Шемякин суд повесть. «Повесть о Шемякином суде»: сюжет, художественные особенности. Своеобразие языка демократической сатирической литературы на примере «Повести о Шемякином суде»

Раннее творчество Жуковского (до 1808 года) связано с дворянским сентиментализмом Карамзина; грустно-элегическая тональность, тоска по несбывшимся надеждам, сетования по поводу прошедших счастливых минут - вот ведущие мотивы его ранних стихов, отличающихся высоким мастерством и тонкой обрисовкой эмоциональных состояний. Жуковский явился создателем лирического пейзажа в русской литературе.

Во второй период (1808-18 20) господствующее место в творчестве Жуковского занимает романтика таинственного и чудесного, в этом русле идут новые, собственно романтические идейно-художественные искания поэта. Романтические порывы в область загадочного и неопределенного получают не только лирический, но уже и лиро-эпический характер: Жуковский переходит к жанру баллады («Людмила», «Светлана»), в сюжете которой преобладающее значение получают фантастические события. В основе поэзии Шуковского лежит гуманистическая мысль о величии личности человека, ее высоком этическом достоинстве. «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою», - заявляет он о своем идеале в элегии «Теон и Эсхин». Отсюда был один шаг до признания всех людей независимо от их сословной принадлежности равными по возможностям нравственного развития. Совершенно новым в литературе был тип Светланы, в ее характере воплощены лучшие черты национального характера русской женщины, которые дальше развил Пушкин в образе .

Возникшая в период Отечественной войны 1812 года общенациональная патриотическая идея борьбы с Наполеоном захватила Жуковского и нашла свое выражение в оде-гимне «Певец во стане русских воинов».

Дальнейшее развитие творчества Жуковского обнаруживает отрицательное воздействие на поэта консервативной идеи примирения с судьбой, пессимистических настроений, поисков идеала за пределами реального мира («Цвет Завета», «Таинственный посетитель», «Невыразимое»).

С начала 30-х годов Жуковский посвящает себя переводческой деятельности. В период обострения идейно-политической борьбы в русском обществе активизируются консервативные стороны его мировоззрения, но Жуковский, несмотря на свое положение человека, близкого ко двору, никогда не был идеологом реакции, скрыто осуждал крепостное право, был другом Пушкина и многих передовых людей того времени.

Значение Жуковского в истории русской литературы необычайно велико. Он открыл новые возможности для раскрытия внутреннего мира человека; в форме олицетворения душевных мечтаний и переживаний, метафорического отождествления жизни человека и природы. Лирику Шуковского отличает филигранная разработка эмоциональных эпитетов, выражающих преимущественно не природные свойства предмета, а то впечатление, которое он производит на поэта. «Лирический пейзаж!, не столько рисующий объектный образ природы, сколько отражающий романтическую настроенность души, стал новым словом в русской поэзии.

Белинский высоко оценил роль, которую сыграл Жуковский в становлении новой русской литературы: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Жуковский — основоположник русского созерцательного романтизма . И в закладках появилось готовое сочинение.

В.А. Жуковский — поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик, заслуживший славу «литературного Коломба Руси» (В.Г. Белинский). Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого пути находился под сильным влияни­ем сентиментализма, участвуя в литературной полемике, развер­нувшейся в начале XIX века, на стороне «карамзинистов». Именно Жуковский был бессменным секретарем «Арзамаса» — литературно­го общества, образовавшегося в 1815 году, членами которого были также Вяземский, Батюшков, юный Пушкин. «Арзамас» выступал в защиту сентиментализма и нового литературного направления, поя­вившегося в России в начале XIX века, — романтизма.

Романтизм — литературное направление, в основное которого ле­жит стремление личности к абсолютной свободе. Попытка обрести не­кий недостижимый идеал сочетается у романтика с протестом против несовершенства окружающего мира. Это приводит его к трагическому ощущению двоемирия. Он стремится вырваться из земного мира в мир мечты, идеала, возвышенный и прекрасный, а сделать это воз­можно, созерцая природу, занимаясь творчеством, уносясь мечтами в «очарованное Там». На этом основана эстетика романтизма, в частно­сти, того его течения, которое связано с поэзией Жуковского — созер­цательного, психологического или элегического романтизма.

Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму.

Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения гру­сти, скорби, разочарования и печали. Это излюбленный жанр роман­тической поэзии, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.

Первая элегия Жуковского «Сельское кладбище» (1802), пред­ставляющая собой вольный перевод стихотворения английского по­эта Т. Грея, определила дальнейшее направление развития не только творчества Жуковского, но и всей русской литературы. Ее тема — смысл жизни человека, его взаимоотношения с окружаю­щим миром, размышления о суетности скоротечной жизни. Впер­вые в русской литературе здесь возникает мир внутренних, субъек­тивных переживаний человека — лирического героя. Как писал Белинский, «до Жуковского на Руси никто не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтоб произведения могли быть вместе и лучшею его биографией».

Особенно ярко это видно в любовной лирике Жуковского — так называемом «протасовском цикле» («Минувших дней очарованье…», «О милый друг…», «Мой друг, хранитель-ангел мой…», «Весеннее чувство», «Воспоминание»). В нем отражена история его возвышен­ной, романтической, но безнадежной любви к Маше Протасовой, выданной замуж за другого и рано умершей. В этих стихах переда­ется трагедия утраты любимого человека, тоска воспоминаний и надежда на встречу в мире ином.

С особой силой новаторство Жуковского проявилось в пейзажной лирике («Вечер», «Море», «Эолова арфа», «Славянка»). Он открыл для русской поэзии лирический пейзаж — изображение природы, которое не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя, его пережива­ния, мысли и чувства. Именно такой пейзаж рисуется в первой оригинальной элегии Жуковского «Вечер» (1806). Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта, он растворен в природе и не противостоит миру. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях. Поэт запечатлел краткий миг согласия в природе, когда «все тихо» и «слит с прохладой растений фимиам». Но эта гармония возможна лишь в умирании, когда «по­следняя в реке блестящая струя с потухшим небом угасает».

Такова позиция элегического, созерцательного романтизма, кото­рую отражает поэзия Жуковского. Одним из наиболее ярких художе­ственных выражений его романтической философии является стихо­творение «Море» (1822). Рисуя морской пейзаж, поэт постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Особен­ность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Компози­ция стихотворения позволяет автору создать особый сюжет — дви­жение, развитие состояния души моря. Оказывается, она подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, ра­дость и горе. Человек, как море, тянется к свету, к небу, но, подобно морю, остается в земной неволе («Обманчив твоей неподвижности вид»). Так раскрывается для лирического героя стихотворения тайна моря — смятенье, спрятанное в «бездне покойной».

Но остается смятенье самого поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания. Зная о противоречиях и несо­вершенстве окружающего мира, он не ропщет, поскольку душа поэта стремится видеть не столько мир реальный, в котором «бездна слез и страданий», сколько идеал, но он находится за пределами земного бытия. Обрести возвышенный идеал, «предел очарованья», можно лишь в мечтах, в воспоминаниях, в поэтическом вдохновении и в со­зерцании природы как земного воплощения божественного идеала («присутствие Создателя в созданье»). Отсюда и возникает столь ха­рактерное для романтизма ощущение противоречия между идеалом и действительностью, того, что «Там не будет вечно здесь».

Ах! Не с нами обитает Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.

(«Лалла Рук»)

Отзвуки мира иного, небесного («Того») лишь на мгновение попада­ют сюда — в мир земной — и «здесь» их может уловить и запечатлеть в своих произведениях поэт. Прежде всего, это попытка открыть тайну мира — в жизни природы и в жизни людей. Она скрыта за «таинст­венным покрывалом» от простого, невнимательного взгляда, но может приоткрыться для человека, наделенного особыми способностями. Этот человек и есть романтик — художник, поэт, музыкант, с помощью сво­его творчества перекидывающий мост из жизни обычной, земной к той, что скрыта, находится в мире ином — возвышенном и прекрасном, где- то на небе, где обитает божество и осуществляются мечты. Звуки того мира так прекрасны, что в земном языке трудно подобрать слова, что­бы их выразить. А потому Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это язык символов, то есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного. Недаром поэтический язык Жуковского оказывается очень музыкален — ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала. И все же «очарованное Там» остается недостижимым на земле, «невыразимым» для земной поэзии. Отсюда чувства тоски, утраты, разочарования, столь характерные для элегического героя поэзии Жуковского. Такова философия романтиз­ма, которую впервые в русской литературе воплотил Жуковский («Не­выразимое», «Мотылек и цветы», «Лалла Рук»),

