.
Отказавшись от стилизаций, Ф. Райт рассматривал архитектуру как трехмерное объемно-пространственное искусство, призывал к установлению тесной связи архитектуры с природой, стремился к четкости и рациональности архитектуры. Наиболее известное произведение Ф. Райта «Дом над водопадом». Это - желание автора «романтизировать» архитектуру, теснее связывая ее с окружающей природой.
Мировая война приостановила развитие модерна, но технический уровень архитектуры продолжал повышаться.
Подъем строительства начался с 1924 г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации. Новая архитектурная школа - баухауз - стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует».
Одно из главных достижений архитектуры этого времени - попытки решения проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом буржуазной квартиры, что не могло не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах.
Широкую известность и руководящее положение в архитектуре в эти годы приобретает Ле Корбюзье, который видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов: «Дом - это машина для жилья». Единственным источником архитектурно-эстетической выразительности, по его мнению, является архитектурная конструкция. Он создавал оригинальные, элегантные и красивые здания. В качестве лидера «новой архитектуры» Ле Корбюзье выдвинул пять тезисов, определяющих современный стиль:
1. Столбы (здание на столбах, которые заменяют первый этаж);
2. Плоская крыша (с использованием ее в качестве сада),
3 Свободное оформление плана (свайная каркасная система до крыши, что дает возможность располагать внутренние стена в любых местах);
4. Удлиненное окно (вследствие каркасной конструкции горизонтальные ленточные окна могут располагаться по всему фасаду),
5. Свободное оформление фасада (каркас дает возможность распределять окна «без отношения к внутреннему членению здания»).
Именно ему принадлежит идея домов-небоскребов.
Развитие архитектуры в послевоенное время осуществлялось под лозунгом «новой архитектуры». Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» - высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов.
В СССР в послевоенное время в архитектуре существовала одна глобальная проблема - проблема обеспечения жильем, общественными зданиями, учреждениями культуры в растущих городах и строительство городов. Ускорение в решении этих задач привело к стандартизации в жилищном строительстве, к появлению скучных и одинаковых улиц, даже городов в СССР и в европейских странах социалистического блока.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
2. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Бичко А. К. та ін. Теорія та історія світової та вітчизняної культури: Курс лекцій. – К.: Либідь, 1992. – 392с.
4. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ротов-на-Дону: «Феникс», 1997 – 480 с.

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, которая закладывает основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

Актуальность темы исследования обусловлена историческими факторами. В результате беспрецедентно быстрого в мировой истории, стремительного перехода к новому общественному устройству, начавшемуся в России в начале 1990-х годах, была перечеркнута вся сформировавшаяся в советское время система ценностей, норм, представлений о жизни, да и сам уклад жизни россиян.

Одним из главных результатов реформ 90-х годов было обретение свободы культурной деятельности как в творческих, так и в организационных ее проявлениях. Однако свобода для многих творческих работников принесла потерю бюджетной поддержки, разнообразных гарантий, существовавших при советской власти, а также потерю значительной части аудитории и многое другое. Кроме того, за годы реформ кардинально изменилось место культуры в иерархии ценностей, формы и объем потребления культуры населением, как и вся парадигма культурного развития. Тем самым культура России в конце 90-х годов искала новые пути развития, дала толчок для развития современной культуры, т.к. культурные аспекты жизни человека, такие, как, например, «образ жизни», имели в то время более важное значение, чем экономический рост.

В ходе работы был проведен анализ источников, литературы который показал, что культура - это сложное, многостороннее явление, которое является неотъемлемой частью жизни человека.



Культура начинает занимать все большее место в жизни человечества. Мы определили возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума. Именно поэтому культура является важной частью социальной жизни.

Развитие культуры – это длительный, многовековой процесс. XX век – это торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов, быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов. Культура XX века – очень сложная и многогранная, поэтому определить конкретное направление её развития достаточно сложно. Можно лишь назвать отличительные черты. Индустриализация общества, активное развитие средств массовой информации, кинематографа, - всё это привело к появлению новых тенденций в культуре. Основными тенденциями в культуре конца XX века является развитие постмодернизма и активное проявление массовой культурой. Постмодернизм позволил наиболее ярко и точно отразить реальную картину общества, что и сделало это направление столь популярным не только в российской культуре, но и во всех странах зарубежья. Постмодернизм смог внести в культуру то, что раньше находилось под запретом, было лишено внимания, заключалось в жёсткие рамки. Массовая культура получила огромную популярность в обществе, так как смогла очень ярко и правдоподобно отразить существующие в обществе проблемы в таких видах искусства, как кино, литература, музыка. Несмотря на то, что массовую культуру называли «низшим искусством», она отвечала потребностям массовой аудитории, обеспечивая возможность развлечения, игры, отдыха. Массовая культура сохранила связи с так называемой народной культурой, что показывают существование таких видов искусства как народные танцы и песни, цирк, эстрада.

Культура России на рубеже XX-XXI веков развивалась в сложной политической и экономической ситуации в стране. В культуре происходили резкие, противоречивые изменения. Но несмотря на это, культурная жизнь страны в этот период стала намного разнообразнее. Возрастала роль средств массовой информации, проводилась политика «гласности», начали печататься ранее запрещённые литературные произведения, возвращались культурные деятели, которые ранее были вынуждены покинуть страну. Наибольший расцвет получили такие виды искусства, как кинематограф, театр и музыка.

Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблем в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира.

Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене.

Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыки угас. Поэтому музыкальное искусство тоже прошло сложный период в своём развитии. Музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей. Композиторы академической ориентации сегодня продолжают активно сочинять музыку. Более того, её развитие, ранее скованное нормами «соцреализма», ныне очень динамично. В настоящее время активное развитие получают различные виды классической музыки: от «камерной музыки» до духовной. Музыканты-исполнители высокого класса, в предыдущие десятилетия ориентированные на Запад, возвращаются на Родину. С трудом развиваясь на новой рыночной основе, высокое искусство постепенно возвращает себе духовный авторитет в обществе. Развитие музыки в конце XX начале XXI века показало и её безграничные возможности развития,

Таким образом, автор делает вывод, что даже, несмотря на всю сложность положения в стране культура не стояла на месте, она развивалась, искала новые формы, направления и виды. Это происходило потому, что все это время в нашей стране были люди, которые действительно волновались за культурное будущее нашей страны, они упорным и бескорыстным трудом и преданностью своему делу, практически без поддержки государства, не только остановили развал культурного наследия нашей страны, но и создали предпосылки для его нынешнего возрождения. На рубеже XX-XXI века культура России прошла сложный период в развитии и, наконец-то, стала постепенно вставать на нужный путь развития, чему способствовал её выход на мировой уровень.

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

1) х=100b+70+a; 2) x=100a+70+b; 3) x=ab; 4)x=700+10a+b.
б) Известно, что m и n - цифры. Выпишите формулу, выражающую число у, состоящее их 5 сотен, m десятков и n единиц:
1) y=100m+50+n; 2)y=100n+50+m; 3) y=5mn; 4) y=500+10m+n.

Решение:
а) а сотен - это 100а, 7 десятков - это 70, b единиц - это просто b. Число х=100а+70+b/
Ответ: 2)

2. а) Известно, что s-t=-1,3. Укажите выражение, значение которого равно 2,6:
1) (t-s) 2 ; 2) (t-s):2; 3) 2(t-s); 4) s-t-1,3.
б) Известно, что m-n=-2,1. Укажите выражение, значение которого равно 4,2:
1) (n -m) 2 ; 2) (m-n):2; 3) -2(m-n); 4) m-n-2,1.

Решение:
а) Т . к . s-t=-1,3, то t-s=1,3. 1) (t-s) 2 = 1,3 2 =1,69 ; 2) (t-s):2 =1,3:2=0,65 ;
3) 2(t-s) =2 × 1,3=2,6 ; 4) s-t-1,3 =-1,3-1,3=-2,6 .
Ответ: 3).

3. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х 2 -7х+10; б) х 2 -10х+16.

Решение:
а) Найдем дискриминант: D=49-40=9. Вычислим корни: x 1 =(7+3):2=5; x 2 =(7-3):2=2.
Тогда х 2 -7х+10=(х-5)(х-2).
Ответ: (х-5)(х-2).


4. Сократите дробь:

Решение:
а) В числителе вынесем за скобки общий множитель 9b:



5. Сократите дробь:

Решение:

а) В числите воспользуемся формулой разности квадратов, в знаменателе вынесем общий множитель 3 за скобки.

6. Упростите выражение:

Решение:




7. Разложите многочлен на множители:

а) 2x+4y-xy-2y 2 ; б) xy-6x+3y-2x 2 .


Решение:
а) Сгруппируем первое со вторым слагаемые и третье с четвертым:
2x+4y-xy-2y 2 =(2x+4y)+(-xy-2y 2 )=2(x+2y)-y(x+2y)=(x+2y)(2-y).

Ответ: (х+2у)(2-у).


8. Найдите, при каких значениях переменной не имеет смысла выражение:

Решение:
а) Выражение не имеет смысла, если знаменатель равен нулю. Найдем значения переменной х, при которых a 2 -16a равно нулю:
a 2 -16a=0,
а(а-16)=0,
а=0 или а-16=0,
а+0 или а=16.
Ответ: 0; 16.



9. Сократите дробь:

Решение:
а) Вынесем в числителе общий множитель а за скобки, в знаменателе за скобки вынесем общий множитель b:



10. Сократите дробь:

Решение:


11. Разложите на множители:

а)2х 2 -20ху+50у 2 -2; б)3х 2 +12у 2 +12ху-12.


Решение:
а) Вынесем общий множитель 2 за скобки, затем воспользуемся формулой квадрата разности и формулой разности квадратов: 2х 2 - 20ху+50у 2 -2=2(x 2 - 10xy+25y 2 -1)=2((x-5y) 2 -1)=2(x-5y-1)(x-5y+1).

Ответ: 2(x-5y-1)(x-5y+1).


12. Сократите дробь (№ 2/4/17 :


Решение:

14. а) Первое натуральное число при делении на 5 дает остаток 2, а другое - остаток 3. Найдите, какой остаток получится при делении на 5 удвоенного произведения этих чисел.
б) Первое натуральное число при делении на 9 дает остаток 6, а другое - остаток 1. Найдите, какой остаток получится при делении на 9 произведения суммы и разности этих чисел.

Решение:
а) Обозначим первое число х, тогда используя формулу деления с остатком его можно записать следующим образом: х=5b+2.
Обозначим второе число у, по формуле деления с остатком у=5а+3.
Найдем удвоенное произведение этих чисел:
2ху=2(5b+2)(5a+3)=(10b+4)(5a+3)=50ab+30b+20a+12=5(10ab+6b+4a+2)+2.
Мы представили удвоенное произведение в виде формулы деления с остатком на 5, следовательно остаток равен 2.
Ответ: 2.

15. Найдите х из пропорции (№ 2.5.28 :
Решение:
а) Преобразуем числитель первой дроби:
25-n 2 -2mn-m 2 =25-(n 2 +2mn+m 2