Социальная подготовка детей к школе. Социальная готовность ребенка к школе. Классификация детей с особыми нуждами

Памятка для подростков

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Уважаемый друг!

«Люди должны осознать,

что здоровый образ жизни - это личный успех каждого». (В. Путин)

Не один нормальный человек не хочет быть больным, каждый стремится прожить жизнь долго и счастливо.

По данным статистики, здоровье человека на 50% определяется тем, насколько здоровый образ жизни он ведет, на 20% - генетический фактор и наследственность, еще 20% составляют условия жизни (экология, климат, место жительства), 10% - здравоохранение.

Быть здоровым замечательно, но непросто. Это целая наука и одно из её направлений – формирование здорового образа жизни. Установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное - это модно!

Соблюдай 10 правил здорового образа жизни!

БУДЬ МОДНЫМ!

  1. Занимайся физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягая организм интенсивными физическими нагрузками. Обязательно найди именно для себя способ двигательной активности.
  2. Соблюдай режим питания. Не переедай, и не голодай. Питайся 4-5 раз в день, употребляя в пищу, необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в животных жирах и сладостях.
  1. Не переутомляйся умственной работой. Получай удовлетворение от учебной деятельности.
  1. В свободное время занимайся творчеством. Принимай активное участие в организации школьных мероприятий, посещай кружки, секции.
  2. Знай и соблюдай правила общения. - Доброжелательно относитесь к людям. (Чаще говори вежливые слова, говори всегда правду, ведь ложь не красит человека, не перебивай старших, не загрязняй свою речь нецензурными словами.) – Прежде чем вступить в конфликтную ситуацию, подумай над тем, какой результат ты хочешь получить. – В конфликте признавай не только свои интересы, но и интересы другого человека. Это позволит тебе сохранить в норме своё психическое здоровье. Помни! Общение это ежедневный труд!
  3. Соблюдай режим сна и бодрствования. Выработай, с учетом своих индивидуальных особенностей характера, способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.
  4. Соблюдай правила личной гигиены и безопасного поведения. Одевайся строго по погоде. Соблюдай технику безопасности во время физического труда, занимаясь сортом, при использовании спортивного инвентаря.
  5. Береги зрение. Не проводи много времени у компьютера и телевизора!
  6. Занимайся закаливанием организма и определи для себя способы, которые помогают победить простуду.
  1. Не позволяй другим , тем, кто прикидывается твоим «многоопытным» другом заманивать тебя в ловушку. Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное, наркотические средства или психотропные веществ и их аналогов и других одурманивающих веществ. Если возникает неуютное чувство – не надо стесняться – твердо заяви о своём отношении к этому, скажи решительное и однозначное НЕТ! Не позволяй другим делать что – то против своей воли!

Сделать правильный выбор сложно, но это сделает тебя увереннее, сильнее и успешнее!

удк 372

Формирование здорового образа жизни подростков

Абраменкова Ю.В.

Научный руководитель Бышевская А.В.

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

г. Смоленск, Россия

Собственное здоровье на сегодняшний день не является первостепенной задачей современной молодёжи. И с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и воспитание, осуществляемое родителями, воспитателями и педагогами. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.

Здоровый образ жизни; воспитание; просвещение; работа педагога; родительское влияние.

Formation a healthy lifestyle

teenagers

Abramenkova Yulia

Smolensk State Academy of Physical Culture,

Sports and Physical Recreation,

Smolensk , Russian Federation

Nowadays the youths don"t put their health on the first place. The percentage of healthy children comes down from year to year. The main factors of forming healthy lifestyle are education and upbringing realizing by parents and teachers. A person"s mentality, culture and lifestyle will be mainly depend upon these factors.

Healthy lifestyle, upbringing, enlightenment, a teacher"s work, parents" influence.

