Проактивная личность. Реактивное и проактивное мышление. Для удобства поиска статей воспользуйтесь

Термин «проактивность» уже давно стал популярным благодаря книгам по психологии и менеджменту. Многие бизнес-тренеры и консультанты используют это слово, говоря о неотъемлемых качествах успешного руководителя. Это вполне объяснимо, поскольку проактивность - это один из ключей к дверям успеха как в личной, так и профессиональной сферах. Ключ, позволяющий понять причины эффективности любой деятельности. Единственный вопрос - готовы ли сам человек открыть эти двери?

Что такое проактивность?

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах.

Реактивные люди - это люди, действия которых продиктованы прежде всего реакцией на внешние обстоятельства. Эмоции этих людей в основном зависят от того, какой будет погода, настроение родных, близких, коллег по работе, обстановка на работе или дома. Как правило, у них нет точки внутренней опоры, и соответственно их достаточно легко вывести из состояния устойчивости.

Когда в тех или иных жизненных ситуациях вы автоматически реагируете на внешние условия - проявляется ваша реактивность. К примеру, вашу машину поцарапали на парковке или на вас накричал клиент, и у вас ухудшилось настроение. В этих случаях ваша реакция была мгновенной и не находилось под сознательным контролем.

Итак, основная идея Франкла гласит: в промежутке между любым внешним событием и вашей реакцией на него существует одна важная возможность - это свобода вашего выбора.

Таким образом, проактивные люди - это те, кто преимущественно сами выбирают реакцию на внешнее воздействие. Это те, кто старается минимизировать воздействие внешних факторов на достижение поставленных целей. Те, кто ставит перед собой цели и достигает их, уверенно опираясь на принципы, составляющие неотъемлемую часть характера.

Например, на увольнение с работы проактивный человек скажет себе: «Ну и что? Значит, будет предложение и лучше!» и с улыбкой пожелает удачи бывшему работодателю.

Структура проактивности

Понятие проактивности включает в себя два слагаемых: активность и ответственность.

    Активность подразумевает деятельность в направлении поставленных целей. Причем деятельность активную.

    Ответственность подразумевает осознание ответственности за те последствия, к которым ведут предпринимаемые вами действия. Многое из того, что происходит с вами в жизни - результат ваших действий.Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Для того чтобы лучше разобраться в еще одном аспекте различия между проактивностью и реактивностью, предлагается разделить все события в жизни на 2 сферы.

    Сфера событий, на которые вы не способны никаким образом повлиять. Например: изменения курсов валют, политические решения, революции, войны, цены на бензин, газ, электричество (за исключением ситуаций, когда у вас есть такие полномочия) и так далее. Стивен Кови называет сферу таких событий «кругом забот».

    Сфера событий, подвластных вашему непосредственному влиянию. Например, собственное образование, здоровье, отношения, карьера, задачи в рамках полномочий на работе и так далее. Аналогичное название - «круг влияния».

«Лакмусовой бумажкой» проактивности может стать ответ на вопрос - куда вы направляете свои усилия: на те сферы, где вы можете оказать свое влияние или же на те, на которые вы повлиять никак не сможете?

Проактивный человек всегда направляет свои усилия в зону своего влияния. В то время как реактивный, как правило, концентрируется на событиях, на которые он изменить не в силах. К примеру, менеджер по персоналу объясняет вышестоящему руководству причину долгого поиска сотрудников тем, что на рынке труда нет подходящих компании соискателей, в то время как банальный анализ объявлений на предмет заинтересованности потенциальным соискателем проведен не был. Это яркий пример реактивного поведения.

Другой пример. Проактивный руководитель не будет сильно беспокоиться о повышении цен на услуги связи операторами, а постарается найти способы оптимизации затрат. Например, за счет внедрения новых систем цифровой связи, которые позволят снизить затраты, а также поднять уровень обслуживания клиентов.

Концентрируясь на событиях в «круге влияния», вы ощущаете больше силы и уверенности, благодаря способности изменить ситуацию вокруг себя. Ощущение свободы за выбор направления движения в своей жизни является спутником проактивных людей. В то время как ощущение беспомощности, уныния и зависимости - удел реактивных.

Как это ни странно, но есть термины, схожие с проактивностью по значению. Например, такие как «локус-контроля» и «локализация контроля волевого усилия» из гештальт-терапии. А это еще раз подтверждает то, что истина одна, только подходов к ее интерпретации несколько.

