Произведение баня маяковский. В. Маяковский. Баня. Текст произведения. Анализ пьес - "Клоп» и "Баня»

  1. Краткая характеристика пьесы: дата написания, история названия, место, которое она занимает в творчестве поэта. Идея и задача пьесы.

«Баня» - сатирическая пьеса в шести действиях с цирком и фейерверком. Написана Владимиром Маяковским в 1929 году. Она была поставлена на сцене театра В. Мейерхольда. Общество встретило «Баню» чрезвычайно резкой критикой.

Пьеса занимает в творчестве Маяковского значимое место. Она вошла в золотой фонд советской комедиографии, и сам автор говорил о ней: «...хочется дать, особенно в эпоху пятилетнего строительства, дать не только критикующую вещь, но и бодрый, восторженный отчет, как строит социализм рабочий класс». Эти «восторженным отчетом» и одновременно сатирическим произведением стала «Баня».

«Баню» можно назвать продолжением многочисленных сатирических произведений поэта, разоблачающих мещан, бюрократов, «кандидатов из партии», низкопоклонников перед заграницей. Задачу пьесы Маяковский видел в том, чтобы высмеять и уничтожить «грозным смехом» скрытых и явных врагов нашего народа. Отсюда и название. На вопрос, почему пьеса называется «Баня», Маяковский отвечал двояко. Первый ответ: „«Баня» моет (просто стирает) бюрократов“. Другой ответ: «Потому что это единственное, что там не попадается».

Идея «Бани» - борьба нового со старым, мешающим нашему движению вперёд, борьба за самокритику, за нового человека - творца, строителя. Высмеивает общественные пороки того времени - бюрократизм, приспособленчество, пустословие, «коммунистическое чванство».

  1. Действующие лица, система образов персонажей.

Список действующих лиц и краткая характеристика основных персонажей:

«Товарищ Победоносиков - главный начальник по управлению согласованием, главначпупс.» Главный герой произведения, напыщенный, самовлюбленный бюрократ. Автор представляет его глупым, необразованным и ограниченным человеком. Для него характерно отсутствие нравственных ценностей, принципов, морали. Бездельник. В отношениях с женой не менее отвратителен. Тиран и скупец.

«Поля - его жена.»

«Товарищ Оптимистенко - его секретарь.» Под стать Победоносикову – бюрократ, подлиза и прихвостень.

«Исак Бельведонский - портретист, баталист, натуралист.» Еще один подлиза. Во всем поддакивает Победоносикову. Бездарный и безграмотный невежа.

«Товарищ Моментальников - репортер.» Продажный журналист. Нет ничего святого, за деньги может написать что угодно и о чем угодно. Беден духовно, низкий и безнравственный человек.

«Мистер Понт Кич - иностранец.» Настоящий капиталист. Для этого человека самое главное в жизни – деньги. Он готов принять что угодно, если от этого станет богаче.

«Товарищ Ундертон - машинистка.»

«Растратчик Ночкин.» Бунтарь, открыто выступивший против Победоносикова.

«Товарищ Велосипедкин - легкий кавалерист.» Приятель Чудакова. Практичный, немного циничный человек. Не глуп, хитер.

«Товарищ Чудаков - изобретатель.» Главный положительный персонаж. Умный и талантливый изобретатель. Немного простодушен и наивен.

«Мадам Мезальянсова - сотрудница ВОКС.» Практичная, тщеславная хищница, которая рассматривает все с точки зрения личной выгоды. Низкопоклонство перед всем западным.

«Рабочие: Товарищ Фоскин, Товарищ Двойкин, Товарищ Тройкин»

«Просители.»

«Преддомком.»

«Режиссер.»

«Иван Иванович.»

«Учрежденская толпа.»

«Милиционер.»

«Капельдинер.»

«Фосфорическая женщина.» Олицетворение «реализованной» метафоры «светлого будущего». Она - справедливость истории, которая всему дает истинную цену, всем воздает по заслугам.

