Как успешно сдать егэ. Как успешно сдать егэ без репетиторов. Ни в коем случае не заучивайтесь

Подготовка к экзаменам: советы психолога

Л юбой экзамен: будь то выпускной или вступительный – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Особенно велик стресс в случае выпускных и вступительных экзаменов. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

Напряжение нарастает из-за:

    высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ) – Обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.

    возникшей угрозы снижения самоценности – В случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.

    неопределенности конечного результата – Даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.

    необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – Выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.

    дефицита времени – Недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.

    постоянного накопления эмоционального напряжения – Эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.

    высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – Каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например,все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов,которые предлагают психологи. Их применение помогает:

    ослабить эмоциональное напряжение;

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ – Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку:

    оптимального планирования времени;

    внимания;

    памяти;

    эмоциональной устойчивости.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить ввиде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются ввиде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.

Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

    относитесь спокойно к большим «слонам»;

    воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;

    в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;

    сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;

    позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.

Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

    Какова моя цель на этом этапе?

    Сколько времени в моем распоряжении?

    Как лучше использовать это время?

    Какие задачи нужно решить в первую очередь?

    В какой последовательности должны решиться эти задачи?

    Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.

При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти.

Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.

Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).

Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

Упражнение «Юлий Цезарь» – Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.

Инструкция:

    Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.

    Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.

    Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.

    Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.

    Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.

    Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:

Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.

Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

    Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?

    Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?

    Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п.

Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».

Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.

Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.

Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

Упражнение «Экспресс-сочинение» – Упражнение направлено на тренировку образной памяти.

Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.

Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб.

Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи».

Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса,которые принадлежат только мне» –Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.

В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса,которые проведете исключительно по собственному желанию.

Упражнение «Круговая кинолента» – Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.

Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

Несмотря на дефицит времени, учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:

    Бег трусцой и простой (обычный) бег – Бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.

    Езда на велосипеде – Этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.

    Ходьба – Основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.

Источник: сайт Института Специальной Психологии и Педагогики им.Рауля Валленберга

Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровья

Э кзаменационная пора в семьях многих абитуриентов - время нервное и суетливое. Подчас мамы и папы нервничают гораздо больше самих детей, постоянно говорят на эту тему, дергают ребенка, пугают его страшными перспективами "непоступления". Между тем именно в это время подростки больше всего нуждаются в спокойной доброжелательной обстановке, в понимании и любви родителей.

Стоит немного снизить накал страстей, умерить родительские амбиции. Ведь для нас гораздо важнее сохранить физическое и психическое здоровье ребенка, чем получить непременную пятерку ценой его будущего благополучия и счастья. Важно, чтобы сын или дочка твердо знали: какую бы отметку они ни получили на экзамене, какая бы неудача их ни постигла, любовь и вера в них родителей всегда останутся прежними. Тогда и самый сложный экзамен они будут сдавать увереннее и спокойнее.

Как правило, мудрее и правильнее всего ведут себя бабушки - не дергают, умеют порадовать чем-нибудь вкусненьким, стремятся создать дома условия для продуктивной работы. Конечно, не всем везет с бабушкой, но мамам стоит взять их пример на вооружение.

От сложного к простому

Вздохами, слезами и "накачками" помочь абитуриенту невозможно. Зато можно - дельным советом и реальным участием. А это потребует мобилизации всей семьи.

Прежде всего надо помочь ребенку правильно распланировать время, отведенное на подготовку к экзамену, - советует психолог центра подготовки к сдаче ЕГЭ Валентина Задорожная. - Помогите ему распределить темы по дням. Многие выпускники считают, что начинать надо с простого и хорошо усвоенного. На самом деле все наоборот: начать стоит с самых сложных, плохо усвоенных или подзабытых тем. Более простые будет легче повторять, когда самое сложное уже будет надежно усвоено.

Подскажите ребенку приемы рациональной работы с текстами учебников, напомните, как правильно вести опорный конспект - по сути, им является хорошая шпаргалка. Принимайте участие в подготовке: просите коротко разъяснить какую-то тему или пересказать главу учебника. Эта "репетиция" поможет ему снять напряжение, покажет ему самому, что на самом деле он готов к ответу.

Не стоит зубрить до самой последней минуты - все равно напряжение не позволит усвоить то, что в голове не уложилось. Последний день перед экзаменом не должен быть напряженным, чтобы встретить испытание со свежими силами.

Поможет визуальная память

Во время подготовки очень важно соблюдать режим дня. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8-9 часов в день, хотя бывают и исключения. Каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать 10-15-минутный перерыв, во время которого надо подвигаться, выполнить какую-то несложную домашнюю работу, потанцевать и т.п. На небольшие прогулки врачи-гигиенисты советуют выходить не меньше двух раз в день. Можно просто походить, а можно покататься на велосипеде, роликовых коньках - организм должен "проветриться".

Полезно готовиться к экзамену в паре с подругой или товарищем, пересказывая друг другу пройденный материал. Трудные формулы, определения, сложно запоминаемые даты нужно написать на листах бумаги и развесить по стенам комнаты, где занимается абитуриент. Визуальная память у большинства из нас развита лучше, чем любая другая. В нужный момент эти образы сами всплывут перед глазами.

Если ребенок привык заниматься поздно вечером и ночью и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит - перестройка может оказаться затратнее. Но все же ночью полезнее для здоровья спать - сон должен быть не меньше 8 часов.

Морковка на завтрак

В напряженные периоды жизни, подобные подготовке к экзаменам, физиологические потребности организма угнетены. Поэтому подростки порой отказываются от еды или едят только определенные продукты. Наладить нормальное питание в это время очень важно - это создаст основу для полноценной подготовки. В рационе абитуриента обязательно должны присутствовать:

Белки (мясо и, особенно, рыба, молочные продукты);

Витамины (свежие овощи и фрукты, зелень, соки).

Конечно, каждая семья решает эти проблемы в соответствии со своими привычками и вкусами. Важно только, чтобы питание подростков в эти дни было регулярным (4-5 раз в день), а блюда - легкими, свежими и аппетитными на вид. Чипсы, сладости, газированные напитки лучше исключить - ничего, кроме вреда здоровью, тяжести в желудке и сонливости, они не приносят.

Помните, что стресс помогают снять шоколад, орехи, бананы, клубника. Морковь, капуста, сухофрукты (чернослив, курага, изюм, инжир), лимон и другие цитрусовые, а также мед способствуют запоминанию.

Если ребенок уже явно устал, а времени закончить тему немного не хватает, можно выпить чашку кофе, лучше с молоком и сахаром, но злоупотреблять им как стимулятором не стоит - в конечном счете от большого количества кофе вреда может быть больше, чем пользы.

Таблетка для ума

Некоторые хлопотливые мамочки, набравшись ума-разума от соседок и подружек, в период экзаменов пичкают своих выпускников лекарствами "для головы" или "от нервов". Врачи напоминают, что никаких препаратов без медицинских показаний давать детям нельзя.

Единственным исключением, - считает заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, доктор медицинских наук Марина Степанова, - может быть глицин. Это аминокислота, которая вырабатывается в нашем организме и обеспечивает работу головного мозга. Поэтому можно принимать ее дополнительно в виде таблеток в периоды повышенных интеллектуальных нагрузок.

Глицин улучшает обменные процессы в клетках головного мозга, чем повышает его работоспособность, слегка успокаивает, нормализует сон. Если нарушения сна от стрессов принимают стойкий характер, можно порекомендовать валериану в таблетках. И все.

