Сообщение о творчестве роберта рождественского. Роберт Рождественский: биография, личная жизнь, творчество. Стихи Роберта Рождественского. Детские годы и юность

Зарема Бжаумыхова
Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет то же значение , какое у взрослого имеет деятельность воспитание будущего деятеля

Макаренко А. С.

деятельность , которая является ведущей.

«что такое» «что такое» детей

Игра - это особый вид деятельности . В чем сила этой деятельности детей

До школы у ребенка . Игра имеет большое значение в жизни ребенка .

процессов

воспроизводятся

воспитательные технологии

значительно

игровой деятельности

деятельность ребенка . Ведь игра требует решения новых

игр :

Виды игр для развития ребенка

Виды игр для ребенка :

подвижные игры,

ролевые игры,

настольные игры,

дидактические игры,

деловые игры и пр.

детей игры : «Магазин» , «Семья» , «Почта» , «Больница» , «Парикмахерская» , «Строители» , «Моряки» помогаем игровые действия детей требует от нас игровые задачи «Моряки» «морякам» игровые

направлениям состоянию «Цирк» «весёлый клоун»

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет то же значение , какое у взрослого имеет деятельность , работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля , происходит прежде всего в игре.

Макаренко А. С.

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность , которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры . Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.

Психологическое обоснование игры дали Сеченов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом «что такое» . Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познавать окружающий мир и отражать это в игре. Есть, не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль - как распознать по детским играм, чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определённых условиях - социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.

Игра - это особый вид деятельности . В чем сила этой деятельности ? Почему она так манит к себе и отдельных детей , и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей . Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой . Игра имеет большое значение в жизни ребенка .

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов : мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии . Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка . Ведь игра требует решения новых , постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

В свою очередь существуют различные виды игр :

Виды игр для развития ребенка

Виды игр для ребенка :

подвижные игры,

ролевые игры,

настольные игры,

дидактические игры,

деловые игры и пр.

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей . Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. В нашей группе дети играют в игры : «Магазин» , «Семья» , «Почта» , «Больница» , «Парикмахерская» , «Строители» , «Моряки» и др. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. В этом детям мы помогаем : обучаем правильно выполнять игровые действия ; не распределяем роли, а способствуем самостоятельному определению ребёнка на роль; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от нас , во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, мы специально ставим перед детьми игровые задачи , которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Так, например, ребенок, отличающийся застенчивостью, в игре «Моряки» получает роль капитана, он должен выполнять активные действия по отношению к подчиненным, «морякам» . Создавая по ходу сюжета различные сложные ситуации, мы стимулируем ребенка решать игровые задачи и выходить из трудных положений; вовлекая в игру, стараемся учитывать особенности, способности и интересы каждого ребёнка.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям : общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго направления складываются реальные отношения между детьми в группе. Каждому ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Тот, кого “не принимают” в игру, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному состоянию : ребёнок становится пассивным, замкнутым, или, наоборот, агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми мы стараемся продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую психологическую поддержку оказать ребёнку в данный момент. Например, в игре «Цирк» объясняю обидчивому ребёнку, что дети смеются не конкретно над ним, а их смешит «весёлый клоун» , роль которого он выполняет. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры. Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых , их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, наши дети, в большинстве случаев, подражают добрым, честным персонажам, таким образом выражают свое отношение к добру и злу. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, например, по сказке «Красная Шапочка» , мы учим детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невербальные способы коммуникации : передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы. В игре-драматизации по русской народной сказке «Теремок» мы учим согласовывать свои действия с действиями своего партнера : слушать, не перебивая, уважительно относиться друг к другу и правильно вести диалог. В режиссёрских играх "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". В нашей группе дети используют плоскостной и объёмный настольный театр, а также кукольный, пальчиковый. Посредством театрализованных игр мы развиваем творческий потенциал, внимание, воображение, мышление и память детей .

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания , воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей , стимулирующее их деятельность , в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности . Играя в такие дидактические игры, как «Секрет» , «Волшебные слова» , мы содействуем решению задач нравственного воспитания , развитию у детей общительности . В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как : часть занятия, методический приём, способ решения.