Система образов:

В общем можно сказать, что образы героев получились очень яркими и колоритными. С помощью социальной типизации автор создал образы персонажей. Каждый герой представляет собой какой-то социальный тип. Уже в списке действующих лиц это указано. Также важной составляющей образов героев является фамилия каждой личности: Победоносиков, Чудаков, Оптимистенков, Мезальянсова и другие. Говорящая фамилия «Победоносиков» с корнем «победа» подчеркивает, что ее обладатель не любит поражений, но он все-таки не «Победоносцев», а «Победоносиков». Этим подчеркивается, что победы его мелки и ничтожны, они нужны лишь ему самому. Да и его должность не более значима: полное название должности Победоносикова «главный начальник по управлению согласованием» лишь отражает ее бюрократическую ненужность.

Помимо этого, речь каждого героя персонализирована: кто-то говорит стихами, кто-то произносит высокие, но скудные и глупые по содержанию монологи, кто-то употребляет в большом количестве иностранные слова.

Сам автор также дает характеристики своим героям. Помимо разделения по социальным типам в «списке действующих героев», Маяковский наделяет некоторых короткими определениями: Победоносиков – "главный начальник по управлению согласованием, главначпупс", Велосипедкин – "легкий кавалерист".

  1. Сюжет:

Действие пьесы происходит в СССР в 1930 году. Пьеса начинается со сцены, в которой товарищ Фоскин запаивает воздух паяльной лампой. Вокруг него обстановка конструкторского бюро: изобретатель Чудаков создаёт машину времени. Но всем заведует Победоносиков (закоренелый бюрократ), у которого Чудаков не может добиться приёма.

Затем начинается своеобразная вторая часть пьесы: появляется посланница из будущего (из 2030 года) - фосфорическая женщина, которая соглашается взять с собой в будущее всех желающих. Только предупреждает, что время само срежет балласт. Наступает кульминация пьесы - после напыщенных прощальных монологов все… остаются на месте.

Завершается пьеса вопросом Победоносикова, обращённым ко всем, в том числе и зрителю: «Что вы этим хотели сказать, - что я и вроде не нужны для коммунизма?!».

  1. Особенности произведения:

В «Бане» действия разворачиваются только в настоящем, то есть открыто в ней присутствует только один временной пласт, несмотря на то, что появляется мадам из будущего. «Баня» - пьеса полуфантастическая. Остра сатира. В произведении много утрированных и преувеличенных вещей.

Изображение бытовых сцен и социальных конфликтов сочетается в пьесе с элементами фантастики, которые нужны опять-таки для того, чтобы дать оценку ключевым образом произведения. Например, в «Бюро по отбору и переброске в коммунистический век» Фосфорическая Женщина решает, кому найдется место в обществе светлого будущего, а кому - нет.

Вся пьеса в целом есть метафора, то есть буквально “перенесение” - изнутри наружу.

Драма в пьесе построена на конфликте между изобретателем Чудаковым, легким кавалеристом Велосипедкиным, рабочими, помогающими изобретателю, - с одной стороны, и его помощником Оптимистенко - с другой. Маяковский рисует в пьесе множество смешных и глупых ситуаций, в которые попадают его герои, но вместе с тем пьеса представляет собой драму.

  1. Драматический конфликт и проблематика произведения:

Главная тема произведения – бюрократизм. Пьеса посвящена разоблачению карьеризма, раскрытию общественных пороков того времени. “Центральная драма персонажей XX столетия”, - как заметил в своих предсмертных записках Эйзенштейн.

Победоносиков – воплощение самых ненавистных Маяковскому пороков. Острый конфликт между Победоносиковым и Чудаковым – это конфликт между бюрократизмом, продажностью, некомпетентностью, попыткой управлением искусством и самим искусством, творчеством, положительным прогрессом.

То есть, можно сказать, что машина времени в «Бане» - не просто изобретение Чудакова, но и метафора самого изобретательства, новаторства, творчества. Ей сюжетно противопоставлена другая машина - бюрократическая. Если машина Чудакова - „дело вселенской относительности, дело перевода определения времени из метафизической субстанции, из ноумена в реальность“, то в бюрократической машине, наоборот, реальность превращается в фикции “циркуляров, литеров, копий, тезисов, перекопий, поправок, выписок, справок, карточек, резолюций, отчетов, протоколов и прочих оправдательных документов”, а теория относительности - в “теорию отношений, увязок и согласований”.

