Что такое аниме. Музыка и звук

Интересная и полезная информация про аниме для девочек

Трудно найти человека, который никогда в жизни не слышал слова «аниме». Это популярное японское искусство с поражающей быстротой завоевывает мир! Однако если ты до сих пор не знаешь, что твои одноклассники находят в этих «детских» мультиках и персонажах с глазами в пол-лица, пора познакомиться с этим направлением более подробно.

➣ Термин «аниме» произошел от английского слова animation — «анимация, мультипликация». Только английские мультики не называются аниме, так как под этим термином понимают анимацию, произведенную именно в Японии.

Аниме — это мультипликация, придуманная в Японии. С этим понятием тесно связано другое понятие — «манга». Это комиксы, похожие на те, которые ты любила читать в детстве (и которые мама не хотела покупать тебе, считая их глупыми).

Однако японские комиксы читают не только дети. Ты удивишься, но в Японии большая часть книг написана в виде комиксов. И дети, и подростки, и удачливые бизнесмены, и даже бабушки читают мангу! Только речь в разных видах манги идет о разном. Ясное дело, каждый вид манги адаптирован для людей определенного возраста.

➣ Слово «манга» изобрел знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году. Оно означает «гротески, странные или веселые картинки».

Если ты считаешь, что жанр аниме — это лишь «большеглазые девицы с ногами от ушей », то ты ошибаешься! В аниме существует огромное количество жанров. И не только большеглазых девиц мы видим в японских мультиках. Есть аниме, основанное на традиционных японских мифах, сказаниях, легендах и притчах. Настоящее аниме — удовольствие для истинных ценителей Японии. Негативное отношение к этому жанру может быть вызвано американизированными мультфильмами с банальными сюжетами. Но если разобраться, существует аниме, которое полезно посмотреть каждому!

➣ Первое аниме появилось в Японии в 1917 году. Конечно, оно сильно отличалось от того, что мы видим сейчас. Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё», 1917) Дэкотэна Симокавы.

Аниме сильно отличается от обычных мультфильмов. Раз посмотрев японский мультфильм, ты уже не спутаешь его с другими мультиками.

Для аниме характерен метод ограниченной мультипликации. Другими словами, количество кадров в аниме не столь большое, тогда как фон и персонажи проработаны детально. Изначально этот прием использовался потому, что финансировались аниме-проекты скудно, и мультипликаторы экономили как могли.

➣ Первым успешным аниме-сериалом в Японии стал «Могучий Атом» (Tetsuwan Atom, 1963). Он был черно-белым. Но самым первым был «Календарь в картинках студии Отоги» (1962).

Конечно, самым классическим признаком аниме являются большие глаза. Они выглядят непропорционально на лице, но, несмотря на это, персонажи японских мультиков не могут не нравиться!

А знаешь, почему у японцев, людей с узким разрезом глаз, герои большеглазые? Это связано с несколькими причинами. Большие светящиеся глаза с длинными ресницами изначально рисовали только у персонажей сёдзё-манги. На Востоке это считается очень красивым. Кроме того, глаза, с точки зрения японцев, — центральный объект на лице (тогда как в американской анимации таким объектом является рот). Они передают эмоциональность персонажа, его возраст и даже черты характера!

Поэтому большеглазыми рисуют молодых, наивных, открытых героев. А вот у злых персонажей, напротив, глаза узкие.

➣ Кстати, еще одна особенность аниме. Герои легко превращаются в плюшевую кошечку (собачку, зайчика) с атрибутами вроде хвоста и ушек. Так создатели подчеркивают несерьезность и наивность персонажа.

Вот еще некоторые интересные особенности лиц персонажей. Ты уже поняла, что японцы любят выражать эмоции. Выражение лица одного героя может меняться по сто раз за минуту! Что же означают эти изменения?

Если у персонажа «стекает» вниз уголок рта, значит, он нервно усмехается или волнуется. Если герой внезапно «обесцвечивается» и на фоне начинают извиваться непонятные полосы, значит, он находится в состоянии стресса.

Когда на лице появляется капелька пота, персонаж думает о том, чего не может сделать, или боится.

Когда ты посмотришь пару-другую сериалов, такие мимика и жесты станут тебе понятны.

В тусовке анимешников распространен термин «косплей ». Это слово является сокращением английского costumed play, что переводится как «костюмированная игра». В каком-то смысле это напоминает карнавал. Фанаты аниме устраивают самые разные фестивали, на которых предстают в образе своих любимых персонажей. Для этого они воссоздают костюмы и атрибутику героев своего любимого жанра из подручных материалов. Есть даже профессиональные косплееры — их костюмы не отличишь от оригинала!

Конечно, в России косплей еще не так популярен, как на своей родине, в Японии. Там даже есть специальные магазины, где можно купить готовую атрибутику.

Менее затратное удовольствие — это фанфики. Это слово происходит от английского fan fiction — «творчество фанатов».

Правда, они требуют чуть ли не больше времени и умения, чем косплей. Фанфики — это рассказы о похождениях любимых героев аниме. Да и не только аниме, но и фильмов, и книг. Некоторые создатели фанфиков придумывают собственных персонажей, которые существуют в уже придуманном мире. Иногда такие рассказы получаются чуть ли не интереснее оригинала!

Существует огромное разнообразие жанров аниме. О некоторых из них мы расскажем далее.

Жанры аниме

Сёнэн

Это так называемое аниме для мальчиков. Рассчитано оно на молодых людей от 12 до 18 лет. Этот жанр окончательно сложился к 1964 году. Сюжет его можно описать довольно просто: история о мальчике, который спасает мир. Тебе это кажется скучным и неинтересным? Ну, на то это и аниме для мальчиков — им постоянно хочется кого-то спасать...

Сёдзё

Как ты уже догадалась, если есть аниме для мальчиков, то куда же без аниме для девочек!

Сёдзё-аниме рассчитано на девушек твоего возраста. В этом жанре аниме отражено то, что интересует тебя: взаимоотношения с парнями, романтические отношения между героями, первая любовь...

При всем при этом персонажи могут обладать магическими способностями — в сёдзё-аниме это только приветствуется! К примеру, всем известный сериал «Сэйлор Мун» рассказывает о девушке, которая получает магический артефакт, с помощью которого она может совершать добрые дела во имя Луны. В других аниме главная героиня является потомственной волшебницей либо обладает магическими способностями.

Спокон

Аниме этого жанра рассказывает о приключениях юных спортсменов, их друзьях и противниках. А название жанра состоит из двух слов: «спорт» и «сила воли».

Кодомо

Когда ты была маленькой, то наверняка видела такое аниме, созданное специально для детей. Это «ПчелкаМайя», «Лулу — ангел цветов», «Грендайзер» и «Гонщик Спиди».

Добуцу

Добуцу переводится с японского как «пушистики». Японские мультипликаторы любят рассказывать о приключениях человекообразных «пушистых» существ. Герои его выглядят как люди, но при этом обладают усами, лапами и хвостом.

Кроме того, аниме включает в себя такие жанры, как фэнтези, киберпанк, мистика, драма и многие другие. Если тебя заинтересовало это японское искусство, ты легко найдешь аниме в магазинах или в Интернете. Обычно знакомство с аниме советуют начинать с классиков жанра. Наверняка тебе понравятся аниме-фильмы Хаяо Миядзаки («Принцесса Мононокэ», «Мой сосед Тоторо», «Служба доставки Кики», «Унесенные призраками» и т. д.).

Аудиторию - юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги , которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.

Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный пласт, объединяющий как сериалы для детей (жанр кодомо) - аниме в его изначальном понимании, так и подростковые произведения, зачастую, достаточно серьёзные и для просмотра взрослыми - сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек) и даже полноценное «взрослое» аниме. В отдельное направление выделились хентай - аниме порнографической направленности, яой и юри - аниме, повествующее об отношениях (как правило романтических) между людьми одного пола - мужчинами либо женщинами соответственно.

Вершиной аниме принято считать работы режиссёра Хаяо Миядзаки . Его «Унесенные призраками» стали первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля , как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».

Терминология

Японское слово «аниме», означающее «анимация», восходит корнями к английскому слову «animation» (яп. アニメーション [анимэ: сён] ), заимствованному и сокращённому до трёх слогов. Несмотря на несколько бо́льшую распространённость укороченной формы - «аниме» - оба слова имеют одинаковое значение в японском языке : они обозначают любую анимацию, вне зависимости от её стиля и страны производства. До середины 1970-х вместо него использовался термин «манга-эйга» («кино-комиксы»). По мере распространения японской анимации за пределы Японии, слово стало входить в другие языки, включая русский , в качестве обозначения анимации, произведённой в Японии или имеющие характерные для неё стилистические признаки.

В японском языке полностью отсутствует свойственное русскому силовое ударение , поэтому японские слова, заимствованные в русский язык, обычно получают ударение в зависимости от традиций произношения слов на русском языке. Слово «аниме» в русском языке устоявшегося ударения не имеет, распространено два варианта произношения - аниме́ и а́ниме . Однако, если следовать орфоэпическим правилам русского языка, то ударение ставится на последний слог, как и в словах макраме́ , резюме́ , реноме́ , карате́ . Такое произношение как а́ниме , разумеется, до включения слова в словари не является признаком безграмотности, но все же не рекомендуется.