Остальные назначения, если они необходимы вашему ребенку, может порекомендовать только врач, который его хорошо знает

Опасный синдром отличницы

Ученые многих стран исследовали влияние экзаменов и прочих испытаний на здоровье школьников и студентов. Достоверно известно, что накануне и в момент экзамена всегда возрастают артериальное давление, частота дыхания и потоотделение.

Более того, экзаменационный стресс влияет на человека даже на генетическом уровне, изменяя скорость синтеза ДНК. Изменяется газовый состав крови и микрофлора в полости рта. Резко увеличиваются энергозатраты, особенно у людей с высокой мотивацией к успешной сдаче экзаменов.

Известно, что большинство отличников среди выпускников школ - девочки. Некоторые из них заканчивают школу на круглые пятерки благодаря выдающимся способностям и довольно легко. А многие зарабатывают отличный аттестат тяжким трудом, часами просиживая над учебниками, недосыпая, отказываясь от всех радостей и развлечений своего возраста. И это не проходит бесследно.

Ученые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков обследовали молодых беременных женщин и рожениц с отклонениями в течение беременности и родов. И выяснили, что абсолютное большинство из них - те самые бывшие отличницы, которые заплатили за свои школьные и институтские успехи здоровьем, и не только своим, но и своих детей. Это явление так и назвали - "синдром отличницы". Спросите себя сегодня: что важнее - лишняя пятерка в аттестате или счастье будущей женщины, жены и матери?

Психологическая готовность к ЕГЭ

Е диный государственный экзамен в настоящее время стал очень популярной темой для обсуждения. Полезен он или вреден, показывает ли он реальные знания учеников или случайность здесь играет очень большую роль. Но, несмотря на все эти обсуждения, мы сталкиваемся с новой реальностью сдачи выпускных экзаменов. Каждый школьник уже знает, что ему предстоит сдавать ЕГЭ или ГИА. Часто эти аббревиатуры вызывают больше тревоги и волнений, чем он того заслуживает. В связи с этим актуальной стала и тема подготовки к ЕГЭ/ГИА. Причем не только подготовки предметной, но и подготовки психологической.

Литературы, посвященной этой теме, еще не так много. Действительно, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая подготовка? В основном мы столкнулись с работами М.Ю. Чибисовой, в которых предлагаются практические рекомендации по психологической подготовке к ЕГЭ. Она предлагает выделить три основных компонента подготовки, а именно познавательный, личностный и процессуальный компоненты.

Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков. Среди психических функций, играющих важную роль в преодолении этих трудностей, выделяются высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий.

Личностные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке.

Процессуальные трудности связаны с отсутствием четкой структуры действий, поскольку сама процедура сдачи ЕГЭ неизвестна.

Таким образом, М.Ю. Чибисова определяет психологическую готовность к ЕГЭ, как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ (www.psychologia.edu.ru/files/20100321egepsy.ppt ). Во многих других источниках (публикации школьных психологов) в первую очередь уделяется внимание работе с тревожностью ребенка.

В нашем исследовании мы взяли за основу представление о психологической готовности к ЕГЭ, которое предлагает М.Ю. Чибисова, но несколько иначе представили компоненты готовности.

Процессуальный компонент мы рассматриваем с точки зрения знаний ребенка о процедуре предстоящего экзамена (ЕГЭ). Поскольку ЕГЭ отличается от традиционного экзамена тем, каким образом нужно заполнять бланки, самой процедурой организации времени и типом заданий (тест, вопросы с кратким ответом, открытые вопросы-эссе), то незнание процедуры может повышать тревожность ребенка в несколько раз.

Познавательный компонент мы рассматриваем с точки зрения умения ребенка работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, тем более в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ребенок усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене.

Личностный компонент представлен тремя личностными характеристиками: интроверсия, организованность и эмоциональная стабильность. Интроверсия в данном случае рассматривается нами как способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, а не надеяться на помощь других, тем более что в условиях ЕГЭ поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится. Организованность помогает планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Правильно спланированное время позволяет не только снизить тревожность, но и снизить вероятность описок, ошибок по невниманию, а также поможет сделать больше заданий, что повысит вероятность успеха. Эмоциональная стабильность – эта та черта, которая является необходимой на любом экзамене. О снятии тревожности пишут практически все психологи, которые затрагивают тему рекомендаций по подготовке к ЕГЭ. Это ключевая черта.

Для проведения исследования нами был разработан тест «Психологическая готовность к ЕГЭ» , в котором оцениваются указанные выше показатели, и выводится интегральный показатель готовности. Перед прохождением теста школьники заполняли анкету, в которой указывался опыт сдачи экзамена ЕГЭ или ГИА (тренировочный тест или реальный экзамен) и результаты по обязательным экзаменам (русский язык и математика). Далее мы сравнивали эти показатели с результатами теста в целом и по отдельным шкалам.

Исследование проводилось с использованием online технологий (система HT-line ). Участники заполняли тест и анкету через Интернет. Всего в исследовании приняло участие 151 человек, реально сдававшие экзамены. Среди реально сдававших экзамен по половому признаку преобладали девушки (124 человека) по сравнению с мужчинами (27 человек). Также, среди проходивших наш тест школьников, преобладали те, кто успешно сдал ЕГЭ по русскому языку (т.е. набрали 60 – 80 баллов) (см. рис. 1 ). Результаты по математике более равномерно представлены (см. рис. 2 ): есть представители и успешно сдавшие этот экзамен, и те, кто хуже с ним справился. В итоге по сумме двух экзаменов получается, что среди тех, кто принял участие в исследовании, в большей степени были школьники, которые хорошо справились с ЕГЭ/ГИА (см. рис. 3 ). Основной целью исследования был ответ на вопрос – действительно ли есть психологические особенности, которые помогают или мешают успешности в сдаче ЕГЭ.


РЕЗУЛЬТАТЫ

Русский язык . Корреляционный анализ показал наличие связей между успешностью сдачи ЕГЭ по русскому языку и всеми показателями теста «Психологическая готовность к ЕГЭ», кроме показателя «память». Мы выделили две крайние группы: «успешно сдавшие» (81-100 баллов по ЕГЭ) и «менее успешные» (до 60 баллов), оставив в стороне многочисленную среднюю группу (При разделении групп использовались процентили: мы выделили 25% школьников, которые лучше остальных справились с ЕГЭ, и 25% школьников, которые хуже остальных справились с данным экзаменом. Средняя группа, 50% школьников, принявших участие в исследовании, при анализе крайних групп не учитывалась ). Сравнив эти крайние группы по показателям «знание о процедуре», «умение работать с информацией» (внимание, логика, память) и «личностные особенности» (интроверсия, организованность, эмоциональная стабильность), а также по интегральному показателю «психологическая готовность», мы получили следующие результаты (см. рис. 4 ).

Рис. 4 Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ»
у успешно и менее успешно сдавших экзамен по русскому языку

Успешность сдачи ЕГЭ по русскому языку связана, в первую очередь, с внимательностью ребенка (р = 0,008 - Уровень значимости различий между двумя группами определялся по критерию Манна-Уитни ) и его способностью логически рассуждать (р = 0,004), а также с интроверсией (р = 0,001), то есть готовностью работать самостоятельно, погружаясь в задание, и организованностью (р = 0,007), то есть способностью правильно планировать свое время. Успешность также оказалась связана и со знанием ребенка о процедуре сдачи экзамена. А вот тревожность как таковая не очень связана с успешностью на экзамене по русскому языку (р = 0,085 на уровне тенденции). Память же оказалась совсем не связана с успешностью сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. В целом по интегральному показателю мы также получили значимые различия (р = 0,001) (см. рис. 4 ).