В этой пьесе содержится также едкая сатира на неуклюжие попытки создать новый театр, где такие абстрактные понятия, как свобода, равенство и братство, пытаются изобразить на сцене. Вульгарные попытки создать подобное действие выглядят нелепо: «Вы будете - свобода, у вас обращение подходящее. Вы будете - равенство, значит, все равно, кому играть. А вы - братство, - другие чувства вы все равно не вызовете».

Реплики режиссера не менее нелепы: «Станьте сюда, товарищ Капитал», «Капитал, подтанцовывайте налево с видом Второго интернационала», «Капитал, красиво падайте!», «Капитал, издыхайте эффектно!».

Эту откровенную глупость Победоносиков называет подлинным искусством. Маяковский высмеивает псевдотеатр, то есть, если посмотреть более масштабно – псевдоискусство.

Если говорить в общем, то пьеса изобилует глупыми, продажными, некомпетентными людьми, которые в новом обществе и светлом будущем не нужны – их отбросит время, как ненужный балласт. Это и сделала Фосфорическая женщина.

В данном произведении Маяковский особенно ярко выразил свою точку зрения – всем известно, как яро он ненавидел мещан и бюрократов, эта тема занимала его на протяжении всего его творчества. Он высмеял все те явления, которые, по его мнению, тормозили развитие государства и мешали расцвету страны. Всю критику данной стороны жизни и всю тревогу за будущее он выразил в остросатирической пьесе «Баня».

Показывает Велосипедкину свою машину времени и объясняет, насколько она важна. С помощью такой машины можно остановить время, продлить минуту счастья и т.д. Велосипедкин интересуется, нельзя ли с ее помощью сократить скучный доклад или вырастить кур в инкубаторе. Чудаков поражен таким практицизмом.

Изобретением Чудакова всерьез интересуется англичанин Понт Кич. Он приходит в сопровождении переводчицы Мезальянсовой и предлагает финанстрование проекта. Велосипедкин уверяет гостя, что деньги у них есть и выпроваживает его. Удивленному Чудакову он объясняет, что знает, где взять деньги.

Проходит эксперимент по испытанию машины времени. Чудаков получает письмо из будущего, где говорится, что к ним отправлена посланница, которая скоро прибудет. Чудаков с Велосипедкиным отправляются за деньгами к главначпупсу (главному начальнику по управлению согласованием) - товарищу Победоносикову . За него все вопросы решает секретарь Оптимистенко. Она с порога отказывается пускать их к начальству.

Сам Победоносиков в это время диктует машинистке речь по поводу запуска новой трамвайной линии. Его прерывает телефонный звонок, после чего он, задумавшись, начинает диктовать отрывок о «медведице пера»­ Льве Толстом, чем демонстрирует свой низкий интеллект. Прерванный вторым звонком, он диктует речь о самом Александре Семеновиче Пушкине. Когда машинистка поправляет его, он грозится уволить ее.

Вскоре к Победоносикову приходит художник Бельведонский. Его задача - подобрать мебель. Он рассказывает, что мебель бывает в стиле трех­стилей, так называемых «Луев», но нужно выбрать один. Победоносиков выбирает стиль Луи 14-го. При этом он просит сделать поменьше золота, выровнять ножки и разбросать везде советские гербы. Затем он позирует, а Бельведонский рисует его портрет верхом на коне, хотя тот сидит за столом.

Бухгалтер учреждения Ночкин, докладывает, что проиграл казенные деньги. У них с начальником завязывается спор. На самом же деле, Ночкин отдал эти деньги Поле - жене Победоносикова. Та, в свою очередь, помогает Чудакову завершить проект создания машины времени.

Наступает пора ехать в отпуск и Победоносиков не хочет брать с собой жену. Вместо нее он приглашает Мезальянсову в качестве­ «стенографистки». Свою жену он считает недостаточно образованной и ниже себя. Она прекрасно понимает, что он едет отдыхать не один и просит дать ей развод. Победоносиков отказывает, так как это может навредить его репутации.