Наши дети любят пальчиковые игры,игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные игры, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требующие от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым, честным, уступчивым. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки («Путешествие в мир эмоций» , «Экран эмоций» , «Кубик» ). При активном использовании игр, например, «Путешествие пешехода» , учим детей правилам поведения в обществе, развиваем речь. Через содержание таких дидактических игр, как «Профессии» , «Кому, что нужно для работы» , «Чей подарок» мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности : отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности , к семейным ценностям.

Дидактические игры предназначены для детей , которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания . Ребенок по приходу в школу еще «держится» за игру, как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры - это на наш взгляд не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Для этого необходимо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.

Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.

Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений . Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей , живущих в мегаполисах. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей , или излишнее их количество, все это обременяет детей , уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей . Современный ребенок нездоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений - развивая в них рефлексию и волю.

Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания , располагают большими возможностями для воспитания характера человека . Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив , соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару» , «Найди свой цвет» , «Пробеги тихо» . В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции , договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций учим детей понимать и уважать других, правильно воспринимать критику , что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах,звуках и красках,играх. Все это содержит в изобилии народное творчество богатое и содержательное по своему содержанию. Дети разного возраста проявляют интерес

не только к былинному эпосу, но и к народным играм. В тандеме с воспитателем кабардинского языка , мы знакомим наших детей с народными играми разных национальностей. В народных играх дети на собственном опыте убеждаются в необходимости по-честному и по-доброму ладить с товарищами. Стремиться к соблюдению правил : «играть честно, не обманывать товарища» , «один за всех и все за одного» ,т. е закрепляются убеждения. Общественно одобряемые формы поведения, необходимые им для нормальной жизни в обществе. В процессе ознакомления с народными играми,эпосом каждый ребенок из объекта формирования каких-либо качеств постепенно превращается в субъект собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного начала способного к проявлению такого качества, как толерантность, т. к. именно игра есть тот вид деятельности детей понятный каждому ребенку, независимо от его национальной принадлежности и национальной культуры.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра - коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства : огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду - отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей . Многие хороводные игры («Карусели» , «Ходит Ваня» ) построены на тактильных ощущениях, они помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов . С помощью таких игр мы регулируем собственное эмоциональное состояние ребёнка и налаживаем доброжелательные отношения с окружающими. При необходимости выбора одного из участников хоровода для последующего игрового действия у детей формируется и осознается чувство симпатии, как например, в «любимой» игре «Каравай» . Поведение детей в хороводных играх мы регулируем за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации . В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очередность в выполнении действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы (игра «Колпачок» ). Интересен и важен характер игр, в рамках которых ребенок выступает ведущим и ему нужно придумать действие, которое за ним будут повторять другие дети (игра «Ровным кругом» ). В этом случае мы учим детей оценивать и свои действия, и действия своих сверстников. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивается воображение. Спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей , поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях .

Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО . Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Свой семинар практикум я хочу закончить словами :

«Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться,а это одно из самых полезных занятий на свете».

Ненадолго выползли в офлайн и составили руководство по настольным играм: собрали двадцать четыре варианта на любой вкус и случай.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Прямым текстом

Сумел вырваться из Матрицы и увидеть, какими разными и интересными бывают настольные игры. Устраивал войну крестьян на полях под Каркассоном и сажал в тюрьму адмиралов и президентов. Проходил игры в реальном времени, пользуясь только смекалкой и тачпадом. Математик и инженер, в играх ценит прежде всего хорошую механику и оригинальный геймплей.

У геймеров есть отзывы в Steam , у киноманов — Metacritic и «томаты», а кого спрашивать про настолки, непонятно. На профильных сайтах и в блогах редко вспоминают игры для новичков, поэтому приходится полагаться на мнение консультантов в магазинах.

