Высшие учебные заведения в ссср. Количество вузов в ссср и россии. Лучшие вузы ссср

Несение военной службы (а в некоторых случаях альтернативной), что подразумевает под собой защиту Отечества, является долгом и обязанностью практически каждого гражданина мужского пола. Об этом гласит ст. 59 Основного закона РФ – Конституции. При этом необходимо отметить, что государством установлены достаточно лояльные условия прохождения службы по призыву, однако на практике все же возникают ситуации уклонения лиц от армии.

Что считается уклонением от воинской службы?

Прежде всего здесь нужно отметить законодательные акты, которые регламентируют процесс прохождения воинской службы:

  • ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ № 1237 от 16.09.1999 г. «Вопросы прохождения военной службы».

Данные нормативные акты позволяют определить круг субъектов, обязанных служить по призыву, основания для предоставления отсрочки, освобождения от службы, а также порядок ее непосредственного прохождения.

При этом под уклонением от военной службы необходимо понимать:

  • неявку без уважительной причины в призывной пункт (комиссариат);
  • уклонение от учебных, проверочных сборов или воинского учета.

Важно: ст. 7 ФЗ № 53 определяет перечень уважительных причин для неявки (например, заболевание, увечье самого призывника, тяжелое состояние здоровья близкого родственника, похороны и т.д.).

Ответственность за уклонение от армии

Вышеуказанная ст. 7 ФЗ № 53 гласит о том, что при нарушении установленных обязанностей виновный гражданин подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ - речь идет об уголовном и административном преследовании. Остановимся на этом несколько подробнее.

Административная

Неисполнение гражданами обязанности по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП РФ), как было указано ранее, считается уклонением от воинской службы. Выражаться это деяние может несколькими действиями:

  1. Неявка по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные дату и время без уважительных причин.
  2. Неявка для постановки на учет, снятия с него, внесения изменений в документы (в течение 2 недель).
  3. Несообщение в течение 14 дней в военный комиссариат сведений, касающихся изменения семейного положения, образования, места работы, должности, переезда на новое место жительства.

Подобного рода деяния являются наказуемыми с точки зрения административного права. В отношении таких уклонистов законодатель предусмотрел наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Кроме этого, КоАП РФ содержит в своем составе и иные правонарушения в сфере воинского учета. Например, уклонение от медицинского обследования, умышленная порча или утрата документов воинского учета и т.д.

Уголовная

Кроме административной, законодательство РФ подразумевает уголовную ответственность за уклонение от воинской службы. Применение норм УК России за уклонение от призыва на военную службу возможно лишь в случае неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. Также уклонением от призыва на военную службу является самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения службы.

Важно: установлению подлежит намеренность (цель) избежать несения военной службы по призыву (Постановление Пленума ВС РФ № 3 от 03.04.2008 г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).

Указанное деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 328 УК РФ и характеризуется только умышленной формой вины (прямой умысел). Мотив в данном случае значения не имеет, если только он не является убеждением или вероисповеданием гражданина (по данному основанию лицо освобождается от ответственности).

Назначенное судом наказание за уклонение от службы в армии может быть одним из следующих:

  • штраф в размере до 200000 рублей (либо полученный доход осужденного за период до 18 месяцев);
  • принудительные работы сроком до 2 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В заключение рассматриваемого вопроса о мерах ответственности за уклонение от несения военной службы хотелось бы сказать о том, что штраф за уклонение от службы в армии зависит от степени общественной опасности совершенного деяния. При этом призывнику важно знать о том, что неисполнение возложенной на него обязанности по защите родины влечет достаточно серьезные последствия, в том числе судимость, что может негативно сказаться на его дальнейшем проживании в социуме.

