Организация эффективной подготовки к огэ на уроках. Методы и формы подготовки к ОГЭ по математике (из опыта работы). Метод проектов для составления справочников

Часто ли вам приходилось задумываться во время письма, когда ставится двоеточие, а когда - тире? Наверное, часто, ведь эти знаки препинания, как и любые другие, требуют соблюдения определенных правил, хотя в некоторых случаях и очень похожих. А вот каких именно - мы поговорим далее в статье.

Связь между обобщающими словами и двоеточием или тире

Рассуждая о том, когда ставится двоеточие, а когда - тире, в первую очередь нужно упомянуть те предложения, в которых употреблены однородные члены, а при них имеется обобщающее слово. Именно после него, перед перечислением, и необходимо двоеточие.

Так, например, в предложении: «В его рюкзаке всегда можно было найти интересные вещи: камешки, болты, металлические шарики и даже муху в спичечном коробке », перед перечислением стоит обобщающее слово «вещи », после которого в данной ситуации и ставится двоеточие.

Если же обобщающее слово находится после перечисления, то перед ним требуется поставить тире. Например: «Камешки, болты, металлические шарики и даже муха в спичечном коробке - вот вещи, которые всегда можно найти в рюкзаке у Петьки ».

Кстати, после обобщающего слова часто можно встретить и тире, что тоже является верным вариантом. Например: «Там все иначе - язык, жизненный уклад и даже ценности ».

Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях

Случаев, когда ставится двоеточие в сложных бессоюзных предложениях, несколько:

  1. Если вторая часть сложного предложения объясняет содержание первой. Тогда между ними можно поставить союзы «а именно» или «как то». Например: «Все в природе говорило о радости: с чистого неба ярко светило солнце, и на разные голоса пели птицы».
  2. Если во второй части предложения указывается причина того, о чем упоминается в первой его части. Тогда, кстати, между частями легко поставить союзы «потому что» и «так как». Например: «Иван был очень недоверчивым человеком: его слишком часто подводили близкие люди».
  3. Еще одним случаем, когда ставится двоеточие между частями предложения, является тот, где одна часть предупреждает о том, что изложение продолжится и далее. В таких предложениях в первой части употребляется, как правило, один из глаголов: видеть, знать, слышать, чувствовать и т. п. Например: «Петр и Анна знали: у них обязательно будет большая и шумная семья». Как видите, между частями этого предложения и подобных ему можно поставить союз «что», превратив его, таким образом, в сложноподчиненное предложение.

Допустимым вариантом является также и употребление в данных предложениях тире вместо двоеточия. Сравните:

  • Он понимал - случилось непоправимое .
  • Подобное при нем лучше не произносить - может обидеться .
  • Им казалось - еще немного, и все сбудется .

Кстати, предложения с предупреждением о продолжении повествования следует отличать от сложных предложений, не содержащих такового. В этом случае в них между частями ставится запятая. Например: «Знаю, жить они будут у нас ».

Когда ставится двоеточие в предложении с прямой речью

В тех предложениях, где используется прямая речь, двоеточие ставится после слов автора, например:

  • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони: «Ты сможешь когда-то простить меня?»
  • Она проговорила сквозь зубы: «Если бы ты знал, как мне ненавистна эта жизнь».

Предложения, в состав которых входит прямая речь, нужно отличать от сложноподчиненных конструкций. В последних перед придаточным ставят запятую, например:

  • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони о том, может ли она рассчитывать на прощение.
  • Она проговорила сквозь зубы, что ей крайне ненавистна эта жизнь.

В каких случаях ставится двоеточие в заголовке

Отдельного пояснения требуют правила написания заголовков. Если заголовок какого-то текста делится на две части, и первая из них (именительная) называет лицо, проблему, место действия и т. п., а вторая конкретизирует значение первой, то между ними ставится двоеточие.

Давайте рассмотрим примеры таких заголовков:

  • Ангина: признаки и методы лечения болезни.
  • Михаил Булгаков: неизвестные факты из биографии писателя.
  • Десять дней в Индии: страна чудес и контрастов.

Так что же ставить - тире или двоеточие?

В заключение можно сказать, что в современном языке решить, когда ставится двоеточие, а когда лучше обойтись тире, становится все проще, так как тире в этом « поединке» нередко выходит победителем.

По мнению знаменитого Д. Э. Розенталя, тире является более свободным знаком, часто « заходящим» и во владения двоеточия. Чем же это объясняется? Лингвист считает, что тире в предложении выполняет не только чисто синтаксические функции, но и придает ему эмоционально-экспрессивную окраску. Очевидно, поэтому его так любят употреблять авторы в художественной литературе и в периодических изданиях. В качестве примера можно привести несколько фраз из газет: «Выборы позади - можно подводить итоги » или «Эксперты называют этот процесс достаточно закономерным - спрос на земельные участки повысился ».

А значит, решать, когда ставится двоеточие в предложении, а когда - тире, можно и исходя из авторских предпочтений.