Существует два альтернативных русских написания слова: «анимэ» - транслитерация (яп. アニメ ) по правилам киридзи и «аниме» - более распространённая форма, соответствующая традиции написания уже освоенных русским языком иностранных слов, содержащих звук [э] после твёрдого согласного (похожее изменение претерпел термин «карате »). Оба варианта произносятся одинаково: [анимэ] .

В русском языке слово «аниме» имеет средний род, никогда не склоняется. Слово иногда используется как первая часть составных слов, таких как «аниме-режиссёр» или «аниме-сериал». В разговорной речи встречаются образованные от «аниме» слова «анимешник», «анимешный» и т. п.

Особенности

Таблица эмоций

Анимация Японии отличается от анимации других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей. Простейшими примерами могут служить специфические для аниме жанры , вроде меха , живущие по своим собственным законам, или находящие частое отражение в аниме элементы японской культуры .

Аниме выделяется среди мультипликации других стран своей востребованностью в японском обществе. Это обуславливает и общая направленность определённой доли произведений на более взрослую аудиторию, что выражается в большем внимании к философской и идеологической составляющим, преобладании «взрослых» мотивов в тематике, и, в том числе, меньшей табуированностью тем секса и насилия в культуре в целом.

Большая часть аниме создаётся с расчётом на конкретную, временами довольно узкую целевую аудиторию . Критериями деления могут являться пол, возраст, психологический тип зрителя. Выбранный таким образом метажанр задаёт общую направленность произведения, влияя на его сюжет, идеи и даже манеру изображения. Детское (кодомо) аниме составляет большую часть от всей анимационной продукции, выпускаемой на территории Японии, но за пределами страны популярны более «взрослые» произведения.

Рисунок

Малознакомые с аниме люди среди признаков аниме обычно в первую очередь упоминают неестественно большие глаза персонажей. На самом деле, существующий стиль возник под сильным влиянием западных традиций мультипликации и аниме-персонажи выделяются на их фоне не столько размером глаз, сколько вниманием, уделённым детализации глаз по отношению ко всему остальному лицу. Нос и рот обычно изображаются несколькими волнистыми линиями, за исключением моментов, когда персонаж говорит. Тем не менее существуют произведения, в которых используется «реалистичный» рисунок - нос, рот и скулы равно с прочими деталями лица изображаются и затеняются с большей точностью, например, в аниме-фильме 1998 года «Оборотни» («Jin Roh: The Wolf Brigade»).

По глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Они обычно отражают возраст и открытость персонажа. Положительные, весёлые, дружелюбные главные герои часто изображаются с большими, блестящими, полными жизни глазами; замкнутые, мрачные или отрицательные имеют глаза суженные, иногда полузакрытые или оттенённые чёлкой - часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи; хитрые или подчёркнуто-вежливые персонажи имеют глаза лисицы - как бы всё время закрытые, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони; если персонаж не является романтическим, но при этом не злой, хитрый или замкнутый, художники могут снабдить его достаточно большими глазами, но с маленькими зрачками-точками; кроме того, если персонажа вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными - из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком. Очки являются дополнительным средством выразительности, являясь непременным атрибутом эрудитов (в противовес эксцентричным гениям), различных скромниц или парней-отаку . Очки чёрные, цветные или нарочито-блестящие, всевозможных форм и размеров, украшают лица, пожалуй, одной четверти всех известных аниме-персонажей, являясь их самой изюминкой.

Часто сюжет и стилистика аниме заимствуются из экранизируемого произведения, обычно - манги или «лёгкой новеллы ». Иногда при этом сюжет аниме может достаточно сильно отличаться от сюжета экранизируемой манги: так, в аниме могут быть добавлены герои, отсутствующие в манге, изменена концовка и тому подобное.

Музыка и звук

Для передачи эмоциональных оттенков и управления настроением зрителя в аниме, как и в кино, активно используется звуковая и музыкальная составляющие. Аудиодиски с музыкальным сопровождением после выхода сериала издаются отдельно, и зачастую могут конкурировать по популярности с обычными альбомами певцов. Поэтому исполнением песен и созданием музыки для аниме обычно занимаются известнейшие и талантливейшие певцы, группы и композиторы.

Активнее всего в аниме используется так называемая «атмосферная музыка» - тематические композиции, используемые для задания тона сцены. Например, в сериале «Евангелион » композиция «Decisive Battle» («Решающее сражение»), звучащая во время подготовки персонажей к битве, представляет собой активную, пафосную, с глухим узорным ритмом барабанного боя, мелодию, подготавливающую зрителя к предстоящей схватке.

Если произведение оказалось успешным, то иногда выходят его продолжения или переиздания в других форматах. Например, известный сериал «Tenchi Muyo» сначала вышел как OVA из нескольких серий. Впоследствии появились несколько фильмов, три сезона телесериала по 26 серий каждый, а также несколько дополнительных историй (англ. «spinoff» ).

Вне зависимости от исходного формата, любое аниме рано или поздно выходит на видеоносителях, обычно - на DVD .

Телесериал

Продолжительность сериала обычно кратна сезону, состоящему из 12-13 серий, поскольку в длительность календарного сезона укладывается 12-13 недель. Наиболее распространены сериалы из 24-26 серий, хотя существуют как значительно более длинные, за сотню серий («InuYasha », «One Piece », «Naruto », «Bleach »), так и короткие («Хеллсинг », «Беспокойные сердца »). Последние, впрочем, встречаются реже, чем 26-серийные, поэтому часто под «сезоном» понимают именно полугодичные наборы серий. Например, сериал «Ранма ½ » из более чем 160 серий (семь сезонов), в «Сейлор Мун » 200 серий (5 сезонов), в «Покемоне » - более 700. Рекордным же является аниме «Дораэмон », состоящее из более 2 000 серий, а дольше всего длится показ Sazae-san - с 1969 года и до сих пор, хотя количество серий в нём меньше.

Иногда к телесериалам выпускают дополнительные или бонусные серии (спешлы, TV-special). Часто они длиннее обычных и не связаны напрямую с базовым сюжетом телесериала, хотя и основаны на нём. История в них представляется ответвлением основного сюжета или сменой точки зрения на события, но совершенно не меняет текущее положение вещей в сериале. Обычно дополнительные серии создаются к праздникам, сменам сезона телесериала, иногда выходят после завершения показа аниме на телевидении.

OVA

Фильм

ONA

Структура серий

Серии большинства аниме-сериалов имеют следующую структуру :

  1. вступление
  2. начальная заставка (англ. opening , опенинг)
  3. краткое содержание предыдущей части
  4. первая часть аниме
  5. интермедия
  6. вторая часть аниме
  7. финальный ролик (англ. ending , эндинг)
  8. кадры из следующей серии

Не все части структуры обязательно присутствуют во всех сериалах. Например, часто обходятся без вступления - короткой завязки сюжета серии, хотя, когда она есть, в ней происходит что-то необычное, способное заинтересовать зрителя, например, совершается преступление, которое будет расследоваться в ходе серии. К таким же необязательным частям относится и краткое содержание предыдущих серий: пересказ сюжета используется лишь в произведениях с линейным развитием событий. Одной из его форм является рассказ о событиях от лица одного из персонажей. Кадры из следующей серии обычно оформляются в стиле завлекательного «рекламного ролика».

Начальная заставка

Начальный ролик, или опенинг (от англ. opening , сокр.: OP), как правило, представляет собой анимацию, изображающую главных героев аниме и отражающую его стиль. В течение всего времени ролика демонстрируются титры - имена создателей аниме, композитора, автора сюжета, имена сэйю , озвучивающих главных героев, и другая информация связанная с производством или сюжетом аниме. Большинство заставок представляют собой клипы, на написанные специально к аниме песни. В некоторых случаях заставка не показывается в первых/первой сериях аниме, если по замыслу авторов не планируется сразу раскрывать внешний облик персонажей или какие-либо элементы сюжета.

Финальный ролик

Финальный ролик, или эндинг (от англ. ending , сокр.: ED) - представляет собой практически то же самое, что и начальная заставка, только имеет существенно более скромную анимацию, более спокойную музыку. Титры тоже более подробны. Если задача опенинга - настроить зрителя на восприятие сериала, сообщить ему соответствующее настроение, то эндинг должен вывести зрителя из этого состояния, что особенно актуально для сериалов с динамичным или психологичным сюжетом.

Заставка

Заставка - очень короткая сцена, продолжительностью около двух секунд, обычно весёлая, служит сигналом начала и окончания рекламы. Иногда вообще отсутствует, иногда сливается с основным повествованием сериала, то есть на конец части А и начало части Б накладывается некоторый текст или эффект, что и сигнализирует о конце первой части и начале второй.

Распространение

За пределами Японии для обозначения фанатов аниме и манги используется слово «отаку ». Основная часть поклонников аниме на его родине - старшие школьники и младшие студенты. В других странах возраст отаку старше, но чем более распространены японские мультфильмы в стране, тем он ближе к японскому. Кроме общения в среде отаку распространено создание любительских произведений по мотивам любимых серий: манги - додзинси , музыкальных клипов с использованием видеоряда аниме - AMV (англ. Anime Music Video ), рассказов - фанфики . Также распространены разнообразные масштабные мероприятия - аниме-фестивали и переодевание в любимых героев - косплей .