Политехнические институты

многопрофильные втузы, осуществляющие подготовку инженеров для различных отраслей народного хозяйства - машиностроения, приборостроения, энергетической, металлургической, химической, горной, нефтяной промышленности, транспорта, связи, строительства и др. Создаются в крупных промышленных районах для обеспечения их высококвалифицированными инженерными кадрами соответствующих специальностей. В 1975 в СССР было 62 П. и., в том числе 26 институтов, имеющих право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации: Белорусский [основан (ведёт свою историю) в 1933], Воронежский (1956), Горьковский им. А. А. Жданова (1930), Грузинский им. В. И. Ленина (Тбилиси, 1922), Донецкий (1921), Ереванский им. К. Маркса (1930), Казахский им. В. И. Ленина (1934), Калининский (1930), Каунасский (1950), Киевский им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (1898), Краснодарский (1943), Кузбасский (Кемерово, 1965), Куйбышевский им. В. В. Куйбышева (1930), Ленинградский им. М. И. Калинина (1902), Львовский (старейший П. и. страны, основан в 1844), Новочеркасский им. Серго Орджоникидзе (1907), Одесский (1918), Рижский (1958), Саратовский (1960), Таллинский (1918), Ташкентский им. А. Бируни (1933), Томский им. С. М. Кирова (1896), Тульский (1963), Уральский им. С. М. Кирова (Свердловск, 1920), Харьковский им. В. И. Ленина (1885), Челябинский им. Ленинского комсомола (1943); 11 институтов, принимающих к защите кандидатские диссертации: Азербайджанский им. Ч. Ильдрыма (Баку, 1950), Владимирский (1964), Волгоградский (1930), Всесоюзный заочный (Москва, 1932), Дальневосточный им. В. В. Куйбышева (Владивосток, 1918), Иркутский (1930), Кишиневский им. С. Лазо (1964), Марийский им. А. М. Горького (Йошкар-Ола, 1930), Пермский (1960), Северо-Западный заочный (Ленинград, 1930); а также Алтайский им. И. И. Ползунова (Барнаул, 1959), Дагестанский (Махачкала, 1970), Кировский (1962), Комсомольский-на-Амуре вечерний (1955), Красноярский (1956), Курский (1964), Липецкий (1973), Новгородский (1973), Омский (1942), Оренбургский (1971), Пензенский (1944), Ставропольский (1971), Таджикский (Душанбе, 1956), Тольяттинский (1967), Туркменский (Ашхабад, 1963), Украинский заочный (Харьков, 1958), Ульяновский (1957), Ферганский (1967), Фрунзенский (1954), Хабаровский (1958). Многие П. и. имеют филиалы, факультеты, отделения, учебно-консультационные пункты на крупных промышленных предприятиях, стройках, промыслах, в том числе в др. городах. Например, Челябинский П. и. имеет вечерние факультеты на челябинских тракторном и металлургических заводах, в гг. Миассе, Златоусте, вечерние отделения в гг. Копейске, Кыштыме, Новом Златоусте. В большинстве П. и. подготовка инженеров осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Срок - 5-6 лет. Выпускники защищают дипломный проект и получают в соответствии с избранной специальностью квалификацию инженера -механика, -энергетика, -технолога, -гидротехника, -экономиста и др.). За успехи в подготовке кадров 14 П. и. награждены орденами: Грузинский - орденом Ленина и Трудового Красного Знамени; Киевский, Ленинградский, Львовский, Харьковский - орденом Ленина; Белорусский, Дальневосточный, Донецкий, Калининский, Новочеркасский, Одесский, Рижский, Уральский - орденом Трудового Красного Знамени; Томский - орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. См. также статьи об отдельных отраслях технического образования, например Горное образование , Строительное образование .

С. К. Кантеник.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Политехнические институты" в других словарях:

    Втузы, готовящие инженеров по радиотехнике, радиоэлектронике, электронной технике и автоматизированным системам управления для работы в различных отраслях народного хозяйства и культуры. В СССР в 1974 было 7 институтов: Минский (основан в …

    Вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов;… … Большая советская энциклопедия

    Отрасль технического образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии производства, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов,… … Большая советская энциклопедия

    Запрос «ENSAM» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Национальная высшая школа искусств и ремёсел (Arts Métiers ParisTech) Оригинальное название Ecole Nationale Supérieure d’Arts et Métiers Год основания … Википедия

    Центральный вход Консерватория искусств и ремёсел (фр … Википедия

    Список сделан для работы над проектом Университеты Франции. Шаблон:Научные исследования во Франции Нужно доработать практически все существующие статьи, кроме тех, что помечены жирным шрифтом. Разделение вузов идет по административному типу… … Википедия

    Система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, речного, воздушного,… … Большая советская энциклопедия

    Система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих для горнодобывающих отраслей промышленности: угольной, рудной, горнохимического сырья, нерудных строительных материалов, нефтяной и газовой. Создание первых… … Большая советская энциклопедия

    Подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально технического… … Большая советская энциклопедия

    Совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия

МЕДИЦИНСКИЕ ИНСТИТУТЫ - высшие медицинские учебные заведения, осуществляющие в СССР подготовку врачей по специальностям: лечебное дело, педиатрия, санитария и гигиена, стоматология, медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, а также специалистов с высшим фармацевтическим образованием - провизоров.

До Великой Октябрьской социалистической революции подготовка врачебных кадров в России осуществлялась в высших мед. учебных заведениях, сосредоточенных в основном в Центральной России и на Украине: мед. факультеты Московского, Харьковского, Юрьевского (Дерптского), Казанского, Киевского, Вильнюсского, Новороссийского (в Одессе), Саратовского, Варшавского (впоследствии Ростовского) ун-тов; Психоневрологический ин-т в Петербурге, высшие женские курсы в Москве, Киеве и Одессе, женские мед. ин-ты в Петербурге и Харькове, а также Военно-медицинская академия (см.). На всей территории Сибири и Дальнего Востока имелось лишь одно высшее мед. учебное заведение - медицинский ф-т при Томском ун-те. В Средней Азии, Казахстане, Закавказье, Белоруссии не было ни одного высшего мед. учебного заведения.