Чудаков с Велосипедкиным экспериментируют с машиной времени у квартиры главначпупса. После запуска происходит феерический взрыв и появляется Фосфорическая женщина. Она послана Институтом истории рождения коммунизма из 2030 года. Ее миссия - отобрать лучших особей из прошлого и перенести их в эпоху коммунизма.

Осмотрев всю страну, Фосфорическая женщина восхищена. Она предлагает всем готовиться к перелету во времени. Ведь будущее готово принять любого, у кого есть хоть какие-то положительные качества, например, желание трудиться, делиться с ближним и т.д.

Поля делится с Фосфорической женщиной своими личными проблемами. Она рассказывает ей о том, что ее муж предпочитает ей других, более умных и образованных женщин. Та решает побеседовать с бывшей машинисткой главначпупса, уволенной за то, что она красила губы. Победоносиков тем временем переживает, чтобы жена вынесла сор из избы.

Фосфорической женщине он говорит, что хочет лететь в будущее, но исключительно по настоянию коллектива. Также, он надеется в будущем получить такую же должность, какую занимает сейчас. Других, менее достойных особей, предлагает не брать. Так, например, жена его мещанка, изобретатель машины пьет, его приятель курит. Однако Фосфорическую женщину эти подробности не интересуют. Главное, что они работают.

Идут последние приготовления к полету во времени. Чудаков с Велосипедкиным выполняют поручения делегатки из будущего. Звучит «марш времени» и появляются все пассажиры. На просьбу Победоносикова выделить ему место получше в машине времени, делегатка отвечает, что всем придется стоять, так как изобретение еще недостаточно оборудовано. Начальник возмущен.

Затем он произносит торжественную речь о том, как под его руководством изобрели такую чудесную машину. Пока он жестикулирует, Чудаков делает так, чтобы его стало совсем не слышно. То же самое происходит и с Оптимистенко. Наконец, Фосфорическая женщина произносит финальные слова, раздается взрыв и все переносятся в будущее, кроме Победоносикова, его секретаря, стенографистки, капиталиста Понта Кича и художника Бельведонского. Они остаются ­раскиданными «чертовым колесом времени».

Баня — драма в шести действиях с цирком и фейерверком

Среди столов и чертежей товарищ Фоскин за­паивает воздух паяльной лампой. Чудаков пере­ходит от лампы к лампе, пересматривая чертеж. Вбегает Велосипедкин. Чудаков рассказывает ему о своей идее - создать машину времени. Ве­лосипедкин хочет проверить машину на себе, но Чудаков опасается. Тогда Фоскин предлагает су­нуть в машину облигацию: «Может, она через пять минут уже сто тысяч выиграет». Деньги он хочет отдать Чудакову на опыты с машиной.

Стучат в дверь. Входят Иван Иванович, Понт Кич, Мезальянсова и Моментальников. Мезальян­сова представляет гостей. Иван Иванович говорит, что рабочим нужен «свой, красный Эдисон». Понт Кич интересуется машиной, записывает за Чудаковым в блокнот. Велосипедкин отводит в сторону Ивана Ивановича и просит помочь Чудакову про­толкнуть его изобретение. Понт Кич предлагает свою помощь, Велосипедкин отказывается и веж­ливо его провожает, стянув из кармана иностранца-шпиона блокнот с записями. Он говорит изо­бретателю, что добудет деньги: уже агитировал секретаря главначпупса Оптимистенко, бухгал­тера Ночкина, но ничего не может сделать с главначпупсом Победоносиковым. Вбегает Поля, раз­махивая пачкой денег: их передал Ночкин.

Машину доделывают и запускают. После взры­ва Чудаков выхватывает из машины обрывок бу­маги - письмо, написанное пятьдесят лет назад. Слова и цифры «БД 5-24-20», похожие на теле­фонный номер, они расшифровывают следующим образом: «Буду двадцать четвертого, в двадцать часов». Двадцать четвертое число - завтра. Чу­даков говорит, что край бумаги обожжен из-за то­го, что в полете письмо столкнулось с каким-то предметом, значит, на пути гостя из будущего есть какое-то препятствие. Чтобы обезопасить его при­бытие, нужны деньги. Велосипедкин готов опять обивать пороги чиновников, чтобы добыть деньги. Приходит преддомком, жалуясь на то, что дым от опытов идет вверх и мешает товарищу Победоносикову.