Аниме в России

В 1996-97 годах по телевидению демонстрируется нестандартный для аудитории проект - «Сейлор Мун: Луна в матроске». В отличие от большинства западных стран в России он практически не цензурируется, что увеличивает интерес публики. Поколение, начавшее свое знакомство с аниме с «Сейлор Мун», среди отаку принято называть «муняшками». К этому же времени относится появление клубов отаку. Первым таким клубом стал клуб R.An.Ma (Российская ассоциация поклонников аниме и манги ), основанный в 1996 году. К концу 1990-х годов развитие интернета и цифровых технологий, позволяющих быстро скачивать и передавать информацию, влияет и на популяризацию аниме.

Наконец появляются официальные распространители аниме на видеокассетах и DVD: в 2002 году была создана компания «МС Entertainment ». Также лицензиями аниме занялись компании «Видеосервис» и «CP Digital». В и 2004 годах издаётся журнал «anime*magazine », печатная версия сетевого AnimeMagazine . Чуть позже появляется и второй журнал, полностью посвященные аниме и манге, - «АнимеГид ».

А дальше аниме-движение приобретает всё больший охват. Появляются новые издатели аниме: в 2005 году «XL Media », в - «Мега-Аниме », а в - «Reanimedia ». В 2005 году начинается активная трансляция аниме на телеканалах «MTV Россия » и «Муз-ТВ ». Постоянно организуются аниме-фестивали , в том числе Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже , северо-западный фестиваль любителей манги и аниме «М.Ани.Фест » в Санкт-Петербурге , южно-российский фестиваль японской анимации «Танибата» в Ростове-на-Дону и Московский аниме-фестиваль .

Популярность аниме затронула и российских музыкантов: в 2003 году студия Production I.G создала аниме-видеоклип на песню Линды «Цепи и кольца» , а в Studio 4 °C был выпущен клип «Первый отряд » на композицию Лигалайза , группа Тату выпустила композицию Gomenasai, один из клипов к которой был сделан в аниме-стиле. В 2009 году вышел совместный проект японских аниматоров и российских сценаристов - «Первый отряд », включающий в себя кроме полнометражного аниме мангу и повести .

См. также

Критика аниме

Параллельно росту популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих, количество насилия и эротики в аниме, неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и коллекционированием аниме - отаку , - выливающееся порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимости). В европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории; иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры.

Многим не нравится аниме на эмоциональном уровне: если зритель считает, что мультфильмы создают только для детской аудитории, он ожидает и соответствующего развития сюжета, и либо испытывает дискомфорт от просмотра аниме, рассчитанного на юношескую или взрослую аудитории, либо, отказываясь от просмотра, создаёт заочное негативное мнение о произведении. Также часто зрителям не нравится графическое решение в аниме - пресловутые «большие глаза», или голоса персонажей, из-за непривычного для европейца звучания слов и выражения эмоций в японском языке.

Большая часть критики, высказываемой в адрес аниме, также справедлива и по отношению к любой ветви современной массовой (особенно визуальной) культуры, к таким как игры, музыка, современные телесериалы, современные кинофильмы.

См. также

Примечания

  1. Bould, Mark. The Routledge Companion to Science Fiction. - Routledge , 2009. - С. 118. - 576 с. - ISBN 041545378X
  2. «Breaking The „Rules“: The Transmission Of Japanese Culture In The Age Of Globalization». Susan Napier Mitsubishi Professor of Japanese Studies, University of Texas, USA. 2005
  3. Антон Карелин Шагнуть в распахнутые окна. Место аниме в мире фантастики (рус.) . - 2004. - № 8.
  4. What is Anime? (англ.) . Bellaonline. Архивировано
  5. Tezuka: The Marvel of Manga - Education Kit . Art Gallery New South Wales (2007). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 28 октября 2007.
  6. Иванов, Борис Что такое аниме и манга? Архивировано
  7. Гаджиева Е. А. Глава 4.Япония. XX век. Города и городские жители. Анимэ // Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии . - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 256 с. - (Золотой фонд). - 5 000 экз. - ISBN 5-222-09014-0
  8. Иванов, Борис Cоветы журналисту, пишущему об аниме и манге (рус.) . Аниме и манга в России. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 июня 2010.
  9. Do Japan"s world-conquering cartoons have to be created by Japanese to be the real deal? (англ.) . Japan Time. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 мая 2007.
  10. Иванов, Борис Символика аниме и манги (рус.) . Аниме и манга в России. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 июня 2010.
  11. См. также эссе (англ.) на Umichu.edu , посвящённое цвету волос персонажей в аниме.
  12. Anime Project General Information
  13. The Search Engine that Does at InfoWeb.net
  14. Digital Versatile Disc (DVD) - Anime News Network
  15. Иванов, Борис Строение ТВ-сериалов (рус.) . Аниме и Манга в России. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 19 июня 2010.
  16. Answerman: Cthulhu Made Me Do It! - Anime News Network
  17. Sazae-san Trivia (рус.) . Anime News Network . Проверено 19 июня 2010.
  18. Original Animation Video (OAV/OVA) - Anime News Network
  19. ONA в энциклопедии Anime News Network (англ.)
  20. Иванов, Борис Кто такие отаку? (рус.) . Аниме и манга в России. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 июня 2010.

Аниме ("anʲɪmə, ənʲɪ"mɛ ср., нескл. , яп. , от англ. animation - анимация ) - японская анимация . В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются: манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел), или компьютерные игры (как правило, в жанре visual novel). При экранизации обычно сохраняется графический стиль и другие особенности оригинала. Реже используются другие источники, например, произведения классической литературы. Есть также аниме, имеющие полностью оригинальный сюжет (в этом случае уже само аниме может послужить источником для создания по нему книжных и манга-версий).

История

Основная статья: История аниме

История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука , часто называемый «королём аниме и манги» - он заложил основы того, что позднее преобразовалось в современные аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.

За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.

Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию - юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги , которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.

Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный пласт, объединяющий как сериалы для детей (жанр кодомо) - аниме в его изначальном понимании, так и подростковые произведения, зачастую, достаточно серьёзные и для просмотра взрослыми - сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек) и даже полноценное «взрослое» аниме. В отдельное направление выделились хентай - аниме порнографической направленности, яой и юри - аниме, повествующее об отношениях (как правило романтических) между людьми одного пола - мужчинами либо женщинами соответственно.

Вершиной аниме принято считать работы режиссёра Хаяо Миядзаки . Его «Унесенные призраками» стали первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля, как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».

Аниме имеет множество видов. Оно может быть «кавайным» или же реалистичным. У «кавайных» персонажей несоразмерно-большие глаза, волосы самых невообразимых цветов, маленькие носики и рты. Также персонажи «кавай» особенно ярко показывают собственные эмоции. На то и их большие глаза - в них отражается настроение. Но это не всё. Надо уметь понять язык эмоций аниме. Когда персонаж смущён, у него «исчезает» нос и вместо него появляются идущие наискосок полосы. Они могут быть нарисованы контурным цветом, или же быть красными или розовыми. Над головой персонажа может появиться голубая капля. «Кавайные» (в переводе на русский: «милые») девушки и девочки часто используют слово «ня». Это показывает их схожесть с кошками, ведь именно так японцы воспринимают издаваемый кошками звук. Так же в аниме встречаются девушки-кошки - нэко. И чибики - персонажи «кавайных» аниме. Существа с большими головами и крохотными телами.

Терминология

Японское слово «аниме», означающее «анимация», восходит корнями к английскому слову «animation» (яп. アニメーション [анимэ: сён] ), заимствованному и сокращённому до трёх слогов. Несмотря на несколько бо́льшую распространённость укороченной формы - «аниме» - оба слова имеют одинаковое значение в японском языке: они обозначают любую анимацию, вне зависимости от её стиля и страны производства. До середины 1970-х вместо него использовался термин «манга-эйга» («кино-комиксы»). По мере распространения японской анимации за пределы Японии, слово стало входить в другие языки, включая русский, в качестве обозначения анимации, произведённой в Японии или имеющие характерные для неё стилистические признаки.

В японском языке полностью отсутствует свойственное русскому силовое ударение, поэтому японские слова, заимствованные в русский язык, обычно получают ударение в зависимости от традиций произношения слов на русском языке. Слово «аниме» в русском языке устоявшегося ударения не имеет, распространено два варианта произношения - аниме́ и а́ниме . Однако, если следовать орфоэпическим правилам русского языка, то ударение ставится на последний слог, как и в словах макраме́ , резюме́ , реноме́ , карате́ . Такое произношение как а́ниме , разумеется, до включения слова в словари не является признаком безграмотности, но все же не рекомендуется.

Существует два альтернативных русских написания слова: «анимэ» - транслитерация (яп. アニメ ) по правилам киридзи и «аниме» - более распространённая форма, соответствующая традиции написания уже освоенных русским языком иностранных слов, содержащих звук [э] после твёрдого согласного (похожее изменение претерпел термин «карате»). Оба варианта произносятся одинаково: [анимэ] .