На всех мед. ф-тах России накануне Великой Октябрьской социалистической революции обучалось ок. 8600 студентов, ежегодный выпуск составлял ок. 1000 врачей. Подготовка такого количества врачей совершенно не соответствовала потребности в медпомощи сташестидесятимиллионного населения страны при наличии высокого уровня заболеваемости и частых эпидемий. По учебному плану мед. ф-та, который был утвержден еще в 1884 г., подготавливался «лекарь», т. е. врач, от к-рого требовалось гл. обр. оказание леч. помощи. Санитарно-профилактические дисциплины занимали в учебном плане и программах незначительное место.

Период с 1918 по 1924 г. стал периодом становления высшей мед. школы, первым этапом развития высшего мед. образования в стране. В крайне тяжелых условиях гражданской войны и иностранной интервенции были открыты новые мед. ф-ты в РСФСР, на Украине и в других республиках: в 1918 г. - в Астрахани, Воронеже (в составе ун-та, переведенного из Юрьева в 1918 г.), Нижнем Новгороде (ныне Горький), Симферополе, Тифлисе (ныне Тбилиси); в 1919 г.- в Баку, Иркутске; в 1920 г.- в Смоленске, Ташкенте, Краснодаре, Екатеринбурге (ныне Свердловск), Омске; в 1921 г. - в Минске; в 1922 г. - в Москве, Ереване. К середине 20-х гг. значительно возрос прием в высшие мед. учебные заведения, увеличился и выпуск врачей. Уже в 1928 г. в стране работало 25 высших мед. учебных заведений, в которых обучалось 26,1 тыс. чел.

Бурные темпы социалистического переустройства страны выдвинули задачу подготовки новых пролетарских кадров специалистов, сближения теоретического обучения с практикой, специализации учебных заведений по отраслевому признаку и приведения системы образования в соответствие с экономическим районированием страны. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г. о реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих ф-тов мед. ф-ты ун-тов, находящиеся в подчинении Нарком-проса, были преобразованы в самостоятельные мед. ин-ты и переданы в ведение наркомздравов союзных республик. Проведенная реорганизация в системе высшего мед. образования позволила расширить прием студентов в мед. ин-ты, привести подготовку врачей в соответствие с нуждами здравоохранения.

Принципиально важным в работе высшей мед. школы того времени явилось создание в мед. ин-тах новых форм подготовки врачей - профильных ф-тов. В 1934 г. в соответствии с постановлением ЦИК Союза ССР «О подготовке врачей» во всех М. и. были организованы лечебные ф-ты, в 14 медвузах - педиатрические, а в 10 ин-тах - санитарно-гигиенические ф-ты. На всех ф-тах был установлен 5-летний срок обучения. С 1936 г. в мед. ин-тах страны начали организовываться самостоятельные стоматологические и фарм, ф-ты для подготовки врачей-стоматологов и провизоров.

В годы первых пятилеток подготовка врачебных кадров была значительно расширена, при этом особое внимание было уделено развертыванию сети высших мед. учебных заведений в союзных республиках Средней Азии, в ряде автономных республик РСФСР, в бурно развивающихся в экономическом отношении р-нах. Так, в 1930 г. были открыты М. и. в Самарканде, Донецке, Хабаровске и Иваново; в 1931г. - в Алма-Ате; в 1932 г. - в Ашхабаде, Уфе, Махачкале и Виннице, а в 1933 г. - в Ижевске. В 1930-1931 гг. были вновь открыты закрытые в 1924 г. мед. ф-ты в Свердловске, Симферополе, Нижнем Новгороде. Т. о., к 1934 г. в стране насчитывалось 49 действующих мед. ин-тов (ок. 48 тыс. студентов).

К 1940 г. в стране насчитывалось уже 72 мед. и фарм, ин-та, а численность врачей (на конец 1940 г.) достигла 155,3 тыс. чел. и стала в 5,5 раза больше, чем в дореволюционной России.

Во время Великой Отечественной войны число М. и. сократилось до 56; некоторые из них были эвакуированы из р-нов военных действий в глубь страны: 1-й ММИ функционировал в Уфе, 1-й Ленинградский - в Красноярске, Киевский - в Челябинске, Витебский - в Ярославле, Воронежский - в Ульяновске и т. д. Профессорско-преподавательский состав эвакуированных ин-тов принимал активное участие в оказании медпомощи раненым и больным воинам Советской Армии, гражданскому населению. Некоторые вузы временно прекратили свою работу (Ростовский, Ставропольский, Курский и др.). Однако в 1943 г. после освобождения оккупированных врагом территорий большинство вузов были реэвакуированы. С января 1944 г. начали работать Курский, Смоленский и Крымский мед. ин-ты. В Красноярске, Челябинске, Ярославле и ряде других городов, где до войны не было М. и., на созданной во время войны базе были организованы новые высшие мед. учебные заведения.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 декабря 1944 г. «О мероприятиях по улучшению подготовки врачей» в период с 1945 по 1948 г. был осуществлен переход М. и. на 6-летний срок обучения (лечебный, педиатрический и сан.-гиг. ф-ты).