В приемной Победоносикова длинный ряд про­сителей, их выслушивает секретарь Оптимистен­ко. Входят Велосипедкин и Чудаков, Оптимистенко показывает им принятое решение: «Отказать». Се­кретарь объясняет, что изобретение машины вре­мени не входит в перспективный план на квартал.

Победоносиков в своем кабинете диктует ма­шинистке Ундертон речь об открытии новой трам­вайной линии для рабочих. Одновременно с этим он вызывает Ночкина, листает бумаги, звонит по телефону, путается и говорит то про Толстого, то про Пушкина. К нему приходит художник Бель- ведонский с эскизами стульев для кабинета. По­бедоносиков выбирает стул Луи Четырнадцатого, но требует выпрямить ему ножки, убрать золото и украсить советским гербом. Сидя за письмен­ным столом, он позирует для портрета верхом на коне. В приемную заходит Ночкин. Победоноси­ков начинает ругать его за растрату двухсот соро­ка рублей. Это те самые деньги, которые Поля, жена Победоносикова, принесла Чудакову. В свое оправдание Ночкин выдумывает, что Маркс тоже играл и проигрывал деньги, в том числе казенные. Это заставляет Победоносикова задуматься: «Ко­нечно, этот исторический случай заставит нас, ввиду исторического прецедента, подойти внима­тельнее к вашему проступку, но все же…». Тут Ночкин признается, что он выдумал сей истори­ческий факт: «Да разве вы человека поймете? Вам только чтоб образцам да параграфам соот­ветствовало. Эх ты, портфель набитый! Клипса канцелярская!» Победоносиков пытается задер­жать бухгалтера за издевательство над Марксом, но в ответ получает обещание сообщить в соответ­ствующие органы. Тут же Победоносиков находит, как скрыть пропажу денег.

Чудаков и Велосипедкин пытаются прорваться к главначпупсу, говорят, что нужно предотвра­тить возможный взрыв, но секретарь пропускает вне очереди Мезальянсову, а потом объявляет, что прием закончен.

В третьем действии возникает эффект театра в театре. Режиссер говорит о необходимости за­держать действие, спрашивает присутствующих о впечатлениях. Победоносиков в качестве высо­копоставленного начальника, приглашенного на просмотр, говорит, что в жизни такого не бывает и негоже ответственного товарища называть глав- начпупсом. По его мнению, «все надо переделать, смягчить, опоэтизировать, округлить…». Он убеж­ден, что начальник не может быть отрицательным персонажем, а театр должен ласкать глаз, а не бу­доражить. Тогда режиссер предлагает ироничную пантомиму «Труд и капитал актеров напитал». Она вызывает у Победоносикова восторг.

В первый ряд пытается пробраться Велосипед­кин. Он обращается к зрителю Победоносикову, но тот не хочет слушать: он в отпуске. Режиссер просит Велосипедкина не скандалить: «Он же не из пьесы. Он просто похож, и умоляю вас, чтобы они не догадались. Вы получите полное удовле­творение по ходу действия». Начальники уходят, режиссер приглашает всех на сцену. Пьеса про­должается. На лестнице ссорятся супруги Победоносиковы. Победоносиков уезжает на Кавказ без жены. Поля возмущается, она видела, что мужу принесли два билета. Победоносиков объясняет, что на отдыхе он будет обдумывать речи и берет с собой Мезальянсову в качестве стенографистки. Муж заталкивает Полю в квартиру, а на лестни­це показываются Велосипедкин, Чудаков, Двойкин и Тройкин, они несут машину времени. Ставят ее на площадке перед квартирой Победоносикова, после взрыва в ней появляется фосфорическая жен­щина. По ее словам, она послана из 2030 г. для то­го, чтобы отобрать лучших для переброски в ком­мунизм. Победоносиков приглашает всех к себе.

