Сочинение «Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве. Образ Русской земли

1. Какова тема комедии «Ревизор»?
Комедия «Ревизор» - это комедия нравов. Ее тема – взяточничество и коррупция чиновников; автор сатирически изображает различные злоупотребления в чиновничьей среде, а также легкомыслие и нечестность Хлестакова.

2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек или значительное лицо? Каким он предстает в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего?
Впервые о ревизоре узнали из письма, полученного Городничим и, поскольку ревизор мог уже приехать и жить в городе инкогнито, то взбалмошные и бестолковые сплетники Добчинский и Бобчинский приняли за ревизора Странного приезжего, которым и оказался Хлестаков. Все поверили их догадке, потому что были сильно напуганы. В действительности Хлестаков – ничтожный и пустой человек, болтун и хвастунишка, который ничего не умеет делать, но догадывается, как получить выгоду от ошибки чиновников. Он довольно ловко подстраивается под собеседников и производит впечатление на всех. С чиновниками он держится свободно, перед дамами хвастает, с купцами изображает начальника.

3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?
Завязка комедии – это эпизод, в котором закладываются предпосылки развития сюжета. В данном случае, мне кажется, это момент, когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что видели ревизора.
Развязка – это момент, когда сюжет приходит к своему завершению. Это эпизод чтения письма Хлестакова, из которого всем делается ясно, что он не ревизор.

4. Почему помещики Добчинский, Бобчинский и городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Вспомните и расскажите или прочитайте вслух эту сцену. Какова роль ремарок в комедии?
Помещики обманываются, потому что они глупые, они захвачены сенсацией и хотят быть к ней причастными, а Хлестаков ведет себя нетипично. Городничий верит им со страху. Все слова Хлестакова о тюрьме, например, он принимает на свой счет: Хлестаков боится, что его посадят в тюрьму за то, что он не платит трактирщику, а Городничий сам боится тюрьмы за взяточничество. Желая избежать ареста, Хлестаков врет, что он уважаемый чиновник, а Городничий принимает это за намек, что он и есть ревизор.
В «сцене вранья» все чиновники очень пугаются, потому что они думают, что пьяный будет говорить правду. Они еще не встречали таких самозабвенных врунов, как Хлестаков. Он и сам себе, кажется, верит. К тому же, все его очень боятся, ведь они все нарушали закон. Ремарки показывают, как они сначала не решались сесть, а потом вскочили и трясутся от ужаса.

5. Что означало известие о прибытии нового ревизора и кто этот новый ревизор – чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на этот вопрос.
Известие о прибытии нового ревизора – настоящего – означало для каждого из чиновников конец карьеры, а может быть, и тюрьму. Все и так были ошарашены своей раскрывшейся ошибкой, а тут еще настоящий ревизор. Городничий говорит: «Убит, совсем убит!» Это, наверное, было чувством всех.
Я думаю, что это настоящий ревизор: едва ли у таких людей, как, например, Земляника, может быть совесть. Мне кажется, это уж тогда не совесть, а страх наказания, потому что если бы у чиновников была совесть, они бы так себя не вели. Тот же Земляника обворовывал больных людей, нанял врача, который ни слова не понимает по-русски: неудивительно, что все пациенты «как мухи выздоравливают». Что-то типа человеческих чувств проглядывает в Городничем, он даже говорит слова, которые хотел бы сказать сам Гоголь: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Эти слова он говорит не столько чиновникам, сколько нам всем. Потому что ревизор – это совесть не чиновников, а наша.

6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам? (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)
Экспозиция – это чтение и обсуждение письма, полученного Городничим.
Завязка – сообщение помещиков о том, что они нашли ревизора и разговор с ним Городничего.
Кульминация – сцены, где Городничий хвастается, что уезжает в Петербург.
Развязка – чтение письма Хлестакова.

7. Известно, что Николай 1 после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
Все обиделись на комедию, потому что сатирически изображены люди всех сословий. Под видом уездного города изображена вся Россия.

В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», пожалуй, одно из центральных мест занимает образ земли. Именно на ней разворачиваются все чудовищные события, которые мы помним до сих пор. Каждая строчка пропитана необыкновенной любовью к своей земле, патриотизмом, желанием защитить и уберечь свою землю от любых нападений и потрясений.

Какими же характеристиками обладает русская земля в произведении «Слово о полку Игореве». Как мы сказали ранее, земле в этом произведении приписываются свойства и черты живого человека, земля – это не что-то эфемерное, а образ, стоящий в центре всего произведения.

