Отец евмений персональный. Игумен Евмений: биография, деятельность и интересные факты. Конфликты с единоверцами

Смех - лечебное средство, которым человека наградила сама природа. И это лекарство не имеет побочных действий.

Еще 2000 лет назад Гиппократ отмечал в одном из своих сочинений пользу смеха и рассматривал его как лечебное средство.

Лев Толстой утверждал, что смех рождает бодрость, а Максим Горький писал, что "умный смех - превосходный возбудитель энергии".

Во многих странах мира для лечения разных заболеваний применяется "смехотерапия". К примеру, в Америке в больницах работают клоуны, как в детских, так и во взрослых, благодаря такой терапии у больных поднимается дух, помогающий справиться с недугом, и укрепляется здоровье. В Японии смехотерапия применяется в учреждениях для больных туберкулезом.

Также учеными доказано, что примерно 20 минут смеха в сутки продлевает жизнь человека на один год. Как показывают всё те же многочисленные исследования, а также практический опыт, даже если вам не смешно, но вы всё-таки пытаетесь улыбнуться - в организме срабатывает механизм, отвечающий за смех и начинают действовать все мышцы, которые помогают расслабиться и снять напряжение, а как результат - вы получите хорошее настроение.

Некоторые ученые называют смех "социальный рефлекс", потому что, когда мы видим улыбающегося и смеющегося человека - у нас тоже поднимается настроение, потому что он заражает нас своим весельем и позитивным настроем. Английские ученые доказали, что если человек отличается веселым характером, то это позволяет снизить заболеваемость разными недугами на целых 50 %.

В связи с тем, что смех людей снижает количество гормонов стресса, это помогает лечить неврозы разного и даже физическую боль.

Есть несколько противопоказаний для использования смехотерапии: это люди с болезнями глаз, люди с грыжей - им не рекомендуется долго смеяться, люди после операции и беременные женщины с угрозой выкидыша - им нельзя напрягать мышцы живота. Для всех остальных, здоровых и больных, смех - настоящее лекарство.

В 70 годах 20 века в университете Лос-Анджелеса была организована кафедра проблем смеха, изучающая вопросы влияния смеха на здоровье и использование смехотерапии для лечения людей.

В настоящее время выделяют три направления геотологии (смехотерапии):

· Классическая смехотерапия - проведение психологом индивидуальных или групповых занятий, на которых люди смеются (рассказывают анекдоты, курьезные случаи, слушают хохот, смотрят комедии).

· Медицинская клоунада - представления медицинских работников перед пациентами больниц.

· Йога смеха, разработанная индийскими медиками, обучает человека смеяться легко и непринужденно, естественно и часто.

психология смех терапия лечебный

Типы смеха

Психологи различают пять типов смеха.

Первый тип: смех - на а (ха-ха). Это совершенно открытый, облегчающий, полный согласия с окружающим миром смех; он может характеризовать наивно-веселый нрав; прекрасное, беззаботное настроение; оптимистический настрой и положительное отношение к людям и к существующей проблеме.

Второй тип: смех - на е (хе-хе). Это не очень симпатичный смех, напоминающий нечто блеющее, иногда дерзкий или завистливый. При этом, чем более открыта гласная, тем больше выражено злорадство и презрение. Такой смех всегда сохраняет определенную дистанцию между людьми.

Третий тип: смех - на и (хи-хи). Это не облегчающий смех "изнутри наружу", а хихиканье, уходящее вглубь себя; смесь иронии и злорадства, скрытности и хитрости, с неявным подтекстом и умыслом.

Четвертый тип: смех - на о (хо-хо). Такой смех звучит хвастливо или угрожающе, с некоторым удивлением, сомнением или критически, иногда издевательски или протестующе.

Пятый тип: смех - на у (ху-ху). Это уже не настоящий смех, а скорее страх, боязливость; он может характеризовать стремление скрыть внутреннюю напряженность и незащищенность, а иногда и панику.

Из этих пяти типов смеха здоровым является первый, выражающий радость и удовольствие, искреннюю и естественную реакцию на смешное. Звучать такой смех может и громко, и тихо, и звонко, и глухо. Это уже свойства нашего темперамента, голосовых связок, а также ситуации и пр.

В зависимости от ситуации, смех может быть по-разному эмоционально окрашен. Эти различия передаются писателями при описании определённой ситуации, в той или иной письменной форме. Так, "бру-га-га" (бу-га-га ) носит откровенно издевательский характер, а "хи-хи-хис" - заискивающий, и т.д. Особым проявлением эмоции является также т. н. "смех сквозь слёзы".

Смех открытый и легкий, когда человек смеется "от души" - как правило, свидетельствует о его хорошем, беззаботном настроении и положительном отношении к окружающим людям. С таким человеком легко и приятно общаться, он может быть надежным и верным другом, способным поднять настроение в любой ситуации.

Блеющий смех, словно подразумевающий издевку, обычно свидетельствует о том, что между людьми существует особая дистанция. Такой тип смеха говорит о злорадстве и презрении по отношению к другому человеку.

Хихиканье - не нравится никому, особенно, если оно откровенно злорадное и несет явный негативный подтекст. Такой смех можно сравнить с тявканьем гиены - впечатления о таком человеке настораживающие и обычно вызывающие опасения.

Хвастливый смех звучит громко и раскатисто. Такой человек не чувствует в вас конкуренции, скорее всего, он считает себя гораздо значительнее и важнее вас. Хотя нередко такой смех является своеобразной "маскировкой" слабого человека или человека, впадающего в панику, напуганного какой - либо неприятной вестью.

Обыкновенный смех бывает двух видов: сдержанный и искренний; для каждого из них есть причина.

Ненормальный смех бывает трех типов: навязчивый, вынужденный и притворный; у этих разновидностей причины нет.

Лечение смехом — что может быть приятнее и доступнее?

СМЕХОМ ДОСТИГАЕТСЯ ГАРМОНИЯ ДУШИ И ТЕЛА. (Эммнуил Кант)

Как появилась эта методика?

В современном мире началом смехотерапии считается случай с американским журналистом по имени Норман Казинс, главным редактором журнала «Saturday Reviev». Он страдал анкилозом – неподвижностью суставов.

Лечение лекарствами повлекло за собой побочные эффекты, а диагноз врачей был самым неутешительным.

Норман отказался от всех лекарств, подобрал правильное питание и самое главное – смех. Смеяться ему было очень тяжело – малейшая мимика вызывала сильные боли. Ему скорее хотелось кричать, чем смеяться.

Друзья принесли Норману множество кассет с записью комедий, юмористические книги.

Сначала ему с большим трудом удавалось улыбаться, а затем, постепенно, и смеяться. Боли стали уменьшаться, он смог пошевелить руками. Это настолько его обрадовало, что он просто расхохотался и продолжил «лечение».

На борьбу с болезнью ушли месяцы, но Норман достиг, казалось, невозможного – он не только вновь стал работать, но даже смог вернуться к любимым им гольфу и верховой езде.

После таких результатов журналист понял, что любые положительные эмоции, а тем более радость и смех могут спасти жизнь тогда, когда врачи только разводят руками.

Так кому же юмор строить и жить помогает?

Итак, кому, «скока и по скока» — поехали по пунктикам!

Долголетие

Один час радости продлевает жизнь на целый год!

6-летний ребенок смеется приблизительно 300 раз в день, взрослый же – всего 15.

Искренний, от всей души смех продлевает жизнь, это отличная профилактика многих заболеваний!

При смехе задействованы до 80% мышц, в т.ч. лицевые, живота и диафрагмы. Дыхание учащается, а значит, улучшается кровоснабжение тканей и внутренних органов, и это в то время, когда мышцы спины и шеи, напротив, отдыхают, что очень благотворно для головного и спинного мозга.