В таблицах указаны основные черты, присущие проактивным и реактивным людям, и то, по каким высказываниям можно отличить одних от других.

Проактивность Реактивность
Активность и инициативность Пассивность
Изменение обстоятельств сообразно своим целям или выбор обстоятельств, благоприятствующих достижению целей Прямая зависимость настроения, результата действий от внешних обстоятельств и факторов
Принятие ответственности за последствия принятых решений Избегание ответственности, перекладывание ее на других
Стремление к целям, с опорой на принципы Ориентир на эмоции
Быть объектом действия Быть субъектом действия
Осознание свободы выбора реакции на любое событие Прямая зависимость между событием и реакцией на нее
Высказывания реактивных людей Высказывания проактивных людей

Я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени.

- Как я могу выделить время для этой деятельности?
- Я не знаю с чего начать. - Где я могу получить необходимую информацию?
- У меня нет необходимой информации. - Как я могу узнать об этом больше?
- Я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю. - Как я могу приобрести необходимые мне связи?
- У меня нет необходимых связей. - Где я могу получить необходимые финансовые средства?
- У меня нет денег, чтобы начать это дело. Как я могу заручиться их поддержкой?
- Они все равно не поддержат мое предложение. - Как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали?
- Никому это не надо. - Что я могу сделать сам для улучшения ситуации?

Приведенные сравнения наглядно демонстрируют разницу между проактивностью и реактивностью. Реактивные люди в большинстве случаев ссылаются на невозможность выполнения чего-либо. Это выражается в виде отрицательных предложений, которые воспринимаются как данность.
Проактивные же люди в большей степени ориентируются на то, что возможно изменить в сложившейся ситуации. Эти люди задаются вопросом: «А какие действия необходимо предпринять?» Другими словами, проактивность - это фокусирование на своей способности изменить действительность.
Более подробно с описанием проактивности можно ознакомиться в книгах Стивена Кови. Проактивность, по мнению Кови, - один из 7 ключевых навыков любого успешного человека, не говоря уже о руководителях, результаты работы которых являются залогом достижений любой компании.

А вот теперь попробуйте мысленно соотнести образ руководителя с образами реактивных и проактивных людей, и вы увидите перспективы одного и второго подходов к решению управленческих задач. Выводы очевидны.

Евгений Христенко,
директор компании «АйТек»

Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
. Радислав Гандапас. «Харизма лидера в бизнесе».
. Видеотренинги Владимира Герасичева.
. Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель».
. Исследования понятий «локус-контроля» и «локализацией контроля волевого усилия» в гештальт-терапии.
. Песня «Пусть этот мир прогнется под нас».
. Поговорка «Тот, кто хочет, находит возможности, кто не хочет - оправдания».

Трезво взвешивайте свои силы и границы Вашей «сферы влияния». Старайтесь концентрировать свои усилия на том, где вы реально можете приложить свои усилия.
. Если начинаете обвинять обстоятельства в том, что вам что-то не удалось сделать, подумайте, может быть дело вовсе и не в обстоятельствах. Это не означает, что нужно постоянно заниматься самокритикой и самоуничижением. Ведь полученный плохой результат - это тоже опыт, который можно использовать для дальнейшего самообучения и саморазвития.
. Общаться с позиции «я выигрываю - он выигрывает».

В эффективности работы сотрудников заинтересованы не только работодатели. Каждому человеку важно чувство удовлетворенности от прожитого дня. Большинство людей видит эффективность следующим образом: чем больше ты делаешь, тем выше твоя эффективность. Истинная эффективность заключается в балансе желаемого результата, ресурсов и средства.

Проактивная позиция или просто проактивность означает больше, чем знакомое понятие «активность», это означает, что мы несем ответственность за свои собственные жизни, наше поведение зависит от наших решений, а не от окружающих условий. Мы можем управлять чувствами посредством наших ценностей.

По своей природе мы проактивны, и если жизнь стала зависеть от различных обстоятельств, то это потому, что мы – сознательно или нет – сделали свой выбор в пользу реактивности и позволили другим управлять нашими выборами. Реактивные люди часто находятся в зависимости от физических условий окружающей среды. В хорошую погоду они чувствуют себя хорошо, погодные изменения сказываются на их настроении и работе. Проактивные люди «носят в себе» свою собственную погоду. Для них не имеет значения, идет ли дождь или светит солнце. Реактивные люди строят свою эмоциональную жизнь, основываясь на поведении окружающих, позволяя чужим слабостям управлять собой: если окружающие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они занимают оборонительную позицию. Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями – тщательно продуманными, отобранными и принятыми. На проактивных людей тоже воздействуют внешние факторы физические, социальные или психологические, но их реакция на раздражитель является выбором, основанным на ценностях.