В русском языке слово «аниме» имеет средний род, никогда не склоняется. Слово иногда используется как первая часть составных слов, таких как «аниме-режиссёр» или «аниме-сериал». В разговорной речи встречаются образованные от «аниме» слова «анимешник», «анимешный» и т. п.

Особенности

Таблица эмоций

Анимация Японии отличается от анимации других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей. Простейшими примерами могут служить специфические для аниме жанры , вроде меха , живущие по своим собственным законам, или находящие частое отражение в аниме элементы японской культуры .

Аниме выделяется среди мультипликации других стран своей востребованностью в японском обществе. Это обуславливает и общая направленность определённой доли произведений на более взрослую аудиторию, что выражается в большем внимании к философской и идеологической составляющим, преобладании «взрослых» мотивов в тематике, и, в том числе, меньшей табуированностью тем секса и насилия в культуре в целом.

Большая часть аниме создаётся с расчётом на конкретную, временами довольно узкую целевую аудиторию. Критериями деления могут являться пол, возраст, психологический тип зрителя. Выбранный таким образом метажанр задаёт общую направленность произведения, влияя на его сюжет, идеи и даже манеру изображения. Детское (кодомо) аниме составляет большую часть от всей анимационной продукции, выпускаемой на территории Японии, но за пределами страны популярны более «взрослые» произведения.

Рисунок

Малознакомые с аниме люди среди признаков аниме обычно в первую очередь упоминают неестественно большие глаза персонажей. На самом деле, существующий стиль возник под сильным влиянием западных традиций мультипликации и аниме-персонажи выделяются на их фоне не столько размером глаз, сколько вниманием, уделённым детализации глаз по отношению ко всему остальному лицу. Нос и рот обычно изображаются несколькими волнистыми линиями, за исключением моментов, когда персонаж говорит. Тем не менее существуют произведения, в которых используется «реалистичный» рисунок - нос, рот и скулы равно с прочими деталями лица изображаются и затеняются с большей точностью, например, в аниме-фильме 1998 года «Оборотни» («Jin Roh: The Wolf Brigade»).

По глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Они обычно отражают возраст и открытость персонажа. Положительные, весёлые, дружелюбные главные герои часто изображаются с большими, блестящими, полными жизни глазами; замкнутые, мрачные или отрицательные имеют глаза суженные, иногда полузакрытые или оттенённые чёлкой - часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи; хитрые или подчёркнуто-вежливые персонажи имеют глаза лисицы - как бы всё время закрытые, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони; если персонаж не является романтическим, но при этом не злой, хитрый или замкнутый, художники могут снабдить его достаточно большими глазами, но с маленькими зрачками-точками; кроме того, если персонажа вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными - из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком. Очки являются дополнительным средством выразительности, являясь непременным атрибутом эрудитов (в противовес эксцентричным гениям), различных скромниц или парней-отаку . Очки чёрные, цветные или нарочито-блестящие, всевозможных форм и размеров, украшают лица, пожалуй, одной четверти всех известных аниме-персонажей, являясь их самой изюминкой.

Волосы в аниме обычно состоят из прядей. Причёски персонажей могут иметь самые разные, порой диковинные формы и цвета. Волосы, а также детали одежды персонажей, зачастую подчиняют ветру или инерции, заставляя их несинхронно двигаться при перемещениях персонажа. Волосы различных цветов изначально были способом «персонифицировать» героев, сделать их заметно различными. Сегодня, когда образы персонажей прорабатываются вплоть до мельчайших деталей лица и манер поведения, разноцветные волосы не являются необходимостью, скорее - традицией. Кроме того, цвет волос часто отражает характер персонажа. К примеру, рыжие волосы являются характерным индикатором вспыльчивости (Аска из сериала «Евангелион », Лина Инверс из сериала «Рубаки »). Светлые волосы также указывают на иностранное происхождение героя, поскольку большинство японцев имеют тёмные волосы. Отдельно стоит упомянуть осветлённые волосы, как часть стереотипа хулигана или эксцентрика - выше уже упоминалось, что абсолютное большинство японцев имеет тёмные волосы, и осветление - это наиболее эффективный способ для кого-то выделиться из общей массы в школе и на улице.

Поскольку аниме-сериалы обычно демонстрируются на телевидении с частотой около серии в неделю, для их создания задействуют штат из сценариста, режиссёра, дизайнера и нескольких десятков аниматоров. Кроме того, чтобы укладываться в график выхода, по возможности, без потери качества, используются так называемые «приёмы ограниченной анимации ». Они включают в себя перерисовку отдельных частей рисунка с сохранением бо́льшей части картинки неизменной, статические задние планы, упрощённые формы передачи эмоций.

Передача эмоций в аниме является поводом для отдельного разговора. Помимо традиционных для аниме видов проявления чувств персонажем - изменением выражения лица или тона его голоса, используется ряд других приёмов. Эмоции могут изображаться подчёркнуто нереалистично, гипертрофированно - персонажи говорят с закрытыми глазами, чтобы передать безапелляционность, или принимают картинно демонический вид, когда проявляют гнев. В комедийных ситуациях, с целью показать несерьёзность чувства, применяются пиктограммы, такие, как картинка «капельки пота» или «вздувшихся вен», возникающие поверх головы героя, либо в рамочке над ней.

Помимо «серьёзного» рисунка существует также популярный стиль «тиби» или «super-deformed» (SD), в котором персонажи изображаются упрощённо, с непропорционально большими головами и глазами в пол-лица. Обычно стиль SD применяется в комедийных ситуациях, поскольку выдаёт явную несерьёзность, пародийность происходящего. Тем не менее, существуют сериалы, целиком сделанные в такой манере; здесь подобный стиль используется, чтобы создать симпатию к «маленьким и пушистым» главным героям. Так, например, в комедийном сериале «Yamato Nadeshiko Shichi Henge » главная героиня 90 % экранного времени проводит в своей тиби-форме, ведя себя так, словно совершенно не от мира сего. Другие же персонажи, являясь более адекватными, изображены, соответственно, вполне обычными.

Сюжет

Как и в любом другом виде кинематографа, разнообразие сюжетов аниме ограничено только фантазией сценариста. Наряду с аниме, рассказывающими о параллельных реальностях и космосе, существуют аниме, описывающие исторические события, или даже воссоздающие повседневную жизнь главных героев в самом обычном Токио. Тем не менее, различные жанры накладывают различные отпечатки на сюжеты аниме, и зачастую определяют общую манеру построения или ключевые вехи сюжетной линии сериала.

Так, например, произведения, называемые «сёнэн-адвенчер» (shounen-adventure - приключения для парней ) зачастую имеют предсказуемый канонический вид: большую часть сериала главный герой собирает команду сторонников и учится новым приёмам ведения боя, преодолевая при этом мелкие возникающие проблемы, чтобы в конце концов победить превосходящего по силам противника. После этого сериал либо заканчивается, либо возвращается к началу: обозначается более сильный, более опасный враг. Один такой цикл иногда называют аркой (от англ. arc ). Примером классической shounen-adventure может служить «Rurouni Kenshin » - эпос о Химуре Кэнсине, самурае времён реставрации Мэйдзи, умеющем, но не желающем больше убивать.

Распространено также нестандартное скрещивание привычных шаблонов. Например, комедия/боевик «Стальная тревога » повествует о молодом, но бравом вояке Сагаре Сосуке, которого определили на учёбу в школу - охранять потенциальную жертву. Гармоничное переплетение школьных комедийных сценок и серьёзного военизированного сюжета компенсирует недостатки обеих линий по отдельности.

Несмотря на обилие сериалов, сделанных по канонам жанра, не убывает и количество оригинальных, не поддающихся точной классификации произведений. Примером сериала с нестандартной сюжетной линией может служить «GANTZ » - боевик, главные герои которого - Кэй Куроно и Масару Като - погибли под колёсами поезда метро, но были воскрешены неподвижным чёрным шаром, занимающим половину комнаты в токийской гостинице - для того, чтобы участвовать в жестокой игре на выживание, выйти из которой можно, лишь заработав 100 очков.

Вселенные, в которых происходит действие сериалов, могут принимать любые формы, от классических фэнтези-миров до популяризованных американскими авторами киберпанка («Ghost in the Shell », «Serial Experiments Lain ») или стимпанка («Fullmetal Alchemist », «Стимбой »). Истории фантастических миров могут серьёзно отличаться от привычной нам: так, в аниме «Fullmetal Alchemist » вместо физики развито искусство алхимии, в Аниме «Trigun » действие происходит в далёком будущем, на пустынной планете, среди останков потерянных технологий. Сериал «Волчий дождь » рисует постапокалиптический мир, в котором люди однажды проиграли сами себе и оставили огромные поля сражений, усеяные скелетами боевых механизмов.

Большая часть аниме-сериалов обладает ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом и служит не просто для развлечения. Режиссёр образами создаёт подходящий эмоциональный фон для передачи своих мыслей. Популярными идеями являются: идея стойкости, нежелания сдаваться сколь угодно могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора жизненного пути, мораль человека. Различный возраст целевой аудитории зачастую влияет на идейный подтекст произведения: shounen-adventure , обычно адресуемые юношам старше двенадцати лет, чаще содержат «простой» эмоциональный ряд (не сдаваться, защищать друзей, и т. д.) с меньшей проработкой деталей, чем философские или психологические произведения для взрослых. «Простота», однако, не означает, что идеи таких сериалов «детские» или даже «наивные», «максималистские» - или что такие сериалы не рассчитаны на старшее поколение. В более серьёзных сериалах рассматриваются вопросы смысла жизни, морали, проблемы эскапизма, одиночества и разделённости людей, религии.

