Высказывания солженицына о русском народе. Что писал и говорил александр солженицын о западе на западе. Из выступления по английскому радио

Была создана специальная группа планирования политики во главе с Дж. Кеннаном, которой давалось распоряжение найти путь укрепления американского влияния в западноевропейских странах. Между тем Кеннан не переставал работать, создавая доклад «Некоторые аспекты проблем европейского восстановления с точки зрения США», представленный Маршалу 25 мая 1947 г. Бороться с Россией надо укрепляя Западную Европу. Именно на эту тему госсекретарь Маршал решил выступить в Гарварде 5 июня. Речь его помощник Болен написал, обильно черпая из Кеннана, за два дня.

Идеологическое обоснование американских притязаний на мировой контроль было старо, как мир. Следовало найти антагониста и представить его виновником мировой напряженности, а собственный диктат представить как вынужденный или как благожелательное покровительство. Главный рычаг воздействия - экономический, помощь предоставлялась безвозмездно и в большом объеме. Группа Ачесон-Клиффорд-Маршалл подготовила соответствующий поставленным задачам документ довольно быстро - к 23 мая 1947 г. Это и явилось основой «плана Маршалла».

Доклад группы планирования политики предусматривал экономическое восстановление Западной Германии. Но чтобы помощь вчерашнему врагу не вызвала сопротивления со стороны общественности Соединенных Штатов, требовалось оказать содействие и другим западноевропейским странам, которые должны были выдвинуть программу собственного экономического восстановления и развития (предоставив США полный отчет о текущем состоянии своей экономики). Америка бралась финансировать все «предприятие».

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, госсекретарь Дж. Маршалл широковещательно очертил картину грядущего крушения Европы и огласил «"план спасения Европы», план, при помощи которого Соединенные Штаты хотели овладеть контролем над европейским развитием. Оставался вопрос, который нужно было решить с минимумом потерь. Объявить, что помощь предназначается лишь западноевропейским странам, значило бы слишком очевидно разделить Европу таким образом, что ни у кого не оставалось бы сомнений относительно инициатора этого раскопка. Поэтому госсекретарь не очертил круг стран, которым США собирались оказать экономическую помощь. Он указал, что помощь предназначается «некоторому числу, если не всем европейским нациям». Документы того времени проясняют картину. Они не оставляют сомнения в том, что включение СССР и стран Восточной Европы в программу помощи было немыслимо для США. Ведущими деятелями администрации это исключалось абсолютно.

Государственный секретарь Маршал спрашивал Кеннана и Болена, примет ли СССР приглашение присоединиться к американскому плану? Оба считали, что Москва на это не пойдет. «Это была тонко рассчитанная игра - поскольку американский конгресс не поддержит программу помощи, если одним из получателей будет Советский Союз - но Маршалл азартно приглашал - с согласия и президента Москву».

Британский министр иностранных дел Бевин довольно быстро организовал в Париже конференцию получателей помощи по «плану Маршала». СССР, Польша, Чехословакия и Румыния выразили свои интересы к плану.

Какова была реакция Советского Союза? Молотов вскоре же после эпохального выступления госсекретаря Маршалла в Гарвардском университете (5 июня 1947 г.) послал в ЦК ВКП(б) записку с предложением присоединиться к американскому плану. Через две недели делегация из 83 лучших советских специалистов прибыла в Париж, куда американцы пригласили потенциальных получателей помощи. Именно в это время заместитель государственного секретаря Д. Ачесон, понимая, что уговорить конгресс выделить помощь можно будет лишь устрашив их коммунистической экспансией, писал: «Нужно сделать происходящее более ясным, чем правда.»

Советский Союз, стараясь сохранить хотя бы минимальный шанс на предотвращение раскола Европы, все же отправил делегацию высокого ранга в Париж в июне 1947 г. на трехстороннюю - совместно с англичанами и французами - конференцию по обсуждению «плана Маршалла». Молотов во главе многочисленной делегации прибыл в Париж для встречи и дискуссий с Бевином и Бидо. 2 июля Форрестол пишет в дневнике: «Я глубоко обеспокоен последующими шестью месяцами. Я смотрю на Париж и думаю о том, что программа была рассчитана на то, чтобы русские не участвовали в ней».

Сталин смертельно боялся Запада, картина полностью открылась лишь в 90-е гг. Советские минеры отнюдь не налаживали коммуникации для броска на Запад, они взрывали железнодорожное полотно и локомотивы с тем, чтобы обезопасить СССР от наступления со стороны запада.