Для выражения этой романтической философии используются особые художественные средства. Романтическая поэтика Жуков­ского основана на создании романтических символов (образы «Ге­ния чистой красоты», «таинственного посетителя», «мотылька»), разработке мотивов «тайны», «вечности», «полета», использовании эмоциональных эпитетов («животворящий луч», «безмолвное море»), особой музыкальной интонации. Слово в его поэзии, не теряя своего предметного значения, обретает многозначность, разнообразные ассоциативные связи. Логике и рационализму классицизма проти­вопоставлялась свобода поэтического выражения чувств, иногда даже пугавшая современников. Им казалось невозможным, напри­мер, такое словосочетание: «душа полна прохладной тишиной». Но по пути, проложенному Жуковским, стала развиваться затем одна из важнейших ветвей русской поэзии, связанная с творчеством Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – русский поэт, переводчик, один из основоположников русского романтизма. Родился 29 января (9 февраля) 1783 в селе Мишинском, что на стыке трех губерний – Орловской, Тульской и Калужской. По своему рождению Жуковский был незаконнорожденным: его отец, богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, когда-то взял в дом пленную турчанку Сальху, которая и стала матерью будущего поэта. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребенка и затем его усыновил.

Для получения дворянства ребенок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив званиепрапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 году 6-летний Жуковский был внесен в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.

В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в Московский университетский благородный пансион и учился в нем четыре года. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Дмитрий Дашков, Андрей иАлександр Тургеневы, возникло особое литературное общество – Собрание, с официально утвержденным уставом. Первым председателем его стал Жуковский.

В печати Жуковский дебютировал “Мыслями при гробнице” (1797), написанными под впечатлением известия о смерти В. А. Юшковой. “Живо почувствовал я, – говорит 14-летний автор, – ничтожность всего подлунного; вселенная представилась мне гробом. Смерть! Лютая смерть! Когда утомится рука твоя, когда притупится лезвие страшной косы твоей. “

В 1802 Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В “Вестнике Европы” было напечатано его “Сельское кладбище” – вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть “Вадим Новгородский”, написанная в подражание историческим повестям Карамзина.

С 1805-1806 поэтическая сила Жуковского быстро возрастает, достигая своего высшего расцвета в 1808-1812. Все это время Жуковский работал в “Вестнике Европы”, а в 1808-09 был его редактором.

В 1808 явилась его “Людмила”, переделка “Леноры” Г. А. Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание – романтизм. Жуковского захватило стремление в даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех “Людмилы” воодушевил Жуковского.

В 1812 Жуковский поступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал “Певца во стане русских воинов”, сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В тысячах списков оно разошлось в армии и в России.

В 1815 Жуковский стал одним из главных участников литературного общества “Арзамас”, в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии. Там он знакомится с вологодским поэтом Константином Николаевичем Батюшковыми становится одним из его друзей и покровителей.

С 1816 Жуковский становится автором первого официального гимна России “Молитва русских”. Это был перевод (правда, сильно измененный) текста английского гимна “God save the King”. Музыка была также позаимствована у английского гимна (что в свое время сделали более 20 государств).

В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты – будущей императрицы Александры Федоровны, а осенью 1826 был назначен на должность “наставника” наследника престола, будущего императора Александра II.