Часто сюжет и стилистика аниме заимствуются из экранизируемого произведения, обычно - манги или «лёгкой новеллы ». Иногда при этом сюжет аниме может достаточно сильно отличаться от сюжета экранизируемой манги: так, в аниме могут быть добавлены герои, отсутствующие в манге, изменена концовка и тому подобное.

Музыка и звук

Для передачи эмоциональных оттенков и управления настроением зрителя в аниме, как и в кино, активно используется звуковая и музыкальная составляющие. Аудиодиски с музыкальным сопровождением после выхода сериала издаются отдельно, и зачастую могут конкурировать по популярности с обычными альбомами певцов. Поэтому исполнением песен и созданием музыки для аниме обычно занимаются известнейшие и талантливейшие певцы, группы и композиторы.

Активнее всего в аниме используется так называемая «атмосферная музыка» - тематические композиции, используемые для задания тона сцены. Например, в сериале «Евангелион » композиция «Decisive Battle» («Решающее сражение»), звучащая во время подготовки персонажей к битве, представляет собой активную, пафосную, с глухим узорным ритмом барабанного боя, мелодию, подготавливающую зрителя к предстоящей схватке.

Если произведение оказалось успешным, то иногда выходят его продолжения или переиздания в других форматах. Например, известный сериал «Tenchi Muyo » сначала вышел как OVA из нескольких серий. Впоследствии появились несколько фильмов, три сезона телесериала по 26 серий каждый, а также несколько дополнительных историй (англ. «spinoff» ).

Вне зависимости от исходного формата, любое аниме рано или поздно выходит на видеоносителях, обычно - на DVD.

Телесериал

Телесериал (TV) - аниме, состоящее из множества коротких серий, предназначенное для показа по телевидению с определённой периодичностью (обычно одна серия в неделю). Это наиболее распространенный формат для аниме. Как правило, длительность одной серии составляет 23-25 минут, что вместе с рекламой образует стандартный блок в программе вещания - полчаса. Иногда встречаются серии по 12 минут - для показа сразу двух серий блоком. Ещё реже можно встретить пяти- и трёхминутные серии.

Продолжительность сериала обычно кратна сезону, состоящему из 12-13 серий, поскольку в длительность календарного сезона укладывается 12-13 недель. Наиболее распространены сериалы из 24-26 серий, хотя существуют как значительно более длинные, за сотню серий («InuYasha », «One Piece », «Naruto », «Bleach »), так и короткие («Хеллсинг », «Беспокойные сердца »). Последние, впрочем, встречаются реже, чем 26-серийные, поэтому часто под «сезоном» понимают именно полугодичные наборы серий. Например, сериал «Ранма ½ » из более чем 160 серий (семь сезонов), в «Сейлор Мун » 200 серий (5 сезонов), в «Покемоне » - более 700. Рекордным же является аниме «Дораэмон », состоящее из более 2 000 серий, а дольше всего длится показ Sazae-san - с 1969 года и до сих пор, хотя количество серий в нём меньше.

Иногда к телесериалам выпускают дополнительные или бонусные серии (спешлы, TV-special). Часто они длиннее обычных и не связаны напрямую с базовым сюжетом телесериала, хотя и основаны на нём. История в них представляется ответвлением основного сюжета или сменой точки зрения на события, но совершенно не меняет текущее положение вещей в сериале. Обычно дополнительные серии создаются к праздникам, сменам сезона телесериала, иногда выходят после завершения показа аниме на телевидении.

OVA

Фильм

Фильм - аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Как правило, это полнометражные (от 50 до 120 минут) фильмы, отличающиеся более высоким по сравнению с другими форматами качеством анимации и, соответственно, более высокими затратами на производство. Полнометражные аниме представлены как самостоятельными произведениями, так и дополнениями к популярным телесериалам. В более редких случаях после успешной демонстрации полнометражного фильма выпускается телесериал. Примером такого может служить лента «Ghost in the Shell », после выхода которой был создан сериал «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex ».

ONA

Структура серий

Серии большинства аниме-сериалов имеют следующую структуру :

  1. вступление
  2. начальная заставка (англ. opening , опенинг)
  3. краткое содержание предыдущей части
  4. первая часть аниме
  5. интермедия
  6. вторая часть аниме
  7. финальный ролик (англ. ending , эндинг)
  8. кадры из следующей серии

Не все части структуры обязательно присутствуют во всех сериалах. Например, часто обходятся без вступления - короткой завязки сюжета серии, хотя, когда она есть, в ней происходит что-то необычное, способное заинтересовать зрителя, например, совершается преступление, которое будет расследоваться в ходе серии. К таким же необязательным частям относится и краткое содержание предыдущих серий: пересказ сюжета используется лишь в произведениях с линейным развитием событий. Одной из его форм является рассказ о событиях от лица одного из персонажей. Кадры из следующей серии обычно оформляются в стиле завлекательного «рекламного ролика».

Начальная заставка

Начальный ролик, или опенинг (от англ. opening , сокр.: OP), как правило, представляет собой анимацию, изображающую главных героев аниме и отражающую его стиль. В течение всего времени ролика демонстрируются титры - имена создателей аниме, композитора, автора сюжета, имена сэйю , озвучивающих главных героев, и другая информация связанная с производством или сюжетом аниме. Большинство заставок представляют собой клипы, на написанные специально к аниме песни. В некоторых случаях заставка не показывается в первых/первой сериях аниме, если по замыслу авторов не планируется сразу раскрывать внешний облик персонажей или какие-либо элементы сюжета.

Финальный ролик

Финальный ролик, или эндинг (от англ. ending , сокр.: ED) - представляет собой практически то же самое, что и начальная заставка, только имеет существенно более скромную анимацию, более спокойную музыку. Титры тоже более подробны. Если задача опенинга - настроить зрителя на восприятие сериала, сообщить ему соответствующее настроение, то эндинг должен вывести зрителя из этого состояния, что особенно актуально для сериалов с динамичным или психологичным сюжетом.

Заставка

Заставка - очень короткая сцена, продолжительностью около двух секунд, обычно весёлая, служит сигналом начала и окончания рекламы. Иногда вообще отсутствует, иногда сливается с основным повествованием сериала, то есть на конец части А и начало части Б накладывается некоторый текст или эффект, что и сигнализирует о конце первой части и начале второй.

Распространение

За пределами Японии для обозначения фанатов аниме и манги используется слово «отаку ». Основная часть поклонников аниме на его родине - старшие школьники и младшие студенты. В других странах возраст отаку старше, но чем более распространены японские мультфильмы в стране, тем он ближе к японскому. Кроме общения в среде отаку распространено создание любительских произведений по мотивам любимых серий: манги - додзинси, музыкальных клипов с использованием видеоряда аниме - AMV (англ. Anime Music Video ), рассказов - фанфики. Также распространены разнообразные масштабные мероприятия - аниме-фестивали и переодевание в любимых героев - косплей .

Аниме в России

В СССР показ кино и анимации капиталистических стран был ограничен небольшим количеством отобранных по идеологическим критериям фильмов, поэтому советский зритель был практически не знаком с японской анимацией. Исключением стали фильмы: «Летающий корабль-призрак » , «Кот в сапогах », «Джек в Cтране чудес », «Принцесса подводного царства », «Дюймовочка », «Принцы-лебеди », «Босоногий Ген » а также «Двенадцать месяцев » и «Приключения пингвинёнка Лоло », созданные совместно с советскими мультипликаторами.

Первое знакомство российской аудитории с мэйнстримом аниме состоялось во время «видеобума» конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме (в основном фильмы, уже ставшие популярными на Западе, и хентай), распространяемое «видеопиратами» или переписываемое в частном порядке. Наибольшую популярность в это время приобрели показанные по телевидению «Роботех », «Макрон-1 » и «Ведьма Салли ». . Российскому зрителю стали доступны также аниме-сериалы из «трансформерского » цикла - «Хэдмастеры », «Войны Великой силы », «Виктори », а позднее (уже в 2000-х годах) - «Трилогия Юникрона ».

В 1996-97 годах по телевидению демонстрируется нестандартный для аудитории проект - «Сейлор Мун: Луна в матроске ». В отличие от большинства западных стран в России он практически не цензурируется, что увеличивает интерес публики. Поколение, начавшее свое знакомство с аниме с «Сейлор Мун», среди отаку принято называть «муняшками». К этому же времени относится появление клубов отаку. Первым таким клубом стал клуб R.An.Ma (Российская ассоциация поклонников аниме и манги ), основанный в 1996 году. К концу 1990-х годов развитие интернета и цифровых технологий, позволяющих быстро скачивать и передавать информацию, влияет и на популяризацию аниме. .