Таким образом, успешнее сдают экзамен по ЕГЭ те, кто лучше представляет процедуру сдачи экзамена, знает, какие требования предъявляются и каким образом необходимо заполнять бланки. Более успешны и те, кто оказывается более внимательным и собранным, кто умеет логически связанно рассуждать и делать правильные выводы, кто может четко понять само задание, кто готов работать самостоятельно и правильно планировать свое время, придерживаясь определенной стратегии действия. Тревожность может тоже играть роль в процессе сдачи экзамена (т.е. снижать успешность), но здесь она проявляется не всегда.

Как мы отмечали, наша выборка в основном представлена девушками, поэтому для чистоты анализа мы оценили влияние каждого показателя совместно с половой принадлежностью участника эксперимента (двухфакторный ANOVA и частные корреляции). Связь успешности сдачи экзамена по русскому языку с половой принадлежностью школьника есть, но на уровне тенденции (р = 0,09 по критерию Манна-Уитни). Тем не менее, расчет частных корреляций (третья переменная – «пол») показал, что указанные выше показатели все равно имеют связь с успешностью сдачи экзамена. Совместное влияние пола и показателей теста «Психологическая готовность» выявлено только в отношении показателя «память» (Levene’s test: F = 0,79, p = 0,49; пол*память: F = 4,42, p = 0,03; см. рис. 5 ): память играет важную роль в успехе сдачи экзамена по русскому языку молодыми людьми, но не сказывается у девушек.

Математика . Корреляционный анализ показал наличие связи успешности сдачи ЕГЭ по математике со всеми показателями теста «Психологическая готовность к ЕГЭ», кроме памяти. Мы также выделили две крайние группы: «успешно сдавшие» (от 60 баллов и выше) и «менее удачно сдавшие» (до 40 баллов). Среднюю группу мы снова оставили в стороне. Сравнив уровень выраженности показателей теста «Психологическая готовность к ЕГЭ» в двух крайних группах, мы получили значимые различия по всем показателям, кроме «памяти»: знание о процедуре (р = 0,017), внимание (р = 0,001) и логика (р = 0,003), интроверсия (р = 0,001), организованность (р = 0,029) и эмоциональная стабильность (р = 0,017), а также интегральный показатель (р = 0,001). Таким образом, велика роль умения работать с информацией и личностных качеств, выделенных нами, при сдаче экзамена по математике. Более значимое место занимает эмоциональная стабильность по сравнению с экзаменом по русскому языку. Возможно, это связано с тем, что сам экзамен по математике требует большей собранности и умения контролировать свои эмоции, особенно связанные с тревожностью ребенка, нежели русский язык. Математика в большей степени требует концентрации внимания и погружения в задачи (см. рис. 6 ).

Таким образом, более успешно сдают экзамен по математике те, кто осведомлен о процедуре экзамена, уверен в себе, готов работать самостоятельно и собранно, не отвлекаться по сторонам, внимательно заполнять бланки и читать задания, правильно планируя свое время для их выполнения, а также умеет логически рассуждать.

Рис. 6 Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ»
у успешно сдавших и менее успешно сдавших экзамен по математике

Также был проведен анализ связей показателей с учетом половой принадлежности школьников. Расчет частных корреляций (третья переменная – пол) подтвердил наличие описанных уже связей успешности сдачи ЕГЭ по математике с показателями теста «Психологическая готовность к ЕГЭ», а совместного влияния пола и показателей теста выявлено не было. Выявленные особенности сдачи экзамена характерны и для девушек, и для ребят.

Общий показатель успешности сдачи ЕГЭ по основным предметам. Теперь мы можем оценить связи общей успешности сдачи ЕГЭ и показателей нашего теста. По результатам корреляционного анализа мы также получаем наличие связей между всеми показателями теста, кроме памяти, и успешности на экзамене. При этом в нашей выборке есть различия по полу по различным показателям (например, девушке в нашей группе оказываются лучше осведомлены о процедуре сдаче ЕГЭ (р = 0,019), более внимательны (р = 0,01) и лучше запоминают материал(р = 0,006)), но это не влияет на связи показателей теста и успешности сдачи экзаменов (совместное влияние не обнаружено, и при расчете частных корреляций при третьей переменной «пол» связи подтверждаются). Средние значения по показателям у групп с низким (до 6 стен включительно) и высоким (от 8 стен) баллом по успешности сдачи ЕГЭ представлены на рисунке 7 .

Рис. 7 Средние значения по показателям теста «Психологическая готовность к ЕГЭ»
у школьников с высоким и низким баллом по общей успешности сдачи ЕГЭ

Таким образом, большинство выделенных нами шкал и наших предположений о связи этих шкал с успешностью сдачи ЕГЭ подтвердились (таблица 2 ). В общем, школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов, так что сам фактор психологической готовности заслуженно признается важным. Эмоциональная стабильность важна для любого экзамена, независимо от формы его проведения, но оказывается, что тревожность может иметь различную по силе значимость, когда речь идет о разных предметах: для математики она более губительна, нежели для русского языка. Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует большей собранности и внимания, делая более успешными тех, кто на устных экзаменах имеет меньше шансов: организованных интровертов, привыкших работать самостоятельно, выбирая те стратегии организации времени, которые более адекватны во время письменного экзамена. Им не нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, они не надеются на других, ожидания помощи только от самих себя, своих способностей. И, конечно же, само умение работать с информацией оказывается очень важным при работе на экзамене: внимательно вчитываться в вопрос, проверять себя, внимательно проставлять ответы, иногда опираясь на логику, да и просто понимать логику вопроса и связанно выражать свои мысли. Только один показатель оказался не таким значимым, а именно «память». Однако стоит отметить, что память важна именно в подготовке, обеспечивая уровень необходимых знаний. Но то, как память измерялась в тесте, не дало нам возможности оценить долговременную память. Мы работали только с оперативной памятью.

Что же делать тем, кто любит общаться с другими людьми и стремиться к контактам с другими, кто не стремиться составлять распорядок дня и планировать свое время заранее, кто любит спонтанность и активный образ жизни или часто переживает по различным поводам, волнуется перед сдачей экзамена? Неужели они не смогут сдать успешно экзамен, «обречены» его провалить? Вовсе нет. Полученные нами результаты говорят лишь о том, к чему стоит стремиться, какой стиль поведения в ситуации экзамена ЕГЭ в большей степени способствует успешной сдаче экзамена. Ведь если у человека есть проблемы с логикой или вниманием, то эти способности можно развивать. А если стиль поведения школьника не похож на получившийся, то это говорит о том, что ему придется потратить больше времени при подготовке к экзамену и освоить новые для него стратегии поведения на экзамене, которые помогут успешно преодолеть этот этап в обучении. Конечно, не стоит превращаться в интроверта и совсем отказываться от общения с другими людьми: лишь на время экзамена предстоит стать другим (ой), иначе говоря, вести себя по другому, применяя те самые успешные стратегии поведения при сдачи ЕГЭ. В этом могут помочь и различные тренинговые программы (например, потренировать свое внимание в присутствии других людей). Вы можете освоить стратегии управления своими эмоциями, тревогой во время экзамена или научиться правильно распределять время, чтобы успеть решить задания, проверить их, а не тратить кучу времени на решение одной сложной задачи, когда остальные еще даже не прочитаны. А возможно, стоит ориентироваться на программы подготовки к ЕГЭ, в которые включены не только знания предмета, но и основы психологической подготовки (например, курсы ЕГЭ: www.ege.psyliner.ru/ege , тренинговые программы: www.psyliner.ru/trainings ).