Советы продавцов, к их чести, скорее полезны, но ограничены ассортиментом конкретной торговой точки. Поэтому я решил написать полноценное руководство по выбору игры, подходящей именно для вашей компании. В финальный список вошли двадцать четыре настолки — простые и сложные. Все они переведены на русский и доступны в розничной продаже, так что найти их легко.

Но сначала — три важных совета.

Три заповеди настолок

Не верьте магии франшиз. Вы любите Resident Evil , комиксы Marvel или, например, «Метро-2033 ». Хотите увидеть в игре знакомых персонажей? Увы, скорее всего, вам достанется посредственная игра. По «Игре престолов» есть и хорошие, и заурядные настолки. Сериалу Battlestar Galactica , напротив, очень повезло. Качество настолки зависит от опыта авторов и репутации издателя гораздо больше, чем от громкого названия.

Подумайте, с кем будете играть. Настолки — социальное хобби. Вам потребуется хотя бы один товарищ, готовый потратить от часа до целого дня на тасование карт и перемещение фигурок. Честно спросите себя: а готовы ли ваши друзья сажать грядки в «Агриколе», всем ли понравится игра про зомби? Наберётся ли толпа желающих на игру, которая требует шестерых участников? Если нет подходящей компании, даже самая классная настолка будет собирать пыль на полке.

Будьте терпеливы и запаситесь временем . Вам придётся разобраться в правилах и быть готовым разъяснять нюансы. Просить остальных почитать про игру заранее бессмысленно, уж поверьте. Не верьте цифрам на упаковке: на первую партию в приличную игру у вас уйдёт минимум на час больше обещанного. Если времени нет — ограничьтесь простыми играми. В правилах настолок на большую компанию реально разобраться на ходу.

Я сам продавал настольные игры и за время работы в магазине понял, что есть определённые запросы от новичков, возникающие снова и снова. По этим запросам я разбил рекомендации на восемь тематических блоков и в каждом блоке рекомендую три игры: простые, интересные и не самые дорогие, подходящие под конкретную тему или компанию. Статья не резиновая, поэтому многие значимые игрыКолонизаторы », «Манчкин », перехваленная «Монополия ») не войдут в этот список. Я старался включать в него не самые известные, но хорошие игры, что знакомят с популярными механиками и не надоедают после десятка партий.

Свободные ассоциации: «Кодовые имена», «Диксит», «Мистериум»

Игру в загадки и «Крокодила» мы знаем с детства. Современные версии этих игр ничем, за исключением пары нюансов, не отличаются от классики: используя несколько слов (или вообще без них), вы должны донести до остальных некое послание. В ход идут не только карточки со словами (как в Activity и Alias ), но и шикарные иллюстрации. Игры в ассоциации равно пользуются любовью и у мальчиков, и у девочек и поддерживают много участников. Если вы прощупываете почву и ищете новых игроков в свою компанию — захватите коробку на вечеринку.

«Кодовые имена»

«Кодовые имена». На столе выкладывается квадрат 5×5 из карточек со словами, и игроки делятся на две команды. Капитаны команд должны с помощью коротких ассоциаций подсказать часть выложенных слов своим соратникам — раньше, чем соперники отгадают свои. Ошибки и неточности передают ход другой стороне.

«Диксит»

«Диксит». Невероятно красивая французская игра с сюрреалистичными иллюстрациями. Игроки по очереди дают ассоциации на картинки и должны стремиться к тому, чтобы отгадывали как можно меньше участников (но хотя бы один). Счёт идёт на очки, но фишка не в победе, а в самом процессе. У игры есть пиратский клон — «Имаджинариум».

«Мистериум»

«Мистериум». Очень похож на «Диксит», но более тематичен. По сюжету с медиумами пытается связаться призрак, ставший свидетелем убийства. Сообщить подробности можно с помощью карт ассоциаций. Призрак обязан молчать, медиумы могут совещаться и должны в итоге определить место преступления, виновника и орудие убийства.