Оптимисты выздоравливают гораздо быстрее пессимистов.

ВЕСЕЛОМУ ЖИТЬ ХОЧЕТСЯ, ПОМИРАТЬ НЕ МОЖЕТСЯ (Народная мудрость)

Заболевания, при которых помогает лечение смехом

АЛЛЕРГИЯ – в связи с повышением иммунитета ослабляется воздействие аллергенов.

АРТРИТ – ослабляется боль

АСТМА – уменьшаются приступы, увеличивается выносливость организма.

БЕССОННИЦА – смех на ночь гарантирует хороший сон.

КТО МНОГО СМЕЕТСЯ, ТОТ И СПИТ ХОРОШО. Профессор из Бонна

ГАЗООБМЕН ускоряется в 3-4 раза.

ГИПЕРТОНИЯ – Смех нормализует давление. Сначала оно поднимается, затем постепенно снижается. Но необходима осторожность. Во время смеха кровеносные сосуды расширяются.

После 10 минут смеха давление крови снижается на 10-20 мм ртутного столба.

ДЕТИ

Даже младенцы смешливых матерей редко болеют простудными заболеваниями

ДИАБЕТ – смех подавляет выработку четырех основных гормонов стресса и положительно воздействует на уровень сахара в крови.

В Бразильском Центре здоровья практикуется такой вид лечения – один раз в неделю нужно всего лишь громко смеяться всем вместе.

Для этого используют … бои на газетах, совместное распевание караоке. Конечная цель врача – «довести пациентов до слез» (от смеха, конечно).

Снижается сахар в крови.

ДИАФРАГМА – смех благотворно воздействует на ее работу

ЖЕЛУДОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

«10 раз ты должен смеяться в течение дня и быть веселым – иначе будет тебя ночью беспокоить желудок, это отец скорби» — мудрость древних

ИММУНИТЕТ

При смехе в нашем организме вырабатывается в очень большом количестве иммуноглобулин, который защищает нас от вирусов и болезней.

КИШЕЧНИК – улучшается перистальтика

ЛЕГКИЕ – во время смеха насыщаются всеми необходимыми для нормального дыхания веществами.

Смех по сути дыхательная гимнастика. Различные виды смеха влияют соответственно и на разные органы. Хороши все, но самое лучшее – это глубокий смех, хохот.

ЛЕГКИЕ, БРОНХИ, ВЕРХНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ – за счет того, что при смехе вдох становится более длинным и глубоким, а выдох укорачивается и усиливается, легкие полностью очищаются от воздуха. Улучшается вентиляция бронхов.

Усиливается снабжение тканей кислородом.

Смех облегчает выход мокроты из дыхательных путей.

10 минут смеха улучшают дыхание.

Лечение смехом — 2 часть

МАССАЖ – у смеющегося человека задействуются даже те мышцы, которые не прорабатываются физическими упражнениями или работой (!).

Во время смеха организм сам задает наиболее полезную и эффективную для себя частоту вибраций.

ОБМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ – улучшаются и ускоряются.

ОЗОНОТЕРАПИЯ – смех снимает мышечные спазмы, насыщает ткани кислородом, тем самым омолаживает организм. Отличная замена дорогостоящих сеансов!

ОМОЛОЖЕНИЕ – у часто смеющихся людей более моложавое лицо, потому что при унынии напряжены 43 лицевые мышцы, в то время как при улыбке только 17.

ОНКОЛОГИЯ – при смехе организм активирует собственные механизмы защиты: Т-лимфоциты, которые очень важны для профилактики рака, и гамма-интерферон, который значительно снижает размножение опухолевых клеток.

Во многих американских онкологических клиниках обязателен просмотр комедий, рассказывание анекдотов и, конечно, клоуны в халатах.

В одном из раковых центров врачи практикуют «ха-ха, хи-хи» — терапию. Для этого нужно всего лишь произносить простейшие звуки, приветствуя друг друга, играть в подвижные игры, общаясь между собой. Но это лечение, конечно, доступно не каждому – некоторые больные слишком погружены в свои переживания, тяжелые думы о болезни.

ОТДЫХ – 5 минут смеха от души заменяют 40 минут полноценного отдыха – расслабляется 80 (!) различных мышц.

Лечение смехом заболеваний — 3 часть

ПОЖИЛЫМ – основатель первого в мире хора смеха Томас Дрегер: «Когда я смеюсь, я не думаю».

Думается, эта фраза полезна и молодым — студентам, и людям среднего возраста с большой умственной нагрузкой, вообще всем, в особенности людям преклонного возраста в домах престарелых – они очень угнетены собственным состоянием, сдавшим здоровьем и невеселыми мыслями.

ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ – веселые и смешливые реже болеют кашлем и простудой.

Зимой смеяться особенно полезно!

СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА, реабилитация жертв ИЗНАСИЛОВАНИЯ – значительно уменьшаются болевые синдромы.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

ВЕСЕЛОЕ СЕРДЦЕ ЖИВЕТ ДОЛГО (Уильям Щекспир).

Врачи заметили – «сердечники» смеются редко, но часто сердятся и раздражаются.

Смех укрепляет клетки внутренней поверхности кровеносных сосудов и сердечных полостей. Повышается их тонус. У людей с развитым чувством юмором на 40% снижается риск заболеваний сердца.

1 минута смеха равна 25 минутам аэробики. Так что, если в какой-то момент Вам будут противопоказана физическая нагрузка – посмейтесь!

10 минут смеха нормализуют частоту сердечных сокращений.

В итоге — для улучшения работы сердца достаточно смеяться хотя бы 15 минут в день – улучшается кровообращение и лучше работает сердце.

При смехе скорость кровотока возрастает на 22%!

ВЕСЕЛОЕ СЕРДЦЕ БЛАГОТВОРНО КАК ВРАЧЕСТВО, А УНЫЛЫЙ ДУХ СУШИТ КОСТИ. (Библия)

СПИД – больные излечиваются быстрее и чаще.

ФИЗИЧЕСКИЕ БОЛИ – особенно при артрите, повреждениях позвоночника, неврологических заболеваниях. Смех и шутки очень полезны страдающим от постоянных болевых ощущений.

ХОЛЕСТЕРИН – во время смеха снижается уровень «плохого» холестерина.

Лечение смехом для похудения

1 просмотренная комедия «убивает» 2 шоколадки и один ужин.

15 минут смеха сожгут плитку шоколада.

1 минута смеха равна 15 минутам езды на велосипеде.

Веселье в течение часа уравнивается часовой спринтерской пробежке.

1 минута здорового смеха адекватна 10 минутам бега в хорошем темпе.

Смех, конечно, не может полностью заменить спорт – как минимум 3 раза в неделю все же необходимо давать организму физическую нагрузку (посильную для больных).

Но лучше всего сочетать то и другое.

СМЕХ ЛУЧШЕ СПА-ПРОЦЕДУР – он заменит массаж, кислородный коктейль и релаксацию.

Учитесь громко и искренне хохотать.

СМЕХ ЗАМЕНЯЕТ ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТУ, т.к. включаются более 100 мышц. Настоящий смех захватывает все тело – такое состояние называется генерализацией.

1 минута смеха равна 25 минутам аэробики или получасовой пробежке.

Человек, который может посмеяться над собой, надолго остается здравым телом и душой.

Противопоказания

«Разве могут быть у смеха противопоказания?» — спросите Вы. К сожалению, да – они есть.

Грыжа, давний геморрой, глазные осложнения — первые из них.

Больные, перенесшие недавно серьезную хирургическую операцию, обязательно должны посоветоваться с врачом.

