Могут выступать раздражители внешние например. Включение внешних раздражителей в состав сновидений. Внешние и внутренние раздражители организма человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра менеджмента и маркетинга

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме:

Модели социально-экономического развития общества на примере Японии

по курсу: «Мировая экономика»


СУРГУТ 2010


Введение

1. Теоретические аспекты понятия «экономическая модель»

2. Социально-экономическая модель Японии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная Япония - высокоразвитое в промышленном и научно-техническом отношении государство, один из трех мировых центров империалистического соперничества. Особенности экономического развития этой страны, ее достижения в передовых отраслях научно-технического прогресса, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия мирового рынка привлекают внимание к “Стране восходящего солнца” во всем мире.

Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения "Страны восходящего солнца", особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства: от удивления и восхищения до зависти и опасения. Действительно, как это удалось Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники?

Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить причины "японского экономического чуда", или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего ее в разряд "экономической сверх державы".

Казалось бы, исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Экономика была подорвана и истощена агрессивной длительной войной, крупные города и многие промышленные предприятия лежали в развалинах (в начале 1946 г. уровень промышленного производства составлял 14% от среднего предвоенного уровня).

Население обнищало, не хватало элементарных условий для жизни - продовольствия, жилья, работы. Обделенная многими важными природными ресурсами и оторванная от колониальных источников их поступления, Япония, казалось, была обречена, влачить жалкое существование третьеразрядной страны. Но этого, как мы знаем, не случилось. Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное поражение Японии во второй мировой войне дало мощный импульс социально-экономическому развитию страны, привело к устранению многочисленных экономических и политических препон, мешавших более свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи.

1. Теоретические аспекты понятия «экономическая модель»

Картину мира, по признаку взаимодействия государства и экономики, невозможно понять без некоторой типологизации национальных примеров взаимодействия. В экономической литературе такая типология связана с использованием устоявшегося термина «модель экономики»

Термин «страновая или национальная модель», был введен в научный оборот относительно недавно в последней четверти XX века.

Само понятие «модель» имеет несколько трактовок. Среди них к реалиям мировой экономики применимы лишь 2. В первой модели – это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Вторая модель – это образец, служащий эталоном для воспроизведения.

Всплеск научного и практического интереса к имеющимся в мировой экономике национальным моделям возникает тогда, когда в той или иной стране происходит глубокое реформирование стратегии и механизма экономического развития и, естественно, возникает проблема выбора наиболее достижимого и привлекательного образца подражания.

Это было характерно, например, для латиноамериканских стран в первой половине 80-х годов, когда под влиянием долгосрочных

Понятие страновой модели используется в случае, если социально-экономическое и политическое развитие того или иного национального государства в течении достаточно длительного периода демонстрирует стабильность ключевых параметров, заложенных в основу модели. Если воспроизводство этих параметров нарушается, можно ожидать либо частичную модификацию модели роста либо ее полную трансформацию.

Не менее важным компонентом понятия страновой модели является характеристика ее особенностей, иными словами, ее специфика. Это дает возможность проводить сравнительный анализ национальных моделей, существующих в мировом хозяйстве с учетом его эволюционного развития. Сравнительные исследования проводятся по одному или нескольким критериям. Результатом таких разработок могут быть предложения по типологизации национальных моделей.

Страновая (региональная, субрегиональная) модель экономического развития – это совокупность элементов, формирующих целостность национального хозяйства, и механизм, обеспечивающий тесную связь и взаимодействие этих элементов. По своему характеру они являются природно-естественными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.

Модели экономического развития.

Первая модель, используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг. Главные достоинства этой модели:

Большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

Высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.

Особенно результативна эта модель при высоком уровне развития производительных сил, в условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном уровне населения

Вторая модель рыночной (капиталистической) экономики – японская. Ей свойственны:

Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей;

Дух коллективизма и патернализма на производстве;

Внушительный упор на человеческий фактор.

Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров – Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.

Третья модель – латиноамериканская. Ее характеризуют:

Сильное и не всегда грамотное вмешательство государство в экономику;

Коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;

Ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих две предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

Четвертая модель капиталистической экономики – африканская – базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику.

Африканской экономике присущи:

Нещадная эксплуатация неквалифицированного труда;

Широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;

Неразвитость трудовых отношений и демократии вообще;

Крайне низкая эффективность.

Пятая модель, созданная после Второй мировой войны в Германии и Франции, получила название социально-ориентированной рыночной экономики. Она отличается от остальных следующими параметрами:

- «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;

Макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

Особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

Высокая доля госбюджета в ВВП («государство благосостояния»);

Развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета;

Функционирование института производственной демократии.

2. Социально-экономическая модель Японии


Экономика - совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. Экономику создают люди, чтобы обеспечить себе необходимые социально-экономические условия цивилизованного существования. Поэтому через экономику можно узнать отношения между людьми, их поведение, национальные или иные особенности. Более того, люди сами выбирают через своих властных представителей оптимальную экономическую модель, устанавливают для нее "правила игры". Существует прямая зависимость между эффективностью выбранной модели национальной экономики и уровнем цивилизации данного общества: чем выше уровень цивилизации, тем эффективнее действует выбранная модель национальной экономики.

Японцы выбрали модель экономики, адекватную уровню развития своего общества. Выбор оказался для них удачным, так как позволил создавать такое национальное хозяйство, которое дало людям высокий уровень жизни, устойчивый и стабильный экономический рост страны.