Знаки препинания - это система символов, используемых в языке на письме. Одинаковые знаки препинания в разных языках ставятся по-разному и имеют разное значение. В целом, они необходимы, чтобы структурировать письменную речь, ведь в ней не слышно пауз или интонаций, которые мы могли бы произнести вслух в обычной ситуации.

Двоеточие - знак препинания, который ставится внутри предложения. Зачем нужно двоеточие? Оно означает, что части, между которыми оно поставлено, связаны между собой или отличаются друг от друга. Двоеточие используется как в простых, так и в сложных предложениях и призвано заострять внимание на том, что следует за ним.

Зачем нужно двоеточие в письменной речи?

  • Двоеточие необходимо ставить при перечислении после обобщающего слова «Сколько же в том магазине было видов сладостей: шоколад, тянучка, карамель, мармелад, сладкая вата, булочки с корицей».
  • Зачем нужно двоеточие? Сочинение, если вы пишете его по литературному произведению, часто требует цитат из первоисточника. В предложениях с прямой речью двоеточие разделяет слова автора и прямую речь. «Я выдержал долгую паузу и сказал: «Он уехал навсегда, он никогда больше сюда не вернется». Вставляя в свое сочинение цитату из текста, поставьте двоеточие, а затем кавычки.
  • В сложных предложениях двоеточие используется, если одно из простых предложений поясняет или дополняет другое «Он знал, что убийца все еще находится в комнате, у него были на то причины: следы были во всей комнате, кроме дверей».

Итак, если вам потребуется написать сочинение-рассуждение о том, зачем нужно двоеточие, вы сможете объяснить, что оно необходимо, чтобы акцентировать внимание на каких-либо частях предложения, которые отличаются от основного текста. Это перечисление однородных членов предложения после обобщающего слова, выделение прямой речи, пояснение одного предложения другим. А в чем состоит отличие между дроеточием и тире и

Поспелова Е.Н. 1

Керженцева Т.В. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Экзамен по математике в форме ЕГЭ и ОГЭ при правильной подготовке может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

В ОГЭ и ЕГЭ по математике встречаются каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ОГЭ по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ОГЭ.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди четырех предложенных.

ОГЭ и ЕГЭ - серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

Можно выделить несколько способов подготовки к экзаменам:

Подготовка к экзаменам в школе на уроках и внеурочной деятельности;

Подготовка к экзаменам самостоятельно, в том числе - с помощью интернет.

Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.

В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях:

Нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ОГЭ;

О ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в школе, в районе и области.

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

Проведение пробных ЕГЭ и ОГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ОГЭ;

Психологические особенности 9,11-классников.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

Правила поведения на экзамене;

Правила заполнения бланков;

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ.

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4) Пробные внутришкольные ЕГЭ и ОГЭ по различным предметам.

1) Родительские собрания:

Информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

Информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ОГЭ;

Пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ОГЭ.

2) Индивидуальное консультирование родителей.

2.Подготовка к экзаменам в школе.

Часть 2.1. Устный счет - один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике.

В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение - это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Если в 5-6 классах устный счет - это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах - это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики мы используем устный счёт по темам:

1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.

2) Формулы сокращенного умножения.

3) Решение простейших линейных уравнений.

4) Действия со степенью.

5) График линейной функции.

1) Линейные неравенства и числовые промежутки.

2) Решение простейших линейных неравенств.

3) Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета и частных случаев.

4) Решение квадратных уравнений рациональными способами.

5) Арифметический квадратный корень и его свойства.

1) Решение неравенств 2 степени.

2) Преобразование графиков функций.

3) Формулы приведения.

4) Тригонометрические формулы.

5) Значения тригонометрических функций.

1) Вычисление производных.

2) Простейшие тригонометрические неравенства.

3) Тригонометрические формулы.

4) Простейшие тригонометрические уравнения.

5) Функции, обратные тригонометрическим.

6) Преобразование графиков функций.

1) Вычисление первообразных.

2) Свойства логарифмов.

3) Простейшие показательные уравнения и неравенства.

4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.

Практика показала, что систематическая работа с устным счётом способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований.

Часть 2.2. Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

использование диагностических и контролирующих материалов;

выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

использование компьютера для вычислений, построения графиков.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Применение информационных технологий помогают:

создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;

развить познавательный интерес к предмету;

первично закрепить знания учащихся;

проверить прочность усвоения знаний.

На уроках закрепления знаний хорошо применять программы - тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков.

Часть 2.3. Способы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Подготовка к экзаменам самостоятельно.

Очень актуально готовиться к экзаменам самостоятельно. Для этого не требуется особых усилий. Не надо куда-то спешить, кого-то просить. Достаточно только иметь силу воли. Садиться и решать КИМЫ для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Опытные педагоги советуют детям и родителям заблаговременно уделять внимание этому предмету, начиная с 5 класса. Первым делом необходимо посетить официальную страницу ФИПИ в сети Интернет. На сайте педагоги, родители, а также ученики найдут массу полезной информации. Оттуда же можно скачать демоверсии вариантов ОГЭ по математике или самостоятельные занятия? Многие задумываются: «Как подготовиться к ОГЭ по математике?» Реально ли это сделать самостоятельно или нужна помощь репетитора? Ответить на этот вопрос может только ученик, опираясь на внутренние ощущения. Но и родительский взгляд со стороны тоже будет полезен. Ведь каждый ответственный родитель знает, какие предметы его ребенку в школе даются легко, а какие с трудом.