После Великой Отечественной войны количество М. и. продолжало увеличиваться. Особое внимание было обращено на развитие сети высших мед. учебных заведений в новых крупных промышленных и с.-х. р-нах страны - на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в республиках Средней Азии, а также в Нечерноземье РСФСР. За период с 1950 по 1960 г. в стране было открыто 16 новых М. и. (в Актюбинске, Андижане, Барнауле, Благовещенске, Гродно, Владивостоке, Калинине, Караганде, Каунасе, Кемерово, Луганске, Риге, Рязани, Семипалатинске, Тернополе, Чите) и 2 мед. ф-та при Якутском и Петрозаводском ун-тах. В течение 1966-1967 гг. при Чувашском, Мордовском и Кабардино-Балкарском ун-тах были организованы мед. ф-ты. в 1972 г. педиатрический ф-т Ташкентского мед. ин-та стал Среднеазиатским педиатрическим медицинским ин-том.

В 1977 г. в СССР действовало 83 медицинских ин-та и 9 ф-тов ун-тов, в которых обучалось св. 320 тыс. студентов. Такой размах мед. образования в стране позволил в основном решить (пока в количественном отношении) проблему обеспеченности населения врачебными кадрами (см. Медицинские кадры).

Сеть действующих в СССР высших мед. учебных заведений представлена в таблице.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) предусмотрены мероприятия по усовершенствованию подготовки врачей и провизоров, расширению и укреплению материальной базы педиатрических ф-тов М. и., созданию в некоторых союзных республиках фарм, ф-тов и фарм, ин-тов.

В соответствии с правилами приема в высшие учебные заведения СССР, утверждаемыми Мин-вом высшего и среднего специального образования СССР, в мед. ин-ты принимаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие законченное среднее образование или диплом об окончании среднего специального учебного заведения. Поступающие в мед. ин-ты сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам: родному языку и литературе (сочинение), биологии, химии и физике. Абитуриенты, окончившие среднюю школу с золотой или серебряной медалью, а также выпускники средних специальных учебных заведений, имеющие диплом с отличием, сдают только один экзамен по усмотрению приемной комиссии; в случае сдачи этого экзамена на «отлично» они освобождаются от остальных экзаменов. Зачисление в медвузы проводится путем конкурсного отбора по результатам вступительных экзаменов, при этом преимущественным правом зачисления в вуз пользуются лица, имеющие стаж практической работы не менее 2 лет.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях» (1969) в целях создания необходимых условий для поступления в вузы рабочей и сельской молодежи, а также демобилизованных из армии воинов и повышения уровня их общеобразовательной подготовки в ряде крупных медвузов с 1969 г. были организованы подготовительные отделения. В 1978 г. они функционировали уже в 72 мед. ин-тах. На подготовительные отделения М. и. принимается также младший медперсонал: санитарки и младшие медсестры по уходу за больными (до 40% от плана приема на отделения). Прием производится по направлениям промышленных предприятий, колхозов, совхозов, воинских частей и учреждений здравоохранения. Учебный год на подготовительном отделении продолжается 8 мес. Слушатели отделений, успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачисляются на 1-й курс М.и. без сдачи вступительных экзаменов. Ин-ты проводят большую работу по проф. ориентации молодежи: для школьников и рабочей молодежи открыты клубы «Юный медик», проводятся Дни открытых дверей, профессорско-преподавательским составом ин-тов ведется агитационная работа на предприятиях, в совхозах и колхозах, в воинских подразделениях и школах.

Обучение студентов в мед. ин-тах бесплатное; ок. 74% от общего числа студентов и М. и. получают стипендию за счет отчислений из государственного бюджета. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению материальных и жилищно-бытовых условий студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений» (1971) размер студенческих стипендий в М. и. существенно увеличен.

Решениями Правительства СССР для особо успевающих студентов, сочетающих отличную учебу с большой общественной и научно-исследовательской работой, установлен ряд именных стипендий.

Иногородние студенты в основном обеспечены жильем в благоустроенных студенческих общежитиях. М. и. обеспечены столовыми и буфетами, 72 медвуза имеют собственные спортивно-оздоровительные лагеря; через государственные и профсоюзные организации студенты обеспечиваются путевками в санатории, дома отдыха и на туристские базы. В некоторых ин-тах функционируют профилактории, где оздоровительные мероприятия проводятся без отрыва от учебы.