Судьба «плана Маршалла» подвисла. Агентура (Гай Берджес) сообщала Сталину, что восточная зона оккупации в Германии в отличие от трех западных никогда не получит американской экономической помощи. Историки сегодня сходятся в том, что конгресс США в случае присоединения СССР к «плану Маршалла», сделал бы эту помощь сугубо декоративной. Получатели и неполучатели помощи образовывали истинный барьер размежевания в Европе. Советская сторона предложила изменить процедуру оказания помощи: каждая страна представила бы списки необходимых ей товаров, и США действовали бы на основе двусторонних соглашений со странами-получателями. Это предложение было отвергнуто.

Сталин отрицал два требования американцев: объединение европейских ресурсов, при котором советские фонды будут использоваться для поднятия западноевропейской промышленности; Открытие счетов того, куда пойдут американские деньги.

2 июля 1947 г. Сталин приказал Молотову, уже обсуждавшему конкретику плана, покинуть французскую столицу. Довольно неожиданно после пяти дней заседаний В.М. Молотов взял слово и объявил, что советская делегация (83 лучших экономиста) вынуждена покинуть совещание: «План Маршала» - это ничто более как злостная американская схема за доллары купить Европу». Как пишет Д. Маккалох, «отказавшись участвовать в „плане Маршала“, Сталин фактически гарантировал его успех (преодолевая сопротивление американского конгресса)».

Соединенные Штаты могли теперь консолидировать тех, чьи экономические системы были открыты для их влияния. Много лет спустя Ачесон напишет Трумэну: «Помните, мы часто говорили, что мы можем надеяться лишь на дураков среди русских». Под предлогом спасения Запада от России конгресс проголосовал за помощь западной части Европы. Россия оказалась предоставленной сама себе.

И все же. И на этот раз не была сделана верная оценка стратегии России и ее жертвенности. За пять недолгих лет СССР ценой невероятных усилий сумел восстановить свою мощь.

Таблица. ВНП основных стран в 1950 г.

(в млрд. долл. 1964 г.).

Британия 71

Франция 50

========================================

Невероятно быстрое восстановление потребовало еще одной в текущем веке мобилизации. Возможно, определенная деморализация в дальнейшем была своего рода психологической компенсацией. Даже самый жертвенный народ не может жить постоянно в мобилизационном напряжении.

Американцы наделись, что некоторые восточноевропейские страны осмелятся противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршала» - последняя реальная попытка изменить коалиционное соотношение сил в Европе. Гомулка в Польше и Масарик в Чехословакии пытались, несмотря ни на что, получить американскую помощь. Но после 2 июля, учитывая советское давление, это было уже невозможно. Польское правительство отказалось участвовать в американских схемах. 9 июля Масарика и Готвальда Сталин и Молотов призвали в Кремль. В совместных документах было сказано, что «целью „плана Маршала“ является изоляция Советского Союза». Советская сторона заявила, что чехословацкое участие будет рассматриваться как направленное против СССР. И Чехословакия изменила свое решение.

Американцы не видели в советской реакции на «план Маршала» оборонительные действия страны, которая не могла конкурировать с Соединенными Штатами в экономической сфере, но интерпретировали эти действия как воплощение агрессивных замыслов. Посол в Москве Смит увидел в происходящем «ничто иное как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».

Шестнадцать стран Европы приняли американскую помощь. Первым пожеланием правительства Трумэна было видеть их более тесно сплоченными между собой - это облегчало задачу прямого и косвенного контроля над ними. Страны западноевропейского региона образовали Комитет европейского экономического сотрудничества. В него вошли Англия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания, Греция, Португалия, Норвегия, Австрия, Ирландия, Исландия, Турция, Швеция и Швейцария. Именно в эти дни Европу разделил, говоря словами У. Черчилля, «железный занавес», и опущен он был американской дипломатией. Ибо «план Маршала» предрешал судьбу Германии. Определенно противившийся некоторым американским мерам Клей потерял свои позиции главы американской администрации в Германии.

После Второй мировой войны большая часть Европы была разрушена. Постоянные бомбардировки практически уничтожили большинство промышленных предприятий. Крупнейшие города, такие как Берлин и Варшава, лежали в руинах. Транспортная инфраструктура большинства стран сильно пострадала: во время войны железнодорожные пути, мосты и важные транспортные узлы были разрушены. В некоторых странах уничтожение транспортной инфраструктуры привело к тому, что многие удаленные от центра населенные пункты оказались практически в изоляции. У стран, истощенных войной, не было средств на самостоятельное восстановление. И тут на сцену вышли США. Надо признать, что, в отличие от европейских государств, Америка понесла меньшие потери в сфере инфраструктуры и промышленности. Штаты предложили свою финансовую помощь ослабленным странам для восстановления их экономики.