Больные туберкулезом, хроническим бронхитом и другими респираторными инфекционными заболеваниями, связанными с выделением мокроты, должны подумать об окружающих, чтобы не распространить инфекцию.

Даже совершенно вроде бы здоровый человек, если он вдруг начал испытывать дискомфорт при смехе, должен прекратить смеяться и выяснить у врача причину.

Немножко о собственных результатах)

Прежде всего, я обожаю остроумных или просто жизнерадостных людей – тех, которые ценят каждый миг своей жизни, умеют быть благодарными и видят в каждой жизненной ситуации не минусы и проблемы, а видят новую задачу, которую нужно решить и ищут варианты этого решения — так называемый «мозговой штурм».

В конце этой статьи хочется рассказать о собственных результатах. Прежде всего я сама очень смешлива.

В застойные времена очень трудно было купить книги – многие, думаю, помнят об этом.

И — о чудо! Удалось купить целый альманах анекдотов. Счастье невероятное, но с большими последствиями)…

Что бы я ни видела вокруг себя, практически в каждой ситуации в голову сразу приходил анекдот по теме, и в неприятных случаях я видела уже не негативную, а именно смешную сторону. И это очень помогало!

Давно уже самая хорошая колыбельная для меня – чтение на ночь юмористических журналов. Записываю любимых юмористов. И когда не могу уснуть от неприятных мыслей, применяю самое надежное «снотворное». Все плохое уходит из головы, и засыпаю я счастливой и умиротворенной.

Слова мудрых

ВЕСЕЛОЕ СЕРДЦЕ БЛАГОТВОРНО КАК ВРАЧЕСТВО, А УНЫЛЫЙ ДУХ СУШИТ КОСТИ. (Библия)

ПРИБЫТИЕ ПАЯЦА В ГОРОД ПОЛЕЗНЕЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕМ 10 НАГРУЖЕННЫХ ЛЕКАРСТВАМИ МУЛОВ. (Еще 400 лет назад)

МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК – ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК (Настоящая истина).

Уважаемый Читатель!

Поверьте, это самое настоящее и лечение, и оздоровление! Каждому из нас оно доступно и не только безопасно, но и очень приятно и, конечно, эффективно!

Радуйтесь и улыбайтесь всему, что видите вокруг себя. Это, в конце концов, такая же простая привычка, как чистка зубов) Только чистить Вы будете не зубы, а то, что намного важнее — свою Душу.

Пословицу «В здоровом теле — здоровый дух» можно и перефразировать — все в нас настолько взаимосвязано, что трудно сказать, что же первично.

Не бойтесь осуждения лишенных чувства юмора людей, и здоровье Ваше будет улучшаться c каждым днем! И совсем скоро Вы будете смотреть на мир иными, совершенно другими глазами – глазами Любви, Благодарности и Радости!

От всего сердца желаю Вам Счастья, Здоровья и , конечно,

много-много улыбок и искреннего, благодатного, исцеляющего телу и душу смеха!

Как вы думаете, откуда берутся царевны-несмеяны? И главное - как их вылечить? Предлагаю поговорить именно об этом.

Смехотерапия - это как?

Основоположником смехотерапии (лечения смехом) считается Норман Казинс, который страдал неизлечимым, по версии официальной медицины, заболеванием - анкилозирующим спондилитом. Страдая от сильных болей, будучи не в состоянии передвигаться, он начал целенаправленно использовать смех в своем лечении. Кинопроектор с кинокомедиями в комнате, где находился больной, работал практически круглосуточно.

Сначала Норман Казинс почувствовал обезболивающий эффект от смеха и улучшение сна. В дальнейшем изменения в его состоянии стали просто феноменальными, и Норман полностью исцелился, вернулся к работе и занятиям спортом.

Этот случай в 1976 году всколыхнул научный мир. Нормана Казинса назвали человеком, рассмешившим смерть. А науку, которая с той поры начала пристально изучать возможности смеха, - гелотологией .

Научный подход

В XXI веке исследования воздействия смеха на организм человека вышли на новый уровень. Словосочетание «лечение смехом» для многих людей окончательно перестало быть образным выражением и теоретической абстракцией. О лечении смехом теперь говорят серьезно, и ученым есть что возразить скептикам, считающим, что это миф.

То, что лечение смехом не миф, подтверждается научными фактами. Совсем недавно, в январе 2018 года, в международном журнале Diabetes Research and Clinical Practice («Исследования диабета и клиническая практика») вышла статья, которая так и называется: «Гомеостатическое влияние смеха на диабетические сердечно-сосудистые осложнения: миф превратился в факт». В статье представлено клиническое исследование воздействия смеха на состояние больных сахарным диабетом второго типа и достоверно показано, что смех может защитить их от опасных осложнений болезни.

Многочисленные свидетельства из различных клинических и экспериментальных исследований также доказывают, что смех может снизить уровень глюкозы в крови и уровень кровяного давления.

Каким должен быть смех, чтобы оказать такой волшебный эффект?

Норман Казинс использовал так называемый юмор-стимулированный смех - мы называем его естественным смехом. А что, если человек будет смеяться фальшиво, то есть, не задействуя чувство юмора, начнет изображать смех и затем продолжать смеяться?

Ответ дает апрельская статья в журнале Complementary Therapies in Medicine («Дополнительные методы лечения в медицине»), посвященная исследованию эффектов естественного и фальшивого смеха на сердечно-сосудистую систему. В эксперименте участвовали 72 человека, участников поделили на три группы.

В первой группе испытуемых попросили сгенерировать искусственный смех, во второй люди смеялись под влиянием юмористических фильмов, а в третьей, контрольной группе участникам демонстрировали неюмористический документальный фильм.

Результаты получились поразительные. Было продемонстрировано, что в первой группе испытуемых имитированный смех вызывал бóльшие изменения частоты сердечных сокращений и вариабельности сердечного ритма по сравнению со второй группой, кроме того, количество смеха, «произведенного искусственным путем», было больше, чем в группе «естественного» смеха (а ведь именно количество смеха определяет силу воздействия на сердечно-сосудистую систему, при этом эффект смеха аналогичен эффекту от физических упражнений).

Это и другие исследования показывают, что влияние смеха не зависит от того, естественным ли путем он возник или начинался как искусственный. А значит, можно утверждать, что для лечения смехом открыты безграничные возможности! Нет нужды в том, чтобы подбирать ключ к каждому отдельному человеку в попытках рассмешить его, терапия смехом возможна даже для тех, кто в силу своего душевного состояния не в силах засмеяться естественно, например для больных депрессией.

Искусственный смех через определенное время после начала сеанса переходит в естественный. Таким образом, задача смехотерапевта заключается в том, чтобы стимулировать сначала искусственный смех, потом создать условия для его перехода в естественный, а дальше поддерживать его как можно дольше!

Заразительная терапия

Смех заразителен, и в этом заключаются еще один бесценный подарок природы и подсказка нуждающимся в помощи - лучше всего заниматься смехолечением в группе. Кроме того, в группе лучше всего получать поддержку и преодолевать стеснение.

Куда можно обратиться за смехолечением? Во многих странах группы смехотерапии существуют при лечебных центрах и больницах и используются в качестве вспомогательного метода при лечении самых тяжелых заболеваний (например, в Cancer Centers Treatment of America).

В России набирает силу движение йоги смеха, основал которое доктор Мадан Катари в 1995 году в Индии. Именно он собрал первую группу людей, для того чтобы посмеяться в целях оздоровления в парке Мумбаи. Маленькая группа начала стремительно расти, к ней присоединялись все новые и новые участники, а теперь движение йоги смеха по всему миру насчитывает тысячи людей.

