В психологии ранний возраст. Психологическая характеристика детей раннего возраста. Предметная деятельность и её роль в развитии малыша

С первых дней жизни у младенца имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Напомним, что один из наиболее благоприятных периодов жизнедеятельности организма ребенка - это внутриутробный, когда мать и дитя едины. Процесс рождения - это тяжелый, переломный момент в жизни младенца. Не случайно специалисты говорят о кризисе новорожденное, или родовом кризисе. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно другие условия (в отличие от внутриутробных): температурные (холодно), по освещенности (яркий свет). Воздушная среда требует иного типа дыхания. Возникает необходимость смены характера питания (кормление материнским молоком или искусственное питание). Приспособиться к этим новым, чужеродным для младенца условиям помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов - важный момент в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса что такое? По данным A.M. Фонарева, уже после 5-6 дней жизни новорожденный способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1-2 мин. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер.

Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития - младенчеству (до конца первого года).

В три месяца малыш уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих. Далее общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ему способы действия с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус малыша, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.

После шести месяцев ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. У него формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре малыша появляются первые слова. В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движений рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам - элементы захватывания предметов. Во втором полугодии у него начинают формироваться целенаправленные действия с предметами. С седьмого по десятый месяц он активно манипулирует с одним предметом, а с одиннадцатого месяца - двумя. Манипулирование с предметами дает возможность малышу знакомиться со всеми их свойствами и помогает устанавливать устойчивость этих свойств, а также планировать свои действия.

По мнению К.Н. Поливановой в своем развитии в период первого года ребенок проходит несколько этапов:

1) у ребенка появляются устойчиво привлекательные предметы и ситуации;

2) новый способ передвижения на короткое время попадает в центр внимания ребенка, становится особым опосредствующим предметом потребности;

3) запрет (или отсрочка) удовлетворения желания приводит к гипобулической реакции (в поведении) и к появлению стремления (как характеристике психической жизни);

4) слово означивает удерживаемый аффект.

Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды к субъекти-вации желания, т.е. для нас - к появлению желания, стремления для самого ребенка; к разрушению исходной общности со взрослым, становлению некоей первой формы Я (Я-желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникнет Я-действующий.

Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте - непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста.

Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими закреплены иные и однозначные способы действия. Жесткая закрепленность действий за предметами-орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.

Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и поэтому это действие было названо ручным (например, малыш использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песочек, снег, землю, ведром - воду). Таким образом, он приспосабливается к свойствам орудия. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и позволяет действовать с предметами не только непосредственно, но и с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).

Практическая предметная деятельность детей - важный этап перехода от практического опосредования к умственному, она создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем возрасте имеет обобщение. Но так как его опыт невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения часто бывают неправильными. Например, словом шар малыш обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщения по функциональному признаку: шапа (шапка) - это шляпа, косынка, кепка и др. Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как его деятельность осуществляется совместно со взрослым, то речь малыша ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога. У ребенка увеличивается словарный запас. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов. Слова, которые употребляет малыш в своей речи, становятся обозначением сходных предметов.

К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это - период его повышенной восприимчивости к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным для развития речи ребенка). Формирование речи в этом возрасте - основа всего психического развития. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности малыша не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться. В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых людей (подражают взрослым). В этом возрасте они предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т.п., так как им в силу недостаточного развития воображения еще трудно пользоваться предметами-заменителями.

Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает радостное оживление. Однако малыша легко отвлечь от неприятного чувства, показав ему привлекательный предмет. В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. Не шуми, папа устал, он спит, Подай дедушке туфли и т.д. На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям, и, наконец, стремление разделить радость с другим человеком. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным. В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р.Х. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

Введение

Раннее детство (период от года до трех лет) - это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны.

Актуальность исследования психологии ребенка раннего возраста обусловлена важностью периода детства для формирования личности и способностей взрослого человека. Современные изменения в экономической и культурной жизни, а так же изменения в обществе, требуют от психологов и педагогов разработки новых концепций воспитания личности и развития умственных способностей ребенка начиная с самого раннего возраста. В настоящее время подобных разработок, на высоком научном уровне, явно не достаточно.

Объект: психологическое развитие ребенка раннего возраста.