Вместо «Мафии»: «Сопротивление», «Находка для шпиона», «Цитадели»

«Мафия» — это всегда бурные эмоции, споры и драматичный финал, но у этой популярной игры есть свои недостатки. Важные решения (куда стрелять, кого проверять) приходится принимать, опираясь только на характер участников и их поведение. Убитые мафией вынуждены скучать до начала следующей партии. Есть игры, лишённые этих недостатков, но всё ещё напоминающие по духу знаменитую салонную игру. Они отлично подойдут для большой компании на празднике и не требуют наличия ведущего. Стрелять по «мирным жителям» можно, основываясь на действиях, а не только словах.

«Сопротивление»

«Сопротивление». Повстанцы сражаются с тоталитарной империей, но в её рядах действуют шпионы. На каждую миссию общим голосованием собирается команда. Затем её члены тайно выбирают исход миссии. Агенты правительства могут провалить миссию, а могут завоевать доверие ради права на следующие ходы. Для успеха революционеры должны успешно выполнить три задания из пяти.

«Находка для шпиона»

«Находка для шпиона». Всем участникам игры раздают по карточке. На всех, кроме одной, нарисовано какое-то место: больница, овощебаза или космическая станция. На последней карточке нарисован шпион. Затем игроки по очереди задают друг другу любые вопросы («Куришь ли ты на работе?», «Как тебе наш директор?»). Задача «мирных жителей» — вычислить шпиона. Задача шпиона — понять, где он находится.

«Цитадели»

«Цитадели». Это уже не совсем «Мафия», но здесь тоже есть тайные роли. Цель игры — построить самые богатые кварталы в городе, собрав нужные суммы монет и найдя хорошие карты со зданиями в колоде. Каждый ход игроки разбирают роли из общей колоды и могут изрядно напакостить друг другу: украсть монеты, лишить хода или снести квартал-другой.

Немного безумия: «Эпичные схватки боевых магов», «Таверна "Красный дракон"», «За бортом»

В этом списке — игры, со стороны кажущиеся немного неадекватными. Всю партию вы будете совершать аморальные поступки и не столько стремиться к победе, сколько мешать остальным добиться хоть чего-нибудь. Подойдут и пьяной, и трезвой компании весёлых и не обидчивых ребят. С детьми в такое играть не стоит: тут и чёрный юмор, и алкоголь, и кровь-кишки во все стороны. Правила уже посложнее, чем в играх выше, но их всё ещё можно понять на лету. В буклете «Манчкина » (он тоже относится к этой категории) и вовсе написано: нарушайте правила, пока никто не видит.

«Эпичные схватки боевых магов»

«Эпичные схватки боевых магов». Коротко о сеттинге: мультсериал про Hearthstone и Magic: the Gathering на канале Adult Swim. Колдуны собирают заклинания из трёх частей, шарашат друг по дружке файрболами из младенцев и снимают скальпы. За комбинации стихий и удачные броски кубика колдуны получают дополнительные заряды бодрости и могут разжиться артефактами разной степени бесполезности.

«Таверна "Красный дракон"»

«Таверна "Красный дракон"». Представьте себе финал классического фэнтези. Герои победили страшное зло и уносят в мешках заработанное золото. Что делать дальше? Конечно же, пропить его в таверне! Выбирайте персонажа (полурослик-плут, храбрая паладинка и прочая, и прочая, каждый со своими сильными и слабыми сторонами) и следите за состоянием его здоровья, уровнем опьянения и монетами в кошельке. Цель — остаться последним героем, устоявшим на ногах.

«За бортом»

«За бортом» . После кораблекрушения вы оказываетесь в шлюпке и вместе с такими же горемыками пытаетесь доплыть до большой земли, попутно воруя вещи из общего сундука, сражаясь за воду и право сидеть под зонтиком. В игре можно красть, шантажировать команду, бить женщин и детей, кормить акул и даже поедать неугодных товарищей.

На двоих: «Каркассон», «Звёздные империи», «Стальная арена»

Не самый частый, но регулярный запрос. Все игры выше подходят для большой компании: от четырёх человек и больше. А если вас только двое? Некоторые игры позволяют играть впятером, но раскрываются именно при игре один на один. Игра вдвоём — это всегда игра на победу, пусть маленькое, но соревнование. Счёт идёт на очки или до уничтожения сил соперника. Я намеренно не включал сюда коллекционные карточные игры и варгеймы, хотя по смыслу они именно в этой категории. Она самая тесная: очень много игр здесь не поместилось, потому что они могут оказаться сложными для новичков (например, Netrunner или Mage Wars ).