Основоположники йоги смеха обратили внимание на то, что эффекты естественного смеха и смеха, вызванного искусственным путем, идентичны, и получили возможность проводить занятия в любой аудитории, минуя языковые барьеры и различия в чувстве юмора. Кроме того, идеи смехолечения были дополнены дыхательными практиками, медитациями и уникальными упражнениями.

На данный момент люди во всем мире с благодарностью пользуются этим опытом. Существует Международная федерация йоги смеха, имеющая свое представительство и в России. В разных городах уже открыты клубы йоги смеха, где ждут всех желающих попробовать на себе новый способ терапии, а по сути, новый стиль жизни.

Откуда берутся несмеяны?

Итак, полезность и жизненная необходимость смеха очевидны. Почему же некоторым людям трудно смеяться? Они говорят: «Да, вы, конечно, правы насчет целительного воздействия смеха. Но это не для меня. Мне не до смеха». Возможно, в определенных случаях не обойтись без помощи психолога. Пройдите простой тест, и вы поймете, как обстоит дело со смехом в вашей жизни.

1. Смеетесь ли вы каждый день не менее одного часа в день?

  • Да - 2 балла.
  • Иногда - 1 балл.
  • Нет - 0 баллов.

2. По какой причине вы смеетесь?

  • Могу смеяться и без причины, лишь бы посмеяться - 2 балла.
  • Смеюсь над разными шутками и приколами - 1 балл.
  • Рассмешить меня сложно, для этого нужен очень тонкий юмор - 0 баллов.

3. Громко ли вы смеетесь?

  • Да, бывает, что люди оборачиваются, если я смеюсь - 2 балла.
  • Смеюсь не громче, чем остальные - 1 балл.
  • Нет, я смеюсь про себя - 0 баллов.

4. Какая часть тела задействована у вас при смехе?

  • Вибрирует весь живот, сокращается диафрагма - 2 балла.
  • Задействованы плечи и мышцы лица - 1 балл.
  • В смехе участвуют только губы и щеки - 0 баллов.

5. Считаете ли вы справедливой поговорку «смех без причины признак дурачины»?

  • Да - 0 баллов.
  • Нет - 1 балл.

Результаты теста

8–9 баллов

Вы настоящий «Хохотун» или «Хохотушка».

«Смеяться» и «дышать» - для вас это слова-синонимы. И вы правы. При смехе мы дышим очень интенсивно. Только лишь скорость выдоха при активном смехе составляет 100 км/ч. Клетки насыщаются кислородом, а это значительно повышает нашу работоспособность. Соответственно, чем громче и активнее мы смеемся, тем лучше это для здоровья. «Хохотун» заводит всю компанию, начиная смеяться первым. Это очень энергичный и позитивный человек, к которому тянутся люди.

6–7 баллов

«Скромник».

Вы любите смеяться, но излишне скромничаете, сдерживаете эмоции во время смеха. Вы не часто смеетесь первым, но если другие смеются, то не упустите возможность подхватить веселую волну. Смех - ценный ресурс в вашей жизни, и об этом вам ни в коем случае нельзя забывать, особенно в кризисные и непростые моменты жизни. Смелее и громче смейтесь трудностям в лицо.

3–5 баллов

Вы - «Эстет» в области смеха.

Рассмешить вас сложно, вы не тратите энергию на непосредственный, бездумный смех. Вы слывете серьезным человеком без чувства юмора, хотя на самом деле это может быть и не так. По вашему мнению, взрослому человеку не пристало вести себя как ребенку. Такая позиция, вне всякого сомнения, имеет право на жизнь. Однако вы лишаете себя целительного инструмента, данного нам самой природой. Безудержный смех погружает человека в состояние естественного ребенка, позвольте ему пробудиться в вас.

Меньше 3 баллов

Вы - «Царевна Несмеяна».

Смех - естественное для человека состояние, в случае его практически полного отсутствия в жизни можно заподозрить либо депрессию, которая требует лечения, либо наличие причин психологического характера.

Причины, которые не дают людям смеяться в полную силу

1. Детский травматический опыт. Как правило, ситуации, поспособствовавшие воспитанию царевны-несмеяны любого пола, надо искать в дошкольном детстве. Это могут быть наказания, постоянные одергивания, осуждение со стороны взрослых.

На фотографиях из раннего детства улыбки детей зачастую всегда необыкновенно заразительны, а смех всегда заливистый и ничем не скован. Что же происходит потом с этими улыбками и смехом? Требования социума бывают строги к детскому смеху. Кого-то довольно жестоко наказывали за громкий несдерживаемый смех, регулярно ставили в угол в детском саду, стыдили. В итоге смех спрятался. И теперь его не так просто достать.

Мешает неосознанный страх, ведь человек, как правило, не помнит об этих ситуациях. Нужно вывести страх на осознанный уровень и заново научить человека смеяться. В условиях, когда вокруг много людей громко смеются, он может засмеяться, так как получает «разрешение» на смех.

2.Смех может привлекать внимание. Те, кому в детстве было «выгодно» и более безопасно быть незаметным и удобным ребенком, разучились смеяться громко и заливисто.

3. Неудовлетворение собственной внешностью. Проблемы с зубами, их нехватка или ношение брекетов могут ограничивать улыбку и смех. Стеснение создает привычку не смеяться вообще, а вместо этого криво и сдержанно ухмыляться, такая привычка может надолго остаться даже после окончания лечения.

4. Нахождение в рабстве социальной роли. Люди часто приписывают определенным социальным ролям линию поведения, предполагающую серьезность. Мы ждем от «серьезных» людей «серьезного» поведения. В плен социальной роли часто попадают люди определенных профессий, социального статуса, а также матери и отцы семейств.

Примеры встречаются нам в жизни, литературе и кинематографе.

- Что собой представляет ваша кузина?

- Белла? Жутко унылая женщина. Верно, Чарльз?

- Очень унылая. Чем-то напоминает уховертку. Хотя преданная и любящая мать…

Агата Кристи, «Немой свидетель»

Что ж, если вы - царевна-несмеяна, вам придется потрудиться, чтобы впустить смех в свою жизнь, обратить внимание на то, сколько и как вы смеетесь, и изменить свое отношение к смеху.

Выбор за вами: лекарства и уныние с одной стороны и смех - с другой. Сложности преодолимы! Заметьте, Норман Казинс поначалу прикладывал усилия, чтобы смеяться, ведь ему было совсем не до смеха, а в итоге он получил потрясающий результат.

Давайте отнесемся к смеху серьезно! Давайте смеяться!

От редакции

Еще один необычный вариант терапии, который поможет раскрепоститься и справиться с психологическими проблемами, - это песочная терапия. Зачем взрослым людям «лепить куличики», объясняет психолог Анна Кутявина : .

Если еще совсем недавно статьи, книги и любые материалы на тему самопомощи, позитивного мышления, оптимизма были невероятно популярны, то теперь это начинает идти на спад. Профессор психологии из Дании Свен Бринкман написал книгу «Конец эпохи self-help. Как перестать себя совершенствовать» , в которой отучает читателей «становиться лучшей версией себя». Звучит неожиданно, не правда ли? Определить для себя, стоит ли вам читать эту книгу и созвучны ли идеи автора с вашими мыслями, можно, прочитав саммари ключевых моментов книги: .

«У меня, видимо, такие представления о Боге, в которых невозможно разочароваться», - сказал в интервью для KV игумен Евмений Перистый. Его жизненная позиция удивительно точно иллюстрирует слова Спасителя «Дух дышит, где хочет» (Евангелие от Иоанна).