Предмет: факторы развития ребенка в период раннего детства.

Цель исследования: на основе изучения специальной монографической литературы, статей в периодической печати, применения собственного практического опыта воспитания ребенка, сформировать научно обоснованное представления о психологии ребенка раннего возраста.

Задачи по изучению особенностей развития ребенка в период раннего детства:

Изучить особенности психологического развития ребенка раннего возраста;

Выявить проблемы в воспитании «нельзя и надо» у ребенка, и значимость воспитания волевой компоненты;

Показать важность развития мышления у детей раннего возраста;

Проанализировать особое значение речи и ее формирования в развитии

Ребенка раннего возраста

Гипотеза исследования состояла из следующих предположений: период раннего детства является важным в развитии умственных способностей и личности ребенка, развитие речевых способностей ребенка раннего возраста способствует развитию эмоционально-волевой сферы, психическому и физическому развитию ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.

Особенности и проблемы развития ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Особенности психологического развития ребенка раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания .

Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Развиваясь, ребенок не просто овладевает разнообразными действиями, не только учится видеть мир, мыслить. Он еще и усваивает, что такое хорошо и что такое плохо, привыкает подчинять свои желания необходимости, впитывает в себя правила поведения, свойственные людям... Начинает складываться личность ребенка, его внутренний мир .

Малышам 2 - 3 лет в значительной степени свойственна непосредственность, импульсивность поведения, что они действуют под влиянием своих чувств и желаний, причем не осознают их, не выделяют главное - для них важно то, что заботит их именно в данный момент.

Взрослый человек в подавляющем большинстве случаев поступает так, а не иначе, потому что в результате долгого и целенаправленного воспитания у него сложилась совершенно определенная, отвечающая общественным нормам система мотивов поведения. Одни мотивы он считает более важными, другие - менее. И когда два мотива сталкиваются, он поступает по велению более важного. В обыденной жизни мы видим это на каждом шагу. Хотелось бы в выходной день развлечься, но товарищ попросил помочь в неотложной работе. Тянет пойти в тренажерный зал, но необходимо готовиться к экзамену. Предлагают отправиться в увлекательное путешествие, но надолго отлучаться из дома нельзя: больны родители. Собственно, об уровне развития личности человека мы и судим как раз по тому, насколько он умеет соразмерять свои желания и стремления с более важными в глазах общества мотивами необходимости, долга, способен ли он поступиться своими интересами ради блага других.

Ребенку только предстоит овладеть всем этим. В первые годы жизни не приходится ожидать, что он осознает мотивы своего поведения и выстроит их по степени значимости. Лишь постепенно такой социально-нравственный каркас личности обретает необходимый вид и достаточную устойчивость .

Но ведь ребенок живет уже сейчас, сегодня. И уже сегодня мы требуем от него «нравственного поведения». В общем, это правильное требование - важно лишь найти верный способ сделать его понятным и доступным малышу. И здесь на помощь вам придут именно те психологические особенности ребенка, которые, казалось бы, должны мешать вам, - непосредственность и импульсивность поведения. Раз уж мы знаем, что поведение малыша складывается под влиянием его чувств и желаний, то постараемся обратить особое внимание на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей - близких, сверстников. Двухлетний малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребенком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребенку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Он легче будет слушаться маму и бабушку, если он научился любить их и видит, что его послушание доставляет им радость, а непослушание - огорчение.

Вот почему так важно добиваться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции - радость, сочувствие, доверчивость, а проявления отрицательных эмоций, таких, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.

ТЕМА: «Психология развития ребенка. Психология развития младенцев и детей раннего возраста»

Кризис новорожденности (0 – 2;3 мес).

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что жизнь ребенка становиться индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма.

Появляется комплекс оживления (2; 3 мес.), который включает в себя 4 компонента:

    Реакция замирания (при виде взрослого ребенок замирает).

    Улыбка в ответ на знакомое лицо.

  1. Двигательные реакции.

Появление этого комплекса говорит о том, что ребенок стал младенцем.

Младенчество (2;3 мес. – 1г.).

Новообразования:

    К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

    Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

    Развитие общей двигательной активности (вертикалицация).

Речь.

В 3 мес. можно ожидать появление гуления.