В чём же выгода действовать, а не быть объектом воздействия? Это, с одной стороны, наделяет нас способностью выбирать свою реакцию на определенные обстоятельства и, с другой стороны, побуждает нас формировать сами обстоятельства.

Анализ нашей позиции и поступков часто может дать представление о природе активности. Реальным индикатором степени того, насколько нам свойственно проактивная позиция или реактивность, является речь . Реактивные люди в своей речи пользуются лексикой, которая снимает с них ответственность, например: «Вот такой уж я есть. Ничего не могу с этим поделать», часто демонстрируют вынужденность своих действий, несвободу в выборе.

Брать на себя инициативу не означает быть назойливым, бесцеремонным или агрессивным, это означает осознавать свою ответственность за то, чтобы события развивались определенным образом, создавать свои собственные условия.

В этой статье я напишу о, как мне кажется, основополагающих вещах, о том, без чего любая попытка изменить свою жизнь окажется безрезультатной, об основе основ любых действий и движений — о важности правильного мышления.

Есть три типа людей: одни катят мир, другие бегут рядом и кричат «Боже, куда катится мир?!», а третьи бегут быстрее всех и думают «Задавят!».

Любые наши действия исходят из нашего мышления. Нет ничего такого, что происходило у нас само по себе (за исключением заложенных природой инстинктов и рефлексов). И от того, как мы мыслим, какие мысли и мысленные модели у нас преобладают, зависит вся наша жизнь. Для меня вообще очень интересно все, что касается мыслей и их влияния на нас. Это отдельная и очень важная тема и поэтому ей будет отведена целая рубрика.

Сегодня же я напишу о двух основных видах мышления, а соответственно и поведения, которые и определяют нашу жизнь.

Любое событие, которое происходит в нашей жизни, оказывает на нас влияние. В зависимости от того, как мы реагируем на события, наше мышление можно разделить на два вида: реактивное и проактивное . Что это значит?

Если быстро и на пальцах объяснить, то это означает, что мы либо считаем себя следствием всего, что случается в жизни, либо же мы считаем себя причиной. В первом случае, в случае реактивного мышления: жизнь — это то, что с нами случается . В случае проактивного мышления: жизнь — это то, что я сам выбираю делать .

Отсюда, как следствия, вытекают два вида поведения:

  1. реактивное поведение — когда мы просто приспосабливаемся к событиям, которые создаются другими людьми вокруг
  2. проактивное поведение — когда мы сами создаем события в своей жизни.

Люди с проактивным мышлением — это люди, которые понимают, что только они ответственны за свою жизнь, что никто другой не имеет на нее такого влияния, как они сами. И даже если обстоятельства складываются не так, как они хотят, то у них всегда есть выбор, как отреагировать на эту ситуацию и продолжить действовать исходя из новых условий.

Люди с реактивным поведением — это люди, которые считают, что их жизнь создают другие люди и обстоятельства. Они обычно во всем винят окружение, говорят, что вот если бы не это и не то, то было бы по-другому. Они всегда заложники внешних сил. Когда у них спрашиваешь, почему не получилось что-то сделать, всегда найдется крайний, из-за которого все сорвалось. Эти люди не принимают ответственность за свою жизнь и за то, что в ней происходит. Они из тех, кто бегут от мира и боятся, что их задавит.

Проактивность означает действовать самому, а не быть объектом воздействия. Причем под действием понимается не только создание обстоятельств, а и выбор реагирования на то, что уже произошло.

Когда случается какое-то неприятное или тяжелое событие в нашей жизни, у нас всегда есть выбор, как мысленно отреагировать на него: либо начать жалеть, сетовать на судьбу и все вокруг, почувствовать себя жертвой и впасть в уныние; либо увидеть, что можно сделать с ситуацией, начать искать выход или просто принять, что ситуация произошла, но она не имеет влияния на вашу самооценку и восприятие себя.

Как можно определить реактивного человека от проактивного?

Это легко увидеть, если посмотреть, как человек реагирует на новые поставленные задачи или сложившиеся обстоятельства .