В настоящее время мы можем наблюдать, что здоровье не является первостепенной задачей современной молодёжи. Малоподвижный образ жизни, большая зависимость от компьютера, ненормированные перекусы и плохой сон - всё это прямым образом сказывается на здоровье. Статистика подтверждает, что с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Увеличивается и число молодых людей, которые не пригодны к военной службе по состоянию здоровья. Растёт заболеваемость гастритами, бронхитом и других распространённых заболеваний, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой и неправильным образом жизни. И с каждым годом данная ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Исследования, проведенные Министерством здравоохранения и социального развития в прошлом году, показывают, что в настоящее время подростки имеют большую свободу в выборе собственного образа жизни. По их данным, на сегодняшний день полностью здоровы только 14 % школьников, 50 % имеют функциональные отклонения, а 35 - 40 % - хронические заболевания. Так, среди подростков 12 - 15 лет за последние пять лет в пять раз выросла частота нарушений органов зрения и нарушений осанки, в четыре раза увеличилось количество нервно-психических расстройств, в три раза возросло наличие отклонений в здоровье органов пищеварения.

Как известно, взрослого человека от вредных привычек отучить гораздо сложнее, чем ребёнка. Поэтому на вопрос «когда именно нужно формировать знания о здоровом образе жизни» ответ простой: как можно раньше.

Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и просвещение в системе гигиенических знаний, навыков и умений, на-правленных на сохранение и укрепление здоровья. Это также и воспитание - долгий и трудный про-цесс педагогического воздействия на человека на всем протяжении его роста и развития, становления его личности, характера, в том числе формирование установки на здоровый образ жизни. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, родителями) самостоятельная работа, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Именно в период обучения ребенка в школе формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие впоследствии его здоровый и безопасный образ жизни. И именно педагоги ответственны за обучение детей и прививание им элементарных знаний о своём организме.

Педагогу необходимо помнить, что в процессе формирования личности на ребёнка влияют многие факторы: природа, общение в семье и школе, средства массовой информации, образ жизни самого ребёнка, его планы, стремления. Подростковый возраст - это время, когда ребёнок учится быть самостоятельным и ответственным, учится принимать решения и делать выбор. В этот период здоровый образ жизни следует преподносить в виде игры, в сравнительной форме, а не сухими формулировками. Очень важен личный пример родителей в этом вопросе. Родителям необходимо побуждать своего ребёнка к активному образу жизни, занятиям физической культурой, спортом, туризмом, гимнастикой, пешим прогулкам и т.д. И принимать самим активное участие в этом.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме здорового образа жизни педагогами используются разнообразные формы работы, такие как:

Анкетирование.

Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.

Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.

Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Сбор фотоматериалов по теме “Опасные места и предметы быта”.

Оформление рукописных книг.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам:

Занятия физкультурой, прогулки. Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается.

Рациональное питание. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни).

Соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Бережное отношение к окружающей среде, к природе

Медицинское воспитание (своевременное посещение врача, прохождение медосмотра детей ежегодно - узкими специалистами (стоматолог, хирург, лор, окулист)).

Формирование понятия "не вреди себе сам".

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что хорошо, а чего они хотят избежать. Именно поэтому важно чтобы принципы здорового образа жизни были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2014. - 190 с.

Конкурс молодёжных проектов

«Челябинская область это мы!»

Название проекта «Формирование у подростков

здорового образа жизни.»

Проект подготовил

Матвеев Данил Евгеньевич

ученик МБОУСОШ №6

Чебаркуль

Введение 2-5

Глава I. Актуальность проблемы формирования основ здорового

образа жизни 5-8

Глава I I. Экспериментальная работа по исследованию формирования

основ здорового образа жизни у детей 8-18

Заключение 19-20

Литература 20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи:смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия.

Здоровье населения России - высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди школьников их число не превышает 8 %;

стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней в 2 раза);

изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);

Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии - науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Деятельность педагога начинается с оценки состояния здоровья детей, подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.

Объект исследования : состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

Предмет исследования : выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников.

Цель исследования : изучить и разработать направления формирования здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.

2. Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах.

4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: учитывать основные особенности детей; создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.

Методы исследования:

анализ различной литературы

анкетирование, тестирование

Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе

Практическая значимость исследования состоит в разработке определённой системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно -образовательном процессе МБОУ СОШ №6 и в семейном воспитании.

Глава I.

Актуальность проблемы формирования основ здорового образа жизни

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

было бы не правильно смотреть на жизнь и здоровье людей, исходя из позиций культуры, и цивилизации тем более. Мы живем в такое время, когда человек утратил наиболее важные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия: семья, вера, община. Современное материально-ориентированное общество стремиться к получению удовольствий и жизни ради этих удовольствий, само не осознавая этого. Такое положение вещей со всей очевидностью можно назвать болезнью цивилизации. Поэтому нет никакого смысла спрашивать у неё, каким должен быть здоровый образ жизни. Не нужно также забывать про тот факт что Россия – та страна, где нечего не делается в меру и все социальные явления приобретают преувеличенный характер. Поэтому когда в стране была идеология спорта и активности жизни – спортом занимались все.
Был такой здоровый образ жизни "образ жизни советского человека". Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно-спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором

С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. При этом отмечается необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой и спортом.