Конечно, результаты нашего исследования нельзя еще назвать окончательными, требуется проведение еще серии экспериментов, однако уже сейчас можно отметить, что предложенный нами тест может служить ориентиром для школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. Он помогает оценить психологическую готовность школьника к сдаче ЕГЭ, выделить его слабые и сильные стороны, чтобы в дальнейшем сам школьник мог учитывать их при подготовке. В пользу подтверждения полученных здесь результатов можно отметить, что на этапах апробации методики мы также параллельно собирали данные по успешности сдачи ЕГЭ. Эти данные не вошли в статью, но можно отметить, что связи успешности и внимания, логики, интроверсии, эмоциональной стабильности, знаний о процедуре подтверждались и на более ранних этапах.

Таблица 1. Значения коэффициента Альфа Кронбаха для каждой шкалы теста.
Чем выше коэффициент, тем больше тест защищен от случайных искажений.

Шкалы теста
«Психологическая готовность к ЕГЭ»
Коэффициент Альфа Кронбаха

Знание о процедуре ЕГЭ

0,71

Внимание

0,41

Логика

0,39

Память

0,5

Интроверсия

0,6

Организованность

0,6

Эмоциональная стабильность

0,64

Таблица 2. Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ

Показатели Навыки Особенности

Знание о процедуре ЕГЭ

Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника

Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен».

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).

Внимание

Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами

Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния).

Логика

Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях

Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).

Память

Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена

Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.

Однозначной связи с успешностью не установлено.

Интроверсия

Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией.

Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.

В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).

Организованность

Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.

Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).

Эмоциональная стабильность

Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.

Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. но уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, нежели на экзамене по русскому языку.

« назад

Как подготовиться к единому госэкзамену за оставшиеся нед ели

Весь учебный год выпускники усердно готовятся к главному испытанию школьной жизни - единому госэкзамену

Одни решают задачи на курсах, другие штудируют правила с частными репетиторами, третьи занимаются со своими школьными учителями. Но в той или иной степени на пороге ЕГЭ гранит науки грызет чуть ли не каждый одиннадцатиклассник. За несколько недель до начала экзаменов впору еще раз повторить материал - выявить пробе-лы и восполнить их. «Труд-7» советует, как сделать это эффективнее всего.

Чуть меньше месяца осталось до первого единого госэкзамена. Очевидно, что за это время прочитать и запомнить весь учебник наизусть даже по одному предмету невозможно. Всего же выпускникам предстоит сдать как минимум два ЕГЭ: русский и математика обязательны для получения аттестата. Выпускники, у которых остались слабые места по тем или иным темам, должны сконцентрироваться на главном - выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их.

Правило трех карандашей

И здесь самое время вспомнить о правиле трех карандашей. Надо взять три цветных карандаша и попробовать без помощи учебников и шпаргалок прорешать части A и B контрольно-измерительных материалов (КИМ) 2010 года, где представлены типичные задания, которые выпускникам предложат весной.

Карандашом одного цвета, например синим, следует отмечать вопросы, ответы на которые вы знаете. Вторым цветом, например зеленым, - вопросы, на которые вы можете ответить с трудом и не уверены, что ответы верные. И третьим цветом, красным, - вопросы, ответов на которые вы не знаете вовсе.

По соотношению цветов будет очевидно состояние подготовки к экзамену, а также выявлены слабые места. После этого можно приступать к повторению. Начинать надо с вопросов, которые отмечены третьим цветом. Следует найти в учебнике тему того вопроса, с которым возникли сложности, и вновь изучить ее. И таким образом проработать все «красные» темы. После этого «неуд» на экзамене вы уже не получите.

Далее следует взяться за вопросы, ответы на которые вы знаете слабо, и действовать по той же схеме. В оставшееся время повторите вопросы, которые знаете хорошо. Не бойтесь повторять материал не по порядку.

Не рвитесь сразу осваивать часть C, особенно если данный предмет не является профильным. К группе С следует переходить только в том случае, если хорошо решаете группу, А, а также более половины задач группы В. Если же чувствуете, что с более простыми примерами у вас пока трудности, лучше остановитесь на них. ЕГЭ дает выбор, какие задачи решать, так как заданий много.

Как организовать день

Чтобы за оставшиеся два месяца проработать все проблемные вопросы, важно составить план работы на каждый день. Необходимо распределить число вопросов по оставшимся до экзамена дням и четко следовать плану.

Работу следует чередовать с отдыхом. По мнению специалистов, оптимальный вариант - 40 минут занятий, 10 минут - перерыв. При изучении того или иного вопроса полезно структурировать материал - например, составлять планы и схемы. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал, и повторить его с помощью краткого плана.

Отработав часть «красных» вопросов, не забывайте один-три раза в неделю повторять их. Уделить этому можно 20–30 минут в начале каждого дня (в качестве разминки). Повторение можно внести в график работы, так как это важный этап подготовки. Ведь чтобы правильно решить большое количество заданий, необходима отработанная техника решений, или так называемая набитая рука. Выпускники прошлого года в основном прокалывались на мелочах.

Каким материалам доверять

Для подготовки к ЕГЭ используйте демонстрационные версии КИМ 2010 года. Они дают представление о том, какие типы заданий и в каком виде получит участник ЕГЭ, то есть на экзамене будет подобная задача, но с другими данными. КИМ можно найти на официальном информационном портале ЕГЭ (ege.edu.ru) и на сайте официального разработчика экзаменационных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://www.fipi.ru ) .

КИМ бесплатны, а потому не доверяйте тем, кто предлагает их купить. При подготовке к ЕГЭ можно воспользоваться и учебными пособиями, подготовленными ФИПИ. Их перечень можно найти по адресу:

Вам понадобится

  • - четыре часа свободного времени ежедневно в течение 2-3 недель;
  • - усидчивость и старательность;
  • - 2-3 книги по обществознанию различных авторов;
  • - необходимые нормативно-правовые акты в актуальной редакции;
  • - доступ к сети интернет.

Инструкция

Лучшими твоими друзьями на ближайшее время должны стать терпение и усидчивость. Обществознание - предмет хоть и , но объем информации, которую необходимо знать, чтобы успешно сдать ЕГЭ, велик, поэтому придется потрудиться, чтобы уничтожить пробелы в познаниях. Если ты будешь выделять ежедневно часа четыре на подготовку , то уже через 2-3 недели изучишь весь курс данного предмета. Но тебе придется максимально сконцентрироваться на усвоении информации, чтобы не перечитывать один и тот же материал несколько раз.

Сделай краткие шпаргалки. Так ты закрепишь и обобщишь весь массив информации. Пусть тебе и не придется ими воспользоваться, но в процессе их написания ты дополнительно повторишь самое важное из всего курса. Если шпаргалки делать лень, можно подчеркнуть карандашом в книге основные тезисы каждого параграфа - перечитаешь , а потом аккуратненько сотрешь карандаш ластиком.