Создается впечатление, будто Япония - небольшое, перенаселенное государство, и бесчисленные фирмы действуют там стихийно и беспорядочно. Но на самом же деле эта страна не такая уж маленькая, как многие думают: по площади она больше Англии и Германии, в ней немало еще недостаточно освоенных территорий. (Приложение №1) Фирмы же действуют так, как свойственно японцам, - организованно, строго соблюдая установленные "правила игры". Многочисленными предприятиями управляет "невидимая рука" А. Смита с помощью созданной на рыночных началах четкой структуры национальной экономики.

Четкость, организованность, строгое соблюдение дисциплины, уважение законов - все это характерно для японцев. И благодаря этой национальной черте сложнейший экономический механизм легко поддается управлению и работает как часы.

Для выработки стратегии развития и эффективного управления национальной экономикой необходимо построить ее структуру, чтобы знать, к какой группе относится та или иная отрасль. Для выработки стратегии развития и эффективного управления национальной экономикой необходимо построить ее структуру, чтобы знать, к какой группе относится та или иная отрасль. Среди ученых-экономистов бытуют различные подходы к проблемам классификации отраслей народного хозяйства. Наиболее распространенными из них являются следующие два: исходный и конечный.

В Японии применяется конечный подход. Его сторонники полагают, что "производство ради производства" - нонсенс, так как продукт производится для потребления, ради удовлетворения запросов людей. По этой методологии все отрасли разделены на три сектора:

1. Первый сектор: сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство

2. Второй сектор: горная промышленность, обрабатывающая промышленность, строительство.

3. Третий сектор: электроэнергетика, газовое и тепловое хозяйство, водоснабжение, транспорт, связь, торговля, финансы, страхование, услуги, управление и другое.

На основе этой классификации правительство Японии осуществляет прогнозирование и управлением национальной экономики. При этом Япония твердо и последовательно стремится к увеличению доли третьего сектора в национальной экономике, так как она полагает, что целью любого цивилизованного общества является прежде всего создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения конечных потребителей. В этом состоит существенное отличие формирования структуры национальной экономики Японии и других промышленно развитых стран от стран с моделью социалистической экономики.

Однако увеличение доли третьего сектора в структуре национальной экономики не является самоцелью. И тем более недопустим в этом важнейшим стратегическом вопросе механический подход, при котором обращается внимание только на количественный рост. Важно определить источники увеличения доли работников третьего сектора. Чтобы усилить роль сферы обслуживания, в Японии прежде всего было обеспечено повышение эффективности промышленности за счет роста производительности труда и на этой основе производилось сокращение численности работников. Таким образом, освободившиеся рабочие были направлены в сферу обслуживания. Поэтому в этой стране параллельно развиваются реальный сектор экономики и сфера обслуживания. Вот почему в Японии много магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц, различных фирм индустрии досуга, обеспечивающих высокий уровень обслуживания населения.

По масштабу экономики Япония занимает лидирующее положение. По ряду макроэкономических показателей эта страна обошла другие государства. Это, в частности, относится к таким достижениям, как величина положительного сальдо баланса текущих платежей (103,9 млрд. долл. в 2005 г., в том числе торговых - 123,4 млрд. долл.); размер золотовалютных резервов (210,2 млрд. долл. на конец июня 2004 г); лидерство в производстве ряда видов промышленной продукции (черные металлы, автомобили, суда, станки, бытовая электроника и электронные компоненты, и некоторые другие).

Чаще всего среди факторов объясняющих экономические достижения Японии, фигурируют: высокие темпы роста производительности труда, усердие японских трудящихся, высокая норма накопления капитала, низкий уровень военных расходов и ряд других. Примерно десяток лет назад появился журналистский термин "Джапан Инк". Он отразил суть сложившейся в Японии социально-экономической системы, фундаментально отличающейся от существующих в США и других, промышленно развитых государствах.

Сейчас можно констатировать тот факт, что Япония стоит перед выбором путей развития - двигаться ли ей в направление формирования свободного рынка западного образца с либерализацией экономики и ослаблением ограничений или идти по пути утверждения "особого японского выбора", "японской самобытности", ставя тем самым под сомнение динамичность хозяйственного развития.

Япония располагает развитой индустриальной базой, представленной практически всеми видами современного промышленного комплекса - от отраслей по производству базисных материалов (металлы, химикаты, продукция нефтехимии, бумага и целлюлоза и др.) до подразделений, выпускающих всю гамму машинотехнической продукции.

Общая тенденция промышленного развития стран - растущая доля высокотехнологических подразделений, а с другой стороны - расширение зарубежного производства.

Тенденция последних лет - это крупные вложения в промышленной области, включая организацию производства ведущих подразделений японской индустрии - автомобилестроения, электронной и электротехнической промышленности и др.

Нарастание зарубежного производства наиболее характерно для ряда отраслей, ранее определявших "лицо" японской индустрии. Это в первую очередь автомобилестроение. Например, ведущий производитель отрасли компания "Тойота" в 2007 г.58% всего объема зарубежного сбыта обеспечила за счет своих предприятий в других странах (в 2006 г. - 48%). Всего компания изготовила на своих 36 предприятиях в 26 странах 1,25 млн. автомобилей (прирост за год на 19,2%), в том числе в Северной Америке - 824 тыс., при снижении внутреннего производства на 9,6% (до 3,17 млн. шт). Внутреннее производство автомобилей всех видов в Японии составило 10,2 млн. шт., что оказалось ниже на 3,4% уровня год назад и на 25% ниже максимального показателя в 2004 г. Аналогичная картина прослеживается по ряду других видов продукции среднего технологического уровня.