«Каркассон»

«Каркассон». Бессмертный хит про замки и крестьян лучше всего играется именно вдвоём. Ход за ходом вы по принципу домино составляете из квадратов местности средневековый пейзаж, попутно занимая дороги и постройки своими фишками. За достроенные объекты вы получаете очки. Можно и нужно саботировать строительство противника и пытаться разделить с ним самые «вкусные» замки.

«Звёздные империи»

«Звёздные империи». Динамичная колодостроительная игра: начиная с карт простеньких истребителей, вы будете собирать в колоду всё новые и новые корабли, нападая с ними на соперника. Карты принадлежат четырём фракциям: одна лучше атакует, другая лечит, третья позволяет добирать карты, четвёртая — избавляться от ненужных. С двумя коробками игры можно играть против «босса», управляемого нехитрым алгоритмом.

«Стальная арена»

«Стальная арена». В далёком будущем на шестиугольной свалке каждую пятницу собираются роботы и выясняют, у кого титан крепче. Детали валяются повсюду: это и оружие, и броня, и возможности для хитрых передвижений по арене. Каждый модуль — это очко здоровья, и удачная атака лишает противника части возможностей. Модули могут перегреваться и выходить из строя. Полные правила исключают из игры влияние фактора случайности: всё зависит от вашего ума и хитрости.

Карточные игры: «Берсерк», «Эволюция», Pixel Tactics

Если любите Hearthstone и «Гвинт» — вы уже фанат настольных игр. Не поленитесь ознакомиться с классикой (в первую очередь Magic: the Gathering ). Но сейчас мы говорим о неколлекционных играх: интересные и сложные механики есть и в обычных карточных настолках. Значительная часть из них никогда на русский язык не переводилась, но есть приятные исключения. Скорее всего, вам понадобится такой же фанат — со случайными людьми в карточные настолки играть попросту скучно.

«Берсерк»

«Берсерк». Безвременно почившая карточная игра всё ещё прекрасна. Не нужно покупать бустеры — в продаже до сих пор встречаются наборы с несколькими готовыми колодами. Игровой процесс напоминает боёвку King’s Bounty : перемещение по небольшой арене, удары, активации способностей. Новая инкарнация коллекционного «Берсерка» — уже совсем другая игра, этакий настольный Hearthstone. Она тоже интересная, но в наш список не войдёт.

«Эволюция»

«Эволюция». Выживает сильнейший! В этой игре вы создаёте популяции животных и добавляете им полезные свойства — всё, чтобы пережить холодную зиму. Количество животных ограничивается размером кормовой базы и хищниками, которых создают сами игроки. А съеденная вашими зверями пища превращается в победные очки. Важно! У этой игры есть две версии, и я строго рекомендую играть в доработанную «Эволюция. Естественный отбор» — она превосходит первую версию и оформлением, и механикой.

Pixel Tactics

Pixel Tactics. Настольная JRPG в миниатюре. Вы расставляете пиксельных человечков на поле 3×3 и атакуете вражеского лидера до победного конца. Игра помещается в кармане, но поражает разнообразием. Каждая карта может быть разыграна пятью разными способами: как лидер, как боец первого ряда, фланга или тыла или же как одноразовое событие-приказ. Второй набор Pixel Tactics 2 полностью самостоятелен и добавляет в игру новых бойцов.

Европейская школа: «Каменный век», Ticket to Ride, «7 чудес»

Европейский (или немецкий) стиль — это, как правило, экономическая игра, где нельзя воевать и вообще вредить противникам напрямую. В ходе партии вы добываете ресурсы, меняете их на товары и победные очки, строите домики. Огород соседа поджечь не выйдет, но конкуренция в таких играх очень сильная. В «Агриколе » игрок даже получает штраф, если не засадит все клетки овощами или не построит там загоны для скота.