Начиная с 2000 года на российском телевидении демонстрировался известный детский аниме-сериал «Покемон ». До этого времени термин «аниме» использовался редко, произведения обозначались просто как «японские мультфильмы». Новой волны отаку сериал не создал из-за небольшого возраста целевой аудитории, но его показ вызвал большой отклик в прессе. В том же году в Воронеже проводится первый в России аниме-фестиваль.

В 2002 году в журнале «Страна игр» появляется рубрика «Банзай!», самая компетентная серия статей о японской массовой культуре на территории России, и интернет-журнал AnimeMagazine .

Наконец появляются официальные распространители аниме на видеокассетах и DVD: в 2002 году была создана компания «МС Entertainment». Также лицензиями аниме занялись компании «Видеосервис» и «CP Digital». В 2003 и 2004 годах издаётся журнал «anime*magazine», печатная версия сетевого AnimeMagazine . Чуть позже появляется и второй журнал, полностью посвященные аниме и манге, - «АнимеГид».

А дальше аниме-движение приобретает всё больший охват. Появляются новые издатели аниме: в 2005 году «XL Media», в 2006 - «Мега-Аниме», а в 2007 - «Reanimedia». В 2005 году начинается активная трансляция аниме на телеканалах «MTV Россия» и «Муз-ТВ». Постоянно организуются аниме-фестивали, в том числе Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже, северо-западный фестиваль любителей манги и аниме «М.Ани. Фест» в Санкт-Петербурге, южно-российский фестиваль японской анимации «Танибата» в Ростове-на-Дону и Московский аниме-фестиваль.

Популярность аниме затронула и российских музыкантов: в 2003 году студия Production I.G создала аниме-видеоклип на песню Линды «Цепи и кольца» , а в 2005 Studio 4 °C был выпущен клип «Первый отряд» на композицию Лигалайза, группа Тату выпустила композицию Gomenasai, один из клипов к которой был сделан в аниме-стиле. В 2009 году вышел совместный проект японских аниматоров и российских сценаристов - «Первый отряд », включающий в себя кроме полнометражного аниме мангу и повести.

Критика аниме

Параллельно росту популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих, количество насилия и эротики в аниме, неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и коллекционированием аниме - отаку , - выливающееся порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимости). В европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории; иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры.

Многим не нравится аниме на эмоциональном уровне: если зритель считает, что мультфильмы создают только для детской аудитории, он ожидает и соответствующего развития сюжета, и либо испытывает дискомфорт от просмотра аниме, рассчитанного на юношескую или взрослую аудитории, либо, отказываясь от просмотра, создаёт заочное негативное мнение о произведении. Также часто зрителям не нравится графическое решение в аниме - пресловутые «большие глаза», или голоса персонажей, из-за непривычного для европейца звучания слов и выражения эмоций в японском языке.

Большая часть критики, высказываемой в адрес аниме, также справедлива и по отношению к любой ветви современной массовой (особенно визуальной) культуры, к таким как игры, музыка, современные телесериалы, современные кинофильмы.

См. также

Примечания

  1. Bould, Mark. The Routledge Companion to Science Fiction. - Routledge, 2009. - С. 118. - 576 с. - ISBN 041545378X
  2. «Breaking The „Rules“: The Transmission Of Japanese Culture In The Age Of Globalization». Susan Napier Mitsubishi Professor of Japanese Studies, University of Texas, USA. 2005
  3. Антон Карелин Шагнуть в распахнутые окна. Место аниме в мире фантастики (рус.) . - 2004. - № 8.
  4. What is Anime? (англ.) . Bellaonline. Архивировано
  5. Tezuka: The Marvel of Manga - Education Kit . Art Gallery New South Wales (2007). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 28 октября 2007.
  6. Иванов, Борис

В мире Наруто незаметно пролетели два года. Бывшие новички пополнили ряды опытных синоби в ранге тюнин и дзёнин. Главные герои не сидели на месте – каждый стал учеником одного из легендарных Саннин – трех великих ниндзя Конохи. Парень в оранжевом продолжил обучение у мудрого, но эксцентричного Дзирайи, постепенно восходя на новую ступень боевого мастерства. Сакура выдвинулась в помощницы и доверенные лица целительницы Цунадэ – нового вождя Деревни Листвы. Ну а Саскэ, чья гордыня привела к изгнанию из Конохи, вступил во временный союз со зловещим Оротимару, причем каждый считает, что лишь использует другого до поры до времени.

Краткая передышка закончилась, и события в очередной раз понеслись с ураганной быстротой. В Конохе вновь прорастают семена старых раздоров, посеянные первыми Хокагэ. Таинственный лидер Акацуки привел в действие план обретения мирового господства. Неспокойно в Деревне Песка и соседних странах, везде всплывают старые тайны, и ясно, что когда-то придется платить по счетам. Долгожданное продолжение манги вдохнуло новую жизнь в сериал и новую надежду в сердца бесчисленных фанатов!

© Hollow, World Art

  • (51350)

    Мечник Тацуми, простой парнишка из сельской местности отправляется в Столицу чтобы заработать денег для своей голодающей деревни.
    А добравшись туда вскоре узнает, что великая и красивая Столица это лишь видимость. Город погряз в коррупции, жестокости и беззаконии которые идут от премьер министра, что правит страной из-за кулис.
    Но как всем известно - "Один в поле не воин" и ничего тут не поделаешь, особенно когда твой враг глава государства или точнее тот, кто им прикрывается.
    Найдет ли Тацуми себе единомышленников и сможет-ли что-то изменить? Смотрите и узнаете сами.

  • (51752)

    Фейри Тейл - знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами - взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (46159)

    18-летний Сора и 11-летняя Сиро – сводные брат и сестра, законченные затворники и игроманы. Когда встретились два одиночества, родился несокрушимый союз «Пустое место», наводящий ужас на всех восточных геймеров. Хотя на публике ребят трясет и корежит не по-детски, в Сети малышка Сиро – гений логики, а Сора – монстр психологии, которого нельзя провести. Увы, достойные противники вскоре кончились, потому Сиро так обрадовалась шахматной партии, где с первых ходов был виден почерк мастера. Выиграв на пределе сил, герои получили интересное предложение – переехать в иной мир, где их таланты поймут и оценят!

    А почему бы и нет? В нашем мире Сору и Сиро ничто не держит, а веселым миром Дисборд правят Десять заповедей, суть которых сводится к одному: никакого насилия и жестокости, все разногласия решаются в честной игре. В игровом мире живут 16 рас, из которых человеческая считается самой слабой и бесталантной. Но ведь чудо-ребята уже здесь, в их руках корона Элькии – единственной страны людей, и мы верим, что этим успехи Соры и Сиро не ограничатся. Посланцам Земли надо всего-то объединить все расы Дисборда – и тогда они смогут бросить вызов богу Тету – своему, кстати, старому знакомому. Только, если подумать, стоит ли это делать?

    © Hollow, World Art

  • (46223)

    Фейри Тейл – знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами – взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (62535)

    Студент университета Канеки Кен в результате несчастного случая попадает в больницу, где ему по ошибке пересаживают органы одного из гулей - чудовищ, питающихся человеческой плотью. Теперь он сам становится одним из них, а для людей превращается в изгоя, подлежащего уничтожению. Но сможет ли он стать своим для других гулей? Или теперь в мире для него больше нет места? Это аниме расскажет о судьбе Канеки и том, какое влияние он окажет на будущее Токио, где идет непрерывная война между двумя видами.

  • (34900)

    Континент что лежит в центре океана Игнола, это большой центральный и еще четыре - Южный, Северный, Восточный и Западный и сами боги приглядывают за ним, а зовется он Энтэ Исла.
    И есть имя, что ввергает в Ужас любого на Энтэ Исла - Владыка Тьмы Мао.
    Он хозяин потустороннего мира где живут все темные создания.
    Он есть воплощение страха и ужаса.
    Владыка Тьмы Мао объявил войну роду людскому и сеял смерть и разрушения по всему континенту Энтэ Исла.
    Владыке Тьмы служили 4 могущественных генерала.
    Адрамелех, Люцифер, Альсиэль и Малакода.
    Четверо Генералов демонов возглавили атаку на 4 части континента. Однако, явился герой что выступил против армии преисподней. Герой и его товарищи одолели войска Владыки тьмы на западе, далее Адрамелеха на севере и Малакоду на Юге. Герой возглавил объединенную армию рода людского и пошел приступом на центральный континент где стоял замок Владыки Тьмы...

  • (33386)

    Ято – бродячий японский бог в образе худощавого синеглазого юноши в спортивном костюме. В синтоизме сила божества определяется числом верующих, а у нашего героя - ни храма, ни жрецов, все пожертвования умещаются в бутылке из-под сакэ. Парень в шейном платке подрабатывает мастером на все руки, малюя объявления на стенах, но дела идут совсем худо. Даже языкастая Маю, много лет работающая синки – Священным оружием Ято – покинула хозяина. А без оружия младший бог не сильнее обычного смертного мага, приходится (вот позор!) от злых духов прятаться. И кому вообще такой небожитель нужен?