Не ограничивайся одной книгой - используй 2-3 учебника различных авторов. Зачем это надо? Сколько юристов, столько и мнений. Обществознание устройство государства и общества, авторами, имеющими . На одну только тему «что первично: государство или общество?» существует несколько гипотез, которые необходимо знать. Если ты будешь готовиться к ЕГЭ только по одной книге, твои знания будут ограничиваться мнением одного конкретного человека по тому или иному вопросу. Но на экзамене могут попасться весьма каверзные вопросы и иметь материал для рассуждений просто необходимо.

Инструкция

Если призадуматься, то выяснится, что школьные дают довольно неплохие по поводу подготовки к сдаче ЕГЭ. Они в основном заключаются в следующем: сиди дома и учи, учи и еще раз учи. Но от перегрузки может случится как нервный срыв, так и переутомление, что в равной степени нежелательно испытывать перед экзаменом. Лучше готовиться , но заранее.

Предварительную подготовку следует начинать примерно за год. В смысле за учебный год. Как только первого сентября переступили , так сразу же можно приступать к поискам . Надежней всего прибегнуть к помощи тех, кто преподает в . У таких людей значительно больше опыта, плюс, они могут подсказать некоторые «хитрости», которые помогут при сдаче экзамена. Опять же немаловажную роль играет наличие рекомендаций. Когда приходит «со стороны», то приходится верить ему на слово. А ведь на самом деле не известно, что это за преподаватель и как он обучает.

Остальные задания В части требуют применения типичных приемов ЕГЭ . Обязательно добейтесь понимания типичных заданий. Порешайте ЕГЭ прошлых лет. Для решения на производительность нужно построить таблицу - это позволит найти нужный ответ.

Тоже, чтобы получить 100 баллов по

В этой статье мы ознакомимся со структурой КИМа, контрольно-измерительного материала, списком заданий и экзаменационными темами.

1. Часть А

Часть А - это тест из 20 заданий. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Достаточно выполнить 15 заданий части А правильно, чтобы преодолеть порог сдачи. Итак, что же хотят экзаменаторы в этой части?

Задания А1-А4 включают в себя тему "философия". Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо достать учебник за и очень внимательно перечитать такие темы, как "Человек", "Общество", "Истина" и "Природа".
Задания А5-А9 - это первая половина , экономика. Задание А8 - почти всегда задача с графиком. Не стоит его пугаться, все обозначения будут пояснены в самом задании.
Для ответа на вопросы А13-А16 вам придется вспомнить политику. Хорошие знания конституции приветствуются.
И, наконец, задания А17-А20 - право. А19 в этом разделе - задача.
Помните, что в части А может быть только один правильный ответ.

2. Часть В

Задания части В считаются самыми сложными, но не стоит пугаться. Ниже описаны возможные "подводные камни", а предупрежден - значит вооружен.

В1 - задание, в котором надо вставить пропущенное слово. Скорее всего, вы встретите там таблицу с определениями, так что не ленитесь чаще повторять термины! За это задание, если оно выполнено верно, - 1 балл.
В2 - выбрать два термина, которые выпадают из логического ряда, иными словами, убрать лишнее. Также оценивается в 1 балл.
В3 - задание на установление соответствия. Верно выполненное, пополнит вашу копилку 2 баллами. За одну ошибку - 1 баллом.
В4 - выбрать правильный ответ из списка. Здесь ответов может быть несколько: и 3, и 4 из, допустим, 6. Оценивается также, как В3.
В5 не вызовет затруднений, если нет проблем с русским. А смысл задания в определении типа текста: факт, теория или оценка. Небольшая подсказка: если есть числа ( , например), то это факт. Если есть оборот "я считаю" или " мнению", - оценка.
В6 - вставить пропущенные слова. И снова терминология вам в помощь!
Задание В7 - аналогично В4. Оценивается так же, как и В6, В5: 1-2 баллами.
Ну и самое легкое - найти обобщающее слово - задание В8. Ну и оценивается соответственно - 1 балл.

Важно! В бланк ответов на экзаменах и истории номера вносятся без пробелов, точек, запятых! Помните, что проверяет их компьютер.

3. Часть С

С1-С4 - работа с текстом. Первые два выполняются строго по тексту, в С3 и С4 требуется добавить и ваши познания. Максимальное количество баллов за С1 - 2, за С3 и С4 - 3.
В задании С5 потребуется раскрыть смысл понятия и составить два предложения по теме. Максимально можно набрать 2 балла.
С6 - признаки какого-либо явления. За правильный ответ вы получите 3 балла.
Правильно решенная задача С7 также принесет 3 балла. С темой тут угадать невозможно.
С8 - составить план. Ученики не любят это задание, хотя оно также высоко оценивается - 3 балла.
С9 - эссе. На выбор вам будут даны 5 высказываний на 5 тем: философия, экономика, социология и социальная , право. Категорически не рекомендуется выбирать философию: это очень размытая тема и большинство выбирающих эту тему, согласно статистике, только зря исписали листы, не получив ни балла. А так - на ваш вкус. В любом случае, не игнорируйте это задание. Даже если вы просто раскройте смысл высказывания, вы уже получите 1 балл. Объем вашего эссе не ограничен, требуйте столько листов-бланков, сколько вам необходимо: вам обязаны их выдать. И пишите разборчиво: задания части С проверяют люди.

Итак, теперь вы знаете, что вас ждет, а значит, ничего не мешает вам спокойно и продуктивно готовиться.

Ни пуха, ни пера! Удачи на экзаменах!

Видео по теме

Источники:

  • ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Особенности КИМ 2009 года

В период, когда подготовка к главному кошмару всех старших школьников в самом разгаре и до финальной битвы с ЕГЭ осталось несколько месяцев, «Большая Деревня» решила вмешаться и подогнать снаряжение. Собрали лайфхаки от преподавателей школы «Квентин» - бывших школьников, сдавших ЕГЭ на высокие баллы. Какие задания требуют особого внимания, как быстро выучить сложные формулы и сотни исторических дат, - в нашем материале.

ХИМИЯ

Яна Давыдова

90 баллов на ЕГЭ по химии

Чтобы выучить химию, не нужно зубрить ее пять лет - можно подготовиться и за полгода. Главное - не кидаться на все темы сразу, иначе к экзамену в голове будет каша. Для начала напишите четкий план, в котором на работу с каждой темой будут выделены конкретные дни. Это поможет получать знания постепенно и структурировать их.

В химии много тривиальных названий цветов, растворов и реакций. Чтобы их запомнить, можно повесить в часто посещаемых местах стикеры со сложными словами. Визуальная память очень хорошо работает при стрессе, так что на экзамене вспомнятся эти самые листочки.

Следующий вариант - мозговые карты . Это схемы, которые позволят выстроить определенную последовательность мыслей. Очень удобно применять их в процессе изучения качественных реакций и органики.

Отличный инструмент в подготовке к экзамену - ассоциации: например, представьте, что активные щелочи - это дети, которые находятся в постоянном движении, а нерастворимые основания - пенсионеры, осевшие в своей квартире.

Особое значение для меня сыграли химические стишки, которыми я делюсь с ребятами на занятиях. Вот один из них: «Нерастворимые в воде основания разлагаются при нагревании, получается всегда оксид металла и вода».

ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ

Александра Щербакова

96 баллов по литературе, 100 баллов по русскому

Литература - предмет, который изучают в школе в течение одиннадцати лет. За это время удается разобрать огромное количество художественных текстов, но далеко не все понадобятся вам на экзамене. Первым делом откройте сайт ФИПИ - там собраны произведения, которые можно встретить на ЕГЭ. Именно с ними вам нужно работать.

Одно из самых сложных заданий - сопоставительный анализ лирических текстов. Чтобы аргументировать свои суждения, вам придется запомнить строки стихотворений наизусть. Выучить все невозможно, так что выделите несколько основных тем и запомните по паре стихотворений в каждой.

Задания на ЕГЭ по русскому в основном проверяют знание орфографических и грамматических правил. Запомнить их помогут схемы-кластеры, с помощью которых можно компактно, а главное содержательно записать теорию.

Одно из заданий части 4 направлено на проверку знаний акцентологических норм русского языка. Его сложно выполнить, потому что мы постоянно слышим неверные варианты расстановки ударения в словах и запоминаем их. Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо произносить слова вслух, - так активизируется аудиальная память. Найти верные варианты ударений можно в орфоэпическом словнике, который есть на сайте ФИПИ.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ

Николай Гудков

90 баллов на ЕГЭ по обществознанию и истории

Обществознание - наука об обществе, поэтому всегда нужно быть в курсе событий, происходящих вокруг вас. Читайте газеты и смотрите новости - только там можно найти актуальную информацию.

Помните, что гуманитарные науки не менее логичны, чем технические. Чтобы не учить две огромные статьи Конституции РФ о полномочиях федерации и совместного ведения в федеративном государстве, нужно всего лишь логически разграничить их компетенции. Полномочия, которые касаются обеспечения прав каждого жителя страны, относятся к ведению федерации, а те, что могут реализовываться и на уровне субъекта РФ - к совместному ведению. Используя такую логику, вы сможете делать правильный выбор в 99% случаев, не открывая основной закон государства.

Запомнить даты по истории помогут часы. Проверяйте знания, периодически посматривая на время. Например: 18:25 - это 1825 год, восстание декабристов в России.

На экзамене также понадобится знание карт. Чтобы запомнить их было проще, сравнивайте старую карту с современной и старайтесь найти в них общее. Это поможет сориентироваться на экзамене. Самый идеальный вариант - рисовать карты самостоятельно.

Запомнить всех правителей России в верной последовательности поможет тайм-лайн карта. Стоит нарисовать ее и повесить на самое видное место. На экзамене она вспомнится на подсознательном уровне

МАТЕМАТИКА

Денис Семин

90 баллов на ЕГЭ по математике

В математике есть ошибки двух типов: когда вы не понимаете предмет и поэтому делаете что-то неправильно, или становитесь жертвой невнимательности, допуская случайные помарки. Вторую ошибку исправить очень просто: нужно взять чистый лист бумаги и решить заново, потому что проверка готового результата не приведет к успеху - скорее всего вы в очередной раз не заметите, что криво написали цифру пять и спутали ее с двойкой. В первом случае дело обстоит иначе - придется вникнуть в суть предмета, понять тему и только потом снова приступать к решению.

К сожалению, суть предмета в школе не объясняют, поэтому чаще всего ребята просто зубрят определение синуса, а потом с трудом применяют это знание на практике. Но на ЕГЭ пустой набор слов не поможет - нужно понимать, что вы делаете. Если окажется, что появилось новое задание, а вы ни разу не решали подобное, спасут именно глубокие знания. Учитесь самостоятельно выводить формулы из школьной программы - этот навык поможет справиться с любой задачей.

Постарайтесь не акцентировать внимание на ответах в конце учебных пособий. Чаще всего вы начинаете исправлять решение, подгоняя его под нужную цифру. Ваша задача - понять, правильно ли вы сделали задание и, если нет, выполнить его снова, но без опоры на число в конце учебника.

В интернете множество ресурсов по подготовке, так что есть возможность изучать материал, используя сразу несколько источников. Каждый автор объясняет по-своему, поэтому мой совет - ознакомьтесь со всеми вариантами подачи информации, какой-то из них точно окажется понятным.

Единый государственный экзамен - по сути, обычная контрольная, которую вы пишете в непривычной атмосфере. Больше всего обычно пугают проверяющие, но бояться их не стоит: они заинтересованы в том, чтобы создать комфортные условия для работы и честную сдачу экзамена. Если вам жарко или закончился черновик, вы должны сразу же обратиться к проверяющему, и он окажет помощь.

БИОЛОГИЯ

Юлия Мальчикова

90 баллов на ЕГЭ по биологии

Изучение биологии требует много сил, потому что наука очень объемная, но это не повод пугаться. Да, предмет сложный, но очень интересный. Чем положительней ваш настрой, тем интенсивнее пройдет обучение.

Биология переполнена терминами, которые нелегко запомнить, поэтому главное в освоении этой науки - понимать. Если встретите непонятные определения от латинских или греческих слов, не стоит начинать сразу же их зубрить - это не даст долгосрочного результата. Попробуйте разобрать слово на несколько частей: слово «глюкоза» происходит от латинского - «глюк» (сладкое) и «оза» (сахар). Зная это, вы быстро сообразите, что сахароза, мальтоза, лактоза - вещества из семейства сахаров.

В 2017 году появилось много визуальных заданий, так что в процессе подготовки вам пригодятся цветные карандаши - самостоятельно рисовать иллюстрации, схемы и таблицы, которые даны в учебнике. Если рисунка нет, используйте свою фантазию - нарисуйте ассоциацию, которая возникает у вас при взгляде на определение или тему. Картинки помогают воспринимать информацию быстрее, потому что активизируют зрительную память, а если перерисовывать их заново в случае малейшей ошибки, задействуется еще и механическая.

Быстро выучить определения помогут карточки. С одной стороны пишем термин, а с другой - его расшифровку. Такие карточки можно носить с собой, потому что они помещаются в самую маленькую сумку и даже в карман, так что можно повторять материал в любое удобное время.

Совмещайте чтение книг с просмотром научно-познавательных фильмов. Ученые и профессора, которые объясняют сложный материал простым языком, помогут расширить кругозор и понять суть самых сложных вещей. А еще подпишитесь на сайты, паблики и блоги, в которых освещают достижения в сфере биологии - это позволит всегда оставаться в теме.

Сдать ЕГЭ по биологии не сложно, если подойти к экзамену с интересом. Не стоит убивать на подготовку все дни - достаточно и пары часов регулярных занятий в неделю. Главное, помните, что ночь дана человеку для отдыха, так что учиться нужно утром и днем - в это время человек лучше усваивает информаци

До конца февраля школа делает скидку на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ
в марте: 10% для действующих учеников и 20% для новичков.

Времени остаётся мало до старта основного этапа ЕГЭ. В 2017 году более 53 тысяч московских школьников проверят, чему они научились за 10 лет. О ЕГЭ уже никто не спорит - остается лишь активно готовиться. В погоне за максимальным баллом родители выпускников не жалеют ни денег, ни нервов. Во сколько обходится подготовка к единому экзамену, как повысить шансы на успешную сдачу ЕГЭ при минимальных затратах и справиться со страхом, рассказали эксперты.

Репетиторы

По данным ВЦИОМ, 54% россиян уверены, что школьных знаний не хватит для успешной сдачи ЕГЭ, а сумма полученных баллов на экзамене напрямую зависит от количества дополнительных занятий с репетитором и всевозможных платных курсов. Спрос рождает предложение.