Если у будущего выпускника нет возможности заниматься с репетитором, тогда у него возникает вопрос: «Как подготовиться к ЕГЭ по математике самостоятельно?» Не стоит паниковать. Все что необходимо для подготовки, вы с легкостью найдете в интернете. Во-первых, скачивайте сборники тренировочных заданий. Во-вторых, поисковая система «Яндекс» вместе с талантливыми педагогами Москвы подготовила проект для выпускников «Яндекс ЕГЭ». Здесь дети найдут для себя вебинары и тесты, с помощью которых можно качественно подготовиться к экзамену. В-третьих, для отработки темы можно включать видеоуроки на портале YouTube, где учителя и дети выкладывают свои видеоматериалы с решением тех или иных заданий. Как видите, сегодняшнему выпускнику гораздо легче готовиться к экзамену, ведь в интернете для подготовки есть варианты ОГЭ по математике. Этот фактор существенно облегчает участь экзаменуемого! Наглядная информация Всем известно, что математика и алгебра - предметы, в которых детям необходимо запоминать огромное количество формул, выражений и так далее. Вы можете выписывать необходимую информацию в специальный блокнот или приобрести специальное пособие, где за вас уже выбрали и напечатали необходимые формулы для успешной сдачи экзамена по математике. Чем чаще туда заглядывать, тем быстрее формулы запомнятся. Родители должны с особым вниманием, пониманием и чуткостью относиться к детям в этот период. Соблюдайть дома тишину, когда ребёнок занимается уроками или готовится к экзамену. В вопросах о подготовке проявляйть не жёсткий контроль, а естественное любопытство, а также предлагайть свою посильную помощь.

Итак, мы с вами рассмотрели вопрос, как подготовиться к ОГЭ по математике. Акцентируем ваше внимание на том, что подготовка может быть самостоятельной или с помощью репетитора.

Что такое дистанционные онлайн-курсы?

Доступ к образовательной среде круглосуточно;

Вебинары от лучших преподавателей;

Детальный разбор всех частей ЕГЭ;

Решение задач, разбор типовых ошибок;

Интерактивное входное и итоговое тестирование;

Тестирования по каждой пройденной теме;

Домашние задания в конце каждого занятия с последующим разбором.

Используемые в средних учебных заведениях методики подготовки к ЕГЭ и ОГЭ далеки от идеальных. Поэтому в интернете предлагается на выбор несколько категорий курсов , от долгосрочных, рассчитанных на год, до недельных интенсивов. Так, долгосрочный курс предназначен для тех выпускников, кто имеет максимальные проблемы с подготовкой и кому нужно много времени на самостоятельную проработку материала по каждому занятию. В ходе долгосрочного курса занятия проводятся с промежутком в неделю - за это время усвоить материал и подготовить домашнее задание не проблематично. За год слушатели долгосрочных курсов получают теоретический и прорабатывают практический материал в объеме, достаточном для успешной сдачи экзаменов, даже если начальный уровень подготовки ученика был на низком уровне. Экспресс-курсы, как правило, выбирают те выпускники, которые в основном знают предмет, но хотят дополнительно попрактиковаться в выполнении заданий разных частей ЕГЭ.

Преимущества самостоятельной подготовки

Минимальная затрата денежных средств. Выпускнику необходимо приобрести для себя учебный материал. Проводить занятия можно тогда, когда есть возможность.

К недостаткам самостоятельной подготовки можно отнести

Нет контроля относительно правильности выполнения заданий.

Если есть непонятный материал, то нет возможности узнать необходимую информацию. Из-за отсутствия контроля, как правило, низкая эффективность подготовки.

Советы для подготовки к ЕГЭ

Однако необходимо учитывать и индивидуальные особенности самого выпускника. Если у ученика есть нацеленность на самостоятельную подготовку, то правильно организуя занятия, можно добиться хороших результатов. Для этого можно придерживаться некоторых советов:

Начать подготовку уже с первых дней осени.

Сложить конкретный план подготовки, в котором необходимо прописать все моменты обучения, учитывая, что подготовка включает одновременные занятия с нескольких предметов.

Выбрать эффективное для себя время для занятий. На время занятий отключить посторонние раздражители.

Самостоятельно планировать занятия, не заниматься из-под палки, то есть наличие внутренней мотивации на подготовку к экзамену.

Уделять подготовке определенное время, занятия должны быть систематическими.

Готовить конкретный план ответа на каждый теоретический вопрос, складывать опорные схемы, которые помогут запомнить материал.

Не просто заучивать механически материал, а строить логические связи, которые помогут понять, запомнить материал.