Все М. и. по месту их территориального расположения подчиняются мин-вам здравоохранения союзных республик, мед. ф-ты ун-тов - республиканским мин-вам высшего и среднего специального образования и состоят на их бюджете. Наиболее крупные из них подчинены непосредственно М3 СССР и являются базой для апробирования новых принципов и методов подготовки кадров здравоохранения. Все М. и. работают на основе единого устава и единых учебных планов, утверждаемых Мин-вом высшего и среднего специального образования СССР и М3 СССР. Централизованное руководство высшими мед. учебными заведениями страны в организационном и учебно-методическом отношении осуществляется в М3 СССР Главным управлением учебными заведениями. В его функцию входит также перспективное планирование подготовки мед. кадров и развитие сети мед. ин-тов." В 1973 г. для улучшения руководства высшими мед. учебными заведениями в стране и координации их деятельности в М3 СССР создан совещательный орган по вопросам развития высшего мед. образования в стране - Совет по высшей медицинской школе. Между высшими мед. учебными заведениями страны осуществляется широкий обмен опытом работы. Каждые пять лет проводятся всесоюзные совещания по высшему мед. образованию, а в ряде союзных республик ежегодно - республиканские совещания.

В соответствии с профилем подготовки мед. ин-ты имеют в своем составе от 1 до 5 ф-тов (, стоматологический, фармацевтический). Кроме того, во 2-м Московском и Томском мед. ин-тах организованы мед.-биол, ф-ты, готовящие специалистов для работы в центральных научно-исследовательских лабораториях ин-тов, научно-исследовательских учреждениях, вычислительных центрах и клин, лабораториях. При 26 мед. ин-тах имеются ф-ты усовершенствования и специализации врачей и провизоров; в ближайшие годы такие ф-ты будут созданы еще при 18 М. и.

Основным учебным и научным подразделением М. и. (мед. ф-та ун-та), осуществляющим непосредственно учебно-методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу, как правило, по одной, реже по нескольким родственным дисциплинам, является кафедра.

Количество кафедр института определяется учебными планами. Руководство деятельностью всех ф-тов и кафедр М. и. осуществляет ректорат ин-та, включающий ректора ин-та, проректоров (по учебной, научной и административно-хозяйственной работе), деканов ф-тов. Ректор мед. ин-та несет персональную ответственность за деятельность ин-та в целом перед соответствующим мин-вом здравоохранения.

В каждом М. и. под председательством ректора создается специальный орган управления - Совет института - для рассмотрения основных вопросов деятельности вуза: учебно-методической, идейно-воспитательной, научно-исследовательской, хозяйственной и др. Совет ин-та в конкурсном порядке избирает ученых на должности профессорско-преподавательского состава. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров» (1974) в большинстве М. и. созданы специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

М. и. располагают высококвалифицированным научно-педагогическим персоналом. В 1977 г. в высших мед. учебных заведениях работало св. 38 тыс. научно-педагогических работников (в т. ч. св. 3 тыс. докторов наук и более 20 тыс. кандидатов наук). В высших мед. учебных заведениях установлены следующие штатные должности педагогического состава: заведующий кафедрой, профессор кафедры, доцент кафедры, ассистент (преподаватель) кафедры, в ряде случаев устанавливаются должности старших преподавателей. Численность профессорско-преподавательского состава вуза определяется штатным расписанием ин-та и численностью обучающихся в нем студентов из расчета: 1 единица преподавательского состава в среднем на 9-10 студентов. Конкурсы на замещение должностей профессорско-преподавательского состава проводятся каждые 5 лет. По конкурсу на должность заведующего кафедрой и профессора кафедры проходят, как правило, лица, имеющие ученую степень доктора наук и ученое звание профессора; на должность доцента - лица, имеющие ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента; на должность ассистента, старшего преподавателя - лица, имеющие степень кандидата наук, а также лица с высшим образованием, проявившие склонность к преподавательской и научно-исследовательской работе.

Для подготовки научно-педагогических кадров в 80 М. и. существует аспирантура (см. Аспирантура, адъюнктура) - очная (с отрывом от работы) и заочная (без отрыва от работы). За время прохождения аспирантуры в мед. ин-те аспирант обязан сдать экзамены кандидатского минимума по философии, иностранному языку, по изучаемой специальности, выполнить научное исследование и написать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Кроме того, в М. и. существует система научной стажировки и одногодичной аспирантуры; для завершения работы над докторскими диссертациями преподавателей переводят на должности старших научных сотрудников.

Для повышения уровня педагогического мастерства и обмена опытом преподавательской работы в 8 М. и. страны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966) созданы ф-ты повышения квалификации преподавателей медвузов. На эти ф-ты преподавателей направляют 1 раз в 5 лет.

Организация учебно-методической работы на современном уровне - главная задача М. и. Для обеспечения высокого качества учебного процесса, развития у студентов навыков самостоятельной работы и умения на практике применять полученные знания в М. и. предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции профессоров и доцентов; практические занятия в клиниках, лабораториях, на семинарах, самостоятельная работа в лабораториях, клиниках, учебных кабинетах и библиотеках; курсовые работы под руководством преподавателей; производственная практика в клиниках, б-цах, лабораториях и др.; консультации профессоров, доцентов и ассистентов. Объем требований, предъявляемых к студентам при изучении каждой учебной дисциплины, определяется учебной программой, утвержденной Главным управлением учебных заведений М3 СССР.