7 – 9 мес. у ребенка появляется лепет, появление слогов - па, ма, ба и т.д.

9мес. – 1г. появляется пассивная речь, ребенок повторяет за тобой. К концу 1г. в словарном запасе ребенка 20 – 30 слов.

К 1,5г. у ребенка возникает активная речь.

К 2г. ребенок может построить предложение.

К 5г. овладевает фонетикой (правильно произносит слова и ставит ударение).

К 6г. ребенок овладевает грамматическим строением устной речи.

Стратегия родителей: говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать ребенку навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность. Связана с развитием движения у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

    Движения глаз . Известен феномен «глаза новорожденного» - они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредотачиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого.

    Выразительные движения (комплекс оживления).

    Перемещение в пространстве . Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.

    Ползание. Иногда пропускает эту стадию.

    Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.

    Манипулирование предметом . Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению.

    Указательный жест.

    Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – для предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. С помощью взрослого, ребенок постепенно усваивает

    назначение предмета;

    способы действия с предметами;

    технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находиться в соответствии с ведущими деятельностями (сначала в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности).

Согласно Ж. Пиаже (швейцарский психолог), ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном – согласованная работа и взаимодействие органов чувств и движений. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

Упражнение рефлексов. Дети « упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

Первичные круговые реакции. (1 – 4 мес. жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению.

Вторичные круговые реакции (4 – 8 мес.). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия объекта. С этим качеством связано появление в 7 – 8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

Координация вторичных схем. (8 – 12 мес.). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста. Потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Ученые выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: 1) малыш ищет близости с любым человеком; 2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; 3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для малыша.

Кризис одного года.

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. До тех пор организм ребенка регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности, эмоции примитивные. При этом наблюдается:

    нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

    нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувство голода);

    эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис одного года не относится к числу острых, так что некоторые родители его просто не замечают.

Преддошкольный период (1г. – 3л.).

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная . У девочек на основе речевой деятельностикоммуникативная. Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладают более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Как уже было сказано, и мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят в основном одинаковые этапы.

Новообразования возраста: зачатки самосознания, развитие Я – концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. Одним словом, за три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления о себе возникают у ребенкак году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать представление о себе настоящем.

Начинает использовать местоимение «Я», усваивает свое имя, пол.

Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Возникновение самосознания. К 3 годам у ребенка появляется самосознание, у него развивается притязание (желаемый уровень самооценки) на притязание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Умственное развитие и особенности личности. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1 – 2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года (см. выше).

5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель эксперимента – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

6 стадия (1,5 – 2 лет). Появление символического мышления, то есть способность по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок (догонялки вокруг стола). Физические действия способствуют успешной работе мышления.

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия ребенка: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня».

Страхи . У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из поля их зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и в туалете, думая, что вода их может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Стратегия родителей. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха, а также наглядный пример.

Базовая потребность. Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви . Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3 – 4 года формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность неудовлетворенна, человек остается тактильно бесчувственен (например, в этом возрасте происходит формирование эрогенных зон).

Кризис 3-х лет.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

    острый интерес к своему изображению в зеркале;

    ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам;

    мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относиться к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3-х лет.

    Негативизм. Реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

    Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

    Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

    Своеволие. Стремиться все делать сам.

    Протест-бунт, будто ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

    Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

    Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Стратегия взрослого. Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявление независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Развитие ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свою «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности - в игре. Игра с особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность» (Э. Эриксон).

Психотерапевт Владимир Леви говорит, как воспитывать 3-го ребенка: «В 1/3 случаев необходимо настаивать на своем, в 2/3 случаев необходимо идти на поводу у ребенка, в 3/3 случаев необходимо отвлечь ребенка и самому отвлечься от ситуации».

Наталья Овсяникова
Психологическая характеристика детей раннего возраста

По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука , ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие . Раннее детство (от 1 г. до 3-х лет) – это время установления базовых отношений ребенка с миром. Поэтому как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги : Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Обухова, Н. М. Щелованов, Э. Г. Эриксон, Ж. Пиаже и др. отмечали этот возраст как определяющий в развитии ребенка.