Реактивный человек сразу начнет искать оправдания, почему задачу нельзя выполнить, искать подтверждения невозможности исполнения, делать все, чтобы избежать хоть малейшего действия.

Проактивный человек сразу начнет искать возможности решения поставленной задачи, а если это окажется сложным, то все равно продолжит варианты движения, главное, что он никогда не сложит руки и не скажет «Ну, так сложилось».

Пример.
Обстоятельства: Выросли цены на бензин.

Реактивный человек говорит: Я не могу позволить себе ездить на машине, потому что выросли цены, теперь мне это не по карману, как всегда правительство только и делает, что наживается на простых гражданах, а зарплату не повысили и т.д и т.п. Итог — машина в гараже, он ездит на общественном транспорте, при этом постоянно бубнит и жалуется на несправедливость.

Проактивный человек говорит: Так, цены выросли, теперь добираться на работу будет дороже. Что я могу сделать, чтобы продолжить ездить на машине? Как я могу поступить в этой ситуации? Я могу попробовать начать больше зарабатывать, могу найти себе попутчика, чтобы разделить траты, могу попробовать поговорить с начальником об оплате транспортных расходов, могу… и начинает придумывать еще варианты. Либо же он может решить, что теперь пора просто пересесть на велосипед. Либо придумает еще какой-нибудь выход. Главное, что в любом случае он будет понимать, что сам выбирает свои дальнейшие действия и мысли.

Если резюмировать, то реактивные люди мыслят словами «Это все потому что …» , проактивные люди мыслят вопросами «Как? Что я могу сделать?»

Тема реактивного и проактивного мышления очень обширна. О ней можно и нужно рассказывать много. О том, почему люди мыслят реактивно и что от этого они получают, что позволяет людям быть проактивными, какие есть основы, на которых строится проактивность, с помощью каких способов можно развить проактивность в себе.

Сегодня мне было важно положить начало этой теме, возможно, даже побудить вас задуматься о том, какое поведение больше свойственно вам. Ведь если вы собираетесь создавать свою жизнь, начинать новую, то это можно сделать только в том случае, если вы мыслите и действуете проактивно, если понимаете всю важность ваших действий и принимаете ответственность за свой выбор.

Можно сказать, что слоганом проактивного человека будет «Создаю свою жизнь» . (И это будет правдой, потому что он сам активно создает все события и обстоятельства.)

В то время как у реактивного — «Приспосабливаюсь к жизни, которую за меня создали другие» .

Что бы в жизни ни происходило, вы всегда можете выбрать, как реагировать на это, как воспринимать — как трагедию или как возможность.

Термин «проактивность» уже давно стал популярным благодаря книгам по психологии и менеджменту. Многие бизнес-тренеры и консультанты используют это слово, говоря о неотъемлемых качествах успешного руководителя. Это вполне объяснимо, поскольку проактивность - это один из ключей к дверям успеха как в личной, так и профессиональной сферах. Ключ, позволяющий понять причины эффективности любой деятельности. Единственный вопрос - готовы ли сам человек открыть эти двери?

Что такое проактивность?

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах.

Реактивные люди - это люди, действия которых продиктованы прежде всего реакцией на внешние обстоятельства. Эмоции этих людей в основном зависят от того, какой будет погода, настроение родных, близких, коллег по работе, обстановка на работе или дома. Как правило, у них нет точки внутренней опоры, и соответственно их достаточно легко вывести из состояния устойчивости.

Когда в тех или иных жизненных ситуациях вы автоматически реагируете на внешние условия - проявляется ваша реактивность. К примеру, вашу машину поцарапали на парковке или на вас накричал клиент, и у вас ухудшилось настроение. В этих случаях ваша реакция была мгновенной и не находилось под сознательным контролем.

Итак, основная идея Франкла гласит: в промежутке между любым внешним событием и вашей реакцией на него существует одна важная возможность - это свобода вашего выбора.

Таким образом, проактивные люди - это те, кто преимущественно сами выбирают реакцию на внешнее воздействие. Это те, кто старается минимизировать воздействие внешних факторов на достижение поставленных целей. Те, кто ставит перед собой цели и достигает их, уверенно опираясь на принципы, составляющие неотъемлемую часть характера.

Например, на увольнение с работы проактивный человек скажет себе: «Ну и что? Значит, будет предложение и лучше!» и с улыбкой пожелает удачи бывшему работодателю.