Учебный год делится на два семестра: осенний и весенний, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. Доклиническая подготовка студентов проводится в учебно-лабораторных корпусах ин-тов, оборудованных необходимыми приборами и наглядными пособиями. Только за девятую пятилетку для М. и. построено св. 30 учебно-лабораторных корпусов. Клин, подготовка студентов осуществляется в ряде вузов (1-й Московский, 1-й Ленинградский, Иркутский, Казанский, Куйбышевский, Ростовский, Саратовский, Томский и др.) на базе институтских клиник. Большинство М. и. используют в качестве клин, баз наиболее современные многопрофильные и специализированные б-цы. Деятельность медвузов в леч.-проф, учреждениях регламентируется Положением о клинической больнице (см. Клиника).

Контроль за качеством учебно-методической работы в М. и. осуществляют предметные методические комиссии и центральные методические советы ин-тов. В масштабах страны эту работу осуществляют центральные проблемные учебно-методические комиссии при Главном управлении учебных заведений М3 СССР. Накопленный опыт постановки методической работы обобщается на всесоюзных и республиканских учебно-методических конференциях.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968) в М. и. установлена система подготовки кадров с ранней профили-зацией по основным клин, специальностям на VI курсе (субординатура) с последующей одногодичной специализацией на базе крупных леч.-проф. учреждений - интернатура (см.). В 1973 г. был завершен переход на систему первичной двухгодичной специализации выпускников лечебных и педиатрических ф-тов; в 1975 г. эта система введена на стоматол. ф-тах М. и. Выпускники сан.-гиг. и фарм, ф-тов после окончания вуза проходят стажировку по месту распределения. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972) М. и. перешли на обучение по новым учебным планам (см. Медицинское образование).

Наряду с подготовкой специалистов в медвузах страны проводится большая научно-исследовательская работа по самым актуальным проблемам мед. науки и практического здравоохранения. Планирование научных исследований в М. и. проводится в соответствии с задачами, поставленными в народнохозяйственных планах СССР, по заданиям Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, по планам АН и АМН СССР, а также республиканских мин-в здравоохранения (см. ).

Научно-исследовательская работа проводится как по госбюджетным темам, так и по хоздоговорам с предприятиями и организациями. Особое место в организации научно-исследовательских работ в М. и. занимают центральные научно-исследовательские лаборатории, созданные в 47 М. и. (см. Центральная научно-исследовательская лаборатория). Новой формой организации научно-исследовательской работы является объединение тематики научно-исследовательских ин-тов с тематикой однопрофильных кафедр мед. ин-тов. В 1978 г. в системе высшего мед. образования по такому принципу работает 30 кафедр и НИИ. В мед. ин-тах получила широкое развитие научно-исследовательская работа студентов. Во всех ин-тах созданы научные студенческие об-ва, советы по научно-исследовательской работе студентов, в ряде вузов организованы студенческие конструкторские бюро, студенческие научно-исследовательские лаборатории. Ежегодно в стране проводится Всесоюзный конкурс на лучшую научную студенческую работу в области мед. наук, для победителей к-рого учреждены 5 медалей АМН СССР и премии. В крупных вузовских центрах проводятся всесоюзные научные студенческие конференции, издаются сборники студенческих научных работ.

В воспитательной работе огромное значение имеет организация марксистско-ленинского образования, идеологической закалки студентов. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О работе в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана и Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук» (1975), в М. и. введено последовательное изучение курса общественных наук на протяжении всего периода обучения. Вся работа по коммунистическому воспитанию студентов осуществляется по единым, рассчитанным на весь период обучения в вузе планам, в которых органически связаны все формы преподавания и воспитательной работы. Широкое распространение в М. и. получили движение «Студенты - народному здравоохранению», работа в студенческих строительных отрядах и практика общественно-политической работы.

В связи с возрастанием роли мед. деонтологии в мед. ин-тах с 1976 г. введено преподавание межкафедрального курса по основам медицинской деонтологии и врачебной этики (см. Деонтология медицинская , Этика врачебная). Важным событием, знаменующим особое место и роль врача в нашем обществе, явилось введение Присяги врача Советского Союза (см.), утвержденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 марта 1971 года, к-рую принимают все выпускники М. и. страны.

Окончившим М. и. считается студент, выполнивший полностью учебный план, сдавший все предусмотренные учебным планом зачеты и экзамены и выдержавший государственные экзамены. Выпускнику М. и. выдается диплом врача или провизора и нагрудный знак об окончании высшего мед. учебного заведения.

Подготовка врачебных кадров за рубежом - см. Медицинское образование .

Таблица. ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СССР

* Указан год организации медицинского института или медицинского факультета, впоследствии преобразованного в медицинский институт.