Создано новое «Бюро по отбору и переброске в коммунистический век», оно располагается в быв­шем кабинете Победоносикова. Победоносиков требует пропустить его в коммунизм вне очереди, он пришел с двумя чемоданами. Фосфорическая женщина говорит, что возьмет с собой «тех, кто сохранится в ста годах». Победоносиков хочет опо­рочить изобретателей перед фосфорической жен­щиной, выставляя себя самым полезным челове­ком. «Директивы провожу, резолюции подшиваю, связь налаживаю, партвзносы плачу, партмакси­мум получаю, подписи ставлю, печать приклады­ваю… Ну, просто уголок социализма», - перечис­ляет он свои важные дела.

Произведение было создано в 1829-30 годах для постановки в театре Всеволода Мейерхольда. Пьеса «Баня» стала третьим опытом Маяковского на ниве драматургической литературы. Ей предшествовали «Мистерия буфф» 1918-21 годов, а затем сатирическая драма «Клоп», сыгранная в ГосТиМе Мейерхольда. «Баня», текст которой пересыпан остроумнейшими аллюзиями и деталями, вызвала неоднозначную оценку критиков и прохладный прием у зрителей. Современные литературоведы предполагают, что это произошло потому, что Маяковский в прозорливости истинного художника значительно опередил свое время, указывая на пороки, несовместимые с образом светлого будущего.

«Баня», как и пьеса «Клоп», совпадает и продолжает темы стихов, написанных Маяковским в пору работы в газетах. Это обличение ограниченности, карьеризма, пустословия, бюрократизма, партийного чванства.

Действие книги происходит в 1930 году. Изобретатель Чудаков создал машину времени для того, что увеличивать минуты радости и сокращать часы печали. Благодаря агрегату к героям прибывает гостья из будущего – фосфорическая женщина, которую прислал из 2030 года Институт истории рождения коммунизма. Миссия делегатки – забрать с собой в коммунистическую эру лучших представителей человечества. Критерии отбора – жажда делиться и отдавать, страсть к изобретательству и творческая работоспособность. Ирония заключается в том, что достойными себя считают самые худшие экземпляры настоящего, которых будущее отметает, как мусор.

В пьесе "Баня" переплелись отголоски будущего и реалии настоящего, это рассказ о бюрократических проволочках, которые не оставляют ни одну страну в мире без внимания. Борьба за место под солнцем будущего творит с людьми ужасные вещи. Зависимость от своих желаний в итоге не позволяет начальнику по согласованиям и его сподвижникам пройти через временной портал.

Сатирическое высмеивание Маяковским всей бюрократической прослойки было одной из основных идей этого литературного создания. Фантастическое развитие событий и убежденность в светлом коммунистическом будущем сделали из пьесы хороший пропагандистский ролик.

Создание пьесы

Пьеса "Баня" была написана Маяковским для Мейерхольда и его театра, первая вычитка была в сентябре 1929 г., но дописал работу он только через месяц. Публикация состоялась еще до театральной постановки. Через анализ краткого содержания "Бани" Маяковского можно понять, что многие были согласны с идеей автора, но находились такие критиканы, которые твердили о том, что тема буржуазии давно исчерпана и не актуальна.

История с товарищем Ермиловым до сих пор известна в кругах почитателей Маяковского. Ермилов - это идеолог РАППа (Российской ассоциации политических писателей). Изначально он очень хорошо раскритиковал "Баню", всячески пытаясь помешать ее дальнейшей экранизации, но в середине ХХ века все-таки признал, что не до конца понял положительное влияние пьесы.

Первые постановки

Изначально все постановки потерпели оглушительный провал, мнения разделились на два совершенно противоположных лагеря: одним было смешно до коликов в животе, другие же буквально засыпали от скукоты. Но именно мейерхольдовская постановка сделала свое коронное дело - добавила нужной остроты, да так, что спектакль сняли с показов совсем. Именно в его театре "Баня" совершила подвиг и стала самой выдающейся пьесой за всю историю сатирического театра в Союзе.