Относительно благоприятное положение сохраняется в производстве ряда видов химической продукции с высокой добавленной стоимостью как результат крупных инвестиции корпораций отрасли в научно-исследовательские разработки. По мнению экспертов, такие виды продукции, как медикаменты, косметика фоточувствительные материалы, кваски и красители (без применения ртути), продукция тонкой керамики и ряд других.

В Японии государственная экономическая политика тесно связана с инновационной политикой, что представляется чрезвычайно важным применительно к НИОКР. Общие подходы к роли государства в регулировании экономики распространяется также и национальную инновационную политику. Принципы, на которых строится политика Японии по созданию благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности, следующие:

1. Финансовая поддержка приоритетных отраслей промышленности посредством субсидий и дешевых кредитов (2-4%), выдаваемых государственными финансовыми организациями через Японский банк развития и Японский экспортно-импортный банк.

2. Преференциальное распределение иностранной валюты в пользу приоритетных отраслей - с тем, чтобы они могли импортировать необходимые им оборудование и технологию.

3. Стимулирование импорта новейших иностранных технологий и технической кооперации японских фирм с иностранными компаниями.

4. Защита возникающих отраслей посредством установления высоких импортных пошлин и нетарифных барьеров.

5. Специальная система административного государственного управления конкуренцией, свойственная только Японии, суть которой заключается в праве государства регулировать уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияния, регулирования объемов производства и капиталовложений.

6. Уникальная система административного государственного управления конкуренцией, свойственная только Японии, суть которой заключается в праве государства регулировать уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияний, регулирования объемов производства и капиталовложений.

Процесс централизации и регулирования сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в Японии состоит из:

финансирование науки через государственные министерства и создание гигантских постоянно действующих национальных лабораторий;

развитие централизованных научных комплексов крупных корпораций, получающих крупные государственные заказы;

формирование международных институтов, программ, проектов.

Стремясь продвинуть новую технику и технологию дальше, чем ее конкуренты, Япония планирует достичь технологического превосходства с помощью шестицелевой программы, основанной на использование промышленного опыта и промышленной мощи. План, отражающий задачу успешно вывести страну вперед, включает в себя следующие стратегические направления:

Стратегическое направление №1 - параллельная реализация научно-технической программы;

Стратегическое направление №2 - стратегические международные союзы;

Стратегическое направление №3 - проект "Технополис";

Стратегическое направление №4 - создание телекоммуникационных сетей;

Стратегическое направление №5 - рисковый капитал и венчурные фирмы;

Стратегическое направление №6 - селективное поощрение импорта.

Стратегическое направление №5: рисковый капитал и венчурные фирмы - одно из важнейших направлений научно-технического развития Японии.

Обеспечение лидерства, по мнению японского правительства, может быть достигнуто заимствованным из США стимулированием бурно развивающего рынка рискового капитала и вновь возникающих компаний, или "рискового бизнеса". Кроме чисто экономической цели здесь присутствует, избавившись от духа подражательства, стремление создать принципиально новые базовые технологии, реанимировать новые базовые технологии, реанимировать новые базовые технологии, реанимировать в стране дух предпринимательства.

Что касается структурой политики в Японии, то политика выглядит таким образом.

Государственным строем в Японии является конституционная монархия. В состав страны входит 47 префектур. Столицей с 1867 года - Токио. Глава государства - император (император Акихито правит страной с 7 января 1989 г). Реальная исполнительная власть находится в руках премьер-министра, возглавляющего Кабинет Министров. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты советников (верхняя палата) и Палаты представителей (нижняя палата). Наиболее влиятельные политические порти: Либерально-демократическая партия (ЛДП), Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ), Партия обновления, Новая партия Японии, Коммунистическая партия Японии, Партия демократического социализма (ПДС).

Парламент - согласно основному закону Японии это “высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства", но его власть строго уравновешена. Причем не только двумя другими ветвями, традиционными для демократического общества, - исполнительной, которая может распустить парламент, и судебной, надзирающей за тем, чтобы принимаемые им законы соответствовали конституции. Но даже императором, который официально является лишь символом единства нации и лишен права участвовать в управлении государством, но именно по его эдиктам, изданным на основе решения правительства, созываются сессии высшего законодательного органа. Парламент состоит из двух палат - представителей и советников. В Японии палату представителей принято называть нижней палатой, а палату советников - верхней палатой в соответствии с порядком прохождения законопроектов в парламенте. Итак, чтобы выставить свою кандидатуру на выборах депутатов, формально нужно быть, во-первых, полноправным гражданином Японии, во - вторых фигурировать в государственном реестре избирателей, куда попадают по достижении 20 лет. Совершенно не обязательно при этом быть членом партии или организации, хотя им дается больше льгот в предвыборной компании.