Структура проактивности

Понятие проактивности включает в себя два слагаемых: активность и ответственность.

    Активность подразумевает деятельность в направлении поставленных целей. Причем деятельность активную.

    Ответственность подразумевает осознание ответственности за те последствия, к которым ведут предпринимаемые вами действия. Многое из того, что происходит с вами в жизни - результат ваших действий.Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Для того чтобы лучше разобраться в еще одном аспекте различия между проактивностью и реактивностью, предлагается разделить все события в жизни на 2 сферы.

    Сфера событий, на которые вы не способны никаким образом повлиять. Например: изменения курсов валют, политические решения, революции, войны, цены на бензин, газ, электричество (за исключением ситуаций, когда у вас есть такие полномочия) и так далее. Стивен Кови называет сферу таких событий «кругом забот».

    Сфера событий, подвластных вашему непосредственному влиянию. Например, собственное образование, здоровье, отношения, карьера, задачи в рамках полномочий на работе и так далее. Аналогичное название - «круг влияния».

«Лакмусовой бумажкой» проактивности может стать ответ на вопрос - куда вы направляете свои усилия: на те сферы, где вы можете оказать свое влияние или же на те, на которые вы повлиять никак не сможете?

Проактивный человек всегда направляет свои усилия в зону своего влияния. В то время как реактивный, как правило, концентрируется на событиях, на которые он изменить не в силах. К примеру, менеджер по персоналу объясняет вышестоящему руководству причину долгого поиска сотрудников тем, что на рынке труда нет подходящих компании соискателей, в то время как банальный анализ объявлений на предмет заинтересованности потенциальным соискателем проведен не был. Это яркий пример реактивного поведения.

Другой пример. Проактивный руководитель не будет сильно беспокоиться о повышении цен на услуги связи операторами, а постарается найти способы оптимизации затрат. Например, за счет внедрения новых систем цифровой связи, которые позволят снизить затраты, а также поднять уровень обслуживания клиентов.

Концентрируясь на событиях в «круге влияния», вы ощущаете больше силы и уверенности, благодаря способности изменить ситуацию вокруг себя. Ощущение свободы за выбор направления движения в своей жизни является спутником проактивных людей. В то время как ощущение беспомощности, уныния и зависимости - удел реактивных.

Как это ни странно, но есть термины, схожие с проактивностью по значению. Например, такие как «локус-контроля» и «локализация контроля волевого усилия» из гештальт-терапии. А это еще раз подтверждает то, что истина одна, только подходов к ее интерпретации несколько.

В таблицах указаны основные черты, присущие проактивным и реактивным людям, и то, по каким высказываниям можно отличить одних от других.

Проактивность Реактивность
Активность и инициативность Пассивность
Изменение обстоятельств сообразно своим целям или выбор обстоятельств, благоприятствующих достижению целей Прямая зависимость настроения, результата действий от внешних обстоятельств и факторов
Принятие ответственности за последствия принятых решений Избегание ответственности, перекладывание ее на других
Стремление к целям, с опорой на принципы Ориентир на эмоции
Быть объектом действия Быть субъектом действия
Осознание свободы выбора реакции на любое событие Прямая зависимость между событием и реакцией на нее
Высказывания реактивных людей Высказывания проактивных людей

Я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени.

- Как я могу выделить время для этой деятельности?
- Я не знаю с чего начать. - Где я могу получить необходимую информацию?
- У меня нет необходимой информации. - Как я могу узнать об этом больше?
- Я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю. - Как я могу приобрести необходимые мне связи?
- У меня нет необходимых связей. - Где я могу получить необходимые финансовые средства?
- У меня нет денег, чтобы начать это дело. Как я могу заручиться их поддержкой?
- Они все равно не поддержат мое предложение. - Как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали?
- Никому это не надо. - Что я могу сделать сам для улучшения ситуации?

Приведенные сравнения наглядно демонстрируют разницу между проактивностью и реактивностью. Реактивные люди в большинстве случаев ссылаются на невозможность выполнения чего-либо. Это выражается в виде отрицательных предложений, которые воспринимаются как данность.
Проактивные же люди в большей степени ориентируются на то, что возможно изменить в сложившейся ситуации. Эти люди задаются вопросом: «А какие действия необходимо предпринять?» Другими словами, проактивность - это фокусирование на своей способности изменить действительность.
Более подробно с описанием проактивности можно ознакомиться в книгах Стивена Кови. Проактивность, по мнению Кови, - один из 7 ключевых навыков любого успешного человека, не говоря уже о руководителях, результаты работы которых являются залогом достижений любой компании.