Помощь репетитора в подготовке к экзаменам.

Подумайте, к каким экзаменам вы можете подготовиться самостоятельно, где вам необходима постоянная помощь репетитора и в каких случаях вы могли бы обойтись его отдельными консультациями. Не пренебрегайте тем, что бесплатно предоставляют школы: запишитесь на соответствующие занятия по предметам; не забывайте тренироваться на интернет-тренажёре и заглядывать в справочники. Не игнорируйте своих учителей, даже если видите, что они мало чем могут вам помочь. Поверьте, что даже простая человеческая поддержка со стороны школьных педагогов может очень много значить.

Выбор в пользу занятий с репетитором должен быть осознанным. В сущности, репетитор — это личный тренер по подготовке к ЕГЭ. Он помогает, направляет, вдохновляет, показывает особые приёмы, но стать чемпионом за вас он не сможет.

Стоит отметить, если работа по подготовке к ОГЭ по математике будет проходить с репетитором, то это значит, что она будет систематической. Сможете ли вы без посторонней помощи также регулярно готовиться к тестированию?

Если вы неплохо знаете предмет, а затруднения есть только в некоторых темах - смело берите репетиторов из числа школьных учителей-предметников тех, кто ведет в старших классах - им тема подготовки к экзамену поближе будет. С ними можно просто решать тренировочные задания и обращать внимание на проблемные места.

Если у вас большие проблемы с выбранным предметом, нанимайте хорошего репетитора со стажем от 10 лет - студенты и начинающие преподаватели не смогут вам помочь в силу своего маленького опыта. Хороший профессионал успеет пройти с вами всю программу от и до.

Помните: репетитор учит — ученик учится.

Обучаясь, вырабатывайте в себе ответственность за усвоение материала. Активно работайте на уроке. Не халтурьте, выполняя домашнее задание. Чтобы знание стало по-настоящему вашим, его нужно пропустить через себя. Стремитесь к тому, чтобы знание стало частью вашего мировоззрения.

Помимо собственно подготовки к ЕГЭ, попросите преподавателя проработать с вами основную терминологию курса. Очень часто ученики просто не понимают, что значит то или иное слово в задании, и поэтому затрудняются выполнить само задание. Заведите специальный блокнот для вопросов и записывайте туда всё, что вызывает хотя бы минимальные затруднения. Репетитор не медиум и не всегда способен оценить всю глубину вашего неведения. Не замалчивайте проблемы: если не знаете, что такое логарифм или прямое дополнение, не понимаете, чем причастие отличается от деепричастия или как вычисляется корень из степени, не стесняйтесь сказать об этом прямо. Возможно, вам придется вернуться к самым азам — но это не страшно. Ваша задача — прояснить для себя суть.

Если вы не понимаете объяснений преподавателя, попросите его повторить другими словами. Если совершенно не усваиваете его манеру подачи материала — ищите другого педагога. Вам нужны знания и как можно меньше пробелов в них. Среди репетиторов обязательно есть тот, кто сможет вам помочь.

Обучение проходит в комфортных условиях.

Репетитор придерживается индивидуального темпа, который наиболее подходит самому ученику.

Если репетитор является работником ВУЗа, то занятия с ним увелич Помните, что ваше обучение, ваше развитие и ваше поступление — это прежде всего ваша личная задача, и ни один даже самый блестящий репетитор не может заставить вас пить из источника знаний, если вы этого не хотите.

ЕГЭ и ОГЭ с помощью репетиторов

Организация работы по подготовке к экзаменам с помощью репетиторов имеет много преимуществ.

К таким плюсам можно отнести

Подготовка индивидуальной программы для каждого отдельного ученика. Репетитор должен выяснить уровень знаний отдельного выпускника и на основе полученных результатов может постоянно корректировать свои занятия и процедуру подготовки.

Хорошая эффективность таких занятий, потому что репетиторы имеют необходимую литературу, дополнительный материал.

От репетитора есть возможность получить информацию о самой процедуре проведения ЕГЭ, что поможет правильно сориентироваться на самом экзамене.

К недостаткам такого обучения можно отнести

Высокая стоимость занятий.

Подготовка к ЕГЭ включает в себя необходимость готовиться к нескольким предметам одновременно, что существенно влияет на затраты, которые вынуждены отдавать родители учеников за занятия. Необходимо платить не отдельному репетитору, а нескольким сразу.

Сильная утомляемость, отсутствие практически свободного времени из-за времени, затраченного на дорогу и на занятия.

Нелегко найти профессионального репетитора, который сможет мотивировать самого ученика к работе, а не будет просто выполнять за него задания.

3. Мониторинг качества образования.

Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ. Мониторинг - отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования - "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ОГЭ. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ОГЭ.

Анализ выполнения заданий ОГЭ по математике:

учащихся

Элементы работы

чество баллов

Жарков Андрей

Коваленко Карина

Мезенцева Ксения

Коршунова Анастасия

Куличенко Евгения

Шварц Анна

выполнили (количество)

Поэлементный анализ:

Выполнили

Не справились (%)

Модуль «Алгебра»

Действия с обыкновенными и десятичными дробями

Откладывание действительных чисел на числовой прямой

Приближённые вычисления.