Японская модель развития инновационной сферы, высокий интеллектуальный уровень нации, ее умение адаптироваться к вызовам усиливающейся глобализации, находить оригинальные пути выхода из кризисных ситуаций дают все основания ожидать, что Япония преодолеет все трудности. В этом японцам может пригодиться учение Кейнса, которое предоставляет широкие перспективы для развития смешанной экономики стран, с использованием чисто национальных методов управления. Как показывает опыт стран, успешно преодолевших кризисную ситуацию и вышедших в лидеры, активное государственное регулирование и стимулирование деятельности микроструктур не тормозили, а наоборот, ускоряли темпы развития национального хозяйства.

Высокий научно-технический уровень Японии позволяет и в нынешней ситуации достигать существенных прорывов в робототехнике, в компьютерной и электронной областях, в создании скоростного транспорта на магнитных подушках. В конце 2007 г. был запущен космический спутник (ракета-носитель Н-24) с трехтонным исследовательским зондом и двумя мини-спутниками, которые в течение года вращались вокруг Луны, передавая информацию на Землю . Это еще раз свидетельствует о больших возможностях японской нации, которая находится на передовых позициях своего интеллектуального потенциала.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы. Япония доказала главную суть постиндустриального общества - не обязательно страна должна обладать богатой сырьевой базой для того, чтобы процветать.

Япония - высокоразвитая страна и входит в "тройку" важнейших экономических центров. Экономика Японии сочетает в себе традиционные и современные элементы.

На развитие экономики огромное влияние оказали следующие факторы: эффективное использование иностранной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; широкое использование иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау и т.д.

Надо отметить, что особенностями современной экономики Японии являются: редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и сложившаяся система принятия решений; традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным работником; стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь в области электроники.

Эти факторы в последнее время дополняются следующими:

Гомогенностью японской нации, что выражается в осмыслении необходимой концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединение всех на традиционных японских ценностях;

Отсутствием сырьевых ресурсов; Япония импортирует 99% необходимых ей природных ресурсов, в том числе 100% бокситов, хлопка, натурального каучука, 99,7% сырой нефти, 99,5% железной руды, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материало- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива;

Действующей антивоенной Конституции Японии, которая декларировала три неядерных принципа - не иметь, не производить, не ввозить ядерное оружие; не содержать армии, ограничившись силами самообороны, а также выделять средства на оборону в рамках 1% от ВНП;

Выгодным географическим положением, которое объясняется тем, что со второй половины 20 века Азиатско-Тихоокеанский регион стал стратегическим центром развития мировой экономики.

Необходимо отметить, в японской модели широко используются психологические традиции населения, сформировавшиеся в сложных природных и исторических условиях, на базе философских, религиозных и моральных ценностей, таких как:

жесткая дисциплина;

исключительное трудолюбие;

удивительная аккуратность;

настойчивость, терпение;

минимальные потребности;

ярко выраженное чувство коллективизма (противовес западному индивидуализму);

преданность работодателю;

подчинение и уважение старших;

понимание своего места;

желание учиться.

В современных условиях Япония успешно использует свои экономические и технологические достижения, меняет приоритеты в научно-техническом развитии, принимает радикальные меры с целью стабилизации и укрепления национальной валюты, уменьшения импорта и усиления экспорта национальных товаров, что дает ей реальные шансы стать одним из главных лидеров XXI в. среди высокоразвитых стран мира.

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Баскакова М. Япония на рубеже XXI века. "Мировая экономика и международные отношения" № 6, 2006, с. 61-67.

2. Баскакова М. Японская экономическая модель. "Мировая экономика и международные отношения" № 1, 2004, с. 102-103.

3. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.

4. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. - М. Экономика, 2006. – 255 с.

5. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства): Учебник – М.: Издательство БЕК, 2002. – 480 с.

6. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2000 г., с. 2-4.

7. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для вузов.2-е изд. перераб. и доп. М.: Юнити, 2006 – 735 с.

8. Масанори М. Современная технология и экономическое развитие Японии. - М.: Экономика, 2006. - 344 с.

9. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. Доктора экон. наук, профессора М.Н. Осьмовой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000 г., с. 185-191.

10. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. Учебник / Под ред. Халевинской. - М. Юристъ, 2006. – 304 с.

11. Шонбергер Р. Японские методы управления персоналом. 9 простых уроков. М., "Экономика", 1998, с. 78-81.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тяжелые социально-экономические последствия финансового кризиса, разразившегося 17 августа 1998 г., поставили общество перед необходимостью оценить эффективность стратегии проводимых рыночных реформ с точки зрения соответствия полученных результатов национальным интересам и понесенным социально-экономическим издержкам.

Спектр оценок известных экономистов н политиков достаточно широк: от полного отрицания того, что либеральные реформы вообще проводились, до признания значимости реформ в создании предпосылок необратимости, утверждения рыночных отношений в экономике. В то же время всем ясно, что проводимая политика рыночных преобразований оказалась несостоятельной. За период реформ 1992-1999 гг., несмотря на значительные социальные издержки (падение уровня жизни основной части населения, резкое и неправомерное расслоение общества и пр.), не было создано предпосылок и условий экономического роста. Более того, страна вернулась к новому витку инфляции, при этом значительно снизился потенциал реформирования, уменьшились возможности смягчения негативных последствий спада в экономике, подорвано доверие народа, снизился уровень поддержки реформ. Между тем без такой поддержки любые реформы обречены на провал, о чем свидетельствует и мировой опыт, и опыт самой России.