А вот теперь попробуйте мысленно соотнести образ руководителя с образами реактивных и проактивных людей, и вы увидите перспективы одного и второго подходов к решению управленческих задач. Выводы очевидны.

Евгений Христенко,
директор компании «АйТек»

Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
. Радислав Гандапас. «Харизма лидера в бизнесе».
. Видеотренинги Владимира Герасичева.
. Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель».
. Исследования понятий «локус-контроля» и «локализацией контроля волевого усилия» в гештальт-терапии.
. Песня «Пусть этот мир прогнется под нас».
. Поговорка «Тот, кто хочет, находит возможности, кто не хочет - оправдания».

Трезво взвешивайте свои силы и границы Вашей «сферы влияния». Старайтесь концентрировать свои усилия на том, где вы реально можете приложить свои усилия.
. Если начинаете обвинять обстоятельства в том, что вам что-то не удалось сделать, подумайте, может быть дело вовсе и не в обстоятельствах. Это не означает, что нужно постоянно заниматься самокритикой и самоуничижением. Ведь полученный плохой результат - это тоже опыт, который можно использовать для дальнейшего самообучения и саморазвития.
. Общаться с позиции «я выигрываю - он выигрывает».

Поведение включает в себя действия перед будущей ситуацией, а не просто реагирование. Это означает взять под контроль и сделать вещи, а не просто приспосабливаться к ситуации или ждать чего-то. Проактивных сотрудников, как правило, не нужно просить действовать, а также они не требуют подробных инструкций.

Проактивность - это (простыми словами)

Проактивное поведение можно противопоставить другим видам поведения, связанным с работой, например, навыкам, т.е. выполнению предсказуемых требований к своей работе или адаптивности, успешному решению и поддержке изменений, инициированных другими в организации. Что касается последнего, тогда как адаптивность - это реакция на изменения, проактивность - это инициирование изменений.

Тонкости и особенности

Проактивность не ограничивается дополнительным ролевым поведением. Сотрудники могут быть активными в своей предписанной роли (например, путем изменения способа выполнения основной задачи для повышения эффективности). Аналогичным образом, активность, обозначенная как организационное поведение гражданства (OCB), может осуществляться проактивно или пассивно. Например, альтруистический ОЦБ может проявлять активность в коллективе (например, предлагая помощь сотрудникам, прежде чем они обратятся за помощью).

История

Использование слова proactive (или pro-active) было ограничено областью экспериментальной психологии в 1930-х годах и использовалось с другим смыслом. Оксфордский английский словарь определяет термин "что такое проактивность" авторами Полом Уайтли и Джеральдом Бланкфортом, ссылаясь на их статью 1933 года, в которой обсуждается упреждающее торможение как «ухудшение или замедление обучения или запоминание того, что изучается по эффектам, которые остаются активными от условий до обучения».

В другом связанном значении книга 1946 года «Поиски смысла человека» принесла слово в более широкую общественную сферу. Автор, австрийский экзистенциальный нейропсихиатр д-р Виктор Франкль, использовал это слово, чтобы описать человека, который взял на себя ответственность за свою жизнь, вместо того, чтобы искать причины во внешних обстоятельствах или винить других людей. Франкль подчеркнул важность мужества, настойчивости, индивидуальной ответственности и осознания существования выбора, независимо от ситуации или контекста.

Этимология

Этимологически это слово является «кентавром» (как, например, «bi-cycle» - велосипед), сочетающим греческий префикс («pro-» значение «before») с латинским корнем, «активный». Латинский префикс «pre-» («before») мог бы использоваться, но, возможно, его тогда путали бы с «re-active» (реактивный).

Проактивная связь

Проактивная связь - это стратегия жизненного цикла взаимоотношений с клиентами, используемая для повышения лояльности клиентов. Это связано с проактивностью термина «организационная психология», в которой говорится, что люди должны действовать на основе опережающего поведения, а не реагировать на ситуации. Стратегия используется для обеспечения обслуживания клиентов и укрепления доверия посредством персонализированного управления клиентами для прогнозирования общих запросов. Он используется для уменьшения разочарования клиентов и смягчения проблем обслуживания клиентов до того, как у них появилась возможность.