Игумен Евмений Перистый - священнослужитель Русской Православной Церкви с 1989 года, с 1992 по 2006 год - настоятель Макариев-Решемского монастыря в Ивановской области, с 2006 по 2008 год - сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата. Сейчас он - сотрудник Центра реабилитации наркозависимых «Отчий Дом». (дер. Мухортово, Кинешма, Россия), а также автор книг «Пастырская помощь душевнобольным», «Духовность как ответственность», «Здравствуй, малыш (книга о здоровой беременности)», «Аномалии родительской любви», «Луч надежды в наркотическом мире», «Батюшка, я – наркоман», «О побеждающем христианстве», «Притчи православного миссионера», «Царство, которое внутри».

- Как Вас лучше представить?

Игумен Евмений: Сотрудник Центра восстановления «Отчий дом». Ну, можно сказать еще: просто хороший человек (улыбается).

- Ваш центр рассчитан на реабилитацию зависимых людей мужского пола? Почему?

Игумен Евмений: Мы считаем, что человек должен сначала решить вопрос своей зависимости, а потом - отношений с противоположным полом.

- Т.е. Вы просто не хотите, чтобы возникали «параллельные» сюжеты?

Игумен Евмений: Да, человек восстанавливается, едет домой и там у него уже пусть возникают «параллельные сюжеты» (улыбается ).

- Сколько времени Вы работает с этой проблемой?

Игумен Евмений: Помогать зависимым людям мы начали еще 15 лет тому назад, когда я служил в монастыре. В тот период написал две книги - «Батюшка - я наркоман» и «Луч надежды в наркотическом мире». Я законспектировал в них все то, что помогало мне самому в этом разбираться.

- По Вашим работам складывается впечатление очень «высшего» образования в сфере психологии, психотерапии и других смежных дисциплинах. Где Вы учились?

Игумен Евмений: В смысле образования я – девственник (смеется). У меня нет ни специального церковного, ни светского образования. Изначально я - традиционно консервативный православный человек.

Однако, в какой-то момент я понял, что не на все, связанные с современной человеческой жизнью, вопросы может ответить православная аскетическая литература. Например, в православии не так уж глубоко и не слишком качественно рассмотрены вопросы групповых взаимодействий, семьи, сексуальности, вопросы наших различий - психотипов, акцентуаций характера.

И если мы сегодня не имеем другой, помимо религиозной, точки описаний, то формируем образ усредненного среднестатистического православного человека, вместо того, чтобы раскрыть в нем полноту Богом заложенной индивидуальности.

- Тогда где же Вы черпаете эти знания?

Игумен Евмений: Я исследую то, что лично мне интересно. Не занимаюсь погоней за дипломами, курсами, еще чем-то. Если мне интересен тот или иной специалист, обладающий знаниями, - я прихожу к нему учиться.

Обучение для меня – это не академический формат, не передача только информации. Ты приходишь к человеку, которого чтишь как учителя - и получаешь больше, чем он тебе формально, на уровне вербальной информации, сказал. Это другой способ обучения...

В наше время информация есть в открытом доступе в Интернете, но от этого факта ни духовнее, ни мудрее люди не становятся. Дело в тонкой энергетической составляющей того, что называется знанием. Если я хочу узнать что-то о католицизме, мне не интересно, что об этом скажет православный, я буду говорить с католиком, а о буддизме - с буддистом.

Конфессионально ограниченный человек боится непосредственного соприкосновения с иной точкой зрения, у меня таких ограничений нет.

- Сегодняшняя агрессивность приверженцев «теории бендеровцев» или «теории москалей» видимо также исходит от этой «конфессиональной ограниченности», когда человек пытается «впарить» собственную картину мира самому себе, прежде всего?

Игумен Евмений: Наверное. Если человек обладает знанием - он ничего никому не будет «впаривать». Помните, как говорил Лао Цзы, «не знающий говорит, знающий молчит»?

Познание возможно и в дискуссии, - форме взаимодействия, которая больше похожа на танец, на понимание ценности различий, деталей. Культурная полемика не переходит на личности. Это скорее похоже на сверку карт, в которой мы составляем более точное описание интересного нам пространства.

К сожалению, культура дискуссии в наше время почти утрачена. Узнав, что человек обладает противоположной не тождественной нашей, точкой зрения, мы, почти автоматически идентифицируем его как «врага», замыкаемся в себе, не слышим, только и ждем паузы, чтобы начать доказывать «свое».

- Мне казалось, что без академической парадигмы образования вообще учиться невозможно. А Вы ведь продолжаете учиться? Вы в Киев приехали практически после встречи со Станиславом Грофом? Что Вы оттуда привезли?

Игумен Евмений: Моему эго можно похвастаться тем, что теперь все трансперсональщики, которые видят меня, знают, что Стен Гроф в своем особняке заваривал мне чай.

К Стену я попал практически случайно, узнав, что в Калифорнии находился в то время мой знакомый Владимир Майков. Володя снимал Стена в его особняке, а я сидел, слушал…

Понимал, наверное, процентов 50% того, что он говорил, так как мой английский не достаточно хорош. Станислав Гроф, на мой взгляд, великий человек, осознающий свою монументальность, но в его поведении нет никакой «великости».

В гостях у Станислава Грофа

Владимир спрашивал его о Кастанеде, об исследовании ЛСД, о холотропном дыхании, у него видимо об этом все спрашивают, а у меня сложилось впечатление, что путь исследователя он как будто завершил: в нем присутствует какая-то завершенность. И теперь он делится своими открытиями прошлых лет.

- У Вас не сложилось впечатление, что борьба его как-то надломила? Ему же приходилось сталкиваться с чудовищным давлением со стороны властей, коллег по цеху, общественности.

Игумен Евмений: Да нет, ведь любой человек, открывающий что-то яркое, нетрадиционное на пути познания сталкивается с сопротивлением, обвинением в ненаучности и ереси. Так было с трансперсональной психологией, начало которой положил Станислав Гроф.

В конце встречи я попросил Стена благословить меня каким-то символическим предметом. Он ответил на это, что не считает себя гуру, чтобы кого-то благословлять. Я возразил, что он - трансперсональный гуру. Но он настаивал – «нет, я просто ученый», и тогда я сдался и попросил его просто что-то мне подарить на память.

Стен пошел в свою комнату, вынес оттуда и подарил мне очень интересный образ - писаную православную икону, на которой изображен юноша на коне, убивающий копьем другого юношу, лежащего на земле. Символика меня удивила: к чему бы это?

И вот, после Калифорнии я оказываюсь в Киеве, где действительно «человек на коне» убивает другого, лежащего на земле, т.е. - война…

- И как вам здесь, в Киеве?

Игумен Евмений: Хорошо.

- Говорят, что священник должен заниматься только православной духовностью, а Вы просите благословение трансперсонального гуру. Как у Вас все совмещается?

Игумен Евмений: Я просто смотрю на то, что мне интересно, и исследую это. Без приятия, доверия всему тому, что есть, невозможно взаимодействие с этим миром. Приятие - везде.

К примеру, вчера я простыл, зашел в аптеку - мне говорят - принимайте вот это три раза в день. И я принимаю. Принимаю прописанное лекарство, еду принимаю, воду, воздух принимаю, любовь окружающих меня людей.

- А в Боге вы никогда не разочаровывались?

Игумен Евмений: У меня, видимо, такие представления о Боге, в которых невозможно разочароваться. Бог и Его воля выражены для меня в том, что Есть.

Можно соглашаться, можно противостоять тому, что есть, не соглашаться с этим, но противостоять – себе дороже. Согласие – как облегченный выдох, да, я согласен. И тогда течение жизни несет тебя по волнам легко и естественно.

- Есть такая группа людей, их еще называют ищущие, которым всегда чего-то не хватает. Какой-то еще один пазл, еще один наставник, еще один смысл. Ум никогда не останавливается, внутренний зуд не дает покоя.

Игумен Евмений: Когда человек ищет - он в динамике, интересен сам путь, само движение, а не результат.