По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Центральным понятием данного исследования является «здоровый образ жизни». На сегодняшний день нет его однозначного понимания. Одни авторы, например Ю.П. Лисицин, основой здорового образа жизни считают активность, которая может быть рассмотрена в трёх аспектах: характер активности (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, образовательная, бытовая и др.). Другие основой здорового образа жизни считают рационально организованные условия существования человека, включающие биологические, психологические и социальные факторы.

Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.) .

Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного.

Цель нашей школы обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для здорового образа жизни. Закрепить у выпускника к своему здоровью как к главному условию жизненного успеха.

Глава II. Экспериментальная работа по исследованию формирования

основ здорового образа жизни у детей

В целях укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни в нашей школе действует программа «Здоровье», определяющая здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

Создать реальные социально- гигиенические и социально – психологические условия в школе, способствующие укреплению здоровья.

Активно и широко пропагандировать и организовывать здоровый образ жизни.

Установить тесную связь с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организации медицинского всеобуча.

Работа с учащимися проводится по следующим направлениям:

1. организация работы педагогического коллектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма

беседы с учащимися 1-11 классов о правилах поведения в школе, общественных местах, на дорогах, на воде, действиях при ЧС;

изучение правил дорожного движения, работа агитбригады «ДЮП» и отряда «Юные Инспекторы Движения»;

участие в различных конкурсах «Безопасное колесо», «Сам себе спасатель» и др.;

встречи с инспекторами ГИБДД и ВДПО.

2. Организация работы по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ.

беседы с учащимися 1-11 классов о здоровом образе жизни;

урок – интернет антинаркотической направленности с учащимися 8-11 классов;

консультации с врачами – специалистами, психологами;

систематические рейды по выявлению курения в школе и на её территории;

проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций;

уроки здоровья, классные часы, ролевые игры, уроки знаний;

акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «За здоровый образ жизни», «Внимание – дети!» и др.

Участие в городских и областных соревнованиях.

Муниципальный этап Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» (9.11.2013);

городская туристическая конференция (в МОУ СОШ№7) 27.09.13

областной конкурс допризывников (28.10.13) г. Челябинск по военно-прикладным видам соревнований (финал Спартакиады) (кубок за 3место)

муниципальный этап «Президентских состязаний» (25.09.13);

«Лыжня румяных» 25.02.2014;

лыжные гонки памяти М.Ф. Козловского, А.С. Шукшина 5.03,19.03,20.03;

городская военизированная эстафета памяти воина –интернационалиста С. Матвеева (21.09.13);

Первенство Челябинской области по спортивному туризму (ноябрь 2013) (2 место);

областные соревнования по спортивному туризму в закрытом помещении г. Касли 28,29,30.03.14;

городской IV турнир по шахматам памяти А.П. Гриценко (7.12.13);

городские соревнования по биатлону;

турнир по мини-футболу среди юношей 2000-2001 г.р., посвящённые закрытию зимнего сезона (март 2014);

городские соревнования по плаванию 6.05.2014 г. в плавательном бассейне «Олимпия» 1-4 классы;

городские соревнования «Первые шаги в страну здоровья», посвящённые юбилею МУДОД ДЮСШ среди 4 кл.(3 место);

городской фестиваль «Локобол 2014 –РЖД» (24.05.2014)(кубок за 3 место);

городская Спартакиада для педагогического коллектива и работников школы.

Результаты медицинского осмотра

Подлежало медосмотру – 476 чел.

Прошли – 378 чел., 79,4%

Здоровы – 28%

Результаты медицинского осмотра

Охват учащихся горячим питанием- 452 чел- 88% (2014-2015 уч. год)

Спартакиада учителей образовательных школ

Количество обучающихся 2014-2015 учебный год, занимающихся в

системе дополнительного образования в других учреждениях города

Спортивно-технических

Общеинтеллектуаль

Научно-технических

Социально-педагогических

Военно-патриотических

Духовно-нравственных

Культурологических

технических

Горький-10

Бассейн-167

Ледовый-11

3. Организация и проведение спортивно- оздоровительной работы в школе.