На целых двадцать лет пьеса ушла в небытие, и только в 1950 годах постановку возобновили. Сначала с помощью радиоспектакля, которые были очень популярными в те времена. В театральную нишу пьеса вернулась в 1953 году и больше не попадала под запреты советских идеологов и буржуазных деятелей искусства.

Действующие лица

Если смотреть краткое содержание "Бани", Маяковский делит главных героев на две части - хорошие и плохие.

Товарищу Победоносикову, как главному начальнику по управлению согласованиями (главначпупс), отдана основная роль расхитителя государственных умов.

Поля - жена начальника, борется за свои женские права в их семейном гнездышке.

Оптимистенко - секретарь, который вместе с репортером Моментальниковым, портретистом Бельведонским, Иван Ивановичем, иностранцем Понт Кичем и Мезальянсовой входит в состав "группировки" буржуазии местного производства, но это все только по их мнению.

Чудаков - изобретатель машины времени, а Велосипедкин - его помощник и друг.

Фоскин, Двойкин и Тройкин - рабочие, которые помогают Чудакову с его машиной.

Уиндертон - бывшая обманутая машинистка, уволенная по личной прихоти Победоносикова.

И два нейтральных персонажа - это режиссер и Фосфорическая женщина.

Сюжет

Краткое содержание "Бани" Маяковского по главам уносит нас в далекие 30-е года социалистического прошлого, где процветающий бюрократ-начальник не дает пробиваться дальше со своим величайшим изобретением простым рабочим-инженерам. Последний взмах паяльной лампы - и машина времени в руках Чудакова готова! Даже фамилия говорит сама за себя.

Каждое действие "Бани" Маяковского по краткому содержанию имеет свое определенное пространство: то мы находимся в подвале вместе с друзьями товарищами, создателями машины, то в следующем действии переносимся в кабинет Победоносикова, и жизнь пьесы проходит у стола Мезальянсовой, а шестое действие начинается в квартире глупого бюрократа.

Третье действие по-своему уникально, ведь режиссер начинает высмеивать на сцене работу Победоносикова, героям дается право оценить свою роль в "Бане". Но сатирическое зеркало, к которому их подвел режиссер, так и не помогает им понять свои гнилые стороны.

При написании краткого содержания пьесы Маяковского "Баня" действие можно разделить на две части. Вторая начинается с главы, описывающей "совместную жизнь" странной компании рабочих и начальства - жадных расхитителей местного бюджета. Именно вторая часть пьесы раскрывает характеры главных героев, а кульминация наступает в самых последних строках, где зрителю дается надежда на то, что напыщенные отрицательные персонажи все-таки осознали свое поведение.

Даже краткое содержание пьесы "Баня" Маяковского дает шанс оправдаться всем тем, кого скинула машина времени. Победоносиков обращается к залу с вопросом о ненужности его и остальных людей для коммунистического будущего, да и для советского настоящего тоже.

Повествование рассказывает о создании машины времени и способах ее запуска. Действия начинаются в подвальном помещении, время революции прошло, в стране правит социализм.

Как-то Чудаков спроектировал и собрал удивительную машину, дело было в 30-м году ХХ века. Со своим товарищем Велосипедкиным он размышляет о том, что эта машина обязательно сделает человека еще более счастливым. Ведь только подумайте, минуты счастья можно продлить всего одним поворотом рукоятки!

Но Велосипедкин настаивает не на повторении радостных моментов, а на более практичных делах. Например, можно будет повысить производительность инкубаторов с курами или сократить время на неинтересных выступлениях. Машина была сделана так, что умела не только удлинять счастливые дни, но и добиваться сокращения негативных моментов, например, оплакивание человека, которое иногда длится годами.

На мгновение между друзьями пробегает волна неприязни, но тут появляется странный иностранец Понт Кич. Он хочет приобрести эту машину и предлагает крупные суммы денег, но Велосипедкин его выставляет, украдкой вытащив из его кармана записную книжку, в которой иностранец делал какие-то заметки. На самом деле денег не было, но товарищи верили, что смогут их раздобыть для дальнейших опытов.