    Однажды симпатичная старшеклассница Хиёри Ики бросилась под грузовик, чтобы спасти какого-то парня в черном. Кончилось это плохо – девушка не погибла, но обрела способность «выходить» из тела и гулять на «той стороне». Встретив там Ято и узнав виновника своих бед, Хиёри убедила бездомного бога исцелить ее, ибо тот сам признал, что долго жить между мирами никто не может. Вот только, познакомившись поближе, Ики поняла, что у нынешнего Ято не хватает сил, чтобы решить ее проблему. Что ж, надо брать дело в свои руки и лично направить бродягу на путь истинный: сначала подыскать непутевому оружие, потом помочь заработать, а там, глядишь, что и получится. Не зря говорят: чего хочет женщина – хочет Бог!

    © Hollow, World Art

  • (33286)

    В старшей школе искусств университета Суймэй есть множество общежитий, а есть доходный дом «Сакура». Если в общежитиях действуют строгие правила, то в «Сакуре» можно все, недаром ее местное прозвище – «сумасшедший дом». Так как в искусстве гений и сумасшествие всегда где-то рядом, то обитатели «вишневого сада» - талантливые и интересные ребята, слишком уж выбивающиеся из «болота». Взять хотя бы шумную Мисаки, что продает мейджор-студиям собственное аниме, ее друга и сценариста плейбоя Дзина или программиста-затворника Рюносукэ, что общается с миром лишь по Сети и телефону. По сравнению с ними главный герой Сората Канда – простак, попавший в «психушку» всего лишь за… любовь к кошкам!

    Поэтому Тихиро-сэнсэй, глава общежития, поручила Сорате, как единственному вменяемому постояльцу, встретить свою двоюродную сестру Масиро, что переводится в их школу из далекой Британии. Хрупкая блондинка показалась Канде настоящим светлым ангелом. Правда, на вечеринке с новыми соседями гостья держалась скованно и говорила мало, но свежеиспеченный поклонник списал все на понятный стресс и усталость с дороги. Только настоящий стресс ждал Сорату утром, когда он пошел будить Масиро. Герой с ужасом понял, что его новая знакомая – великий художник абсолютно не от мира сего, то есть, самостоятельно даже одеться не способна! А коварная Тихиро тут как тут - отныне Канда будет вечно ухаживать за ее сестрой, ведь на кошках парень уже потренировался!

    © Hollow, World Art

  • (33566)

    в XXI мировому сообществу наконец удалось систематизировать искусство магии и поднять его на новый уровень. Способных использовать магию после окончания девяти классов в Японии ныне ждут в школах магии - но только если абитуриенты сдадут экзамен. Квота на поступление в Первую школу (Хатиодзи, Токио) - 200 учеников, сотню лучших зачисляют на первое отделение, остальных - в резерв, на второе, причём учителя положены только первой сотне, "Цветкам". Остальные же, "Сорняки", учатся самостоятельно. При этом в школе постоянно витает атмосфера дискриминации, ведь даже формы у обоих отделений разные.
    Сиба Тацуя и Миюки родились с разницей в 11 месяцев, что позволило им учиться на одном году. При поступлении в Первую школу сестра оказывается среди Цветков, а брат - среди Сорняков: несмотря на превосходные теоретические познания, практическая часть даётся ему нелегко.
    В общем, нас ждёт учёба посредственного брата и примерной сестры, а также их новых друзей - Тибы Эрики, Сайдзё Леонхарта (можно просто Лео) и Сибаты Мидзуки - в школе магии, квантовая физика, Турнир Девяти Школ и многое другое...

    © Sa4ko aka Kiyoso

  • (29554)

    "Семь Смертных Грехов", некогда великие воины, почитаемые Британцами. Но однажды, их обвиняют в попытке свергнуть монархов и убийстве воина из Святых Рыцарей. В дальнейшем Святые Рыцари устраивают государственный переворот, и захватывают власть в свои руки. А "Семь Смертных Грехов", теперь изгои, разбрелись по всему королевству, кто куда. Принцесса Элизабет, смогла сбежать из замка. Она решает отправиться на поиски Мелиодаса, предводителя семерки Грехов. Теперь вся семерка должна объединиться снова, что бы доказать свою невиновность и отомстить за изгнание.

  • (28372)

    2021 год. На землю попал неизвестный вирус "Гастрея" который за считанные дни уничтожил почти все человечество. Но это не просто вирус как какая-то Эбола или Чума. Он не убивает человека. Гастрея - разумная зараза, которая перестраивает ДНК превращая носителя в страшного монстра.
    Началась война и в итоге прошло 10 лет. Люди нашли способ отгородиться от заразы. Единственное, что не переносит Гастрея, это особый металл - Вараниум. Именно из него люди выстроили огромные монолиты и огородили ими Токио. Казалось, теперь немногие выжившие могут жить за монолитами в мире, но увы, угроза никуда не делась. Гастрея все еще ждет удобного момента чтобы проникнуть в Токио и уничтожить немногочисленные остатки человечества. Надежды нет. Истребление людей лишь вопрос времени. Но у страшного вируса оказался и другой эффект. Есть те, кто уже рождается с этим вирусом в крови. Эти дети, "Проклятые дети" (Исключительно девушки) обладают сверхчеловеческой силой и регенерацией. В их телах распространение вируса идет во много крат медленнее чем в теле обычного человека. Только они могут противостоять порождениям "Гастреи" и больше человечеству рассчитывать не на что. Смогут ли наши герои спасти остатки живых людей и найти лекарство от ужасающего вируса? Смотрите и узнаете сами.

  • (27481)

    История в «Steins,Gate» разворачивается спустя год после событий «Chaos,Head».
    Напряженный сюжет игры частью проходит в реалистично воссозданном районе Акахибара, в знаменитом месте шопинга отаку в Токио. Завязка сюжета такова: группа друзей монтируeт в Акихибаре некое устройство для посылки текстовых сообщений в прошлое. Экспериментами героев игры заинтересовывается таинственная организация под именем СЕРН, которая так же занимается собственными исследованиями в области путешествия по времени. И теперь друзьям приходится приложить гигантские усилия для того чтобы не быть захваченными СЕРН.

    © Hollow, World Art


    Добавлена серия 23β, которая является альтернативной концовкой и подведению к продолжению в SG0.
  • (26756)

    Тридцать тысяч игроков из Японии и куда больше со всего мира внезапно оказались заперты в многопользовательской ролевой онлайновой игре «Легенда Древних». С одной стороны, геймеры перенеслись в новый мир физически, иллюзия реальности оказалась почти безупречной. С другой стороны, «попаданцы» сохранили прежние аватары и обретенные навыки, пользовательский интерфейс и систему прокачки, да и смерть в игре вела всего лишь к воскрешению в соборе ближайшего крупного города. Поняв, что великой цели нет, и цену за выход никто не называл, игроки стали сбиваться вместе – одни, чтобы жить и править по закону джунглей, другие – чтобы противостоять беспределу.

    Сироэ и Наоцугу, в миру студент и клерк, в игре - хитроумный маг и могучий воин, давно знали друг друга еще по легендарной гильдии «Безумное чаепитие». Увы, те времена ушли навсегда, но и в новой реальности можно встретить старых знакомых и просто хороших ребят, с которыми не будет скучно. А главное – в мире «Легенды» появилось коренное население, считающее пришельцев великими и бессмертными героями. Поневоле захочется стать этаким рыцарем Круглого Стола, побивающим драконов и спасающим девушек. Что ж, девушек кругом хватает, монстров и разбойников тоже, а для отдыха есть города вроде гостеприимной Акибы. Главное – умирать в игре все же не стоит, гораздо правильней жить по-человечески!

    © Hollow, World Art

  • (27826)

    Раса гулей существует с незапамятных времен. Ее представители вовсе не против людей, они их даже любят – преимущественно в сыром виде. Любители человечины внешне неотличимы от нас, сильны, быстры и живучи – но их мало, потому гули выработали строгие правила охоты и маскировки, а нарушителей наказывают сами или по-тихому сдают борцам с нечистью. В век науки люди знают про гулей, но как говорится, привыкли. Власти не считают людоедов угрозой, более того, рассматривают их как идеальную основу для создания суперсолдат. Эксперименты идут уже давно…

    Главному герою Кэн Канэки предстоит мучительный поиск нового пути, ибо он понял, что люди и гули похожи: просто одни друг друга жрут в прямом смысле, другие – в переносном. Правда жизни жестока, переделать ее нельзя, и силен тот, кто не отворачивается. А дальше уж как-нибудь!

  • (26937)

    В мире Hunter x Hunter существует класс людей называемых Охотниками, которые, используя психические силы и обученные всевозможным видам борьбы, исследуют дикие уголки в основном цивилизованного мира. Главный герой, юноша по имени Гон (Гун), сын самого великого Охотника. Его отец таинственно исчез много лет назад, и теперь, повзрослев, Гон (Гун) решает пойти по его стопам. По пути он находит несколько компаньонов: Леорио, честолюбивый доктор медицинских наук, чья цель - обогащение. Курапика - единственный выживший из своего клана, чья цель - месть. Киллуа - наследник семьи наемных убийц, чья цель - тренировка. Вместе они добиваются цели и становятся Охотниками, но это только первая ступенька на их долгом пути… А впереди история Киллуа и его семьи, история мести Курапики и конечно же обучение, новые задания и приключения! Сериал был остановлен на мести Курапики…Что же ждет нас дальше спустя столько лет?