** Открыт на базе ун-та, переведенного в г. Воронеж из г. Юрьева (ныне г. Тарту Эстонской ССР).

*** Открыт на базе Ленинградского стоматологического института, переведенного в г. Калинин.

**** открыт на базе 4-го Московского медицинского института, переведенного в г. Рязань,

Наименование, город

Год основания*

Факультеты (отделения медицинских факультетов университетов)

Медицинские и фармацевтические институты М3 СССР и Мин. мед. пром. СССР

Витебский медицинский институт, г. Витебск

Лечебный, педиатрический

Волгоградский медицинский институт, г. Волгоград

Крымский медицинский институт, г. Симферополь

Лечебный, педиатрический, стоматологический

1-й Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. акад. И. П. Павлова (см. Ленинградский 1-й медицинский институт)", г. Ленинград

Лечебный, стоматологический

Ленинградский химико-фармацевтический институт, г. Ленинград

Фармацевтический химико-технический

1 -й Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. И. М. Сеченова (см. Московский 1-й медицинский институт)", г. Москва

Новосибирский медицинский институт, г. Новосибирск

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Ростовский медицинский институт, г. Ростов-на-Дону

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический

Среднеазиатский медицинский педиатрический институт, г. Ташкент

Педиатрический

Харьковский медицинский институт (см.); г. Харьков

Целиноградский медицинский институт, г. Целиноград

Лечебный

Медицинские и фармацевтические институты М3 РСФСР

Алтайский медицинский институт им. Ленинского комсомола, г. Барнаул

Архангельский медицинский институт, г. Архангельск

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Астраханский медицинский институт им. А. В. Луначарского, г. Астрахань

Лечебный, педиатрический

Башкирский медицинский институт им. 15-летия ВЛКСМ, г. Уфа

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Благовещенский медицинский институт, г. Благовещенск

Лечебный

Владивостокский медицинский институт, г. Владивосток

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический

Воронежский медицинский институт им. H. Н. Бурденко, г. Воро-

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова, г. Горький

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический

Дагестанский медицинский институт, г. Махачкала

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Ивановский медицинский институт, г. Иваново

Лечебный, педиатрический

Ижевский медицинский институт, г. Ижевск

Лечебный, педиатрический

Иркутский медицинский институт, г. Иркутск

Лечебный, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. С. В. Курашова (см. Казанский медицинский институт), г. Казань

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Калининский медицинский институт, г. Калинин

Лечебный, стоматологический

Кемеровский медицинский институт, г. Кемерово

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Красноярский медицинский институт, г. Красноярск

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Кубанский медицинский институт им. Красной Армии; г. Краснодар

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Куйбышевский медицинский институт, г. Куйбышев

Курский медицинский институт, г. Курск

Лечебный, фармацевтический

Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени педиатрический медицинский институт, г. Ленинград

Педиатрический

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (см.); г. Ленинград

Лечебный, санитарно-гигиенический

2-й Московский ордена Ленина медицинский институт им. Н. И. Пирогова (см. Московский 2-й медицинский институт)", г. Москва

Лечебный, педиатрический, медико-биологический

Московский ордена Трудового Красного Знамени медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко, г. Москва

Лечебный, стоматологический

Омский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. М. И. Калинина, г. Омск

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Оренбургский медицинский институт, г. Оренбург

Лечебный, педиатрический

Пермский медицинский институт, г. Пермь

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Пермский фармацевтический институт, г. Пермь

Фармацевтический

Пятигорский фармацевтический институт, г. Пятигорск

Фармацевтический

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова, г. Рязань

Лечебный, санитарно-гигиенический, фармацевтический

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт, г. Саратов

Лечебный, педиатрический

Свердловский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт, г. Свердловск

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Северо-Осетинский медицинский институт, г. Орджоникидзе

Лечебный, педиатрический

Смоленский медицинский институт, г. Смоленск

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Ставропольский медицинский институт, г. Ставрополь

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Томский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт (см. Томский медицинский институт)", г. Томск

Лечебный, педиатрический, фармацевтический, медико-биологический

Тюменский медицинский институт, г. Тюмень

Лечебный, педиатрический, фармацевтический

Хабаровский медицинский институт, г. Хабаровск

Лечебный, педиатрический, фармацевтический

Челябинский медицинский институт, г. Челябинск

Лечебный, педиатрический

Читинский медицинский институт, г. Чита

Лечебный, стоматологический

Ярославский медицинский институт, г. Ярославль

Лечебный, педиатрический

Медицинские и фармацевтические институты М3 Украинской ССР

Винницкий медицинский институт имени Н. И. Пирогова, г. Винница

Лечебный, педиатрический

Ворошиловградский медицинский институт, г. Ворошиловград

Лечебный

Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт, г. Днепропетровск

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Донецкий медицинский институт им. А. М. Горького, г. Донецк

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Запорожский медицинский институт, г. Запорожье

Лечебный, фармацевтический

Ивано-Франковский медицинский институт, г. Ивано-Франковск

Лечебный, стоматологический

Киевский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца (см.Киевский медицинский институт); г. Киев

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Львовский медицинский институт (см.); г. Львов

Одесский медицинский институт им. Н. И. Пирогова (см. Одесский медицинский институт)", г. Одесса

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Полтавский медицинский стоматологический институт, г. Полтава