Итак, во-первых, земля предстает в произведении, как что-то невероятно могущественное и сильное, ведь благодаря деятельности князей, правивших еще до нападения, она сохранила свою целостность и неуязвимость.

Также неоднократно говорится о благоприятности местоположения. Русская земля чрезвычайно богата природными ресурсами, она невероятно просторна и красива. Она самобытна и уникальна, со своими природными климатическими особенностями, животным миром и людьми.

Именно русская земля рождает таких честных и доблестных воинов, которые готовы пролить кровь за ее принадлежность русскому народу.

Большое значение имеет и то, что природа русской земли невероятно чувствительно. Неоднократно она предупреждала о плохих исходах битв и предвещала беду. В конце произведение именно природа помогает Игорю вернуться живым и невредимым.

Люди в произведении тоже являются частью природы. Автором много раз упоминается трудолюбие, способность любить и быть честным до конца с собой и окружающими русского человека. Воины даже не задумывались о том, что они могут оставить свою семью, не тешили свое самолюбие – они безукоризненно выполняли свой долг и спасали русскую землю от нападений. Никто не мог разрушить эту неиссякаемую веру в победу и в собственное превосходство. Достаточно вспомнить, то, как необыкновенно был рад народ, когда Игорь вернулся из плена. Ве воспринимали это событие, как личное счастье.

Конечно, автор очень сопереживает нападениям на русскую землю, но, стоит отметить, именно через этот образ автор проводит главную мысль. Лишь сплоченность князей могла изменить ход истории, ведь в связи с нападениями на землю Святослав сказал свое слово и призвал к здравомыслию князей.

Князья, не задумываясь о главной цели – сохранении целостности и единстве, пустили на самотек все правление. Их волновали вопросы собственного благополучия и борьбы между собой, тогда как настоящий враг был внешним. Только единство и желание отстоять землю русскую могли способствовать победе над половцами.

Русская земля в произведении «Слово о полку Игореве» имеет колоссальное значение. Ее по праву можно назвать центральным образом. Когда читаешь это произведение, невольно сопереживаешь ей, с восхищением читаешь описание удивительной природы, удивляешься смелости и отваге русских воинов, которые готовы на все ради ее независимости.

9 класс кратко

Вариант 2

Есть множество произведений, будь то летописи, исторические хроники, мемуары, или что-то иное, что рассказывает нам о событиях прошедших лет. Что-то из них сохранилось до наших дней, что-то нет, а что-то было уничтожено намеренно, но как бы то ни было до наших дней дошло одно уникальное произведение, описывающие события, происходящие на территории нашей родины. Это летопись под названием “Слово о полку Игореве”, которая повествует потомкам о подвигах князя Игоря, о половецком нападении на Русь, и о богатырях того времени.

В произведении Русь описана как земля с большими людьми, которые наполнены искренними патриотическими чувствами. Эти люди жаждут славы для своей земли, они хотят получить от военных походов как можно больше, дабы прославить свою родину, из-за чего очень часто лезут в битву очень необдуманно и неаккуратно, вследствие чего потом приходится отвечать за последствия, как и вышло с половецким восстанием.

Князь Игорь решил, что он сможет с небольшим войском разбить всех половцев чуть ли не в первых боях, и принял решение отправиться в военный поход. Несмотря на уговоры близких он всё - таки собирает войско и отправляется в путь, и, несмотря на все, казалось бы, дурные знаки, он продолжает путь. Добравшись до поля боя, его армия одерживает огорчительное поражение, а князя берут в плен.

Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.

Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения. Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди, которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность. Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.

Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто его не обрабатывает.

По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.

Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….

Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью к Родине.

Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.

Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.

Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.

Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.

Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.

Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….

Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.

Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.

Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ Чехов Хирургия сочинение по рассказу

    Написанный рассказ А. П. Чеховым «Хирургия» наполнен юмором, с саркастическим содержанием. Действие происходит в кабинете одной из больниц села.

  • Сочинение Роль тире на письме рассуждение

    Тире – это знак препинания, который используется не так часто, как запятая, но занимает далеко не последнее место в пунктуации. У тире есть множество функций, которые можно разделить на две категории

  • Тихон Щербатый образ и характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

    Главными героями романа являются представители дворянского сословия. Толстой желает нарисовать в своем романе «Война и мир» картину полную, описывая все стороны русской жизни. Описывает он эти стороны, далеко не всегда с положительной стороны

  • Анализ повести Паустовского Мещерская сторона

    Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»

  • Сочинение по картине Левитана Весна большая вода, 4 класс (описание)

    После трудной, холодной зимы, постепенно, словно нехотя, просыпается природа. Отзвенела капель, и все выше и выше над горизонтом в обеденную пору поднимается солнце. И вот тогда становится заметно насколько чист воздух, насколько он прозрачен.