Рынок подготовки к ЕГЭ растет год от года. Самая популярная опция - услуги репетитора. Цены кусаются: одно занятие с преподавателем математики обойдется столичным школьникам от 1 до 4 тысяч рублей в зависимости от продолжительности. Занятия по русскому языку и литературе оцениваются дешевле – от 900 рублей до 2 тысяч. Выгоднее всего заниматься дистанционно по скайпу – 600 рублей за 45 минут, либо в паре – от 300 до 500 рублей с человека. Один из самых дорогих предметов – английский язык. Одно занятие обойдется от 2 до 4 тысяч рублей. Чем выше квалификация репетитора, тем дороже его услуги.

К сожалению, как показывает опыт, ни уровень преподавателя, ни количество занятий не гарантируют выпускнику максимального балла для поступления в вуз. Ольга Егорова из Москвы в течение года оплачивала сыну занятия с репетитором по химии два раза в неделю. Однако экзамен выпускник завалил. «Раньше надо было начинать. Думали, за год репетитор подтянет «хвосты», но все оказалось слишком сильно запущено», - сетует мама выпускника.

ЕГЭ-центры

Многие школьники предпочитают групповые занятия в ЕГЭ-центрах. Выбор частных центров подготовки к ЕГЭ в Москве довольно широк, как правило, в них работают преподаватели из вузов. Плюс такого подхода – возможность подготовки сразу по нескольким предметам. Цены на обучение также немаленькие.

Стоимость четырехмесячного «пакета» занятий по 4 предметам для 9-классников варьируется от 80 до 100 тысяч рублей. При этом ученик получает одно занятие по каждому предмету в неделю. Подготовка 11-классников обходится дороже примерно на 10 тысяч рублей.

Школьник Андрей Карташов в течение года занимался в одном из таких центров сразу по четырем предметам. Результатом остался доволен: он получил высокий бал по обществознанию и поступил на международно-правовой факультет. Правда, как признается молодой человек, его подготовка изначально была неплохой, а курсы были нужны для того, чтобы отшлифовать знания и разобрать спорные вопросы по некоторым дисциплинам.

Для тех, кто хочет «запрыгнуть в последний вагон», есть экспресс-курсы продолжительностью в один-два месяца. Их стоимость варьируется от 5 до 17 тысяч рублей за один предмет в месяц. Как правило, такие занятия проводятся в онлайн-режиме, предлагают скидки на обучение.

Онлайн-программы и пособия

Самый бюджетный вариант – онлайн-ресурсы подготовки к экзаменам. Они позволяют готовиться к ОГЭ (основной государственный экзамен после 9-го класса) и ЕГЭ по персональному плану, развивают самоконтроль. Зато и цена очень демократичная – от 400-500 рублей в месяц, что как минимум в 10 раз дешевле занятий с репетитором.

Ученица 11 класса Алина Гречка из Ногинска готовится к ЕГЭ с помощью онлайн-программы. «Для меня это – спасительный «пинок», который помогает заниматься математикой систематично, отслеживать ошибки и следить за своим прогрессом», - признается девушка.

В аналогичном ценовом диапазоне и методические пособия для подготовки к ЕГЭ: цены на брошюры - от 75 рублей. При этом «волшебные» книги, обещающие подготовиться к экзамену всего за три дня, обойдутся дороже, авторские методики стоят около 2 тысяч рублей за издание.

Систематическая подготовка и «Тотальный диктант»

Между тем, педагоги призывают не бросать все силы на репетиторов и «супер-методики» подготовки к ЕГЭ, а главное - систематически заниматься.

Старший преподаватель Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, журналист и филолог Леонид Клейн считает всевозможные экспресс-курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ бесполезными.

«За последние годы ЕГЭ очень сильно эволюционировал. Сегодня проверяется не информация, а ее понимание. К тому же, никакую науку нельзя взять наскоком. Вместо того, чтобы бросать деньги на ветер, лучше сконцентрироваться на повторении тех материалов, которые уже знаешь», - советует эксперт.

А всем сомневающимся во владении русским языком филолог предлагает принять участие в акции «Тотальный диктант», который пройдет 16 апреля по всей стране. «Это прекрасный шанс оценить свои возможности и обратить внимание на ошибки», - считает Клейн.

«Чтобы сэкономить на занятиях с репетитором, определитесь с предметами, которые будете сдавать в рамках ЕГЭ, заранее. К примеру, два года углубленного изучения физики в школе вполне достаточно для успешной сдачи экзамена», - говорит кандидат педагогических наук, председатель региональной предметной комиссии по физике в Московской области в 2010–2014 годах Светлана Ковалева.

Педагог отмечает, что выучить физику «с нуля» за пару месяцев практически нереально. Краткосрочные занятия с репетитором незадолго до экзаменов также не дадут эффекта, за исключением тех случаев, когда у школьника отличные математические способности.

Кстати, согласно данным ВЦИОМ, в 2015 году базами заданий воспользовалось около 55% учащихся, а в этом году их количество выросло до 70%.

Так, москвичка Наталья Чистова на подготовку к ОГЭ в прошлом году не потратила ни копейки. Такова была принципиальная позиция ее самой и родителей: никаких курсов и репетиторов. Девочка готовилась в школе и самостоятельно, пользуясь открытым банком заданий.

«Мне повезло с классным руководителем. Будучи сильным учителем математики, она искренне переживала за своих подопечных и очень интенсивно готовила к экзамену. Мы занимались на уроках и дополнительных занятиях, решали задачи дома. Причем уровень заданий был не только ОГЭ, но и чуть выше. В результате на экзамене я чувствовала себя уверенно, и результат оправдал все ожидания. Так что, ребята, держитесь! Все в ваших руках!», - делится опытом выпускница.

Правильный выбор стратегии

Глава коллектива разработчиков заданий ЕГЭ по математике Иван Ященко также считает, что тратить перед экзаменом деньги на репетиторов совершенно необязательно.

«На самом деле не существует никаких «волшебных» методов подготовки, секретных способов решения задач. ЕГЭ как раз замечателен тем, что все необходимое есть в школьной программе. Надо просто серьезно учиться хотя бы с 8-го класса. Репетиторы просто помогают вам сконцентрироваться, выявить и ликвидировать пробелы», - отмечает эксперт.

«Главное, что необходимо сделать на решающем этапе подготовки – это верно оценить свои силы, закрепить знания и спокойно идти к намеченной цели», - советует Ященко.

Он не советует зацикливаться на 100 баллах. По его словам, реалистичность цели помогает на экзамене чувствовать себя спокойнее, увереннее и, как следствие, достичь лучшего результата.

«Не поленитесь, напишите в школе или дома пробный экзамен по математике. Вы сразу увидите, какие задачи у вас получаются, а какие нет. И дальше, на завершающем этапе подготовки уделите много времени тем задачам, которые у вас получаются! Ведь главное на экзамене – это избежать случайных, досадных ошибок в заданиях, которые раньше успешно решали», - советует Ященко.

По мнению математика, очень важно правильно выбрать уровень экзамена. Если математика не нужна для поступления в вуз, можно смело выбирать базовый уровень.

«Читайте условия задачи, не торопясь! Подавляющее большинство ошибок на ЕГЭ по математике порождает именно неправильное прочтение условий. А еще помните: на экзамене ваш лучший друг – черновик. Используйте его как можно активнее. Ведь, когда вы решаете задачу в уме, вероятность ошибки многократно повышается», - добавляет Ященко.