Жуковский – “русский Колумб, открывший Америку романтизма”

Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его творчество – ранний этап романтизма в России; этап, который был назван предромантическим. Субъективизм и стремление преодолеть рационализм – общее для предромантизма и романтизма. Но у Жуковского с его религиозно-просветительскими идеалами нет, как и у предромантиков, ни крайнего индивидуализма, ни полного разрыва с рационализмом. Именно поэтому в немецкой литературе Жуковский в наибольшей мере сочувствовал Шиллеру, сохранившему в творчестве просветительский рационализм и пафос нравственного совершенствования. Венских же романтиков с их “утонченной” романтически-мистической философией он в полной мере не воспринял. С другой стороны, Жуковский совершенно не понял Байрона, в котором ему были чужды не только революционная активность, но и романтический индивидуализм.

Становление романтического метода и романтического сознания в творчестве Жуковского происходило в разных направлениях: идейно-тематическом, жанровом, стилистическом.

Романтизм – это не только особый метод изображения, но и система художественных воззрений на жизнь, общество, человека. Для романтизма характерен устойчивый комплекс понятий и представлений, который формирует романтические сюжеты, своеобразные романтико-лирические композиции, определяет свойства романтического героя. Этот комплекс романтических понятий, представлений в творчестве Жуковского находит постепенно все более полное выражение.

Одна из самых распространенных в поэзии Жуковского тем – тема трагедийности человеческого существования, одиночества человека, неизбежности для него страданий в несовершенном земном мире. Поэт восклицает: “Для одиноких мир сей скучен, а в нем один скитаюсь я…”, “Я бурный мир сей презираю…” (“Стихи…”, 1803 г.); “…ах, жизнь тому ужасна, кто во глубь ее проник…” (“Кассандра”, 1809 г.); “…отымает наши радости без замены хладный свет, вдохновенье пылкой младости гаснет с чувством жертвой лет…” (“Песня”, 1820 г.). . Эти мотивы у Жуковского звучат постоянно в стихотворениях разных жанров и разных лет. У романтизма Жуковского – как и у большинства других романтиков – не случайные, а сквозные и устойчивые поэтические идеи и мотивы. Таким сквозным, постоянным и устойчивым мотивом и был для Жуковского мотив трагедийности жизни. В. Г. Белинский писал: “…не Пушкин, а Жуковский первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь…скорбь и страдания составляют душу поэзии Жуковского”. . Задавая себе вопрос, что такое романтизм Жуковского, Белинский отвечал на него так: “Это – желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое бог знает в чем состояло…” . О том, что отмеченные Белинским мотивы были существенно важными для Жуковского, говорят названия многих его стихотворений. В этих названиях дается с самого начала как бы заявка на романтизм: “Желание” (1810 г.), “Мечты” (1810 г.), “Мечта” (1818 г.), “Тоска” (1827 г.), “Стремление” (1827г.)

“Счастье в нас самих” – это излюбленная положительная идея Жуковского и в значительной мере именно на ней строится одно из известнейших произведений его – стихотворение “Теон и Эсхин”. Белинский относил эту пьесу, наряду с “Узником”, к наиболее романтическим созданиям Жуковского. “На это стихотворение, – писал он, – можно смотреть, как на программу всей поэзии Жуковского”.

Заслуга Жуковского как поэта-романтика заключается в том, что он сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэтического изображения душевной жизни вообще. Своими романтическими элегиями и балладами он ввел в русскую литературу психологизм и тесно связал поэзию с индивидуальностью поэта, наполнив каждое стихотворение глубоким лиризмом.

(Пока оценок нет)

— удивительный писатель, который с легкостью мог создать лирический пейзаж, изображая нам не объектный образ природы, а романтическую настроенность души. Жуковский — представитель романтизма. Для своих произведений, своей непревзойденной поэзии он выбрал мир души, мир человеческих чувств, тем самым сделав большой вклад в развитие русской литературы.

Романтизм Жуковского

Жуковский считается основоположником русского романтизма. Его даже при жизни называли отцом романтизма и не просто так. Данное направление в творчестве писателя видно не вооруженным глазом. Жуковский в своих произведениях развил чувствительность, которая зародилась в сентиментализме. Мы видим романтизм в лирике поэта, где в каждом произведении изображены чувства, и даже больше. В произведениях раскрывается душа человека. Как сказал Белинский, благодаря романтическим элементам, которые использовал в своих работах Жуковский, поэзия в русской литературе стала одуховоренной и более доступной для людей и для общества. Писатель дал русской поэзии возможность развиваться в новом направлении.