Трудности и неудачи преобразований в России имеют глубокие корни методологического и даже мировоззренческого характера н связаны с игнорированием реформаторами тех сложных глобальных процессов, исследованию которых посвящены многие работы современных экономистов. Во-первых, это игнорирование роли социальных факторов и изменений в самом человеке, основном носителе новых потребностей и инноваций. Мировая экономика стала ареной жесткой конкуренции стран, лидерство которых обеспечивается ускоряющимся потоком новых технологических решений н новой организацией их использования во всех сферах жизни общества. В этих условиях действительное богатство лидирующих стран определяется способностью экономики к эффективным качественным преобразованиям, которые зависят от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяется не темпами роста продукции, а качеством жизни, эмансипацией личности в хозяйственной сфере.

Во-вторых, в стране не предпринималось усилий по созданию законодательно-институциональной среды, делающей экономику н общество стабильными. Это привело к тому, что Россия вошла в десятку наиболее коррумпированных стран мира.

В-третьих, крупной неудачей реформ является ослабление государства, которое стало “игрушкой" в руках определенных групп лоббирования своих интересов. При этом речь идет не о тотальном вмешательстве государства в экономику, а о выполнении им своих функций, обеспечивающих правопорядок, единые “правила игры” для всех хозяйствующих субъектов, социальную защиту, при ясном и четко определенном разграничении задач, стоящих перед федеральным центром и региональными властями.

Сейчас общество вновь остановилось перед выбором пути развития. Учитывая особенности России, степень распада ее экономики, традиции и высокий потенциал образования и науки, поиски новой модели закономерно идут в направлении усиления социальной ориентации экономического развития, восстановления экономической мощи и финансовой независимости страны.

Недооценка функциональной роли социальной составляющей экономических трансформаций проявилась прежде всего в отсутствии стратегии с четким определением целей, отвечающих интересам населення, с обоснованием направлений мобилизации социального потенциала для достижении этих целей. В настоящее время социальная компо- цента трактуется очень узко и однобоко. Между тем речь должна идти не просто о более весомой реализации социальных целей, повышении эффективности перераспределительных отношении, росте инвестиций в социальные отрасли. Проблема ставится гораздо шире: о превращении социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования. При разработке новой модели (стратегического курса) этот аспект учитывается в первую очередь. В ней социальная составляющая высыпает и как цель, и как важнейший фактор экономических преобразований.

Второй важный момент, учитываемый в модели - переход иа новую траекторию развития и а качественно новой основе - в тесной увязке и взаимодействии экономических и социальных факторов. Синтез рыночного хозяйства и социальных факторов должен обеспечивать социальную направленность развития. Опыт западных стран, реализовавших модель социального рыночного хозяйства с развитым гражданским обществом и правовым государством, свидетельствует, что экономические преобразования не дадут должного эффекта без мобилизации социального потенциала н создания условий для реализации интересов н возможностей прежде всего слоев населения, способных генерировать социальную энергию.

Третья особенность модели заключается в балансировке принципов. факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. Речь идет в первую очередь об увязывании принципа рыночной свободы с принципами социальной справедливости; об обеспечении баланса рыночной эффективности и социальной гармонии. Предполагается эффективное сочетание свободного предпринимательства и государственного регулирования в экономике; свободы предпринимательства и личной ответственности. социальное партнерство и т.д. Между экономическими и социальными компонентами развития должно поддерживаться динамическое равновесие. Так. опережающее развитие социальных факторов не исключает в отдельные периоды приоритетности экономических факторов. Основой же должна быть нх сбалансированность, обеспечивающая длительную жизнеспособность и рынка, н социальной сферы.

Четвертая особенность - усиление государства. Последние годы показывают, что слабое государство способствует наращиванию негативных тенденций в экономике. Усиление государства не означает непомерного его вмешательства в экономику. Государство должно стать гарантом поддержания законности и порядка в стране. Оно формирует "правила игры” на рынке, создает необходимые предпосылки развития последнего в цивилизованных формах, обеспечивает функционирование механизмов контроля н исполнения законов.

Пятая особенность модели - ориентация на культурно-исторические доминанты страны. Такая модель развития стратегического курса призвана обеспечивать социальную защиту слабых, социальную поддержку экономически активного населения, мобилизацию социальных факторов на решение экономических задач; формирование рынка.

функционирующего с минимальными социальными рисками; дальнейшее развитие социального потенциала, приоритетное развитие науки, образования, здравоохранения, культуры.

Вместе с тем сегодня речь идет не только о синтезе рынка и социальной политики текущего характера.

Главное - мобилизация факторов долговременного действия (уже накопленных и будущих), их задей- ствоваииость и встроеиность в развивающуюся рыночную систему. В этом направлении решающая роль отводится инвестиционной деятельности. Это требует от государства новых подходов к осуществлению социальной н экономической политики, ядром которой должна стать инвестиционная политика. Государство практически устранилось от регулирования инновационно-инвестиционной деятельности, а механизм рынка ие привел к накоплению работающего капитала. Выход нз кризиса и оживление производства требуют разработки и реализации конструктивной государственной стратегии, согласования социальной, экономической, промышленной и инновационно-инвестиционной политики для эффективного решения проблем, обусловливающих переход к устойчивому экономическому росту.