Упреждающая связь

Упреждающая связь включает в себя отзывчивость в социальных сетях и многоканальный контакт с обществом. Стратегия используется на каждом этапе жизненного цикла клиента. Цель упреждающих коммуникаций клиентов - предвидеть и оптимизировать все взаимодействия, чтобы быть эффективными и персонализированными для каждого из них.

В корпоративной жизни

На большинстве современных рабочих мест сотрудникам недостаточно реагировать и адаптироваться к изменениям в своей среде; скорее, они должны планировать заранее и готовиться к потенциальным угрозам и опасностям в будущем, беря на себя инициативу сегодня. Исследования показали, что в целом активное участие в профилактике приводит к положительным результатам. Но иногда проактивность сотрудников может также приводить к негативным (побочным) эффектам, таким как повышенный стресс. Поэтому работникам необходимо учитывать компромиссы между вознаграждениями и потенциальными затратами на активное поведение на работе.

Стоит привести наглядный пример проактивности. Представьте себе следующую ситуацию: ваша секретарша знает, что у вас есть важная встреча, и без каких-либо подсказок готовит файл для вас со всей необходимой документацией, ожидая, что вы, возможно, что-то забыли. Или подумайте о сотруднике по обслуживанию клиентов в вашей фирме, который берет на себя инициативу, предлагая изменить стандартную административную процедуру, чтобы ее можно было сделать более эффективно и она будет стоить меньше. Или подумайте о том, что сотрудники попросили своего руководителя получить отзывы об их эффективности, поскольку они хотят улучшить качество своей работы. Эти сценарии разделяют общую тему: сотрудники пытаются предвидеть будущие изменения, возможности или проблемы и хотят подготовиться к этим ситуациям уже сегодня. Они не просто реагируют на сигналы из окружающей среды, но проактивно пытаются изменить ситуацию. В организационной психологической литературе такие предвосхищающие («действующие заранее»), самостоятельные и ориентированные на изменение («изменяющие») типы поведения являются показателем проактивности. Навык проактивности нужно развивать, так как он крайне полезен в современном мире.

Поощрение

Многие организации видят упреждающее поведение со стороны своих сотрудников как решающее значение для их выживания в современном быстро меняющемся бизнес-мире с его все более сложными рабочими задачами. На организационном уровне адаптации и реагирования на изменения в своей среде недостаточно; компании должны быть активными, чтобы оставаться впереди конкурентов и выживать. Как отмечает замечательный исследователь в этой области Майкл Фрезе в своей статье в 2008 году: «Слово отсутствует: нам нужна активная концепция производительности для современных рабочих мест». Такие современные рабочие места нуждаются в гибких и ответственных сотрудниках, которые выходят за рамки узких задач и которые подходят к работе проактивно. Кроме того, индивидуальная карьера изменилась за последнее десятилетие. Сотрудники меняют работу быстрее и чаще. Это уменьшает роль любого конкретного работодателя в управлении карьерой сотрудников и повышает потребность в том, чтобы сотрудники сами заботились о своей карьере. Все вышеописанное и является ответом на вопрос о том, что такое проактивность.

Исследования

Исходя из этих событий, в организациях академические статьи, такие как обзор проактивности на работе Grant and Ashford (2008), подчеркивают, что новый тип сотрудника необходим во времена плоских иерархий в организациях и неопределенных, динамичных, высококонкурентных бизнес-средах. Этот «новый сотрудник» должен участвовать в самостоятельном, ориентированном на будущем поведении без необходимости постоянного наблюдения и инструкций других. Эти авторы также утверждают, что: «Сотрудники не просто позволяют им жить. Скорее, они пытаются влиять, формировать, свертывать, расширять и смягчать то, что происходит в их жизни». Проактивность и реактивность - это две противоположности в поведении людей.

С индивидуальной точки зрения

Проактивное поведение может быть направлено на изменение самости (например, получение новых навыков) или окружающей среды (например, внесение предложений о том, как улучшить обслуживание), и может быть противопоставлено как пассивному, так и реактивному поведению. Существует целый ряд различных задач, ориентированных на конкретные задачи и организации, которые можно рассматривать как активные, такие как поиск обратной связи, внесение предложений по улучшению или раскрытие информации (сообщение о нарушениях в вашей организации), а также более самостоятельные действия, такие как управление своей карьерой (например, взяв на себя инициативу посещать обучение, которое может оказаться полезным на работе в будущем).

Заключение