«Слово о полку Игореве» является художественным памятником не только русской поэзии, но всех восточ-нославянских литератур. Открыт он был знатоком рус-ской древности А. И. Мусиным-Пушкиным в начале 90-х годов XVIII века. Создано это первое дошедшее до нас в позднейших списках литературное произведение прибли-зительно в конце XII в. на основе реальных исторических событий — похода князя Игоря против половецких ко-чевников. Автор «Слова…» неизвестен.

Существует несколько версий, кто же создал это замечатель-ное произведение. Согласно одной, автором был русский воин, дружинник князя Игоря, причем разными учеными приводятся разные имена. Существует и такая версия:. «Слово…» принадле-жит полоцкому (из города Полоцка) участнику похода (т.е. предку белорусов). И этому есть достаточно доказательств: особое вни-мание к событиям на Полоцких землях (битва на реке Немиге), восхищенье, с которым описан полоцкий князь Всеслав Чаро-дей, хорошее знание географии и реалий Полоцкого княжества. Но кем бы ни был автор «Слова о полку Игореве», важно, что он создал высокохудожественное произведение, ставшее настоя-щим сокровищем мировой литературы.

В «Слове…» представлены судьбы русских людей разного со-словного уровня и разных удельных княжеств. Наиболее крупно и всесторонне обрисованы образы князей Игоря, Святослава, Всеволода, Всеслава и княгини Ярославны.

Князь Игорь — храбрый и смелый воин. Он разделяет все тя-готы походной жизни с воинами своей дружины. И дружина любит его. У Игоря высоко развито чувство собственного досто-инства. Он считает, что лучше в битве пасть, чем быть в плену.

Но он тщеславен, хочет «копье преломить у края поля Половец-кою», в одиночку завоевать славу. Несмотря на личную храб-рость, упорство, он терпит поражение в битве с половцами. Его недальновидность дорого обходится Руси: русское войско побеждено, и это «отворило ворота половцам на Русскую землю». Князь Игорь — человек чести и благородства. Спасая брата Все-волода, он попадает в плен.

Но, отдавая должное подвигам Игоря и Всеволода, автор «Слова…» с горечью говорит о вине их перед Русской землей, которая страдает от междоусобиц.

Ни одному из князей прошлого не уделил автор «Слова…» столько внимания, сколько полоцкому князю Всеславу. Леген-дарный Всеслав Чародей окружен таинственным ореолом. Автор показывает его необычные способности: ловкость, хитрость, удивительную быстроту передвижения, умение внезапно появ-ляться там, где его не ждут. Всеслав мог превращаться в волка, за ночь проскакать от Полоцка до Киева («Ему в Полоцке заут-реню звонили, а он в Киеве звон тот слышит»). Автор рассказы-вает историю Всеслава, вспоминает то время, когда полоцкий князь «коснулся копьем золотого стола Киевского», т.е. был на киевском престоле не по праву наследования, а как завоеватель. Князь Всеслав был воспет не только в «Слове…». Автор продол-жает традицию вещего певца Бояна, который дал присказку судь-бе полоцкого князя: «Ни хитрому, ни умному, ни ведуну разум-ному суда Божьего не миновать». Древнерусский поэт говорит, что все несчастья русских земель связаны с княжескими распря-ми. И даже овеянный легендарной славой Всеслав Чародей стра-дал от междоусобиц, а его внуки «выпали из дедовской славы… крамолами своими начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово».

Образ Всеслава помогает глубже осмыслить прошлое, понять взгляды автора «Слова…». Трагическая картина битвы на реке Немиге — подтверждение бессмысленности братоубийственной битвы. «На Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь отдают, веют душу от тела. Немига кровавые берега не хлебом были засеяны, засеяны костьми рус-ских воинов». История Всеслава предостерегает других князей от междоусобиц.

Выразителем авторской идеи является киевский князь Свя-тослав. Ему принадлежит «золотое слово, со слезами смешан-ное». В нем Святослав — великий и мудрый политик, обращается к удельным князьям с призывом объединиться против половцев, отомстить «за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святосла-вича», забыть все прежние обиды и защитить от врагов Русь.