Действия со степенями.

Работа с графиками. Установление зависимости графика и функции

Решение уравнения.

Решение текстовой задачи.

Диаграмма. Статистическая характеристика величин.

Определение относительной частоты попадания.

Чтение графика. Работа с графическими числовыми данными.

Последовательности. Арифметическая прогрессия.

Дробное рациональное выражение с заданными значениями переменной

Применение математических вычислений в решении задачи по физике. Работа с формулой.

Решение неравенства.

Модуль «Геометрия»

Нахождение периметра или площади прямоугольника.

Нахождение угла ромба вписанного в окружность.

Нахождение расстояния от точки до середины отрезка.

Нахождение площади фигуры по рисунку.

Нахождение угла треугольника.

Теоретические вопросы по геометрии.

Вывод: В следующем учебном году продолжать работу по подготовке к ОГЭ на уроках, консультациях и во внеурочное время (в малых группах и индивидуально). Продолжить ведение мониторинга по подготовке к ОГЭ по математике.

Стимулировать познавательную деятельность учащихся как средство саморазвития и самореализации личности;

Использовать индивидуализацию и дифференциацию обучения учащихся;

Контроль знаний учащихся проводить в форме тестовых заданий;

Воспитывать у учащихся положительное отношение к учебной деятельности;

Осуществлять взаимодействие между семьёй и школой с целью организации совместных действий для решения успешности обучения и повышения качества знаний обучающихся.

Заключение.

Математика - наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.

Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком. Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы

Литература.

1. Генералова Н.С. Литература: пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. - М.: Экзамен, 2010.

2. Генералова Н.С.Никулина М.Ю. Литература: самостоятельная подготовка к единому государственному экзамену. - М.: Экзамен, 2011.

3. Зинин С.А. ЕГЭ 2012. Литература. Федеральный банк экзаменационных материалов. - М.: Эксмо, 2012.

4. Денищева Л.О. ЕГЭ по математике в 2016 году. [Текст] / Л.О. Денищева //Математика в школе.- 2016. - №1.

5. Единый государственный экзамен 2015 [Текст] / Контрольные измерительные материалы: Математика / Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 127 с.

6. Единый государственный экзамен 2017. Математика. [Текст] / Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2017. - 272 с.

7. Типовые экзаменационные материалы: О-39 36 вариантов / под ред. И.В.Ященко. - М. : Издательство «Национальное образование», 2018. - 240 с.- (ОГЭ. ФИПИ - школе)

Приемы и методы подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА

    Эффективные формы и методы при подготовке к ЕГЭ

На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов. Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.

Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов. Опыт многих учителей при подготовке учащихся к экзамену показывает, что все учащиеся, имеющие при такой подготовке хорошие и отличные результаты по предмету, при проведении пробного тестирования легко набирают баллы намного выше установленного минимального порога.

Тестовая форма заданий ЕГЭ обязывает преподавателей обучить выпускников оптимальной стратегии работы с тестами:

    Самоконтроль времени, поскольку важно иметь резерв время для решения более сложных заданий.

    Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения.

    Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания.

    Прием спирального движения по тесту.

Тест должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо научить учащихся правильно распределять рабочее время. С этой целью у нас проводятся диагностические замеры - малоформатные проверочные работы, предполагающие мысленное выполнение всех промежуточных действий и фиксирование только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой подготовке, при этом слабые учащиеся могут записывать решение полностью.

В целях экономии времени на экзамене нужно также научить школьников приемам быстрого и рационального счета. На консультациях и индивидуальных занятиях для учащихся, идет тщательный анализ распространенных ошибок, допускаемых учащимися в ходе выполнения ЕГЭ.

Пока не введена компьютерная форма сдачи ЕГЭ по предметам, но все мы понимаем, что в скором времени, возможно, будет и такой вариант сдачи экзамена, поэтому качественная подготовка по любому предмету невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий.

Учитывая индивидуальные знания и способности учащихся, выявляемые на старте каждого учебного года, каждый преподаватель старается комплексно реализовать несколько форм дистанционной подготовки к ЕГЭ:

    самостоятельное повторение учебного материала и тренинг выполнения заданий с использованием ИКТ

    on-line тестирование учащихся на доверенных сайтах;

    индивидуальные и групповые консультации по трудным темам программы;

    обсуждение заданий повышенной сложности

За годы существования ЕГЭ по многим предметам накоплена большая база данных тестовых заданий, которые могут использовать учителя для систематизации и контроля знаний обучающихся.

Кроме того, собрана и регулярно обновляется база ссылок на сетевые ресурсы, содержащие материалы по всем разделам школьной программы. Немаловажно и создание в нашей школе электронных дневников, в которых возможно дистанционно готовить выпускников по индивидуальному плану

Мониторинг компетенций учащихся при завершении обучения проводится в виде внутреннего репетиционного тестирования.