  • (26529)

    Действие происходит в альтернативной реальности, где давно признано существование демонов; в тихом океане есть даже остров - «Итогамидзима», где демоны являются полноценными гражданами и обладают равными с людьми правами. Однако существуют и люди-маги, которые ведут охоту на них, в частности, на вампиров. Обыкновенный японский школьник по имени Акацуки Кодзё по непонятной причине превратился в «чистокровного вампира», четвёртого по числу. За ним начинает следовать молодая девушка Химэраки Юкина, или «шаман клинка», которая должна следить за Акацуки и убить его в случае, если он выйдет из под контроля.

  • (24823)

    История повествует о юноше по имени Саитама, который живет в мире, иронично похожем на наш. Ему 25, он лыс и прекрасен, к тому же, силен настолько, что с одного удара аннигилирует все опасности для человечества. Он ищет себя на нелегком жизненном пути, попутно раздавая подзатыльники монстрам и злодеям.

  • (22680)

    Сейчас вам предстоит сыграть в игру. Что это будет за игра - решит рулетка. Ставкой в игре будет ваша жизнь. После смерти, люди, погибшие одновременно, попадают в Квин Деким, где им предстоит сыграть в игру. Но на самом деле, то, что с ними здесь происходит, это Суд Небесный.

  • Анимационные фильмы создаются уже более века во всем мире. Одни страны за этой время стали настоящими лидерами и буквально законодателями в этой отрасли индустрии развлечений, а другие скромно и незаметно создают свои картины и показывают продукцию зарубежных производителей. Но есть в этой яркой нарисованной вселенной особый случай - аниме. Это слово, в общем-то, означает «анимационный фильм», но во всем мире под ним понимают исключительно японские произведения этого жанра. Чем же мультики из Страны восходящего солнца покорили мир? Давайте разбираться!

    Коротенькая справка

    Аниме - это, по сути, японская производная мультипликационных фильмов, созданных на Западе и в США. Начало истории этого жанра связывают с первыми экспериментами режиссеров Страны восходящего солнца еще в начале прошлого века. Позаимствовав у первооткрывателей некоторые технологии и добавив немного своих традиций и особенностей, манга-авторы создали настоящие шедевры, которые смогли менее чем за полвека покорить весь мир.

    Мальчикам и девочкам, а также их родителям

    Аниме - это нарисованные фильмы для любой возрастной категории. В этом ярком разнообразии для себя найдут интересные сюжеты детки (такие фильмы обычно называют кодомо) и подростки. Причем для молодежи аниме делятся на несколько категорий: сёнен для ребят и сёдзё для девочек. Отличаются они существенно. Кодомо рассказывают простые незамысловатые истории про приключения маленьких и забавных персонажей. Подростковые девичьи аниме - про любовь и ненависть, нежность и грубость, красоту и моду, мистику и волшебство, в общем, о том, что интересно юным представительницам прекрасного пола. Сёнен повествуют о жизни и подвигах различных супергероев, воинов и настоящих мачо. В аниме для ребят тоже присутствуют отношения и мистика, но все же преобладают истории о битвах и сражениях между положительными и причем как людьми, так и представителями иных цивилизаций или просто

    Последнее время все большей популярностью пользуются «взрослые» аниме. Это нарисованные истории, которые зачастую нисколько не уступают по своему сюжету полнометражным художественным фильмам или сериалам. В них раскрываются серьезные вопросы и темы, они заставляют задуматься. Есть и картины на любителя - про однополые отношения или с элементами «клубнички».

    Лучшие аниме с успехом идут в кинотеатрах всего мира и по не уступают произведениям других жанров. Так, например, «Унесенные призраками» режиссера Хаяо Миядзаки, кроме прочих премий, получил награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году как «Лучший фильм» и «Оскар» в 2003 году как «Лучший анимационный фильм», а его кассовые сборы превысили 250 миллионов долларов.

    Яркая внешность

    Кроме всего прочего, аниме - это еще и сложная система графического представления людей, их характеров и эмоций. Тут есть свои особенности и строгие правила. Во-первых, внешность героев всегда ярко выраженная - европейский разрез огромных глаз, заимствованный из диснеевской мультипликации. И это неспроста! С помощью художники аниме передают эмоции и характер героя. Примечательным является то, что выражения лиц персонажей одинаковы во всех картинах, что позволяет зрителю без труда определить, что думает герой и что чувствует, является ли он положительным или отрицательным, при просмотре любого фильма этого жанра. Остальные черты лица, как правило, прорисованы слабо и не несут смысловой нагрузки.

    На вопрос, что такое аниме, многие ответят, что это мультфильмы, в которых у героев большие глаза и цветные волосы. И это будет правдой! Второй отличительной чертой этих произведений являются диковинные прически персонажей. Они, как правило, состоят из прядей, а вот разнообразие их длины и цветов просто поражает воображение. И у этого тоже есть свой смысл. Прическа и одежда позволяют буквально с первого взгляда определить характер и особенности персонажа. Этот вызвано прежде всего тем фактом, что абсолютное большинство самих японцев от рождения имеют темные волосы, а их окрашивание или осветление консервативной нацией воспринимается как протест и вызов обществу.

    Разнообразие форматов

    Так что такое аниме - фильм или мультик? На самом деле, ответить на этот вопрос однозначно не получится. Все дело в том, что аниме снимаются в разных форматах.

    • Телесериал - самый распространенный. Многосерийные истории о жизни и приключениях героев длятся от нескольких выпусков до нескольких сотен и транслируются по телевидению.
    • Фильм - полнометражная картина, предназначенная для показов, прежде всего в кинотеатрах.
    • OVA - работы, созданные специально для продажи на носителях, и, как правило, нигде не транслируются.
    • ONA - аниме, которые сняты для распространения в Сети. Это самый новый формат, который пока еще не набрал особой популярности, но на него возлагают большие надежды.

    Сюжет завораживает

    Сюжеты картин и сериалов этого жанра очень разнообразны. Каждый сможет выбрать для себя что-то по душе. Есть аниме про любовь, дружбу и предательство, о пришельцах и технологиях будущего, о сражениях и подвигах воинов или целых армий. В общем, исторические, романтические, драматические, триллеры, мистика, фантастика - все, как в привычном мире полнометражных художественных фильмов и телевизионных сериалов.

    Ожившие картинки (манга)

    Что такое аниме и манга? Чем они отличаются и что в них общего? Эти два понятия, в принципе, неразлучны. Манга - это рисованные японские комиксы, которые, как правило, ложатся в основу аниме. В редких случаях происходит наоборот - сценарий мультфильма переносится на бумагу в форме картинок. Особую популярность манга обрели в Японии после Второй мировой войны. Рисованные книги читали люди всех возрастов вне зависимости от положения в обществе. Сегодня существуют целые издательства и сети магазинов, занимающиеся исключительно этим направлением культуры. Многие молодые художники проходят длительное обучение и мечтают оставить свой след на книжных полках в качестве авторов манга.

    Смотреть, не пересмотреть

    Считается, что лучшие аниме созданы Осаму Тэдзука и Хаяо Миядзаки. Эти люди заложил основы и для поклонников жанра стали легендами и богами. Однако сегодня список аниме и их знаменитых авторов просто огромен. Есть работы, которые популярны во всем мире, а есть и такие, которые известны среди определенных слоев ценителей. Вот лишь небольшой список аниме, которые стоит посмотреть:

    «Могила светлячов» (реж. Исао Такахата); «Шепот сердца» (реж. Есифуми Кондо), «Эльфийская песнь» (реж. Мамору Канбэ, Сумио Ватанабэ, Акира Иванага); «Король шаманов» (реж. Мамору Хосода); «Принцесса Мононоке» (реж. Хаяо Миядзаки); «Навсикая из Долины ветров» (реж. Хаяо Миядзаки); «Ветер крепчает» (реж. Хаяо Миядзаки; «Сказания Земноморья» (реж. Горо Миядзаки); «Ковбой Бибоп» (реж. Синичиро Ватанабе, Хироюки Окиура); «Унесенные призраками» (реж. Кирк Уайз, Хаяо Миядзаки); «Ариэтти из Страны лилипутов» (реж. Хиромасе Йонебаяши); «Бродяга Кенсин» (реж. Казухиро Фурухаси) и многие-многие другие.

    В жизни, как в кино …

    Есть в мире люди, которые не просто знают все об аниме, но и буквально живут в этом нарисованном мире. Молодежь во многих странах, а особенно, конечно же, в Японии, создала целый культурный пласт, основанный на сюжетах любимых фильмов. Юноши и девушки ставят себе контактные линзы, чтобы передать цвет глаз, остригают и красят волосы в самые безумные цвета, наносят сложный макияж, шьют на заказ или покупают в специализированных магазинах точную копию одежды, а некоторые даже, делают пластические операции, чтобы быть максимально похожими на своих героев. Они развлекаются, дружат и ссорятся, влюбляются и строят отношения, создают семьи и рожают детей. В общем, делают все то же, что и обычные молодые люди во всем мире, только в своем необычном стиле. Что такое аниме для них? Это не просто мультики, это целая вселенная, их жизнь и мир. Они совершенно ничего не знают о реальности и, в общем-то, не стремятся узнать.