Поистине национальным символом женской верности стал образ Ярославны — жены князя Игоря. Посвященные ей строки наполнены теплотой и нежностью, пронизаны мягким лириз-мом. Ее плач по мужу — это скорбная песнь не только о муже, но и обо всех русских воинах: «Светлое и пресветлое солнце! За-чем, господин, ты зноем дышишь на воинов моего мужа? В поле безводном жаждою им луки согнуло, тоскою колчаны замкну-ло?» Это одно из самых поэтичных мест «Слова…» Написанный в народно-поэтическом ключе, с обращением к силам приро-ды, плач близок языческим заклинаниям славян.

«Слово о полку Игореве» — это поэма о русских воинах, о княжеской дружине. Они храбры, отчаянны в битве, их не пуга-ют трудности. Замечательно характеризует своих воинов князь Всеволод: «А мои куряне — ратники бывалые: под трубами по-виты, под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены, все пути им ведомы, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли заострены; сами скачут, будто серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы». Для автора рус-ские воины — самое большое богатство, золото, которое князь Игорь «сгубил на дне реки половецкой». В конце поэмы автор воздает славу не только князьям, но и их воинам. Материал с сайта

Поэма начинается со вступления, в котором автор раздумы-вает над тем, какую форму повествования избрать: «по былинам сего времени или по замышлению Боянову», то есть историче-ски достоверную или иносказательную. В первой части расска-зывается о природном предзнаменовании неудачного похода Игоря — затмении солнца, о кровавой сечи и пленении Игоря. Идейным центром второй части является обращение князя Свя-тослава к русским князьям. Третья часть — плач Ярославны и возвращение Игоря из плена. Через все произведение проходит поэтический образ Русской земли, который объединяет три части поэмы в патриотическую песнь.

«Слово о полку Игореве» — литературное произведение, но в нем очень сильно народно-поэтическое начало. Оно проявляет-ся в тонких наблюдениях над природой, в ее анимистическом восприятии, в фольклорной образности, в наполненности поэмы образами и символами славянской мифологии. В поэме от-разилось переходное состояние славянских народов, когда еще сильны языческие верования, но уже люди ощущают себя христианами. Именно об этом свидетельствует вся образная система «Слова», где обращение Ярославны к Солнцу, Ветру не противоречит заключительным словам автора: «Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан».

«Слово», написанное на древнерусском языке, переведено на многие языки мира. Лучшими переводами на русский язык считаются переводы Д.С. Лихачева, Н. Заболоцкого, на белорус-ский — Янки Купалы, Р. Бородулина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • судьба всеволода в слове о полку игореве
  • образ русского воина в поэме слово о полку игореве
  • цитаты о русской земле в поэме"слово о полку игореве".
  • слова о полку игореве судьба
  • сочинение слово о полку игореве поэма на все времена

Имя создателя "Слова о полку Игореве" в настоящее время неизвестно, а его героическая поэма до сих пор живет и заслуженно входит в сокровищницу мировой литературы.

События, описанные в поэме "Слово о полку Игореве"

В поэме "Слово о полку Игореве" рассказывается о походе князя Игоря против половчан, половцев. В поэме описываются две битвы, произошедшие в мае 1185 года.

Первая битва легко дается русским, и они побеждают половцев. Вторая битва была очень тяжелой, так как против небольшого русского войска билось превосходящее по численности половецкое войско. Бой длился три дня и закончился поражением русских. Погибло практически все войско, и лишь пятнадцати воинам удалось остаться в живых.

И впервые за многие годы русские князья оказываются плененными, среди них тяжело раненный Всеволод. Победив Игоря, половцы вновь начинают набеги на русские земли, захватывают и берут в осаду несколько городов. После удачного побега из плена Игорь возвращается домой. Через некоторое время на родину вернулся и Всеволод.

Причины похода Игоря и Всеволода

Чтобы понять причину, побудившую русское войско выступить в поход, надо знать о весьма своеобразных отношениях между русскими и половцами. Русские князья роднились с половецкими ханами, беря в жены ханских дочерей. Некоторые русские князья в войне с соседскими княжествами звали половцев в качестве союзников. На ранних сроках своего княжения Игорь в союзе половцами разорял русские города.