Лечебный, стоматологический

Тернопольский медицинский институт, г. Тернополь

Лечебный

Харьковский фармацевтический институт, г. Харьков

Фармацевтический

Черновицкий медицинский институт, г. Черновцы

Лечебный, педиатрический

Медицинские институты М3 Белорусской ССР

Гродненский медицинский институт, г. Гродно

Лечебный

Минский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт (см. Минский медицинский институт)",г. Минск

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Медицинские и фармацевтические институты М3 Узбекской ССР

Андижанский медицинский институт им. М. И. Калинина, г. Андижан

Лечебный, педиатрический

Самаркандский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова, г. Самарканд

Лечебный, педиатрический

Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт (см. Ташкентский медицинский институт)", г. Ташкент

Лечебный, санитарно-гигиенический, стоматологический

Ташкентский фармацевтический институт, г. Ташкент

Фармацевтический

Медицинские институты М3 Казахской ССР

Актюбинский медицинский институт, г. Актюбинск

Лечебный, педиатрический

Алма-Атинский медицинский институт (см.); г. Алма-Ата

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Карагандинский медицинский институт, г. Караганда

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Семипалатинский медицинский институт, г. Семипалатинск

Лечебный, педиатрический

Медицинский институт М3 Грузинской ССР

Тбилисский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт (см. Тбилисский медицинский институт)", г. Тбилиси

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Азербайджанской ССР

Азербайджанский медицинский институт им. Н. Нариманова (см. Азербайджанский медицинский институт); г. Баку

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Литовской ССР

Каунасский медицинский институт (см); г. Каунас

Лечебный, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Молдавской ССР

Кишиневский медицинский институт (см.); г. Кишинев

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Латвийской ССР

Рижский медицинский институт (см.); г. Рига

Лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Киргизской ССР

Киргизский медицинский институт (см.); г. Фрунзе

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Медицинский институт М3 Таджикской ССР

Таджикский медицинский институт имени Абу-Али ибн Сины (см. Таджикский медицинский институт); г. Душанбе

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Медицинский институт М3 Армянской ССР

Ереванский медицинский институт (см.); г. Ереван

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Туркменской ССР

Туркменский медицинский институт (см.); г. Ашхабад

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Университеты, имеющие медицинские факультеты

Вильнюсский государственный университет им. В. Капсукаса, г. Вильнюс

Лечебное, педиатрическое, санитарно-гигиеническое отделения медицинского факультета

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

Лечебный

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Лечебный

Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Лечебный

Тартуский государственный университет (см.); г. Тарту

Лечебное, педиатрическое, стоматологическое, фармацевтическое отделения медицинского факультета

Ужгородский государственный университет, г. Ужгород

Лечебный

Чувашский государственный университет им. И. П. Ульянова, г. Чебоксары

Лечебный

Якутский государственный университет, г. Якутск

Лечебный

Университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва

Лечебный

Библиография: Ермаков В. В. Высшее медицинское образование в СССР, М., 1967; Исаков Ю. Ф. и Грачев С. В. Высшая медицинская школа на новом этапе, Сов. здравоохр., № И, с. 35, 1977; Ч и к и н С. Я. и др. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР, М., 1980.

Принято считать, что советское образование было гораздо лучше нынешнего. А еще есть миф, что оно было лучшим в мире. Разумеется, с этим можно поспорить, но в СССР были вузы, дипломы которых действительно «котировались». И порой не только в нашей стране.

Международные рейтинги вузов были введены только в 2003 году. Но выпускники престижных технических вузов Советского Союза традиционно пользовались спросом за рубежом. После перестройки многие наши ученые и программисты смогли найти работу в крупных западных компаниях. Правда, сначала еще надо было умудриться попасть в «нужный» институт или университет. Даже прекрасные знания тут порой не спасали. И дело не в том, что на престижные факультеты брали по блату. Существовал, например, негласный отбор по национальному признаку. Так, евреев неохотно принимали на мехмат МГУ, в МВТУ им. Баумана, поскольку будущие специальности были связаны с «оборонкой», а евреи считались политически «неблагонадежными». В МГИМО в первую очередь брали выходцев из «пролетарских» семей. Гуманитарное образование котировалось меньше, чем техническое или естественнонаучное, ведь в основе его2 лежала коммунистическая идеология. Например, изучали творчество только тех поэтов и писателей, которые были идеологически «правильными». История преподавалась только в социалистической трактовке. Впрочем, спросом пользовались специальности, связанные с иностранными языками. И неудивительно: ведь знание английского, французского, немецкого позволяло выезжать за рубеж.

Лучшие вузы СССР

Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?

МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году) МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов. Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества – по крайней мере в пределах СССР. ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И.П. Павлов, Л.Д. Ландау,3 Г.Я. Перельман. На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.

МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году) МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ. Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей - дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников. Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков.

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.

МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.

Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?

МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году) МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов. Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества – по крайней мере в пределах СССР. ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И.П. Павлов, Л.Д. Ландау,3 Г.Я. Перельман. На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.

МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году) МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ. Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей - дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников. Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков.

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.

МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.