Особое значение этого возраста объясняется тем , что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка : прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации, расширяет круг обследуемых объектов внешнего мира. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том , что это доставляет детям непосредственное эмоциональное удовольствие, способствует преодолению страха и других препятствий на пути к достижению желанной цели.

Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формирует необходимые умения и навыки и через взрослого, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для него речь является не только средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитие памяти, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становятся возможными сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они выступают для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В человеческой деятельности закреплено строго определенное, фиксированное значение предмета.

Однако, как писал Д. Б. Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, её физические свойства (цвет, размер, форма) не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т. е. открывает цель и способ действия с предметом.

Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно представить следующим образом : Ребёнок – Предмет – Взрослый. Таким образом, складывающаяся социальная ситуация – это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная деятельность, которая направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметом. Это ведущая деятельность в данном возрасте .

Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа :

1. Усвоение связи предмета с его назначением в результате прямого обучения или подражания действиям взрослого.

2. Использование предмета строго по назначению. Это происходит в 2-2,5 года.

3. Более свободная связь действия с предметом. К 3-м годам ребенок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей (причесывается палочкой вместо расчески) . Это является предпосылкой для развития игры.

Наиболее значимы для развития ребенка

Соотносящие действия – нанизывание колец пирамидок, закрывание коробки крышкой, складывание матрешки и т. д.

Орудийные действия – есть ложкой, рисовать карандашом и т. д.

Для того, чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики ребенка , нужно чтобы он усвоил различные способы действий с одним и тем же предметом. Поэтому целесообразно детям раннего возраста давать большое количество игрушек.

Овладение предметными действиями создает условия для появления новых видов деятельности : игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование) . На основе предметной и речевой деятельности у ребенка развивают восприятие, память, мышление, зарождается воображение. Развитие психических процессов зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия. Поэтому взрослый должен предоставить ребенку возможность активно действовать с различными предметами, создавая проблемные ситуации.

Среди всех психических процессов в раннем возрасте интенсивно развивается восприятие, оно доминирует над всеми психическими функциями . По словам Л. С. Выготского, все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» . Поэтому главная роль отводится в этом возрасте сенсорному развитию детей .

Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер , к концу раннего детства формируются и элементы наглядно-образного мышления в результате овладения практической деятельностью и приобщения к речи, словесным обобщениям.

Раннее детство – возраст социализации , т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего возраста заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений.

Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи – чувство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать с зависимости от успеха или неуспеха в деятельности (не «ты хороший – а ты хороший, потому что убрал игрушку на место, на полочку…»). Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовыми помочь ему, показать, что беды не случилось, можно всё исправить. Благодаря этому расчет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Всё это влияет на психическое , личностное развитие ребенка, т. е. способствует формированию инициативы, активности в действиях и более быстрому их освоению.

Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка 2-го и 3-го года жизни. (Корни таких качеств, как безынициативность, несамостоятельность, безвольность, лежат в раннем возрасте , когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности).

Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на 1-м году, но всегда ли мы с уважением относимся к ним? – Малыш ползет к игрушке, а вы быстро подаете её ему. Или он пытается встать на ножки, а вы поднимаете его, подхватив под мышки.

На 2-м и 3-м годах жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика.

Самостоятельность по-разному проявляется на 2-м и 3-м годах жизни. К концу 2-го – в начале 3-го г. ж. ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и т. п., но её исполнение еще невозможно без помощи взрослого : он помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу 3-го г. ж. у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т. е. способность удерживать поставленную задачу, исполнять её с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.

Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша 2-3 года жизни.

А. С. Макаренко отмечал, что найти должную меру между активностью и запретами – значит решить главный вопрос воспитания, т. е. воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания. Необходимо помнить, что малыша легче научить что-либо делать, чем научить воздерживаться.

Ранний возраст – это начальный этап формирования личности. У ребенка появляется эмоциональное отношение к себе : осознание не только своего «Я» , но того, что «Я хороший» , «Я очень хороший» . Возникновение сознания «Я» , «Я хороший» , «Я сам» приводит к распаду прежней социальной ситуации, которая проявляется в кризисе 3-х лет.

Новообразованиями кризиса 3-х лет являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослых.

Суть кризиса 3-х лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса (упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и др.) и комплексом положительных перемен (стремление к достижению результата своей деятельности, проявление потребности «гордости за достижения» , обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости, повышенной чувствительности к признанию достижений и др.).