Но затем Игорь осознал, насколько пагубно для Руси такое поведение князей, и решил искупить свою вину. В 1183 и 1184 году объединенными силами русских князей половцы были разбиты. Игорь не смог принять участия в этих событиях, так как опоздал. Игорь переживал, что не смог доказать свою преданность союзу русских князей против половцев, поэтому при поддержке младшего брата Всеволода он вместе с сыном Владимиром и племянником сам отправляется в поход.

Характеристика Всеволода в "Слове о полку Игореве"

В "Слове о полку Игореве" - кровный брат Игоря - один из основных героев поэмы.

Первая часть поэмы начинается со встречи братьев и известия о том, что дружина Всеволода готова к походу. Нетрудно понять причину, которая заставила его поддержать брата в этом походе: голос крови, уважение к старшему и принятому им решению. Для него Игорь - "оплот", защитник, равный по статусу отцу.

Он любит брата, гордится им, готов по первому зову откликнуться на его призыв. С Игорем его связывают узы не только кровного, но и воинского братства. Сообщая о готовности своего войска к походу, Всеволод с гордостью говорит, что "куряне славные" "витязи исправные" - опытные воины, знающие "все пути", что кони уже стоят под седлом, а оружие готово к битве. Данные цитаты Всеволода из "Слова о полку Игореве" - характеристика Всеволода как хорошего военачальника.

В битве с огромным по численности половецким войском русские воины показывают чудеса храбрости и отваги. Особое внимание автор уделяет Всеволоду, называет его "славный яр тур Всеволод", "буй тур". Буй тур - это самая яркая характеристика Всеволода в "Слове о полку Игореве", ведь на Руси так называли самых отважных и сильных воинов. Как настоящий богатырь бьется Всеволод, в азарте боя не чувствуя ран, не щадя ни своей жизни, ни жизней своих врагов, он как гроза носится по полю брани, сверкая золотым шлемом, и там, где он проскачет, там остаются лежать головы половецкие.

Битва - его стихия, в пылу сражения он забывает об отчем престоле, о красавице жене. Поведение во время битвы - характеристика Всеволода в "Слове о полку Игореве" как могучего, бесстрашного воина, автор любуется им, гордится его воинским умением, восхищается силой, мужеством.

Отношение автора к походу Игоря

Восхищаясь мужеством Игоря, Всеволода и всего русского войска, автор тем не менее осуждает организаторов похода. Прежде всего за то, что в поисках личной славы они поставили свои интересы выше интересов Русской земли. Они погубили войско и принесли горе женщинам, которые потеряли в сражении сыновей, мужей, братьев.

Они свели на нет результаты предшествующих победоносных походов под предводительством Святослава Киевского, открыв половцам дорогу на Русь.

Основная идея поэмы "Слово о полку Игореве"

Кем бы ни был автор произведения, он, всем сердцем любя Русскую землю, пытается вразумить русских князей и призывает их прекратить "ковать крамолу" и объединиться вокруг киевского князя, ведь только объединившись, русское войско закроет ворота полю Половецкому и сможет дать отпор любому противнику.

Образ русского воина на страницах отечественной литературы

(литературно-музыкальная гостиная)

Учитель: -Наша Россия прошла через разные войны – каждая оставила в народной памяти имена героев . Образ русского воина в отечественной литературе открывает нам не только мир войны в разные эпохи , но прежде всего показывает характер русского человека.

Так какой же он, русский воин?

Русская земля всегда представлялась желанной добычей иностранным государствам. Мирный труд наших предков, жителей Древней Руси, то и дело нарушался военными тревогами. Хазары, половцы, печенеги – желающих напасть на Русь было много. Русскому человеку приходилось бросать плуг и браться за меч, защищая родную землю.

Мы не преувеличим, если скажем, что одним из главных героев древнерусской литературы был «хоробрый на ратех» воин. Мужество являлось отличительной чертой древнерусского воина и прививалось ему с детства. Вспомним произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», где говорится о воспитании воинов-курян .

А куряне славные –витязи исправные:

Родились под трубами, росли под шеломами.

Выросли как воины, с конца копья вскормлены.

Учитель: -Автор прославляет воинскую доблесть князей Ольговичей. Но главные мудрые слова произносит Святослав, «грозный великий киевский». Он проводит мысль о том, что все беды на Руси от раздоров и усобиц. Ярко звучит его призыв к объединению.

Города и волости достали?

Где же ваш отеческий шелом,

Верный щит, копье из ляшской стали?

Чтоб ворота Полю запереть,

Вашим стрелам время зазвенеть

За Русскую землю,

За Игоревы раны,-

Удалого сына Святославовича.