Крайне острой н пока не решенной остается проблема, связанная с оценкой затрат, необходимых для создания полноценных рыночных институтов в России, функционирование которых позволит обеспечить цивилизованные рыночные условия, аналогичные имеющимся в развитых странах мира. Специалисты отмечают, что прямое копирование тех процессов, которые формировали рыночные механизмы развитых стран, в России невозможно потому, что становление последних заняло длительный период, причем в значительной степени за счет ресурсов колониальных стран. В тоже время переходное состояние российской экономики дает возможность использовать наиболее привлекательные и приемлемые для России элементы институциональной системы, присущие развитым странам с социально ориентированной экономикой.

Чрезвычайно важен опыт формирования взаимоотношений между государством н рынком. Речь идет прежде всего об определении меры вмешательства государства в экономику, которая обеспечит продуктивный симбиоз государства н рынка. Анализ известных из мировой практики моделей социального рыночного хозяйства, успешно проводящих социальную политику, подтверждает реализм предлагаемой стратегии. Но в чистом виде эти модели в условиях России не реализуемы. Так, социал-демократическая стратегия с ее развитыми механизмами перераспределения доходов во многом притягательна для российского народа. Вместе с тем данная модель имеет и недостатки. В ее рамках социальная сфера и социальные факторы четко рассматриваются как надстройка над экономике»! (рынком) и не “вмонтированы” в общую модель экономического развития В американской жестко рыночной модели человек ориентирован иа самообеспечение при развитых рыночных механизмах н политических свободах. Одиако государство становится гарантом реализации принципа справедливости в системах социального обеспечения и социального страхования. Оно обссисчнвает не обходимые вложения в будущее (иауку, образование и развитие человека). При разработке российской модели следует у"готывать как позитивные, так и негативные стороны американского опыта.

Многое для наших реформ можно почерпнуть из германской модели социального рыночного хозяйства. В частности, встроениость социальной составляющей в рыночные механизмы н ограничение рыночного хозяйства для минимизации негативных социальных результатов. Привлекательность этой модели состоит в рациональном сочетании принципов эффективного рыночного порядка и социальной справедливости. В отличие от шведской модели "всеобщего благосостояния”, которая исходила из решения социальных проблем за счет максимально возможного перераспределения доходов, германская модель (при всей значимости для иее сильной социальной политики государства) исходит прежде всего из необходимости активизировать социальные составляющие самого рынка н создания такого хозяйственного порядка, который смог бы поставить рынок на службу социальным целям. Это означает, что социальная политика государства не сводится лишь к социальному вспомоществованию, а должна способствовать формированию условий для мобилизации социальной энергии населения, необходимой для функционирования рыночной экономики. Кроме того, эффективность реформ, направляемых на создание социального рыночного хозяйства, оценивается в зависимости от положительных социально-экономических результатов для широких слоев населения. Вместе с тем в модели прослеживается недостаточно сильная взаимосвязь экономических и социальных факторов долговременного действия.

Анализ основных моделей социальной рыночной экономики дает возможность учесть мировой опыт при формировании качественно новой стратегии в России, позволяющей привести в действие накопленное невещественное богатство страны и продолжить его формирование в тесной увязке с экономическими факторами, добившись их тесной интеграции. Вместе с тем следует осознавать, что путь развития России неоднозначен. Возможны три его сценария:

Сценарий I - традиционный, при котором реформирование социально-экономической и политической системы, инициированное “сверху” и зашедшее в тупик в результате крупных просчетов, будет продолжено исторически традиционным для России путем - с помощью правящей элиты. Условием реализации сценария является усиление авторитарной центра лизованной вчасти.

Сценарий 2 - пессимистический (н даже катастрофический), предполагающий дальнейшее ослабление государства, окончательное утверждение России в роли сырьевого придатка развитых стран. Реализация такой модели не потребует активной инновационной и инвестиционной политики. Это тупиковый путь, ведуїций к проеданию природных ресурсов, утрате научно-технического потенциала, углублению социальной дифференциации за счет перераспределения ренты в пользу финансовой олигархии.

— динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены четыре основных типа социальной динамики: (1) циклический, (2) линейный, (3) спиралеобразный, (4) ризомообразный (рис. 1.3, соответственно а , б , в , г).

Рис. 1.3. Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества — наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов — времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus — движение вперед) и регресс (от лат. regressus — движение назад). Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого — бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами — рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация — многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция — аграрная — сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация — индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация

Индустриальная цивилизация

Цикличность развития, стабильность

Линейность развития, прогресс

Медленный теми развития

Высокий теми развития

Эволюционность, постепенность развития

Революционность, скачкообразность развития

Гармония с природой

Покорение природы

Традиционность

Инновационность

Приоритет общинной собственности над частной

Приоритет частной собственности над общинной

Низкая социальная мобильность

Высокая социальная мобильность

Контроль государства над обществом

Развитое гражданское общество

Высокая роль коллектива

Высокая роль личности

Канадский философ Херберт Маршалл Маклюэн (1911- 1980) полагал, что социальная организация зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на «культуре устной коммуникации», задающей локальность, традиционность, веру в авторитет. Второй тип цивилизации — «культура зрения» — порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Она санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наступающая «электронная цивилизация» упраздняет барьеры для общения: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Книжная культура сменяется аудиовизуальной компьютерной культурой, близкой к племенной культуре прошлого. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза

Традиционная

Индустриальная

Постиндустриальная

Принцип, управляющий развитием

Традиционализм

Экономический рост

Центральное место знаний

Главный сектор производства

Заготовка сырья

Обработка

Главный контингент рабочей силы

Крестьянин, занятый освоением природной среды

Рабочий, занятый переработкой материалов

Служащий, работающий с информацией

Управленческая группа,соединяющая ресурсы

Хозяин, владелец

Предприниматель, профессиональный руководитель

Исследователь, специалист, ведущий администратор

Основная производственная единица

Предприятие, завод, фабрика

Исследовательский институт, сервисный офис

Высший уровень потребностей

Основные бытовые потребности

Социальные потребности

Самореализация, потребность в знаниях

Перспектива времени

Направленность в прошлое

Адаптация к настоящему времени

Направленность в будущее. прогнозы, сценарии

Члены социальной коммуникации

Человек — природа

Человек — машина

Человек — человек

Движущая сила

Природные ресурсы, физическая сила

Созданная энергия

Информация, обработка знаний

Стратегический ресурс

Продукты питания Сырье

Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау

Образование, умственный капитал

Технология

Ручной труд

Механизированная технология

Умственная технология

Метод, управляющий решениями

Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт

Эмпиризм, испытательное исследование

Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.

Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и другие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития — рождение, взросление, дряхление и смерть.

Данилевский во многом предвосхитил идеи немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), который также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет); любая эпоха расцвета рано или поздно заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. В мировой истории восемь культур достигли зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, ара- бо-византийская, греко-римская, западноевропейская и культура майя.

Идеи Шпенглера в дальнейшем развиваются в «теории цивилизаций» английского историка Арнольда Тойнби (1889- 1975). У Тойнби цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждет надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Выразителем мировых ценностей Тойнби считан религию.

Вариант № 2452

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Революция и реформа являются

1) социальными институтами

2) формами общественных преобразований

3) элементами общества как системы

4) видами социальных связей

Ответ:

Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

2) лингвистика

3) литературоведение

4) эстетика

Ответ:

В исследованиях, про­во­ди­мых социологами, опрос­ные листы и ан­ке­ты выступают

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4) средствами деятельности

Ответ:

Верны ли следующие суждения о проявлениях природы человека?

А. Познание человеком мира - проявление исключительно социальной природы человека и никак не связано с природой биологической.

Б. Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Гражданка Р., ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный бухгалтер после про­дол­жи­тель­но­го перерыва в ра­бо­те не может найти ра­бо­ту по специальности. От пред­ло­жен­ных ей ва­кан­сий секретаря и кон­сьерж­ки она от­ка­за­лась и ожи­да­ет предложений по специальности. При­ве­ден­ный пример ил­лю­стри­ру­ет безработицу

1) фрикционную

2) сезонную

3) циклическую

4) структурную

Ответ:

Рыночная экономика, в отличие от командной

1) исключает инфляцию

2) порождает товарный дефицит

3) обеспечивает полную занятость

4) порождает конкуренцию товаропроизводителей

Ответ:

Фискальная функция налогов состоит в том, что

1) налоги отражают признание особых заслуг граждан

2) налоги могут стимулировать развитие экономического субъекта

3) налоги формируют доходы госбюджета

4) налоги позволяют контролировать деятельность фирм

Ответ:

Ответ:

Верны ли следующие суждения о рыночном механизме регулирования экономики?

А. Рыночный механизм регулирования экономики существует в большинстве стран современного мира.

Б. Рыночное регулирование ведет к дифференциации товаропроизводителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Рабочие про­мыш­лен­ных предприятий в эко­но­ми­че­ски развитых странах

1) со­став­ля­ют большую часть тру­до­спо­соб­но­го населения

2) от­но­сят­ся к груп­пе «белых воротничков»

3) от­но­сят­ся к мар­ги­наль­ной части общества

4) как со­ци­аль­ная группа чис­лен­но уменьшаются

Ответ:

Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус

1) чиновника

2) аристократа

3) финансиста

4) предпринимателя

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ной группе?

А. Социальная груп­па - это объ­еди­не­ние людей, име­ю­щих общие со­ци­аль­но значимые признаки.

Б. От­но­ше­ния в любой со­ци­аль­ной группе обя­за­тель­но регулируются офи­ци­аль­ны­ми документами.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Государство, в отличие от иных институтов политической системы, характеризует признак

1) отображение политической воли и интересов группы людей

2) формирование политических программ

3) выдвижение лидеров, подготовка кадрового резерва

4) выражение властной воли в нормативно-правовых актах

Ответ:

Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

1) В стране создается единый национальный избирательный округ.

2) Депутаты представляют различные социальные группы.

3) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

Ответ:

В стране Z по инициативе большинства граждан произошёл переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологии опросили граждан страны по вопросу: «В чём вы видите преимущества мажоритарной системы?»

Полученные результаты (в процентах от общего числа участников опроса) представлены в графической форме.

Какой вывод может быть сделан на основе данных опроса?

1) Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах.

2) Каждый четвёртый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы.

3) Считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, больше опрошен ных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия по литических идей в парламенте.

4) Отметили, что при мажоритарной системе боль шее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества.

Ответ:

Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права

1) трудового

2) уголовного

3) гражданского

4) семейного

Ответ:

Какая ситуация регулируется нормами семейного права?

1) гражданину К. было отказано в заключении брака с несовершеннолетней гражданкой JI.