Особенности романтизма Жуковского

В чем же особенность романтизма Жуковского? Романтизм представлен нам мимолетными слегка уловимыми, а может даже и неуловимыми, переживаниями. Поэзия Жуковского — это небольшие истории души автора, изображение его мыслей, мечтаний, которые отображались и находили свою жизнь в поэмах, балладах, элегиях. Писатель показывал нам внутренний мир, которым наполнен человек, олицетворив душевные мечтания, переживания. При этом, чтобы описать чувства, которыми переполнено сердце человека, описать чувства, что не имеют размер и форму, автор прибегает к сопоставлению чувств с природой.

Заслуга Жуковского, как поэта-романтика в том, что он показал не только свой внутренний мир, но и открыл средства изображения души человека вообще, дав возможность развивать романтизм другим писателям, таким как ,

В.А. Жуковский — поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик, заслуживший славу «литературного Коломба Руси» (В.Г. Белинский). Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого пути находился под сильным влияни-ем сентиментализма, участвуя в литературной полемике, развер-нувшейся в начале XIX века, на стороне «карамзинистов». Именно Жуковский был бессменным секретарем «Арзамаса» — литературно-го общества, образовавшегося в 1815 году, членами которого были также Вяземский, Батюшков, юный Пушкин. «Арзамас» выступал в защиту сентиментализма и нового литературного направления, поя-вившегося в России в начале XIX века, — романтизма.

Романтизм — литературное направление, в основное которого ле-жит стремление личности к абсолютной свободе. Попытка обрести не-кий недостижимый идеал сочетается у романтика с протестом против несовершенства окружающего мира. Это приводит его к трагическому ощущению двоемирия. Он стремится вырваться из земного мира в мир мечты, идеала, возвышенный и прекрасный, а сделать это воз-можно, созерцая природу, занимаясь творчеством, уносясь мечтами в «очарованное Там». На этом основана эстетика романтизма, в частно-сти, того его течения, которое связано с поэзией Жуковского — созер-цательного, психологического или элегического романтизма.

Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму.

Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения гру-сти, скорби, разочарования и печали. Это излюбленный жанр роман-тической поэзии, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.

Первая элегия Жуковского «Сельское кладбище» (1802), пред-ставляющая собой вольный перевод стихотворения английского по-эта Т. Грея, определила дальнейшее направление развития не только творчества Жуковского, но и всей русской литературы. Ее тема — смысл жизни человека, его взаимоотношения с окружаю-щим миром, размышления о суетности скоротечной жизни. Впер-вые в русской литературе здесь возникает мир внутренних, субъек-тивных переживаний человека — лирического героя. Как писал Белинский, «до Жуковского на Руси никто не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтоб произведения могли быть вместе и лучшею его биографией».

Особенно ярко это видно в любовной лирике Жуковского — так называемом «протасовском цикле» («Минувших дней очарованье…», «О милый друг…», «Мой друг, хранитель-ангел мой…», «Весеннее чувство», «Воспоминание»). В нем отражена история его возвышен-ной, романтической, но безнадежной любви к Маше Протасовой, выданной замуж за другого и рано умершей. В этих стихах переда-ется трагедия утраты любимого человека, тоска воспоминаний и надежда на встречу в мире ином.

С особой силой новаторство Жуковского проявилось в пейзажной лирике («Вечер», «Море», «Эолова арфа», «Славянка»). Он открыл для русской поэзии лирический пейзаж — изображение природы, которое не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя, его пережива-ния, мысли и чувства. Именно такой пейзаж рисуется в первой оригинальной элегии Жуковского «Вечер» (1806). Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта, он растворен в природе и не противостоит миру. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях. Поэт запечатлел краткий миг согласия в природе, когда «все тихо» и «слит с прохладой растений фимиам». Но эта гармония возможна лишь в умирании, когда «по-следняя в реке блестящая струя с потухшим небом угасает».