- Вы уже нашли?

Игумен Евмений: У меня нет желания чего-то там особенное найти. Я не ищу человека, который подарит мне «последний пазл». Есть безусловное согласие с тем, что я знаю и с тем, чего не знаю, каковым бы оно ни было.

- Картинка сложилась?

Игумен Евмений: Картинка складывается ежедневно. И ежесекундно она меняется. Реальность не статична, она живет, пульсирует, трансформируется.

Если говорить об ищущих, то эти люди ищут не информацию, а состояние. Если бы дело было в информации, уже никто бы никуда не ходил - ее много. Но многие люди не нашли такого состояния, когда им хорошо с собой. Поиск человека, в присутствии которого они могут испытать это состояние ясности и покоя, и составляет суть процесса поиска. В конечном счете, это – поиск отца, который даст ощущение стабильности, защищенности в нестабильном мире.

Когда же человек обрел Источник Жизни в себе, внутри, он может напитать и тебя, и окружающих людей.

- Для этого надо тренироваться или это дается даром, по милости Божьей?

Игумен Евмений: И так, и так! Пока человек не открыл в себе Источник - ему нужен кто-то, кто его поддержит и одобрит. Если такое подтверждение приходит, измученному поиском ученику, учитель шепчет на ушко – «ты - это то, что тебе было нужно, ты и есть то, что ты искал» - и приходит облегчение. Настоящий учитель умеет сказать эти слова в самое сердце, поэтому не каждому учителю мы можем поверить.

- То есть, нужны «душеприказчики»? Что бы вот он сказал, приказал душе - и она доверилась, послушалась?

Игумен Евмений: Да. И это может произойти, если учитель в достаточной мере обладает сострадательной любовью. Я уверен, что каждый человек находится в своей (правильной) точке развития, в своей правде, в том, что ускорять или прерывать эти процессы преждевременно не стоит. И в том, что со всеми все в порядке.

- Хотела вернуться к работе Вашего Центра. Вы всех берете?

Игумен Евмений: Всех, из любой страны.

- Есть ли в планах приглашать женщин для индивидуальной или групповой терапевтической работы?

Игумен Евмений: Мы приглашаем и принимаем женщин. Они приезжают с разными терапевтическими вопросами - на недельку, на две. Живут рядом с центром, в соседнем селе. А вечером у нас общая встреча, определенная душевная работа.

- Какие у вас критерии исцеления?

Игумен Евмений: В каком бы состоянии к нам человек ни приехал, проходит 3-4 месяца - и он становится полноценным другом, участником, собеседником. Способность к насыщенному и глубокому общению - и есть критерий.

Вопрос не в том, чтобы потом «не употреблять», а в том, что человек уезжает и поддерживает в себе достигнутый уровень осознанности.

Недавно у меня был такой случай: мы встретились с одним человеком через некоторое время после того, как он прошел реабилитацию в нашем Центре. Тогда, в течение времени реабилитации, мы с ним достигли достаточного глубокого уровня общения и взаимопонимания. И вот, встретившись в кафе, минут десять мы просто смотрели друг другу в глаза. А когда начали разговор, я понял, что этот мир уже «переформатировал» его, что это уже другой человек. Я не смог продолжать разговор, дождался официанта, расплатился и ушел.

А вот другой случай, у меня был один ученик, еще в монастыре. Он тоже проходил там реабилитацию от наркотической зависимости. Там же уверовал всем сердцем в Бога. Обретя веру, он так рассказывал (свидетельствовал) о том, как Бог изменил его сердце, что даже бывалые проповедники и катехизаторы слушали и проникались (смеется ).

В какой-то момент старая и новая личность в нем столкнулись. Он резко решил уехать. Плохо уезжал, агрессивно, с конфликтом. Потом у него был срыв…

Перед отъездом я сказал ему: «Вот, ты уезжаешь, делаешь вид, что ничего кроме личного конфликта не происходит, но у меня остается «резервная копия» того, светлого человека».

Прошло 8 лет, он опять появился в моей жизни, успев к тому времени жениться и развестись.При встрече сказал мне: «все, что я искал, всегда было здесь». Вот такие интенсивные истории приходится проживать.

Если ты нашел, открыл в себе этот Источник - он светит и разливается во все стороны, он безграничен. Христос неслучайно говорит об этом внутреннем свете: свеча не может светить в одну сторону и не светить в другую. Мы же и так сгораем каждый день но можно светить, а можно тлеть или экономить себя, «чтобы на себя и самых близких хватило».

Область глубинных отношений с человеком и область единения с Богом - это одно единое пространство. Боишься отношений близких отношений с людьми - боишься Бога. Хочешь обрести любовь к Богу - ищешь единения с людьми. Если ты не можешь признаться в своих глубинных чувствах человеку – значит, ты не можешь ему признаться в Боге, Который раскрылся, проявился посреди вас. Все едино, все про одно.

Иногда беседуешь с людьми, видишь - Бог у них в одной стороне (сознания), близкие отношения с людьми - в другой, чувства - в третьей, реагирование на события, происходящие в этом мире - еще где-то. Расщепленность, схизис… А если человек целостен, - все об одном, во всех проявлениях и контекстах жизни он узнаваем.

- Процесс контекстуализации, наверное, важен, это этап развития сознания человека. Как один философ говорил: «Чтобы объединиться - нам надо окончательно размежеваться». А если без души, без любви идти в духовность? Не будет ли это подменой, диссоциацией себя от себя же?

Игумен Евмений: Эмоционально-чувственное восприятие, проявления души - это еще не все. Пока душа находится на этом уровне, она ищет свое отражение, довосполнение в другом человеке. На этом этапе, насколько можно открыться человеку (а значит, мирозданию, жизни, Богу), насколько можно доверять человеку (а значит, мирозданию, жизни, Богу). Душа пульсирует, туда-сюда.

Но существует и другое измерение, за пределами двойственности, где все воспринимается как единое, там нет ни страха, ни надежды, там нет времени, есть только настоящий момент, и не только теоретически, а опытно переживается целостность всего мироздания.

- Этот страх восприятия вхождения в пространство тотальности, он поверхностен?

Игумен Евмений: В Едином (в Боге) нет ни восторга, ни спада, ни очарования, ни разочарования, но пройти в это возможно, полностью, до глубины пройдя пространство своей души, для которой такое прохождение болезненно и непривычно. Если же пройти ее до донышка, то там, дальше, страха нет.

- А как пройти?

Игумен Евмений: Если человек ощущает себя искателем, если его уже запустили туда, он дойдет до этого пространства. Вы бывали в аквапарке? Пока ты поднимаешься по лестнице - можешь с любой ступеньки вернуться назад, если тебе это путешествие покажется опасным, но если ты уже попал в трубу – все, выхода нет. Остается только довериться силам, которые несут тебя вниз и ни за что не цепляться.

- Сегодня люди очень застрессованы: Фейсбук и телевизор переселились в голову людям, там ведется нескончаемый внутренний диалог. Все это может вызвать, в том числе, нездоровую тягу - выпить какую-то таблетку, или алкоголь, что-то покурить, словом, как-то отдохнуть от происходящего. Стоит ли сейчас давать читателю какие-то рекомендации?

А тексты из разных гламурных журналов - как похудеть, потолстеть, помедитировать, как подумать о том, чтобы подумать как помедитировать... Помните, в «Солярисе» Сноуден говорит: «Человеку нужен человек»? Каждому из нас нужен человек, с которым у нас Дом.

Это очень важно – найти такого человека, с которым у тебя Дом. То есть, человека, с которым тебе не нужно ничему соответствовать, не нужно ничего из себя изображать, быть «образцовым мужем/женой» или «быть духовным», ты ценен во всех своих проявлениях, тебе рады именно потому, что ты – это ты!