13 миллиардов на 16

5 июня 1947 года госсекретарь США Джордж Маршалл, выступая в Гарвардском университете, представил свой план помощи Европе. Его поддержали Франция и Великобритания. На Парижском совещании министров иностранных дел США, Франция, Великобритания и СССР обсуждали возможность создания руководящего комитета, который оценивал бы размер необходимой материальной помощи для каждой из стран и распределял ее, определял развитие главных отраслей промышленности. СССР согласился принять американскую помощь, но был категорически против любого контроля за ее распределением и использованием. В итоге Советский Союз отказался участвовать в американской программе и запретил подобное сотрудничество для стран соцлагеря, несмотря на то, что Польша и Чехословакия дали свое предварительное согласие.

Президент США Гарри Трумэн подписывает закон «Об экономическом сотрудничестве»

12 июля 1947 года на встречу по обсуждению плана восстановления Европы в Париж прибыли представители 16 государств, которые стали участниками реализации «плана Маршалла»: Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии, Исландии, Португалии, Австрии, Швейцарии, Греции и Турции. В декабре 1949 года к ним присоединилась Западная Германия.

Страны соцлагеря не приняли помощь США под давлением СССР

План был разработан на 4 года и стал осуществляться после принятия в США закона «Об экономическом сотрудничестве» от 4 апреля 1948 года. Общая сумма ассигнований по «плану Маршалла» составила около 13 млрд долларов, что в ценах 2015 года составило почти 150 млрд долларов. Основную долю получили Англия (2,8 млрд), Франция (2,5 млрд), Италия (1,3 млрд), Западная Германия (1,3 млрд) и Голландия (1 млрд). Причем, Германии предоставили финансовую помощь и одновременно с этим с нее взималась контрибуция за причиненный ущерб странам-победительницам во Второй мировой войне.

Помогая другим, помогаешь себе

США предоставляли финансовую помощь из своего бюджета в виде безвозмездных субсидий и займов. Однако правительство США все же не отличалось альтруизмом, и данный план содержал очень выгодные для Америки торговые, экономические и политические условия. Бывший вице-президент Генри Уоллес назвал его инструментом холодной войны против СССР, особенно с учетом того, что «план Маршалла» осуществлялся в тесной связке с «доктриной Трумэна».

«План Маршалла» осуществлялся в тесной связке с «доктриной Трумэна»

Маршалл опасался, что разоренные войной государства могут обратиться за помощью к странам соцлагеря, поэтому его программа содержала меры по противодействию расширения сферы влияния СССР. Все подписавшие американский план страны до начала осуществления программы обязались вывести коммунистов из состава своих правительств. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.


Первая страница Плана Маршалла

Кроме того, развивающаяся в США промышленность искала новые рынки сбыта, чему и способствовал данный план. Участники плана обязывались поощрять частные американские инвестиции, поставлять в США дефицитные товары, снижать таможенные тарифы для товаров из Америки. Также государства должны были создавать специальные фонды в национальной валюте, которая высвобождалась в результате получения денег от США, но контроль за расходами оставался в руках американцев. Для этого была создана Администрация экономического сотрудничества, во главе которой стояли крупные американские финансисты и политики.


Советская карикатура в сатирическом журнале «Крокодил»

Что касалось ввоза американской продукции в Европу, то страны, конечно, могли высказывать свои пожелания, но окончательное решение об экспорте-импорте принимали США. Кроме того, различные политические оговорки в плане не способствовали свободной торговле. Например, Франция должна была закупать в ущерб себе американский уголь по 20 долларов за тонну, вместо польского — за 12 долларов за тонну. Также, одним из условий плана было то, что 20% от суммы помощи погашалось путем экспорта, что обеспечило США получение стратегического сырья.

20% от суммы американской помощи погашалось путем экспорта

30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», который предусматривал одновременное предоставление военной и экономической помощи.

Что в итоге?

Несмотря на то, что «план Маршалла» усугубил зависимость Западной Европы от США и в политическом и в экономическом смысле, основные его цели все же были достигнуты. Экономика европейских стран восстановилась значительно быстрее, чем можно было ожидать, многие отрасли промышленности были реструктурированы, предприятия возрождены. В результате осуществления программы помощи страны-участники смогли расплатиться по внешним долгам. Был восстановлен европейский средний класс, благодаря развитию торговли и промышленности. Кроме того, удалось ослабить влияние СССР и коммунистов на Западную Европу.

Был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.

Военные потери

К концу Второй мировой войны бо́льшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента , в том числе Варшава , Роттердам и Берлин , лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946-1947 годов на северо-западе Европы [ ] .

Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну.