организация деятельности спортивных секций по ОФП, баскетболу, волейболу, футболу, спортивному туризму;

традиционные спортивные состязания среди учащихся;

организация летнего и зимнего походов на Таганай (г. Златоуст), в национальный парк «Зюраткуль», на озеро «Малый Сунукуль» (руководитель Вахнин К.В., Дышаев И.В.)

школьная военно-спортивная игра «Зарница»;

военно-полевые сборы кадетов (2 раза в год);

4. Участие в городских и областных соревнованиях.

Занятость учащихся школы в спортивных секциях

Параллели

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

Другие организации

Другие организации

Другие организации

Наблюдается положительная динамика увеличения количества учащихся к занятиям спортом, как в школе, так и в других спортивных организациях.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2014 – 2015 уч.г.

городские

командные

командные

командные

областные

Ежегодно учащиеся школы показывают стабильные показатели в командных и личных спортивных достижениях, завоёвывая призовые места больше всего в городских соревнованиях.

На протяжении многих лет в ОО отслеживается состояние здоровья детей, выявляются причины в отклонении здоровья и намечаются мероприятия по его сохранению и укреплению.

В школе имеется база данных о физическом развитии каждого обучающегося.

Школьный медицинский работник участвует во всех оздоровительных мероприятиях школы, проводятся плановые вакцинации и осмотры уч-ся, ежедневно проводится учёт посещаемости учащимися учебных занятий, заполняются индивидуальные медицинские карты на каждого ученика, проводятся также плановые медосмотры для учащихся и кадетов.

Результаты медицинского осмотра учащихся за 2011-2015уч.г. показывают отклонения в физическом здоровье учащихся. Из числа прошедших медосмотр только 30% учащихся являются здоровыми. Наиболее распространёнными заболеваниями являются заболевания костно-мышечной системы и зрения. Поэтому, здоровьесберегающий фактор является одним из основных направлений в воспитательной системе школы.

Обзорная сравнительная таблица показывает наиболее распространённые заболевания среди обучающихся и помогает скорректировать работу по контролю за физическим состоянием обучающихся и возможности исправления недостатков.

Отнесенность к физкультурной группе

Пропаганда здорового и безопасного образа жизни предусматривает сформированность у обучающихся представления о:

Позитивных факторах, влияющих на здоровье;

Правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

Рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности.

Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

В пропаганде здорового образа жизни используются следующие мероприятия:

Беседа медработника (педиатра, нарколога, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета учащегося;

Проблемная беседа или дискуссия (диспут, мозговая атака), подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками;

- «классный видео-час», с обсуждением видеофильма или фрагментов кинолент, записи, телепередачи, сделанных самим педагогом.

В беседах с детьми, помимо традиционных тем: болезни наркоманов, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, эпидемии, обратить внимание на такие проблемы, как: преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье; здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; музыка и здоровье; модная фигура и здоровье; спорт и здоровье; компьютерные игры и здоровье; СМИ и здоровье, участие в спортивных мероприятиях..

Президент РФ Владимир Путин своим Указом от 24 марта распорядился ввести в действие физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) с 1 сентября 2014 года.

Правительство по согласованию с Министерством спорта должно разработать региональные планы мероприятий по поэтапному внедрению ГТО до 1 августа.

В 2014-2015 учебном году стартовала единая городская декада по сдаче норм ГТО в конце учебного года, пока приняли участие только 3 класса: 6в,7в,8б кл. Подготовка молодежи к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно. Не только обучающиеся, но и коллектив учителей в течение 5 лет принимают участие в Спартакиаде работников образования и сдаче норм ГТО.

Анализ посещаемости учащимися спортивных и оздоровительных секций показывает высокий процент в ЦДТ и МУФиС (плавательный бассейн «Олимп» и Ледовый Дворец им. Харламова)

Таблица 6. Занятость в системе дополнительного образования МОУ СОШ №6

2011-2012 уч.г.

2012 – 2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2014-2015 уч.г.