Кризис 3-х лет – явление преходящее, однако связанное с ним новообразование – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии . Кризис 3-х лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Итак, новообразования раннего возраста – это развитие восприятия (формирование сенсорных качеств, наглядно-действенного мышления, речи, зачатков волевых качеств, появление самосознания.

Основное новообразование, которое возникает в конце раннего возраста , это феномен «Я» и личное действие.

Литература.

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология . - М.: Владос, 2010

2. Выготский Л. С. Психология . – СПб., 2000.

3. Обухова Л. В. – Возрастная психология . – М., 1996.

4. Попова М. В. Психология растущего человека . – М.: Сфера, 2002.

5. Смирнова Е. О. Психология ребенка : Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.

Краткая психологическая характеристика раннего возраста (1–3 года) в рамках отечественной психологии

Социальная ситуация развития Сотрудничество ребенка как автономного существа со взрослым. Познание мира предметов с помощью взрослого человека, где последний – образец для подражания в употреблении предметов
Ведущая деятельность Предметно-орудийно-предметная (предметно – манипулятивная). Поэтапное развитие от предметной манипуляции (неспецифическихо предметных действий), к культурно-фиксированному действию с предметами.
Характер общения Ситуативно – деловое общение с взрослым. Начальные формы общения со сверстниками, взаимное подражание
Базовая потребность Любовь близких. Ведущая роль в удовлетворении принадлежит родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры
Психологические новообразования Активная речь, наглядно-действенное и символическое мышление, системно-смысловое строение сознания, ситуативность психики малыша, преднамеренные движения и предметные действия, игровые замещения предметов, потребность в общении со сверстниками, ситуативно-деловое и внеситуативно-познавательное общение со взрослым, чувство детского Я , детская самостоятельность
Содержание кризиса трех лет Стремление к самостоятельности. Психологическое отделение от близких взрослых людей. «Я-САМ» Семизвездие симптомов кризиса: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Кризис трех лет. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982–1984. – Т. 4.
  2. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004.
  3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1999.
  4. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2002.
  5. Смирнова, Е. О. Психология ребенка. – М., 1997.
  6. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в раннем детстве. Избранные психологические труды. – М., 1989.

Тема 10. Дошкольный возраст

1. Дошкольное детство в интерпретации ведущих психологических школ

(З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже).

2. Психологическая характеристика дошкольного детства в периодизации

Д. Б. Эльконина.

3. Игра как ведущая деятельность дошкольника: структура, содержание, функции.

4. Основные новообразования дошкольного детства.

5. Кризис детской непосредственности (кризис 7 лет).

6. Психологическая готовность к школьному обучению.

Дошкольным возрастом является период психического развития ребенка от 3-х до 7-ми лет. Практически во всех теориях детского развития его определяют как период игры . Именно игра как специфическая детская активность позволяет понять и объяснить особенности поведения и внутреннего мира ребенка и квалифицировать дошкольный возраст как период первоначального складывания личности и развития основных личностных механизмов поведения.

Напомним, что в известных нам и подробно анализируемых теориях дошкольный возраст, как и другие периоды детства, определяется через те законы развития, которые в рамках конкретных концепций являются основополагающими.

В психосексуальной теории З. Фрейда это – фаллическая стадия развития , в ходе которой источником удовольствия и наслаждения ребенка становятся его гениталии. Это период полоролевой идентификации ребенка и переживания им комплекса Эдипа , в ходе которого складывается подструктура Супер-эго . При невротических фиксациях на этой стадии в последующем формируется фаллический характер. У мужчин он проявляется в стремлении к успеху и тенденциях постоянно доказывать и подчеркивать свою мужественность и половую силу, а у женщин – либо в склонности к флирту и обольщению, либо в чрезмерной настойчивости, напористости, самоуверенности.

В концепции Э. Эриксона этот период рассматривается как третья стадия эго-идентификации , в ходе которой разрешается противоречие между инициативностью и уверенностью в себе (положительный полюс) и чувством вины за собственную активность (отрицательный полюс). При аномальном развитии, под влиянием неадекватных воздействий родителей, у ребенка развивается пассивность, вялость, отсутствие инициативы, болезненная зависимость от взрослого, чувство зависти к другим детям, стертые признаки полоролевого поведения.