Евроигры обычно оформлены куда скромнее американских настолок, но зато требовательнее к интеллекту. Если вы любите градостроительные симуляторы и стратегии вроде Stronghold , обратите внимание на эти игры.

«Каменный век»

«Каменный век» , или «100 000 лет до нашей эры» в предыдущей редакции. Вам достаются пятеро лохматых человечков. Можете отправлять их за деревом, глиной и камнями, а потом строить домики, точить инструменты и охотиться на мамонтов, изобретать колесо. И, конечно, заходить в хижину вдвоём, а выходить уже втроём. Игра очень красивая, особенно фишки ресурсов — маленькие золотые слитки, кирпичики и камни.

Ticket to Ride

Ticket to Ride. На огромной карте (чаще всего Европы или США, но их вышло уже очень много) вы по очереди выкладываете цепочки из вагончиков — или добираете карты, если не хватает на маршрут. Маршруты требуют доставить пассажиров из Москвы в Рим, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, но путей на всех не хватит — придётся ставить станции и прощаться с частью победных очков.

«7 чудес»

«7 чудес». Главная механика этой игры — драфт. Трижды за игру вы получаете стопку карт с постройками, выбираете лучшую и передаёте остальные соседу. Другой сосед передает вам свою стопку. И так далее. Здания требуют ресурсов, но при строительстве они не тратятся: если у вас есть карьер, камень не заканчивается. Можно уйти в науку или военное дело и получить дополнительные очки.

А если посложнее? «Генералы: Вторая мировая», «Подземелье», «Кубарем по галактике»

Если вы уверены в себе и своих друзьях, можете начинать сразу с серьёзных игр, но и тут лучше выбрать что-то быстрое. Примерно раз в год-два появляется новая игра со всеми достоинствами масштабных «монстров», только её можно разложить за час-полтора. Axis and Allies , Descent , Race for the Galaxy увлекательные игры, но я бы не советовал начинать знакомство с настолками с чтения их правил. Игры в списке ниже прекрасно реализуют подобные механики, почти не теряя в глубине. Разбираться всё равно придётся, но уже после первой партии вы поймёте почти все нюансы.

«Кубарем по галактике»

«Кубарем по галактике». Доступная версия сложной карточной настолки. Разноцветные кубики-рабочие могут колонизировать миры, продвигать улучшения и торговать редкими товарами, но нуждаются в чутком руководстве. Для успеха нужны чёткий план и интуиция: за один ход можно задействовать лишь одну группу рабочих, а чтобы использовать остальных, придётся угадать ход противника.

Хардкор — значит хардкор! «Игра престолов», «Древний ужас», «Мёртвый сезон»

Тем, кто всегда выбирает высшую сложность в видеоиграх, настольные могут предложить настоящие испытания. Обычно никому не рекомендую начинать с хардкора, но знаю слишком много счастливых историй, в которых «настольное» хобби начиналось с самых сложных игр. Сажать новичков за игру с тридцатистраничным буклетом правил, конечно, не лучшая идея, но одни настолки подходят для этого лучше, чем другие. Все игры в этой группе были опробованы мной на полнейших новичках, и «жертвы» всегда оставались в восторге.

». По всему миру происходят странные события, и лишь немногие понимают, что это знаки, предвещающие явление древнего зла. Вы (совместно с другими сыщиками) должны разгадать три тайны и запечатать врата между двумя реальностями. boardgamegeek.com — главный мировой портал о настольных играх. На обоих сайтах есть рейтинг игр, постоянно появляются статьи и сведения о новинках, красочные описания партий. Из блогов отдельно рекомендую заметки Владимирса из Латвии (зарубежные новинки) и «Две фишки» (семейные игры и головоломки). У обоих авторов отличный вкус и широкий кругозор.

Я играю в настольные игры уже больше десяти лет и убеждён, что это увлечение подходит если не всем, то очень многим — нужно только найти свой жанр. Настолки — это море веселья, и я только наметил маршрут для вашего круиза. Счастливого пути!