Наверное, со времен хиппи произошел какой-то сдвиг в сознании людей - осознание того, что Дом - это не обязательно те люди, которые являются ближними на семейном, бытовом, кровном уровне. Это может быть любой человек, даже если он территориально находится далеко...

Мой первый духовник был очень стареньким, слепым, с редкими волосами, он собирал у себя дома людей и рассказывал истории, о том, как его маму благословил Иоанн Кронштадский, еще что-то, мог одно и тоже каждый вечер рассказывать. Люди в его присутствии оттаивали, каждый раз переживали благодать. И я приходил к нему юношей, лет 15-16 и чувствовал это переживание Дома. Именно там у меня впервые оно возникло, а затем я генерировал его, воспроизводил в отношениях с другими людьми.

Разговор с Петром Мамоновым

Сегодня это состояние душевного сиротства, бездомности, толкает людей в духовные поиски. А по сути, если по-честному говорить, всем нам Человек нужен... И не находя человека, многие думают: пойду искать Бога, может быть, хоть Бог не выгонит, примет меня таким, каков я есть.

- Такое знакомое чувство – только бы не выгнали. Откуда это в нас? Этот «синдром самозванца»?

Игумен Евмений: Бабушка мне в детстве говорила: «Не смейся, чтобы потом не плакать». Многие из нас выросли с твердым убеждением, что если сейчас хорошо, то потом должно обязательно стать хуже. Это наш такой вот русский, украинский, славянский ангедонизм: «Не расслабляйся!».

- Я раньше думала, что состояние - вот этой глубины, трансцендентности, ощущение Дома можно получить только с духовным наставником. Много ездила, искала чего-то, ходила на разные семинары, а недавно в Таиланде познакомилась с немцем-хозяином бара, и мы проговорили весь вечер на таком легком английском языке. Но возникло ощущение очень глубинного контакта, когда ты про человека все знаешь, он про тебя, и вы – не два, а часть какого-то большего процесса. При том, речь не идет о любовных отношениях. И, да, у него очень большое пристрастие к алкоголю.

Игумен Евмений: Дело не в том, что человек пьет или употребляет, сколько лет и с какой периодичностью он это делает. Дело в том, где человек в это время находится, можем ли мы с ним погрузиться в глубину или нет? Под воздействием алкоголя человек находится в измененном состоянии сознания, «что у пьяного на уме…» - и разболтать себя в этом состоянии – дело нехитрое.

А если искать единения с человеком по трезвому? В совместном движении в глубину нужно осознанно проходить барьеры, препятствия, страхи и комплексы. Вот, недавно у одного психолога прочитал: «Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости».

Иногда встречаешься с религиозными или «слишком правильными» людьми. С ними еще труднее идти в глубину. У них нет химической зависимости, но они сухие, эмоционально выжатые. Все у них так простроено, что не знаешь, как с таким человеком говорить...

С живым человеком наткнуться на несоответствие, на различие в мировоззрении - интересно! Если что-то выпало из привычной логики рассуждений - это не повод для конфликта, а повод для возникновения танца энергий, смыслов. А с «правильным человеком» ну просто не знаешь как - «грехов» у него нет, секса у него нет, зависимостей у него нет, принадлежит исключительно к правильной религии, духовника «имеет» (это особенно впечатляет). Весь вопрос в том, способны ли мы удерживать живую нить искренности, подлинности, настоящести.

- Значит не всех-то и спасать от зависимостей надо?

Игумен Евмений: Я так не ставлю вопрос: стоит или не стоит. Нужно смотреть на человека, на его запрос. Если человек обращается ко мне, просит помощи - я понимаю, что ему это нужно, не навязываю ему свой результат. Мне интересно с человеком, с его божественной красотой на глубинном уровне. Даже если сам человек ее не видит, а я ее вижу, то я хочу раскрыть эту красоту, прежде всего для себя. Да-да, для себя. Мне интересен этот Единый Свет, который светит через множество прекрасных индивидуальностей.

- То есть, Вы помогаете человеку увидеть этот Свет?

Игумен Евмений: Я могу только указать направление, а идти человеку придется самому.

- Какова, на ваш взгляд, основная причина возникновения зависимостей?

Игумен Евмений: Рано или поздно у каждого человека появляется какое-то подозрение, что вот эта вся материальная сторона жизни, с ее деньгами, вещами, необходимостью жениться, разводиться, ходить на работу, доказывать свою компетентность, учувствовать в каких-то дурацких спорах - это еще не все. Существует какое-то удовольствие от жизни, жизнь должна быть в удовольствие, не хватает какой-то радости, завершенности.

И необходимо некоторое личностное усилие, чтобы этот поиск удовольствия дорос до переживания блаженства жизни, а не упал до уровня банального кайфа. Последнее проще: укололся и забылся.

Можно, конечно говорить о причинах зависимости с точки зрения нейрофизиологии: существуют люди со сниженным синтезом гормонов удовольствия: серотонина, дофамина, эндорфина. Это может быть связанно с наследственностью, может быть, человек просто не знает творческого вдохновения, или не дополучил в детстве одобрения, объятий, ласки. И человеку как-то не по себе. Никуда не хочется, никуда не тянет, ничего не радует. Он может начать поиски радости жизни, и, не найдя ничего, пробует наркотик.

- Про батюшек, про церковь и про радость жизни хотела еще спросить. В Непале, например,буддистские священнослужители веселые и улыбчивые. А мы чего все время скорбим? Я не критикую, а пытаюсь понять.

Игумен Евмений: Потому что Бог у нас такой, такого Бога мы выбрали. Речь, конечно, не о Христе, скорее, о том, как образ Христа трансформировался, дойдя до наших мест. Сначала - в обличии Византийского Царя, затем, уже на Руси – Спас Ярое Око, Судия, от праведного гнева Которого могут спасти только молитвы Его Матери.

Но, кроме всего прочего, в храмах нас приучают чувствовать вину за то, что мы (лично каждый из нас) виновны в том, что Его распяли. Теперь представьте, какое непростое послание для психики человека: мы (своими грехами, а значит тем фактом, что мы живы) убили Бога, Который впоследствии будет нас судить! И еще неизвестно до конца, то ли по справедливости (и тогда – однозначно в ад), то ли по милости (то есть, амнистия).

И, чтобы этого избежать, нужно каждый день просить Его о помиловании. Но эти просьбы никакого результата не гарантируют!

Узнаете, откуда взята подобная модель? Конечно, из нашей русской ментальности. Вот они, «духовные скрепы» нашей государственности, о которых так много говорится сегодня.

- Погодите, погодите, но церквях афроамериканцев поют очень веселые песни.

Игумен Евмений: Интерпретация, воплощение священного текста очень во многом зависит от менталитета. Посмотрите, один и тот же канонический текст Евангелия, но какие разные интерпретации.

Вот, к примеру, Мария, Матерь Христа. У нас, православных, Она – Богородица Мать, у Католиков – Дева (вспомните католические скульптуры), холодная и неприступная. Понимаете? Персонаж то один и тот же, но ментальные образы, архетипы, разные.

Иешуа - у евреев, у нас - Иисус, в Америке Jesus (и сразу вспоминается «Christ, - Superstar»).

Иисус у католиков – в большей степени образ страдающего, распятого на кресте, мученика, кровь течет. У нас Он - Василевс, Царь, притом, находящийся под влиянием Матери, т.к. Богородица, как веруют православные, может вымолить того, кого Он по справедливости должен будет наказать.

За то долгое время, пока я служил миссионером, убедился, что свои глубинные представления о Боге (даже если они не соответствуют Евангелию) люди никогда и ни за что не сдадут. То есть, у нас Бога нужно «любить» и «бояться» одновременно. Непростая, скажу Вам, задачка для психики.