Программирование на успех

Правильный настрой – еще один залог успеха на экзамене, считает доцент кафедры детской и подростковой психиатрии Российской медицинской ассоциации (РМА), кандидат медицинских наук, врач высшей категории Николай Захаров.

По словам специалиста, страх экзаменов у школьников может привести к очень тяжелым последствиям, среди которых заикание, расстройства кишечника, паралич решения - когда человек теряет способность рационально мыслить и не может вспомнить то, что прекрасно знает. Поэтому, чтобы школьник успешно сдал экзамен, он должен быть свободен от страха.

Доктор отмечает, что «запугивают» школьников, сами того не желая, родители и учителя. Так, одна из его пациентов пострадала из-за классной руководительницы, которая почти каждый день повторяла сакраментальную фразу «Вы не сдадите ЕГЭ!».

Справиться с разрушительной мыслью о собственной беспомощности, по словам психиатра, поможет метод «веерного прогнозирования». Такой подход помогает школьнику не зацикливаться на том, что он провалит экзамен, а видеть целый спектр возможного развития событий. Например, сдать ЕГЭ на «отлично», получить 80, 70 баллов и так далее, не сдать вовсе. От каждого события строится еще один веер возможностей. Например, следует рассуждать так: «Если я получу двойку, это меня закалит, я смогу подготовиться и сдать экзамен намного лучше».

Кроме того, эксперт советует школьникам активно использовать технику самопрограммирования и чаще говорить себе: «Я смогу. Я справлюсь. Я сильнее проблемы. Я вспомню все».

«Полезно использовать визуализацию. Ведь человек мыслит не словами, а образами. Визуальное мышление человека - более древнее, поэтому картинка лучше влияет на мозг. Представьте, как ваша память наполняется информацией, как вы готовитесь к экзамену. И сверху над этой картинкой «повесьте» светящиеся слова «Суперпамять», - объясняет Захаров.

Для выпускников школы ЕГЭ является важнейшим экзаменационным испытанием, так как его результат может оказать решающее влияние на всю последующую жизнь. Полученный по нему высокий бал открывает широкие возможности выбора наиболее престижных вузов страны для дальнейшего обучения.

Математика - один из основных предметов Единого госэкзамена. Она является профильной дисциплиной при поступлении на специальности инженерных, экономических и некоторых других направлений. В этом случае предусмотрен более сложный экзамен профильного уровня. На базовом уровне предмет необходимо сдать каждому выпускнику, чтобы получить аттестат и иметь возможность поступить в вуз. Получить нужный бал по результатам экзамена поможет . Сложность данного экзамена состоит в том, что все тестовые задания по нему - это задачи. Для ответа на каждое из них необходимо провести определенные вычисления. Поэтому выпускник должен уметь практически применять свои знания предмета для решения задач.

Сложно ли сдать ЕГЭ по математике (базовый уровень)

Многие учащиеся считают математику наиболее сложной для понимания школьной дисциплиной. Алгебра оперирует абстракциями, поэтому некоторые ученики испытывают трудности в понимании ее тем. Для выполнения заданий по стереометрии учащемуся нужно хорошее пространственное воображение. Причем для сдачи экзамена требуется не просто запомнить материал, а понимать его и научиться применять практически для решения задач, проводя расчеты. Чтобы не совершить ошибку при вычислениях, необходимо быть очень внимательным, а волнение во время экзамена мешает многим выпускникам сосредоточиться.

Ответ по тестовому заданию будет получен неверный, если экзаменуемый не знает пути решения или просто ошибся в расчете. Причем многократные проверки решений делать некогда, так как заданий много, а время экзамена ограничено. Чтобы успеть выполнить все задачи, нужно уметь проводить вычисления быстро. Поэтому даже экзамен по математике базового уровня может вызвать трудности у не подготовленного к нему выпускника.

Для его успешной сдачи необходимо специально готовиться. Для занятий можно использовать сборники тестовых заданий ЕГЭ по математике для подготовки онлайн на базовом уровне. Чтобы их решить, старшекласснику потребуется повторить все темы по математике школьного курса, по которым предусмотрены экзаменационные тесты. Без дополнительной самостоятельной работы подготовиться к сдаче математики будет очень сложно. Нужно пробрести опыт решения разнообразных задач по всем предусмотренным школьной программой темам. Только в случае отработки навыков их решения путем регулярной тренировки удастся выполнить тестовое экзаменационное задание на высокий балл.

Занятия по математике должны быть систематическими. Чтобы успеть повторить весь материал и выполнить много вариантов тренировочных заданий, готовиться к госэкзамену нужно хотя бы в течение года учебы в выпускном классе школы. Самостоятельно подбирать учебники и сборники задач учащемуся сложно. Обычно ученики занимаются с помощью репетитора, который использует собственную специально разработанную программу подготовки и подборку задачников. Удобно использовать для подготовки к ЕГЭ по математике специально разработанные интернет-курсы. Это обеспечивает возможность систематических онлайн-занятий в удобное время и позволяет полностью пройти школьную программу этой дисциплины в нужный срок. В течение обучения на курсах ученик решает в качестве подготовки к ЕГЭ по математике тесты базового и других уровней сложности, которые соответствуют заданиям испытаний предыдущих лет. Учащийся имеет возможность изучить теорию и приобрести опыт решения типовых задач. Стоимость обучения на курсах значительно ниже индивидуальных занятий под руководством репетитора.

Как онлайн-курсы сайт помогут подготовиться к ЕГЭ по математике

Были организованы, чтобы помочь ученикам из населенных пунктов всех регионов качественно подготовиться к ЕГЭ по математике. Гибкое расписание позволяет заниматься в любое удобное время. Онлайн-курсы - это полноценная замена уроков с частным репетитором, имеющая при этом доступную стоимость.

Программа курсов тщательно проработана и включает все необходимые элементы учебного процесса:

  • наглядные видеоуроки для изучения теоретической части;
  • тренировочные тесты и решение тестовых задач по типу тех, что были представлены на ЕГЭ предыдущих лет;
  • выполнение домашних заданий и их проверка учителем;
  • индивидуальные видеоконсультации с преподавателем;
  • система текстовых сообщений, при помощи которых также можно задать вопрос учителю и быстро получить развёрнутый ответ.

Тренировочные онлайн-тренажеры и задания для домашней работы разработаны с учетом опыта всех предыдущих лет сдачи Единого госэкзамена. Если ученик научился их решать быстро и безошибочно, он сможет успешно справиться и с предстоящим экзаменом.

Онлайн-уроки представляют информацию в удобной для восприятия форме и обеспечивают понимание учебного материала учащимся. Над созданием каждого работал коллектив, в который входит более десяти человек: учителей, специалистов по компьютерной графике, режиссеров и других профессионалов. При необходимости каждый урок можно просмотреть несколько раз, чтобы ученик хорошо усвоил материал по теме. В то же время в обычной школе каждый урок можно пройти только один раз.

Трудолюбие и систематические занятия - главное условие для получения высокой оценки

Если систематически заниматься, то сдать Единый госэкзамен сможет каждый школьник. Ежегодно разрабатывается множество заданий для , специалисты создают их в соответствии со стандартной школьной программой. Поэтому решить предложенные задачи посильно для трудолюбивого выпускника, который уделял время занятиям. Использование всех возможностей и уверенность в своих силах помогут получить высокий балл.