Количество кружков

% количество обучающихся

количество «группы риска»

% количество обучающихся

количество «группы риска»

% количество обучающихся

количество «группы риска»

% количество обучающихся

количество «группы риска»

не посещает

В школе функционировали 21 кружок, из которых 7 кружков - для кадетов в рамках дополнительного образования, другие кружки представлены разными направлениями: «Гармония звука» , «Вокал», «Счастливый английский», «Путешествие в Королевство», «Вдохновение», «ЮИД» (Юный друг инспектора), «ДЮП» (Дружина юных пожарных), «Юные друзья леса», «Краевед», «Акварель», «Рукодельница» , спортивные секции по баскетболу и волейболу и др. Согласно данным, 602 (115%) учащихся заняты были в школьных кружках, учитывается, что кадеты и некоторые учащиеся заняты сразу в нескольких кружках.

Вывод

Анализируя работу по формированию основ здорового образа жизни у детей, анализируя полученные результаты по данной теме, можно сделать следующие выводы:

можно добиться определённых результатов, а именно:

Активизации и заинтересованности детей и родителей в вопросах валеологического образования;

Активизации детей к осмыслению общественных ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентаций;

Установление взаимного доверия между педагогами и родителями в вопросах валеологической помощи дошкольникам;

Снижение заболеваемости в группе, в связи с повышением уровня знаний у детей об основах здорового образа жизни.

Заключение

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущие нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Решение этой проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных усилий и координации деятельности педагогов, медицинских работников, психологов, родителей. Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей культуры. Программа нашей школы сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

Неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;

Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения, особенности отношения обучающихся к своему здоровью, порой нежеланием даже посещать уроки физической культуры.

Литература

1. Воронецкая Л.Н., Попок Е.А. Здоровый я - здоровая страна /Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М, 2004. – с. 86.

3. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 2005. – с. 316.

4. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта В. Дубровский. – М. : Владос, 2003. – 512 с.

5. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения В. В. Колбанов. – СПб. : ДЕАМ, 1998. – 232 с.

6. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. –М., 1982. – 40 с.

7. Преображенский И.Д Методика социально-психологической диагностики и группы// - М, 2005. – с. 122-125.

8. Перишова Д.А. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации// под ред. - М, 2005. – с. 145.

9. Тихомирова, Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

Урок-тренинг "Время быть здоровым" для учащихся 7-9 классов

Титова Виктория Викторовна, социальный педагог Запорожской общеобразовательной школы I-III ступеней №12 Запорожского городского совета Запорожской области

Описание материала: Предлагаю Вам урок-тренинг "Время быть здоровым!". Данный материал будет полезен классным руководителям, социальным педагогам, учителям-предметникам. Урок-тренинг направлен на расширение знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показ значимости здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; формирование ценностного отношения к собственному здоровью; развитие ответственного поведения подростков.

Тема: Время быть здоровым!

Цели: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивать ответственное поведение подростков.

Оборудование: бейджи двух цветов; мяч; плакаты “Правила работы”, “Река ожиданий”, “Экспресс здоровья”, "Стена вредных привычек"; стикеры: в виде корабликов, кирпичиков; листы А-4, ватманы, маркеры, цветные карандаши (для каждой группы).

Целевая аудитория: (участники тренинга): учащиеся 7-9 классов.

Ход тренинга

Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать бейджи понравившегося цвета и занять место за соответствующим столом. Таким образом, формируются две рабочие группы, за зеленым и желтым столами.

І. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Я рада приветствовать вас на уроке-тренинге, который позволит нам расширить знания о здоровье и здоровом образе жизни “Время быть здоровым!”.
Неизвестно, кто, когда, но кто-то сказал слова, которые передаются нам и, которые мы передаем нашим потомкам: “Старайтесь каждый день, для каждого дела найти какое-то позитивное начало, поскольку от того настроения, с которым вы вступаете в день, или в какое-то дело зависят ваши успехи, а возможно, и неудачи”.

Упражнение “Три слова о себе”
Чтобы настроиться на доброжелательные отношения, предлагаю начать со знакомства. Мы все имеем право на имя, так давайте скажем, как бы мы хотели, чтобы нас сегодня называли, а также охарактеризуем себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Предлагается передавать информацию по кругу, от первого (тренера) до последнего участника. Затем участники пишут это имя на своем бейджи рядом с официальным. Когда последний участник назвал свое имя, группам дается другая задача.