Единственными странами Запада, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США . Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике . Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

План Маршалла ставил одной из своих целей «объединение» Европы, то есть уничтожение всяких валютных и таможенных барьеров как в самой Европе, так и между Европой и США, в частности предполагал объединение рурского угля и лотарингской железной руды и создание единого европейского рынка. В мае 1950 года этот план воплотился в конкретную форму - в Европейское объединение угля и стали (так называемый «план Шумана »). Страны, желавшие стать участниками подобного объединения, должны были осуществить ряд мероприятий: 1) после того как эти страны подписали Женевскую и Гаванскую конвенции о снижении таможенных тарифов и о «многосторонней» торговле, они должны были в декабре 1949 года частично отменить систему импортных лицензий; 2) после проведения Англией и Францией третьего снижения валютных курсов 28 других стран были вынуждены снова произвести в сентябре 1949 года девальвацию своих валют. Все эти мероприятия имели целью обеспечить американскому капиталу возможность закупать в этих странах по низким ценам сырьё и производить капиталовложения в различные предприятия Европы на более выгодных условиях.

Если коротко перечислить все те условия, на которых различные страны получали помощь по плану Маршалла, станет ясно, что дело шло не только об оказании помощи. Во-первых, что касается характера помощи, а именно характера самих поставок товаров, то желание стран, получавших помощь, принималось лишь к сведению, право же окончательного решения вопроса принадлежало Соединенным Штатам. Поэтому требования западноевропейских стран о том, чтобы им предоставлялись средства производства, а не предметы потребления, сырьё, а не готовые изделия, игнорировались, и значительный удельный вес в поставках в порядке оказания помощи занимало продовольствие и другая сельскохозяйственная продукция. Это означало, что Соединённые Штаты стремились к реализации излишков своей сельскохозяйственной продукции, а не к удовлетворению экономических потребностей западноевропейских стран, нуждавшихся в восстановлении своего хозяйства.

Во-вторых, различные статьи двусторонних соглашений, которыми сопровождалось предоставление помощи по плану Маршалла, препятствовали свободной торговле стран, получавших помощь. Наиболее характерным было запрещение торговли между Востоком и Западом. Так, например, в соответствии с этим запретом Франция не могла импортировать польский уголь, стоимость которого составляла примерно 12 долларов за тонну, и должна была ввозить американский уголь по цене примерно 20 долларов за тонну. Есть большое число и других примеров. Англии, например, в соответствии с планом Маршалла было даже запрещено ввозить пшеницу из Канады.

В-третьих, в сфере кредитно-денежной системы условием предоставления помощи по плану Маршалла было категорическое требование восстановления бюджетного равновесия западноевропейских стран; не только использование эквивалентного фонда, но и кредитно-денежное обращение; финансы этих стран фактически регулировались по усмотрению Соединённых Штатов. Далее, 20% общей суммы помощи должно было погашаться путём экспорта сырья, что имело большое значение, поскольку это облегчало обеспечение Соединённых Штатов стратегическим сырьём и их проникновение в колонии западноевропейских держав.

Всем вышесказанным не исчерпывается вопрос о влиянии, которое план Маршалла оказывал на экономику западноевропейских стран, но всё это показывает, что в результате помощи, предоставлявшийся по плану Маршалла, экономическое восстановление этих стран приняло уродливые формы и что эта помощь лишь углубила зависимость западноевропейских стран от Соединённых Штатов.

Послевоенная ситуация

Медленное восстановление

Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83 % от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт - только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945-1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев . Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.

Результаты

  • Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность , были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате, экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
  • Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам .
  • Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  • Был восстановлен и укреплён европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития.
  • За двадцать лет страны, получившие помощь, добились улучшения уровня жизни всего населения.

Помощь получили страны:

  • Австрия
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Западная Германия
  • Греция
  • Дания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Италия
  • Люксембург
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Свободная территория Триест
  • Турция
  • Франция
  • Швеция
  • Швейцария

См. также

  • План Моргентау - программа послевоенного преобразования Германии, предложенная министром финансов США Генри Моргентау
  • Доктрина Трумэна - программа выделения финансовой помощи Греции и Турции для недопущения усиления коммунистов в этих странах.
  • План Маршалла для Украины - инициатива европейских и мировых политиков, бизнесменов, философов, общественных деятелей в создании программы реформ для Украины, которые призваны вывести государство из экономического кризиса как аналог Плану Маршалла для Европы после Второй Мировой Войны.

Напишите отзыв о статье "План Маршалла"

Примечания

Сноски

Ссылки

  • - статья по материалам 5-го тома Советской военной энциклопедии (в 8-ми томах).
  • - статья в журнале «Огонек» № 05 от 01.02.99
  • - аналитическая статья о причинах и последствиях реализации Плана Маршалла.