А в афроамериканских церквях присутствует естественная радость жизни, там люди просто поют и танцуют перед Богом, там постоянное ликование «Jesus loves you». А нам, в нашем ментальном поле, в нашей религиозности – к Богу только через великие скорби, да и то, без гарантий туда попасть.

Разве что единожды свидеться на Страшном Суде. И потом - навечно в ад.

- Ангедонизм на государственном и религиозном уровне.

Игумен Евмений: Только скорбями, да. И при жизни мучиться, и после смерти.

Один русский философ говорил: «Как же несправедливо, что за какие-то 40, 50, 60 лет моей грешной жизни, Бог накажет меня вечными муками, повелевая прощать, наказывает нас навечно».

И вопрос духовной зрелости: осознав в себе такую версию Бога, не боится ли человек ставить самому себе и своей религии «неудобные вопросы»? Если человек представляет Бога как надзирателя, который всю жизнь копит на него досье, чтобы расквитаться с ним за все после смерти - Бог ли это?

- А что же тогда есть Бог?

Игумен Евмений: Мне кажется, то, что есть Бог - за пределами описаний и концепций. На Него можно только указать. Молчанием.

БеседовалаН атальяР евская (Халимовская), ОМ-Агентство, специально для KV

Среди христианских священнослужителей во все времена находились такие люди, которых не устраивали общеизвестные и всеми принимаемые религиозные догмы. А потому они стремились поломать устои. Им чего-то не хватало, а внутренняя душевная неудовлетворенность не давала покоя. К разряду таких людей относится наш современник - игумен Евмений. По его словам, он постоянно находится в поиске смысла, желая найти ответы на свои нестандартные вопросы. Хотя известно достаточно его единоверцев, которые утверждают, что этот «православный гуру», так они его называют, стремится запутать людей, предлагая им ложные пути самосовершенствования и просветления.

Биографические сведения

Евмений Перистый является уроженцем Украины, Донецкой области, где появился на свет в 1969 году, 19 мая. Уже в 14 лет он начал приходить к мысли, что свяжет свою жизнь с верой в Бога. Но монашеский постриг смог принять только в 1989 году, отслужив в армии. Произошло это важное для него событие в Киево-Печерской Лавре.

Далее жизнь его более десятилетия была связана с Макарьево-Решемским монастырем, расположенным в Ивановской области, в поселке Решма. Там он был сначала назначен настоятелем, а позднее окончательно утвержден на эту должность, получив сан игумена. Евмений здесь осуществлял плодотворную деятельность. Он активно работал с молодежью, занимался реабилитацией наркозависимых в течение семи лет, руководил издательством и Просветительским центром, которые носили одинаковые названия «Свет Православия».

Взгляды

Со слов самого же игумена Евмения, образования он не имеет никакого: ни светского, ни церковного. В самом начале своего пути он обладал самыми консервативными и традиционными православными убеждениями. Однако вскоре понял, что данное учение не дает человеку исчерпывающих ответов на многие вопросы, в частности связанные с сексуальностью человека, социальными законами общества и семейными отношениями между супругами. А правила, которые принято устанавливать для среднестатистических православных, и рамки, в которые они в связи с этим загоняются, не позволяют раскрыться полностью индивидуальным чертам каждой из личностей, сотворенных Всевышним.

Сам Евмений, вкратце передавая свои взгляды, говорит, что о Боге у него такие представления, которые просто не могут никого разочаровать.

Самообразование

Этот человек утверждает, что образовывает себя сам, то есть читает, слушает и воспринимает только то, что лично ему интересно. Он разговаривает с людьми, которые, с его точки зрения, могут сообщить ему полезную информацию, а не с теми, кого ему навязывают, заставляя слушать. Подобный путь духовного поиска игумен Евмений считает единственно полезным и правильным, ведь человек должен приходить только к тому, кого ценит и уважает, несомненно, только таких людей признавая своими учителями. Он не боится духовного взаимодействия с инакомыслящими: католиками, буддистами и прочими. Уверен, что никому не следует навязывать другим свое понимание законов Вселенной, подавая при этом ограниченную картину мира.

Конфликты с единоверцами

Первую серьезную негативную оценку своей деятельности игумен Евмений получил от единоверцев в 2006 году, в феврале, когда специальная комиссия, проведя проверку его деятельности во вверенном ему монастыре, выявила, что он не справляется со своими обязанностями. В справке, составленной проверяющими, отмечалось, что ежедневные богослужения в его храмах не проводятся, а один из них содержится в неудовлетворительном состоянии; имеет место явное недопонимание между монастырским настоятелем и населением. И хотя просветительская деятельность Евмения оказалась оценена его единоверцами достаточно высоко, от занимаемой должности он все-таки был освобожден согласно решению местного епархиального совета.

Деятельность в Москве

Но случившееся не сломило решимость Евмения продолжать миссионерскую деятельность. А потому он перебрался в Москву, где планомерно набирал популярность как публицист. Также он организовал семинары, которым дал наименование «Альфа-курс». И они приносили ему все большую известность.

В 2008 году в связи со своей деятельностью Миссионерским отделом РПЦ он был официально отстранен от участия в работе Московского Никольского храма Патриаршего подворья, лишившись должности клирика, на которую некогда был назначен. А с критикой его семинаров выступили авторитетные священники и сектоведы. Его движение обличали как внутрицерковное сектантство и лжеучение.

Яростным нападкам подверглись также книги игумена Евмения (Перистого). Его ругали за внедрение в православие восточных практик и индуистской мистики. Отмечалось, что вносят они в сердца и умы смущение, а потому отнюдь не способствуют распространению и правильному пониманию православной веры. О некоторых из многочисленных книг мятежного игумена будет рассказано далее.

О родительской любви

Многие, даже хорошие родители относятся к воспитанию своих детей, глубоко не вникая в тонкости, на первых порах считая, что в этом нет ничего сложного. Хотя с возрастом все больше понимают, что процесс этот очень непростой. Ведь здесь они имеют дело с формирующейся личностью, а потому ошибки в этом вопросе могут тяжело сказаться на судьбе ребенка, на его нравственном становлении и гармоничном психическом развитии. Книга под названием «Аномалии родительской любви» игумена Евмения пытается дать ответы на многие спорные вопросы. Она помогает, по мнению автора, отличить в указанной теме истинные вещи от ложных и деструктивных.

Книга написана доступно, просто и стремится поведать о самом главном: о нарушении родственных связей и способах исправить искаженные отношения между родителями и их чадами, восстановить мир в семье. Автор данной работы также ведет разговор с читателем о восстановлении связи с Богом - главный Отцом всего человечества.

Об ответственности

Книга, названная игуменом Евменем «Духовность как ответственность», родилась, согласно заявлению автора, не из каких-то умозрительных теорией. Весь материал для данной публикации взят им из самой жизни.

О роли Церкви

Книга игумена Евмения «О побеждающем христианстве» дает представление о взглядах автора по поводу роли Церкви в современном обществе. Православная вера, как и ее служители, была в оскорбленном и униженном положении в России около семи десятилетий. Но в настоящее время взгляды большинства изменились, а общественностью нашей страны стал востребован гигантский потенциал духовности, которой заложен в православии и формировался на протяжении множества веков.

Но, чтобы повысить свое влияние на людей, как считает автор, прежде всего Церковь должна измениться. Необходимо, чтобы в нее вернулась мудрость, а также разумные талантливые люди. Евмений призывает к молитве Богу о том, чтобы он избавил слуг своих от серости и тупости, разбудил в них стремление к поиску, сделал сильными и честными. И только тогда можно надеется, что христианство станет побеждающим.