Такая проверка позволяет не просто выявить слабые стороны знаний школьников, но и на практике познакомить их с процедурой проведения ЕГЭ, с бланками регистрации ответов и правилами их заполнения, позволяет учащимся подготовиться психологически к процедуре тестирования. Каждому выпускнику необходимо имееть персональную Памятку для успешной сдачи ЕГЭ.

Вышеупомянутые форму и методы подготовки к Единому государственному экзамену подтвердили свою эффективность итоговыми баллами наших выпускников на ЕГЭ: средние баллы по многим предметам учащихся нашей школы стабильно превышают районные и даже областные средние баллы, как в прошлом году. Конечно, ученики в выпусках разные, уровень знаний, умений и навыков сугубо индивидуален, но, я надеюсь, основная масса класса подтвердит свои годовые оценки.

    Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь.

Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.


1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.


9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

10. Ежедневно выпопняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей)

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло». Газета «Школьный психолог»,№7, 2003г.Советы родителям.
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Можно дать и некоторые советы учителям, а также выпускникам, именно советы!!!
Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Советы выпускникам
Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! Оттого, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования
1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

3) Как развить внимание?

Вы уже поняли, что основой памяти является внимание?!

Правильно! Если бы не было внимания, мы ничего не смогли бы запомнить. А если качество запоминания напрямую зависит от внимания, то мы должны научиться управлять им и даже его тренировать.

Для начала же ознакомимся с его свойствами:

1. объём;

2. сосредоточенность;

3. устойчивость;

4. распределение;

5. переключаемость.

Объём внимания – это то количество информации или объектов, которое человек может запомнить одновременно. Объём внимания у каждого человека разный, но считается, что среднестатистический человек может запомнить от 5 до 9 объектов одновременно. Можно добиться и лучших результатов. Этому мы тоже в дальнейшем будем учиться.

Сосредоточенность – одно из главнейших свойств внимания, поскольку от него зависит качество запоминания.

Устойчивость – одна из ключевых характеристик внимания, с которой связаны производительность и эффективность умственной работы.

Распределение внимания – выполнение в один промежуток времени нескольких действий при одновременном контроле над несколькими процессами или объектами. Это качество более значимо в профессиональной деятельности, например, в профессии авиадиспетчера.

Переключение внимания – способность внимания переключаться с одного предмета на другой.

Внимание, как и память, нуждается в постоянной тренировке. Все выше перечисленные параметры внимания следует развивать. Но самое эффективное в этом направлении – развитие умений концентрации внимания. Сосредоточенность (концентрация) зависит от

1. хорошей физической формы;

2. эмоционального настроя на работу и заинтересованности в ее результатах;

3. наличия базы, необходимой для восприятия новой информации.

Следовательно, выполняя эти условия, мы будем способствовать улучшению способности к сосредоточению, т.е. повышению качества памяти.

Поддержанию хорошей физической формы способствуют занятия спортом, особенно на свежем воздухе, правильное питание, отказ от употребления алкоголя и табака. Вы помните, что для нормального функционирования клеток мозга необходимы кислород и питательные вещества. Поэтому берем за правило ежедневные вечерние прогулки на 15-20 минут и сон в хорошо проветренной комнате. Создание этих условий больших усилий от Вас не потребует.

А как быть с обеспечением заинтересованности? Ведь порой нам приходится заниматься не совсем любимым предметом. В этом случае подумайте, зачем Вам нужно то дело, которым Вы собираетесь заняться, какие выгоды ждут Вас в итоге, т.е. создайте мотив. Сложнее с созданием эмоционального настроя. Ведь это «штука» абсолютно индивидуальная, и вряд ли сработает какой-то единый рецепт.

Эмоциональный настрой в интеллектуальной работе зависит и от субъективных факторов, которые можно устранить усилием воли (лень, например), и от объективных, никак не зависящих от нас.

Но бывает, что при выполнении конкретной интеллектуальной работы никак не удается сконцентрироваться на процессе.

Используйте один из приемов:

1. Проветритесь – побудьте 15-20 минут на свежем воздухе.

2. Примите бодрящий прохладный душ.

3. Медленно выпейте мелкими глотками стакан прохладной воды. Это придаст Вам сил и снимет легкую усталость.

4. Выполните мудру Хакини. Соедините кончики растопыренных пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.

Такое положение пальцев способствует взаимодействию правого и левого полушарий, при этом открывается доступ к правому полушарию, где хранится вся информация. Более того, эта мудра оказывает положительное действие и на дыхательный процесс, делая его глубже, что также хорошо сказывается на работе головного мозга.

Мудру Хакини можно практиковать в любое время для тренировки памяти, когда необходимо концентрироваться на чем-либо или припомнить что-нибудь из ранее прочитанного. Одно непременное условие: при выполнении мудр, при любом занятии умственной работы НИКОГДА не скрещивайте ноги!

Если Вам необходимо срочно что-нибудь вспомнить, соедините кончики пальцев обеих рук, при этом поднимите глаза вверх, а во время вдоха кончиком языка коснитесь десны. При выдохе верните язык в привычное положение. Затем сделайте глубокий вдох, и Вам в голову тут же придёт то, что Вы хотите вспомнить.