Упражнение “Пожелание на сегодняшнее занятие”
Я желаю вам начать тренинг с хорошим настроением и получить от него удовольствие и хорошие результаты. Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшнее занятие. Пожелание должно быть коротким. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшнее занятие. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение “Река ожиданий”
Идя на сегодняшнее занятие, каждый задавал себе вопрос: "А чего я ожидаю от тренинга?" Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего мероприятия. Озвучьте их, пожалуйста.

Участники озвучивают свои ожидания и размещают их на плакате “Река ожиданий”, прикрепив к берегу надежд

Упражнение “Принятие правил работы в группах”
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи:
1.Общение на основе доверия.
2.Общение по принципу “здесь” и “сейчас” (говорить о том, что беспокоит именно сейчас).
3.“Я-высказывания” (я думаю, я считаю).
4.Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
5.Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим; не замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
6.Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность).
7.Работать “от” и “до”.
Согласны ли вы с такими правилами? Предлагаю принять их в целом.

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждой команде записать на стикерах по три ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…

Участники перечисляют слова-ассоциации записанные на стикерах

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Предлагаю вам посмотреть видео "Здоровье и его виды".

Участники просматривают и обсуждают видео "Здоровье и его виды"

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу здорового образа жизни.

Упражнение “Экспресс здоровья”
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Вы узнали, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
У вас есть листочки со словами–ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.

Участники прикрепляют листики со словами-ассоциациями к плакату с изображением паровоза с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье

Упражнение “Модель здорового и нездорового человека
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников) Выберите слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый. Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.

Участники по группам создают модели здорового и нездорового человека

Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно? От чего это зависит? (Ответы участников) Человек, ведущий здоровый образ жизни чувствует себя гораздо лучше.

Упражнение “Ромашка здорового образа жизни”
Что же такое здоровый образ жизни? (Ответы участников)
Здоровый образ жизни – это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных позитивных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних. Предлагаю вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни.


Упражнение “Стена вредных привычек”
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответы участников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.

Участники записывают вредные привычки на стикерах-кирпичиках и размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями здорового и нездорового человека


На пути человека стоит стена из вредных привычек, и только от него зависит, обойдет он ее или нет. А впоследствии и состояние его здоровья. Ведь, по мнению ученых на здоровье человека влияет очень много факторов: наследственность (20%), состояние здравоохранения (10%), окружающая среда (20%) и образ жизни (50%).

ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”
В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Возьмите бабочки в руки – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко. А это наше здоровье.
Кто надорвал крыло: вы видите, что если его и склеить на нём останется трещина так и ваше здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.

Упражнение “Река ожиданий”
Мы провели с вами замечательный тренинг о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания? (Ответы участников)

Участники делятся своими мыслями, если их ожидания оправдались, они перемещают кораблики к берегу сбывшихся надежд

Надеюсь сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Здоровье - важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья .

Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций .

Именно поэтому в нашей стране сейчас очень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы по формированию ранних мотивов на здоровый образ жизни среди детей и подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы . Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде.

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство само регуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;

2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека» .

Существует множество определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению, принятому в сентябре 1948 г. Всемирной Организацией Здравоохранения: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой . Он пишет, что «здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» .

Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком .

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи .

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению понятия здоровья, можно его трактовать как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. «Способ взаимодействия человека с внешней средой определяется самим человеком и составляет его образ жизни».

Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

И.Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к здоровому образу жизни на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций здорового образа жизни - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге .

Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование мотивов здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» .

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно - воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии.

Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно - бытовой, досуговой .

По мнению академика Д.А. Изуткина, здоровый образ жизни - первооснова профилактики всех заболеваний. Он подчеркивает, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях.

В основу здорового образа жизни, по мнению Д.А. Изуткина, следует положить ряд основных принципов:

Здоровый образ жизни - его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

Человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

Здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

Здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании .

На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

Уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

Исследование состояния здоровья подростков и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья;

Выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

Создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья учащихся .

Формирование мотивов здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация подростка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П. Озерова, О.Л. Трещевой подчеркивается роль социума как среды формирования у школьников определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования мотивации здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова .

Мотив здорового образа жизни - это система побуждений потребностей в ведении здоровье сберегающей деятельности .