Учитель: -Сами князья называют себя и своих воинов –русичи, то есть дети Руси, которые защищают землю-матушку.

Заболоцкий, закончив перевод «Слова о полку Игореве» с древнерусского , сказал: «Читаешь это Слово и думаешь: «Какое счастье, Боже мой, быть русским человеком!»

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Учитель:


-Семь раз бросались в атаку колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Кутузов после мучительных раздумий приказал отступать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Учитель:


-Все вы, конечно, узнали знаменитое «Бородино» Лермонтова, в котором поэт восхищается героическим духом русского народа, его патриотизмом.

Знал бы великий поэт, что русскому народу предстоит еще одна Великая Отечественная война 1941 года с фашистской Германией. Не знал он и того, что спустя столетия русские солдаты будут умирать в боях под Москвой со строчками его стихотворения на устах:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!

Как наши братья умирали!...

Многие писатели и поэты отразили героизм русского народа на страницах своих произведений. Невозможно без дрожи и слез слушать стихотворения и песни военных лет.

Песня «Шел солдат» (в исполнении учащихся)

Учитель:


-Поэма Твардовского «Василий Теркин» стала своеобразной данью уважения и благодарности простому русскому солдату-труженику. Именно Твардовскому удалось в большей степени создать истинный образ русского воина. Василий Теркин, как и его далекие предки славяне, не мечтал о воинской славе. Он прост и естественен. Главное то, что он не мыслит своей жизни без родной матушки земли:

Мать-земля моя родная,

Ради радостного дня

Ты прости, за что – не знаю,

Только ты прости меня.

По мнению Твардовского, солдат Великой Отечественной войны является потомком, наследником истинных человеческих качеств тех солдат, о которых писал Лермонтов в своем «Бородино»:

…Тем путем идут суровым

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик- солдат.

Дан приказ: «Отставить!»

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

От Ивана до Фомы,

Мертвые ль, живые,

Все мы вместе – это мы,

Тот народ, Россия.

Та война ушла далеко в прошлое, каков же он сейчас, наш русский воин? Продолжает ли он славные традиции своих предков?

Афганистан…Чечня…Черные страницы в нашей истории. Войны, которые унесли тысячи жизней русских солдат. Кому-то выпало на долю защищать Родину и Москву, а кому-то пришлось воевать за честь России на чужой незнакомой земле. Свои герои есть на каждой войне и мы должны чтить их. Русский солдат не выбирал, он исполнял свой воинский долг.

Аверкиев Александр Александрович или просто Сашка. Двадцатилетний стрелок-наводчик пулемета БТР 2-ой дивизии особого назначения. Родился в Новочеркасске Ростовской области . Был призван в армию, в 1999 году направлен в район боевых действий на территорию Чеченской республики.

9 января 2000 года по маршруту Шали –Аргун-Гудермес выдвинулась тыловая колонна внутренних войск. В сопровождение выделили 3 бронетранспортера. В экипаж головного БТР входил рядовой Аверкиев. По дороге колонна была обстреляна чеченскими боевиками. Александр огнем из своего пулемета заставил залечь бандитов, уничтожил их пулеметный расчет. Но тут новая засада- 250 боевиков окружили группу, подожгли БТР. Экипаж покинул технику и занял круговую оборону. Аверкиев, понимая тяжесть положения, вернулся в горящий БТР и открыл огонь по боевикам. До последнего патрона, до последнего дыхания он сдерживал нападавших, прикрывая своих товарищей. Сашка заживо сгорел в пылающей машине .

Указом Президента РФ за мужество и героизм рядовому Аверкиеву Александру присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Учитель:


-Кто знает, может быть, в последние минуты он вспоминал о своем тезке, солдате Красной Армии, Александре Матросове, который закрыл своим телом фашистский пулемет, и шептал себе строки этого стихотворения.

И дрогнул вражеский отряд,

Но вдруг из черной щели дзота

Посыпался свинцовый град.

Жужжали пули, словно осы,

И люди закопались в снег.

Вперед пополз боец Матросов,

Бесстрашный русский человек.

Матросов бросился вперед

Навстречу смерти, сильным телом

Закрыв фашистский пулемет.

Отважный патриот и воин,

Он честно Родине служил.

Он настоящим был героем!

Он русским человеком был.

Отличительной чертой русского воина всегда была человечность. Он не нападал, только защищал. Русские совершали подвиги «не ради славы – ради жизни на земле», своей родной земле.

Слава русским воинам! Слава защитникам Земли Русской!