В концепции Ж. Пиаже данный период является продолжением дооперационной стадии интеллектуального развития , в ходе которой постепенно преодолеваются явления интеллектуального эгоцентризма (происходит децентрация) и утрачивается необратимость интеллектуальных операций, что выражается в снятии “феномена несохранения” (феномена Пиаже).

В отечественной психологии дошкольный возраст характеризуют новой специфической социальной ситуацией развития ребенка, для которой характерно установление новых отношений со взрослыми и сверстниками и стремление к пониманию мира взрослых отношений, деятельностей, смыслов и мотивов поведения общественных взрослых. Основным противоречием , которое характеризует эту социальную ситуацию развития, становится противоречие между «аффективно окрашенным и обобщенным желанием ребенка быть как взрослый» и невозможностью осуществлять это желание путем непосредственного включения во взрослую деятельность и взрослую систему отношений. Это противоречие, с точки зрения Л. С. Выготского, усугубляется «тенденцией к немедленной реализации желаний», характерной для поведения ребенка и приводит к ролевой игре, в ходе которой возможно опосредованно (“понарошку”, в воображаемом плане) удовлетворить потребность “быть как взрослый” через игровую роль и игровое действие.

Ведущей деятельностью , способной разрешить данное противоречие и соответствовать социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, становится ролевая или сюжетно-ролевая игра , социальная по своему происхождению, содержанию и по своим функциям, ориентирующая ребенка в сфере «ребенок – общественный взрослый» и развивающая преимущественно мотивационно-потребностные аспекты психики (Д. Б. Эльконин).

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста рассматривается в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и их учеников и последователей. Игра понимается как деятельность по моделированию детьми действий взрослых и отношений между ними, позволяющая ориентироваться в мире взрослых, постигать смыслы, мотивы и задачи их деятельности и развивающая преимущественно личностные механизмы поведения ребенка. В отечественной психологии ведущее влияние ролевой игры связывается не только с ее социальной природой, но и с ее специфической структурой как конкретной деятельности (игровые мотивы, игровые задачи, игровые правила, игровые роли и действия, игровые отношения, сюжет и содержание игры); подчеркивается преимущественно процессуальный характер этой деятельности и ее смыслопорождающие возможности; исследуется развитие игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста (закон Д. Б. Эльконина о развитии детской игры); описываются стадии развития ролевой игры и ее возможные трансформации в форму игр по правилам, игр-драматизаций, режиссерских игр детей.



Важно отметить, что в зарубежной психологии существует несколько теорий детской игры, часть из которых имеет явный биологизаторский характер. Они рассматривают игру как деятельность биологическую по своей природе и функциям, общую для детей и детенышей животных (К. Гроос, В. Штерн, К. Бюллер, Ф. Бонтейдайк). Другие психологические теории детской игры подчеркивают ее адаптивную, социализирующую (Ж. Пиаже) или психотерапевтическую роль (З. Фрейд). При всем различии теоретических позиций психологи любых школ и направлений признают детскую игру самым специфическим и чрезвычайно значимым механизмом развития ребенка в дошкольном возрасте.

Игровая деятельность, являясь ведущей, тем не менее, не занимает все время дошкольника. Чрезвычайно важными и субъективно привлекательными для детей становятся в этот период жизни детское рисование (изобразительная деятельность), детское конструирование , детское экспериментирование . Художественная деятельность оказывает значительное влияние на становление представлений ребенка о мире и на развитие его познавательных возможностей, прежде всего, в виде детского чтения и детской музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, танец, детское музицирование). Исследователи отмечают особое значение сказкидля развития дошкольников. Изобразительная деятельность является особенно важной в этот период детства, причем на протяжении раннего и дошкольного возрастов она развивается, проходя от стадии “каракуль” до стадии реалистических изображений и использования ребенком рисунка в качестве средства самовыражения и коммуникации. Конструктивная деятельность влияет, прежде всего, на умственное развитие ребенка, усиливая самостоятельность и активность детского мышления, а детское экспериментирование как самостоятельная активность по познанию свойств и закономерностей окружающего мира путем непосредственных преобразований доступных ребенку предметов – способствует развитию любознательности, гибкости и самостоятельности детского ума.