Еще одним объективным фактором, мешающим нам сосредоточиться, является незнание элементарных, базовых для понимания нового материала вещей. Вы читаете, например, текст, готовясь к экзамену, и не можете заставить себя сосредоточиться. Подумайте – почему? Не понимаете смысла прочитанного? Этому может быть две причины:

1. Возможно, Вы не знаете каких-то базовых понятий, идей или концепций. Поэтому общее содержание ускользает от Вас.

2. Вам просто непонятны отдельные слова из текста статьи.

В первом случае Вам придется потратить время на то, что Вы не усвоили раньше, и лишь потом переходить к сложному материалу. Во втором – проще: выписываете значения непонятных слов, делаете комментарии, т.е. создаете глоссарий. Обратите внимание, сегодня в конце или в начале многих научных текстов можно обнаружить глоссарий.

И напоследок еще один прием, позволяющий понять смысл трудно воспринимаемого текста.

1. Разбейте текст на блоки (абзацы, возможно, даже предложения).

2. Выделите непонятные места.

3. Прочитайте блок еще раз очень внимательно.

4. Изложите письменно его содержание своими словами.

Резюме:

1. Своим вниманием можно и нужно научиться управлять.

2. Заведите тетрадь эффективных приемов для развития внимания, памяти.

3. Используйте мудру Хакини на уроках, на семинарах, на зачетах, экзаменах, всегда, когда Вам нужно что-нибудь вспомнить. Это Ваша волшебная палочка!

Научитесь планировать Вашу деятельность. Вы обнаружите в себе появление целеустремленности, добьетесь повышения самооценки и удивитесь количеству реализованных за неделю дел.

    Упражнения для улучшения памяти.

Упражнение 1. (Это упражнение можно выполнять всегда и везде: например, при чтении газеты, журнала и т.д.).

Посмотрите внимательно на рисунок, фотографию в течение 3-х секунд. Потом закройте глаза и представьте себе это изображение во всех деталях. При этом Вы можете задавать себе наводящие вопросы:

Есть ли на изображении люди или животные?

Если да, как я могу их описать?

Есть ли растения? Какие?

Что я могу вспомнить из предметов, изображенных на рисунке?

Откройте глаза и сравните представленную Вами картинку с ее оригиналом.

Упражнение 2.

Попробуйте вспомнить следующую информацию. Запишите то, что Вы вспомните. Постарайтесь затратить на воспоминание как можно меньше времени.

Напишите номера телефонов, которые Вы помните на память.

Напишите имена и фамилии Ваших одноклассников в 1, 3 или 5, 9 классах.

Напишите названия книг, которые Вы прочитали за последний год, и имена авторов.

Это задание можно варьировать: например, попробуйте вспомнить домашние адреса Ваших друзей, почтовые индексы и т.д.

Упражнение 3.

Подчеркните все встретившиеся Вам буквы А.

ЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗЩГЛДРГУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХЩЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШХПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩРПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦРРЛЗЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДДВПАХУЦЩШГУВВПШОРНРЗЩОАЩГОАУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЩОАЩГОАЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХХЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЙЗХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦ

Это упражнение развивает способность быстро выхватывать нужную информацию.

Упражнение 4.

Запомните перечень приведенного ниже списка. Закройте текст, напишите перечень, соблюдая прежний порядок.

Помидоры

Нут (турецкий горох)

Чернослив

Йогурт

Кофе

Чистящее средство

Подсолнечное масло

Брынза

Ржаные хлебцы

Апельсиновый сок

Мука

Упражнение 5.

Вы видите перед собой первые и последние буквы слов. Впишите остальные буквы, чтобы получилось слово.

К____________________Р

Г____________________Д

К____________________Н

Б____________________Я

З____________________Н

Т____________________Р

Р____________________Т

Н____________________З

Я____________________Б

Н____________________К

Д____________________Г

Р____________________К

Методы, приём и средства при подготовке

к ОГЭ по русскому языку.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

И тоговая аттестация - первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением его применить. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция - учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, соответствующие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

    лингвистическую;

    языковую;

    коммуникативную.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

    развитие мотивации и целеполагания;

    формирование умения решать задания разного уровня;

    развитие самоконтроля;

    формирование уверенности и положительной самооценки.

Задачи педагога:

    вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат. Например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;

    правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

    организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;

    работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них может привести к положительному результату.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основныз заракткристик, способствующей успешной аттестации в форме ОГЭ. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

    сомнение в полноте и прочности знаний;

    сомнение в собственных способностяз;

    неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

    быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Для решения этой задачи привлекается педагог-психолог Зимина И.В., которая обучает различным техникам аутотренинга и релаксии.

    организация информационной работы по подготовке к ЭГЭ.

Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменении в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианьты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

    Создание методической базы

Приобретаем пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Я применяю упражнения из книги под редакцией Сениной « Подготовка к ОГЭ ». В течение всего года работаем с учащимися по книге Цыбулько « Тренировочные упражнения для подготовки к ОГЭ (36 вариантов) ». Работу по подготовке к ОГЭ я начинаю с учащимися 5-го класса по книге Богдановой « Тестовые задания по русскому языку ».

Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификой 2016 года, утвержденной ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образвания и науки РФ, и снабженных ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

    ИКТ в системе подготовки к ОГЭ.

Активно использую ИКТ (цифровые образоваьельные ресурсы, а также интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.

Применение новых технологий позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшит усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Интернет-тестирования также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.

Выполняем тренировочные и диагностические работы и в режиме on-line, и в домашних условиях.

Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего сайты ГИА-9, ФИПИ, « по уши в ГИА (ОГЭ) И ЕГЭ ».

В своей работе по подготовке выпускников 9-го класса я использую программу, которая так и называется « Подготовка к ОГЭ », где я расписала все 34 часа по темам. Помимо этого я занимаюсь дополнительно после уроков со всеми 9-классниками.

Свою работу по подготовке к ОГЭ я строю поэтапно. В начале года я знакомлю учащихся с инструкцией проведения экзамена, готовлю заранее памятку по экзамену, знакомлю с бланками и рассказываю, как оформить титульный лист. На первых занятиях по подготовке к ОГЭ мы работаем над сжатым изложением. Для этого я использую материал « Работа над сжатым изложением ». Учу выпускников методам и приемам сжатия текста (компрессии текста). Так, например, показываю детям 2 текста: один целый, а другой трансформированный (т.е. упрощенный, сжатый), и учащиеся должны определить, какие приемы применили для упрощения и сжатия текста. Затем дети это делают сами. После того как они научатся работать с листа, включая аудиозапись для прослушивания всего текста. Далее слушаем по абзацам и даже по предложениям (т.к. в классе много слабых учащихся), а затем пишем. Потом уже, когда все освоили, поняли содержание текста, включаем 2 раза весь текст. Сначала пишут подробно, а потом уже перерабатывают, согласно правилам сжатия текста.

Одновременно в начале года провожу диагностическое тестирование по II части экзамена для того, чтобы выявить пробелы в знаниях орфографии и синтаксиса. А затем, исходя из диагностики, выстраиваю план по повторению основных тем по всем разделам русского языка. Несколько занятий отвожу на понимание текста, а также на повторение средств выразительности речи. После повторения каждой темы провожу тестирование (т.е. Несколько тестовых заданий по вариантам). Далее у нас идет повторение правописания приставок и суффиксов, тренировочные задания по данным темам. Затем повторяем синтаксис, т.е. словосочетания и грамматические основы предложений. В этой работе использую приём нахождения правильного варианта - грамматической основы. Показываю предложения и к нему 4 варианта грамматической основы. Надо найти правильный вариант.

На протяжении всего учебного года веду работу со слабомотивированными учащимися. По каждому такому учащемуся веду журнал усвоения экзаменационного материала.

Со II полугодия провожу контрольные работы и по тестовой части, и по сжатому изложению. В этом учебном году такую контрольную работу мы провели в декабре. После проведения и проверки работ пишу анализ, где выявляю учащихся, слабо усвоивших материал по некоторым темам экзаменационной работы. Наличие в классе таких детей объясняется тем, что многие из них поступили с низким уровнем грамотности из других ОУ непосредственно в 9 класс либо дети, часто пропускающие занятия ввиду болезни. На последующих уроках мы работаем над ошибками, допущенными в контрольных работах.

Одновременно со II полугодия мы начинаем работу над сочинением. Это задание 15 (I), 15 (II), 15 (III).

Работа над сочинением-рассуждением ведется также поэтапно: сначала мы учимся строить тезис, затем основную часть и в конце заключение. Я показыываю учащимся речевые клише, учу правильно использовать их в тексте. Для этого составляем таблицу « Речевые клише для тезиса, основной части и заключения ». Самое главное - научить детей находить аргументы в тексте и правильно использовать их в сочинении. Для этого даю готовое сочинение по тексту с аргументами. Задача учащихся - найти ошибки по составлению сочинения-рассуждения и в правильности подбора аргументов из текста. А затем переписать сочинение в правильном варианте. Параллельно веду работу по повторению орфографии для повышения уровня практической грамотности.

После этого знакомлю учащихся с классификацией грамматических и речевых ошибок, т.к. многие дети их путают. Для закрепления даю задание учащимся найти в тексте грамматические и речевые ошибки и исправить их.

В конце учебного года провожу контрольную работу по всем трем частям экзаменационной работы.

Такая система помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку - формирование трёх видов компетенций учащихся:

    языковой;

    лингвистической;

    коммуникативной.

Постоянная разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по их подготовке к ОГЭ, но всех нас объединяет одно - необходим результат.

И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно оьносящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речьюЮ личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе - это желание, осознание важности такой работы самими учащимися и кропотливая деятельность вместе с учителем.