Процесс формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо рассматривать как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно - мотивационная сфера личности подростка, ее ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешними факторами для подростка выступает процесс личностного самосовершенствования подготовки к здоровому образу жизни. В процессе формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности валеологизация содержания образования, с другой, на изменение внутриличностной среды посредством сознательно-волевой работы по переосмыслению подростками своего отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни. Для построения системы средств формирования мотивов здорового образа жизни необходим учет социально-психологических особенностей, доминантных мотивов данной возрастной группы, а также учет исходного состояния мотивов здорового образа жизни. Логика системы средств формирования мотивов здорового образа жизни подростка обусловлена идеями системно - целостного подхода в конструировании педагогических процессов и заключается в движении мотивов здорового образа жизни от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию, а также идеями личностно-ориентированного подхода, характеризующего средства и условия формирования данного компонента структуры личности. Признание здоровья как приоритетной ценности, цели, результата и необходимого условия успешной деятельности каждого образовательного учреждения, обращение к здоровому образу жизни и утверждение его как основы жизненного стиля основных участников педагогического процесса требуют изучения мотивационной сферы личности . В исследованиях проблем мотивации отечественные педагоги и психологи в качестве ведущих выделяют принципы системности, единство сознания и деятельности, деятельности и личности, единство содержательной, смысловой и динамической сторон мотивов, признания ведущей роли сознания в регуляции человеческого поведения, а также социальной обусловленности потребностей личности, их зависимости от потребностей общества. Определяя сущность мотивов, исследователи рассматривают их с различных позиций: биологической, потребностной, эмоциональной, когнитивной. Учитывая идеи целостного подхода и основные положения философского, психолого-педагогического понимания мотивации, мы определяем ее как осознанную систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущих сил поведения и деятельности личности, являющуюся интегратором личности в целом . Исходя из данного определения, мотивация здорового образа жизни представляет собой своеобразный «взгляд» на мотивацию в обобщенном виде сквозь призму здорового образа жизни, выявление сущности которого предполагает осмысление таких базисных категорий, как образ жизни и здоровье. В подходах к определению сущности здорового образа жизни сегодня выделяют три основных направления: философско-социологическое; медико-биологическое; психолого-педагогическое. Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяет нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни. Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья .

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма школьника невозможно без физического воспитания.

Можно выделить 3 этапа формирования мотивов здорового образа жизнедеятельности:

1. Ориентационный, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.

2. Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремления к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья.

3. Генерализация, основным содержанием которой является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающей творческое проектирование жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни .

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» .

Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику . Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С само начала следует вести беседы о гигиене, о правильной осанке. Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно - сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного расписания занятий, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов .

Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка - сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора - часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно - сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма .

Беспокоят специалистов и другие недуги детей, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотических веществ. Это происходит из-за того, что ребёнок хочет самоутвердиться, не отставать от сверстников, «вырасти» в глазах более старших ребят. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости - табакокурение, алкоголизм, токсикомания и наркомания. Форма работы по профилактике могут быть самыми различными: занятия, направленные на формирование стратегии безопасного поведения в области инфекционных заболеваний; сотрудничество с медицинскими центрами; выездная медицинская диагностика внеклассной работы с учащимися (тренинги и классные часы, родительский лекторий, экскурсии); общешкольные мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма .

Поэтому необходимо постепенно формировать мотивы здорового образа жизни у школьников через внеучебную деятельность, так как внеучебная воспитательная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широким и возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Формирование мотива здорового образа жизни - длительный и многоаспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий.

1. Охват в процессе формирования мотива важнейших параметров жизнедеятельности личности, включающих: - соблюдение оптимального двигательного режима; - тренировку иммунитета и закаливание; - организацию рационального питания и режима жизнедеятельности; - психофизиологическую регуляцию; - воспитание психосексуальной и половой культуры;- искоренение вредных привычек.

2. Учет в процессе формирования мотива структуры данного феномена, что требует целостного единства трех аспектов работы: - усвоения системы знаний о сущности здорового образа жизни и путях его формирования; - стимулирования самосознания человека, направленного на эмоционально -личностное отношение к идее здорового образа жизни; - освоения норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни .

Таким образом, проанализировав психолого - педагогическую литературу мы выделили следующие основные понятия:

Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии.

Мотив здорового образа жизни - это целостная система осознанных побуждений активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья.

Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.