После тестового запуска машины она неожиданно выплевывает письмо из будущего, написанное через 50 лет. Оно сообщает о том, что на следующий день должен прибыть гость из далекого будущего. Тогда Чудаков и его друг спешат за получением финансирования для следующего опыта, чтобы не пропустить приход незнакомца. Но Победоносиков слишком упрям и жаден, как и его машинистка-секретарь: не дослушав их, она выдает им уже пропечатанный отказной лист.

Чудаков и остальные рабочие решаются пойти на кардинальные меры: поднять машину к квартире Победоносикова, пока Бельведонский пишет его портрет в образе суперважной персоны социалистического развития.

Вторая половина пьесы с третьего по шестое действия

Третье действие начинается с так называемого приема "театр в театре", когда режиссер пьесы выходит на сцену и начинает со зрителями разыгрывать несуществующую сцену, которая на самом деле входит в основной сценарий пьесы. Это золотая середина.

Далее опять появляется начальник по согласованиям. Он собрался в свой запланированный отпуск с Мезальянсовой, несмотря на то, что состоит в официальном браке с Полей. Но жену свою он ни во что не ставит и считает ее чуть ли не отбросом общества. Поля глупая, а он - элита советского государства. Она узнает, что билета на отдых два, просится с ним, но получает отказ. Поля, конечно, в курсе всех его похождений и очень хочет свободы, но и тут Победоносиков не сокрушим.

Стоя на лестничной площадке и обжигая руки о горячую машину времени, ученые осознают, что вот-вот свершится то, для чего машина была создана. Неожиданно в пятом действии машина озаряется фейерверком, из нее выходит Фосфорическая женщина. Она называет себя делегаткой, которая прибыла из 2030 года.

Женщина рассказывает героям, что через сто лет из социализма в Союзе вырос хороший крепкий коммунизм. Даже учреждение, приславшее ее, имеет название подтверждающее ее слова - Институт истории рождения коммунизма. У нее специальная миссия по набору лучших из лучших для продолжения деятельности в коммунистическом веке. Приняты будут все, кто обладает хотя бы одной чертой, сближающей человека с коллективномым обществом: он должен быть счастлив от выполнения своей работы, обладать самопожертвованием и постоянным стремлением изобретать что-то новое. А время, пока они будут добираться до 2030 года, оторвет весь балласт ненужных и неправильных.

В кратком содержании "Бани" Маяковского сказано, что Фосфорическая женщина успевает побеседовать со всеми участниками действа для того, чтобы полностью понять их характеры. Например, Поля, жалуется на своего мужа, что он любит находиться в компании более умных женщин, ранее сокращенная за крашение губ секретарша Ундертон делится своей бедой рыжего цвета и объясняет, что только губы и могут привлекать хоть какое-то внимание к ее персоне.

Каждый из персонажей хочет отправиться в путешествие и покорить просторы будущего коммунизма.

В шестой главе у Победоносикова и Фосфорической женщины возникает спор: начальник не желает находиться в очереди на переброску и выказывает неуважение и пренебрежение к Чудакову, который выпивает, Велосипедкину, который курит табак, а жену свою и вовсе обзывает мещанкой. Женщина в долгу не остается и доказывает свою убежденность в правильном выборе, оппонируя ему тем, что они все хорошие работники и любят свою деятельность. Например, Чудаков озадачен идеей выполнить пятилетний план за четыре года.

Несмотря на собранный багаж, все представители буржуазии после запуска машины были скинуты за пределы ее действия. Тут и сыграли правила попадания в будущее, о котором упоминала Фосфорическая женщина.

В кратком содержании "Бани" Маяковского есть некоторые факты написания пьесы. Например, многие персонажи создавались из образов реальных людей. Прототипом портретиста Бельведонского стал Аполлон Бельведерский. Должность "главначпупс" начальника по согласованиям была взята из книги Чуковского.

Странный язык иностранца был придуман вместе с Ритой Райт, которая помогала автору в подборе русских слов, по звучанию похожих на английские. Так, например, из слова "understand" - "понимать" получилось "индостан", а "Do you want" - "хотите ли вы" вышло "Дуй Иван".