2) гражданин М. заключил с гражданкой Н. договор о покупке квартиры

3) гражданка О. отказалась от участия в краже компьютера

4) гражданин П. не оплатил проезд в автобусе

Ответ:

К органам исполнительной власти в РФ относится

1) Самарская областная Дума

2) Администрация Президента РФ

3) Совет Федерации РФ

4) Министерство образования и науки РФ

Ответ:

Интересы граждан в суде и арбитраже по гражданским делам представляет

1) прокурор

2) нотариус

3) адвокат

Ответ:

Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?

А. Лицо, не имеющее гражданства РФ, автоматически получает его, заключив брак с гражданином РФ.

Б. Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ:

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух являются характеристикой политического процесса. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий

2) логическое выведение умозаключений

3) экспериментальное подтверждение результатов

4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)В исследовании приняли участие 1503 человека - юноши и девушки старше 18 лет. (Б)Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (В)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Г)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Ответ:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е Ж

Ответ:

Найдите в приведенном ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) работа на предприятии, в учреждениях

2) участие в выборах

3) защита Отечества

4) охрана памятников культуры

5) уплата налогов

6) участие в политических движениях

Ответ:

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ни же ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Земля , трудовые ресурсы , фактор производства , капитал , информация .

Ответ:

Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.


Право и закон

[Существует следующее понимание сущности права]: право - это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

Н.И. Матузов


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

<...>

Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.

И.А. Гобозов

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.


Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция - это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <...>

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий - уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция <...> с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума - это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства - это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания.Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus - движение вперед) и регресс (от лат. regressus - движение назад).Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, арегресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

По своему характеру изменения делятся на революционные и эволюционные.

Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) - глубокое качественное изменение, резкий скачок в развитии. Термин «революция» может применяться к обществу в целом (аграрная или буржуазная революция) и к его отдельным элементам (научная революция, техническая, культу рная).Эволюция (от лат. evolutio - развертывание) - постепенные количественные изменения. Эволюцию следует отличать от реформы - нововведения, не уничтожающего основ господствующей структуры. И эволюция, и реформа противопоставляются революции, но в разных отношениях. Говоря об эволюции, подчеркивают постепенность развития, говоря о реформах - неизменность структурной основы в ходе развития.

Модели социального развития

Модель общественного развития выделяются в зависимости от представлений исследователя о роли прогресса и революций, признания цели или бесцельности истории.

Формационная модель предложена марксизмом. Согласно этой модели, на каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно она определяет образ жизни человека и общества. Все остальное - идеи, теории, мораль, право - всего лишь надстройка над экономическим базисом (фундаментом).

Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от этих условий выделяются пять общественно-экономических формаций:

§ первобытнообщинный строй,

§ рабовладельческое общество,

§ феодализм,

§ капитализм,



§ коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого - бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами - рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация - многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция - аграрная - сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация - индустриальная - основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.



Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация Индустриальная цивилизация
Цикличность развития, стабильность Линейность развития, прогресс
Медленный теми развития Высокий теми развития
Эволюционность, постепенность развития Революционность, скачкообразность развития
Гармония с природой Покорение природы
Традиционность Инновационность
Приоритет общинной собственности над частной Приоритет частной собственности над общинной
Низкая социальная мобильность Высокая социальная мобильность
Контроль государства над обществом Развитое гражданское общество
Высокая роль коллектива Высокая роль личности

Канадский философ Херберт Маршалл Маклюэн (1911- 1980) полагал, что социальная организация зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на «культуре устной коммуникации», задающей локальность, традиционность, веру в авторитет. Второй тип цивилизации - «культура зрения» - порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Она санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наступающая «электронная цивилизация» упраздняет барьеры для общения: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Книжная культура сменяется аудиовизуальной компьютерной культурой, близкой к племенной культуре прошлого. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза Традиционная Индустриальная Постиндустриальная
Принцип, управляющий развитием Традиционализм Экономический рост Центральное место знаний
Главный сектор производства Заготовка сырья Обработка Услуги
Главный контингент рабочей силы Крестьянин, занятый освоением природной среды Рабочий, занятый переработкой материалов Служащий, работающий с информацией
Управленческая группа,соединяющая ресурсы Хозяин, владелец Предприниматель, профессиональный руководитель Исследователь, специалист, ведущий администратор
Основная производственная единица Семья Предприятие, завод, фабрика Исследовательский институт, сервисный офис
Высший уровень потребностей Основные бытовые потребности Социальные потребности Самореализация, потребность в знаниях
Перспектива времени Направленность в прошлое Адаптация к настоящему времени Направленность в будущее. прогнозы, сценарии
Члены социальной коммуникации Человек - природа Человек - машина Человек - человек
Движущая сила Природные ресурсы, физическая сила Созданная энергия Информация, обработка знаний
Стратегический ресурс Продукты питания Сырье Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау Образование, умственный капитал
Технология Ручной труд Механизированная технология Умственная технология
Метод, управляющий решениями Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт Эмпиризм, испытательное исследование Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.

Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и другие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития - рождение, взросление, дряхление и смерть.

Данилевский во многом предвосхитил идеи немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), который также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет); любая эпоха расцвета рано или поздно заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. В мировой истории восемь культур достигли зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, ара- бо-византийская, греко-римская, западноевропейская и культура майя.

Идеи Шпенглера в дальнейшем развиваются в «теории цивилизаций» английского историка Арнольда Тойнби (1889- 1975). У Тойнби цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждет надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Выразителем мировых ценностей Тойнби считан религию.

· Философия

· История

· Естествознание

· Безопасность жизнедеятельности