Такова позиция элегического, созерцательного романтизма, кото-рую отражает поэзия Жуковского. Одним из наиболее ярких художе-ственных выражений его романтической философии является стихо-творение «Море» (1822). Рисуя морской пейзаж, поэт постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Особен-ность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Компози-ция стихотворения позволяет автору создать особый сюжет — дви-жение, развитие состояния души моря. Оказывается, она подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, ра-дость и горе. Человек, как море, тянется к свету, к небу, но, подобно морю, остается в земной неволе («Обманчив твоей неподвижности вид»). Так раскрывается для лирического героя стихотворения тайна моря — смятенье, спрятанное в «бездне покойной».

Но остается смятенье самого поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания. Зная о противоречиях и несо-вершенстве окружающего мира, он не ропщет, поскольку душа поэта стремится видеть не столько мир реальный, в котором «бездна слез и страданий», сколько идеал, но он находится за пределами земного бытия. Обрести возвышенный идеал, «предел очарованья», можно лишь в мечтах, в воспоминаниях, в поэтическом вдохновении и в со-зерцании природы как земного воплощения божественного идеала («присутствие Создателя в созданье»). Отсюда и возникает столь ха-рактерное для романтизма ощущение противоречия между идеалом и действительностью, того, что «Там не будет вечно здесь». Материал с сайта

Ах! Не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты. («Лалла Рук»)

Отзвуки мира иного, небесного («Того») лишь на мгновение попада-ют сюда — в мир земной — и «здесь» их может уловить и запечатлеть в своих произведениях поэт. Прежде всего, это попытка открыть тайну мира — в жизни природы и в жизни людей. Она скрыта за «таинст-венным покрывалом» от простого, невнимательного взгляда, но может приоткрыться для человека, наделенного особыми способностями. Этот человек и есть романтик — художник, поэт, музыкант, с помощью сво-его творчества перекидывающий мост из жизни обычной, земной к той, что скрыта, находится в мире ином — возвышенном и прекрасном, где- то на небе, где обитает божество и осуществляются мечты. Звуки того мира так прекрасны, что в земном языке трудно подобрать слова, что-бы их выразить. А потому Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это язык символов, то есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного. Недаром поэтический язык Жуковского оказывается очень музыкален — ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала. И все же «очарованное Там» остается недостижимым на земле, «невыразимым» для земной поэзии. Отсюда чувства тоски, утраты, разочарования, столь характерные для элегического героя поэзии Жуковского. Такова философия романтиз-ма, которую впервые в русской литературе воплотил Жуковский («Не-выразимое», «Мотылек и цветы», «Лалла Рук»),

Для выражения этой романтической философии используются особые художественные средства. Романтическая поэтика Жуков-ского основана на создании романтических символов (образы «Ге-ния чистой красоты», «таинственного посетителя», «мотылька»), разработке мотивов «тайны», «вечности», «полета», использовании эмоциональных эпитетов («животворящий луч», «безмолвное море»), особой музыкальной интонации. Слово в его поэзии, не теряя своего предметного значения, обретает многозначность, разнообразные ассоциативные связи. Логике и рационализму классицизма проти-вопоставлялась свобода поэтического выражения чувств, иногда даже пугавшая современников. Им казалось невозможным, напри-мер, такое словосочетание: «душа полна прохладной тишиной». Но по пути, проложенному Жуковским, стала развиваться затем одна из важнейших ветвей русской поэзии, связанная с творчеством Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока.

Велико значение и Жуковского-переводчика. Он открыл для русского читателя произведения Гете и Шиллера, Байрона и В. Скотта, ему принадлежат переводы «Одиссеи» Гомера и индий-ского эпоса «Рустем и Забар», первый стихотворный перевод «Слова о полку Игореве».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как рисуется жуковский
  • в.а.жуковский. элегии "вечер" "весеннее чувство". урок
  • романтизм жуковского созерцательным
  • психологический романтизм в.а.жуковский
  • жуковский как основоположник русского романтизма