Основные новообразования в психике ребенка дошкольного возраста возникают в игре как ведущей деятельности и развиваются под воздействием других детских деятельностей – детского экспериментирования, детского рисования, детского конструирования, восприятия сказок, художественной деятельности, элементов труда. В сфере частных психических процессов это, прежде всего, – воображение , опосредованность всех психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения), интеллектуальная децентрация ; в сфере личности – иерархия мотивов , внутренние этические инстанции , волевое и произвольное поведение , кооперативно-соревновательное общение со сверстниками и контекстное – со взрослыми ; в сфере самой деятельности происходит зарождение элементов собственно учебной деятельности .

К концу дошкольного возраста ребенок внешне резко меняется: вытягивается в длину, у него появляются первые постоянные зубы, складывается координация движений. Но главные и самые важные перемены происходят в его внутреннем мире.

В поведении детей возникает нечто неестественное, нарочитое, они кривляются, паясничают, утрачивают прежнюю естественность и непосредственность. Эти симптомы – внешнее проявлениекризиса семи лет , который, как и все ранее пережитые кризисы развития, свидетельствует о глубоких изменениях личности ребенка и о том, что он не удовлетворен прежней социальной ситуацией своего развития. Существенные изменения в психике дошкольника к концу возраста приводят к возникновению новых отношений с социальной средой, к новому восприятию и переживанию ребенком социальных обстоятельств его жизни. В результате прежняя социальная ситуация развития начинает меняться, она уже не удовлетворяет ребенка 7-ми лет, поскольку выступает не как источник позитивных изменений (как в начале дошкольного возраста), а как некоторый ограничитель его развития.

Кризис семи лет связывается в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и других исследователей с утратой детской непосредственности как одной из важнейших характеристик дошкольной психики. Сама эта непосредственность объясняется недостаточной дифференциацией внешнего и внутреннего мира ребенка. Отказ от непосредственности свидетельствует о возникновении у ребенка новых механизмов регуляции поведения на основе обобщения собственных переживаний, т. е. о становлении произвольности и опосредованности его психической жизни. При этом складывается такое новоообразование, как “интеллектуализованные эмоции ”, или “умные чувства ”, дающие возможность использовать правила поведения, требования детской морали для регуляции своих ситуативных психических реакций.

На фоне этих важных изменений в психике ребенка усиливается его потребность в признании и одобрении со стороны сверстников и взрослых, ролевое поведение осваивается как наиболее адекватная форма социальной активности, а способность и потребность в социальном функционировании – как новообразование кризиса семи лет – становится важнейшей предпосылкой психологической готовности к школе. В работах Л. И. Божович она обозначена как внутренняя позиция школьника , заключающаяся в егоготовности к социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Проблема психологической готовности к школьному обучению является практически чрезвычайно значимой для системы образования, поскольку ее решение позволяет определить не только наиболее подходящие сроки начала школьного обучения, но и адекватные условия обучения маленьких школьников и их благоприятной адаптации к школе, к требованиям учебной деятельности. Психологическая готовность к школьному обучению обнаруживается в комплексе психических характеристик ребенка, обеспечивающих успешное начало школьной жизни. К показателям, входящим в него, относят личностную готовность , или степень сформированности произвольной регуляции и правилосообразного поведения, коммуникативную готовность , обнаруживающую себя в способности ребенка вступать в конструктивное общение со взрослыми и сверстниками, мотивационную готовность – развитость познавательной мотивации в виде детской любознательности и положительного отношения к учению, познавательную готовность , включающую сформированность интеллектуального, мнемического, речевого, сенсорного компонентов познавательной деятельности. Обученность, или осведомленность ребенка о мире, и сформированность у него базовых сенсомоторных действий в виде навыков и умений (ориентация на листе бумаги, работа с карандашом, ручкой, ножницами, правильное обращение с книгой и т. д.) – это еще один показатель готовности к школьному обучению.

Исследования Л. С. Выготского и его последователей убеждают, что к концу дошкольного возраста у детей складываются лишь предпосылки психологической готовности к учению, сама же готовность во всей полноте ее компонентов формируется в течение первого полугодия обучения в школе.